Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

  1. В МБ ДОУ «ЦРР- детский сад №6 » в рамках педагогического совета на ребенка – инвалида составляется индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) с учетом требований Закона № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № 379 –н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы, порядок их разработки и реализации».

1.2. При составлении ИПР учитывается медицинский диагноз, по которому дана инвалидность и определяются пути компенсации и коррекционной работы.

1.3. Работа по реабилитации осуществляется три этапа:

1.3.1. На первом этапе реализации ИПР в дошкольной организации (далее ДО) планируются следующие мероприятия:

– знакомство с ребенком – инвалидом и его семьей, проведение первичного приема ребенка – инвалида для диагностики и разработки рекомендаций;

– создание предметно – развивающей среды;

– определение основных мероприятий по адаптации ребенка – инвалида в ДО.

1.3.2. На втором этапе:

– проводится комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка – инвалида специалистами ДО;

– определяются педагоги и профильные специалисты, разрабатывающие и реализующие ИПР ребенка – инвалида;

– педагогом ДО разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальная коррекционная программа) на основе ИПР для конкретного ребенка.

– оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка – инвалида на реализацию ИПР;

– с ребенком – инвалидом проводится психолого – педагогическая реабилитация по ИПР;

– с ребенком – инвалидом проводится промежуточная психолого – педагогическая диагностика;

1.2.4. На третьем завершающем этапе:

– по завершению ИПР проводится психолого – педагогическая диагностика;

– на педагогическом совете проводится анализ и оценка работы с ребенком – инвалидом по ИПР;

– поводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком – инвалидом; педагоги и профильные специалисты ДО дают рекомендации, советы, консультации, памятки.

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида,

ребенка с ОВЗ, воспитанника МБ ДОУ «ЦРР – детский сад №6»

  1. I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  1. Дата и место рождения _______________________________________________________
  2. Социальный статус___________________________________________________________
  3. Социальная справка __________________________________________________________
  4. Адрес: по прописке __________________________________________________________

по месту проживания ___________________________________________________________

  1. Состав семьи ________________________________________________________________
  2. Сведения о родителях (законных представителях):

а) статус _____________________________________________________________________

ФИО матери ________________________________________________________________

год рождения _________________________________________________________________

место работы, должность______________________________________________________

особые отметки _______________________________________________________________

б) статус _____________________________________________________________________

ФИО отца __________________________________________________________________

год рождения _______________________________________________________________

место работы, должность________________________________________________________

особые отметки _______________________________________________________________

  1. Другие родственники __________________________________________________________
  2. Жилищные условия: ____________________________________________________________
  3. Материальная обеспеченность семьи: _____________________________________________________________________________
  4. Пребывание в других детских учреждениях: ________________________________________
  5. Дата поступления в МБ ДОУ « ЦРР – детский сад №6»____________________________
  6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок- инвалид:

от ________________г. основной диагноз__________________________________________

  1. № удостоверения по инвалидности______________ МСЭК №_________________________________

срок назначения_____________________ продление _____________________ ИПР №______________________

  1. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: _____________
  2. II. Социальная характеристика семьи:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида)

  1. IV. Основные особенности развития ребенка ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития познавательной сферы:

внимание ___________________________________________________________________

восприятие__________________________________________________________________

память ___________________________________________________________________

мышление _________________________________________________________________

Личностные особенности______________________________________________________

Развитие речи (речевая карта)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. V. План работы-алгоритм ведения сопровождения.

Этапы реализации Индивидуального Развивающе-Образовательного Маршрута.

  1. I. Подготовительный этап.
  2. Наличие у воспитанника направления в ДОО и заключения ПМПР с указанием типа дошкольного образовательного учреждения «дошкольное учреждение общего назначения». Согласование программы обучения с планом индивидуальной реабилитации ребенка-инвалида МСЭ.
  3. Выявление ресурсов и потребностей семьи, возможностей ДОО в реализации ИОМ.
  4. Формирование команды сопровождения, назначение координатора ИОМ.
  5. Составление ИРОМ.
    • Проводится и утверждается на педагогическом совете в ДОО, при учете ИПР;
    • Ответственного за ведение документации и реализацию маршрута назначают на первичном заседании педагогического совета;

Мероприятия:

  1. Программы обучения и воспитания указать вид: общеобразовательная (интегрированная), специальная (коррекционная),индивидуальная (дополнительная) иная. (подчеркнуть)
  2. Специальные условия в организации обучения и воспитания (использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки); (указать какие)
  3. Дополнительные услуги профильных специалистов (коррекционные программы, тренинги, психотерапевтические методы, БОС-терапия, индивидуальные, групповые занятия); (указать какие)
  4. Медикаментозное лечение, наблюдение; (выписка из амбулаторной карты)
  5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация условий в семье для реализации дошкольного образовательного маршрута. Консультирование родителей (лиц их заменяющих), психолого-педагогическая помощь; консультирование по телефону (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ»)
  6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)

III. Результаты работы.

Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

1.Систематическое психолого-медико-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности.

2.Отслеживание динамики развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы.

3.Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.

4.Система работы с организацией промежуточных консилиумов.

5.Анализ всех проводимых консилиумов.

  1. VI. Долгосрочная цель сопровождения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Использование ресурсов других учреждений

_______________________________________________________________________________

VIII. Срок реализации индивидуального маршрута.

С ___________________20_____года по _______________________20______года.

ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ

Основные задачи

Задействованные педагоги

Направления работы

1 этап – обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ):

Выявление запросов семьи на образовательные услуги

·встречи с семьей, имеющих ребенка-инвалида, опрос родителей

Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ

· обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы

члены педагогического совета

· проведение методических мероприятий для задействованных педагогов

Разработка индивидуальной программы включения ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости)

· составление индивидуального образовательного маршрута

· реализация индивидуальной образовательной программы

Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

· комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи

Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом

· работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

· медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида

· осуществление связи со специалистами поликлиники

2 этап – группа общеобразовательного вида: полная интеграция ребенка-инвалида в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – сентябрь 201__ – май 201___ г.

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

· корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы

Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе

· индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций

· формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе

Координация работы с семьей ребенка-инвалида

· медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану

Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде

· использование игровых технологий социализации

Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида в макросреде)

· установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида в социум

Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида (родители – ребенок – ДОУ – школа)

педагог, члены ПМПк

· организационное взаимодействие со школой по организации преемственности

· определение оптимального продолжения образовательного маршрута

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

· осуществление связи со специалистами детской поликлиники

Самое интересное в группе детского сада ___________________________________________

Самое неинтересное _______________________________________________________________

Ситуация вызывающая беспокойство_______________________________________________

Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Данная информация должна быть объективной и достоверной.

с ограниченными возможностями здоровья

Блок методик исследования степени развития психических функций и эмоционально-личностного развития обучающихся

Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

$1 § психические процессы,

$1 § эмоциональная сфера,

$1 § личностная сфера,

$1 § сфера межличностных отношений.

Методики. Младший школьный возраст 7 – 10 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления к школьной адаптации

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

Нарушения в поведении

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Методика «Исключение слов»

Методика «Простые аналогии»

Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Методика «Корректурная проба»

Определение объема внимания и его концентрации

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти

Эмоционально-личностные характеристики

Тест “Лесенка” В.Г. Щур

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы)

– Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность»

(для учащихся 1 кл.)

– Опросник мотивации (для школьников 2-5 кл.)

Беседа с родителями

Представления о будущем

Беседа с родителями

Методики. Средний школьный возраст 11 – 14 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления к школьной адаптации

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

Нарушения в поведении

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Простые аналогии»

Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Тест «Избирательность внимания» (тест Г.Мюнстерберга)

Степень избирательности внимания

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)

Эмоционально-личностные характеристики

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

(опросник Казанцевой Г.Н.)

Шкала личностной тревожности

Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность

Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)

Формы агрессивного поведения

Методика «Учебная мотивация» (5 – 8 кл.)

Анкета «Мои интересы»

Представления о будущем

Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)

Методики. Старший школьный возраст 15 – 18 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления к школьной адаптации

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Методика «Исключение лишнего»

Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

– Б. Бурдон. «Корректурная проба»

– Тест «Избирательность внимания» (тест Г. Мюнстерберга)

Определение особенностей внимания

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)

Эмоционально-личностные характеристики

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Шкала личностной тревожности

Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность

Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)

Формы агрессивного поведения.

