Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушения речи.

Содержимое публикации

«Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи».

Учитель-логопед : Филатова О.В.

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи.

Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший порог школы, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Для успешного обучения в школе большое значение имеет хорошо развитая речь, которая служит залогом успешного освоения грамоты и чтения : ведь письменная речь формируется на основе устной. Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито внимание, память, мышление, фонематическое восприятие. Он должен владеть навыками звукового анализа и синтеза и развитой мелкой моторикой рук.

У дошкольников с нарушением речи снижена память, неустойчивое внимание, имеется отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дети с нарушением речи испытывают большие трудности в овладении грамотой . Они находятся в группе риска по дисграфии и дислексии. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к обучению грамоте.

Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:

сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте ;

подготовить руку к письму; (навык письма мы не формируем , а проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму )

Определим объем знаний, которые мы даем по данному разделу :

формируем понятие «слово». Слова, обозначающие предмет, действие, признак и слово-предлог;

формируем понятие о предложении и его составе;

формируем навык звуко-слогового анализа – это наиболее объемное направление работы;

знакомство с буквами и формирование навыков чтения;

работа с текстом;

подготовка руки к письму.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Обучение может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть систематическими. Для прочности вырабатываемого навыка требуется время, терпение, постепенность и последовательность. Мы должны заинтересовать детей и донести до них информацию в той форме, в которой они способны ее воспринять. Именно поэтому использование словесных игр, наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

1.Понятие «слово».

Формировать понятие « слово « начинаем со старшей группы. Мы должны сформировать у детей понятие « слово «.Что оно в себя включает?

Слово отличается от набора звуков тем ,что всегда что-то называет, что-то обозначает .

Что могут обозначать и называть слова ?

Слова ,называющие живые и неживые предметы. Знакомим детей с вопросами : кто это ?, что это ?

Слова ,называющие действия и отвечающие на вопрос : что делает ?

«Красивые» слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы : какой ?,какая?, какие?, какое ?.

«Маленькие « слова-помощники –предлоги.

Эти знания готовят детей к усвоению понятия «части речи» (существительное, глагол и т.д.)

2.Формирование понятия о предложении и его составе.

Даем детям понятие о том , что предложение состоит из слов , количество слов в предложении может быть разным. Слова в предложении согласуются –«дружат « между собой. Из предложения мы узнаем что-то новое.

Для усвоения понятия о составе предложения можно использовать условные графические изображения слов: слово-предмет –прямая линия

слово-действие- двойная прямая линия

слово –признак – волнистая линия.

Это ,конечно, очень сложно , требует времени и определенной подготовки детей.

Можно для обозначения использовать прямоугольники , которые будут обозначать слово , как составную единицу предложения.

3.Формирование навыков звуко- слогового анализа.

Это наиболее объемный раздел работы по подготовке к обучению грамоте. В ходе этой работы мы должны переключить внимание ребенка от семантики слова к его звуковому составу – умению услышать в слове определенные звуки , понять , что они расположены в определенной последовательности. Чтобы подготовить детей к аналитико – синтетическому звуковому анализу необходимо научить детей следующему :

научить различать между собой любые звуки речи ,как гласные так и согласные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие.

научить выделять любые звуки из состава слова и определять положение заданного звука в слове ( начало, середина, конец слова )

научить делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги , а слоги в слова.

Овладение детьми различными формами фонемного анализа проводится в определенной последовательности :

умение выделять начальный гласный звук из состава слова.(Например : У-утка )

анализ ряда фонем, состоящего из 2-3 гласных звуков.( Например : ау-уа-иау )Дети определяют количество звуков и их порядок.

анализ и синтез обратного слога (ГС).

анализ и синтез прямого слога (СГ).

умение выделять первый и последний согласные звуки в сочетании CГС.

после овладения детьми устным анализом прямых и обратных слогов можно вводить цветовое изображение звуков ( красные квадраты- гласные звуки ,синие квадраты- согласные твердые звуки ,зеленые – согласные мягкие звуки ).

вводится буква ,как обозначение звука.

составление и чтение прямых и обратных слогов- начинается работа по формированию навыка чтения.

учим детей правильно употреблять термины : «звук», »буква», »слог», »предложение», »гласный звук», »согласный твердый звук», »согласный мягкий звук»,» глухой согласный звук», »звонкий согласный звук «.

