Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи

Татьяна Толстых
Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект— это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи— это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоции— это три. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Без сомнения можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений. Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук— представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции— двойная польза! Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, необходимо ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Но играя с малышом в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нужно не забывать и об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело, и выразительно. Главное, что бы установился эмоциональный контакт у мамы, и у малыша. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук. Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук,например:

1. Массаж—ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Фасолевые ванны— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки.Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

4.Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

5. Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой— игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

7. Шнуровки — сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т. д.)

8. Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую— разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

9. Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие— дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используя творческий подход, сопровождая пальчиковые игры сказками, придумываемыми по ходу действий. Это удвоит эффект. Необходимо развитие мелкой моторикив и повседневной жизни: на прогулке можно разрешить потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки. И конечно же, обсуждайте всё, что происходит. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из разного материала). Также работа с ножницами (вырезание по контуру или на глаз).

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики:

1.Ладонь-кулак: — Хочешь?Тоже делай так: То — ладонь, а то — кулак.Руки положить на стол: 1. ладони прижать к столу; 2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак»«кулак») 3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука»«кулак»). Для усложнения — увеличить темп движения.

2.Крючочки: Крепко держатся дружочки, Не разжать нам их крючочки. Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить.По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

3.Деревья: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

4.Пальчик-мальчик: Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем — В лес ходил. С этим братцем – Щи варил. С этим братцем – Кашу ел. С этим братцем – Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

5.Черепашка: — Ножка, ножка, поскорей двигай домик мой сильней. Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» 2. Слаид «Источники творческих способностей и.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Дорогие родители! Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание,.

Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: познакомить.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Презентация «Пальцы учат говорить». Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья “Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. ” Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Читайте также:  Дидактические игры в коррекционной педагогике

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности
статья на тему

В статье раскрывается практическое применение игр по развитию мелкой моторики, как средства закрепления правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя и развития связной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx165.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

В своей практической работе я опираюсь на то, что для полноценного формирования навыков устной речи важно развивать у дошкольника мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга импульсы от движения пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельностью.

Г армонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Игры на развитие мелкой моторики и упражнения — уникальное средство для развития речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Специальные тренажёры, которые можно быстро изготовить для индивидуальных занятий с детьми: на тканевую основу наклеивается шнурок в различном направлении, на концы шнурка наклеиваются предметные картинки, разной тематики в зависимости от назначения. Так, например, для закрепления правильного звукопроизношения [Р], это может быть собака или машина. На первых этапах ребёнок может пальцем проводить по шнуровке и четко произносить звук РРРРРРРРР. Далее можно усложнять задачу, прокатывание мячика (это может быть гладкий или колючий, с мягкой или твердой основой) и произнесение заданного звука. Данные тренажёры можно использовать и при закреплении звуков в связной речи. Ребёнок прокатывает мячик и проговаривает стишок с автоматизированным звуком. Автоматизация звука [Ш] «Машина» «Как у синей, у машины, Об асфальт шуршали шины. Едет, едет по дорожке И пыхтит четвероножка. На ногах – четыре шины, А зовут её – машина». Так же тренажёры можно использовать при заучивании стихотворений. Произнося, стихотворение ребёнок передвигает мячик по «дорожке». «Не ползет и не бежит – Над цветком она кружит, За витком идёт виток – Вот и села на цветок».

Пособие «Веселая полянка» вяжется крючком, на него нашиваются пуговицы, и отдельно вывязываются цветы с отверстием в центре, чтобы они могли застёгиваться на пуговички. Данное пособие можно использовать при подготовке к обучению грамоте. Например, для задания на определение количества слогов в слове. На каждый слог ребёнку предлагается «срывать» или наоборот «посадить» цветок. Таким образом, ребёнок наглядно видит, сколько в слове слогов. В слове МАШИНА три слога.

При подготовке к обучению грамоте можно использовать различный бросовый и природный материал (различные крупы, бобовые, спички, пуговицы), ими можно выкладывать изучаемые буквы.

Пособие «Сухой бассейн» можно изготовить из любого сыпучего материала (песок, крупы, бобовые, аквариумные камни). Это пособие так же многофункционально. Можно использовать для любого раздела речевого развития. Так, например, для формирования грамматического строя речи: бассейн помещаются парные игрушки разного размера. Ребёнку даётся задание найти большой и маленький предмет. Он ищет, например мяч – мячик, дом домик, козёл – козлик и так далее. Пособие можно использовать для активизации и актуализации словаря. В бассейн помещаются различные животные, ребёнок должен найти всех домашних животных, потом диких. Затем перечислить их названия. Так можно проиграть с любыми обобщающими понятиями.

