Информационный блок для родителей по лексической теме: Дикие животные

Лексическая тема “Домашние и дикие животные”(рекомендации для родителей)
консультация на тему

Тема: «Домашние и дикие животные»

Дикие животные и их детеныши.

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg” />1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, лисы.
2. Поговорите с ребенком о том, как животные готовятся к зиме: еж, медведь впадают в спячку в берлоге и норе, белка запасает орехи, грибы.
3. Отметьте внешние признаки животных: голова, морда, уши, нос, лапы, туловище, когти, шерсть, хвост
4. «Угадай, чей это детеныш»
У медведицы – медвежонок
У белки – бельчонок
У лосихи – лосенок
У ежихи – ежонок
у лисы – лисенок
у зайчихи – зайчонок
у волчицы – волчонок

5. Кто где живет? (волк в логове, медведь зимой в берлоге, белка в дупле, лиса в норе, еж устраивает гнездо и т.д.)
6. Кто как голос подает? (лиса тявкает, медведь рычит, волк воет)
7. Скажи, кто так делает. Кто из зверей воет?(охотится, воет, бродит, переваливается, выслеживает, крадется, кусается, рыщет, скачет, хитрит)
8. Угадай кто это?
Бурый, косолапый, неуклюжий -…
Серый, зубастый, страшный – …
Хитрая, пушистая, рыжая – …
Маленький, длинноухий, пугливый -…
Колючий, маленький, пушистый -…

9.Прочитайте детям сказки о животных «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Волк и лиса» и др. Выучите стихи, загадки.

Домашние птицы

1. Проверьте, различает ли ребенок по внешнему виду птиц: гуся, утку, курицу, петуха, индюка.

2. Объясните, почему птицы называются домашними (живут вместе с человеком, приносят ему пользу: дают мясо, яйца, пух, перья; человек заботится о них: кормит, строит жилище).

3. Назовите части тела домашних птиц, покажите их на картинках. (Лапы, хвост, перья, клюв, бородка, гребень)

4. Обратите внимание ребенка на то, чем птицы отличаются от животных. У животных 4 лапы, а у птиц – две; у животных шерсть, а у птиц – перья; у птиц есть клюв и крылья, а животных нет;

5. Расскажите ребенку, что делает птичница.

6. Поиграйте в игру: «У кого кто?» У утки – утята;
У гусыни – гусята:
У индюшки – индюшата;
У курицы – цыплята.

7. Назовите, кто как голос подаёт: крякает, гогочет, кудахчет, квохчет, кукарекает, болбочет, пищит.

8. Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите правильно согласовывать слова при счёте: 1 гусёнок, 2 (3,4) гусёнка, 5 гусят и т.д.

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image004.jpg” />9. Подберите прилагательные:
курица-куриный (гребень);
утка – утиный;
петух – петушиный;
гусь – гусиный;
индюк – индюшиный.

10. Составьте описание одной из домашних птиц.

11. Прочитайте стихи, сказки, отгадайте загадки о домашних птицах.

1. Поговорите с ребенком о том, каких животных называют домашними и почему.

2. Спросите, как ухаживают за домашними животными?

3. Скажите, что делает корова – мычит, жует, пасется,…., собака – лает, скулит, нюхает, сторожит, ….

У кошки – котенок У собаки – щенок

У коровы – теленок У лошади – жеребенок

У козы – козленок У свиньи – поросенок

5. Поиграйте в игру «Кто что любит?»

Коза, корова, лошадь – сено, траву, зерно…

Собака – мясо, кости …

6.Угадай, кто это?

Перевозит грузы, катает детей, тянет плуг – лошадь.

Охраняет дом, охотится, приносит тапочки – …

Ловит мышей, мурлычет, ластится – …

Дает молоко, мычит, бодается- ….

1 котенок, 2-3-4 котенка, 5 котят.

1 собака, 2-3-4 собаки , 5 собак.

8.«Кто, как голос подает?»

Корова – мычит кошка – мяукает

Собака – лает коза – блеет

свинья – хрюкает

9. Игра «Хвастунишка»

У моей овцы шерсть мягкая, а у моей еще мягче.

Теплая – теплее

Вкусное – вкуснее

Длинная – длиннее

Сильная – сильнее

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image006.jpg” />10. Составьте рассказ о любом животном по плану:

Кто это?

Внешний вид? (Что у него есть?)

Чем питается?

Как называют детенышей?

Как подает голос?

Какую пользу приносит?

Как человек заботится о животном?

11. Прочитайте стихи, рассказы, сказки о домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
rek_roditelyam_zhivotnye.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние и дикие животные»

Дикие животные и их детеныши.

1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, лисы.
2. Поговорите с ребенком о том, как животные готовятся к зиме: еж, медведь впадают в спячку в берлоге и норе, белка запасает орехи, грибы.
3. Отметьте внешние признаки животных: голова, морда, уши, нос, лапы, туловище, когти, шерсть, хвост
4. «Угадай, чей это детеныш»
У медведицы – медвежонок
У белки – бельчонок
У лосихи – лосенок
У ежихи – ежонок
у лисы – лисенок
у зайчихи – зайчонок
у волчицы – волчонок
5. Кто где живет? (волк в логове, медведь зимой в берлоге, белка в дупле, лиса в норе, еж устраивает гнездо и т.д.)
6. Кто как голос подает? (лиса тявкает, медведь рычит, волк воет)
7. Скажи, кто так делает. Кто из зверей воет? (охотится, воет, бродит, переваливается, выслеживает, крадется, кусается, рыщет, скачет, хитрит)
8. Угадай кто это?
Бурый, косолапый, неуклюжий -…
Серый, зубастый, страшный – …
Хитрая, пушистая, рыжая – …
Маленький, длинноухий, пугливый -…
Колючий, маленький, пушистый -…

9.Прочитайте детям сказки о животных «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Волк и лиса» и др. Выучите стихи, загадки.

1. Проверьте, различает ли ребенок по внешнему виду птиц: гуся, утку, курицу, петуха, индюка.

2. Объясните, почему птицы называются домашними ( живут вместе с человеком, приносят ему пользу: дают мясо, яйца, пух, перья; человек заботится о них: кормит, строит жилище).

3. Назовите части тела домашних птиц, покажите их на картинках. (Лапы, хвост, перья, клюв, бородка, гребень)

4. Обратите внимание ребенка на то, чем птицы отличаются от животных. У животных 4 лапы, а у птиц – две; у животных шерсть, а у птиц – перья; у птиц есть клюв и крылья, а животных нет;

5. Расскажите ребенку, что делает птичница.

