Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука (л)

Индивидуальное занятие “Постановка звука Л”

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: Звук «Л», постановка.

активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционного уклада звука «л»;

развитие фонематического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

учить правильному произношению звука «л» изолированно, опираясь на слуховой и зрительный контроль;

учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем: последовательность закрепление кирпичиков LEGO между собой, для создания конструкции; развитие мелкой моторики;

воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность, навыки контроля и самоконтроля .

Оборудование: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, ЛЕГО-конструктор , образец «Пароход», дидактическая игра «Собери ракушки»

Ход занятия

11.Организационный момент. Сообщение темы занятия.

– Здравствуй! Познакомься. Это капитан Антошка. Он приглашает тебя в путешествие по морю. На чём мы будем путешествовать. Правильно – на пароходе и мы его с тобой построим из ЛЕГО.

Сегодня мы будем учиться слышать, находить среди других звуков, слогов, в словах и произносить звук «л». Будем стараться произносить его правильно и красиво.

2.Отработка артикуляции звука «ы». Анализ конструкции.

– Давай вспомним, как гудит пароход, когда он отчаливает от пристани. Нужно прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы». Так гудит пароход. Давай погудим и покажем пароход: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму парохода.

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

– Рассмотри конструкцию парохода. Сколько деталей ЛЕГО понадобиться? Сколько маленьких? Сколько самых больших? Сколько еще нужно кирпичиков ЛЕГО? (Ребёнок отбирает нудные детали по зрительному образцу.)

– Ты подготовил все необходимые детали, чтобы построить пароход.

3. Артикуляционная гимнастика

– Давай подготовимся к путешествию как следует, выполним артикуляционную гимнастику. За каждое правильно выполненное упражнение ты получишь деталь парохода.

Возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Улыбка). Давай напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (Упражнение «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как переносим качку (Упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Бегом на причал (Упражнение «Индюк»).

Ты чётко выполнил все упражнения и можешь приступить к работе с конструктором.

4.Развитие мелкой моторики. Работа с конструктором ЛЕГО.

Ребёнок по предложенному образцу строит пароход.

-Что у тебя получилось? (Пароход.)

5. Координация речи с точными выразитель­ными движениями и жестами

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». «Смелый капитан» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)

Я на мостике стою

и бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

и от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал.

6. Постановка звука «л».

На картинке 1 путь движения парохода. Предлагаю отправиться в путь: губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). Одновременно ведём пальчиком – «пароход гудит».

7. Произнесение изолированного звука

– Пароход приплывает к пристани. (Язык отрываем от зубов – слышим звук «л»).

– Какой звук ты услышал? («л»)

8. Анализ артикуляции

– Скажи, когда мы произносим звук «л» в каком положении находятся губы? (Приоткрыты). А где находится язычок? (Язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (Работает).

9. Дыхательно-голосовое упражнение «Пароход гудит»

Закрепление изолированного звука «л».

– Капитану очень понравилось, как ты управлял пароходом. Давай проплывём ещё раз. Когда пароход далеко от пристани, как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Когда близко – громко. Произнеси звук «л» длительно на одном выдохе с изменением силы голоса. (Далеко. Близко)

10. Развитие фонематического слуха

– Выйдем на берег. Как здесь много комаров. Лови только тех, кто гудит «Л». (Ребенок хлопает, когда услышит звук «л».)

Речевой материал: Н, М, Л, Р, Л, В, Л, С, Л.

– Топни, если услышишь звук «Л» в слогах.

Речевой материал: ЛА – НУ – РА – МА – МУ – ВА – ЛЫ – ЛО.

– Давай на память соберём ракушки. Только брать можно те, в которых прячется звук «л».

Речевой материал: солнышко, песок, стул, облако, ладонь, вода, лодка, чайка, пирамидка, груша, лампа, рыбка, рак.

-Нам пора возвращаться. Поднимемся на борт Дадим прощальный гудок. (л-л-л).

