Индивидуальный план логопедической работы

Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи

Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно – ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.

При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.

Основной целью индивидуальных занятий учителя-логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.

Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий – формировать звуковую сторону речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.

Планирование

индивидуальной лого-коррекционной работы

c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)

1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка,при помощи:

логопедический массаж, который осуществляет логопед;

– самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;

– массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;

– артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;

1.2.Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;

1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;

1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи: устранение сма-занности;

1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.

1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.

2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения):

2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;

2.2. Определение последовательности работы над звуками: свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;

2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;

2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;

2.5.Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;

2.6. Дифференциация поставленных звуков;

2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.

3.Развитие общей и мелкой моторики:

3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор – Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.

4.Формирование фонематического восприятия:

4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы – В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.

5.Формирование фонематического слуха:

5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор – В. И. Селеверстов.

6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи:

6.1.Словообразование и словоизменение:

– формирование обобщающих понятий по лексическим темам;

– подбор слов – антонимов;

– подбор слов – синонимов;

– образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;

– образование названий детенышей;

– образование относительных притяжательных имен прилагательных;

– преодоление конструктивного аграматизма;

– формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;

– употребление существительных в косвенных падежах;

– образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;

– согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;

– образование относительных и притяжательных прилагательных;

– согласование количественных числительных с именами существительными;

– согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;

– понимание и употребление простых и сложных предлогов;

– уточнение грамматического значения слова.

7. Развитие лексической стороны речи:

7.1. Расширять предметный словарь;

7.2. Расширять словарь признаков;

7.3. Расширять глагольный словарь;

7.4. Формирование структуры значения слова;

7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;

7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.

8. Формирование связной речи:

8.1. Составление различных форм расширенных предложений;

8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;

8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;

8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;

8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;

8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;

8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);

8.8. Формировать умение составлять пересказ;

8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;

8.10. Развитие связной монологической речи;

8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;

8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

9.Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:

9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);

9.2.Развитие зрительного восприятия:

– узнавание контурных изображений предметов;

– узнавание силуэтов предметов;

– узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;

– собирание разрезных картинок.

– исключение четвертого лишнего;

– установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;

9.4. Развитие пространственных представлений;

9.5. Развитие временных представлений.

10.Воспитание самоконтроля за речью:

В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.

Проект «Страна красивой речи». Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и родителями «Страна красивой речи» Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и их родителям на основе индивидуального подхода Раздел.

Дидактические игры по развитию речи для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста Д/и «Предлоги» Цель: составить предложение с заданным предлогом. Д/и «Придумай предложение со словами….»Цель: упражнять в составлении.

Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила: учитель.

План индивидуальной коррекционной работы 1. Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. 2. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для.

Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук с детьми 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи [УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Приемы работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня. Видеоматериал, представляющий опыт работы Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Путешествие в прошлое» ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 26.02. по02.03) Тема: «Путешествие в прошлое и будущее на машине.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Цветы и травы» ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 14.05.2018 г. по 18.05.2018 г.) Группа: старшая группа № 2 Тема:.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Зимняя сказка» Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней погоды (лютый мороз, метель, заморозки, снегопады, пур-га,расширение представлений.

Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы Образовательный стандарт ориентирует нас на индивидуально – личностный принцип образования. В нашем ДОУ индивидуально – личностный подход.

Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС

  • Организация логопедической работы в ДОУ
  • Для чего нужен логопед в детском саду
  • Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
  • Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
  • Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
  • Педагогическое кредо учителя-логопеда
  • Расписание занятий логопеда в детском саду
  • Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
  • Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
  • Виды логопедических занятий
  • Индивидуальные занятия
  • Групповые занятия
  • Фронтальные занятия
  • Логопедическая карта обследования дошкольника
  • Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
  • Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ.
Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

  • Помощь в постановке звуков.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развивает память и внимание.
  • Учит правильной постановке предложения.

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек.

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Гимнастика для улучшения речевой функции

Расписание занятий логопеда в детском саду

Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.

Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).

Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей

Формирование речи ребенка происходит постепенно.

Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.

Виды логопедических занятий

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:

  • Занятия с группой.
  • Упражнения с детьми с одним дефектом.
  • Занятия с одним ребенком.

Все упражнения имеют свои цели:

  • Приобретение новых умений.
  • Совершенствование успехов.
  • Повторение изученных навыков.
  • Изучение заданий для работы дома.

Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.

Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.

Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.

