Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

Опыт работы воспитателя детского сада. Интеграция речевого и физического развития в работе с детьми ОВЗ

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка и ли голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием.
Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Большая информационная нагрузка и сложные образовательные программы – реальность для современных дошкольников, поэтому в соответствии с требованиями ФГОС педагог должен целенаправленно использовать интегративный подход при организации образовательного процесса.
Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к дошкольному образовательному учреждению.
Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы
1. Методологические основы интеграции.
Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего, то, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между памятью, разумом и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования.
Понятие «интеграция» учёные определяют так:

• процесс и результат создания неразрывно связанного;
• состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию;
• объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Всё это предполагает:
• рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства;
• уметь переносить виды знания с одного вида деятельности на другой;
• одну информацию на другую;
находить общее и индивидуальное.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в нашем ДОУ – интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых я отбираю из определённой темы. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Целостно – интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет обрисовать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщённые умения.

Задачи интегрированных занятий:
– формировать осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений знаний о физкультуре;
– повышать уровень физической подготовки путём формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, и развития двигательных качеств и способностей;
– воспитывать потребность в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, к ней предъявляются следующие требования:
– чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
– продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
– взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
– большая информативная ёмкость образовательного материала, используемого на занятии;
– систематичность и доступность изложения материала;
– необходимое соблюдение временных рамок занятия.
Методика проведения занятия с использованием интегративного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приёмы.

Практика показала эффективность следующих методов и приёмов:
– сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (перед детьми ставится проблема и даётся несколько вариантов её решения, они, сравнивая и сопоставляя, ищут наиболее подходящий);
– проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ (использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и т.п.);
– разнообразные речевые дидактические игры для ознакомления культурно – речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии родного языка, для воспитания чувства уверенности в своих силах «Кто больше увидит и назовёт», «Найди игрушку» и т.д.
Организация физического воспитания детей дошкольного возраста на основе интеграции двигательной и речевой, познавательной деятельности положительно влияет на психофизическое развитие, физическую подготовленность, позитивно сказывается также на развитии эмоционально-волевых свойств личности дошкольника, на его взаимоотношениях в коллективе сверстников и с родителями, на собственной самооценке и повышении собственного статуса как равного среди других, на значительном росте эмоционального настроя на жизнь и двигательную активность, способствует повышению усвоения детьми программного материала по различным разделам образовательной программы, снижению заболеваемости детей.

Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы.
Интегрированные занятия:
– оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками;
– повышают уровень образованности;
Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников

В основе воспитания и обучения в коррекционной группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) лежит овладение речью, в которое входит не только её развитие, но и исправление имеющихся у ребёнка отклонений.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. Интегрированные занятия дают возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия в форме игры – основного вида деятельности дошкольников. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребёнка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия.

К специальным упражнениям относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. У дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабыми вдохом и выдохом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе.

В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. И строятся они на основе пройденного материала, как итоговые.

Интегрированные занятия способствуют расширению объёма двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счёт изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счёт применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться в различного вида тренажёры. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

В нашем детском саду, в логопедических группах, в спортивном зале имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно–спортивного оборудования. Чаще всего оно используется при проведении корригирующей гимнастики после сна. Сами педагоги наблюдают положительную динамику речевых навыков у детей, занимающихся физкультурой с необычными предметами. Это могут быть: обтирание, самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия.

Приведу пример двух физкультурно–речевых занятия для старших дошкольников.

«Путешествие на остров».

  • Учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, ритмом;
  • Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко;
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, дыхание;
  • Формировать образно – пространственное мышление;
  • Развивать артикуляционный аппарат, чёткую дикцию, темп речи и речевой слух;
  • Прививать интерес к занятиям по физической культуре и спорту.

Оборудование: корзинка; картинки с изображением грибов; игрушечная белка; мячи с «шипами»; шишки; угощение «грибочки»; канат; шведская стенка; гимнастическая и наклонная скамейки; гимнастические палки и обручи – по 4 шт.; тоннель.

