Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Эффективное использование песочной террапии при работе с детьми с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
использование метода песочной игротерапии69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода песочной игротерапии

в коррекционно-развивающей работе

с детьми с общим недоразвитием речи

Ханяфиева Альмира Ахтямовна,учитель-логопед ГБОУ СОШ№323 г.Москва

Все мы помним, как в детстве любили играть с песком, с каким удовольствием мы строили замки, тоннели, города, варили супы и каши из песка и кормили ими кукол. Ведерко, совочек, формочки – первое, что приобретают ребёнку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая. Между руками ребенка и песком возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, нарисовать целые картины. В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно, все понятно и близко.

Естественная потребность детей играть с песком навела нас на мысль использовать песочницу в своей работе. Ведь посредством песочной терапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи. В логопедическом кабинете размещены два песочных ящика, размером 50х70х8 см, выкрашенные в голубой цвет. Один используется для рисования песком на стекле – песочная анимация (с подсветкой), а второй как песочница. Песок в них просеян, промыт и подвергнут обработке – прокаливанию в духовке.

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии [1, 4].

Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

  • развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребенок получает через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, гладкое – острое, твердое – мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения) [2, 6];
  • существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге – это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);
  • стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека) [1, 5];
  • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог);
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Для организации игр с песком понадобится большое количество различных пластмассовых фигурок (в том числе используются фигурки из киндер-сюрпризов), маленькие настольные игрушки, природный и бросовый материал. Весь материал подбирается по лексическим темам.

Техника рисования песком на стекле (песочная анимация) проста. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений. Например, предложить ребенку побыть волшебником, превращая буквы: букву Л – в букву А, букву Г – в букву Т и т.п. [2, 28]. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

Описанные ниже игры-упражнения используются как для индивидуальной коррекционной работы, так и для подгрупповой.

«Накажи непослушный язычок» – губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

«Барабанщик» – языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося звук д-д-д, одновременно указательными пальцами обеих рук ритмично, в такт щелчкам, «стучать по песку».

«Утюжок» – широким кончиком языка поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Катание шарика» – языком делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Упражнения для развития дыхания.

«Песочный ветер». Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Ребенок дует в коктейльную трубочку на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

«Волшебный ветерок». В песочницу насыпается немного песка, чтобы при сдувании было видно дно. Ребенок дует в коктейльную трубочку и «рисует» на песке предложенные учителем-логопедом буквы.

«Ровная дорога». От детской машинки учитель-логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Волшебный коврик». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

Формирование кинестетических ощущений и мелкой моторики рук.

«Скачут лошадки». Детям предлагается, проговаривая слова, «скакать по песку»: «По дороге белой, гладкой, скачут пальцы, как лошадки».

«Аты-баты». Предлагается, проговаривая слова, «шагать по песку»:

«Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар».

Автоматизация и дифференциация звуков.

Автоматизация изолированных звуков.

«Горка». Ребенку предлагается взять в оба кулачка песок и насыпать его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». А затем разрушить свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».

«Мотор». Ребенок произносит звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – ребенок в толще песка ищет игрушку – машину. Найдя её, произносит этот звук.
«Ищем клад». Ребенку предлагается выбрать из наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [С] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать её.

Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.

«Строим дорожку». Ребенку предлагается построить на песке дорожку из листочков, «прошагивая» двумя пальчиками по дорожке, повторять заданные учителем-логопедом слоги (например: «сва-сво-сву», «сма-смы-смо») . А затем рядом построить дорожку из камешков, шагая по ней повторять слоги «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо». (Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).

Автоматизация и дифференциация звуков в слове.

«Найди игрушку». Учитель-логопед закапывает в разных местах песочницы игрушки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]. Затем предлагает ребенку раскопать песок и назвать, с каким звуком в названии он нашел игрушку.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Веселые прятки». Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.

«Песочный дождик». Учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребенок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.

Слоговые сочетания : ба – па, та – да, са – за, ма – на – ма, да – та – да.

Слова: кот – год – кот; том – дом – ком , басня – башня – пашня.

«Новоселье». В песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребенок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»).

