Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации сонорных звуков
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Трудности на этапе автоматизации поставленных звуков можно преодолеть посредством применения логопедических игр. Практика проведения логопедических занятий показывает, что наибольшее значение в процессе логопедической работы, имеют дидактические логопедические игры. Применение логопедических игр на занятиях способствует значительному ускорению процесса автоматизации звуков, повышает интерес детей к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskie_igry_dlya_avtomatizatsii_i_differentsiatsii_sonornyh_zvukov.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация и дифференциация сонорных звуков

Автоматизация произношения звуков [р] ,[р’].

Для игры потребуется зонтик, украшенный ленточками, на которых с помощью скрепок подвешены предметные картинки в названии которых есть звук [р] или [р’].

Логопед вносит зонтик и демонстрирует его, акцентируя внимание ребёнка на картинках. Далее начинает быстро крутить зонтик, предлагая поймать картинку. Задача ребёнка: называть пойманные картинки и чётко произносить звук [р] или [р’].

Игра «Разноцветные корзинки»

Автоматизация произношения звуков [р],[р’],[л],[л’]. Дифференциация данных звуков.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения лесных ягод, а на магнитной доске закрепляет с помощью магнитов изображения трёх разноцветных корзинок.

Логопед. Рассмотрите изображения ягод и разложите их по корзинкам. В красную корзинку положите ягоды со звуком [р], в коричневую – со звуком [р’], в жёлтую – со звуком [л], в зелёную – со звуком [л’].

А теперь расскажите, какие ягоды лежат в каждой корзинке.

1-й ребёнок. В красной корзинке лежат морошка, черника, брусника.

2-й ребёнок. В коричневой корзинке лежат рябина и черёмуха.

3-й ребёнок. В жёлтой корзинке лежит голубика.

4-й ребёнок. В зелёной корзинке лежат малина, земляника, клюква.

Игра «За грибами»

Автоматизация произношения звуков [р],[р’],[л],[л’]. Дифференциация данных звуков.

Логопед. Девочки Ира, Римма, Лада и Оля отправились за грибами. Вы отправитесь вместе с ними и поможете Ире собрать грибы, в названиях которых есть звук [р], Римме – грибы, в названиях которых есть звук [р’],

Ладе – грибы, в названиях которых есть звук [л], Оле – грибы, в названиях которых есть звук [л’]. Закрепляйте изображения грибов рядом с девочками и рассказывайте, какие грибы они собирают. Следите за произношением перечисленных звуков.

Игра «Разноцветные ромашки»

Развитие артикуляционной моторики (автоматизация произношения сонорных звуков в предложении). Развитие фонематического восприятия (дифференциация сонорных звуков в предложении).

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р] в названии на розовую ромашку и составьте предложение об этом.

1-й ребёнок. Муравей сидит на розовой ромашке.

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р] в названии на красную ромашку и составьте предложение об этом.

2-й ребёнок. Божья коровка сидит на красной ромашке.

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р] в названии на оранжевую ромашку и составьте предложение об этом.

3-й ребёнок. Комар сидит оранжевой ромашке.

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р’] в названии на сиреневую

ромашку и составьте предложение об этом.

4-й ребёнок. Стрекоза сидит на сиреневой ромашке.

Игра “Разноцветные корзинки”

Игра «Трудолюбивая пчела»

Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Дифференциация сонорных звуков в предложении.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение пчелы, а на столе рассыпает картинки с изображением других насекомых.

Логопед. Трудолюбивая пчела

Много мёду принесла.

Давайте поможем ей угостить мёдом других насекомых. Выбирайте картинку с изображением любого насекомого и составляйте предложение. Старайтесь правильно произносить все звуки.

1-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом голубую стрекозу.

2-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом коричневого муравья.

3-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом полосатого шмеля.

4-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом красную божью коровку.

Игра «Помоги куклам»

Автоматизация произношения звуков [р],[р’]. Дифференциация данных звуков в предложении.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух кукол с корзинками, а на столе раскладывает плоскостные изображения фруктов (груши, мандарина, граната, хурмы, абрикоса, персика).