Дети входят в физкультурный зал.

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на далёкий остров, где нас ждут приключения, препятствия и встречи. Вы готовы? В путешествие мы полетим на самолёте. (Проводит дыхательные упражнения.) «Часики» показывают, что осталось мало времени. Готовы? Проверим, в рабочем ли состоянии наш самолёт. «Продуваем двигатели», нажимаем «кнопки», заправляем бак топливом.

Дети выполняют упражнения. «Часики» – сидя, энергично наклоняют голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться его ухом, со словами «тик – так». До 15 раз. «Продуваем двигатели» – сидя, дышат только через левую ноздрю, правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх. То же с другой стороны. «Кнопки» – поочерёдно перебирают пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно. На каждое нажатие прищёлкивают язычком.

Физинструктор: К полёту готовы? Экипаж, занять свои места!

Дети встают друг за другом в одну шеренгу по краю зала.

Повернулись направо, шагом марш!

Дружно в ногу мы идём

Прямо на аэродром.

Идут на носках, подняв руки вверх.

А потом на пятках.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Идут на пятках, держа руки на поясе.

Выполняют круговые движения прямыми руками.

Руки ставим мы вразлёт,

Бегут в прямом направлении.

Покажите, как летят самолёты: разведите руки в стороны, как крылья, и по сигналу «Раз, два, три – полетели!» бегите по кругу друг за другом, покачивая руками – крыльями. По команде «Раз, два, три – сели!» приседайте.

Дети выполняют упражнение.

Мах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два.

Дети скачут боковым галопом в прямом и обратном направлениях. Переходят на спокойный шаг и останавливаются.

Хорошо пробежали, взбодрились! Не устали? Молодцы!

Логопед: Вот мы и на острове. Здесь растут разные деревья и кустарники, их очень много. Остров большой. Давайте прогуляемся.

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладём

И по брёвнышку идём!

Дети по очереди друг за другом идут по канату, держа руки за спиной.

Дружно на берег крутой

Друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой.

Мы в затылок поравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосточек мы взошли,

Вот и речку перешли.

Идут по гимнастическим наклонной и прямой скамейкам, раставив руки в стороны.

Группой по лугу шагаем,

Вдруг болото мы встречаем.

Идут, перешагивая через гимнастические палки.

Перейдём преграду вмиг

Прыг – прыг – прыг!

Прыгают из обруча в обруч.

Мы в пещеру залезали,

Дружно все до трёх считали,

Подлезают в тоннель.

Дальше к лесу мы идём

И корзинку достаём.

Подпрыгивают и достают корзинку с полки.

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят.

А грибы, что дарит лес,-

Это чудо из чудес.

Вот и корзинка пригодилась, будем грибы искать. Но найдёт только тот, кто назовёт родственное слово к слову «гриб».

Дети выполняют задание. За названное слово ребёнок получает картинку с изображением гриба.

Узнали грибы? Каждый назовёт, какой гриб нашёл. В нашу корзинку соберём только съедобные грибы. Почему некоторые грибы остались? Почему их называют несъедобными?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, я слышу, кто – то плачет.

Дети подходят к дереву.

Физинструктор (в руках игрушечная белка):

А живёт там белочка,

Словно бусинки, глаза.

Логопед: Почему ты плачешь, белочка?

Физинструктор (от лица белки): Пока я готовила запасы, мой домик кто – то сломал. Как же мне зимовать теперь, куда запасы складывать? (Плачет.)

Логопед: Не переживай, мы с ребятами починим твой дом.

Дети выполняют упражнения «молоток», «пила», «забор – труба – окно».

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята! Теперь я смогу сохранить свои запасы.

Логопед: Белочка,а про какие запасы ты говоришь?

Физинструктор: Я собираю орешки, шишки и грибы.

Логопед: Нам знакомы твои орешки. Хочешь, мы покажем, как умеем с ними играть?

Дети выполняют упражнения с мячиками с «шипами».

