Информационный блок для родителей по лексической теме: Дикие животные

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Дикие животные

Рекомендации для родителей: побеседуйте с ребенком о диких животных, поажите картинки, видео с ними. Расскажите, какие животные живут в наших лесах, где и в какой стиуации вам лично приходилось с ними встречаться.
Дикие животные, в отличие от домашних, живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят свое жилье и не нуждаются в помощи человека.
Защитить диких животных мы можем, сохраняя природную среду, в которой они живут, в первозданном виде.
Сходите в выходные в зоопарк!

Пальчиковая гимнастика:
«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга Продаёт она орешки. попеременно.
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Волк (что делает?) — …

белка (что делает?) — …

Игровое упражнение «Заяц и зайчата».
Дети повторяют движения по тексту. Родитель – заяц, дети – зайчата.

Скок-поскок, скок-поскок,
Заяц прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Всех зайчат играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись!
Лапки ставим на бочок (ставят руки на пояс),
На носочках скок-скок-скок!
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки! (В. Волина)

Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

хвост – нет хвоста

Нарисуй или вырежи картинки с изображением зверей наших лесов и наклеить их в тетрадь.

Назови части животного: Голова, морда, туловище, лапы, хвост, когти, усы, шерсть. 8

Посчитай:

один волк, два …, три…, четыре …, пять…

одна лиса, две…, три…, четыре…, пять…

одно дупло, два…, три…, четыре…, пять…

Как называется дом:

Медведь был . (медвежонком).

(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот,
бобер, кабан, заяц)

«Чья семья?»
:
Волк, волчица и волчонок – это волчья семья.

Заяц, зайчиха и зайчонок – .

Лис, лисица и лисенок – .

Медведица, медведь и медвежонок – .

Лось, лосиха и лосенок – .

Кабан, кабаниха и кабаненок – .

Бобер, бобриха и бобренок – .

Еж, ежиха и ежонок – .

Стройный, с тонкими ногами
И ветвистыми рогами.
Он на севере живет,
Вместо сена мох жует. (Олень.)

Хорошо кума принаряжена:
Шерсть пушистая, золотистая;
На груди жилет, а на шее галстук.
Ходит тихохонько, к земле пригибается,
Будто кланяется,
Свой пушистый хвост носит бережно. (Лиса.)

Составьте совместный описательный рассказ о любимом диком животном по плану:
.
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?


УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)

– Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке — летом. (Белка)

– Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

– Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у. » (Волк)

– Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

Альманах педагога

Автор: Аникеева Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад №1 комбинированного вида “ЗАТО Шиханы городского округа
Населённый пункт: ЗАТО Шиханы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рекомендации для родителей. Лексическая тема “Дикие животные зимой”
Дата публикации: 11.12.2017
Раздел: дошкольное образование

А н и к е е в а

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, косуля, рысь, лось, лиса,

кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот,

морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, змея, гадюка, уж, лягушка,

логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник иголка,

след, зверь, хищник, плутовка, сохатый; стая, вожак, хатка

Глагольный словарь: Прятаться, пугаться, убегать, искать, догонять, рычать,

ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить,

залегать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть,

питаться, гнать, догонять

пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый,

крупный, слабый Белый, хитрый, голодный, злой, опытный, осторожный,

пугливый, боязливый, страшный, Резвый, юркий, свирепый, кровожадный,

стремительно,опасно, трудно, злобно, неслышно, далеко, стремительно

Зима – суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно,

ж и в о т н ы м

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к

суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и

о с м а т р и в а я

о х р а н я ю т

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих

н а с то я щ и й

Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь

обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою

добычу. Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище

медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку,

Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит

немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются

ж и в о т н ы е

Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от

времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут

поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из

у т е п л я ю т

Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик

в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике

у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и

грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях

деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или

вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен.

У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси

Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая,

без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы

или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед

хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.

Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной.

Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может

спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на

километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия

п о м о г а е т

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного

цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не

проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки

спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает

припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням

воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой

я в л я ю т с я

На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день

им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят

п р я т а т ь с я

п е р е б и р а т ь с я

ч е л о в е к а .

Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины,

ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только

чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки

сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии

от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой:

маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца –

это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках,

Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».
методическая разработка на тему

Материал для занятий, оформления стендов для логопедов, воспитателей, родителей.

1. Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических представлений.

