Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с ОВЗ (дошкольный возраст)

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интервалов между изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукой ребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна), на 2016/2017 учебный год (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

БАЛТИЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Балтийска

На Педагогическом совете Заведующий МАДОУ д/с № 1

Протокол № 1 от ___________ «____» _____2016 г. Пр. от «___» августа 2016 г. №___

Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна),

на 2016/2017 учебный год

Содержание

Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы

Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна

Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка

Взаимодействие с семьей ребенка с синдромом Дауна

Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна

Мониторинг освоения индивидуальной программы ребенком с ОВЗ

Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Общие данные

Дата рождения/ возраст

Социальный статус ребенка:

Социальный статус семьи

Проживает совместно с

Состояние здоровья ребенка

Дополнительная информация:Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка – инвалида, и планируемыми мероприятиями.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1Пояснительная записка

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно – двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. , .

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.

В программе представлены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации в условиях детского сада и др. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна на 2016/2017 учебный год.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии , , В, В. Давыдовым, , и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

с учетом используемых вариативных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, в том числе, коррекционной направленности, обеспечивающих реализацию данного содержания; выделены тематические блоки.

Программа для ребенка с синдромом Дауна построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

Читайте также:  Развивающие игры, направленные на развитие эмоциональной сферы

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

Составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ Рожина Марина Николаевна заведующий государственным бюджетным учреждением Бирская. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемНадежда Черюканова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ Рожина Марина Николаевна заведующий государственным бюджетным учреждением Бирская.” — Транскрипт:

1 Составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ Рожина Марина Николаевна заведующий государственным бюджетным учреждением Бирская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия

2 Индивидуальная общеобразовательная программа (ИОП) – является продуктом деятельности школьного психолого – медико- педагогического консилиума (ПМПк ). является продуктом деятельности школьного психолого – медико- педагогического консилиума (ПМПк ).

3 Индивидуальная общеобразовательная программа – документ, описывающий документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определённой ступени образования образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определённой ступени образования

4 Категории обучающихся: дети с ОВЗ, обучающиеся на дому, в том числе дети-инвалиды; дети с ОВЗ, обучающиеся на дому, в том числе дети-инвалиды; дети с ОВЗ, обучающиеся дистанционно; дети с ОВЗ, обучающиеся дистанционно; дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики

5 Индивидуальный общеобразовательный план (ИОп) – корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, полугодие)

6 Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП Наличие в образовательной организации службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательной организации выступает ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум); Наличие в образовательной организации службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательной организации выступает ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум); согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе; наличие подготовленных педагогических кадров наличие подготовленных педагогических кадров

Читайте также:  Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

7 Функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию ИОП Администрация; Администрация; специалисты психолого- педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель – дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, тьютор) – специалисты ПМПк; специалисты психолого- педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель – дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, тьютор) – специалисты ПМПк; учитель (основной); учитель (основной); воспитатели группы продлённого дня, педагоги дополнительного образования воспитатели группы продлённого дня, педагоги дополнительного образования

8 Особенности работы над ИОП Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители полноправные участники работы над ИОП; Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители полноправные участники работы над ИОП; разрабатывается на определенный ограниченный во времени период; разрабатывается на определенный ограниченный во времени период; по окончании периода производится оценка достижений ребенка динамики его развития, освоения образовательной программы. Анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов ПМПк. Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят максимально конкретный характер; по окончании периода производится оценка достижений ребенка динамики его развития, освоения образовательной программы. Анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов ПМПк. Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят максимально конкретный характер; закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы; закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы; ИОП в рамках образовательной организации для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов. ИОП в рамках образовательной организации для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.

9 Индивидуальная образовательная программа 1. Предварительный этап (оценка требований ФГОС и ОП) 2. Диагностический этап: 2-3 недели. Консультация ПМПК через координатора по инклюзии, за консультацией в спец. (корр.) школу. 3. Заседание ПМПк. Разработка ИОП (цель, задачи, планирование форм реализации разделов ИОП, мониторинг учебных достижений и формирования социальной компетентности, определение форм и критериев деятельности коррекционной работы).

