Игры для обучения правильному дыханию дошкольников

8 поделок, которые помогут ребенку развить речевое дыхание

Все мы хотим, чтобы наши дети развивались гармонично: были сообразительными, ловкими, умели творчески мыслить и красиво говорить. Чтобы добиться этого порой достаточно правильно организовать досуг ребенка. Поделки, которые мы предлагаем сделать вместе с детьми, хороши своей универсальностью с точки зрения пользы: ребенок не только учится что-то мастерить, но и с удовольствием потом играет со своей поделкой, даже не замечая, что выполняет сейчас какие-то важные упражнения на речевое дыхание.

Наверняка вы знаете, что ребенок, который что-то мастерит, вовсе не праздно проводит время, а активно развивается в этот самый момент. Когда дети лепят, вырезают, приклеивают, собирают разные детали воедино, они учатся выполнять точные мелкие движения кистями и пальцами рук, то, что называется популярным выражением «мелкая моторика».

Почему это так важно? Да потому, что когда работают пальцы рук, активизируется не только центр мозга, отвечающий за моторику, но и все соседние центры тоже. А ближайший сосед — речевая зона. Ребенок развивает моторику рук, а параллельно улучшаются навыки речи — это факт, доказанный учеными.

Занятия, благодаря которым пальцы рук делают много разнообразных мелких движений, кроме речи, развивают мышление, зрительную и двигательную память, внимание, координацию в пространстве, наблюдательность и воображение.

Еще красивая, плавная, выразительная речь невозможна без развитого речевого дыхания. От способности производить сильную длительную воздушную струю зависит четкость звукопроизношения и общее звучание речи. Для тренировки речевого дыхания можно делать специальные упражнения, а можно просто заняться поделками, а потом весело с ними поиграть. Ребенок даже не заподозрит, что своими собственными руками сделал тренажер и целый день потом отрабатывал на нем технику дыхания.

Собака-дразнилка

  • двухсторонняя цветная бумага: коричневая, красная и бежевая;
  • немного белой и черной бумаги, можно односторонней;
  • двухсторонний скотч;
  • коктейльная трубочка;
  • ножницы;
  • клей.

По этой технологии можно создать не только собачку, но и все, что пожелается. Подкиньте ребенку пару идей и увидите, как его фантазию будет уже не остановить. Кстати, если намечается детский праздник, такую поделку здорово будет смастерить для каждого гостя — точно будет весело.

Соревнование гусениц

  • цветная бумага любого цвета;
  • ножницы;
  • фломастер;
  • коктейльная трубочка для каждого, кто желает поиграть.

Прежде, чем играть, надо договориться, где финиш. Можно сделать финишную ленту или прикрепить к краю стола пластиковые стаканы и соревноваться, чья гусеница первой запрыгнет в свой стакан. Или в чужой, но это сложнее.

Выдуватель пузырей

  • коктейльные трубочки;
  • клеевой пистолет (и помощь взрослых);
  • линейка;
  • фломастер;
  • ножницы;
  • раствор для мыльных пузырей.

Даже логопеды советуют для работы над речевым дыханием выдувать мыльные пузыри. Занятие учит контролировать силу выдуваемой струи: подуешь слишком сильно, и пузыри полопаются, подуешь слабо — не надуются и не улетят. Ну а так как все это невероятно весело, дети готовы тренироваться еще и еще.

Шар в полете

С этой поделкой можно устроить соревнования — кто дольше удержит шар в невесомости.

  • цветная бумага: красная, белая, черная или на свой выбор;
  • двухсторонний скотч;
  • коктейльная трубочка;
  • пластиковый шарик.

Вертушка

  • цветная бумага;
  • ножницы,
  • циркуль;
  • линейка;
  • крышка от коробки;
  • деревянные шпажки;
  • шило (и помощь родителей).

Сделать можно не только солнышко, но и, например, льва с густой гривой, поляну с цветами и т. д. А можно просто разукрасить круг разными цветами, чтобы от вращения получался причудливый узор. Предложите ребенку пофантазировать.

Чудики в стакане

  • одноразовый стаканчик;
  • полиэтиленовая перчатка (или резиновая, но ее тяжелее надувать);
  • фломастеры;
  • коктейльная трубочка.

Кто будет выскакивать из стаканчика, полностью решает автор произведения. Может, добрый монстрик с пятью глазами или сразу пять монстриков, или любимые персонажи малыша. А может к перчатке будут прикреплены бумажки с сообщением. Успейте его прочитать, пока у ребенка хватает дыхания показывать его вам.

Ракета улетает в космос

  • цветная бумага;
  • коктейльная трубочка.

Прекрасный повод освоить с ребенком технику оригами. Немного простых манипуляций с бумагой и крутая ракета готова — мальчишкам особенно понравится. Тем более что ракету можно запустить в космос силой своего могучего дыхания.