Повторяют вместе с логопедом:

Мячик я держу в руке,

Зажимаю в кулаке.

И ладошками катаю.

Ещё нам захотелось помочь тебе в сборе шишек.

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята за помощь. Примите от меня угощение. (Угощает детей шоколадными грибочками.)

Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Физинструктор: Экипаж, занять свои места. Заводим моторы. Полетели!

Дети идут друг за другом, раскинув руки в стороны.

«Путешествие с Буратино на Поле чудес»

  • Совершенствовать фонематический слух, лексико-грамматические средства языка (согласование числительных с существительными)
  • Слоговой анализ слов;
  • Связную речь;
  • Развивать координацию речи и движения;
  • Общую моторику, внимание;
  • Упражнять в беге с заданиями и перебрасыванием мяча друг другу;
  • Закреплять навык ходьбы по разным поверхностям;
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
  • Упражнять в лазанье по гимнастической стенке;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки (бег с захлёстыванием голени назад, ходьба на носках, пятках, по канату с мячами, ходьба по степам, по ребристым дорожкам, подлезание);
  • Развивать физические качества и интерес к занятиям физическими упражнениями).
Читайте также:  Конспект НОД: Звуки (Г) и (Г’)

Материал: Азбука, текст загадки, мяч, карточки с буквами, игрушки, школьные принадлежности, музыка из сказки про Буратино, мягкие модули, степы, верёвка с прикреплёнными к ней разноцветными шариками, обруч на стойке, шведская стенка.

Дети входят в спортивный зал, на скамейке лежит азбука.

Воспитатель логопедической группы берёт азбуку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто – то оставил здесь книгу. Как же она называется?

Дети читают название книги Азбука. Воспитатель открывает книгу на закладке.

Воспитатель: Тут напечатана загадка. Если вы её разгадаете, то узнаете, чья эта книга.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный

Дети отвечают: Буратино!

Воспитатель: Разделим слово Буратино на слоги хлопками. Бу – ра – ти – но. Сколько слогов в слове? Какой по счёту слог начинается с мягкого согласного? Ребята, вспомните, какие приключения произошли с Буратино.

Входит физинструктор в костюме Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы нашли мою азбуку, спасибо вам! Я отправляюсь в путешествие на Поле чудес и приглашаю вас с собой. Путь будет трудным, но мы вместе одолеем все препятствия и все трудности. Прежде чем отправиться в дальний путь, мы сделаем разминку. Друг за другом шагом марш!

Под музыку дети идут за Буратино на носочках, внутреннем своде стопы, приставным шагом, легко бегом, выполняют ОРУ с гантелями.

Буратино: Ну что, вы готовы идти со мной?

Подходят к полосе препятствий. Дети вслед за Буратино выполняют задания под музыку.

Буратино: Сначала переправимся через болото по кочкам. По ним надо шагать от одного до десяти (шагают по степам широкими шагами, на степах числа от одного до десяти). Дальше придётся идти через дремучий лес, где много поваленных деревьев. Через некоторые из них надо перелезать или пролезать, а под другими подлезать (перелезают, подлезают через мягкие модули, обручи). Вот узкий ручеёк. Через него перекинут ребристый мостик. Идём по ребристой дорожке, руки за головой.

Дети проходят два раза. Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: Чтобы нам вместе попасть на Поле чудес, надо научить Буратино считать.

Воспитатель бросает детям мяч, дети называют какой он по счёту: первый мяч, второй мяч и так далее.

Буратино: Спасибо, я понял как нужно считать. Отправляемся дальше в путь. Смотрите, перед нами бежит быстрая река, через которую перекинут узкий мостик. Надо идти осторожно, а то можно упасть в воду.

Дети идут потоком приставным шагом по цветным шарикам.

Стойте! Перед нами высокая гора, нам надо её преодолеть.

Забираются по гимнастической стенке, с переходом на следующий пролёт.

Ребята, мы уже близко! Вы молодцы!

Воспитатель организует детей в круг.