6. Поиграйте в игру: «У кого кто?» У утки – утята;
У гусыни – гусята:
У индюшки – индюшата;
У курицы – цыплята.

7. Назовите, кто как голос подаёт: крякает, гогочет, кудахчет, квохчет, кукарекает, болбочет, пищит.

8. Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите правильно согласовывать слова при счёте: 1 гусёнок, 2 (3,4) гусёнка, 5 гусят и т.д.

9. Подберите прилагательные:
курица-куриный (гребень);
утка – утиный;
петух – петушиный;
гусь – гусиный;
индюк – индюшиный.

10. Составьте описание одной из домашних птиц.

11. Прочитайте стихи, сказки, отгадайте загадки о домашних птицах.

1. Поговорите с ребенком о том, каких животных называют домашними и почему.

2. Спросите, как ухаживают за домашними животными?

3. Скажите, что делает к орова – мычит, жует, пасется,…., собака – лает, скулит, нюхает, сторожит, ….

У кошки – котенок У собаки – щенок

У коровы – теленок У лошади – жеребенок

У козы – козленок У свиньи – поросенок

5. Поиграйте в игру «Кто что любит?»

Коза, корова, лошадь – сено, траву, зерно…

Собака – мясо, кости …

6.Угадай, кто это?

Перевозит грузы, катает детей, тянет плуг – лошадь.

Охраняет дом, охотится, приносит тапочки – …

Ловит мышей, мурлычет, ластится – …

Дает молоко, мычит, бодается- ….

1 котенок, 2-3-4 котенка, 5 котят.

1 собака, 2-3-4 собаки , 5 собак.

8.«Кто, как голос подает?»

Корова – мычит кошка – мяукает

Собака – лает коза – блеет

9. Игра «Хвастунишка»

У моей овцы шерсть мягкая, а у моей еще мягче.

10. Составьте рассказ о любом животном по плану:

Внешний вид? (Что у него есть?)

Как называют детенышей?

Как подает голос?

Какую пользу приносит?

Как человек заботится о животном?

11. Прочитайте стихи, рассказы, сказки о домашних животных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края» в старшей – подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища.

Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и .

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Задачи:- Расширять знания детей о диких животных.- Разв.

Основными задачами представленного конспекта являются: (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими и распространенными предложениями, подбирать на один вопрос нескол.

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемой теме), формирования грамматического строя речи, развитию речевого дыхания и мелк.

Информационный блок для родителей по лексической теме «Дикие животные»

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 4-5 лет по лексическим темам

Практика использования информационного блока для родителей по лексической теме «Дикие животные».

Дикие животные.

Словарная работа.

Существительные: животные, волк, волчонок, медведь,

медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок,
заяц, зайчонок, белка, бельчонок, лес,
логово, мясо, добыча, хищник, берлога,
корень, ягода, мед, нора, насекомое, мышь,
лягушка, птица, трава, куст, кора, ветка,
орехи, голова, мордочка, глаз, нос, ухо,
пасть, зуб, шея, туловище, живот, брюшко,
спина, лапа, коготь, шерсть, иголка;

Прилагательные: серый, зубастый, страшный, большой,

маленький, сердитый, низкий, высокий,
длинный, короткий, острый, тупой, густой,
пушистый, мягкий, твердый, толстый, тонкий,
добрый, злой, ласковый, заботливый, грязный,
чистый, быстрый, смелый, сильный, бурый,
косолапый, неуклюжий, голодный, сытый,
красивый, рыжий, хитрый, теплый, густой,
волчий, медвежий, заячий, беличий, лисий, ежовый;

рычать, смотреть, видеть, наблюдать, дышать,
нюхать, есть, грызть, жевать, бегать, кусать,
грызть, собирать, бежать, играть, царапать,
заботиться, прыгать, рыть, выть, тявкать,
цокать, фыркать, молчать, догонять, отдыхать, спать;

дружно, весело, красиво, нежно, ласково,
чисто, грязно, быстро, медленно, ловко,
высоко, низко, впереди, сзади, справа, слева;

на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.

Лексико — грамматические игры и упражнения:

Рассматривание диких животных. Составление предложений с однородными членами.

Мама (папа) выставляет картинку с изображением взрослого животного и его детеныша. Проговаривает предложения частями, ребенок повторяет.

Это лиса и лисенок, лисенок – детеныш.
Это медведь и медвежонок, медвежонок – детеныш.
Это волк и волчонок, волчонок – детеныш.
Это ёж и ежонок, ежонок – детеныш.
Это заяц и зайчонок, зайчонок – детеныш.
Это белка и бельчонок, бельчонок – детеныш.

Упражнение «Доскажи слово» . Закрепление обобщающих слов.

Лиса, медведь, волк, ёж, заяц, белка все вместе – это … (дикие животные).

Игра «Подбери признак» . Обогащение словаря признаков.

Волк (какой?) — серый, зубастый, страшный, большой, голодный…
Медведь (какой?) — …
Ёж (какой?) — …
Заяц (какой?) — …
Лиса (какая?) — …
Белка (какая?) — …

Игра «Кто где спит?»

Практическое употребление в речи предлогов в, под.

Лиса спит в норе. Волк спит в логове. Медведь спит в берлоге. Заяц спит под кустом. Белка спит в дупле. Ёж спит в листьях, под кустом.

Игра «Сколько детенышей?» . Согласование числительных с существительными.

Взрослый показывает картинку с изображением какого-либо дикого животного и помогает ребенку сформулировать правильный ответ.

У медведя …(один медвежонок).
У лисы … (два лисенка).
У зайца … (три зайчонка).
У волка … (четыре волчонка)…

Родителям рекомендуется:

1. Выясните, знает ли ребенок животных и их детенышей, живущих в наших лесах. Объясните ему, что такие животные называются дикими и живут на воле. Произнесите четко и правильно слова: волк, волчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок. Пусть ребенок произнесет их самостоятельно.

2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением диких животных: волк, волчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок. Предложите ему показать и назвать животных. Обратите его внимание на особенности внешнего вида медведя, волка, лисы, белки, зайца, ежа. Медведь очень большой, лохматый, коричневый. Волк серый, зубастый. Лиса рыжая, у нее пушистый хвост. Ёж маленький, колючий. Заяц маленький, серенький. У него длинные уши, короткий хвост. Белка красивая, пушистая…

3. «Длинный или короткий?». Развивать умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов – антонимов.

У зайца длинные уши, а у медведя … (короткие).
У лисы длинный хвост, а у зайца … (короткий).
У белки длинный хвост, а у медведя … (короткий).
У белки короткие ноги, а у волка … (длинные).
У медведя короткий хвост, а у лисы … (длинный).
У ёжика короткие уши, а у зайца … (длинные).

