Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».

Нигматдьянова Анна Каримулловна
Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».

Зимующие птицы.

Существительные: птица, сорока, ворона, воробей, снегирь,

синица, голова, туловище, грудка, брюшко,

спинка, хвост, крыло, лапка, коготь, перо, глаз,

корм, кормушка, зерно, крошка, голод, холод,

Прилагательные: большой, маленький, низкий, высокий,

длинный, короткий, острый, тупой,

пушистый, мягкий, твердый, толстый,

тонкий, грязный, чистый, красивый, легкий,

тяжелый, яркий, веселый, радостный, белый,

сильный, серый, трудолюбивый, пузатый,

красногрудый, зимующий, крупный, мелкий,

Глаголы: смотреть, видеть, наблюдать, играть,

прыгать, догонять, отдыхать,

любоваться, радоваться, веселиться,

летать, клевать, петь, щебетать, чирикать,

Наречия: весело, радостно, дружно, красиво,

ласково, чисто, грязно, быстро, медленно,

ловко, высоко, низко, впереди, сзади, справа,

слева, холодно, темно, голодно;

Местоимения: мой, моя, мои;

Предлоги: на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Ребенок должен усвоить: названия нескольких зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, сорока); их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются, обобщающие слова зимующие птицы.

«Кто это?» Рассматривание диких (зимующих) птиц. Называние частей тела птицы.

Ребенок с взрослым рассматривает картинки с изображением зимующих птиц: «Посмотри на ворону (воробья, синицу, снегиря, сороку). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.

«Доскажи слово». Закрепление обобщающих слов.

Ворона, воробей, синица, снегирь, сорока все вместе – это … (зимующие птицы).

«Подбери признак» Обогащение словаря признаков.

Воробей (какой)зимующий, веселый, серый, трудолюбивый…

Снегирь (какой)зимующий, пузатый, маленький …

Ворона (какая) – большая, серая, крупная, важная …

«Кто как голос подает?» Подбор образных глаголов, учитывая междометия.

«Чик-чирик», – что делает воробей? (чирикает).

«Кар-кар», – что делает ворона? (каркает).

«Син – син», – что делает синица (свистит).

«Подбери действие». Обогащение глагольного словаря.

Воробей (что делает) – прыгает, чирикает, летает, смотрит, машет.

Ворона (что делает) – …

Сорока (что делает) – …

Синица (что делает) – …

Снегирь (что делает) – …

«Скажи ласково» Формирование практического навыка образования уменьшительно – ласкательной формы существительного.

Воробей – воробьишко, воробушек …

Птица – …

Родителям рекомендуется:

1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются

зимой в городе. Произнесите четко сами, а потом попросите ребенка повторить их названия: ворона, воробей, синица, снегирь, сорока.

2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц. Показывайте

и называйте каждую картинку. Потом пусть ребенок показывает и называет их сам.

3. Помогите ребенку сделать кормушку для птиц из коробки

для молока. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами. После прогулки задайте ребенку вопросы:

• Каких птиц ты видел на прогулке? (воробья, синицу, ворону, снегиря, сороку.) Что они делали? (Они клевали зернышки и крошки.) Чем ты угостил синичку?

(Я угостил синичку салом.)

4. Поиграйте с ребенком.

«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.

Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)

Сколько у воробья крыльев?

Сколько у сороки хвостов?

Сколько у синицы клювиков?

Сколько у птицы глаз?

Сколько у птицы перышек?

«Вороны». Развитие звуковой стороны речи.

Ребенок – «ворона» произносит кар, взрослый заканчивает слово.

Кар (тошка, кар (тинка, кар (ман, кар (тон, кар (лик,

Составить описательный рассказ о зимующей птице по следующему плану:

• Кто это? (название). Какая это птица (зимующая).

• Какой внешний вид (размер, окраска перьев, части тела).

Образец ответа: Это синица – зимующая птица. У нее желтая грудка, на голове черная «шапочка», тонкий клюв, короткий хвостик. Синица питается крупой, крошками хлеба, кусочками мяса и сала. Синица поет: «Син-син».

Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

Вот на ветках, посмотри, Делают 4 хлопка руками-

«крылышками» по бокам и 4 наклона

В красных майках снегири Делают 4 хлопка руками-

«крылышками» по бокам и 4 наклона

Распушили перышки, Часто потряхивают руками-

Греются на солнышке. «крылышками», опущенными вниз.

Головой вертят, Делают 2 поворота головой с

кивком – вправо, влево.

Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с

кивком – вправо, влево.

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая

руками как крыльями.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, интонационной выразительности речи. Создание эмоционального положительного фона.

