Альманах педагога
Автор: Аникеева Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад №1 комбинированного вида “ЗАТО Шиханы городского округа
Населённый пункт: ЗАТО Шиханы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рекомендации для родителей. Лексическая тема “Дикие животные зимой”
Дата публикации: 11.12.2017
Раздел: дошкольное образование
Учитель-логопед
А н и к е е в а
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, косуля, рысь, лось, лиса,
кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот,
морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, змея, гадюка, уж, лягушка,
логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник иголка,
след, зверь, хищник, плутовка, сохатый; стая, вожак, хатка
Глагольный словарь: Прятаться, пугаться, убегать, искать, догонять, рычать,
ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить,
залегать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть,
питаться, гнать, догонять
пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый,
крупный, слабый Белый, хитрый, голодный, злой, опытный, осторожный,
пугливый, боязливый, страшный, Резвый, юркий, свирепый, кровожадный,
стремительно,опасно, трудно, злобно, неслышно, далеко, стремительно
Зима – суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно,
ж и в о т н ы м
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к
суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и
о с м а т р и в а я
о х р а н я ю т
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Зимняя спячка.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих
н а с то я щ и й
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь
обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою
добычу. Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище
медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку,
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит
немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются
ж и в о т н ы е
в п а д а ю т
с п я ч к у ?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик
Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от
времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут
поискать себе пропитание.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из
у т е п л я ю т
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик
в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике
у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и
грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях
деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или
вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен.
У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая,
без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы
или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед
хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной.
Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может
спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на
километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия
п о м о г а е т
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного
цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не
проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки
спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает
припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням
воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой
я в л я ю т с я
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день
им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят
п р я т а т ь с я
п е р е б и р а т ь с я
ч е л о в е к а .
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины,
ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только
чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки
сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии
от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой:
маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца –
это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках,
Как животные готовятся к зиме
Автор: Esperansa · Опубликовано 11.12.2020 · Обновлено 11.12.2020
Животные начинают готовиться к зиме еще в теплое время года.
Осенью можно увидеть белок, несущих орехи в свое дупло или закапывающих их в землю, чтобы через несколько месяцев откопать их и перекусить зимой.
Мыши и бобры приносят в свои дома дополнительную еду, чтобы иметь пропитание, когда будет слишком холодно, а пчелы запасаются медом все лето и осень. Большинство млекопитающих наедают лишний жир в теплые месяцы, чтобы продержаться зимой. Он не только согреет их в холодную пору, но и не оставит голодным.
Другие животные приспосабливаются к зимней погоде, меняя свой внешний вид. Мех становится толще и тяжелее также, как мы меняем осеннюю куртку на зимнюю. Такие животные, как кролик или песец, полностью меняют цвет своей шерсти, переходя от темных цветов летом к белым зимой. Это свойство порой спасает им жизнь, т.к. позволяет лучше маскироваться в снегу, делая их более незаметными.
Некоторые животные готовятся к зимней спячке. Например, медведи, скунсы, ежи готовят уютные берлоги и спят почти всю зиму. Они впадают в оцепенение, которое переходит в состояние пониженной физиологической активности, что позволяет им снижать температуру тела и скорость метаболизма. Это позволяет им выжить без большого количества еды. Другие, например бурундуки, сурки, летучие мыши и даже змеи, погружаются в еще более глубокий сон, когда их тело замирает на несколько месяцев, часто не просыпаясь до весны. Это позволяет животным экономить энергию и некоторое время не беспокоиться о еде и холоде. Они просыпаются голодными и часто недовольными, но, по крайней мере, они смогли избежать самой суровой непогоды.
Некоторые существа вообще не хотят иметь дело с зимой! Вместо этого они перемещаются в такие места, где они могут легко найти еду и не замерзнуть от холода. Это называется миграцией. Карибу и некоторые виды оленей совершают зимние походы, а также киты и некоторые рыбы, проплывают на большие расстояния в поисках более теплой воды. Даже бабочки-монархи летают из Канады и США в Мексику в поисках более солнечных дней. Весной миграция происходит в обратном направлении, туда, где, наконец, закончилась зима.
Рассмотрим подготовку некоторых животных к зиме более подробно.
Как белка готовится к зиме?
Многие люди предполагают, что белки впадают в спячку, поскольку зимой их редко можно увидеть. Однако это не так. Вместо того, чтобы впадать в зимнюю спячку, они, на самом деле, проводят большую часть своего времени во сне в дуплах деревьях и выходят наружу только утром и вечером.
Белки готовятся к зиме, собирая желуди, орехи, ягоды, грибы и даже кору деревьев и сберегая это все в неглубоких ямах рядом с деревьями или в своих гнездах. Они также увеличивают потребление пищи, тем самым повышая массу тела.
Зимой белки выживают, поедая сохраненную пищу и поддерживая постоянную температуру своего тела. Их еще называют гомеотермы, это означает, что они теплокровные животные, которые могут поддерживать стабильную температуру тела в широком диапазоне условий окружающей среды, регулируя метаболические процессы производства и потери тепла. Этот акт регулирования их температуры является способом достижения баланса в теле.
Чтобы контролировать уровень температуры, датчики в кровеносных сосудах постоянно передают информацию о температуре тела обратно в гипоталамус в головном мозге. Белки поддерживают стабильную температуру своего тела (в пределах гомеостаза) за счет совместного сна. Это форма теплопроводности, при которой тепло может передаваться между двумя соприкасающимися белками. Белки также являются эндотермами, что означает, что они могут создавать собственное тепло посредством метаболизма. Это объясняет, почему белки максимально потребляют пищу при подготовке к зиме. Когда зимой очень холодно, белки также используют дрожь, чтобы согреться, поскольку это способ выработки тепла.
