Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Инструктор по физической культуре: . _________

Содержание

I.Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

II.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)

2.2.1. Программа логопедической работы

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога

2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы

2.4. Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребёнка с ОВЗ

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент)

2.6. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ

2.7. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

III.Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Описание кадровых условий реализации Программы

3.3. Расписание занятий, примерный режим дня

3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ЗПМРР, синдромом Дауна.

Александр посещает группу МБ ДОУ с октября 2015 года. Адаптационный период прошел тяжело. Детский сад посещает редко. Кушает хорошо самостоятельно, хорошо засыпает, спит крепко до окончания сон часа. В контакт с детьми и взрослыми вступает легко. Дети дружелюбно относятся к Саше, он с удовольствием играет с ними.

Согласно заключению ПМПК от 27.08.2015г. имеет диагноз плоско-вальгусные стопы, синдром Дауна, ЗПМРР. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы и требований адаптированной основной образовательной программы ДОО. Рекомендованы занятия с логопедом, дефектологом. В рамках проведённой психолого-педагогической диагностики выявлены следующие результаты освоения образовательной программы:

Физически развит соответственно возрасту. Координация движений нарушена. Затрудняется во всех видах движений. Не выполняет указания взрослого. Понимание обращенной речи – ограничено.

Мелкая моторика не развита.

Не умеет держать карандаш, рисовать простые предметы. Инициативу на занятиях не проявляет. Понимание обращенной речи – ограничено.

У мальчика синдром Дауна, частичная атрофия зрительного нерва. Контакт затруднен. Психомоторное и речевое развитие с задержкой, понимание обращенной речи ограничено, на обращение – улыбается, речевые инструкции выполняет избирательно. Речевое общение со сверстниками и взрослыми не вступает. Наблюдается недоразвитие высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления).Страдает артикуляционная моторика. Эмоционально – волевая сфера не развита. Внимание удерживает в течение непродолжительного времени. Приемлема только индивидуальная форма работы.

Самообслуживание развито частично. Самостоятельно принимает пищу, одевается с помощью взрослого. На просьбы взрослого не реагирует. Знает место размещения игрушек, книг. Проявляет избирательность в общении со взрослыми (предпочитает хорошо знакомых). Хорошо идет на контакт с детьми. В игре любит уединяться.

Представления об окружающем мире не сформированы. Динамика отсутствует.

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель:

Обеспечение коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы.

Задачи:

  1. Формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать сходные по звучанию звуки.
  2. Расширять активный словарь ребёнка.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать социальные навыки и умения ребёнка
  5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия;
  6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПМРР, синдромом Дауна.
  7. Формировать обобщенные представления об окружающей действительности; развивать познавательную активность, всех видов детской деятельности, характерных для возрастного периода.

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

  • Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
  • Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
  • Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Выработать правильный артикуляционный уклад; выработать правильное речевое дыхание; фонетически правильно оформлять произносить поставленные звуки в активной речи; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);и т. д.);

Учить сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;

Учить различать круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их характерные отличия;

Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);

Учить искать разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ЗПМРР, синдромом Даунав соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна), на 2016/2017 учебный год (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

БАЛТИЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Балтийска

На Педагогическом совете Заведующий МАДОУ д/с № 1

Протокол № 1 от ___________ «____» _____2016 г. Пр. от «___» августа 2016 г. №___

Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна),

на 2016/2017 учебный год

Содержание

Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы

Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна

Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка

Взаимодействие с семьей ребенка с синдромом Дауна

Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна

Мониторинг освоения индивидуальной программы ребенком с ОВЗ

Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Дата рождения/ возраст

Социальный статус ребенка:

Социальный статус семьи

Проживает совместно с

Состояние здоровья ребенка

Дополнительная информация:Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка – инвалида, и планируемыми мероприятиями.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно – двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. , .

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.

