Игры, способствующие развитию речи

Игры для развития речи детей 6 лет

Игры на развитие речи детей.

Мы предлагаем вам серию игр, направленных на развитие речи ребенка.

Придумай слова

Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка

◈ Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита.

◈ Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.

Думай быстрее!

Игра способствует развитию внимания, речи

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д.

◈ В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.

Один много

Игра способствует развитию внимания, речи

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города, буква — буквы.

◈ Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:

У меня нет яблока. — У меня нет яблок.

Я вижу дом. — А я вижу дома.

Расскажи мне..

Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации

◈ Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы.

◈ Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?» и т. п.

◈ Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Составь предложение

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п.

◈ Начинайте с небольшого набора — количество слов не должно быть больше трех.

◈ Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.

Отгадай по описанию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п.

◈ Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

Отгадай по действию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус)-, «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п.

◈ Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

Противоположности

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек.

◈ В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).

Хорошо и плохо

Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление

◈ Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например:

♦ Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо.

♦ Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.

Вершки и корешки

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса

◈ Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами.

Найди два слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарнозо запаса

Сочини сказку

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса

◈ Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия.

◈ Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п.

◈ У нас с моей старшей дочерью есть любимая героиня — черепаха Зина. Мы ее выдумали сами и перед сном придумываем разные истории про нее. Это заменяет традиционное чтение сказки на ночь и помогает в легкой форме найти выход из разных ситуаций.

Слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка

◈ Эта нехитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке.

◈ Правила игры: вы вместе с ребенком по очереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.

◈ Усложняя правила, предложите называть только имена или только города и т. д.

Укрась слово

Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас

◈ Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову

◈ Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.

Что, где, когда

Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:

♦ Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)

♦ Где живут рыбы? (В реке, в море.)

♦ Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)

♦ Когда снег тает? (Весной.)

Я быстрее

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания

◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель.

Полезные прятки

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в

◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка София. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала София, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.

◈ А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает.

Подумай и назови

◈ Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его копалкой. Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки» и т. п.

Примеры игр на развитие речи детей 5 – 6 лет и их роль в подготовке к школе

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать. Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома. Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

  • Словарный запас.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии). Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков. Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

  • Грамматика.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

  • Произношение.

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

  • Связная речь.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

  • Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.
Читайте также:  Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

  • «Дорожка».

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

  • «Найди слово».

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы. Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку). Разумеется, придется помочь.

  • «Топорики».

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

  • «Верни слово».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

  • «Ловушка».

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

  • «Мешок».

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

  • «Поэт».

Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):

«Мы видали двух сорок

Без ботинок и… чулок».

  • «Расселение».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

  • «Это чьё?»

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

  • «Наоборот».

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

  • «Он какой?»

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

  • «Что бывает таким?»

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

  • «Скажи иначе».

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

  • «Договори».

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Развитие связной речи

Умение выражать свои мысли последовательно и логично необходимо не только для успешного дальнейшего обучения (особенно точным наукам), но и для продуктивного общения со сверстниками и окружающими людьми.

  • «История из детства».

Когда ребенок просит взрослых рассказать ему интересные, памятные истории из их детства, можно договориться, что это будет взаимный обмен историями: мама – ребенку, а он – ей. Пусть вспомнит что-то памятное для него и поделится своими переживаниями по этому поводу взамен на рассказ родителей.

  • «Пойми меня».

Ребенку необходимо описать предмет на картинке, не называя его, так, чтобы остальные участники игры догадались, о чем идет речь.

  • «Интервью».

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то). Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов. Не нужно забывать и правила этикета в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

  • «Если бы да кабы».

Ребенок должен пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.

  • «Репортаж».

Родители изготавливают стенд, повествующий о недавнем приключении малыша (поход в цирк, поездка на море). Можно расклеить снимки с места событий, красочно подписать их яркими фломастерами, нарисовать смайлики, иллюстрирующие настроение. Важно собрать побольше слушателей. Ребенку дают указку (карандаш), и он в подробностях и красках повествует собравшимся о своих приключениях.

Если ребенок во время рассказа запинается, ища нужное слово, или строит предложения слишком примитивно, помогайте ему наводящими вопросами. Это тоже весьма полезно для развития речи.

Можно найти или придумать множество подобных игр. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка процессом игры и помогать наводящими вопросами при затруднениях. «Антураж» для каждого упражнения может быть любым, но лучше – сказочным. Пусть его просят составить предложения или найти нужные слова сказочные герои, которым нужна помощь. Тогда ребенок будет развивать свою речь, играя и получая огромное удовольствие – что и требовалось получить для хорошего эффекта.

Развитие связной речи через игру

Как утверждают классики детской психологии, ребенок – это человек играющий. Игра – основная деятельность дошкольника. С ее помощью без специального обучения можно решить множество задач, в том числе, и развитие связной речи.

