Инновационные формы работы с родителями: Родительский клуб Школа логопеда

ПРОЕКТ «Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»

Щербинина Нина Валентиновна

учитель-логопед МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 135 «Дюймовочка» Архангельск

Голубина Ирина Геннадьевна

педагог-психолог МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 135 «Дюймовочка» Архангельск

ПРОЕКТ «Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

Детский сад комбинированного вида №135 «Дюймовочка»

«Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»

Щербинина Нина Валентиновна,

Голубина Ирина Геннадьевна,

Архангельск, 2018

Паспорт проекта

Название проекта: « Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»

Адрес организации: г. Архангельск,

Фамилия, имя, отчество разработчиков проекта:

  1. Щербинина Нина Валентиновна, учитель-логопед
  2. Голубина Ирина Геннадьевна, педагог-психолог

Продолжительность реализации проекта: долгосрочный — 1 учебный год.

Актуальность проекта

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днем. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребенка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект.

В рамках данного подхода учителем-логопедом и педагогом-психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ”, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребенка в повседневной жизни.

В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий при использовании проектной деятельности.

Участники: родители, дети дошкольного возраста.

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид проекта: информационный, семья-центрированный, практико — ориентированный.

Социальные партнеры: дети, родители, специалисты – учитель-логопед, педагог-психолог.

Ф.И.О., должность, категорияФункции, выполняемые в проекте
Щербинина Нина Валентиновна, учитель-логопедУчастие в реализации проекта
Голубина Ирина Геннадьевна, педагог-психологУчастие в реализации проекта

Цель проекта: создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и узкими специалистами ДОУ, комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, осуществление компетентностного подхода в работе с родителями и детьми с ОВЗ.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи.
  2. Подключение «родительского ресурса» к обеспечению совместной практической деятельности коррекционного процесса и уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать, понимать и развивать своих детей для успешной социальной адаптации.
  3. Сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей, обмен опытом семейного воспитания.
  4. Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.

Содержание мероприятий проекта:

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей
  • Знакомство родителей с проектом

Этапы реализации.

Подготовительный этап

    • Проведение психологической и логопедической диагностики.
    • Изучение научно-методической литературы в рамках данной темы.
    • Обновление предметно-развивающей среды логопункта и кабинета психолога.
  • Составление перспективного плана работы.

Основной этап

  • Родительские собрания
  • Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
  • Индивидуальные консультации с родителями
  • Семинар-практикум для родителей «Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе»
  • Выставка «Новогодний карнавал или Буквы на елке»
  • Мастер-класс с элементами тренинга «Радостные сказки»
  • Семинар-практикум «Тактильные игры и кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников».
    • «Турнир знатоков русского языка»
  • Социально-коммуникативный тренинг взаимодействия родителей с детьми
  • Информационный стенд «Развиваем ребенка вместе»

Заключительный этап

    • Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.
  • Подведение итогов, анкетирование родителей.

Календарный план выполнения проекта

1. Проведение психологической и логопедической диагностики.

2. Изучение научно-методической литературы в рамках данной темы.

3. Обновление предметно-развивающей среды логопункта и кабинета психолога.

1. Родительские собрания

2. Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

2.Дать родителям знания о необходимости проведения артикуляционной гимнастики и правильности ее выполнения.

2. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию речи детей и повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.

Основные формы и методы реализации проекта: беседы, родительские собрания, консультации, мастер-классы, семинары–практикумы, детское творчество, дидактические игры.

Оборудование и материалы:

Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, дидактические игры.

Кадровые: педагог-психолог, учитель-логопед.

Информационные: методическая и художественная литература, иллюстрации.

Планируемые результаты

  1. Осознанное включение в коррекционно-образовательный процесс родителей, как участников коррекционного процесса и подготовки детей к школьному обучению через реализацию проекта «Дружеская гостиная».
  2. Развитие верного осознания ребёнком и его родителями речевого дефекта, адекватная самооценка и уверенность в собственных силах;
  3. Совершенствование профессионального уровня и творческого характера деятельности педагогов;
  4. Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.

