Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

Интегрированные занятия по речевому и физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» уделяется внимание проведению интегрированных занятий в ДОУ: «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность».

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, вступившем в силу 16 марта 2010 г, одним из основных принципов является – «принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Министерство образования РФ обращает особое внимание на интегрированный подход в организации образовательного процесса для того, чтобы не допустить перегруза, чтобы сэкономить время для игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, в целях воспитания здорового поколения россиян.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ – это соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняющих друг друга. [Васюкова Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности //Детский сад от А до Я. 2004. № 6]

Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого дидакта Я.А.Каменского, утверждавшего, что «всё чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным…».

О применении интеграции в дошкольном образовании стали говорить сравнительно недавно – в 90-х годах ХХ века.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД в организации образовательного процесса соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ представляет собой объединение нескольких видов деятельности (соединяют знания из разных образовательных областей) на равноправной основе, с равноценным решением задач.

В процессе интегрированных занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Будет ли занятие интегрированным, когда:

  1. На занятии по ознакомлению с окружающим во время беседы о разных способах и средствах измерения времени проводится словесная игра «Назови соседей» (последовательность дней недели) и упражнение на закрепление счёта в пределах второго десятка (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по ознакомлению с окружающим и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  2. На занятии по ознакомлению с окружающим после беседы о правилах пожарной безопасности провели рисование плаката по теме «Пожарные» (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой).
  3. На физкультурном занятии во вводной части применяется упражнение на закрепление порядкового счёта, при выполнении прыжков применяются карточки с цифрами – «прыгни столько раз, чтобы количество прыжков соответствовало цифре на карточке», после подвижной игры посчитали, сколько человек запятнал ловишка и тд. (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по физическому воспитанию и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  4. На занятии по развитию речи (пересказ сказки) провели физкультминутку (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а физминутка является приёмом снятия или предупреждения утомления детей).

Педагогические возможности интегрированного занятия:

  1. формирование в единстве знаний и умений;
  2. повышение интереса к учению;
  3. снятие напряженности, страха, неуверенности.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

  1. музыка + математика;
  2. обучение грамоте + математика;
  3. художественная литература + развитие речи + обучение грамоте;
  4. развитие речи + музыка + рисование;
  5. математика + труд;
  6. ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд;
  7. ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы;
  8. математика + физическое воспитание и др. [Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие .2008.]

Интегрированные занятия могут быть:

  1. Спонтанными (воспитатель спланировал, подключил специалиста)
  2. Специально запланированными (требуют системной подготовки, координации действий воспитателя и других специалистов). Желательно специально запланированные интегрированные занятия вносить в сетку занятий.

Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление, обобщение знаний [Т.С.Комарова]

Продолжительность интегрированного занятия может быть на 1/3 больше обычного.
Как часто проводить интегрированные занятия каждый педагог должен решить для себя сам.

Есть авторы, которые не рекомендуют проводить интегрированные занятия чаще 1 раза в месяц. Другие авторы считают, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.

Мы в своём детском саду попробовали внести интегрированное занятие по физическому воспитанию + развитию речи 1 раз в квартал, как обобщающее. Почему физическое воспитание + развитие речи?

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития всех сторон речи. Занятия по развитию речи в основном статического характера.

Мы решили пойти путём оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников – интеграции физической и речевой деятельности детей. Пример интеграции физической и речевой деятельности детей, с равноценным решением задач обеих образовательных областей в приложении 1. Конспект интегрированного занятия по речевому и физическому развитию детей на тему «Зима» в приложении 2.

Чем больше специалистов, тем сложнее процесс координации. Главная роль в процессе координации у воспитателя. Воспитатель координирует. А узкие специалисты – в помощь воспитателю.

На сегодняшний день многие педагоги детских садов работают по лексическим темам, независимо от того, какая у них группа (коррекционная или массовая). Эффективность такого планирования обусловлена тем, что лексическая тема в течение недели проходит через все занятия и режимные моменты. Это позволяет активизировать речевое развитие детей, способствует возникновению желания активно участвовать в общении и совместной деятельности.

Игры и упражнения, способствующие речевому и физическому развитию.