Перед поступлением в школу родители хотят убедиться в том, что речь их ребенка-первоклассника соответствует требованиям, предъявляемым к ней. В этой статье вы узнаете, что такое связная речь, какие ее виды доступны дошкольникам, какими методами и приемами можно разнообразить речевое развитие ребенка.

Содержание:

Что такое связная речь

Связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно. На пороге школьного обучения очень важно, чтобы старший дошкольник мог излагать свои мысли ясно, не отвлекаясь на ненужные детали.

Существует два вида связной речи:

  • Диалог – простая речь, для реализации которой нужен собеседник. Она обязательно содержит паузы, логические ударения, разнообразные интонации, может сопровождаться жестами. Ее наполняют слова и обороты из повседневного словаря
  • Монолог–более сложный вид речи, который реализует один человек. Здесь мысли излагаются достаточно долго, связно, последовательно. Монолог не рассчитан на слушателей. Это может быть описание предмета или игрушки, повествование, рассуждение, творческий рассказ.

Очень хорошо, если вокруг ребенка звучит грамотная правильная речь взрослых. Этот образец позволяет равняться на качественную связную речь, служит примером.

Признаки связной речи. Как их развить

Связную речь удобно оценивать по ее признакам:

  • Логичность. Мысли должны излагаться последовательно.
  • Правильность и разнообразие словаря.
  • Содержательность. Нужно хорошо знать предмет или явление.
  • Ясность. Окружающие должны понимать говорящего.
  • Точность высказывания. При монологе слова подбираются особенно тщательно, действительность отображается максимально правдиво.

Поскольку систематическое обучение недоступно маленьким детям, оно проводится в игровой форме.

Развитие связной речи через игру достигается многими методами. Это различные виды театров, приемы мнемотехники, экскурсии, участие в детских утренниках, различные конкурсы, сюжетно-ролевая игра.

Мнемотехника

Эта методика применяется и у взрослых, и у детей в случаях, когда необходимо запомнить большой объем информации. Ее суть заключается в переводе информации в изображения, так сказать, краткий конспект в картинках. Мнемотехника помогает воспринимать и воспроизводить информацию в дальнейшем.

Поскольку дошкольники и младшие школьники обладают зрительно-образной памятью, им легче запоминать информацию, опираясь на нарисованный сюжет или на схему из картинок и знаков.

Возможности мнемотехники
  • запомнить последовательность событий;
  • приучить к режиму дня;
  • создать ассоциации с буквами и словами при обучении чтению;
  • развить внимание при рассматривании схем и таблиц;
  • развить образное мышление, при установлении связи между словом и образом.

Для этих целей используются:

  • картинки,
  • мнемоквадрат (понятная картинка, изображающая слово, словосочетание или предложение),
  • мнемодорожка (четыре последовательных изображения),
  • таблицы, которые можно рисовать вместе с детьми.

Мнемотаблицы – наиболее сложные виды наглядности. В них изображен сюжет сказки, стихотворения наиболее понятными образными картинками. По мнемотаблицам можно придумывать свой сюжет, а можно рассказывать знакомые произведения.

Сюжетно-ролевая игра

Это игры, во время которых дети разговаривают друг с другом и с игрушками, подражают голосам животных, гудению машины, самолета. Они общаются, создавая диалоги. Сюжеты таких игр могут быть взяты из жизни или из художественных произведений: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Школа», «Автобус», «Космический театр», «Зоопарк», «Кошкин дом», «Почта».

Здесь не нужно придерживаться строго определенного сюжета. Взрослый может помочь приготовить атрибуты для игры, сам исполнить какую-то роль, помочь детям развить сюжет, направив его в нужное русло.

Пальчиковый театр

Этот метод, кроме развития связной речи, стимулирует развитие памяти, внимания, моторику рук, координацию движений. Взаимодействуя со сверстниками, дети быстро запоминают текст роли, учатся перевоплощаться, усваивают средства выразительности. Если в представлении участвуют родители, удовольствие от такого вида деятельности многократно увеличивается.

При помощи игровых методов развиваются все признаки связной речи.

Последовательность
  • Я начну сказку, а ты продолжи

В руках у взрослого кукла, изображающего персонажа сказки. Он начинает рассказывать, говоря 1-2 предложения, затем передает игрушку ребенку. Ребенок продолжает сказку, говоря 1-2 предложения, передает игрушку обратно. Рассказчики передают куклу друг другу на протяжении всего рассказывания.

  • Закончи рассказ

Детям предлагается закончить рассказ, начатый взрослым. Например: «Однажды мы играли возле дома, и нам захотелось отправиться на прогулку в лес. Мы собирали грибы и ягоды, пели веселые песни и не заметили, как зашли слишком далеко. Мы очень испугались и … Что было дальше?» Таких рассказов можно придумать очень много, ввести в них сказочных героев или реальных лиц.