10 4. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута (на определенный период времени). 5. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов (динамика ребенка, адаптация, освоение образовательной программы, включение семьи в образовательный процесс, выявление наиболее эффективных форм, приемов и социализации ребенка, организация взаимодействия с родителями). Постановка задач на следующий временной период. Внесение корректив в ИОП (ИОп).

11 Алгоритм деятельности команды и разработки индивидуального образовательного маршрута: 1. Администрация школы вместе с завучем определяет, к какому учителю и в какой класс поступит ребенок с ОВЗ. 2. Какие специалисты войдут в междисциплинарную команду (специалисты психолого-педагогического сопровождения). 3. Планирование индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ: информация о ребенке и семье; изучается ИПР; заключение ПМПК; медицинская карта; характеристики. 4. Заключается договор о сотрудничестве школы и родителей

12 Структура индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья Титуль- ный лист поясни- тельная записка индиви- дуальный учебный план индиви- дуальный учебный план содержа- ние программы мониторинг достижений обучающегося рекоменда- ции и зак- ключение рекоменда- ции и зак- ключение

13 СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Председатель ПМПк Директор МОУ СОШ 2 ________________ Л.А. Петрова _____________ С.В. Сидорова «______»________________2013 «______»_____________2013 СОГЛАСОВАНО _____________ С.Н. Иванова, родитель ученика МОУ СОШ 2 «______»__________________2013 Индивидуальная образовательная программа Иванова Андрея, ученика 2 класса Срок реализации программы – 1 год ( уч. год) Ответственный за реализацию программы – Петрова Л.А., заместитель директора по УВР г.Бирск, 2013

14 Пояснительная записка 1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося Фамилия, имя, отчество ребенка Иванов Андрей Дата рождения «23» апреля 2006 г. Образовательное учреждение МОУ СОШ 2 Класс 2, История дошкольного развития: Посещал дошкольное образовательное учреждение общего вида. Со слов мамы посещал коррекционные занятия педагога -психолога, учителя-логопеда. Домашний адрес РБ, г.Бирск, ул.Мира, д.42 Телефон: (347)ХХХХХХХ Общее впечатление о ребенке: легко вступает в контакт, расторможен, выдает отказные реакции. Характеристика общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития) относительно ориентирован в быту и социальном окружении, недостаточно сформированы временные представления.

15 Основная цель программы – преодоление Основная цель программы – преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального общего образования и реальными возможностями ребенка, и сходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального общего образования и реальными возможностями ребенка, и сходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

16 Задачи: 1.Формировать учебные компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; 2. Формировать психологический базис в целях полноценного освоения начального общего образования; 3.Формировать и корректировать личностные качества в целом.

17 Распределение объёма содержания различных программ Программа для коррекционных школ VII вида Стандартная государственная программа(инвари- антная часть) Авторские программы (вариативная часть)

18 Адреса сайтов Институт проблем инклюзивного образования Институт проблем инклюзивного образования

19 В наших силах сделать так, чтобы в жизни детей было больше заботы, любви и доброты !

Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.

Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШИ

«____»_______________2016 г «____»____________2016 г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

На 2016 – 2017 учебный год

Ответственная за реализацию

программы: Панкратова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сведения о ребенке………………………………………………3
  2. Психолого-педагогическая характеристика……………………4
  3. Пояснительная записка…………………………………………..5
  4. Индивидуальный учебный план ………………………………..6
  5. Перечень необходимых технических средств

и дидактических материалов…………………………………. …..9

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения…. …. 10

Индивидуальный учебно-тематический план

1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Дата рождения 10.12.2007

Адрес: Пермский край, г. Кизел, ул. Аносова 5

Дата поступления в РДДИ 18.01.2012 из ГКУЗ ПК «Краевой специализированный дом ребенка №5 для детей, страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми

Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.

2. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

До 2016 проходила обучение по программе «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».

Речь не развита, контакту доступна. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простейшие инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.

Интерес к деятельности проявляет избирательно, характер предметно-манипулятивной деятельности не всегда адекватен. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.

Графические навыки не сформированы. Трехточечный захват не сформирован. Мелкая моторика развита на низком уровне. Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.

Внимание непроизвольное, неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчива. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.

На занятиях по развитию движений очень активна: умеет кувыркаться вперед, ходить по скамейке, играть с мячом, держать равновесие на фитбольном мяче, выполняет простые танцевальные движения, играет в подвижные игры, повторяет пальчиковые игры.

Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается. Требуется контроль в отношении того, что ребенок склонен жевать пластилин, бумагу, откусывать карандаши.

Общение избирательно, всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Проявляет лидерские качества, радуется поощрению и похвале.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе создания данной Специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) – адаптированная программа, разработанная из программы для обучения тяжело умственно отсталых детей «Особый ребенок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области и Пермским региональным институтом повышения квалифи­кации работников образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и тяжелую умственную отсталость (ТУО).

Целью программы является включение ребенка с ТУО ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

У ********* не развита речь, имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических навыков и тормозят предметно-практическую деятельность. Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:

– развитие сенсорных и моторных функций

– развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

Индивидуальная работа проводится 5 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин

4. Индивидуальный учебный план

Совместная деятельность педагогов и детей по развитию речи «Прогулка в осенний лес»

Тема: Прогулка в осенний лес

  • показать совместную деятельность педагогов и детей по развитию речи

Развитие неречевых функций:

  • развитие слухового, зрительного внимание, памяти, мышления;
  • пространственной ориентировки, координации движений;
  • чувства темпа и ритма в движении;
  • общей и тонкой моторики.
  • развитие речевых функций :
  • воспитание темпа и ритма дыхания и речи;
  • интонации;
  • развитие мимической мускулатуры, артикуляционого аппарата;
  • фонематического восприятия;
  • грамматического строя речи;
  • обогащение словаря.
  • формирование координации, переключаемости , плавности движений, пространственной ориентации, развитие ритма, речевого дыхания, мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата, координации речи, музыки и движения, звуковысотного слуха, развитие певческого диапозона голоса, плавного и длительного выдоха.
  • развитие музыкального слуха, грамматического строя речи. Воспитание чувство ритма в музыке, речи, движении, навык перевоплощения.
  • формирование чувства коллективизма, доброжелательности, самостоятельности; развитие творческой активности, воображения, личностных качеств

1. Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского и встают в круг.

– Вот и осень к нам пришла, нас в дорогу позвала.

Воспитатель: Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять, дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между кочкам
Друг за дружкою гуськом,
На носочки встали бегут на носочках
К лесу побежали
Ноги выше поднимаем, ходят высоким шагом,
На кочки мы не наступаем перешагивая через «кочки».
И снова по дорожке мы весело шагаем. Маршируют.

– Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется поздороваться! Здравствуйте, ребята!

Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! Дети пальцами правой руки по очереди здороваются
Здравствуй, небо голубое! с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками,
Здравствуй вольный ветерок! начиная с больших пальцев.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю — Переплетают пальцы «замочком»
Всех я вас приветствую! И поднимают руки над головой.

3. Упражнение для пальчиков сделали, а теперь повторим упражнения дпя язычка: «Корзинка»,«Грибок», «Гармошку», «Ручеёк», «Лошадку», «Остановить лошадку»

4. Воспитатель: А давайте споём песню про осень.

5. Логопед: — Сейчас посмотрим, что же делается в лесу.

СА-СА-СА – на траве лежит роса Дети встряхивают кистями рук
СУ-Су-Су- в лесу увидели лису Приставляют раскрытую ладонь к глазам
Си-Си-СИ — В пруду живут караси Прижимают ладони друг к другу и качают ими влево-вправо
СЯ-СЯ-СЯ – мы поймали карася Поднимают и опускают сложенные ладони.

Читайте также:  Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР

6 Логопед:.-Посмотрите, дети, какая разноцветная яркая осень (показ иллюстраций). Составление предложений про осенние приметы.

– Осень, как художник, лес разрисовала
Нива, роща, дождик- Всё волшебным стало
В. Хесин

Хоровод «Осень» (муз. руководитель)

8. Воспитатель: В лесу осенью много грибов. Какие вы знаете съедобные грибы?

ЛОГОПЕД — У меня тоже есть для вас загадки:

– Дети в лесу собирали грибы, у мальчиков были большие красные ведра без дна, а у девочек маленькие зеленые. Кто больше собрал грибов?

– Сколько грибов можно вырастить из желудей?