В программе представлены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации в условиях детского сада и др. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна на 2016/2017 учебный год.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии , , В, В. Давыдовым, , и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Читайте также:  Пособие 'Волшебный стол'

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

с учетом используемых вариативных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, в том числе, коррекционной направленности, обеспечивающих реализацию данного содержания; выделены тематические блоки.

Программа для ребенка с синдромом Дауна построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

Индивидуальная образовательная программа для ребёнка в возрасте 3-4 лет (синдром Дауна)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золушка»

Рассмотрена и рекомендована к «Утверждена»

утверждению педагогическим Заведующий муниципальным

советом №1 бюджетным дошкольным

Протокол образовательным учреждением

от «_____»_______2014г. №_____ «Детский сад «Золушка»

Приказ от_______2014г. №_____

Индивидуальная образовательная программа

приложение к индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ)

Воспитатель Стрыгина А.Н.

Целью программы является создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями (синдром Дауна), с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка), при включении его в группу дошкольного образовательного учреждения общего типа и дальнейшего составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих. Основной задачей вдиагностическом блоке является комплексное изучение особенностей развития ребенка 3-х лет с синдромом Дауна на начало и конец года.

Блок развивающих задач предусматривает развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен

на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики;

на предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы, поведения;

формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, зрительная ориентировка, которые служат средством для становления

формирование у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы.

Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуального образовательного маршрута:

Начальный этап сбора информации о ребёнке.

Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных

контактов семьи и ребёнка.

Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. На этом этапе проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка.

При составлении ИОМ важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Здесь важно учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.

Основной, или ключевой, этап — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия. Всё новое

нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.

Аналитический этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов работы.

При реализации ИОМ необходимо создавать благоприятные условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.

Каждому этапу развития характерно формирование определённых навыков в познавательной сфере, в развитии общей и мелкой моторики, в развитии речи. В коррекционно-педагогической работе выделяются сильные стороны развития ребёнка с синдромом Дауна, на которые можно опереться:

относительная сохранность эмоций;

сохранность зрительно-двигательного восприятия;

сохранность тактильной чувствительности;

готовность приступать к различным видам деятельности;

подражательность действиям и поступкам других детей;

лёгкость вступления в контакт.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

Однако необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка:

отставание в моторном развитии — в развитии мелкой и крупной моторики;

возможные проблемы со слухом и зрением;

уровень слухового восприятия может меняться в течение дня из-за дефектов развития уха и слухового нерва;

проблемы с развитием речи;

трудности с овладением и запоминанием новых понятий и навыков;

сложности с определением последовательности действий, явлений.

В ходе реализации ИОМ осуществляется междисциплинарный подход. Определяется, какие задачи будут реализованы на занятиях у психолога, а какие — на занятиях у воспитателя, логопеда, музыкального руководителя.

Важным моментом является включение родителей в процесс обучения и воспитания: они закрепляют полученные ребёнком знания, умения и навыки в домашней обстановке. Даёт дополнительный стимул к развитию и ребёнку, и семье.

ИОМ развития ребёнка включает в себя такие образовательные области, как:

социально – коммуникативное развитие

ИОМ развития ребёнка составляется с опорой на программу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М. А. Ва-сильевой «От рождения до школы».

На начальный период, взяв за основу результаты обследования ребенка воспитателями и специалистами, и проведя первичное тестирование по пяти бальной системе, стало ясно, как и над чем надо работать с ребенком. ИОМ составлен с учетом специфических особенностей моторно – двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный маршрут ставит целью вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна предполагает активное взаимодействие всех выше перечисленных специалистов.

Коррекционная работа с ребенком строится на материале следующих тем:

осень, мой дом, я в мире человек, новогодний праздник, зима, мамин день,

народная игрушка, весна, лето.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий. Все, что необходимо иметь приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

Содержаниекоррекционно – развивающей работы с ребенком 3-х лет с синдромом Дауна.

стимулировать общее развитие ребенка;

повысить уровень самостоятельности ребенка;

развивать общую и мелкую моторику ребенка;

обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителей.

