ИКТ в работе логопеда для коррекции ОНР

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия

Пояснительная записка

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Но недостаточно разработано игр по коррекционно-речевому развитию детей.

Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в соответствии с задачами Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.

Цель: – разработать систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.

  • Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
  • Выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных компьютерных технологий.
  • Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
  • Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР в ДОУ города, распространение положительного опыта.
  • Условия реализации поставленных задач

    Система работы рассчитана на реализацию в старшей и подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР и предполагает:

    • использование новых моделей компьютера;
    • работу с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа);
    • кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с родителями;
    • предлагаемая система работы может быть использована в других учреждениях, где обучаются дети дошкольного возраста с ОНР.
    • 1 этап (сентябрь – ноябрь 2009 года) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;
    • 2 этап (ноябрь2009 – май 2010) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;
    • 3 этап (сентябрь 2010 – май 2011) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрение системы работы по использованию ИКТ в работе с детьми с ОНР.

    1. Разработка цифровых образовательных ресурсов с использованием современного софта

    Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования речевого развития у детей с ОНР.

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

    Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.

    Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.

    Вниманию родителей представлен стенд “Сегодня изучаем”, где они могут ознакомиться с темой и целями занятий на неделю, пальчиковой гимнастикой и подвижной игрой с речевым сопровождением. Рисунок 1

    В помощь родителям предлагаем презентации “Артикуляционная гимнастика”, где предложены упражнения с речевым сопровождением на разные группы звуков (начальный комплекс, свистящие, шипящие, соноры) Приложение 1

    Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет учителю-логопеду, воспитателю логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.

    Коррекционная работа учителя-логопеда начинается с логопедического обследования детей. Для того чтобы заинтересовать ребёнка предлагаем некоторые задания в виде игры, например “Где сидит котёнок”, “Гараж”. Приложение 2

    Результаты обследования заносим в таблицы, получаем уровни речевого развития детей.

    2. Методическая копилка

    Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе Power Point в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.

    На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, речевых развлечениях используем мультимедийные презентации по лексическим темам. Например, по лексической теме “Почта”. На слайде представлено письмо и сказочный герой. Детям предлагается сказать, кому пришло письмо. Следующее задание, детям пришла посылка, а вот что в ней они узнают, если правильно составят слова из слогов.

    Разрабатываем конспекты занятий, развлечений с использованием презентаций. Например, лексико-грамматическое занятие “Давайте поиграем”. Детям предлагается книга с иллюстрациями о зиме и заданиями, которые они должны выполнить. Рисунок 2

    Или развлечение “Зимушка– зима”, где дети отправляются в гости к Зиме, с помощью презентации они оказываются в зимнем царстве, и выполняют различные задания. На слайде следы лисы, Зима предлагает детям отгадать с помощью загадки чьи же это следы, а затем играют в игру “Лиса”. На следующем слайде тройка лошадей, на которых детям предложено вернуться назад в детский сад. Приложение 3

    На подгрупповых и индивидуальных занятиях используем (фрагментарно) дидактические игры.

    Для развития фонематического восприятия разработаны такие игры как “Отстучи ритм”, появляется картинка с изображением снежинок расположенных с разным интервалом, ребёнок, посмотрев должен отстучать ритм. Снежинки появляются в порядке усложнения отстукивания ритма.

    “Найди пару” – на слайде круг, разделённый пополам, на одной стороне закреплены картинки, ребёнку предлагается к каждой картинке подобрать пары близкие по звучанию.

    “Украсим ёлочку” на слайде изображена ёлочка и мешок, предлагаем ребёнку украсить ёлочку теми шариками в названии которых есть звук Ш, а картинку со звуком Ж отправляем в мешок. После каждого успешно выполненного задания ребёнок получает “приз” от компьютерного героя. Рисунок 3

    Игра “Чего не стало?” – детям предлагается рассмотреть, чем украшена ёлочка. Правильно произнести названия игрушек, запомнить, где какая игрушка висит. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется, дети открывают глаза, смотрят и говорят, чего не стало.

