Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
статья по теме

Опыт работы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
innovacionnye_podhody_po_zdorovesberezheniyu_v_sisteme_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detskogo_sada_1.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

– обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

– формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

– реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

– формировать основы безопасности жизнедеятельности;

– оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Основные принципы работы

принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками

принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности

принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя след. мероприятия:

НОД ( В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;

Развивать способности к поисковой деятельности;

Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;

Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;

Повышать уровень произвольности действий детей;

Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;

Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;

Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта « Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)

Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

на 2006-2010 учебный год

МДОУ №126 «Сказка»

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители

Актуальность выбранной темы определена особой социально-экономической ситуацией в стране. По данным органов образования и здравоохранения России состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе, снижает качество трудового потенциала нации.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2005-2006 года, мы пришли к выводу, что около 25% детей в течение года не посещали детский сад, с установленными диагнозами и по другим уважительным причинам, так или иначе связанным с проблемами недостаточности здоровья. Из 180 детей (списочный состав) 22 (12%) – часто болеющие дети и 14 (8%) – дети с функциональными нарушениями.

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, – снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, в формировании здорового образа жизни, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Цель: Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей.

Изучить особенности здоровьесберегающего пространства в детском саду;

Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ;

Разработать, апробировать и реализовать комплексы лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий;

Разработать методические рекомендации по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению;

Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;

Обеспечить осуществление образовательного процесса педагогами с использованием здоровьесберегающих технологий;

Повысить педагогическую и валеологическую культуру работников ДОУ.

Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада;

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья);

Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей;

Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ;

Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников;

Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;

Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);

Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса;

Подготовительный (2006-2007 гг)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

Содержание I этапа:

Анализ научно-методической литературы;

Разработка программы «Здоровье»;

Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровье»)

Прогностический (2007-2008 гг)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;

Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Содержание II этапа:

Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);

Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

Изменение режима деятельности ДОУ;

Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

Внедрение программы «Разговор о правильном питании» в старшей и подготовительной группах;

Экспериментальная работа по тетрадям «Учусь учиться 0» с детьми подготовительной к школе группы.

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы. Родители с интересом включаются в работу с детьми по тетрадям.

Практический (2008-2010 гг)

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

Разработать и внедрить рабочую программу «Здоровячок» с элементами валеологии;

Разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;

Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Содержание III этапа:

Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

Организация кружка «Здоровячок»;

Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

Организация логопедической работы с детьми;

Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.

Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.

Работа по тетрадям «Учусь в радость – 0» способствовала повышению качества подготовки детей к школе, знаний по экологии, эффективному развитию связной речи детей.

Заключительный (2010 г)

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;

Развивать познавательную активность дошкольников;

Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

Содержание IV этапа:

Обобщение опыта педагогов;

Отчёт о проделанной работе;

Выпуск методических рекомендаций.

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье. По итогам апробации тетрадей «Учусь учиться 0» значительно увеличились результаты у детей по всем разделам. Повышение уровня профессионального мастерства у педагогов.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.

Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.

Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 – 143 с.

Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.

Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Ирина Битюкова
Инновационные подходы по здоровьезбережению в системе образовательной деятельности детского сада

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

– обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

– формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

– реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

– формировать основы безопасности жизнедеятельности;

– оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Основные принципы работы

принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками

принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности

принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя след. мероприятия:

Физкультурно-оздоровительные:

НОД (В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;

Развивать способности к поисковой деятельности;

Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;

Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;

Повышать уровень произвольности действий детей;

Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;

Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;

Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта «Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

прогулка с использованием подвижных игр

гимнастика для глаз

гимнастика в кроватках после сна (Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: Разминка в постели и самомассаж, Игровые упражнения, Сюжетно-игровая гимнастика, Пробежки по массажным дорожкам.)

точечный массаж (упрощённый вариант)

физкультминутки (или динамические паузы)

музыкотерапия (муз. сопровождение режимных моментов; муз. оформление фона НОД)

спортивные праздники и развлечения

дополнительное образование (кружки)

прогулки на свежем воздухе

облегчённая одежда на занятиях

ходьба по массажным коврикам (Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожки здоровья, изготовленные из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы, что позволяет проводить индивидуальную работу с детьми.)

