Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Игры можно использовать во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры, закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста40.67 КБ
Дидактическая игра “Вопрос с подсказкой”1.87 МБ
Дидактическая игра “Спрашиваем сами”428.42 КБ
Дидактическая игра “Угадай, какой предмет загадали”462.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития диалогической речи детей

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.

— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Так бывает или нет?

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

– Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
    Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
    сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?

Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

  • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
  • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
  • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать). ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

ИГРЫ С ТЕЛЕФОНОМ

Заказ такси по телефону

Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

— На какое время вам нужна машина?

— На 8 часов утра.

— В детскую поликлинику.

— Назовите ваш телефон.

— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

— Спасибо. До свидания.

Звонок на работу маме (папе)

Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

— До встречи, сынок.

Звонок в поликлинику

Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Нет, только кашель.

— Имя, фамилия девочки? Возраст?

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

Дидактическая игра «Волшебное эхо»

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.

В игре участвуют 10—12 человек.

Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».

Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант.

Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:

  • Лови мяч, пожалуйста.
  • Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.

Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».

Дидактическая игра «Вежливые отгадки»

Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:

Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит?

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

игры, направленные на развитие диалогической речи
картотека по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
dialogicheskaya_rech.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие диалогической речи для детей младшего возраста, упражнений, способствующих формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.

«Игры и упражнения»

Формирование речевого этикета

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и говорит: «Как тебя зовут?» («Как твое имя?» «Ты – кто ?»). Ребенок ловит мяч и отвечает: «Меня зовут Катя» ( «Мое им я Света», «Я- Костя»).

Затем воспитатель задает следующие вопросы: Как зовут мальчика рядом с тобой? Как зовут девочку в красном платье? Как зовут твою подругу ( Друга) ? – Как зовут твою маму ( сестру, брата)?

Один и тот же вопрос воспитатель задает нескольким детям подряд. Для тренировки внимания и скорости речевой реакции вопросы задаются вразброс.

Дети образуют два круга – маленький и большой. С куклами в руках они перемещаются в двух кругах в разном направлении ( Вправо – влево ) и поют:

Мы бежим, бежим, бежим,

Потому, что мы спешим.

А теперь мы остановимся

И друг с другом познакомимся.

Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большего круга. По сигналу круги опять перемещаются под музыку. Дети знакомят кукол с новыми соседями.

Незнайка учится здороваться

Незнайка. А вот и я! Я очень рад вас видеть!

Воспитатель . И мы тебе рады. Но, Незнайка, ты ведь с нами не поздоровался!

Незнайка. А я не умею, я не знаю, как надо здороваться!

Воспитатель. Нужно подойти к мальчик у или девочке, сказать «Здравствуй» и назвать его имя. Можно при этом слегка кивнуть головой, вот так: « Здравствуй, Оля». И тебе сразу ответят: «Здравствуй, Незнайка!»

( Незнайка по порядку здоровается со всеми детьми, те отвечают ему: «Здравствуй, Олег (Света, Ира, Марина )», «Здравствуй, Незнайка».)

Незнайка вспоминает, что не поздоровался с воспитателем и няней, и тоже говорит им «Здравствуй». Воспитатель объясняет, что «Здравствуй» можно говорить таким же мальчикам и девочкам, а взрослым говорят «Здравствуйте». Незнайка исправляется:

— Здравствуйте, Анна Валентиновна.

— А дети тоже так умеют? Я хочу послушать, как они здороваются с Вами.

— Здравствуйте, Анна Валентиновна.

— Здравствуй, Наташа ( Олег, Витя, Юра ).

Незнайка . А Можно еще как-нибудь здороваться?

Воспитатель. Да, с друзьями можно здороваться просто: «Привет!», а со взрослыми или незнакомыми детьми – «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер».

Вот послушайте стихотворение О. Дриз «Добрые слова»:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» — я кричу.

«Добрый день !» — кричу вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Незнайка . Можно я попробую?

-Привет, Витя! (Саша, Лена, Марина).

-Добрый день, Оля! ( Катя. Миша).

-Добрый день, Незнайка.

-Добрый вечер, Коля!

Воспитатель . Так говорят только вечером. Когда домой придут родители, можно им сказать: «Добрый вечер!»

Незнайка . Доброе утро!

Воспитатель. А так говорят утром, когда приходят в детский сад.

Незнайка . Так интересно! Я побегу, расскажу ребятам в других группах.

Воспитатель . Погоди, Незнайка, нужно попрощаться . сказать: «До свидания, Незнайка! До встречи!

Воспитатель и дети строят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит одну из форм приветствия или прощания: «Здравствуй, Лена» , «Привет, Саша», «Доброе утро, Сережа», Доброе утро, Коля», «Добрый день, Света», «До свидания, Вадик», « Прощай, Оксана», «Пока, Марина», « До встречи, Таня» , «Спокойной ночи. Петя».

