Индивидуальное занятие на автоматизацию звука (С) изолированно, в слогах, словах

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука [С] в слогах и словах”
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]

Цель: автоматизация звука [С]

Задачи:

Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
avtomatizacia_zvuka_s.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [С]

в слогах и словах»

г. Саратов, 2015 г.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]

Цель: автоматизация звука [С]

Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка» .

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетела бабочка. Давай покажем бабочке как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Свои зубки покажи и заборчиком держи.

Упражнение «Заборчик». Упражнение «Трубочка».

Чередование «Заборчик-Трубочка». Упражнение «Качели».

Упражнение «Лопатка». Упражнение «Киска сердится».

Упражнение «Часики». Упражнение «Чистим зубки».

Упражнение «Посчитаем зубки». Упражнение «Хрустим язычком».

3. Воздушная струя.

Логопед: Пока мы делали упражнения, бабочка сидела на цветочке. Давай поможем ей взлететь.

4. Изолированное произнесение звука [с].

Логопед: Чтобы летать, бабочке нужен ветерок. Покажи как дует ветерок.

Ребенок: (произносит длительно) С-с-с-с-с-с-с-с-с

5. Автоматизация в слогах

Логопед: Пока наша бабочка летала, совсем забыла все слова, которые знала. Давай ей поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.

Логопед: Ли…Ко… О… Ве… Ча… Бу… У… Абрик… Какт… Глоб… Подн… Автоб…

Ребенок: са…са… са…сы… сы… сы… сы… ос… ус… ус…ос…ус

6. Д/и «Поймай звук»

Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [c], поймай его – хлопни в ладоши».

ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],

Ряд слогов: ла, са , ры, вы, сы , мо, со , ру, …

Ряд простых слов: с ок, дом, с анки, с умка, кот, и т.д.

7. Автоматизация в словах.

Логопед: Бабочка принесла нам картинки. Давай посмотрим и назовем что это:

Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака.

Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.

Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка.

Утром бабочка проснулась (тянем ручки вверх)

Улыбнулась, потянулась (улыбаемся друг другу)

Раз – росой она умылась (показываем как она умывается)

Два – изящно покружилась (делаем круг вокруг своей оси)

Три – нагнулась и присела (нагибаемся и присядем)

На четыре – улетела (машем ручками, показывая как бабочка летит).

7. Мелкая моторика.

Логопед: Бабочка принесла тебе задание. Обведи по точкам и назови кто это. Ребенок: Собака.

Логопед: бабочка хочет знать слова со звуком [С] ты научился произносить на занятии. Давай вспомним.

Вручается картинка бабочки и предлагается дома раскрасить ее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук.

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах».

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах&raquo.

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука “Ш”на тему:« Звук Ш в слогах, в словах».

Конспект занятия для работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи в старшей группе.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах с использованием развивающего куба.

Автор: Чимрова Екатерина Александровна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах с использованием развивающего куба.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах с использованием развивающего куба.

Цели: автоматизация звука «С» изолированно, в слогах, в словах.

— автоматизировать звук [С] изолированно, в слогах, словах;

— развивать подвижность артикуляционного аппарата;

— закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях

— развивать фонематический слух, речевое дыхание;
— упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;
— развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
— развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

— воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
— воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: развивающий куб с заданиями, наглядные картинки на звук «С», бабочки из фетра, буквы и цифры из фетра, большая игрушка слон.

Ход занятия

  1. Организационный момент

-Здравствуй! Сегодня на занятии мы с тобой будем не вдвоем, у нас будет помощник. А кто это, ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.

Длинный хобот вместо носа.

В жаркий день в нем воду носит.

И огромными ушами

Машет словно парусами.

Этот добрый великан –

Житель дальних жарких стран.

Фруктов может съесть пять тонн

— Правильно, это слон. А на какой звук начинается слово «Слон»?

— Конечно, звук [С]. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу с этим звуком. Будем стараться произносить его правильно. Давай еще раз произнесем: «С-с-с-с-с». Что делают губы, язык, зубы при произнесении звука [С]?