Логопед. Давайте поможем куклам Рае и Марине купить фрукты. Рая должна купить фрукты со звуком [р] в названиях , а Марина – со звуком [р’]. Кладите кукле в корзину фрукт и составляйте предложение. Следите за произношением звуков.

Дети раскладывают фрукты в корзинки и закрепляют их с помощью магнитов.

1-й ребёнок. Рая купила грушу.

2-й ребёнок. Марина купила мандарин.

3-й ребёнок. Рая купила гранат.

4-й ребёнок. Марина купила абрикос.

5-й ребёнок. Рая купила персик.

6-й ребёнок. Рая купила хурму.

Игра «Помоги Роме и Ларисе»

Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Дифференциация сонорных звуков в предложении.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух детей с портфелями, а на столе раскладывает плоскостные изображения книг (“Федорино горе”, “Бармалей”, “Мойдодыр”, “Красная Шапочка”, “Снегурочка”, “Морозко”, “Три медведя”, “Теремок”)

Логопед. Мальчик Рома и девочка Лариса пришли в библиотеку выбрать себе книги. Давайте поможем им выбрать книги. Рома должен взять книги в названии которых есть звук [р], а Лариса в названии которых есть звук [р’]. Кладите детям в портфель книги и составляйте предложение.

1-й ребёнок. Рома взял книгу “Бармалей”.

2-й ребёнок. Лариса взяла книгу “Теремок”.

3-й ребёнок. Рома взял книгу “Морозко”.

4-й ребёнок. Лариса взяла книгу “Федорино горе”.

Логопед. Я прочитаю названия книг, а вы покажите все буквы р в их названиях.

Дети показывают букву р в названиях книг.

Игра «Волшебный мешочек»

Автоматизация произношения звуков [р] и [р’]. Дифференциация данных звуков на вербальном уровне.

Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из волшебного мешочка, назвать их и определить наличие звуков [р] и [р’] в их названии. Побеждают те дети, которые правильно выполнили задание.

Игра «Фруктовое ассорти»

Автоматизация произношения звуков [р] и [р’]. Дифференциация данных звуков.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух банок и фруктов (груши, мандарина, граната, хурмы, абрикоса, персика).

Логопед. Давайте приготовим фруктовое ассорти. В банку с красной крышкой будем укладывать фрукты, в названиях которых есть звук [р].

В банку с коричневой крышкой будем укладывать фрукты, в названиях которых есть звук [р’].

Дети раскладывают изображения фруктов в соответствии с инструкцией и комментируют свои действия. Логопед оценивает их работу и убирает пособие.

Игра «Вот какие повара!»

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре.

Логопед берёт в руки мяч.

Логопед. Начинается игра

“Вот какие повара!”

Есть черника, земляника,

Ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,

Что из ягод нам сварить.

Логопед. Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Надеюсь, что вы будете следить за произношением звуков [р], [р’], [л], [л’]. Из черники можно приготовить.

1-й ребёнок. черничное варенье.

Логопед. Из малины можно сварить.

2-й ребёнок. малиновое варенье.

Логопед. Из земляники можно сварить.

3-й ребёнок. земляничный джем.

Логопед. Из брусники можно приготовить.

4-й ребёнок. брусничное повидло.

Логопед. Из голубики можно сварить.

5-й ребёнок. голубичное варенье.

Развитие элементарных математических представлений. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Автоматизация произношения сонорных звуков в игре.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения фруктов в названии которых слышится звук [р]или [р’] (груша, гранат, персик, хурма, мандарин, абрикос).

Логопед. Теперь переверните картинки с изображением фруктов.

Дети переворачивают картинки и видят написанные на них цифры.

Логопед. Посчитайте именно те фрукты, изображение которых у вас на картинках и именно столько, сколько указывает цифра.

1-й ребёнок. У меня на картинке груша и цифра 5.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

2-й ребёнок. У меня на картинке персик и цифра 6.

один персик, два персика, три персика, четыре персика, пять персиков, шесть персиков.

Упражнение «Соберём семейку»

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация произношения сонорных звуков в игре.

Логопед. Давайте подберём слова одной семейки к слову гриб. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовёшь маленький гриб?

