Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Портал педагога

Автор: Павлив Елена Рудольфовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 78 “Серебряное копытце”
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область.
Наименование материала: Опыт работы
Тема: “Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР”
Дата публикации: 20.04.2019
Раздел: дошкольное образование

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №78

Из опыта работы

«Использование игровых технологий при

подготовке к обучению грамоте детей

старшего дошкольного возраста с ОНР»

г. Нижневартовск 2016 г.

Павлив Елена Рудольфовна

Сделать серьезное занятие для

О б у ч е н и е

с в о е о б р а з н ы й

д о ш к о л ь н и к о в

и з у ч е н и и

содержание начального обучения. Школа заинтересована в

хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы

развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную

речь, правильно поставленные первоначальные навыки в

составлении и анализе предложений, в делении слов на

слоги, умели держать карандаш и различать строчки в

свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

важных мест в развитии детской речи, особенно если это

дети с речевыми нарушениями.

технологий в развитии

анализа и синтеза у детей

Активизировать навыки фонематического восприятия, анализа,

синтеза в процессе ознакомления со звуковым составом слова.

развивать коммуникативные способности на основе общения.

Активизировать познавательную деятельность детей,

развивать логическое мышление, память, внимание.

Игры и упражнения на развитие

фонематического слуха, навыков звукового

анализа и синтеза, зрительного восприятия,

речи и мышления.

Кроссворды, ребусы, загадки.

Игровой и занимательный материал по

Тетрадь дошкольника «Игровые задания

воспитателей и детей подготовительной группы

(от шести до семи лет) с общим недоразвитием речи.

Предлагаемые задания и упражнения направлены на развитие фонематического

слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза, внимания, памяти, мышления,

ИГРЫ И ПОСОБИЯ СВОИМИ РУКАМИ

ИГРЫ И ПОСОБИЯ СВОИМИ РУКАМИ

р о д и т е л я м и

Тетрадь по обучению грамоте «Игралочка»

Картотека дидактических игр

Буклет «Обучение грамоте как средство

Мастер-класс «Подготовка к обучению

Проект «Маленькие грамотеи»

ТЕТРАДИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

БУКЛЕТ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ЧЕРЕЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И

ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»

п е д а г о г а м и

Дневник взаимодействия учителя-

логопеда с воспитателями по

коррекционной работе с детьми

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

Выставка развивающих игр

Выставка развивающих игр

Выставка «Забавные буквы» к развлечению

Выставка «Забавные буквы» к развлечению

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, умеют

выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки.

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, умеют

выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки.

Владеют навыками звукового анализа, умеют определять количество

звуков в слове, устанавливать последовательность звуков в слове,

разделять слова на слоги, предложения на слова.

Владеют навыками звукового анализа, умеют определять количество

звуков в слове, устанавливать последовательность звуков в слове,

разделять слова на слоги, предложения на слова.

Проявляют любовь и интерес к родному языку.

Проявляют любовь и интерес к родному языку.

Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Елена Мясникова
Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Неумение читaть или медленное, побуквенное, чтение является серьзной проблемой при обучении ребнкa в школе. Дети, испытывающие трудности в чтении, не способны понимaть прочитaнный текст, допускают ошибки на письме. Кроме того, как показывaет практикa – количество детей с данными проблемами растт. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении дети, поступающие в школу, не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного рaзвития устной речи, фонемaтического восприятия слова, неумения составлять и анализировать предложения, делить слова на слоги. Эти дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе, негативно относятся к учению.

В настоящее время в связи с изменением содержания начального обучения вопросы подготовки детей к школе приобретают вс большее знaчение. Знакомство с букварм в первом классе проходит в сжатые сроки. Дети, не освоившие навыки чтения, остаются неуспевaющими по многим предметам на протяжении всего обучения. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировaнии речи детей в дошкольном возрасте. В целях осуществления преемственности в работе между детским сaдом и школой, успешного овладения грамотой будущих первоклaссников, требуется специальная подготовка детей в детском саду. Вс это говорит о том, что развитие речи и подготовка к обучению грамоте является одной из главных и актуальных задач в подготовке детей к школе.

По запросу государства, общества, родителей ребенок сегодня – это успешная личность. В настоящее время система дошкольного образования переходит на ФГОС 2-го поколения. Концепция российского Стандарта исходит из единства требований к условиям, образовательным программам и результатам, которые сформулированы в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. В Стандарте определены обязательные образовательные области, среди которых образовательная область «Речевое развитие», одной из задач которой является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стандарт призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Однако, процесс обследования звукового и слогового состава слова для ребнка дошкольного возраста сложен. Это большая мыслительная работа: нужно вычленить, какие звуки слышны в слове, определить порядок следования звуков, их количество, определить слоговой состав слова. Особенно это сложно для детей с ОНР, поскольку зачастую у них существует недоразвитие фонематического восприятия, от них трудно добиться устойчивого внимания к процессу обучения и поддержать их интерес.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования определяют, что ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности, возникающие у детей с ОНР в процессе работы по подготовке к обучению грамоте.

