Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
статья по теме

Опыт работы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
innovacionnye_podhody_po_zdorovesberezheniyu_v_sisteme_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detskogo_sada_1.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

– обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

– формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

– реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

– формировать основы безопасности жизнедеятельности;

– оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Основные принципы работы

принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками

принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности

принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя след. мероприятия:

НОД ( В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;

Развивать способности к поисковой деятельности;

Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;

Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;

Повышать уровень произвольности действий детей;

Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;

Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;

Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта « Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)

Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО
статья

Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
innovatsionnye_podhody_k_zdorovesberezheniyu_i_zdoroveobogashcheniyu_detey_v_obrazovatelnom_prostranstve_doo.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО

В последние годы выявилась тенденция к существенному снижению показателей здоровья детей дошкольного возраста, из-за этого в настоящее время все более востребованными становятся технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей и направлены на изучение индивидуальных возможностей организма. Для педагогов возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей в процессе воспитательно-образовательной работы, поэтому главной задачей является – создание образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и приумножала его.

Н. К. Смирнов предлагает рассматривать здоровьесберегающие образовательные технологии в виде системы, которая состоит из педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка, работы по воспитанию культуры здоровья [4].

Существуют различные мнения, различные понятия, но когда мы впервые слышим сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаем дошкольников, в голове формируется свое собственное определение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом таким же образом вырастить своих детей, будучи им достойным примером Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому здоровьесберегающие образовательные технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только физического, психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Для того чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического, валеологичееского воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Мы поставили перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

В 2016 году коллективом была разработана и апробирована рабочая инновационная программа «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» [3], цель которой – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать его. Данная программа апробируется второй год и даёт свои положительные результаты. У детей появился интерес к познанию себя, своего организма, им прививаются навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности жизнедеятельности, снижена заболеваемость.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:

– знание правил гигиены и ухода за своим телом;

– знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

– знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

– знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Инновационной деятельностью в содержании, формах, методах и средствах в работе педагогического коллектива является сочетание воспитательно – образовательного процесса и совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий, взаимодействие специалистов и воспитателей.

Всё содержание работы в МБДОУ строится по определенной системе, которая сложилась в работе коллектива на протяжении нескольких лет, постоянно совершенствуется, изучаются и апробируются последние достижения педагогической и медицинской науки.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность педагогов, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие[1].

В рамках реализации программы «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» был реализован проект «Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательной деятельности ДОО». Главной целью проекта является организация здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.

1.Обобщить имеющиеся научные данные по организации здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.

2. Разработать систему методической работы, способствующую повышению квалификации педагогов по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей дошкольного возраста.

3. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

4. Формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

5. Обеспечить интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

6. Апробировать методики оценки здоровьесберегающего образовательного процесса.

7. Обобщить и распространить инновационный опыт реализации современных.

Проект базируется на следующих научно-педагогических принципах:

– принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

– принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

– принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

– принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

– принцип системности в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

– принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

Среди подходов, используемых в проекте, необходимо выделить следующие:

-личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию здоровьесберегающей работы с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно- ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности;

-деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

– аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей;

-здоровьесберегающий подход, направленный на укрепление здоровья дошкольников и получения ими основных навыков и умений по здоровьесбережению.

Важно обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особое значение в деятельности педагогов по созданию здоровьесберегающего пространства придается подбору здоровьесохраняющих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками[2]. Выделяют три группы технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • ритмопластика;
  • динамические паузы;
  • подвижные и спортивные игры;
  • релаксация;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика бодрящая;
  • гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
  • коммуникативные игры;
  • занятия из серии «Здоровье»;
  • самомассаж;
  • точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии:

  • технологии музыкального воздействия;
  • сказкотерапия;
  • технологии воздействия цветом;
  • технологии коррекции поведения;
  • психогимнастика;
  • фонетическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Эффективность инновационной работы отслеживается по состоянию здоровья детей. В связи с этим необходимо проводить мониторинг развития, где используются следующие показатели:

– уровень физического развития (соответствие весо-ростовых показателей биологическому возрасту);

– уровень физической подготовленности (соответствие развития физических качеств возрастным нормативам);

– оценка функционально состояния основных систем организма;

– уровень психического развития (комплекс показателей, обеспечивающих гармонию психического и физического развития).