Условия реализации проекта

  1. Подготовка необходимых методических материалов для проекта.
  2. Создание предметно-развивающей среды.
  3. Достаточное ресурсное обеспечение.
  4. Создание интереса у детей.
  5. Заинтересованность родителей результатами проекта.

Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделяем следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта.

Причины неудачУсловия успешного проектирования деятельности
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение родителей и педагогов к реализации проекта.Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования; индивидуальная работа с педагогами.
Частая заболеваемость детей.Укрепление здоровья и профилактика.
Неудовлетворенность воспитанников, родителей, педагогов при переходе на следующий этап проекта.Корректировка проекта, плана мероприятий, информационно-разъяснительная работа.
Отказ педагогов от сотрудничества.Привлечение других педагогов.

Методическое обеспечение:

  1. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с.
  2. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет /сост. О.В.Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008.
  4. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. — Ростов н/Д. Феникс, 2008.
  5. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Арт-технологии в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности / авт. – составитель Ромицина Е.Г. – Архангельск, 2014. – 79 с.
  7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.
  8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: «ЦГЛ», 2004. – 246 с.
  9. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  10. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 384 с.
  11. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.

Инновационные формы работы с родителями: Родительский клуб Школа логопеда

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Л.А. Третьякова

МДОУ д/ c №38 п. Молочный

МО Кольский район

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек, и как будет формироваться его характер. На протяжении последних 10-ти лет в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с нарушениями в речевом развитии. У родителей таких детей наблюдаются позиции либо переживания за своего ребенка, либо отрицания наличия проблем. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы перевести родителей в позицию взаимодействия и поиска реализации возможностей детей.

Взаимодействие педагогов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Считаю, что наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями воспитанников. Стараюсь заинтересовать и привлечь родителей к работе по развитию речи детей. Поэтому в нашем ДОУ в 2006 году мною был организован клуб для родителей «Коррекционная мозаика».

Родительский клуб организован с целью: установить сотрудничество между родителями и педагогами для преодоления недостатков развития речи ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, пополнить арсенал их знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашем клубе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

Общие родительские собрания

Консультации (подгрупповые и индивидуальные)

Собрания-практик умы («Через игры к знаниям» и др.)

Детско-родительс кие проекты («Наша АЗБУКА», «Чему учит сказка» и др.)

Издание журналов («Семейная игралочка», «Семь я» )

Совместные развлечения (логопедические досуги, КВНы, викторины)

Оформление стенгазет, информационных листов, буклетов.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

По заключению медико-педагогич еской комиссии и результатам обследования речи ребёнка родителям разъясняю сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком.

На консультациях и совместных занятиях родителей знакомлю с логопедическими приемами (артикуляционная , дыхательная гимнастика и др.) максимально понятными для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Родителей, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, стараюсь максимально вовлечь в коррекционную работу. Для родителей были разработаны анкеты. Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в школьном обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей. Также результаты анкетирования позволили сделать вывод, что родители отдают предпочтение таким формам работы, как:

– совместные мероприятия в игровых и соревновательных формах -75%;

– индивидуальные консультации, беседы со специалистами – 85%;

– родительские собрания с включением открытых мероприятий – 70%;

– лекционные выступления интересны только -12%.

Обязательным моментом в работе с родителями, является проведение родительского собрания с показом логопедического занятия. Такие показы проходят 2 раза в год. Родители могут увидеть динамику развития своего ребенка, его отношение к занятиям, помочь ребенку в усвоении программного материала.

Большой отклик вызывают у родителей семинары – практикумы, тренинги, совместные с детьми занятия, показ видеоматериалов, круглые столы, совместные праздники, логопедические досуги, заседания в форме ток – шоу, КВН.

Читайте также:  Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

Одной из современных форм работы с родителями является совместная проектная деятельность. Особенность этой формы работы заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, становятся непосредственным и участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

В заседаниях нашего клуба «Коррекционная мозаика» все участники мероприятий получают эмоциональную и духовную поддержку, а также творческий импульс к развитию своих способностей.

Данная практика взаимодействия является достаточно эффективной, поскольку дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями, повышается активность и компетентность родителей в педагогическом процессе, а как следствие – способствует гармоничному развитию личности и речи ребёнка.