Слоговая структура слова.

«Назови предмет». Учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребенку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д.

«Веселый поезд». Учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.

Звуковой анализ слова и предложения.

«Слово рассыпалось». Ребенок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.

«Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать на песке слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Формирование лексико-грамматических представлений .

«Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зеленый; елка – пластмассовая, колючая и т.д.).

«Пересчитай» (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребенку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)

«Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребенку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слоненок и т.д.).

«Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребенку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка – много чашек, одно блюдце – много блюдец и т.д.).

Развитие связной речи.

«Что у нас, а что у вас?» (составление распространенных предложений, усвоение степеней сравнения прилагательных). Учитель-логопед рисует на песке улицу (дома, деревья), ребенку предлагается дорисовать картину и закончить фразу (в нашем городе улицы длинные,… а в нашем городе еще длиннее; в нашем городе дома большие, … а в нашем городе еще больше.).

«Предложение договори, и его ты повтори» (на употребление глаголов в единственном и множественном числе). Учитель-логопед рисует на песке детенышей домашних животных, ребенку предлагается дорисовать одного детеныша и закончить фразу (котята лакают, а котенок… (лакает); щенята бегут, а щенок… (бежит).

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

  1. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2004.- 66 с.
  2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: «Златоуст», 1999. – 80 с.
  3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук // Вестник практической психологии образования. – 2006. – №1. – C. 66-74.
  4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР.

В работе представлены игры-упражнения с использованием метода песочной игротерапии. .

В данной статье рассказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе над звукопроизношением у детей с ОНР.

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции, развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка.

Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент.

Педагогический опыт направлен на оптимизацию коррекционно–развивающего и образовательного процесса, структуризацию изученного материала, представления новых знаний и формирования лексико&nd.

Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой занятий, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Задача логопеда состоит в том, чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, научить ребенка воспринимать и различать звуки речи.

В детском саду на логопедических занятиях с детьми с ОНР я использую нетрадиционные формы работы. Эти методики становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Игры с песком принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОНР.

На фоне комплексной логопедической работы инновационные методики, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Для детей с ОНР характерны: бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, нарушение мелкой моторики пальцев рук.

Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. В связи с этим особое внимание я отвожу звуко-буквенному анализу и использованию различных традиционных и нетрадиционных работ с детьми с ОНР.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние гипервозбудимых детей. Применение в коррекционной работе этих игр позволяет будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.

Я использую игры с песком для развития мелкой моторики пальцев рук.

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладонями по тем же дорожкам;
  • сделать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней нарисовать разные узоры на поверхности песка;
  • пройтись отдельно каждым пальчиком по песку поочередно (указательным, средним, безымянным, мизинцем.)

Для применения в коррекционной работе приемов с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком наборы пластмассовых или деревянных букв, мелкие игрушки, изображающие животных, людей, растения, транспорт, предметы быта и т.д.

На 1-ом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать игрушки, в названии которых есть звук А, О, или другой гласный звук;
  • выбрать игрушки, в названии которых есть согласный звук;
  • выбрать фигурки, названии которых есть автоматизируемый звук (С или З, Ш или Ж );
  • найти фигурку и составить предложение, в котором слова со звуком С или Ш находятся в начале, середине или конце слова.

Эти игры помогают закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развивать умение слышать и вычленять отдельные звуки в слове.

Очень хорошо лепить буквы из влажного песка, сгребая его ладонями и превращая одну букву в другую (И в Н , Т в К , Л в А и т.д.)

Можно на песке писать слова пальчиком или палочкой, держа ее как карандаш или ручку.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.

Дети осваивают деление на слоги, выкладывая ступеньки из песка, по принципу:

  • первая ступень – односложные слова,
  • вторая – двухсложные,
  • третья – трехсложные и т.д.

Для развития навыка дифференциации звуков используется игра «Кто быстрее?».

Песочница разбивается на 2 поля, участники команды берут флажки и получают задание по дифференциации звуков (н-р Л – Р).

Если ребенок услышал слово со звуком Л, ставит флажок на 1-ом поле, со звуком Р – на 2-ом, при этом проговаривая эти слова.