    Игра “Кто за забором” – на слайде изображён забор, из-за которого видны части тела домашних животных. Дети должны отгадать, кто там спрятался, и составить предложение про животного со словом значит. Рисунок 4

    Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, на наш взгляд, эффективность работы логопеда.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР

    С помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

    Просмотр содержимого документа
    «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР»

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

    Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

    Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.

    Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).

    Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

    Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

    Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность[8].

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

    Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

    Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

    недостаточное развитие артикуляционной моторики;

    недоразвитие фонематического восприятия;

    нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

    грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

    отклонения в нервно-психической сфере;

    снижение уровня познавательной активности;

    отклонения в поведении детей.

    Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

    Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

    Положительно оценивается логопедами-практиками такая готовая программная продукция, как «Видимая речь»[3], «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142»[9].

    В своей практике я использую компьютерную технологию логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), которая включает СD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями[6]. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых на рушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

    – системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

    – полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

    – дифференцированный подход к обучению;

    – игровая форма обучения.

    Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.

    Также в работе использую обучающие компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра «Баба-Яга учиться читать» – предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.

    Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

    · Программа должна иметь указание на возраст ребенка;

    · Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

    · Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

    · Программа должна быть на русском языке;

    · Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

    · Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

    · Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

    · Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;

    · Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

    · Чередование разных компьютерных игр.

    Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. – С-Пб., 2000.

    3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. – №1.

    4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

    5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М., Вентана-Граф, 2004.

    6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2007.

    7. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

    Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
    статья на тему

    Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    mo_9.01.2017.docx257.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Заседание ШМО №1.

    Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
    Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости.

    Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

    При использовании ИКТ на логопедических занятиях в школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

    Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено

    на включение в работу всех анализаторных систем.
    Коррекционно-развивающие игры с использованием компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.

    • повышать речевую мотивацию;
    • повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
    • активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
    • автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

    Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

    В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

    Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

    Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

    Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

    Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

    — повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
    — обеспечение психологического комфорта на занятиях;
    — развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
    — совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
    — развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
    — совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
    — формирование личности ребёнка в целом;
    — повышение качества обучения и работоспособности детей.

    Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

    • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
    • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

    – звукопроизношение;
    – просодические компоненты речи;
    – фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
    – лексико-грамматические средства языка;
    – артикуляционная моторика;
    – мелкая моторика;
    – связная речь.

    • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
    • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
    • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
    • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
    • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка . В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
    • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
    • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
    • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

    При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Развивающие и обучающие компьютерные программы:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу « Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект « Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    « Учимся читать. Страна Буквария » («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    « Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык » из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Также применяю следующие развивающие игры-тренажёры : СД-диск «Подарок первокласснику» (для детей 6-7 лет); «Учимся читать» ; «Учусь читать и считать» ; «Скоро в школу!»; «Азбука. Как Мышонок читать учился» (4-7 лет), «Баба-Яга учится читать», «Трое из Простоквашино. Дядя Фёдор идёт в школу».

    Курс « Супердетки: тренировка быстрого чтения » («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу « Мерсибо ». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    ДЕТСТВО-ГИД

    DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

    Рубрики

    Свежие комментарии

    • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
    • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
    • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
    • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
    • Ольга к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Популярные записи

    Страницы

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

    Круглая Елена Валерьевна,

    учитель-логопед МКДОУ № 16,

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

    Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

    Целью использования компьютерных технологий в работе с детьми с ОНР является оптимизация процесса коррекции речевого развития.

    Задачи:

    • Формировать и развивать языковые и речевые средства, высшие психические функции, коммуникативные навыки.
    • Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с учителем-логопедом.
    • Учитывая образовательные потребности каждого ребенка, осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса.
    • Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью.

    Использование ИКТ в работе с детьми

    ИКТ активно использую в индивидуальной и фронтальных занятиях.

    На логоритмических занятиях использование мультимедийных технологий дает ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка, речь, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

    На сегодняшний день среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.

    Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

    Нами созданы презентации, дидактические и интерактивные игры, пособия. Подобраны видеофильмы, видеоуроки, песни и музыка по лексическим темам.

    Презентационные материалы применяются для:

    1. проведения артикуляционной гимнастики;
    2. развития речевого дыхания;
    3. гимнастики для глаз;
    4. автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
    5. дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
    6. развития фонематического восприятия,
    7. развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
    8. усвоения лексических тем;
    9. развития навыков словообразования и словоизменения;
    10. развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
    11. проведения физминуток.