Воспитатель: Вы преодолели много препятствий. Буратино увидел, какие вы сильные и ловкие. Теперь пусть увидит, что вы ещё и внимательные.

В обруче игрушки. Дети с разноса берут карточки, на которых изображены буквы. Под музыку идут вокруг обруча, рассматривая игрушки. Музыка останавливается, дети берут игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного со звука, обозначенного на их карточке буквой.

Воспитатель: Возьмите игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного на ваших карточкой буквой. Покажите друг другу карточки и игрушки. Проверьте друг у друга. Настя, раздели название своей игрушки на слоги, протопывая. Серёжа, прошагай название своей игрушки, деля на слоги. Все вместе пропрыгаем, деля на слоги название игрушки Данила.

Буратино: Здорово, ребята, какие вы все умные и всё умеете. Я вот тоже в школу пойду, и тоже всё уметь буду и знать. Зато я знаю интересную подвижную игру.

Игра – «ловишка с лентами».

Воспитатель: Ребята, вы выполняли много разных действий, давайте восстановим дыхание.

Дыхательное упражнение «солнечный зайчик» – сомкнуть губы, потягиваясь руками вперёд, соеденить руки, сделать вдох носом. На счёт «три» «отпустить зайчика». Открыть ладони, подуть на них, сделав губы трубочкой. Дышать только носом. 2 – 3 раза.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу, и по утрам вас будет будить будильник. Сделаем упражнение на дыхание «будильник».

«Будильник» – Сомкнуть губы, сделать вдох носом. Слегка потряхивая прямыми руками внизу, на выдохе произносим «дзинь». 2 – 3 раза.

Буратино: Вот мы и на Поле чудес, сейчас я выкопаю мешочек, который я когда то закопал.

Буратино достаёт мешочек, высыпает монеты. Рассматривают их с детьми, благодарит детей, что помогли добраться до Поля чудес и дарит им монеты. Прощается и уходит. Дети возвращаются в группу.

Важно насыщать физкультурные занятия речевым материалом, включать подвижные игры с рифмовками, хороводные игры с пропеванием. Ведь известно, что стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая их на игру. Если учесть, что у детей с речевыми нарушениями неустойчивое внимание, низкая работоспособность, плохая переключаемость, то рациональное включение упражнений с речевым материалом играет существенную роль в коррекционной работе воспитательно-образовательного процесса.

Интеграция физического и речевого развития

  • Азбука детской безопасности. (10)
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ (8)
  • ДОКЛАДЫ, ВЫСТУПЛЕНИЯ (24)

Интеграция физического и речевого развития

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Интеграция – объединение в целое, каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Физические упражнения и игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций дошкольник познает мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:

– быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

– включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

– эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

– связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты – быть доступными детям.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих мероприятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников и с учетом их возраста.

Для успешного решения задач физического развития необходимо использовать знания и по другим образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Труд», и др. Проводят заключительные интегрированные мероприятия с использованием некоторых образовательных областей – 1 раз в квартал.

Интегрированные мероприятия по физической культуре позволяют ребенку применить и закрепить свои знания и умения по всем образовательным областям в игровой форме, приближенной к реальной жизни.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. Следует обращать внимание на то, что у дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выходом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе, а также нейройога – новая оздоровительная и необходимая для полноценного развития мозга система упражнений, сочетающая, как нейропсихо – коррекционные методики, так и йогу, что позволяет серьезно тренировать не только тело, но и мозг.

Интегрированные занятия способствуют расширению объема двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Интегрированные занятия по речевому и физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» уделяется внимание проведению интегрированных занятий в ДОУ: «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность».

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, вступившем в силу 16 марта 2010 г, одним из основных принципов является – «принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Министерство образования РФ обращает особое внимание на интегрированный подход в организации образовательного процесса для того, чтобы не допустить перегруза, чтобы сэкономить время для игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, в целях воспитания здорового поколения россиян.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ – это соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняющих друг друга. [Васюкова Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности //Детский сад от А до Я. 2004. № 6]

Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого дидакта Я.А.Каменского, утверждавшего, что «всё чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным…».

