Индивидуальный план логокоррекционной работы при ОНР III уровня

Индивидуальный план логокоррекционной работы при ОНР III уровня

Подготовила учитель – логопед Дерябина Екатерина Александровна

МБДОУ “Детский сад № 32”-КВ г.Стерлитамака

Индивидуальный план работы (I год обучения)

с _____________________________________________на 20___ – 20___ год

1. Развитие неречевых процессов:

а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;

б) развивать общую, мелкую моторику.

в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

2. Коррекционная работа по звукопроизношению:

а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________

г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.

д) дифференцировать оппозиционные звуки.

3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:

а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

б) учить подбирать картинки на заданный звук;

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;

д) учить находить место звука в слове;

е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________

5. Расширение и активизация словаря.

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

б) учить подробному пересказу.

в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.

г) обучать рассказыванию с элементами творчества.

Индивидуальный план работы (II год обучения)

с _____________________________________________на 20___ – 20___ год

1. Развитие неречевых процессов:

а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;

б) развивать общую, мелкую моторику.

в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

2. Коррекционная работа по звукопроизношению:

а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________

г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.

д) дифференцировать оппозиционные звуки.

3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:

а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

б) учить подбирать картинки на заданный звук;

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости – глухости;

д) учить находить место звука в слове;

е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;

ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________

5. Расширение и активизация словаря.

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

б) учить подробному пересказу.

в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.

г) обучать рассказыванию с элементами творчества.

План индивидуальной логопедической коррекционной работы для детей с ОНР

Наталья Ротарь
План индивидуальной логопедической коррекционной работы для детей с ОНР

Ф. И. ребенка___

Логопедическое заключение: ОНР III уровня___

АОУ №3 «Умка», на 2018 — 2019 учебный год.

Учитель-логопед: Ротарь Н. С.

Основные направления коррекционной работы:

1. Развитие высших (неречевых) психических функций

• Развитиезрительного восприятия (формирование восприятие формы).

• Развитиепространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

• Ориентировка в пространстве

• Ориентировка в схеме собственного тела

• Складывание картинок из частей

• Складывание фигур из палочек по образцу

• Складывание фигур из палочек по памяти

2. Развитие общей моторики

• Совершенствовать статическую и динамическую организацию движений, развивать произвольность движений

• Формировать правильную осанку

3. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

• Формировать кинестетическую и кинетическую основа движений

• Развивать зрительно-моторную координация

• Развивать графические навыки

4. Развитие мимической мускулатуры

5. Развитиеартикуляционной моторики (учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы).

6. Развитие речевого дыхания (дифференцировать ротовое и носовое дыхание, формировать сильную длительную направленную воздушную струю).

7. Развитие импрессивной речи

1). Формированиепассивный словаря (учить пониманию существительных, умению обобщать, пониманию действий, пониманию признаков).

2). Формированиепонимания различных форм словоизменения:

• единственное и множественное числа существительных

• предложно-падежных конструкций с предлогами

• уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

• единственное и множественное число глагола

• глаголы с различными приставками

3). Формирование понимания отдельных предложений и связной речи

4). Формирование фонематического восприятия

• дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

• дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

8. Развитие экспрессивной речи (учить воспринимать и воспроизводить ритм, формировать интонационную выразительность: развивать силу и высоту голоса):

1). Формированиеактивного словаря:

• называть по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

• называть части тела и части предметов

• называть одним словом (обобщать) предметы и объекты

• подбирать антонимы (слова «наоборот»):

Глаголы (отвечать на вопросы)

• называть предъявленные цвета

2). Формирование грамматического строй речи:

• употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)

• употребление имен существительных в косвенных падежах

• образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?»)

• согласование прилагательных с существительными единственного числа

• употребление предложно-падежных конструкций

• употребление числительных 2 и 5 с существительными

• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

• образование названий детенышей животных

• образование относительных прилагательных

• образование притяжательных прилагательных

• образование приставочных глаголов

• Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам)

3). Формирование связной речи

• пересказ текста из нескольких предложений

• составление рассказа по серии картинок:

4). Формированиефонетической стороны речи

9. Формирование правильного произношения звуков.

• постановка звуков ___

• автоматизация звуков: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); в словах (с ударением, без ударения, сложных);в предложениях;

• дифференциация звуков ___

10. Формирование слоговой структуры слова (произнесение 3, 4, 5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами, со стечением согласных.

11. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

• Повторение слогов с оппозиционными звуками

• Выделение начального ударного из слов

• Выделение конечного согласного из слов

• Выделение начального согласного из слов

• Определение последовательности звуков в слове

• Определение количества звуков в словах

Презентация «Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР» Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

Календарный план недели «Здоровье» для логопедической группы детей с ОНР 1 неделя: Тема: Здоровье Задачи: продолжить формировать привычку к здоровому образу жизни, удовлетворить потребность детей в двигательной.

Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила: учитель.

План индивидуальной коррекционной работы 1. Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. 2. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

План индивидуальной работы План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ,.

План индивидуальной развивающей работы для детей младшего возраста План индивидуальной развивающей работы ФИ: К. Д Возраст: 1г 9мес Основания для работы: По результатам комплексного обследования выявлено,.

Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных.

Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы Образовательный стандарт ориентирует нас на индивидуально – личностный принцип образования. В нашем ДОУ индивидуально – личностный подход.

Технология «Система коррекционной работы в логопедической группе Н. В. Нищевой». Материал для аттестации Пояснительная записка к современной образовательной технологии Н. В. Нищевой. Программа и система коррекционной работы в логопедической группе.

Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с ОНР
методическая разработка по логопедии на тему

Особенности планирования и проведения работы по коррекции общего недоразвития речи детей 1,2,3 уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
kostenko_ind-kor_programmy_onr_oo.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

на 2016-2017 уч.год

учителя-логопеда Костенко Н.В.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. Д.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень

Формы, методы, приемы

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Развитие импрессивной речи:

– расширять объем понимания речи;

– учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

-Демонстрационный материал по лексическим темам

-Игры с предметами

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

-оформление логопедического альбома

-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Создавать предпосылки к развитию речи:

-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

– формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Развивать мелкую моторику:

– «Волшебные ниточки и клубочки»

Постановка речевого дыхания:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

-игры с предметами

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – Ф. М.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень

Формы, методы, приемы

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Развитие импрессивной речи:

– расширять объем понимания речи;

– учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

-Демонстрационный материал по лексическим темам

-Игры с предметами

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

-оформление логопедического альбома

-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Создавать предпосылки к развитию речи:

-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

– формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Развивать мелкую моторику:

– «Волшебные ниточки и клубочки»

Постановка речевого дыхания:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

-игры с предметами

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. Т.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень

Формы, методы, приемы

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Формирование правильного звукопроизношения:

постановка звуков сложного онтогенеза: с,сь,з,зь,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

а) через внешний контроль со стороны взрослых

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь- май лр

Развитие импрессивной речи:

– расширять объем понимания речи;

– учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

-Демонстрационный материал по лексическим темам

-Игры с предметами

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

-оформление логопедического альбома

-дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Создавать предпосылки к развитию речи:

-формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

– формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Развивать мелкую моторику:

– «Волшебные ниточки и клубочки»

Постановка речевого дыхания:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

-игры с предметами

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – С. Ф.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНгл.

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,

Формирование правильного звукопроизношения:

постановка звуков простого и сложного онтогенеза.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

а) через внешний контроль со стороны взрослых

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни – повтори», «Скажи – повтори» и др.

Формирование грамматического строя речи:

– употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;

– употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

– употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;

– предложного формы имени существительного;

– согласование имен числительных с именами существительными;

– согласование прилагательных с существительными;

– знание и употребление пространственных предлогов

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам .

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Рабочая программа для детей с ОНР (III уровень)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009;

Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991;

Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада.

Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.).

Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»).

В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания . изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк» ) и т. п.

Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался» ).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации ( «неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации ( «астóбус» — автобус), добавление лишних звуков ( «мендвéдъ» — медведь), усечение слогов ( «мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов ( «вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной ( «корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.

Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки, развивать лексико-грамматические средства языка, связную речь.

Задачи программы развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи;

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНРIII ур.р. разделено на 3 периода обучения:

I период – сентябрь–ноябрь, 11 недель, 29 занятий –3 занятия в неделю.

II период –декабрь–март, 18 недель,46 занятий – 3 занятия в неделю.

III период –апрель–май, 9 недель, 24 занятия –3 занятия в неделю.

Всего 99 занятий в год.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.

Цель подгрупповых занятий: развитие понимания лексико-грамматичес-ких средств языка; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий – 3 раза в неделю.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.

На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

Подготовка к овладению

Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с ОНР

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи содержит пояснительную записку, в которой дается характеристика на ребенка, цель и задачи программы и учебный план на один год обучения. Содержание программы включает работу по всем образовательным областям. Далее прописана система оценки планируемых результатов.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с ОНР»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 6»

структурное подразделение детский сад «Дельта»

на заседании педагогического совета

протокол _____________ 2017 г.

Директор МБУ «Лицей № 6»

_____________ Е.Ю. М.

приказом № _________ 2017г.

Индивидуальная образовательная программа развития

ребенка с общим недоразвитием речи

на 2017-18 учебный год

Срок реализации: 1 год.

Ответственные за реализацию:

муз. руководитель: ______________

инструктор по ФИЗО: ________________

С родителями согласовано: _________________

Ш. Тимур (13.05.2012г.) воспитывается в детском саду с сентября 2014года.