9. Муз руководитель: Фонопедическое упражнение «Перед дождём»

Заунывный ветер тучи гонит Дети делают crescendo и diminuendo
Стаю туч на край небес. на звук [у]
Ель надломленная стонет, Делают штро-бас на связках на звук[ а]
Глухо шепчет тёмный лес. Глухо и долго произносят «пата-пата…» на одном дыхании
На ручей рябой и пёстрый, Поднимают руки и произносят короткие звуки [ а], начиная
За листком летит листок. с самого высокого и постепенно опускаясь к самому низкому,
показывая высоту звука мягкими взмахами кистей рук .
Над струёй , сухой и острой На одном дыхании произносят звук [у], делая голосом волну
Набегает холодок glissando вверх и вниз и показывая движения звука рукой
Полумрак на всё ложится Делают glissando на звук [у] сверху вниз
Налетев со всех сторон, Произносят «кар,кар…» очень громко в разных регистрах
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Н. Некрасов

Смотрите – под деревом сидит медведь, наверное к спячке готовился, а мы его спугнули.

– какой медведь? (бурый, коричневый, большой, огромный, пушистый, сытый)

Стихи про осень прочтём ему?

9. Логопед: А под этим деревом заяц . Какой заяц?

Бедненький трясётся от голода и холода, угостим его морковкой, да развеселим шутками-загадками

  • Папе гвоздь забить помог, деревянный… (молоток).
  • Помурлыкать у окошка очень любит наша… (кошка).
  • Для тепла себе на лапки заказала кошка … (тапки).
  • Мы набрали две корзины сладкой, спеленькой… (малины).
  • Мы варенья как-то раз наварили целый …. (таз).
  • Возле школы все ребята убирают снег … (лопатой).
  • Утром громко, во весь дух кукарекает … (петух).
  • Кто пищит там в норке громко? Это мышь зовет … (мышонка).
  • Обезьяна утром рано в зоопарке ест… (бананы).
  • Новости и те, и эти ты узнаешь из … (газеты).
  • Силачи повсюду в мире легко поднимают… (гири).
  • Как у нашей у бабуси во дворе гогочут… (гуси).

– Молодцы, ребята, все отгадали.

– Паутинкой в чаще ёлочки увиты
Гриб неслышно тащит ёжик деловитый.

– Подожди, ёж, мы тебе сценку покажем!

Сценка «Лиса-модница» (муз руководитель)

Вот художник, так художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл,
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень).

– Ой, ребята , кажется дождь начинается. Побежали в группу!

Совместное занятие для детей и родителей по развитию познавательно-речевой деятельности “Путешествие в осенний лес”

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребёнка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:

  • родители не замечают недостатков речи своих детей;
  • не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они могут ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Существуют различные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей и сейчас я хочу предложить вам одну из таких форм – совместные занятия. В нашем детском саду они проводятся раз в два-три месяца, и родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для и дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное – создаётся эмоциональный контакт между ними .

Цели занятия:

  • Вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребёнку.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, понимания речи.
  • Тренировка фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Материал: Муляжи грибов, магнитофонные записи музыки.

Оформление зала: Музыкальный зал украшен в стиле осеннего леса.

Ход занятия

Занятие начинается в группе – родители проходят, садятся на стульчики, дети свободно сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши родители и я предлагаю всем вместе отправиться на прогулку в осенний лес. Вы согласны? Тогда приглашайте своих мам и пап. Отправляемся!

Дети берут своих родителей за руки и всё вместе, парами, идут в музыкальный зал, украшенный в стиле осеннего леса.

I. Координация речи с движением

Дети и родители делают движения по тексту

Все по лесу мы шагаем,
Ноги выше поднимаем, 2 раза

Ноги ставим широко,
Дышим ровно, глубоко. 2 раза

Дальше по лесу шагаем.
И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладём,
И вразвалочку идём. 2 раза

Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём,
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.

И опять шагаем, ноги поднимаем.
И опять шагаем, ноги поднимаем.

Воспитатель: Вот мы и в лесу.

II. Развитие речевого дыхания

Воспитатель: Давайте подышим осенним воздухом все вместе и скажем:

– Ах, какой чудесный воздух!
– Ах, как красиво в осеннем лесу!
– Ах, сколько листьев под ногами!

Дети и родители выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот (слова произносятся на выдохе).

