Игры с песком и водой

Картотека игр с песком и водой
картотека (младшая группа)

Картотека игр с песком и водой

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_igr_s_peskom_i_vodoy.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр «Песок и вода»

Игра «Топчем дорожки»

знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Игра «Путешествие в сказочный город»

Развитие образного мышления, воображения, речи.

Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Игра «Новая квартира куклы Маши»

Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.

Квартиру кукла Маша получила

И мебель в магазине закупила:

Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

Занес в квартиру грузчик и ушел.

Куда же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов,

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша,

И загрустила кукла наша.

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить.

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

Игра «Строители на сказочном острове»

Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Игра «Самодельный водопад»

развитие моторики рук

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он “шумит”. А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Игра «Попади в цель»

Подбрасывать вверх мяч и ловить.

Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.

После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

Привитие элементарных трудовых навыков.

Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.

В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.

Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Пересыпание сухого песка через воронку

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Постройка домика для куклы

Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.

Развитие тактильных ощущений.

Знакомство со свойствами песка.

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Игра «Норки для мышки»

знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Цветные заборчики»

Развитие мышления, моторики.

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Игра «Общим словом назови и запомни»

Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Игра «Ковер-самолет для принцессы»

Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.

Взрослый рассказывает сказку:

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

Игра «Детские секретики»

Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Игра «Город, где мы живе м»

Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.

Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Игра «Уточки плавают»

дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму »

дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.

Группа детей стоит около таза с водой.

«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.

В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим.

Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды) .

Подготовка канавки, горки для прогулки куклы

Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка.

Воспитатель реет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла (собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки.

Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки.

Игра «Что я закопала в песок? »

Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.

Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.

Переливание воды из кружки в кружку или через воронку

Дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом».

Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». (называет кто кому нальет) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с песком и водой для детей раннего возраста. Игры удобны в весенний период во время прогулки.

Игры с песком и водой.Ход работы.

В данном материале представлены разработанные игры с песком и водой для ФЭМП.

игры с песком и водой для детей раннего возраста на июнь.

Какое же это замечательное время года – лето! Можно купаться, загорать, путешествовать вместе с мамой и папой и, конечно, очень много гулять и играть! Летние прогулки дарят .

Игры с песком и водой

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества.

И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым.

Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно ”, “короткий-длинны й”, “высокий-низкий” . При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки, например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза и т.д. – всё это вам пригодится для игрушек-самодело к. И поверьте, с такими игрушками дети играют не с меньшим удовольствием, чем с покупными.

Играя с ребенком, проявляйте больше фантазии и выдумки, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка.

Игры с песком в песочнице

1. « Песочные человечки». Рисуем ручками на песке.

Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь идти играть в песочницу, можно сказать ребенку:

“Мы идем в гости к песочным человечкам” или ”Мы идем играть с песочными человечками”.

В песочнице живут

И без горячей печки

“Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!”

2. «Игрушки – потеряшки». Ищем игрушки в песке.

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!

Наши игрушки, наверно, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.

Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры: «Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».

3. «Маленький художник». Рисуем пальчиками на песке и на снегу.

На листочке из альбома
Я всегда рисую дома,
А на улице могу —
На песке и на снегу.

На снегу мы можем рисовать только зимой, зато на песке — и весной, и летом, и осенью. Для того чтобы было удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке лучше всего пальчиком, но можно и палочкой.

С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры. Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко.

4.«Матрёшки». Выкладываем на песке контуры предметов и геометрических фигур из камешков и других природных материалов (шишки, желуди)

У хорошеньких матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Бусы разноцветные,
Издали приметные.

Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.
Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

5. «Козлик». Стоим высокие и низкие горы из песка.

Строим горы из песка,
Над горами облака.
Скачет козлик по горам:
Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

6. «Речка и ручеёк». Строим широкие и узкие канавки в песке.

Вот большая река —
Широка, глубока,
А вот малый ручеёк —
Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий—низкий» , «большой—маленьк ий», «широкий—узкий», «длинный-коротки й».

7. «Мышонок». Прячем ладошки в песок, а потом находим…

Ночь на дворе,
Мышонок в норе.
Норка в песке,
Дверь на замке.

Ночь позади.
Мышонок, выходи!

В эту игру хорошо играть летом на песчаном пляже, но можно и в чистой песочнице. Предварительно убедитесь, что в песке нет битого стекла и других острых предметов. «Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыш засовывает ладошку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться её («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка — «Ночь позади. Мышонок, выходи!» Отряхните с ладошки ребёнка остатки песка — «Вот он, мышонок!» Потом можно поменяться ролями: теперь пусть ваша ладонь находится в песке, а ребёнок пытается осторожно освободить её от песка.

8. «Песочные часы». Опыты с песком – “быстро-медленно ”.

Знают часики у нас,
Что нам делать каждый час:
«Динь-динь-динь! Пора вставать!

Тик-тик-так! Пора гулять!

Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!
Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные,
Часики песочные.

