Индивидуальное занятие по дифференциации звуков (С), (Ш) — Путешествие за шишками

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков С-Ш.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_zvukov_s-sh_v_dvuslozhnyh_slovah.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков С-Ш.

Тема занятия «Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах»

Данное занятие спланировано в соответствии с тематическим и перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. Дифференциация звуков и букв С — Ш происходит после того, как дети усвоили звуки С и Ш на предыдущих занятиях.

Основная проблема занятия: Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах.

Тема: «Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах»

Цель: Формировать умение дифференцировать звуки С-Ш в двусложных словах.

  • Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-Ш;
  • Закрепить навыки дифференциации звуков С-Ш;
  • Развивать мелкую и общую моторику;
  • Развивать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление;
  • Воспитывать речевое общение;
  • Воспитывать познавательную активность, коммуникабельность;

Оборудование: 2 разрезные картинки, предметные картинки с звуками С и Ш, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

I . Организационная часть.

– Здравствуй, Алиса! Давай улыбнемся, поприветствуем друг друга!

II. Основная часть.

– Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.

– Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы.

Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки.

Называю животного, которые могут издавать звуки [С] и [Ш], а ребёнок их озвучивает. Например: ЗМЕЯ : Ш____, ВОДИЧКА: С____, НАСОС: С-С-С-…., ЛИСТЬЯ ШУРШАТ: Ш-Ш-Ш-…, ГУСЫНЯ : Ш____, рассерженная КОШКА: Ш_____ , ПЕСОК СЫПЛЕТСЯ: С______.

• Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].

  • Упражнения на артикуляцию звуков С-Ш

Артикуляционная Гимнастика по подражанию

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения: (горка – чашечка, улыбка – рупор и т.д.)

Анализ артикуляции, акустический разбор

А чем различаются звуки [с] [ш]?( Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они?)

– Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

  • Упражнение на дифференциацию в слогах С-Ш

– Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША; АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)

  • Упражнение на развитие мелкой моторики

– Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.

Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.

Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

  • Упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания

– Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок.

– Называем слова с каждым отдельным звуком и вместе – С и Ш (звук в начале, середине, в конце слова )

  • (шапка — сайка; шалун — салют; решать — тесать шахтёр — сапёр и т.д.)
  • Игра «Повторюшки» – Повтори за мной слова: Маша—Даша—каша; Паша—наша—ваша; жук—лук—сук—тук и т.д.
  • Упражнение на различие слов, близких по звучанию, но разных по смыслу:

Упражнение – Игра по подражанию – «Чем отличаются слова?»

(КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ; )

  • Звукослоговой анализ

– Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

  • Развитие мышления

Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Весной тает. (сугроб)

«В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки». (Кошки).
«Саня спит и видит слон, что летит в ракете он». (Сон).
«В зоопарке живёт сон, словно дом, огромный он». (Слон).

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

Сверху голо, снизу лохмато,

Теплом богата, что твоя хата.

Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.

III. Заключительная часть.

  • Подведение итогов.
  • Какие звуки мы научились различать?

– Чем они отличаются?

  • Ты умница! До свидания!

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками»

Лариса Гутиева
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками»

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].

1.Образовательные: – уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно –развивающие:

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;

– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш];

– развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;

– развивать речевое дыхание;

– развитие мелкой моторики рук;

дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

– формировать положительную мотивацию к занятиям;

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.Оборудование:

индивидуальное зеркало;

– квадраты синего, зеленого и красного цвета;

– мяч; – сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш. К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим). Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.Сделаем гимнастику для рук: – сжимания пальцев в кулаки; – вращение кулаков; – выгибание кистей рук; – соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.) Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.) са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов). Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово». ишка. уба мы. ь. ова. орока. камья. анки. арф. апоги

7. Деление слов на слоги,составление схем слов:

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему» (кошка, сани, мышь).

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки). Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст.Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.Текст: Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек. Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу.Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико – артикуляционной.

Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звуков [р]-[р’] по сюжету сказки «Теремок» ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: автоматизировать звуки р и рь в слогах, словах и предложениях; упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [р]-[р’] в логопедической подготовительной к школе группе Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р-Рь. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки р-рь;.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ц] «Спор совы и цапли» ” Дифференциация звуков (с-ц): Спор совы и цапли” для подготовительной логопедической группы. Цель:закрепление знаний о звуках и буквах.

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш Тема занятия: Различай звуки [С] и [Ш]. Этап: дифференциация звуков [С] и [Ш] (указать этапы:.

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях. Задачи. Коррекционно-образовательные.

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [С], [Ш] — Путешествие за шишками

На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

– развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

– развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

– развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

– создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
– уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;
– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
– развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
– развивать речевое дыхание;
– развитие мелкой моторики рук;
– дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
– формировать положительную мотивацию к занятиям;
– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
– индивидуальное зеркало;
– квадраты синего, зеленого и красного цвета;
– мяч;
– сюжетные картинки.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика.

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

– сжимания пальцев в кулаки;
– вращение кулаков;
– выгибание кистей рук;
– соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

. ишка . уба мы . ь
. ова . орока
. камья . анки
. арф . апоги

7. Деление слов на слоги, составление схем слов:

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”

Конспект лоопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ш”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”»

Тема: Дифференциация звуков [С]- [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. («Путешествие в сосновый лес»).

Цель: закрепить правильное произношение слов, словосочетаний и предложений со звуками [С] – [Ш] .

1. Коррекционно – обучающие:

– развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;

– совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

– формирование грамматического строя речи.

2. Коррекционно – развивающие:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

– развитие речевого дыхания;

– развитие чувства ритма, зрительно-пространственной ориентации;

3. Коррекционно – воспитательные:

– формирование положительной мотивации к занятиям;

– воспитание умения выполнять задание по инструкции;

– воспитание самоконтроль за речью.

Оборудование: массажный шарик «Су-Джок» предметные картинки со звуками [С], [Ш], табличка с текстом, шишки для счета, куклы Миша и Соня.

работа со скороговорками

II. Сообщение темы занятия

соотнесение звука и буквы

IV Работа с ритмизованной строкой

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

VI Игра «Посчитай-ка»

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Ход занятия:

I. Оргмомент

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли две куклы. Их имена ты узнаешь, разгадав ребусы. Чтобы приступить к нашему занятию, нужно поработать со скороговорками. (Логопед предлагает повторить скороговорки и назвать наиболее часто повторяющиеся в них звуки)

работа со скороговорками

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Логопед: Давай вспомним, какие звуки часто повторялись в скороговорках.

Ребёнок: Часто повторяющиеся звуки в скороговорках [С] и [Ш].

Логопед: Молодец! Осталось узнать имена наших гостей.

решение ребусов

Логопед: Решаем ребусы. Выделяем первый звук из названия картинок.

Шишка, утка, рак, арбуз – Шура

Слон, ослик, нитки, автобус – Соня

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как ты думаешь, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Ребёнок: Мы сегодня будем учиться различать звуки [С] и [Ш].

Логопед: Давай вспомним характеристику звуков.

[С] – согласный, глухой, твёрдый.

[Ш]- согласный, глухой, твёрдый.

2) соотнесение звука и буквы

III Физминутка

Логопед: Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

(быстро – быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

(покачивается и машет руками)

Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

IV Работа с ритмизованной строкой

Логопед: Сначала громко произносятся слоги, тихо – слова. Потом наоборот.

ша-ша-ша – наша Маша хороша

шо-шо-шо – как мне хорошо

шу-шу-шу – в школу я спешу

ши-ши-ши – вот какие малыши

са-са-са – прилетела к нам оса

со-со-со- вот какое колесо

су-су-су – сумку я несу

сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Логопед даёт образец, а ребёнок повторяет.

