Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта

Интерактивный тренажёр «Найди пару» с применением технологического приема «Анимированная сорбонка» состоит из 10 парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек. Тренажёр можно использовать на занятии – фронтально и по подгруппам, на индивидуальном занятии, в домашних условиях для одновременной автоматизации звуков [К], [Ш] в словах. Также можно применять в работе с детьми с ТНР, имеющими нарушения слоговой структуры слова для отработки навыка произнесения слов V класса слоговой структуры (по А.К. Марковой). Параллельно проводится работа по согласованию местоимений (МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с именем существительным в роде и числе.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная интерактивная игра разработана для проведения двух обобщающих логопедических занятий по обучению грамоте со старшими дошкольниками. Для логического завершения игры предполагается последовательность в выполнении заданий. Использование интерактивных заданий позволяет развивать фонематическое восприятие, формировать фонематические представления и звуко-буквенный анализ и синтез у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: автоматизация звука [Л‘] с помощью игровых компьютерных технологий.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивная дидактическая игра «Почини игрушку» направлена на развитие зрительного внимания, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Презентация-игра для старших дошкольников и младших школьников, смешивающих в речи близкие по акустико-артикуляторному сходству звуки Ш и Щ. Игровые задания позволят заинтересовать, замотивировать детей на нудном этапе при смешивании звуков – коррекция звукопроизношения на уровне слогов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивный тренажёр составлен с применением технологического приема «Анимированная сорбонка” и направлен на автоматизацию звука [Л] в словах, словосочетаниях. Тренажер включает в себя три мини-игры.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Игра предназначена для детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста. С её помощью дети смогут в занимательной форме отработать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить умение различать звуки Ж-Ш, а также запомнить правописание сочетаний ЖИ-ШИ.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал презентации содержит комплексы артикуляционной гимнастики в стихах и считалках по материалам Т. А. Куликовской. Текст автора озвучен мною, так педагогу легче будет выполнять показ упражнений, комментировать их выполнение.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный ресурс предназначен для обучающихся-логопатов 1-2 класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель использования ресурса: закрепление умения дифференцировать буквы Ц-Ч, пополнение и активизация словаря по лексическим темам: “Продукты”, “Птицы”.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Предложенный нами материал может быть использован учителями начальной школы для проведения внеурочных мероприятий для закрепления навыков звукобуквенного анализа и синтеза и развития интереса к родному слову у обучающихся 2-3 классов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивный тренажёр разработан для учащихся 3-4-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Способы и последовательность постановки звуков

Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.

С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:

  • определению причины отклонений;
  • выявлению неправильно произносимых звуков;
  • разработке индивидуальной коррекционной траектории;
  • исправлению нарушений.

Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.

Последовательность постановки звуков

Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.

В первую очередь уточняется артикуляция гласных (э, а, и, ы, о, у) в приведенной последовательности. Затем отрабатываются мягкие соноры, далее их твердые пары: (м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р). После чего переходят к формированию смычно-взрывных: (п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г). Далее переходят к работе над щелевыми согласными: (ф’-ф, в’-в) и переднеязычным (с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).

Предлагаемая очередности обусловлена порядком становления фонетической системы в онтогенезе и возможностью, опираясь на зрительный анализатор, осуществить контроль. Также применяют опору на кинестетику и вибрацию.

Последовательность постановки наиболее проблемных звуков можно отразить в виде схемы:

свистящие — шипящие — сонорные — йотированные

Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап

Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.

Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.

Этап постановки

Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.

Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.

В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.

Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения

Способы постановки
  1. По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
  2. Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
  3. Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.

Этап автоматизации

К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.

Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.

Читайте также:  Развитие речи в сенсорной комнате

На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.

Этап дифференциации

Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.

На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.

Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.

Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

  • «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

Логопедические тетради

Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.