  1. «Шеренга», «колонна»
    Задачи: формирование фразовой речи с включением предлогов; ориентировка в пространстве.
    Назвать того (тех), кто стоит слева или справа от тебя.
    Назвать того, кто идёт впереди тебя или за тобой.
  2. « Я и мы»
    Задачи: употребление глаголов в нужном числе в соответствии с личностными местоимениями; формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

В.: я иду
Я иду, высоко поднимая колени
Я иду на носочках
Я бегу

Второй вариант

Я иду
Я пою
Я бегу
Я молчу
Я на лавочку присела
Головою повертела
А потом я с лавки встала
И руками помахала
В ладоши похлопала
Ногами потопала
10 раз поприседала
И нисколько не устала

Д.: Мы идём
Мы идём, высоко поднимая колени
Мы идём на носочках
Мы бежим

И мы идём
И мы поём
И мы бежим
И мы молчим

Мы на лавочку присели
Головою повертели
А потом мы с лавки встали
И руками помахали

В ладоши похлопали
Ногами потопали
10 раз поприседали
И нисколько не устали.

«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
консультация по физкультуре по теме

Важные направления работы физического воспитания и речевого развития в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_seminare.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»

Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно – педагогической работы. Многие учёные, исследуя физическое состояние детей с нарушением речи, отмечают у них недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта. В связи с этим наша задача не только выделить характер, но и структуру дефекта, увидеть потенциальные возможности физического развития ребёнка. Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют: моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности. Это:

1. Коррекционно-оздоровительная гимнастика, которая проводится в утренние часы. Гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на весь день.

2. Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров – система физических упражнений для коррекции речи. Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий и включает в себя элементы логоритмики – движения, сочетающиеся с речевым сопровождением. При выполнении таких движений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.

3. Релаксация- особые упражнения на расслаблении мышц рук, ног, туловища, успокаивающие детей и снимающие мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи. 4. Подвижные игры- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально- волевых качеств. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.

В заключении хотелось бы отметить, что речь и движения очень тесно связаны, и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил – В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил.

Предлагаю Вашему вниманию план тематического контроля в детском саду. Тема: Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельнос.

Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенс.

Развлекательное физкультурно- речевое мероприятие по ознакомлению с явлениями природы.

Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенс.

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи .

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников

В основе воспитания и обучения в коррекционной группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) лежит овладение речью, в которое входит не только её развитие, но и исправление имеющихся у ребёнка отклонений.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. Интегрированные занятия дают возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия в форме игры – основного вида деятельности дошкольников. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребёнка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия.

К специальным упражнениям относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. У дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабыми вдохом и выдохом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе.

В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. И строятся они на основе пройденного материала, как итоговые.

Интегрированные занятия способствуют расширению объёма двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счёт изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счёт применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться в различного вида тренажёры. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

В нашем детском саду, в логопедических группах, в спортивном зале имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно–спортивного оборудования. Чаще всего оно используется при проведении корригирующей гимнастики после сна. Сами педагоги наблюдают положительную динамику речевых навыков у детей, занимающихся физкультурой с необычными предметами. Это могут быть: обтирание, самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия.

Приведу пример двух физкультурно–речевых занятия для старших дошкольников.

«Путешествие на остров».

  • Учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, ритмом;
  • Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко;
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, дыхание;
  • Формировать образно – пространственное мышление;
  • Развивать артикуляционный аппарат, чёткую дикцию, темп речи и речевой слух;
  • Прививать интерес к занятиям по физической культуре и спорту.

Оборудование: корзинка; картинки с изображением грибов; игрушечная белка; мячи с «шипами»; шишки; угощение «грибочки»; канат; шведская стенка; гимнастическая и наклонная скамейки; гимнастические палки и обручи – по 4 шт.; тоннель.

Дети входят в физкультурный зал.

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на далёкий остров, где нас ждут приключения, препятствия и встречи. Вы готовы? В путешествие мы полетим на самолёте. (Проводит дыхательные упражнения.) «Часики» показывают, что осталось мало времени. Готовы? Проверим, в рабочем ли состоянии наш самолёт. «Продуваем двигатели», нажимаем «кнопки», заправляем бак топливом.

Дети выполняют упражнения. «Часики» – сидя, энергично наклоняют голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться его ухом, со словами «тик – так». До 15 раз. «Продуваем двигатели» – сидя, дышат только через левую ноздрю, правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх. То же с другой стороны. «Кнопки» – поочерёдно перебирают пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно. На каждое нажатие прищёлкивают язычком.

