ИКТ в работе логопеда для коррекции ОНР

Общее недоразвитие речи

Диагноз «общее недоразвитие речи» или ОНР врачи ставят при нарушениях формирования речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Логопеды корректируют ОНР развивая у детей понимание речи, словарный запас, грамматические навыки и правильное звукопроизношение.

  • Четыре уровня ОНР
  • Симптомы
  • Причины возникновения
  • Первичное логопедическое обследование
  • Коррекция ОНР
  • Последствия
  • Частые вопросы

Четыре уровня ОНР

Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:

  • 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • 4 уровень – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Симптомы

Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.

Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.

Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.

Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.

Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери – как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
  • Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
  • Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.

При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.

При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.

В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями учатся при тяжелых формах ОНР 1-2 уровня. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при обычной школе. С ОНР 4 уровня — в обычных классах.

Последствия

Глубокие недостатки развития устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи в виде дисграфии и дислексии.

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченным ОНР.

Частые вопросы перед обращением

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

ИКТ в работе логопеда для коррекции ОНР

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед

МДОУ детский сад № 21 «Сказка» г. Серпухова

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся необходимым средством коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекционно – развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны: словарный запас значительно ниже возрастной нормы, аграмматизмы, дефектное произношение или отсутствие звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, плохая координация мелкой моторики пальцев рук. У детей с ОНР отмечаются нарушения внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Используя инновации в коррекционно-педагогической работе, мы стремимся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков. Можно выделить следующие виды инновационных логопедических технологий в логопедии:

— дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);

— инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т. п.;

— педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: ароматерапии, хромотерапии, библиотерапии и т. п.;

— смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.

Особенно хочется отметить роль и значение информационно-коммуникационных технологий. Применение инновационных средств обучения, в том числе и мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Включение ИКТ в образовательный процесс позволяет учителю-логопеду организовать различные формы учебно-познавательной деятельности, разнообразить процесс обучения. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет значительно увеличить плотность работы, обогатить её новым содержанием, повысить результаты.

В ДОУ есть мультимедийный проектор, приобретены специальные игровые программы, способствующие улучшению процесса обучения («Игры для Тигры», «Радуга в компьютере», «Учимся правильно говорить»). Дети с интересом и большим удовольствием посещают занятия. В работе мы используем разнообразные наглядные пособия, таблицы, схемы, иллюстрации. В этом компьютер оказывает неоценимую помощь. Чаще всего мы используем компьютер на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка. Очень эффективно использование презентаций. Презентацию можно рассматривать, как дидактическое средство обучения. Это удобный и эффективный способ, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, что позволяет удерживать внимание воспитанников и воздействует одновременно на слух и зрение. Презентация состоит из слайдов, в которых изложены иллюстративные варианты изучаемой темы, что даёт детям возможность во время рассказа учителя-логопеда концентрировать внимание на новом материале. Демонстрируемый видеоряд может быть представлен анимацией, фрагментами видеофильмов, мультфильмов, что усиливает визуальное восприятие, облегчает усвоение материала, повышает активность и заинтересованность детей. Усиливается учебная мотивация, что неизменно приводит к повышению уровня усвоения грамматических категорий.

Используются презентации на различных этапах образовательной деятельности: во время организационного момента, во время актуализации знаний, в процессе объяснения нового материала, при обобщении и закреплении. Эмоциональному настрою организационного момента уделяется особое внимание. Учитывая низкую переключаемость внимания детей с ОНР, во время организационного момента важно настроить их на изучаемый материал. Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь учителя-логопеда настраивают воспитанников на усвоение нового, сокращают время на организацию начала занятия. Например, знакомя детей с темой «Дикие животные» используются загадки, картинки. Дети с интересом включаются в игру. Слайд позволяет воспитанникам проверить себя и определить изучаемую тему, подготовиться к восприятию нового материала. Широко применяются компьютерные презентации и при изучении нового материала. При изучении темы «Домашние животные» мы используем элементы мультипликации. Созданный анимированный слайд, герой мультфильма «Простоквашино» рассказывает детям о том, как появились домашние животные. В презентации могут включаться различные задания, дидактические игры, тесты, что позволяет актуализировать, закрепить и обобщить знания детей. После начала проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций положительную динамику в речевом развитии детей отмечают не только педагоги, но и родители воспитанников.

В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

1.Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии . – М.: Наука, 1999.

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ребенку свободу выбора форм и средств деятельности. Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам.