Групповые занятия

Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.

Фронтальные занятия

Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.

Читайте также:  Конспект: Звук и буква Ц

Логопедическая карта обследования дошкольника

После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.

Занятия для развития мышления

Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

В нем описаны необходимые занятия:

  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
  • Изучение фонетики.
  • Коррекция предложений и слов.
  • Уроки лексики и грамматики.
  • Улучшение связи между словами.
  • Общение с психологом.
  • Подготовка к письму.
  • Игры для развития мелкой моторики.

Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.

Документация и организация работы

С учётом современных подходов и требований к организации коррекционно-развивающей работы ведётся следующая документация логопедического пункта:
  1. Годовой план — Смотреть*
  2. Перспективный план — Смотреть*
  3. Рабочие программы:

1 — Смотреть* ; 2 — Смотреть* ; 3 — Смотреть*

  1. Ежедневный план работы
  2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
  3. Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
  4. График работы — Смотреть* , расписание занятий — Смотреть*
  5. Речевые карты — Смотреть* , протоколы к речевым картам — Смотреть*
  6. Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
  7. Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
  8. Паспорт кабинета — Смотреть*
  9. Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть* , 2 — Смотреть*
  10. Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
  11. Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
  12. Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт

Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :

  • Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.

Цель работы логопедического пункта:

  • коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Этапы работы :

I этапдиагностический (1 сентября – 15 сентября)

II этапкоррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этапоценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:
  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи:
  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Основные задачи коррекционных занятий:
  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико — грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

Фронтальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.

Практическое занятие №1-2

Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о принципах организации, системы планирования и проведения фронтальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи.

Основные понятия: логопедическое воздействие, фронтальное занятие, принципы логопедической работы, нарушение речи, перспективное планирование, ФФНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы организации фронтальной работы с детьми:

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

· Этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;

· системности и учета структуры речевого нарушения;

· учета личностных особенностей;

· использования обходного пути;

· формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. [1]

2. Система планирования и проведения фронтальной работы логопеда в условиях специального детского сада для детей с нарушениями речи.

В течение учебного года логопед разрабатывает:

а) перспективный план работы;

б) планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

На каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь для занятий, где еженедельно (не реже одного раза в месяц) логопед планирует коррекционную работу, ежедневно воспитателем фиксируется выполнение ребенком заданий во второй половине дня.

При составлении перспективного плана логопеду следует предусмотреть:

1. проведение бесед и консультаций с воспитателями; проверку логопедом речи детей старшей и подготовительной групп;

2. проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и коррекционных групп;

3. консультативное обследование детей с тяжелыми нарушениями речи с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника);

4. участие в педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях, конференциях;

5. связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок, проведение собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и т. д.).

Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане необходимо указывать тему, цель занятия, оборудование, примерный его ход. Воспитатель присутствует на занятии, записывает его ход и ошибки детей, дает анализ, который фиксирует в графе учета. [2]

Перспективный тематический план проведения фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий языка в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Основные цели:

1. Развивать способность у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям.

2. Формировать языковые операции, в процессе которых происходит грамматическое структурирование предложений.

Задачи:

1. Учить образованию и употреблению:

  • слов с уменьшительно – ласкательным и увеличительным оттенком;
  • глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов единственного и множественного числа;
  • относительных прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов, сравнительной степени прилагательных;
  • родственных слов.

2. Учить пониманию многозначности слов.

3. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов; правильному употреблению падежных конструкций.

СЕНТЯБРЬ III. Приставочные глаголы. Знакомство с понятием сложное «слово». (тема «Грибы»). IV. Предлог В, НА, ПОД.ОКТЯБРЬ I. Предлоги НАД, ПОД. II. Глаголы совершенного и несовершенного вида. III. Дательный падеж множественного числа существительных. IV. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными.НОЯБРЬ I. Предлоги В, ИЗ. II. Творительный падеж множественного числа существительных. III. Согласование числительных и существительных в творительном падеже. IV. Предлоги К, ОТ.
ДЕКАБРЬ I. Образование относительных прилагательных. II. Относительные прилагательные («Материалы») III. Предложный падеж существительных. IV. Согласование существительных с числительными в родительном падеже.ЯНВАРЬ II. Согласование существительных с числительными в дательном падеже III. Согласование существительных с числительными в творительном падеже. IV. Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже с союзомо.ФЕВРАЛЬ I. Родительный падеж множественного числа существительных. II. Образование и употребление притяжательных прилагательных. III. Употребление существительных единственного числа в творительном падеже с предлогом со. IV. Родственные слова (№1)
МАРТ I. Родственные слова (№2) II. Родственные слова (№3) III. Употребление сложных предлогов ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД. IV. Приставочные глаголы.АПРЕЛЬ I. Сложносочинённые предложения с союзом а. II. Несклоняемые существительные. III. Несклоняемые существительные. IV. Составление сложных предложений с союзом потому что.МАЙ II. Многозначные глаголы. III. Многозначные существительные. IV. Образование и употребление сложных слов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Перспективный тематический план проведения фронтальных занятий по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Основные цели:

1. Формировать способность к целостному смысловому высказыванию.

2. Развивать речевое творчество детей, выразительность речи.

Задачи:

1. Совершенствовать навык:

  • распространения предложений путём введения однородных членов;
  • ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы;
  • составлять небольшие рассказы по картине, серии картин с элементами усложнения;
  • пересказывать текст по плану, опорным картинкам, составлять описательный рассказ.

2. Продолжать учить составлять предложения по вопросам, картине, опорным словам.

2. Учить использовать элементы творческого высказывания.

4. Овладевать объяснительной и доказательной формой речи.

Перспективный план работы учителя-логопеда

Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.

1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Определить уровень и характер речевых нарушений.

3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.

4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

I . Организация учебно–развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году

2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий

Наглядный и демонстрационный материал

3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета

Дидактические игры и пособия

4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений

Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения

5. Приобретение необходимой методической литературы

Читайте также:  Конспект 'Дифференциация звуков (з)-(з’) - (c)-(c’) и букв з-с'

II. Диагностико–аналитическая деятельность

1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Журнал обследования речи детей

2. Диагностическое обследование речи детей средней группы

Журнал обследования речи детей

3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовка документов на ПМПК

4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт

6. Заполнение речевых карт

7. Составление расписания логопедических занятий

Расписание логопедических занятий

8. Оформление документации учителя-логопеда

1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей

3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия

5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год

7) календарное планирование на учебный год

8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения

12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

14) план по самообразованию

15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт

16) паспорт кабинета

9. Анализ коррекционной работы

Статистический и аналитический отчёт

III. Коррекционно – развивающая работа

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

с 15 сентября по 15 мая

Поурочные планы, индивидуальные тетради

2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»

Проведение литературного вечера, конспект

3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»

Проведение литературного вечера, конспект

4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»

Проведение литературного вечера, конспект

IV . Научно-методическая работа

1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»

План по самообразованию

2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:

– «Советы логопеда заботливым родителям»

– «Развитие речевого дыхания»
– «Артикуляционная гимнастика»

– «Играем пальчиками – развиваем речь»

– «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас»

3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска

Заседание ГМО, посещение занятий коллег

4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях

5. Проведение открытых занятий для воспитателей

Самоанализ, анализ коллег

6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи

V . Взаимосвязь со специалистами и воспитателями

1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума

2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей

3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей

4. Консультации для воспитателей:

– «Профилактика речевых нарушений»

– «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»

– «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»

– «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»

– «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»

– «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

– «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

– «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

– «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

Тема 6: Организация логопедической работы в группе детей с ОНР

Эффективность логопедической работы в группе для детей с ОНР обеспечивается правильным распределением коррекционных и воспи­тательных мероприятий, проводимых логопедом, воспитателями, другими специалистами (психолог, музыкальный руководитель, специалист по ЛФК), а также активным участием родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, консультации для родителей и педагогов, выступает на родительских собраниях, педагогических советах, планирует целостную комплексную работу логопедической группы, организует коррекционную деятельность воспитателей на каждую неделю, разрабатывает домашние задания родителям.

Воспитатель проводит занятия в соответствии с общеобразовательной программой, принятой в данной учреждении (к примеру, программа Васильевой), занятия с подгруппами детей по заданию логопеда, логопедические пятиминутки, насыщает все режимные моменты коррекционно-развивающими задачами, проводит родительские собрания.

1) Типология фронтальных занятий логопеда

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи = фонетические

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Старшая группа – на занятиях по произношению проводится работа по подготовке к обучению грамоте (наи­более эффективной формой является проведение фронтально­го логопедических занятий с подгруппами по 6—7 человек).