овладение звуко-слоговым анализом слов (сначала типа С Г С Г и С Г С )

знания детей и звуковом составе слова объединяются с умением делить слова на слоги. В схеме мы сначала обозначаем слово, затем слоги и звуки в каждом слоге.

даем правило деления слова на слоги : сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Необходимо обратить внимание на подбор слов для звуко-слогового анализа. Выбирать надо те слова , в которых звучание звуков однозначно и четко. Например, мак,лиса. Не стоит брать слова типа : остановка, окно ; слова с йотированными гласными (Я,Ю,Е,Е) ,так как они предполагают звучание двух звуков –йа и и.д.

4.На последующих этапах букварного периода обучения для звуко-слогового анализа вводятся слова более сложного слогового состава, дети знакомятся с буквами ,формируется навык слитно-слогового чтения. При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами ,рекомендованными общей методикой обучения. В то же время , учитывая особенности речевого развития детей с ОНР , особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Можно использовать ряд специальных заданий ,которые служат для проверки понимания детьми прочитанного ,так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. Например, детям предлагается для чтения пара слов: КАТЯ – МИШКУ. Чтобы правильно подобрать пропущенное слово ( катает, несет, моет и т.д.) надо правильно прочитать слова и понять отношения между ними.

5.На следующем этапе развития навыка чтения добавляется работа над текстом. Главным , конечно , остается понимание прочитанного. Даем следующие понятия : название текста, текст ( рассказ ), рассказ состоит из предложений. Материал для чтения необходимо подбирать с учетом результатов работы по коррекции звукопроизношения , так как чтение мы рассматриваем как один из способов автоматизации звуков. И внимание родителей надо обратить на то ,чтобы ребенок читал правильно произнося все звуки.

6.Подготовка руки к письму.

Большое значение при подготовке детей к школе имеет развитие графо-моторных навыков. Письмо – это сложный процесс, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не следует допускать скуки и переутомления.

Подготовку к обучению грамоте следует начинать уже на первом году обучения , в старшей группе. Важным условием успешности работы является проведение занятий в системе, используя принцип от простого к сложному. Чтобы знания детей переросли в умения и навыки нужно использовать многократное повторение. А чтобы ребенок не уставал, его внимание сохранялось на протяжении всего занятия, надо чередовать словесные методы с наглядными. Если выполнение заданий было связано с большим напряжением и в основном использовались словесные методы, то игры планируются с наглядным материалом. И наоборот, если в основной части занятия было много наглядности, то специальные игры и упражнения должны быть словесными. Разнообразие в преподнесении учебного материала и использование занимательного наглядного материала способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей , интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний

Использование авторских игр и игровых упражнений, таблиц, схем, карточек по обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи 5-7 лет с использованием ИКТ

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным —
вот задача первоначального обучения.»
К.Д. Ушинский

Творческое название « Звуки, буквы я учу»

Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели и родители

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

По доминирующему методу — творческий
По характеру контакта — открытый
По характеру участия : ребёнок-участник
По продолжительности –долгосрочный
По предметному содержанию — обучение грамоте
По характеру контактов-контакт с семьёй и педагогами
По характеру охвата-фронтальный

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Повышение мотивации воспитанников к формированию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте путём использования авторского наглядно-практического дидактического материала

ГИПОТЕЗА :

Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

ЗАДАЧИ:

  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения

ПРИНЦИПЫ:

Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).
Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем
Принцип последовательности ,доступности ,систематичности.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как повысить эффективность усвоения программного материала ?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать.

МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ

Реализация данного проекта возможна в группах с детьми компенсирующей и комбинированной направленности, имеющими ТНР – ОНР 3-4 уровня речевого развития ,а также может использоваться в работе с детьми массовых групп.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте.
Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
Выполнение заданий в вечернее время.
Проведение консультаций для родителей.
Посещение родителями занятий по обучению грамоте.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный

  • Планирование по разделу «Обучение грамоте»
  • Изучение методической литературы по данному вопросу
  • Изготовление пособий /таблиц, карточек , игр, рабочей тетради» Звуки, буквы я учу!» Рабочая тетрадь« Звуки, буквы я учу»
    является дополнением к передовому опыту работы по теме «Модернизация логопедической работы через реализацию парциальной авторской коррекционно-развивающей программы «Ступеньки развития»
  • Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте.
  • Разработка диагностической карты по данному разделу.
  • Первичное обследование детей.
  • Консультации для родителей и воспитателей.