формировать представления о частях собственного тела;

формировать общение взрослого с ребенком, их сотрудничество;

формировать адекватное поведение;

формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.

Примерный перечень игр

«Где же наши ручки», «Курочка моя», «Бабушка, купи курочку»,

Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок»,

«Курочка ряба», «Кошка и котята», «В гостях у ежика» и др.

Формирование общения, развитие речи.

формирование общения «взрослый-ребенок»;

расширение объема понимания обращенной речи;

Использование в общении вербальных и невербальных средств.

сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью

развитие правильных движений органов речи;

поэтапная работа по вызыванию звуков.

Примерный перечень игр

«Буренушка», «У Аленки в гостях», «Травка-муравка», «Валенки»,

«Как у нашего кота», «Едем, едем на лошадке» и др.

стимулировать двигательную активность детей;

развивать ориентировку в пространстве;

обогащать двигательный опыт;

развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

Примерный перечень игр

«Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лошадки», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише» и др.

Развитие мелкой моторики.

совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,

координация «рука- глаз»;

развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.

Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в ладони,

делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки, мячик и др.

Развитие навыков самообслуживания

культурно – гигиенические навыки;

мытье и вытирание рук;

умение раздеваться и одеваться.

учить реагировать на слуховые раздражители;

воспроизводить в отраженной речи знакомые свойства и качество предметов (большой – маленький, кубик-шарик) .

Примерный перечень игр и оборудования

«Дай мячик», «Возьми чашку», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, где ту-ту (паровоз, «Дай, что катится», «Спрячь шарик», «Кто в домике живет»? Ленточки, мячи, шары, разноцветные флажки, матрешки, предметные и сюжетные игрушки, неваляшки разного размера и т. д.

Перспективный план индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна.

знакомство с пространственной средой группы;

знакомство с воспитателем, помощником воспитателя;

знакомство со сверстниками;

наблюдение за поведением детей, их общением между собой;

вхождение в контакт с детьми с помощью воспитателя, мамы.

Формирование общения, развитие речи:

зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;

введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.

Воспитание речевого дыхания:

-упражнения «фокус», «надуваем шарик», «пускаем пузыри», дуем в баночку с водой через трубочку, дуем на листочки сказочного дерева, «дуем на занавески в окна необычного домика, «играем в футбол», «дуем на снежинки», вдох носом-выдох ртом, вдох ртом- выдох ртом, вдох носом-выдох носом, вдох ртом-выдох носом.

Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата

Упражнения для губ:

«улыбка» – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы;

«трубочка»(хоботок у слона) –вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты)

попеременное выполнение «улыбки» и «трубочки»;

поднимание нижней губы, закрывая ей верхнюю губу;

вытягивание вниз верхней губы, закрывая ей нижнюю губу;

отставление губ от зубов – «рупор»;

втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для развития мышц языка

«болтушка» – движения языком вперед-назад;

«часики» – движения языком вправо-влево;

«качели» – движения языком вверх-вниз;

«лошадка» – щелкание язычком;

«блинчик» – (лопатка) -расслабленный язычок лежит на нижней губе (10 сек.)

«вкусное варенье» – круговые движения язычком (облизывание варенья, в правую, затем в левую сторону.

«желобок» (трубочка) – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.

«присоси конфетку» – присасывающие действия язычком к небу.

«грибок» – присосать язычок к небу и держать 5 сек.

«чашечка» – широкий язык поднят кверху.

Упражнения для развития челюстей

«бегемотики» – широко открываем и закрываем рот.

«гармошка» – развиваем нижнюю челюсть и одновременно растягиваем уздечку, опускаем нижнюю челюсть вниз

Работа по вызыванию звуков

Читайте также:  Литературный праздник по произведениям К.И. Чуковского: В гостях у дедушки Корнея

Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

повторение ребенком имеющихся у него звуков;

побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на картинку;

использование усвоенных звуков в речи;

включение звуков в слоги и слова;

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

-называние по подражанию (использование предметных, сюжетных картинок с использованием звукоподражания, жеста, слова).

