Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

Советы логопеда. Информация для стендов

Разделы: Логопедия

Советы для родителей

Трудно переоценить значение работы с родителями в коррекционном процессе. К сожалению, многие родители считают, что исправление речи доступно только специалистам. Они не осознают, что могут сделать очень многое и тем самым значительно ускорить и облегчить процесс коррекции речевых нарушений. Родителям нужно давать больше информации о работе с детьми. В этом хорошо помогают информационные стенды, папки. Представляю некоторые материалы для логопедических стендов. Их можно разнообразить картинками, фотографиями. Они сделаны в виде небольших текстов для лучшего восприятия информации.

Говорите с детьми!

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: “Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать.”

Да и как же иначе: ведь это родители говорили — не ребенок. Дети все разные: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и “молчуны” разговорятся, если есть стимул для разговора.

Речь начинается с желания общаться!

Как бы несовершенно не говорил ваш ребенок, принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация. Настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Как можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте,что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру “Доскажи словечко”: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

  • какими словами, красками можно описать время года;
  • расскажи о предмете, какой он( назови как можно больше прилагательных); что он может делать( назови как можно больше глаголов)
  • играйте в игру “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?
  • играйте в слова с противоположным значением(антонимы)

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: “Найди ошибку в предложении”

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните,что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить. Будьте чуткими к своему малышу.

Расширяйте словарный запас малыша.

Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают( игрушки, предметы быта), имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (умение слышать различные звуки речи), побуждая различать слова, отличающие одним звуком. (крыша- крыса, нос – нож).

Читайте своему ребенку.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые уже слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя сделать это малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, завязывает шнурки, засучивает рукава. Причем начинать тренировку лучше не на своей одежде, а сначала “помогать” одеться кукле и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет более понятна окружающим. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки ( о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Артикуляционная гимнастика в развитии ребенка дошкольного возраста.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки (о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Верьте в свои силы!

Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму.

В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ установили: проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется так же и в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывают:

  • массаж и самомассаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • изобразительная деятельность;
  • лепка;
  • рисование;
  • аппликация;
  • ручной труд;
  • манипуляции с различными предметами: собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики; расстегивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков; шнурование.
  • штриховка, работа в прописях. [1]

Игры и упражнения для детей 2-4 лет.

Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать и достать его. Не вынимая предмет, ощупать его, назвать и описать.

Нужно подготовить комплект дощечек с различными структурными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.

Задания: с закрытыми глазами ощупать контур и назвать изображенный предмет; найти определенное изображение предмета с закрытыми глазами; найти две одинаковые дощечки.

Задания: опустить руки пальчиковый бассейн и потрогать фасолинки или горошинки; переложить в другую емкость по одной; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держа руки в бассейне; достать на ощупь заданный предмет.

(Задания с различными массажными мячиками, палочками, каштанами, орехами и т. д.)

Подбросить и поймать предмет одной рукой, двумя руками, раскрутить желудь или шишку. Перекатывать массажный шарик или палочку: ладонью, ребром ладони, пальцем одной ладони к другой, между ладонями, по тыльной стороне кисти, вращательными движениями в одну, в другую сторону, по вертикали. Силу нажима и темп вращения постепенно увеличивать.

Задания: завязывать и развязывать узелки; нанизывать- снимать бусины, покрутить шнурок между подушечками большого и указательного пальцев, намотать веревочку на палочку или нитку на катушку, сплести косичку, оплести веревочкой пальчики, выложить шнурком узоры и фигуры.

Задания: зацепить прищепки за лист бумаги, край коробочки или стаканчика, веревочку; открыть и закрыть прищепку большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Попросить ребенка сосчитать количество прищепок на веревке, надеть на веревку прищепки только определенного цвета.

Упражнения с речевым сопровождением.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:

“Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает.”

Наклонить кисть руки к столу и захватить фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Проговаривать:

“Увидела бумагу и как ее ухватит. Думала конфета, а оказалось – фантик.”

В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста:

“Две собаки лают, друг друга не кусают. Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат, открывают рты грачата, очень есть они хотят.”

Для детей 5 – 7 лет.

Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. Пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением очень хорошо использовать в качестве физкультминуток. Есть множество стихотворений на каждую лексическую тему. Например:

Небо синее в России

Реки синие в России – загибают по одному пальчику.

Есть и клены, и дубы пальцы изображают “ветки”

А какие есть грибы! Кулачок одной ладони прикрывается другой открытой ладонью.

Дети любят разговаривать на секретном языке. Придумайте свой пальчиковый алфавит. Загадывайте с его помощью буквы, затем составляйте слова.[2]

Выкладывание фигур из счетных палочек, спичек.

Пальчиковый театр. Развивает внимание, мышление, память, стимулирует речевое развитие ребенка, помогает убрать напряжение с рук, губ, снимает умственную усталость, развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими. Следует порекомендовать родителям сводить детей в настоящий театр на различные детские представления.

Работа в прописях, различные виды штриховки, раскрашивание фигур, картин.

Сейчас большой выбор литературы на данную тему. Можно купить по своему вкусу, но обратить внимание, чтобы пособие подходило по возрасту и уровню сложности вашему ребенку.

1) Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами. Книголюб, М 2008.

2) Пичугина Г.А., Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. ТЦ “Сфера”, М 2011.

Как оформить логопедический уголок в детском саду

Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

    обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);

Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

  • тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
  • стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
  • овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи

Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста
ГруппаЗадачи
Первая младшаяПреодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшаяОбогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
СредняяАктивизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительнаяОтработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Если с последними тремя составляющими всё понятно, то первый нуждается в пояснении. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
  2. Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной логопедической группе).
  3. Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно.

