Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

Шичанина О.В., tc ” Шичанина О.В.,” учитель-логопед д/с № 79, пос. Дубовая Роща, Московская обл.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедиче-
ского воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель за-
ключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов ра как рак и ша как шар или шарф. При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Некоторые игровые приемы
Кто дольше?
Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
Научи Петрушку
Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.
Поедем на машине
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] – комарика; для [ж] – жука и т.д.
Повтори для мишки
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.
Давай проверим!
При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое задание выполняется под контролем родителей.
Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Маленькие ножки бежали по дорожке…
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы – это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
Говорящие руки
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую – [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – а, ш – а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
Ступеньки
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Ромашка
В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.
Раз – шажок, два – другой…
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.
Прокати мяч
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Телеграмма
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са , ко – го, зу – жу – зу и др.

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с])

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  1. Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия);
  2. Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций);
  3. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке (закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза).

Как отмечает Л.Н.Смирнова, зачастую самым трудным и длительным является третий этап. [4]. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.

В словаре практического психолога приводится следующее определение самоконтроля. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. [3, с. 580].

Появление самоконтроля и его развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции.

В этом же словаре приводится и определение саморегуляции. «Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» [3, с. 584].

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии.

При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

  1. Принятая субъектом цель его произвольной активности;
  2. Модель значимых условий деятельности;
  3. Программа собственно исполнительских действий;
  4. Система критериев успешности деятельности;
  5. Информация о достигнутых результатах;
  6. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  7. Решения о необходимости и характере коррекций деятельности [3].

Таким образом, становится понятным тот факт, что самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Их необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Как отмечает Р.В.Овчарова, у ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. [2]. Этот процесс довольно сложный и длительный.

Таким образом, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, т. к. отличительной особенностью учебной деятельности, по мнению Н.В.Нижегородовой, является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. [1].

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровые комплексы по автоматизации звуков именно для них.

Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:

– для свистящих «Чудо-Юдо» (о нем пойдет речь в статье)

– для шипящих «Больница»;

Игровые комплексы разработаны для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребёнка.

Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут связаны с этапом постановки звуков. То есть, «сказочный» сюжет начнёт развиваться уже на этапе постановки звука. Такая единая система работы позволит быстрее автоматизировать звук.

Читайте также:  Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста

Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данными комплексами:

1) Образовательные:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование звуковой культуры речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.

2) Развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие чувства ритма, рифмы;
  • развитие вербальной памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Игровой комплекс для свистящих звуков

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо – Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо – Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо – Юдо. К тому же Чудо – Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо – Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда – нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Картинки к предложенным играм можно найти в презентации «Игры на автоматизацию звука [с]. (См. презентацию)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нижегородцева Н. В., Щадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.
  2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  3. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.

Игры на Автоматизацию звуков в слогах

Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ №1 г. Курганинска Краснодарского края

Говорящие руки.

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Раз – шажок, два – шажок.

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – сы, но – сы.

Кнопочки.

Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.

Построй домик.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом., За не правильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

Солнышко.

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

Четвертый лишний.

Ребенку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребенок, убирает одно из слов, объясняя почему. Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остается жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони. Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Лото.

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Рыбаки.

Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Продолжение в следующей публикации…

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Использование игр и игровых упражнений при автоматизации труднопроизносимых звуков

Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься.

В своей работе я использую схемы-напоминалочки для каждого поставленного звука:

1. Положение языка

Положение языка при звуках С- С’, З — З’, Ц

Положение языка при звуках Ш-Ж, Щ, Ч, Л-Л’, Р-Р’

2. Схема для правильного произношения всех звуков.

АЯротик открываю Я
ОЁгубы колесо
УЮгубы в трубочку тяну
ЫИротик до ушей, хоть завязочки пришей
ЭЕротик до ушей, хоть завязочки пришей + челюсть уходит вниз

В своей практике я применяю следующие варианты упражнений:
«Забей мяч в ворота». Используется при автоматизации звуков С- С’, З — З’, Ш, Ж, Р, Р’

Задание на простое воспроизведение звука. Скороговорки.
Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы.