Читайте также:  Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

2. Домашнее задание.

3. Картинки к домашнему заданию

4. Материал для оформления стенда.

Скачать:

ВложениеРазмер
material_po_leksicheskoy.docx931.17 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед Тинт Н.В.

Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Материал для занятий, оформления стендов для логопедов, воспитателей, родителей.

  1. Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических представлений.
  2. Домашнее задание.
  3. Картинки к домашнему заданию
  4. Материал для оформления стенда.

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических представлений

Тема: «Дикие животные».

Цель : развивать лексико-грамматические представления у детей по теме «Дикие животные».

  • Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
  • Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
  • Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
  • Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
  • Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
  • Развивать связную речь детей, учить логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
  • Развивать слухоречевую память, внимание;
  • Развивать умение координировать речь с движением.
  • Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной деятельности;
  • Прививать любовь к природе, животным.

– На столе лежат разрезные картинки, сложите их. Кто это? (Заяц, белка, волк).

– Как их называют? Почему? (Дикие животные, потому что живут в лесу).

– Правильно, это дикие животные. Дикие животные с человеком не живут, а живут они в лесах, на горах, в лугах, степях. Они сами добывают пищу, сами охраняют своих детёнышей, строят прочное жилище.

– Сейчас я вам загадаю загадки про животных, а вы угадайте, кто это:

а. Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой,

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто мне назовёт? (Медведь)

б. Зимой беленький, летом серенький,

Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)

в. Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (Волк)

г. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … лиса.

д. Юркий, маленький зверёк с ветки прыг,

На ветку скок! (Белка)

е. Под ёлкой лежит мешок с иголками. (Ёж)

2. Упражнение: «Назови детёныша»:

У лисы – лисёнок;

У зайчихи – зайчонок:

У ежихи – ежонок:

У волчицы – волчонок;

У медведицы – медвежонок;

У белки – бельчонок.

3. Упражнение: «Кто с кем пришёл?»

– А сейчас мы вами поиграем, давайте пригласим животных к нам в гости с их детёнышами:

Медведицу (с кем?) с медвежонком;

Лисицу с …… лисёнком;

Зайчиху с …….. зайчонком;

Ежиха с ……… ежонком;

Волчица с …….. волчонком;

Белка с ……. бельчонком.

4. Упражнение: «Кто где живёт?»

– У каждого животного есть свой «дом» и он имеет своё название. Давайте вспомним , кто где живёт.

– Отвечать будем полным предложением:

– У лисы дом называется – нора. Лиса живёт в норе .

– У медведя дом – берлога. Медведь живёт в берлоге .

– У волка дом называется – логово. Медведь живёт в логове .

– У ежа дом называется норка. Еж живёт в норке .

– У белки домик дупло. Белка живёт в дупле .

– Заяц живёт под кустами .

5. Упражнение: «Кто чем питается?»

– Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные (орехами, грибами ….).

– Я расскажу, какое животное чем питается:

  • Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой.
  • Белка питается грибами и орешками, её называют грызуном.
  • Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Травоядное животное.
  • Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами.

А зимой он сосёт лапу. Медведь хищник.

  • Волк питается зайцами, домашними гусями. Хищное животное.
  • Ёж питается грибами, ужами, лягушками.

6. Пальчиковая гимнастика:

1 – 2 1- 3 1 – 4 1 – 5

Ёж, медведь, барсук, енот,

1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2

Спят зимою каждый год,

1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5

Волка, зайца, рысь, лису,

1- 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2

И зимой найдёшь в лесу.

7. Упражнение: «Что не так?»

– Лисёнок – это детёныш медведицы …….. лисицы .

– Волчонок – это детёныш зайчихи ……. волчицы.

– Бельчонок – это детёныш лисицы …….. бельчихи.

8. Упражнение: «Подбирай и называй»

– Закончи предложение, подбери и назови как можно больше слов – признаков, слов – действий:

– Медведь (какой?) – огромный, косолапый…….

– Лиса (какая?) – хитрая, ………

– Заяц (что делает? ) – прыгает, ………

9. Упражнение: «Прятки»

– Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте мы их найдём.

– Медведь спит (где?) В берлоге.

– Белка сидит ……. НА ветке.

– Заяц сидит …….. ПОД ёлкой.

10. Составь рассказ по схеме:

– Кто это? = Какие части тела у него есть? = Где он живёт? = Как называется его дом? = Чем питается? = Как называют его детёнышей? = Как животное подаёт голос?