Навыки общей моторики

выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;

прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы) ;

-легкий бег (держа ребенка за обе руки) ;

повороты вправо, влево;

Самомассаж кистей и рук

грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп;

растирание ладоней движениями вверх-вниз;

разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем поочередное растирание;

растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.

Развитие мелкой моторики

свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;

свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно; – имитация игры на пианино;

разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе) ;

«бегают человечки» – указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

«Щелчки» пальчиками 3-4 раза.

«Фонарики» – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»; «моем ручки» -ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук;

Список использованной литературы

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб. :Издательство «Союз», 2001.

2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва. 2002.

3. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

4. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.

Специальный индивидуальный коррекционно-развивающий план работы (СИПР) учащейся с ОВЗ, с ТМНР как часть адаптированной образовательной программы М. Анастасии находящейся на домашнем обучении.

План развития состоит из 33 коррекционно- развивающих индивидуальных занятий с учащимся каждое из которых решает определенные задачи. Он направлен на обеспечение усвоения не только совокупности конкретных знаний по дисциплинам, но и чтобы сформировать у учащейся представления об обобщенных приёмах и способах выполнения различных действий.

Учитываются индивидуальные особенности детей с ОВЗ.

Методы используемые в работе:

Диагностика, наблюдение, игры, упражнения.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа г. Зернограда

Директор МБОУ СОШ г.Зернограда

Приказ от 30.08.2018 № 259

Специальный индивидуальный коррекционно-развивающий план работы (СИПР) учащейся с ОВЗ, с ТМНР как часть адаптированной образовательной программы

находящейся на домашнем обучении.

Уровень общего образования (класс): основное образование (5 класс).

Образовательная область: коррекционно – развивающая психология.

Всего часов: 33 часов.

Педагог – психолог: Силкина Светлана Васильевна

В программе использованны некоторые элементы из основной образовательной программы «Образовательная коррекционно-развивающая программа программа для детей с синдромом Дауна» авт. составитель Е.И. Миридова, Н.А. Гусева, А.И.Ляш, Р.Ю.Лопская)

2017-2018 учебный год

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученицы 5 класса должна научиться:

— целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

— наличие у ребенка положительных эмоциональных реакций на учебные действия;
— правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
— анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
— различать и называть основные цвета;
— составлять предмет из 3-8 частей;
— зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
— классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
— различать речевые и неречевые звуки;
— ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
— выделять части суток, определять порядок дней недели, время года.

Содержание плана развития:

План развития состоит из 33 коррекционно- развивающих индивидуальных занятий с учащимся каждое из которых решает определенные задачи. Он направлен на обеспечение усвоения не только совокупности конкретных знаний по дисциплинам, но и чтобы сформировать у учащейся представления об обобщенных приёмах и способах выполнения различных действий.

Учитываются индивидуальные особенности детей с ОВЗ.

Методы используемые в работе:

Диагностика, наблюдение, игры, упражнения.

Подходы индивидуального сопровождения детей с синдромом Дауна.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ. В 2008году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» В статье 24 Конвенции говориться о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни человека.

Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998), определяется как целостная системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в общеобразовательной школьной среде.

Синдром Дауна не является редкой патологией — в среднем наблюдается один случай на 700 родов. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических классов. У учащихся нашей школы данное заболевание отягощено ещё соматическими и интеллектуальными проблемами здоровья в том числе отсутствием речи у детей.

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от внешнего воздействия. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Когнитивное развитие детей с синдромом Дауна в разных случаях сильно различается.

В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Между пониманием слова и его воспроизведением проходит некоторая задержка. Поэтому родителям рекомендуется водить ребёнка на обучение к логопеду. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстаёт от других двигательных качеств.