1 период – по произношению – 0

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

3 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

Подготовительная группа

1 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

– по обучению грамоте – 0

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 1

3 период – по произношению – 1

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 2

2) Составление конспекта по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

3) Документация логопеда

Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психо-невролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

– речевую карту на каждого ребенка;

– перспективный и календарный план работы;

– индивидуальные тетради на каждого ребенка;

– тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

– годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса, его организованности логопеду необходимо планировать свою деятельность. Различают два вида планирования: перспективное и календарное.

Перспективное планирование предполагает составление плана логокоррекционной работы на учебный год.

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий.

В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия.

Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

· фамилия и имя ребенка;

· тема индивидуального занятия;

· содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения.

5) Методические пособия (в том числе и программы)

В настоящее время существует ряд методических рекомендаций по организации логопедической работы в группах для детей с ОНР:

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

· Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. – СПб., 2001.

– Н.В. Серебрякова Перспективное планирование работы логопеда в старшей (подготовительной) группе ДОУ (ФФНР, ОНР) / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2001.

· Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1999.

· Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

· Миронова С.А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

6) Оборудование логопедического кабинета

Оборудование логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков)

2. Индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.

3. Детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

4. Рабочий стол для логопеда.

5. Шкафы для пособий и литературы.

6. Навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок).

8. Магнитофон для записи речи детей.

9. Дидактические пособия:

· пособия для обследования: слуха, интеллекта;

· пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматическогостроя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций);

· пособия для обучения грамоте.

7) Взаимосвязь с другими специалистами

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели – должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.

· совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

· обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

· совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

· разработка общих рекомендаций для родителей.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Читайте также:  Новогодний праздник - конспект логопедического занятия

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 7327 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Подготовка психолога к ПМПк. Образцы документов
Документация школьного психолога – Документация (планы, отчеты, характеристики)

Как педагогу-психологу подготовиться к весеннему ПМПк. Образцы документов и пошаговая инструкция

Юлия Тукфеева,
эксперт журнала, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 627», к. п. н., Москва,

Зульфия Хайрова,
ответственный редактор журнала «Справочник педагога-психолога. Школа», психолог

Во втором полугодии вам предстоит принять участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк). Именно на консилиуме решаются вопросы сопровождения детей с трудностями в обучении и развитии. Может возникнуть проблема – отказ родителей в необходимой ребенку помощи специалистов. Поэтому предлагаем образцы документов для специалистов, чтобы качественно провести консилиум и пошаговую инструкцию для родителей

Проведите совместно с замдиректора по УВР и специалистами консилиум, чтобы убедить родителей пойти на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Воспользуйтесь образцами документов — в конце статьи. А инструкцию и памятку раздайте родителям.

В каком случае проводить консилиум

Проведите консилиум, если выявилась отрицательная динамика развития ребенка после диагностики. А также если в ходе наблюдения и бесед с педагогами прослеживаются проблемы в познавательном, эмоционально-волевом и личностном развитии ребенка.
Родители неоднозначно воспринимают информацию о том, что ребенок может испытывать проблемы в обучении. Они отрицают проблемы в развитии ребенка и говорят, что дома он ведет себя иначе. Жалуются, что учителя не нашли подход к ребенку и не имеют соответствующей квалификации. Для того чтобы корректно решить этот вопрос и направить ученика на ПМПК, проведите ПМПк. Совместное обсуждение поможет специалистам, родителям и педагогам составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка (см. ниже). В этом случае родители начинают по-другому относиться к ситуации и становятся союзниками в помощи ребенку.

Как подготовить и провести консилиум

Подготовьте представление на ребенка. Составьте заключение и рекомендации по результатам диагностики ребенка. Воспользуйтесь образцом представления (ниже). Также другие специалисты (медсестра, логопед, дефектолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники) готовят аналитические материалы о поведении, состоянии здоровья, адаптации и результатах обучения.

Вручите родителям уведомление. Данное уведомление готовит замдиректора по УВР и через классного руководителя вручает родителям. В случае, если родители не захотят сотрудничать, оно послужит подтверждением того, что специалисты школы уведомили их о проблеме.