Результаты этих показателей заносятся паспорт здоровья ребенка. Схема обследования детей состоит:

– медицинских показателей (диагноз при поступлении в детский сад, группа здоровья, анализ заболеваемости);

– данных физического развития (весо-ростовые показатели, пропорциональность развития, соматический тип ребенка); данных физической подготовленности (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, быстрота, равновесие);

– данных состояния основных систем организма (реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, состояние сердечно-сосудистой системы, возможности дыхательной системы, состояние нервной системы, опорно-двигательного аппарата, лор-органов, стоматологические заболевания;

– данные психического развития (соответствие уровню возрастного развития мышления (сформированность наглядно-образного мышления, наличие элементов словесно-логического мышления), речь, внимание (устойчивость, объем), память (объем, прочность), воображение, эмоционально-волевая сфера (тревожность, гиперактивность, гипоактивность и др.), общительность);

– данные об образе жизни (состояние семьи, познавательная, двигательная активность, уровень самостоятельности, склонности и увлечения).

В обследовании здоровья детей принимают участие педагоги психолог, логопеды, медицинский работник. На основании диагностических данных определяется стратегия развития и укрепления здоровья каждого ребенка, соотносятся показатели развития, полученные в течении и в конце учебного года.

Другая цель диагностики:

1. Изучить особенности культуры здоровья детей дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития.

1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

3. Изучить особенности компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать: задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

4. Изучить особенности личностно-социального развития ребенка в связи с культурой здоровья.

Педагоги должны применять в своей работе все методы в системе и помнить, что инновационный подход к использованию в образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий в ДОО, делает образовательно-воспитательный процесс разнообразным, интересным и эффективным, а также способствует снижению количества детей, имеющих отклонения в здоровье.

За время работы детского сада в инновационном режиме – созданы условия для внедрения эффективных технологий социализации в воспитательно – образовательный процесс. Коллективом авторов создается методический продукт: «Методический портфель», куда войдут:

– методическое пособие «Комплексное использование современных здоровьесберегающих технологий», в нем будет раскрыто взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации задач здоровьесбережения и здоровьеобогащения дошкольников.

– комплексно – тематическое планирование здоровьесберегающих мероприятий;

– конспекты, сценарии оздоровительных мероприятий для детей и взрослых ;

– диагностический инструментарий: анкеты для педагогов, родителей, карты наблюдения за состоянием здоровья детей в разных видах деятельности.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в ДОО здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, воспитанники, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.

1. Ефименко Н.Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» М. «Просвещение» 2005.

2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» М.: Линка-Пресс, 2000.

3. Рабочая инновационная программа «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» МБДОУ №24, разработчики педагоги МБДОУ № 24 Тюпикина О.В., Чумакова С.В., г.Усть-Лабинск, 2016

4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002.

«Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»

« ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА »

Разработчик: Костина И.С.

Заместитель заведующей по ВМР

Аннотация

В статье представлены современные подходы в организации работы детского сада по формированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Основным в организации здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ является, безусловно, использование здоровьесберегающих технологий. Мы придерживаемся мнения, что эффективность здоровьесберегающих технологий определяется их грамотной “встроенностью” в общую систему здоровесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

В нашем детском саду используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация

Технологии эстетической направленности

  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Ленивая гимнастика
  • Гимнастика корригирующая

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Физкультурное занятие
  • Обучение скалолазинию
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Самомассаж

Коррекционно-развивающие технологии:

  • Арт-терапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказко-терапия
  • Технологии коррекции поведения
  • Логоритмические минутки

Одной из технологий обучения здоровому образу жизни нами осваивается технология обучения дошкольников скалолазанию. Эта технология привлекла нас не только тем, что дает возможность развивать физические качества дошкольников, но и формирует логическое мышление детей. Это новая и интересная форма занятий несет в себе огромный потенциал положительных эмоций дошкольников. Детям, начиная с раннего возраста свойственно стремление познавать окружающий мир опытным путем. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе и лазание. По данным к 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения деятельность по обучению детей элементам скалолазания. Скалодром для детей – это действительно один из самых эффективных способов заинтересовать ребенка спортивным образом жизни – захватывающие тренировки помогут ребенку по-настоящему увлечься и укрепить здоровье.

Скалодром – это искусственная имитация скалы на стене позволяющая повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание образовательной деятельности и совершенствовать навыки лазания.

Цель деятельности направлена на обогащение двигательного опыта детей и совершенствование физических качеств дошкольников. К особенностям организации образовательной деятельности на скалодроме относится этапность процесса развития двигательных навыков.

  • 1 этап заключается в общей физической подготовке и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме.
  • 2 этап – это практическая образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой образовательной деятельности), которая также проводится в определенной последовательности:

Основные принципы развития юного скалолаза вытекают из особенностей организации деятельности.