«Запомни – повтори»: Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора

Повтори словосочетания: Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай.

«Один – много» Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы

Заучи скороговорку: Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

«Исправь Незнайку». Логопед предлагает искаженное произношение слов, предложений. С помощью перекидывания мяча, логопат исправляет логопеда. Например: Я утюсь плавильно плоизносить звуки. И т.д.

«Доскажи словечко»

Задания, требующие мыслительно- речевой активности

Назови слова, где спрятался данный звук в начале, в конце, в середине слова.

Раздели слова на слоги, к каждому слову подбери схему

Найди лишний предмет

Д/игра «Я знаю 5 предметов» Автоматизация звуков Р-Л

Я знаю 5 одушевленных предметов со звуком Р (Радист, тракторист, Рома,тигр, львенок)
Я знаю 5 неодушевленных предметов со звуком Р (ракета, радио, роза, корона, лак)

Дифференциация ТР,ДР,КР,ПР, Р-Л

Повтори за мной

Составь рассказ, используя названия геометрических фигур.

Мы с Андреем решили построить из геометрических фигур картину. Нам понадобились следующие фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, круг. Стоило немало потрудиться. На помощь позвали брата Андрея, Петра, сестру Александру и соседа из третьей квартиры. Ох и кропотливая была работа, но мы справились. Потрудились на славу!

Не всем детям требуется отработка звука в текстах – если ребенок без напряжения, свободно использует новый звук, можно сразу перейти к «свободному говорению». Другим же детям необходима автоматизация в рассказах. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Итак, как работать с рассказами? Необходимо обратить внимание на то, что материал подбирается от простейшего варианта к сложному варианту. При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без удлинения его, без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

Упражнение «Доскажи словечко».

Упражнение «Подружи слова».
Смотри, злая Кикимора перепутала слова в предложениях! Помоги словам вернуться на свои места: «подружи» их и произнеси предложения правильно.
Образец: Рома, топор, дрова, рубить. — Рома рубит дрова топором.

На, яхта, парус, красивый. Рома, топор, дрова, рубить.

Папа, подарить, розы, мама. Рынок, на, продавать, фрукты. Мама, шары, подарить, Родион. Рая, корзина, боровики, собирать, в. Дом, подъемный, строить, кран, новый.

Упражнение «Исправь предложение».
Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

В розах растут сады. Мусор убирает Рому. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака.

Красный шарф надел Егора. Торт подарил Раю на день рождения. В помидорах и огурцах растут огороды.

Упражнение «Слова подскажут цифры».
Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови ее.

В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию в Там она увидела разных животных: Родители рассказали ей о том, что все эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея была у Полосатая очень похожа на лошадку. А детеныши огромного хищного играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в

Представлены рассказы разных типов:

1. Рассказы с картинками – переход от слов и словосочетаний к пересказу текстов. Они коротенькие, и звук чаще всего встречается только в одном слове, которое ребенок должен вставить в нужном месте предложения после предъявления картинки.

2. Рассказы-задачи. В этом случае тоже первоначальная работа ведется с одним-двумя словами. Взрослый читает задачу, ребенок заинтересован в том, чтобы посчитать и дать ответ – сначала одним словом, затем полным предложением. В случае успеха ребенок с радостью перескажет эту задачку другому человеку. Проследите за правильностью произношения звука в пересказе.

Один раз ребята поймали под корягами в пруду много раков. «Мне и тебе, — говорит, — будет каждому по 4 рака, а дяде Роме мы отдадим 5 раков».
Сколько же всего раков поймали Вера и Юра?

