Игры с песком в логопедии

Игры с песком в логопедической работе
материал по логопедии по теме

В игре с песком развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

В данном материале представлены варианты игр с песком по всем направлениям развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_s_peskom_v_logopedicheskoy_rabote.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком в логопедической работе

Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

  1. Эмоциональное благополучие ребенка,
  2. Самоактуализация,
  3. Коррекция речевых нарушений.
  1. Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  2. В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
  3. В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  4. Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  5. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи

  1. Развитие диафрагмального дыхания
  2. Регуляция мышечного тонуса
  3. Автоматизация звуков
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Формирование слоговой структуры слова
  6. Словарная работа
  7. Звуковой анализ слов
  8. Обучение грамоте
  9. Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

– «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

– «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

– «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

– «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

– «Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

– «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

– «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

– «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

– «Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

– «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

– «Морская прогулка»- воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики .

– положить ладони на песок , почувствовать полное расслабление пальцев.

– погрузить пальцы в песок , сжимать и разжимать кулачки.

– погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

– погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

– погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

– «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

– «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

– «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

– «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

– «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

– «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

– «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку . Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

– «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

– «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха.

– «Спрячь ручки» – прятать руки в песок, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки» – рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

– «Водолаз» – со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

– «Два моря» – коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

– «Два города» – под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Формирование слоговой структуры слова.

-«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

-«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

-«Сложные слова»- ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду – анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».

– «Родные слова»- в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

-«Я делал- я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.

Совершенствование грамматического строя речи.

-«Лодочка» – в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

– предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

– приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

– наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

– «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

– «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Звуковой анализ слова и предложения.

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

– «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

– «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

– «Дорисуй картинку и составь предложение» – логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

– «Начни предложение» – ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

– «Друзья» – при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

– «Что случилось?» – при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

– «Две игрушки» – на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Шар . Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

– «Рыбка» – выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Результаты использования песочной терапии таковы

  1. Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  3. Совершенствуются гуманные чувства детей.
  4. Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  5. Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.

Песо́чная терапи́я это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

• Эмоциональное благополучие ребенка,

• Коррекция речевых нарушений.

• Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

• В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

• Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

• Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи

• Развитие диафрагмального дыхания

• Регуляция мышечного тонуса

• Развитие фонематического слуха

• Формирование слоговой структуры слова

• Звуковой анализ слов

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Для этого мы используем контейнеры с песком, мелкие пластмассовые игрушки, буквы пластмассовые, «ходики» (картинки с отверстиями для пальцев)

Для развития диафрагмального дыхания используем такие игры, как «Выровняй дорогу», «Помоги зайцу замести следы», «найди секрет» и др.

При регуляции мышечного тонуса используем массаж пальцев рук по методу Зинкевич Т.Д и Грабенко Т.М., а также игры «пальцы силачи», «Кто быстрее?», «Рисуем песочные картины»….

При автоматизации звуков произносим заданный звук и одновременно проводим пальцем дорожку по песку или рисуем «клубочек».

Проговариваем слоговые дорожки и прошагиваем их пальчиками по песку.

Для развития фонематического слуха используем игры «спрячь ручки», «Два моря».

Для развития слоговой структуры такие игры, как «Полоски»,»Кружки»

При словарной работе ребенок выполняет определенные действия и анализирует их, кораблекрушение разбирает кораблик.

При игре с песком можно учить правильно употреблять некоторые грамматические категории;

Предлоги ОТ, К, НА, МЕЖДУ, В,ИЗ ЗА, У, ПЕРЕД.

Приставочные глаголы пришел, отошел…

Наречия далеко, близко глубоко…..

«Чего не стало» закрепление сущ. в Р.П. ед и мн. Числе. «Подбери слово».

На песке можно выкладывать слова и чертить схемы слов и предложений.

Обучая грамоте используем игр «Напиши букву», «Буква потерялась»

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение стоить как простые так и сложные предложения, а также составлять диалоги и придумывать сказки.

Результаты использования песочной терапии таковы

  1. Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  3. Совершенствуются гуманные чувства детей.
  4. Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  5. Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо.

Речь является самым важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. От того насколько развита, богата и правильна речь ребенка зависит полноцен.

Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает .

Моё профессиональное видение этой проблемы логопеда, а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе» помогли мне по-новому взглянуть на выбор .

Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучениюВ. А. Сухомлинский” Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда.

Игры с песком в логопедической работе Песочная терапия – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Что – это значит, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру. Зде.