Все лексические темы календарно-тематического плана представлены в логопедическом уголке картинками

Это интересно. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.

Конспект НОД «День защитника Отечества»

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОНР III уровня по формированию лексико-грамматических категорий и развитию самостоятельной развёрнутой фразовой речи по теме: «День Защитника Отечества».

Тема: «Наши Защитники»

Фронтальная форма работы.

Период обучения: 2.

Цель : Развитие и совершенствование речи детей.

  • Закрепить знания о всенародном празднике воинов,
  • Уточнить, кто такие защитники отечества;
  • Развивать представление о разных родах войск,
  • Развивать мышление;
  • Поддерживать инициативу детей;
  • Развивать воображение, наблюдательность, сообразительность;
  • Развивать эмоционально- чувственный мир детей;
  • Развивать словарный запас;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать силу голоса
  • Развивать чувство ритма.
  • Воспитание уважения к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине.
  • Активизация словообразовательных процессов
  • Закрепление умения образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа.
  • Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
  • Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
  • Совершенствовать умение подбирать родственные слова.
  • Закрепить умения подбирать слова-антонимы
  • Продолжать учить объяснять и практически употреблять пословицы и поговорки.

Предварительная работа : чтение стихотворения «23 февраля» с отработкой движений, коллективная работа с детьми: рисование военной техники. Сделать с детьми бумажные кораблики. Разучивание стихов, пословиц и поговорок посвященных Дню Защитника Отечества. Провести беседу о том: где и кем служили их папы и дедушки. Обсудить подвиги людей на войне.

Индивидуальная работа : оказывать помощь в образовании сложных слов, составлении предложений детям слабой подгруппы. Закрепление в речи детей автоматизируемых звуков.

Оборудование : интерактивная доска, атрибутика военнослужащих для детей (пилотки, ружья и т.д.), мяч, разрезные картинки.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

I. Водная часть.

Играет марш (Олег Газманов — Гимн Москвы). Строем марширует отряд детей. Командир говорит: «Отряд, стой! Раз, два! Равняйсь! Смирно!»

2. Подведение к теме занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите на открытку, как вы думаете, какому празднику она посвящена?

Дети: Дню защитника Отечества.

Логопед: Ребята, что означает слово «Отечество»?

Дети: Это наша Родина, Россия. Родина — это дом и улица, на которой мы живете. Родина — это наш любимый город.

Логопед: Кто такие «защитники Отечества»?

Дети: Это те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает об опасности.

Логопед: Вы сегодня настоящие Защитники Отечества. Предлагаю вам пройти настоящую боевую подготовку. Согласны?

Логопед: Тогда вперед, навстречу приключениям!

II. Основная часть.

1. Стихотворение «23 февраля» (игра на координацию речи с движениями).

Февраль, февраль, зима и солнце! (руки вверх опускаем через стороны в низ)
И первых птичек переклик! (махи руками)
Сегодня выглянул в оконце: (руками закрыть лицо и выглянуть)
Застыл, к стеклу лицом приник. (приложить тыльную сторону ладони ко лбу)
Мои друзья — вчера мальчишки (руки к себе, от себя)
Сегодня выросли и вдруг (руки на пояс)
Все как один, забросив книжки, (на каждое слова шаг)
За руки взялись, встали в круг (встать в круг)
И обещали мамам, сестрам (повернуться вправо-влево)
Границы радости беречь, (сделать замок и поднять вверх)
Беречь наш мир — и птиц, и солнце, (хлопки на каждый слог)
Меня в окошке уберечь!

2. Игра «Назови военную профессию» (Игра с мячом).

Логопед: Ребята, давайте встанем в круг. Отряд, слушай первую боевую задачу! Я буду бросать вам снаряд и называть слово, а вы — называть профессию, связанную с этим словом.

танк — танкист;
артиллерия – артиллерист;
корабль – матрос, капитан, боцман, штурман;
самолет – летчик, пилот;
пехота – пехотинец;
разведка – разведчик;
парашют – парашютист, десантник;
рация – радист;
ракета – ракетчик;
граница – пограничник;
мина – минер, сапер
пулемет — пулеметчик

Логопед: Ребята, как много разных военных профессий! Наша страна огромна, и защищать границы необходимо и с воздуха, и на море, и на земле.

– Как можно назвать войска, которые защищают нашу страну с воздуха? (Военно-воздушные силы или авиация);

– На море? (Военно-морские силы или Морской флот);

– На суше? (Сухопутные войска)

3. Игра «Один-много».

Логопед: Отряд, встали в одну шеренгу. Следующее задание такое: играем в игру «Один-много». Отвечаем по очереди, делая шаг вперед.

Солдат-солдаты
Летчик-летчики
Вертолет-вертолеты
Танк-танки
Истребитель-истребители
Граница-границы
Пограничник-пограничники
Звезда-звезды
Орден-ордена
Моряк-моряки
Медаль-медали
Танкист-танкисты

4. Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы».

Логопед: для того чтобы метко стрелять из пистолетов, автоматов, пулеметов и т.д. нужны крепкие пальчики, давайте и их потренируем.

Пальцы наши – все бойцы,
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых,
И солдат в боях бывалых,
Два – гвардейца-храбреца,
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
Два – мизинца-коротышки
Очень славные мальчишки.
1,2,3,4,5,6,7.8,9,10
Встали пальцы дружно в ряд –
Десять крепких солдат.