  • Используем упражнения на мнемотехнику

Вот несколько самых распространенных упражнений:

  1. Собери группу. Дать малышу картинки на 1-3 темы (одежда, виды спорта, фрукты) и предложить их сгруппировать, и объяснить, почему он так думает.
  2. Нарисуй впечатления. Предложить ребенку вечером нарисовать хорошие и плохие впечатления от прожитого дня, рассказать о них. Взрослый должен ежедневно добавлять несколько новых понятий и слов.
  3. Выучи стихи. Заучивать стихи, используя мнемотаблицу, где строки представлены картинками.
  4. Сетка памяти. Показать несколько картинок, расположив их в виде сетки, назвать , описать, перевернуть, предложить назвать. Проверить, перевернув картинку.
  5. Фотопамять. Показать и убрать картинку, дать вместо нее похожую, но отличающуюся 1-2 деталями. Пусть он назовет эти отличия.
  6. День – ночь. Разложить картинки, предложить малышу закрыть глаза, так как настала ночь. Убрать одну картинку, предложить открыть глаза и назвать спрятанный экземпляр.
Логичность

Игры на развитие логики:

  • Картинки перепутались. Глядя на яркие красочные картинки, ребенок должен найти «ошибки» художника и назвать их. Другой вариант – разложить картинки, изображающие какую-то историю или сказочный сюжет в нужном порядке.
  • Собери пословицу. Это игра для детей, умеющих читать. Нужно соединить на карточке начало пословицы и ее конец, выбрав его из нескольких вариантов.
  • Найди ошибку. Ребенку показывают сюжетную картинку, на которой имеются нарисованные несуразицы. Например, на картинке, изображающей зимний пейзаж и играющих в снежки детей, есть изображение совочка и ведра с песком.
Эмоциональная окрашенность
  • Веселые песенки

Между речью и музыкой много общего. Это ритмичность, разнообразные интонации, деление на фразы, динамичность и разнообразный темп. Часто повторяя одни и те же слова, дети их запоминают, правильно употребляют в предложениях. Кроме этого, малыши поют текст целыми фразами, что обогащает связную речь. Это могут быть колыбельные песенки, песенки – «вставалочки», напеваемые по утрам, логоритмика, когда пение сопровождается движениями.

  • Участие в утренниках
Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (ш) в словах

Малыши, участвующие в публичных выступлениях, учатся не стесняться публики, координировать свои действия. Выступая, малыши стараются заслужить аплодисменты, поэтому они максимально точно передают текст стихов и сценок.

  • Конкурс стихов, загадок

Загадки – это миниатюрные описательные рассказы. Они образны и выразительны, воспитывают культуру общения, делают речь выразительной. Дети очень любят отгадывать загадки, но часто не могут придумать их самостоятельно. Для стимуляции связной речи можно провести конкурс загадок или соревнование чтецов стихотворений.

Участвуя в таком конкурсе, дети максимально концентрируют свое внимание. Они легко запоминают стихи и загадки, используемые в конкурсе, поскольку все проходит в игровой форме.

  • Используем сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра создает благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Поэтому все, что проходит через игру, усваивается легко и быстро. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Для этого нужно общаться между участниками, комментировать свои действия и действия сверстников.

Чтобы все прошло удачно, ребенку приходится связно выражать свои мысли, использовать в речи правильные грамматические формы. В противном случае никто не поймет, что нужно «продавцу» (пожарному, учителю, строителю, воспитателю). Дети распределяют роли, выстраивают сюжет игры. Если с ними играет взрослый, они прислушиваются, как он строит свое высказывание, стараются подражать.

Наличие слов всех частей речи, включая служебные:
  • Узнай слово по описанию. Детям предлагают угадать слово по его признакам, названным взрослым. Например: «трусливый, серый …» (заяц), «белое, коровье, душистое …» (молоко).
  • Как сказать по-другому? Взрослый называет слово и предлагает детям подобрать похожие по смыслу слова. Например: «прекрасный – изумительный, красивый». Для этой дидактической игры используются все части речи.
Наборы карточек
  • Какой, какая, какие. Взрослый показывает карточку, на которой изображена схема, например, с изображением предмета, сделанного из дерева, и самого дерева. Предлагает назвать, какой предмет. «Окно какое? Деревянное».
  • Большой, маленький. На карточках изображен один и тот же предмет в разном масштабе. Ребенку предлагается показать, где большой, где маленький предмет.
  • Короткие слова. Детям показывают игрушки и предлагают сначала назвать те, которые обозначены короткими словами (лев, мяч), а потом длинными (черепаха, бабочка, машина).
  • Кто что умеет делать. Эта дидактическая игра может варьироваться, если взять карточки на разные темы. Например, можно показать ребенку карточки на тему «Насекомые» и спросить: «Что умеет делать стрекоза (жук, бабочка, гусеница, паук)?»
Использование сложных распространенных предложений
  • Экскурсии

Значение этого метода состоит в том, что во время реальных или виртуальных экскурсий ребенок усваивает значение новых слов. Он учится употреблять их уместно в соответствии с ситуацией, в которой находится. Например, во время экскурсии в осенний лес взрослый обращает внимание на то, что ручей звонкий, чистый, прозрачный, журчащий, холодный. Осень золотая, ранняя, багряная, теплая, хмурая или солнечная.