Так же можно использовать для автоматизации звуков и лексические темы (фрукты, овощи, осень и т. д.), найти и назвать те фрукты или овощи, в названии которых есть автоматизированный звук.

Регулярное проведение речевых занятий по песочной терапии показало, что у детей сформировался навык общения, взаимодействия в коллективе, автоматизировался навык правильного звукопроизношения, улучшился фонематический слух и восприятие, закрепился навык звукового анализа и синтеза, активнее развивается мелкая моторика пальцев рук, закрепляются графические навыки, активизируется словарь, активно развивается связная речь, повышается речевая активность детей.

У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, у детей исчезает страх, что у них что-то не получится.

Таким образом, особая значимость этой работы состоит в том, что она представляет возможность свободного речевого общения детей, закрепление речевых навыков на логопедических занятиях и в повседневной жизни и деятельности дошкольников.

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Виды мозгового инсульта

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Как восстанавливать речевую функцию

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.
Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

Аннотация: В статье представлены практические материалы, предназначенные для работы с афазиками, в помощь родственникам больных, при организации занятий дома для компенсации имеющихся речевых нарушений. Адресовано родителям, родственникам, детям, начинающим коллегам.

Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

Во всём мире учёные и практические специалисты разрабатывают пути реабилитации больных с последствиями инсульта и травмы мозга. Процесс реабилитации, направленный на компенсацию имеющихся у больного нарушений, является длительным. Основная роль на всех этапах заболевания принадлежит родным и близким больного. Именно они под руководством специалистов могут сделать то, что никому кроме них не под силу. Больной может полностью довериться близкому человеку, несмотря на болезнь, почувствовать себя нужным семье.

Для того, чтобы определить виды квалифицированной специализированной помощи и правильно построить процесс восстановительного обучения, необходима диагностика речевого расстройства, которую проводит логопед. До обследования логопед собирает полный анамнез, интересуется характером больного, особенностями поведения до заболевания, его профессией, склонностями, увлечениями. Выясняется обстановка в семье до болезни и после, какую роль играл больной в семье до болезни и какая роль ему принадлежит в настоящий момент. Очень важно знать установку членов семьи и самого больного относительно будущего, как они оценивают реальные возможности возвращения больного в жизнь.

Всё это помогает сделать правильный прогноз, определить линию поведения с больным и объём необходимых возможных направлений восстановительной работы.

У разных больных есть разные оптимальные сроки для начала восстановительных занятий.

Несвоевременно начатые восстановительные занятия не растормаживают, а наоборот ещё более затормаживают речевую функцию.

Помощь родствеников — осознанно, аккуратно выполнять указания логопеда, помогая больному готовить задание к занятию, стимулируя его к активной речевой деятельности. Родственники должны не изучать методы специальной работы с больными, а ориентироваться в них, чтобы осознанно помогать больному, выполнять задания, и организовывать речевой режим.

Вера больных в родственников положительно сказывается на восстановительном этапе, и наоборот от неправильного отношения к больному — развиваются вторичные невротические наслоения, которые затормаживают восстановительный процесс.

Какую же помощь ещё могут оказать родные, заинтересованные в восстановлении больного.

Прежде всего необходимо помнить, что полностью речь отсутствует непродолжительное время . Но не стоит пассивно ждать , когда речевые функции восстановятся сами. Нужно активно побуждать больного к доступному ему общению – эмоционально — жестовому ; если сохранно самостоятельное письмо — к письменному, к общению с помощью карточек-символов. Как это сделать? Вот несколько простых советов :

Помните, что отсутствие собственной речи всегда связано с нарушением понимания речи окружающих. Проверьте : реагирует ли больной на свое имя (поворачивает голову, поднимает взгляд на зовущего), доступную для выполнения просьбу ( «Подай мне ложку», « Возьми расческу и причешись!» ). При проверке нельзя подкреплять инструкцию жестом — подсказкой (например, указать на ложку, расческу…)

В дальнейшем же , наоборот, для объяснения задания используйте подкрепляющий жест, пока в этом будет необходимость. Задание говорите спокойно, четко, настойчиво, глядя в глаза . При стойком непонимании — покажите сами, что Вы хотите от больного. И опять повторите просьбу. Если больной пассивен — будьте в общении жизнерадостны; если же он сердится — будьте ласковы, но настойчивы ; если устал — дайте отдохнуть и начните сначала.