Литература

Горшенина, В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. [текст] – М.: Глобус, 2009.

Родительские собрания / авт.-сост. Л.Е. Кыласова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2012.

Вершина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: спр.-метод. Материалы [текст] / сост. Н.Б. Вершина, Т.И. Суханова – Волгоград: Учитель,2010.

Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений.[текст ] – М.: ЭКСМО-Пресс,2000

Индивидуальные слоговые таблицы и методика их использования на уроках обучения грамоте. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Шаламова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Индивидуальные слоговые таблицы и методика их использования на уроках обучения грамоте.” — Транскрипт:

1 Индивидуальные слоговые таблицы и методика их использования на уроках обучения грамоте

8 ВИДЫ РАБОТЫ: договаривание предложенных слогов до целых слов; составление предложений в рифму звукосочетанию, к примеру, са – са – са – рыщет по лесу лиса; су – су – су – мы увидели осу; ко – ко – ко – ёжик любит молоко и т.п ; составление и чтение слов по началу, предложенному учителем (Игра «Я начну, а вы продолжите»); составление и чтение слов из представленных слогов отдельных букв произвольно; составление и чтение слов по указанной учителем схеме.

9 Структуры слов: слог-слияние и согласный (СГС): нас, нам, нос, сам; два слога-слияния (СГСГ, С´ГСГ, СГС´Г, С´ГС´Г,): сама, сила, сани, нити; гласный и слог-слияние (ГСГ, ГС´Г,): она, они; согласный и слог-слияние (ССГ, СС´Г,): кто, три; согласный, слог-слияние и согласный(ССГС, СС´ГС): слон, стих;

10 слог-слияние и два согласных (СГСС, С´ГСС): мост, лист; согласный и два слога-слияния (ССГСГ, СС´ГСГ, ССГС´Г, СС´ГС´Г): слава, слива, скала; слог-слияние, согласный и ещё слог-слияние (СГССГ, С´ГССГ, СГСС´Г, С´ГСС´Г): сосна, нитка, камни, кисти; два слога-слияния и согласный (СГСГС, С´ГСГС, СГС´ГС, С´ГС´ГС,): сокол, налим; три слога-слияния (СГСГСГ, С´ГСГСГ, СГС´ГСГ, СГСГС´Г, С´ГС´ГСГ, СГС´ГС´Г, С´ГСГС´Г, С´ГС´ГС´Г,): комары, калина и др.

11 Примерные группы слов разной слоговой структуры. К таблицам 1 и 2: ну, да, та, то, он, но, на, ты, мы, вы; ам, он, ум, ус; нас, нам, нос, сам, сон, сом, сок, сор, сын, сыр, сук, как, кол, ком, кот, кит, кум, там, так, том, тон, ток, тир, тыл, тур, тут, тук, лак, лис, лев, лес, лён, лом, лук, люк, мак, мал, мел, мир, мил, мыл, мел, рак, рот, рос, ров, рот, рис, рыл, вал, вам, вол, вис, выл, вес, вёз, вол, вот, выл; кто, три, рвы;

12 слон, стих, стол, стул, крот, кран, мрак, скат, скиф, трон, трос, рвал, внук, клён, кран, крюк; корм, куст, лист, литр, мост, рост, танк, торт, метр, трюк, волк; нора, норы, ноты, нити, сама, сало, село, сани, сила, силы, соты, соки, сова, совы, кони, коты, кора, киви, осы, куры, тени, лира, лиса, луна, лето, маки, море, мука, мята, мама, мыло, рама, рана, раки, роса, река, руки, рука, вата, вера, весы, вымя, вилы; она, они, оса, осы, ура, усы ели, ива, юла, яма; слава, слива, скала, трава, крыло, стена;

13 норка, нитка, носки, санки, сосна, сосны, сумка, сукно, сутки, сетка, камни, каска, касса, карта, кисти, кусты, кукла, толпа, тыква, локти, лента, масло, мосты, мысли, манка, маска, марка, масло, место, метро, весло, вилка, волки, волны; налим, носок, носик, салат, сокол, север, совок, сынок, сырок, канал, канат, камин, колос, кокос, ковёр, кусок, туман, лотос, лоток, лимон, рынок; калина, малина, комары, конура, молоко, солома, салака, сорока, лисята, ракета, ворона, волосы, ворота, высота, канава, корова, косуля; молоток, василёк, самолёт, колосок, великан, таракан;

14 какао; акула, утята; карман, вулкан; макароны, раковина, телятина, тараканы карусели; тарелка, валенки; арка, икра, ёлка, окна, утка, утро, унты, уста, юрта; веер, воин.