Основной этап

  • Проведение фронтальных (подгрупповых )и индивидуальных занятий по обучению грамоте.
  • Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями.
  • Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем.

Заключительный этап

  • Проведение итогового контроля
  • Анализ результатов составление диаграмм
  • Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом
  • Отчёт о результативности на итоговом педсовете .
  • Представление апробированного материала для обсуждения на районном МО.
  • Защита разработки и внедрение в коррекционный процесс инновационного проекта, рецензирование проекта на уровне ДОУ ,район, край или федерация.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Обведение по контуру , штриховка ,написание букв по точкам, выкладывание букв из бус, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, создание буквы из пальцев, нахождение неправильно написанных и т. д.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты ,выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения ,печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с рабочей тетради по образцу ,самостоятельно работать на планшете( на слух печатать ряд букв,слогов,слов) и т.д.

ВЫВОД

В результате использования авторского дидактического материала у детей повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.

ДИАГРАММА №1 НА НАЧАЛО, КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Авторская разработка рабочей тетради « Звуки, буквы я учу»
КАРТОЧКИ, СХЕМЫ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

АВТОРСКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
учителей-логопедов МБДОУ детского сада №2
СИДОРОВОЙ ТАИСИИ СЕРГЕЕВНЫ,
КАНТУР ТАТЬЯНЫ ГЕОРГИЕВНЫ

Интегрированное логоритмическое занятие в старшей группе «Части тела»

Анна Ржевская
Интегрированное логоритмическое занятие в старшей группе «Части тела»

Конспект группового логоритмического занятияв старшей группе

Тема: «Человек. Части тела

Задачи: Учить детей различать и называть части тела человека.

Формировать связную речь при составлении рассказа о сказочном герое по

схеме и развивать грамматический строй речи:

-образование существительных с увеличительными суффиксами (рука-ручища);

-обогащение словаря признаков: прилагательных антонимов (грязный- чистый).

Развивать чувство ритма, общей двигательной активности и мелкой моторики рук.

Воспитывать эмпатию и умение взаимодействовать друг с другом.

Организационный момент (создание положительного эмоционального фона, развитие эмпатии, моторики)

Оборудование. Разрезные картинки Мальвины и Буратино, лупа, музыкальные инструменты, презентация противоположности, фонограмма музыки.

Герои: Мальвина, Буратино, Карабас Барабас.

Дети заходят, стоят в начале зала в колонне. Их встречает М. Р. (Музыкальный руководитель)

М. Р. Здравствуйте ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

Проходите в центр зала и станьте в круг.

М. РС гостями мы поздоровались, а теперь поздороваемся друг с другом.

1. Игра «Здравствуй дружочек»

Здравствуй, дружочек, (Вытянуть правую руку вправо.)

Здравствуй, дружок (То же с левой рукой.)

Встанем с тобою мы вместе в кружок (Взявшись за руки, идут по кругу.)

Дружно по кругу с тобою пойдем,

Здороваться вместе начнем.

Здравствуйте, здравствуйте, ручки. (Вытянуть по очереди руки перед собой)

Хлоп, хлоп. (Два хлопка.)

Здравствуйте, здравствуйте, ножки. (Ритмично выставлять ноги перед собой)

Здравствуйте, наши ладошки (По очереди поставить перед собой ладони.)

Хлоп, хлоп. (Тарелочки ритмичные.)

Здравствуйте, наши коленки. (Ритмичные поглаживания ног.)

Шлеп, шлеп. (Ритмичные легкие шлепки.)

Здравствуйте, круглые щечки. (Надуть щеки.)

Пух, пух. (Ритмично сдуть щеки.)

Здравствуйте, ноготочки. (Ритмичное сжимание и разжиманиепальцев.)

Здравствуй, веселый мой носик. (Круговые движения носом.)

Мы улыбнемся друг другу с тобой. (Улыбка.)

М. Р. Ребята к нам на занятие придут гости, они вам очень знакомы. Я сейчас заиграет музыка, а вы внимательно её послушайте и определите, в какой сказке вы её слышали.

Включается фонограмма из Буратино.

