Конспект занятия по развитию речи по теме “Грибы”
Содержимое публикации
Конспект занятия. Расширение и активизация словаря по теме «Грибы»
Образовательные задачи:
формировать представление о грибах;
совершенствовать навык грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать артикуляционную моторику;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
воспитание любви и бережного отношения к природе.
I. Организационный момент
– Странные предметы выросли в лесу
Ножка есть, но нет сапог, шляпа есть – нет головы. (гриб)
II. Основная часть
Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными созданиями. Много – много, около 100 тыс. грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде. Как вы думаете где? (ответы детей).
Грибы можно встретить: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, в лесу и даже в музеях.
У грибов нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
Какие грибы вы знаете?
«Доскажи словечко»
Еще одна игра на внимание и на знание названий грибов. Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Тут — лисички, там — опята,
Ну а это, на полянке,
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Собирай, не мешкай,
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – . (боровик)
Растут в лесу сестрички – рыжие…(лисички)
Я в красной шапочке расту под стройною осиною.
Меня узнаешь за версту, зовусь я….(подосиновик)
На пеньке сидят ребята, называют их…(опята)
Серенькая шапочка, рябенькая ножка
Под березою растет, угадай как его зовут (подберезовик)
Игра «Один – много»
В лукошке у меня один боровик, а в лесу много…боровиков
Один подосиновик, сыроежка, подберезовик, опенок, лисичка….
Пальчиковая игра «За грибами».
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В корзиночке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих
руках, начиная с больших.)
А второй – лисичка,
Третий гриб – волнушка
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
Упражнение «Какие грибы»
Если грибы варят, то получатся грибы какие? (варёные).
Если грибы жарят, то это грибы… какие? как их можно назвать? (жареные).
Если грибы маринуют, то это грибы… какие? (маринованные)
Если грибы тушат, то получатся грибы… какие? (тушёные)
Если грибы сушат, то получаются грибы.. .какие? (сушёные)
Если грибы солят, то получатся какие грибы? (солёные)
Игра «Посчитай – один, два, пять» (с мячом)
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один мухомор – два мухомора – пять мухоморов.
Одна лисичка – две лисички – пять лисичек.
Один подосиновик – два подосиновика – пять подосиновиков.
Упражнение «Раздели на слоги».
Молодцы. Вы справились и с этим заданием. А у кого из вас было самое длинное слово?
Давите прохлопаем его все вместе.
Сколько слогов в этом слове?
Отлично. Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и узнаете их на картинках. Сегодня мы с вами начнем разговор о лесе, о грибах и ягодах, которые он нам дарит осенью, о том, как нужно вести себя в лесу.
Физминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. ( Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать ( Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.
Правила поведения при сборе грибов.
Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу, на поляне.
Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные.
Не разрывай палкой мох и листву около гриба можно повредить грибницу.
Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
И еще запомни, что нельзя грибы рвать около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопных газах автомобилей.
III. Подведение итогов
Ребята, со всеми заданиями мы справились! О чем мы с вами говорили на занятии? Молодцы!
Конспект занятия «В лес по грибы» для детей средней группы
«Осень» № 1
Осень Падают, падают листья — в нашем саду листопад. Желтые, красные листья по ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают — гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.
Осень Осень с листьями играет, листья с веток обрывает. Листья желтые летят прямо на руки ребят.
Подарки осени Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине, Зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.
Вопрос. Кому что дарит осень?
I. Построение в колонну, равнение на ведущего.
Физрук. В дальний лес по грибы надо нам ребята.
Обычная ходьба, «лужи» — ходьба широким шагом, «деревья густые» — ходьба в полуприседе. Обычная ходьба. Ходьба с закрытыми глазами («колючие елки» — девочки 3 м., мальчики 4 м.). Обычная ходьба. Ходьба змейкой между елочками Бег обычный, быстрый бег (испугались волка), бег с перепрыгиванием «через поваленные деревья». Бег по доске, лежащей на полу («по мостику»). Обычная ходьба. Дыхательное упражнение. Мальчикам бег — 2 мин., девочкам — 1,5 мин.
Физрук. Присядем на полянке, отдохнем, сделаем массаж.
II. ОРУ с палкой в парах.
1. И. п. – основная стойка, стоя лицом друг к другу, держат палку внизу. 1 — 2 – плавно поднять палку вверх, правую (левую) ногу назад, на носок, потянуться – вдох; 3 — 4 – и.п.