11. Игра: «Четвёртый лишний»:

– Сейчас я вам назову слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.

– Лиса, заяц, волк, курица.

– Корова, медведь, белка, ёж.

– О ком мы сегодня с вами говорили? (О диких животных)

– Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?

– Волк, лиса, заяц, белка, медведь — как называются ……… дикие животные.

Домашнее задание. Тема: «Дикие животные»

  1. Животные, которые живут в наших лесах (на воле) называются дикими .

Произнесите четко и правильно слова: медведь, волк, лиса, заяц . Пусть ребёнок произнесет их самостоятельно.

  1. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображениями диких животных :

медведя, лисы, зайца, волка. Предложите ему показать и назвать животных. Обратите его внимание на особенности внешнего вида животных. Медведь очень большой, лохматый коричневый. Волк серый, зубастый. Лиса рыжая, у неё пушистый хвост. Заяц маленький, серенький. У него длинные уши и короткий хвост.

У медведя – медвежонок (медвежата)

  1. « Как зимуют дикие животные »

На зиму у них вырастает тёплый мех, зимой им трудно

добывать пищу, трудно спасаться от холода. Проговорите предложения сами, потом вместе с ребёнком, затем пусть он сделает это самостоятельно.

Зимой медведь спит в берлоге.

Зимой заяц в белой шубе, а летом – в серой.

Зимой волк ходит злой, голодный.

Зимой лиса __________________________.

Зайка скачет по кусточкам, поскакать на 2ух ногах,

По болоту и по кочкам. «ушки» – ладошки

Белка прыгает по веткам, прыгаем, руки перед грудью

Гриб несёт бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, идём вперевалку

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек двигаемся в полуприседе,

Катится колючий ёжик. сделав круглые спинки.

6. Игра: « Кто как голос подаёт ?»:

7. Игра: « Кто так делает?»

Ходит, рычит, прыгает, колется, крадётся, бродит.

8. Игра « Про кого можно сказать»:

– Колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая;

– трусливый, косолапый, длинноухий.

9. Звук и буква «М», согласная.

– Задания в рабочих тетрадях: О.И. Крупенчук «Учим буквы»,

Е. В. Колесникова «От А до Я»;

– букварь Н. Жуковой, стр. 14 – 15.

10.ФЭМП . Счёт в пределах 10; состав числа 3; понятие на 1 больше/меньше.

лексическая тема ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобёр, белка, олень, барсук, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, плутовка;

логово, берлога, нора, хатка, дупло.

ходить, рычать, прыгать, колоться, притаиться, красться, бродить, загонять, подстерегать, мышковать, строить, запасать,

готовиться (к зиме).

колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Постукивают кулаками по столу.)

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит жёлуди, орешки.

Разбирает всё без спешки.

Вот закончила запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нём тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей поживать,

Никаких забот не знать.

(На каждую стихотворную

загибают пальцы, начиная с

большого, сначала на

правой, а затем на левой

удары кулак о кулак и ладонь

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

— Ёж, ёж, где живёшь?

— Я живу в густом лесу!

— Ёж, ёж, что несёшь?

— В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих детушек кормить.

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

—Зачем тебе хворост?

— Зачем печь топить?

—Зачем обед варить?

—Медведь с женой,

Да ёж, да кот, да мы с тобой.

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, закреплять умение говорить полным предложением.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть лес на картинке и найти, кто из зверей в нём спрятался. Воспитатель

напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением.

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов — названий диких животных (4-5). Дети запоминают, повторяют эти слова за

Игра «Кого не стало?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением диких животных (7-10), просит детей запомнить

картинки. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок.

Дети должны назвать, кого не стало.

Вариантом игры может быть следующий: воспитатель меняет картинки местами, а дети называют, что изменилось.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.

Волк, волчий, волосы, волчонок.

Лиса, лисий, лисята, лесной.

Белка, белочка, белый, беличий.

Медведь, медвежонок, медаль, медведица.

Лось, лосиха, лосята, лосины.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Цели: уточнять и обогащать словарь по теме «Жилища диких животных», развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель просит детей закончить предложение, повторить его полностью.

К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает. (берлогу).

Белка ищет. (дупло). Лиса роет. (нору). Волк устраивает. (логово). Берлога — дом. (медведя). Дупло — дом. (белки). Нора

—дом. (лисы). Логово— дом. (волка).