Ребенок отвечает: губы улыбаются, зубы сомкнуты, язычок находится внизу.

  1. Артикуляционная гимнастика

— Слон хочет посмотреть, какие упражнения ты научился делать. Артикуляционная гимнастика на звук [С]. ( На кубик крепятся картинки с изображением упражнений.)

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сомкнутые зубы (верхние зубы на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

«Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать5-7 с.

Чередовать «Заборчик» и «Слоник». Повторить 5-6 раз.

«Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать
губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 раза.

«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот
чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем
кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево — вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-6 движений в каждую сторону.

«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый,
не «вываливается» за зубы. Удерживатьтак 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

— Ты молодец. Очень хорошо получается.

  1. Пальчиковая гимнастика

— А теперь я предлагаю размять наши ручки.

Раз, два, три, четыре, пять — будем с кубиком играть.

Ну а пальчики нам будут в этом помогать.

(развитие мелкой моторики: заплети волосы, прикрепи бабочку и т.д.)

  1. Дыхательное упражнение «Бабочки разлетелись»

(Логопед раскладывает бабочек с кубика на столе)

— Смотри, перед нами какая-то полянка, а на ней очень много красивых бабочек. Давай подуем на бабочек так, чтобы они улетели.

  1. Автоматизация звука [С] в слогах.

Перед ребенком на кубике прикреплена буква с. Ребенок сам меняет буквы А, О, У, Ы, Э, то слева, то справа от буквы с, и проговаривает получившиеся слоги, четко выговаривая звук [С].

— Слон очень любит звук [С], и ему нравится проговаривать слоги с этим звуком. Давай тоже попробуем.

Са, Со, Су, Сэ, Сы, Ас, Ос, Ус, Эс, Ыс.

-Как красиво у тебя получилось. Слон остался доволен!

  1. Автоматизация звука [С] в словах.

— Посмотри, какой интересный кармашек на кубике. В нем много разных картинок. Слон предлагает тебе взять и назвать только те картинки, в которых есть звук [С].

Ребенок выбирает из предложенных картинок только те, в которых есть звук «С». И прикрепляет их на липучки.

  1. Формирование навыка звукового анализа, счет.

Игра «Посчитай картинки»

Перед ребенком на грани куба цифры. Ребенок берет поочередно цифру за цифрой и считает предметы со звуком «С». Например: одна собака, две собаки, три собаки и т.д. Далее картинка меняется. Так отрабатываются слова со звуком «С» в разной позиции: в начале, в середине и в конце слова.

  1. Физкультминутка.

— Что-то наш кубик заскучал, давай сделаем с ним зарядку. (Включается музыка, ребенок повторяет за логопедом: подбрасывает кубик и потом ловит его, приседает, поворачивает его то вправо, то влево)

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

— Слон любит играть, поиграй с ним. Он будет называть тебе один предмет, а ты много.

  1. Итог занятия.

— Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

— Слон в восторге от того, как ты занималась, и он угощает тебя вкусной конфетой. Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]»

Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]»

Цель: автоматизировать изолированный звук [с].

– упражнять в правильном произношении изолированного звука [с];

– активизировать словарный запас по теме: «Насекомые».

– совершенствовать фонематические процессы;

– развивать речевое дыхание;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– совершенствовать пространственные ориентировки.

– воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

Тип занятия: закрепление.

Этап работы:автоматизация звука.

Организационная форма проведения:индивидуальная.

Возраст ребёнка: 6 лет.

Оборудование: индивидуальное зеркало, цветок (макет или искусственный цветок),игрушечные насекомые: сверчок, пчела, муха, комар, жук (или картинки с изображением этих насекомых).

Лингвистический материал: звук [с].

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик».

4) Игра «Колесо».

3. Динамическая пауза «Гусаки».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Узнай насекомое».

2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [с]».

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

На столе учителя-логопедаразложены игрушечные насекомые: сверчок, пчела, муха, комар, жук.

Учитель-логопед:

– Посмотри, кто к нам прилетел. Кто это? Как их можно назвать одним словом?Подумай и ответь: зачем они к нам прилетели?