5. Игра «Составь предложение (играет музыка из кинофильма «Солдаты»).

Логопед: В армии несколько родов войск, там несут службу люди разных военных специальностей. Давайте вспомним некоторые из них.

– Перед вами разрезные картинки с изображением людей военных специальностей и их военная техника, ваша боевая задача их собрать и составить предложение, о том, что делает каждый военный: например: Танкист управляет танком. Посчитайте количество слов в предложении.

Артиллерист стреляет из пушки.
Летчик сидит за штурвалом самолета.
Пулеметчик строчит из пулемета.
Разведчик ходит в разведку
Пограничник охраняет границу.
Десантник прыгает с парашютом.
Моряк служит на корабле.

6. Упражнение «Сирена» (На развитие силы голоса).

Логопед: Для того, чтобы предупредить об опасности, военные придумали сирену. Она звучит сначала тихо, а затем громко. (иу)

– Если опасность миновала, то сирена затихает. (иу)

– Так же существует специальный sos-сигнал. (а ааа ааа)

Логопед: Чтобы стать настоящим Защитником, нам нужно улучшить свою физическую подготовку.

Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражнения:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе,
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражнение –
Руки к плечам круговые движения.
Вперёд-вперёд, назад-назад.
Это полезно для наших ребят.
На ноги свои обрати ты внимание.
Делай глубокие приседания!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

8. Игра «Двойной противник».

Логопед: Войска созданы, для того чтобы охранять и защищать нас от противников. Следующая наша боевая задача: их победить, для этого нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима — теплое лето.
Длинный день — короткая ночь.
Грустный мальчик — веселая девочка.
Смелый друг — трусливый враг.
Горькая правда — сладкая ложь.
Маленький карлик — большой великан.
Правдивый мудрец — лживый глупец.
Скучное начало — интересный конец.

9. Игра «Один, два — пять».

Логопед: Ребята, посмотрите, когда наши враги отступали они всю свою боевую технику бросили. Давайте ее посчитаем.

Танк, ракета, корабль, самолет, пушка, парашют…

10. Пословицы и поговорки.

Логопед: Ребята, с давних времен люди гордились своими защитниками и придумывали о них пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

«Один в поле не воин» (Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе).

«Тот герой, что за Родину горой» (Человек, отдаст за родину жизнь.)

«Не тот герой, что награду ждёт, а тот герой, что за народ идёт

III. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, наша военная подготовка подходит к концу. Вы стойко прошли все испытания, собрали все военные награды и стали настоящими Защитниками Отечества. Скажите, какие слова можно подобрать к солдатам Российской Армии?

– Отряд, равняйсь! Смирно! В группу, шагом, марш! (Уходят под марш)

Презентация к занятию «День защитника Отечества»

Долбилова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 238,
г. Челябинск

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста “День защитника отечества”

Опубликовано: 20:22:30 18-02-2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «2» с. Помоздино.

Составитель: Третьякова Мария Александровна, воспитатель.

Конспект НОД.

Тема: “День Защитника Отечества»

Интеграция областей: Познание, Здоровье, Коммуникация, Художественное творчество.

Программные задачи:

Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.).

Развивающие задачи: Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Используемый материал: Иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск, иллюстрации, трафареты военной техники, карандаши, показывающие будни армии – тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне и т.д., картинки к игре «Что лишнее и почему?»

Методы и приемы:

  • Наглядные, (показ, демонстрация);
  • Словесные, (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент Незнайка);
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровье сберегающие технологи: динамическая пауза.

Предварительная работа: Чтение стихотворения З.Александровой

«Дозор», баллады К.Симонова «Сын артиллериста», рассказов С.Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л.Кассиля «Твои защитники». Рассматривание картин, иллюстраций о Великой Отечественной войне.

Словарная работа: долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчики, моряки, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника.

Ход занятия

Беседа об армии

Воспитатель:

Сюрпризный момент в гости к детям пришёл Незнайка.

Дети сидят на стульчиках.

Ребята, 23 февраля очень важный праздник для нашей страны – День Защитника Отечества.

К нам в гости пришёл Незнайка, ему тоже хочется узнать о празднике 23 февраля. О защитниках Отечества. Незнайке интересно узнать о Российской армии, о военной технике, о различных родов войск.

Ребята расскажем Незнайке, все, что знаем мы?

А начнем мы с защитников Отечества.

Кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.)

Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия.

У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Посмотрите на эти картинки. (Выставляются иллюстрации, изображающие различные рода войск.)

Кого в вы здесь видите? (Ответы детей).
Верно, это танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д..
Вы правильно всех назвали , это различные рода войск.

Как вы думаете, зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей.)

Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки – море.

Игра «Кто, где служит?»

Воспитатель:

Я приглашаю вас дети и тебя Незнайка, отправится в путешествие.

Представим себе, что мы оказались в армии.

Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск.

Вам надо отгадать, кто, где служит.

Кто служит на танке? (Дети: танкисты).

Кто служит на границе? (Дети: пограничники).

Кто летает на вертолете? (Дети: вертолетчики).

Кто служит в ракетных войсках? (Дети: ракетчики).

Кто служит на подводных лодках? (Дети: подводники).

Кто служит в военной авиации? (Дети: военные летчики).

Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети: пехотинец).

Самостоятельная художественная деятельность детей

“Выставка военной техники и парад войск”

Воспитатель:

Молодцы, отгадали кто, где, служит.

Ребята давайте устроим для Незнайки, парад войск, и выставку военной техники.

Но для этого вам нужно, выбрать из всех игрушек нужные, для парада войск.