1.​ Каждый режимный момент сопровождайте речью — так Вы подготовите больного к пониманию Ваших слов: «Сейчас ты будешь причесываться. Возьми расческу. Причеши волосы. Хорошо! Ты причесал волосы.»

2.​ Побуждайте больного к диалогу — задавайте вопросы, рассчитанные на ответы «ДА» или «НЕТ» (утвердительные или отрицательные движения головы) :

– Телефон звонил? Хочешь посидеть? Открыть форточку?

Если больной пассивен — предлагайте что-то что вызовет его отрицательную реакцию отказа. На его жест отреагируйте: «Хорошо, я поняла». Так Вы дадите попять больному, что его желания важны для Вас и учитываются.

3. Заставьте выбирать — предлагайте не один предмет, а два: «Что будешь пить — сок или чай? Яблоко или грушу?» Пусть больной покажет рукой выбранный предмет. Для усложнения — нарисуйте несколько картинок — символов (например, «стул» — означает «сидеть», а «кровать» — «спать»; «ложка» — «есть», а «чашка» — «пить». Предлагайте 2 картинки: «Что будешь делать, покажи!»

4.​ Не делайте за больного то, что он может сделать сам — вытереть рот салфеткой, лицо полотенцем, причесать волосы, поправить сидя одеяло на коленях , подушку; подложить салфетку. Старайтесь постепенно увеличивать количество таких маленьких дел по самообслуживанию. А для этого необходимо укреплять и развивать умелость левой руки (если не действует правая). Выполняйте упражнения на развитие точных движений пальцев — сжимать и разжимать упругий мячик или кольцо, прикасайтесь поочередно 2-м, 3-м, 4-м, 5-м пальцами к большому пальцу и обратно от 5-ого к 1-ому; упражняйте в письме своего имени и фамилии, именах родных и близких, решению простых арифметических примеров (сначала — в одно действие, потом — в два, еще сложнее — в два разных по знаку действия — 11-6 + 8 =)

5.​ Особенный эмоциональный отклик вызывает у больного совместное пение любимых песен — только сначала пусть это будут песни с плавной мелодией, с короткой строчкой, и желательно, с повторяющимися словами Например: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня , не морозь меня, моего коня…».

6.​ Для постепенного восстановления речи проговаривайте много раз счет до 5 -10, дни недели; просите договорить пословицы — «ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ», хорошо знакомые детские стихи -«Мишка косолапый.», « Наша Таня громко плачет…»

В остаточной речи больных с афазией оказываются сохранными не только «жесткие» автоматизмы, но и те устойчивые речевые конструкции, которые не принято относить к речевым автоматизмам, но которые активно используются больными в повседневной разговорной речи.

Эти речевые стереотипы носят индивидуальный характер, зависят от степени упроченности, от социального статуса больного, его жизненного опыта и психологических особенностей. Для растормаживания автоматизированных конструкций и введения их в произвольную речь используют юмористические, забавные рисунки, которые несут положительный эмоциональный заряд, чем схематичные, официальные сюжетные картинки.

Стимулирующим фактором является неофициальная, психологически комфортная ситуация речевого общения, и повышенный эмоциональный фон настроения больного, высокая степень заинтересованности в теме высказывания. Всё это способствует выработке и закреплению наиболее частотных клише фразовой речи. Это необходимо для достижения её беглости, являющейся необходимым условием нормативности коммуникативного речевого акта даже на разговорно-бытовом уровне. Включение автоматизированных конструкций в речевой материал это есть использование собственных компенсаторных возможностей больного, и более быстрое и качественное достижение поставленных коррекционно-восстановительных целей.