Дети, поймав мяч, отвечают соответствующей репликой. Сначала каждую реплику воспитатель говорит не скольким детям подряд, затем для тренировки внимания и скорости речевой реакции реплики говорятся вразброс. Воспитателя заменяет ребенок.

Незнайка учится просить

Незнайка пришел в группу расстроенный. Чуть не плачет.

Воспитатель . Здравствуй, Незнайка! А то случилось?

Незнайка . Я хотел принести игрушки детям, а продавец в магазине мне их не дал.

Воспитатель . Почему? Ты его хорошо попросил?

Незнайка . Конечно, хорошо! Я спешил и сказал так: «Я опаздываю к детям в детский сад! Немедленно дайте мне игрушки!»

Воспитатель . Теперь понятно! Незнайка, ведь ты не вежливо, грубо попросил. Разве так надо просить?

Незнайка . Подумаешь, какая разница: вежливо или невежливо?

Воспитатель . А вот ты садись к детям и послушай мою сказку, тогда и поймешь, есть разница или нет.

Как петушок и курочка иголку просили

Жила – была девочка Машенька. И были у нее петушок да курочка. Целый день Машенька по хозяйству управляется. А петушок и курочка рядом ходят, помогают.

Рвала Маша крыжовник с колючего куста да пальчик и уколола. Сидит девочка и плачет, болит пальчик, никак занозу не достать! Прибежала курочка и петушок за н ей:

— Не плачь, Машенька! Чем тебе помочь?

-Бегите скорее к елочке, просите у нее иголку вытащить занозу. Да просите вежливо.

-Вот еще ! – подумал петушок. – Не буду я вежливо просить. И так даст!

Подбежал он к елочке, ножками затопал, крыльями захлопал и закричал во все горло:

— Ку-ка-ре-ку! А ну , елка, подавай иголку, да побыстрей! Обиделась елка, насупилась, выставила колючие иголки – не подходи, уколю! А тут и курочка подбежала:

-Красавца – елочка, зеленая иголочка! Дай, пожалуйста, иголочку Машеньке занозу вытащить.

Подобрела елка, опустила свои иголки – бери какую хочешь!

— Спасибо тебе, елочка!

Взяла курочка иголку и быстрее к Маше. Вытащила Маша занозу и улыбнулась:

А петушку спасибо не сказала, А почему, как вы думаете?

Незнайка. Как же мне попросить игрушки для детей? Может быть дети мне подскажут?

Приглашение к игре по телефону

Воспитатель. Дети, как можно пригласить в игру товарища? Что обычно вы говорите?

Воспитатель предлагает пригласить товарища по телефону к себе домой поиграть. Воспитатель для примера звонит по телефону Оле:

— Оля, ты хочешь играть? ( Давай играть вместе. Хочешь играть в игру? т.д.)

-У тебя есть кукла?

-Бери и приходи, пожалуйста, ко мне играть.

Потом Оля звонит Марине:

-Марина, ты хочешь играть?

Несколько детей становятся друг за другом, образуя паровоз с вагонами. Остальные дети стоят на «станциях» с «пассажирами» — куклами, мишками, матрешками, зайцами и т.д. «Паровоз» начинает двигаться со словами:

И вагончики повез

Далеко вас укачу.

На «станции» кто-либо из детей – пассажиров – просит принять его в игру:

-Можно с вами поиграть? Можно мишку покатать? Дети из паровоза отвечают:

-Ты, Танюша не сиди, к нам играть скорей иди!

Ребенок пристраивается сзади, и паровоз идет до следующей «станции».

Я тоже так умею

Воспитатель, имитируя действия, сообщает:

Ребенок должен ответить, имитируя действие:

— Я тоже рисую. (И я рисую. Я тоже умею рисовать.)

Воспитатель постепенно расширяет реплики. Стимулирую детей к таким же высказываниям:

— Я умею рисовать красками (…рисовать в альбоме, …рисовать дом и дерево и .д.)

Реплики : -Я рисую. –Я мою окно. –Я улыбаюсь всем детям.- Я нюхаю цветы. –Я делаю зарядку на ковре. –Я лечу, как птичка. –Я паровоз – везу дрова. -Я качаю маленькую дочку.

Что делает мама?

Воспитатель предлагает вспомнить, что делает мама дома и сказать всем детям. Дети высказываются.

— Моя мама варит борщ.

— Моя – убивает и пылесосит.

— Моя мама читает мне книжки… т.д.

Воспитатель поощряет детей, если они высказываются распространенными предложениями или дополняют свои высказывания.