1-й ребёнок. Грибок.

Логопед . А как можно назвать очень большой гриб?

2-й ребёнок. Грибище.

Логопед. Как называют суп из грибов?

3-й ребёнок. Грибной.

Логопед. Как называют человека, собирающего грибы?

4-й ребёнок. Грибник.

Логопед. Как называют тонкие переплетённые нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы?

1-й ребёнок. Грибница.

Логопед. Как можно ласково назвать гриб?

2-й ребёнок. Грибочек.

Игра «Осенние листья»

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Автоматизация звуков [р’],[л’].

Логопед. Вы узнали на картинках разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях растут?

Логопед бросает детям мяч по очереди и задаёт им вопросы: какие листья растут на берёзе (рябине, черёмухе, тополе, клёне, липе, ольхе)?

На берёзе растут берёзовые листья.

На рябине растут рябиновые листья.

На черёмухе растут черёмуховые листья.

На тополе растут тополиные листья.

На клёне растут кленовые листья.

На липе растут липовые листья.

На ольхе растут ольховые листья.

Игра «Назови ласково»

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Автоматизация произношения звука [р].

Гора – горочка, нора – норочка, рыба – рыбка, борода – бородка, трава-травка, пирамида – пирамидка, рука – ручка, черника – черничка, тёрка-тёрочка, рубашка – рубашечка, ромашка – ромашечка, коробка – коробочка, веер – веерок, катер – катерок, свитер – свитерок, фартук – фартучек, горшок -горшочек, горох – горошек, роза – розочка, верба – вербочка, парта -парточка, бритва – бритвочка, забор – заборчик, мотор – моторчик, матрас -матрасик, рыбак – рыбачок, круг – кружочек.

Игра «Скажи наоборот»

Закрепление умения подбирать слова, противоположные по значению. Автоматизация произношения сонорных звуков.

Логопед объясняет, что у него есть «волшебная» палочка. Педагог называет слово и передаёт играющему «волшебную» палочку. Ребёнок должен назвать слово, противоположное по значению, и отдать палочку ведущему. Если ребёнок отвечает неправильно, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался к концу игры.

“Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_na_logopedicheskih_zanyatiyah_dlya_avtomatizatsii_i_differentsiatsii_zvukov.docx236.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Автор : Красакова Ольга Александровна,
учитель-логопед ДОУ Детского сада №257 г.Новокузнецк

Пальчиковые шаги – Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам, ступенькам.

Лабиринт – по нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки .

Улиточка – ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали – домику улитки.

Тир – ребенок бросает шарик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Бусы – ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Пирамидка – ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кнопочки – ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопку». Сколько кнопочек – столько повторов.

Су-джок – ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику или катает игольчатый мячик в ладонях, отрабатывая речевой материал.

Счеты – ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Ладошки. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

ЛОТО «ТРУДНЫЕ ЗВУКИ»

В данном лото каждая карточка направлена на автоматизацию конкретного звука (с,з,ц,ш,ж,р,л) в определенной позиции (в начале слова, в середине, в конце).

Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинку.

Виноград, трамвай, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Крыжовник, курица, тетрадь,

Гриб, смородина, кровать,

Груши, грузовик, Петрушка,

Виноград, трамвай, игрушка.

Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОС?

Спиной к детям стоит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки, отрабатывая трудные звуки. Водящий должен угадать, кто к нему подошел. Кто по голосу будет узнан, тот становится водящим.

Дам тебе я сахару,

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Вот лягушка по дорожке

Скачет высунувши ножки,

РАССКАЗЫ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ

Автоматизация звуков в связной речи.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Цель . Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

Цель . Автоматизация звука ч во фразах.

Описание игры . Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.

Цель . Автоматизация звука ч в предложениях.

Оборудование . Кукольный чайный сервиз, куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.

Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог предлагает одному ребенку налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».

Цель . Автоматизация звука з .

Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.

Цель . Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Зажужжала, как пчела,

Наскочила на сучок,

Треснула и стала,

Цель . Автоматизация звука р в тексте.

Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них <топают ногами).