Структура программы в части индивидуального психолого-

педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна

В образовательной среде, в общеобразовательной школе педагоги опираются на принципы инклюзивного образования.

СИПР для детей ТМНР (в том числе с синдромом Дауна) составляется на один учебный год. Основной целью коррекционной программы школы является создание условий для усвоения СИПРа в обучении учащейся с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательного учреждения, так и разработку специальных учебных программ, программы сопровождения направленны на развитие взаимодействия всех участников образовательного процесса с инвалидами. Кроме этого необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении в том числе детей с синдромом Дауна. Частью такой программы является и программа «Разработки рекомендаций по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна». Комплекс психокоррекционных упражнений и игр для детей с болезнью Дауна. Это основа коррекционной программы.

Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, пальчиковые игры.

Наша программа не претендует на полноту изложения всей программы.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков:

При определении уровня развития учащейся оценивается качественное содержание доступных ей действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Показатели самостоятельности учащегося.

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4 «хорошо» – при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5 «достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

действие (операция сформировано – «ДА»;

действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, навыков.

Название методики / оборудования

Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины

Предметные и геометрические вкладки

Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф

Уровень развития ориентировки на форму, понимание задания, способ выполнения, состояние моторики

Разбери и сложи матрёшку

Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость

Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними

Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения

Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней

Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание

Уровень развития наглядно – действенного мышления, способ выполнения, отношение к результату, моторные навыки

Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Построй из кубиков

Умение работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно; уровень развития зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций

Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание

Построй из палочек

Особенности деятельности (действует осознанно или механически), уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа и воспроизведение заданных конструкций, работоспособность, стойкость интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам

Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)

Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела

ГМН: обводка по пунктиру, штриховка, умение самостоятельно проводить линию.

Уровень сформированности графо – моторных навыков, состояние мелкой моторики, умение держать карандаш, зрительно – двигательная координация

Дорисуй (круги, треугольники)

Выявить наглядно – образные представления, целостность восприятия, зрительно – двигательную координацию, графические навыки, знание г/ф

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение.

Дни недели. Части суток

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о днях недели, частей суток

Знание цвета, понимание инструкции, зрительное, слуховое восприятие, сформированность понятия «одинаковые»

Уровень развития тактильного восприятия: мягкий – твёрдый, гладкий – колючий; тактильное восприятие формы, величины

Задания на определение «холодный – тёплый, гладкий – колючий, мокрый – сухой»

Уровень сформированности понятий: не определяет, определяет при тактильном контакте, по картинке

Работа с мозаикой

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

Работа с пластилином

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

Работа с бумагой

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

Календарно – тематическое планирование – 5 класс

Корректируемые психические функции

Читайте также:  Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 'С чего начинается Родина'

-целенаправленность звуков речи;

-восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов;

-дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков.

-сравнение предметов по цвету;

-различение цветовых тонов через сравнение с образцом;

-установление связи между цветовыми тонами и их названиями;

-целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением.

-осязательное восприятие формы предметов;

-осязательное различение сходных по форме предметов;

-зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур;

-зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры;

-использование зрительного образа в операции сравнения;

-восприятие формы плоскостных фигур.

-зрительно-осязательное восприятие величины;

-сравнение предметов по величине (протяжённости) с помощью прикладывания к образцу;

-сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля;

-выделение предметов заданной величины по образному представлению;

-дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины.

«Кто разбудил мишку?»

«Что выбрал Петрушка?» «Встречайте гостей»,

Познание

Автор: Герасименко Татьяна Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 55 комбинированного вида”
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в образовательной области “Физическое развитие”
Дата публикации: 21.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна)

в образовательной области «Физическое развитие»

«Наши дети — это не следствие

генетического дефекта, мутации или

ошибки. Моя дочь — человек

и подарок от Бога».

/Слова матери, родившей ребёнка с синдромом Дауна/

Синдром Дуана — не приговор, не обуза, не крест — вот что хотят сказать нам

родители этих необычных деток.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был

разработан в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации» и на основе Конституции Российской Федерации с учетом

Конвенции ООН о правах ребенка.