Физинструктор: К полёту готовы? Экипаж, занять свои места!

Дети встают друг за другом в одну шеренгу по краю зала.

Повернулись направо, шагом марш!

Дружно в ногу мы идём

Прямо на аэродром.

Идут на носках, подняв руки вверх.

А потом на пятках.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Идут на пятках, держа руки на поясе.

Выполняют круговые движения прямыми руками.

Руки ставим мы вразлёт,

Бегут в прямом направлении.

Покажите, как летят самолёты: разведите руки в стороны, как крылья, и по сигналу «Раз, два, три – полетели!» бегите по кругу друг за другом, покачивая руками – крыльями. По команде «Раз, два, три – сели!» приседайте.

Дети выполняют упражнение.

Мах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два.

Дети скачут боковым галопом в прямом и обратном направлениях. Переходят на спокойный шаг и останавливаются.

Хорошо пробежали, взбодрились! Не устали? Молодцы!

Логопед: Вот мы и на острове. Здесь растут разные деревья и кустарники, их очень много. Остров большой. Давайте прогуляемся.

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладём

И по брёвнышку идём!

Дети по очереди друг за другом идут по канату, держа руки за спиной.

Дружно на берег крутой

Друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой.

Мы в затылок поравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосточек мы взошли,

Вот и речку перешли.

Идут по гимнастическим наклонной и прямой скамейкам, раставив руки в стороны.

Группой по лугу шагаем,

Вдруг болото мы встречаем.

Идут, перешагивая через гимнастические палки.

Перейдём преграду вмиг

Прыг – прыг – прыг!

Прыгают из обруча в обруч.

Мы в пещеру залезали,

Дружно все до трёх считали,

Подлезают в тоннель.

Дальше к лесу мы идём

И корзинку достаём.

Подпрыгивают и достают корзинку с полки.

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят.

А грибы, что дарит лес,-

Это чудо из чудес.

Вот и корзинка пригодилась, будем грибы искать. Но найдёт только тот, кто назовёт родственное слово к слову «гриб».

Дети выполняют задание. За названное слово ребёнок получает картинку с изображением гриба.

Узнали грибы? Каждый назовёт, какой гриб нашёл. В нашу корзинку соберём только съедобные грибы. Почему некоторые грибы остались? Почему их называют несъедобными?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, я слышу, кто – то плачет.

Дети подходят к дереву.

Физинструктор (в руках игрушечная белка):

А живёт там белочка,

Словно бусинки, глаза.

Логопед: Почему ты плачешь, белочка?

Физинструктор (от лица белки): Пока я готовила запасы, мой домик кто – то сломал. Как же мне зимовать теперь, куда запасы складывать? (Плачет.)

Логопед: Не переживай, мы с ребятами починим твой дом.

Дети выполняют упражнения «молоток», «пила», «забор – труба – окно».

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята! Теперь я смогу сохранить свои запасы.

Логопед: Белочка,а про какие запасы ты говоришь?

Физинструктор: Я собираю орешки, шишки и грибы.

Логопед: Нам знакомы твои орешки. Хочешь, мы покажем, как умеем с ними играть?

Дети выполняют упражнения с мячиками с «шипами».

Повторяют вместе с логопедом:

Мячик я держу в руке,

Зажимаю в кулаке.

И ладошками катаю.

Ещё нам захотелось помочь тебе в сборе шишек.

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята за помощь. Примите от меня угощение. (Угощает детей шоколадными грибочками.)

Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Физинструктор: Экипаж, занять свои места. Заводим моторы. Полетели!

Дети идут друг за другом, раскинув руки в стороны.

«Путешествие с Буратино на Поле чудес»

  • Совершенствовать фонематический слух, лексико-грамматические средства языка (согласование числительных с существительными)
  • Слоговой анализ слов;
  • Связную речь;
  • Развивать координацию речи и движения;
  • Общую моторику, внимание;
  • Упражнять в беге с заданиями и перебрасыванием мяча друг другу;
  • Закреплять навык ходьбы по разным поверхностям;
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
  • Упражнять в лазанье по гимнастической стенке;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки (бег с захлёстыванием голени назад, ходьба на носках, пятках, по канату с мячами, ходьба по степам, по ребристым дорожкам, подлезание);
  • Развивать физические качества и интерес к занятиям физическими упражнениями).