Аналогично проводится игра-беседа «Что делает папа, дедушка, бабушка» и т.д.

Узнайте, о ком я загадала?

Воспитатель предлагает детям загадать кого-либо из присутствующих детей, но ему (воспитателю) не называть. Затем задает вопросы, по которым отгадывает ребенка: Это мальчик или девочка? Какие у нее волосы: темные или светлые, короткие или длинные? У нее есть бант? Какого цвета платье? И т.д.

Затем роли меняются: загадывает кого-либо из детей, воспитатель (ребенок), а все отгадывают.

Аналогично проводится игры «узнай мою любимую куклу», «У кого мне понравилось платье?», «Какой предмет я задумала?»

Во время расспроса дети должны видеть эти предметы.

Что стоит в группе?

Одному из детей предлагают осмотреться в группе и хорошо все запомнить. После этого ему завязывают глаза и задают вопросы, на которые он должен ответить по памяти.

Вопросы могут быть такими: Сколько окон у нас в группе? Какого цвета люстры? Где находится портрет? Что стоит между столом воспитателя и шкафом? У нас есть в группе розетки? Пол коричневый или красный? И т.д.

Для усложнения ребенку, задающему вопросы, можно тоже завязать глаза.

3.2. Упражнения в составлении диалогов

Зайка приглашает Белочку на день рождения

1. Проект диалога (детям не сообщается).

Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзину спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайчик были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга.

— Привет, Зайка! Как я рада тебя видеть!

— Здравствуй, Белочка. Я тоже рад, что тебя встретил.

— Куда ты торопишься?

— Я спешу домой. Мне нужно к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У меня сегодня день рождения, и я приглашаю тебя в гости.

— Спасибо, обязательно приду.

— Ну, я побегу. До свидания. До вечера!

2. Воспитатель сообщает детям ситуацию, инсценируя ее с помощью игрушек:

Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзинку спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайка были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга. Они стали разговаривать.

3. Воспитатель сообщает содержание беседы Белочки и Зайчика: Белочка спросила, куда торопится Зайка. Зайка рассказал, что спешит домой, чтобы к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У него день рождения. Зайка пригласил Белочку на свой день рождения. Белочка поблагодарила и пообещала прийти. Они распрощались до вечера.

Дидактические игры (на формирование словаря

«Перепрыгни через ров»

Цель игры. Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.

Игроков распределяют на две команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см).

Перед каждой командой рисуют две параллельные линии — это ров. На слова воспитателя:

все прыгают. Выигрывает та команда, в которой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, но сказанный уже «победителями», предпринимает вторую попытку. Игру можно активизировать, предложив детям прыгать с закрытыми глазами.

Цель игры. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал).

Один из игроков исполняет роль ветерка, остальные — зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длинными ушами и на корточках располагаются по кругу. На слова, сказанные воспитателем:

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался — скок да скок —

Белый маленький клубок,

они медленно поднимаются и прыгают на двух ногах вперед.

На следующее четверостишие:

Вот запрыгал он с разгона

По проталинкам зеленым,

Он вокруг березок кружит,

дети прыгают в ту сторону, где нарисованы небольшого размера круги-лужи, перепрыгивают их.

На слова, произнесенные вместе с воспитателем:

Ветер, ветер! Догоняй-ка!

Не догнать лихого зайку!

разбегаются по залу. Ребенок-ветерок должен осалить убегающих.

Игру проводят с небольшой подгруппой (6—8 детей). Если количество играющих больше, выбирают двух «ветерков».

Цель игры. Закреплять умение детей соотносить слово с действием.

Организация занятия. Детей выстраивают друг за другом, образуя как бы «поезд»; они кладут руки на плечи играющего, стоящего впереди. На слова, сказанные воспитателем:

Стоять на месте не хочу!

«поезд» начинает медленно двигаться, постепенно ускоряя движение.

Далее движения выполняются согласно тексту: «Колесами стучу, стучу» — дети топают ногами; «Колесами верчу, верчу»- круговые движения руками, вытянутыми вперед. На слова: «Чу! Чу!» — «поезд» останавливается.

Картотека игр, направленных на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.

Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».

Дети задают вопрос. Взрослый отвечает на вопросы детей, использую союз «потому что».

Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?

Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме (например, собака, кошка, коза, синица )

Игра: «Машенькино угощение»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.

Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Воспитатель читает стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекрасный, замечательный, хороший…
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый – грязный, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний , лёгкий , старый.

Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк. Выяснить, почему данное слово лишнее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе дано понятие “игры”, раскрыт принцип последовательности и систематичности развития диалогической речи по возрастам, представленый некоторые примеры игр.

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки.