Бараны . Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Открывайте ворота!

Ворота . Рано, рано, вы, бараны, Застучали в ворота.

Бараны . Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Пропустите в ворота!

Ворота . Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.

Бараны . На луга, где трава, А на травушке роса.

Ворота . Еще рано вам туда, Не откроем ворота.

Бараны . Тра-тра-тра, тра-тра-тра, До свиданья, ворота. Мы придем, когда высохнет трава. ( Уходят .)

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Анастасия Абатурова
Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Уважаемые коллеги! Я работаю на логопункте и постоянно испытываю недостаток игр и игровых приёмов при автоматизации и дифференциации звуков у детей. Эти процессы могут занять достаточно много времени и без хорошей наглядности являются скучными и не очень интересными для ребёнка. И поэтому мною были придуманы и изготовлены красочные игры, которые я и хочу представить вашему вниманию. Эти игры очень нравятся детям, они просят играть с ними снова и снова, и это значительно облегчает процессы автоматизации и дифференциации звуков. Перед тем, как начинаем играть в игру, мы повторяем с ребёнком, над какими звуками мы работаем, чтобы он знал, что именно от него требуется, а потом уже приступаем непосредственно к игре.

Игра “Лунтик-художник

Цель: дифференциация звуков [р] и [л].

Оборудование: картинка с изображениями Лунтика с красками; 2 мольберта – один с изображением буквы Р, другой – с изображением буквы Л; предметные картинки со звуками [л] и [р].

Инструкция: Лунтик очень любит рисовать. Он нарисовал уже очень много картин, но когда рисовал их, складывал в одну стопку. И теперь нам с тобой нужно помочь ему разобрать картины: на один мольберт мы будем класть картины, в названии которых есть звук [р], а на другой – со звуком [л].

Игра «Соберём ягоды в корзинки»

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Оборудование: 2 корзинки с ягодами, на одной изображена буква Ш, на другой – С; картинки с изображением ягод, на обратной стороне которых наклеены предметные картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш].

Инструкция: Давай представим, что мы с тобой были в лесу и набрали там много-много ягод. А теперь нам нужно их перебрать. В одну корзинку мы будем класть ягодки, на обратной стороне которых изображена картинка со звуком [c], в другую – со звуком [ш].

Игра «Маша играет в снежки»

Цель: автоматизация звука [ш].

Оборудование: картинка с изображением Маши (или игрушка); картинки с изображением снежков, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуком [ш].

Инструкция: Маша очень любит играть. И одной из её любимых забав зимой является игра со снежками. Но вот лепить снежки она не очень любит. Давай мы с тобой поможем ей налепить снежки. Бери снежок и называй картинку, изображённую на обратной стороне. Если ты назовёшь картинку правильно, мы отдаём снежок Маше, а если неправильно – откладываем его в сторону. А потом посчитаем, сколько снежков ты слепил для Маши.

Игра «Буратино и Мальвина собираются в школу»

Цель: дифференциация звуков [л] и [р]; закрепление знаний по лексической теме «Школа»

Оборудование: картинки с изображением Мальвины и Буратино (или игрушки); предметные картинки с изображением школьных принадлежностей, в названии которых есть звуки [л] и [р].

Инструкция: Буратино и Мальвина собрались идти учиться в школу. Давай поможем им вспомнить названия тех предметов, с которыми им придётся часто встречаться в школе. Давай ты будешь называть картинки, и те карточки, в названии которых встретился звук [л], будешь отдавать Мальвине, а карточки, в названии которых встретился звук [р], отдадим Буратино.

Игра «Шарик и Матроскин играют в хоккей»

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш]

Оборудование: изображение Шарика и Матроскина с клюшками; картинки с изображением шайб, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [с] и [ш].

В Простоквашино наступила зима, Шарик и Матроскин захотели поиграть в хоккей. Посмотри, как много у них шайб. Давай ты будешь называть картинки, изображённые на обратной стороне шайбы. Если в картинке ты услышишь звук [с], то отдашь шайбу тому, в чьём имени есть звук [c]. Кто это? (Матроскин). А картинки, в которых слышится звук [ш], мы отдадим тому, в чьём имени есть звук [ш]. Кто это? (Шарик). И в конце игры мы посчитаем, сколько шайб досталось каждому. У кого шайб окажется больше, тот и одержал победу в игре.