Хорошим подспорьем в работе коррекционного педагога служат массажные мячики, колючие коврики, обычные карандаши, бигуди для завивки, небольшие цилиндры, изготовленные из основания обоев и обклеенные цветной бумагой. Эти пособия можно использовать при работе над слоговой структурой слов. Прокатывая между рук тренажёры, зажимая в кулачке мячи или продавливая ладошками коврик, ребёнок проговаривает ритмично слова с различной слоговой структурой. Использование данной методики очень хорошо подходит для детей с нарушением темпо – ритмической стороны речи (заиканием).

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.04.2014 2014-04-14

Статья просмотрена: 29148 раз

Библиографическое описание:

Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10336/ (дата обращения: 07.01.2021).

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект— это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи— это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоции— это три.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Без сомнения можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук— представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции— двойная польза!

Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, необходимо ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Но играя с малышом в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нужно не забывать и об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело, и выразительно. Главное, что бы установился эмоциональный контакт у мамы, и у малыша.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например:

1. Массаж— ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Фасолевые ванны— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

4. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

5. Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой— игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

7. Шнуровки — сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т. д.)

8. Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую— разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

9. Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие— дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используя творческий подход, сопровождая пальчиковые игры сказками, придумываемыми по ходу действий. Это удвоит эффект.

Необходимо развитие мелкой моторики в и повседневной жизни: на прогулке можно разрешить потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки. И конечно же, обсуждайте всё, что происходит.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из разного материала). Также работа с ножницами (вырезание по контуру или на глаз).

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики:

1. Ладонь-кулак:

— Хочешь? Тоже делай так:

То — ладонь, а то — кулак.

Руки положить на стол:

1. ладони прижать к столу;

2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»)

3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» — «кулак»).

Для усложнения — увеличить темп движения.

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(С. Погореловский)

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

4. Пальчик-мальчик:

Пальчик-мальчик, Где ты был?

С этим братцем — В лес ходил.

С этим братцем –

С этим братцем –

С этим братцем –

Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

5. Черепашка:

Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

1. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — № 1.

2. Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология. — 1999. — № 4.

3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М, 1994.

4. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.

6. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — СПб.,1997.

7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., 1998.

8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1967.

9. Наумова Э. Д. Играя, учимся говорить. — М., Просвещение, 1994.

10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — С.-Пб., 2000.

11. Толбакова А. К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. — 1988. — № 4; 1989. — № 10.

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник говорит плохо. — М., 1987.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Нижний Новгород, 1995.

14. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-мишутки. — М., 1993.

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Игры на развитие мелкой моторики с использование «пальчиковой гимнастики”

Скачать:

ВложениеРазмер
Игры на развитие мелкой моторики84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.

Руководитель Л.Н. Комарова , заместитель заведующей по УВР ГБДОУ № 123 Центрального района СПб

Воспитатели А.С. Кузнецова, Е.А. Емельяненкова 2-ая группа раннего возраста, ГБДОУ № 123 Центрального района СПб.

Представление , что при любом двигательном тренинге . упражняются не руки , а мозг , вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов .

Н . А . Бернштейн

С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, к тому же, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, большим потоком информации, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формирование речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли и взаимодействуем с окружающем миром.

Игры на развитие мелкой моторики – уникальное средство для развитие речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  • Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
  • В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В своей работе мы регулярно использую су-джок. Су-Джок предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействует на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с мячиками можно проводить, как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики очень легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание и передача из рук в руки, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.

Все началось с того, что мы воспитатели, работаем в ясельной группе. Дети всей группы проходили период адаптации. В этот период особенно важна организация игровой и развивающей деятельности. Мы решили применить игры с мячиком Су-джок. Предлагаем вашему вниманию методическую разработку по развитию мелкой моторики. Она составлена с опорой на примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми, которая предоставлена в примерной образовательной программе дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под. редакцией Н.Е Вераксы. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занятия проводятся ежедневно около 5 мин. перед обедом. Наша работа будет полезна и интересна педагогам, педагогам-психологам, родителям.

Осень. Формировать элементарные представления об осени. Дать первичные представления о сборе урожая.