М. Р. Правильно ребята.

Звучит музыка. Входит Карабас-Барабас. Что, гостей ждёте?

М. Р. Да мы ждали артистов кукольного театра.

К. Б. А они к вам не придут. Все кто должен был к вам прийти вот тут, у меня в коробочке.

М. Р. К. Б. Что ты сделал с куклами?

Читайте также:  Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

К. Б. Я на них разозлился и разобрал на части, положил в эту коробку. Если хотите поиграть с ними, сначала попробуйте их собрать. Хотя я очень сомневаюсь, что у вас это получится. Ну ладно мне пора. У меня ещё дела есть.

М. Р. Ой, что же делать?Ребята,давайте заглянем, что внутри коробки. Посмотрите, здесь разрезанные картинки, оберём их и увидим, что получится.

2. Достаёт разрезных Мальвину и Буратино. Собирает их с детьми. Проговаривая.

Б. не может ходить.

М. Здравствуйте! Спасибо вам ребята, что собрали нас.

М. Буратино что с тобой?

Б. Не знаю, пока лежал в коробке, разучилсяходить.

М. Буратино, а может детки тебе помогут? Поиграют с тобой? И ты снова научишься ходить?

М. Р. Конечно помогут. Под музыку ходить легче и интереснее. Под медленную музыку вы ходите медленно, а под быструю быстро, а когда вы услышите очень быструю музыку, можно и побегать.

Проводится музыкальная игра «Быстро-медленно»

Б. Вот спасибо ребята, под музыку мои ручки (топает ногами) размялись, мои ножки (хлопает) размялись.

М. Буратино, ты всё перепутал. Ты что не знаешь,как называются части тела?

Б. Ну не то чтобы совсем, ну…

М. Всё понятно. Ребята, а вы знаете части тела человека?

М. Тогда проведём для Буратино обучающий урок, а вы ребята мне в этом поможете.

М. Р. Предлагаю спеть песню в которой мы споём и покажем части тела человека.

3. Проводится логопедическая распевка «это я».

Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.

Это рот. Это нос. Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп хлоп. Это ножки топ. топ.

О, устали вытрем лоб.

Б. С этим я разобрался, но у меня ещё много вопросов вопрос. Вот,например у всех всё одинаковое, две руки, две ноги, голова, но мы же все разные, а чем же мы отличаемся.

М. На этот вопрос тебе поможет ответить моя волшебная книга.

М. Ребята проходите, присаживайтесь на стульчики, напротив проектора.

Игра «наоборот» проекторе

Б. Я всё понял! Я например, умею показывать,когда мне весело, а когда грустно. Если мне весело я буду прыгать веселиться, а если мне грустно, я буду громко плакать.

М. Р. Буратино, совсем не обязательно показывать так свои эмоции, вот ребята умеют по другому. Они тебе сейчас покажут.

М. Р. Ребята повторяйте за мной.

Мы умеем удивляться (дети поднимают брови)

Мы умеем хмуриться! (нахмуривают брови)

Мы умеем улыбаться (улыбаются)

Мы умеем жмуриться (зажмуривают глаза)

Б. Это всё конечно хорошо! Но я больше люблю прыгать, бегать!

М. Хорошо Буратино, ну почему бы и не попрыгать! Ребята вставайте на правую ногу и попрыгайте на месте.

М. Р. Постойте, постойте, мне кажется, не все разбираются, где у них правая, а где левая нога, Буратино тоже ошибся, стал на левую ногу.

М. Р. ребята сделай круг в центре зала и споём песенку «Правая и левая»

Вот левая, вот правая (Поочерёдно поднимаем л. и п. руки) их только так зовут (хлопки)

Подружки неразлучные всегда вдвоём идут (Поочерёдно шлёпаем по телу)

И левая и правая пошли одни гулять (По очереди поднимаем руки)

Нашли большую лужу и стали в ней скакать (Одновременно шлёпаем руками перед собой и прыгаем)

Вот мокрые холодные идут одни едва (поочерёдно вытягиваем перед собой руки, сгибаем пальцы когти)

Вдруг левая и правая повстречали льва (медленно поочерёдно шлёпаем руками перед собой)

А он открыл большую пасть и страшно так рычит (Складываем кисти, пасть льва)

Что левая бежит домой и правая бежит (быстро шлёпаем руками перед собой)

До дома добежали (Сделать руки домиком)Смотрите- обе тут (Вытягиваем руки вперёд)

Но только позабыли, как их теперь зовут (пожимаем плечами)

Где левая, где правая не разобрать самим (по очереди поднимаем руки)

Скорее посмотрите и подскажите им. (хлопаем в ладоши)

Б. Ну теперь я не буду путать руки.