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

Логопед: Что же здесь случилось? Соня и Шура придумали слова со звуками [С] и [Ш], но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем ребятам вернуть звуки на место и разделить слова на слоги и поставить ударение.

Игра «Четвёртый лишний»

. ишка, .ум, о.а, мы.ка

. ова, ма.ина, . орока, .урок

ти.ина, .ук, .о.на, .умка.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему?

VI Игра «Посчитай-ка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

Одна шишка, две шишки….

Одна сумка, две сумки…..

VII Физминутка

Су-Джок терапия (массаж пальцев эластичным кольцом) поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

Логопед: А теперь, чтобы нам прийти на лесную опушку, надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –

Понес мешок с песком.

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Логопед: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!

(картина с изображением соснового леса)

Послушай текст и назови слова, в которых встречаются звуки [С] и [Ш].

Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

Соня и Миша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

X Итог занятия

Логопед: Вот мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.

XI Рефлексия

Логопед: Всё ли у тебя получилось? Какое задание тебе больше всего понравилось? Ты молодец!

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – шасо – шосу – шу
Сы – шиста – штаспа – шпа
Сма – шмасла – шласна – шна
Сутки – шуткимиска мишка
Каска – кашкакасса – каша
Маска – Машкаплюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это ……У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную ……..Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную …….У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Конспект индивидуального занятия “Дифференциация С-Ш”

Содержимое публикации

Конспект индивидуального занятия

Тема:Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель:дифференциация звуков[С] – [Ш].

Образовательные:

Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи

Учить различать эти звуки на слух и в произношении,

Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,

Определение места звука в словах.

Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;

Знать артикуляционные упражнения;

Знать графический образ буквы Ш и С;

Развивающие:

Развивать фонематический слух

Способствовать развитию логического мышления

Совершенствовать слуховое внимание, память

Развивать целостное восприятие

Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

Воспитание стремления овладеть правильной речью;

Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

-Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

-Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

– Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

– Как подул холодный ветер (С-с-с).

– Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

– Какой у нас звук С?

– согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

-с огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

-Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

– Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

– Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

– Пошли звуки С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они в Страну Чудес. «Ой,да здесь все предметы с нашими звуками!»

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

-Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

– А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

– А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

4. Динамическая пауза

– Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

– Сейчас в нашей стране время года – зима.

– И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

– Где находятся звуки – в начале, середине или в конце?

-Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

– Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

– Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

-Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

-А как надо правильно сказать?

-Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

– Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

– Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

-Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

– Сколько слогов. посчитай.

– Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

– Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

-Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

Дальше в лес – больше дров.

8. Мелкая моторика рук.

– Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

12. Итог занятия

– Вот мы уехали из Страны Чудес.

– Тебе понравилось путешествие?

– С какими звуками мы путешествовали?

Литературная викторина, посвященная 85-летию произведению А.Н. Толстого «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО »

Всероссийская олимпиада для дошкольников «УМНИКИ и УМНИЦЫ » Развитие речи

Международный творческий конкурс к Дню Земли «ЗЕЛЕНОЕ ЧУДО – ЗЕМЛЯ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Игра «Звуковые дорожки»

Цели: развитие фонематического слуха и восприятия, навыка звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: звуковые линейки, набор цветных крышек.

Игра «Звуковые дорожки»

Ход игры: дети вычленяют звуки из слова, анализируют качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и мягкие согласные) и накручивают крышку нужного цвета на соответствующее горлышко на звуковой линейке. Таким образом, создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком.

Закручивая крышки, дети продолжают развивать тонкие движения пальцев рук.

Используя звуковые линейки, дети с легкостью определяют количество слогов («сколько гласных звуков — столько слогов в слове»).

Инструкция: «Посмотри и назови предложенную картинку. Назови слово по звукам. Выполни звукобуквенный анализ данного слова с помощью крышек нужного цвета. Дай характеристику каждому из звуков. Сколько гласных, согласных звуков? Сколько слогов в данном слове?»