Как еж готовится к зиме?
Для некоторых наших диких животных хорошая подготовка к зиме – это вопрос выживания.
Поскольку ежи ведут ночной образ жизни, мы порой не замечаем, как они снуют по нашему саду, помогая нам бороться со слизнями, улитками и даже насекомыми, которые повреждают растения, которые мы тщательно выращиваем.
С приближением зимы ежи начинают готовиться к спячке. Животные, находящиеся в спячке, замедляют свое сердцебиение и частоту дыхания, снижают температуру тела и метаболизм для экономии энергии, поэтому наличие хорошего запаса жира и стабильной среды для укрытия жизненно важно.
Обычно ежи впадают в спячку с октября по март, и им нужно полагаться на свои жировые запасы, чтобы выжить до весны. Однако может быть много причин, по которым еж мог не набрать достаточно веса. Например, плохая погода может быть тому причиной. Или молодой возраст, т.е. животное прожило недостаточно долго, для набора достаточного веса.
Так что по мере приближения сезона гибернации не помешает протянуть ежикам руку помощи в вопросе поиска еды. Вы можете оставить в саду корм, подойдет мясной корм для кошек и собак (без рыбного вкуса), семечки, орехи, творог. Вы также можете найти специальную еду для ежей в магазинах. Однако ни в коем случае нельзя кормить ежа хлебом или молоком, так как они такую еду плохо переваривают.
Если вам повезло, что в вашем саду живет ежик, вы можете сделать одну важную вещь – сделать для него собственный домик! Чем раньше вы поместите такой домик в своем саду, тем больше вероятность, что у вас появится новый сосед. Разместите дом в тихом месте и засыпьте его сухими ветками, листьями и палками. Если вы подозреваете, что ежик спит в вашем саду, будьте осторожны, чтобы не потревожить его.
Как заяц готовится к зиме?
Зайцы не впадают в спячку, но пережить зиму им помогает ряд поведенческих и физиологических приспособлений. У них густой мех и низкое соотношение площади поверхности к объему, которое сохраняет тепло тела. Зайцы иногда роют укрытия в снегу и сбиваются в кучу, чтобы согреть друг друга.
Главная подготовка зайцев к зиме заключается в их способности менять шубку два раза в год для лучшей маскировки. Осенью их тонкий коричневый мех постепенно превращается в более густой белый, что дает им возможность маскироваться как на летнем, так и на зимнем фоне. Весной мех снова становится коричневым в ответ на увеличение длины светового дня.
Чтобы защитить себя, когда они чувствуют опасность, молодые зайцы обычно остаются неподвижными, чтобы слиться с окружающим фоном, но обычная стратегия взрослых состоит в том, чтобы убежать и запутать хищника, бросаясь в разные стороны. Взрослые зайцы могут преодолевать расстояние до трех метров за один прыжок и развивать скорость до 45 километров в час.
Как медведь готовится к зиме?
По окончании летнего сезона воздух становится свежим, листья опадают с деревьев, а медведи становятся более активными. Они ищут еду. В осенние месяцы медведи едят и пьют практически без перерыва, могут съедать около 40 кг (90 фунтов) пищи в день. Им нужно набрать вес, чтобы подготовиться к зимней спячке. Этот процесс называется гиперфагией (это процесс набора веса медведя, чтобы подготовиться к зиме).
Медведи делают свои берлоги под корнями в дуплах деревьев, в расщелинах скал или под старыми бревнами и палками. Гризли обустраивают новую берлогу почти каждый год, лишь изредка возвращаясь в предыдущую. В основном этот процесс занимает 3-7 дней. Они приносят подстилочный материал, например, ветки деревьев, это делается не только для того, чтобы сделать постель мягче, но для сохранения тепла тела медведя зимой.
Во время сна у медведей падает температура тела, снижается пульс и замедляется дыхание. Частота сердечных сокращений снижается с типичных 40-50 ударов в минуту до 8-19. Для сравнения: частота пульса во сне человека колеблется в пределах 40–100 ударов в минуту.
В обычном состоянии температура тела медведей составляет от 100 до 101 градуса по Фаренгейту (37 ° C). Во время долгого и глубокого сна, она падает примерно до 88 градусов (31 ° C).
Хотя большинство животных нелегко вывести из такого состояния, медведи быстро просыпаются, если им угрожают опасность, и, что примечательно, могут даже родить детенышей.
Беременные самки медведей родят детенышей в берлоге, скорее всего, в течение первых двух месяцев спячки, приблизительно в конце января или начале февраля. Они будут оставаться в берлоге всю зиму, пока медведица спит, а детеныши кормятся грудью и растут. Тело самки использует жир, который она накопила за лето и осень, в качестве энергии.
Весной, когда начнет таять снег, медведи просыпаются и выходят из берлоги в поисках пропитания.
Мы уже выяснили, что гризли переживают три различных фазы в году. Нормальная активность весной и летом; осенняя гиперфагия, когда медведи набирают вес, чтобы подготовиться к зиме; и гибернация. Спячка может длиться от 4 до 7 месяцев, в зависимости от низких температур и снежного покрова. Медведи не выделяют никаких телесных отходов во время зимнего сна. Время, проведенное в спячке, зависит от условий окружающей среды, пола и репродуктивного статуса медведя. Самцы проводят в спячке меньше всего времени, а самки с новорожденными детенышами – больше всего.