О применении интеграции в дошкольном образовании стали говорить сравнительно недавно – в 90-х годах ХХ века.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД в организации образовательного процесса соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ представляет собой объединение нескольких видов деятельности (соединяют знания из разных образовательных областей) на равноправной основе, с равноценным решением задач.

В процессе интегрированных занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Будет ли занятие интегрированным, когда:

  1. На занятии по ознакомлению с окружающим во время беседы о разных способах и средствах измерения времени проводится словесная игра «Назови соседей» (последовательность дней недели) и упражнение на закрепление счёта в пределах второго десятка (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по ознакомлению с окружающим и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  2. На занятии по ознакомлению с окружающим после беседы о правилах пожарной безопасности провели рисование плаката по теме «Пожарные» (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой).
  3. На физкультурном занятии во вводной части применяется упражнение на закрепление порядкового счёта, при выполнении прыжков применяются карточки с цифрами – «прыгни столько раз, чтобы количество прыжков соответствовало цифре на карточке», после подвижной игры посчитали, сколько человек запятнал ловишка и тд. (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по физическому воспитанию и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  4. На занятии по развитию речи (пересказ сказки) провели физкультминутку (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а физминутка является приёмом снятия или предупреждения утомления детей).

Педагогические возможности интегрированного занятия:

  1. формирование в единстве знаний и умений;
  2. повышение интереса к учению;
  3. снятие напряженности, страха, неуверенности.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

  1. музыка + математика;
  2. обучение грамоте + математика;
  3. художественная литература + развитие речи + обучение грамоте;
  4. развитие речи + музыка + рисование;
  5. математика + труд;
  6. ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд;
  7. ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы;
  8. математика + физическое воспитание и др. [Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие .2008.]

Интегрированные занятия могут быть:

  1. Спонтанными (воспитатель спланировал, подключил специалиста)
  2. Специально запланированными (требуют системной подготовки, координации действий воспитателя и других специалистов). Желательно специально запланированные интегрированные занятия вносить в сетку занятий.

Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление, обобщение знаний [Т.С.Комарова]

Продолжительность интегрированного занятия может быть на 1/3 больше обычного.
Как часто проводить интегрированные занятия каждый педагог должен решить для себя сам.

Есть авторы, которые не рекомендуют проводить интегрированные занятия чаще 1 раза в месяц. Другие авторы считают, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.

Мы в своём детском саду попробовали внести интегрированное занятие по физическому воспитанию + развитию речи 1 раз в квартал, как обобщающее. Почему физическое воспитание + развитие речи?

Читайте также:  Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития всех сторон речи. Занятия по развитию речи в основном статического характера.

Мы решили пойти путём оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников – интеграции физической и речевой деятельности детей. Пример интеграции физической и речевой деятельности детей, с равноценным решением задач обеих образовательных областей в приложении 1. Конспект интегрированного занятия по речевому и физическому развитию детей на тему «Зима» в приложении 2.

Чем больше специалистов, тем сложнее процесс координации. Главная роль в процессе координации у воспитателя. Воспитатель координирует. А узкие специалисты – в помощь воспитателю.

На сегодняшний день многие педагоги детских садов работают по лексическим темам, независимо от того, какая у них группа (коррекционная или массовая). Эффективность такого планирования обусловлена тем, что лексическая тема в течение недели проходит через все занятия и режимные моменты. Это позволяет активизировать речевое развитие детей, способствует возникновению желания активно участвовать в общении и совместной деятельности.

Игры и упражнения, способствующие речевому и физическому развитию.