Грубость нарушения психических функций вызывает необходимость неоднократного повторения одних и тех же заданий. Чтобы сохранить интерес к занятиям и не создавать у больного впечатления стояния на месте, варьируются задания по форме. При этом необходимо соблюдать принцип: от совместного выполнения действий (то есть разделения функций по планированию, исполнению и контролю действий между обучающим и обучаемым) через постепенное сокращение роли обучающего, свертыванию действий. Степень участия родных зависит от желания больного включать их в процесс отработки определенного задания.

Самая трудная и самая важная задача — добиться, чтобы больной применял приобретенные умения в ежедневном общении. Для этого проводятся показательные уроки для родственников, беседы с ними и медицинским персоналом. В них рассказывается, что больной уже может и что необходимо от него требовать. К работе подключаются и соседи по палате, и знакомые. Этим преследуем две цели: показать речевые возможности пациента и закреплять коммуникативные навыки.

Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа или стадии восстановления речевых функций. На раннем этапе после инсульта — относительно пассивное участие больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах больному объясняют структуру и план занятия, показывают средства, которыми он может пользоваться при выполнении заданий.

Логопеду приходиться не только активизировать, но и перестраивать личностные установки больного, воспитывать установку на восстановление, вмешиваясь в личную жизнь больного, налаживать взаимоотношения в семье. Логопед не сможет формировать и управлять значимостью установки на восстановление речи без помощи родственников, которые должны содействовать активизации личности больного, созданию для него первичной коммуникативной среды. Применение любых логопедических методик и приёмов не даёт ожидаемого результата, если нет значимой для больного установки на восстановление речи.

Логопед должен объяснить родственникам и близким больного значение восстановительного обучения, даты установку на систематический труд для достижения успехов в речи, иначе об успехах речевых занятий говорить не придется. В процессе занятий чрезвычайно важными элементами восстановления коммуникативной функции является формирование перспективы улучшения речи и радость при достижении тех или иных успехов.

Таким образом, правильное ориентирование больного, ранжированное вычленение значимых для него перспектив при длительных занятиях приводят к значительному восстановлению речи. Воспитание соответствующих установок в семье больного, совместная радость в связи с успехами, создание определенной психологической защиты больного от скептического отношения к нему и к занятиям повышают роль лечебного процесса. Умело организованная реабилитация может привести к пересмотру родственниками их отношения к речевому дефекту больного.

Наиболее эффективным оказывается ранее начало восстановительных занятий. В то же время давность заболевания 1-3 года и более не является отрицательным фактором для преодоления речевых расстройств.

Восстановительное обучение проводиться по специальной, заранее разработанной программе, которая должна включать задачи и методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания.

И в заключении ряд морально — этических положений, Варвары Владимировны Оппель, помогающих в выполнении поставленных задач:

1.Уважай в неговорящем больном человека.

2.Относись к неговорящему больному как к равному.

3.Помни, что интересы больного должны быть для тебя выше, чем интересы его семьи и чем твои интересы.

4.Никогда не делай того, что психологически или физически может повредить больному.

5.Не предай доверие близкого.

6.Борись за своего больного до конца, никогда не признавай его безнадёжным.

Лечение у логопеда после инсульта

Логопед после инсульта помогает пациенту справиться с нарушениями речи, возникшими как последствие инсульта. Такое нарушение называется афазией, и она бывает нескольких видов: тотальная (человек совсем не может разговаривать), моторная (пациент издает только отдельные несвязные звуки), сенсорная (больной не понимает, что ему говорят) и прочие.

Формы расстройства речи после инсульта: классификация афазии

После инсульта у пациентов возникают системные речевые расстройства. Наиболее частые из них – дисфония (сложный патологический процесс, в ходе которого наблюдается нарушение голоса), дизартрия (дисфункция речевого аппарата, которая возникает из-за поражения нервной системы). После приступа у человека могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сложности произношения звуков, искажение фраз и слов, нечеткость речи.

Афазия при инсульте бывает нескольких видов:

  1. Тотальная – человек не может говорить и не понимает слов других людей.
  2. Моторная – пациент понимает фразы окружающих людей, но ответить полноценными предложениями не может. Он произносит отдельные звуки, но сложить их в единое целое не получается.
  3. Амнестическая – больному не удается называть предметы, он забывает нужные ему слова.
  4. Семантическая – невозможность человека воспринимать сложные речевые конструкции, простые словосочетания он понимает довольно легко.
  5. Сенсорная – у пациента сохраняется слух, голос, но он не воспринимает слова, которые говорят ему близкие и родные.