Осень: Здравствуйте, гости дорогие! Решила я посмотреть, кто пожаловал в мой лес. А меня вы узнали? Отгадайте загадку и непременно догадаетесь!

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …

Дети и родители: Осень!

Осень: Да, правильно, я – Осень! Вы, наверное, замёрзли? Похолодало уже! Я предлагаю вам согреться.

III. Массаж пальцев рук и самомассаж лица

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

Осень:

Руки растираем. Дети потирают ладони. Сначала себе, затем родителям.
И разогреваем. Хлопают в ладоши. Сначала сами, затем с родителями.
И лицо теплом своим
Нежно умываем. Разогретыми ладонями проводят сверху вниз.
Пальчики сгребают
Все плохие мысли. Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро. Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.
Их вперёд сгибаем. Сгибают руками ушные раковины вперёд.
Тянем вниз за мочки. Оттягивают уши вниз за мочки.
А потом руками
Трогаем мы щечки. Легко похлопывают щеки ладошками.

Воспитатель: Ну, что согрелись? Провожайте мам на стульчики.

IV. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вы такие молодцы, а пока вы отдыхаете, я расскажу вам сказку про язычок, а дети и родители будут мне помогать.

Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно.У детей и родителей рот закрыт.
Стал он искать выход. Сначала в одну щёчку постучал, потом в другую.Дети и родители «протыкают» языком сначала одну щеку, потом другую.
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала в верхнюю, а затем в нижнюю губу.
«Протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
В это время ротик зевнул и открылся.Зевают.
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать.Покусывают кончик языка.
Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой.Покусывают язык слева и справа.
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.Покусывают всю поверхность языка, высовывают его вперёд и убирают назад.
А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, а затем верхнюю.Покусывают верхнюю губу по всей длине, а затем нижнюю.
Потом зубки попытались откусить кусочек щеки.Закусывают изнутри щёки боковыми зубами.
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня ещё никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мять сначала верхние, а потом нижние зубки.
Зубки посмотрели в зеркало и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!»
Чистят языком верхние и нижние зубы.

Логопед: Молодцы!

V. Пальчиковая гимнастика

Осень: Ребята, в моём лесу очень много грибов! Хотите узнать какие? Тогда повторяйте все за мной.

«ГРИБЫ»

Топ-топ – пять шагов,Дети и родители «шагают» пальчиками по коленям.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали 5 пальцев правой руки.
Мухомор красный –
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
На каждое двустишие дети и родители разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.

VI. Подвижная игра с музыкальным сопровождением

Воспитатель: Осень, как много разных грибов в твоём лесу! А мы с ребятами и их родителями так любим их собирать!

Осень: Любите? Тогда за грибами!

На полу по кругу разложены грибы. Дети идут с родителями за руки и произносят слова:

Мы идём, идём, идём,
Мы грибы сейчас найдём
Под листочком, под травинкой,
На пенёчке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай выпрямляют руки вперёд
И быстрей его хватай. хлопают в ладоши

По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга. Тем, кому не достался гриб, выбывает из игры. Выигрывает самая ловкая пара. Игра проводится 2-3 раза. Остался один мухомор

Осень: Ой, ребята, да здесь ещё один гриб остался! Почему вы его не сорвали?

Воспитатель: Осень! Как быстро пролетело время в твоём лесу! Ребятам и их родителям было очень интересно играть в твои игры. Правда, ребята? Не так ли, мамы и папы? И мы хотим поблагодарить тебя, а в подарок спеть песню о тебе, Осень. Послушай.

VII. Песня «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» муз. и сл. М. Еремеевой

Осень: (хвалит детей) Мне было очень приятно с вами познакомиться! И я хочу одарить вас своими осенними подарками. (Угощает детей и родителей яблоками).

Воспитатель: Спасибо, Осень! Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад, в свою группу.

Осень: До свидания! До новых встреч! (Уходит)

Воспитатель: А теперь я предлагаю родителям взять в свои руки руку ребёнка и сказать ему, что он сегодня был самым лучшим, самым чудесным и т.д.

Дети и родители возвращаются в свою группу.

В подготовке данного занятия мною была использована статья «Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях», журнал «Логопед» №4, 2006.

Ссылка на основную публикацию