Вам понадобятся две воронки — большая и маленькая. Их можно сделать своими руками. Возьмите две пластиковые бутылки разного размера, отрежьте у них донышко — и воронки готовы. Можно из большого и маленького листа плотной бумаги свернуть два конуса, на конце которых сделать отверстия. Желательно, чтобы воронки были разного размера, для того чтобы объяснить малышу, почему из одной воронки песок высыпается быстрее, чем из другой. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их — из одной песок уже высыпался, а из другой всё ещё сыплется. Пусть малыш попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.

9. «Тигр в клетке. Зоопарк в песочнице». Учимся определять контур предметов и по контуру выставлять предметы (палочки, веточки)

У тигра страшные клыки
И когти очень велики,
Но не боятся тигра детки…
А потому что тигр в клетке!

Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк.

10. «Поварёнок». Учимся пользоваться формочками.

Ну-ка, повар, наш дружок,
Испеки нам пирожок!
Для мишки – топтыжки —
Медовые коврижки,
Для белочки-вертушки —
Сладкие ватрушки.
А для ребятишек —
Пончиков да пышек!

Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.

11. «Железная дорога». Развиваем абстрактное мышление. Учимся строить дороги, туннели, мостики.

Удивляются верблюды:
Что за диво, что за чудо?
Мчится поезд по пескам —
Кто-то едет в гости к нам!
Это северный олень,
Белый мишка и тюлень.

День в пустыне очень жаркий —
Привезли они подарки:
Пять коробочек снежков
Да сосулек пять мешков,
Эскимо отличное,
Сладкое, клубничное,
Для маленьких тушканчиков —
Вафельных стаканчиков.

Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).

12. «Следы на песке». Учимся узнавать отпечатки на песке (находить где чей контур) с последующим обыгрыванием.

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал?

Ну а, может, воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно. чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки.

13. «Стадион». Играем в игрушечный футбол, волейбол, хоккей. Стараемся попасть в ворота, не разрушив их.

Вот идёт футбольный матч,

Высоко взлетает мяч.

Гол забит! Ура, ура!

Устройте в вашей песочнице маленький «стадион». Чтобы слепить «футбольные ворота», сначала сделайте из мокрого песка заборчик. Зажмите песок ладонями так, чтобы получилась невысокая стеночка. Теперь сделайте «ворота» в виде буквы «П». Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый или пластмассовый шарик. Можно поиграть и в «волейбол». Слепите длинную стенку. По обе стороны от неё расставьте «игроков» — мелкие игрушки. Перебрасывайте шарик через песочную стенку, стараясь не повредить её. Шарик для «волейбола» можно сделать из фольги.

14. «Песочный праздник». Закрепляем все навыки по работе с песком, которым научился ребенок.

Праздник — день рожденья!

Лепим с самого утра

Торт песочный для затей

И в песочницу детей

В гости приглашаем.

Устройте с малышом праздник для песочных человечков. Теперь все ваши умения вы можете применить для того, чтобы сделать «торт». Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками. Пригласите на праздник знакомых малышей с родителями, бабушками и дедушками. Можно устроить соревнования: кто быстрее сделает «торт», у кого получится самый большой «торт», кто за определённое время сделает самую высокую горку или стенку из песка, кто вылепит больше всех куличиков и т. д.

Игры с водой в тазике, в ванной, в реке, в ручейке, в океане

1. «Кто живёт в воде?». Знакомимся с водяными человечками .

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаш или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

2. «Сказка о том, как радуга в озере

Делаем цветную воду и учим семь цветов радуги. Летом после дождя на небо вышла яркая радуга. Она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало, и подумала: «Какая же я красивая!» Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами. Они окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере снова стала прозрачной. А малыши принесли домой красивые яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками. Возьмите семь маленьких баночек, желательно прозрачных, подойдут также пластиковые стаканчики от сметаны, майонеза или йогурта. Налейте в баночки тёплой воды. Семь красок (акварель, гуашь) — красную, оранжевую, жёлтую, зелёную, голубую, синюю, фиолетовую — слегка разведите водой. Предложите малышу сначала окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в баночку с водой. Далее по очереди проделайте то же самое и с другими красками. У вас должно получиться семь баночек, соответствующих цветам радуги. Это не только интересное занятие для ребёнка, но и хороший способ запоминать цвета.

3. «Времена года». Учимся определять температуру воды в чашках, и какому времени года она соответствует. Вводим понятие “холодный-теплый ”.

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёп-лая-претёпла я. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой — Весна, за Весной — Лето, за Летом — Осень, за Осенью — снова Зима. Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую — тёплой. Холодная вода — это «зима», тёплая — «лето». Пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас „зима”? Вот в этой чашечке. Где тёплая водичка? Где у нас „лето”? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна»), в третью — тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую — холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

4. «Почему кораблики не плывут?». Учим ребенка делать ветер (дуть воздухом).

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим корабликам поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали и его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Пусть в этой сказке в роли Ветра будет выступать ваш малыш. В ванну или в тазик опустите лёгкие пластмассовые или бумажные кораблики. Покажите малышу, что сами они плыть не могут (если, конечно, не раскачивать тазик). Попросите ребёнка подуть на кораблики так, чтобы они поплыли.