Игра «Угадай кто?»

Цели: обогащать словарь прилагательными. Развивать умение подбирать животное по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать слова, отвечающие на вопрос « Кто ?», по теме « Дикие животные ».

Он называет характеристику, а дети должны попробовать догадаться, какому животному она соответствует.

большой (кто?). неуклюжий.

серый. хитрая. ловкая.

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных), развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку.

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по

лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их,

надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»

Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом

лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашёлся хвост

волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).

Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание, совершенствовать навык

анализа предложений на слова.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить

правильное предложение. Затем дети считают количество слов в предложении и составляют его схему из палочек.

Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.

Белка, дупло, зимовать, тёплое, в.

Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.

От, заяц, лисы, волка, прячется, и.

Цели : развивать фонематические процессы ; закреплять графический образ букв В, Б, С.

ХОД игры. Воспитатель прикрепляет на вагонах буквы. Дети получают картинки с изображением животных. Воспитатель предлагает

помочь животным занять место в своем вагоне: в вагоне с буквой С будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне

с буквой В — животные, в названиях которых есть звуки [в], [вь]; в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].

Игра «Составь слово»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из -еовых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового

ВОДА, ОБРУЧ, ЛАПА, КЛЫК — волк ЛАПА,

ИГЛА, СОМ, АИСТ — лиса

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Не очень частый,

На поляну по грибы

Пробирался ёж ушастый,

Запыхавшись от ходьбы.

Прямо шляпками опята

На колючки надевал.

По извилистой тропинке

Возвращался ёж домой.

Нёс поклажу он на спинке

И довольный, и смешной.

Цели : развивать слуховое внимание , учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

А в деревне кур крадет.

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Он рога несет легко,

Хоть раскинул широко.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит он молчком,

Уши серые торчком.

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт.

Беседа о животных (по рассказам)

Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят. Звери спрячутся, нечего есть волку.

Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет да запоры плохи —

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему дуплу

спешит. Дупло у белки веточками, сучьями выстлано — большое , круглое , а сбоку лазейка . Уютно в нём, тепло белочке. Заберётся

она в дупло, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым

хвостиком прикроется и спит.

Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то

вкось, поэтому его ж назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды,

мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

Текст для пересказа

Зимой лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи.

Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними

погналась стая волков. Впереди беглецов — лесная сторожка, ворота раскрыты. Сзади — волки. Лоси бросились прямо в ворота.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул за ворота, а там волки. Митя

смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу

По Г. Скребицкому

Где ночевали лосиха с лосёнком?

Какое время года было в лесу?

Почему лосиха насторожилась?

Кого увидели лоси?

Куда прибежали лоси?

Что делал Митя во дворе?

Как Митя помог лосям ?

Текст для пересказа

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка

зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не

выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом —

в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в

густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник

слез с дерева и пошёл домой.

Чего испугался охотник?

Кто вышел на берег лесной реки?

Что сделала медведица?

Как вели себя медвежата?

Как чувствовали себя медвежата после купания?

Почему они были довольны?

Чем закончился рассказ?


Источник: интернет


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Рекомендации для родителей по лексическим темам Чувашовой Е.Ю.

Рекомендации для родителей по теме: «Грибы»

Уважаемые родители! Дети узнали, что грибы – особый вид растений. Мы рассматривали строение грибов, дети узнали новое слово «грибница». Эти знания помогут детям правильно собирать грибы, не нанося им вреда.

Большое внимание уделялось правилам безопасного поведения в природе. Пожалуйста, объясните детям еще раз, что собирать можно только знакомые грибы. Неизвестные грибы нужно сначала показать взрослым, только потом класть в лукошко. Для детей должно стать непреложным правилом, что нельзя пробовать на вкус ничего, что мы находим в лесу – грибы, ягоды, растения.

Рекомендуем вам побеседовать с детьми о том, что они узнали на занятиях. Примерные вопросы к беседе могут быть такими: где растут грибы ?Какие вы знаете грибы? Какие из этих грибов съедобные, а какие несъедобные? Что можно приготовить из грибов? Как можно приготовить грибы?

Как называются грибы, которые растут под березой, под осиной, на пеньках; грибы рыжего цвета (рыжики, лисички); грибы с круглыми, волнистыми шляпками (волнушки); грибы, название которых похоже на лесного зверя (лисички); на домашнее животное (свинушки); грибы, которые, согласно их названию, можно есть сырыми (сыроежки).