световоздушные ванны (проветривание помещений;

прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Наличие спортивных площадок позволяет проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по темам: •«Чистота – залог здоровья»«Полезные советы Айболита»«Изучаем свой организм»«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Проводятся тематические недели: •«Хочу всё знать»«Советы доктора Воды»«Что я знаю о витаминах» Реализуются летние экологические проекты: •«Путешествие Капельки»«Мир бабочек»«Солнце, воздух и вода»)

умывание холодной водой

полоскание рта водой

Социально-психологическое благополучие ребенка:

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

Валеологическое просвещение родителей.

оказание консультативной помощи;

выпуск тематических листовок.

Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи.

(Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.)

Вывод: Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей ДОУ.

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Физическое развитие дошкольников. Проект для детей 2–3 лет «Моё здоровье» Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй. В. А. Сухомлинский Тип проекта: Практико – ориентированный Продолжительность.

Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

На педагогическом совете

детским садом «Теремок»

Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители

Актуальность выбранной темы определена особой социально-экономической ситуацией в стране. По данным органов образования и здравоохранения России состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе, снижает качество трудового потенциала нации.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2011 года, мы пришли к выводу, что около 25% детей в течение года не посещали детский сад, с установленными диагнозами и по другим уважительным причинам, так или иначе связанным с проблемами недостаточности здоровья. Из 75 детей (списочный состав)%) – часто болеющие дети

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, – снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, в формировании здорового образа жизни, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Цель: Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей.

1. Изучить особенности здоровьесберегающего пространства в детском саду;

2. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ;

3. Разработать методические рекомендации по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению;

4. Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;

5. Обеспечить осуществление образовательного процесса педагогами с использованием здоровьесберегающих технологий;

6. Повысить педагогическую и валеологическую культуру работников ДОУ.

– Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада;

– Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья);

– Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей;

– Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ;

– Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников;

– Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

– Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;

– Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);

– Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса;

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

– Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

– Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

– Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

– Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

– Анализ научно-методической литературы;

– Разработка программы «Здоровье»;

– Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

– Оценка степени развития заболеваний и имеющихся нарушений в развитие детей;

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровячок»)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

– Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;

– Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

– Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

– Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);

– Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

– Изменение режима деятельности ДОУ;

– Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

– Внедрение программы «Разговор о правильном питании» в средней и старшей группах;

– Экспериментальная работа по тетрадям «Наблюдаем и сравниваем» Е. Чижова с детьми старшей группы.

-Внедрить здоровьесберегающие технологии во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента.

-Повысить интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы. Родители с интересом включаются в работу с детьми по тетрадям.

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

– Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

– Разработать и внедрить рабочую программу «Здоровячок» с элементами валеологии;

– Разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;

– Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

– Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

– Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

– Организация кружка «Здоровячок»;

– Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

– Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

– Организация логопедической работы с детьми;

– Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивные уголки групп.

Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата.

Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.

Работа по тетрадям «Наблюдаем и сравниваем» Е. Чижова способствовала повышению качества подготовки детей к школе, знаний по экологии, эффективному развитию связной речи детей.

Заключительный (2013 г)

Цель: Совершенствование результатов проекта.

– Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;

– Развивать познавательную активность дошкольников;

– Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

– Обобщение опыта педагогов;

– Отчёт о проделанной работе;

– Выпуск методических рекомендаций.

* Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.

* Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

* Повышение уровеня профессионального мастерства у педагогов.

1. Алябьева в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

2. , «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

3. Глазырина культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

4. Зимонина ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС, с

5. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

6. Колабанов – СПб: Деан, 2001

7. Кузнецова комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

8. Моргунова -оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

9. Овчинникова игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

10. Пензулаева гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

11. Рунова активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.

12. Синкевич для малышей СПб: 2003 – 48 с.

13. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.