    ИКТ в работе с педагогами

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ОНР.

    ИКТ применяем в оформлении перспективных планов работы, конспектов НОД, аттестационных материалов, портфолио и т. д.

    Сеть интернет позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах. Можно быть в курсе всех событий в мире, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов.

    Активно принимаем участие в видеоконференциях и вебинарах с коллегами.

    ИКТ в работе с родителями

    Так же ИКТ применяется в работе с родителями. Позволяет продемонстрировать любые документы и фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход; оперативно представить и получить информацию; использовать ИКТ при проведении родительских собраний, оформлении информационных стендов, родительских уголков, домашних заданий.

    Для родителей были подготовлены в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков вместо традиционных рекомендаций. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывал интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно стали стимулировать детей к выполнению домашнего задания .

    Использование ИКТ в коррекционно-образовательной работе с детьми логопатами с ОНР

    Елена Головинова
    Использование ИКТ в коррекционно-образовательной работе с детьми логопатами с ОНР

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи – нарушение фонетики, лексики и грамматики. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

    Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, быстро утомляется.

    Известно, что использование в коррекционной работе компьютерных игр и презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

    Компьютерные технологии позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной связи между логопедом и родителями, информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

    Целью применения компьютерных презентаций в логопедической работе является – совершенствование коррекционного процесса такого сложного речевого расстройства, как общее недоразвитие речи

    Задачи:

    1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных программ и презентаций в работе с дошкольниками.

    2. Сочетать педагогические приемы и методы с компьютерными программами, презентациями.

    3. Добиться высоких результатов в речевой и познавательной сферах у детей логопатов, используя компьютерные технологии в ежедневной коррекционной работе.

    4. Создавать благоприятные условия для успешного выполнения упражнений.

    5. Способствовать развитию и коррекции психических процессов познавательной активности, самоконтроля.

    6. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

    7. Активизация мотивации детей к логопедическим занятиям.

    ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

    Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

    Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

    Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. Формируются устойчивые визуально – кинестетические и визуально – аудиальные условно – рефлекторные связи ЦНС. На их основе формируются правильные речевые навыки.

    Системный подход к коррекции речевых нарушений.

    Компьютерные технологии позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

    -просодические компоненты речи

    -фонематический анализ и синтез, фонематические представления

    – лексико – грамматические средства языка

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов.

    Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.

    Принцип системности и последовательности обучения.

    Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

    Принцип доступности обучения.

    Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.

    Принцип индивидуального обучения.

    Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

    Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

    В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

    Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно- образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

    Принцип воспитывающего обучения.

    Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей – логопатов волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

    Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.

    Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

    В работе учителя-логопеда компьютер используется во время диагностики детей, на занятиях и в работе с родителями.

    Коррекционная работа учителя-логопеда начинается с логопедического обследования детей. Диагностика включает в себя обследование звукопроизношения всех групп звуков, обследование словаря и словообразования, обследование связной речи. Для того, чтобы заинтересовать ребенка все задания используются в виде игры.

    Занятия делятся на индивидуальные и подгрупповые.

    В индивидуальной работе используются различные компьютерные презентации:

    – для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн,

    – артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений.

    -автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи,

    – работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. На своих занятиях я использовала презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, различали голоса животных, учились различать слова на слух отличая разницу в звуках.

    Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).

    Широко используем компьютерную игру «Игры для Тигры» – программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушения. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий «Тигренок» – все это способствует мотивации готовности детей к логопедическим занятиям.

    Групповые занятия включают в себя:

    Занятия на развитие лексико-грамматических категорий

    – цель: уточнение и расширение, активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

    Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

    Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Мы используем в работе игры на словообразование, словоизменение, на согласование, закрепление предлогов

    Занятия по развитию связной речи:

    – на совершенствование умения составлять предложения, описательных рассказов о предмете, составлению рассказов по серии картинок и по сюжетной картинке.

    Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

    Занятия по обучению грамоте

    – на закрепление представлений о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

    – на совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза слов, состоящих из 4-5 звуков

    – на составление графической схемы слова.

