ИКТ в работе логопеда

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

    Аннотация: в данной работе рассматривается вопрос использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя-логопеда. Описаны возможности использования программных продуктов и результаты использования ИКТ в логопедической практике.

    Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

    Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

    Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

    1. повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
    2. обеспечение психологического комфорта на занятиях;
    3. развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
    4. совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
    5. развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
    6. совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
    7. формирование личности ребёнка в целом;
    8. повышение качества обучения и работоспособности детей.

    Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

    Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

    Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

    Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.

    С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

    Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В.

    Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

    • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие фонематического восприятия;
    • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
    • грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
    • отклонения в нервно-психической сфере;
    • снижение уровня познавательной активности;
    • отклонения в поведении детей.

    Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов.

    Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды.

    Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью.

    Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.

    Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами.

    Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью.

    Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

    Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям.

    Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

    Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:

    • Развитие артикуляционной моторики;
    • Развитие речевого дыхания;
    • Здоровьесберегающие технологии;
    • Формирование звукопроизношения;
    • Развития фонематического восприятия;
    • Формирование лексико-грамматического строя речи;
    • Обучение грамоте;
    • Развитие связной речи.

    Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи.

    В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления.

    При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы.

    Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику.

    Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

    Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность.

    Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

    Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит множество развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий.
    • Конструктор картинок.
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.

    Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

    Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Читайте также:  Счётные палочки - развитие мелкой моторики рук и готовности детей к обучению грамоте и письму

    Использование ИКТ в работе логопеда
    статья на тему

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ispolzovanie_ikt_v_rabote_logopeda.docx28.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса

    Кушу Анжела Нальбиевна

    учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

    Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующиеусловия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

    • использование новых моделей компьютера
    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
    • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

    включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

    Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

    Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
    А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
    Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
    Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

    • (слайд 2) Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
    • активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

    Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

    • Активизировать познавательную деятельность детей
    • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
    • Повышать интерес к обучению (мотивация)
    • Осуществлять дифференцированный подход
    • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
    • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

    Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе :

    • При объяснении (введении) нового материала
    • При закреплении
    • При повторении
    • При обобщении
    • При обследовании

    При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения :

    • Презентации
    • Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
    • Тестовые оболочки
    • Ресурсы Интернет
    • Развивающие flash-игры

    Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

    (Слайд 5) Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: « Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

    Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

    Т. о . презентация:

    • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
    • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
    • Усиливает воздействие выступления

    Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания , которые выражаются:

    Слайд 6 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

    «Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия « Сказка о веселом язычке » закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я заказала программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки ).

    Слоговая структура. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи.

    Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны : «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

    Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

    Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

    Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

    • Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
    • Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

    Выводы: ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

    Я работаю логопедом 7 лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
    В системе коррекционно – развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

    1. Работа с детьми:

    • индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
    • подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
    • речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
    • диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

    2. Работа с родителями :

    • интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
    • электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
    • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
    • творческие недели (логопедические тренинги, организационно – деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

    3. Работа с педагогами :

    • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
    • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
    • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
    • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

    Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации. Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

    Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

    В презентации представлены игровые упражнения на:

    Развитие фонематического слуха;

    Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм; Закрепление навыков согласование числительных с существительными; Деление слов на слоги;

    Доклад на тему «Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»

    Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – развивающем процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка.

    Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения для достижения наилучших результатов в деятельности по коррекции речи должен взаимодействовать с педагогами и родителями, постоянно пополнять свою копилку методических приемов, активно обмениваться опытом с педагогическим сообществом. Во всех этих направлениях работы ему может помочь компьютер.

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

    Применение компьютера на занятиях с дошкольниками регламентируются письмом Минобразования РФ от 14.03.2000 n 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» и требованиями САНПиНов.

    Максимальная одноразовая длительность:

    • для детей 5 лет — 10 минут в день;
    • для детей 6 лет — 15 минут в день.

    Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

    • первая половина дня — оптимальна;
    • вторая половина дня — допустима.

    Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч. 30 мин. до 16 ч. 30 мин., после дневного сна и полдника. Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет-1 — 2 раза. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно.

    Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

    Занятие на компьютере для ребенка создает условия для успешного выполнения упражнений:

    1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
    2. Появляется возможность освоения детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основы для освоения межличностной коммуникации.
    3. Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
    4. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
    5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
    6. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

    Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

    1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.
    2. Делать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
    3. Формировать у ребенка процесс осмысления собственных произносительных навыков.

    Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

    Неоспоримым преимуществом информационных компьютерных технологий для логопедической практики является:

    1. использование игровой формы обучения;
    2. полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
    3. дифференцированный подход к обучению;
    4. объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
    5. формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
    6. повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты);
    7. формирование сотрудничества между детьми и учителем – логопедом.

    Таким образом, благодаря использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения; дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером; сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.

    Нужна работа? Есть решение!

    Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

    В нашем МБДОУ осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей-логопатов. Такие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива. Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого:

    1. Педагоги должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии и в слаженном взаимодействии между собой.

    2. Педагоги должны быть были вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции развития речи).

    3. Важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

    Для решения поставленных задач мною были проведены консультации мастер – класс и семинар – практикум для воспитателей ДОУ. Главным помощником в подготовке и проведении данных мероприятий являлся компьютер. Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, сам что-то воспроизведет и применит на практике. Компьютер также позволил проверить насколько усвоены знания полученные вовремя консультаций.

    Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

    Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя — логопеда и родителей.

    Организация работы учителя — логопеда ведётся по следующим направлениям:

    Информационное просвещение:

    1. знакомство с результатами логопедического обследования;
    2. знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
    3. знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

    Обучающее просвещение:

    1. привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
    2. обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
    3. формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

    Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:

    1. информирование родителей по электронной почте;
    2. родительские собрания;
    3. домашние задания;
    4. тестирование и анкетирование;
    5. домашние игротеки («игры на кухне», «по дороге в детский сад», «в свободную минутку»);
    6. дни открытых дверей ;
    7. родительские пятиминутки;
    8. консультации — практикумы.

    В работе с родителями широко используются наглядные средства:

    1. специальные компьютерные пособия;
    2. специальные «логопедические уголки»;
    3. информационные стенды;
    4. тематические выставки книг;
    5. пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

    Использование информационных компьютерных технологий позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, т.к. родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

    Скидка 100 рублей на первый заказ!

    Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

    Использование ИКТ многое даёт и учителю — логопеду:

    • значительно сокращается работа с бумажными носителями;
    • меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям;
    • с помощью компьютерных технологий оформляются результаты диагностики в виде различных таблиц, диаграмм.

    В кабинете создана медиатека. В неё входят документация, методическая литература, дидактические пособия в электронном варианте, компьютерные программы для коррекции речи, мультимедийные презентации, аудиоинформация, фото и видеоматериалы.

    Файлы систематизированы по следующим блокам:

    • диагностика (анкеты, тесты);
    • отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);
    • текущие документы (конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);
    • материалы для коррекционной работы;
    • сотрудничество с педагогами ДОУ;
    • взаимодействие с родителями воспитанников (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).

    Ресурсы, предоставляемые ИКТ, создают условия для профессионального роста и саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах, пройти заочные курсы повышения квалификации.

    Для работы мною используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. В дальнейшем планирую освоить Microsoft Access и программу для конструирования сайтов.

    Использование информационных компьютерных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

    Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

    Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

    Список использованных источников

    Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Аннотация:

    «Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

    Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Логика, в виде простейших ее форм и приемах имеет высокое место в дошкольной системе образования. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

    Методические разработки представляют собой систематизированный лексический и иллюстративный материал, который предназначен для работы с детьми, как логопеда, так воспитателей и родителей.

    Данный материал используется: учителем-логопедом и воспитателями для формирования основных логических приемов; родителями — при выполнении домашних заданий по лексическим темам годового плана.

    Цель и задачи методических разработок.

    Овладение детьми основными приемами логического мышления является целью наших методических разработок.

    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Учить: оперировать абстрактными понятиями; логически рассуждать; строго следовать законам неумолимой логики; безукоризненно выстраивать причинные связи; сравнивать; обобщать и классифицировать; соотносить предметы и явления по смыслу.