Выступление на педсовете из опыта работы с детьми дошкольного возраста.Удивителен феномен игры. В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития – от древности .

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей с ОНР.

Сборник международных статей.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Дата публикации: 05.05.2018 2018-05-05

Статья просмотрена: 896 раз

Библиографическое описание:

Кузьмич А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/archive/204/49999/ (дата обращения: 28.02.2020).

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной проблеме и даны методические рекомендации по подбору игр, для достижения определенных образовательных целей.

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность.

Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими, использует имитацию в общении со сверстниками, при этом выражая свое отношение к услышанному ранее. Сущность детской игры требует от взрослого исключительной деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Любой ребенок предпочитает быть самостоятельным в игре, свободным в выборе темы, сюжета, роли, игровых материалов, в выборе товарищей по игре. Миссия педагога выбрать правильное направление и сделать каждую предложенную им игру — желанием ребенка.

Педагогам и психологам хорошо известны следующие имена в исследованиях в области детской игры, такие как Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова.

Д. В. Менджерицкая исследовала сам сюжет игры, ее содержание, которое позволяет и помогает ребенку наиболее ярко выразить свое ролевое поведение в процессе. Дети опираются на привлекательный для них игровой образ по собственному побуждению. Он вызывает у них массу положительных эмоций, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как главный герой, т. е. дети выражают свое отношение к нему, подключая имеющиеся у них опыт, искренне переживают изображаемые события.

П. Усова рассуждает о реальных общественных отношениях детей в игре, определяя эту деятельность как форму организации их жизни и средство влияния на ее благоприятное развитие, учитывая условия детского сада. Усова акцентировала внимание на том, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, «что такое хорошо и что такое плохо». Игра должна давать детям радость, и сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.

Игровая деятельность играет огромнейшую роль не только в психическом развитии дошкольника, но и в овладении речевыми навыками общения.

В процессе игры зарождаются новые виды деятельности дошкольника, ведь именно в игре появляются первые элементы обучения. Внедрение игровых приёмов делает обучение сообразным природе ребенка, по мнению Л. С. Выготского. Исследователями установлена тесная связь между развитием игровой деятельности и речевым развитием ребенка; сама игра развивается под влиянием речи. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно восполняют свою жизненную потребность в общении и решают поставленные речевые задачи.

Одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Как известно общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. С помощью общения он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества; психическое развитие ребенка также начинается с общения.

«Чему же в первую очередь надо учить дошкольников и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность коллектива?» — задается вопросом доктор педагогических наук А. В. Мудрик. Его точка зрения такова: «необходимо прививать дошкольникам навыки речевого общения. Это предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров; логичность построения и изложения высказываний». [4]

Учитывая большое обилие детских игр, следует обозначить некоторое количество многофункциональных особенностей и рекомендаций по их выбору и содержанию. Используя игры в образовательных целях, необходимо чётко обозначать правила игры.

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, тем ни менее, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее. «Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» (Л. С. Выготский). [2]

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения контактировать со сверстниками, сдерживать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, мотивировать детей, ставить их в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Дидактическая игра отличается от игровых задач тем, что выполнение в ней игровых правил контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» по правилам необходимо заметить в стихотворении Л.Станчева все небылицы. Игра проводится так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Чтобы игра была захватывающей, и все дети были задействованы в ней, воспитатель вводит игровое действие. Так, выбор игровых действий зависит от выдумки и смекалки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо — холодно!», как интересно было!».

Так любая игра становится дидактической, имея основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

В ходе проведения подобных игр решаются многие педагогические задачи, в том числе и задачи по развитию диалогической речи. Вопросно-ответная форма сопровождается на продолжении всей игры, от начала до конца. Использование игровых действий существенно разряжает образовательную установку в процессе проведения дидактических игр, учитывая чувствительность детей дошкольного возраста к перегрузкам.

Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется с учётом возраста детей, уровнем их подготовки, сложностью поставленной дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подводит итоги игры — это ответственный момент в руководстве, так как по результатам, которых дети показывают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, а важными критериями в оценке являются внимание и дисциплинированность. В конце игры целесообразно спросить у детей, понравилась ли им игра, показывая свою вовлеченность в процесс, и гарантировать, что в следующий раз можно смело играть в новую игру, она будет такой же интересной.

Для себя же, педагог отмечает уровень развития речи каждого ребенка в целом, оценивая их ответы, реплики и диалог со сверстниками для последующей работы над областью, требующей особое внимание и вмешательство педагогического состава (психолога или лингвиста).

В заключении хотелось бы в сотый раз подчеркнуть: игра — это ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно с помощью игры реализуются практически все педагогические задачи, и развитие диалогической речи не исключение. Игра — это отличная мотивация к развитию многих аспектов речевого аппарата ребенка.