2. «Передай палку». И.п. – стоя спиной друг к другу на расстоянии шага, у одного ребенка палка в опущенных руках, у другого – руки внизу. 1 — 2 – руки поднять вверх, передать палку – вдох; 3 — 4 – руки вниз – выдох.
3. И.п. – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, палка вверху хватом за концы. 1 – наклон влево, руки вверху; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, руки с палкой вверху; 4 – и.п.
4. «Тянуть палку». И.п. – сидя, ноги врозь, упираясь ступнями, держаться за палку и перетягивать ее поочередно к себе. 1 — 2 – тянуть палку к себе; 3 — 4 – наклон вперед, за палкой. Повторить 6 – 8 раз.
5. «Поднимем палку вдвоем». И.п. – лежа на животе, лицом друг к другу, палка в согнутых руках. 1 — 2 – поднять одновременно палку вверх, прогнуться; 3 — 4 и.п. повторить 4 – 6 раз.
6. И.п. – сидя «по-турецки», держаться за палку. 1 — 2 – встать без помощи рук; 3 — 4 – сесть в и.п.
7. И.п. – палка лежит на полу. Прыжки вокруг палки на двух ногах.
Основные виды движений.
— Ходьба по скамейке. Мальчики на носках, палка на плечах. Девочки с листочками руки в стороны («Перейди мостик»).
— Метание в горизонтальную цель. Мальчики снизу и сверху правой и левой рукой. Девочки только снизу правой и левой рукой.
— Ползание на четвереньках змейкой между предметами («елками»). Девочкам меньшее количество раз.
Первичная обработка и рецепты приготовления
После того как урожай в лесу собран и принесен домой, его следует подготовить к дальнейшей обработке. В первую очередь следует перебрать плоды, убрать все гнилые и червивые экземпляры, очистить от лесного мусора. В зависимости от дальнейшего использования их моют, но если потребуется сушить, то делать этого не следует.
Моют плодовые тела холодной проточной водой. В том случае, если гриб выделяет млечный сок или горчит, он подлежит обязательному вымачиванию, которое проводится в течение суток, с частой сменой воды.
Прежде чем жарить, солить и мариновать плоды, их обычно отваривают. Для этого их опускают в кипящую подсоленную воду и проваривают от 15 до 30 минут, в зависимости от вида и наличия горечи в мякоти.
Большинство желтых грибов используют для приготовления самых разных закусок. Наибольшей популярностью пользуются тушеные, соленые и маринованные грибочки. Рецептов довольно много, они все популярны, но есть классические варианты.
Для приготовления соленых грибов, окрашенных желтым цветом, их следует предварительно проварить в подсоленной воде. Также понадобится на 2 кг плодов:
- соль – 4 ст. л.;
- лавр – 4 листа;
- гвоздика – 4 шт.;
- чеснок – 4 зубка.
- В подготовленную эмалированную кастрюлю положить немного соли, закрыв ею дно.
- Затем поочередно выкладывать грибы с солью, до их окончания.
- В каждый ряд следует класть лавровый лист, чеснок и гвоздику.
- Сверху снова присыпать грибы солью, накрыть марлей и прижать грузом.
Такие заготовки солятся в прохладном темном месте около 10 дней. После чего их можно переложить в баночки и поставить в холодильник.
Конспект на тему «Грибы»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Грибы»
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Задачи: Образовательные: — научить различать съедобные и ядовитые грибы; -расширить и активизировать словарный запас по теме. Коррекционно-развивающие: — развивать познавательный интерес; — развивать внимание при решении игровых заданий; — развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; — развивать координацию слов и движений; — развивать мелкую и общую моторику; — обогащать зрительные впечатления; Воспитательные: — воспитывать интерес к окружающей среде; Оборудование и средства: наглядный материал с изображением грибов, разрезные картинки , карточки с грибами, корзинка, тетради
1.Разгадывание загадки.
Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки Встала шляпка из травы – Нет под шляпкой головы? (
гриб
)
2.Беседа о грибах.
Правильно, это грибы, кто из вас видел настоящий гриб?
-Где они растут? (в лесу
) -А где еще растут грибы? (
на поляне
) -А что можно делать из грибов?(
солить, сушить, мариновать, жарить
и т.д.) -А что есть у всех грибов?(
ножка и шляпка
)
Молодцы дети, грибов очень много и все они разные. -Какие вы знаете грибы (ответы детей).