15 К таблице 3: пар, пёс, пир, пол, поп, пил, зол, зуб, зуд, зал, зоб, бал, бар, боб, бор, бур, бук, бык, бок, быт, дом, дым, душ, дуб, дед, газ, год, гол, гул, гол, час, чек, шаг, шип, щит, шут, шум, шов, шар, шил, шут, жир, жар, жил, жук, лоб, маг, раз, рад; папа, пара, пена, пила, поза, пузо, пила, зубы, зима, беда, бобы, бока, дача, дубы, дома, дуга, дума, годы, гора, губы, чижи, чадо, чудо, часы, шаги, шило, шила, шипы, жаба, жара, ваши, вода, каша, лапа; еда, ежи, уши, ужи;

16 бра, где, два; парта, палка, полка, пенка, печка, почта, пусто, пятна, зебра, банка, бочка, балка баржа, белка, буква булка долги, дупло, доска, дожди, долги, галка, губка гости, горло, чашка, чёлка, шапка, шишка, шашка, шутка, жажда, качка, кашка, лампа, лодка, ложка, мачта, моржи; пожар, повар, завод, закат, замок, зубок, бизон, баран, банан, бидон, бубен, диван, гараж, газон, галоп, гамак, гараж, голод, гомон, гудок, шалаш, жучок, кабан, живот топор, товар, топот; диск, болт, банк, бант, лифт; езда, игла, игра, юбка;

17 задача, золото, забота, заводы, берега, болото бегемот; подошва, полоска, подушка, мочалка; дубрава, замазка; стог, звон, брат, парк, карп, зубр, бант, зонт; глаза, драка, среда; пиджак, чердак, бамбук; язык, удар; егоза, ягоды;

18 К таблице 4: щи; ах, ох, ух; хор, шил, фон, щит, цех, чиж, уха, уши, ужи, учу; муха, цена, цепи, щука, щуки, фара, фары, чаща; машина, малыши, камыши, тишина, фигура; ферма, форма; ерши, арфа; хохот, хобот, рыжик, целый, факел, кефир;

19 калач, малыш, камыш; алыча, еноты; чужие; циклон, жираф, футбол; фуражка, фуфайка; муравей, соловей, фабрика, фонарик, хохолок; флот, цвет, шкаф; флажки, цветок, фартук; шкафы; цирк, лифт, пляж; царапина.

20 К тематической таблице 5 «Имена»: а) Ната, Ника, Нина, Сима; б) Таня, Толя, Тоня, Лада, Лена, Лера; в) Аня, Ада, Оля, Юля, Ира, Ева; г) Зоя и Рая; д) Саша, Лёша, Люба, Люда, Маша, Миша, Даша; е) Карина, Тамара, Наташа, Дуняша, Мария и др.

21 К тематической таблице 6 «Животный мир»: а) бык, вол, ежи, жук, кит, лещ ; б) гуси, жаба, киты, коза, козы, коты, куры, лиса, лоси; в) ворона гадюка, курица, лебеди, бегемот, лисица; г) воробей, муравей, попугай, соловей; д) акула, утята; е) баран, дятел, жираф, жучок, кабан, сокол, петух; ж) кошка, мышка, белка, галка, кобра, зебра, моржи; з) карп, тигр, волк, зубр; и) гусеница.

Автоматизация звуков в игровой форме у детей дошкольного возраста

Класс: д/с

Фонетическая сторона речи это структурный компонент речи, нарушение его часто приводит к расстройству других уровней этой системы (лексики, грамматического и синтаксического строя речи, связное высказывание).

Фонетические расстройства являются очень распространенными, причем, как изолированными, так и в структуре других дефектов.

Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из 4 этапов:

  1. подготовительный;
  2. этап постановки отсутствующих звуков;
  3. этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
  4. этап дифференциации звуков.

Каждый из перечисленных этапов отличается по содержанию и приемам логопедической работы.

На подготовительном этапе формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для отработки определенных положений губ, языка, необходимых, как для правильного произношения всех звуков, так и для звука той или иной группы.

Основная цель работы на этапе постановки отсутствующего звука это добиться правильного звучания изолированного звука. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание привычных, неправильно сформированных движений, и выработку новых. Для того чтобы выработать новые динамические стереотипы необходимо придерживаться правила, согласно которому звук (или пара звуков при их дифференциации) должен быть тщательно проработан сначала в изолированной позиции, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику с целью выработки определенных положений органов артикуляционного аппарата. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Речевые игры помогают сделать занятие для детей интересными, эмоционально-окрашенными и познавательными, что облегчает процесс усвоения правильного произношения звуков.

«Лабиринт»

Цель: выработать у детей определенные движения органов артикуляционного аппарата и воздушной струи необходимые для правильного произношения звуков [ш], [ж].

Оборудование: игровое поле, сказочные персонажи.

Ход игры: Попугай Кеша хочет вернуться домой, помоги Кеше добраться до дома, научи его выполнять упражнения для губ и языка правильно.

Правила игры: Ребенок передвигает сказочного героя в направлении указанном стрелкой, после того как выполнит упражнение правильно.

Примечание: Для игры можно использовать разные игровые ситуации. В соответствии с ситуацией подбираются сказочные персонажи.

«Звуковые линии-дорожки»

Цель: закрепить у детей изолированное произношение звука [л].

Ход игры: Проведи пальчиком по линиям взлета летающей тарелки, самолета и вертолета, произноси Л___Л___Л___. Потом прочерти в воздухе каждую из линии, не забывай произносить Л___Л____Л____

При тяжёлых речевых нарушениях (чаще при дизартрии) процесс автоматизации изолированного звука затягивается. А многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Для облегчения этого процесса можно использовать прием – писание и говорение.

«Обводилочки-говорилочки»

Цель: закрепить у детей изолированное произношение звука [ж].

Ход игры: На лугу очень жарко. Помоги пчелкам добраться до улья, а жукам спрятаться под листья. Проведи по точкам линии-дорожки, не забывай произносить Ж___Ж___Ж___

«Слоговые рукавицы»

Цель: автоматизация звука [ц] в прямых слогах.

Ход игры: Цапля связала для цыплят рукавицы. Рукавицы перепутались. Помоги цыплятам. Найди пару каждой рукавице. Положи рукавицу рядом с парой и произнеси слог ЦА.

Примечание:Ребенок находит нужную рукавицу, кладет ее рядом с парой (место обозначенное пунктирной линией) и произносит заданный слог. Аналогично прорабатываются слоги ЦЫ, ЦО, ЦУ и др.

«Ходилки-Бродилки»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Примечание: Для игры понадобятся цветные фишки или пуговки по количеству игроков, кубик с точками. Пересчитываются все “выпавшие” точки и совершается такое же количество шагов по игровому полю. При этом ребенок называет все картинки встретившиеся ему на пути. Если рядом с картинкой нарисованы ножницы, нужно разделить слово на слоги и назвать слог со звуком [ш].

Читайте также:  Открытое занятие по развитию речи

Картинки: шар, шарф, шайба, шапка, шахматы, шаль, шоколад, шина, шило, ширма, шипы, шиповник, шея, шут, шуба, шорты, шампунь.

«Улица»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Ход игры: На улице живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы, [ш] в середине слова – в домик в середине улицы, [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Проведи от картинок стрелочки к нужным домикам.

Картинки: шуба, шапка, шина, штаны, лошадь, кошка, машина, кувшин, карандаш, душ, мышь, малыш.

«Игра в прятки»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Оборудование: игровое поле, фишки (пуговицы) для обозначения животных.