5. «Мыльные пузырики». Учимся делать и надувать мыльные пузыри .

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль- буль!»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё — у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях. Помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Для выдувания мыльных пузырей можно использовать рамочки различной формы, колечки разных размеров. Можно взять маленькую пластмассовую бутылочку из-под лимонада или сока, отрезать у неё донышко, отвинтить пробку, сделать в ковшике мыльный раствор и таким образом пускать мыльные пузыри. Ребёнку будет интересно поиграть и с мыльной пеной.

6. «Кто разбудил китёнка?». Учимся деть в соломинку и делать мыльную пену.

Волны в море поднимает,

Море синее бурлит,

«Ну на что это похоже!

Мой китёнок спать не может!

Ветер очень громко воет —

Не даёт нам всем покоя!»

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

Летние игры для детей 5-10 лет с песком и водой

Летние подвижные игры для детей

Игры с песком и водой для детей

С наступлением лета перед родителями встает вопрос о том, чем занять ребенка так, чтобы он провел свободное время не только интересно, но и с пользой. Ведь не у каждой семьи в наше время имеется возможность обратиться с этой целью к специалистам и высококвалифицированным педагогам. Как же поступить в таком случае? Ответ прост: поиграйте с ребенком.

Если вы любите отдыхать на пляже, игры с песком и водой как нельзя лучше подойдут для организации занимательного времяпрепровождения. Кажущаяся на первый взгляд простота таких игр никоим образом не умаляет их образовательного и воспитательного значения. В ходе каждой из этих игр создаются экспериментальные ситуации, которые позволяют ребенку лучше узнать и понять окружающий его мир. Малыш знакомится со свойствами песка и воды, у него развивается мелкая моторика пальцев, мышление, речь и, конечно же, улучшается его общее физическое состояние.

Веселый художник

Для игры понадобится лист плотной бумаги, степлер и повязка на глаза. Участники игры устраиваются поудобнее и выбирают водящего. Ведущий (взрослый) складывает бумагу в виде конуса с отверстием на вершине, закрепляет степлером.

После этого взрослый просит водящего наполнить получившийся кулечек песком, придерживая его снизу рукой для того, чтобы песок не высыпался. Ведущий завязывает этому игроку глаза и на ухо, чтобы другие участники не слышали, называет ему какую-либо геометрическую фигуру или букву. Затем взрослый подводит водящего к определенному заранее месту, которое служит в качестве «холста», и просит ребенка нарисовать названную фигуру песком.

Водящий должен сделать это, перемещая в нужном направлении кулечек, из которого тонкой струйкой высыпается песок. В случае каких-либо затруднений взрослый помогает ребенку. Если игра проводится в ветреную погоду, вместо кулечка используют деревянную палочку. Игрок, отгадавший изображенную фигуру или букву, становится водящим.

В том случае, если игра проводится с одним участником, в роли водящего выступают взрослый и ребенок по очереди.

Следы

Для игры понадобится свисток и деревянная палочка, которой взрослый чертит на песке стартовую и финишную линии. Дети занимают свои места у старта. По сигналу ведущего (взрослого) участники игры разводят руки в стороны и начинают перемещаться к финишу так, чтобы следы, оставляемые ими на песке, были строго один под другим, имитируя ходьбу по канату. Игроку, прибывшему к финишу первым, присваивается звание «Самый быстрый». Затем ведущий смотрит на детские следы. Тому участнику, которому удалось оставить ровную дорожку из следов, присваивается звание «Самый ловкий». Если это тот же участник, который прибыл к финишной черте первым, он получает звание «Мастер».

Волшебная вода

Для игры понадобятся емкости для воды. Перед игрой проведите подготовительную работу. Подойдите вместе с детьми к воде, попросите их коснуться ее руками, спросите малышей о том, какими свойствами она обладает (прозрачная, течет, прохладная). Сравните два вещества — воду и песок. Покажите детям, как песок меняет свои свойства после того, как он становится мокрым: из него можно лепить фигуры. После беседы переходите к игре.

Попросите малышей хорошо смочить песок на выбранном участке и выполнить какую-либо фигуру, например крепость. После того как малыши справятся с заданием, похвалите их, обязательно дайте положительную оценку выполненной работе. Затем можно занять детей чем-то другим, а спустя некоторое время вместе с малышами вернуться к тому месту, где была фигура, и обратить внимание детей на то, что песок высох и снова стал сыпучим.

Вода наперегонки

Для игры понадобятся 2 пластиковые бутылки, 2 одинаковые емкости для воды, свисток. Участники делятся на две команды. Каждая команда получает от ведущего бутылку, после чего игроки слегка зарывают ее в песок (для устойчивости). Затем участники выстраиваются у водоема в две колонны по одному. У первых игроков в каждой колонне в руках — емкость для воды.