Воспитатель подводит детей к полкам, где выложены разные игрушки

(Куклы, кубики, машинки, матрешки, военный транспорт, солдатики, супергерои, самолетики, ракеты и корабли). Дети ставят выбранные игрушки на стол.

Ребята, какие вы молодцы, парад войск у нас уже готов.

Осталось подготовить выставку военной техники.

Нам предстоит большая работа, сядем за стол.

-Ведь мы должны зарисовать военную технику, она должна быть похожа, на настоящею.

-Выберите себе любой трафарет, и закрасьте.

(Детям предлагается трафареты на выбор и раскраски,

Танк, паровоз, самолет, кораблик, ракета.)

-Приступайте к работе.

-Ребята, чтобы у нас получилось красивая военная техника, вам обязательно нужно следить за тем как вы сидите, спина должна быть ровной.

Выполнение задания детьми (звучит музыка ).

(Индивидуально подхожу к каждому ребенку, направляю при затруднениях.)

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Воспитатель:

Дети подходят к фланелеграфу.

Ребята, а сейчас покажем Незнайке, как вы можете по описанию, отгадать солдат различных родов войск.

На фланелеграфе расположены изображения солдат различных родов войск, воспитатель загадывает одного из них. Дети задают вопросы воспитателю, пытаясь отгадать, кого тот загадал. Воспитатель может отвечать только «да –нет». Потом эту игру можно повторить с ведущим, выбранным из детей.

Загадывание загадок:
Подрасту, и вслед за братом,
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему,
Охранять свою . (страну)

Брат сказал: “Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь . (пограничником)

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном . (корабле)

Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью,
Наш солдат – военный . (летчик)

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом,
Управляется . (танкистом)

Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –

Ждет тебя, солдат, . (пехота)

Любой профессии военной,
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было . (войны)

Физкультминутка:
Воспитатель:

Сейчас, мы с вами немного отдохнем. Представим что мы летчики.

Руки сделали в разлет – получился самолет
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи.
И на друга посмотри.
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.

Проводится игра «Что лишнее и почему?»

Воспитатель:

Дети садятся на стульчики.

Ребята у каждого солдата должен быть хороший слух. Для того что бы хорошо слышать все команды. Сейчас мы поиграем, что бы определить хороший ли у вас слух игра «Что лишнее и почему?»

Ракетчик, вертолетчик, футболист.

Самолет, танк, парашютист.

Автомат, пистолет, танкист

Подводник, артиллерист, корабль.

Воспитатель:

Ребята Незнайка хочет задать вам вопросы:

1.Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время? (Предположения детей).

Воспитатель:

Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

2.Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Предположения детей)
Воспитатель:

Правильно, солдаты тренируются.

Учат и тренируют солдат офицеры.

Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими.

А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться.

Сейчас мы с вами и Незнайкой рассмотрим фотографии о том, как живут и тренируются солдаты.

Рассматривание иллюстраций, рассказывающих о буднях армии.

Вопросы:

Воспитатель:

Ребята, Незнайка принес картинки и не знает, что делают солдаты на картинках? Расскажите чем же они занимаются.
(Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике).
Зачем это нужно? (Чтобы быть сильными).

А что делают солдаты здесь?
(Учатся стрелять).

Зачем это нужно? (Чтобы быть меткими во время боя).
А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий.

Что здесь делают солдаты? (Бегут по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь).
Как вы думаете, зачем они тренируются на полосе препятствий?
(Чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия).

Двигательная разминка «Чтобы Родине служить,

надо сильным, ловким быть!»

Воспитатель:

Сейчас и мы покажем Незнайке, какие вы сильные и выносливые.

1.Соревнование в отбивании мяча о пол.

2.Постоять на одной ноге, затем на другой, не теряя равновесия.

3.Померяться силами: дети становятся парами друг против друга, ноги на ширине плеч, ладони соединяют в зеркальном отражении. Надавливая с силой на ладони, друг друга, необходимо устоять на месте, не отрывая ног от пола.

Дети рассаживаются по местам, занятие продолжается.

Обсуждение пословиц.

Воспитатель:

С давних времен люди гордились своими защитниками Отечества и придумывали о них пословицы. Послушайте ребята и Незнайка.

Первое в жизни – честно служить Отчизне.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Умелый боец везде молодец.

От военной науки крепнут разум и руки.

Воспитатель:

Молодцы ребята и ты Незнайка сегодня вы показали свои способности, я надеюсь, наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию и станут настоящими защитниками Отечества.

Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник? (Дети: 23 февраля, День Защитника Отечества).

Кому посвящен этот праздник? (Дети: военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам …)

Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (Дети: служить в армии, много тренироваться, быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими, бесстрашными).

Воспитатель:

Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу российские воины.

Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!

Ребята давайте подарим Незнайке наши рисунки,

Конспект НОД «День защитников Отечества» в старшей группе

Ольга Ласунова
Конспект НОД «День защитников Отечества» в старшей группе

«День защитников Отечества» в старшей группе

Цель:сформировать у детей основы патриотизма

Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т. д.).

Развивающие задачи: Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Оборудование: иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск.

Словарная работа: долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчики, моряки, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника.

Ход занятия

– Ребята, 23 февраля очень важный праздник для нашей страны – День Защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.) Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России армия не раз защищала свой народ от захватчиков, поэтому она пользуется заслуженным уважением и почётом!

Наши девочки поздравит наших будущих защитников.

1.23 февраля – День Российской Армии!

Вверх орудия палят, всех салютом балуют.