Исходя из этого ,были разработаны следующие рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении :важнейшей составляющей теоретической основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития. Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей:

Первый этапмотивационный: Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа;

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе. Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа “мышь” помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем идёт изучение правил пользования компьютерной техникой: как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание должно уделяться формированию правильного расположения перед монитором, времени нахождения ребенка за компьютером. Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы требуется привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, инструкции логопеда. Надо также развивать различные типы восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Второй этап – содержательно-формирующий: Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

Все эти задачи могут быть решены при использовании разнообразных компьютерных развивающих программ, при условии сформированного у ребенка на предыдущем этапе осознанного интереса к логопедическим занятиям. В ходе занятий необходимо активизировать речь детей, предлагая интересные и доступные им по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности вопросы, например блок развивающей компьютерной игры «Баба Яга учится читать» – Болото. Различные упражнения можно использовать и для выработки определенного темпа речи. По мере расширения произносительных возможностей детей применяются задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа – например, развивающая игра «Гарфилд для первоклассников» (блок «Составь слово»).

Это могут быть задания на преобразование слов, изменение структуры слов с наблюдением за семантическим изменением слова – например, блоки развивающей компьютерной игры «Баба Яга учится читать» – Белочка (развитие навыков орфографической зоркости), Ёжик – анализ звуковой структуры слова и семантической составляющей

На занятиях необходимо создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший “ситуации уверенности” ребенка в своих силах. Дети легко запоминают, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могут самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят формируется чувство гордости за свои достижения, расширяются возможности положительной оценки собственной деятельности.

Третий этапсаморазвивающий: Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи у детей с речевыми нарушениями, закрепления полученных навыков контроля за письменной речью в процессе новой деятельности. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. С успехом на данном этапе можно применять разнообразные средства, созданные при помощи компьютерных программ.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета Жаворонок

Задачи: Учить детей составлять рассказ из 2-3 предложений по воображению, опираясь на предложенные вопросы. Расширить представления детей о горах, познакомить с понятием «холм». Ввести в словарь детей слово «холм». Развивать связную речь, воображение,

Оборудование: Мультимедиа, экран,ноутбук, слайды с изображением различных гор.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие, а куда мы с вами отправимся, вы сейчас сами увидите

(воспитатель показывает первый слайд)

Воспитатель: Ребята, так, где пройдет сегодня наше путешествие?

Воспитатель: Правильно в горах ребята это гора называется Эверест . Подняться на гору Эверест – мечта многих людей, как опытных альпинистов, так и новичков.

Гора Эверест – самая высокая гора на Земле, её высота достигает 8848 метров над уровнем моря. Ее вершины так высоки, что на них всегда лежит снег.

Воспитатель: Ребята, а что можно услышать в горах?

Дети: В горах можно услышать эхо.

Воспитатель: Правильно, а давайте сейчас с вами поиграем в эхо. Я буду называть слова, а вы будете мне отвечать называя это же слово только, ласково. Например: Я говорю «Кошка», вы мне как ответите «кошечка». Правильно ,но эхом будет тот, у кого в руках окажется вот этот горный камушек.

Воспитатель проводит с детьми игру «Эхо» После игры воспитатель включает следующий слайд

Воспитатель: А это ребята Крымские горы. Посмотрите, вот высится в море скала Парус. На самом верху Паруса установлена скульптура орла, здесь всегда много чаек, бакланов. Во время шторма, волны с громадной силой обрушиваются на скалу, кажется, что они низвергнут ее. Парус веками выдерживает грозные атаки моря, такая устойчивость горы в особо прочной породе, из которой она состоит.

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, откуда берется шторм и волны?

Дети: Сильные волны из-за ветра

Воспитатель: Правильно. Вот послушайте, как шумит ветер.

(воспитатель включает аудиозапись «Ветер на море», затем предлагает детям побыть ветром. Проводиться игра на развитие речевого дыхания «Ветер».

Воспитатель: Ребята посмотрите , а это наши Кавказские горы -это гора «Петушок», которая находиться в городе Горячий ключ

По преданию, скалу Петушок называли скалой Спасения. Недалеко от смотровой площадки в отвесной песчаниковой скале выдолблена небольшая пещера (Звонкая), которая служила местом спасения для нарушивших законы или обычаи: если провинившийся успевал там спрятаться, то он считался неприкосновенным.

Воспитатель: Ребята, а из вас, кто ни будь, был на горе Петушок?

А вот совсем маленькая гора, даже не гора, а горка. У этой горки – есть свое имя – холм. Холмами называют маленькие горки. Повторите пожалуйста как называют маленькие горки?

Дети: маленькие горки называются холм

Воспитатель: В каких горах вы хотели бы побывать? Почему?

Воспитатель: Ребята сейчас я предлагаю вам сесть свои самолеты и еще раз пролететь над горами. Проводиться игра «Полет»

Произноситься текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Вот мотор включился,вращательные движения руками

Пропеллер закружился перед собой.