По сигналу ведущего первые игроки набирают воду в емкость, бегут каждый к своей бутылке, аккуратно выливают в нее воду, возвращаются к остальным участникам, передают эстафету первым игрокам в колонне, а сами встают позади. После этого все действия повторяются. Задача каждой команды — как можно быстрее наполнить бутылку водой. Команда, успешно справившаяся с заданием, побеждает.

Чья это игрушка?

Для игры понадобятся разные пластмассовые игрушки (по числу участников) и свисток (для ведущего). Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. В руках у каждого игрока по одной игрушке. Ведущий просит каждого участника запомнить свой предмет. После этого по команде взрослого дети передают свою игрушку соседу. Затем взрослый дает сигнал, и дети разбегаются в разные стороны.

Закопав игрушки в песок, участники возвращаются на свои места. Взрослый снова дает сигнал, после которого игроки должны раскопать по одной игрушке и вернуться вместе с ней на прежнее место.

Когда все участники займут свои места, ведущий предлагает детям назвать, чью игрушку каждый из них нашел. Побеждают в игре участники, правильно определившие владельца предмета.

Быстрые кулинары

Для игры понадобится набор формочек для песка и емкости с водой (по числу участников).

Взрослый предлагает детям насыпать сухой песок в формочки и сделать куличики. Дети выполняют просьбу ведущего и обнаруживают, что не смочив песок водой, «испечь» куличики не получается. Тогда взрослый просит участников разместить сосуды с водой напротив них на одной линии на расстоянии 5- 6 м . Дети также вы страиваются в линию. У каждого участника в руках — по одной формочке. По команде ведущего каждый участник насыпает в свою формочку песок, подбегает к сосуду с водой, смачивает песок, возвращается на свое место, формует куличик. Затем все действия повторяются. Через некоторое время по сигналу ведущего игра останавливается. Побеждает участник, выполнивший наибольшее количество куличиков из песка.

Музыканты

Для игры понадобятся 3 одинаковые стеклянные бутылки и деревянная гладкая палочка. Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он предлагает детям послушать звук от легкого постукивания палочкой по бутылкам.

Дети закрывают глаза, пытаясь запомнить эти звуки. Затем взрослый просит одного из участников наполнить бутылки сухим песком: одну — полностью, другую — наполовину, а в третью насыпать совсем немного песка.

Игрок выполняет просьбу ведущего, передает взрослому бутылки с песком и возвращается на свое место. По команде ведущего дети закрывают глаза. Взрослый сначала постукивает палочкой по бутылке, полностью заполненной песком, затем по второй — заполненной песком наполовину, и наконец — по третьей бутылке, в которой почти нет песка. Затем ведущий говорит: «Угадайте звук!», после чего постукивает по одной из бутылок, например второй.

Дети открывают глаза. Участник, правильно определивший бутылку, становится ведущим, а взрослый — участником, и игра повторяется.

После нескольких «раундов» взрослый предлагает наполнить бутылки водой.

Рассеянный с улицы Бассейной

Для игры понадобится набор формочек для песка «Животные», «Плоды и ягоды», «Транспорт» и т. п.

Перед игрой взрослый предлагает ребенку поэкспериментировать с песком: закопать в него свои ручки, при этом почувствовав, что песок теплый, взять горсть песка в одну руку и пересыпать в другую.

Обязательно нужно обратить внимание ребенка на то, что песок сыпучий.

После этого взрослый просит участника игры намочить песок и помять его в руках.

Взрослый должен сказать ребенку о том, что песок, после того как его намочили, изменил свои свойства — перестал сыпаться и из него можно делать куличики. Объяснения взрослого сопровождаются демонстрацией. Закончив подготовительную работу, переходят к игре.

Ведущий (взрослый) берет в руки одну из формочек, например в виде яблока, на глазах ребенка делает куличик из песка и говорит: «Это домик. Правильно?».

Если ребенок заметит «ошибку» взрослого, то ведущий просит поправить его. Затем взрослый берет формочку в виде кораблика, просит малыша сделать куличик и говорит: «Это корова. Правильно?». Малыш указывает на ошибку и передает нужную формочку.

Игра заканчивается, когда не останется незадействованных формочек.

В том случае, если ребенок согласится с взрослым, не обнаружив подвоха, ведущий говорит: «Дай мне, пожалуйста, формочку- яблоко».

После этого ребенок будет искать нужную формочку.

Каждый раз, когда малыш будет показывать другие формочки, взрослый вместе с ребенком должен сделать куличик из песка и назвать объект, например: «Это самолет», «Это мышка», «Это собака», «Это мяч» и т. д.

Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет нужную формочку.

МДОУ №2 “Радуга”

Материалы

Игры с водой и песком для дошкольников.

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. Они до сих пор доставляют удовольствие и взрослым и детям. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравится трогать песок, пересыпать его совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.
Для игр с песком и водой нам потребуются различные игрушки: лейки, совочки, сито, ведёрко, формочки и др. Детки так же с удовольствием играют и с игрушками-самоделками. Бутылки из под воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок и т.д.
Игры с песком в песочнице.