Сколько птиц Ритмично сжимают и разжимают

к кормушке нашей кулачки.

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ла

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику, начиная с

Дятел в пестрых перышках. больших, на обеих руках.

Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об

указательные, как бы насыпают

корм в кормушку.

Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики. Медленно открывать и закрывать рот, почмокать губами, пошлепать губами, «наказать язык» – пя-пя-пя, «вкусное варенье» (облизать губы, покусать язычок зубами.

Дыхательная гимнастика. Упражнение на развитие воздушной струи. Подуть на зеркало ротиком, «Сдуть снежинку» с ладошки.

В альбоме разукрасить, нарисованных родителями, снегиря и синицу.

Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №395» г. Пермь

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы». Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы».Задачи: 1. Закрепить понятие «зимующие» птицы; 2. Дать детям представление о видах.

Весёлые уроки для малыша Весёлые уроки для малышаВесёлые противоположности (сравнения) Большой-маленький Слон большой ушами машет, Муха маленькая пляшет. Слон.

Оборудование и оформление кабинета логопеда

Речевое развитие — одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.

Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.

Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.

Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.

Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача — помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.

Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.

Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.

Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.

Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .

Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.

Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста — это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.



Предметы для развития детей

Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.

Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.

Читайте также:  Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, фразе, связном тексте (Дифференциация звуков Л – Р)

Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.

Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Книги и статьи по логопедии

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей. Консультирование родителей посредством информационных стендов.

Курашкина Е.У. , учитель-логопед МДОУ “Детский сад №127 комбинированного вида”, г.Саранск.

В настоящее время в логопедической практике существуют традиционные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей условно можно разделить на две группы: это непосредственного воздействия и опосредованного. К первой группе можно отнести такие формы, когда логопед обменивается с родителями необходимой информацией непосредственно в процессе общения (в личной беседе, на родительском собрании, при сборе анамнестических данных, во время индивидуальной консультации и т.д.). Однако в силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно. Поэтому в своей работе логопед использует также опосредованные формы воздействия, в частности – оформление информационных стендов для родителей.

Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.

Во-первых, удобство использования как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).

Во-вторых, весь материал, который логопед хочет сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

В-третьих, при оформлении родительского стенда логопед учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Зачастую информация, которую логопед сообщает родителям, носит опережающий характер, учитывается опыт работы с родителями детей предыдущих лет обучения. Например, как показывает многолетний опыт работы, в начале первого года обучения целесообразно информировать родителей об основополагающих, базовых понятиях, причем в той же последовательности, какой преподносится материал детям на занятиях. Так первые памятки, которые можно предложить родителям, могут быть такими: “Как правильно заниматься с ребенком дома”, “Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику”, “Различаем гласные и согласные звуки” и т.д. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием занятий в детском саду.

В-четвертых, небольшой объем информации позволяет обновлять стенд в определенной периодичностью (по мере необходимости или примерно один раз в неделю – десять дней). Обратная связь между логопедом и родителями может осуществляться через воспитателей, которые сообщают логопеду о наиболее часто задаваемых родителями или непонятных для них вопросах. Тем самым логопед может достаточно быстро отреагировать на возникшую проблему и устранить ее. Чаще всего родителям бывает непонятно, как выполнять некоторые виды работ в домашнем задании (как составить звуковую схему или что обозначают треугольники на схеме предложения и т.д.).

Кроме того, материал, преподносимый родителям, должен носить не только обучающий характер. Можно предложить родителям интересную статью, разнообразные анкеты, вопросники, тесты, которые могли бы помочь родителям лучше узнать некоторые особенности развития, характера своего ребенка, помогли определить взаимоотношения между взрослым и ребенком (например, анкеты “Понимаете ли вы своего ребенка?” “Готов ли ваш ребенок к школе?”, “Как правильно хвалить ребенка” и т.п.). Информация в родительском уголке может быть рекомендательного характера. Например, на втором году обучения можно предложить родителям некоторые рекомендации по организации учебного пространства для будущего школьника (“Каким должен быть уголок будущего первоклассника”, “Следим за осанкой” и т.д.).

К процессу подбора нужной информации в некоторых случаях полезно привлекать других специалистов, работающих в детском саду, в частности, медсестру или врача, инструктора по физической культуре. Например, в сезон простудных заболеваний можно рекомендовать родителям как правильно проводить закаливающие процедуры, профилактические мероприятия ОРВИ и гриппа. Как известно, эффективность логопедической работы в большинстве случаев напрямую зависит от того, насколько регулярно ребенок посещает логопедические занятия, особенно это можно сказать о детях со стертой формой дизартрии. Поэтому важно информировать родителей по вопросам, касающимся физического здоровья детей.

Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени педагога по сбору необходимой информации.

Примерный перечень тем для оформления информационных стендов в старшей и подготовительной группах


    Роль семьи в развитии речи дошкольников

Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка

Почему ребенок неправильно произносит звуки

Виды нарушений звукопроизношения у детей

Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику

Развиваем речевое дыхание

Звуки – буквы (памятка)

Поиграйте с детьми дома (развитие слухового восприятия)

Как правильно выполнять домашнее задание

  • Как научить ребенка понимать слово “нельзя”
  • Как помочь ребенку освоить правила поведения
  • Гласные – согласные звуки
  • Когда небходимо обращаться к логопеду
  • Как научить ребенка определять место звука в слове
  • Как правильно составлять звуковые схемы слогов (слов)
  • Требования к выполнению разных видов упражнений в индивидуальных тетрадях
  • Приучаем ребенка контролировать звукопроизношение
  • Учимся читать по слогам
  • Что нового мы узнали
  • Как работать со схемой предложения
  • Предупреждение неврозов у детей
  • Проявление стертой формы дизартрии у детей
  • Оцените Ваши взаимоотношения с детьми
  • Что нужно знать о заикании
  • Несколько советов родителям замкнутых детей
    1. Что такое речь (повторение)
    2. Как избежать ошибок при обучении чтению
    3. Развитие графических навыков у детей
    4. Поиграйте с детьми дома (“Живое – неживое”)
    5. Рассеянный ребенок
    6. Мягкие и твердые согласные
    7. Учимся подбирать слова-родственники
    8. Как правильно составить звуко-слоговую схему слова
    9. Гласные звуки и гласные буквы
    10. Что нового мы узнали (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия)
    11. Профилактика ОРВИ и гриппа
    12. Как правильно писать под диктовку
    13. Следим за осанкой
    14. Маленькие правила русского языка (правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
    15. Большая буква в словах
    16. Готов ли Ваш ребенок к школе?
    17. Поиграйте с ребенком дома (определение ударного гласного в слове)
    18. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
    19. Как вести себя с агрессивным ребенком
    20. Инфантильные дети
    21. Каким должен быть уголок ребенка
    22. Психологическая готовность к школе
    23. 50 способов сказать “Я тебя люблю”

    Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

    Консультации логопедов “Родителям на заметку”

    1. В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! [показать/скрыть]

    Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
    Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
    Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
    Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
    & Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

    Как организовать логопедические занятия дома?
    Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
    – Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
    – «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
    – Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
    – Разрезные картинки из двух и более частей.
    – Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
    – Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
    – Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

    Советы логопеда
    – Разрезные картинки из двух и более частей. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
    Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
    Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
    Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
    Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
    Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

    2. Многих молодых родителей волнует вопрос, когда ребенок должен начинать говорить, что нужно сделать для того, чтобы малыш быстрее заговорил?
    Специалисты в области логопедии готовы ответить на ваши вопросы. [скачать “Как научить ребенка говорить?”]

    3. Мяч и речь. Практикум для родителей. [скачать]

    4. Развитие речевых навыков детей раннего возраста. Упражнения для занятий по развитию речи. [скачать]

    5. Применение cу–джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста [скачать]

    6. Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?
    [скачать]

    7. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Почему не каждому дается грамота? [скачать]

    8. Рекомендации при заикании [скачать]

    9. Артикуляционная гимнастика [скачать]

    10. Профилактика дисграфии [скачать]

    11. Пословицы в развитии речи дошкольника [скачать]

    12. Мастер-класс для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками» [скачать]

    13. Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет [скачать]

    14. Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком [скачать]

    15. Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников [скачать]

    16. Поиогаем детям вместе! [скачать]

    17. Формирование связной речи при составлении рассказов [скачать]

    18. Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие? [скачать]

    19. Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша? [скачать]

    20. Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет [скачать]

    21. Как стимулировать речевое развитие ребенка? [скачать]

    22. Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики [скачать]

    23. Дыхательная гимнастика [скачать]

    24. Леворукий ребёнок [скачать]

    25. Готовим руку к письму [скачать]

    26. Подготовка руки ребенка к письму в школе [скачать]

    27. Упражнения для тренировки речевого дыхания [скачать]

    28. Заикание (памятка для родителей) [скачать]

    29. Памятка родителям для поступления ребенка в школу [скачать]

    30. Почитай мне мама! [скачать]

    31. Формирование навыков «внимательного» чтения [скачать]

    32. Рекомендации при заикании [скачать]