Машина с надувным мотором

  • картон от любой коробки;
  • коктейльные палочки;
  • деревянные шпажки;
  • скотч;
  • пластиковые крышки;
  • надувной шарик.

Чтобы машинка поехала, шарик придется каждый раз надувать, тренируя заодно дыхание для речи.

В этой статье вы найдете 14 идей зимних и новогодних поделок для усидчивых и вечно занятых.

Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок. Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для дошкольников. О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале.

Содержание Свернуть

Виды дыхательных упражнений

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

  • гимнастика по А. Н. Стрельниковой
  • гимнастика по К. П. Бутейко
  • гимнастика из хатха-йоги
  • и др.

Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:

  • глубокое дыхание
  • искусственное затруднение дыхания
  • задержка дыхания
  • замедление дыхания
  • поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения бывают:

  • статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
  • динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
  • специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  • дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.

«Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребёнку».

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.

Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику с дошкольником

  1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
  2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
  3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).
  4. Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
  5. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
  6. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
  7. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
  8. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
  9. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
  10. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

«Совет. Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним».

Техника выполнения упражнений

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников — специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

2-4 года

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.

5-7 лет

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик»

Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».

Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

  1. Максимум эмоций на вдохе.
  2. Одновременность движений и вдохов.
  3. Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше.
  4. Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

  1. «Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
  2. «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
  3. «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:

  1. Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 — руки поднять в стороны — вдох

2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох

  1. Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Читайте также:  Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

Посмотри вокруг получше.

1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом

2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.

  1. Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос

2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р»

  1. Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе — вдох

1 — наклон вправо — выдох

2 — руки на поясе — вдох

3 — наклон влево — выдох

4 — руки на поясе — вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 11.03.2017 2017-03-11

Статья просмотрена: 7852 раза

Библиографическое описание:

Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40316/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, просветительская работа с родителями. Своевременное проведение коррекционной работы с детьми-логопатами, тесное сотрудничество с родителями позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.

Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.

Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее:

‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:

‒ верхнее дыхание (ключичное);

‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);

‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе внорме

Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания

Формирование правильного речевого дыхания

Сегодня в рубрике “Мастера своего дела” рады представить вам Абдуллину Ильмиру Радиковну, учителя-логопеда детского сада «Радость» города Губкинский, ЯНАО.

Комментарии к статье от Ильмиры Радиковны:

“Последние годы углубленно изучаю тему «Роль функции дыхания в формировании речевых нарушений». С удовольствием поделюсь опытом своей работы в статье «Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», которая будет интересна и полезна как воспитателям дошкольных образовательных учреждений, так и родителям.”

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

Дыхание – одна из самых важных функций организма.

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи.

Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемого дыхательным центром головного мозга. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох. Последовательность речевого дыхания – вдох, пауза, выдох. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильному речевому дыханию необходимо научиться.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная “неисправность” носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через “входные ворота” – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Надо обязательно дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за “плохого носа”, пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку:

  • – умения дышать носом,
  • – на развитие ротового выдоха,
  • – умения дифференцировать носовой и ротовой выдох,
  • – рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности и условно делится на два этапа:

1 этапвыработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков.

Прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания нужно провести работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания. Детей необходимо «ознакомить» с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, затем научить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой. Для этого можно использовать упражнения из дыхательной гимнастики, упражнения с игровыми моментами, игровые ситуации. («Погрей ладошки», «Лети снежинка», «Войдем в цветочный магазин», «Ветер» и т.д.) Затем предложить игры с элементами соревнования («Попади в ворота», «Чья снежинка улетит дальше», «Лыжники», «Кто дольше сможет подуть на листики» и т.д.) Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

Упражнения для развития физиологического дыхания

1) «Толстяк» ( картинка-образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

2) «Худенький» (картинка-образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

3) «Снежок» (картинка-образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

4) «Дудочка» (картинка-образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Читайте также:  Протокол обследования речи

5) «Пропеллер» (картинка-образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

После проведения такой подготовительной работы, целесообразно перейти к упражнениям для развития речевого дыхания.

2 этап – тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе произнести фразу.

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмального типа дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание – то есть дыхание животом, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Оно является самым правильным и самым полезным. Почему? Такой тип дыхания способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород, и питательные вещества ЦНС.

Используя этот тип дыхания мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, а это в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение. Укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление.

Таким образом, на таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по формированию длительного и плавного выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха.

Как же происходит выработка диафрагмального дыхания?

Ребенку объясняется, как надо дышать животом. На вдохе живот должен выпячиваться, а на выдохе плавно втягиваться. Вдох нужно делать через нос, а плавный выдох через рот.

После выработки ДРД начинаем речевые тренировки.

б) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений.