Материал: Азбука, текст загадки, мяч, карточки с буквами, игрушки, школьные принадлежности, музыка из сказки про Буратино, мягкие модули, степы, верёвка с прикреплёнными к ней разноцветными шариками, обруч на стойке, шведская стенка.

Дети входят в спортивный зал, на скамейке лежит азбука.

Воспитатель логопедической группы берёт азбуку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто – то оставил здесь книгу. Как же она называется?

Дети читают название книги Азбука. Воспитатель открывает книгу на закладке.

Воспитатель: Тут напечатана загадка. Если вы её разгадаете, то узнаете, чья эта книга.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный

Дети отвечают: Буратино!

Воспитатель: Разделим слово Буратино на слоги хлопками. Бу – ра – ти – но. Сколько слогов в слове? Какой по счёту слог начинается с мягкого согласного? Ребята, вспомните, какие приключения произошли с Буратино.

Входит физинструктор в костюме Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы нашли мою азбуку, спасибо вам! Я отправляюсь в путешествие на Поле чудес и приглашаю вас с собой. Путь будет трудным, но мы вместе одолеем все препятствия и все трудности. Прежде чем отправиться в дальний путь, мы сделаем разминку. Друг за другом шагом марш!

Под музыку дети идут за Буратино на носочках, внутреннем своде стопы, приставным шагом, легко бегом, выполняют ОРУ с гантелями.

Буратино: Ну что, вы готовы идти со мной?

Подходят к полосе препятствий. Дети вслед за Буратино выполняют задания под музыку.

Буратино: Сначала переправимся через болото по кочкам. По ним надо шагать от одного до десяти (шагают по степам широкими шагами, на степах числа от одного до десяти). Дальше придётся идти через дремучий лес, где много поваленных деревьев. Через некоторые из них надо перелезать или пролезать, а под другими подлезать (перелезают, подлезают через мягкие модули, обручи). Вот узкий ручеёк. Через него перекинут ребристый мостик. Идём по ребристой дорожке, руки за головой.

Дети проходят два раза. Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: Чтобы нам вместе попасть на Поле чудес, надо научить Буратино считать.

Воспитатель бросает детям мяч, дети называют какой он по счёту: первый мяч, второй мяч и так далее.

Буратино: Спасибо, я понял как нужно считать. Отправляемся дальше в путь. Смотрите, перед нами бежит быстрая река, через которую перекинут узкий мостик. Надо идти осторожно, а то можно упасть в воду.

Дети идут потоком приставным шагом по цветным шарикам.

Стойте! Перед нами высокая гора, нам надо её преодолеть.

Забираются по гимнастической стенке, с переходом на следующий пролёт.

Ребята, мы уже близко! Вы молодцы!

Воспитатель организует детей в круг.

Воспитатель: Вы преодолели много препятствий. Буратино увидел, какие вы сильные и ловкие. Теперь пусть увидит, что вы ещё и внимательные.

В обруче игрушки. Дети с разноса берут карточки, на которых изображены буквы. Под музыку идут вокруг обруча, рассматривая игрушки. Музыка останавливается, дети берут игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного со звука, обозначенного на их карточке буквой.

Воспитатель: Возьмите игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного на ваших карточкой буквой. Покажите друг другу карточки и игрушки. Проверьте друг у друга. Настя, раздели название своей игрушки на слоги, протопывая. Серёжа, прошагай название своей игрушки, деля на слоги. Все вместе пропрыгаем, деля на слоги название игрушки Данила.

Буратино: Здорово, ребята, какие вы все умные и всё умеете. Я вот тоже в школу пойду, и тоже всё уметь буду и знать. Зато я знаю интересную подвижную игру.

Игра – «ловишка с лентами».

Воспитатель: Ребята, вы выполняли много разных действий, давайте восстановим дыхание.

Дыхательное упражнение «солнечный зайчик» – сомкнуть губы, потягиваясь руками вперёд, соеденить руки, сделать вдох носом. На счёт «три» «отпустить зайчика». Открыть ладони, подуть на них, сделав губы трубочкой. Дышать только носом. 2 – 3 раза.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу, и по утрам вас будет будить будильник. Сделаем упражнение на дыхание «будильник».

«Будильник» – Сомкнуть губы, сделать вдох носом. Слегка потряхивая прямыми руками внизу, на выдохе произносим «дзинь». 2 – 3 раза.