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

– Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).

– Научим насекомых выполнять артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Часики», «Качели», «Желобок» перед зеркалом.

2) Пальчиковая гимнастика «Капуста» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

– Покажем насекомым гимнастику для пальчиков.

Мы капусту рубим,

(делать резкие движения прямыми кистями сверху вниз)

Мы морковку трём,

(пальцы обеих рук сжимать в кулаки, двигать ими к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(имитировать посыпание соли из щепотки)

Мы капусту жмём.

(интенсивно сжимать и разжимать пальцы)

В кадку всё утрамбовали,

(потирать кулак о кулак)

Сверху грузиком прижали.

(ставить кулак на кулак)

3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик».

Учитель-логопед:

– Выполним дыхательную гимнастику.

Взять в правую руку цветок. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом, как бы сдувая пушинки с одуванчика.Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

4) Игра «Колесо» (на автоматизацию изолированного звука [с]).

Учитель-логопед:

– А теперь поиграем в игру «Колесо».

Берём насос (ребёнок изображает руками насос, накачиваем колесо (ребёнок произносит отрывисто звук [с]: с-с-с-с-с-с-с). Накачали колесо, сели в машину, поехали. Ехали-ехали, наехали на гвоздь. Колесо проткнулось и стало спускаться (ребёнок произносит непрерывно звук [с]: ссссссс). Проигрывать ситуацию несколько раз.

3. Динамическая пауза «Гусаки».

Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения,и слова:

Идут леском Движения по тексту стихотворения.

Гусак за гусаком.

Гусак на гусака.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1) Игра «Узнай насекомое».

Учитель-логопед:

– Поиграем с насекомыми. Я буду произносить звуки, которые издаёт то или иное насекомое, а ты угадаешь, кто это.

– Ззззззз… (комар).

– Ссссссс… (сверчок).

– Ззззззз… (муха).

– Жжжжжжж… (жук).

– Ззззззз… (пчела).

2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [с]».

Учитель-логопед:

– Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [с]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [с], хлопай в ладоши.

– Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

– Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [с])

– Насекомым пора лететь домой. Попрощайся с ними.

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах» Тема:Звук [Ц] Этап:АвтоматизацияЦель:Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах. Задачи:1. Образовательная: • Автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях» Цели: 1) Коррекционно-образовательные: – закрепление правильного произношения звука [Ш]; – обучение определять наличие и место звука [Ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста «Автоматизация звука [р]» МБДОУ №57 г. Ковров, Владимирская область Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста: “Автоматизация.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели : 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука «Л» в Словах и Предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Разработала: учитель.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание Образовательные: – закрепить правильное произношение.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука (С) изолированно, в слогах, словах

Аннотация: Цель: Автоматизация звука С в словах и предложениях

Статья:

Цель: Автоматизация звука С в словах и предложениях.

Задачи: закреплять умение образовывать множественное число существительных, умение согласовывать числительные с существительными, умение согласовывать местоимения «мой», «моя» с существительными; закреплять умение составлять предложения по картинке.

Планируемые результаты занятия: правильное произношение звука С в словах и предложениях.

Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, игровой картинный материал, звуковые дорожки, зеркало.

1. Организационный момент. (2-3 минуты). Логопед: — Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними. Здравствуйте, мы рады видеть Вас у нас в гостях! Логопед: — Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит,

Он под снегом тоже спит. Логопед: — Скажи, пожалуйста, какой звук я выделила голосом? (звук С). Верно. Сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука С. 2. Основная часть. (15 минут). Анализ артикуляции. Логопед: — Давай вспомним, как мы произносим звук С. Что происходит с губами? Губы растянуты в улыбке? Зубы видно? Да. Рот немного открыт. А где расположен язык? Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка – желобок, по которому идет сильная холодная струя воздуха.