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

Анкета «Мои интересы»

Представления о будущем

Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант)

Программа реабилитации детей: индивидуальный план

В жизни практически каждого человека бывают периоды, когда ему просто необходима помощь каких-либо государственных служб. При этом больному ребенку и его родителям нужно в разы больше поддержки и участия. Часто малышу необходима помощь в адаптации в сложном мире, который достаточно жесток к больным людям.

Для восстановления здоровья и улучшения уровня жизни могут понадобиться специальные тренажеры или предметы, серьезно облегчающие жизнь. Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша. Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.

Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.

Когда необходима индивидуальная программа реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида является обязательным документом для детей, прошедших МСЭ и получивших статус ребенок-инвалид. Она выдается в том Бюро медико-социальной экспертизы, где устанавливалась инвалидность.

До 1 января 2016 года документ, в котором были указаны все мероприятия, направленные на улучшение здоровья, социальной адаптации, психологической помощи инвалидам, в том числе детям, назывался ИПР (индивидуальная программа реабилитации). Сегодня эта программа имеет другое название – ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации).

Реабилитация − это комплекс мероприятий, направленный на восстановление функций и навыков, которые были утрачены из-за травмы или заболевания.

Поэтому термин абилитация чаще всего применяется именно к детям.

Комплекс мер, позволяющий получить помощь специалиста на каждом этапе развития маленького человека, разрабатывается с целью:

  • обеспечить социальную и психологическую адаптацию;
  • снабдить необходимыми техническими средствами, значительно упрощающими жизнь;
  • помочь в обучении и дать ему возможность в будущем не чувствовать себя ущербным.

Разновидности индивидуальных программ реабилитации их цели и задачи

В карту, помимо персональных данных: имени, отчества, фамилии, возраста, домашнего адреса и группы инвалидности − вписывают мероприятия по медицинской, профессионально-трудовой и социально-бытовой реабилитации.

  1. Стационарное и амбулаторное лечение с указанием профиля лечебного учреждения, видов, методов и периодичности необходимых мероприятий.
  2. Обеспечение лекарствами.
  3. Снабжение техническими средствами, облегчающими реабилитацию: протезы, костыли, бандажи, шприцы и подобные им расходные материалы.
  4. Прохождение санаторно-курортного лечения с указанием профиля учреждения и периодичности пребывания инвалида.
  5. Посещение реабилитационных центров. Необходимость нахождения в таком центре, частота пребывания и профиль медицинских услуг.
  1. Прописывают аспекты дошкольного воспитания, рекомендуемые ДДУ в зависимости от имеющегося заболевания.
  2. При необходимости указывают дополнительные мероприятия, позволяющие получить общее образование. Различные формы обучения, обеспечение необходимыми средствами коммуникации.
  3. Описываются возможные и необходимые мероприятия по получению профессионального образования в профессионально-технических училищах, колледжах, ВУЗах.

Мероприятия социально-бытовой реабилитации:

  1. Создание без барьерной среды для ребенка инвалида. Оборудование пандусов в подъезде, установка в квартире дополнительных поручней.
  2. Обеспечение специальными колясками или автотранспортом.
  3. Нуждаемость в определенных жилищных условиях. Наличие дополнительной комнаты, расширение дверных проемов, смена этажа.

Комплекс мероприятий по социально-средовой реабилитации:

  1. Оказание психологической помощи ребенку и членам его семьи.
  2. Необходимая правовая помощь.
  3. Организация досуга.
  4. Отдых и спортивные занятия для инвалида.

В карте обязательно указывается, кто ответственен за выполнение предписаний. Индивидуальная программа реабилитации позволяет обеспечить оптимальный уровень жизни для каждого, исходя из его возможностей, потребностей, способностей и устремлений.

Читайте также:  Формы работы учителя-логопеда с родителями в условиях школьного логопункта

Принципы индивидуальной программы реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида содержит перечень бесплатных предоставляемых услуг и реабилитационных мероприятий, которые могут оплатить различные организации и фонды, а также его семья. С недавнего времени в программе указывается перечень услуг, которые можно оплатить с помощью материнского капитала.