1.ПЕСОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ. Рисуем ручками на песке.
Для того, чтобы нарисовать человечков на песке, выровняйте его и нарисуйте человечка. Потом нарисуйте человечка пальчиком ребёнка. После предложите нарисовать человечка ребёнку самостоятельно.
Смешные человечки
В песочнице живут,
И без горячей печки
Куличики пекут.

2. ИГРУШКИ-ПОТЕРЯШКИ. Ищем игрушки в песке.
Возьмите небольшие игрушки и спрячте их в песок. Предложите их найти ребёнку, например, по форме (шарик, кубик, колечко).
Где ж у нас игрушки?
Куклы да зверушки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрёшки под окном.
Мы ещё не наигрались,
А игрушки разбежались.

3. МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК. Рисуем палочкой на песке.
Для рисунков на песке его надо немного увлажнить. Возьмите на прогулку бутылку с водой и лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать палочкой очень увлекательно.
На листочке из альбома
Я всегда рисую дома,
А на улице могу
На песке и на снегу.

4. МАТРЁШКИ. Выкладываем на песке контуры из природного материала.
Для того, чтобы сделать бусы для матрёшки, нарисуйте на песке круг и попросите ребёнка выложить по его контуру камешки. таким же способом можно выложить и саму матрёшку.
У хорошеньких матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Бусы разноцветные.
Издали приметные.

5. ТИГР В КЛЕТКЕ. Зоопарк в песочнице.
Для того, чтобы посадить тигра в клетку, нам понадобятся веточки и тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки. Предложите ребёнку по этому контуру втыкать палочки, посадите туда тигра. При желании можно устроить целый зоопарк в песочнице.
У тигра страшные клыки,
И когти очень велики.
Но не боятся тигра детки,
Потому что тигр в клетке!

Игры с водой в тазике, в ванной, в реке, в океане.

1. КТО ЖИВЁТ В ВОДЕ? Знакомимся с водяными человечками.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде – водяные. Дайте ребёнку акварель и попросите его нарисовать его водяных человечков.
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик,
Искупаться ещё разик.

2. ПОПАДИ В КОЛЕЧКО. Учимся ловкости.
Возьмите кольцо диаметром 30 см, которое будет держаться на воде. Предложите ребёнку, толкая рукой мячик загнать его в кольцо. Вместо мячика можно взять кораблик или лодочку.
Рыбки в море-океане
Весело резвятся.
Наша детка будет в ванной
Вечером купаться.
Мы возьмём с собой игрушки,
Чтоб не скучно было.
Рыбки, уточки, лягушки вымоются

3. КАК ВОДА ГУЛЯТЬ ОТПРАВИЛАСЬ. Учимся манипулировать предметами.
Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и шприц (без иглы). Налейте воду в тазик, и приготовьте несколько пустых ёмкостей – чашки, миски и т. д. Предложите ребёнку намочить губку и отжать её в чашку. Потом тоже проделайте с грушей и шприцем.
Любят слоники купаться
И водою обливаться.
Мы с тобой хоть не слоны,
Но с водою мы дружны.

4. РЫБАЛКА. Учимся вылавливать игрушки из воды сачком.
Бросьте в тазик с водой несколько мелких игрушек. Дайте ребёнку сачок для аквариумных рыбок или ситечко. Игрушки могут плавать на поверхности или лежать на дне. Попросите выловить определённые игрушки (синий шарик, красную рыбку и т. д.).
Рыболов, какую рыбу
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока,
Два дырявых башмака!

5. ВЕСЁЛЫЕ ДРУЗЬЯ. Учимся играть с песком и водой одновременно.
Предложите ребёнку насыпать в тазик с водой песок или наоборот влить воду в песочницу. Можно выкопать две ямки, одну наполнить водой и прокопать совочком канавку к другой. Сделайте горки из песка, а рядом озёра. А далее-всё, что подскажет фантазия.
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы,
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.

Желаю Вам и вашему малышу приятных игр с песком и водой, направленных на его гармоничное развитие!

Элементы методики Монтессори на логопедических занятиях

lit.na5bal.ru > Документы > Документы
Терешкова Анастасия Владимировна.

МБДОУ № 332. г. Челябинск.
Элементы методики Монтессори на логопедических занятиях.

Я не так давно работаю логопедом, но то, чем занимаюсь – очень люблю.

Очень люблю наши дружеские объятия с воспитанниками, когда мы встречаемся и готовимся к занятию. Завораживает меня и то, как они ждут нашей встречи и с каким интересом и восторгом спрашивают: «А мы будем заниматься?!». Именно это меня и вдохновляет искать что-то новое и применять хорошо известные методы в своей работе с детками на логопедических занятиях так, чтобы их интерес к ним никогда не терялся.