Игра «Звуковая полянка»

Оборудование: пластиковый планшет с прикрепленной пчелкой (это определенный символ-звук).

Игра «Звуковая полянка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Инструкция: «Произнеси по порядку названия насекомых (например, жук, комар, стрекоза). Определи какой глухой твердый согласный звук есть в этих словах. Покажи пчелкой «место-цветок» звука [к] в слове комар, затем по аналогии в словах стрекоза, жук».

Упражнение на дыхание «Бабочки – красавицы»

Цель: воспитание направленной воздушной струи.

Упражнение на дыхание «Бабочки красавицы»

  1. «Давай поможем бабочке закружиться в воздухе. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Сделай вдох через нос. Подуй на язык. Посмотри, как красиво бабочка отлетает от твоих губ»(воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произношения большинства звуков: губно-губных, заднеязычных, переднеязычных, свистящих).
  2. « Держи бабочку у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сделай вдох через нос. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво бабочка отлетает вверх»(воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произношения шипящих звуков и вибрантов).

Наглядное демонстрационное пособие «Разноцветные бабочки»

Цель: ознакомление и закрепление понятий «гласный — согласный», «твердый — мягкий».

Наглядное демонстрационное пособие «Разноцветные бабочки»

Развивающая игра «На лесной полянке»

Рекомендуемый возраст ребенка:

4-5 лет (средняя группа)
5-6 лет (старшая группа)
6-7 лет (подготовительная группа)

Количество игр зависит от фантазий логопеда и воспитателя.

Развивающая игра «На лесной полянке»

Вариант 1: Игра – соревнование: «Вспомни и загадай друзьям загадки о насекомых» (детям среднего возраста предлагается рассмотреть полянку и найти на ней отгадку)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? (стрекоза)

Осенью в щель забирается,
А весной просыпается. (муха)

На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (бабочка)

Вариант 2: Упражнение «Расскажи-ка»: составь описательный рассказ о насекомом по предложенному плану:

  1. Как называется насекомое?
  2. Вредное оно или полезное?
  3. Почему оно тебе нравится (не нравится)?
  4. Где оно обитает?
  5. Какие части тела есть у насекомого?

Примерный рассказ-описание о пчеле:

Это пчела. Пчела мне нравится, потому что она опыляет растения и производит мед. Живут пчелы в ульях на пасеках. Дикие пчелы строят свое жилище в дуплах деревьев в лесу. У пчелы полосатое мохнатое тело, овальная голова с большими глазами и маленькими усиками, две пары прозрачных крылышек, шесть мохнатых лапок.

Вариант 3: Игра называется «Кого не стало». Ребенку предлагается запомнить насекомых, которые сидят на полянке, закрыть глаза (в этот момент убрать одно из насекомых), открыть глаза и припомнить кого не стало. Аналогично проводятся игры «Кто появился?», «Что изменилось?»

Вариант 4: Детям старшей и подготовительной групп предлагаются следующие задания:

  • Назови насекомое, в названии которого 1ый звук [б], а последний-[а]
  • Назови насекомых, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога и 4 слога
  • Покажи и назови насекомых, в названиях которых есть звук [к]
  • Назови насекомых на заданный звук.

Вариант 5: «Обучение правильному произношению звука [з], [ж]»

Игровые упражнения «Звенелочки», «Жужжалочки». Звукоподражания.

В дальнейшем это наглядное пособие можно предложить ребенку для дифференциации звуков [з] — [ж]. Игровое упражнение «Кому подаришь?» (зонт, жакет, пижаму, вазу и т.д.)

Вариант 6: Игра «Паучок» (На паутину прикрепляются насекомые по выбору логопеда, например оса, муха, комар).

Инструкция: «Чтобы спасти насекомых от паука, определи и назови последовательность звуков в слове. Определи количество звуков.

Читайте также:  Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями
Ссылка на основную публикацию