Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука (л)

Для педагога

Автор: Погребнова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Ягодка”
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало – Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [c].
Дата публикации: 27.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и

дифференциации звука [c].

Цель:
Относительно педагога: Коррекция межзубного сигматизма (звука [с]), преодоление замкнутости путем подбора специальных игровых упражнений, формирование устойчивости внимания. Относительно ребенка: Научиться правильно произносить звук [с], ввести его в самостоятельную речь, расширить круг своих интересов. Совместная: Достижение правильного произношения звука [с], преодоление замкнутости через игровую деятельность.
Задачи:
– закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений, – продолжать формировать правильное речевое дыхание, – учить правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию, – автоматизировать и дифференцировать поставленный звук в самостоятельной речи, – развивать коммуникативные навыки, – развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Содержание работы
Тема, цель занятия Количество часов Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Критерии оценивания результата Организация рефлексии 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие силы и направление воздушной струи Цель: развивать подвижность артикуляционных органов, формировать длительную направленную холодную воздушную струю. (1-3ч.) Выработать направленную холодную воздушную струю, Развить необходимые для постановки звука артикуляционные движения и позы. Артикуляционная гимнастика: -Подготовительные упражнения-«Забор- окно-мост-забор», затем «холодный ветер», из положения «трубочка» подуть на ватку, султанчик, бумагу, из положения «забор» положить язык на нижнюю губу, вдоль языка на его середину положить зонд и надавить до образования желобка, с силой выдуть воздух, контроль- ладонь, ватка. – Физминутка Удерживает, не удерживает позы, правильно ли направляет воздушную струю, насколько сильно. Игры с мыльными пузырями. 2. Развитие мелкой моторики Цель: Развивать мелкие движения кистей рук и пальцев (1-3ч.) Выработать четкие движения пальцев рук, выполнение инструкций. Артикуляционная гимнастика (занятие 1) – Пальчиковая гимнастика «Здравствуй пальчик» – пальчиковая игра «Считалка» – разбирание по сортам семян, мозаек – по цвету – сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные – физминутка – штриховка, рисование по пунктиру Правильность выполнения требуемых действий, точность плавность движений руки, координация движений кистей рук. Предложить раскрасить любимого сказочного героя в книжке – раскраске. Понаблюдать за выбором героя и цвета. 3. Разучить комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [c] Цель: Отработка правильных артикуляционных движений (1-3ч.) Разучить комплекс упражнений, подготовить артикуляционные органы к постановке звука [с] Артикуляционная гимнастика (занятие 1) – физминутку Комплекс арт. упражнений: -«забор-трубочка», -«лопата» – «горка» – «колесо» – «дудочка» – «качели» Следить за правильностью и способностью ребенка выполнять все упражнения Спросить у ребенка, какое упражнение тебе понравилось больше всего, а какое выполнить затрудняешься? 4. Знакомство с артикуляцией звука [c] Цель: познакомить с правильным укладом артикуляционных органов при произнесении звука [c] 1 ч. Добиться понимания ребенком правильного положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [с] Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) – дыхательная гимнастика Упр. «Сдуть снежинку», «Тепло – Холодно», «Шторм в стакане» – показ артикуляции перед зеркалом – показ профиля данного звука – показ положения языка кистью руки Правильность положения языка, губ, сила и точность воздушной струи Ребенку предлагается выбрать воздушный шарик, с нарисованным на нем «личиком» – выражающим
– пальчиковая гимнастика определенное эмоциональное состояние. Свой выбор объяснить. 5. Постановка и коррекция звука [с] Цель: поставить ребенку звук [c], добиться правильного воспроизведения звука в изолированном виде. (1 -3ч. ) Плавно без толчков, чисто, без вспомогательных движений произносить звук [с] Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) – дыхательная гимнастика (работа над силой выдоха) – постановка звука с механической помощью: 1. удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем 2. образование холодной струи воздуха. Упр. «Ледяная горка» – мимическая гимнастика (изобрази: кислый, сладкий, соленый, горький, горячий, холодный) – физминутка Упр. «Насос» Изобразить по показу логопеда шум насоса С-с-с-с-с-с Следить за силой выдоха, за правильностью произнесения звука [c] Похвалить ребенка за достижения в работе, отметить его старание, и дальнейшие успехи. 6. Автоматизация поставленного звука в речи Цель: ввести поставленный звук в слог, в слово, в предложение, развивать фонематическое восприятие. (2 -4ч.) Закрепить употребление поставленного звука в слогах, словах и предложениях, следить за правильностью произношения. Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) – дыхательная гимнастика (работа над силой выдоха) Звук в слоге: (прямом и обратном) – повтори рифмовку (у стены стоит коса, СА-са-са; Страшно вечером в лесу су-су- су; Косточку принес Барбос ос-ос-ос и т.д.) – слоговые «свистелки»: СА-су-сы; сэ-со- сы; ис-ус-ис; ос-эс-ас; – физминутка Звук в слове (в начале, в середине, в конце): – повтори каждые три слова (самостоятельно по памяти) Напр: сад-сок- сом; Сухо-сани-садик; оса-коса-лиса; косы- бусы-усы; Упр. «Замени первый звук на [с]» – дом – сом; лук – сук; танки – санки; и т.д. – пальчиковая гимнастика – упр. «Разложи картинки» (ребенок получает картинки, отбирает Постоянно вести контроль за произношением звука [с] в разных позициях, обращать на это внимание ребенка, добиваться развернутых ответов на предложенную ситуацию, стимулировать эти ответы наводящими вопросами. На каждом занятии поощрять ответы ребенка, акцентировать внимание на успехах, проговаривать необходимость устранения трудностей для достижения положительного результата. На каждое занятие ребенок должен принести любимую игрушку, и в конце занятия рассказать педагогу, чем сегодня игрушка занималась вместе с ним.
сначала те из них, названия которых, начинаются со звука [c], а затем где звук в конце) – физминутка Звук в предложении – упр. «Закончи предложения» (используя картинки) У Сони есть…(косы, бусы, санки) На суку сидит…(сова, оса, соловей) В саду стоит …(сосна, скамейка, собака) – Игровое упражнение «Чего не хватает?» Предлагаются изображения в которых чего – то не хватает, ребенок должен назвать недостающую часть. – составь предложение по двум опорным словам (Стакан – сок, снег – санки) – физминутка 7. Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Цель: закрепление поставленного звука в самостоятельной речи ребенка, развитие памяти, внимания (1-2 ч.) Активное употребление звука [с] в самостоятельной речи, выделяя его среди других звуков. Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) – дыхательная гимнастика (работа над силой выдоха) – подбор чистоговорок, скороговорок, стихотворений, рассказов на звук [c] (ребенок заучивает, пересказывает) – составление рассказа по серии и по сюжетной картинке. – инсценировки сказок – физминутки 1-2 раза – игры с пальцами 1-2 раза – игры с природным материалом 1-2 раза Следить за правильностью и дифференциацией поставленного звука в самостоятельной речи. Игра – сюрприз «Чудесный мешочек» Ребенок достает из мешочка игрушки, называет их, выбирает одну, самую понравившуюся и рассказывает педагогу, как он с ней будет играть. В итоге, педагог говорит об успехах ребенка, достижении им результата, выбранную игрушку ребенок получает в качестве подарка.

Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
Коррекционная работа проводится в течение учебного года, если рассматривать группы нарушенных звуков. – первичная – Сентябрь – промежуточная – Декабрь – итоговая – Май
Форма представления результата коррекционной работы.
Проводится анализ коррекционной работы, в начале учебного года и в конце, результаты заносятся в диагностическую карту.

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

Перспективный план по коррекции и постановке звуков

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков»

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С» «З» «Ц» «С*» «З*»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Постановка звука «С»

Постановка звука «С»

Автоматизация звука «С» в прямых слогах

Автоматизация «С» в обратных слогах

Автоматизация звука «С» в слогах со стечением согласных звуков

Автоматизация звука «С» в словах со стечением.

Постановка звука «З»

Автоматизация звука «С» в словах и словосочетаниях.

Постановка звука «З»

Автоматизация звука «С» в предложениях.

Автоматизация звука «З» в прямых слогах.

Автоматизация звука «З» в обратных слогах.

Автоматизация звука «З» в чистоговорках и словах.

Автоматизация звука «З» в предложениях и связной речи.

Постановка и автоматизация звука «Ц» в прямых слогах

Автоматизация звука «Ц» в обратных слогах

Автоматизация звука «Ц» в словах и предложениях

Постановка звука «С*» и автоматизация в прямых и обратных слогах

Автоматизация звука «С*» в словах и предложениях

Дифференциация звуков «С-З» и

Дифференциация звуков «Ц- С»

Упражнения на дыхание: «Цветок распускается» (А-А-А-А…)

«Холодный ветер» (выработка холодной струи).