К облакам поднялись поочередно поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот горы – Мы тут!Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют в разные стороны

Толчок, прыжок, прыжок вверх, руки в стороны

Парашюты все раскрылисьприседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель: Ребята вот и подошло к концу наше с вами путешествие, а скажите где мы сегодня с вами побывали? (Мы сегодня путешествовали по горам.)

А кто помнит как называются горы по которым мы сегодня путешествовали? (гора «Петушок», «Эверест», «Парус»,) А как называется самая маленькая горка ? (Маленькая горка называется холмик) Молодцы!

Дайте характеристику звукам ш, ж (согласные, парные, всегда твёрдые, шипящие).

Чем похожи эти звуки?(звучанием)

Чем отличаются? (ш – глухой, ж – звонкий).

Произнесите звуки, проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу.

Сравнительная характеристика букв

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук

Издаёт жужжащий звук.

Посмотри на букву Ш.

Буква очень хороша.

И шумит, и шелестит,

Как зелёная листва.

Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.

а) Игра “Звуковая мозаика”.

Работа с перфокартами (проводится проверка и самооценка)

На уровне слова игра “Определи место звука в слове”

Гимнастика для глаз.Подготовка к письменной работе.

Игра “Собери словечко” Работа с интерактивной доской. Соедините части слов разными линиями. Как одним общим словом мы можем назвать эти предметы?(одежда)

Работа со словами-паронимами (слова, которые имеют сходства в произношении)

– Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы должны запомнить слова со звуками ш и ж.

На десятом этаже

Жили буквы “ша” и “же”.

То грустили, то смеялись,

То квартирами менялись.

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

Две вороны ворожили,А журавль рыбу жарил.

Десять сено ворошили.Шмель в кустах душистых шарил.

И сороки не тужили, И беседовал с ужами

У реки пожар тушили.Заяц, хлопая ушами.

  • – Какие слова со звуками [ш] и [ж] вы услышали, запомнили?
  • – Посмотрите на первую картинку и вспомните, что говорилось о воронах?
  • – Что обозначает слово “ворожили”? (Гадали, колдовали).
  • – А что обозначает слово “ворошили”? (Переворачивали, разбрасывали).
  • – Как вы понимаете слова “не тужили”? (Не скучали).
  • – Какое другое слово, похожее вы услышали? (Мы услышали слово тушили).
  • – Чем отличаются слова “тужили – тушили”? (Звуками ш-ж, значением слов).
  • – Что обозначает слово “тушили”? (Заливали огонь водой).
  • – Что нарисовано на этой картинке?
  • – Вам понятно слово “жарил”?
  • – А что обозначает слово “шарил”? (Искал. Шмель иска себе душистый цветок).

Какими звуками отличаются эти слова? (Звуками [ш-ж]).

– Прослушайте последние две строчки и назовите слова, которые отличаются одним звуком?

Кто такие ужи? (Змеи).

Чем хлопал заяц? (Ушами).

Что такое уши? (Часть тела).

Составьте два предложения с любой из этих пар, запишите в тетрадь (запись на интерактивной доске)

Работа над предложениями.

Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. Запишите предложения в тетрадь.

Машина бабушка жарит вкусные. .

На лужайке шалил непослушный . .

На дорожке, у окошка квакала . .

Весь день лил проливной . .

По ходу работы обратить внимание детей на правописание жи-ши и проверку оглушённого звука [ж] в словах дорожка, дождь, пирожки.

Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развитии фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа, способствует развитию невербальных психических функций у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс коррекционно-развивающего обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.

ИКТ в работе логопеда для коррекции ОНР

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда дошкольного логопункта.

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе. Любые задержки и нарушения в развитии речи ребенка отражаются на формировании его личности и поведения, определяя его будущее.
В последнее время, наряду с логопедическими группами, в детских дошкольных учреждениях, открывают логопедические пункты. Относительно новая форма организации логопедической помощи была выбрана неслучайно. Значительный рост детей с речевой патологией и отягощенность логопедических диагнозов соматической и неврологической симптоматикой, стало предпосылкой для поиска наиболее эффективных форм организации и методов коррекции речевого развития.

Преимущество логопедический пункта в том, что он охватывает большее количество детей с нарушениями речи, однако такая организация работы имеет свои особенности: разнообразие речевых расстройств вынуждает логопеда проводить занятия в индивидуальной или индивидуально-подгрупповой форме. Недостаточная заинтересованность родителей в конечном результате, сжатые сроки коррекции и несформированность произвольного внимания дошкольников, обусловило применение ИКТ в процессе коррекции речи на дошкольном логопункте. Компьютерные технологии, являясь мощным средством оптимизации логопедического воздействия, не только помогают приобрести и закрепить ранее полученные знания, но и эмоционально раскрепощают детей, активизируют и побуждают к познавательной деятельности.

Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.

Возможностями ИКТ логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи. Регулярное использование компьютерных технологий, позволяет специалисту накопить банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, логопедические тренажеры и аудиоматериал по всем направлениям коррекционной работы.

После зачисления на логопункт, ребенок с нарушением речи проходит детальное логопедическое обследование для постановки специалистом правильного диагноза. Процедура достаточно длительная и не всегда интересная.

· Обследование звукопроизношения (исследуемый звук должен находиться в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным);

· Обследование проверяемых звуков во фразовой речи;

· Обследование произношения слов сложной слоговой структуры;

· Обследование фонематического восприятия (определение местоположения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук, проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и т.п.);

· Обследование грамматического строя речи (согласование слов в словосочетаниях и предложениях, понимание рода, числа и падежа, употребление предлогов и т.п.);

· Обследование состояния словарного запаса у ребенка и т.д.

Каждое направление логопедического обследования невозможно, да и не нужно заменять компьютерными играми, а вот некоторые задания можно разнообразить с помощью ИКТ. Это вызывает большой интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимационных изображений. На этом этапе я применяю презентации – картинки на все группы звуков, презентации «Звуковое лото» и компьютерные программы «Учимся говорить правильно» и «Игры для Тигры» на определение сформированности фонематических процессов.

Этап формирования артикуляционной моторики, укрепления мышц речевого аппарата и выработки целенаправленной воздушной струи, может продолжаться достаточно долго. Это объясняется необходимостью прочного закрепления нужного двигательного навыка. Использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик со стихотворным сопровождением, поможет поддержать интерес и работоспособность ребенка, в этот «технический» период работы над звуком. Кроме слайдов с артикуляционными упражнениями я использую сказки о «Путешествиях Веселого язычка», а также артикуляционные сказки с игровыми мультипликационными персонажами. Наблюдая за действиями сказочных героев на экране компьютера, ребенок проявляет заинтересованность в многократном повторении упражнений. Ребенок становится активным участником коррекционного процесса, осознанно включается в работу по развитию речевых навыков, в полном объеме выполняет упражнения, что способствует более успешному овладению ими необходимыми артикуляторными навыками.

И даже на этапе постановки звука, где ведущую роль играют подражание и объяснение, возможно применение компьютерных технологий. Без наглядности, усвоение артикуляции звука для дошкольника представляет определенную трудность. Схематическое изображение артикуляционного уклада звука не всегда может быть понятно ребенку – дошкольнику, а динамические профили артикуляции (компьютерная программа «Игры для Тигры»), где можно управлять подъемом язычка и самому исправлять неправильный артикуляционный уклад, создают устойчивый зрительный образ артикуляции коррегируемого звука.

Но самое широкое использование компьютерных технологий возможно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для отработки правильного произношения поставленного звука необходимо многократное повторение одного и того же материала. Ребенок не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука и т. д. И тогда у специалиста возникает необходимость длительное время удерживать интерес дошкольника к логопедическим занятиям, не утратить желание воспитанника научиться правильно произносить звук. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед», а так же авторские игры – презентации, предотвращают утомление, поддерживают у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.

На просторах интернета можно найти большое количество авторских логопедических презентаций для автоматизации и дифференциации любых звуков: «Море игр», «Подводный мир», «Невероятное приключение», «Смешарики» и т. д. Основой любой мультимедийной презентации является сюжетная линия: это может быть поиск клада, спасение главного героя, увлекательное путешествие или наведение порядка в детской комнате, т.е. имеется мотивационная составляющая и определен конечный результат предстоящей работы. При этом необходимо выполнить интересные задания обучающего характера, а в награду получить похвалу, приз или различные неожиданные спецэффекты (звезды, салют, надпись «Молодец»…), которые очень нравятся детям. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и эмоциональным. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Компьютерные обучающие и развивающие игры можно скачать на информационные носители, а можно играть в режиме онлайн на сайтах «Самоучка», «Логозаврия», «Портал «Солнышко», «Логоша», «Логопедия для всех» и др.