– На борту нашего парохода собралось немало вещей. Лишними будут те слова, в названии которых нет звука «л». Давай поиграем в игру «Четвертый лишний».

ложка, компас, лопата, мыло;

глобус, ласты, доски, одеяло.
11. Итог занятия:

– Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берём курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня? [л].

-Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. И заслужил медаль «Молодец». Наше занятие окончено.

1.Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях . Альбом для дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Л

Успешная социализация невозможна без правильной речи. Над красотой речи необходимо работать с детского возраста. Очень часто у детей возникают проблемы с произношением Л. Взрослому человеку кажется, что произносить этот звук просто. Однако дети получают навык проговаривания фонемы только к 6 годам. В статье рассказывается, когда требуется логопедическая постановка звука Л, перечисляются подходящие логопедические упражнения.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Артикуляционные упражнения

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

  1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
  2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
  4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
  5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
  6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Ошибки при попытке произнести звук

При постановке фонемы некоторые дети делают ошибки, сводящие на нет эффективность занятий. Чаще всего ошибки обусловлены неправильным положением речевых органов, но с этой проблемой несложно справиться.

Тренировки могут не давать результата, потому что:

  • язык находится слишком глубоко во рту, поэтому произносится «Ы» (не «лук», а «ыук»);
  • губы ставятся неправильно, из-за чего звучание искажается;
  • при проговаривании делается вдох (при щёчном произношении слышится «Ф», при носовом – «Н»);
  • происходит замена на уже отработанный «Р» (не «булка», а «бурка»).

Постановка звука Л по подражанию

Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:

  • губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
  • конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
  • воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.

Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.

Логопедическая постановка звука Л

Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:

  • тренировка артикуляции;
  • развитие речевого дыхания;
  • автоматизация произношения.

Каждый перечисленный приём необходимо включать во все проводимые дома занятия. Причём нужно учитывать, что дети до 4 лет не должны тренироваться дольше 20 минут, дети 4 – 6 лет – дольше 25 минут.

Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:

  • делать короткий секундный вдох;
  • затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.

Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:

  • играть с вертушкой;
  • «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
  • «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
  • угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
  • вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.

Так же, Вам возможно будет интересно ознакомиться как в домашних условиях научиться выговаривать звук Р.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

  1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
  2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
  3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
  4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
  5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.
Читайте также:  Осень - план-конспект НОД

Автоматизация звука Л

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:

  • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
  • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
  • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

  • прямых – ля, лю, ле, ли;
  • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
  • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

4. Логопедические карточки со звуком Л.

Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

Индивидуальная работа по автоматизации звука Л
план-конспект занятия по логопедии

Индивидуальная работа по автоматизации звука Л

Скачать:

ВложениеРазмер
individualnaya_rabota_po_avtomatizatsii_zvuka_l_ryazanovoy_a.r.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

по автоматизации звука [Л]

учителя-логопеда МКДОУ № 5

Рязановой Алины Рифгатовны

  1. Образовательная область: речевое развитие.
  2. Тема: «Пчёлка Лола»

3. Программное содержание:

Цель: автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

– закрепить зрительный образ буквы «Р».

-воспитывать интерес к занятию через игровые моменты.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счё та : кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок : ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

1. Организационный момент . Упражнение «Доброе утро».

Логопед: Здравствуй, Злата. Пожелаем себе и окружающим доброго утра.

Злата: Доброе утро!

Логопед: Я хочу пожелать, чтобы у тебя сегодня было доброе утро, хорошее настроение.

Логопед: Посмотри на улицу, на нас смотрит солнце. Какое настроение?

Логопед: Изобразим радость.

Откуда не возьмись, набежали тучки.

Снова солнце засияло

– Сегодня к нам пришёл гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Логопед: Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Лола. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела поиграть с тобой в разные игры.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и сделай упражнение.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем лодку мы держать.

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Изолированное произнесение звука [л], характеристика звука.

Логопед: Произнесём любимый звук пчёлки Луши: ЛЛЛ.

Обсуждение артикуляции звука: Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.

Логопед: Звук [л] какой? Дай характеристику звуку.