Конспекты логопедических занятий в детском саду

Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников: «Волшебница-зима»

обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа;

– пополнять активный словарь эпитетами, сравнениями;

– формировать умение по порядку выделять звуки в словах;

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста: «В деревне у бабушки»

Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (синий комочек, зеленые клубочки) употреблять слова с суффиксами–«ик», «ичк», «ечк» (собачка, кошечка) упражнять детей в правильном употреблении падежей с предлогами «в», «на» (в коробочке, на столе) работать над обогащением словарного запаса детей (цыпленок, щенок, котик) существительными с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Занятие в старшей логопедической группе: «Лексическая тема Овощи»

– Продолжать умело выполнять определенные движения языка, губ, зубов, при выполнении артикуляционной гимнастики.

– Продолжать пополнять словарный запас соответствующей лексической темы-«Овощи».

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе: «К бабушке в гости»

Цель: Обогащение активного и пассивного словаря детей.

1. Закрепить названия домашних животных.

2. Учить отгадывать несложные загадки о домашних животных.

3. Учить вежливо просить у товарища игрушку.

Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников: «Звук [п]»

Читайте также:  Понятие Воля в современной психологии

1. Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, умение слышать и выделять звук [п] в начале и в конце слова.

2. Выполнить комплекс подготовительных артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков.

3. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, мышление.

4. Обогатить словарь по теме птицы.

5. Воспитать любовь к птицам.

Использованный материал: карточки, фишки, рисунки, компьютер.

Логопедическое занятие по математике в средней группе: «В поисках сказок»

Уточнить знания детей о цифрах в пределах 10.

Закрепить знания о размере предметов, умение пользоваться методом наложения и приложения, определять длину предмета; оперировать понятиями: «короткий», «длиннее», «длинный».

Упражнять детей в соотношении по ширине словами: «широкий», «узкий»; по высоте: «низкий», «выше», «высокий»; по размеру: «маленький», «больше», «самый»; по толщине: «тонкий», «толстый».

Уточнить знания детей о частях суток (ночь, утро, день, вечер); понятия (вчера, сегодня, завтра).

Воспитывать дружеские отношения, отзывчивость, смекалку, желание заниматься математикой.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Овощи»

-знакомить с овощами, их внешним видом, вкусовыми качествами, способами сбора осенью;

– расширять пассивный и активный словарь, вводя существительные и глаголы по данной теме;

– учить детей образовывать падежные формы мн. ч. сущ.;

– учить согласовывать прилагательные с существительными;

– развивать память, мышление;

Оборудование: предметные картинки овощей, сюжетная картина «Огород», игрушечная машина, флажок, геометрические фигуры.

Словарь: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, свекла, репка; выдергивают, срезают, выкапывают; круглый – овальный.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Фрукты»

– знакомить детей с фруктами и их названиями

– учить детей самостоятельно составлять условно-графические схемы, используя их, предложения;

-добиваться правильного согласования слов в предложении, прилагательных с существительными, существительных с числительными;

Оборудование: предметные картинки по теме «Фрукты», альбом Васильевой С. А.; сюжетная картина «Сад».

Словарь: названия фруктов.

Многие материалы на нашем сайте именно для воспитателей, как это занятие.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Составление описательного рассказа «Портрет сказочного героя»

закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;

обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой.

воспитывать умение внимательно слушать сверстников и взрослых;

Оборудование: портреты сказочных персонажей – Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас, Пьеро; схема описания портрета; карточки с пиктограммами различных эмоциональных состояний; большой цветной карандаш; пластмассовые ножницы; вылепленные из теста носы разной формы; уши, вырезанные из бумаги – 3 пары, среднего размера, большие, маленькие; кисточка.