Шлют они от всей страны благодарность воинам,

Что живём мы без войны, мирно и спокойно.

2. Пусть ты и не служил пока,

Ты – стойкий, сильный, не капризный,

Глаз – зорок и тверда – рука,

Защитник будущий Отчизны!

3. Ведь, если предстоит войне

Внести в наш дом огонь, разруху,

Стоять не будешь в стороне-

Мать защитишь, сестру, подругу!

4. А чтоб в боях всех побеждать,

Ты будь здоровым, умным, бодрым:

Учись старательно на пять

И занимайся больше спортом

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Выставляются изображения различные рода войск.) Кого вы здесь видите?

Ответы детей.

– Правильно, летчики, танкисты, моряки, пограничники и т. д.

Вы правильно всех назвали — это различные рода войск.

Как вы думаете, зачем нужно столько много родов войск?

Воспитатель:

– Армия, у которой войска на суше, на море, в воздухе сможет защитить свою страну от любого неприятеля.

Лётчики стоят на страже неба; пехотинцы – суши; моряки – моря.

Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди – экипаж.

К сухопутным войскам относится артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные – ракетами. В артиллерии служат артиллеристы.

В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

В нашей армии есть и авиация – боевые самолеты и вертолеты

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Есть у России и подводный флот – атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами – торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев. Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю.

Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она отличается от гражданской одежды по многим признакам. Один из них — наличие погон, эмблем и знаков различия.

Каждая из военных профессий почетная и важная.

Воспитатель:

– Ребята, давайте отгадаем несколько загадок об армии и узнаем, как хорошо вы запомнили то, о чем я вам рассказала.

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда –

Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов?

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

Я современный «Бог войны»,

Защитник рубежей страны.

Ведь, прежде, чем пойти на бой,

Меня пускают на «разбой».

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота

Ждет тебя, солдат,.

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

Ползет черепаха – стальная рубаха,

Не знает ни боли она и ни страха.

Враг в овраг, и она, где враг.

Что это за черепаха?

Физкультминутка «Парад, разведчики засада»

Воспитатель произносит команды: «Парад», «Разведчики», «Засада».

«Парад» – дети поднимают руки вверх и машут

«Разведчики» – дети делают руками «бинокль» и смотрят по сторонам

«Засада»- опускают руки вниз

Воспитатель:

– Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время? (Предположения детей).

– Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в армии в мирное время?

(Предположения детей)

– Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. А чтобы стать такими, конечно, необходимы тренировки Армия в мирное время оказывает помощь людям, которые пострадали от стихийных бедствий: ураганов, наводнений, землетрясений. Ребята, а без чего в армии никак нельзя, кто поможет в трудную минуту?

(Предположения детей)

– Важно солдатской дружбой дорожить. Кто знает пословицы о дружбе, о смелости?

Дети по очереди.

• Герой за Родину горой.

• Где смелость, там победа.

• Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

• Смелый боец в бою молодец.

• Чем крепче дружба, тем легче служба.

• Старый друг лучше новых двух.

Воспитатель:

– Я думаю, каждому мальчику хочется надеть форму летчика, моряка, десантника. Чтобы служить в армии, нужно с детских лет воспитывать в себе качества, необходимые защитнику Отечества. Ребята, а вы знаете, что в России есть школы, где дети учатся не только математике, истории, литературе, но и готовятся стать будущими защитниками – офицерами. Такие школы называются кадетскими корпусами, а мальчики (девочки) носят особую форму; их учителя-офицеры, мальчики очень хорошо знают, что такое дисциплина, много времени уделяют физической подготовке и мечтают стать отличными командирами.

Сейчас мы проведем веселые конкурсы, чтобы убедиться лишний раз, что все мальчики готовы к службе в армии, проверим вашу смекалку, внимание, ловкость.

Участники получают по конверту. В каждом конверте — разрезанная на части открытка военной тематики нужно собрать открытку. чтобы понять, что на ней изображено.

Конкурс «Солдатская песня» (спеть первый куплет строевой песни).

Мальчики поют отрывки из песен «Идет солдат по городу.»,

Конкурс «Следопыт». На войне важны не только сильные мускулы, но и в первую очередь наблюдательность, смекалка, ум.

Представляется подборка из предметов, затем участники отворачиваются, а воспитатель убирает несколько предметов. (Либо 2 картинки со схожими сюжетами, найти отличия).

Конкурс «Разбери боеприпасы».

Двум участникам (по одному из каждой команды) завязывают глаза и подводят к тазам с кубиками и мячами. Нужно рассортировать предметы, сложив кубики в одну коробку, а мячи – в другую. Побеждает участник, быстрее справившийся с заданием.

Конкурс «Волшебное донесение».

Участникам предлагают прочесть донесение о количестве военной техники противника. Но, для этого необходимо сделать послание видимым (оно написано парафином, разукрасив лист бумаги, затем решить пример на сложение. (Получим сведения о количестве военной техники)

Воспитатель:

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Воспитатель:

– Ну что ж, наш праздник подходит к концу. И наши девочки приготовили для Вас, дорогие наши Защитники, подарки.

«День Защитника Отечества». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: День Защитников Отечества (16-20 февраля 2015 года) 24 неделя 1-23 недели ПЛАНЫ Коммуникация. «День Защитников Отечества». Программное.

Презентация проведенного проекта «Защитники Отечества». Данная презентация стала итогом краткосрочного недельного проекта “Защитники Отечества” в средней группе. Цель: Формирование у детей среднего.