И нашими маленькими хитростями хочу поделиться с вами в этой статье:

Минутка тишины: Позаимствовала из методики Марии Монтессори (использую перед занятием): расслабляет, снимает напряжение, активизирует слуховое внимание. В это время можно послушать шум дождя и ветра за окном, или на аудиозаписи, голоса птиц, классическую музыку или просто звуки окружающей жизни. Активизация фонематического слуха: когда логопед зовет в пол голоса или шепотом по имени каждого ребенка в отдельности. Длится минутка тишины не более 1 – 2 минут, а после, дети умиротворенные и внимательные, не нужно их ловить и собирать по всей группе и пытаться все время обращать внимание на себя.

Ходьба на линии: прекрасно подходит для развития координации и чувства равновесия, ориентировки в пространстве, умения двигаться, не мешая друг другу. Сначала дети учатся просто ходить по линии, не заступая за ее край. Затем задание усложняется с подключением упражнений на развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, развития слоговой структуры и т.д. Здесь специалист ограничен только временем НОД, и своим воображением. Например, можно дополнить упражнение, дав детям в руки шарики «Су – джок» – развитие координации и массаж ладоней одновременно. Можно играть в «Поймай звук», проговаривать слоги, начиная с самых простых слов, ходить можно спиной и боком, главное – стараться за линию не заступать и не мешать друг другу. К сожалению, в нашей группе нет возможности сделать линию такого размера, как рекомендовано по методике Монтессори. Но так, как детям очень нравиться задумка и можно отрабатывать речевые упражнения, не стоя, и не сидя на одном месте, то мы придумали свою линию, и этот игровой момент был воспринят ребятами «на Ура!».

В кругу мы любим, заниматься и обговаривать тему нашего занятия, выполнять различные упражнения. Почему мне нравится такая форма работы, хоть она и не нова? Потому что больше располагает к построению дружеской атмосферы между детьми и педагогом. Я не стою «над душой», не ставлю себя в позицию «выше». При такой форме работы могу заинтересовать их и подарить позитивное впечатление от занятия. Например, сюрпризные моменты в кругу: ищем маленькие фигурки животных в контейнере с фасолью – массаж пальцев рук, развитие тонко-дифференцированных движений, активизация внимания, отработка лексических норм (я нашла тигра, он рыжий с черными полосками, живет в жарких странах…, я нашел пингвина, это животное севера…).

Лепим животных из «космического» песка. Этот песок удобен тем, что не рассыпается, не прилипает к рукам, быстро принимает нужную форму – расслабление, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, отработка лексических норм (я слепила из песка бегемота…. медвежонка…. льва… тигра…).

За столом мы проводим артикуляционную гимнастику, но разнообразить ее решили, добавив движения рук, содружественные движениям артикуляционного аппарата, т е с использованием элементов биоэнергопластики. Полезно это тем, что активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику. Помогает длительно удерживать интерес ребенка, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Мы начали с самого простого, и конечно, не сразу. Сначала просто познакомились со своими губками и язычками. Затем, узнали, как с ними можно работать перед зеркалом. И теперь, постепенно, подключаем движения рук.

Учимся правильно дышать: Здесь хочу отметить, как полезна дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Многие специалисты отмечают, что она дает хорошие результаты при работе по коррекции заикания. Но и не только. Для меня на данный момент эта гимнастика одна из лучших не только для формирования длинного и плавного речевого выдоха, развития тембра голоса и чувства ритма, но и прекрасное средство общеукрепляющего характера и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Ее мы тоже делаем в кругу ,и детки уже полюбили эти упражнения.

Это пока все, чем я могу поделиться на сегодняшний день. Может эти моменты и не выглядят ново, и привлекательно. Но зато, каждый может убедиться, как эффективно они работают, включая что-то в свои занятия с детьми.

Спасибо за внимание!
Приложение:

Конспект занятия по теме: «Животные жарких стран. Звук и буква У»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках животных жарких стран. Уточнение и расширение словаря по теме (лев, верблюд, тигр, пантера, слон, зебра, жираф, леопард,носорог, обезьяна, панда и т д волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, мохнатый, рыжий, серый, коричневый, пятнистый, хищники, травоядные).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование: Музыкальная композиция Чайковского «Осення мелодия», «У жирафа пятна…пятна…пятна» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, контейнер с «космическим песком», большая клеенка для коллективной лепки из песка, фигурки и формочки изображения животных жарких стран, предметные картинки со звуком и буквой У, красные фишки, обозначающие гласный звук, счетные палочки на каждого ребенка.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в зоопарк, в зоомагазин, поход в цирк, рассматривание сюжетных картин с животными на НОД с воспитателем и в свободной деятельности.

Ход занятия:

Организационный момент: минутка тишины под слушание «осенней мелодии» П. И. Чайковского.

Ходьба на линии: на начальном этапе проведения НОД. Дети просто учатся ходить, удерживая равновесие.

Развитие общей моторики: Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы. (Дети изображают охотящегося крокодила). Моты-моты-мтоы – появились бегемоты. (дети показываю как шагают бегемоты, как широко они открывают рты). Афы-афы-афы – жуют листики жирафы (Дети тянутся вверх, изображая жирафов). Ны – ны –ны – водой брызгают слоны. (Дети надувают щеки, как бы набирая воду. затем «брызгаются»). Яны-яны-яны, по веткам скачут обезьяны. (Дети изображают скачущих обезьян).