Образовательная деятельность по скалолазанию малыми подгруппами в индивидуальном порядке, в соответствии с расписанием образовательной деятельности по обучению скалолазанию. Дети занимаются на скалодроме в удобной спортивной форме и обуви. Образовательной деятельность проходит 2 раза в неделю длительностью 15-20 минут.

Таким образом, скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели и справляться с трудностями (высота, сложность движений), становится более решительным. Почти все дети без исключения, любят лазать, преодолевать препятствия, соревноваться в ловкости. Занятие на скалодроме позволяет делать все то же самое, но безопасно, под присмотром педагогов.

Наш детский сад уделяет внимание именно комплексному использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе поддержки детской инициативы. Одной из форм поддержки детской инициативы и формирования валеологической компетентности дошкольников является организация проектной деятельности детей и направлена на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты проектов выражены в достижении ценностного ориентира. Проекты «Окошки в мир», «Олимпиада» и др. реализовывались через разные виды детской деятельности и направлены на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Данные проекты позволяют комплексно использовать здоровьесберегающие техногии, интегрировать различные виды деятельности детей, поддержать интерес детей в течение всей деятельности, добиться положительных результатов в достиженнии ценностных ориентиров в области валеологического образования детей.

Важным в формировании навыков здровьесберегающего поведения является создание центров активности дошкольников, которые должны дать импульс самостоятельной деятельности детей. В каждой группе детского сада созданы центры здоровья, где детей встречают сестренки Ладушка и Кислородинка. Ладушка развивает мелкую моторику рук у дошкольников.

Кислородинка заботится о развитии правильного дыхания. Все упражнения в данном разделе разработаны на основе парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это лекарство от всех болезней. Уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад. Не имеет ограничений, можно заниматься в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Стрельниковскую гимнастику называют парадоксальной потому, что вдохи и выдохи производятся одновременно с движениями.

Таким образом, важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

БДОУ “Детский сад № 279”, г.Омск, Омская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лукасевич Е.В. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы) // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00060.html (дата обращения: 07.01.2021 ).

В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 “Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников” в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: “использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания”.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

  • сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
  • укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
  • осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
• физические упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.). Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ( из своего опыта).

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде “Тропинки здоровья”:

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики – 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: “Мы листаем книгу”, “На закате дремлет пруд…”, “Рыбки”, а также занятий пальчикового театра “Лошадка”, “Ловко с пальчика на пальчик…”, “Яблочко”, “Петушок”. Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем – лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.

5. Перед занятием – звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика – это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. “Волшебные” игры для глаз – это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

6. После НОД – йога в играх.

Йога – одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.

9. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

10. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

11. Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: “Пузырики”, “Говорилка”, “Ветерок”, “Пчелки”, “Косим траву”, “Петух”, “Каша кипит”, “Вырасти большой”, “Мельница”, “В лесу”, “Веселая пчелка”.

12. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием “чудо” – ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

– Ходьба босиком по корригирующим дорожкам (“закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам”) 15-20 сек.
– Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках (“согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, “разогреть” внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

15. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

16. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей.
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
  4. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
  5. Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
  8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
  9. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
  10. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Лесные ягоды Карелии»

Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Лесные ягоды Карелии»

  • дифференциация предлогов «на» – «в».
  • формирование навыков словообразования,
  • закрепление понятия о словах – признаках.
  • обогащение словаря по темам: грибы, ягоды,
  • развитие грамматического строя речи,
  • умения изменять слова и образовывать новые,
  • развитие связной речи, умения строить последовательный рассказ, с использованием красочных эпитетов, прилагательных,
  • развитие фонематического восприятия, слухового внимания, зрительного восприятия,
  • развитие слухо-речевой памяти.
  • Совершенствование навыка слогового анализа.
  • Развитие словесно-логического мышления, анализа и синтеза.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие моторной сферы, согласованности с движением.
  • Воспитание бережного отношения к природе, интереса к окружающему растительному миру.

Материалы и оборудование:

  • картинки ягод, картинки корзинок для слогового анализа, картинка Карлсона, схема(цвет, размер, вкус), карандаши, раздаточные листы с изображением ягод и корзин, соединенных пунктирными линиями.

I – Организационный момент:

Игра на развитие слухового внимания, памяти: «Запомни и повтори».

– логопед произносит цепочку слов, а дети воспроизводят.

Земляника, черника, голубика;

Брусника, клюква, малина;

Клюква, малина, брусника, морошка И т.д.

II – Основная часть.

Логопед: Что мы сейчас с вами называли, как это можно назвать все одним словом?