Конспект НОД: День защитника Отечества

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
Сценарии на 23 февраля
Автор: Шишкова Елена Сергеевна
27.02.2018 18:14

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Шишкова Елена Сергеевна, воспитатель, ГБОУ средней общеобразовательной школы №98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга (отделения дошкольного образования)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание:

  • Формировать у детей первичные представления об армии, о родах войск, о защитниках Отечества.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.
  • Развивать память, воображение, речь.
  • Закреплять навык использования схемы, при конструировании самолета.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением солдат, военной техники.
  • Чтение художественной литературы:

А.Митяев «Почему армия всем родная», Л.Соболе «Батальон четверых», Е.Благинина «Шинель».

  • Заучивание стихотворений о армии.
  • Прослушивание музыкальных произведений, посвященных армии и защитникам Отечества.

Материал:

  1. Картинки родов войск;
  2. обручи (синий, красный, желтый);
  3. цветная бумага по кол-ву детей (синяя, желтая, красная);
  4. схема самолетов оригами (5 шт.);
  5. фотографии солдат вернувшихся с войны;
  6. коробка-посылка;
  7. звуковой сигнал, означающий получение почты (дверной звонок на батарейке)

1. Сюрпризный момент (проходит на фоне играющих детей).

Раздается стук в дверь. Почтальон принес посылку.

Ребята заинтересованные подходят ближе и размещаются на пуфиках, остальные наблюдают со стороны (данная часть проходит в книжном уголке).

Воспитатель: Что же в посылке? Ребята, давайте откроем и посмотрим.

Достает из коробки открытку с 23 февраля.

Мы хотим поздравить вас с приближающимся праздником 23 февраля!

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Наша армия» и спрашивает: Ребята, а вы знаете, что это за праздник?

Дети: Это праздник наших пап и дедушек, праздник солдат.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья?

Дети: Это мама, папа, бабушка, дедушка, я…

Воспитатель: А что такое Родина?

Дети: Там, где мы родились, где наш дом…

Воспитатель: Нужно ли Родину защищать? От кого? Один солдат может защитить Родину? Сколько нужно солдат?

Воспитатель показывает картинки с разными родами войск и рассказывает о них. По ходу знакомства, детям предлагается вспомнить стихотворения про солдат, самолеты и т.д.

ФИЗМИНУТКА «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. Дети маршируют.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. Наклоны вперед, спина прямая, колени не сгибать, качая указательным пальцем.

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми. Руки параллельно полу, сгибать в локтях к плечу

2. Раздается сигнал «почты».

Воспитатель: Ребята, а в нашей посылке есть еще что-то…

Вынимает 5 схем самолетов оригами.

Воспитатель: Наша с вами группа-это родина наших игрушек. И что бы игрушки были спокойны, нам нужно осмотреть территорию группы. Как вы думаете, ребята, каким способом нам это сделать легче всего?

Дети: Надо сделать самолеты.

Воспитатель: Из чего мы их сделаем?

Воспитатель: А у нас только 5 схем, а вас так много. Что делать?

Дети: Нужно разделиться.

Дети берут приготовленную цветную бумагу и схемы, разделяясь по группам, по схемам складывают самолеты (данная часть проходит в зоне конструирования из бумаги).

3. Воспитатель кладет обручи на пол (синий, красный и желтый).

Воспитатель: Наши самолеты облетели всю группу, и убедились, что в ней царит мир и покой. Они устали и у них заканчивается топливо…Что делать?

Дети: Нужно посадить самолету в аэропорту, чтобы они могли заправиться и отдохнуть.

Воспитатель: Давайте подберем своему самолету свой аэродром.

Дети стараются попасть своим самолетом в соответствующий обруч (желтый самолет – в желтый обруч и т.д.).

4. Воспитатель с детьми садится на ковер вкруг, а в центре лежат обручи с самолетами.

Воспитатель: ребята, давайте пересчитаем, сколько самолетов в каждом аэропорту. В каком аэропорту больше? Меньше? Одинаково? На сколько больше? На сколько меньше? Как вы это определили? и т.д.

5. Раздается сигнал «почты».

Воспитатель: в нашей посылке есть еще что-то, давайте посмотрим.

Вынимает фотографии солдат.

Воспитатель: Ребята, кто изображен на этих фотографиях?

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что вы можете сказать о них?

Дети: Солдаты улыбаются, они радостные.

Воспитатель: Почему они радостные? (ответы детей) Кто их встречает? Почему говорят «радость со слезами на глазах»?

Воспитатель: Солдаты – защитники нашей Родины. Они всегда на посту, на страже нашего с вами спокойствия. На этих фотографиях изображены солдаты, пришедшие с войны. Они потеряли друзей, многие остались без семей, детей, но большинство погибло, защищая наше будущее. Их слезы – это слезы по всем погибшим во имя мира.

Ребята, что бы мы могли сказать им, если бы смогли увидеть их?

Дети: Мы бы сказали им, «Спасибо!».

Воспитатель: Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир. Небо должно быть голубым, солнце ярким и теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.

Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что понравилось? Что вызвало затруднение?

Конспект НОД с детьми подготовительной группы “Защитники Отечества”

Презентация к уроку

Цель:

  • Воспитывать уважение к защитникам Родины, чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.
  • Развивать представления о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов; уточнить, кто такие защитники Отечества.
  • Продолжать знакомство с понятием “Родина большая и малая”, научить понимать и объяснять их значение; закреплять знания детей о флаге, гербе России, уточнить представления о достопримечательностях Казани.
  • Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
  • Поддерживать эмоционально-положительное отношение к воинам, российской армии, стремление подражать им в храбрости, выносливости, находчивости через разные виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная).