У буратино из кармана выпадает лупа.

М. Буратино у тебя что-то выпало из кармана.

Б. Ах да, я нашёл эту штуку, а для чего она я не знаю…

М. Так это же увеличительное стекло и в нем все предметы становятся большими.

Б. И человека можно увеличить?

М. Человека, конечно же нет, а вот какую ни будь часть тела можно.

Б. Вот здорово! Сейчас я это проверю…Подходит к Мальвине Смотрите какой у неё маленький носик, подносит увеличительное стекло к носу Мальвины, а вот так у неё носище.

М. Буратино, ну хватит… Мне кажется, что ребята тоже хотят поиграть, да ребята?

Б. Ну ладно, возьмите. Сейчас посмотрим, как увеличатся ваши части тела.

Проводится игра с лупой. Буратино и Мальвина помогают детям. (руки-ручище, рот-ротище, глаз-глазище, ноготь- ногтище, хвост-хвостище, локоть-локтище, стопа-стопища, зуб-зубище.)

М. Я тоже хочу посмотреть в лупу, ой, Буратино у тебя не брови, а бровищи, прямо как у Карабаса-Барабаса.

Звучит музыка. Входит К. Б.

К. Б. Кто тут про меня вспомнил? А это опять вы? Значит, собрали моих кукол?

А я у вас их заберу… Что испугались?

М. Р. Ребята, вы испугались К. Б.

М. Р. Вот видишь К. Б. наши дети тебя не боятся, потому, что они дружные.

Б. и М. А когда друзья вместе, то ничего не страшно.

К. Б. Хорошо вам… Вот вы все дружите… вам весело… А я один, может я и злой потому, что со мной никто не дружит.

М. Р. Давайте подружимся с К. Б?

М. Р. К. Б. а что это у тебя за мешок?

К. Б. Это я собрал музыкальные инструменты в своём театре, хочу выбросить. Играть на них у меня не получается, всё не в впопад.

М. Р. Не нужно выкидывать мы научим тебя ритму, и ты сможешь играть на своих инструментах.

– Дружат в нашей группе девочки и мальчики

– Мы тебя научим, бить как барабанщики.

– Раз, два, три, четыре, пять

– Начинай считать опять.

(а теперь медленно)

– Раз, два, три, четыре, пять.

– Мы закончили играть.

К. Б. Спасибо вам ребята. Буратино и Мальвина, а не пора ли нам возвращаться в наш театр?

М. Да, пора заканчивать наш урок, и возвращаться, но мы немного устали.

М. Р. чтобы восстановить силы я предлагаю нам всем прилечь, расслабиться ровно и глубоко подышать. Включается спокойная музыка.

Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют

(Глубокий вдох. Выдох.)

Есть у нас игра такая… Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье, Исчезает напряженье. И становится понятно Расслабление приятно.

Б. Мальвина, как здорово, я как будто и не устал совсем.

К. Б. Я тоже набрался сил, а вы ребята?

Б. Ну всё ребята до свидания, мне у вас очень понравилось. Сегодня на уроке я узнал много интересного а ребята мне в этом помогли.

М. Да благодаря ребятам, ты выучил все части тела человека. А что тебе особенно запомнилось на занятии?

Б. Мне понравилась играть в игру «Левая и правая».

К. Б. А мне понравилось отбивать ритм с помощью музыкальных инструментов.

М. Спасибо вам ребята за помощь.

К. Б. Нам пора, а то мы опоздаем на представление в кукольном театре. До свидания.

М. Р. А вам пора возвращаться в группу. До скорой встречи.

Дидактические игры по валеологии для старшего возраста 1.”Части тела человека” Цель:закрепить названия частей тела человека,определить их местонахождение Ход: к модели картонного человечка подбирают.

Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела» В нашем детском саду “Ягодка” 1 ноября 2012 года прошёл окружной семинар-практикум на тему: “Интеграция образовательных областей в работе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “ИЗУЧАЕМ НАШЕ ТЕЛО”

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать! (дети шагают по кругу, останавливаются)

Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот),

Ножки (топают ножками),

Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями),

Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза),

Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот),

Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос),

Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши),

Голова (кладут руки на голову),

Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону),

Шея крутит головой (обхватили шею ладонями),

Ох, устала ой-ой-ой!

Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам),

И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам),

Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички),

Запорхали, словно птички (дети моргают глазами),

Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам),

Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке),

Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы),

Как травы луговые.

Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого),

Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти),

И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям),

У меня, Сережи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).

Комментарии пользователей

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)

Физминутка для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

o Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

o Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

o Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

o Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

o В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Физминутка для пальцев и рук

Дети очень крепко сжимают ручку пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

· Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

· Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик.

· Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик” Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

· Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал.

Солнышко, солнышко,
загляни в окошко.
Загляни в окошко,
разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть- чуть был дольше,
чтобы мы узнали больше,
чтоб игрушки не скучали,
а с Сереженькой играли.

(с самого рождения)
— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись.

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Логоритмические игры и упражнения для дошкольников с ТНР.

Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Цель логоритмики- преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);

-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);

-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);

-коррекционные (коррекция речевых нарушений в определенном возрасте).

Лексическая тема «Осень. Деревья»

Упражнение «Листопад».

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины – рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

Лексическая тема «Осень. Деревья»

Упражнение «Осенью».

Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Читайте также:  Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ЗПР

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Лексическая тема «Фрукты»

Упражнение «Яблоки».

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Самый маленький – шалун.

Всё, всё, всё съедает.

Лексическая тема «Фрукты»

Упражнение «Компот».

Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ. Развести руки в стороны.

Лексическая тема «Фрукты»

Упражнение «Сливы».

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Самый маленький – шалун.

Всё, всё, всё съедает.

Лексическая тема «Овощи»

Упражнение «Огород».

Дети под музыку двигаются по залу в колонне по одному и проговаривают текст стихотворения, сопровождая его ритмическими движениями.

На ослике мы ехали — Дети идут, высоко

поднимая ноги. Руки согнуты

До угла доехали. в локтях перед собой, кулачки

Сели на машину — Дети идут топающим шагом. Зашуршали шины. Руки полусогнуты в локтях

На машине ехали — ладошки, сжатые в кулаки,

До реки доехали. движутся поочередно вверх-

вниз, имитируют управление рулем.

Тр-р-р! Стоп! Разворот! Притопнуть ногой,

На реке пароход.

Пароходом ехали, Пружинящие полуприседания,

К берегу подъехали. дети руками имитируют

работу лопастей парохода.

Пароход не везет.

Осторожно иди! Дети двигаются «змейкой»,

обходя разложенные на полу предметы.

Овощи ты не помни!

Лексическая тема «Овощи»

Упражнение на развитие чувства ритма «Огород».

Педагог: Нас встречает оркестр.

Дети вместе с логопедом под музыку речитативом про­говаривают слова, отбивают ритм деревянными ложками:

Ой, ре-бята, та-ра-ра!

В ого-ро-де шум с утра.

Нас встре-ча-ют толс-тя-чок –

Круп-ный глад-кий ка-ба-чок

И кра-са-вец ве-ли-кан –

Лук, пет-руш-ка, о-гу-рец,

Важный пе-рец – мо-ло-дец,

Реп-ка, свек-ла и то-мат.

На-ша гряд-ка про-сто клад!

Педагог: Кто стоит там у забора?

Не Маланья, не Федора.

Не совсем приятное.

Выставляется картинка «Пугало».

Лексическая тема «Овощи»

Упражнение на развитие быстроты, ловкости, координа­ции движений «Пугало».

Звучит музыка. Дети идут по кругу хороводным шагом. В центре — пугало (ребенок).

Дети. В огороде пугало,

Огурцы нам Пугало

Рвать с грядки не велит.

Пугало грозит детям.

И как будто пляшет.

Пугало выполняет движения в соответствии с текстом

Мы тихонько подойдем

И огурчиков нарвем.

Дети медленно и осторожно приближаются к Пугалу.

Пугало. Огурцы нельзя здесь рвать!

Я вас буду догонять.

Пугало догоняет детей.