Она является обязательной к исполнению соответствующими органами государственной власти федерального и регионального уровня и выполняется всеми подконтрольными им организациями. При этом для самого инвалида ИПРА имеет исключительно рекомендательный характер.

Индивидуальные особенности ребенка инвалида

Конечно, способность к развитию бытовых навыков, способности к психо-эмоциональному развитию и обучению очень зависят от диагноза и степени заболевания. При этом, чем в более раннем возрасте начинается комплексное развитие, тем больших успехов удается добиться. Конечно, все мероприятия должны носить системный характер, при этом большая ответственность ложиться и на родителей малыша.

Часто происходит путаница между понятиями ребенок-инвалид и малыш с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ). Следует понимать, что инвалид обязательно попадает под категорию ОВЗ, при этом дитя со статусом ОВЗ может не быть инвалидом.

План мероприятий ДОУ, направленных на работу с ребенком инвалидом

План мероприятий по работе с детьми инвалидами создается в каждом ДДУ, которое посещают такие детки. Программа реабилитации ребенка инвалида в ДУ составляется методистом учреждения, выносится на обсуждение педагогического совета и заверяется заведующим детским садом.

В плане в обязательном порядке присутствуют мероприятия по взаимодействию работников детского сада и родителей, имеющих детей инвалидов или деток с ОВЗ. Спортивные занятия и участие в утренниках для таких ребятишек проходят в облегченном режиме, под контролем медицинского работника садика и в соответствии с врачебными рекомендациями.

Программа реабилитации для детей с ДЦП в обязательном порядке требует наличия в специализированном садике массажиста, такому малышу необходимо заниматься на тренажерах, обязательными будут комплекс ЛФК и занятия по развитию моторики. Детское учреждение должно быть укомплектовано специалистами необходимого профиля и располагать материально-технической базой для развития ребенка.

Это касается детских садов смешанного типа, где не очень здоровые малыши находятся вместе со здоровыми детьми, так и садов компенсирующего вида.

Заключение

Назначение программы реабилитации – облегчить жизнь инвалида и его семьи. Она дает возможность иметь перед глазами полную картину мероприятий, безусловно, полезных для ребенка и способствующих его развитию.

Ее несомненная польза в том, что грамотно изложенная информация помогает, при необходимости, получить действенную и своевременную профессиональную помощь.

План работы с детьми-инвалидами на учебный год ГКСОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида о. Муром»

Завуч по УВР Директор школы – интерната

План работы с детьми-инвалидами

ГКСОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида о. Муром»

Рассмотрено и утверждено на заседании МО

Протокол №___________ от _______________

Цель: создание адаптивной среды, условий, обеспечивающих оптимизацию учебно-воспитательного процесса детей, с ограниченными возможностями здоровья

1) мониторинг состояния здоровья детей-инвалидов,

2) развитие и коррекция возможностей детей-инвалидов в учебно-воспитательном процессе;

3) оказание психологической и информационной помощи родителям детей-инвалидов.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Формирование базы данных детей-инвалидов школы-интерната.

Мониторинг данных о количестве детей-инвалидов, их статуса, сроках инвалидности.

Изучение личных дел, протоколов ПМПК, медицинских карт.

Организация обучения детей-инвалидов в школе, на дому. Согласование учебных планов.

зам. директора по УВР, учителя

Распределение детей по группам трудового обучения с учетом диагноза.

зам. директора по УВР,

Посещение семей детей-инвалидов.

Предоставление характеристики на ребенка-инвалида для освидетельствования инвалидности.

Обеспечение подарками к праздникам.

Лечебно-профилактическая работа

Организация медицинского обслуживания: оказание медицинской помощи, проведение осмотров, вакцинации, стоматологическая помощь.

Мониторинг состояния здоровья детей-инвалидов.

Включение детей-инвалидов в группы занятий ЛФК.

специалист по ЛФК

Направление на прохождение диспансеризации.

Отслеживание прохождения санаторного лечения, оздоровительного отдыха, реабилитационного центра.

медработники, соц. педагог,

Психолого-педагогическое сопровождение

Проведение диагностических обследований, с целью определения индивидуального маршрута развития.

Ведение «Дневника наблюдения учащегося», отслеживание результатов развития.

кл. руководит., воспитатель,

Индивидуальные беседы с детьми-инвалидами, их родителями.

