Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»

Наталья Попова
Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха.

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Инновационные методы и приемы в работе учителя – логопеда».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи.А именно:

развиваю: языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

• артикуляционную, мелкую и общую моторику;

• ВПФ (речь, воображение, мышление, память);

• активность, самостоятельность, творчество;

• мимические, пантомимические навыки;

• невербальный навык общения;

• формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

• снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы:

• креативная игротерапия (пескотерпия);

• Су – джок терапию;

• информационную технологию обучения.

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах, которые применяю в своей практике.

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова).

– Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

– Я летаю и жужжу:

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

– Ножки, ножки, вы шагали?

– Мы шагали, мы шагали.

– Ножки, ножки, вы бежали?

– Мы бежали, мы бежали.

– Ножки, ножки, вы устали?

– Мы устали … Мы устали …

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн.

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая).

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет).

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки).

5. Слово – ассоциация. (Волшебство).

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике.

Рассказ «Снегири».

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди – добрые.Они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири.Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах, методических объединениях, круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Инновационные методы и приемы, которые я применяю в своей работе эффективны, так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель – создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель – создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями – активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция “Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда (Из опыта работы)

автор: Сусликова Татьяна Николаевна

учитель — логопед МОБУ гимназия №1

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда (Из опыта работы)

МОБУ гимназия№1

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

(Из опыта работы)

Автор: Сусликова Т. Н.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Ритмические движения под музыку.
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
  • Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
  • Улучшению общего состояния детей;
  • Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • Стимуляции речевой функции;
  • Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.
  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Читайте также:  Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи , что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Заключение: Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.

  1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
  2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. — Литера, 2008 – С. 32.
  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская — М. АСТ, 2007 С. 94
  4. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
  5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208
  6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Читайте также:  Мы идем в театр' - конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ОНР

«Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»
учебно-методический материал по логопедии на тему

Из опыта работы «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»

Скачать:

ВложениеРазмер
iz_opyta_raboty.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №98

«Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопедической группе нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС ДО «Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон. Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе дошкольного учреждения направлен на: укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями. Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

– Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);

– Технология наглядного моделирования;

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания. Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

Заключение: Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст.

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош.

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват.

В моём опыте работы представлены различные виды работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

Успех коррекционного воздействия в огромной степени обусловлен уровнем профессиональной подготовки педагогов, их умений комплексно и дифференцированно оценить состояние ребенка, спланир.

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн.

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельностив рамках ФГОС Д.

Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта

Включение инновационных технологий в коррекционную работу:

Количество детей со сложными формами речевых нарушений на логопедическом пункте из года в год увеличивается. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень развития фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи. Речевые проблемы часто отрицательно влияют на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию застенчивости, нерешительности и низкой самооценки. Очень важно вовремя устранить речевые проблемы, иначе они грозят перейти в стойкий дефект и могут негативно сказаться на обучении в школе, на выборе профессии. Непрерывный поиск эффективных методик и технологий в условиях логопедического пункта приобретает особую значимость, ведь время коррекционного воздействия, отведенное на каждого ребенка, ограничено, как правило, двумя занятиями в неделю.

Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий. Использую их в следующих направлениях коррекционной работы:

I. Инновационные технологии в развитии мелкой моторики.

II. Инновационные технологии в развитии моторики речевого аппарата.

III. Инновационные игровые технологии.

IV. Результаты коррекционной работы по использованию инновационных технологий.

I. Развитие мелкой моторики.

На этапе развития мелкой моторики это пальчиковая гимнастика, которая является неотъемлемой частью каждого занятия и предшествует речевой активности детей. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, способствует развитию артикуляционной моторики, помогает снять напряжение. Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок и тренажер Травка – высокоэффективные и доступные методы самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук.

Очень хорошо зарекомендовали себя кинезеологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

II. Развитие моторики речевого аппарата.

На этом этапе применяю артикуляционную гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой, при дизартрии – все виды массажа.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным движениям добавляется движение кисти. Данная технология значительно ускоряет процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Для коррекции этих форм речевой патологии необходим логопедический массаж. Массажные программы составляю с учетом степени и выраженности дефекта, применяя различные виды массажа: классический, зондовый, массаж биологически активных точек.

Также обучаю детей самомассажу, который может проводиться дома, усиливая и дополняя действие основного массажа.

Инновационные методы диагностики и коррекции дизартрии.

Программа логопедического массажа при различных формах дизартрии. Решетник О. В.

Мануальные техники в коррекции дизартрии.

III. Игровые технологии.

1.Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики.

2. Игровые технологии на этапе автоматизации звуков.

3. Игровые технологии на этапе дифференциации звуков.