Ход игры:

Животные, в названии которых есть звук [ш] решили поиграть с тобой в прятки. Они спрятались, но тени их видны. Угадай и назови всех, кто спрятался. Сосчитай всех мышек (кошек, лягушек и др.) Пример. «Одна мышка, две мышки, три мышки, четыре мышки, пять мышек».

Картинки: кошка, мышка, лягушка, мишка, мартышка, мушка, несушка.

«Составь предложение»

Цель: учить составлять предложения по двум (трём и т.д.) заданным картинкам.

Ход игры: Придумай предложение по картинкам, при этом используй как можно больше слов с заданным звуком.

При изготовлении игр использован речевой материал из пособий А.И.Богомоловой, М.Ф.Фомичевой,Т.Куликовской и других авторов, идеи из «Азбуки правильного произношения» Е.М.Косиновой, программа Adobe Photoshop CS5; картинки из сети Интернет.

Литература

  1. Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ш, Ж: Пособие для детей с нарушениями речи. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. 2004. – 208с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989. – 239с. Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И.В.Баскакина, М.И.Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с

Автоматизация [Р] в стечениях с согласными

Автоматизация звука [Р] в стечениях с согласными звуками

Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звуками.

Звук [Р] в слогах со стечением согласных звуков:

Стра-стро-стру-стры Здра-здро-здру-здры Бра – бры – бро – бру

Рба – рбы – рбо – рбу Пра – пры – про – пру Кра – кры – кро – кру

Рка – ркы – рко – рку Гра – гры – гро – гру Хра – хры – хро – хру

Вра – вры – вро – вру Фра – фры – фро – фру Мра – мры – мро – мру

Нра – нры – нро – нру Шра – шры – шро – шру Ржа – ржи – ржо – ржу

Зра – зры – зро – зру

Звук [Р] в словах со стечением согласных звуков:

* Страх, страус, стража, странный, страна, страница, строка, стройка, строгий, строить, стружка, струя, струна, острая, быстрая, люстра, быстро, костры, министр, завтрак, втроём, штраф, муштра, монстр, инструмент, центры, здравствуй, здравница, вдруг, скафандр, кориандр, Ихтиандр.

* Брат, брать, браслет, бранить, забрать, собрание, кобра, зебра, швабра, брови, брошка, бросить, бросать, бродить, бродяга, бросок, добро, вброд, забросить, доброта, брызги, брызгать, брынза, брыкается, бобры, обрыв, добрый, брусника, сбруя, обруч.

* Правда, праздник, прачка, правило, справка, направо, пробка, провод, просто, против, простыня, продавать, продукты, простыл, простуда, противный, прогулка, простокваша, продавец, напротив, пруд, прутик, пружина, упругий, прыгать, прыгун, прыжок.

* Франция, Фрося, фрукт, фрукты, фруктовый.

* Врач, враг, вражда, вроде, врун, вручать, вручную.

* Край, кран, краб, краска, красный, крапива, красавица, красивый, кровь, крот, крошки, кролик, кроме, кромка, кровать, кроссовки, микроб, акробат, укроп, выкройка, круг, кружка, крупный, кружево, крупа, крутой, кругом, крутить, кружок, вокруг, Крым, крыса, крыша, крышка, крыжовник, закрытый, открыть, мокрый, открывать, закрывать.

* Грабли, грамота, грач, град, градусник, грабитель, граница, граната, игра, играть, награда, фотография, виноград, фотограф, гром, грохот, грозный, громко, грозы, гроза, грохотать, груз, груздь, группа, груша, грусть, грустный, грубый, грузовик, грузить, нагрузить, грызть, грызун, игры, тигры.

* Храм, храп, храпеть, хранить, охрана, охранник, охранять, сохранить, хруст, хрупкий, хрусталь, хрустящий, хрустит, хромой, хромать, махровый.

* Сразу, сразить, сражение, срок, срочный, срубить, срываться.

* Мрак, мрамор, мрачный, нравиться; шрам; зразы.