– Язычок ищет щелочку в заборе

3. Развитие фонематического восприятия Д/И «Поймай звук «С»»

4. Игра на развитие памяти

Развитие силы выдоха- игра с мыльными пузырями

3. Развития фонематического восприятия «Поймай звук «С» в слогах, словах»

4. Игра на развитие внимания.

Развитие силы выдоха: «Чей листик дальше улетит?», «Задуй свечу» (с фонариком).

– Накажи непослушный язычек

– Малыш учится произносить «И»

3. Развития фонематического восприятия «Найди предмет со звуком «С»

4. Анализ и синтез. «Определи место звука в слове: сова, лес, нос, коса, усы.

Упражнения на дыхание: «Буря»-выработка направленной струи (с горлышком бутылки), «Погаси свечу»

-Веселый клоун (и-хи)

3. Постановка звука «С» по показу, с механической помощью, от «Т» и т.д.

4. Развитие фонематического восприятия (слова близкие по звучанию, с опорой на картинки): мишка-миска, кашка-каска и т.д.

«Овощи и фрукты» (со звуком «С»)

Развитие силы выдоха «Ветерок качает листок» (дуть на высунутый язык)

-Веселые дети (Ихи-Ихи)

– Песенка ослика (И-С)

3. Постановка звука «С»

4. Развитие фонематического восприятия «Помоги разложить картинки».

– Язычок через щелочку в заборе

– Язычок лежит на донышке

– улыбка и «донышко»

2. Автоматизация «С» в прямых слогах:

«Падают снежинки»- СА-са-са…

«Лепим снежки»- сы-са-сы-са…

4.Анализ и синтез. Определение первого звука в слоге, слове.

Сколько звуков в слоге «СА»,

5.Отстукивание слов «сок, сумка, самосвал»

Игра на развитие памяти и внимания

2. Автоматизация «С» в обратных слогах:

– слоги ис-ис-ис, ас-ас-ас, ос-ос-ос.

3. Анализ и синтез обратных слогов: «Что получится, если я дам тебе звук «А», а затем «С»?», «Какой звук первый «ЫС»?, какой второй?.

Составление слогов «ИС, ЫС, АС, ОС» из букв разрезной азбуки.

4.Развитие фонематического восприятия «Малышкина школа» (С-Ш)

Упражнение на развитие дыхания и фонацию: «Лиса учит лисят говорить» (ысы- ысы, аса-аса, асу-асу) – с разной интонацией.

Автоматизация «С» в слогах: «Нарисуй пальчиком волны и спой песенку»- ста-сто- сты

3. Чтение слогов «УС, СУ, ОС, СО»

4. Развитие фонематического восприятия «Разложи картинки по звукам».

Работа над голосом и мимикой: « Разговор Носорого и Слоненка»:

-Сфа- сфо, сфу- сфы (удивленно)

– Сла- сло, слу- слы (С опасением)

– Сла- сло- слу, сба- сбо- сбы (печально)

– спа- спо, спу- спы- спа! (радостно)

– асма-аста, аспа- асфа (разочарованно):

«Жонглеры»- подбрасывая мяч, произносить слоги.

Автоматизация «С» Д/И «Закончи слово», «Послушай и повтори правильно»

Постановка звука «З» по показу (горлышко гудит)

Развитие фонематического восприятия. Игра «Лови мяч, если услышишь звук «З»»

2. Автоматизация «С». Д/И «Произнеси правильно»( по картинкам)

Д/И « Придумай 10 слов со звуком «С»»(с мячом).

Д/И «Подбери пару»

(сосновый….лес, сладкий….сахар, чистая ….посуда, ясное… солнышко…)

Анализ и синтез. «Назови 1-й звук, место звука «С» в слове» (барс, аист, рысь, скунс, кот)

Упражнение на развитие длительного выдоха «Комарики летят и звенят (З-з-з)»

Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь комарика в слогах».

Автоматизация звука «З» в слогах :

-«Повтори за мной» (за- зо- зу- зы, зда- здо- зду- зды)

– «Закончи слово» ва-за, гла- за, гро- за, моро- зы, бере-зы.