Считается, что эта более длительная спячка помогает детенышам вырастать больше и сильнее, прежде чем покинуть логово.
Из всех медведей не впадает в спячку только белый медведь, узнайте больше о нем здесь .
Слово педагога
Автор: Духанина Татьяна Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ “Нововоронежский детский сад №6”
Населённый пункт: Г. Нововоронеж Воронежской области
Наименование материала: Презентация
Тема: “Дружно, весело играем звуки речи закрепляем”
Дата публикации: 22.03.2017
Раздел: дошкольное образование
«Дружно, весело играем,
звуки речи закрепляем»
МКДОУ «Нововоронежский детский
«Дружно, весело играем,
звуки речи закрепляем»
Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования к основным
видам деятельности детей относит
игру и общение, следовательно,
игровое общение есть тот
необходимый базис, в рамках
которого происходит формирование и
совершенствование речевой
активности ребёнка.
Актуальность темы обуславливается тем, что для
достижения целевых ориентиров необходима
систематическая профилактика и коррекция речевых
нарушений у детей. Но информационная плотность
дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к
школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда
комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов
работы по исправлению речевых нарушений, которые
были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме
сложные и, порой, малоинтересные логопедические
упражнения становятся для ребёнка увлекательным
Роль игры в развитии речи детей
Игра доставляет ребенку радость. Это будет
или радость творчества, или радость
победы, или радость эстетическая – радость
качества. Такую же радость приносит и
хорошая работа. И здесь полное сходство.
Некоторые думают, что работа отличается
от игры тем, что в работе есть
ответственность, а в игре ее нет. Это
неправильно: в игре есть такая же большая
ответственность, как в работе.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
(Сухомлинский В. А.)
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют
развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с
самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны
улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
— это инсценировка какой-нибудь сказочки или
потешки с помощью пальцев рук. Вот несколько
Одна ладошка сложена «горсткой, это
«корытце с водицей», пальцы другой руки
изображают куриный клювик:
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала
И пила водицу прямо из корытца.
Большой палец по очереди касается
Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице!
Поочередно сцепляя каждую пару
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки!
Игра на развитие дыхания
Речевое дыхание представляет собой координированный
акт, во время которого дыхание и артикуляция строго
соотносятся в процессе речевого высказывания.
Для развития дыхания ребенка
используются множество дыхательных игр:
сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов,
дуть на всевозможные вертушки и прочее;
надувать надувные игрушки, воздушные шары,
пускать мыльные пузыри.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс
упражнений, одни из которых помогают улучшить
подвижность органов артикуляции, другие — увеличить
объём и силу движений, третьи вырабатывают точность
позы губ, языка, необходимую для произнесения того
или иного звука.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный,
последовательный процесс введения правильного звука
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Игры на автоматизацию звуков
Автоматизация звука – этап при коррекции
неправильного звукопроизношения, следующий после
постановки нового звука; направлен на формирование
правильного произношения звука в связной речи;
заключается в постепенном, последовательном
введении поставленного звука в слоги, слова,
предложения и в самостоятельную речь.
Игры по звукоподражание
Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение
вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же
повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в
«попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в
практической деятельности ребёнка, в игре.
Игра на развитие фонематического
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому
анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению
грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем
интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной
динамики в развитии фонематического слуха , тем самым помогая
детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Различаем гласные звуки
Дифференциация звуков – это различение звуков,
схожих по каким-то признакам. Ребенок научился
произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи
заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит
пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как
произносит, так потом и напишет.
Дидактические игры на развитие
Дидактические игры на развитие
фонематического слуха построены на умении
правильно слышать звуки родного языка.
Игры на закрепление слоговой
У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов
звукопроизношения, часто бывает нарушена и
слоговая структура слова – способность правильно
воспроизводить в речи слова различного слогового
Игровой метод — это основной метод работы с детьми.
Во время игр дети овладевают навыками и умениями
правильной речи, а также другими видами деятельности.
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным,
действенным, позволяя ребёнку получить собственный
Успех коррекционного обучения во многом определяется
тем, насколько четко организуется преемственность
в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая
система не может быть в полной мере эффективной, если
в ней не задействована семья. Если дошкольное
учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок
оказывается между двух огней, поэтому так необходимо
тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Руководители проекта: Учитель-логопед: Типсина Наталья Михайловна.
Участники проекта: Дети с нарушениями речи и родители, учитель-логопед, воспитатели подготовительной группы.
Тип проекта:
По доминирующей в проект е деятельности: творческий практико-ориентированный.
По содержанию : ребенок и семья.
По числу участников проекта : групповой
По времени проведения : долгосрочный (1 год).
По характеру контактов : в рамках МБДОУ Каргасокского района д/с № 3 «Теремок»
По профилю знаний : область Коммуникация.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Сроки реализации проекта: октябрь 2014 — май 2015 г.
Актуальность проекта:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Идея проекта:”Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем” заключается в вовлечении детей и их родителей в творческий практико-ориентированный процесс коррекции речи детей средствами игровых технологий.
Цель:
Преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств в совместной деятельности детей, родителей и педагогов с помощью игровых технологий.
Задачи:
- Исправлять недостатки звукопроизношения у детей, развить фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять словарь, развить связную речь средствами игровых технологий;
- Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
- Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей средствами игровых технологий.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений средствами игровых технологий, широко использовать родительский потенциал.