    2. Развивать: познавательный интерес; творческое воображение; слуховое и зрительное внимание; умение рассуждать и доказывать; выдвигать гипотезы и делать простые логические умозаключения; активизировать работу тонких дифференцированных движений пальцев рук.

    3. Воспитывать: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; самостоятельность; усидчивость; находчивость и сообразительность.

    Трудоемкость работы заключалась – в подборке и разработке игр, игровых упражнений, практических заданий, в составлении конспектов занятий с учетом всех лексических тем годового плана. А также в подборке картинного материала, как в цветном, так и в черно — белом исполнении.

    «Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

    Организация обучения и воспитания детей с ОНР предусматривает как коррекционную работу по преодолению речевых нарушений, так и работу по развитию высших психических функций.

    В свое время Л.С. Выготский отметил то, что «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
    Разработанный нами комплексный систематизированный лексический материал призван способствовать овладению детьми основными логическими операциями, развивающими умственные способности детей.

    Овладение детьми основными приемами логического мышления является целью наших методических разработок. Психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом является высокоэффективным.

    Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета — это одна из самых ранних форм синтеза.

    Синтез – предусматривает собой мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их верного и последовательного расположения в предмете.

    Это игры с разрезными картинками, кубиками, пазлами: «Соедини все части фигуры», «Составь картинку», «Сложи по образцу» и др.
    Анализ — логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части.

    Анализ проводится для того, чтобы выделить признаки, присущие данному предмету или группе предметов. Например, «Назови части предмета» (посуды, мебели, транспорта и т.д.), «Найди выделенный фрагмент», «Найди каждой картинке соответствующую половинку».

    Сравнение — относительно простой логический прием, но требующий концентрации внимания. Он предусматривает установление сходства или различия предметов по признакам.

    Игры: «Сравни картинки и найди отличия», «Сравни два предмета и покажи сходства», «Найди общее и покажи» и т.п.

    Систематизация — приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

    Игры: «Заполни пустые клеточки», «Закончи начатое» (чередуя предметы или фигуры), «Что сначала, что потом?», «Размести в пустых клеточках предметы так, чтобы не было одинаковых» и др.

    Классификация — более сложная логическая операция, заключающаяся в группировке предметов, имеющих общие признаки. Этот навык очень полезен для развития памяти и внимания.

    Игры: «Разложи верно», «Найди каждому нужный домик».

    Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

    Игры: «Назови, одним словом», «Выдели общие понятия каждой группы».

    Отрицание – это логическая операция, которая производится с помощью «не». Логическая связка «не» — очень важная для развития логического мышления и речи.

    Задание: «Покажи шар Наташи. Он не круглый и не овальный, не голубой и не красный».

    Ограничение — предусматривает вычленение предметов из множества разнообразных объектов по характерному общему признаку, качеству, свойству, например, «Покажи вначале насекомых, затем диких животных, а потом птиц», «Назови только то, что сделано из бумаги», «Четвертый лишний» и др.

    Смысловые соотнесения – предполагают объединение предметов в пары при наличии общего признака, например, «У собаки шерсть, а у рыбы…», «Для чая нужен сахар, а для супа…» и др.

    Умозаключения — логический прием, раскрывающий причинные связи между явлениями окружающей действительности. Игра «Договори фразу», «Закончи предложение», «Подумай и скажи». Задание: «Все птицы, имеют перья, петух – птица, значит…», «Какую из двух груш съедят раньше, а какую позже?» и др.

    Работа по развитию логического мышления дает возможность формировать познавательные способности детей, творческое начало, развивать основные компоненты речевой деятельности: словарный запас, грамматические категории, фонематические процессы, связную речь, сенсомоторные навыки, умение слушать и говорить, способствует привитию навыков культуры речевого общения, развивает интерес к языку.

    Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает
    психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

    Позитивная динамика в ходе совместной работы с родителями может быть достигнута в том случае, если родители осознают свою роль в коррекционной работе и создадут необходимые условия для выполнения и закрепления домашних заданий.

    Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, ценность такого вида знания возрастает.

    Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

    Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его педагоги обычно затрачивают значительные усилия. Это и послужило стимулом к подбору и разработке игр, игровых упражнений, практических заданий в составлении конспектов занятий с учетом всех лексических тем годового плана. Подобранный материал поможет не только развивать логическое мышление, но и одновременно формировать основные компоненты речевой системы.

    Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

    Известно, что все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. Исходя из этого разработки, по развитию логического мышления, предусматривают использование разнообразных игровых упражнений и дидактических игр.

    Дидактическая игра способствует воспитанию умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к образовательной деятельности. Она побуждает детей к преодолению возникнувших трудностей. В ней развиваются способности и умения детей.

    Она помогает сделать коррекционный процесс интересным и увлекательным, вызывая у ребенка глубокое удовлетворение и облегчая процесс усвоения знаний.

    Наряду с этим разработали интересные и разнообразные практические задания по всем лексическим темам.

    Организуя, самостоятельную работу детей с практическим материалом ставим перед собой задачи на закрепление и уточнение знаний, способов действий, которые осуществляются путем выполнения задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации.

    Предлагаемы практические задания, направлены на умение рассуждать, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, логические умозаключения, совершенствовать сенсомоторные навыки.

    Например, в практическом задании по теме «Грибы» предлагаются игровые упражнения:

    – «Раскрась лишнее», где ребенку нужно вычленить предмет из множества объектов по характерному признаку и закрасить его.

    – «Зачеркни ни ягоды и не листья, не цветы и не деревья», где ребенок выполняет логическую операцию – отрицание и др.

    Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по развитию, как логического мышления, так и основных компонентов речевой деятельности.

    Четко поставленная цель помогает наметить конкретные задачи, дающие возможность целенаправленно построить всю работу по данной проблеме.

    Планирование позволяет рационально распределить разработанный материал в течение года, своевременно закреплять знания по лексическим темам, избежать перегрузки.

    При планировании учитывали взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивающую единство, систематичность и последовательность в работе.

    Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками — один из основных залогов успешного обучения детей.

    Известно, что наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти. В своих разработках большое внимание уделили иллюстративному и картинному материалу, который способствует привлечению внимания детей, увеличивает объём словаря, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

    Разработанные пособия и развивающие игры по данной теме представлены иллюстратив­ными заданиями творческого характера, направленные на то, чтобы:

    • вооружить детей ключевыми компетенциями необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач;
    • воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей;
    • целенаправленно развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного;
    • строить простейшие гипотезы и проверять их;
    • развивать способности к обобщению и умение эффективно применять полученные знания;
    • находить и выделять причинные связи между явлениями окружающей действительности;
    • развивать умение решать логические задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию, рассуждение и умозаключение;
    • развивать уметь описывать характерные свойства предмета, находить и объяснять сходство и различие предметов, обосновывая свой ответ;
    • развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность;
    • развивать наглядно — образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
    • развивать зрительное и слуховое внимание;
    • формировать сенсомоторные навыки;
    • стимулировать познавательную активность детей.

    Вывод: развитие логического мышления, умение систематизировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать простые умозаключения развивают как интеллектуальные способности ребенка, так и личностные качества и играют огромную роль для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

    Диагностика развития логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Опираясь на пособие Соколовой Ю.А., был изготовлен диагностический инструментарий, охватывающий все аспекты логических приемов. Каждый прием представлен разнообразными заданиями, раскрывающими суть данного логического приема.

    Например, во время диагностики логического приема — сравнение, детям предлагаются такие задания:

    1. «Сравни предметы между собой (шкаф и холодильник, яблоко и мяч, птица и самолет)».

    2.«На какие геометрически фигуры похожи эти предметы? (будильник, парусник, жук, книга, картина, юла)».

    3. «Какая из этих теней – тень слоника, который нарисован в рамке?»

    4. «Найди и назови отличия на двух картинках».

    Диагностика проводится с целью:

    • определения уровня речевого развития ребенка;
    • проверки успешности усвоения программного материала;
    • вычленения возникшей проблемы;
    • выявления причины ее возникновения;
    • нахождения оптимальных путей решения проблемы;
    • определения резервных возможностей ребенка, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
    • определения активности родителей в коррекционной работе.