Решением данной проблемы, как раз таки, и может стать изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае через организацию работы в разных видах деятельности детей, и в первую очередь, через игровую деятельность, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. Решению проблемы также может способствовать организация четкого и грамотного взаимодействия между детьми, педагогом и родителями, организация в группе предметно-развивающего пространства.

При подготовке дошкольников к обучению грамоте, у них возникают трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», трудности в запоминании конкретного образа буквы и соотнесение его с определенными звуками.

Опираясь на принципы дошкольного образования, прописанные во ФГОС ДО, мы хотим показать, что чтобы работа по подготовке детей к обучению грамоте была успешной и продуктивной, необходимо организовывать ее в различных видах деятельности.

Игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Основная форма проведения занятий – игровая.

Возможно разыгрывание различных ситуаций: букву украли (потерялась, какая-либо проблема (беда, что-то не получается) у буквы, помочь букве добраться куда-то, победить кого-либо и т. д.

Ситуация разыгрывается с использование различных персонажей, героев сказок, мультфильмов.

Игровые ситуации используются во всех видах деятельности ребенка по подготовке к обучению грамоте.

Коммуникация. Во время занятия дошкольники состязаются в командах, активно взаимодействуют друг с другом, а также взаимодействуют непосредственно с учителем-логопедом.

Познавательно-исследовательская деятельность. Во время занятий по подготовке к обучению грамоте дети активно исследуют объекты окружающего мира: манипуляции с макетами бук, изготовленных из различных материалов, ощупывание «шершавых» букв, формирование представлений об образе букв, написание букв на песке, манной крупе, отбор спрятанных в песке фигурок, в названии которых встречается заданный звук.

Разглядывание сюжетной картины, и нахождение на ней объектов, начинающихся с заданных звуков.

Восприятие художественной литературы. Чтение фонетических сказок о звуках, чтение рассказов, фонетически насыщенных изучаемым звуком, прослушивание аудиосказок по теме занятий.

Конструирование. Выкладывание образа буквы из различных материалов (бусины, пуговицы, косточки от фруктов, нитки, счетные палочки, магнитные фигурки, мазаика, крышки от пластиковых бутылок, спичка, камушки, бумажные модули, построение букв из конструктора, природного материала.

Изобразительная деятельность. Рисование «портрета» буквы, прорисовывание и дорисовывание букв, раскрашивание специально подобранных раскрасок.

Лепка образа буквы из пластилина, соленого теста.

Аппликация из различных материалов (крупы, макаронные изделия, цветная бумага, пластилин, нитки, блестки).

Музыкальная деятельность. Пропевание «песенки звука», прохлопывание ритма.

Двигательные формы активности. Перемещения во время занятия, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пропрыгивание дорожки слогов, построение буквы собственным телом.

Следует также отметить, что работа по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте будет успешной и продуктивной, если воздействовать на все каналы восприятия детей:

• Зрительный (наглядный материал);

• Слуховой (собственно выделение звуков в словах, прослушивание фонетических аудиосказок, пропевание);

• Кинестетический (ощущения от собственной артикуляции звуков, конструирование букв из собственного тела);

• Тактильный (обведения «шершавых» букв, игры с песком, ощущения от ощупывания макетов букв из различных материалов).

В результате такой организации работы у детей сохраняется познавательный интерес в течение всего занятия, в игровых ситуациях они легче усваивают и запоминают новый материал, осуществляется профилактика нарушений чтения и письма.

Во время подготовки к обучению грамоте в группе создается и поддерживается специальная предметно-развивающая среда, обеспечивающая более успешное закрепление полученных знаний.

Образно-символический материал. Пособия в местах активности детей: «На что похожа буква», «Дома букв», «Лента звуков и букв», плакаты и слоговые таблицы.

Объекты для исследования в действии. Песочницы, макеты букв, магнитная азбука, карточки со схемами звуков, магнитная доска с фигурами.

Материалы для конструирования букв (в свободном доступе для детей, в достаточном количестве).

Игровые персонажи. Гном Грамотей, конкретные персонажи для каждой буквы: Б – Буратино, У – Умка.