кл. руководит., воспитатель,

Анкетирование родителей с целью изучения проблем в воспитании детей.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами по развитию психомоторики. (2-в класс)

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с глубокой умственной отсталостью «Чувствуем, познаём, размышляем». (7-в, 9-в кл.)

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами надомного обучения

Диагностика, коррекция и профилактика различных нарушений устной и письменной речи.

Семейный клуб для родителей, воспитывающих детей-инвалидов: «Школа для родителей»

Просветительская деятельность

Оказание родителям консультативной помощи в обучении и воспитании детей-инвалидов.

Занятие с учащимися 9в класса: «Моя будущая профессия»

«Успехи вашего ребенка»

Родительское собрание «Культура русского языка» (в 9-в, 7-в кл.)

Занятие с учащимися 9в класса: «Профессии наших пап»

Занятие с учащимися 9в класса: «Профессии наших мам»

Род. собр. в 2-в классе: «Развитие мелкой моторики руки в домашних условиях»

Родительское собрание «Развитие ребенка в повседневной жизни». 7-в класс

Родительское собрание: «Ребенок-инвалид и будущая профессия». 9-в класс

Открытое занятие детей и родителей в 7-в классе: «Здорово жить!»

Выступление на родительском собрании и МО «Как правильно организовать досуг ребенка в семье»( 2-в)

Родительское собрание: «Трудовое право ребенка-инвалида». 9-в класс

Родительское собрание: «Куда пойти работать». 9-в класс

Индивидуальные и групповые беседы-лекции «О правах и гарантиях, предоставляемых детям-инвалидам и их семьям» (родители детей-инвалидов)

Проведение лекций, бесед, выпуск санбюллетений по предупреждению заболеваемости учащихся.

Предоставление родителям литературы, памяток, буклетов, рекомендаций.

Досуговая деятельность

Выставка творческих работ детей-инвалидов «Мир вокруг нас»

кл. руководит., воспитатели

Праздничная программа «Добро пожаловать», посвященная Дню инвалида. Чаепитие.

Экскурсия в Дом народного творчества.

Семейный вечер «Неразлучные друзья – родители и дети» (для детей-надомников и их родителей)

Вовлечение семей детей-инвалидов в общешкольные дела, совместные мероприятия.

кл. руководит., воспитатели

Участие детей-инвалидов в школьных праздниках, конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях.

Занятия детей-инвалидов в школьных кружках.

План по индивидуальной работе с детьми с ОВЗ

тематическое планирование по предмету Человек в коррекционной школе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными пороками развития.

Содержимое разработки

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов филиала ОГКОУШ №39

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

Педагогическим советом ОГКОУШ №39

Рабочая программа по учебному предмету

предметная область «Окружающий мир»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

2-3 класс-комплект

Составитель программы:

Ганяк Людмила Ивановна

Ульяновск 2018

Паспорт рабочей программы

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) по уровням развития

Содержание рабочей программы

Планируемые результаты освоения универсальных учебных действий и базовых понятий

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса

Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Человек» для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: 2-3 класс-комплект.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:102 часа.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 3 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с глубокими нарушениями интеллекта рассматривались как «необучаемые» и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение – оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

«Федеральным государственным стандартом образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 № 1599

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

Закон Ульяновской области “Об образовании” 08.08.2013, ЗС Ульяновской области.

О реализации конституционного права детей инвалидов, проживающих в детских домах – интернатах для умственно отсталых детей, на образование. Министерство образования и науки РФ № ВФ-577/06 от 04.04.2007г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”

Письмо Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г);

СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” от 10 июля 2015 года N 26.

а также следующих нормативных документов Министерства образования и науки:

– Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

– Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

– О недопустимости перегрузок, обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

– Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

– Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

– Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Для обучающихся характерна умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость, сочетающаяся с другими нарушениями (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития(ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.

Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Содержание рабочей программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

 необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

 в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

 формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

 способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

 в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);

 при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым);

 выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для многих обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

 выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Читайте также:  Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Программа включает следующие разделы: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Туалет», «Прием пищи», «Семья».

Представления о себе: узнавание (различение) частей тела – голова, туловище, руки, ноги. Узнавание (различение) частей головы – волосы, лицо, уши. Узнавание (различение) частей лица – глаза, нос, рот. Знание назначения частей лица. Узнавание себя в зеркале.