    В игровой форме дети закрепляют термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Учатся работать со схемой слова, тренируют навыки послогового чтения.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и со стороны компьютер сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением компьютерных игр, презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей:

    Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.

    В работе используем стендовые консультации, работу с дисками видеотеки кабинета для работы с ребенком дома, и презентации на родительских собраниях.

    Санитарно-эпидемиологические нормы к применению компьютера в ДОУ:

    1. Монитор компьютера должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшим по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах.

    2. Системный блок должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium 2.

    3. Мебель – стол, стул должны соответствовать возрасту и росту ребенка. Это позволит уменьшить физическую нагрузку.

    4. Помещение, где находится компьютер, должно хорошо проветриваться.

    5. Равномерное освещение

    6. Для детей 5-6 лет работа на компьютере должно составлять 10-15 мин. не более 2 раз в неделю

    Дети с ОНР из-за ряда особенностей психофизического развития нуждаются в частой смене деятельности, поэтому важно в занятиях с детьми учитывать здоровьесберегающие мероприятия:

    -проведение динамических пауз, как для общей, так и для мелкой моторики.

    – проведение коррегирующей гимнастики для глаз.

    В чем же польза от компьютерных игр и презентаций и почему их нельзя заменить просто дидактическими играми?

    Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.

    Кроме того они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.

    В чем же плюсы использования компьютера?

    Аргументы «За» имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая знаковая функция сознания, улучшается произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

    Медики, приводят немало аргументов «против» : – воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого появление быстрого утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки.

    Необходимо строго соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, о которых упоминалось выше.

    За два года работы с использованием на речевых занятиях компьютерных презентаций, как элемент занятия, сделала вывод: у детей с ОНР 3 уровня повысилась усидчивость, заинтересованность, большая усваиваемость материала на занятиях, следовательно улучшается динамика в речевом развитии.

    Кроме того они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.

    Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением компьютерных игр, презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

    Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевой патологии у детей очевидна.

    Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

    Родительское собрание на тему: «Организация коррекционной работы в детском саду с детьми старшей группы». В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью логопедической работы является помощь, которую можно.

    Слово педагога

    Автор: Розова Вера Владимировна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МДОУ “Детский сад № 99”
    Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: “Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда”
    Дата публикации: 05.04.2017
    Раздел: дошкольное образование

    образовательное учреждение детский сад № 99

    ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

    Розовой Веры Владимировны,

    учителя-логопеда детского сада № 99

    Рыбинск , 2016 год

    1.1 Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших

    1.2 Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

    коррекционно-развивающей работы с детьми_______________________ 8-9

    Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном

    образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено

    исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка

    с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники,

    приобретений в дошкольном возрасте.

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями

    методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с

    эффективность логопедической работы в целом.

    Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития

    цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных

    технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений –

    необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем,

    В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики

    является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового

    индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно

    коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному

    коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и

    совместной деятельности с логопедом.

    3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные

    навыки, высшие психические функции.

    4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой

    деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со

    сверстниками и взрослыми.

    образовательные потребности каждого ребенка.

    разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые

    стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и

    своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей,

    страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий,

    научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность

    исследования данной темы.

    Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений

    Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению

    компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а

    затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования

    таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и

    внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность

    ребенка к обучению.

    целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае

    особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в

    привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и

    делает его осмысленным и долговременным.

    В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать

    трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая,

    действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных

    средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества,

    как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

    коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно

    сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно

    делать то, что делали раньше.

    Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».

    Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По

    Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче

    заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой

    и зрительной информации.

    Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше

    его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а

    приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими

    требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного

    Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют

    дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих

    эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных

    проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень

    часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи

    является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не

    только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого

    использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но

    они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная,

    притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против

    работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения

    компьютерных технологий в педагогической практике.

    использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

    задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

    потребностей каждого ребенка.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети

    имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

    объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных

    коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение

    не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,

    сопровождающихся звуковым оформлением.

    коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и

    логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной

    м о б и л ь н о с т ь ,

    результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и

    делает более эффективной.

    Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

    коррекционно-развивающей работы с детьми

    средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

    речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные

    варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной

    электроники и телекоммуникаций.

    А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

    Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств

    обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В

    последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

    специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется

    в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли

    бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми

    познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов,

    О.И.Кукушкина и др.).

    Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют

    ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику,

    необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать

    технологии для их развития и коррекции нарушений речи.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в

    каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а

    средств развития активной творческой деятельности.

    Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе

    направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и

    комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.

    Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием

    обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим

    логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:

    Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

    сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а

    также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с

    вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры

    на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет

    визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-

    рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной

    логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые

    навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

    Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и

    грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых

    кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь»,

    клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и

    зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-

    логического мышление детей.

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с

    позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные

    возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

    полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к

    предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и

    подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с

    учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

    Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и

    их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных

    программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач

    средствами осуществляет ребёнок.

    Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В

    субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные

    шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых

    средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной

    преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким

    образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх

    учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной

    обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в

    образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные

    коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования

    доступности компьютерного средства обучения.

    Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение

    подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки

    путём моделирования ситуации общения.

    программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные

    качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на

    решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при

    повышенной мотивации деятельности.

    проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной

    ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт

    дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.

    Содержание коррекционной логопедической работы с применением ИКТ

    Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного

    Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у

    дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью

    знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается

    мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность,

    в о з д е й с т в и е

    мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в

    коррекционно-воспитательном процессе с использованием

    Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом

    Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с

    помощью создания ситуации успеха.

    Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает

    Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более

    высокой мотивационной готовности к обучению.

    недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы:

    заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

    звукового анализа и синтеза;

    III этап – саморазвивающийся,

    дической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:

    Автоматизация поставленных звуков.

    Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.

    Адекватная оценка ребенком своих действий.

    Творческое выполнение заданий.

    IV этап – аналитико-диагностический, предназначенный для сбора необходимой

    информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.

    Вследствие чего были разработаны рекомендации для воспитателей и других

    коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей

    эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе

    были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы,

    недостатков в речевом развитии.

    Для формирования речемыслительной деятельности в детском саду был

    создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих

    Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.

    В состав моей медиатеки входят:

    – отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в

    -компьютерные программы для коррекции речи;

    – логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках;

    – аудиоазбука; фото – и видеоматериалы.

    Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть

    При проведении артикуляционной гимнастики.

    Для развития речевого дыхания.

    Как зрительный тренажёр.

    При подготовке руки к письму.

    Для включения в занятие.

    Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

    Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

    Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях

    занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.

    К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:

    оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения

    решение дидактических целей

    чёткая система оценивания

    возможность рефлексии после игры

    Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

    развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

    Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у

    детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Игры для Тигры содержат:

    упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)

    уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

    задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)

    упражнение на звуковой анализ и синтез

    Всего более 50 упражнений.

    Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

    Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

    Состоит из следующих блоков:

    Развитие связной речи.

    «Баба Яга учится читать»

    Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.

    I ступень – «Букварик».

    II ступень – «Слогарик».

    III ступень – «Карта с заданиями».

    Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги

    (рекомендован родителям для домашних занятий) .

    90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету,

    подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

    Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться

    младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет

    ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на

    даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

    дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и

    которых Вы можете:

    выбирать нужные буквы и звуки

    устанавливать длительность игры

    ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.

    работе с дошкольниками

    Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными

    воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной

    работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью

    изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более

    моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети

    получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде

    картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

    1. Неисчерпаемый источник информации.

    2. Развитие познавательной активности ребёнка.

    3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

    4. Повышение мотивационной составляющей.

    5. Формирование учебной деятельности.

    6. Доступность изложения материала.

    7. Наглядность и красочность подачи материала.

    использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

    задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

    потребностей каждого ребенка.

    Мною были созданы следующие презентации:

    «Маша готовится к школе» (Автоматизация звука Ш)

    «Лиза Барбоскина учится говорить звук Р» (Автоматизация звука Р)

    Читайте также:  Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями
  • Ссылка на основную публикацию