4. Автоматизация звука «С» : «Составь предложения из 2-х предложенных слов» – стол- стоит, сова- спит, собака- кусаться, суп- остыл.

Читайте также:  Дифференциация звуков (Щ) - (С`) в слогах, словах

Задание «Повтори правильно».

Д/И «Дарим подарки Зине и Соне».

Упражнение на дыхание «Большой и маленький комарик»(длительный, плавный выдох)

Анализ и синтез. «4 лишний»- зима, земля, зеленый, козел.

Определение 1-го звука в слове (зайка, зонт, змея), разделить слова на слоги.

Чистоговорки на звуки «З», «З*»

Упражнение «Замени 1-й звук в слове на звук «З»»: губы- зубы, двери- звери, дуб- зуб

Упражнение « Раздели слова на слоги, выдели одинаковый слог в словах» (музыка, козырек, пузырек, казаки, фазаны, вокзалы)

Д/И «Придумай 10 слов со звуком «З»»

Пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития координации речи с движением. «Стихи» (по показу).

Знакомство с предлогами (ЗА, ИЗ- ЗА)

Упражнения: «Роботы» (выполнение инструкций), «Вставь нужный предлог в предложение»

Анализ и синтез:

– выдели 1-й звук в слове

-сколько слов в предложении

Вот Зина. У Зины зонт.

Упражнение на дыхание «Подуй на вертушек отрывисто, сильно, долго, тихо….»

Постановка звука «Ц» по показу. «Погрози пальчиком Ц-Ц-Ц»

Автоматизация «Ц» :Упражнение «Закончи слово»

Дворец, молоде-ц, певец-ц, продаве-ц.

Води-ца, кури-ца, ули-ца

Д/И «Большой- маленкий»

Дерево- деревце, блюдо- блюдце и т.д.

Развитие дыхания «Сильно, отрывисто, плавно» (с вертушком)

Автоматизация «Повтори за мной» ЕЦ, ЯЦ, УЦ, ИЦ.

Формирование навыка словообразования Д/И «Кто это?»

Продает- продавец, поет- певец, плавает- плавец, борется- борец.

Игра на развитие памяти, внимания

Развитие речевого слуха и внимания «Послушай сказку и назови все слова со звуком «Ц»»

ЦИРК, ЦЫПЛЕНОК, ЦИФРА, ОГУРЕЦ

3.Д/И «Во что положим?»

Хлеб можно положить в хлебницу, сахар-…, конфеты-…, пепел-…, мыло-…

Формирование навыка словообразования «Назови женскую профессию»

Чистоговорки на звук «Ц»

Упражнение «Отгадай загадку, назови 1-й звук, раздели слово на слоги»

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Упражнение на дыхание «Чайник закипел – ТС-С-С-С, маленький чайник тс*-с*-с*-с*»

Развитие фонематического восприятия «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С*»»

Упражнение «Повтори правильно»

СЯ-СЯ-СЯ СЮ-СЮ-СЮ СЮ-СЯ-СЮ

УС*-УС*-УС* АС*-АС*-АС* ОС*-ОС*-ОС*

Упражнение «Закончи слово»

Гу-сь, ло-сь, ду-сь, лю-сь и т.д.

Д/И «Большой- маленький»

Нос- носик пес- песик кокос- кокосик

Насос- насосик колесо- колесико сосна- сосенка

Упражнение «Повтори за мной слово»

ЛОСЬ, ГУСЬ, ВЕСЬ, НОС.

Знакомство с предлогами «С и СО» , упражнение «выполни команду», «Вставь нужный предлог в предложение»

Скороговорка «У осы не усы, не усища, а усики».

1.Д/И «Скажи наоборот»

СА- за зу-…су со-…зо и т.д.

Д/И «Закончи слово нужным слогом «СЫ, ЗЫ»»

Ва…., но…. ко…. та……, бу…. ча…….

Д/И «Помоги Зине и Симе разложить вещи»

Анализ и синтез. Определение 1-го звука в слове, деление слова на слоги.

!. Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С»»

Д/И «Закончи слово нужным слогом «Ца», «СА»»

Мельни…, кузни…, умни…, колба…, актри….

САНКИ, ЦИРК, СУП, СОК.