Занятие по развитию связной речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи «Перелётные птицы»

Уточнять и актуализировать словарь детей по теме

Закрепить названия перелётных птиц в именительном падеже единственного и множественного числа

Научить детей делать газету

Закреплять умение рисовать, наклеивать, упражнять в моделировании

Уяснить строение птиц, внешние признаки

  • 1 из 2
  • следующая ›

Похожие материалы и статьи

Вход на сайт

Новые статьи

Сайт адресован родителям, воспитателям, логопедам, психологам, всем работникам российских детских садов и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, всем тем, кто готов поделиться своим опытом, рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольников.

Здесь можно найти полезные материалы по различным направлениям деятельности, которые помогут воспитателю работать качественно, творчески, эффективно, ежедневно самосовершенствоваться. А родители смогут узнать много интересного и полезного, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка.

Конспект подгруппового интегрированного. логопедического занятия на логопункте ДОУ.

    Иван Якимович 1 лет назад Просмотров:

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 12 «ОРЛЕНОК». ОКПО , ОГРН , ИНН/КПП / МО г.лобня, ул.чкалова,д.8 тел/факс: Конспект подгруппового интегрированного логопедического занятия на логопункте ДОУ. Возраст детей 5 лет. Речевой диагноз: ФФН, ФНР. Подготовила и провела: учитель – логопед МБДОУ ЦРР – д/с 12 «Орлёнок» г. Лобня Тюрина С.В. Тема занятия: «Звук СЬ. Игры со снежинками». 2015г. Г.Лобня

2 Цель: закрепление правильного произношения звука СЬ в слогах, словах, предложениях и связном тексте. Задачи. Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; закреплять понятия «звук», «слог», «предложение»; совершенствовать умение осуществлять звуковой анализ слогов типа СГ; упражнять в согласовании прилагательных с существительными; формировать грамматически правильную диалогическую речь; учить рассуждать, сравнивать и мыслить самостоятельно. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое и зрительное восприятие; развивать зрительную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать внимание, память, воображение, логическое мышление. Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; формировать эмоциональный отклик на происходящее, умение слушать собеседников, работать в коллективе. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Оборудование: макет оконной рамы, снежинки работы детей, снежинки символы звуков речи, предметные картинки, позиционные карты, шапочки Зайчик, Ёжик, Паучок, магнитная доска. Предварительная работа: беседы о приметах зимы, отгадывайте загадок по теме, проведение дидактических игр: «Снежная семейка», «Сложи картинку», «Найди отличия», «Что лишнее», «Зимняя дорожка»; рисование и конструирование снежинок, разучивание зрительной гимнастики «Снежинка», элементов самомассажа, пальчиковой гимнастики.

3 Ход занятия. 1. Оргмомент. Самомассаж лица. В макете рамы снежинки работы детей (рисунки, поделки). Смотрят дети из окна: поглаживающие движения По дорожке ледяной. В гости к ним идет зима. В белой шубе снеговой За снежинками снежинки легкие постукивающие движения Тихо кружатся, летят. укрывает все тропинки покрывалом снегопад НД: от середины лба к верхней части ушей, От крыльев носа к средней части ушей И от середины подбородка к нижней части ушей. -Давайте поиграем со снежинками! 2. Гимнастика для глаз. Мы снежинку увидали Со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку, вытягивают ее перед собой, сфокусировав на ней взгляд) Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом) Вновь снежинки полетели. Глазки влево посмотрели (Отвести ее влево)

4 Снежинку ветер поднимал, И на землю опускал. (Поднимать снежинки вверх, опускать вниз). Дети смотрят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Отпустить снежинку на стол.) Глазки закрываем, (Закрыть ладошками глаза) Глазки отдыхают. (Дети садятся на стульчики) 3. Постановка цели занятия. – Снежинки помогут нам сегодня вспомнить звук, который в этом слове слышится первым. – Как мы произносим звук СЬ? (Губы улыбаются, зубы сближены, язычок «лежит» горочкой за нижними зубами, воздушная струя прохладная). – Вспомните, как называются звуки, при произнесении которых у язычка есть преграда? – Согласные. – Что ещё вы можете рассказать о звуке СЬ? – Мягкий, глухой, свистящий. 4. Звуковой анализ и синтез прямого слога типа СГ. – В каком домике живёт звук СЬ? – В зелёном, потому что он мягкий. – К нему часто приходят в гости гласные звуки. – Попробуем выложить узор из снежинок-звуков: СЯ СЁ СЕ СИ СЮ ** ** ** ** ** 5. Развитие слухового внимания и памяти.