  1. «Шеренга», «колонна»
    Задачи: формирование фразовой речи с включением предлогов; ориентировка в пространстве.
    Назвать того (тех), кто стоит слева или справа от тебя.
    Назвать того, кто идёт впереди тебя или за тобой.
  2. « Я и мы»
    Задачи: употребление глаголов в нужном числе в соответствии с личностными местоимениями; формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

В.: я иду
Я иду, высоко поднимая колени
Я иду на носочках
Я бегу

Второй вариант

Я иду
Я пою
Я бегу
Я молчу
Я на лавочку присела
Головою повертела
А потом я с лавки встала
И руками помахала
В ладоши похлопала
Ногами потопала
10 раз поприседала
И нисколько не устала

Д.: Мы идём
Мы идём, высоко поднимая колени
Мы идём на носочках
Мы бежим

И мы идём
И мы поём
И мы бежим
И мы молчим

Мы на лавочку присели
Головою повертели
А потом мы с лавки встали
И руками помахали

В ладоши похлопали
Ногами потопали
10 раз поприседали
И нисколько не устали.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 06.11.2015 2015-11-06

Статья просмотрена: 1651 раз

Библиографическое описание:

Митенкова, Т. В. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, С. А. Шевелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 835-838. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23019/ (дата обращения: 07.01.2021).

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

 сохранение здоровья ребенка;

 развитие базовых качеств личности;

 построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача — разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.

Главная цель взаимодействия специалистов — повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ. Учитывая это, возникает необходимость интеграции образовательных областей «Речевое развитие» и «Физическое развитие», что обусловливает необходимость взаимосвязи в работе логопеда и инструктора по физической культуре. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии. Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Речь — такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость [3, с. 198].

В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи большое значение придается моторному развитию ребенка. Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие детей этой категории варьируется в достаточно широких рамках. Так, у детей с дислалией, как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. При ринолалии наблюдаются значительные нарушения общей, тонкой произвольной, лицевой и речевой моторики. У этих детей отмечаются астенизация организма, сниженный мышечный тонус, нарушения координации, плавности движений. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При разных формах заикания отмечается разное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других — отставание в развитии моторных функций. Движения этих детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью; выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движений, страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости, а также заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.

Во всех коррекционных программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи обязательно выделяется работа по разделу «моторное развитие». В этом разделе предусматривается формирование полноценных двигательных навыков, овладение точно координированными и специализированными движениями рук. В процессе правильно организованных занятий устраняются некоординорованные, скованные, недостаточно ритмичные движения; дети обучаются дифференцированным навыкам. Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма. Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук [5, с. 32].

Использование физических упражнений как средств коррекции речи у дошкольников обосновывается следующими утверждениями:

 тело и психика развиваются неразрывно друг от друга. Движение, прежде совершенно простое, а потом всё более и более сложное, предоставляет ребёнку возможность постигать мир, взаимодействовать с окружающими, а значит, учиться и овладевать;

 движение как сложная, многослойная система, с одной стороны, — «зеркало» состояния ребёнка, а с другой — «окошко», через которое можно влиять на его развитие [4, с. 36].

Учёные института физиологии детей и подростков АПН в своих исследованиях доказали, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, следовательно, при наличии речевого нарушения у ребёнка пристальное внимание стоит уделять развитию двигательной сферы [1, с. 8]. Рассмотрим возможность использования физических упражнений как средства коррекции речи в старшем дошкольном возрасте. Развитие двигательных качеств наиболее интенсивно происходит в возрасте 5–6 лет. Поэтому в процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяют следующим разделам работы:

 развитию основных движений (ходьбы, бега, лазания, метания, прыжков равновесия);

 выполнению общеразвивающих упражнений для разных групп мышц;

 развитию статической и динамической координации движений, пространственной ориентировки;

 развитию быстроты двигательной реакции, точности движений, пластичности, гибкости;

 нормализации мышечного тонуса;

 совершенствованию дыхательных функций;

 развитию мелких мышц рук и пальцев;

 развитию артикуляционной моторики [7, с.186].

При различных нарушениях речи в коррекционной работе широко используются занятия логопедической ритмикой, подробно рассмотренные Г. А. Волковой [2, с.56]. Логопедическая ритмика — это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. В логоритмике можно выделить два основных звена. Первое — развитие и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией. Второе — развитие речи и коррекция речевых нарушений, воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха. Основной принцип всех видов работы — тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным режимом, а режимом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий. Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения. Здесь важен как четкий ритмический рисунок, так и художественное содержание.