В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры.

Для выработки ровного удлиненного выдоха через рот предложить детям в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью. («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?») Особое внимание обратить на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выходе. Добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними (а-у; з-ж;..)

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

Упражнения для развития речевого дыхания

1) «Поем песенку». Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

2) «Немое кино». Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

3) «Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

4) «Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

5) «Шину прокололи». Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол на шине – «ш-ш-ш».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га га га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т. д.).

«В лесу». Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией предполагает решение следующих задач:

  • 1) Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  • 2) Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • 3) Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • 4) Развивать речевое дыхание.
  • 5) Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • — не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • — температура воздуха должна быть на уровне 18-20 єС;
  • — одежда не должна стеснять движений;
  • — не заниматься сразу после приема пищи;
  • — не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Этапы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, можно сказать, что благодаря методикам развития речевого дыхания у детей закрепляется энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; формируется правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба, и с пользой для психофизического здоровья ребенка.

Дополнительные разъяснения об аттестации педагогических кадров в сложившихся условиях

13 мая 2020 года министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 193 “Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году”, предусматривающий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции продление до 31 декабря 2020 года сроков действия квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые истекают в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года.

Обращаем внимание на то, что ранее Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования направили в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов страны, осуществляющих государственное управление в сфере образования, совместное письмо от 8 мая 2020 года № ВБ-993/08/221 со следующими предложениями:

  • о сохранении до конца 2020 года условий оплаты труда педагогическим работникам, у которых сроки действия квалификационных категорий истекают в 2020 году, с учётом установленной им ранее квалификационной категории;
  • об обеспечении органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на формирование аттестационных комиссий, возможности и условий проведения аттестации педагогических работников, не имеющих квалификационной категории либо имеющих первую квалификационную категорию, пожелавших пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию, через Интернет и с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических и профилактических мер.

В связи с поступающими вопросами Общероссийский Профсоюз образования подготовил дополнительные разъяснения по этому поводу. Предлагаем ознакомиться.

Другие публикации по теме:

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год / 31 декабря 2020
Компенсация за ЕГЭ в 2020 году / 17 декабря 2020
Ваше мнение важно! / 14 декабря 2020
Международная перезагрузка конкурса лучших педагогических практик в области дошкольного образования / 14 декабря 2020
Профсоюз – классным руководителям Российской Федерации / 7 декабря 2020
Анализ региональных бюджетов за первое полугодие 2020 и прогнозы / 7 декабря 2020
Заседание Совета по вопросам охраны труда и здоровья при ЦС Профсоюза / 2 декабря 2020
Онлайн-конференция ММСО для учителей истории и обществознания / 4 декабря 2020
Конкурсу “Учитель года России” – 2020 – быть! / 3 декабря 2020
Будущих педагогов со всей страны вдохновил студенческий форум / 28 ноября 2020

Новые публикации раздела

21 авгО профилактике коронавируса и вакцинации работников образовательной сферы
12 авгРекомендации Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции в вузах
17 июняСКС Профсоюза предложил продлить срок выплаты государственной социальной стипендии
3 июняИтоги опроса по соблюдению трудовых прав работников вузов в условиях принимаемых мер по борьбе с коронавирусом
2 июняОтветы на актуальные вопросы, поступившие на “Горячую линию” Профсоюза, во второй половине мая 2020 года
25 маяПрофсоюзы Европы обсудили будущее образования после победы над коронавирусом
22 маяСовместные разъяснения Минпросвещения России и Профсоюза о ежегодных оплачиваемых отпусках, учёту рабочего времени и оплате труда работников образования в условиях принимаемых мер по борьбе с коронавирусом

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

Все права на опубликованные на сайте Общероссийского Профсоюза образования материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Любое использование материалов допускается только по согласованию с их авторами с обязательной активной ссылкой на источник.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны ссылки.

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: что об этом уже известно?

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности . Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории : первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Читайте также:  Мой город - конспект НОД

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету . Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя . Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса . Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.
  • На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

    Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

    • успешность выпускников – 20 баллов;
    • индивидуальные достижения – 15 баллов;
    • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

    Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

    Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

    На самом деле схема намного более сложная:

    Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

    Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

    Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

    Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

    • в январе-июне 2020 года : проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
    • в июне-ноябре 2020 года : проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
    • в июне-ноябре 2020 года : создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

    То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

    Что выяснилось в ходе апробации системы

    Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

    Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

    • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
    • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
    • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
    • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

    Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

    Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

    В частности, приводятся такие аргументы:

    • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
    • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
    • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
    • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

    Есть ли альтернатива?

    Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

    Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

    Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

    Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

    Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

    Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

    В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

    Аттестация логопедов — Дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    городского округа Ступино

    Аттестация педагогических работников

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” . СКАЧАТЬ

    Аттестация педагогических работников ( Нормативные правовые акты, комментарии ). СКАЧАТЬ

    Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”. СКАЧАТЬ

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 № 761н ” Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». СКАЧАТЬ

    Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников. СКАЧАТЬ

    Письмо министра образования Московской области М.Б. Захаровой № 6493 от 17.06.2014г. СКАЧАТЬ

    Инструкция по процедуре аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность. СКАЧАТЬ

    Отраслевое региональное соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в системе образования Московской области, на 2017-2019 годы. СКАЧАТЬ

    Введение нового порядка аттестации педагогических работников образовательных организаций Московской области (презентация). СКАЧАТЬ

    Особенности экспертизы профессиональной деятельности педагога с учетом требований нового порядка аттестации (презентация). СКАЧАТЬ

    Приказ Министра образования Московской области М.Б.Захаровой №2969 от 24.10.2016г. “Об экспертных группах по аттестации педагогических работников Московской области” СКАЧАТЬ

    Распоряжение администрации Ступинского муниципального района от 06.03.2015г. № 87-р “О признаниии утративших силу распоряжений администрации Ступинского муниципального района”. СКАЧАТЬ

    Постановление Администрации Ступинского муниципального района “О внесении изменений в Постановление администрации Ступинского муниципального района № 565-п от 06.03.2015г.” № 824-п от 24.02.2016г. СКАЧАТЬ

    Положение о порядке аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей муниципальных образовательных организаций горордского округа Ступино. СКАЧАТЬ

    Приказ управления образования администрации Ступинского муниципального района от 22.05.2015г. № 346 “О создании экспертных групп”. СКАЧАТЬ

    Приказ управления образования администрации Ступинского муниципального района от 30.11.2015г. № 742 “О составе экспертных групп по аттестации”. СКАЧАТЬ

    Постановление Администрации Ступинского муниципального района “Об утверждении состава аттестационной комиссии по аттестации на должность руководителя и заместителей руководителей муниципальных образовательных организаций Ступинского муниципального района” № 825-п от 24.02.2016г. СКАЧАТЬ

    Приказ управления образования от 18.05.2017г. №508 ” О графике работы в 2017-2018 учебном году аттестационной комиссии по аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей муниципальных образовательных организаций городского округа Ступино ” СКАЧАТЬ

    Постановление администрации городского округа Ступино “Об утверждении Положения о порядке аттестации руководящих работников и кандидатов на должность руководящих работников муниципальных образовательных организаций городского округа Ступино Московской области” от 14.09.2018г. №3427-п СКАЧАТЬ

    Приказ управления образования “О графике работы в 2020-2021 уч. году аттестационной комиссии по аттестации кандидатов на должность руководителя и рукововдителей муниципальных образоватеьных организаций городского округа Ступино СКАЧАТЬ

    Приказ управления образования администрации городского округа Ступино “Об утверждении состава аттестационной комиссии и экспертных групп по аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей муниципальных образовательных организаций городского округа Ступино в 2020-2021 уч. год” №487 от 16.10.2020г. СКАЧАТЬ

    АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОГИЧЕКИХ РАБОТНИКОВ

    Предварительная регистрация заявлений на аттестацию в электронном виде ПЕРЕЙТИ

    Форма заявления на аттестацию для педагогических работников СКАЧАТЬ

    Перечень нормативно-правовых и инструктивно-методических документов по аттестации СКАЧАТЬ

    График прохождения аттестации педагогических работников

    на первую и высшую квалификационные категории в 2020 – 2021 учебном году

    Подача заявления координатору в муниципальный орган управления образованием, координатору образовательной организации

    Подача заявления в аттестационную комиссию Министерства образования Московской области

    Составление индивидуального графика, назначение экспертов

    Сроки проведения экспертизы

    Заседания аттестационной комиссии Министерства образования Московской области

    С 27.07.2020 по 31.07.2020

    С 17.08.2020 по 28.08.2020

    С 07.09.2020 по 25.09 .2020

    С 17.08.2020 по 21.08.2020

    С 09.09.2020 по 21.09.2020

    С 30.09.2020 по 23.10.2020

    С 07.09.2020 по 11.09.2020

    С 28.09.2020 по 09.10.2020

    С 19.10.2020 по 17.11.2020

    С 16.11.2020 по 20.11.2020

    С 02.12.2020 по 11.12.2020

    С 16.12.2020 по 19.01.2021

    С 21.12.2020 по 25.12.2020

    С 18.01.2021 по 22.01.2021

    С 26.01.2021 по 19.02.2021

    С 18.01.2021 по 22.01 .2021

    С 08.02.2021 по 19.02.2021

    С 17.02.2021 по 24.03.2021

    НОВЫЕ формы экспернтых заключений и приложений аттестации педагогичеких работников СКАЧАТЬ

    Ссылка на основную публикацию