Игры с песком в логопедии

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Статья:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский.

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Используя кинетический песок,можно решать следующие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Как вы знаете, игра с песком – это одно из самых любимых занятий детей. Игра с песком – это не просто время провождение. Это много эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного «ковыряния» в песке получается образовательный процесс. Ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

В первый раз Вы можете поиграть с ребенком вместе, в дальнейшем он может сам или с кем-то из сверстников или других взрослых проигрывать уже известные ему игры. Даже 15 – 20 минут, которые ребенок проведет, играя в песочнице, положительно скажутся на его развитии и настроение.

Игры с песком отличаются простотой, возможностью создания новых форм, возможностью разрушения песочной композиции, ее реконструкции, а также многократного создания новых сюжетов. Ребенок строит замок из песка, какое – то время любуется им, а потом сам разрушает этот замок, и с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему – то новому. И так происходит бесконечно. Проживая это многократно, ребенок достигает состояния равновесия, успокаивается.

Упражнения и игры с космическим песком способствуют:

1. Снятию психоэмоционального напряжения и создания положительного настроения.

2. Развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.

3. Развитию воображения, творческого потенциала.

4. Развитию мышления, речи, памяти, внимания.

5. Развитию интеллекта, обучению новым навыкам.

6. Формированию положительных черт характера.

Упражнение «Необыкновенные следы»

(Развитие тактильной чувствительности, 2-5 лет)

Предложите ребенку изобразить с помощью рук на песке, то, как передвигаются животные.

«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладошками с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» – ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой, в разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами рук, имитируя насекомых, можно погружать руки в песок.

Игра «Буквы» (Обучение алфавиту, 4-6 лет)

Для увлекательного и быстрого запоминания букв Вы можете смоделировать их вместе с ребенком. Для этого слепите вместе с ним любую букву. Оживите ее с помощью глазок, ротика или других предметов. Поговорите с ребенком об этой букве, о том какие слова начинаются на эту букву. Слепите эти предметы их песка.

Игра «Цветные острова» (Развивает воображение, 5-7 лет)

Предложите ребенку взять песок и создать острова.Затем украсить их с помощью миниатюрных фигурок или других сподручных материалов: пуговиц, камушек, бусин и т. д. Предложите ребенку отправиться в путешествие по этим островам. Рассказать, что на них растет, какие животные живут и т. д.

Игра «Песочные строители» (Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти, 5-6 лет)

Нарисуйте домик на листе бумаги или возьмите готовую картинку, предложите ребенку посмотреть и запомнить, а затем самостоятельно построить па памяти. Если он не справляется, помочь, дать инструкцию.

Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:

«Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);

«Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

«Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

«Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок – соответствующих слогам слова);

«Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок – соответствующих количеству слов в предложении);

«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)

«Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Космический пластичный песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-пространственная среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Картотека игр с песком на логопедических занятиях.

Представлена подборка игр и упражнений с использованием песочной терапии на различных этапах логопедических занятий. Материалы статьи могут быть полезны как учителям – логопедам,так и воспитаелям, психологам, учителям начальных классов с целью корреции психо – эмоциональных расстройств,профилактики и коррекции дисграфии и т.д

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр с песком на логопедических занятиях. »

Картотека игр с песком на логопедических занятиях

По статистическим данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Самую многочисленную группу (60% от всех дошкольников) составляют дети с нарушениями речи. Как известно, речевая патология не существует сама по себе, поэтому дети- логопаты имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В связи с этим, к коррекции речевых и сопутствующих им нарушений, необходимо осуществлять комплексный подход, заключающийся в использовании наряду с традиционными педагогическими методами нетрадиционных.

Одним из нетрадиционных методов терапии, ставшим довольно популярным в последнее время, и зарекомендовавшим себя как эффективное средство в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии, является песочная терапия. В своей работе я успешно применяю её на различных этапах работы с детьми, имеющими речевую патологию. Предлагаю вашему вниманию картотеку игр и упражнений с использованием песочной терапии.

Упражнения на дыхание.

«Мы – археологи» – ребёнку предлагается найти зарытый в песке предмет. Т.к археологи должны быть очень аккуратны, чтобы не повредить зарытое в песке ископаемое, песок необходимо осторожно раздувать.

«Найди клад» – данное упражнение способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека – каждому дается своя карта.

2. Артикуляционные упражнения

Упражнения на автоматизацию изолированного произношения поставленного звука.