Для диагностики речевого расстройства следует обратиться к логопеду и пройти специальные исследования. Занятия со специалистом рекомендуется начинать в ходе лечения заболевания.

Логопедическая работа после инсульта очень важна, но занятия не должны нагружать больного (длительность одного урока примерно составляет от 5 до 10 минут). Максимальное время занятия не должно превышать 30 минут.

Чистые и явные афазии встречаются редко, поэтому занятия по коррекции речи назначаются в индивидуальном порядке

Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта

Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.

Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:

  • оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
  • пораженного центра речи;
  • вида афазии;
  • обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).

Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.

Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.

Некоторые упражнения больной может выполнять с родными и близкими людьми. Например, они могут начать предложение «Сегодня очень хорошая по…», а пациенту необходимо продолжить «года». Таким же образом поется знакомая песня, больной присоединяется и подпевает. Таким образом тренируется память, возникают ассоциации.

Составление логопедической программы

Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.

В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.

Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.

Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.

Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.

Особенности работы родственников больного с логопедом-афазиологом

Очень часто логопеды советуют родным присутствовать на уроках, чтобы потом они могли заниматься с больным дома. Родственникам больного необходимо знать, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. А присутствие на занятии позволит освоить технику выполнения упражнений и правильно их повторять. Добиться хорошего результата можно лишь при тщательной и регулярной ежедневной работе. Немаловажной является психологическая поддержка.

Рекомендации родным, которые чаще всего дают логопеды:

  • стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества;
  • не нужно показывать свое недовольство, если результаты восстановления речи незначительны или если человек неверно выполняет задания;
  • следует излучать оптимизм (человек почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше);
  • заниматься следует не более получаса в день.

Если члены семьи будут следовать этим правилам, человек, перенесший инсульт, сможет быстрее выздороветь.

Лучшие упражнения для восстановления речи после инсульта

Упражнения для восстановления речевого аппарата выполняются в кабинете доктора или дома. Они направлены на разработку артикуляционных мышц и нервных окончаний. В начале реабилитации упражнения выполняются один раз в день, затем через каждые три дня их количество увеличивается. Максимальное количество повторений одного упражнения – семь раз. Упражнения после инсульта для восстановления речи делаются не более 3 раз в сутки.

1. Вытягиваем губы трубочкой и в таком положении «застываем» на протяжении 5 секунд.

2. Вытягиваем шею вперед и высовываем язык. Манипуляция занимает 3-5 секунд.

3. Вытягиваем язык и касаемся правого, затем левого уголка губ.

4. Сильно надуваем щеки, ждем 5-10 секунд.

Логопедические упражнения в домашних условиях после инсульта – это действенный способ восстановления речи. Медики также рекомендуют при невнятной речи делать массаж языка обычной зубной щеткой (манипуляция расслабляет орган).

Суть логопедического массажа после инсульта

Целью логопедического массажа является увеличение подвижности органов артикуляции, уменьшение слюнотечения, стимулирование речевой зоны коры головного мозга, значительное увеличение амплитуды и объема движений языка, разработка мышц лица, нормализация тонуса мышц.

Разновидности массажей после инсульта:

  • пальцевый;
  • зондовый;
  • с помощью зубной щетки.

Длительность манипуляции варьируется от 15 до 20 минут. Максимальный курс терапии – 20 дней, затем следует сделать перерыв – 1,5-3 месяца. Для массирования, человеку нужно лечь, сесть или находиться в полулежачем положении. Желательно ходить на процедуру к логопеду, который владеет техникой выполнения массажа.

Противопоказана манипуляция при судорогах, повышенной температуре, воспалениях, диатезе, аллергиях, стоматите, увеличении лимфоузлов, психических расстройствах, усталости, конъюнктивите.