4. Составьте рассказ – описание о диком животном по плану:

1) Кто это?
2) Какой? Какая?
3) Назвать части тела.
4) Чем питается?
5) Назвать детенышей.
6) Где живет?

(формирование связной речи).

Образец. Это лиса. Она рыжая, хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост и четыре лапы. Лиса ест птиц, мышей. У лисы есть лисята. Это ее детеныши. Лиса с лисятами живет в норе.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» . Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.

Сидит белка на тележке, (хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно)
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Дыхательная гимнастика «Надуй животик» .

Развитие речевого дыхания.

Встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

Упражнение проводится 2-3 раза.

Развитие артикуляционной моторики.

– движение нижней челюсти вправо-влево,
– уколоть язычком правую щечку, потом левую,
– показать зубы нижней челюсти,
– «улыбка»,
– тянуть язычок к подбородку, к носу,
– облизывать губы кончиком языка.

Игра «Разделить на слоги» . Работа над слоговой структурой слова.

Хлопаем в ладоши на каждый слог:

мед-ведь, зай-ка, волк, ли-са, бел-ка, ёж, ё-жик.

Пазлы «Дикие животные» . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

В альбом: вырезать (нарисованные мамой, разукрашенные и вырезанные ребёнком) картинки с изображением диких животных и наклеить.

Нигматдьянова Анна Каримулловна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №395,
г. Пермь

Рекомендации для родителей по лексической теме недели “Дикие животные”

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

С 16.11 по 20.11.2020 с детьми младшей группы мы занимаемся интересной деятельностью по теме:

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Предлагаем Вашему вниманию несколько рекомендаций по закреплению данной темы:

1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, лисы, оленя), отметить их внешние признаки;

2. Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

3. Закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей (Игра «У кого кто»)

Игры и упражнения

1. Подбери признаки:
Волк (какой?) – серый, злой…
Лиса (какая?) – рыжая, хитрая…
Ёж (какой?)- маленький, колючий…

2. Игра «У кого — кто?»

У белки — бельчонок, бельчата, у зайчихи — зайчонок, зайчата, у лосихи — лосенок, лосята, у слонихи — слоненок, слонята, у лисы — лисенок, лисята, у волчихи — волчонок, волчата, у медведицы — медвежонок, медвежата.

3. Игра «Чей хвост, чья лапа?»

У лисы хвост — лисий, лапы — лисьи, морда — лисья; у медведя – хвост медвежий, лапы — медвежьи, морда — медвежья; у волка хвост – волчий, лапы — волчьи, морда — волчья; у зайца хвост – заячий лапы – заячьи, морда – заячья.

4. Дидактическое задание «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный (медведь);

Серый, зубастый, страшный, хищный (волк).

5. Дидактическое задание «Назови маму» (упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

У медвежонка мама медведица;

У лисенка мама лиса;
У зайчонка мама заяц.

Пальчиковая гимнастика

(«бегают» пальчиками по столу)

Рвет с сосновых веток шишки.

(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)

Лапками сжимает ловко

(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)

И несет в свою кладовку.

(«бегают» пальчиками по столу)

Сидит белка на тележке,

(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)

Продает она орешки:

(загибают по одному пальцы, начиная с большого)

(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

Артикуляционные упражнения

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает.
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

Отгадай и расскажи

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)

– Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке — летом. (Белка)

– Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

– Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у. » (Волк)

– Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

– Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Альманах педагога

Автор: Аникеева Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад №1 комбинированного вида “ЗАТО Шиханы городского округа
Населённый пункт: ЗАТО Шиханы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рекомендации для родителей. Лексическая тема “Дикие животные зимой”
Дата публикации: 11.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Учитель-логопед

А н и к е е в а

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, косуля, рысь, лось, лиса,

кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот,

морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, змея, гадюка, уж, лягушка,

логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник иголка,

след, зверь, хищник, плутовка, сохатый; стая, вожак, хатка

Глагольный словарь: Прятаться, пугаться, убегать, искать, догонять, рычать,

ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить,

залегать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть,

питаться, гнать, догонять

пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый,

крупный, слабый Белый, хитрый, голодный, злой, опытный, осторожный,

пугливый, боязливый, страшный, Резвый, юркий, свирепый, кровожадный,

стремительно,опасно, трудно, злобно, неслышно, далеко, стремительно

Зима – суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно,

ж и в о т н ы м

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к

суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и

о с м а т р и в а я

о х р а н я ю т

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих

н а с то я щ и й

Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь

обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою

добычу. Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище

медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку,

Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит

немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются

ж и в о т н ы е

в п а д а ю т

с п я ч к у ?

Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от

времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут

поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из

у т е п л я ю т

Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик

в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике

у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и

грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях

деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или

вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен.

У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси

Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая,

без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы

или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед

хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.

Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной.

Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может

спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на

километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия

п о м о г а е т

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного

цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не

проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки

спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает

припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням

воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой

я в л я ю т с я

На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день

им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят

п р я т а т ь с я

п е р е б и р а т ь с я

ч е л о в е к а .

Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины,

ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только

чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки

сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии

от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой:

маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца –

это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках,

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

НОЯБРЬ
1-я и 2-я неделя

Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме

1. Советую рассмотреть малышом иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Сформировать обобщающее понятие “дикие животные”, “звери”. Затем попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы). Помочь запомнить названия.

2. Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.

3. Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей.

4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

5. Упражнение “Угадай кто это?” – учимся подбирать существительные к прилагательным.

    Бурый, косолапый, неуклюжий .
    Серый, зубастый, страшный .
    Хитрая, пушистая, рыжая .
    Маленький, длинноухий, пугливый .
    Серый . косолапый . хитрая . колючий .

6. Упражнение “Кто как подает голос” на подбор глаголов к существительным.

    Лиса – тявкает.
    Медведь – .
    Волк – .
    Белка – .
    Еж – ..

7. Упражнения в словообразовании.

    “Кто у кого”
    У медведицы – медвежонок (медвежата).
    У лисицы – .
    У белки – .
    У волчицы – .
    У ежихи – .
    У зайчихи – .

“Назови семью”
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок/
Папа – волк, мама – . детеныш – .
Папа – еж, мама – . детеныш – .
Папа – заяц, мама – . детеныш – .
Папа – лис, мама – . детеныш – .

  • “Назови ласково”
    Заяц – зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса – .
    Медведь – .
    Волк – .
    Еж – .
    Белка – .
  • 8. Упражнение “Кому что дадим?” на употребление дательного падежа существительного.