Артикуляционная гимнастика. Логопед: — А для начала подготовим наш язычок и выполним упражнения перед зеркалом. «Улыбка» — губы растягиваем в улыбке, рот закрыт, губы сомкнуты. «Трубочка» — вытягиваем сомкнутые губы вперед трубочкой. «Лопатка» — расслабленный язычок кладем на нижнюю губу. «Горка» — открываем рот, язычок упирается в нижние зубы, выгибаем язычок горкой. «Непослушный язычок» — кладем язычок на нижнюю губу и пошлепываем его губами, произнося при этом пя-пя-пя.

Автоматизация звука С изолированно и в слогах. Игра «Дружные звуки» Логопед: — перед тобой лежат дорожки, проведи по ним пальчиком произнося звук С. Логопед: — хлопни в ладоши когда услышишь звук С (СА-ШУ-НУ-СО-МО-КУ-СИ-ЛУ-ПА-СЫ-ФИ-СЭ).

Автоматизация звуках С в словах и словосочетаниях. Игра «Один-много». Логопед: — Посмотри, у меня на картинке изображена сумка (сова, сундук и т.д.), а у тебя? (сумки, совы, сундуки). Игра «Кого нет?» Логопед: — Я переворачиваю картинку, а ты скажи кого не стало. (собаки, совы, самолетов, сараев). Игра «Скажи, сколько?» Логопед: — Выбери карточку и скажи сколько предметов на ней изображено. Игра «Подели игрушки» Логопед: — Давай поможем Ане и Ване разделить свои игрушки и убрать их по полкам. Ане отдай игрушки, про которые можно сказать «моя», а Ване «мой» (моя кукла, моя лошадка, мой самолет, мой робот).

Физ. Минутка. Логопед: — Я предлагаю тебе немного размяться. Вышел зайчик на крылечко, (поочередно меняем положение пальцев «колечко») На крыльце нашел колечко, А колечко не простое, Блестит словно золотое. Автоматизация звука С в предложении. Логопед: — Посмотри на картинки и ответь на вопросы: — Где растут сливы? (сливы растут на дереве) — Где сидит малыш? (малыш сидит в коляске) — Где стоит коляска? (коляска стоит перед деревом) — Где сидит сова? (сова сидит в дупле) -Где летают снегири? (снегири летают над снеговиком) — Где стоит снеговик? (снеговик стоит перед сосной). Логопед: — Молодец. А сейчас давай вспомним с какими словами мы составляли предложения.

– Наше занятие закончилось. Молодец, ты справилась со всеми заданиями.

Скажи, какой звук мы продолжали учится правильно произносить?

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [С] изолированно, в слогах, словах

Аннотация: Занятие на автоматизацию звука [С] изолированно, в слогах, словах. Авторские стихи, чистоговорки. Творческий подход.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [С] изолированно, в слогах, словах (старшие и подготовительные группы).

Тема: «Друзья звука [С]»

  • Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах.
  • Закрепить правильное произношение звука С изолированно, в слогах, словах.;
  • Дать характеристику и правильную артикуляцию звука (С);
  • Развивать моторику артикуляционного аппарата;
  • Продолжать правильно формировать длительную направленную воздушную струю;
  • Развивать умение понимать обращенную речь;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Развивать общую моторику;
  • Закреплять умение ребенка определять место звука в слове;
  • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия;
  • картинки с артикуляционной гимнастикой;
  • картинки или игрушки: снеговик, собака, сова;
  • картинки со звуком (С).

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Скажи, какой одинаковый звук ты слышишь в словах? Снеговик, собака, сова.

– Правильно, молодец. Сегодня мы с этим звуком позанимаемся. А снеговик, собака и сова- это добрые друзья звука С.

2. Артикуляционная гимнастика вместе с мудрой совой.

– Мудрая сова приготовила для тебя картинки. Давай посмотрим и выполним гимнастику для язычка.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!

«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

«Улыбка»

Подражаем мы лягушкам
Тянем губки прямо к ушкам.

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

3. — А собачка тоже хочет с тобой поиграть. Покажи, как собачка злится, радуется, боится. Хорошо, молодец!

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Изолированное звучание звука (С).