Данная модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при подготовке к обучению грамоте действительно способствует более качественному усвоению ребенком принципов звукобуквенного анализа, поскольку реализуется в разных видах деятельности детей и, преимущественно, в игровой форме, а игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. “В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме. есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося”. Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность.

Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование игровых ситуаций и разнообразных видов деятельности в процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

Читайте также:  Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

Список используемой литературы:

1. Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте», Москва: «Мозаика – Синтез», 2009.

2. Воспитание у детей правильного произношения: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

3. Доронова Т. Н. Игра дошкольника: учебное пособие / Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов – М.: Детям XXI века, 2005.

4. Дурова Н. В., Невская Л. Н. Поиграем в слова. –М.: 1998.

5. Журова Л. Е. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 2000.

6. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 1998.

7. Новоселова С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007.

8. Шулешко Е. В. Понимание грамотности. Обучение дошкольника чтению, письму и счету. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 05.12.2014 2014-12-05

Статья просмотрена: 4010 раз

Библиографическое описание:

Сорокина Т. В. Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 629-631. — URL https://moluch.ru/archive/79/14158/ (дата обращения: 28.02.2020).

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.

Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда состоит в том, что бы совместно с педагогами ДОУ и родителями, обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

1. Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

2. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

3. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

5. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:

1. Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.

2. Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.

3. Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.

Грамотная, четкая, чистая, ритмичная и правильная речь — это дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителей-логопедов, воспитателей, всех специалистов детского сада, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается.

Спланированная работа с воспитателями логопедических групп, музыкальным руководителем, педагогом — психологом, инструктором по физической культуре, позволила мне целенаправленно и комплексно осуществлять коррекционный процесс.

Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

В результате грамотно спланированной и систематической коррекционной работы у детей были развиты и доведены до нормы речевые, познавательные и психические процессы.

Поставленная таким образом работа обеспечивает высокий уровень интеллектуального, речевого, физического и психического развития ребёнка.

Считаю, что наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно добиться только при активном взаимодействии с родителями. При планировании работы ставлю цель — повышение интереса к коррекционной работе и заинтересованность семьи в успешном решении коррекционно-развивающих задач. Самое важное в работе с родителями — создание максимально благоприятных условий для коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Для поддержания интереса родителей к данной теме и активного включения их в работу группы использовала разнообразные формы: анкетирование, семинары –практикумы, консультации.

Родители и педагоги — это, прежде всего союзники и единомышленники, у нас одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.

Мною организована коррекционно-развивающая образовательная среда, стимулирующая речевое развитие и творческую активность детей.

Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные коррекционные задачи.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!».

Дети в месте со сказочными героями путешествуют в страну Звуков, в страну Азбуку. Путешествовать на образовательной деятельности по обучению грамоте помогает наглядное пособие, которое дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Наглядное пособие — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

1. Журова Л.Е, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте»

2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»

3. Е. В. Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В. Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

6. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников.

7. Борисова Е. А. Играя звуки исправляем — играя звуки закрепляем. Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.

Читайте также:  Самомассаж в логопедической практике

Дидактические игры по обучению грамоте с перфокартами для детей 5-7 лет

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.
Задачи:
– совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;
– развивать графические навыки.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.

Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
– закрепить пройденный материал;
– оперативно проверить усвоение материала;
– развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
– активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
– учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
– самостоятельно;
– парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
– фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
– педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
– педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа – предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа.
Вариант 1.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.

Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: совершенствование навыков чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа – предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа – предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.

Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой – в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствовала спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем – твердый согласный, в зеленом – мягкий согласный. Молоточек – твердый согласный, перышко – мягкий. Ушко – глухой согласный, колокольчик – звонкий.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к “зашифрованным” словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.

Пособие “Паровоз”, “Домик” так же используется с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении “Телега” дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара равен одной монетке.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, конструировать из рук, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики.

Читайте также:  Игры на формирование экологических представлений дошкольников

Кроме того, составлять и прочитывать слова из известных “рассыпанных” букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву – игра “Дай таблетку деду Буквоеду”, собирать слово из переставленных или перепутанных букв – игра “Расшифруй слово”, читать слова из начальных букв предложенных предметов – игра “Прочитай по первой букве”, а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка – бочка).

Более сложные задания для детей – кроссворды, ребусы – игра “Веселые ребусы” и игры типа “Поле чудес”, игра “Счастливый случай”, викторины.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой – с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.

С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе – это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра “Фразовый конструктор”, где решаем разнообразные задачи.

Дети знакомятся с понятиями “слова-предметы”, “слова-действия “, “слова-признаки”, “предлоги”. Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия – в движении, слова-признаки – полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, “девочка, сестра, дочка”. Картинка со стаканом может обозначать “чай, сок, компот” и т.д.