Успех в нашей работе напрямую зависит от создания благоприятной обстановки и положительных эмоций на занятиях. Всегда помню о том, что мои воспитанники живут в мире фантазий и волшебства, в мире сказочных и мультипликационных персонажей. На наших занятиях Веселый Язычок помогает справиться с неудачами и вместе с детьми радуется победам. Представленные игровые пособия – авторские разработки, они позволяют разнообразить и повысить эффективность коррекционной работы.

 1. Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики  .

Артикуляционная гимнастика, особенно на начальных этапах работы по коррекции звукопроизношения, представляет для многих детей значительные трудности, требуя определенной длительности и кратности в выполнении упражнений. Преодолеть комплекс: «Не получается никак, ну и не буду» помогают комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для всех групп звуков . С Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций.

На следующем занятии, выполняя те же упражнения, ребенок преодолевает все препятствия в игре «Помоги Язычку вернуться домой». Опираясь на картинку-символ, он вспоминает упражнение, входящее в комплекс и воспроизводит его с учетом всех требований, тем самым продвигаясь по пути к дому.

Интегрированные занятия в логопедической практике

Шахватова Татьяна Евгеньевна
Интегрированные занятия в логопедической практике

Интегрированные занятия в логопедической практике.

Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Ян Амос Коменский

Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе. И. Г. Песталоцци

Важность интегрированного занятия заключается в достижении целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме.

Интегрированные занятия занимают всё более прочное место в учебно-воспитательном процессе. Они способствуют развитию творчества, успешности, веры в себя, помогают установить связь между учебными дисциплинами, способствуют формированию единой картины мира, позитивно влияют на развитие креативности и образного мышления детей. Такие занятия менее утомительны для детей и более интересны. Через интегрированные занятия у дошкольников имеющих проблемы с речью, развивается познавательный интерес, дети более адаптировано знакомятся с окружающей действительностью.

Дошкольниками, испытывающие проблемы с речью, на такого рода занятиях, используют знания из разных сфер деятельности, у них формируется единая, полная картина окружающей действительности, не раздробленная, например, на изучение целостной картины мира, рисование, развитие речи. Интегрированные занятияспособствуют реализации творческих возможности: дети сочиняет, фантазирует, думает, познают законы и специфику родного языка; в познавательной, игровой форме обогащают свой словарь, развивают коммуникативные связи. Так как интегрированные занятия проводятся в игровой форме, в занятиевключаются различные виды двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

На наглядном примере приведем отрывок интегрированного логопедического занятия с обогащением знаний о правилах дорожного движения (ПДД). Дошкольники- участники уличного движения. Знания, полученные на занятиях по ПДД во многом способствуют профилактике травматизма и ответственного отношения ко всем участникам движения.

Одной из целей логопедического занятия является автоматизация звука «З» в речи. Для повышения интереса к процессу автоматизации логопед предлагает через подвижную игру с запрещающими знаками ПДД провести процесс коррекционной работы.

Логопедзнакомит детей с запрещающими знаками ПДД: проезд запрещен, проход запрещен, проезд на велосипеде запрещен, стоянка запрещена, движение запрещено.

Первое задание, которое дает логопед детям – это назвать запрещающий знак.Называть знак необходимо полным названием: запрещающий знак «проезд запрещен», запрещающий знак «проход запрещен» и т. д.

После того, как знаки будут повторены детьми, логопедпредлагает детям поиграть в игру: «На дороге». Каждому ребенку предлагается дойти (доехать на велосипеде, машине) до перекрестка дорог, на одной из которых стоит запрещающий знак и выбрать дорогу, по которой можно двигаться далее. Чтобы ребенок смог пройти по свободной дороге, он должен озвучить свой выбор фразой, содержащий название запрещающего знака.Например: «Я выбрал дорогу, ведущию к зайчику, на ней нет запрещающего знака «проход запрещен. К зубру дорога закрыта» и т. д.

После того, как детьми будут обыграны ситуации ПДД, логопед предлагает детям выбрать один из запрещающих знаков, нарисовать его и разукрасить, предварительно повторив его название.

В конце занятия каждый ребенок может выбрать предварительно заготовленный логопедом наиболее понравившийся запрещенный знак, получив домашнее задание рассказать о запрещающем знаке друзьям и родственникам.

Играйте с детьми, адаптируйте игры к жизненным ситуациям и тогда нашим детям будет намного проще приспособиться к окружающему миру!