Д/И «Кто больше слов назовет со звуком «Ц», «С»»

Планы индивидуальных занятий. Звук «Л»

Конспекты индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука «Л»
Постановка Звука (л)
Задачи:
Учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
Формировать направленную воздушную струю.
Учить правильно произносить звук (л) с опорой на зрительный и слуховой контроль.
Учить выделять звук (л) из потока других звук
Упражнять в подборе слов-антонимов и образовании форм винительного падежа существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Вкусное варенье», «Индюк», «Пароход гудит».
3.Зимой воет вьюга: л-л-л (язык упирается в верхние зубы и гудит сердито как вьюга).
4. Пальчиковая гимнастика: на каждое название игрушки поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца. Сначала на левой руке, потом на правой:
Дед Мороз несет детишкам в своем мешке машину, мишку,
Пирамидку, пароход и винтокрылый вертолет.
Сколько всего игрушек приготовил Дед Мороз?
Налетел ветер, поднял снежинки и закружил их в воздухе: л-л-л.
5. «Поймай звук» – услышав звук (л), хлопни в ладоши: а,у,л,в,у,н,м.в,л.
6. Рисует Дед Мороз узоры на окнах: л-л-л – ребенок произносит (л) вслед за логопедом. А на что похожи узоры на окнах? Ребенок обводит изображение елочки по точкам, произнося: л-л-л.
7. Встретил дед Мороз в лесу Снеговика, а он рассыпался: собери снеговика из разрезных картинок. Побежал снеговик в лес, только ветер в ушах свистит: л-л-л. Как гудит ветер? (л-л-л).
8. Выбери предметы со звуком (л).
9. «Закончи фразу:
Снеговик не маленький, а
Он не злой, а
Ведро у него на голове не полное, а
Оно не тяжелое, а .
Нос-морковка у снеговика не короткий, а
Глаза-угольки у него не закрыты, а
Встрече с ребятишками он не сердится, а
10. Итог занятия.

Автоматизация звука (л) в слогах
Цели:
Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «л».
Продолжать учить произносить звук (л) в слогах.
Упражнять в определении наличия звука (л) в словах.
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
Учить понимать и выбирать из набора слов однокоренные слова.
Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Почистим верхние зубки», «Пароход гудит».
3. Хлопни в ладоши, услышав слова, в которых слышится слово «море»: моряк, морской, мороз, морячка, Марина, заморский, морозный, мороженое, приморье.
4.Как гудит пароход? (л-л-л).
5. «Доскажи словечко» – логопед говорит начало слова, ребенок заканчивает: ме, по, сто, сту, ба, пена, уко, журна, крокоди
6. Повтори вслед за логопедом:
ллла, ллло, лллу, лллы,
алла, элллэ, олло, уллу,
ла-ла, лы-лы, лэ-лэ с интонацией грусти,
лу-лу, ла-ла, ло-ло с интонацией удивления, вопроса
лы-лы, лэ-лэ-, лу-лу мс интонацией радости.
7. «Скажи, какое»:
Варенье из вишни (какое?)
Варенье из груш (какое?) –
Варенье из персиков –
Варенье из бананов –
Варенье из брусники –
Варенье из абрикосов –
Варенье из мандаринов –
8. Повторить вслед за логопедом слоговые цепочки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, лэ-лэ-лэ.
9. Выделить хлопком слова со звуком (л): волна, море, песок, солнышко, остров, обезьяна, облако, плавание, путешествие.
10. «Найди две похожие фигурки» (из 5-6 фигур).
11. Повтори вслед за логопедом слоги: алл, олл, уллл, ыллл, элл, илл.
12. Итог занятия.

Автоматизация звука (л) в слогах и словах
Цели:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (л).
Продолжать учить правильно произносить звук (л) в слогах и словах.
Закрепить навык выделения звука (л) из ряда слов.
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и приставочные глаголы.
Упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Почистим верхние зубки», «Пароход гудит».
3. Поливал дед репку: л-л-л (обращать внимание на правильное положение языка при произнесении (л)). Полол вокруг репки траву: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул- ыл- ал, ыл-эл-ал. А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу. Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4. Назови недостающий звук (л) и произнеси все слово:
ампа пиа сто
ожка мыо пена
ыжи паас журна
5. Спроси и ответь на вопрос:
Я милая? Милая.
Я славная? Славная.
Я веселая? Веселая.
Я послушная? Послушная.
Я смелая? Смелая.
Я ласковая? Ласковая.
6. «Поймай звук (л)» – хлопни руками, услышав в слове звук (л): лодка-ложка-кошка, палка-банка-балка, будка-булка-бурка, стол-стул-стук.
7. Игра «Парные картинки».
8. «Назови, какой»:
Платок из шелка (какой?) – шелковый.
Коврик из соломы (какой?) –
Конфета из шоколада (какая?) –
Ложка из олова (какая?) –
Ручка из пластмассы (какая?) –
Подушка из поролона (какая?) –
9. «Игра с кошкой в догонялки» – выбежала кошка из дома, побежала по дорожке, перебежала через мостик, прибежала к калитке, забежала на крылечко, подбежала к Маше.
10. «Найди такую же картинку» (из 5-6 похожих картинок).
11. Итог занятия.