Именно взрослый представляет ребенку окружающий его внешний мир, обращает внимание его особенности. Исследователи детской речи считают, что тот предмет или явление, которое ребенок не может назвать, как бы не существует для него.

  • Пальчиковый театр

Для представлений пальчикового театра можно использовать как распространенные и известные всем русские народные потешки и сказки («Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Колобок», «Репка»), так и стихи Корнея Чуковского, А. С. Пушкина, Самуила Маршака, Агнии Барто и других детских авторов. Пальчиковые куклы поднимают настроение малышей, дарят радость. Для их использования не нужны специальные условия и оборудование. Для инсценировок используют самодельные или приобретенные в магазине миниатюрные куклы, надеваемые на пальцы.

  • Плоскостной театр

Театрализованные сказки понятны детям даже раннего возраста, их драматизация похожа на волшебство, которое можно сделать своими руками. Первое представление показывает мама или папа, затем к драматизации подключаются дети. Их речь становится более грамотной, в ней появляются образные выражения, поговорки из текста сказок.

  • Куклы-рукавички

С помощью таких кукол можно разыгрывать знакомые сказки с участием одного или нескольких детей. Если «актер» не один, роли распределяет взрослый. Театрализованные сказки можно изменять, придумывать для них другое развитие событий, концовку, вводить в старые сказки новых персонажей.

Игра с куклой отвлекает детей от собственных речевых ошибок. Замечания по поводу речевых ошибок родители делают не ребенку, а кукле, что придает малышам уверенности в себе. Самый сложный вид такой драматизации – придумывание и разыгрывание сказки, придуманной детьми самостоятельно.

Как проверяют связную речь у детей перед 1 классом школы?

Какие упражнения предлагают детям при проверке связной речи:

  • Составить рассказ по серии из 4-5 разрозненных картинок, связанных одним сюжетом. При высоком уровне развития связной речи ребенок последовательно располагает картинки, грамматически верно рассказывает о сюжете, ничего не упустив. При среднем уровне связной речи он делает это при помощи взрослого. Речь правильная, но отдельные слова употребляются неправильно, рассказ стереотипен. При низком уровне связной речи картинки разложены неверно, ребенок высказывается с грамматическими ошибками, речь скудная, средства выразительности не используются.
  • Пересказ прослушанного текста из 6-10 простых предложений. Его можно прочитать не более 2 раз. Высокий уровень связной речи – для грамотного и логичного пересказа ребенку достаточно одного прочтения рассказа. Средний уровень – нужно прочитать рассказ 2 раза, задать наводящие вопросы. Ребенок заменяет часть слов, высказывается грамматически правильно. Низкий уровень – требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, в речи много грамматических ошибок, смысл искажен, имеются повторы или ненужные замены слов.

Основные выводы

К концу дошкольного возраста дети должны овладеть навыками связной речи. Развитие всех сторон связной речи нужно стимулировать различными методами, используя сюжетно-ролевую игру, театрализованную деятельность, речевые наборы карточек, дидактические игры на развитие логики, последовательности и выразительности, мнемотехнику.

При регулярном использовании этих приемов речь ребенка при обследовании перед поступлением в первый класс будет находиться на высоком уровне. Быстрее всего речь развивается в игре – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Словесные игры для развития речи обучающихся

Словесные игры развивают у обучающихся речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен сложный реквизит.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и практически без опоры на наглядность.

Играть в словесные игры можно по дороге в школу, в начале занятия в качестве разминки, на перемене и т.д. Приведем примеры наиболее известных и популярных словесных игр для обучающихся.

“Назови три слова” (активизация словаря)

Учащиеся становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Например, что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т.д.

“Перепутанные слова” (развитие фонематического слуха, коррекционная работа)

  • апалот – лопата
  • ковшер – вершок
  • агесатир — сигарета
  • рукинос — рисунок
  • отаткел – котлета
  • упечах – чепуха
  • некосир – керосин
  • кихенат – техника и т.д.

“Сравни предметы” (развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как предметы, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Преподаватель сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи.

«Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например, преподаватель: «У меня нарядный фартук».

Учащийся: «У меня рабочий фартук».

Преподаватель: «Он белого цвета в красный горошек».

Учащийся: «А мой — тёмно-синего цвета».

Преподаватель: «Мой украшен кружевными оборками».

Учащийся: «А мой — красной лентой».

Преподаватель: «У этого фартука по бокам два кармана».

Учащийся: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Преподаватель: «А на этом нарисованы инструменты».

Учащийся: «В этом фартуке накрывают на стол».

Преподаватель: «А этот одевают для работы в мастерской».