Учитель-логопед Шахватова Т. Е.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Конспект занятия средней логопедической группы «Мы разные, но мы равные!» Конспект занятия средней логопедической группы. Тема: «Мы разные, но мы равные!» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное,.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Конспект занятия «Весеннее приключение» в старшей логопедической группе Конспект НОД по образовательным областям «Речевое развитие» Составила: учитель-логопед Емельянова С. Б Возрастная группа: старшая логопедическая.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Конспект занятия «Математический конкурс КВН» в старшей логопедической группе Цель: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Задачи: Закреплять представления детей о последовательности.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Интегративные подходы в художественной культуре для оптимизации процесса логопедического воздействия

При стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании пришло то время, когда учителю-логопеду приходится оказывать коррекционно-речевую помощь детям с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными дефектами. Необходим поиск универсальных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.

Удачно и эффективно использовать интегрированные логопедические занятия. Комплексный интеграрованный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий помогут обеспечить высокие результаты в коррекции речи. Взаимосвязь разных видов искусств играет важную роль в становлении полноценной личности детей с нарушениями речи.

О художественном образовании и творчестве на логопедических занятиях

Художественное образование играет важную роль в становлении полноценной личности ребенка, в развитии его способностей.

«Творчество, как универсальный способ самопознания (интеграция деятельности и личностно – ориентированного подходов в педагогике искусства)» говорит, что «эстетическая деятельность человека универсальна. В ней человек выражает свое отношение к окружающему миру и самому себе как уникальной частице мироздания.

Эстетическое освоение мира человеком опирается на все многообразие эстетических свойств деятельности.

Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества, как в сфере познания, так и в художественной деятельности».

Поэтому разработаны и внедряются в образовательный процесс инновационные технологии. Их основой стала интеграция содержания образования, способная сформировать у дошкольников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.

Эти изменения отражены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образование, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ 23 ноября 2009г. № 655, в котором изложено принципиально новое в содержании дошкольного образования: обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам, и прежде всего принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Особенно важно использовать такие занятия для детей в коррекционных группах, где возможно осваивать содержание различных разделов программы параллельно, что позволит сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Использование различных областей художественного образования на логопедических занятиях дает возможность поддерживать внимание воспитанников, проводить коррекционную работу на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,- говорил немецкий философ Г. Гегель. Правомерность этого суждения особенно понятна тем специалистам, для которых работа над речью, а точнее ее звучанием, осмысленностью, соответствием форм и содержания – и составляет ядро профессиональной деятельности.

Реалии повседневной жизни все чаще ставят перед дефектологами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Особенно возрастает значение работы логопедов в условиях инклюзивно-организованного обучения как относительной образовательной практики. Интегрированное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к условиям образовательного учреждения.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Этой проблемой занимались Т.А.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев и многие другие. Обучение связной речи детей имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

Полноценное овладение детьми-логопатами навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Детей необходимо приобщать к миру искусства, как средству развития монологической речи.

Искусство — одно из мощнейших средств воспитания чувств, поэтому так важно научить таких детей понимать и любить произведения живописи, литературы и музыки. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все его виды является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста.

Формирование монологической связной речи и коррекция речевого дефекта у детей-логопатов невозможны без взаимодействия всех участков коррекционно–образовательного процесса.

Коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи — весьма сложная проблема, так как у них наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, позднее начало речевого развития, низкая речевая активность.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико- пространственных представлений. Для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно – образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, используя различные виды искусств, можно говорить об эффективности коррекционной работы.

Интегрированные логопедические занятия

Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна.

Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства:

  • жесты,
  • мимику,
  • пантомимические движения.

Как правило, дети-логопаты отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, логопеды связывают свою работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Театрализованная деятельность в работе логопеда

Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

  • Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
  • Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
  • Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения.

Развитие адаптивного процесса общения повышает эффективность коррекции: коммуникативные сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе.

Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи.

Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития.

Логоритмика

Для повышения эффективности коррекционной работы логопеды используют логоритмику, то есть сочетание музыки, движения и речи.

Г.А. Волкова впервые в нашей стране создала логопедическую ритмику как специальную науку.

Музыка — это «звучащее лекарство». А.В.Запорожец отмечал, что система движений влияет на психические процессы, а также развивает речь.

В.А. Гиляровский подчеркивал, что музыка влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга.

«В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально- положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма».

Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, коррекционных задач каждого этапа логопедической работы.

Многообразие средств логоритмики дает возможность всем специалистам, работающим с данной категорией детей, включать эти средства в свои занятия.

Хорошо известна взаимосвязь общей и речевой моторики, которая подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сначала развиваются движения тонких пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук занимает важнейшее место в коррекционной работе и содержит целый комплекс мер, в которые входят:

  • разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
  • пальчиковый театр;
  • рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.;
  • графические упражнения;
  • лепка;
  • ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.