      Мясо дадим волку.
      Малину и мед – .
      Морковку, капусту – .
      Яблоко, мышку – .
      Орехи и грибы – .

    9. Упражнение “Скажи, когда много” на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

      Один волк в лесу, а в стае много волков.
      Одна белка – много .
      И т.д.

    10. Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным.

      Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
      Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
      Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    11. Развитие связной речи. Пересказ с опорой на вопросы.
    Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы “выбежала”, “побежала”, “убежала”.

      Лиса
      Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

    – Кто выбежал на полянку?
    – Куда побежала лиса?
    – Что было потом?

    12. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

      Под соснами, под елками живет клубок с иголками.
      (еж)

    Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок.
    (белка)

    Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает.
    (медведь)

    14. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

      Зайчик
      Зайчик серый скачет ловко,
      В лапках у него морковка.
      (Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)

    15. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (по выбору)

    Почему грибы на елке
    На сучках висят верхом?
    Не в корзинке, не на полке,
    Не во мху, не под листком –
    У ствола и среди веток
    На сучки они надеты.
    Кто устроил их так ловко?
    Кто с грибов очистил сор?
    Это белкина кладовка,
    Это белкин летний сбор!
    (Е. Трутнева)

    Как на горке – снег, снег,
    И под горкой – снег, снег,
    И на елке – снег, снег,
    И под елкой – снег, снег,
    А под снегом спит медведь.
    Тише, тише.
    Не шуметь!
    (И. Токмакова)

    16. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать ребенку:
    – рассказы Н. Сладкова “Кто куда”, “Под снегом”,
    – русские народные сказки “Колобок”, “Лисичка со скалочкой”, “Заюшкина избушка”, “Теремок”.

    1. Советую рассмотреть ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Поговорить с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах. Познакомить с новыми животными, такими, как барсук, лось, кабан. Уточнить понимание обобщающего понятия “дикие животные”.

    2. Вспомнить о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.

    3. Вспомнить задки о диких животных.

    4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

    5.Вопросы для проверки знаний ребенка.

      – Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца?
      – Почему этих животных называют дикими?

    6. Упражнение “Назови признак” на подбор существительных к прилагательным.

      Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)
      Волк, какой? (серый, зубастый, страшный)
      Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая)
      Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый)

    7. Упражнения на подбор глаголов к существительным.

      “Кто как подает голос”
      Лиса – тявкает.
      Медведь – .
      Волк – .
      Белка – .
      Еж – .
      Кабан – .
      Барсук – .

    Медведь (что делает?) – спит, переваливается, косолапит .
    Лиса (что делает?) – .
    Волк (что делает?) – .
    И т. д.

    8. Упражнения в словообразовании.

      “Кто у кого”
      У медведицы – медвежонок (медвежата).
      У лисицы – .
      У белки – .
      У волчицы – .
      У ежихи – .
      У зайчихи – .

    “Назови семью”
    Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок/
    Папа – волк, мама – . детеныш – .
    Папа – еж, мама – . детеныш – .
    Папа – заяц, мама – . детеныш – .
    Папа – лис, мама – . детеныш – .

  • “Назови ласково”
    Заяц – зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса – .
    Медведь – .
    Волк – .
    Еж – .
    Белка – .
    Барсук – .
    Кабан – .
    Лось – .
  • 9. Учимся образовывать притяжательные прилагательные. Упражнение “Чей хвост?”
    Желательно использовать картинки с изображением хвостов животных.

      Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос “Чей это хвост?”

    Как закрепление материала желательно выполнить упражнение “Измени слова по образцу”.

      Нос лисы – лисий нос.
      Лапа лисы – лисья лапа.
      Глаза лисы – .
      Нора лисы – .
      И т. д.

    10. Упражнение “Кому что дадим?” на употребление существительного в дательном падеже.

      Мясо дадим волку.
      Малину и мед – .
      Морковку, капусту – .
      Яблоко, мышку – .
      Орехи и грибы – .

    11. Упражнение “Скажи, когда много” на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

      Один волк в лесу, а в стае много волков.
      Одна белка – много .
      И т.д.

    12. Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным.

      Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
      Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
      Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    Составить предложения со словосочетаниями: “две белки”, “пять белок”, “два волка”, “пять волков” и т. д. (развитие связной устной речи).

    13. Упражнение “Наоборот” – учимся подбирать антонимы.

      Лось большой, а заяц – .
      Белка слабая, а волк – .
      У волка хвост длинный, а у медведя – .
      Лиса – хищное животное, а заяц – .

    14. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность

      Заяц
      У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

    В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

      Заяц зимой
      Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.

    – Где спит зимой заяц?
    – Чем питается зимой заяц?
    – Кто враги зайца?
    – Что спасает зайца от врагов?

    15. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

      Пышный хвост торчит с верхушки.
      Что за странная зверюшка?
      Шелушит орехи мелко.
      Ну конечно, это .
      (белка)

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пышный хвост-краса,
    Кто это? .
    (лиса)

    Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая для лета,
    Дл зимы – другого цвета.
    (заяц)

    16. Развитие мелкой моторики. Упражнеия для пальчиков.

      Сидит белка на тележке,
      Продает она орешки
      (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
      Лисичке – сестричке,
      Воробью,
      Синичке,
      Мишке толстопятому,
      Заиньке усатому.
      (Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
      Кому в платок,
      Кому в зубок,
      Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

    17. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

      Зайчик.
      Маленькому зайчику
      На сырой ложбинке
      Прежде глазки тешили
      Белые цветочки.
      Осенью расплакались
      Тонкие былинки,
      Лапки наступают
      На желтые листочки.
      Хмурая, дождливая
      Наступила осень,
      Всю капусту сняли,
      Нечего украсть.
      Бедный зайчик прыгает
      Возле мокрых сосен.
      Страшно в лапы волку
      Серому попасть.
      Думает о лете,
      Прижимает уши,
      На небо косится –
      Неба не видать.
      Только б потеплее,
      Только бы посуше.
      Очень неприятно
      По воде ступать.
      (А. Блок)

    18. Ознакомление с художественной литературой.
    – Впомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
    – Прочитать украинскую народную сказку “Рукавичка”. Уточнить какую сказку она напоминает. (“Теремок”) Что общего в этих сказках? В чем различие?
    – Прочитать сказку “Лиса и волк”.
    – Прочитать рассказы Н. Сладкова “Кто куда”, “Под снегом”.

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Ноябрь

    07.11.2007, 09:51
    Анна С.