– Давай вспомним, как работает насос? С-С-С-С. Какой звук С? (согласный, твердый, глухой, свистящий)

– А как работают губки, зубки, язычок? (губы в улыбочке; зубки – заборчиком; язычок за нижними зубами; воздушная струйка холодная, сильная)

5. Автоматизация звука (С) в слогах.

Игра «Пальчики здороваются».

Пальчики соединяем с большим и на каждый пальчик произносим:

са — со – су – сы – сы — со — са — су – аса – осо — усу – ысы – ас – ос – ус – ыс – эс

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Собачка приготовила для тебя картинки. Посмотри внимательно и назови те картинки, в названии которых есть звук С. (цветок, сани, совок, лошадка, нос, стол, кукла, миска, кошка, каска и тд…). Давай с тобой определим место звука в слове ( вначале, середине, конце) и красиво назовем слова.

7. Физминутка.

– Давай немного отдахнем и сделаем зарядку.

Вот и зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка, плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
А теперь мы улыбнемся
И к занятию вернемся!

8. Чистоговорка на звук С.

– А снеговик приготовил для тебя чистоговорку собственного сочинения.

  • СА-са-са – слепили мы снеговика.
  • Ас-ас-ас- снеговик наш просто класс.
  • Ос-ос-ос- он даже выстоит в мороз.
  • Сы-сы-сы- ему приклеим мы усы.
  • Ас-ас-ас- веселый снеговик у нас.

9. — Наше занятие подошло к концу. С каким звуком мы сегодня играли? А кто друзья снеговика? А в какие игры они с тобой играли. Ты молодец! Дома выучи чистоговорку про «Снеговика».

Волженина Т.П.,
логопед 2-й категории

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “Одежда”

Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

Игровое упражнение «Что я загадала?» – она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.

Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»

платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …

шуба из меха – … сарафан из ситца — …

перчатки их кожи — … свитер из шерсти – ….

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.

– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

– Пальто из драпа (какое?) – драповое.

– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один – много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,

– У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:

– О чём можно сказать два?

– Два платья, два пальто, два плаща…

– О чём можно сказать две?

– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Упражнение “Назови и покажи” (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;

Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка пальто – куртка –

Пиджак – блуза – рубашка –

Футболка – майка – брюки –

Шорты – костюм – юбка –

Платье – носки – колготки –

перчатки – варежки – шарф –

комбинезон – рукав – карман –

Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,

– У мамы платье, а у Тани … платьице.

– У мамы кофта, а у Тани … .

– У мамы брюки, а у Тани … .

– У мамы куртка, а у Тани …

«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;

один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….

Упражнения для развития навыков звукового анализа

Упражнение “Назови первый звук в слове”

Упражнение “Какой звук в слове последний?”

Упражнение “В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)

Подвижные игры

Платье

Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

Пальчиковая гимнастика для детей средних групп

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика для детей старших групп

Гномики-прачки

Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,

Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.

Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.

Их стирать мы тоже будем.

Загадки про одежду

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом –

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте –

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Колготки, брюки)

По рубашке бежит –

На груди лежит. (Галстук)

Что сейчас наденем смело,

Чтоб горло не болело? (Шарф)

Чтобы ушки не замерзли,

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба? (Шапка)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба)

Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

Стихотворения для автоматизации в речи звуков

Пижама ( звуки Ж, Л)

Мама мне купила.

А на ней жирафы,

Ежи и крокодилы.

Жирафы шею тянут —

Вот-вот листок достанут.

Будут листики жевать —

Как же мне в пижаме спать?

Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)

Брюки из вельвета

Есть карманы, поясок,

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился —

Два часа в песке трудился!

О вельветовые брюки

Часто вытирал он руки.

Юбка (звуки С, Ш, Ж)

Катя шепчет: — Наряжусь

И в новой юбке покружусь.

Платье (звуки Л, Р)

Платьице у Кати —

Есть на новом платье

Бантики и рюшки.

Ахнут все подружки.

Не бывает лучше.

Брюки — мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души —

Так рубашки хороши.

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)

Читайте также:  Словарь по лексическим темам с упражнениями
Ссылка на основную публикацию