Буратино: Вот мы и на Поле чудес, сейчас я выкопаю мешочек, который я когда то закопал.

Буратино достаёт мешочек, высыпает монеты. Рассматривают их с детьми, благодарит детей, что помогли добраться до Поля чудес и дарит им монеты. Прощается и уходит. Дети возвращаются в группу.

Важно насыщать физкультурные занятия речевым материалом, включать подвижные игры с рифмовками, хороводные игры с пропеванием. Ведь известно, что стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая их на игру. Если учесть, что у детей с речевыми нарушениями неустойчивое внимание, низкая работоспособность, плохая переключаемость, то рациональное включение упражнений с речевым материалом играет существенную роль в коррекционной работе воспитательно-образовательного процесса.

Опыт работы воспитателя детского сада. Интеграция речевого и физического развития в работе с детьми ОВЗ

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка и ли голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием.
Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Большая информационная нагрузка и сложные образовательные программы – реальность для современных дошкольников, поэтому в соответствии с требованиями ФГОС педагог должен целенаправленно использовать интегративный подход при организации образовательного процесса.
Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к дошкольному образовательному учреждению.
Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы
1. Методологические основы интеграции.
Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего, то, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между памятью, разумом и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования.
Понятие «интеграция» учёные определяют так:

• процесс и результат создания неразрывно связанного;
• состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию;
• объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Всё это предполагает:
• рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства;
• уметь переносить виды знания с одного вида деятельности на другой;
• одну информацию на другую;
находить общее и индивидуальное.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в нашем ДОУ – интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых я отбираю из определённой темы. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Целостно – интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет обрисовать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщённые умения.

Задачи интегрированных занятий:
– формировать осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений знаний о физкультуре;
– повышать уровень физической подготовки путём формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, и развития двигательных качеств и способностей;
– воспитывать потребность в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, к ней предъявляются следующие требования:
– чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
– продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
– взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
– большая информативная ёмкость образовательного материала, используемого на занятии;
– систематичность и доступность изложения материала;
– необходимое соблюдение временных рамок занятия.
Методика проведения занятия с использованием интегративного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приёмы.

Практика показала эффективность следующих методов и приёмов:
– сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (перед детьми ставится проблема и даётся несколько вариантов её решения, они, сравнивая и сопоставляя, ищут наиболее подходящий);
– проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ (использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и т.п.);
– разнообразные речевые дидактические игры для ознакомления культурно – речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии родного языка, для воспитания чувства уверенности в своих силах «Кто больше увидит и назовёт», «Найди игрушку» и т.д.
Организация физического воспитания детей дошкольного возраста на основе интеграции двигательной и речевой, познавательной деятельности положительно влияет на психофизическое развитие, физическую подготовленность, позитивно сказывается также на развитии эмоционально-волевых свойств личности дошкольника, на его взаимоотношениях в коллективе сверстников и с родителями, на собственной самооценке и повышении собственного статуса как равного среди других, на значительном росте эмоционального настроя на жизнь и двигательную активность, способствует повышению усвоения детьми программного материала по различным разделам образовательной программы, снижению заболеваемости детей.

Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы.
Интегрированные занятия:
– оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками;
– повышают уровень образованности;
Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста. Семья и ДОУ должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья дошкольника и формирования здорового образа жизни. Семья, ДОУ и общественность играют ведущую роль в становлении и развитии личности дошкольника, сохранении и укреплении его здоровья.

Взаимосвязь физического и умственного воспитания проявляется непосредственно (прямое воздействие на развитие умственных способностей, познавательные ситуации на занятии) и опосредованно (укрепление здоровья и физическое воспитание является необходимым условием для умственного развития). Дошкольный возраст является важным периодом становления личности, физического, психического и умственного развития ребенка. Именно в этот период у дошкольника закладываются основы здоровья, всех психических процессов, развиваются различные способности, определяются черты характера, формируются нравственные качества, совершенствуется интеллект. Также в этот период формируется логическое мышление, которое позволяет структурировать информацию, развивается речь (познавательная функция общения). Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль движений для координации движений, формирования общей и мелкой моторики, быстроты реакции, памяти неоценима. Так, память дошкольников становится произвольной, ребенок ставит цель что-либо запомнить, узнать, предпринимая намеренные усилия; начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе установлена взаимосвязь уровня двигательной активности, развития мелкой моторики и развития речи, мышления дошкольников. Выполнение упражнений для рук, ног, головы подготавливает совершенствование движений органов артикуляции.