    Отличный материал! Вы помогаете не только родителям, но и начинающим логопедам. СПАСИБО!
    14.11.2007, 21:52
    Ирина Амирановна

    Материал действительно интересен и может быть использован не только начинающими логопедами,но и специалистами со стажем.Спасибо. 20.11.2007, 17:40
    светлана

    еще можно сыграть в онлайн и гру голоса животных звуковоое лото и найди маму
    07.11.2009, 16:45
    Надежда

    Спасибо за материал! Мой сын ходит в логопедическую группу и ваша статья помогает заниматься более существенно дома. Или повторять пройденное. 09.11.2009, 23:58
    Лилия

    Спасибо большое, очень интересно и удобно пользоваться вашими рекомендациями. Мне и сыну нравится все – и стихотворения мы учим, и загадки отгадываем, и речь развиваем. Вот только споткнулась на рекомендации к занятиям в ноябре (1-2 неделя) – Прочитать ребенку:
    – рассказы Н. Сладкова “Кто куда”, “Под снегом”. Не могу их нигде найти. В библиотеке много книг, но рассказов с такими названиями нет, еще искала в интернете – но результат тот же. Подскажите, какими рассказами можно заменить данные произведения, или в какой именно книге они находятся?
    15.11.2009, 12:43
    Оксана Сергеевна

    Ответ.(09.11.2009,Лилия)
    Рассказы можно найти в книге Н.Сладкова “Сказки леса”(серия Библиотека Школьника).Книга есть в продаже в Озоне по цене 52 рубля.
    11.08.2011, 18:12
    Светлана Владимировна

    Оксана Макерова, спасибо Вам, за помощь в решении самой трудной проблемы наших современных детей -речи! 16.01.2012, 11:34
    надежда

    Огромное спасибо,очень познавательный материал.
    15.11.2015, 11:50
    Елена

    Спасибо, мне очень понравилась подборка заданий.

    Тема: «Дикие животные зимой»

    2 . Игра «Подбери признак».

    Белка (какая?) – рыжая, ловкая, быстрая.

    4 . Игра «Кто где живет?»

    5. Игра «Кто чем питается?».

    Тема: «Дикие животные зимой»

    1 .Провести беседу о диких животных, вспомнить их названия (заяц, белка, волк, медведь, ёж, бобр, лось, волк, лиса, рысь), почему они называются дикими. Какие животные впадают в спячку? Что происходит зимой с зайцем и белкой? (они меняют шубку: зайчик серую на белую, белка рыжую на серую и почему?)

    2 . Игра «Подбери признак».

    Заяц (какой?) – быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.

    Лиса (какая?) – быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая.

    Белка (какая?) – рыжая, ловкая, быстрая.

    Волк – злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.

    Олень – рогатый, длинноногий, короткохвостый, пятнистый.

    Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.

    Еж – колючий, умный, смелый.

    3 . Игра «Назови семью». Чья семейка?

    Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок (зайчата). Заячья семейка.

    Папа – медведь, мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата). Медвежья семейка.

    Папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок (лисята). Лисья семейка.

    Папа – лось, мама – лосиха, детеныш – лосенок (лосята). Лосиная семейка.

    Белка, бельчиха, бельчонок (бельчата). Беличья семейка.

    Рысь, рысь, рысенок (рысята). Рысья семейка.

    Волк, волчиха, волчонок (волчата).Волчья семейка.

    Еж, ежиха, ежонок (ежата). Ежиная семейка.

    4 . Игра «Кто где живет?»

    Лиса – в норе, заяц – под кустом, волк – в логове, медведь – в берлоге, белка – в дупле, бобр – в хатке, ёж – в норке, рысь – на дереве.

    5. Игра «Кто чем питается?».

    Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами-полевками. Волки зимой питаются зайцами и другими животными. Олени и лоси зимой питаются травой, мхом, который откапывают копытами из-под снега.

    6.Наклеить картинки с изображение диких животных.

    Галия Сафина
    Домашнее задание «Дикие животные наших лесов»

    1. Знать и узнавать на картинках и по телевизору и т. д. диких животных : волк, лиса, заяц,медведь, ёж, белка,лось, дикий кабан ,олень, бобр, рысь.

    2. Вспомни русские народные сказки, где героями были :

    * Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк и медведь;

    * Заяц, Волк, Медведь, Лиса.

    3. Придумайте совместно, всей семьёй, окончание сказки : (на листочке вписать)

    4. Раскрась только тех животных , которые на зиму впадают в спячку.

    5. Проведи стрелки от цифры к цифре до 8.

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ОСЕНЬЮ

    1. Знать диких животных наших лесов :

    волк, лиса, заяц, медведь, ёж, белка,лось, дикий кабан ,олень, бобр, рысь.

    2. Рассказать, кого чем угостить можно :

    3. Обвести белку и раскрасить её, какая она бывает зимой.

    Публикации по теме:

    Домашнее задание для родителей ПОПРОСИТЕ РЕБЕНКА РАССКАЗАТЬ О…. (ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЙ) Позновательное развитие (развитие позновательно-исследовательской деятельности,.

    Домашнее задание для средней группы «Автоматизация звука [Ш]» Домашнее задание Перед зеркалом выполни артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка» – «Трубочка».

    Домашнее задание к лексической теме «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Советую дома 1. Повторить с детьми названия домашних животных: Лошадь, корова, свинья, овца, коза, собака, кошка,.

    Домашнее задание к теме «Грибы» Тема: «Грибы». Понятие больше-меньше, поровну. Рекомендую дома: 1. Потренировать ребенка в произнесении названий грибов: съедобные грибы:.

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ» МЫ РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ: – вместе с ребёнком понаблюдать на улице.

    Домашнее задание по лексической теме «Дом. Мебель» I. Рассмотреть с ребёнком разные строения на улице, сравнить их по высоте, назвать детали дома (крыша, крыльцо, подъезд, балкон, фундамент,.

    Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи» Овощи (лексический строй речи).1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им: названия овощей и их частей; сходство и различие.

    Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Весна». Весна (Лексический строй речи). 1. Рекомендую уточнить у ребенка, какое время года сейчас идет. Какое время года наступило? (наступила весна).

    Авторы: Хоменко Марина Владимировна, Пономаренко Елена Ивановна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МБДОУ д/с №58
    Населённый пункт: город БЕЛГОРОД
    Наименование материала: Логопедическое домашнее задание
    Тема: Логопедическое домашнее задание по теме “Дикие животные”
    Дата публикации: 08.11.2017
    Раздел: среднее профессиональное

    Пальчиковая гимнастика.

    Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    У лисы в лесу глухом

    Есть нора – надежный дом.