«Дорожки» – на песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце короба. Ребёнок ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.

«Напиши букву» – вариантов несколько: можно просто пальцем писать на песке букву, обозначающую автоматизируемый звук, можно насыпать песок тонкой струйкой в виде нужной буквы, можно подложить под короб карточку с буквой, ребёнок её обводит.

Автоматизация звука С – педагог рассказывает стихотворение:

Сыплется, сыплется, сыплется песок (дети набирают песок в ладони и тонкой струйкой высыпают обратно),

Слышится, слышится печальный голосок (то же).

Ветер песню напевает: с-с -с- с-с (дети произнося звук с, пишут букву на песке),

И песочек раздувает: с-с-с-с.

(можно выполнять и под музыкальное сопровождение, используя презентацию Марии Сергеевны на сайте viki.rdf.ru )

Упражнения на автоматизацию звука в слогах.

«Подружи звуки» – на одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому.(сначала один идёт в гости к другому, затем другой) – отработка в прямых и обратных словах.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая игра «Пустыня»

По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)

По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)

Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)

Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку)

Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка)

Упражнения на дифференциацию поставленных звуков – дети пишут на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводячт аеализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С

Положение губ: на Ш – рисуют кружок, на с – улыбку

Положение языка: на ш – стрелка вверх, на с – стрелка вниз

Воздушная струя: на ш – рисуем волнистую линию(пар), на с – снежинка.

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Содержимое публикации

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:

– стабилизировать психоэмоциональное состояние;

– совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

– стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

– развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

– стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

– разнообразить способы сотрудничества.

Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:

– во-первых, происходит обогащение словаря, которые первоначально используются ими на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;

– во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения;

– в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.

Песок – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.

Игры с песком разнообразны:

– обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; – познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;

– проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Примерные упражнения по развитию дыхания

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Примерные упражнения по развитию фонематического слуха

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки с изучаемым звуком.

«Археолог»

Со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки или предметы, в названиях которых есть дифференцируемые звуки ([С]- [Ш]; [Д]- [Т]; [Р]- [Л] и т.д. ).

Примерные упражнения по обучению грамоте

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.

«Буква потерялась»

Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Примерные упражнения по развитию связной речи

«Дорисуй и расскажи»

Взрослый рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Две игрушки»

Н на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку:

Воздушный шар: Я круглый.

Шар: Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар: На мне нарисован красивый цветок.

Мяч: А, я украшен разноцветными полосками

Шар: Меня надувают воздухом.

Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

1.Алтухова Н.Г., Научитесь слышать звуки.

2. Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда.

Игры с песком в логопедии

Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

магазин детских развивающих игрушек

  • Каталог
  • Доставка
  • Контакты
  • Как заказать
  • Обратная связь
  • Читать статьи

Игры с песком: удовольствие и польза

Игры с песком — источник особой радости для малыша. В них он удовлетворяет свою потребность в тактильном развитии, тренирует зрительно-двигательную координацию, улучшает мелкую моторику. Игры с песком — это далеко не праздное занятие: малышу они приносят не только массу удовольствия, но и — ощутимую пользу, ведь эта игра связана с формированием мыслительных операций и воображения, самостоятельности и целеполагания в поведении. Игра с песком — это прекрасный способ для ребенка снять накопившееся напряжение, поднять настроение и стабилизировать эмоциональное состояние.
Наборы для игр в песочнице помогают сделать занятия с песком более интересными и насыщенными, открыть детям пространство возможностей для творчества и взаимодействия друг с другом.

Как можно играть в песке

Самый простой, знакомый всем с детства, способ игры в песке — это приготовление «куличиков» и аппетитных «пирожков» из влажного песчаного теста. Для этой цели предназначено множество формочек, размеры и форма которых могут быть совершенно разнообразными. Фрукты и овощи, геометрические фигуры и цифры, животные и цветы, звездочки и морские раковины — список этот можно продолжать до бесконечности. Играя с тематическими формочками, ребенок будет параллельно больше узнавать об окружающем мире, знакомиться с его предметами и явлениями. Наборы разноцветных формочек, которые вставляются одна в другую, помогут малышу сформировать представления о размере и цвете. Выбор инструментов для «работы» с песком также разнообразен: это могут быть лопатки, совочки и миниатюрные грабельки разного размера. Игры в песочнице позволяют ребенку освоить понятия: «свое-чужое», приобрести первые навыки взаимодействия со сверстниками. Игра с песком поможет также разобраться с понятиями: «пустой-полный», «влажный-сухой».
Песок — отличное средство для развития сюжетно-ролевой игры малыша. Например, его можно использовать в качестве материала для перевозки и строительства песочных домов. В наборах для игр в песочнице, поэтому можно очень часто увидеть пластмассовые грузовички и самосвалы, в которых так удобно возить песок на стройку, а потом — сгружать в нужном месте, приподняв кузов машины. Девочки с успехом могут устроить в песочницу игру в дочки-матери, ведь приготовление каши и пирожков для кукол будет как никогда реалистичным.