“Составь слово” (расширение словарного запаса)

Заранее нужно приготовить карточки с буквами алфавита. Участники по очереди вытаскивают по одной карточке с буквой и называют любое существительное в исходной форме, где бы эта буква встречалась (например: «с» — «свет»; «д» — «дерево»).

После этого игроки вытаскивают еще по одной букве и называют слово, где встречаются уже обе вытащенные буквы («с» и «л» — «солнце»; «д» и «г» — «дорога») и так далее.

Те, кто не справился с заданием и не смог составить слово из доставшихся букв, покидают игру. Выигрывает самый эрудированный и везучий человек (кому достались легкие буквы).

“Подбери рифму” (развитие фонематического слуха).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве …(сверчок).

Словесная игра “Жужжим” (развивает память и фонематический слух)

Один из учащихся выходит из комнаты. Оставшиеся вспоминают одну-две строчки известного стихотворения и распределяют ее между собой: каждому достается одно слово.

Входит учащийся. Он должен внимательно слушать остальных, которые одновременно произнесут из загаданной строчки стихотворения каждый свое слово. Если учащийся не отгадал, можно попросить класс повторить свои слова из строчки всем вместе. Если отгадал, то он называет строчку и стихотворение.

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у обучающихся самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

Развивающие дидактические игры по речевому развитию для дошкольников

  • Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет
  • Методы диагностики задержки в развитии
  • Интересные дидактические игры по развитию речи
  • Развивающие игры для детей для развития речи
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Логоритмика
  • Скороговорки

Проработка речи — важная составляющая общего развития ребенка-дошкольника. Согласно ФГОС ДО, речевое развитие является одним из основных образовательных областей дошкольной педагогики, поэтому данному вопросу уделяется так много внимания.

Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет

В возрасте от 0 до 3 лет происходит становление речи. В норме это происходит в несколько этапов, и родителям следует разобраться в них. В период от 0 до 1 года у ребенка активизируются в речи звукоподражания и лепет. К году появляются первые слова, их должно быть от 10 до 25 и более. Малыш понимает обращенную речь, выполняет простые указания, знает названия предметов окружающего пространства. К двум годам активно развивается связная речь. Слова складываются в предложение. На третьем году жизни малыш начинает интересоваться окружающим миром, и его словарный запас активно пополняется. Фразы становятся развернутыми и грамматически правильно оформленными, проявляется словотворчество.

Занятие по речевому развитию в ДОУ

Методы диагностики задержки в развитии

Развитие речи не всегда движется по запланированному сценарию. Все чаще можно наблюдать её отсутствие или явные нарушения в звукопроизношении и грамматическом строе. Для полной диагностики речевого развития родителям следует обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Специалист проанализирует уровень сформированности речевых компонентов: звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связность речи.

Во время обследования логопед предложит малышу поиграть в игрушки: пирамидку, вкладыши, Матрешку. В ходе процесса специалист сможет выявить отклонения, которые проявляются по-разному. Нарушения звукопроизношения воспринимаются на слух, так же, как и недоразвитие лексико-грамматики.

К сведению! Часто можно наблюдать картину отсутствия речи в данном возрасте.

Диагностика и консультирование у логопеда

Интересные дидактические игры по развитию речи

В современной педагогике речевые игры классифицируются в зависимости от компонента, на развитие которого они направлены. Так, выделяются развивающие и формирующие:

  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы;
  • лексико-грамматический строй;
  • связную речь.

Дидактические игры для воспитанников младшей группы направлены на развитие нескольких речевых компонентов одновременно. Они активно используются педагогами детский садов.

Обратите внимание! Многие пособия и дидактические игры можно найти на онлайн-ресурсах, посвященных воспитанию детей.

Для примера две игры, чтобы понять, в чем их суть:

  • «Превратись в животное». Цель — формирование звукоподражаний, просодических компонентов речи. Педагог раздает детям венки с изображениями мордочки животных и предлагает изобразить, как подает голос данный зверь. Далее предлагается повторить его тихо/громко, медленно/быстро, сердито/весело. Подобная игра может перейти в театрализованное шоу.
  • «Волшебный сундучок». Цель — формирование фонематического восприятия неречевых звуков. Воспитатель предлагает малышам послушать звуки различных музыкальных игрушек (бубна, барабана, губной гармони, колокольчика) и запомнить, как они звучат. Затем он прячет их от глаз воспитанников и по очереди играет на каждом, а дети должны угадать, что звучит.

Развивающие игры для детей для развития речи

С целью формирования речевого навыка возможна организация нескольких форм занятий с воспитанниками: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, логоритмика, скороговорки.

Читайте также:  Приемы самомассажа в логопедической практике

Артикуляционная гимнастика

В формировании звукопроизношения важной частью является развитие артикуляционной моторики. С этой целью воспитатели используют артикуляционную гимнастику на подготовительном этапе работы. Для раннего возраста характерны быстрая утомляемость ребят и низкая концентрация внимания. Артикуляционная гимнастика преподносится малышам в виде сказок о язычке.