Примите участие в консилиуме в назначенный день. На консилиуме расскажите родителям о причине встречи. Важно, чтобы каждый специалист доступным и понятным языком информировал родителей о полученных данных, при этом не нарушая их права о конфиденциальности. Далее необходимо выяснить у родителей, имеются ли дома подобные проблемы и затруднения. Возможны два варианта: – родители дают подтверждение. Они согласны с изложенными проблемами в поведении ребенка, могут попросить профессиональной помощи. Тогда предложите им пойти с ребенком на ближайшую ПМПК;

– родители отрицают проблему. Говорят, что дома он ведет себя хорошо, эти проблемы проявляются только в школе. Или находят неадекватные объяснения. В случае если родители отрицают проблему, пригласите посетить уроки, чтобы они посмотрели, как ребенок ведет себя в классе. Назначьте повторную встречу.

Предложите родителям пройти ПМПК. Если после повторной встречи родители согласятся с тем, что имеются проблемы и необходима помощь, предложите им пройти ПМПК. Часто именно незнание и непонимание родителей того, что будет проходить на комиссии, является отказом. Поэтому подробно расскажите, что такое ПМПК. Раздайте родителям инструкцию, в которой пошагово расписаны действия и перечень документов и памятку (см. ниже).

Заполните документы. В ходе проведения ПМПк особое внимание уделите заполнению протокола и заключения (см. ниже). Представление на ребенка и заключение составляйте объективно и грамотно. Результаты диагностики должны иметь констатирующий факт и нейтральность выражений. Помните, что некорректно составленные документы могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями..

Проанализируйте результаты обследования. После того как родители получили заключение ПМПК, оригинал они передают в школу. Далее специалисты ПМПк оценивают, сможет ли школа предоставить специальные образовательные условия, планируют содержание адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) в части программ коррекционно-развивающих курсов, определяют характер, содержание и объем коррекционной помощи специалистов, вырабатывают рекомендации для родителей. Ребенку назначается куратор, который отслеживает назначенную психолого-педагогическую помощь. Далее проводится повторное заседание ПМПк, где анализируются результаты работы.

Приложение 1

Дефициты ребенка (по заключению школьного ПМПк)

Задачи развития ребенка на учебный год

Специальные условия обучения и воспитания

Нарушение звуко-произношения, недоразвитие фонематической стороны речи, недостаточный словарь (встречаются грубые лексические замены), аграмматизм, недостаточное развитие связной речи и коммуникации, специфические ошибки письменной речи

Коррекция звукопроизношения вибрантов.
Формирование фонематического восприятия (различение звуков по аку-стико-артикуляционному сходству). Развитие звукового анализа и синтеза, отработка слоговой структуры слова.
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи (словообразование, словоизменение). Развитие связной речи (построение фраз и текстов с использованием схем и плана). Формирование правильного навыка письма и чтения в соответствии с программой 2-го класса. Коррекция специфических ошибок письма и чтения: пропуски и перестановки букв, замены по оптическому сходству

Групповые занятия по кор-рекционному курсу «Коррекция нарушений письма и чтения, обусловленная ОНР», 3 раза в неделю (в объеме 102 часов).
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения

Дата составления: _______

В комиссии принимают участие все специалисты школы: педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог

Приложение 2

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ психолого-медико-педагогического консилиума № 94 от 27.02.2019
1. Ф. И. О. обучающегося: Иванова Мария Ивановна
2. Дата рождения 17.12.2010
3. Наличие инвалидности (№ документа, подтверждающего инвалидность) нет
4. Наименование структурного подразделения ОО (класс) 2 «А» класс
5. Причины направления на ПМПк, основные трудности:
трудности освоения ООП
6. Результаты обследования специалистами ПМПк (Опишите конкретные результаты обследования: особенности психических процессов (мышление, память, внимание, речь)):
Учитель: в начале обучения в школе отмечался низкий уровень готовности, учебные навыки формируются с задержкой – есть трудности
в запоминании графем, доступно копирование, может выделить последовательность звуков в слове, записать под диктовку отдельные
слоги, чтение в стадии формирования, читает слоги, односложные
слова. Математические представления – счет в пределах 10 с соотнесением количества, состав числа сформирован недостаточно, сравнение чисел доступно, вычислительные операции сложения
и вычитания доступны с использованием счетного материала.
Педагогическое заключение: трудности формирования учебных навыков.
Педагог-психолог: проявляет заинтересованность в общении с одноклассниками и педагогом, во время обследования девочка вела ; себя адекватно и спокойно, темп деятельности – сниженный, отмечаются трудности в развитии мыслительных процессов. Преобладает наглядно-действенное мышление (грань между возрастной нормой и низким уровнем сформированности), анализ, синтез, обобщение осуществляет на основе наглядного и образного материала. Способность к умозаключению сформирована, уровень владения формами классификации осуществляет. Выявлен средний уровень невербального интеллекта, не всегда учитывает причинно-следственные связи в ряде предметов и явлений. Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения воспринимаемого материала. Объем, концентрация, распределение и переключаемость на уровне ниже среднего.
Психологическое заключение: отдельные трудности развития познавательных процессов, низкий уровень произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности.
Учитель-логопед: изолированно звукопроизношение не нарушено, в речи пропуски [палец – «паец»], нестойкие замены и искажения звуков, схожих по акустико-артикуляционному сходству [с – ш, з – ш, ч -т, р – л], грубое нарушение слоговой структуры (сковорода – «крово-сода»), нарушение словоизменения (стулья – «стулы») и словообразования (варенье из малины – «манное»), в речи пропуск и замена предлогов, трудности составления рассказа по картинке, серии картинок, использует бедные речевые конструкции, встречаются грубые лексические замены, словарь ограничен.
Логопедическое заключение (Опишите конкретные трудности, которые испытывает ребенок в познавательных процессах, учебных и социальных навыках): нарушение фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, недоразвитие связной речи.
Учитель-дефектолог: поведение ребенка адекватно ситуации обследования, простую инструкцию к заданию понимает, восприятие более сложных инструкций затруднено, требуется помощь педагога и разъяснение, обучаемость незначительно снижена, при трудностях в задании может использовать помощь, но аналогичные задания самостоятельно не выполняет. Недостаточность развития познавательной деятельности: обобщение сформировано на элементарном уровне, затруднено понимание скрытого смысла в сюжетной картинке, трудности при установлении причинно-следственных связей, определении последовательности в серии сюжетных картинок. Выделение 4-го лишнего доступно, отмечаются трудности обобщения. Отмечаются трудности формирования учебных навыков.
Дефектологическое заключение: трудности формирования учебных
навыков, недостаточность развития познавательной деятельности.
Социальный педагог: социальный статус ребенка – благополучный, ребенок воспитывается в полной семье.
7. Заключение и рекомендации ПМПк:
рекомендовано прохождение обследования на ПМПК с целью необходимости создания специальных образовательных условий. Рекомендации по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи (В рекомендациях специалисты ПМПк отмечают наиболее эффективные пути коррекции и развития ребенка, выделяют первоочередные задачи.):
согласно рекомендациям ПМПК

Председатель ПМПк
Учитель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Социальный педагог
Секретарь консилиума

Подпись специалистов
Все специалисты консилиума ставят свою подпись, чтобы заверить результаты и заключение обследования ребенка

Приложение 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ психолого-медико-педагогического консилиума № 94 от 27.02.2019

Ф. И. О. обучающегося Иванова Мария Ивановна Дата рождения 17.12.2010

Заключение ПМПк: рекомендовано прохождение обследования на ПМПК с целью необходимости создания специальных образовательных условий.
Предоставление психолого-педагогической и социальной помощи осуществляется на базе ОО / на базе Направления коррекционной работы:
Педагог-психолог согласно рекомендациям ПМПК
Учитель-логопед согласно рекомендациям ПМПК
Учитель-дефектолог согласно рекомендациям ПМПК
Социальный педагог согласно рекомендациям ПМПК

Председатель ПМПк Т.И. Говорухина
(Ф. И. О.)
Учитель И.К. Петлицкая
(подпись) (Ф. И. О.)

Дата выдачи рекомендаций ПМПк 27.02.2019 С рекомендациями ознакомлен Иванова Екатерина Дмитриевна
(Ф. И. О. родителя / законного представителя)
Копия получена_________ Е.Д. Иванова (Ф. И. О.)

(подпись родителя/Законного представителя*)
* Родители
На заседании консилиума достаточно, чтобы присутствовал один из родителей (законный представитель) ребенка

Приложение 4

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА РЕБЕНКА
Иванова Мария Ивановна, 17.12.2010 года рождения, ученица 2 «А» класса, посещаетМБОУ«Школа№ 1» с 1-го класса. По результатам психологического обследования было выявлено следующее.