Злата: Звук [л] – согласный, потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий, твёрдый.

Автоматизация звука [Л] в слогах .

Логопед: Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.

Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.

Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Злата : Посмотри на картинки (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло) .

Про что можно сказать белые…

Злата: ландыши. Белые ландыши.

Злата: клоун. Весёлый клоун.

Злата: мыло. Голубое мыло.

Злата: белка. Ловкая белка.

Злата: подсолнух. Жёлтый подсолнух.

Формирование фонематических представлений.

Логопед: Как много цветов растет на лужайке. Лола летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик, гладиолус, анютины глазки).

Злата: колокольчик, ландыш, анютины глазки, гладиолус.

Логопед: Здорово у тебя получилось. Предлагаю пчёлке пальчиковую гимнастику показать.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали пчёлки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей». Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.))

Д/ Игра «Где спрятался звук» (формирование звукового анализа).

Логопед: Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит?

Логопед: Да, тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах: начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.

(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал, ).

Злата: ответы полным предложением. Ласточка, звук [л] в начале слова, прикрепим к этому цветку и т.д.

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

Логопед: Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Сколько чего?

Злата: одно яблок о, две куклы, пять ландышей.

Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Логопед: Подруга Лолы девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам).

Злата: Алла шила. Алла вязала. Алла играла. Алла копала. Алла купалась.

Логопед: Лола решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Злата: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Злата: Стул упал на пол.

Логопед: Футбол уехал на папу.

Злата: Папа уехал на футбол.

Логопед: Лопатка взяла Ладу.

Злата: Лада взяла лопатку.

Логопед: Кукла купила Лушу.

Злата: Луша купила куклу.

Логопед: Белый платок надел Аллу.

Злата: Алла надела белый платок.

Развитие мелкой моторики.

Логопед: На письме звук [л] обозначается буквой -Л-

Сделаем пчёлке подарок, попробуй сконструировать ее любимый звук из элементов (на диске написана буква Л, предлагается из пластилина выложить жгутики и на жгутики выложить бусины или пуговицы)

Логопед: Здорово у тебя получилось! Лола очень довольна.

– Наше занятие подошло к концу. Какой звук ты старалась проговаривать? (Учились правильно произносить звук [Л]) . Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л].

– Пора прощаться с пчелкой. Лола благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты индивидуальных занятий с использованием песочной игротерапии.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: “Автоматизация звуков в словах и фразах” Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую.

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука.

предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных.

Открытое индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах для учителей-логопедов ДОУ.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку.

Индивидуальная работа по автоматизации звука Р.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

Перспективный план по коррекции и постановке звуков

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков»

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С» «З» «Ц» «С*» «З*»

Цель занятия

Подготовительный этап постановки звука «С»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Постановка звука «С»

Постановка звука «С»

Автоматизация звука «С» в прямых слогах

Автоматизация «С» в обратных слогах

Автоматизация звука «С» в слогах со стечением согласных звуков

Автоматизация звука «С» в словах со стечением.

Постановка звука «З»

Автоматизация звука «С» в словах и словосочетаниях.

Постановка звука «З»

Автоматизация звука «С» в предложениях.

Автоматизация звука «З» в прямых слогах.

Автоматизация звука «З» в обратных слогах.

Автоматизация звука «З» в чистоговорках и словах.

Автоматизация звука «З» в предложениях и связной речи.

Постановка и автоматизация звука «Ц» в прямых слогах

Автоматизация звука «Ц» в обратных слогах

Автоматизация звука «Ц» в словах и предложениях

Постановка звука «С*» и автоматизация в прямых и обратных слогах

Автоматизация звука «С*» в словах и предложениях

Дифференциация звуков «С-З» и

Дифференциация звуков «Ц- С»

Упражнения на дыхание: «Цветок распускается» (А-А-А-А…)

«Холодный ветер» (выработка холодной струи).