Предварительная работа: беседы об Армии, Родине; рассматривание альбомов, книг, иллюстраций; пение песен, слушание музыкальных произведений (маршей), чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, отражающих военную тему.

Материал: мультимедийная установка, экран, презентация “Защитники Отечества”, лазерная указка; иллюстрации с изображением природных стихий (земля, или суша; небо, или воздух; море, или вода); карточки, иллюстрации с изображением эмблем и знамён различных родов войск, военной техники и военнослужащих; мяч; воздушный шарик; листы бумаги для оригами; три карточки с зашифрованными словами (ребус об Армии), фломастеры.

Ход НОД (проводится в помещении музыкального зала)

В-ль: Ребята, сегодня нам предстоит решить сложные задачи, но я думаю, мы справимся: ведь мы с вами — дружная, крепкая команда. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте, что рядом крепкое плечо товарища, который всегда может прийти на помощь.

А догадаться, о чём мы с вами будем говорить, поможет фильм, который я приглашаю вас посмотреть.

2-й слайд: Демонстрация видеомонтажного фильма “Наша Армия родная”.

Ребята, о чём рассказал нам этот фильм. (Об Армии.)

  • А зачем нам нужна Армия. (Защищать Родину.)
  • Как называется наша Родина. (Россия.)

А Россия, это какая Родина. (“Большая”, она для всех россиян.)

(Воспитатель обращает внимание на экран.)

Ребята, что мы видим на экране. (Главные символы нашей Родины.)

Расскажите поподробнее о них.

1-й символ – двуглавый орёл в короне – это Государственный Герб России. Одна голова орла смотрит на запад, другая – на восток, словно эта могучая птица тоже охраняет нашу Родину.

2-й символ – триколор – Государственный Флаг России. Белая полоса флага означает мир и чистоту совести. Синяя – небо, верность и правду. Красный – отвагу, мужество и героизм.

В-ль: Правильно, молодцы. А ещё у каждого из нас есть и “малая” Родина. Как вы думаете, что это. (Город, посёлок, деревня. — место, где родился человек.)

А как называется наша “малая” Родина.

Да, для нас с вами “малой” Родиной является столица Татарстана – город Казань. Давайте сейчас совершим небольшой экскурс по Казани, ещё раз полюбуемся красивыми видами нашего родного города.

Что мы видим на экране. (Дети рассказывают, что видят на представленных фотографиях: Фонтаны “Голуби”, “Лягушки”, карета российской императрицы Екатерины II, посещавшей Казань много-много лет назад.)

Совершенно верно, здесь мы видим излюбленные достопримечательности, которые находятся на главной пешеходной улице Казани – улице Баумана. Возле них любят фотографироваться не только жители нашего города, но и его гости.

В-ль: А здесь мы видим места, где можно не только полюбоваться красивыми архитектурными видами, но и культурно, с пользой для души и тела, отдохнуть. Давайте проверим, хорошо ли мы знаем и помним их, поиграем в игру “Знатоки известных мест Казани”.

Проводится игровое упражнение “Знатоки известных мест Казани” следующим образом:

Воспитатель показывает то или иное фото лазерной указкой, а дети называют: Татарский театр им. Г. Камала, здание казанского цирка, здание исторического музея Казани (на экране оно подписано “Здание национального музея”, театр кукол, аквапарк “Ривьера”, театр оперы и балета.)

В-ль: Совершенно верно. Молодцы, ребята! А теперь мы с вами “прогуляемся” в парках Казани.

(Проводится рассматривание фотографий парковых зон отдыха.)

Дети рассказывают, что видят на экране:

– Это – парк Победы. Здесь находится музей военной техники под открытым небом.

– Это – парк “Московский”. Это очень красивый парк: в нём есть большое красивое озеро, в котором всегда плавает много уток, и даже можно увидеть чаек; а ещё в этом парке очень красивые мостики с коваными перилами, перекиданные через протоку озера; и много-много зелени: разных деревьев, цветников.

– Это – парк аттракционов “Кырлай”. Там всегда можно весело отдохнуть: в нем много разных аттракционов и каруселей на любой вкус, а ещё – огромное Колесо обозрения.

– А это – парк Тысячелетия Казани. Этот парк – один из самых молодых в городе. Там есть огромный фонтан “Кипящий казан” с фигурками дракончиков-зилантов по краям чаши фонтана.

В-ль: Молодцы, ребята, вы показали себя настоящими знатоками Казани! Вот так, эта небольшая экскурсия в очередной раз показала нам, как красива наша “малая” Родина.

– Не менее важна для всех россиян, а значит, и нас с вами и родимая земля-матушка.

9-й слайд (во время его демонстрации звучит звуковой фон “Утро в лесу”, воспроизведение которого начинается по щелчку компьютерной мыши, курсор которой направлен на значок):

В-ль: Всё может наша родная земля – накормить нас тёплым хлебом (обращает внимание на соответствующее фото), напоить родниковой водой (показывает соответствующее фото), удивить своей красотой (вновь показывает соответствующее фото на экране). Только одного она не может сделать. Чего. (Защитить себя.) – (Здесь по щелчку мыши воспроизведение звукового фона завершается.)

Подскажите, какой праздник скоро будет отмечать наша страна. (День Защитника Отечества.) – 10-й слайд.

Ваши дедушки и папы тоже служили в армии, мы недавно даже оформили стенгазету к предстоящему празднику.

Кем служил твой папа, дедушка. (Опрос детей.)