Игра «Клоун-жонглёр»

Цель: дифференциация звуков [ч] и [щ].

Оборудование: картинка с изображением клоуна, жонглирующего разноцветными мячами; картинки с изображением разноцветных мячей, на обратной стороне которых наклеены предметные картинки со звуками [ч] и [щ].

Инструкция: Ты когда-нибудь был в цирке? Видел жонглёра? У него должно быть много мячиков для того, чтобы номер получился интересным. Сейчас ты будешь помогать клоуну. Бери мячик и называй картинку, которая изображена на обратной стороне. Если ты назовёшь картинку правильно, значит, отдаёшь мячик клоуну, а если называешь картинку с ошибкой – мячик клоуну не отдаём.

Игра «Детки и конфетки»

Цель: автоматизация звуков [л] и [л`].

Оборудование: картинка с изображением детей, которые сидят за столом и пьют чай; картинки с изображением конфет, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [л] и [л`].

Инструкция: Посмотри на картинку. Детишки сели пить чай, но на столе у них ни одной конфеты, а они такие сладкоежки! Давай ты сейчас постараешься и заработаешь конфеты для детишек. Бери конфетку и называй картинку, изображённую на обратной стороне. Если ты картинку назовёшь правильно, отдаёшь конфету детишкам, если неправильно – конфета остаётся у меня.

Игра «Белкины запасы»

Цель: автоматизация звуков [р] и [р`].

Оборудование: картинка с изображением белки (или игрушка); картинки с изображением грибов, желудей, орехов, шишек, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [р] и [р`].

Инструкция: Белочка начала готовиться к зиме и собирать к себе в дупло запасы. Давай и мы поможем ей в этом непростом деле. Ты называешь картинку, изображённую на обратной стороне шишки. И если картинка будет названа правильно, ты отдаёшь шишку белке, а если неправильно – шишка остаётся у меня.

Игра «Коза и капуста»

Цель: автоматизация звуков [с] и [з].

Оборудование: картинка с изображением козы (или игрушка); картинки с изображением капусты, на обратной стороне которой наклеены картинки со звуками [с] и [з].

Инструкция: Ты знаешь сказку «Семеро козлят»? Козу дома ждут 7 маленьких козлят, которые очень хотят кушать. Они любят полакомиться свежей, сочной капустой. Давай мы с тобой поможем козе накормить детишек. Называй картинку, изображённую на обороте капусты. Если ты называешь картинку правильно, мы отдаём капусту козе, а если неправильно, коза капусту не получает.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков. В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных.

Работа логопеда Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательном детском саду. Когда 4 года назад приступила к работе – встали вопросы: Как воспитателю.

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Не секрет, что автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо всеми возможными способами облегчить ребенку работу по введению нового звука в речь. Вопросы: «Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными? Как увлечь своего воспитанника? Как удивить его и вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать речевой материал?», – подтолкнули на создание этого пособия.

Данная авторская разработка состоит из комплекса игр и различных игровых ситуаций выполненных в компьютерной программе Microsoft Рowerpoint. Этот мультимедийный продукт объединяет в себе два мощных стимула: игра и компьютер.

Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Подобный компьютерный продукт вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и сам компьютер или интерактивная доска очень привлекательны для большинства детей.

Компьютерная игра создает положительный эмоциональный фон, что сказывается на эффективности занятий.

Описание пособия и управление презентацией.

Авторский мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков» – презентация Microsoft Рowerpoint, 26 слайдов.

Комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Носит стимулирующий характер.

Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах*.

* В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.

Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

– повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;

– повысить познавательную активность и работоспособность детей;

– формировать звуковую культуру речи;

– развивать фонематический слух;

– развивать чувство ритма;

– активизировать все компоненты речевой деятельности;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;

– воспитывать доброжелательность, желание помочь.