Содержание проекта: учитель-логопед и воспитатель ведут коррекционно-развивающую работу с детьми средствами игровых технологий, вовлекают родителей в совместную деятельность. Родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на игровых занятиях.
Предполагаемый результат.
В процессе реализации проекта
Дети:
- В результате возникшего интереса к играм будут самостоятельно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игровые логоритмические упражнения;
- Совершенствовать звуковую культуру речи, закреплять в играх поставленные звуки;
- Развивать словарь, грамматический строй речи, связную речь, коммуникативные навыки;
- Активизируются психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
- Использование игр позволит снизить у детей утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность.
Родители:
- Повысят уровень педагогической компетенции в области коррекции речи детей средствами игровых технологий;
- Повысят уровень активности, педагогической культуры родителей.
- В ходе игры сформируется положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.
Формы и методы работы:
- Диагностика детей средствами настольно печатных и словестных игр.
- Анкетирование родителей.
- Игровые технологии для коррекции речи детей:
- Артикуляционные игры.
- Игры для развития мелкой и общей моторики.
- Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
- Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи
- Подбор наглядно-дидактического материала для совместной творческой деятельности.
- Изготовление наглядного материала, дидактических игр для коррекции речи детей.
- Игровая непосредственно образовательная деяельность, развлечения для детей и родителей для коррекции речи детей.
- Консультации для родителей по проблеме проекта.
- Совместный конкурс детей и родителей по изготовлению первой буквы имени ребёнка или членов семьи.
- Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации.
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
План реализации проекта
Подготовительный этап
Срок реализации: 2 недели.
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
---|---|---|---|
1 | Определение целей и задач проектной деятельности. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
2 | Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
3 | Составление календарных планов по развитию речи и коррекции речевых дефектов у детей. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
4 | Проведение диагностирования детей, анкетирование родителей на определение актуальности проекта. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
5 | Подбор авторами проекта наглядно-дидактического материала для совместной творческой деятельности с детьми и родителями | Учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
6 | Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
7 | Составление плана основного этапа. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
Основной этап
Срок реализации: 1-я неделя ноября — 2-я неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
---|---|---|---|---|
1 | Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» | Родители. | Учитель-логопед, воспитатель | 1-2 неделя ноября |
2 | Коррекция речи детей средствами игровых технологий. | Дети. | Учитель-логопед, воспитатель | В течение основного этапа реализации проекта |
3 | Практикум «Артикуляционная гимнастика с котиком Музиком. Сказка о весёлом язычке» | Родители. | Учитель-логопед. | Ноябрь |
4 | Проведение логопятиминуток. | Дети. | Учитель-логопед. | Ежедневно. |
5 | Изготовление наглядно-информационного, раздаточного материала для родителей. | Родители. | Воспитатель, учитель-логопед. | В течение реализации проекта. |
6 | Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком». | Дети, родители. | Учитель-логопед. | Декабрь |
7 | Консультация: «Роль игры в развитии речи детей» | Родители. | Учитель-логопед. | Декабрь |
8 | Промежуточная диагностика детей. | Дети. | Учитель-логопед. | В течение срока реабилитации ребёнка. |
9 | Индивидуальные консультации с учителем-логопедом. | Родители. | Учитель-логопед | В течение реализации проекта. |
10 | Практикум «Поиграем вместе». | Родители. | Учитель-логопед. | Январь |
11 | Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» | Родители, дети. | Учитель-логопед, воспитатели | Февраль |
12 | Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» | Родители. | Учитель-логопед | Март. |
13 | Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » | Родители, дети | Учитель-логопед, воспитатели. | Апрель |
14 | Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» | Родители, дети | Учитель-логопед, воспитатель | Май |
Заключительный этап
Срок реализации: 3, 4 неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
---|---|---|---|---|
1 | Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. | Дети. Учитель-логопед, воспитатели | Учитель-логопед. | Май. |
2. | Анализ совместной творческой практико-ориентированной деятельности детей, родителей и педагогов по коррекции речи детей средствами игровых технологий. | Учитель-логопед, воспитатели, родители | Учитель-логопед, воспитатели | Май |
2 | Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации | Учитель-логопед, воспитатели | Учитель-логопед, воспитатели | Май. |
3 | Презентация проекта (Педагогический совет. Родительское собрание). | Педагоги МБДОУ Каргасокский д/с № 3 «Теремок», родители. | Учитель-логопед, воспитатели | Май. |
Этот проект значим для всех его участников:
Дети : получение новых знаний и умений в игровой форме, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги : продолжение освоения метода проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители : получение новых знаний, повышение компетентности в вопросе коррекции речи своих детей средствами игры, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Игровой коррекционный практикум «Дружно, весело играем, в игре звуки закрепляем»
«Дружно, весело играем, в игре звуки закрепляем».
Игровой коррекционный практикум.
Цель: Создание ситуации развития дошкольника в игровой деятельности.
Образовательные:
– закреплять правильное произношение звука «Б»;
– развивать умения слушать литературный текст;
– развивать интерес к народной игре.
Коррекционные:
– развивать фонематический слух;
– развивать артикуляционный аппарат, через артикуляционные упражнения;
– развивать общую координацию движений ( в играх);
– автоматизировать произношение звука «Б» в чистоговорках.
Воспитательные:
– воспитывать умение слушать ответы товарищей;
– воспитывать игровую культуру;
– формировать умение дружеского взаимодействия в ходе игры.
Оборудование:
Мяч. Текст сказки Г.Юдина «Лесные музыканты» (см. В.В.Волина, «занимательное азбуковедение», М,; Просвещение. 1994.-400 с..). Шапочки – маски для народных игр – «Рыбаки и рыбки», «Пирог».