А хотите познакомиться с грибами поближе? Логопед знакомит детей с грибами с помощью наглядных карточек.
ПОДБЕРЕЗОВИК(дети повторяют
) —так его называют, потому что он растет под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК(дети повторяют
) — с красной шляпой, ножка высокая. Л:-Почему его так называют? Д:-Потому что растет под осиной.
ЛИСИЧКИ(дети повторяют
) —с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Л: -Почему их называют лисичками, ребята? Д:- Потому что они рыжие, как и лиса. Это ОПЯТА(
дети повторяют
)— дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках.
ШАМПИНЬОНЫ(дети повторяют
) —это белые грибочки с круглой шляпкой, похожей на половинку шарика. Это СЫРОЕЖКИ (
дети повторяют
)— шляпки у них могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
Л: — Ребята, а все ли грибы съедобные? Д:-Нет. Л:- Почему? Д:-Потому что они ядовитые. Л:-Молодцы.Давайте познакомимся с ними, чтобы никогда их не путать со съедобными.
Л:-МУХОМОР(дети повторяют
) —ядовитый гриб. Тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА(дети повторяют
) — самый ядовитый гриб. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Я не привыкла нравиться Кто съест меня — отравится.
3.«Разрезные картинки»
Раздаются разрезные картинки на тему «Грибы».Дети собирают целое из частей и называют свой гриб.
4.Игра «Посчитаем грибы» (счет до 5)
Раздаются картинки с изображением грибов. Дети называют сколько грибов на картинке.(
Н-р: У меня три лисички.У меня пять опят.)5.Игра «Съедобное и несъедобное»
Л:-У вас на столах лежат картинки с грибочками. А теперь соберите в корзину только те, у кого съедобные грибы.
(Остальные объясняют, почему не положили свои грибы в корзинку).6.Физкуль
Утром дети в лес пошли
( шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (
размеренное приседание),
Наклонялись, собирали
(наклоны вперед),
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны).
7.Игра
«4 лишний». Л:-Посмотрите на картинки. Какой предмет лишний? Почему? (лисички, сыроежки, опята,банан). Д:-Банан.Потому что банан – фрукт.
8.Работа в тетради. ?
Обвести простым карандашом по точкам грибы.
Итог. Молодцы. Все очень старались. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Какие бывают грибы?
Ну а сейчас пятерку с плюсом получит тот, кто назовет грибы: — которые растут на пеньках — у которых разноцветные шляпки — которые растут под берёзам -которые растут под осинам— у которых на шляпках белые горошки
Съедобные виды
Среди вкусных желтых лесных даров особенно стоит выделить трутовик серно-желтый. Он придаст вкус и аромат курицы любому блюду. Растет этот вид на дереве, а видно его далеко. Яркий, произрастает крупными группами, но в пищу употребляют только молодые экземпляры, так как старые накапливают в своих плодовых телах много токсинов и становятся ядовитыми.
Трутовик серно-жёлтый
Довольно большой плод и еще один популярный вид – груздь желтый. Очень ценный гриб желтым цветом, но прячется он в валежниках, у ручьев, в чащах, а потому его собирают только те, кто хорошо знает ,где искать. Этот вид кушают только соленым, но вкус его нравится большинству любителей грибной охоты.
Груздь желтый
Еще один интересный гриб, который довольно популярен для сбора – ежовик желтый или гиднум выемчатый. Популярен этот плод своим ярким фруктовым ароматом. Еще одна особенность ежовика желтого – в процессе приготовления он не изменяет своего размера, чем очень радует хозяек.
Ежовик жёлтый
Паутинник желтый – один из самых яркоокрашенных грибочков, несмотря на белый налет на шляпке. Найти его можно на известковой глиняной земле, увидеть с большого расстояния. Он отличается очень нежным вкусом, что не свойственно большинству грибов.
Паутинник жёлтый
Желтая сыроежка предпочитает влажные места. В одном месте можно встретить довольно много плодов. Это летний гриб, но собирать лучше те экземпляры, у которых шляпка загнута внутрь, если она стала плоская или вывернулась вверх, то лучше пройти мимо.
Сыроежка желтая
Лисичка — вкусный и популярный гриб. Обладает фруктовым легким ароматом и слегка островатым вкусом. Кроме того, что эти плоды очень вкусны на столе, они и популярны для лечения различных проблем со здоровьем.