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка,

связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые

условия получения им образования, в том числе индивидуальные потребности детей с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Для коррекционной

работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами должны создаваться условия в

соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся в полной мере реализовать

доступ к образованию для детей с особыми потребностями. И я хочу поделиться

опытом работы с детьми с синдромом Дауна.

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает

появление ряда характерных признаков и особенностей развития. На общий ход

двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения,

обусловленные наличием этого генетического состояния.

Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским учёным Джоном

Лэнгдоном Дауном, а его хромосомное происхождение было обосновано в 1959 году.

По статистике, один ребёнок из 700-800 новорожденных появляется на свет с

синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических

зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья,

возраста, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи и

национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при

этом имеют нормальный набор хромосом. В настоящее время вылечить синдром Дауна

Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, суставы

слишком подвижны из-за чрезмерно эластичных связок, поэтому возможны такие

ортопедические проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, вывихи или

подвывихи бедер, неустойчивость коленной чашечки, сколиоз, плоскостопие. У них

чаше, чем у обычных детей, встречаются врождённые пороки сердца или

пищеварительной системы, порой требующие оперативного вмешательства, а также

снижение слуха, зрения и нарушения функции щитовидной железы. Раньше

существовало мнение, что наличие синдрома Дауна обязательно сопряжено с

серьёзной умственной отсталостью, но в наши дни хорошо известно, что это не так. И

для того, чтобы ребёнок с синдромом Дауна успешно рос и развивался, с ним с самого

раннего возраста необходимо проводить определённый комплекс мероприятий,

направленных на поддержку общего состояния здоровья и стимуляцию развития.

Двигательное развитие малышей с синдромом идет несколько медленнее и с

более долгими сроками возникновения тех или иных навыков, им труднее осваивать

координационные движения тела. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы

ребёнок приобретал двигательный опыт. К тому же при синдроме Дауна особенности

строения нервной системы несколько замедляют прохождение сигналов по нервным

волокнам, поэтому детям требуется дольше времени на переработку информации и

отклик. Это следует иметь в виду и, занимаясь с ребёнком, обязательно выдерживать

необходимые паузы, давая время на переработку информации. Процесс обучения

должен идти постепенно, его необходимо разбивать на маленькие шаги. Для усвоения

того или иного навыка необходимо большее количество повторений.

Несмотря на всё вышеперечисленное, дети с синдромом Дауна вполне способны

ходить в детский сад, а затем в школу, хоть темпы их двигательного развития

Огромную роль в стимуляции развития ребёнка с синдромом Дауна играют

родители, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие

усвоению новых навыков и их отработке.

Начиная работу с ребёнком инвалидом, узкие специалисты нашего ДОУ в числе

дефектолога, психолога, логопеда, инструктора физкультуры и музыкального

руководителя разработали «Адаптированную образовательную программу

дошкольного образования для детей с синдромом Дауна».

В условиях инклюзивного образования, учитывая особые потребности ребенка с

синдромом Дауна и индивидуальную программу реабилитации ребёнка инвалида, был

так же составлен Индивидуальный коррекционно – развивающий (образовательный)

маршрут, для реализации которого поставлены следующие задачи:

Формировать знания и представления об окружающей действительности;

Развивать познавательную активность;

Развивать эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки;

Развивать психические функции;

Развивать слуховое восприятие;

Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

Развивать необходимые двигательные умения и навыки.

Чтобы успешно решить проблему социализации ребёнка с особыми потребностями

каждый специалист подготовил Индивидуальный план сопровождения ребенка с

Подходя к решению задач по развитию двигательных умений и навыков у

ребёнка с синдромом Дауна для того чтобы с уверенностью говорить о том, что он

усвоил определённый навык в образовательной области «Физическое развитие»,

необходимо выполнение следующих условий:

Ребёнок должен совершать соответствующие действия самостоятельно, без

какой бы то ни было помощи;

Ребёнка можно побуждать и мотивировать, но помогать нельзя;

Ребёнок должен демонстрировать владение этим навыком не случайно, а

Ребёнок должен продемонстрировать владение этим навыком повторно.