Организационными формами физического воспитания в ДОУ являются: занятия, самостоятельная двигательная деятельность детей, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня ДОУ (утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения на прогулке, физкультминутки, индивидуальная работа) [2].

Левина Р.Е. [1] в своих трудах подчеркивает, что речь является важнейшей психической функцией человека, а речевое общение дошкольника способствует развитию высших форм познавательной деятельности.

Благодаря речи дошкольник осваивает детские виды деятельности (коллективные игры, конструирование, детское художественное творчество и пр.), налаживает общение со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимика, жесты, предметные действия и т.д.).

Филичева Т.Б. [5] отмечает, что умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Как отмечает Э.Я. Степаненкова [4], для стимулирования и умственной и двигательной деятельности дошкольников в процессе выполнения физических упражнений важно использовать мелкие предметы для развития мелкой моторики, а также игровые образы и поддержание положительных эмоций на занятии, что способствуют стимулированию мыслительных процессов.

Э.Я. Степаненкова [4] предложила следующую классификацию игр: по возрасту, подвижности, по видам движений, содержанию (с правилами и спортивные). Подвижные игры с правилами могут быть сюжетными и без сюжета.

Рассмотрим специальные игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики и речи [3]: разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.); чтение и рассказывание сказок, стихов; рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям; игры-занятия с предметными и сюжетными картинками.

Большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета (игры-драматизации). Игры с пением и хороводные способствуют развитию не только выразительности речи, но и согласованности слов с движениями, формируют произвольность запоминания текста и движения. Также с дошкольниками проводятся сюжетно- ролевые игры и игры с правилами (дидактические и подвижные).

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами (дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т.д.).

Игровой компонент, включенный в занятие, позволяет поддерживать высокий эмоциональный настрой, повышать интерес к двигательной деятельности, способствует усвоению различных знаний, умений, развитию двигательных способностей, дисциплинированности. Благодаря игре дошкольник видит результаты деятельности, которая становится целенаправленной и организованной.

Необходимым средством образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании является система упражнений и игр по формированию речевой культуры детей дошкольного возраста. Кроме развития речи двигательная активность способствует развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Подвижные игры и упражнения можно использовать на физкультурных занятиях, свободной деятельности дошкольников, на прогулке.

Одновременное выполнение движений, подвижных игр и проговаривание чистоговорок, песенок, которые подобраны с темой занятия, способствует лучшему закреплению звуков у детей дошкольного возраста. Следовательно, формирование связной речи старших дошкольников обуславливает взаимосвязь развития речи и физического воспитания у детей дошкольного возраста, что определяет цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Данное взаимодействие способствует расширению словарного запаса у дошкольников, повышает интерес на занятиях физической культурой, развивает общую и мелкую моторику, координацию, связную речь.

Многие игры и занятия сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, отражающие знакомые детям события. Постепенно речь отделяется от наглядной ситуации. С целью преодоления ситуационности речи взрослые должны общаться с детьми не только по поводу наглядной ситуации, но и беседовать о том, что они не воспринимают в данный момент (прошлое, будущее и пр.) [3].

Э.Я. Степаненкова [4] отмечает, что применение различных методов и приемов для развития умственных способностей дошкольников посредством различных форм физической культуры, творческих заданий, обеспечит преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Таким образом, игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Игровая форма упражнений по развитию речи, используемая на занятиях по физической культуре, физкультминутках, подвижных играх, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют усвоению материала, формированию речи детей дошкольного возраста.

Именно через игру ребенок познает окружающий мир, в игре находит выражение его основных потребностей. Физическое воспитание дошкольников направленно на укрепление здоровья, должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями и способствовать формированию двигательных навыков и физических качеств, необходимых для гармоничного развития ребенка. Благодаря выполнению физических упражнений, развитию общей и мелкой моторики, происходит совершенствование речи детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей// Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).

2. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика/Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.-264 с.

3. Рузская А.Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 64 с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

5. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Дата публикации: 06.11.2015 2015-11-06

Статья просмотрена: 1538 раз

Библиографическое описание:

Митенкова Т. В., Анищенко Л. К., Шевелёва С. А. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 835-838. — URL https://moluch.ru/archive/102/23019/ (дата обращения: 28.02.2020).