  • «Как язычок из домика вышел». Цель: укрепление мышц языка, формирование его нижней позиции. Воспитатель предлагает посмотреть на себя в зеркало, чтобы рассмотреть ротик. Педагог рассказывает малышам сказку, о том, что язычок живет в домике, губы это дверки, которые он открывает, чтобы выйти погулять. Педагог демонстрирует просовывание языка между губ.
  • «Как язычок блинчики пёк». Цель: формирование статической позиции языка. Воспитатель рассказывает сказку о том, что язычок решил испечь блины и демонстрирует картинку блинов. Далее предлагает детям на несколько секунд высунуть язычок и положить на нижнюю губу. Затем «испечь» таким образом следующий блинчик.
  • «Язычок и ветерок». Цель: формирование сильного ротового выдоха. Воспитатель кладет на стол перед детьми комочек ваты. Педагог просит положить язычок на нижнюю губу и подуть на вату. Все движения воспитатель демонстрирует детям.

Обратите внимание! Для детей среднего и старшего возраста можно распечатать карточки с артикуляционной гимнастикой и раздавать на дом для занятий с родителями.

Пальчиковые игры

Мелкая моторика непосредственно связана с речевым развитием детей. Пальчиковые игры занимают отдельное место в картотеке речевых занятий воспитателя.

Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр

«Пальчик о пальчик»

Цель: формирование умения понимать и выполнять речевые инструкции. Воспитатель читает детям стишок и показывает действия, о которых говорится в стихотворении:

Пальчик о пальчик тук да тук

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопают ладошки звонко, звонко

Хлопаем в ладошки громко, звонко

Тихо, тихо ножки пляшут,

Тихо, тихо ножки пляшут.

Громко, громко, топ да топ.

Громко, громко, топ да топ.

Обратите внимание! Дети слушают стихотворение, повторяют движения пальцев руки за воспитателем, проговаривают текст за педагогом. Возможно музыкальное сопровождение.

«Сорока-белобока»

Цель: активизация движений пальцев рук. Воспитатель предлагает ребятам загибать и разгибать пальчики на руке под стихотворение:

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила

«Ладушки»

Обратите внимание! Цель: развитие ощущения собственных движений.

Воспитатель предлагает детям хлопать в ладоши, сопровождая движения стихотворением:

Пекла бабка оладушки.

У нашей милой бабушки!

Логоритмика

Использование логоритмики помогает развить у дошкольников темпо-ритмические компоненты речи, слуховое восприятие, координацию движений. Логоритмические игры проводятся под музыку с сопряжением речи. Здесь педагоги могут использовать различные театрализации, имитацию действий животных, птиц. Подойдут любые стихотворные произведения и ритмичная музыка.

Занятие по логоритмике с использованием приемов театрализации

Например, воспитанникам раздаются костюмы зайцев, карточки «животные», и педагог предлагает изобразить зайчишку, выполняя все движения из стихотворения:

Сидит зайчишка серенький (дети приседают подобно зайчикам),

Ушки зимой беленькие —

Ими быстро-быстро шевелит.

Только так, только так (показывают ладонями уши и двигают ими)!

Зайка что-то засиделся (дети приседают),

Он замерз — но вот согрелся (обтирают себя ручками),

Лапками похлопал — раз, второй —

Молодец, он наш герой.

Хлоп-хлоп-хлоп (детки аплодируют)!

Чтобы не замерзли ножки,

Он попрыгал по дорожке.

Прыг, прыг, прыг (подпрыгивают, стоя на носочках)!

Скороговорки

Многие источники активно предлагают педагогам и родителям использовать скороговорки в занятиях с детьми раннего возраста. Но уровень звукопроизношения у детей раннего возраста недостаточно высок. Многие звуки речи дошкольник не может выговаривать.

Важно! Скороговорки с шипящими и сонорными звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [рь], [л], [ль] не рекомендуется использовать. Это может привести к формированию искажений произношения.

Можно использовать скороговорки с доступными детям звуками:

  • Га-га-га — гогочет гусь!
  • Му-му-му, телята на лугу!
  • Неугомонный гном много гомонил.
  • Гуси на лугу прячутся в стогу.
  • Го-го-го скачет зайка высоко.
  • Гу-гу-гу скачет пони на лугу.
  • Ги-ги-ги — встали мы не с той ноги.

Во время занятий нужно поощрять речевую активность детей. Педагог должен быть эмоциональным и вносить много наглядного и игрового материала. Только тогда дидактические речевые игры дадут результат.

Конспект занятия по формированию произносительных навыков

Тема: Звук [С]

  • закрепление правильного произношения звука С изолированно, в слогах, словах и предложениях;
  • развитие фонематического слуха: определение наличия звука в слове;
  • определение позиции звука в слове;
  • формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Ход занятия

1. Постановка цели занятия.