5 Произношение слоговых рядов со сменой ударения и силы голоса. Игра «Песенки снежинок» СЯ-СИ СЮ-СЯ СИ-СЕ СЯ-СЕ-СИ СИ-СЕ-СЯ СЕ-СЯ-СИ 6. Практическое усвоение и различение понятий слог-слово. Игра «Слог-слово». – Присядьте, если услышите слог (часть слова), поднимите руки вверх, если услышите слово: СИ, ВАСИЛЁК, СЕ, БЕСЕДКА, СЁ, НОВОСЁЛ, СНЕ, СНЕГИРЬ 7. Развитие фонематического восприятия. Определение места звука СЬ в словах. «Ищем в словечке звуку СЬ местечко» СЕНЯ, ЛОСЬ, ЛИСЯТА, СИТО, РЫСЬ, ПЕСЕНКА, ГУСЬ, СНЕГ (РАБОТА С ПОЗИЦИОННЫМИ КАРТАМИ) 8. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую) И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком) Раз подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок). Два поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).

6 Три уроним (Встают, роняют воображаемый снежок) И сломаем. (Топают) 9. Составление простых предложений с прямым дополнением – Что мы сейчас сломали? Мы сломали снежок. Не огорчайтесь! – Что мы ещё можем слепить из снега, порадовать снежинок? (Ответы детей) 10. Согласование прилагательных с существительными. – Какой снежок мы слепили? (ответы) – А снежинка какая? (ответы детей) 11. Развитие вербальной памяти, слухового внимания, речи-рассуждения. – Вам нравиться рассматривать снежинки? Послушайте, как любуются ими герои стихотворения А.Усачёва. Ёжик смотрит на снежинки: Это, думает, ежинки Белые, колючие И к тому ж летучие. Паучок на паутинке Тоже смотрит на снежинки: Ишь, какие смелые Эти мухи белые! Заяц смотрит на снежинки: Это заячьи пушинки Видно, заяц весь в пуху Чешет шубу наверху. Мальчик смотрит на снежинки: Это, может быть, смешинки. Не поймёт он, почему Очень весело ему. – Какие снежинки были у ёжика? У паучка? У зайчика? На кого похожи снежинки у паучка? На кого похожи снежинки у зайчика, у ёжика? – А на что, по-вашему мнению, похожи Ваши снежинки? Как вы думаете, почему мальчику очень весело? (Ответы детей)

Читайте также:  Деловая игра для учителей-логопедов: Логопедический калейдоскоп

7 12. Итог занятия. Краткий анализ: Занятие прошло эмоционально, продуктивно. Дети расположились вокруг большого стола вместе с логопедом. Ребята были активны от начала до конца занятия. Охотно брали инициативу в проведении его этапов на знакомом речевом материале. С удовольствием приняли предложение разыграть стихотворение по ролям. Занятие вышло за временные рамки, в следующий раз можно использовать аудиозапись в вводной части занятия.

Конспект подгруппового занятия в младшей логопедической группе на тему “Путешествие в жаркие страны”

Конспект занятия “Путешествие в жаркие страны” составлен для проведения подгруппового логопедического занятия с детьми – логопатами младшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия в младшей логопедической группе на тему “Путешествие в жаркие страны”»

Возрастная группа: младшая.

Вид занятия: комплексное.

Тип занятия: индивидуально-подгрупповое.

Форма проведения: занятие – путешествие.

Тема: «Путешествие в жаркие страны».