Практически любые развивающие компьютерные игры: «Бродилки», «Рисовалки», «Превращалки», «Соображалки», «Обучалки» и т.д. можно сделать многофункциональными и трансформировать для использования в логопедической работе. На практике, можно использовать такие игры, давая ребенку речевую нагрузку: один клик «мышкой», при условии правильного повторения слога или слова.
Применяется ИКТ и в работе над овладением звуковым анализом и слоговой структурой слова. Для решения этих задач уместно использовать компьютерную игру «Баба Яга учится читать», серию игр сайта «Самоучка», презентации, где необходимо подобрать слова к схеме

Возможно применение компьютерных технологий и для формирования лексико-грамматических средств языка. Презентации – игры «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Назови ласково», «Сделай предмет маленьким» и многие другие, за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, делают процесс формирование лексико-грамматических категорий более интересным и помогают добиться желаемого результата.

Незаменимым средством для развития чувства ритма, слухового внимания, памяти и мелкой моторики являются аудиопрограммы:

– «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

– «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

– «10 мышек — пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

– «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 6» Екатерины Железновой.

– «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

– «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

Данные аудиопрограммы целесообразно использовать не только учителю – логопеду, но и воспитателям, музыкальным руководителям, физинструкторам, как полноправным участникам всестороннего коррекционного процесса в дошкольном учреждении.

В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Занятия детей на компьютере, имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики.

Отдельно нужно рассмотреть психологический аспект работы с компьютером. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется, у него появляется боязнь, того что он будет осмеян или не понят, появляется неуверенность в себе, формируется некоммуникабельность. Общение с компьютером для ребенка в некотором роде обезличено, и малыш, не испытывая боязни, учится доверять собеседнику.

Читайте также:  Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

Еще одно применение компьютерных технологий – это демонстрация воспитанникам видеоматериала их обследования на протяжении учебного года (от первичного до итогового этапа диагностики). В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка в начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны речи. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации. Ребёнок обратит внимание на свои ошибки, и в дальнейшем будет добиваться их устранения. Важным условием для пропаганды возможностей ИКТ, является необходимость освещения информации о логопедических компьютерных технологиях для воспитателей и родителей, которые являясь непосредственными участниками коррекционного процесса, будут использовать их в работе с детьми – логопатами.

Дошкольный логопункт, как форма организации логопедической помощи имеет ряд особенностей: преимущественно индивидуальная форма работы, ограниченные во времени сроки коррекции и широкий спектр логопедических диагнозов. Все это определяет целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Возможности компьютерных технологий неограниченны – каждый день появляются новые игры и презентации. Они охватывают все направления работы учителя – логопеда: от диагностики до развития интонационной стороны речи. И такое разнообразие не может не радовать специалистов, ведь применение ИКТ в работе с дошкольниками, не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов коррекции речевых нарушений.

Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
Веренёва Е.П. Ресурсы информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед. М.: 2010 №5.

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа 3–4 классы

Таня соловьева
Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа 3–4 классы

Мероприятие «Путешествие в мир слов».

Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать.Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка. [1]

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

«Леночка, – говорит мама, –вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?

-Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

– В огромном море, море слов

Купаться ежечасно! [1]

2. «Слова – друзья». (синонимы)

– Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье – царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью – царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к. именно эти качества помогают справиться с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.

Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи – царевны? Тогда в путь!

Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья – царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.

А) – Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.

Надо быстро закрыть окна шторками – словами, близкими по смыслу из 4 букв.

Солдат – воин, боец.

– Как называются слова близкие по значению? (синонимы).

Б) – Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках с изображением кочек)

Бураны, вьюги и мeтели,

Как многo c ними канитeли,

Kак мнoгo шума, толкoтни,

Кaк надоели мнe они! –

Так проворчал мopoз угpюмый

И речкy в лeд cковал без шума. [В. Берестов, «Мороз»]

Дрожит на ветpy,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жapу. [И. Токмакова, «Осинка»]

Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. [И. Токмакова, «Дуб»]

(Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).

– Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному. Является однoй и тoй же частью речи).

– Kaкoй частью peчи являются синонимы в первой группe? Во второй? В тpeтьeй? (сущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).

– Что cильнеe – метель или буpaн?

– Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниe природы? (силою ветpa)

– Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду? (пyргa)

В) – На доске записаны слова: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т. к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол – синоним с корнем «печаль» (запечалиться).

– Итак, какими частями речи могут быть синонимы? [3]

Г) – Ребята, а вы знаете, какие животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?

– Тогда внимание!Каких животных называют так: косой, косолапый, рыжая, серый, сохатый.

(Дети подбирают пары слов: косой заяц, косолапый медведь, рыжая лисица, серый волк, сохатый лось. Одновременно на доске появляется картинка с изображением данного зверя).

Д) – Мы с вами на поляне «зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.

– Что значит «зри»?

(Учитель показывает картинки, а дети называют 2 слова – синонимы.)