Лисичка
Маслята сложно перепутать с другими плодами. Они особенные, это гриб с желтой губкой в нижней части шляпки. Слизкая поверхность позволит отличить его от других лесных даров, а превосходный вкус и нежная мякоть покорят сердце любого гурмана.
Маслёнок
Боровик пользуется особой любовью любителей тихой охоты, это желтый гриб на толстой ножке. Его массивное плодовое тело, а также белоснежная мякоть привлекают не только заядлых собирателей лесных даров, но и специалистов. Не стоит пугаться, когда в разрезе мякоть посинеет или станет красной. Белой у боровика она практически не остается после соприкосновения с воздухом.
Боровик Фехтнера
А самым известным желтым грибом на пне остается опенок. Его популярность не угасает, он плодоносит довольно обильно, зачастую удается с одного пня собрать целую корзину маленьких вкусных грибочков.
Опёнок летний
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”
1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и показать ему съедобные грибы (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Познакомить с несъедобными грибами (поганка, мухомор). Сформировать обобщающее понятие “грибы”.
Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.
2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Помогите запомнить информацию.
3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.
4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.
5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.
- 1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д.
6. Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
- Одна сыроежка – много сыроежек.
Один опенок – много опят.
И т. д.
7. Упражнение “Какие грибы” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
- Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.
И т.д.
8. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Несмышленыши-масленки
Запеленуты в пеленки,
А масленки-старички
Носят все воротнички.
(Е. Серова)
9. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
- Этот гриб – любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
(подосиновик)
Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(лисички)
10. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
- Раз, два, три, четыре, пять
(пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с больших пальцев)
В лес идем гулять.
(обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(загибать пальчики, начиная с большого)
1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и уточнить, какие съедобные грибы он знает (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Уточнить знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Закрепить обобщающее понятие “грибы”.
Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.
2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Расспросите о строении гриба.
3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.
4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.
5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.
- 1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д.
6. Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
- Одна сыроежка – много сыроежек.
Один опенок – много опят.
И т.д.
7. Упражнение “Какие грибы” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
- Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.
И т. д.
8. Познакомьте ребенка с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка. Объясните разницу в значениях этих слов.
9. Упражнение “Скажи наоборот, заканчивая предложение” на подбор антонимов.
- Старый гриб большой, а молодой – .
У боровика ножка толстая, а у подосиновика – .
Опята съедобные грибы, а мухоморы – .
10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
( Н. Саконская)
11. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
- Этот гриб – любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
(подосиновик)
Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(лисички)
12. Развитие мелкой моторики.
а) Упражнения для пальчиков.
- Раз, два, три, четыре, пять
(пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с больших пальцев)
В лес идем гулять.
(обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(загибать пальчики, начиная с большого)
б) Работа с пластилином. Вылепить грибы.
(Можно заменить аппликацией на тему “Грибы в лукошке”.)
Для занятий рекомендую использовать альбом №1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Стр.23-27.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
01.10.2007, 21:31
галина
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.
лексическая тема Грибы
Тема: «Грибы»
Цели:
выявить, уточнить и расширить словарь детей по теме;
познакомить с понятиями «съедобные, несъедобные (ядовитые)» грибы;
продолжать развивать словообразовательную функцию речи;
учить составлять описательный рассказ;
развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинки с изображением грибов (сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок, груздь, ложные опята), д/и «Съедобные и несъедобные грибы», мяч, схема для составления описательногорассказа, панно.
Ход занятия
1.Орг. момент
Сядет тот, кто назовет приметы осени.
2. Повторение изученного материала
Какое сейчас время года? (Золотая осень).
Назовите осенние месяцы.
3.Сообщение темы занятия
Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)
Если не отгадают, то…
Назовите одним словом, что это? (Это грибы)
Сегодня мы поговорим о грибах.
4.Беседа по теме
Где растут грибы? (В лесу, в траве).
Какие грибы вы узнали, покажите и назовите?
Что можно делать с грибами? (Собирать, сушить, жарить, солить, варить).
Заучивание названий грибов.
Вы назвали очень много разных грибов, а всех ли их можно есть человеку?
Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все грибы? (Съедобные и несъедобные).
Почему их так называют?
Назовите съедобные грибы.
Назовите ядовитые грибы.
В какое время года собирают грибы?
Зачем люди собирают грибы?
5. Д/и « Назови части гриба»
Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (У гриба есть шляпка и ножка.)
Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)
Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)
6.Пальчиковая игра
Грибы
Я корзину в лес беру, Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»
Там грибы я соберу. Разводят ладошки в стороны и снова соединяют.
Удивляется мой друг: Показывают удивление, поднимая плечи вверх.
«Сколько здесь грибов
вокруг!» Разводят руки в стороны.
Подосиновик, маслёнок Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
Подберёзовик, опёнок,
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу, Большой палец левой руки оставляют, грозят им.
Пусть останется в лесу!
7. Д/и «Назови грибок»
Давайте вспомним, как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)?
Какой еще гриб получился свое имя от дерева, около которого он растет? (Подосиновик)
Грибы рыжего цвета… (лисички)
На пеньках растут… (опята).
Грибы с масляными шляпками… (маслята).
Грибы, которые морят мух… (мухоморы).
Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).
8.Д/и «Съедобные и несъедобные грибы»
У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты.
выявить, уточнить и расширить словарь детей по теме;
познакомить с понятиями «съедобные, несъедобные (ядовитые)» грибы;
продолжать развивать словообразовательную функцию речи;
учить составлять описательный рассказ;
развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинки с изображением грибов ( сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок, груздь, ложные опята ), д/и «Съедобные и несъедобные грибы», мяч, схема для составления описательногорассказа, панно.
Ход занятия
1.Орг. момент
Сядет тот, кто назовет приметы осени.
2. Повторение изученного материала
Какое сейчас время года? (Золотая осень).
Назовите осенние месяцы.
3.Сообщение темы занятия
Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)
Если не отгадают, то…
Назовите одним словом, что это? (Это грибы)
Сегодня мы поговорим о грибах.
4.Беседа по теме
Где растут грибы?(В лесу, в траве).
Какие грибы вы узнали, покажите и назовите?
Что можно делать с грибами? (Собирать, сушить, жарить, солить, варить).
Заучивание названий грибов.
Вы назвали очень много разных грибов , а всех ли их можно есть человеку?
Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все грибы? (Съедобные и несъедобные).
Почему их так называют?
Назовите съедобные грибы.
Назовите ядовитые грибы.
В какое время года собирают грибы?
Зачем люди собирают грибы?
5. Д/и « Назови части гриба»
Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (У гриба есть шляпка и ножка.)
Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)
Как называют людей, которые собирают грибы?(Грибники)
6.Пальчиковая игра
Я корзину в лес беру,
Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»
Там грибы я соберу.
Разводят ладошки в стороны и снова соединяют.
Удивляется мой друг:
Показывают удивление, поднимая плечи вверх.
«Сколько здесь грибов
вокруг!»
Разводят руки в стороны.
Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу,
Большой палец левой руки оставляют, грозят им.
Пусть останется в лесу!
7. Д/и «Назови грибок»
Давайте вспомним, как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)?
Какой еще гриб получился свое имя от дерева, около которого он растет? (Подосиновик)
Грибы рыжего цвета… (лисички)
На пеньках растут… (опята).
Грибы с масляными шляпками… (маслята).
Грибы, которые морят мух… (мухоморы).
Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).
8.Д/и «Съедобные и несъедобные грибы»
У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты.
Я называю грибы: сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок, груздь, ложные опята. (Дети поднимают нужные символы).
9. Физкультминутка
Гриша шел
Гриша шел — шел – шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок,(Наклоны вперед.)
Два – грибок, (Наклоны вперед.)
Три – грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
10. Д/и «Назови ласково»
Белый гриб – белый грибочек.
11. Д/и «Один-много»
Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу.
А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).
У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек).
Аналогично: один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят.
12.Описание гриба по плану и схеме
Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, с алат, икру, суп, пироги, запеканку, нажарить их с картошкой, засолить на зиму).
А теперь поиграем в игру «Забывчивый покупатель».
Покупатель пришел в магазин, но забыл название гриба, который он хочет купить. Он должен рассказать, какой это гриб.
Мы выберем сейчас одного покупателя, а все остальные ребята будут продавцы и постараются догадаться, что же хочет купить покупатель.
Грибы: опята, лисички, мухомор, бледная поганка, белый гриб.
Большой или маленький?
Какого цвета ножка, шляпка?
Ядовитый или съедобный гриб?
Что буду готовить?
13.Итог занятия
О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?
14.Оценка деятельности детей
Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.
1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.
3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.
4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.