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций. Дошкольники усваивают слова, обозначающие движения, игрушки, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях.

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность, овладение тонко координированными движениями рук — необходимые звенья в общей системе коррекционного воздействия. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно только усилий логопеда. Необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Хотелось бы отметить, что если занятия физическими упражнениями для ребенка без речевых недостатков — способ активного развития, то для дошкольника с нарушениями речи физкультура — одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Результатом интеграции речевой и двигательной деятельности является следующее:

 улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха; качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает огромное влияние на восприятие любого вида информации в целом;

 положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;

 заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика;

 у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный;

 творческие способности детей проявляются намного активнее.

Таким образом, можно утверждать, что работа по внедрению речедвигательной деятельности во все процессы воспитания и обучения дошкольников необходима. А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.

  1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  3. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011.
  4. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. — Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Физкультминутки /авт.-сост. С. А. Лёвина, С. И. Тукачёва. — Вып. 1. — Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Якубович М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя / М. А. Якубович, О. В. Преснова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ

Гуляс Наталья Николаевна
Галкина Людмила Александровна
Смогунова Галина Витальевна

Инструктор по физической культуре, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград
Воспитатель, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград
Воспитатель, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гуляс Н.Н., Галкина Л.А., Смогунова Г.В. Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 07.01.2021).

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. В соответствии с ФГОС одним из основных направлений всестороннего развития дошкольников является физическое развитие, которое включает в себя образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье», поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обусловливает обязательное включение образовательной области «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования. Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного отделения. Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения занятий нестандартная. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывает значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  • Интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Читайте также:  Конспект открытого психологического занятия по теме Удивление

Формы реализации принципа интеграции:

  1. Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.
  2. Интеграция по средствам организации образовательного процесса
  3. Интеграция детской деятельности.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Организация работы в ДОУ по физическому воспитанию детей в целом соответствует современным требованиям к организации и объему двигательной активности дошкольников. Используются разнообразные организационные формы двигательной деятельности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники и досуги.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Организовывая образовательный процесс, стараемся делать так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. При реализации образовательных областей во всех возрастных группах воспитатели применяют пальчиковые игры; упражнения для глаз; гимнастику (релаксация); массажеры для рук (орешки, палочки); проводятся тематические занятия «Мы любим спорт», «Мы гуляем», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и др.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию вместе с воспитателями мы обращаем внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх при пользовании инвентаря.

ОО «Познавательное развитие»: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни; участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

ОО «Речевое развитие»: проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок; привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий: флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; постановка спортивных танцев; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой.

Интеграция физкультурных занятий и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует валеологические песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день, слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем или пальчиковой игрой, используется дыхательная гимнастика, элементы звукотерапии, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой. Для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В ДОУ в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников проводится специальная коррекционная работа, направленная на укрепление здоровья детей. При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Физическое воспитание в нашем детском саду – важная часть общей системы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы:

  1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
  2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
  3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
  4. Интеграция образовательных областей способствуют более тесному контакту всех педагогов и специалистов.
  5. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту педагогов и воспитанников

В итоге дошкольное учреждение ставит перед собой задачу не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Всю работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей в детском саду мы с воспитателями выстраиваем с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Таким образом, интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в работе по здоровьезбережению как ведущий принцип организации деятельности в нашем детском саду направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет нам добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Литература:

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
  2. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М., 2012.
  3. Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа, 2005. 128 с.
  4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
  5. Майер А.А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. М., 2012.
  6. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников //Управление ДОУ. 2005. № 5. С. 99-102.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Р]

  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление навыков фонематического анализа.
  • Выработка резкого направленного выдоха.
  • Автоматизация твердого звука «Р» в открытых слогах.
  • Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Уточнение и расширение словаря.
  • Развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.