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала использовать полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре “Живые предложения”, придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.

При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. “В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме. есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося”. Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

Подготовила: Кольцова Е.П., учитель-логопед.

Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Автор: Назарова Елена Александровна

Организация: МАДОУ №139

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период “языковой одаренности” особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:

1 этап – учим и запоминаем буквы;

2 этап – учимся читать слоги разной степени трудности;

3 этап – читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап – читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста.

Методика обучения грамоте дошкольников – это всевозможные способы в виде игры и разнообразных упражнений. Они последовательно, начиная с самых простых, знакомят будущего школьника с такими понятиями, как звук, буква, звуковой ряд и прочее. Учителя начальной школы жалуются, что в последнее время мало уделяется внимания именно составу слова, как самого важного в процессе обучения. Ведь отталкиваясь от этого, ребенок познает роль слова в предложении и его значение. Всё это должно присутствовать на занятиях в детском саду.

Игры и упражнения по обучению грамоте дошкольников.

Всё время совершенствуются и разрабатываются новые оригинальные методики. Они позволяют в простой и интересной детям игровой форме запомнить такие важные понятия твердые и мягкие звуки, ударный слог, гласные и согласные, а также приучать руку к письму.

  1. Игры в буквы хорошо даются детям. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит в слове знакомую букву, названную взрослым.
  2. Игра в слова – воспитатель называет несколько слов начинающихся на одинаковую букву. Задача ребенка определить ее.
  3. Угадай букву – другой вариант игры в слова, когда называется несколько слов с одинаковой буквой в конце или в середине. Малышу нужно ответить, где она расположена.
  4. Игра с картинками. Малыш должен выбрать группу изображений, которые начинаются на одну букву.

Таких игр достаточно много и, в основном, дети с удовольствием играют в них. Обучение грамоте дошкольников – нелегкий труд, но он сполна вознаградиться, когда малыш пойдет в школу, и с легкостью будет воспринимать подаваемый материал.

«Короткое или длинное?»

Цель: упражнять детей в делении слов на сло­ги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: не требуется.

Ход игры. Воспитатель называет разные сло­ва. При коротких словах дети хлопают в ладоши, при длинных — тихо стучат по коленкам.

«Маша-растеряша»

Цель: развивать у детей зрительное и про­странственное представление букв, память, внимание, воображение.

Материал: счётные палочки или хворост.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом, но её испугал треск в кустах. Она так сильно бежала, что весь хворост растеряла. Помогите Маше собрать его в буквы (по группе рассыпаны счётные палочки). Дети ходят по кругу и говорят слова:

Маша по лесу гуляла,

В лесу хворост растеряла,

Ты Машуле помоги:

Буквы в хворост собери.

Дети по заданию воспитателя собирают от 2 до 5 хворостинок и составляют определённую букву.

«Письмо на ладошке».

Цель: развивать зрительное и пространствен­ное представление букв, память, внимание.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка — «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву на­писал водящий.

«Найди ошибку»

Цель: развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв; развивать память, внимание.

Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.

Ход игры. Воспитатель указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил не­сколько ошибок, когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.

«Начерти в воздухе букву»

Цель: развивать у детей зрительное и про­странственное представление букв, память, внимание, воображение.

«Якупила в магазине»

Цель: упражнять детей в выделении послед­него звука в слове; учить подбирать слова на за­данный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.

Материал: микрофон.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспи­татель начинает игру с фразы «Я купила в ма­газине АВТОБУС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил(а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.

«Загадки»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные опера­ции.

Материал: загадки.

Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.

«Буквенный светофор» (на прогулке)

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мыш­ление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любую букву.

Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются пере­бежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

Таких игр достаточно много и, в основном, дети с удовольствием играют в них. Обучение грамоте дошкольников – нелегкий труд, но он сполна вознаградиться, когда малыш пойдет в школу, и с легкостью будет воспринимать подаваемый материал.

Список использованной литературы:

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме / И.А. Быкова. – СПб: Детство-Пресс. – 2013. – 112 с.
  2. Вакуленко Ю.А., Попова Г.П. Азбука – читалочка / Ю.А. Вакуленко, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель. – 2010. – 121 с.
  3. Кирьянова Р.А. Год до школы / Р.А. Кирьянова. – СПб: Каро. – 2011. – 223 с.
  4. Хамидуллина Р.М. Учим ребенка говорить и читать / Р.М. Хамидуллина. – Москва: Гном. – 2014. – 160 с.

Ссылка на основную публикацию