Темп работы и работоспособность: темп деятельности неравномерный, снижена целенаправленность действий, обусловлен легкой истощаемостью.
Графическая деятельность: низкий уровень зрительно-моторного функционирования.
Личностные особенности: эмоционально-волевая сфера устойчивая, невротических реакций не проявляет.
Работоспособность: трудности в сосредоточении, зрительно-моторной координации, навыки оперирования символами недостаточные, работоспособность снижена.
Особенности развития психических процессов (Диагностический инструментарий
Примените диагностический инструментарий, который поможет выявить уровень развития психических процессов):
Мышление: преобладает наглядно-действенное мышление (грань между возрастной нормой и низким уровнем сформированности),
анализ, синтез, обобщение осуществляет на основе наглядного
и образного материала. Способность к умозаключению сформирована, уровень владения формами классификации осуществляет.
Выявлен средний уровень невербального интеллекта, не всегда учитывает причинно-следственные связи в ряде предметов и явлений.
Память: отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения воспринимаемого материала.
Диагностический инструментарий
Примените диагностический инструментарий, который поможет выявить уровень развития психических процессов
Внимание: объем, концентрация, распределение и переключаемость на уровне ниже среднего.
Речь: активный словарный запас недостаточный, отмечаются нарушения звукопроизношения, грамматического строя речи.
В процессе наблюдения на урочной и внеурочной деятельности можно сделать вывод, что Иванова Мария Ивановна в классном
коллективе ведет себя всегда адекватно, проявляет себя неконфликтным, общительным ребенком.
При выполнении трудных заданий принимает направляющую помощь педагогов и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности при выполнении заданий может не всегда.
Заключение педагога-психолога:уровень развития психических процессов ниже показателей возрастной нормы. На первый план
выступают особенности мыслительной деятельности, низкая концентрация внимания, низкий уровень зрительно-моторного
функционирования и контроля поведения.

Рекомендации: развитие операций мышления, произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности, развитие словарного запаса и фонетического строя речи. На основании результатов рекомендовано получение консультаций у логопеда и прохождение ПМПК.

Дата обследования 20.02.2019 Директор МБОУ «Школа № 1»

Педагог-психолог
П.П. Петров И.Н. Смирнова

Заверить документ
Должна быть подпись директора и печать школы,
т. к. представление родитель берет с собой на комиссию

Инструкция для родителей

Пошаговая инструкция, чтобы подготовиться и пройти ПМПК

1. Получите медицинское заключение на ребенка. Чтобы получить направление:
□ Запишитесь к врачу-педиатру. Сообщите, что вам необходимо пройти ПМПК и получить медицинское заключение.
□ Пройдите специалистов. Врач-педиатр направляет вас
к специалистам (невролог, офтальмолог, психоневролог, отоларинголог, детский психиатр, логопед, психолог, дефектолог, ортопед, детский хирург).
□ Получите документ. Из детской поликлиники для ПМПК вам будет выдан только один документ – заключение врачебной комиссии с печатью и за подписью главврача.

2. Запишитесь на ПМПК. Записаться можете на портале gosuslugi ru в разделе «Здоровье» — «Диагностика или обследование» — «Запись на ПМПК» или по адресу комиссии.

3. Подготовьте документы и пройдите с ребенком ПМПК в назначенный день
□ Оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях по организации образовательного процесса.
□ Оригинал и копию справки бюро МСЭ и ИПРА (для детей-инвалидов).
□ Оригинал и копию свидетельства о рождении и паспорта ребенка (при наличии).
□ Оригинал и копию паспорта родителя (законного представителя).
□ Копию заключения комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии).
□ Копию заключения ПМПк образовательной организации.
□ Оригинал направления от образовательной организации.
□ Характеристику или представление на ребенка, выданное образовательной организацией, с подписью всех школьных специалистов (оригинал с печатью).
□ Письменные работы по русскому языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригиналы или копии).

Какая польза ребенку от ПМПК

+ Ваш ребенок получает бесплатные индивидуальные или групповые занятия со специалистами в школе:

+ Вы можете выбрать дальнейшее обучения для ребенка: продолжать учебу в общеобразовательной школе или же выбрать специализированное учреждение.

+ Для ребенка создаются специальные условия: программа и методы обучения, пособия, технические средства и тьютор.

+ Ребенку будет увеличено время, чтобы выполнить контрольные и самостоятельные работы.

+ В зависимости от проблемы ребенка, устные ответы могут быть заменены на письменные работы или наоборот.

+ Создаются специальные условия во время сдачи экзаменов для ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

Источник Справочник педагога-психолога, №2, 2019г

Ссылка на основную публикацию