Луна – месяц. Собака – пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка – ластик. Глаза-очи. Алфавит – азбука. [ 2]

-Да, на самом деле, некоторые предметы имеют два и более названия. Вот послушайте стихотворение.

Ученик: Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня.

И пocмотpеть ги-па-потама.

Пусть мама скажeт за меня!

Вошли в откpытые ворота

И побежали мы вдвoем

Взглянуть на ги. на бeгемота,

Мы чаще так егo зовем. [2]

(Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком изображающем бегемота).

– А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком? Послушaйте.

Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки,есть еще одно название: ластик.

Почему резинка – понятно: делается из резины. A из чегo делaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается “ryмми эластикум». Отсюдa – ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.

-Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны. Пора отправляться далее.

3. «Все наоборот» (антонимы)

– Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?

Этот остров называется «Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью – царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением? Правильно, здесь говорят на языке антонимов.

А) – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.

(на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)

Б)– Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том;

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

– Кто автор этих строк? (А. С. Пушкин.) – Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). – Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

В) – На нашем дубе вырос необычный плод. Какой? Почему этот плод необычный?

Конспект НОД «Путешествие в волшебную Страну вежливых слов»

Ход занятия

В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Дети. Хотим!

Педагог. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что — то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать загадку:

Резеда

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это — солнце!

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.

Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.

Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.

Медленно тянут руки вверх, улыбаются.

Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Фея. Давайте с ним поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Дети встают в круг.

Эмиль

Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки

Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения с щепотью

Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунька.

Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.

А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.

Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде?

Раиль

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

Найдите слова на небе, прохлопайте их. ( Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? ( Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его( дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на панно, прохлопайте их по слогам.

Какие интересные слова! Скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали , а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте.

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер.

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

Фея. А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Стихи индивидуальные про рыб

Боится идти на рыбалку рыбак

Чего ты робеешь скажи мне чудак

К реке не подходит трусишка Федот

С тех пор как услышал что рыба клюет.

Никита

Щука в речке жила

Щеткой воду мела

Щи варила для гостей

Вероника

Плавниками водят рыбу

Воду чистую мутят

Никогда не говорят

Так живут они веками

И куда не бросишь взгляд

Рыбы только плавниками благодарно шевелят

Почему такие рыбы, да во рту у них вода

И они сказать спасибо не сумеют никогда.

Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия 'Дифференциация звуков К-Т'

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Ребята посмотрите наши частички добра превратились в одно целое , а давайте что нибудь придумаем из них, что мы можем из них сделать?

А давайте подарим в волшебную страну немного волшебного.

Дети из конфетных обверток делают бабочки и цветочки, и дарять волшебную страну Феи.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

Автор: Мингазова Гульнур Наримановна,

воспитатель 1 категорий МБДОУ «Солнышко»

г. Заинск, Татарстан

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

http://planetadetstva.net/forum/forums/30/

Внеклассное мероприятие “В стране волшебных слов”.
классный час (2 класс) на тему

Мероприятие проводилось во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
v_strane_volshebnykh_slov.doc1009 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая цель: создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся о формах вежливого обращения друг к другу.

Тип занятия: решение частной задачи.

Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

  • принимать и сохранять информационные знания;
  • планировать своё действие в соответствии с ними;
  • осуществлять внутренний контроль по результату;

Познавательные: используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении.

1. Образовательные задачи:

  • обобщать и расширять знания детей о значении вежливых слов;
  • формировать у детей представление и потребности в доброжелательном общении с окружающими;
  • активизировать словарный запас детей по данной теме: “Спасибо”, “Здравствуйте”, “Пожалуйста”, “Волшебные слова” и т.п.
  • познакомить ребят с правильной манерой произношения «волшебных слов» – голосовой интонацией.
  • Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

2. Раз вивающие задачи:

  • развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы;
  • развивать доброжелательное отношение друг к другу;
  • развивать звуковую культуру речи;

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • способствовать формированию положительных эмоций;
  • воспитывать непосредственно культуру общения;

Оборудование: карточки с вежливыми словами, костюм Феи, картинки, плакат с городом, цветы, бабочки, солнышко

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

– Начиная занятие, давайте еще улыбнемся нашим гостям и пожелаем им здоровья.

Дети хором: Здравствуйте!

– Тихо сели, спинки выпрямили.

– Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по удивительной « Стране Этикета » и очень хочу, чтобы вы сегодня на занятии не только узнали много нового для себя, но и с удовольствием провели время. И пусть на занятии царят радость, доброта, согласие и хорошее настроение.

– На прошлом занятии мы начали разговор о вежливости.

-Давайте вспомним, что же такое вежливость?

-А вот что написано в толковом словаре Ожегова нам рассскажут ребята.