Вывод

Чем быстрее будет начата реабилитация, тем скорее человек сможет нормально разговаривать со своими близкими и родными. Помимо упражнений и медикаментозного лечения специалисты с медицинским образованием могут прибегать к другим методам терапии (оперативному вмешательству, физиотерапии, иглорефлексотерапии, функциональному биоуправлению).

Видеоурок по афазии. Когда начинать занятия: Видео

Постинсультная речевая дисфункция

Речь играет одну из важнейших ролей в жизни человека. За речевой аппарат отвечают определенные зоны мозговой коры. Поражения структур головного мозга, к которым относится и острое нарушение кровообращения, приводят к серьёзным расстройствам. Одним из наиболее частых последствий инсультов различных форм является дисфункция речи. Именно ухудшение артикуляции часто становится первым признаком, позволяющим выявить сосудистый разрыв. Человек, у которого случился инсульт:

  • расставляет слова в неправильном порядке;
  • не может вспомнить названия предметов;
  • не понимает людей, которые к нему обратились;
  • не может выговорить некоторые звуки;
  • теряет способность ясно выражать свои мысли.

Речевое нарушение носит долговременный характер, но поддается коррекции. Также бывают случаи, когда речь восстанавливается постепенно сама по себе. К сожалению, это происходит крайне редко, и пациенту не обойтись без реабилитации под присмотром врачей и близких.

Почему нарушается речевая функция

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Мнение эксперта

Автор: Наталия Юрьевна Буканова

логопед-дефектолог

Согласно статистическим данным, в России регистрируется один из самых высоких показателей по заболеваемости инсультом. Ежегодно болезнь поражает 3 человека на 100 тысяч населения. Кроме того, инсульт занимает третье место в структуре смертности, уступая инфарктам и опухолевым образованиям. В 20% случаев у пациентов развивается стойкая нетрудоспособность, 60% становятся инвалидами, а у 10% утрачивается способность к самообслуживанию. Речевая дисфункция на фоне инсульта приводит к социальной дезадаптации. По статистике афазия регистрируется у 30-35% больных, дизартрия — у 15%.

Опытные неврологи Юсуповской больницы проводят полный курс диагностических мероприятий, необходимых для выявления инсульта. Для этого используется современное медицинское оборудование: КТ, МРТ. Исследование проводятся как для первичного обследования, так и с целью динамического наблюдения за лечением. Терапия подбирается в зависимости от состояния. Индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет сократить сроки пребывания в стационаре и ускорить восстановление. С больными Юсуповской больницы проводят занятия опытные инструкторы ЛФК и массажисты.

Разновидности речевых расстройств

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения артикуляции. Кроме афазии, существуют и другие виды дисфункции речи:

  • дизартрия;
  • диспраксия.

Афазия после инсульта

Исходя из глубины повреждения, выделяют следующие виды:

  1. Тотальная. Наиболее сложная форма афазии. Характеризуется полным отсутствием речевых способностей. В таком состоянии пациент находится на грани потери сознания и не узнает близких людей.
  2. Сенсорная. Центр Вернике отвечает за способность человека распознавать речь. Его поражение приводит к сенсорной афазии. После инсульта пациент воспринимает родной язык как абсолютно для него чужой, и не узнаёт ни одного слова.
  3. Моторная. Больной с такой афазией всё понимает, но его дикция нечеткая, а речь после перенесённого инсульта представлена набором звуков.
  4. Амнестическая. Нарушение памяти — основной симптом данной афазии. Человеку трудно назвать предметы вокруг себя, большинство слов он просто не помнит.
  5. Семантическая. К пациенту с подобной афазией необходимо обращаться максимально коротко и незамысловато, так как он не воспринимает длинные предложения с различными оборотами.
  6. Динамическая. Больной не просто не может произносить длинные предложения, но также испытывает трудности с построением фраз. Его мысли спутаны и всё сказанное им кажется бессмысленным.

Определение того или иного вида афазии очень важно, так как каждая из форм требует специальной тактики и стратегии лечения. Но даже при правильной реабилитации, длительность восстановления речи после инсульта индивидуальна, и назвать точное время невозможно.