5.Развитие слухового внимания и памяти.
Оборудование:
схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_po_teme_predlogi.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»
Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.
1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.
3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.
4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.
5.Развитие слухового внимания и памяти.
схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».
Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:
На пригорке и под горкой
Под берёзкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
1. Уточнение пространственных значений предлогов,
Знакомство с понятием «предлог».
На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.
-Когда мы говорим эти маленькие слова? –
В: когда предмет находиться внутри
НА: когда предмет находиться сверху
Под: если предмет внизу.
-Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .
2. Игра «Найди предлог».
Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).
– Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.
3. Анализ рассказа.
Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:
Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.
Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.
Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.
4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы,
Мы в корзинки их собрали,
Быстро к дому подбежали.
Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
И в наш домик приглашаем.
В доме стол на тонкой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот какой я видел дом!
Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:
Встань на ковер
Подойди к стульчику
Встань на носочки
Поднять левую над головой
Положить левую ладонь под правую
5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах – индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.
6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.
– Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!
Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.
7. Итог занятия, оценка деятельности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико – грамматических представлений на тему “Дифференциация предлогов К – ОТ”.
Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет.
Конспект занятия по развитию лексики , грамматики и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста .
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по теме “Предлог В”. Данное занятие является закрепляющим. Предназначено для детей с общим недоразвитием речи, обучающихся в средней логопедической группе.
Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д.
С использованием мультимедийного проектора.
Логопедическое занятие “Предлоги”
Конспект фронтального логопедического занятия “Предлоги “в”, “на”.
Цель: на практическом уровне познакомить детей с предлогами (маленькими словами);
развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное
выражение посредством данной категории служебных слов;
преодоление аграмматизма как в импрессивной, так экспрессивной
формирование представления о смысловом (семантическом) значении
предлога, о предлоге, как об отдельном слове;
уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;
знакомство с графическими схемами предлогов;
уточнение и закрепление временных представлений;
научить детей выделять предлоги, составлять с ними предложения;
развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику, речедвигательный анализатор;
развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
картинки с изображением овощей, сада, огорода, деда в печи;
карточки с предлогами, с деформированными предложениями;
мешочек с буквами; карточки с улыбающейся рожицей.
План и ход урока.
1 Организационный момент Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их!
Психологический настрой Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2 Повторение пройденного материала О чем мы с вами говорили на прошлом занятии?
Что нам помогают понять эти маленькие слова?
Проверим, на самом ли деле? Возьмите ручку, положите её в пенал. Какое маленькое слово помогло?
Положите ручку под пенал. Какое маленькое слово помогло?
Смогли без маленького слова понять, куда надо положить ручку?—- Нет
Вспомните, как пишутся маленькие слова с другими словами?—- Отдельно
Ориентировка в пространстве
Скажите, какое сейчас время года?
Какое время года будет после зимы?
Какое время года было перед зимой?
Осень обычно собирают урожай. И я тоже собрала. Посмотрите на доску (картинки с изображением овощей). Каким одним словом мы можем назвать: помидор, огурец, свеклу, лук?
Какой овощ находится между помидором и свеклой?
Какой овощ находится перед огурцом?
Какой после свеклы?
Какой перед луком?
Ребята, скажите, где растут овощи? —В огороде
А фрукты? В саду
(Иллюстрации с изображением сада и огорода.) Посмотрите, кто работает в саду и огороде? —-Дети
3 Сообщение темы занятия
Разгадав ребусы, вы сможете узнать имена мальчика и девочки, которые собирают урожай вывешиваются ребусы). Как зовут мальчика и девочку? Ваня, Надя
4 Изучение нового материала Какие маленькие слова помогли вам отгадать ребусы? в, на
Правильно. Сегодня на занятии мы будем работать с этими маленькими словами: в, на (на доске схемы предлогов, где предлог маленький человечек).
Где находится маленький человечек (В кубике)
Где находится маленький человечек?( На кубике)
А теперь с помощью этих маленьких слов расскажите и покажите, где растут овощи, на земле или в земле (на доске изображение грядки, дети прикрепляют овощи.)
Свекла растет в земле, помидор на земле
Поиграем с пальчиками (карточка“Зайчик”). Какое упражнение
Зайка взял свой барабан
И ударил трам-трам-трам.
Работа с карточками
Теперь с помощью карточек
выберите подходящее маленькое слово (в, на).
Щи варят . кастрюле.
Морковь натерли . тёрке.