Лексическая тема «Овощи»

Упражнение на развитие координации речи с движением «На грядке».

Звучит музыка (русская народная песня «Как у наших у ворот»).

Педагог. В огород мы пойдем, урожай соберем.

Дети ходят по кругу, взявшись за руки.

Педагог. Мы морковку натаскаем?

Педагог. И картошки накопаем?

Педагог. Круглый, сочный, очень вкусный

Срежем мы кочан капустный?

Дети. Очень сочный, очень вкусный

Срежем мы кочан капустный!

«Срезают кочан», показывают руками круг.

Мы трудились. Так устали! В корзинки все убрали. Ребята, что за шум на грядке? Это снова помидор безобразничает!

Лексическая тема «Лес»

Упражнение на развитие чувства ритма

«В осеннем лесу».

Педагог. А в лесу начался настоящий концерт.

У каждого лесного жителя свой инструмент;

Застучал своим длинным клювом дятел.

Забарабанил лапками по пню маленький зайчишка.

Залязгал зубами голодный волк.

Затопал по своим делам шустрый ежик.

Лексическая тема «Осень. Лес»

Ритмическое упражнение «Капли».

Капля — раз! Капля — два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Лексическая тема «Овощи»

Динамическое упражнение на координацию слова с движением, речевого дыхания

«Помидор»

В огороде за забором

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя вытянуться с небольшим напряжением «в струнку»

Руки в бока, грудь и живот немного вперёд («напыжеться»); концы пальцев обеих рук соеденить, образовав «шарик».

Держатся за колышки,

Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки в когтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.

Греются на солнышке.

Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнышку; руки поднять вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.

Лексическая тема «Овощи»

Упражнение «Капуста».

Мы капусту рубим-рубим,

Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капусту солим-солим,

поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту трём-трём,

потирать кулачок о кулачок

Мы капусту жмём-жмём.

сжимать и разжимать кулачки

Лексическая тема «Овощи»

Упражнение «Репка».

Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Лексическая тема «Ягоды»

Упражнение «Ягоды».

В лес отправимся гулять

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдём.

Ходьба змейкой между листьями, лежащими на полу взявшись за руки

Может быть и под листочком

Сладку ягодку найдём.

На носочки детки встали,

По дорожкам побежали.

И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём.

Ходьба на пятках

Где ты прячешься малинка

Полезай-ка в кузовок!

Лексическая тема «Ягоды»

Упражнение «По ягоды».

Мы шли-шли-шли, Маршируют, руки на поясе.

Наклонились, правой рукой коснулись

носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.

Мы идем искать опять.

Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.

Лексическая тема «Домашние птицы»

Подвижная игра «Петух».

Координация речи с движением. Развитие подражательности. Совершенствование умения договаривать словосочетания.

Петя, Петенька, петух

Весь раскрашен в прах и пух.

Дети стоят лицом в центр круга, ритмично бьют руками по бокам, как крылышками.

Разноцветный, весь цветной,

Идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину.

И кричит, как заводной:

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг

Лексическая тема «Домашние птицы»

Упражнение «Птичий двор».

Упражнение на развитие координации движений.

Наш гусак встает на зорьке,

Дети потягиваются, руки за голову

Он к реке сбегает с горки. Маршируют.

Он гусиную зарядку Приседают.

Любит делать по порядку.

Для начала — бег на месте, Бегут на месте.

Крылья врозь, а лапки вместе.

Разводят руки в стороны.

Упражнения для шея,

Движения головой вперед-назад.

Чтоб росла еще длиннее.

Тренировка для хвоста, Руки на поясе-вращательные движения бедрами.

А потом – бултых с моста! Приседают, руки на коленках, голова опущена.

Он плывет на середину, Плавно раздвигают руки, имитируя стиль «брасс».

Чистит лапки, моет спину. Поглаживают правой рукой левую, начиная с кончиков пальцев до плеча.

Лапки моет чисто-чисто, Поглаживают левой рукой правую,

Не прослыть чтоб трубочистом, начиная с кончиков пальцев до плеча.

Крикнул селезень: «Кряк-кряк».

Прыгают на месте на двух ногах.

Физкультурник наш гусак!

Лексическая тема «Домашние птицы»

Упражнение «Индюк».

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк

Лексическая тема «Части тела»

Подвижная игра «Это я».

Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать слова или словосочетания.