    Не страшны зимой метели

    Белочки в дупле у ели.

    Под кустами еж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры

    Хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет он лапу.

    Есть у каждого свой дом,

    Всем тепло, уютно в нем.

    Загибаем пальчики, начиная с

    большого, на каждое двустишие.

    Делаем «крышу» из кистей рук.

    3.АГ для звука [ Р ].

    Артикуляционная гимнастика

    Удерживание губ в улыбке

    зубы не видны. 8 раз на счет

    до 10 удерживаем позу.

    но не касаются зубов. 8 раз

    на счет до 10 удерживаем.

    Кончик языка ударяет по

    в е р х н и м и

    8 блоков по 10 движений.

    п р и с о с ат ь

    широкий язык к верхнему

    челюсть при этом остается

    неподвижной. 8 раз до 10

    присосатьк нёбу. Не отрывая

    8 блоков по 10 движений

    « Лошадка»

    Присосать язык к нёбу.

    Цокать медленно и

    8 блоков по 10 движений

    к и с т о ч ко й,

    верхних резцов до мягкого

    8 блоков по 10 движений

    во зд у ш н а я

    8 блоков по 10 движений.

    Положим язык на верхнюю

    губу, широким языком по

    движение вперед и назад,

    стараясь не отрывать язык

    от губы. Сначала движения

    4.Упражнение

    Дополни предложения и запиши:

    Ноги, копыта, рога – у. (лося).

    Кисточки на ушах – у. (белки, рыси).

    Иголки на теле – у. (ежа).

    5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как

    можно больше слов-признаков, слов-действий) и запиши:

    Медведь (какой) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

    Медведь (что делает?) – переваливается, ревет,

    6. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения и запиши.

    Лось большой, а заяц.

    У волка хвост длинный, а у медведя.

    Белка слабая, а волк. ……………………………….

    Лиса хищное животное, а заяц.

    Упражнение «Назови ласково»: Назови детенышей ласково, как называл их доктор Айболит и

    Лисенка доктор называл лисеночком, а лисят – лисятками.

    Зайчонка доктор называл ……….

    Лосенка доктор называл.

    Медвежонка доктор называл.

    Бельчонка доктор называл.

    Ежонка доктор называл.

    Волчонка доктор называл.

    8. Сделай звуковой анализ слов (гласный звук,

    согласный твердый зв. ,

    согласный мягкий зв.)

    ХА ХИ КО КИ АУ ТИ ОТ УК КОТ КИТ

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ”

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

    ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ:
    Медведь, медведица, медвежонок.
    Заяц, зайчиха, зайчонок…

    ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:
    Бурый, косолапый, неуклюжий – …
    Серый, зубастый, страшный – …
    Хитрая, пушистая, рыжая – …

    НАЗЫВАТЬ МАМУ:
    Медвежонок у медведицы,
    лисенок у …,
    зайчонок у …

    КТО ГДЕ ЖИВЁТ:
    В норе живет – лиса.
    В берлоге – …
    В логове – …
    В дупле – …

    КОМУ ЧТО ДАДИМ:
    Мясо – волку,
    малину -…,
    мёд – …,
    морковку – …,
    орехи – …

    ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ:
    Охотится – …
    Крадется – …
    Воет – …
    Кусается – …
    Скачет – …
    Хитрит – …
    Переваливается – …

    ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
    Волк (какой?) -….
    Лиса (какая?) – …
    Ёж (какой?)- …

    ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
    Медведь (что делает?) – …
    Лиса (что делает?) – …
    Заяц (что делает?) – …

    ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
    След – волчий, лисий, заячий…
    Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…
    Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья…

    ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК:
    Ходит – переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит.

    СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
    Как называется?
    Где живет?
    Какое у него жилище?
    Какой внешний вид?
    Какие повадки?
    Чем питается?
    Как добывает пищу?
    Какие у него враги?
    Как защищается?
    Как зовут детеныша?

    Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
    Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

    Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

    Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

    Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

    Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

    УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

    Этот зверь живет в бору,
    У стволов грызет кору.
    Летом в шубке серенькой,
    А зимою – в беленькой. (Заяц)

    Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

    Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    И в рыжей шубке – летом. (Белка)

    Чем кормится белка? (шишками, орехами).

    Всю зиму между елками
    Проспал мешок с иголками.
    «Ф-ф.ф – хватит спать,
    Пора вставать!» (Еж)

    Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

    Серый и зубастый.
    Воет в день ненастный:
    «У-у-у. » (Волк)

    Какую пищу ест волк? (мясо – ловит мышей, зайцев, овец).

    Хвост пушистый,
    Мех золотистый,
    В лесу живет,
    В деревне кур крадет. (Лиса)

    Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

    Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: белка, дупло, лиса, нора, еж, заяц, волк, логово, лось, медведь, берлога, рысь, лес, олень, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти; глаголов: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, тявкать, фыркать, учить, охранять, сосать, петлять, лакомиться; прилагательных: крупный, мелкий, лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный; наречий: быстро, ловко, медленно, опасно, страшно.

    Учим ребенка составлять загадки-описания про диких животных . Первыми словами в загадке обязательно должны быть слова: это животное. Следующими словами может быть уточнение размера животного (крупное, мелкое, небольшое и т.п.). Затем надо рассказать о характерных особенностях внешности (пушистый, мохнатый, колючий, неуклюжий), чем питается животное.

    Игры и упражнения

    Игра «Один много» с существительными по теме «Дикие животные».

    Лиса – лисы – много лис лисенок – лисята – много лисят

    Игра «Назови семью».

    папа – медведь, мама медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата);

    Игра «Назови ласково» (животных и детенышей)

    Игра «Угадай, кто это?»

    Бурый, косолапый, неуклюжий – . .

    Серый, зубастый, воющий – . .

    Хитрющая, пушистая, рыжая – . .

    Маленький, длинноухий, трусливый – . .

    «Кто что любит»

    Белка любит орехи, грибы, ягоды.

    «Сосчитай до 7»

    (хитрая лисица, колючий ёж, волчье логово, беличье дупло)

    Один могучий лось, два могучих лося, ……, пять могучих лосей…..

    Помогите ребёнку вспомнить, как называются жилища диких животных.

    Берлога чья? (медвежья)

    Логово чьё? (волчье) и т.п.

    Упражнение на развитие навыков звукового анализа (для детей 5-7 лет)

    «Какой звук первый в слове?»

    Медведь – мь волк – в и т.д.

    Ёжик – фыркает и т.д.

    Дидактическое упражнение “Кто лишний и почему?”

    Белка, еж, лошадь, барсук.

    Лиса, собака, медведь, заяц.