Строительство дворцов и замков из песка — еще более интересная тема для игры на свежем воздухе. Вот где фантазия детей поистине безгранична: дети самозабвенно придумывают настоящие архитектурные шедевры, проделывают в песке арки, возводят высокие башни и окружают свои крепости рвами с водой, украшают свои замки цветами и камешками. Особенно хороши такие игры вблизи воды: на берегу речки или моря.

Как выбрать набор для игр в песке

Главный критерий при выборе набора для игр в песке — это его безопасность для малыша. Пластмасса, из которой изготовлены формочки и совочки должна быть прочной, а сами детали — гладкими и округлыми, без острых углов. В этом случае вы сможете быть уверенными в том, что формочка не расколется от удара, а острые части ее не травмируют вашего ребенка. Пластмасса должна быть нетоксичной, с отсутствием поливинилхлоридных соединений.
Детали наборов должны быть яркими и содержать в себе основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Игра с такими фигурками и инструментами будет способствовать выработке у ребенка эталонов цветовосприятия, а насыщенные цвета не позволят формочкам потеряться в песочнице.
Очень важно также, чтобы игровой набор был удобен для маленьких детских ручек. Размер и ручка лопаток и совочков должны соответствовать возрастным особенностям анатомии ребенка. Для малышей раннего возраста лучше выбирать формочки с простыми крупными фигурками.

Современные производители предлагают ребятам и их родителям огромное количество разнообразных наборов для игры в песке: наряду с традиционными ведерками, формочками, лейками и совочками сейчас можно найти интересные наборы с вертящимися зубчатыми колесами, через которые можно просыпать песок и наблюдать за движениями деталей. Такие мельницы во многих случаях отлично подойдут также для игры с водой.

Игра в песке и возраст ребенка

Уже в возрасте 1 года можно показать малышу, что такое игра в песочнице: как пользоваться лопаткой, ведерком, формочками, чем отличается сухой песок от мокрого и т.д. Ребенку будет интересно получить новые игровые навыки, открыть для себя свойства и возможности этого сыпучего вещества.

Первое знакомство с песком, зачастую, будет связано для крохи и с получением первых социальных навыков, ведь ему придется играть рядом с другими малышами — а это значит, нужно будет учиться взаимодействовать с ними. Нужно помочь ребенку легко пережить этот момент: возможно, родителям стоит первыми начать общение с находящимися в песочнице малышами, вовлечь их в общую игру, показать, как весело и увлекательно меняться игрушками. К 2-3 годам интерес к игре в песке еще более возрастает — игра становится более разнообразной и насыщенной, а к 4-5 годам основное ее содержание переходит в плоскость сюжетно-ролевого взаимодействия. В 6-7 лет интерес к песочнице снижается, однако дети этого возраста с большим удовольствием проводят время на реке, строя башни, дворцы и крепости из мокрого песка, что дает возможность выразить себя в творчестве.

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях – одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Сущность разработки заключается в создании опорных схем при работе со скороговоркой. В ходе анализа скороговорки все слова заменяются определенными символами. Это символы, заменяющие слова, способны мгновенно восстанавливать в памяти известную детям ранее (информацию) скороговорку. А самое главное дети сами могут придумывать символы и составлять схемы к скороговоркам.

Такие задания активизируют мыслительную деятельность ученика, способствуют формированию правильного звукопроизношения, усиливают положительную мотивацию и открывают дорогу к творчеству.

В создании опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым. Среди этих принципов выделим: лаконичность, разнообразие опорных сигналов, запоминаемость и вариативность речевых образований.

Содержимое разработки

МОУ «Лицей города Кирово-Чепецка
Кировской области»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ
при работе
со скороговоркой
на логопедических занятиях –
одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Из опыта работы

В условиях развивающего обучения возрастают требования к речи обучающихся. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. А так же содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.