Развитие мелкой моторики: Один, два, три, четыре, пять.(сгибать на обеих руках пальцы в обратном порядке, начиная с мизинца). Вышел тигр погулять. Он по улице идет (показать указательным и средним пальцами «шаги»). Ни к кому не пристает (погрозить указательным пальцем), Но от тигра почему-то (соединить пальцы обеих рук, начиная с большого) разбегается народ (растопырить пальцы на руках).

Дыхательная гимнастика: Упражнение «Собачка ищет косточку» (четыре коротких вдоха носом чередуются с быстрыми и громкими выдохами ртом. Дети изображают собачку, которая принюхивается в поисках косточки) – 3 подхода.

Развитие артикуляционной моторики: Упражнения улыбочка-трубочка (чередование); иголочка-блинчик (чередование). 3-4 подхода.

Развитие дыхания и голоса: Поем песню звука У-у-у громко-шепотом-тихо.

Знакомство с артикуляционным укладом звука У: Логопед предлагает детям посмотреть на картинку и произнести любимый звук паровозика, изображенного на ней. Затем обращает внимание детей, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык спокойно лежит на дне рта, зубки сближены, но не сомкнуты. Воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У – гласный. Обозначать его мы будем фишкой красного цвета.

Связь звука и буквы: логопед выставляет букву У. а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, на ветку дерева. На ушки зайчика.

Буква У кричит: «Ура!»

Руки тянет вверх она!

Здесь проводится закрепление правила: Звуки мы слышим и говорим. Буквы мы читаем и пишем.

Знакомство с буквой позволяет детям использовать сохранный зрительный анализатор.

Логопед предлагает выложить букву и счетных палочек.

Развитие фонематического слуха: Логопед произносит ряд звуков: А, У, И. А, О. И, У, О, И, У…

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук У.

Физминутка-логоритмика «У жирафа пятна… пятна… пятна…»

Логопед вместе с детьми повторяет слова и движения под музыку.

Игры с кинетическим песком: Далее в кругу логопед предлагает детям взять формочки с понравившимся животным и слепить его из песка. А потом рассказать про свое животное другим: как называется, где живет, чем питается и т.д. Если ребенок сам затрудняется сформулировать ответ, логопед помогает наводящими вопросами. (Эту игру целесообразно проводить после предварительной работы. В ходе которой дети знакомятся с разными видами животных и их особенностями жизни по рассказу логопеда или воспитателя на предшествующих занятиях и в свободной деятельности.)

Итог занятия: Логопед предлагает детям вспомнить, каких животных они еще знают. Затем вспомнить, какой звук у паровозика самый любимый (гласный звук У), фишкой какого цвета он обозначается?

Список литературы:

1. Методические разработки. Методика работы с основными сенсорными материалами под ред. Климановой Л.Ю. Ассоциация Монтессори-педагогов России. М., 1997.

2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –– М., 2000.

3. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. М., 2010.

4. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика. М., 2010.

Применение методов Монтессори-терапии на индивидуальных логокоррекционных занятиях
статья по логопедии на тему

В статье говорится о применении некоторых видов Монтессори-материала на индивидуально-коррекционных занятиях логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
primenenie_metodov_montessori-terapii_na_individualno-korrektsionnyh_zanyatiyah.docx280.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Газизова Г.Р.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Основной целью логокоррекционных занятий в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Но в нынешнее время актуальным становятся также и развитие творческого потенциала детей, проявление активности в получении знаний. В ребёнке важно воспитать любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения данной задачи в практику своей работы я внедрила использование Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях.

Как уже известно, Монтессори-метод заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на развитие личности: каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори-метода.

В моей работе отклонением от данного метода является лишь то, что во время индивидуально-коррекционных занятий ребёнку не предоставляется свобода выбора пособий, а педагог сам предлагает ребёнку тот или иной Монтессори-материал в зависимости от вида коррекционного занятия.

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» , – писал В. А. Сухомлинский. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Я приведу некоторые примеры использования Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики.

  1. Блоки цилиндров.

Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий – самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже – мельче, широкое – узкое, шире – уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки).

  1. Розовая башня.

Задача: построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда). Здесь мы также развиваем зрительное восприятие размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике (10 кубов – значение числа 10), знакомство с формой куба; понятия: большой – маленький, больше, чем – меньше, чем, самый большой – самый маленький.

  1. Коричневая лестница.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый – самый тонкий.

  1. Красные штанги.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия, подготовка к обучению математике; понятия: длинный – короткий, длиннее, чем – короче, чем, самый длинный – самый короткий.

  1. Геометрический комод.

Задача: подбор пар – отверстие – вкладыш – в соответствии с их формой и размером. Ребёнок учится визуально различать формы; знакомство с геометрическими фигурами; подготовка руки к письму и рисованию (захват тремя пальцами и обвод контура фигуры указательным и средним пальцами). Данное пособие можно изготовить самим. Понадобятся: цветная бумага, толстый картон, пенопласт, клей. Делаются по принципу рамок-вкладышей.