Вежливость – это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Вежливость- это соблюдение правил приличия, норм поведения.

-Откуда же взялось это слово?

До 16 века в русском языке широко употребляли слово «вежа». Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке. Отсюда и слово «вежливо», которое позднее превратилось в «вежливость».

– Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо» . Я буду называть ситуацию, а вы определять вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливы – кивок, если нет, то хлопок.

  • Поздороваться при встрече … ( вежливо ).
  • Толкнуть, не извиниться … ( невежливо )
  • Помочь поднять упавшую вещь .. ( вежливо )
  • Не встать, обращаясь к учителю … ( невежливо ).
  • Не уступить место в транспорте пожилому человеку, женщине с ребёнком … ( невежливо )
  • Сидеть в шапке за столом. ( невежливо )
  • Поздравить родных с праздником. ( вежливо )

-Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым, хорошим человеком?

-Да, вежливый человек соблюдает правила приличия, он очень культурный, доброжелательный, учтивый, обходительный, любезный, хорошо воспитан.

-Поэтому каждый вежливый человек, независимо от его возраста, умеет вежливо прощаться, приветствовать, извиняться, спрашивать. А для этого, в обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными.

-Что же это за волшебные слова и в чём их волшебство?

-Волшебные слова –это добрые, вежливые слова. С помощью них можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

-Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком в рассказе В.Осеевой «Волшебное слово».

-Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? ( пожалуйста )

-А помогало ли ему это слово? В каких случаях?

-Но ведь старичок сказал Павлику только одно волшебное слово, а на самом деле их много.

Сценка «Слушай хорошенько».

(Девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней.)

Слушай хорошенько, – кукле я сказала.

Полно наряжаться, это баловство.

Ты уже большою девочкою стала.

А ещё не знаешь ровно ничего.

«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,

За подарки, помощь всех благодарят,

Вежливые дети все так поступают.

Будь и ты такою, – и тебя тотчас

Попрошу зачислить в вежливый наш класс.

-Теперь я не сомневаюсь, что все вы вежливые и воспитанные ребята. Я хочу обратиться к вам за помощью.

-Сегодня к нам на занятие прилетела Фея Вежливости из города Волшебных слов. Но она чем-то опечалена .

У нас большая неприятность. Все волшебные слова и правила вежливости унёс и спрятал злой Волшебник. В городе стало очень грустно. Не светит солнце, не цветут сады, не распускаются цветы. И теперь люди в нашем городе ходят печальные и унылые, а дети плачут, потому что их мамы не говорят им нежных, добрых, ласковых слов.

-Дети, помогите, пожалуйста, вернуть хорошее настроение.

А для этого вам нужно узнать, где же спрятаны все волшебные слова.

(вывешивается ватман, на котором нарисованы только домики.)

-Посмотрите, какой грустный город. Посмотрим, каким он станет, когда мы вернём ему все вежливые слова.

-Итак, в путь на поиски волшебных слов.

-Вашим домашним заданием было выучить стихотворения о вежливых словах, давайте некоторые из них расскажем, может быть там спрятаны волшебные слова.

-Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали, сколько раз?

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Но если я всё же забуду –

Простите, я больше не буду.

Эти слова всем известны давно,

Видишь – они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

-Добрые люди, будьте здоровы!

– Какие вежливые слова вы услышали в стихотворениях?

-Вот сколько мы нашли волшебных слов.

– А как вы думаете, от чего зависит сила вежливых слов?

-Всё верно, вежливые слова зависят от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными».

– А теперь мы продолжим искать слова вежливости и поиграем в игру «Доскажи словечко». Вам нужно внимательно выслушать меня и в конце стихотворения подсказать всем вместе потерянное слово.

1. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Громко «здравствуйте» скажите.

Слово «Здравствуйте» – слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)

– Какие слова – приветствия вы знаете? ( Добрый день, доброе утро, добрый вечер, привет ).

  1. Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо . Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!».

– Какие слова благодарности вы ещё знаете? ( Благодарю вас ).

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

  1. Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите … ( извините! )

Извините – э то простое русское слово значит – простите мою вину, в душе и на словах освободить от ответственности за совершённое дурное действие.

-Какие ещё вежливые слова говорят, если извиняются? ( Прошу прощения, простите, я виноват ).

4. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … ( пожалуйста ).

Словом «пожалуйста» вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно в качестве приставки к имени

-Какие вежливые слова говорят, если обращаются с просьбой? (Будьте добры, будьте любезны, прошу Вас)

5. Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите … ( до свидания ).

-Расставаясь друг с другом, и надеясь ещё встретиться, свидеться, люди говорили «до свидания».