Логопед: а что еще растет в лесу? — в лесу растут грибы.

Логопед: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о грибах и ягодах, которые растут в карельском лесу.)

Сюрпризный момент появление Карлсона.

Логопед: Дети, вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать, кто к нам сегодня пришел.

Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!

при правильном ответе, появляется картинка Карлсона с банкой варенья.

Это — Карлсон, который живет на крыше. А кто знает, что любит Карлсон? Карлсон очень любит пошалить! Однажды он со своим другом Малышом заигрались и перепутали все картинки, наша с вами задача – найти лишнюю и сказать, почему она не подходит.

Упражнение: «Четвертый лишний».

Логопед предъявляет картинный материал, а дети называют и определяют, что лишнее и почему.

1) Черника, морошка, груша, малина – лишняя груша, потому что это фрукт, а остальное ягоды.

2) клубника, голубика, клюква, земляника – лишняя клубника, потому что это садовая ягода, а остальные лесные.

3) морошка, брусника, клюква, подосиновик – линий подосиновик – это гриб, а остальные лесные ягоды.

Логопед: молодцы, ребята!

Упражнение «На или В».

Наш Карлсон такой невнимательный! Он все время путает маленькие слова — на – и — в –

Вот послушайте как он говорит:

Земляника растет в кустике. Как надо правильно сказать?

Малину положили на корзинку –

Морошковое варенье налили на чашку –

Морошка растет в болоте –

(Каждому предлагается составить 2 предложения с разными предлогами, опираясь на картинки).

Упражнение «Деление на слоги».

Шалун Карлсон так заигрался, что и не заметил, что не далеко от него стояли корзинки с ягодами и случайно и все рассыпал. Давайте дружно соберем. Надо назвать ягоду и прохлопать, а потом определить, в какой корзинке она была.

На доске картинки с ягодами и 3 корзинки, в которых нарисованы окошки, обозначающие количество слогов.

Дети подходят к доске, выбирают ягоду, произносят и отхлопывают слоги, называя количество «кладут в корзинку».

Земляника (4), черника (3), морошка (3), клюква (2), брусника (3), голубика (3), малина (3).

Физминутка.

Мы с друзьями
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)
А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.

Упражнение: «Составление загадок» – по карточкам-подсказкам. (цвет, размер, вкус).

Логопед: Карлсон любит не только шалить, но и загадывать и отгадывать загадки, вот послушайте, какую он придумал. – дается образец составления загадки с опорой на схему – цвет, размер, вкус.

Затем дети самостоятельно придумывают, составляют загадки, подбирая слова — признаки в рассказе.

(Земляника, черника, морошка, брусника, клюква, голубика, малина)

Упражнение «Помоги Карлсону приготовить варенье и компот».

На доске выставлены картинки: Банка варенья и кастрюля. Дети достают из коробки картинки ягод, называют их и образуют новые слова – относительные прилагательные.

Черничный компот – черничное варенье.

Физминутка для пальчиков.

К нашему Карлсону гости пришли.
И вот, что они ему принесли:
Зайка — чернику,
Ежик — бруснику,
Белка — рябину и ежевику.
Спелой малины лиса принесла.
Очень душистой малина была.

Упражнение «Собери ягоды».

У каждого на столах лежит лист, на котором изображены ягоды, корзинки, тарелочки. Надо провести по пунктирным линиям от ягод к корзинкам, тем самым «собирать их».

Логопед: давайте соберем все ягодки в корзинки или на тарелочки.

После того, как дети справятся с заданием, прошу нескольких ребят озвучить, куда они собирали ягоды (на – или в).

III – Итог.

Какие вы все молодцы! Старались, правильно отвечали. Какие ягоды вы запомнили? Что понравилось? Что было для вас трудным?

ЯГОДЫ
план-конспект занятия (окружающий мир, младшая группа) по теме

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “ЯГОДЫ” С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация к занятию “Ягоды”1.94 МБ
Конспект организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности “Ягоды”38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

во 2 младшей группе детского сада.

Воспитатель: Никонова И.В.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Предварительная работа: учимся обращать внимание на цвет, размер и форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Дидактические игры «Парочки», «Разложи по цвету», «Фигуры».

Цель: познакомить детей с ягодой клюква.

– учить детей описывать предмет, используя прием моделирования,

– продолжать учить различать и называть красный цвет;

– уточнять представления детей о ягодах.

– развивать речь детей ( с помощью приёма моделирования);

– расширять и активизировать словарь детей: «клюква» , «кислая»,

– развивать познавательный интерес,

– развивать творческие способности, используя нетрадиционную технику рисования;

– воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга,

– воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Познание (закрепление знаний детей о форме, цвете, размере предметов, уточнение знаний детей о лесных ягодах, знакомство с клюквой).