Гигиена тела: соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода. Расчесывание волос.

Обращение с одеждой и обувью: узнавание (различение) предметов одежды – трусы, майка, футболка, штаны. Узнавание (различение) деталей предметов одежды – пуговицы, молния, заклепки, липучка, рукав, штанина. Узнавание (различение) предметов обуви – сандалии, тапки. Застегивание (расстегивание) деталей предметов одежды и обуви – пуговицы, молния, заклепки, липучка. Надевание (снятие) предметов одежды – футболка, штаны. Обувание (снятие) предметов обуви – сандалии, тапки. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды.

Туалет: соблюдение последовательности действий в туалете – поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи: сообщение о желании есть; еда ложкой – захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки: захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол.

Семья: узнавание (различение) детей и взрослых.

Пояснительная записка

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я», о своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Планируемые результаты освоения

универсальных учебных действий и базовых понятий

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

– узнавать (различать) части тела – голова, туловище, руки, ноги;

– узнавать (различать) части головы – волосы, лицо, уши;

– узнавать (различать) части лица – глаза, нос, рот;

– знать назначения частей лица;

– узнавать себя в зеркале;

– соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук;

– соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица;

– соблюдать последовательность действий при чистке зубов: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой;

– очищать носовой ход;

– узнавать (различать) предметы одежды – трусы, майка, футболка, штаны;

– узнавать (различать) детали предметов одежды – пуговицы, молния, заклепки, липучка, рукав, штанина;

– узнавать (различать) предметы обуви – сандалии, тапки;

– застегивать (расстегивать) детали предметов одежды и обуви – пуговицы, молния, заклепки, липучка;

– надевать (снимать) предметы одежды – футболка, штаны;

– обувать (снимать) предметы обуви – сандалии, тапки;

– различать лицевую (изнаночную), переднюю (заднюю) стороны одежды;

– соблюдать последовательность действий в туалете – поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук;

– кушать ложкой – захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку;

– узнавать (различать) детей и взрослых.

Формы оценивания и контроль

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

 качество выполненных учеником практических действий,

 прилежание обучающегося во время работы,

 степень умственной отсталости,

 уровень патологии органов зрения, слуха и речи,

 уровень психофизического развития каждого ученика в отдельности.

Средства мониторинга и оценки результатов обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают

1. уровень сформированности действий/операций, внесенных в образовательную

 «выполняет действие самостоятельно» – 3 балла;

 «выполняет с помощью» – 2 балла:

 физической частичной или существенной,

 по словесной инструкции,

 «пассивно участвует в выполнении действия, т.е. действие выполняется

взрослым (ребенок позволяет выполнить действие с помощью полной

физической подсказки со стороны педагога)» – 1 балл;

 «пассивное участие или отказ от деятельности» – 0 баллов.

2. сформированность представлений:

 «невозможно выявить» – 0 баллов;

 «в стадии формирования» – 1 балл;

 «сформировано частично» – 2 балла;

 «сформировано» – 3 балла.

Перечень учебно-методического обеспечения

образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

– специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;

– тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;

– картинки с изображениями контуров взрослых и детей;

– пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов;

– предметные картинки: средства личной гигиены;

Развитие фонематического восприятия

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Фонема (греч. “звук”) – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие – как несущественные для данного языка.

В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мэка-мукб) и смена согласных по их глухоте – звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

Нарушение фонематического слуха у детей.

В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Развитие фонематического слуха. С чего начинать?

Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.

Скорее всего, это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап – развитие неречевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

1. Чудо-звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

3. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

4. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться

ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

5. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение.

Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?».

6. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

7. Подбери картинку или игрушку . Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало – и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

8. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах

игры надо предварительно договориться.

9. Создаем мелодию. Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

10. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Читайте также:  Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

– ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

– ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

– ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи : удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

11. Громко-тихо . Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

12. Камертон . Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

13. Узнай свой голос . Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Игра способствует развитию фонематического слуха

и звукового анализа слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Развитие слухового внимания

Отгадай, что звучит

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Солнце или дождик

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

Посмотрим, кто говорит

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

Слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Развитие фонематического слуха

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет. »). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Игры со звуковыми символами

Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» – большой полый круг; звук «у» – маленький полый круг; звук «о» – полый овал; звук «и» – узкий красный прямоугольник).