1. Мячик сильно по сжимаю, и ладошку поменяю. (сжимать мячик правой рукой, затем левой)

2. Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает. (крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)

3. Тише, мяч, не торопись, Ты по ручкам прокатись, И обратно возвратись. (движение соответствует тексту)

Я в мире человек. Формировать представления о себе как о человеке, об основных частях тела. Формировать дружелюбное отношение в группе.

  1. Маленькие ножки шагают по дорожке! Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке. (указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.)
  2. Дружат в нашей группе, девочки и мальчики. (пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются). Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки).
  3. 1,2,3,4,5 (поочередно загибаем пальцы). Мы закончили считать. (кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
  4. Пальцы очень крепко дружат, мне помощниками служат. ( все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны- пальчики поссорились. Затем все пальцы прижаты к друг -помирились.
  5. Этот пальчик-дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик –папочка, этот пальчик – мамочка, а это – наш малыш!
  6. Любят мои ушки (показываем ушки), мягкую подушку (рисуем в воздухе квадрат), глазки быстро закрываем (показываем глазки и закрываем), ручки, ножки отдыхают, и посапывает носик (имитация сопения). Мама песенку поет баю-бай, сладко спи и подрастай (имитация сна).

Мой дом. Знакомить с домом, предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.

  1. Молоточком я стучу (стучим кулочком по кулачку). Дом построить я хочу (руки складываем над головой, изображая крышу).Дом высокий строю я! (поднимаем руки вверх). В нем живет моя семья! (хлопаем в ладоши).
  2. Спинка и сиденье – Стул на удивленье! Мы на стульях посидим, друг на друга поглядим! (левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это спинка стула. К ней приставить кулачок правой руки – это сиденье).
  3. Кулачок – это толстая ножка. Сверху крышка – наша ладошка. Маленький столик. Время идет. Вместе с ладошкой и стол подрастет. (Левую руку сжать в кулак – это ножка стола. Сверху накрыть ножку выпрямленной ладонью правой руки – это крышка стола.)
  4. Жил был гном, с круглыми ушами. Он на сахарной горе спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись появился великан. Скушать гору он хотел, только подавился! Ну, а что веселый гном?, так и спит глубоким сном!
  5. Мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущиеся движения), На замочек заперлась (скрещенные в замок пальчики), В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко), на заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).

Новогодний праздник. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

  1. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить), Фонарики погасли! (пальцы сжать).
  2. Наступает Новый год, дети водят хоровод. (круговые движения) Висят на елке шарики, (изображаем круг) светятся фонарики. В гости Дед мороз идет, всем подарки он несет. (шагают пальчики по столу).
  3. Утром дети удивились (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились, этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад, в ряд снеговики стоят (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят (закрывают и открывают ладонями глаза), А перед ним елочка (хлопают в ладоши), Пушистая в иголочках.

Зима. Формировать элементарные представления о зиме.

Мамин день. Организовать все виды деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Народная игрушка. Знакомить с устным народным творчеством (потешки, песенки).

  1. Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («позвенели у правого уха). Ходит кошка с бубенцом. Мыши сразу услыхали (руку к левому уху). Динь-бом, динь-бом. Быстро в норку убежали (бежим пальцами по столу). Динь-бом, динь-бом, Затворили крепко дом (спрятали руки под стол), Динь-бом, динь-бом, Не поймаешь их теперь (погрозить пальчиком).
  2. Кулачки сложили, Кулачками били, Тук-тук, тук да тук. Тук-тук, тут да тук! (стучим кулачками друг о друга).
  3. Вот кулак, а в нем ладошка, На ладошку села кошка. Вот пошла она пошла. И в подмышечку пришла.
  4. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик- прыг кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, этот крепко, крепко спит, и тебе он спать велит.
  5. Сидели два медведя, на тоненьком суку. (изображаем медведей), один читал газету (раскрываем руки, как будто читаем газету), Другой молол муку (стучим кулаком о кулак), Раз – ку-ку, два ку-ку. Оба шлепнулись в муку (опускаем руки вниз), Нос в муке, хвост в муке (показываем нос), ушки в кислом молочке! (показываем уши).

Весна. Формировать элементарные представления о весне.

Лето. Формировать элементарные представления о лете.

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Моторика
Автор: Гальцева Наталья Анатольевна
07.09.2020 08:25

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

В последнее время стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или центральной нервной системы. В чем же причины такой задержки?