Слова, насыщенные звуком [Р]:

Скороговорка, оркестр, размер, мрамор, фарфор, раствор, аэродром, транспорт, трактор, тротуар, разговор, квартира, храбрый, температура, проворный, электромонтёр, термометр, конструктор, фермер, аэропорт, маршрут, торшер, курорт, портьеры, простор, прорубь, литература, программа, раскрасить, пробирка, проверка, проворно, пробор, профессор, растирание, ярмарка, разрыв, процедура, просмотр, распространён

Повторить словосочетания и предложения:

* Крутая гора, крутой обрыв, мокрая трава, бравый солдат, красный гранат, ровный пробор, крутой поворот, упругая пружина, круглое ядро, открытая фрамуга, размах крыла, кружевной узор, проходной двор, храбрый тигр, шумное собрание, спелая брусника, солёная брынза, родной край, огромный парк, крупный виноград, шиферная крыша, барабанная дробь, иностранная марка, камера хранения, чёрные зрачки, консервированные помидоры, проговаривать скороговорки, фотографировать друга, возвращаться с аэродрома, маршировать с оркестром.

* Фотограф фотографирует. Ира открыла окно. Кур кормят крупой. Продавец продаёт фрукты. Рая купила брошку. Барабанщик громко барабанит. Пёстрые астры украшают сад. У Тамары красный карандаш. Рая прыгает через верёвку. У грача подбито крыло. Дружные бобры строят плотину. В порту разгружают пароходы. Тропинка обрывается у оврага. На рынке продают разные фрукты. Рома набрал два ведра рыжиков. Утром рыбаки отправились к озеру. С горы бежит ручей проворный. Серый кролик грызёт красную морковку. Продаются консервы из крабов. Крот портит корни растений. Дорога к пруду идёт мимо кедровой рощи. Прохор прыгает в пруд с крутого обрыва. На краю крутого обрыва рос огромный старый дуб. Вечером по крутой тропинке спортсмены добрались до вершины горы. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. У крутой горки кротовые норки. Все бобры добры для своих бобрят.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Р]:

Кра – кра – кра — в банке вкусная икра.

Орки – орки – орки — сушу апельсиновые корки.

Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?

Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.

Слоги слияния — это…

Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.

Чтобы научиться читать, нужно:

  • знать все буквы и соответствующие им звуки;
  • знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
  • знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
  • научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.

Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.

Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.

Зачем их изучают?

Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.

Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?

  • Ребенок совершенствует фонематический слух, понимает, как согласная становится твердой, а как мягкой. Например, в слоге «НО» «Н» твердая, а в «НЯ» – мягкая.
  • Закрепляется соотношение звуков и букв. Диван читается как «ДИ-ВА-Н», а не «ДЭ-И-В-А-Н».
  • Автоматизируется слогослияние (слогослияние – это слияние букв в слог). Ребенок читает «ДА» вместо «Д-А» на автомате, без заминки.
  • Увеличивается скорость чтения.
  • Ребенок может легко написать сложное слово, диктуя его себе по слогам.
  • При изучении слогов слияния практически исключены ошибки с пропуском букв, в отличие от методик чтения, где слова воспринимаются цельно.

Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.

Как организовать занятия в игровой форме?

Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.

Читайте также:  Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.

7 советов по организации занятий:

  1. Излагайте материал доступно и понятно, простым для детского понимания языком.
  2. Объясняйте смысл слов, приводите примеры использования слогов в словах и предложениях.
  3. Задействуйте иллюстрации, красочные картинки, стишки, песни, загадки, чтобы привлечь внимание и заинтересовать.
  4. Играйте в игры со слогами.
  5. Все, что рассказываете, отрабатывайте на практике. Используйте творческие задания.
  6. Изучайте слоги последовательно. Не переходите к следующей группе, пока не будет хорошо усвоена предыдущая. Проверяйте знания ребенка, давая задания для самостоятельной работы. Например, из каких букв можно составить слоги слияния:

    Ответ для карточки 23 «НА», «НИ», для карточки 24 – «СИ», «СА».
  7. Избегайте переутомления ребенка. В 1 классе длительность урока не может превышать 35 минут. Примерно в середине обязательна разминка (физкультминутка, подвижная игра).

Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».

Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!