Автоматизация звука (л) в слогах и словах и предложениях
Цели:
Упражнять в правильном произнесении звука (л) в слогах, словах и предложениях.
Упражнять в определении наличия и места звука (л) в словах.
Упражнять в правильном употреблении форм творительного падежа имен существительных.
Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Продолжать учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.
Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Ворота», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Сердитый язычок».
3. Какой звук слышен в словах: Лампа, паЛка, стоЛ?
4. Повтори за логопедом слоги, поочередно щелкая пальцами:
пла-пло-плу; клу-клы-кла; тла-тлы-тлэ; слэ-слы-сло.
5. Игра «Поезд» – разложи картинки по вагонам в следующей последовательности: в первый вагон помести картинки со звуком (л) в начале слова; во второй вагон помести картинки со звуком (л) в середине слова; в третий вагон помести картинки со звуком (л) в конце слова.
6. «Подбери слова» – назвать слова и подобрать к ним подходящие слова, отвечающие на вопрос «Что с этими предметами делают?»
Ложка, молоток, полотенце, лопата, палка, салфетка.
7. «Разложи картинки правильно» – к картинке с изображением одного предмета подобрать картинку с изображением нескольких таких же предметов, проговаривая:
лодка – много лодок, клумба – много клумб, булка – много булок
8. Составить предложение по трем картинкам:
Слава, елка, белка
Клава, кукла, платье.
Данил, фломастер, клоун.
Руслан, журнал, полка.
9. Итог занятия.

  • logoped14.doc
    планы индивидуальных занятий
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 7

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Читайте также:  Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях

Комарова Валентина Викторовна
Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 17»

Индивидуальная рабочая программа на логопедических занятиях

учитель-логопед: Комарова В. В

Данная программа разработана на основе следующих документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Устава МБСКОУ «Школа № 17».

3. Адаптированной образовательной программы начального образования».

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Особенности речевого развития ребенка

Состояние артикуляционного аппарата: Отклонений в строение артикуляционного аппарата нет. Подвижность достаточная,

Произношение: Нарушение произношения звука р.

Фонематический слух: не сформирован.

Словарный запас: беден, не выходит за пределы обиходной речи.

Грамматический строй речи: не сформирован.

Цели и задачи программы:

Цели программы:

1. Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка достижением правильного произношения звука [р].

Задачи программы:

• Осознано подходить к своему речевому дефекту, научится правильно произносить звук [р ].

• Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

• Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

• Развитие мелкой моторики

Постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.

• Автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.

• Развитие внимания, памяти.

• Развитие навыков самоконтроля.

Режим проведения занятий:

С 1 октября по 15 мая проводится коррекционно – логопедическая работа на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, даты занятий фиксируются в журнале и могут варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

С 15 мая – итоговая диагностика с целью выявления динамики учащегося.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей ребенка, особенностей их речевого дефекта. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, использование дидактического материала в соответствии с темой программы.

Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции учащегося).

На этом этапе создаётся артикуляционная база для постановки звуков. Большое внимание уделяется развитию общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Этап постановки звуков

• развитие восприятия речи;

• формирование фонематического анализа;

• развитие артикуляторной моторики;

работа по непосредственной постановке звука.

Этап автоматизации звуков. На этом этапе проводится работа

• по имитации слогов с отрабатываемым звуком (слоги без стечения согласных, со стечением согласных, слоги с переносом ударения;

• автоматизация звука в словах;

• автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи.