В-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру — “Назови военную профессию”.

(Игра проводится на ковре; дети стоят полукругом.)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок ловит мяч и называет профессию, связанную с этим словом:

  • танк – . (танкист);
  • артиллерия – . (артиллерист);
  • корабль – . (матрос, капитан, боцман, штурман. );
  • самолёт – . (лётчик, пилот, десантник, парашютист. );
  • разведка – . (разведчик);
  • море – . (моряк);
  • рация – . (радист);
  • ракета – . (ракетчик);
  • граница – . (пограничник);
  • мина – . (минёр, сапёр) —– (новое слово; если дети затрудняются, воспитатель объясняет)

В-ль: Ребята, как много разных военных профессий. Скажите, какая профессия нужнее в армии. (Ответы детей.)

Да, в армии каждая профессия нужна, каждая важна. А почему вы так думаете. (Ответы детей.)

В-ль (обобщает): Наша страна огромна, и защищать её границы необходимо и с воздуха, и на море, и на суше (земле).

Как можно назвать войска, которые защищают нашу Родину с воздуха? (Военно-Воздушные Силы.)

  • . на море. (Военно-Морской Флот.)
  • . на суше. (Сухопутные войска.)

Предлагается выполнить задание:

13-й слайд: Воспитатель обращает внимание детей на экран, где представлены иллюстрации с изображением 3-х природных стихий.

У нас есть 3 фотографии. Что нарисовано на этой. (Земля, суша.)

Значит, здесь расположим всё то, что относится к каким войскам. (Сухопутным.)

. На этой. (Море, вода.)

Значит, здесь расположим всё то, что относится к . (Военно-Морскому Флоту.)

. На этой. (Небо, воздух.)

Значит, здесь будем располагать всё, что относится к . (Военно-Воздушным Силам.)

Сколько у нас картинок. (Три.) Значит, сколько нам понадобится команд. (Три.)

(Воспитатель распределяет детей по командам или предлагает каждому из них взять маленькую карточку с изображением эмблем, знамён соответствующих родов войск, военной техники или военнослужащих разных войсковых частей.)

Ребята, вам надо выбрать ту иллюстрацию из 3-х (обращает внимание, что на столах расположены точно такие же фотографии природных стихий, как и на экране), которая, как вы считаете, подходит к вашим войскам, и принести на своё место.

(Дети выполняют задание.)

В-ль: Молодцы, справились с заданием! А теперь давайте немного отдохнём, и на время “превратимся” в лётчиков.

14-й слайд: Физкультминутка “Лётчик”:

Быть шофёром хорошо, (бег по кругу)
А лётчиком — лучше!
Я бы в лётчики пошёл, (“крутят руль”)
Пусть меня научат! (бегут, расставив руки, как крылья)
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер. (“моторчик” обеими руками)
В небеса, мотор, вези, (“летают” по кругу, расставив руки-“крылья”)
Чтобы птицы пели!

В-ль: Ребята, современные реактивные самолёты — это быстрые и мощные машины. Хотите узнать принцип работы этих самолётов. В этом поможет нам . (предлагает одному из детей выйти к воспитателю). Саша (Маша, Аделина, Булат. ) надует шарик и, не завязывая, выпустит его из рук.

Что произошло с шариком. Почему он улетел. Что его подталкивало вперёд. (Его подталкивал воздух, вырываясь из отверстия шарика.)

В-ль: А сейчас я предлагаю вам сделать самолёт из бумаги. Как вы думаете, как надо складывать бумагу, чтобы самолёты получились красивыми. (Аккуратно, точно совмещая углы.)

Работа детей с бумагой: складывание самолёта способом оригами.

(По окончании работы — выставка самолётов на импровизированном аэродроме.)

В-ль: И, наконец, нам с вами предстоит выполнить ещё одно, самое сложное, задание. Но я уверена, что и с ним вы справитесь. Задание это такое: вы должны разгадать ребус — причём каждый стол будет расшифровывать одно слово, — и составить предложение о нашей армии.

Дети вместе с воспитателем разгадывают ребус, и получается предложение:

“Наша Армия сильна!” (прочитывается вслух).

В-ль: Молодцы! Со всеми заданиями справились, ребята! Нам удалось это потому, что мы с вами действительно – одна большая и дружная команда, и следовали известной русской пословице: “Один – за всех. ” (Дети продолжают: “. И все – за одного!”)

В заключение проводится музыкально-танцевальное упражнение “Наша армия”

(под фонограмму песни Э. Ханка на слова И. Резника “Наша армия”, в исполнении детской вокальной группы “Непоседы”.

Появляется соответствующий значок по щелчку компьютерной мыши):

18-й слайд: дети выполняют движения на слова 1-го куплета;

19-й слайд: на первую строчку припева;

20-й слайд: на вторую строчку припева;

21-й слайд: на третью строчку припева;

22-й слайд: на четвёртую строчку припева и повтор его;

23-й слайд: на четвёртую строчку припева в его повторе;

24-й слайд: на проигрыш;

25-й слайд: на 1-2 строчки 2-го куплета;

26-й слайд: на 3-4 строчки 2-го куплета;

27-й слайд: на слова припева;

28-й слайд: на слова припева в повторе;

29-й слайд: на слова 3-го куплета;

30-й слайд: на слова припева.

31-й слайд: “Спасибо за внимание”.

Список литературы.

  1. Г. Н. Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.: АРКТИ, 2004.
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. М. Б. Зацепина. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Читайте также:  Инклюзия в образовании - Эссе на тему Мир без барьеров и границ
Ссылка на основную публикацию