Логопед. Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С, будем подбирать слова с этим звуком, а потом составлять из этих слов предложения. Нам будут помогать вот эти птички — Сойки.

2. Дыхательная гимнастика. «Загнать мяч в ворота».

3. Уточнение правильного произношения изолированного звука.

Логопед. Сойки живут в городе, который называется Свистунов. В этом городе все умеют свистеть вот так: «С-С-С». Послушайте еще раз: «С-С-С».

Сойки приглашают нас на экскурсию в город Свистунов. Дорога туда дальняя, трудная и пешком нам не дойти.

Логопед. Что же нам делать?

Ребёнок. Мы поедем на машине.

Логопед. Давай вспомним, на чем еще можно поехать?

Называют различные виды транспорта: легковой автомобиль, грузовик автобус и т.д.

Логопед. Ах! У нашего автобуса прокололось колесо. Что нам нужно сделать, чтобы поехать? Правильно! Нам нужен…

Логопед. Давай накачаем колесо. Как свистит насос: С-С-С. (Произносят звук С.)

Логопед. Какое движение выполняют губы, когда мы произносим звук С?

Ребёнок. Растянуты в улыбку.

Ребёнок. Опускается вниз, за нижние зубы.

Логопед. Какая струя воздуха выходит из рта? Подуй на ладошку.

(По просьбе логопеда ребёнок, четко артикулируя, произносит звук С.)

Логопед. Звук С какой — согласный или гласный?

Логопед. Почему ты думаешь, что это согласный звук? Какие еще согласные звуки ты можешь назвать?

Упражнения в произнесении звука различной длительности.

Логопед показывает изображение большого и маленького колеса. Большое колесо обозначает длительное произнесение звука С-С-С, маленькое — короткий звук С.

4. Произношение звука С в слогах.

Логопед. Сойки научат нас играть на разноцветном пианино и петь «свистящие ноты»: указательным пальчиком нажимать на «клавиши» и произносить написанные на них слоги, например СА-СА-СА. Одно нажатие — один слог. А теперь споём «свистящую песенку»: нажимать только на красные клавиши, слева направо, и произносить написанные на них слоги. Теперь нажимать только на жёлтые клавиши, потом — на зеленые. В результате ребёнок 3 раза произносит: СА-СЫ-СО-СУ.

Сорви яблоки: указывая на яблоки в первом ряду (сверху вниз), произносить написан-ные на яблоках слоги: АС-АС-АС. Произнести все слоги по рядам. Потом «срывать» только яблоки с одной ветки и произносить слоги (АС-ЫС-ОС-УС). Повторить так со всеми ветками.

5. Определение наличия звука в слове.

– Мы попали в город Свистунов. В этом городе имена всех жителей начинаются со звука С. Логопед произносит различные имена (Саня, Коля, Соня, Света, Мила, Оксана, Катя, Слава), дети выбирают из ряда имен те, в которых есть звук С, поднимая при этом сигнальную карточку с буквой С.

– В магазинах этого города продаются только те предметы, в названиях которых есть звук С. Но продавец запутался и положил на прилавок много лишних игрушек. Логопед дает задание помочь продавцам города Свистунова отобрать игрушки (или предметные кар-тинки с изображением игрушек), в названиях которых ты услышишь звук С: стол, мяч, стул, слон, кот, сани, вилка, полка, весы, лиса, бусы, книга, самокат, собака, альбом, автобус, коса, насос.

Сойки прилетели,
На ворота сели.
Славно посидели,
Снова полетели.

6. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Разложить картинки в свои квартиры: песок, суп, маска, колесо, сом, ананас, самокат, нос, автобус, кактус, сапоги, сова.

7. Игра «От буквы к слову».

Из названий изображённых предметов выделить первый звук, соотнести звук и букву, составить из букв слово и соотнести слово и его изображение.

Слова: лиса, сова, барсук, суслик.

8. Произношение предложений со словами, в которых есть звук С.

Прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку.

Соня моет посуду.
Соня вымыла посуду.

9. Подведение итогов занятия.

Логопед. Какой звук мы сегодня учились произносить и различать?

Логопед. Какие слова с этим звуком ты запомнил(а)?

Куркина Марина Александровна,
учитель-логопед, ОГКОУ Барановская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями
здоровья «Мечта», Ульяновская обл., с.Барановка

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по верботональной методике с использованием аудиовизуального курса

Буянова Наталья Леонидовна

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат№48»

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по верботональной методике с использованием аудиовизуального курса

Тема:Ритм, интонация, логическое ударение.

Диалог «В магазине».

Цель: совершенствование произносительных навыков, развитие коммуникативной функции речи, развитие слухового восприятия.