  1. Алексеева, М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 2009. -352 с.
  3. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре // Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  4. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: «Педагогическое общество России», 2001. — 320 с.
  5. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под ред. А. В.Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру, в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Для чего человеку в современном мире нужно вести диалог? Долгое время обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика показывает, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те каммуникативно – речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого: вести диалог, развивать умения слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения!

Для чего человеку в современном мире нужно вести диалог? Долгое время обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика показывает, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те каммуникативно – речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого: вести диалог, развивать умения слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения!

По мнению А.Г. Арушановой: «диалогическое общение – это когда беседуют два (или более) партнера на какую – либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности…»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. В ФГОС указано, что одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи… (ст.п. ФГОС).

Задачи по речевому развитию детей дошкольного возраста

  1. Слышать речь взрослого, обращенную к детям, адекватно реагировать на обращение действием и доступными речевыми средствами. Отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения. (Кто это? Как его зовут. )
  2. Проявлять инициативность и самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач, (желание задавать вопросы, делиться впечатлениями о событиях, начинать разговор и приглашать к деятельности).

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg” />

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg” />

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg” />

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg” />

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg” />

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg” /> Строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности, проявлять: интерес к социальным событиям, разговаривать о них с взрослыми и сверстниками.

Диалогическое общение с ребенком начинается в семье. В детском саду я работаю 30 лет. Разные были дети и родители. Дети, которые пришли к нам 4 года назад (сейчас у нас старшая группа) были домашние (разные по характеру, поведению).

Наблюдая за родителями и детьми в своей группе отметила, что родители совсем не умеют общаться с детьми (мама Вити всегда торопится, не интересовалась успехами своего ребенка). Диалог между мамой и ребенком отсутствует. За Алешей пришел папа, ребенок попытался рассказать о своем рисунке, но папа не слушает и не поддерживает беседу с ребёнком, потому, что, по его мнению, он устал и торопится домой. И таких примеров множество.

Только 1 – 2 родителя могут выслушать своего ребенка, похвалить за успехи…

Родители не желают просто поговорить со своим ребенком. Не знают как строить диалогическое общение, задают вопросы ребенку – (как ты кушал, гулять ходили?) т.е. вопросы, требующие простых ответов – (да или нет). У детей наблюдается интерес к сверстникам, но диалог не получается, ребенок говорит о своем, его не слышат. Сегодня родители много работают, чтобы обеспечить семью, им физически не хватает времени на воспитание ребенка. Чтобы выяснить, сколько времени родители уделяют своему ребенку, провела анкетирование на тему «Как вы считаете, нужно ли учить ребенка беседовать? Почему? О чём разговариваете с ребёнком?» И выяснила, из 23 семей только 4 семьи беседуют со своим ребенком, а остальные считают, что ребенок получает знания в детском саду. Этого достаточно для развития речи.

Вывод: У родителей нет желания общаться ребенком. Многие не умеют и не знают о чём беседовать с маленьким ребёнком, соответственно – не развивается диалогическая речь.

Проанализировав анкеты родителей, наблюдая за детьми, выявив проблему, стала искать пути решения.

Ежегодно в ДОУ проводится мониторинг развитие речи детей. И я увидела, что у большинства детей развитие речи, в том числе диалогической, находится на среднем уровне 7 детей – 47 %; из 15 детей в группе имели высокий уровень 4 детей – 26,5%; низкий уровень: 4 ребенка – 26,5%.

Я поставила цель: Развить диалогическую речь у детей дошкольного возраста через разные виды игр.

Для достижение поставленной цели определила следующие

Задачи:

1. Создать условия для развития и выполнения правил ведения диалога – (умение слушать; понимать собеседника; задавать вопросы; строить ответы в соответствии с условием игры);

2. Ввести в активный словарь детей речевой этикет при ведении диалога;

3.Развить творческий потенциал детей в придумывании диалога для сказочных героев.

Игра – основной вид деятельности дошкольника.

Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста умели общаться между собой и взрослыми (строили правильно предложения, вопросы, меняли интонацию и т.д.), нужно создавать условия для развития речи у детей с раннего возраста.

Младший дошкольный возраст (3 – 4года)

Детей привлекали к современным играм, приглашали поиграть. Побуждали самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых, либо детей (персонажи литературных произведений, мультфильмов и.т.д.)

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

Включали в совместные с взрослыми и сверстниками (с 3 – 4 детьми) игры, предполагающие несложные сюжеты из окружающей жизни. Дети отбирали атрибуты, предметы, игрушки, использовали их в соответствии с ролью.