Предварительная работа:
Дидактические и словесные игры на закрепление произношения звука «Б»:
«Найди лишнее» (слово со звуком «Б»), «Где спрятался звук» (определение места звука в слове), «Подскажи словечко»» и т.д.
1.Игра «Зеркало». Упражнения на артикуляцию:
Расческа, улыбка, хоботок, усики, ветерок.
2.Игра в кругу с мячом на сближение «Мяч лови – повтори».
Ведущий отбивая мяч от пола, называет имя ребенка, которому бросает мяч, и задает слог со звуком «Б». Названный ребенок мяч ловит, отбивает мяч , так же ведущему и повторяет этот слог (слоги: Би, Ба, Бо, Бу и т.п.).
3.Игра «Жаворонок», на закрепление звукопроизношения звука «Б», используя чистоговорки. /Роль жаворонка выполняет воспитатель.
Дети ведут хоровод и проговаривают:
– В небе жаворонок пел
Порезвился в тишине. Круг останавливается, теперь идет «жаворонок» и говорит:
– Спел я песенку тебе (останавливается напротив одного из детей)
Если сможешь повторить
Будем мы с тобой дружить.
«Жаворонок» проговаривает чистоговорку, а ребенок ее повторяет.
После этого игра начинается снова.
Чистоговорки:
Ба –ба –ба – вот играет труба;
Оба –оба – смотри в оба;
Бу –бу –бу – купили мальчику трубу;
Бы –бы –бы – мы увидели грибы (в роще выросли дубы);
Бок –бок –бок – под пеньком растет грибок;
Уба –уба – на Кате шуба;
Ба –бо –бы – на дворе стоят столбы.
4. Чтение Г.Юдин «Лесные музыканты». Запомните и назовите все слова со звуками [Б, и Б`], которые прозвучали в тексте.
5. Беседа по вопросам:
– назовите всех животных из сказки в названии которых есть звук «Б»;
– назовите музыкальные инструменты, на которых играли герои;
– кто из животных остановил это «шумный» оркестр; как он это сделал;
– как другие звери пытались остановить музыкантов, чтобы они не «играли»;
– кому из животных нравился «шум» музыкантов;
– назовите животных в названии которых есть звук «Б»`;
– кто из музыкантов, на каком инструменте играл?
6. Мы со звуком «Б» играли и немножечко устали.
И теперь друзья – УРА!
Ждет нас новая игра!
6.Разучивание новой игры «Рыбаки и рыбки»:
Двое ведущих – рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры. Остальные дети – рыбки, они ведут хоровод и проговаривают:
– В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья – не летают,
Нет ног, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.
После этих слов дети – рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Та «рыбка», которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д.
Рыбок много вы поймали, вам за это ПРИЗ друзья, есть еще одна игра, которую дети выбирают по желанию. Эта игра на поднятие эмоционального тона. «Пирог» или «Утка, утка, гусь».
Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем
Закончился учебный год, у детей подготовительных к школе групп прошли выпускные вечера, и дети, радостные, ушли на свои первые летние каникулы.
Конечно, лето располагает к отдыху, укреплению здоровья, когда дети много играют, гуляют, ездят с семьями в гости к родственникам, на отдых и лечение.
В это время важно не растерять сформированные за учебный год навыки правильного произношения всех звуков в речи. Дети, занимавшиеся на логопункте, находятся в так называемой «группе риска», так как не у всех детей одинаково хорошо закрепились поставленные звуки. В связи с этим, при отсутствии ежедневного повторения, звуки могут «потеряться», то есть ребёнок будет их снова произносить неправильно.
Учитель-логопед, выпуская детей с логопункта детского сада, даёт рекомендации родителям продолжать закрепление поставленных звуков и повторять дома с детьми стихотворения, чистоговорки, насыщенные звуками Р и Л. Это наиболее сложные для произнесения звуки, требующие сильного упругого язычка и длительного, сильного речевого выдоха.
Предлагаю детям вместе с заботливыми родителями повторять летом:
1) артикуляционные упражнения специального комплекса для сонорных звуков.
Цель: укрепление мышц органов артикуляции, особенно языка, развитие его подвижности, а также отделение движений языка от движений нижней челюсти. Язык «стучит» в альвеолы – бугорочки за верхними зубами (т – т – т; д – д – д), рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами не меняется и примерно равно ширине двух пальцев. Губы в улыбке. Зубы видны.
«Барабанщик»
Левой, правой, левой, правой! На парад идёт отряд.
Барабанщик барабанит полтора часа подряд: д-д, д-д-д, д-д, д-д-д…
Бей, руками помогай: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
(Маршируй на месте и имитируй игру на барабане).
- Увеличение силы и длительности выдоха с произнесением: дзззз______ или джжж______. Поддуваем различные пособия на нитке, например: бабочку, птичку, снежинку и т. д. При поддувании выполняем все правила пункта 1. Стараемся, чтобы выдох был максимально сильным и длительным. Под воздействием сильной длительной воздушной струи кончик языка начинает дрожать за верхними зубами, получается звук, похожий на звук при стрельбе из автомата. Упражнения
«Автомат стреляет»: тррр…,
«Пулемёт строчит»: дрррр….
Пальчиковая игра «В зоопарк»
В зоопарк пойдём скорей, (Пальцы обеих рук двигаются по столу, имитируя
Много разных там зверей: (Показать напряжённые, растопыренные пальцы
И колючие ежи, (Сцепить пальцы обеих рук в «замок»).
И клыкастые моржи, (Пальцы сжать в кулаки, выпрямить указательные
пальцы и мизинцы).