В последнее время отмечается увеличение количества детей поступивших в первый класс с нарушениями речи. Особенно, увеличился рост детей с нарушениями звукопроизношения. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Кроме этого, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться в себе, стесняться, у детей может развиться чувство негативизма.

Поэтому одной из важных задач логопедических занятий является формирование правильного произношения у детей. Это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, но при благоприятных условиях обучения дети способны самокоррекции.

Решить проблему чистоты произношения речи учащихся помогут занятия, с использованием скороговорок.

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память.

Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразование.

М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык – тупагýп, тупагýб’ьн’къй быч’óк, у быкá б’елá губá былá тупá.

Медленно, отчетливо произнести каждое слово.

Затем сгруппировать слова (бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.

После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.

Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.

После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.

Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Предлагаем вам свою систему работы над скороговоркой.

При работе со скороговоркой используем схемы. В создании опорных схем взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым. Среди этих принципов выделим: лаконичность, разнообразие опорных сигналов, запоминаемость и вариативность речевых образований.

Работу с опорными схемами можно осуществлять разными способами. Учитель может предложить уже готовый вариант опорного конспекта, проговаривание за учителем, запоминание, воспроизведение в письменной форме и устные ответы у доски. В этом случае каждый ученик многократно работает со схемой, причем каждый раз в другой форме. Таким образом, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения.

Так же схемы могут составлять сами дети, вместе с учителем придумывая опорные сигналы для кодирования речевых образцов.

Например: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, на траве двора.

К аждое слово на схеме показано знаком: предлоги, союзы, частицы – V ; глаголы – ; существительные – рисунком. (Приложение 1, 2).

Начинаем занятие с отработки правильного дыхания (прием «поднятой руки»: рука вверх – вдох, рука вниз – выдох).

Медленное прочитывание скороговорки с опорой на схему.

Выясняем смысл скороговорки.

Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.

Обращаем внимание на то, что в скороговорке два предложения.

Считаем, сколько слов в каждом предложении.

Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.

Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.

Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.

Предлагаем детям записать скороговорку по памяти в тетрадь, с обязательной проверкой правильности записи, постановкой ударения в словах.

После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.

Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.

Проверяем на следующем уроке произношение скороговорки оп памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.

При работе со скороговоркой на последующих логопедических занятиях даем возможность детям самим придумать схему (Приложение 3). Самое главное, чтобы все слова скороговорки были изображены на схеме. Ребенок должен видеть все ли слова он произносит правильно, и в том ли порядке.

Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.

Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Ученики любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.

При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.

В результате такой работы на логопедических занятиях формируются коммуникативные нормы общения: правильное произношение, развивается фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, совершенствуется речевое дыхание, улучшается дикция. А так же развивается мышление, внимание и память учащихся.

Результаты проведенной диагностики в начале и конце первого класса подтверждают, что:

– звукопроизношение у первоклассников в начале года (52%),

в конце года (92%):

– словарный запас первоклассников в начале года (61%), в конце года (90%). (Приложение 4)

Разработанная система заданий формирует творческие способности младших школьников и позволяет стать им активными участниками урока.

Библиографический список.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.

Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-

Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная

школа. – 1987. – N 1

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М.,

Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

Ожегов С.И. Вопросы культуры речи.

Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.

Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968.

Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964.

Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика,1980

Психолого-педагогический центр

Психологические консультации, развивающие занятия, диагностические исследования

  • Новости
  • ПМПК
    • Основные сведения о ПМПК
    • Актуальные вопросы ПМПК
    • Запись на ПМПК
  • Семейный клуб
    • Родителям
    • Подросткам
  • Специалистам
  • Важно об Интернете!

    ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!

    Согласно Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК» для проведения обследования ребенка на ПМПК его родители предоставляют пакет документов согласно перечня (см. перечень документов на сайте ГБУ «ППЦ» в разделе ПМПК). Документы (справки от врачей, характеристики) остаются в ПМПК и прикладываются к протоколу. Просьба родителей (законных представителей) при необходимости заранее делать дубликаты или ксерокопии справок. Ксерокопии документов в в ГБУ «ППЦ» и ПМПК не делают.
    Заведующий ПМПК Садыхова И.А.

    Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос

    • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • О центре
      • История центра
      • Структура центра
        • Отдел психолого-педагогической помощи
        • Отдел психолого-педагогической коррекции дезадаптивных состояний
        • Экспертно-диагностический отдел. Психолого-медико-педагогическая комиссия.
        • Отдел ранней помощи
        • Структура отделов Центра
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Учредительные документы
        • Устав ГБУ ППЦ
        • Приказ об утверждении устава
      • Документы федерального и регионального уровня
      • Публичные отчеты
      • Локальные акты
      • Правила внутреннего трудового распорядка
      • Коллективный договор
      • Порядок оказания платных услуг
      • Результаты проверок органов государственного контроля (надзора)
      • Правила приема в учреждение
      • Государственное задание
      • Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
      • Архивы документов
        • Устав 2011
        • Изменения в Уставе
        • Приказ о переименовании
        • Изменения в положение о компенсационных выплатах ГБУ ППЦ
        • Изменения в положение о стимулирующих выплатах ГБУ ППЦ
        • Изменения в положение об оплате труда ГБУ ППЦ
        • Положение об организации работы по охране труда
        • Положение о службе по Охране Труда ГБОУ «ППЦ»
        • Положение об организации обучения по Охране Труда ГБУ «ППЦ»
        • Положение о сборе, обработке и защите персональных данных работников ГБУ «ППЦ»
        • Положение о работе экспертной группы по оценке результативности профессиональной деятельности специалистов ГБУ «ППЦ»
        • Архив документов по образовательной деятельности
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • План финансово-хозяйственно деятельности
      • Информация
    • Информация об объеме образовательной деятельности
    • Вакантные места для приема, перевода
    • Работа профсоюза
    • Практика студентов
    • Социальные партнеры
    • Противодействие коррупции
    • Охрана труда и безопасность
      • Охрана труда
      • Безопасность
      • Инструкции, рекомендации, памятки
    • Контакты

  • Апр 20

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО РАБОТЕ СО СКОРОГОВОРКАМИ.

    Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

    Скороговорка, как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Термин «скороговорка» в разных изданиях «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова даётся определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь». Как работать над ними?

    ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ

    Начинайте работу от простых, коротких рифмованных скороговорок. Подбирайте скороговорку интересную, с забавным сюжетом. Не используйте скороговорки, если у ребёнка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Каждому звуку – своя скороговорка. Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определённые навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. В процессе усовершенствования дикции ребёнка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми возникают трудности или проблемы.

    МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ УПРАЖНЕНИЙ СО СКОРОГОВОРКАМИ:

    — перед началом тренировок делаем артикуляционную гимнастику: «поцокать» язычком; вытянуть губы «трубочкой»; облизать губы; покусать язычок зубками; пошлёпать язычок губами и другие упражнения;

    — придумывайте новые скороговорки читая сказку, стих или рассказ; предложите малышу выбирать определённые звуки и делать ударение на них, называя буквы нарочно быстро и громко;

    — во время занятия ставьте цели, например, проговорить что-то без запинок три раза подряд; устраивайте соревнование на скорость и чёткость слов. И обязательно поощряйте за успехи!

    СО СКОРОГОВОРКАМИ МОЖНО РАБОТАТЬ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ

    — взять в руки мяч, и ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговорить скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

    — проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

    — проговорить скороговорку можно прохлопывая, оттопывая ритм ладошками.

    — проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.

    — с целью развития фонематического слуха, спросить, какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?

    — поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, с восклицательной интонацией, грустно и радостно, задумчиво, напевая разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актёрских способностей.

    — произнести фразу на выдохе.

    ПРАВИЛА ЗАУЧИВАНИЯ СКОРОГОВОРОК.

    Прочитайте скороговорку медленно. Подумайте, о чём говорится в скороговорке. Покажите иллюстрации. Объясните значение сложных слов. Проговорите скороговорку медленно вслух, постарайтесь запомнить её. Проговорите скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее. Произнесите скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

    СКОРОГОВОРКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

    Сразу отрабатывать с ребёнком сложные скороговорки не стоит. Начинайте упражнения с простых и коротких чистоговорок.

    Главное – не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой у вас и ребёнка.

    Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составит труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребёнка.

    Скороговорки – эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.

    Ежедневные занятия с ними помогут вашему ребёнку почувствовать себя более свободно, не закомплексованно, а общение принесёт и вам немало радости.

    Будьте уверены – вместе вы победите любые речевые проблемы, ведь родительская любовь и забота творит чудеса! Удачи вам!

    Учитель-логопед
    отдела психолого-педагогической помощи
    О. Б. Акимова

    Читайте также:  Звуки С – СЬ. Буква С - конспект фронтального занятия
Ссылка на основную публикацию