Семья у мальчика полная, в семье двое детей. Родители морально-устойчивые, заинтересованы в развитии и воспитании ребенка, уделяют этому большое внимание.

Детский сад посещает охотно, без капризов; проявляет желание играть и общаться с детьми. Ребенок идет на контакт и со взрослыми и со сверстниками; взаимоотношения с детьми в группе доброжелательные, агрессивности не наблюдается.

Навыки самообслуживания развиты согласно возраста, при необходимости обращается за помощью к взрослым или сверстникам.

Тимур может занять себя игрой по интересам, предпочитает игры с машинками, конструктором, подвижные игры. В основном предпочитает игры военной тематики. Активно участвует в создании обстановки для игры. Настольно-печатные игры не вызывают у ребенка особого интереса.

Игрушки использует по назначению, обращается с ними бережно, после игры убирает игрушки на место.

Всегда находит партнера для игры, легко делится игрушками, может уступить, договориться. Может организовать игру по своей инициативе.

Во время занятий познавательного интереса мальчик не проявляет, внимание не всегда устойчивое, легко отвлекается; не всегда следует инструкциям взрослого; старается выполнить задание как можно быстрее, что часто приводит к ошибкам.

Предложения высказаться очень часто не находят положительного эмоционального отклика. Речь не внятная, имеет трудности в звукопроизношении.

Тимур знает названия геометрических фигур, может найти в окружающей обстановке предметы нужной формы; может определить величину предметов, при этом использует слова «большой-маленький», с помощью взрослого при определении величины предметов может использовать слова «высокий-низкий», «широкий-узкий» и т.д. Счетные операции развиты согласно возраста, с помощью взрослого уравнивает неравные группы предметов.

Тимур проявляет интерес к продуктивным видам деятельности, может лепить и рисовать предметы простой формы; в рисовании линии не четкие, часто не следует инструкции взрослого, спешит, искажает форму изображаемых предметов.

Основные движения у мальчика развиты согласно возраста; проявляет интерес к участию в подвижных играх, но не всегда соблюдает правила игры; испытывает затруднения в ориентировке в пространстве.

Музыкальный руководитель отмечает неглубокий и неустойчивый интерес к музыке. Не умеет прослушать музыкальное произведение до конца, вникать в его содержание. В пении дикция характеризуется неправильным произношением безударных гласных; дыхание поверхностное, звук резкий, мелодия искажается. Не сформировано чувство ритма, что отражается в неумении двигаться в соответствии с характером музыки и при игре на музыкальных инструментах.

По заключению ПМПК у ребенка общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Недостаточный уровень словарного запаса: затрудняется при образовании родственных слов, при подборе синонимов, антонимов, приставочных глаголов. Ошибки в грамматическом оформлении предложений, в употреблении сложных предлогов. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).

Среди ошибок грамматического оформления речи выявлены: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.

Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия проявляется в затруднении различения акустически и арткуляторно близких звуков.

С психологической точки зрения при диагностике у Тимура уровень развития интеллекта соответствует возрастной норме. Ребенок быстро идет на контакт со взрослым, задания выполняет спокойно, ответственно и с удовольствием. Выявлено небольшое снижение уровня зрелости произвольности психических познавательных процессов.

Физическое развитие среднее. Слабо сформированы такие физические качества, как ловкость, координация движений, чувство равновесия, умение проявлять силу и выносливость.

Исходя из выявленных проблем, педагогами ОУ коллегиально создана индивидуально ориентированная программа, в которой учитываются особенности речевого и психического развития, а так же индивидуальные возможности данного ребенка.

Данная индивидуальная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии ребенка с общим недоразвитием речи на основе «Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБУ «Лицей №6», «Основной адаптированной образовательной программы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи МБУ «Лицей №6» (на основе программы Л. В. Лопатиной).

Цель программы: обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи и оказание ему комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков развития обучающегося, его социальной адаптации.

определять особые образовательные потребности ребенка;

создать условия, способствующие освоению основной образовательной программы дошкольного образования и его интеграции в образовательном учреждении;

осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь с учётом особенностей речевого и психического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

оказать консультативную и методическую помощь родителям по вопросам развития и воспитания ребенка.

В реализации данной образовательной программы предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания, как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Индивидуальный учебный план

Срок реализации программы 1 учебный год (2017 – 2018гг.).

Программа выполняется коллегиально, в форме подгрупповых и индивидуальных занятий:

– логопедом – 2 раза в неделю;

– педагогом-психологом – (октябрь – декабрь 2017г.) 1 раз в неделю;

– музыкальным руководителем – 1 раз в неделю;

– инструктором по физо – 1 раз в неделю;

– родители получают рекомендации по домашним занятиям 1 раз в неделю.

Основные дидактические задачи (по программе)

Результаты индивидуальной работы

Н – не усвоено

ОНР 3 уровня

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

МКБ-10

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Читайте также:  Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ
Ссылка на основную публикацию