– Язычок ищет щелочку в заборе

3. Развитие фонематического восприятия Д/И «Поймай звук «С»»

4. Игра на развитие памяти

Развитие силы выдоха- игра с мыльными пузырями

3. Развития фонематического восприятия «Поймай звук «С» в слогах, словах»

4. Игра на развитие внимания.

Развитие силы выдоха: «Чей листик дальше улетит?», «Задуй свечу» (с фонариком).

– Накажи непослушный язычек

– Малыш учится произносить «И»

3. Развития фонематического восприятия «Найди предмет со звуком «С»

4. Анализ и синтез. «Определи место звука в слове: сова, лес, нос, коса, усы.

Упражнения на дыхание: «Буря»-выработка направленной струи (с горлышком бутылки), «Погаси свечу»

-Веселый клоун (и-хи)

3. Постановка звука «С» по показу, с механической помощью, от «Т» и т.д.

4. Развитие фонематического восприятия (слова близкие по звучанию, с опорой на картинки): мишка-миска, кашка-каска и т.д.

«Овощи и фрукты» (со звуком «С»)

Развитие силы выдоха «Ветерок качает листок» (дуть на высунутый язык)

-Веселые дети (Ихи-Ихи)

– Песенка ослика (И-С)

3. Постановка звука «С»

4. Развитие фонематического восприятия «Помоги разложить картинки».

– Язычок через щелочку в заборе

– Язычок лежит на донышке

– улыбка и «донышко»

2. Автоматизация «С» в прямых слогах:

«Падают снежинки»- СА-са-са…

«Лепим снежки»- сы-са-сы-са…

4.Анализ и синтез. Определение первого звука в слоге, слове.

Сколько звуков в слоге «СА»,

5.Отстукивание слов «сок, сумка, самосвал»

Игра на развитие памяти и внимания

2. Автоматизация «С» в обратных слогах:

– слоги ис-ис-ис, ас-ас-ас, ос-ос-ос.

3. Анализ и синтез обратных слогов: «Что получится, если я дам тебе звук «А», а затем «С»?», «Какой звук первый «ЫС»?, какой второй?.

Составление слогов «ИС, ЫС, АС, ОС» из букв разрезной азбуки.

4.Развитие фонематического восприятия «Малышкина школа» (С-Ш)

Упражнение на развитие дыхания и фонацию: «Лиса учит лисят говорить» (ысы- ысы, аса-аса, асу-асу) – с разной интонацией.

Автоматизация «С» в слогах: «Нарисуй пальчиком волны и спой песенку»- ста-сто- сты

3. Чтение слогов «УС, СУ, ОС, СО»

4. Развитие фонематического восприятия «Разложи картинки по звукам».

Работа над голосом и мимикой: « Разговор Носорого и Слоненка»:

-Сфа- сфо, сфу- сфы (удивленно)

– Сла- сло, слу- слы (С опасением)

– Сла- сло- слу, сба- сбо- сбы (печально)

– спа- спо, спу- спы- спа! (радостно)

– асма-аста, аспа- асфа (разочарованно):

«Жонглеры»- подбрасывая мяч, произносить слоги.

Автоматизация «С» Д/И «Закончи слово», «Послушай и повтори правильно»

Постановка звука «З» по показу (горлышко гудит)

Развитие фонематического восприятия. Игра «Лови мяч, если услышишь звук «З»»

2. Автоматизация «С». Д/И «Произнеси правильно»( по картинкам)

Д/И « Придумай 10 слов со звуком «С»»(с мячом).

Д/И «Подбери пару»

(сосновый….лес, сладкий….сахар, чистая ….посуда, ясное… солнышко…)

Анализ и синтез. «Назови 1-й звук, место звука «С» в слове» (барс, аист, рысь, скунс, кот)

Упражнение на развитие длительного выдоха «Комарики летят и звенят (З-з-з)»

Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь комарика в слогах».

Автоматизация звука «З» в слогах :

-«Повтори за мной» (за- зо- зу- зы, зда- здо- зду- зды)

– «Закончи слово» ва-за, гла- за, гро- за, моро- зы, бере-зы.