    33. Упражнения для развития подвижности губ [скачать]

    34. Правила и упражнения в плавной речи [скачать]

    35. Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье [скачать]

    36. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

    37. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка [скачать]

    38. Развитие мелкой моторики [скачать]

    39. Как помочь ребенку заговорить? [скачать]

    40. Технология БОС – технология здоровья [скачать]

    41. Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся [скачать]

    42. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом? [скачать]

    43. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

    44. Рекомендации родителям для преодоления заикания [скачать]

    45. Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда [скачать]

    46. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников [скачать]

    47. Уважаемые родители предлагаю Вам познакомиться с РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ. [скачать]

    48. Пособия, для проведения дыхательной гимнастики, своими руками. [скачать]

    49. Артикуляционные упражнения для детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

    50. Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста. [скачать]

    51. Как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться. [скачать]

    52. Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях». [скачать]

    53. Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

    54. Развиваем речь ребенка в возрасте 2-4 лет. [скачать]

    55. Развитие фонематического восприятия. [скачать]

    56. Роль родителей в развитии речи детей старшей и подготовительной групп. [скачать]

    57. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников. [скачать]

    58. Речь ребенка в 5-6 лет. [скачать]

    59. Как сделать свой голос красивым. [скачать]

    60. Игры по дороге домой 5-6 лет. [скачать]

    Оформление речевого уголка в детском саду своими руками

    Детский сад — не просто место, где родители могут оставить своих детей в будний день. Это центр, где детям дают всестороннее полноценное развитие, обучая повседневным навыкам, развивая физические способности, тренируя мыслительные процессы. Первостепенной задачей ДОУ является развитие речи, пополнение словарного запаса, для реализации которой создается речевой уголок.

    Назначение уголка речевого развития в ДОУ

    Без полноценно развитой речи детям сложно адаптироваться в школе, где нужно строить отношения с преподавателями, уметь без затруднения обратиться с вопросом или просьбой, создавать дружеские связи с другими детьми. От того, как развита речь ребенка зависит:

    • насколько он уверен в себе;
    • как легко он может формулировать мысль;
    • степень восприятия больших объемов поступающей информации.

    Зона развития речи

    Создание речевого уголка в старшей группе стимулирует детей к участию в развивающих играх. От того, насколько привлекательно он оформлен, зависит степень заинтересованности ребят.

    Задачи и цели создания речевого уголка

    Главная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого.

    Перед воспитателями стоит задача вовлечь детей в игры, тренирующие дыхание и обучающие правильной силе выдоха при произношении.

    Оформление речевого уголка своими руками

    Создавая речевой уголок, нужно продумать все необходимые дидактические материалы, которые будут использоваться в тех или иных играх-упражнениях. Важно дать ему имя, которое будет привлекать детей, и связать его с интересным персонажем, поселившимся в красочном обучающем месте.

    Нормативы ФГОС ДО для уголка речевого развития

    Нельзя оформить красочный стеллаж, опираясь только на собственную фантазию. ФГОС предъявляет ряд требований к внешнему виду, содержанию и расположению обучающих зон в ясельных, средних и старших группах:

    • Полное соответствие наполнения зоны возрастным особенностям группы.
    • Наличие привлекательного одушевленного хозяина, который поможет детям освоиться на своей территории.
    • Соответствие требованиям безопасности, связанное с отсутствием навесных шкафов с дверцами из стекла. Особое внимание уделяется безопасности младших групп — в них уроки по развитию мелкой моторики могут проводиться только под присмотром педагога, в связи с опасностью попадания мелких деталей в дыхательные пути.

    Включение пальчикового театра

    Паспорт речевого уголка

    Для создания развивающей зоны требуется подготовить документ, содержащий опись всех материалов и инструментов, входящих в него. Включению в реестр паспорта подлежит как мебель, так и книги, используемые на занятиях. Перечень содержимого паспорта (с примерами):

    • Мебельное оснащение (книжный шкаф, стулья, стеллаж);
    • Перечень книг, из которых состоит библиотека;
    • Предметы, используемые для развития артикуляции (зеркало, картинки);
    • Дидактический материал (цветные кубики, кубики с буквами, магнитная доска);
    • Устройства для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри, подвесные фигуры);
    • Наглядные пособия (фрукты-овощи, плакаты-презентации)

    Как назвать уголок развития речи

    Название уголка должно привлекать детей и вызывать у них положительные эмоции. Лучше, если оно будет связано с одушевленной куклой — хозяйкой образовательной зоны. Например, если в качестве хозяина уголка выбран попугай, его можно назвать Говоруном, а уголок — «Остров устных сокровищ». Когда хозяйкой является Василиса Премудрая, ее развивающее владение можно назвать «Королевством слов», а если к обучению будет приглашать лягушка, в качестве названия подойдет словосочетание «Речевой ручеек».