14. Чупаха технологии в образовательном процессе. М: 2с.

15. Юдина диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый ма­лыш).

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Инновационные подходы по здоровьесбережению в ДОО

Инновационные подходы по здоровьесбережению в ДОО.

Актуальность выбранной темы определена особой социально-экономической ситуацией в стране. Российской системой дошкольного образования собран целый опыт гигиенического воспитания, однако осложнение здоровья дошкольников требуют новые отношения к формированию здорового образа жизни детей.

Исследуя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2013-2014 года, мы пришли к выводу, что около 25% детей в течение года не посещали детский сад, с установленными диагнозами ОРВИ и ОРЗ или с иначе связанными проблемами здоровья. Из 160 детей (списочный состав) 20 (11%) – постоянно болеющие дети и 13 (7%) – дети с функциональными нарушениями.

Исследуя состояние здоровья воспитанников, мы пришли к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, – снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление здоровья.

Следовательно, тенденция к приобретению высоких образовательных результатов заключается во введении инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность ДОО, в формировании здорового образа жизни, реализации мониторинга состояния здоровья детей и осуществление соответствующих коррекционных процедур с целью предоставления успешной работы.

Формирование инновационного подхода к здоровьесберегающим технологиям, с учётом ресурсов, потребностей и условий ДОО;

Разработка и введения комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий;

Подъём уровня здоровья и уменьшение заболеваемости воспитанников;

Совершенствование уровня физической подготовленности детей;

В рамках экспериментальной работы был разработан и реализован проект на 20013 -2014 гг. «Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности ДОО». Цель проекта – соответственное и универсальное воспитание и развитие детей, гарантирование полноценного здоровья.

Особое место в здоровьесберегающем пространстве образовательного учреждения занимает организация двигательного режима детей с учетом индивидуальных особенностей, режима работы детского сада и времени года. Физическая культура в детском саду многообразна по содержанию и форме: игровые, тематические, традиционные, интегрированные, сюжетные, занятия-тренировки. Созданы комплексы для исправления осанки и плоскостопия. Систематически проводятся спортивные досуги, праздники, дни здоровья.

В образовательную деятельность мы включаем оздоровительные мероприятия: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, корригирующую гимнастику, массаж, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксацию, сказкотерапию и музыкотерапию. В проекте мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения: «Минутки тишины», «Минутки шалости», «Гимнастика маленьких волшебников».

Возник интерес воспитанников к освоению своего организма, правильного питания, здорового образа жизни.

Большое значение по созреванию психического и физического здоровья ребёнка является работа с семьёй. Для себя мы ввели нижеприведённые задачи работы с родителями воспитанников:

Совместная работа педагогов и родителей с целью постановления здоровьесберегающих задач.

Совершенствование педагогической просвещённости родителей.

Работа с семьями сконцентрирована на просвещении родителей существенным приёмам и технологиям оздоровления детей: самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика; приобщение родителей к профилактическим процедурам осуществляющихся в ОУ. Эта работа реализуется через: тренинги, деловые игры, родительские собрания, информационные листы, вечеров вопросов и ответов. А также в нашем ОУ проводятся дни открытых дверей, досуги и спортивные праздники. Всевозможная работа поддерживает включение родителей в единое образовательное пространство ДОО.

За время проведения экспериментальной работы мы осуществили некоторые представления: ознакомление с работой родителей стало вспомогательным источником содействия эксперимента; оздоровление стало мотивацией оздоровительно-развивающей работы, что требовало корректировки традиционных педагогических побуждений.

Снижение количества заболеваний у детей.

Нами выстроена концепция здоровьеориентированной инициативности, реализована с учётом условий, ресурсов и потребностей.

Изготовилось нестандартное оборудование в группах и в спортивном зале.

Усовершенствованы показатели уровня физического развития.

Подобранны и оформлены оздоровительные и профилактические комплексы.

Читайте также:  Тематическое планирование логопедической работы в средней группе (ОНР)
Ссылка на основную публикацию