Картошку собрали . ведро.
Огурцы закрыли . банку.
Помидоры лежат . тарелке.
Капусту нарезали . доске.
Овощи продают . магазине.
Игра “Путаница”. Откройте тетради, запишите число.
На карточках все слова в предложениях перепутались. Поставьте слова на место. Запишите предложение в тетрадь. Начертите его схему. Проверяем схемы предложений на доске. Сколько слов в предложении?
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Вправо. Влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Повернись скорее к другу.
Правую дай другу руку.
Влево. Вправо головою!
Руки вверх! Перед собою!
Повернись скорее к другу.
Левую дай другу руку
Игра “Чудесный мешочек”
В мешочке буквы, которые вы должны угадать на ощупь. Из этих букв составьте название овоща. —-Картошка
А теперь скажите, это правда или шутка? (На доске картинка).
“Дед в печи, картошка на печи”. —Это шутка
С какими маленькими словами мы сегодня работали —– в, на
Как они пишутся с другими словами?—–Отдельно
Вы сегодня хорошо занимались ,и поэтому я вам вручаю улыбающиеся наклейки!
Конспекты логопедических занятий.
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Конспект логопедического занятия по теме “Предлоги”.
Терехова О.И., учитель-логопед ГБОУ СОШ №305 СВАО г.Москвы
- 1)активизация словаря;
- 2)упражнение в практическом использовании предлогов;
- 3)знакомство с предлогом “между”;
- 4)развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
- 5)развитие логического мышления.
- 1)карточки с изображением домиков;
- 2)карточки со схемами предлогов;
- 3)игрушечная собачка;
- 4)мультимедийное устройство;
- 5)картинки с изображениями зайца, волка, цыплёнка.
-Послушайте, получился ли рассказ у Незнайки?
Далеко-далеко … лесу избушка. … избушки окошки. … окошках ставенки. … дверцах петушки нарисованы. Поздней ночью улетит баба-Яга … ступе … охоту. А петушки оживут, … землю спрыгнут. Бегают … земле, ягодки клюют, радуются. Леший попадётся, лешего … пятку ущипнут. Шум, гомон, веселье!
Рано утром баба-Яга … охоты прилетит. Грозно посмотрит, скажет: “… место бездельники!” И опять скучают … дверцах петушки.
-Получился рассказ у Незнайки? Почему? Что он забыл? Давайте поможем ему.
Внимание на экран: Предлоги служат для связи слов в предложении.
3.Возьмите свои карточки с домиками. Нарисуйте занавески в домике, трубу на крыше, крыльцо у домика, солнышко над домиком, березу около домика.
-Все правильно нарисовали. Что помогло вам нарисовать правильно?
На экране правило: предлоги говорят о месте, где находится предмет.
4.Какие предлоги вы знаете? Составление предложения с предлогами, используя схемы.
«Предлоги. Схема.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
5.К нам пришла собачка. Она любит играть в прятки. Поиграем с ней.
Собачка прячется под стол. –Где собачка? (под столом, за спинкой стула, в вазе, под книгой и т.д.)
Шелестят ветвями дубы,
Под дубами растут грибы.
В реке глубока вода
Отделяй предлоги всегда.
7. Правда или шутка?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
8. Поиграем в игру “Предлоги наоборот”.
К двери – от двери
К доске – от доски
К берегу – от берега
Над землёй – под землёй
Над водой – под водой.
9. “Путаница”. Составляем предложения:
Ребята, катаются, горки, с.
Зимой, снега, много, лесу, в.
Детям, подарили, на, подарки, празднике.
Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.
Метро, строят, землёй, под.
Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.
10. Внимание на экран: Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.
11. Определить, предлог или нет?
(В) лесу (из-за) угла
(из) дома (над) озером
(до) шёл (об) радовался
(до) бежал (за) грустил
(при) нёс (через) дорогу
12. Знакомство с предлогом между. Посадим в домике. Рисунок с изображением домика.
«Предлог ‘Между’» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Зайца – между морковкой и волком;
волка – между лисой и зайцем;
цыплёнка – между петухом и курицей.
13. Итог занятия.
Алексей Толстой сказка “Петушки”.
Е. В. Новикова “Секреты предлогов и падежей”. Серия “Практическая логопедия” Издательство “Гном”.
И. Н. Садовникова “Нарушения письменной речи у младших школьников” Москва, “Просвещение”, 1983.