1 слайд – титульный слайд

23 слайд – Игра «Насос» – звук [С];

45 слайд – Игра «Комарик» – звук [З];

67 слайд – Игра «Змейка» – звук [Ш];

89 слайд – Игра «Божья коровка» – звук [Ж];

1011 слайд – Игра «Паровозик» – звуки [С-Ш];

1213 слайд – Игра «Помоги улитке» – звук [Л];

1415 слайд – Игра «Загони машину в гараж» – звук [Р];

1617 слайд – Игра «Помоги Колобку» – любой звук;

1820 слайд – Игра «Клумба» – любой звук;

2122 слайд – Игра «Бабочка» – любой звук;

2325 слайд – Скрытые слайды: ссылки на интернет источники;

26 слайд – Спасибо за внимание.

На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:

– «Знак вопроса» – нажатие кнопки открывает всплывающее окно с заданием игры. Чтобы окно исчезло, необходимо нажать на него.

– «Домик» – возвращает на титульный слайд, к списку всех игр.

– Чтобы листать слайды, а также, чтобы герои продвигались по лабиринтам необходимо щелкать по кнопке – .

На титульном слайде представлены все 10 упражнений, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую картинку.

Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.

Цель: автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. В ходе игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж помогают ему в этом.

Например, взрослый просит ребенка чётко произносить слоги «са-со-су-сы» или целую фразу «У Сони коса». После каждого правильного произношения ребенком взрослый щелкает на кнопку , и насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит его постараться, быть более внимательным и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как Винтик и Шпунтик поехали на машине.

Упражнение «Комарик», 45 слайд

Цель: автоматизация звука [З] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги комарику долететь домой до болота, для этого четко произноси звук [З] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается комар при правильном выполнении заданий со звуком [З].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как комарик прилетел на родное болото.

Упражнение «Змейка», 67 слайд

Цель: автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги змейке спрятаться в траву от палящего солнца, для этого чётко произноси звук [Ш] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается змея при правильном выполнении заданий со звуком [Ш].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как змея спряталась в траве.

Упражнение «Божья коровка», 89 слайд

Цель: автоматизация звука [Ж] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги божьей коровке добраться до своих деток, для этого чётко произноси звук [Ж] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается божья коровка при правильном выполнении заданий со звуком [Ж].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как божья коровка доползла до своих деток.

Упражнение «Паровозик», 1011 слайд

Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Очень нелегкий путь предстоит паровозику через высокие горы и холмы. Нам необходимо облегчить его путь. Когда паровозик едет вниз, язычок опускается вниз, и мы произносим звук [С]. Язычок поднимается вверх, произносим звук [Ш], и паровозик едет вверх.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как паровозик выехал на поляну.

Упражнение «Помоги улитке», 1213 слайд

Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги улитке доползти до цветка, для этого чётко произноси звук [Л] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается улитка при правильном выполнении заданий со звуком [Л].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как улитка приползла на цветок.

Упражнение «Загони машину в гараж», 1415 слайд

Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Чтобы загнать машину в гараж надо завести у неё мотор, для этого четко произноси звук [Р] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается машина при правильном выполнении заданий со звуком [Р].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как машина заехала в гараж.

Упражнение «Помоги Колобку», 1617 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука (по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги Колобку убежать от лисы, для этого четко произноси звук (любой звук по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах или фразах.

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». Колобок убегает и прячется от лисы под разными ёлками, та его догоняет.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как колобок убежал от лисы.

Упражнение «Клумба», 1820 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой звук по выбору педагога).

Инструкция: слайд 18 – Давай посадим семена, чтобы выросли красивые цветы в вазоне. Для этого чётко произноси заданный звук (слоги, слова или фразы). Посмотри, как это сделаю я. Взрослый даёт образец правильного выполнения задания и нажимает на кнопку . Ребенок видит, как на экране семена перемещаются в вазон и вместо них вырастают красивые цветы. Затем взрослый предлагает ребенку посадить свою клумбу. Щелкает кнопку и переходит на 19 слайд.

Педагог просит ребенка выбирать любую семечку и после правильного выполнения задания щелкать по ней. После щелчка семечка превращается в цветок. Когда все семечки станут цветами, щелчком по кнопке переходим на 20 слайд.