Этап дифференциации звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особое внимание уделяется дифференциации фонетически близких звуков: твёрдвх и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Последовательность дифференциации звуков следующая: б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру логопедического занятия входят:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

– формирование фонематических процессов;

Содержание коррекционно – развивающего обучения

Раздел Количество часов

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. В течении года

Психомоторика Общая, ручная, пальчиковая, мимическая. В течении года

коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; В течении года

формирование фонематических процессов; В течении года

работа со словами, звуко- слоговой анализ слов;

работа над предложением;

– обогащение и активизация словарного запаса;

– развитие связной речи В течении года

Тема, Цель занятия Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Дата по факту Корректировка даты

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием, «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р]»

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р] – показ артикуляции перед зеркалом

– показ профиля данного звука

– показ положения языка кистью руки

– упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т. д.

Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус».

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук [л] Правильное произнесение изолированного звука [р] 1 способ постановки звука:

– вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.

постановка звука [р] – произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р

– механическая помощь при постановке звука: вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя, при одновременном произношении звука д-д-д

– физминутка 2 – 3 раза

4. «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [р] в потоке звуков, слогов Закрепление произношения звука [р] в слогах.

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Три ступеньки»

– упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

– физминутка 2-3 раза

5. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [р] в потоке слов. Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка., назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

– упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

«Отхлопать ритмическую структуру слова»

«Подобрать слово на заданный звук, слог»

– физминутка 2-3 раза

6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях – к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р], произнести пары слов

– составить предложения в которых будет много звуков [р]

– Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

– игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р])

– произношение звука [р] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

– игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

– упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

– физминутка 2-3 раза

7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель: закрепление звука [р] в речи Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи – составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок

– придумывание рассказа по началу

– упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)

– физминутка 2-3 раза

Сроки проведения первичной и итоговой диагностики:

С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.

1. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой

2. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии.

3. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.

6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

7. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.

8. Логопедическая гимнастика.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.

11. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму.

12. Н. И Соколенко дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.

13. Сюжетные картинки по развитию речи 1 класс

Дидактические игры на логопедических занятиях 1. Игра «Дорожка». Цель: -автоматизация звуков в словах и предложениях -дифференциация звуков Л-Р -развитие мелкой моторики Оборудование.

Индивидуальная НОД «Автоматизация звука [л] в словах и словосочетаниях» Задачи : -Развивать фонематического слуха; -Упражнять в образовании форм множественного числа существительных, -Обогащать словарь, -Формировать.

Песочная терапия на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257» Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием.

Читайте также:  Основы актерского мастерства для старших дошкольников

Коммуникативные игры на логопедических занятиях «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить, когда это нужно;.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]. Учитель-логопед – Горбунова Ю. С Цель занятия:.

Конспект логопедического занятия по постановке звука «Р». Тема: постановка звука «Р» Цель: постановка звука «Р». Задачи: 1. Сформировать правильную артикуляционную базу для постановки звука «Р».

Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Звук «Р» Цель: постановка звука «Р» Задачи: 1)формировать умение выполнять чёткие, дифференцированные движения языком; 2) формировать.

Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков Постановка, автоматизация и дифференциация свистящих звуков. Конспекты логопедических занятий. Занятие 1. Конспект занятия по постановке.

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука [с] Все презентации к пособию можно посмотреть на моем сайте, пройдя по ссылке http://18198.maam.ru/ ПРЕДИСЛОВИЕ Своевременное овладение правильной.

Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях Моделирование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи – это наглядная основа, способствующая постановке и дифференциации звуков.

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий

Министерство образования Нижегородской области

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Индивидуальная рабочая программа

для учащегося 1 класса

Логопедическое заключение: дизартрия, ОНР III уровня при ДЦП

Черкунова Анна Дмитриевна

2018 – 2019 учебный год

Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее ДЦП), характеризуется краткостью, бедностью словарного запаса, обилием грамматических ошибок. Оценивая состояние речи ребенка с ДЦП условно можно выделить 3 уровня развития речи и возможности речевой коммуникации.

Высокий уровень речевой коммуникации: ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Средний уровень: ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Низкий уровень речевой коммуникации: ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Для определения уровня развития связной речи детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые тексты и пересказать их.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, объем словаря, использование грамматических конструкций, синтаксически правильное оформление рассказа.

При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи. Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. При низком уровне сформированности связной речи отмечается неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Учет полученных результатов обязателен при разработке программы обучения русскому языку и литературе, при разработке программы логопедического сопровождения.

Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи.