    Виды и способы оформления речевого центра

    Расширять словарный запас каждого ребенка призван уголок развития речи в детском саду, оформление которого не должно выбиваться из общей стилистики группы. Если в помещении уже имеются оформленные стенды безопасности на дороге или макет гигиены рук, то используемый стиль в их оформлении желательно применить и в зоне развития речи.

    Использование табличек и знаков

    Для закрепления изученного материала желательно размещать таблицы, обобщающие пройденный материал. Как пример, можно использовать колонки с гласными и согласными буквами, или разделение растительных культур на овощи, фрукты, ягоды и грибы.

    Придумываем одушевленный персонаж

    В вопросах выбора главного героя не существует стандартов. Однако к выбору персонажа следует подходить с точки зрения возрастных особенностей детей. Для групп раннего развития подойдут добрые и знакомые всем зверушки. А для ребят из подготовительной группы лучше выбрать авторитетного персонажа из популярного прочтенного произведения.

    Информационное наполнение речевого уголка

    Речевой уголок должен включать в себя игры и занятия на темы, соответствующие возрасту каждой группы. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к информационному наполнению, согласно которым образовательная зона должна включать в себя все направления, связанные с развитием речи:

    • мелкая моторика;
    • логоритмика;
    • артикуляция;
    • фантазия;
    • познавание мира через чтение;
    • дыхательная гимнастика;
    • театр пальчиков.

    Работа с детьми в уголке

    Любое занятие в уголке должно начинаться с приветствия от главного героя, который приглашает ребят поиграть.

    Формы образовательной деятельности в речевом уголке

    Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Пропевание гласных, заучивание считалочек, ознакомление с новыми книгами и пальчиковый театр проводят в группах. А такие занятия, как артикуляционная гимнастика, игра в магазин и дыхательные упражнения легко можно представить как самостоятельную деятельность.

    Наличие зоны для индивидуальных занятий

    Речевые дидактические игры

    Такие игры включают в себя различные головоломки, соответствующие возрасту детей:

    • «Закончи слово»;
    • «Ассоциации»;
    • «Назови слова на заданную букву»;
    • «Выбери лишнее слово из предложенного ряда».

    Речевой центр развития связной речи

    Артикуляционная гимнастика для детей

    Для наилучшего развития артикуляции зона должна иметь одно общее зеркало, где ребенок вместе с преподавателем будет тренироваться, и одно индивидуальное, — в котором воспитанник сам будет трудиться над постановкой звуков.

    Привлекательный образовательный центр, уроки в котором проходят весело и интересно, способствует непосредственному развитию речи с богатым словарным запасом, которая станет надежным помощником в адаптации ребенка в школе и повысит его уверенность в себе.

    Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

    Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ»

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ

    Автор: учитель-логопед Трашенкова Л.В.

    Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

    – игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

    – развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;

    – эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

    возможность самовыражения детей.

    Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.

    Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.

    Можно выделить следующие зоны:

    •  Зона коррекции звукопроизношения;
    •  Рабочая зона учителя-логопеда;
    •  Учебно-образовательная зона;
    •  Зона игрового сопровождения;
    •  Зона развития мелкой моторики;
    •  Зона хранения дидактического и методического материала;
    •  Консультативно-информационная зона.

    1. Зона коррекции звукопроизношения.

    Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой), тренажёрами для кончика языка, массажёром для языка « Z-Vibe», зондозаменителями, роторасширителями, пособиями, игрушками и тренажёрами для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, одноразовыми стерильными салфетками, одноразовыми перчатками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов.

    2. Учебно-образовательная зона

    Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.

    3. Зона наглядно – методического сопровождения

    Данная зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека речевого материала по автоматизации звуков, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека) В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: СD-диски с записью логоритмических упражнений и пятиминуток; «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.

    4. Зона игрового сопровождения

    Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки,игры на автоматзацию звуков и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика», «Контуры», «Угадай по цвету», электро-викторина «Смешарики» и др.)

    5. Зона развития мелкой моторики

    Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)

    6. Консультативно-информационная зона

    представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы.

    Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).

    7. Рабочая зона учителя-логопед

    Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.

    В логопедический кабинет приобретена современная компьютерная методика для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии «ВиЭль». Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.

    Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.

    Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.

    Обобщая, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.

    Читайте также:  Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР
    Ссылка на основную публикацию