4. Автоматизация звука «С» : «Составь предложения из 2-х предложенных слов» – стол- стоит, сова- спит, собака- кусаться, суп- остыл.

Задание «Повтори правильно».

Д/И «Дарим подарки Зине и Соне».

Упражнение на дыхание «Большой и маленький комарик»(длительный, плавный выдох)

Анализ и синтез. «4 лишний»- зима, земля, зеленый, козел.

Определение 1-го звука в слове (зайка, зонт, змея), разделить слова на слоги.

Чистоговорки на звуки «З», «З*»

Упражнение «Замени 1-й звук в слове на звук «З»»: губы- зубы, двери- звери, дуб- зуб

Упражнение « Раздели слова на слоги, выдели одинаковый слог в словах» (музыка, козырек, пузырек, казаки, фазаны, вокзалы)

Д/И «Придумай 10 слов со звуком «З»»

Пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития координации речи с движением. «Стихи» (по показу).

Знакомство с предлогами (ЗА, ИЗ- ЗА)

Упражнения: «Роботы» (выполнение инструкций), «Вставь нужный предлог в предложение»

Анализ и синтез:

– выдели 1-й звук в слове

-сколько слов в предложении

Вот Зина. У Зины зонт.

Упражнение на дыхание «Подуй на вертушек отрывисто, сильно, долго, тихо….»

Постановка звука «Ц» по показу. «Погрози пальчиком Ц-Ц-Ц»

Автоматизация «Ц» :Упражнение «Закончи слово»

Дворец, молоде-ц, певец-ц, продаве-ц.

Води-ца, кури-ца, ули-ца

Д/И «Большой- маленкий»

Дерево- деревце, блюдо- блюдце и т.д.

Развитие дыхания «Сильно, отрывисто, плавно» (с вертушком)

Автоматизация «Повтори за мной» ЕЦ, ЯЦ, УЦ, ИЦ.

Формирование навыка словообразования Д/И «Кто это?»

Продает- продавец, поет- певец, плавает- плавец, борется- борец.

Игра на развитие памяти, внимания

Развитие речевого слуха и внимания «Послушай сказку и назови все слова со звуком «Ц»»

ЦИРК, ЦЫПЛЕНОК, ЦИФРА, ОГУРЕЦ

3.Д/И «Во что положим?»

Хлеб можно положить в хлебницу, сахар-…, конфеты-…, пепел-…, мыло-…

Формирование навыка словообразования «Назови женскую профессию»

Чистоговорки на звук «Ц»

Упражнение «Отгадай загадку, назови 1-й звук, раздели слово на слоги»

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Упражнение на дыхание «Чайник закипел – ТС-С-С-С, маленький чайник тс*-с*-с*-с*»

Развитие фонематического восприятия «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С*»»

Упражнение «Повтори правильно»

СЯ-СЯ-СЯ СЮ-СЮ-СЮ СЮ-СЯ-СЮ

УС*-УС*-УС* АС*-АС*-АС* ОС*-ОС*-ОС*

Упражнение «Закончи слово»

Гу-сь, ло-сь, ду-сь, лю-сь и т.д.

Д/И «Большой- маленький»

Нос- носик пес- песик кокос- кокосик

Насос- насосик колесо- колесико сосна- сосенка

Упражнение «Повтори за мной слово»

ЛОСЬ, ГУСЬ, ВЕСЬ, НОС.

Знакомство с предлогами «С и СО» , упражнение «выполни команду», «Вставь нужный предлог в предложение»

Скороговорка «У осы не усы, не усища, а усики».

1.Д/И «Скажи наоборот»

СА- за зу-…су со-…зо и т.д.

Д/И «Закончи слово нужным слогом «СЫ, ЗЫ»»

Ва…., но…. ко…. та……, бу…. ча…….

Д/И «Помоги Зине и Симе разложить вещи»

Анализ и синтез. Определение 1-го звука в слове, деление слова на слоги.

!. Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С»»

Д/И «Закончи слово нужным слогом «Ца», «СА»»

Мельни…, кузни…, умни…, колба…, актри….