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;

соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» – рот широко открыт; когда произносим «о» – губы выглядят как овал; при произнесении «у» – губы сложены трубочкой; при произнесении «и» – губы вытянуты в улыбку)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем – второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

Конспект НОД по развитию фонетико – фонематических процессов у детей 6 – 7 лет “В гостях у художника Карандаша”

Пономарева Светлана Витальевна,

учитель – логопед МКДОУ

“Детский сад “Журавлёнок”

Цель: Дифференциация звуков Ш – Ж.

Задачи:

Обучающая:

– закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте;

– закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;

– учить дифференцировать звуки по «глухости» – «звонкости»;

– учить дифференцировать буквы Ш – Ж при чтении и письме.

Развивающие:

– совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;

– развивать фонематический слух;

– развивать навыки звуко-буквенного анализа с использованием графических записей;

– развивать пространственную ориентацию;

Воспитательные:

– воспитывать интерес к занятию;

Коррекционные:

– сравнить, различить и правильно произносить звуки Ш – Ж на материале слов;

– преодолеть речевой негативизм.

Оборудование: кукла «Художник Карандаш», звуковая дорожка, мяч, ручки, тетради, контурные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Скажи, между кем ты стоишь?

2. Сообщение темы занятия.

В гостях у нас сегодня художник Карандаш. Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж].

Какие звуки я выделила голосом?

Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.

Логопед демонстрирует куклу Художника Карандаша.

Я — Художник Карандаш,

В детский сад зашел я ваш.

Будем мы шипеть, жужжать,

Звуки эти различать.

3. Сравнение звуков [ш] — [ж](Приложение1)

Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажи­те о звуке [ш]. (Дети дают характеристику звука Ш).

Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке [ж]. (Дети дают характеристику звука Ж).

Художник Карандаш предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?

4. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.

а) Дифференциация изолированных звуков.

Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.

б) Дифференциация звуков в слогах и словах.

Игра «Наобо­рот» (с мячом).

Замените звук [ш] на звук [ж].

ша — ша — жа — жа шаль — .

Замените звук [ж] на звук [ш].

У нашего художника есть два карандаша. Один каран­даш для звука [ж], а другой — для звука [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш.

Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ш] и [ж] и определяют какой карандаш для звука [Ш], какой для [Ж].

Художник Карандаш нарисовал свою одежду. Надо развесить ее по вешалкам.

Около вешалок буквы

Как одежду повесить,

Какую одежду повесите справа? — Что повесите слева?

Развесь одежду по вешалкам

Ж Ш

5. Физминутка.

Если слышишь в слове [ш] — шар изобрази.

Если слышишь в слове [ж] — жука мне покажи.

Логопед произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, ши­повник, тишина, ужин, дружок, клавиши.

б) Выполнение движений по инструкции логопеда

И друг другу улыбнитесь.

6. Дифференциация Ш — Ж при чтении и на письме.

а) Чтение слогов.

Художник Карандаш написал слоги с буквами Ш и Ж.

б) «Пропавшие буквы».

Вот беда, пропал и след!

Вы их не видали?

Ну, тогда слова прочтите,

Эти буквы отыщите.

На доске и в тетрадях написаны слова с пропущенными буквами: .апка; ко.а; си.у; .аба; ви.ни; пи.у.

7. Отгадывание ребусов «ужин», «машина».

8.Итог занятия.

Художник Карандаш нарисовал картинки-не­видимки (контурные), в названии которых есть звуки [ш] и [ж] (пушка, лошадь, дождь, жук, шишка, лягушка, мороженое журавль).

На ковре лежат буквы Ш и Ж, дети берут картинки, под музыку ходят по кругу вокруг букв, как только музыка перестает играть дети выстраиваются в два ряда (с картинками в названии которых есть звук Ш, возле буквы Ш и с картинкам в названии которых звук Ж возле буквы Ж)

Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми заданиями. Художник карандаш оставляет в подарок вам эти картинки.

Приложение 1-6

Литература

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.,2001.

Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000900, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075640

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Ссылка на основную публикацию