    Диагностика проводится при помощи входных и выходных тестов, контрольно-учебных занятий в начале и в конце учебного года.

    • дети научились выстраивать причинные связи;
    • овладели приемами смысловых соотнесений и ограничений;
    • практически без ошибок научились сравнивать, обобщать и классифицировать предметы и явления;
    • сформировалось умение делать правильные умозаключения и рассуждения;
    • в значительной степени возросло слуховое и зрительное внимание;
    • сформировались условия для улучшения зрительного и слухового внимания;
    • повысилась мотивация к процессу обучения.

    Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    “Детский сад комбинированного вида № 14 “Берёзка”

    Из опыта работы по теме:

    «Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ»

    Подготовила учитель-логопед

    МКДОУ №14 “Березка”

    Ю. А. Сиденко

    2015 год

    Введение.

    В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность, основная функция которой – создать способность к речевому общению.

    Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

    Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

    Актуальность.

    Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.

    Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).

    Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.

    Задачи:

    1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.
    2. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
    3. Развивать логическую и образную память.
    4. Развивать произвольность внимания.
    5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
    6. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.

    Стартовая диагностика показала следующие результаты:

    Низкий уровень развития психических процессов – 75%

    Средний уровень развития психических процессов – 25%

    Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:

    – недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;

    – трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.

    – ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

    – низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;

    – низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;

    – слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;

    – неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации),

    – отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).

    Восприятие детей с ОНР характеризуется следующими чертами:

    -замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.

    У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.

    Педагогическая технология опыта.

    С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:

    Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:

    • Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
    • Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
    • «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
    • «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)

    Развитие зрительной памяти:

    • Д/и «Посмотри, запомни и назови»
    • Д/и «Чего (кого) не стало?
    • Д/И «Что прибавилось, появилось?»

    Развитие слуховой памяти:

    • Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
    • Повтори слова в обратном порядке.
    • Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
    • «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
    • Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке…).

    Развитие логической памяти и мышления:

    • Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
    • Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
    • Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).
    • Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
    • Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки…).

    Развитие внимания и зрительного восприятия:

    • Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
    • Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
    • Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
    • Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
    • Д/и «Что перепутал художник?»

    Развитие пространственного восприятия

    • Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
    • Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
    • «Куда пойдёшь – что найдёшь. Направо пойду – … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
    • «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» – выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
    • Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).

    Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.

    Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка. Работа строится в нескольких направлениях:

    – последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);

    – последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);

    – последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);

    – перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);

    – последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).

    На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.

    Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.

    У детей встречаются как избирательные (только зрительного, или только слухового внимания), так и общие модально-неспецифические расстройства внимания.В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

    На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов. Это:

    – Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;

    – Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;

    – Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;

    – Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.

    Результаты и выводы.

    Опыт отслеживался с сентября 2013 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.

    По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.

    Низкий уровень развития психических процессов – 20%

    Средний уровень развития психических процессов – 80%.

    Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.

    Детский сад №1

    ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА! Подробнее

    Пинина Ольга Александровна

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это понятие, объединяющее разные сложные недостатки речевого развития, которые проявляются в системных нарушениях формирования всех компонентов речи – фонетико-фонематического, лексического и грамматического – при отсутствии недостатков слуха и нарушений умственного развития.

    Первые слова с признаками общего недоразвития речи появляются в 3-4 года, иногда на пятом году жизни. Речевая активность очень низкая, речь нечеткая и поэтому неразборчивая, с аграмматизмами. Дети с ОНР относительно хорошо понимают речь, обращенную к ним. Согласно представлениям Р.Е.Левиной, которая ввела понятие «общее недоразвитие речи» в теорию и практику логопедии , интеллект при ОНР нормальный, однако исследования (1983) показывают, что общее недоразвитие речи неизбежно приводит к нарушению развития других психических процессов в соответствии с представлениями Л.С.Выготского ( о иерархическом системном строении высших психических функций).

    Чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функций. Недостатки речи выступают в качестве первичного дефекта в сложной специфической структуре нарушенного психического развития. Наиболее существенный вторичный недостаток – неизбежно наступающее нарушение развития словесно-логического мышления. В свою очередь, последнее обуславливает некоторые недостатки в развитии личности, которые отчасти могут и напрямую зависеть от первичного дефекта.

    В исследовании речевых и неречевых функций у дошкольников с ОНР 5-6 летнего возраста, Н.И.Сухонина (2005) установила отсутствие недостатков динамического, тембрового и звуковысотного слуха. Вместе с тем отмечаются трудности воспроизведения ритмических структур, а также запоминания слов на слух. Не только словесная, но и зрительная память были ниже показателей нормы: дети не могли найти среди расположенных в ряду предметов 3-4-ранее предъявленных. Из- за недостатков восприятия выявились недостатки узнавания предметов по их частям, трудности дифференциации букв, имеющих сходные элементы. Недостатки познавательной деятельности отмечались и другими исследователями: Г.В.Чиркина и Т.Б. Филичева (1991) отмечают неустойчивость внимания и плохое распределение, низкую продуктивность вербальной памяти. В.И.Селиверстов и Т.Б. Филичева (1982) описывают недостатки в двигательной сфере детей с ОНР: плохую координацию движений, неуверенность при выполнении точных движений, их замедленность и неловкость. Наблюдается недоразвитие мелкой моторики. Дети нарушают последовательность при их воспроизведении по пространственно-временным параметрам. Малая потребность в общении, несформированность форм и средств коммуникации у дошкольников с ОНР замедляют и затрудняют формирование игровой деятельности ( Г.В.Чиркина и Л.Г. Соловьева, 1996). Это, в свою очередь проявляется в отставании развития произвольной регуляции поведения.

    В специальном сравнительном исследовании Т.В.Розановой детей с ОНР старшего возраста и детей старшего возраста с нормальным развитием, предлагались задания наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического характера. При решении простых задач наглядно-действенного характера (построение из кубиков по чертежу, складывание круга из частей) были отдельные ошибки в виде неправильного выбора цвета кубиков и расположение отдельных элементов, связанных с недостатками внимания, а также более медленное по сравнению с нормально развивающимися сверстниками выполнение заданий. Сформированность наглядно-образного мышления оценивалась по результатам выполнения тестов (матриц) Равена. Дети с ОНР несколько уступали нормально развивающимся детям в выполнении тестов (допустили большее количество ошибок). Значительные различия между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ОНР обнаруживались в заданиях, требующих словесно-логического мышления. В качестве заданий использовались: осмысление и описание сюжетных картинок; подбор обобщающих понятий, выполнение несложных арифметических примеров и задач на предметном материале. Результаты детей с ОНР были на 26-28% ниже показателей нормально развивающихся сверстников. Различия проявлялись в описаниях сюжетов, у детей с ОНР короче по числу фраз и слов, содержали больше лексических неточностей при обозначении предметов и отдельных действий. Часть детей с ОНР только называли предметы, изображенные на картинке, а когда их стимулировали к более подробному описанию, отказывались вовсе. Отказы связаны с оформлением высказывания и трудностями построения внутреннего плана. Различий в математических знаниях и умениях не отмечено.

    С.М.Валявко (2001-2005) делит дошкольников с ОНР на две группы. К первой она отнесла детей, которые хотят говорить правильно, с интересом относятся к занятиям с логопедом; активно участвуют в занятиях, им нравятся артикуляционные упражнения. Это свидетельствует о сформированной мотивации к исправлению дефекта. Вторая группа характеризовалась слабой мотивацией к исправлению речевого дефекта, коррекционная работа логопеда воспринимается как насилие над личностью. Они выполняют коррекционные упражнения под давлением родителей, либо избегают их в пассивной и активной форме. У детей этой группы проявляются речевой и поведенческий негативизм. Как показывают исследования Т.А.Болдыревой и А.А.Присадовой (1999), Н.Н.Матвеевой (2004), такие трудности сказываются на отношениях дошкольников с ОНР и их родителей.

    Ссылка на основную публикацию