«Презентация на тему «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр и упражнений»

style.colorfillcolorstroke.colorfill.type Виды ошибок: – элизии (пропуски звуков, слогов) – «моток» вместо «молоток»;- итерации (добавление звуков и слогов) – «тарава» вместо «трава»; – перестановки звуков и слогов – «деворе» вместо «дерево»; – искажение структуры отдельного слога (сокращение, упрощение» – «капута» вместо «капуста»; – антиципации (уподобление одного слога другому) – «пипитан» вместо «капитан»;- персеверации (застревание на одном слоге) – «пананананама» вместо «панама»; – контаминации (соединение частей двух слов») – «холодильница» вместо «холодильник» и «хлебница».

Цель: выявить особенности восприятия слов различной слоговой структуры детьми с ОНР и специфику коррекционного процесса формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР.Задачи:Ознакомиться с теоретической и практической литературой по проблеме исследования.Провести диагностику состояния слоговой структуры слова у детей с ОНР.Изучить особенности преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.Разработать сборник дидактических игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Авторы методик по формированию слоговой структуры словаБольшакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.

Этапы коррекционной работы:Подготовительный Цель: формирование функционального базиса, психологических механизмов, необходимых для усвоения звуко-слоговой структуры слова родного языка. Работа проводится на невербальном и вербальном материале.Основной Цель: непосредственная коррекция дефектов звуко-слоговой структуры слова. Работа ведется на вербальном материале.

Работа на невербальном материале:1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0- 0. ; +=+=.

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан? Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным): отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): Работа на вербальном материале:1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.2. Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи.3. Игры на развитие подражательности («Сделай, как я»).4. Игры, сопровождающиеся речевой инструкцией (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок).5. Игры на выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку).6. Игры со слогами (обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова, отхлопыванию с соблюдением ритма, прогованию прямых одинаковых слогов (да-да, да-да), слогов с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытых и обратных слогов (пап-ап)).

Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи. Основной этап коррекционной работы включает следующие уровни:Уровень гласных звуковУровень слоговУровень слова
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y Уровень гласных звуков· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;· Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;· Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Произнести звук А (или другой звук) столько раз, сколько точек на кубике. Узнавание звука, серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом. Уровень слогов Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»); Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог); Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог); Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со. ; Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы; Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су; Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со; Повторение за логопедом серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике; «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог). Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог). Уровень слова1 – двусложные слова из открытых слогов – дети,ива.2 – трехсложные слова из открытых слогов – малина, охота.3 – односложные слова – дом, мак.4 – двухсложгые слова с одним закрытым слогом – диван, козел.5 – двусложные слова со стечением согласных в середине слова – ветка, банка.6 – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных – компот, кафтан.7 – трехсложные слова с закрытым слогом.8 – трехсложные слова со стечением согласных – комната, ботинки.9 – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом – ягненок, половник.10 – трехсложные слова с двумя стечениями согласных – таблетка, матрешка.11 – односложные слова со стечением согласных в начале слова – стол, шкаф.12 – односложные слова со стечением согласных в конце слова = лифт, зонт.13 – двусложные слова с двумя стечениями согласных – плетка, кнопка.14 – четырехсложные слова из открытых слогов – черепаха, пианино.
Психолого-педагогические условия:1 – поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале. 2 – целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.3 – учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.4 – взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.

Уровень сформированности слоговой структуры слова у детей экспериментальной и контрольной групп на сентябрь 2015-2016 уч.года.
Уровень сформированности слоговой структуры слова у детей экспериментальной и контрольной групп на январь 2015-2016 уч.года.
Уровень сформированности слоговой структуры слова у детей экспериментальной и контрольной групп на май 2015-2016 уч.года.
Выводы: Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок обусловлен состоянием сенсорных и артикуляторных возможностей ребенка.Формирование слоговой структуры слова у дошкольника с ОНР возможно только при организации специально направленного обучения.Использование разнообразных дидактических игр и упражнений способствует решению задач по устранению нарушений слоговой структуры слова.Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры, работоспособность.Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слова способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности.Динамика формирования слоговой структуры слова зависит от степени нарушения и речевых возможностей ребенка.

Спасибо за внимание!
ppt_wr

  • 0004c814-cb735c62
    Размер файла: 561 kB Загрузок: 2
Ссылка на основную публикацию