И огромные слоны, (4 пальца обеих рук шагают по столу, а средние
пальцы вытянуты вперёд, как хоботы слонов).
Уж невиданной длины, (Вращательные движения кистями обеих рук).
Зайцы трусливые (Сгибание и разгибание указательного и
среднего пальцев правой и левой руки).
И птицы красивые (Махи скрещенными кистями обеих рук,
ладонями к себе).
Даже крокодилы есть, (Хлопки подушечками пальцев правой
В общем, всех не перечесть! и левой руки, запястья соединены).
Организационный момент
Зверята в зоопарке живут, в гости нас зовут.
Мы за ними наблюдаем и движенья выполняем.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Обезьянки утром рано (Широкое открывание и закрывание рта,
Вкусные жуют бананы. имитация жевания).
Водичку пьют, (Вытягивание губ в виде «хоботка»,
Потом играть бегут. (Лёгкое покусывание кончика языка).
В дупле белочка живёт, (Открывание и закрывание рта, при этом губы
Да орешки всё грызёт. в улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Жеребёнок на лужайке, (Громкое цоканье языком с широким открыванием
Мама – лошадь, рта, сначала в быстром, затем в медленном темпе).
А вот дятел на суку сидит, дятел дерево долбит:
Д – Д – Д – Д – Д – Д…
Ребята, язычки поднимите и как дятел постучите:
Д – Д – Д – Д – Д – Д…
Толстячок – хомячок (Надувание и присасывание обеих щёк, затем
Показал нам свой бочок. поочерёдное надувание правой и левой щеки).
Разучивание самомассажа кистей и пальцев мячом су-джок
Взяли в руки мячик наш, (Катание массажного мячика су-джок
Будем делать мы массаж. между ладонями).
Сверху — вниз, сверху — вниз, (Катание мяча по кисти правой руки до
Ты катись, катись, катись! кончиков пальцев).
Про ладошку не забудем, (Катание мяча по правой ладошке).
Массажировать мы будем! (Затем те же массажные движения
выполняем на левой руке).
Силачи
Силачи, силачи, (Сжимание массажного мячика левой,
Мы сжимаем мячи! затем правой рукой).
А теперь погладим, (Поглаживание мяча расслабленными
Пальчики расслабим! кистями правой и левой руки).
Массаж пальцев пружинками (су-джок)
Мизинчик — пальчик маленький, (Массаж пальцев поочерёдно, начиная
Маленький, удаленький. с мизинчика).
Безымянный – кольцо носит, (Более сильный нажим на подушечки
Никогда его не сбросит! пальцев).
Средний палец — самый длинный
И стоит посередине.
Пальцы встретились, обнялись, (Соединение пальцев левой и правой
Кое-как расстались! руки в «замок»).
Комплекс артикуляционной гимнастики
«По грибы»
Скачем на лошадке (Цоканье языком с широким открыва-
По дорожке ровной, гладкой. нием рта).
Цок – цок, цок – цок, (Губы в улыбке, верхние и нижние зубы
Мы в лесу найдём грибок! видны).
На лесной опушке, (Язык широкий, расслабленный, лежит
Где живёт кукушка, на нижней губе, не дрожит).
Вырос гриб – волнушка, (Язык присосать к нёбу, рот широко
Шляпка на макушке. открыт).
В лес осенний мы войдём, (Резко опустить язык вниз – «сорвать
И грибочек тот сорвём. грибок»).
Вот и нет волнушки (Рот широко открыт, язык за нижними
На лесной опушке. зубами).
Желаем всем хорошего летнего отдыха и успешного школьного старта нашим детям!
23.05.2019 г. Учитель-логопед: Л. В.Михляева
Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем
Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:
1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо»- точное воспроизведение заданных интонаций;
3) различие можорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Весёлый и грустный колокольчик» и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);
4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поёт первый звук.
Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугина.)
1) Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
2) Импровизация музыкальных вопросов и ответов;
3) Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.)
Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).
Игра «Звукоимитация»
Цель : Развивать начальную ориентировку в песенном творчестве, развивать умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием.
Описание игры .
Детям предлагается поиграть в превращения. Участники игры выстраиваются в ряд или круг. Педагог проходит перед ними, указывая на каждого рукой и называя: «Поросёнок, котёнок, утёнок». Игрокам нужно запомнить, какой персонаж им достался, и определить, каким голосом говорят персонажи, пребывая в определённом настроении.
Ситуации могут быть различными:
-детёныши удивились находке;
-детёныши радуются встрече с мамой, и т.д.
Например, ситуация первая: «Детёныши потерялись».
Дети расходятся по залу в разных направлениях, затем по знаку педагога, мяукая, крякая, хрюкая с соответствующим настроением, ищут своих товарищей по команде. Задача – как можно скорей собраться вместе «поросятами» (первая команда), утятами (вторая команда), «котятами» (третья команда). При этом переговариваться обыкновенными словами нельзя. Игроки должны найти друг друга, издавая только звукоподражания нужным тоном, соответствующим ситуации. Побеждает та команда, игроки которой первыми сумеют найти своих «собратьев».
Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта. В разном темпе и ритме.
Первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений детей выступают игровые ситуации, в ходе которых педагог может предложить ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слово «баю», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.
Также могут быть такие творческие задания:
1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна, рожка и т.д.
Например, «Пастушок» русская народная песня. Рано-рано поутру пастушок ту-ру-ру, ту-ру-ру.
3. Подражать ритмическому звучанию бубна.
В бубен бей, бей, бей, веселей, веселей. Там-там-там и т.д.