Дизартрия после инсульта

Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

  • затрудненная подвижность органов артикуляции;
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • звуковые искажения;
  • неплавная речь с запинаниями;
  • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
  • изменения тембра голоса;
  • бедные интонации, монотонность;
  • тенденция пациента гримасничать.

Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.

Диспраксия после инсульта

Расстройство, при котором речевая дисфункция после инсульта вызвана нарушением движения и координации мышц, позволяющим воспроизводить звуки, называется диспраксией. В отличие от дизартрии, при которой наступает паралич, в случае диспраксии мышцы остаются подвижными. Нарушается только последовательность их работы, что и мешает пациенту правильно выговаривать звуки.

Как восстановить речевые способности после инсульта

После перенесенной болезни больной учится общаться заново. Возвращение утраченной после инсульта речи — трудоёмкий и длительный процесс, требующий разностороннего воздействия. Реабилитация должна представлять собой комплексное лечение, которое включает в себя разнообразные восстановительные мероприятия. Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены. Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.

Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:

  • приёмом определённых лекарств;
  • упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
  • логопедической терапией;
  • дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.

Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.

Способствовать реабилитационному процессу также должны родные пациента и близкие ему люди. С больным нужно постоянно общаться, даже если первое время он вообще не может ответить.
Решительный настрой и упорство также должны присутствовать у самого пациента. Однако, очень важно, чтобы реабилитация речи после инсульта была систематизированной. Работать нужно интенсивно, но при этом не перенапрягаясь. План процедур, занятий, их длительность и интенсивность определяются специалистами.

Полезные упражнения

Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

  1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
  3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
  4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
  5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.
  6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
  7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
  8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
  9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога. Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс. Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.

Помощь логопеда после инсульта

На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

  1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
  2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
  3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.

Медикаментозное лечение

Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:

  1. Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
  2. Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
  3. Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
  4. Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
  5. Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.

Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.

Через сколько восстанавливается речь

Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно. Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца. В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.

Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.

Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

Виды афазии

Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

  • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
  • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
  • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
  • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
  • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

Общие рекомендации

Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

  • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
  • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
  • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
  • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
  • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

Способы возвращения речи после инсульта

Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

  • фармакологическое лечение;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

Медикаментозная терапия

В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

  • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
  • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
  • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
  • диуретики для снятия отеков мозга.

В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

Массаж

Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

  • нарушение жевательной функции;
  • слюнотечение;
  • обвисание щеки, уголка рта.

Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

Занятия с логопедом

Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

  • задания надо выполнять от простых к более сложным;
  • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
  • важно избегать переутомления;
  • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

  • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
  • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
  • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
  • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

Гимнастика

Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

  • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
  • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
  • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
  • свернуть язык в трубочку;
  • почмокать губами;
  • облизать губы, провести языком по небу;
  • медленно надувать и сдувать щеки.

Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

Артикуляционные упражнения

Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

Упражнения для языка:

  • высунуть язык, подержать несколько секунд;
  • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
  • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
  • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
  • цокать языком;
  • прикусывать расслабленный язык;
  • облизывать губы справа налево и слева направо.

Упражнения для губ:

  • сложить губы трубочкой и вытянуть;
  • улыбнуться, не разжимая губ;
  • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
  • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • подуть сквозь расслабленные губы;
  • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
  • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

Упражнения для голоса:

  • произносить поочередно гласные на выдохе;
  • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
  • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
  • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

Упражнения для мимики:

  • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
  • широко открывать, потом расслаблять рот;
  • надувать-сдувать щеки;
  • складывать губы как для поцелуя;
  • вытягивать язык в разные стороны;
  • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

Другие способы вернуть речь после инсульта

Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.

Физиотерапия

Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.

Иглорефлексотерапия

Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.

Лечение стволовыми клетками

Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.

Функциональное биоуправление

Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.

Хирургическое вмешательство

После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Музыкотерапия

В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.

Народные способы

При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:

  • калины,
  • земляники,
  • шиповника,
  • можжевельника,
  • сосновых шишек,
  • чабреца,
  • подорожника,
  • зверобоя,
  • шалфея,
  • календулы.

Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.

Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.

Читайте также:  Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Овощи, Фрукты
Ссылка на основную публикацию