САНКИ, ЦИРК, СУП, СОК.

Д/И «Кто больше слов назовет со звуком «Ц», «С»»

Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №43 «Цветочный город»

Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука.

Старшая , подготовительная группы.

Цель: научить правильно произносить звуки, закрепить это произношение в самостоятельной речи.

развивать подвижность артикуляционного аппарата.

постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль.

автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи.

развитие внимания, памяти.

Тема, Цель занятия

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Вкусное варенье, Чистим зубы, Качеля, Ириска,Маляр,Лошадка,Грибок.

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений

Отметить успехи ребенка в работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ч»

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука Ч

– показ артикуляции перед зеркалом

– показ профиля данного звука

– показ положения языка кистью руки

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук Ч

Правильное произнесение изолированного звука

– вызывание звука Ч от упражнения «паровоз» быстро произносим «ч-ч-ч», сильно выдыхая воздух последний раз.

Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4.«Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель:автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука Ч в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука Ч в слогах.

Чистоговорки, повторение за логопедом слоговых рядов.

– упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

5. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель:автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука Ч в потоке слов

Повторение за логопедом трех слов, назови 4-5 слов по памяти;

– упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности

– «Отхлопать ритмическую структуру слова»

– «Подобрать слово на заданный звук.

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель:автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука Ч в предложениях

– Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

– игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук Ч)

– произношение звука Ч в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

– упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель:закрепление звука Ч в речи

Чистота и легкость произношения звука Ч в самостоятельной речи

На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный

Отметить положительные стороны работы ребенка,

Тема, Цель занятия

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка»

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.

Отметить успехи ребенка в работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р,Рь

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении

– показ артикуляции перед зеркалом

– показ профиля данного звука

– показ положения языка кистью руки

Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус».

Успешность выполнения предлагаемых упражнений

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук Р,Рь

Правильное произнесение изолированного звука Р,Рь

– вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.

– постановка звука Р,Рь

– механическая помощь при постановке звука: вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя), при одновременном произношении звука д-д-д

Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4. «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель:автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука Р,Рь в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука Р,Рь в слогах.

Чистоговорки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

– упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

5. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель:автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука Р,Рь в потоке слов.

Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка.), назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

– упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

– «Отхлопать ритмическую структуру слова»

– «Подобрать слово на заданный звук, слог»

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель:автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука Р,Рь в предложениях

– составить предложения в которых будет много звуков Р,Рь

– Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

– игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук Р,Рь

– произношение звука Р,Рь в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

– упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель:закрепление звука Р,Рь в речи

Чистота и легкость произношения звука Р,Рь в самостоятельной речи

– составление рассказа по серии сюжетных картинок

– придумывание рассказа по началу

На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный

Тема, Цель занятия

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Чистим зубы, Лопата,Вкусное варенье, Маляр,Лошадка.

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений

Отметить успехи ребенка в работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Л

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука Л,Ль

– показ артикуляции перед зеркалом

– показ профиля данного звука

– показ положения языка кистью руки

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук Л,Ль

Правильное произнесение изолированного звука

– вызывание звука Л,Ль от упражнения «паровоз» быстро произносим «л-л-л», сильно выдыхая воздух последний раз.

Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4.«Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель:автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука Л,Ль в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука Л,Ль в слогах.

Чистоговорки, повторение за логопедом слоговых рядов.

– упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

5. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель:автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука Л,Ль в потоке слов

Повторение за логопедом трех слов, назови 4-5 слов по памяти;

– упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности

– «Отхлопать ритмическую структуру слова»

– «Подобрать слово на заданный звук.