Если во время прогулки по лесу или парку вы увидите грибы, еще раз обратите на них внимание детей, вместе с детьми вспомните из названия, рассмотрите строение съедобных грибов.

Попробуйте разучить с детьми стихотворение.

В грибном царстве.

Разбежались по полянке мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело.

Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.

А под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.

А веселые ребята – тонконогие опята –

Притаились возле пня и кричат; «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес – это чудо из чудес.

Лес. Грибы и ягоды.
1. Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосо­четания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, еже­вика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить.
2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о леных ягодах.
Например:
• Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под де­ревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)
3. Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок-описаний о грибах. Например:
• Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)
4. Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например:
Варенье из малины. — ^ Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс. Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре.
5. Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка.
ГРИБОК
Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем В шапочке нарядной Светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок! Ты ребятам нужен К вечеру на ужин.
6. Работая над согласованием числительных с существи­тельными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числи­тельным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Например:
Два мухомора. — Пять мухоморов.
Два опенка. — Пять опят.
Две лисички. — Пять лисичек.
Две сыроежки. — Пять сыроежек.

День защитника Отечества

1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы го­товимся отметить. Это День защитника Отечества. Расскажите о профессиях военных: летчике, моряке, пограничнике, тан­кисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.
2. Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение В. Степанова «Наша армия». Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.
^ НАША АРМИЯ
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят березы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.

  1. 3. Помогите ребенку разделить на слоги названия профес­сий военных: лет-чик, мо-ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра-нич-ник.
  2. 4. Сходите с ребенком на военный парад, в Артиллерий­ский и Военно-морской музеи. Особенно интересен будет такой поход мальчику. Обратите его внимание на военных людей, идущих по улице, на их красивую форму, особую вы­правку. Все это способствует пробуждению патриотических чувств. Объясните, какая важная профессия у военных, как это почетно — защищать Родину.

Рекомендации для родителей по теме: “Дикие и домашние птицы”

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних и диких птиц, объясните почему птицы называются дикими и домашними. Уточните, где домашние птицы живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за птицами ухаживает человек. Объясните, почему птиц называют перелетными, расскажите , куда улетают и когда.

Прочитать стихотворение и обсудите его:

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят.

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Поиграйте в игру с пальчиками: “Утята”

Первый, второй – шли утята

Третий, четвертый – за водой

А за ними плелся пятый,

позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко-громко запищал: “Пи-пи-пи!” –

“Не пищи, мы тут рядом, поищи!”

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.

Взрослый читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
Все люди любят слушать соловья, потому что…

Упражнение “Четвертый лишний”.

Называете четырех птиц. Ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Ласточка, скворец, журавль. снегирь. Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

Утка, петух, индюк, воробей

голубь, сорока, курица, ворона и т.д.

Упражнение “Один – много”

например: цыпленок – цыплята, курица – курицы,

индюк – . , гусь – . утка – . воробей – . ворона – . скворец – . ласточка – . голубь – . и т.д.

Рекомендации для родителей по теме: “Домашние и дикие животные”

На этой неделе мы знакомили детей с домашними животными. дети узнали, как и почему человек одомашнил животных. Мы беседовали о том, как человек ухаживает за домашними животными и какую они приносят пользу. Дети вспомнили, как называют детенышей домашних животных.

Рекомендуем поиграть с детьми в игру “папа, мама и ребенок” ведущий называет первое слово, например “Папа – бык”, второй игрок продолжает “Мама – корова, ребенок – теленок”. Ведущий: “Один – теленок, а много – телят” и т.д.

Детям очень нравятся загадки о животных. поиграйте с ними в “Загадки и отгадки”.

Зеленые глаза- всем мышам гроза Заворчал живой замок

(кошка) лег у двери поперек (собака)

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ СО МНОЙ ИГРАЕТ? Не пахарь, не кузнец, не плотник,

НЕ МЫЧИТ, НЕ РЖЕТ, НЕ ЛАЕТ, а первый на селе работник (конь)

НАПАДАЕТ НА КЛУБКИ,

ПРЯЧЕТ В ЛАПКАХ КОГОТКИ! Быстрый прыжок, теплый пушок,

(котенок) красный глазок (кролик)

Кто имеет пятачок,

не зажатый в кулачок? (свинья)

Эту игру можно преобразовать в “Придумай загадку”. Она учит детей выражать свои мысли, будит фантазию, развивает творчество детей. Нужно придумать загадку про любой предмет, в нашем случае – про домашнее животное, не обязательно стихотворную.