-Какие ещё слова говорят при расставании? ( До встречи, пока, всего доброго, всего хорошего, прощайте ).

-Посмотрите, сколько волшебных слов мы с вами нашли.

-А теперь мы отдохнём и поиграем в игру «Будь внимательным!» (Может провести Фея Вежливости)

Если вы услышите волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.

  • Встаньте, пожалуйста .
  • Поднимите руки.
  • Поднимите, пожалуйста , руки.
  • Будьте добры , опустите руки.
  • Поднимите, пожалуйста , правую руку.
  • Опустите, пожалуйста , правую руку.
  • Похлопайте.
  • Будьте добры, хлопните 3 раза.
  • Тихонько сядьте.
  • Тихонько сядьте, пожалуйста .

-Спасибо, ребята! Молодцы! Все были внимательными!

– А сейчас мы поищем вежливые слова в этом волшебном зеркале. Вы должны внимательно посмотреть на картинку и отгадать, какое волшебное слово спрятано в ней.

-Как вы думаете,что скажет бабушка? (Приятного аппетита)

-А что ответит внук? (спасибо)

-Расскажите, как надо вести себя за столом. (За столом нельзя разговаривать, нужно говорить приятного аппетита, после еды сказать спасибо).

Встреча на улице.

-Что говорят при встрече? ( Здравствуй ).

-Если встретились два друга, что они могут сказать? (привет)

-А если надо поздороваться со взрослым, кто здоровается первым? (младший со старшим).

Спит в кроватке.

-Когда ложатся спать, какие слова говорят друг другу? А когда встают? ( Спокойной ночи; Приятных снов;Доброе утро )

-Как вы думаете, что произошло с девочкой? Почему она плачет? (Её обидели.)

-А что должен сделать воспитанный мальчик? (Пожалеть)

-А если её обидел этот мальчик, что он должен сказать? (Должен сказать прости пожалуйста, извини ).

– Что должен сказать мальчик? ( Садитесь, пожалуйста )

-Какие ребята были в волшебном зеркале? (Вежливые).

– Ну и в завершении нашего занятия «Блиц-опрос».

  • Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, пришли в школу? ( Здравствуйте )
  • Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать? ( Простите )
  • Кто-то сделал вам доброе дело, вы хотите его отблагодарить. Какое слово скажите? ( Благодарю )
  • Если вы хотите, чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. Какое? ( Пожалуйста )
  • Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы скажете? ( Извините )

-Ребята, мы с вами поговорили об очень важных и нужных для человека словах, без которых мы не сможем обойтись, если хотим быть воспитанными, вежливыми людьми. А также мы выполнили просьбу Феи.

-Посмотрите, как много слов мы смогли с вами отыскать. (Открывается доска, на которой написаны вежливые слова.)

-А теперь подарим эти слова Фее. У вас на столе лежит цветок. Возьмите его и напишите на нём любое вежливое слово. А теперь посадим эти цветы в нашей волшебной стране.

-Посмотрите, как она засияла. (Украсить ватман цветами и бабочками).

-Волшебные слова очень приятны и согревают всех теплом, как солнышко в тёплый день. Давайте приклеим ещё и солнышко.

-Спасибо вам, ребята! .

-Благодаря вам, вернулись все вежливые слова в мою страну, засветило солнышко, кругом стало весело и радостно.

В благодарность я хочу подарить вам памятки «Вежливые слова».

-Я надеюсь, что вы всегда будете помнить эти вежливые волшебные слова. Но не забывайте, что «волшебные» слова могут потерять своё волшебство. « Вежливые слова», сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми. Старайтесь произносить вежливые слова глядя в глаза собеседника, с теплотой в голосе и улыбкой на лице. И не забывайте, что добрыми должны быть не только слова. Они должны сочетаться с добрыми поступками.

Привыкайте к доброму, к доброму, друзья!

Без добра на свете нам жить никак нельзя!

Хамство, зло и ненависть исключить пора!

Говори с улыбкою добрые слова!

(Звучит песня «Улыбка»)

-Спасибо вам за помощь. Вы меня сегодня порадовали.

Ребята, один мой школьный товарищ сочинил рассказ. Но, так как он был не очень воспитанным мальчиком, то в рассказе некоторые слова отсутствуют. Может быть, вы поможете их расставить?

Рассказ. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина маленьким ребенком. Вова встал и сказал женщине: Садитесь, пожалуйста. Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову: Спасибо. Вдруг трамвай неожиданно остановился – чуть не упал и сильно толкнул, какого- то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу, же сказал: Извините, пожалуйста . Трамвай подошел к остановке и Вова стал пробираться к выходу говоря: пропустите, пожалуйста !

Ссылка на основную публикацию