Бумажная пластика

Дошкольная программа развития и обучения детей предусматривает работу с самыми разными материалами. Самая интересная, незаменимая, разнообразная – это работа с бумагой. Она пластична, легка в обработке, не требует больших усилий, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы, имеет приятный для восприятия цвет, разнообразные фактуру и структуру.

Используют различные виды бумажной пластики:

  • аппликация – создание работ с помощью ножниц или путем обрывания, мозаика из резаной крошки;
  • витражи и силуэтные вырезания;
  • конструирование из бумажных полос – скручивание, выгибание;
  • папье – маше;
  • оригами- складывание листа бумаги в различных направлениях.

Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука. А в оригами и лепке очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.

Специалисты-медики считают, что занятия оригами и лепкой позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.

Комплекс ритмических движений на занятиях способствует развитию динамических качеств двигательного компонента:

  • выполнению симметричных и асимметричных движений,
  • переключению с одного действия на другое,
  • динамической координации.

Занятия оригами и лепкой очень нравятся детям, потому что это похоже на чудо.

Кружковая работа по развитию ручной умелости

Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении может быть кружковая работа по развитию ручной умелости.

Учитель – логопед выступает в этой совместной деятельности в новом качестве, казалось бы, не присущем ему, — решает задачи изодеятельности и конструирования. Очень тонко, ненавязчиво, в интересной, занимательной форме он общается с детьми, рука в руку, опираясь на ведущую деятельность ребенка – экспериментирование и игру.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развиваются грамматический строй, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению взаимодействовать между собой.

Логопеды часто используют работу с бумагой и пластилином не только в кружковой работе, но и на занятиях, например при закреплении лексических тем или при знакомстве с буквой.

Игры с песком

Многим логопедам нравится такой способ креативной терапии, как рисование на песке, игры с песком.

Взаимодействие с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать сои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Таким образом, элементы рисования, лепка, аппликации, оригами и др. способствуют не только развитию мелкой моторики, но и скоординированности речи и движения, формированию правильно произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.

Книга своими руками

Владея ножницами и бумагой, можно предложить детям сделать книжку своими руками. При работе по изготовлению книжки интегрируются умения детей по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности.

Создаются условия для подготовки детей к школе:

  • накапливается словарный запас,
  • развивается связная речь,
  • совершенствуются навыки словообразования,
  • уделяется внимание звукопроизношению,
  • фонематическому слуху,
  • формируется мотивация чтения и грамотности письма.

А мы знаем, что любовь к художественной литературе формируется с детства, и это очень важно для формирования полноценной личности.

Использование картин на логопедических занятиях

Ни один логопед не обходится на своих занятиях без помощи картин наших знаменитых художников В. Васнецова, Шишкина, Брюллова и многих других.

Произведения художников учат фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание создать самим что-то красивое. Так зарождается творчество.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и отражаются в содержании речи. Они учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события, объяснять выбранный художником колорит, настроение и чувства, соотнося картину с литературным произведением.

Дети обучаются составлению рассказов по пейзажной картине. Конечно, этому предшествует наблюдение за явлениями природы, сезонным изменениям, описанием природы, рассматривание произведений пейзажной живописи, беседы по содержанию картины.

Наша задача — вызвать у ребенка эмоциональное отношение к изображению для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения, закрепляя и автоматизируя грамматические формы.

Взаимосвязь разных видов искусств

На протяжении многих лет детские сады сотрудничают с поэтами, композиторами, художниками нашего города, тем самым приобщая к различным видам музыкального, художественного творчества.

«В настоящее время около 70% дошкольных учреждений Энгельсского района сотрудничают с Краеведческим музеем. Методисты УМЦ решили сотрудничать со специалистами Краеведческого музея г. Энгельса. Возникла новая идея – объединить усилия музейных сотрудников и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Так возник клуб «Музейка».

Это совместная проектная и творческая деятельность, направленная на решение вопросов воспитания культурного развития личности и выявление творческих способностей ребенка».

Сотрудничество (в разных формах) ДОУ и семей воспитанников позволяет установить взаимопонимание, взаимоуважение, проникновение в проблемы сада и семьи по вопросам развития ребенка. А это очень важно особенно в коррекционной работе.

Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. Зрелому мастеру – логопеду каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, легкости, или же, напротив, трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае.

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации, используя интегративные подходы в художественной культуре — вот задачи, стоящие на данном этапе развития нашей науки перед каждым логопедом- практиком.

Взаимосвязь разных видов искусств и каждый вид искусства в отдельности углубляют необходимые и неожиданные ассоциации, помогают понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа, что является важнейшим звеном в цепи коррекционной работы.

Грудинская Валентина Николаевна,
учитель-логопед I категории МБОУ «СОШ№15»,
г. Энгельс Саратовской обл.

Ссылка на основную публикацию