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель:автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука Л,Ль в предложениях

– Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

– игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук Л,Ль

– произношение звука Л,Ль в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

– упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель:закрепление звука Л,Ль в речи

Чистота и легкость произношения звука Л,Ль в самостоятельной речи

На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный

Отметить положительные стороны работы ребенка,

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Комплексное логопедическое занятие с элементами обучения грамоте в 7-м классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаю конспект группового комплексного логопедического занятия для воспитанников коррекционной школы. Так же это занятие можно использовать и в индивидуальной работе с обучающими со сложной возможностями здоровья.

Тема: «Звук и буква А, О, Е, У, П, К, Т, Б».

  • уточнять, закреплять представления о букве (звуке).
  • развивать слуховое и зрительное восприятия;
  • уточнять произношение звуков;
  • укреплять двигательные возможности артикуляционного аппарата;
  • развивать голос и речевое дыхание, голосовые модуляции;
  • развивать элементарные навыки звукового анализа;
  • активизировать речевые и неречевые навыки общения.
  • коррекция нарушений общения.
  • картинки с изображением животных – кот, петух, собака, осёл;
  • магнитная доска с буквами, карточки с буквами и словами,
  • индивидуальные комплекты наборов с буквами (4 штуки), буквы-пазлы,
  • магнитофон, аудиозапись кассеты №1 пальчиковые игры «10 мышек», видеофильм «Бременские музыканты»,
  • кроссворд,
  • настольное зеркало — 4 шт.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Кто-то нам прислал видеописьмо. Давайте его посмотрим.

Показ (звучание) фрагмента из музыкальной сказки «Бременские музыканты».

2. Сообщение темы занятия.

– Теперь понятно, от кого письмо. Это герои сказки «Бременские музыканты» – ОСЁЛ, ПЕТУХ, КОТ, СОБАКА (вывешиваются картинки с изображением и карточки-слова с названием животных). Они помогут нам вспомнить и закрепить знания о буквах. А о каких, мы сейчас узнаем.

На парте у каждого лежит конверт с буквами.

Логопед вместе с учащимися находит нужную букву в словах-карточках и прикрепляет её под такой же буквой в названии животного (героя сказки).

Полученный ряд букв определяет тему занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Звучит аудиозапись Е. Железновой «10 мышек».

4. Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы хорошо произносить буквы, надо подготовить их к работе. Выполняются упражнения («Улыбка», «Трубочка», «Бублик»).

Дидактическая игра «Песенка звуков» (распевка с движениями: а-а-о-о-у-у-и т.д.) Все буквы пропеваются на выдохе.

Карточки с упражнениями-стихами.

5. Составление слогов из изученных букв.

– Наши герои дружные, живут весело, и не любят, когда кто-то скучает. Они предлагают подружиться и нашим буквам.

Используются буквы-пазлы (большой мягкий алфавит). Вставляются буквы в подходящие пазлы.

Буква П подружилась с буквой А, получился слог ПА.
Буква Б подружилась с буквой О, получился слог БО.
Буква К подружилась с буквой Е, получился слог КЕ.
Буква Т подружилась с буквой У, получился слог ТУ.

6. Динамическая пауза (снятие нервно-психического напряжения).

Звучит песенка разбойников из сказки «Бременские музыканты».

Учащиеся выполняют доступные произвольные движения под музыку.

7. Составление слов.

– Мы отдохнули, подвигались, да так, что буквы из наших слов выпали. Давайте найдем их и поставим правильно.

Дидактическая игра «Буквы потерялись». (О-Е-А-У-П-Б-Т-К)

– Найди место букве в слове правильно.

СО_АК_ (Б-А)
П_Т_Х (Е-У)
_СЁЛ (О)
КО_ (Т)

– Какие слова получились? Да это же названия наших друзей!

Осёл, собака, кот, петух.

8. Подведение итогов занятия.

– Скажем спасибо героям сказки «Бременские музыканты», которые помогли нам на занятии вспомнить и подружить буквы.

Показ (звучание) фрагмента из музыкальной сказки «Бременские музыканты».

– А теперь ещё раз повторим наши буквы: А, О, У, И, Е, Я.

Куценко Ольга Адольфовна,
учитель-логопед,
ГОБОУ Мурманская КШИ №1

Ссылка на основную публикацию