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

 сохранение здоровья ребенка;

 развитие базовых качеств личности;

 построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача — разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.

Главная цель взаимодействия специалистов — повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ. Учитывая это, возникает необходимость интеграции образовательных областей «Речевое развитие» и «Физическое развитие», что обусловливает необходимость взаимосвязи в работе логопеда и инструктора по физической культуре. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии. Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Речь — такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость [3, с. 198].

В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи большое значение придается моторному развитию ребенка. Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие детей этой категории варьируется в достаточно широких рамках. Так, у детей с дислалией, как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. При ринолалии наблюдаются значительные нарушения общей, тонкой произвольной, лицевой и речевой моторики. У этих детей отмечаются астенизация организма, сниженный мышечный тонус, нарушения координации, плавности движений. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При разных формах заикания отмечается разное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других — отставание в развитии моторных функций. Движения этих детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью; выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движений, страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости, а также заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.

Во всех коррекционных программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи обязательно выделяется работа по разделу «моторное развитие». В этом разделе предусматривается формирование полноценных двигательных навыков, овладение точно координированными и специализированными движениями рук. В процессе правильно организованных занятий устраняются некоординорованные, скованные, недостаточно ритмичные движения; дети обучаются дифференцированным навыкам. Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма. Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук [5, с. 32].

Использование физических упражнений как средств коррекции речи у дошкольников обосновывается следующими утверждениями:

 тело и психика развиваются неразрывно друг от друга. Движение, прежде совершенно простое, а потом всё более и более сложное, предоставляет ребёнку возможность постигать мир, взаимодействовать с окружающими, а значит, учиться и овладевать;

 движение как сложная, многослойная система, с одной стороны, — «зеркало» состояния ребёнка, а с другой — «окошко», через которое можно влиять на его развитие [4, с. 36].

Учёные института физиологии детей и подростков АПН в своих исследованиях доказали, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, следовательно, при наличии речевого нарушения у ребёнка пристальное внимание стоит уделять развитию двигательной сферы [1, с. 8]. Рассмотрим возможность использования физических упражнений как средства коррекции речи в старшем дошкольном возрасте. Развитие двигательных качеств наиболее интенсивно происходит в возрасте 5–6 лет. Поэтому в процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяют следующим разделам работы:

 развитию основных движений (ходьбы, бега, лазания, метания, прыжков равновесия);

 выполнению общеразвивающих упражнений для разных групп мышц;

 развитию статической и динамической координации движений, пространственной ориентировки;

 развитию быстроты двигательной реакции, точности движений, пластичности, гибкости;

 нормализации мышечного тонуса;

 совершенствованию дыхательных функций;

 развитию мелких мышц рук и пальцев;

 развитию артикуляционной моторики [7, с.186].

При различных нарушениях речи в коррекционной работе широко используются занятия логопедической ритмикой, подробно рассмотренные Г. А. Волковой [2, с.56]. Логопедическая ритмика — это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. В логоритмике можно выделить два основных звена. Первое — развитие и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией. Второе — развитие речи и коррекция речевых нарушений, воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха. Основной принцип всех видов работы — тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным режимом, а режимом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий. Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения. Здесь важен как четкий ритмический рисунок, так и художественное содержание.

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций. Дошкольники усваивают слова, обозначающие движения, игрушки, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях.

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность, овладение тонко координированными движениями рук — необходимые звенья в общей системе коррекционного воздействия. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно только усилий логопеда. Необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Хотелось бы отметить, что если занятия физическими упражнениями для ребенка без речевых недостатков — способ активного развития, то для дошкольника с нарушениями речи физкультура — одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Результатом интеграции речевой и двигательной деятельности является следующее:

 улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха; качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает огромное влияние на восприятие любого вида информации в целом;

 положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;

 заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика;

 у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный;

 творческие способности детей проявляются намного активнее.

Таким образом, можно утверждать, что работа по внедрению речедвигательной деятельности во все процессы воспитания и обучения дошкольников необходима. А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.

  1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  3. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011.
  4. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. — Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Физкультминутки /авт.-сост. С. А. Лёвина, С. И. Тукачёва. — Вып. 1. — Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Якубович М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя / М. А. Якубович, О. В. Преснова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Читайте также:  Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков
Ссылка на основную публикацию