  1. Доски для ощупывания.

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия, тонкой моторики. Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями; понятия: гладкая – шершавая. Косвенно происходит подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

  1. Шероховатые таблички.

Задача: развитие осязания (тактильного восприятия), тонкой моторики. Косвенно происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка руки к письму. Понятия: шершавый, более шершавый, самый шершавый.

  1. Ящик с тканью.

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей. Косвенно происходит развитие мелкой моторики, подготовка к письму, восприятие порядка. Словарь: названия тканей и материалов.

Почти все предметы, необходимые для этих упражнений, находятся под руками, можно самим изготовить некоторые пособия.

Сочетание методов традиционного дошкольного образования, своеобразия Монтессори-педагогики и инновации игровых технологий является основным условием успешности обучения дошкольника в дальнейшем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод sand-play,как дополнительное средство на индивидуальных логопедических занятиях для детей дошкольного возраста.

Пример логопедического заключения: системное недоразвитие речи по типу ОНР.

Проект на тему «Применение метода игрового стретчинга на музыкально-ритмических занятиях в ДОУ» Актуальность: все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но.

План индивидуальной логокоррекционной работы.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях.

Особенности проведения работы по развитию речи с детьми на фоне сенсоневральной глухоты после кохлеарной имплантации.

Конспекты индивидуальных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы.

Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе

Анна Янкаускайте
Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе

«Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе

Метод Монтессори основан на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребенка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия, через призму прожитых в действии чувств. Именно процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребенка чувство настоящего удовлетворения и интерес.

Главная идея методики Монтессори:

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЛЕГКО, НЕ ЗАМЕЧАЯ, ЧТО УЧИТСЯ!

В основе метода Монтессори лежит:

Развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.

Каждый предложенный материал преследует 2 цели:

1. ПРЯМАЯ ЦЕЛЬ – самостоятельная цель ребенка,

2. КОСВЕННАЯ ЦЕЛЬ – усвоение необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития речи.

Создавая развивающую планомерную среду Мария Монтессори и не подозревала каких прекрасных результатов добьется при работе не только с беспроблемными детьми, но и с детьми с отклонениями в развитии.

Данная система позволяет достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать опыт ребенка, научить его классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.

Поэтому данный метод все больше привлекает родителей и педагогов разных стран.

Мы также в своей логопедической работе по коррекции речевого развития используем элементы этой уникальной системы.

Большинство детей с РН испытывают различные затруднения в восприятии, анализе, различении и воспроизведении речевых звуков. Логопедическая коррекционная работа в связи с этим строится с акцентированием внимания на усвоение норм и правил фонетики родного языка.

Среди многочисленных дидактических материалов Монтессори для развития чувств мы заинтересовались и стали широко применять на практике некоторые из них.

ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ – для развития слухового восприятия,

БУКВЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ, ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ – для формирования образа букв, развития ловкости рук в подготовке к письму.

Предлагаем вашему вниманию варианты упражнений с использованием перечисленных материалов.

1.Цель: дифференциация гласных и согласных звуков.

Задание: называние буквы, определение гласного или согласного звука с последующим объяснением.

2.Цель: узнавание образа буквы.

Задание: внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.

3.Цель: формирование образа букв.

Задание: обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.

4.Цель: тактильное различение букв с помощью волшебного мешочка.

Задание: предварительное рассмотрение и называние букв, дальнейшее определение букв на ощупь.

5.Цель: формирование звуко-буквенного анализа слова.

Задание: составление слов с помощью подвижного алфавита.

6.Цель: формирование звукового анализа.

Задание: определение первого звука в названии предмета

7.Цель: формирование звукового анализа.

Задание: определение первого звука в названии предмета.

1.Цель: формирование образа букв и его звучания.

Задание: имитирование написания буквы, проведением указательным пальцем вдоль буквы с одновременным произнесением данного звука. Называние слов, начинающихся с данного звука. Сравнение букв по размеру.

2.Цель: формирование образа букв и его звучания.

Задание: тактильное определение буквы без зрительного контроля.

3.Цель: формирование образа букв и звучания звуков.

Задание: написание буквы по аналогии на шершавой поверхности.

(набор из двух коробок, содержащих шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров разного цвета имеет свой звук).

1.Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Задание: поочередное сотрясение коробочек с последующим определением аналогичного звучания.

Таким образом, использование элементов методики М. Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.

Прикреплённые файлы:
montesori_v0fgd.pptx | 4547,94 Кб

Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома Ежегодно в наш детский дом поступают дети, которые либо никогда не знали семью, либо по разным причинам произошло разлучение с семьей. Проводя.

Основные принципы методики Монтессори Методика Монтессори Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Методика Монтессори.

Читайте также:  Формирование интереса к деятельности у безречевых детей
Ссылка на основную публикацию