– Вот какая красивая клумба у нас получилась.

Игра заканчивается, и ребенок видит, клумбу с красивыми цветами.

Упражнение «Бабочка», 2122 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой по выбору педагога).

Инструкция: Чётко произноси заданный звук, (слоги, слова, фразы) и бабочка перелетит на другой цветок.

Щелчком по кнопке появляется цветок, вторым щелчком летит бабочка на этот цветок. Поэтому можно давать задания ребенку не только на перелет бабочки, но и на появление цветка.

Игра заканчивается, и ребенок видит бабочку на лугу.

Данное пособие нашло живой отклик и интерес у детей, и подтолкнуло использовать его на любых занятиях построенных в виде квеста. Выполняя любой сложности и тематики задания, дети помогают герою.

Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль над ходом выполнения задания.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных игр-презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об этом говорят следующие факты:

– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

– Движения, звук, анимация надолго привлекают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное.

– В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут, приучаются к самостоятельности, развивается навык самоконтроля.

– Знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка.

Игры-ходилки для автоматизации и дифференциации звуков на занятиях по коррекции звукопроизношения

Игры-ходилки для дошкольников, направленные на автоматизацию и дифференциацию наиболее часто нарушаемых в произношении звуков.

Использование игр облегчает подготовку к занятиям, позволяет чутко реагировать на изменение личностных возможностей и потребностей детей, способствует не только автоматизации поставленных звуков, но и укреплению психологической базы речи. Внедрение данных игр в занятие создаёт благоприятную атмосферу на коррекционном зпнятии и снижает риск возникновения эффекта “кабинетной речи”.

Содержимое разработки

Авторские игры-ходилки
для автоматизации
и дифференциации звуков
на занятиях по коррекции
звукопроизношения.

Разработка учителя-логопеда
МБДОУ №257 г.Красноярск
Арефьевой З.А.

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой, продолжительной, а зачастую и монотонной работы по закреплению правильного произношения.

Многократное повторение одних и тех же слов, предложений – условие необходимое, но утомительное для детей дошкольного возраста.

Именно поэтому мы разработали и активно используем на занятиях комплекс игр-ходилок для автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков.

Позвольте вас с ними познакомить.

– «Глупый осёл» (автоматизация звука Л)

– «Негритёнок и корона»
(автоматизация звуков Р и Рь)

– «Мишка и шишка»
(автоматизация звука Ш)

– «Старый лис»
(автоматизация звуков С и З)

Для проведения игр требуется:

– горизонтальная поверхность для раскладывания карточек (подойдёт обычный стол или ковёр, но мы используем специально изготовленный планшет, облегчающий раскладку карточек, их переворачивание и соблюдение порядка во время игры)

карточки с изображением предметов, названия которых содержат автоматизируемый звук. Слова подбираются в зависимости от звукопроизносительных возможностей детей на данный момент, а так же в соответствии с целями дополнительного этапа игры, о котором я расскажу немного позже. Важно, чтобы среди карточек была одна с ключевым словом-предметом («Глупый осёл» – «мыло», «Негритёнок и корона» – «корона», «Мишка и шишка» – «шишка», «Старый лис» – «заяц»)

– фигурки – игрушки, герои рифмованных коррекционных текстов: осёл, негритёнок, медвежонок, лиса. При разработке игр нами использовались обычные фишки – заменители, но введение игрушек, конечно же, повысило заинтересованность ребят

дополнительными атрибутами игр могут стать натуральные или нарисованные тележка, рюкзак (ранец), мешок, корзина (лукошко), сумка. Эти атрибуты пригодятся только в одном из вариантов проведения игр.

– для «вживания» в игру можно использовать предметы – иллюстраторы ключевых карточек.

На этом этапе дети знакомятся со стихотворением (коррекционным рифмованным текстом), насыщенным автоматизируемым звуком, уточняется значение незнакомых слов.

Предлагается взаимодействие с ключевым предметом каждой игры – найти в сухом пальчиковом бассейне игрушечную корону, кусок мыла (камешек), шишку, зайца (кусочек искусственного меха). Отыскать в «чудесном мешочке» главного героя стихотворения.