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Дети уже самостоятельно организовывают игры. Мы, педагоги, предлагаем несколько сюжетов на выбор (если не хочешь играть в Золушку, давай играть в Белоснежку…) Дети используют в игре игрушки-предметы (если не хватает какой – то куклы, заменить ее похожим предметом), они договариваются о последовательности к совместным действиям.

В подготовительной дошкольной группе (6 –7лет)

Будем договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих. Будем расширять состав ролей (пусть у бабушки будет еще один внук) изготавливают недостающие атрибуты к играм.

Для диалогического взаимодействия детей и взрослого использовала игру-драматизацию с использованием:

· Игрушек – (ранний и младший возраст)

Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми четкие задачи и незаметно передать инициативу детям. Рассмотрим, какие игры мы использовали и как они усложнялись.

Психолого-педагогический центр

Психологические консультации, развивающие занятия, диагностические исследования

Важно об Интернете!

Согласно Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК» для проведения обследования ребенка на ПМПК его родители предоставляют пакет документов согласно перечня (см. перечень документов на сайте ГБУ «ППЦ» в разделе ПМПК). Документы (справки от врачей, характеристики) остаются в ПМПК и прикладываются к протоколу. Просьба родителей (законных представителей) при необходимости заранее делать дубликаты или ксерокопии справок. Ксерокопии документов в в ГБУ «ППЦ» и ПМПК не делают.
Заведующий ПМПК Садыхова И.А.

Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос

  • Янв 19

    Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.

    Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

    Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

    Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

    В игре у детей формируются:

    1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
    2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:

    – соблюдать очередность в разговоре;
    – выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
    – не говорить с полным ртом;
    – говорить спокойно, доброжелательным тоном.

    Поэтому необходимо:

    1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

    2. Развивать диалогическое общение в сюжетно–ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

    3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

    Для совершенствования у детей диалогической речи применяются
    разнообразные методы и приемы:

    1. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

    — Кто живет под потолком?
    — Гном
    — У него есть борода?
    — Да.
    — И манишка, и жилет?
    — Нет.
    — Как встает он по утрам?
    — Сам.
    — Кто с ним кофе утром пьет?
    — Кот.
    — И давно он там живет?
    — Год.
    — Кто с ним бегает вдоль крыш?
    — Мышь.
    — Ну, а как его зовут?
    — Скрут.
    — Он капризничает, да?
    — Ни- ког- да!

    2. Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»).

    Подвижная игра «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.

    Ведущий – Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог:

    — Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

    Коршун, что делаешь? — Ямочку рою.

    — Зачем ямочка? — Денежку ищу.

    — Зачем тебе денежка? — Иголку купить.

    — Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.

    — Зачем мешочек? — Камешки класть.

    — Зачем камешки? — В твоих детей шуркать — буркать.

    — За что? — Они ко мне в огород лазят.

    — Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

    Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет.

    Эта игра дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, умение вступить в игровой диалог в свою очередь.

    Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог:

    – Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. – «Сообщает» водящий.

    – Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.

    – Что с тобой? – спрашивает водящий, «продолжая» разговор.

    – Влюблен! – отвечает «георгин».

    – В кого? – удивляется садовник.

    – В астру, – сообщает «георгин».

    – Ой! – реагирует «астра», и игра повторяется.

    3 . Словесные игры . Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Игры воспитывают внимательность к репликам партнера по игре, учат вступать в игровой диалог в свою очередь.

    «Будь внимателен!» Игра с мячом.

    Цель: Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

    Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

    Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

    — Я победила в конкурсе воспитателей.

    — У меня сегодня очень сильно болит голова.

    — Я купила себе красивое платье.

    — Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

    Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

    4. Словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков», «Ты мне — я тебе».

    «Разговор с другом». Ситуация «Позови друга на улицу»

    Цель: Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.

    Предварительная работа: Чтение художественных произведений по теме (К.Чуковский « Телефон», Н.Носов « Телефон»), отгадывание загадок, беседы с детьми на темы: Что такое телефон? Зачем он нам нужен? Правила телефонных разговоров. Разыгрывание различных примеров телефонных разговоров.

    5. Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения дошкольников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги. («Больница», «Почта», «Магазин», «Парикмахерская»).

    6. Дидактические игры , или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

    В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.

    Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение использовать различные падежные формы существительных.

    Материал: Набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, пила, нож, карандаш.

    Играющим раздаются картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т.д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.

    7. Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.

    Цель: Усвоить формы диалогических реплик, приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

    Жили-были дед и баба. И была у них курочка ряба.

    Баба: Курочка, снеси нам яичко.

    Дед: Снеси, курочка-Ряба нам яичко.

    Снесла курочка им яйцо.

    Курочка-Ряба: Ко-ко-ко, вот вам и яйцо. Не простое, а золотое.