    Лось, собака, корова, кошка.

    Выучите с ребенком стихотворения и выполните пальчиковую гимнастику.

    «Дикие животные»

    Дикие животные есть у нас в лесу: Соединяем подушечки

    Здесь ты можешь встретить зайца и лису, пальцев с большим пальцем.

    Белку и медведя, волка, кабана –

    Прячет всех надежно лесная тишина.

    «Есть у каждого свой дом»

    У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих

    Есть нора – надежный дом руках: по одному пальцу на

    Не страшны зимой метели каждое двустишие.

    Белочке в дупле на ели.

    Под кустами еж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры

    Хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет там лапу.

    Есть у каждого свой дом, Удары ладонями и кулачками поочередно.

    Всем тепло, уютно в нем.

    Стихи для автоматизации поставленных звуков

    Белкина кладовка (л, р)

    Почему грибы на елке

    На сучках висят верхом?
    Не в корзинке, не на полке,
    Не во мху, не под листком –
    У ствола и среди веток

    К вопросу о формировании учебной терминологической лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

    Рубрика: 7. Дефектология

    Опубликовано в

    Дата публикации: 17.08.2013

    Статья просмотрена: 285 раз

    Библиографическое описание:

    Билетина, Т. А. К вопросу о формировании учебной терминологической лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях / Т. А. Билетина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4148/ (дата обращения: 07.01.2021).

    Существующая в настоящее время система логопедической работы по профилактике и устранению дисграфии уделяет большое внимание фонематическому развитию, развитию лексико-графических средств языка. Но ведущими симптомами общего недоразвития речи, от устранения которых напрямую зависит успешность коррекционной работы, являются несформированность словарного запаса, уровня обобщений, осознания языковой действительности. “Словарный запас является не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствует о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов“. [1]

    Лексическое представление учащихся с ОНР носит фрагментарный характер, слова в сознании системно не организуются. Это проявляется в незнании точного смысла слов, слабой дифференциации лексических значений, многочисленных заменах и смешениях слов. Затруднения в использовании синонимов, антонимов, многозначных слов, обобщающей лексики, многочисленные ошибки в восприятии и воспроизведении сложных лексико-грамматических отношений, построения предложений, устойчивого повторения словообразовательных и морфологических ошибок свидетельствуют о несформированности словаря и семантических полей слов.

    У учащихся отмечаются трудности в речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня, недостаточность формирования процессов обобщения и абстракции, нарушения процесса тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания. [5]

    В этой связи в качестве оптимальных, биоадекватных методов и способов коррекционно-развивающей работы по формированию системных лексических представлений является использование семантических технологий развития речи. Устойчивый характер выделенных нарушений, разнообразие способов их проявления в языке дают основание говорить:

    – о том, что системность лексики — чрезвычайно сложное явление в структуре языка, трудно упорядоченное;

    – о сложности и многогранности структуры семантических нарушений, отличающихся заметной стойкостью, нередко скрытым характером внешних проявлений у учащихся с речевой патологией;

    – о недостаточной вооруженности школы современными приемами и формами словарной работы.

    Вышеперечисленные факторы позволяют определить задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письма и чтения, по формированию системных лексических представлений у детей младшего возраста и наметить новые направления работы.

    Формирование в языковом сознании у младших учащихся V в/о полноценных семантических полей — наиважнейшая задача по преодолению нарушений письма и чтения и залог успешного обучения в дальнейшем.

    Организованная с учетом данного принципа работа предполагает проведение любого вида коррекционной работы на общетематической основе, т. е. в структуре семантического поля, как целостного системно заполняемого познавательного пространства, что позволит:

    – систематизировать лексико-грамматическую работу;

    – наиболее рационально сгруппировать слова в языковом сознании ребенка и упорядочить лексические единицы в языковом сознании учащихся; усвоить образцы построения семантических полей.

    – осуществить коррекцию речевых нарушений на основе системного подхода к изучению лексики, тесной взаимосвязи ее со всеми разделами (фонетикой, морфологией, словообразованием, синтаксисом).

    – создать базис для усвоения и оперирования особого учебного терминологического пласта лексики.

    Учитывая принцип возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга, основанного на использовании определенного типа переработки информации (у младших школьников — это полное или неполное доминирование правого полушария с переходом к доминированию левого полушария), на этапе формирования системы языка мы используем учебно-занимательную таблицу Синицына В. А. «Путь к слову» [5] как укрупненную дидактическую единицу.

    На наш взгляд, таблица представляет полный алгоритм работы над словом и является своеобразным введением в основы языкознания. Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о разделах языкознания, вся работа имеет практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи. Тем не менее несколько значений эпидигмы создает более целостное представление о системе языка:

    – сигнификативное — толкование слова.

    – структурное — взаимно перекрещивающиеся линейные (синтагматические) и нелинейные (парадигматические) отношения;

    – эмотивное — отношение говорящего к слову и воздействие слова на человека.

    – денотативное — актуальный смысл в процессе коммуникации.

    Несмотря на последовательное планирование коррекции, работа строится интегративно и охватывает все этапы одновременно. Несколько иной формат в работе над трудными словами предложен Канакиной Е. П. [2]

    Формирование умений и навыков на лексическом и синтаксическом уровнях к окончанию начальной школы не всегда соответствуют высоким требованиям школьной программы. Образовательный маршрут учащихся V в/о поддерживается пролонгированным логопедическим сопровождением, что создает условия для систематизации изучаемых разделов науки о языке и вплетения в канву классических — новых направлений коррекционно-развивающей работы. Одним из таких направлений является формирование представления у учащихся о единицах учебной терминологической лексики (УТЛ). Под УТЛ понимается совокупность слов и словосочетаний для обозначения понятий, изучаемых в рамках школьной программы.

    В норме к 3–5 классу происходят существенные изменения в интеллекте учащихся: понятийно логическое мышление может стать доминирующим. Благодаря этому типу мышления становится доступным понимание сути правил, законов, формул; появляется возможность видеть зону их применения на практике. У учащихся V в/о понимание сути правил и, соответственно, учебной терминологии, затруднены: плохо запоминаются термины, возникают сложности в интерпретировании наименований и использовании их в рамках речевого высказывания, что влияет на качество овладения учебными знаниями в целом. Определения, составленные школьниками с ОНР, отличаются примитивностью используемых синтаксических конструкций. Трудность усвоения понятийной сферы речевой системы свидетельствует о незрелости речемыслительных процессов (малый объем вербальной памяти, слабая возможность восприятия грамматических отношений) [3].