Это глазки. Вот. Вот.

Показываем сначала левый, потом — правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот.

Беремся сначала за левое ухо, потом — за правое.

Это нос. Это рот.

Левой рукой показываем рот, правой — нос.

Там спинка. Тут живот.

Левую ладошку кладем на спину правую — на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягиваем обе руки, два раза хлопаем.

Это ножки. Топ, топ.

Кладем ладони на бедра, два раза топаем.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Правой ладонью проводим по лбу.

Упражнение «Тарелка».

Координация речи с движением. Формирование умения договаривать словосочетания за воспитателем.

Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним словосочетания.

Вот тарелка для Валерки —

Рисуют руками большой круг.

Рисуют указательными пальцами маленькие круги.

Для котлеты, для пюре,

Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого.

Для блинов и для гречки.

Упражнение «Помощник».

Посуду моет наш Антошка,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку,

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Лексическая тема «Продукты питания»

Пальчиковая игра «Варим суп».

Эй, ребята! Эге-гей!

Дети хлопают в ладоши.

Чистим овощи для щей. Режем мы капусту

Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»). Будет супчик вкусный. Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони. Чистим очень ловко, Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам. Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь») А потом, а потом

Стучат по левой ладони ребром правой. Мы покрошим помидор, И головку лучка, И зубок чесночка. Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»). Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.

Лексическая тема «Части тела»

Логоритмическая игра с пением «Здравствуйте!».

Музыка и слова С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку. Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по правой, потом по левой руке. Пальчики сердитые, Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д. И ладошки, наши крошки, Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед собой. Наши ушки, наши щёчки, Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки. Наши локоны и кудри, Здравствуйте! Гладят себя по голове. Вы друг другу улыбнитесь, Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева, потом справа. И головкой поклонитесь, Здравствуйте! Выполняют поклон головой.

Лексическая тема «Продукты питания»

Подвижная игра «Каша».

Координация речи с движением.

Эта каша для Любаши,

Дети держат перед собой руки, сложенные

Пар над кашей поднялся.

Тянутся руками вверх.

Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.

Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Читайте также:  Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Мультики

В свободное время от занятий предложите ребенку вместо обычных мультфильмов, мультики с логоритмическими песенками. Они наверняка понравятся малышу.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Логоритмические игры и упражнения для дошкольников по возрастам

Логоритмические игры — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, а также в школе.

В картотеке упражнений можно найти занятия для разных возрастов и групп. Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию.

Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.

Логоритмические игры для детей 3-4 лет

В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.

Упражнение

Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)

Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)

И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)

С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)

Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)

Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)

Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)

Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)

Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:

Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).

Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.

Логоритмические игры для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Игра 1

Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Игра 2

Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)

Прошла ее пора. (растирают ладони)

Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.

Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

Логоритмические игры для детей с заиканием

В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:

Маша мыла мылом Милу.

Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

Рано утром ходят в гости —

Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

Черепаха с толстой тростью

В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

Всех созвал зверей бельчонок,

Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

Чтобы в танце покружиться

Плавно по полу скользя. (кружатся)

От плавных движений рук к быстрым:

Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

В небесах порхает птичка,

Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР

При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:

Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)

Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)

Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:

Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.

Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются подвижные игры. Важно развивать память, воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:

Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.

пять друзей все время рядом

Назовем их все, ребята:

Сбоку, словно часовой

Этот палец звать “Большой”.

Указательный с ним рядом

Всем покажет то что надо.

Лучший друг его соседний

Называется он “средний”.

У него есть постоянный

Друг с названием “безымянный”

А мизинчик меньше ростом,

Отыскать его так просто.

После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:

  • Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
  • Поочередное дыхание животом-грудью.
  • Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
    Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)

Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией

В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью. Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее. Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных. Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:

Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)

Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)

Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)

Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:

Раз, два, три, четыре, пять! —

Мы идем с тобой искать,

Взяв корзинку с угощением,

В лампе прячется один —

Ото всех волшебный джинн.

У него два младших брата —

Два веселых акробата.

В цирке лампу ты потри

И их станет сразу три.

В их руках четыре гири —

Нет сильней их в целом мире.

Мы похлопали в ладоши

И пошли есть пять пирожных.

Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог). Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку. Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.

В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру). Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.

Об авторе: Браун Анастасия Сергеевна, олигофренопедагог.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Ссылка на основную публикацию