    Педразвитие

    Автор: Фоменко Евгения Витальевна
    Должность: Воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 51
    Населённый пункт: город Таганрог
    Наименование материала: статья
    Тема: “Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи. Дидактические игры и приемы”
    Дата публикации: 19.12.2018
    Раздел: дошкольное образование

    «Развитие диалогической речи у детей

    с общим недоразвитием речи.

    Дидактические игры и приемы»

    Воспитатель: Фоменко Е.В.

    Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из

    актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством

    общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

    Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б.

    Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий

    развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида

    окружающего мира, так и самого себя.

    Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa О.Я. Гойхман и др. показывают,

    мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и

    других психических процессов замедляется.

    Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи

    несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой, С.А. Мироновой в

    области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает

    совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по

    сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

    У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений

    коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения,

    деятельности, препятствует овладению знаниями.

    Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с

    целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР фактически лишены

    рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются

    дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

    Нередко дети с ОНР стараются избежать речевого общения. В тех случаях,

    когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он

    оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается

    рядом причин. Среди них выделяются:

    – быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к

    – отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный

    запас, препятствующий формированию высказывания;

    – непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что

    способствуют продолжению общения.

    Игровая деятельность у детей с ОНР, как правило, нарушена по причине

    деятельность, что отразиться на дальнейшей учебе детей с общим недоразвитием

    логопедических группах имеется определенная ограниченность в возможности

    формирования игры у детей. В логопедической практике широко применяются

    разнообразные игровые приемы и дидактические игры, так как дидактические

    отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности

    и системы оценивания, один из методов активного обучения.

    сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не

    только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия

    детей друг с другом.

    В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических

    игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки и др. Все они

    взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают

    управлять играми самостоятельно.

    Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками

    имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2—3

    человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка

    (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а

    высказывать согласие или несогласие с 40 игровыми и речевыми действиями

    отвечать на высказывания собеседника.

    В процессе словесных дидактических игр парами обучающими моментами

    являются осознание игровых правил, как правил общения, а также обогащение

    опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами. Игры парами могут

    быть организованы как самостоятельная форма обучения в отдельном помещении

    следующим образом: двое детей играют, а остальные наблюдают за ними. При

    этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно.

    обращении к одной и той же игре дети усваивают правила и содержание игры и

    начинают получать от нее удовольствие.

    организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей

    и развивать определенные умения.

    Селиверстов в первую очередь считает, что дидактические игры являются

    поучающими. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения,

    занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т.д.

    Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г.

    между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

    речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении

    средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она

    может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и

    т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть

    обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога

    состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой

    стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.

    Согласно примерной адаптивной основной образовательной программе для

    детей с ОНР, которая строиться в соответствии с ФГОС под редакцией Н.В.

    Нищевой детям рекомендуют развивать умение вслушиваться в обращенную речь,

    соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности

    речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и

    поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них,

    выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым

    описательный рассказ из 2–3 простых предложений, а затем составлять короткий

    Основным методом формирования диалогической речи у детей среднего

    организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному

    В беседе педагог:

    1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о

    жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под

    руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;

    2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

    отвлекаясь от темы беседы;

    4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы

    отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно

    громко и отчетливо, чтобы все слышали.

    По мнению А.Г. Рузской, при проведении беседы педагог должен стремиться

    к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо

    одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они

    сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно

    ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

    совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития

    детей. В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием:

    своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов

    и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин,

    по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. Опыт работы по развитию

    диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных

    возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в

    зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

    М.М. Алексеева указывает, что в дошкольном возрасте можно применять

    физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей

    биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности

    повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в

    эмоционально привлекательной для детей форме.

    К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

    драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое

    взаимодействие, обмен высказываниями;

    передачу литературных текстов по ролям.

    Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени

    самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения

    на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных

    диалогов. Упражнения в диалоге на основе литературных текстов различаются как

    передаче. Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры

    внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети

    усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

    Словесные игры. Богатый материал для развития диалогической речи дают

    словесные игры. Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает

    возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы

    использование запретных слов, позволяет сформировать игра «Факты». В этой

    высказывания формулируются игроками в ходе игры. Это сближает диалог в игре

    диалогических умениях. Усложнение правил в игре: «не улыбаться и не смеяться,

    губы бантиком не делать» – учит малыша владеть собой, тренирует выдержку.

    Данные умения важны для становления социальной стороны диалога.