    Этапы и задачи по формированию УТЛ [3]

    I. Создание представлений об учебно-терминологических единицах.

    Задача: формирование мотивационных предпосылок к обучению и подготовке учащихся к восприятию УТЛ; формирование представлений о единицах специального словаря.

    II. Формирование понятийной основы УТЛ.

    Задача: введение учебной терминологии, уточнение и расширение лексического значения УТЛ, выявление общих и существенных признаков терминологических единиц, декодирование понятий.

    III. Закрепление учебно-терминологических понятий, варьирование и комбинирование речевого материала, включение новых единиц в систему ранее изученных и осознанное их использование.

    Задача: обогащение и самостоятельное использование единиц УТЛ в рамках речевых высказываний.

    Получая ориентировку на исследование слова при помощи наглядно-графической символики, серий заданий на наглядной и вербальной основе, учащиеся подготавливают перенос умений в другие области знаний, овладевают средствами подхода к действительности и ее анализа. Вопрос о формировании понятийной основы учебной терминологической лексики в школе V в/о в литературе описан мало и представляет особую проблему, требующую решения. Из опыта работы над УТЛ, такой приём, как знакомство с различными предметными словарями (тезаурусами), вполне правомерен. В ходе ознакомления с содержанием словарей проводится наблюдение, что за каждым словом стоит система звуковых, ситуационных и понятийных связей: слова для обозначения понятий называются терминами.

    Выделяются простейшие категории терминов пространства, времени, количества, меры, качества, предметов, процессов, свойств, единиц. Термин — всегда часть текста. Важно, что слово, в том или ином смысловом ряду имеет неоднозначное и непостоянное значение, разнообразные связи. Через сравнения и рассуждения учащиеся учатся находить разницу между «красивым — интересным», «главным — основным» и выделять существенные и несущественные признаки УТЛ (емкость, логика, последовательность).

    Различие индивидуального значения слова и понятия заключается в том, что в понятиях отражены общие и существенные признаки предметов и явлений, в значениях конкретных слов — только отличительные признаки. В качестве превентивных мер на этапе закрепления учебно-терминологических понятий важна работа по предупреждению случайных вербальных ассоциаций, лексических и недифференцированных замен, словообразовательных ошибок, которые свойственны учащимся с ОНР.

    Для актуализации учебной терминологии важна связь учителя-логопеда и учителей предметников, которая осуществляется посредством тетради взаимосвязи.

    Учитывая особенности запоминания и точности воспроизведения содержания понятий, на логопедических занятиях нами используются методы мнемотехники, правила — стихотворения, паралингвистические средства.

    Достаточно эффективны такие приемы, как:

    – определение границ предложений или порядка слов в формулировках понятий;

    – нахождение категориальных названий;

    – составление фраз со словами, входящими в формулировку понятия;

    – конструирование деформированной формулировки и верификация ее;

    – заполнение пропущенных слов в формулировке;

    – удержание речевого ряда на слух;

    – понимание инвертированных конструкций с использованием УТЛ.

    При закреплении учебно-терминологических понятий используются тестовые работы на выявление осведомленности, классификации и способности к обобщению, умозаключению по аналогии, обобщения. Эффективно использовать приём аналогичных заданий методики Э. Ф. Замбацявичюне [4]

    На этапе включения новых УТ единиц и их осознанного использования могут возникать помехи, связанные с декодированием — переводом символов отправителя (учителя) в мысли получателя (учащегося). По ряду причин учащийся может придавать несколько иной, чем в голове учителя, смысл сообщению (понятию). Обмен информацией (осознанное понимание) будет считаться эффективным, если учащийся продемонстрировал понимание, в нашем случае — термина, произведя действия, которых ждал от него учитель. Процесс декодирования не прост:

    а) он может останавливаться на различных этапах пути, который должен проделывать воспринимающий.

    б) он может закончиться восприятием значения отдельных слов, тогда смысл понятия останется не раскрытым.

    в) он может дойти до декодирования значения отдельных фраз формулировки термина-понятия, но не дойти до понимания подлинного смысла сообщения (термина).

    Как показывает практика, работа по формированию учебно-терминологической лексики проводится часто формально, однообразно. Между тем, трудности овладения лексикой в сочетании с когнитивной незрелостью оказывают негативное влияние на качество знаний учащихся [3]. Оптимизация процесса формирования учебно-терминологической лексики за счет использования нетрадиционных способов и приемов, подключения службы сопровождения, использования возможных средств обучения разнообразит эту часть работы и расширит представления учащихся об учебной лексике.

    1. Ивановская О. Г. и др. «Дисграфия и дизорфография. Изучение, методика, сказки» С-Пб., 2008г.

    2. Канакина Е. П. «Работа над трудными словами в начальных классах» М.,1991г.

    3. Пантелеева Л. А. «Оптимизация процесса формирования учебно-терминологической лексики младших школьников с ОНР — III уровня на логопедических занятиях». М., 2007г.

    4. Ратанова Т. Н. Диагностика умственных особенностей детей. М., 2003г.

    5. Синицын В. А. Путь к слову. М., 1997г.

    Похожие статьи

    Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

    Рубрика: Специальные (коррекционные) школы. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

    На протяжении трёх лет я, учитель начальных классов, занимаюсь изучением и разработкой видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов.

    Особенности развития учебнотерминологической лексики.

    Особенности развития учебнотерминологической лексики в младшем школьном возрасте в норме.

    В словарной работе младших школьников приходится иметь дело с различной по функциям, понятийному содержанию и строению лексикой.

    Лексическая работа на уроках письма и развития речи.

    Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе. Ким Анна Валерьевна, учитель русского языка и литературы; Кабакова Наталья Михайловна, учитель начальных классов. МБОУ «Школа-интернат № 8» г. Саяногорска.

    Развитие речи как средство обучения младших школьников.

    сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

    Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), – богатство и культура речи; Ежегодно возникает.

    Содержание, организационные формы, методы. | Молодой ученый

    Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе.

    Коррекционная работа по формированию операций морфемного.

    Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку.

    Коррекционная работа по формированию операций.

    Понятие «общее недоразвитие речи» определяет такую форму речевой патологии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

    Коррекционноразвивающая работа в учебно-воспитательном.

    Коррекционноразвивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа.

    Вся система коррекционноразвивающей работы, сложившаяся в специальной (коррекционной) школе-интернате направлена

    Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой.

    Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – – М., 1977.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, речевое развитие, игра, разговорная речь, развитие речи, развитие, речь, работа, упражнение.

    Алалия. Основные направления и содержание.

    Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие. Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его.

    Читайте также:  Комплексная коррекция звукопроизношения
    Ссылка на основную публикацию