Зеркало, доска, предметные картинки (корова, зебра, волк, рысь), карточки- игры: «вертолет», «грузовик», схемы для звукового анализа – «домики», карточки –буквы, мяч, фломастеры.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки и выбрать картинку-отгадку из предложенных: корова, волк, зебра, рысь
и расположить картинки на доске в соответствии с инструкцией:

в верхнем правом углу,
в нижнем левом углу,
в нижнем правом углу,
в верхнем левом углу.

Лесники ее котят взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Киска, брысь!»
Потому, что это …
(Рысь)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла.
(Корова)

Зубовато, серовато. По полю рыщет, телят, овец ищет.
(Волк)

Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка.
(Зебра)

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук «Р» и слоги с этим звуком.

3. Развитие фонематического восприятия.

Логопед дает задание ребенку:

– Хлопнуть в ладоши 1 раз, когда он услышит звук «Р»:

а, у, р, ш, р, з, р, л, щ, а, о, р, ж, р.

– Хлопнуть 2 раза, когда он услышит слог со звуком «Р»:

ва, ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы, ро, ры.

– Хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «Р»:

лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка, комары.

Логопед предлагает ребенку послушать названия предметов и найти для слов свои «домики» (по месту расположения звука «Р» в словах — начало, середина, конец слова).

Ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба.

Ребенок располагает картинки под соответствующими схемами.

1) Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие упражнения помогали ему учиться произносить звук «р» и выбрать среди карточек-символов подходящие (заборчик, чашечка, грибочек, качели, барабан).

2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:

Статических: «заборчик», «чашечка», «иголочка».

Динамических: «лошадка», «качели», «грибочек», «маляр», «болтушка», «почистим зубки».

Упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус».

5. Автоматизация звука «Р».

1) Логопед вместе с ребенком уточняет характеристику звука и его артикуляцию:

  • губы в улыбке,
  • язык поднят за верхние зубы,
  • воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка,
  • звук твердый.

2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).

Логопед предлагает ребенку произносить звук «р» используя картинки-игры:

– Отправляется в полет винтокрылый вертолет! Ни разгона, ни разбега , раскрутили винт – и в небо!.

– Давай поможем пилоту завести вертолет.

(Ребенок произносит длительно звук «Р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно).

– Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской.

– Покажи, по каким дорожкам проехал грузовик.

(Ребенок произносит длительно звук «Р», проводя пальчиком по шероховатым поверхностям дорожек).

3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.

В кузове грузовика находятся карточки с буквами – А, О, У, Ы.

Логопед предлагает ребенку поставить их на «дорожках» по которым проедет грузовик. Ребенок, двигаясь по «дорожке» к букве, произносит слоги:

Логопед просит ребенка проговаривать слоги:

перед зеркалом,
с закрытыми глазами:

ра, ра, ра ры,ры,ры ра,ру,ры,ро
ро, ро, ро ру,ру,ру ро,ры,ру,ра

4) Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога

Игра «Волшебный молоточек»:

ра – ра – ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра –ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра- ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру — ру — ру

6. Динамическая пауза.

Логопед предлагает ребенку выложить на полу из веревочек разной длины «лесенку», располагая веревочки от самой длинной к самой короткой.

Логопед просит ребенка запомнить слоговой ряд и «прошагать» по лесенке вверх и вниз проговаривая слоги:

Ра – ры — ры – ра
Ро –ро – ру – ра
Ры – ро – ру- ры
Ра – ро – ро – ра
Ры – ры – ру – ра

7. Игра с мячом «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру):

«Вот слова со слогом «ра»: ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.
«Вот слова со слогом «ры»: ку – ры, го – ры, топо — ры, кома – ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед – ро, мет — ро, пе — ро, доб – ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу – ру.
«Мы закончили игру!»

8. Итог занятия.

  • Рефлексия.
  • Задание на дом.

Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 922 г. Москвы

Ссылка на основную публикацию