Рекомендуем прочитать детям:

1. Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок

2. С.Михалков. Три поросенка

3. С. Маршак. Сказка о глупом мышонке

4. Русские народные сказки “Сивка-бурка”, “Волк и семеро козлят”

Вспомните, каких диких животных можно увидеть в наших лесах, попробуйте составить описательный рассказ о животном, придумать про него загадку. Вспомните сказки, в которых героями являются дикие животные (Лиса и волк”, “Заячья избушка”, “Зимовье зверей”, “Лиса и журавль”

План рассказа: название животного,

Поиграйте в игры: “Угадай, кто это”

бурый, косолапый, неуклюжий – .

серый, зубастый, страшный -.

хитрая, пушистая, рыжая – .

маленький, длинноухий, пугливый – .

игра: “Назови семью”

папа – медведь, мама – медведица, детеныши – медвежата

волк, лиса, заяц, еж, барсук, белка

игра: “Кто где живет?”

В норе живет (кто?) – лиса

медведь живет (где?) – .

белка, заяц, волк, еж, барсук, лиса и другие животные

Домашние животные и их детеныши

  1. 1. Повторите задание «Домашние животные» за прошлый год. Проговорите с ребенком выделенные слова и словосоче­тания.
  2. 2. Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит на­звания известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.
  3. 3. Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу. Например:
    • Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у чело­века и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
  4. 4. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «Один — много».
    Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном числе; ребенок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например:
    Ягненок. — Ягнята.
    Поросенок. — Поросята.
    Щенок. — Щенята.
    Теленок. — Телята.
    Крольчонок. — Крольчата.
  5. 5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Вы бросаете ребенку мяч и называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
    Уши кролика. — Кроличьи уши. Хвост собаки. — Собачий хвост. Голова коровы. — Коровья голова.Копыто лошади. — Лошадиное копыто.
  6. 6. Выполните с ребенком пальчиковую гимнастику. Это будет способствовать развитию тонкой моторики, координации речи с движением.
    Дай молока, Буренушка, Показываем, как доят корову.
    Хоть капельку — на донышке.
    Ждут меня котятки, Делаем «мордочки» из пальцев.
    Малые ребятки.
    Дай им сливок ложечку, Загибаем пальцы на обеих руках,
    Творогу немножечко, начиная с больших.
    Масла, простоквашки, Молока для кашки.
    Всем дает здоровье Снова изображаем, как доим корову.
    Молоко коровье.
  7. 7. Прочитайте ребенку рассказ С. Воронина «Чистопородный Филя». Предложите ему пересказать текст кому-то из членов семьи. Если ребенку сложно выполнить это задание, помогите ему.

^ Дикие животные и их детеныши
1. Повторите задание «Дикие животные и их детеныши» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и слово­сочетания. Пусть ребенок перечислит всех известных ему диких животных наших лесов. Выясните, помнит ли он, что дикие животные живут в лесах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
2. Расскажите, как называются жилища диких животных:
у медведя — берлога, у волка — логово, у лисы — нора, у ежа — норка, у белки — гнездо в дупле.
Для уточнения полученных знаний предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?» Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.
3. Поиграйте в игру «Один — много» по теме «Детеныши диких животных». Примеры слов:
медвежонок — медвежата, лисенок — лисята, бельчонок — бельчата. И т.д.
4. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» по теме «Дикие животные». Например:
хвост лисы — лисий хвост, лапа медведя — медвежья лапа, зубы волка волчьи зубы, иголки ежа —ежиные иголки.И т. д.
5. Предложите ребенку составить рассказы о диких животных по образцу. Например:
Медведь — дикое животное, он живет в лесу. Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, ко­решки. Зимой он спит в берлоге.
6. Загадайте ребенку загадку о медведе, предложите ее отгадать.
Где живет он? В самой чаще, Самый-самый настоящий. Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед. Сладкоежкою слывет. А еще могу сказать — Очень любит он поспать. Ляжет осенью, а встанет, Лишь когда весна настанет.
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Три мед­ведя» и предложите пересказать ее.

  • Подготовила воспитатель логопедической группы Чувашова Е.Ю.
  • Читайте также:  Мастер-класс по теме: Игры и упражнения, направленные на развитие речи детей
    Ссылка на основную публикацию