Адресат: обучающийся 1 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией при ДЦП, испытывающий стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Для данного учащегося характерны:

нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат;

недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;

нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путает, в основном, сложные предлоги: из-за = за, из-под = под).

недостаточно развита связная речь: испытывает значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеет отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению.

Программа способствует решению следующих задач:

развивать звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;

формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

закреплять звуко-буквенные связи;

формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;

развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

развивать коммуникативную готовность к обучению.

Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.

Практические методы и приемы обучения:

– постановка практических и познавательных задач;

– целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

– создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

– обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

– наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

– рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

– речевая инструкция, беседа, описание предмета;

– указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

– метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

– вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

– педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

– дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на – Дону, 2004г.

Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.

Форма организации учебного процесса – индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 60 часов в год (2 часа в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Программой предусмотрено проведение 2 проверочных работ: диктант, списывание.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения:

Обучающийся должен знать:

все звуки и буквы русского языка;

все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)

Обучающийся должен уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово. Слог. (2ч)

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)

Звуки и буквы.(52ч)

Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков.

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.

Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.

Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты.

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный -ь-, -ъ-.

Звукобуквенный анализ слов.

Работа над словом. (6ч)

Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Параллельно развитию речевой грамоты ведется работа по обогащению активного речевого словаря и развитию грамматический строй речи по лексическим темам: Грибы, Ягоды , Осень , Перелётные птицы , Фрукты , Овощи , Деревья , Продукты питания , Зима , Зимующие птицы , Перелетные птицы, Дикие животные , Домашние животные, Животные Севера , Животные жарких стран , Одежда и головные уборы., Обувь , Посуда , Семья , Весна , Транспорт , Профессии , Мебель , Насекомые , Лето , Домашние цветы, Полевые цветы.

Оценка результативности программы – итоговая контрольная работа. (1ч. в период итоговой диагностики).

В практической деятельности применяются следующие ЗСТ:

Упражнения на развитие мелкой моторики

Все упражнения являются органичным продолжением коррекционного занятия и повышают активность детей.

Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.

Регулирует дыхательный ритм

Формирует навык правильного дыхания

Формирует темпо-ритмические характеристики речи

Логоритмические упражнения направлены на:

Коррекцию речевых нарушений

Обучению правильному дыханию

Оптимизацию мышечного тонуса

Развитие чувства ритма

Формирование пространственных представлений

Развитие психических функций

Формирование межполушарного взаимодействия.

Динамические паузы направлены на:

Снятие усталости и напряженности

Выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Совершенствование и развитие общей моторики

Обогащение внутреннего мира

Пальчиковая гимнастика – развитие мелкой моторики

Положительно и эффективно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.

Снижает утомляемость глаз

Расширяет зрительное поле

Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз

Снижает спазм аккомодации глаз

Служит профилактикой нарушения зрения

Кинезиологические приемы способствуют:

Профилактике и преодолению нарушений устной речи, чтения и письма.

Развитию внимания, памяти, пространственных представлений.

Повышают способность к самоконтролю.

Все здоровьесберегающие технологии, используемые в практике, дают положительный эффект в коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся.

Используемые виды упражнений

-Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх

-Задержать дыхание. Во время задержки дыхания концентрировать внимание на середине ладони.

-Медленный выдох. Выдыхая рисовать перед собой обеими руками: круг, квадрат, треугольник. Упражнения выполняются по музыку.

Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и ритма.

Упражнения по логоритмике включают следующие виды упражнений:

1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

3. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

4. Счетные упражнения.

5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

6. Пальчиковые игры.

7. Упражнения на развитие мимики

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

9. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Игры со стихами «Расскажи стихи руками»

Физминутки на различные лексические темы и дифференцируемые звуки.

Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма.

Развитие мелкой моторики:

Обводки, трафареты, шнуровки, спирографы.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

Пальчиковые игры со скороговорками, стихами

Вертикальные движения глаз «ВВЕРХ-ВНИЗ»

Горизонтальные движения глаз «ВЛЕВО-ВПРАВО»

Вращение глазами по часовой стрелке и против

«МЕТЕЛКИ»- частое моргание глаз

«Рисование» глазами цифр, кругов и пружин

Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур

Комплексное использование оздоровительных моментов в учебной практике позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников и помогает в коррекции различных нарушений.

Календарно – тематическое планирование

Ссылка на основную публикацию