Может бубен загреметь будто гром. Бом-бом!
Может бубен зазвенеть ручейком.
Творческая игра «Мини-рассказы»
(с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций)
Цели: помогать детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать внимание дошкольников.
Описание игры.
Педагог рассказывает историю. Задача детей – в нужных местах исполнить вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:
а) Настало утро, пропел радостно петушок-… . Часы пробили шесть часов- … . Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- … . Коровы начали собираться и довольно замычали- … .
б) Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице -… . и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.
Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).
Игра «Музыкальное знакомство»
Цель: формировать умение использовать знакомые способы песенной импровизации в новой игровой ситуации.
Описание игры . Пример выполнения задания демонстрирует педагог, пропевая свое имя и отчество. Затем он обращается к детям с просьбой дать свои ответы на его музыкальный вопрос «Как тебя зовут?» ( на звуках тонического трезвучия -ля-ля, фа-фа, ре). Ребенок, называя себя.не может повторить мелодию педагога, так как по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и характеризуются элементами творчества. Далее задание усложняется, предложив детям дать полный ответ: «Меня зовут + имя». Задание можно усложнить добавляя в него другую информацию о ребенке.
Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке»
Четыре времени года – это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.
Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ».
Его цель: формировать способы импровизации – окончание мелодии, начатой взрослым; развивать чувство лада и музыкальной вопросно-ответной формы.
Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» – «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» – «Я боюсь уснуть, сестрица – кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.
Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» – «Я здесь!». «Иди ко мне» – «Иду, иду».
Игра «Перекличка»
Цели : помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки.
Описание игры.
Педагог предлагает детям «прогуляться в лес». Дети двигаются в любых направлениях, «собирая грибы», «наблюдая за птицами»и.т.д. На призыв педагога, пропеваемый им на произвольный мотив, дети дают ответ: где они или чем занимаются. Вокальные фразы ребят произвольны.
Педагог. Костя, ау, где ты, что делаешь?
Ребенок. Я около дуба, собираю желуди.
Педагог. Ау, Лена, где ты?
Ребенок. Я на лесной полянке. И т. д.
При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.
Игра «Музыкальное лото»
(сочинение мелодии на заданный текст)
На карточках лото изображены 1-2-3 картинки, (мишка, лягушка, машина, гусь, петух и т.д.). Ребенок, выбравший одну, две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст. Например: «Утром на опушке квакали лягушки». Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке лягушку. Игра продолжается. Если ребенок не сочинил, дубликат не отдается. Правила игры – тот, кто первым закроет карточку (не менее двух картинок), становятся ведущим.
Игра «Поем знакомые стихи»
Основой для импровизаций могут стать поэтические циклы авторов, например «Игрушки» А. Барто.
1) «Спать пора, уснул бычок»
2) «Наша Таня громко плачет»
Начало стихотворений определяют заданность характера.Можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д.
Использование стихотворений где два художественных образа.
1) Едут девочки в санях, ласковых, узорных.
А мальчишки на конях, серых, или черных.
2) Мельник на ослике ехал верхом
Мальчик за мельником плелся пешком.
Игра «Сочини музыку для мишки»
Цель: Способствовать развитию песенного творчества в определенном жанре.
К детям приходит мишка, который просит ребят помочь сочинить песни для своих медвежат.
Педагог предлагает детям текст.
Кнам пришел сегодня Мишка
С ярким праздничным бантом.
С нами вместе поиграть,
С нами вместе поплясать.
Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:
Спать не хочет бурый Мишка-
Уж такой он шалунишка.
Я мишутку покачаю:
Игра на сочинение попевок в определенном жанре «Помоги сороке»
Ход игры: Педагог сообщает детям, что сегодня в группу пришло письмо от сороки, в котором сообщается, что ее птенцы хотят поступить в музыкальную школу, но для этого им нужно спеть колыбельную, плясовую и марш, а какая мелодия в этих песнях должна быть они не знают. Просят ребят помочь.
Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий.
1) Спят и травы, и цветы,
Баю, баю спи и ты.
2) Я притопну каблучком, я махну платочком.
Полечу я ветерком, закружусь листочком.
3) Мы идем, крепче шаг. Мы несем Российский флаг.
Дети сочиняют музыку в разных жанрах. Педагог записывает их сочинения на кассету и обещает по почте отправить сороке.
Сочинение детских оперных спектаклей
В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет.
Важно также познакомить детей с жанровыми особенностями оперы, ее строением. Необходимо распределить роли, выявить характер персонажей оперы. Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. Можно предложить детям сочинить продолжения, начало, либо середину оперы, музыкальной сказки.
Музыкальному творческому развитию ребенка наиболее успешно способствует метод моделирования. Например, можно детям предложить мимикой изобразить свое настроение, а затем сочинить песню, соответствующую настроению. Записать – «закодировать» ее и исполнить. Педагог дает установку: «Сочини свою оригинальную песню, так как не сочинит никто другой». Можно предложить детям сочинить польку, марш, вальс и т.д.
Необходимо создавать при этом проблемные ситуации, которые будут творчески активизировать детей. Например: «Ребята, недавно мне позвонил Дед Мороз. Вы же знаете, что он любит танцевать, особенно польку. Но его любимая кассета с танцами потерялась. Как же быть?» В процессе мозгового штурма дети высказывают предположения. Педагог тактично подводит дошкольников к тому, что нужно сочинить – «закодировать» и исполнить.
Важно воспитывать интерес к пению и песенному творчеству.