обучать слитному произношению слов и фраз;

обучать выделять более громким голосом логическое ударение;

учить воспринимать и воспроизводить ритмы;

развивать диалогическую речь обучающихся;

развивать речевую память;

развивать навык восприятия устной речи со слуховым аппаратом и с аппаратом СУВАГ.

Оборудование : картинный диалог «В магазине», отдельные картинки, таблички, экран, аппарат «Суваг».

Ход занятия.

I .Организационный момент.

Старайся правильно говорить звуки в словах, соблюдай ударение.

II . Настройка аппарата СУВАГ.

а) Нахождение усиления вибратора:

па, па, па; мама, папа; а-а, о-о, у-у;

различение ритмов (слухо-зрительно и на слух).

б) Настройка наушников.

• папапа, па_ па, а_а_а_.

( Я слышу справа и слева.)

•папапа папапа папапа

(слухо-зрительно и на слух)

в) Настройка вибратора и наушников.

папапа папапа папапа (на слух)

Мама. Мама? Мама! (слухо-зрительно и на слух)

III . Работа над диалогом.

1) Беседа по теме диалога.

– Мы будем читать диалог.

– Что такое диалог?

/Диалог – это разговор двух или более людей/

Как называется диалог?

Кто работает в магазине?

Кто ведёт диалог?

Как называют людей, которые покупают в магазине продукты, игрушки,

2)Поочерёдное называние реплик диалога учителем и учеником с опорой на

картинный диалог (слухо-зрительно).

3)Отработка произношения слов спасибо, пожалуйста.

4) Беседа по содержанию диалога.

Мы прочитали диалог. Будем отвечать на вопросы.

Что хотела купить Зина?

Что она забыла купить?

Сколько стоит 1 килограмм сыра?

Сколько денег должны заплатить девочки за покупку?

Найди в диалоге слова приветствия, слова прощания, слова благодарности.

Какие ещё вежливые слова ты знаешь?

5) Восприятие реплик диалога на слух из трёх предложенных.

(Три фразы педагог называет слухо-зрительно, затем на слух. Ученик выбирает картинку, называет её и переворачивает).

6)Восприятие реплик диалога на слух (выбор из всех картинок).

7)Ответы на вопросы.

– Я буду называть тебе вопрос из диалога, а ты ответь на него (слухо-
зрительно и на слух).

а) – У вас есть печенье?

– Да. Выбирайте, пожалуйста.

б) – Может что-нибудь ещё?
– Нет, больше ничего, спасибо.

в) – Сколько мы должны?

– С вас 115 рублей.

г) – Платить надо вам?

8) Работа над логическим ударением.

а) Послушай, какое главное слово я выделяю голосом и повтори (слухо-зрительно).

Мама просила купить сыр.

Мама просила купить сыр.

Мама просила купить сыр.

Мама просила купить сыр.

б) Восприятие фразы на слух (в произвольном порядке).

9) Распознавание реплик диалога на голое ухо.

а) с аппаратом СУВАГ слухо-зрительно.

– Сто рублей килограмм.

б) Выключение аппарата.

в) Распознавание трёх реплик диалога на голое ухо (фразы написаны на
листочке).

10) Распознавание реплик диалога на слух со слуховыми аппаратами.

IV. Итог занятия.

[Какой диалог мы сегодня читали?]

Ты хорошо работал на занятии. Молодец.

Диалог «В магазине».

Зина: Добрый день!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите?

Зина: У Вас есть печенье?

Продавец: Да. Выбирайте, пожалуйста.

Зина: Дайте нам, пожалуйста, пачку печенья «Причуда».

Зина: И ещё, прошу Вас, пачку масла и банку яблочного джема.
Продавец: Может что-нибудь ещё?
Зина: Нет, больше ничего, спасибо.

Зина: Я совсем забыла, мама просила купить сыр.

Сколько стоит этот сыр?
Продавец: Сто рублей килограмм.
Зина: Взвесьте, пожалуйста, 300 граммов сыра.

Зина: Всё. Сколько мы должны?

Продавец: С вас 115 рублей.
Зина: Платить надо Вам?

Продавец: Нет, в кассу.
Зина: Возьмите чек, пожалуйста.

Продавец: Вот ваши продукты.
Зина: Спасибо. До свидания.

Продавец: Пожалуйста. Всего вам доброго!

1 . Как называется диалог?

2. Кто ведёт диалог?

З. Что хотела купить Зина?

4 . Что она забыла купить?

5. Сколько стоит 1 килограмм сыра?

6. Сколько денег должны заплатить девочки за покупку?

7. Найди в диалоге слова приветствия, слова прощания, слова благодарности.

8. Какие ещё слова прощания ты знаешь?

Вежливые слова = добрые слова = волшебные слова

слова приветствия (доброе утро, здравствуйте, привет . )

слова прощания (до свидания, прощай, пока, счастливого пути, до встречи …)

слова благодарности (спасибо, благодарю, большое спасибо . )

слова извинения (извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; я не хотел вас

Ссылка на основную публикацию