Основные навыки крупной моторики, которыми способен овладеть ребёнок

с синдромом Дауна:

Ползает на животе любым способом (S=1,5 м);

Передвигается на четвереньках не менее 3 м;

Перемещается на ступнях и ладонях (по-медвежьи, высокие четвереньки)

Самостоятельно встаёт из положения сидя на полу;

Самостоятельно встаёт из положения стоя на четвереньках;

Переходит из положения стоя в положение сидя на полу, сгибая ноги в

Ходит, держась за обе руки взрослого, гимнастическую палку;

Ходит самостоятельно, толкая перед собой фитбол;

Ходит с поддержкой за одну руку;

Ходит самостоятельно не менее 4,5 м;

Бегает с поддержкой за руку;

Бегает без поддержки в любом направлении;

Двигается в сторону приставным шагом, держась за руки взрослого, делая

подряд не менее 8 шагов;

Двигается в сторону приставным шагом, сохраняя равновесие правым

левым боком, делая подряд не менее 8 шагов;

Переходит из положения стоя на высоких четвереньках в положение стоя;

Проходит быстрым шагом расстояние 30 м менее чем за 25 сек.;

Пробегает расстояние 30 м менее чем за 15 сек.;

Ходит по скамейке с поддержкой за руку, затем без;

Ходит по широкой доске без поддержки за руку;

Ходит по узкой доске без поддержки за руку;

Прыгает без поддержки за руку на месте, отрывая ступни от пола;

Огромное значение при обучении двигательным умениям и навыкам играет

речевое сопровождение упражнений и основных видов движений.

Индивидуальный план сопровождения ребенка инструктором по физической

– формировать умение сохранять устойчивое положение тела;

– формировать умение ходить, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять

движение по словесной команде и под музыку;

– учить ползать, лазать, действовать с мячом (брать, бросать, катать,

– учить прыжкам на двух ногах;

– учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия

некоторых персонажей (попрыгать, как зайчик; поклевать зернышки и водичку, как

– развивать координацию движений рук и ног;

– развивать координацию движений частей тела; (рук и ног, рук, ног, рук и головы и

– закреплять умение выполнять серию движений под музыку;

– закреплять пространственные представления и ориентировки;

– развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений,

пространственных отношений и характеристик объектов и т.п.);

– повысить общий тонус организма, улучшить функцию органов дыхания и

– способствовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

“Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ”

осознать необходимость коррекции по основным направлениям.

Просмотр содержимого документа
«”Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ”»

“Составление индивидуальной коррекционно-развивающей

программы (ИПР) ребенка с ОВЗ”

Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы, определить зоны ответственности.

Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения детей с ОВЗ

Разработать индивидуальную комплексную программу, базирующуюся на личном практическом опыте участников.

Повысить компетентность, творческий потенциал учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов по ФИЗО

Остановимся на содержании программы, «Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»

Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.

Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.

Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий

Условия реализации программы:

Ключевые позиции в реализации программы принадлежат психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы.

Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.

Обязательным является участие родителей.

Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.

Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк

Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики

Интегрированная совместная деятельность с детьми

Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний

Взаимопосещение, консультативный диалог

Совместная стендовая информация

Способы изучения результативности программы.

Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности

Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)

Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов

Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка

Открытые занятия, практические показы

Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.

Адаптация детей в социуме

Вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

Оптимизирует коррекционный процесс

Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ

Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний

Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы

Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ИПР) ВОСПИТАННИКА

Ф.И. ребенка: И. Саша Заключение ПМПК_______ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.

Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г.___

Дата обследования сентябрь 2013 г Срок реализации ИПР: 1- период обучения (сентябрь-декабрь)

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений

Ссылка на основную публикацию