Коммуникация (активизировать речь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать речевую деятельность с помощью приёма моделирования).

Художественное творчество ( нетрадиционная техника рисования- рисование ватными палочками).

Музыка (подвижная игра под музыку, песня «Карельские ягоды»).

Здоровье (подвижная игра, психогимнастика, смена видов деятельности, физминутка).

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии , информационно-коммуникационные технологии , технология эффективной речевой деятельности , технология музыкального воздействия , моделирование , нетрадиционные техники рисования , технология проблемного обучения , игровые технологии .

Методы и приёмы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, дидактическая игра, использование наглядного материала, технических средств, подвижная игра, психогимнастика по методике М.И. Чистяковой «Ласка», физминутка, рисование нетрадиционным способом, смена видов деятельности.

Оборудование и материалы: игрушка собачки интерактивная, презентация «Лесные ягоды», ягоды (пробки от бутылок) красного и синего цветов, полотно зеленой ткани для имитации полянки, корзинки красного и синего цвета, таблицы-модели, корзинка с клюквой, заготовки для рисования- тарелочки, гуашь красного цвета, ватные палочки; аудиозапись – песня «Карельские ягоды».

1.Организационный момент (настроить детей на работу).

2. Сюрпризный момент. Дети находят корзину с красными воздушными шарами,

– Ребята посмотрите, здесь для нас сюрприз! Что это?

Собака «лает», дети догадываются (Собака)

Открывают корзинку, достают собаку.

– Собачка принесла нам красивые шарики. Какого цвета шары?

(Красные – хоровые и индивидуальные повторения )

3. Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой «Ласка».

4. -Ребята, собачка хочет остаться у нас в гостях, а шарики она вам подарит в конце занятия.

Садятся на стульчики.

Презентация «Ягоды Карелии»

– Как называются эти ягоды?

– Какого цвета ягоды? (хоровые и индивидуальные повторения).

5. – Ребята, какие красивые ягоды мы сейчас увидели! А вы хотите отправиться на волшебную полянку за ягодами? (Ответы детей). И собачка побежит рядом с нами.

Танец под музыку (аудиозапись «Карельские ягоды»)

Дидактическая игра: «Разложи по цветам» ( Дети «собирают ягоды», раскладывают по корзинкам двух цветов.)

– Посмотрите, сколько ягод мы собрали! Каких ягод больше?

(Красных – индивидуальные повторения )

– Молодцы, возвращаемся в детский сад.

6. – А пока вы собирали ягоды, я тоже набрала целую корзинку. Хотите попробовать?

Дети рассматривают, пробуют клюкву на вкус, высказывают своё мнение.

– Кто знает, как называется эта ягода? (Ответы-предположения)

– Это клюква . Какая она на вкус? (Проговорить « кислая »)

– Ребята, а вот наша собачка живет в городе и не знает, что такое ягоды. И она очень-очень хочет узнать, что такое клюква.

Давайте ей расскажем!

Дети описывают ягоды по моделям , называют признаки – размер, цвет, форма, вкус.

(Хоровое и 2-3 индивидуальных повторений)

– Молодцы, ребята! Благодаря вам собачка узнала, что же такое « клюква ». Она говорит вам «Спасибо». А давайте покажем как нужно собирать клюкву.

7. Физминутка: Мы шли, шли, шли

Много клюквы нашли

(Дети выполняют движения согласно тексту)

8 .- А сейчас мы угостим клюквой наших друзей – наших кукол. Ой, посмотрите, ягод в корзине больше нет. Что же делать?

(Подходим к решению нарисовать ягоды для кукол).

Рисование . Дети рисуют ягоды на тарелочках-заготовках ватными палочками.

Угощаем кукол. Прощаемся с собачкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация создана для работы на фронтальном логопедическом занятии со старшими дошкольниками с ОНР с целью обогащения словарного запаса по теме “Ягоды”. Материалы презентации включают знакомст.

Программные задачи: познакомить детей с ягодами – черникой и клюквой; учить называть их и отличать по внешнему виду, вкусу, месту произрастания; показать их значение в жизни человека и животных. Уточн.

Цикл занятий с элементами логоритмики. Можно проводить в утренние часы вместо утренней гимнастики один раз в неделю.

Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания.

Презентация к занятию для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с лесными ягодами и грибами.

знакомство детей с фруктами и ягодами.

Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение, уточнение и активизация словаря.

Читайте также:  Дидактические игры в коррекции звукопроизношения
Ссылка на основную публикацию