    Г.М. Кучинский в своих работах отмечает, что диалогическому общению со

    сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один

    ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами

    рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору

    игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского

    словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога

    детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

    Дидактические игры, могут оказать большое положительное влияние на

    развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при

    их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного

    содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. В дидактике

    известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино,

    взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда

    подглядывай; возникают вопросы: вишня – это фрукт? Кукуруза – это овощ?

    Телевизор – это мебель?

    Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, по

    подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются

    дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей.

    Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать

    взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами.

    Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процессе

    картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам,

    игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в

    фронтальном занятии игру «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребенок

    ответить только «да» или «нет». Например, на стенде картинки с изображением

    часов (часы механические и электронные; настенные, напольные, настольные,

    наручные; песочные, ходики, будильник и т.п.). Дети отгадывают предмет, задавая

    вопросы типа: это часы электронные? Механические? У этих часов есть гири? У

    них есть маятник? Они стоят на полу? По этому же типу можно строить игры, в

    которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы посуды, мебели,

    Игры для детей старшего дошкольного возраста

    Игра «Да и нет». Цели. Знакомство с вопросом как формой получения

    говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне

    не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой

    предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

    вопросы. – Этот предмет нужен в хозяйстве? — Его едят? – Его надевают на тело?

    коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения

    предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем

    назвать отгадку. «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы

    будете задавать вопросы». Вариант игры. Дети делятся на команды. У каждой —

    свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет,

    Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

    высказывать в ответ свое мнение. Ход игры: Выбирается ведущий. Его задача –

    представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты

    (или черту). Остальные дети отгадывают. Например: — Я очень маленького роста,

    — сообщает ведущий игрок. — Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из

    детей. — Нет. Я не девочка, а мальчик. — Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

    — Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу. — Я думаю, что ты –

    Жихарка. — Правильно. Угадавший ребенок становится ведущим.

    Игра «Кто кого запутает». Цели. Учить детей высказывать свою точку

    аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных. Материал. Картинки с

    изображением животных. Ход игры: Играют двое, но игра проходит веселее в

    присутствии зрителей. Один из играющих берет из коробки любую картинку

    возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий

    аргументированно отклоняет мнение своего собеседника. Это тигр. А по-моему,

    это заяц. Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми. Заяц мог прислониться к

    покрашенной скамейке. Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек. А этот, может

    Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди. Вариант игры.

    Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов,

    предметов быта и т.п.

    доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их

    исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не

    перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Ход игры: Дети по очереди

    доказать, почему так не бывает. — Вначале несколько небылиц разыгрывает

    воспитатель. Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали

    из снега горку и стали с нее кататься. Наступила весна, все птицы улетели, без них

    Игра «Ошибка». Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение

    толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять;

    выражать согласие в ответ на верные сообщения. Ход игры: Воспитатель: «Я буду

    сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте

    утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами,

    И.О.». Примеры суждений: Карлсон жил в маленьком домике у леса. Пятница

    идет после среды. Буратино — один из жителей цветочного городка. Мыть руки

    вредно для здоровья. Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

    Если на деревьях есть листья, то это лето.

    Игра «Волшебный ключ». Цель. Закрепить умение детей использовать в

    организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель

    приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в

    дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет,

    тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто

    добрые слова скажет, для того и дверь откроется». Дети проговаривают просьбу, а

    воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы:

    «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?». Примерные

    формулы выражения просьбы-разрешения: — Разрешите пройти. — Разрешите,

    пожалуйста. — Позвольте пройти. – Пропустите меня, пожалуйста. – Вы не могли

    бы пропустить меня? – Если можно, пропустите, пожалуйста. – Извините, я могу

    Игра «Знатоки». Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и

    Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

    Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При

    помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру.

    Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив.

    Задания могут быть разные: назови самую длинную улицу, самую короткую

    фотографии какую-либо улицу, достопримечательность; расскажи о какой-либо

    достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

    Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное

    выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным

    заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить

    задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не

    могу назвать (показать)… ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его

    выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

    комплект медалей с изображением герба города.

    Проводя дидактические игры, хочется отметить необходимость создания

    максимально благоприятных условий для развития диалогической речи детей с

    дидактическим играм, диалогической речи и поведения. Внедрение и проведение

    Дидактические игры необходимо проводить регулярно (минимум 1 раз в неделю).

    Дидактические игры ставят перед ребенком немало очень важных задач. Дети

    должны уметь при небольшой помощи со стороны взрослого составить грамотно

    договориться с кем-нибудь из участников игры и осуществлять основные игровые

    развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и

    взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения

    и навыки. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в

    зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

    Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся

    взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре,

    отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящееся на

    Читайте также:  Условия организации логопедической помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом
  • Ссылка на основную публикацию