На столе прямоугольником раскладываются карточки, перевёрнутые рисунками вниз, а рубашками вверх – это игровое поле. Дети поочерёдно проговаривают стихотворение, передвигая фигурку по игровому полю в любом направлении, кроме диагонального и не перескакивая через карточки.

Картинка, на которой остановилась фишка, переворачивается и игрок составляет предложение типа:

Далее возможно 3 варианта продолжения игры:

вариант №1
Рекомендуется при освоении игры, с детьми младшего возраста и тогда,
когда время игры ограничено.

Картинка остаётся лежать лицевой стороной вверх, ход переходит к следующему игроку.

Ребёнку нужно рассчитать траекторию движения фишки так, чтобы проложенный маршрут не привёл его к уже «разгаданной» карточке.

Картинка снова переворачивается рубашкой вверх, ход переходит к следующему игроку.

Этот вариант тренирует зрительную память и внимание – ведь чтобы повторно не перевернуть уже «разгаданную» карточку, дети должны удерживать в памяти её расположение, а не только рассчитать маршрут, как в предыдущем варианте.

Разгаданная карточка убирается с игрового поля либо просто в стопку, либо в дополнительные атрибуты, о которых мы говорили ранее (тележка, корзина и т.п.) При этом прежде чем передать ход следующему игроку, водящий должен перечислить все предметы, убранные с игрового поля:

в тележке у ослика лежат яблоко, лом, колобок, лопата…
– в корзинке/рюкзаке/ранце у негритёнка хранятся рубин, сарафан, груша, карандаш
– в лукошке/мешке у мишки лежат шорты, шампунь и швейная машинка
– в сумке лис несёт самосвал, бусы, сапоги

К окончанию игры список предметов увеличивается, игра усложняется, у детей развивается речеслуховая память. Передвигаться по игровому полю тоже становится сложнее, ведь ни наступать, ни перепрыгивать «ямы» нельзя.

Основной этап игры заканчивается тогда, когда искомая карточка будет перевёрнута.

Обратите внимание, что одно и то же стихотворение во время игры, дети проговаривают до 10 раз, следя при этом за речью друг друга.

Детям предлагается рассказать, как герой стихотворения будет использовать найденные / купленные предметы

Можно предложить рассортировать эти предметы по количеству слогов, позиции автоматизируемого звука в слове, принадлежности к обобщающим понятиям. Найти слова-рифмы, составить предложения с найденными словами.

Если учитель-логопед предполагает проведение дополнительного этапа, особенно внимательно нужно отнестись к подбору карточек, выкладываемых на игровое поле.

Игры этого комплекса можно использовать и в случае, когда перед детьми и логопедом стоит задача дифференциации смешиваемых звуков. В таком случае рифмованный текст предлагается на один звук (или группу звуков), а картинки подбираются на оппозиционные звуки.

Компактность и мобильность этих игр облегчает подготовку к занятиям, даёт возможность чутко и своевременно отреагировать на изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений детей.

Во время этих занятий происходит не только автоматизация поставленных звуков в словах и фразах, расширяется словарный запас, но и улучшается функция самоконтроля, укрепляется психологическая база речи (память, восприятие, внимание, мышление)

Данные игры мы практикуем в течение трёх учебных лет. Благодаря использованию различных вариантов и постепенному введению дополнительных атрибутов, они не приедаются детям и всегда являются для них приоритетными при выборе. Положительный эмоциональный фон, непринуждённая атмосфера, а так же азарт и стремление к победе позволяют быстрее включить автоматизируемые звуки в спонтанную детскую речь, что и является целью нашей работы с дошкольниками в детском саду.

Мы надеемся, что предлагаемые игры смогут стать для практикующих логопедов и заботливых родителей бесценными помощниками в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Дидактические игры по автоматизации звуков [Р], [Ш], [Л] и развитию познавательных процессов у дошкольников с ОНР

[Р], [Ш], [Л])

Авторы-составители:

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

Читайте также:  Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Б-П
Ссылка на основную публикацию