Программное содержание:

Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание (сильный целенаправленный ротовой выдох), слуховое и зрительное восприятие, мышление, зрительную память, мелкую и общую моторику; развивать эмоционально-волевую сферу (сопереживание, взаимопомощь).

Коррекционно-обучающие: автоматизировать изолированное произношение звука [ш], упражнять в подборе прилагательных к существительным, их согласовании.

Корекционно-речевые: уточнить и активизировать словарь по теме «Животные жарких стран», упражнять в умении изменять силу голоса.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать позитивное отношение к миру природы, речевую культуру поведения (уважение в общении, привычку употреблять вежливые слова).

Оборудование: ноутбук, презентация «Артикуляционная гимнастика в зоопарке», презентация «Островок», предметные картинки с изображением животных жарких стран, мягкие игрушки, игры на поддувание, игра на автоматизацию звука [ш] «Помоги змее», пособия уголка моторики и сенсорики (геометрические фигуры-втулки, звучащие бананы).

Ход занятия:

I.Подготовительная часть.

-К нам в гости пришла обезьянка, но почему-то она грустная. Как вы думаете, почему она грустит? Наверное, она заблудилась, хочет найти своих друзей и вернуться домой. Поможем обезьянке?

-Где может жить обезьянка? (в зоопарке) Отправляемся в зоопарк.

II.Основная часть.

Артикуляционная гимнастика «В зоопарке» – презентация.

Развитие памяти, согласование сущ. с прилаг. (по предметным картинкам)

-Кого мы видели в зоопарке? (серого слона, большого бегемота и т. д.)

А кого из этих животных мы не видели в зоопарке? (Змею). Наверное, она была в зоопарке, но хорошо спряталась. Давайте найдем змею.

Упр.на поддувание «Найди змею».

Автоматизация изолированного произношения звука ш.

– Помогите змее вернуться в свой домик (ведем пальчиком по дорожке, произнося отчетливо ш-ш-ш)

6.Игра «Тихо-громко» (изменение силы голоса).

-Посмотрите, наша обезьянка по-прежнему грустная, нет в зоопарке ее друзей. А где еще живут обезьяны? (в жарких странах). Отправляемся в жаркие страны! На чем можно туда добраться? (ответы детей) Мы полетим на самолете.

-Самолет летит близко У-У-У, далеко у-у-у (передвигаемся по самолетикам, изменяя силу голоса).

-Вижу на горизонте остров, приземляемся.

7. Биоэнергопластика. Презентация «Островок»

8. Игра на развитие восприятия «Помоги жирафу»

-Вот мы и прилетели в жаркие страны, на родину нашей обезьянки. Кого вы видите? (Жирафа) Похоже, с ним тоже приключилась какая-то неприятность. Он потерял несколько своих пятен. Давайте поможем вернуть их на место.

9. Игра на развитие слухового восприятия «Звучащие бананы».

-А вот и подружка нашей обезьянки. Она принесла угощение для нашей обезьянки, ведь она проголодалась в дороге. Давайте поделим бананы поровну.

III.Заключительная часть.

-Наша обезьянка стала веселая, она благодарит вас за то, что вы помогли ей найти подругу и вернуться домой, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб у вас тоже было много друзей, нужно помогать друг другу, всегда быть добрыми и внимательными.

Разработки занятий для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [98]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

Занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных ОНР. Конспект сопровождается презентацией.

Целевая аудитория: для логопеда

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме “Дифференциация Т-Д” представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме “Письмо Деду Морозу” представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме “Дифференциация звуков С-Ш” представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
– тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
– развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
– актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
– развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
– развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
– воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков с-ш в слогах. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие проводятся на этапе автоматизации звука Р в слогах и начале слова. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. Вместе с попугаем Рома, ребёнок отправиться на поиски клада, в конце занятия его ждёт сюрпризный момент.

Целевая аудитория: для логопеда

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 – 2020 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ссылка на основную публикацию