1. Очень полезны игровые ситуации (воплощение игрового образа);
Например, пришел гость, предлагает спеть, придумать для него песню; кукла не может уснуть, можно устроить соревнования, «Чья колыбельная лучше укачает куклу?».
2. Домашнее задание (могут принять участие родители, старшие братья, сестры и т.д.).
Детям предлагается сочинить песню на интересный стихотворный текст. Чья песня окажется интереснее, содержательнее, с более точно подобранными средствами музыкальной выразительности, та и будет записана на магнитофон, станет «хитом» недели.
Предметом сочинительства может быть рисунок, аппликация, поделка из пластилина, сказки или стихотворения, придуманные детьми. Это хороший способ побуждения детей к пению и творчеству. Например, в младшей группе детям дают задания нарисовать веселого, больного петушка по содержанию знакомых детям песен. Затем спросить: «Какое настроение у твоего петушка?», «Как он поет?».
3. Использование звуков природы, способствуют эмоциональному настрою ребенка, вызывает его непосредственную реакцию и помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства.
4. Со старшего возраста полезно создавать фонотеку детских индивидуальных кассет, на которых дети самостоятельно могут записать исполнение сочиненной им песни. Каждый ребенок имеет свою кассету, подписывает ее. В младшей и средней группе воспитатель записывает исполнение песенного творчества детей, затем вместе прослушивают.
5. Наличие музыкального центра в группе.
Певческая и творческая деятельность на занятиях должна плавно переходить в такую же деятельность в группе. Значит, здесь должна быть создана такая предметная среда, которая бы способствовала развитию ребенка, провоцировала его на музыкальную деятельность. Поэтому детям важно иметь свой «музыкальный центр».
Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.
Игра «Море волнуется».
Цель: формировать умение составлять танцевально-образные композиции, согласуя их с характеристиками музыкальных произведений.
Описание игры.
Педагог просит детей вспомнить, каких обитателей рек и морей они знают.
Педагог. Сейчас мы все вместе будем петь вступительную песню. Но перед её исполнением нужно выбрать, какого морского или речного жителя каждый из вас будет изображать с помощью жестов и танцевальных движений. Итак, напеваем общую песенку:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура, спляши!
После исполнения песенки педагог подходит к одному из участников игры и называет его имя или касается руки. В ответ ребёнок должен исполнить «танец» своего персонажа в том характере музыки, который ему кажется наиболее подходящим.
Стихи-подсказки.
Это – неуклюжий краб,
Он и ходит кое-как,
Вперевалку меж камней
Он торопится скорей.
Золотая рыбка (вальс).
На золотую рыбку
Мы смотрим все с улыбкой.
К танцу приглашает.
Морской конёк (полька).
Погляди, морской конёк ,
Как лошадка- прыг да скок,
Вместо ножек- завитушка,
Сам как детская игрушка.
Медуза (песня).
Медуза словно парашют,
И под водой она , как шут,
То стоит, а то колышется,
Будто песенка нам слышится.
Этапы формирования музыкально-игрового и танцевального творчества.
Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко и. т. д).
Развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон»,русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи»,белорусская нар. Песня, обр. А.Полонского.
Передача характера музыки в различных танцевальных жанрах(полька, вальс, галоп).
Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей(« Котик и козлик»,музыка Е. Тиличеевой, «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «У медведя во бору», русс. нар. мелодия), найти элементы национальных танцев(русский, украинский, белорусский, литовский).
Дети самостоятельно придумывают композицию музыкальной игры или танца( « На мосточке»,муз.А.Филиппенко; «Жили у бабуси»,русс.нар.песня).Важную роль на данном этапе играет оснащение среды в ДОУ и в семье: музыкальное сопровождение, разнообразные костюмы и атрибуты, музыкальные инструменты, пространство для развертывания игр и танцев.
Развитие творчества детей в игре на музыкальных инструментах.
Условия для развития инструментального творчества.
1)Развитие основных музыкальных способностей- ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма. Другие способности: воображение, образное мышление.
2)Владение элементарными навыками игры на муз. Инструментах, различными способами звукоизвлечения, позволяющими передать простейшие музыкальные образы.
3) Творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.
4)Парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.
Этапы развития творчества детей в игре на муз. инструментах (по возрастам)
1 .Младший дошкольный возраст .
Дети импровизируют на шумовых ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания ( например, шум приближающегося и удаляющегося поезда ).
С детьми обсуждается какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать образ. (Снежинки – звенящие колокольчики, треугольники, металлофоны.)
2 .Средняя группа.
Дети могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.
3 .Старший возраст.
Задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений : контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поёт весело и грустно), контраст в пределаходного настроения, передача возможных его оттенков (весёлое, торжественное и весёлое, нежное; светлая грусть и грусть- жалоба и т. д.).
Игра: «Далеко-близко, высоко-низко»
Цель: Развивать песенное творчество, знакомить детей со взаимосвязью динамических средств муз. Выразительности и жизненных ассоциативно-пространственных представлений.
Описание игры. Педагог предлагает разыграть сказку «Теремок» с использованием игрушек настольного театра и «Музыкальной лесенки». Дети самостоятельно выбирают персонажей, производят действия и озвучивают героев в соответствии с их пространственными перемещениями.
Пример : Вот по полю мышка бежит (издалека приближается к теремку: топ-топ-топ – от тихого к громкому звучанию).
У дверей остановилась и стучит(мышка поднимается по «Музыкальной лесенке» к теремку, громко стучит и поет в высоком регистре: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?».И.т.д.
Сказку можно озвучивать не только голосом, но и при помощи музыкальных инструментов.