Считается, что речь ребенка зависит от степени речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет — больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [1, с. 183]. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Развитие мелкой моторики:

  • повышает тонус коры головного мозга
  • развивает речевые центры коры головного мозга
  • стимулирует развитие речи ребенка
  • согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи
  • способствует улучшению артикуляционной моторики
  • развивает чувство ритма и координацию движений
  • подготавливает руку к письму
  • поднимает настроение ребенка.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики?

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Игры с ребенком раннего возраста для развития мелкой моторики

Массаж кистей рук и пальцев с чтением потешек

  • поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз;
  • разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек;
  • растирание пальчиков спиралевидными движениями.
  • Массаж Су -Джок шарами. Ребенок выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  • Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец в соответствии с текстом стихотворения пальчиковой гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Упражнения с использованием различных предметов

  • катание между ладошками и пальцами шариков разного размера, палочек, массажных мячиков, орехов, карандашей с гранями;
  • разрывание бумаги, отщипывание кусочков от куска глины или пластилина;
  • перекладывание из одной коробки в другую разных мелких предметов, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирание разноцветной фасоли, гороха и т.д.);
  • открывание и закрывание разных коробочек, откручивание и закручивание крышек на флаконах, на баночках из-под крема;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молнии на одежде;
  • завинчивание болтов и гаек

Ребенку можно предложить:

  • рисовать на песке пальчиками;
  • пересыпать из одной ладошки или емкости в другую;
  • рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками;
  • лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку;
  • подцеплять с помощью прищепок ( «птичек») различные предметы ( «червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.;
  • делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

«Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем»).

Вышла осень погулять, ( «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Выполнение творческих заданий

  • Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
  • Рисование пальчиками, ладошками.

Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.

Рисование песком в работе логопеда

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Начальная грамотность. Авторская технология обучения детей чтению и письму

ВЕБИНАР: Как вырастить из ребенка успешного взрослого? Инструменты эффективного родителя

ВЕБИНАР: Формы и методы психологической работы по формированию основ здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ

Скоро

27-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

Всероссийская научная конференция «Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности»

VII Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Жизнь будет лучше, чем мы хотели!»

XV Международная зимняя школа по психологии состояний (ЗПШ-2021)

Международная научно-практическая заочная конференция «Культура, наука и искусство в истории и современности»

  • #детская психология
  • #Золотая Психея
  • #песочная терапия

Рисование песком для дошкольников — техники и упражнения

Автор

В Национальном конкурсе «Золотая Психея» участвует педагог-психолог из Железногорска Анжелика Владимировна Пантюхина. В номинации «Психологический инструмент года» она представляет техники рисования песком «Чудеса на песке». Публикуем отрывок с примерами упражнений, которые подойдут для работы с дошкольниками:

«Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психологопедагогической арт-технологии, приобретает всё большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить своё отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.

Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. В условиях детского сада не только педагог-психолог может использовать песочницу, но и воспитатели.

Заниматься рисованием на песке могут дети с трёх лет. И научить ребенка рисовать на песке не сложно, ведь это можно сделать через игру, сказку, легенду.

Не все дети могут работать с песком на стекле. Противопоказания для работы с песком: аллергия на пыль, легочные заболевания, мелкие частицы, кожные заболевания, порезы на руках, эпилепсия.

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?

Упражнение «Картина из загадок»

Цель: знакомство с различными приемами рисования на песке. Развитие мыслительных операций, воображения, мелкой моторики.

Злой колдун испортил нашу волшебную страну. Предлагаю вам разгадать загадки для того, чтобы вернуть порядок в ней, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце).

Рисуем в правом верхнем углу. Приём рисования – двумя руками кончиками пальцев. Приём рисования – из точек, примерно 7, тремя пальцами расчищаем на 2 стороны двумя руками.

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака).

Рисуем с засыпкой, ребром большого пальца или кулачком, засыпаем песочком.

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга).

Приём рисования с помощью трафарета.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (речка).

Приём рисования ребром ладони. Песок рассыпается по песочнице.

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё – беда:

Она их главная еда (трава).

Рисуем кончиками пальцев двумя руками.

Упражнение «Встреча»

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Ребенок закапывает пальцы обеих рук в песок. Педагог или мама закапывает руки в песок: «У тебя есть пальчики, у меня есть пальчики, пришла пора им встретиться, готовим чемоданчики». Пальчики ползут под песком и встречаются».

Автор

Пантюхина Анжелика Владимировна

Нет, Нет, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ, МДОУ “Детский сад 18 общеразвивающего вида”
Железногорск

Ссылка на основную публикацию