3. Рассказы с вопросами – самая замечательная часть работы. Дело в том, что неподготовленный ребенок сразу не сможет пересказать текст, даже не обращая внимание на звуки, он просто не запомнит информацию. Чтобы помочь ребенку в процессе пересказывания и используются вопросы. Наши действия: читаем весь рассказ, читаем первое предложение и задаем вопросы, которые расположены ниже, дочитав до конца, предлагаем ребенку пересказать весь рассказ. Как обычно – не забываем про произношение.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

У Юры и Иры новая игра. Это радио.
У кого…? Что…?
— Я буду диктором, — говорит Юра.
Кто…? Что говорит…?
— Это микрофон. Гово¬рит город Ковров. Пе¬редаю микрофон дру-гому диктору.
— Сегодня в нашем городе праздник, — говорит Ира,
Кто…? Что говорит…?
— Там будут разные игры и аттракционы.
Что будет…?

4. Обычные рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Здесь также, возможно, понадобится задавать вопросы.

Мальчик наоборот.
У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют — Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юрарисует, ребята строят дом — Юра прыгает.
— Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая.
Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:

5. Составление рассказа по заданной теме. Предлагаем ребенку тему для обсуждения и слова с отрабатываемым звуком, которые ребенок может использовать в своем рассказе.

Если бы вы были поваром в ресторане, что бы приготовили к обеду на первое, второе и третье? Расскажите о том, как бы вы готовили и что. Рассказать об этом лучше вы сможете, если вспомните, как готовит обед ваша мама.

В зоопарке сторож забыл закрыть клетки. И один зверь выбежал из неё. Расскажите, как бы ловили этого зверя, если бы он тигром, зубром, зеброй.

6. Прочитать текст, пересказать.

Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано. Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки. Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».

Материал для автоматизации звуков Р,Рь

Используемая литература:
1. Архипова Е.Ф. Постановка звуков при дислалии.
2. Саморокова О.П. Кругликова Т.Н. Различаем сонорные звуки
3. Епифанова О.В. Согласные и гласные – похожие, но разные. В., 2006.
4. Епифанова О.В Автоматизация звука «Л». В.,2006.
5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков.Спб.,2006
6. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М., 2013.
7. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Дону., 2000.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
9. Светлова И.Е. Домашний логопед. М.,2002.
10. Резниченко Т.С. Говорим правильно. М., 2002.
11. Логопедическая тетрадь на звуки Р,Рь.

Гольдер Алина Васильевна
учитель-логопед МБОУ СОШ № 6
г Ноябрьск, ЯНАО

Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции

Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.

В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:

Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Звук “С” также можно поставить от “Т”.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится.

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

А это стишки, их можно заучить:

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

    Михаил Тимирязев 3 лет назад Просмотров:

1 Бородина Ирина Петровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 17», г. Ливны, Орловская обл., Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Использование разнообразных игровых методов и приемов на разных этапах логопедического воздействия позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей и сделать этот процесс более интересным как для ребенка, так и для педагога. Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, автоматизация звуков, произносительные умения и навыки. В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. При формировании правильного звукопроизношения соблюдают ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы: подготовительный этап, этап постановки звука, этап автоматизации звука, этап дифференциации звуков. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков [1]. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах, связной речи. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде по развитию навыков звукового анализа, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

2 Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются расторможенность, гиперактивность или, наоборот, замкнутость, низкая работоспособность. Работа с такими детьми заставляет искать новые интересные игровые методы и приемы. На этапе автоматизации изолированного звука (для разных групп звуков) и закрепления правильного произношения этого звука в слогах мы используем следующие игровые методы и приемы. «Упражнение с волчком». Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук. «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук. «Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, разные по фактуре тесемки) по нарисованной линии, тянем звук. Можно наматывать ленточку на палец, произнося заданный звук. «Шарик». Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик. «Ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек.

3 «Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.) проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожнокинестетический анализатор). «Разноцветные прищепки». Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на картинке и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога. «Собирайка». Маленькие штампики с разными картинками: называем звуки или слоги, если получилось правильно, то ребенок ставит штамп себе в листик. Задача для ребенка собрать как можно больше штампиков. «Лесенка». «Шагаем» ладошками вверх и коротко произносим звук/слог, потом ладошки плавно скатываются вниз и звук тянется. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей мы практикуем такие упражнения. «Пройди по веревочке». Ходим по веревочке, приставляем носок ноги к пятке и проговариваем слоги. «Игра на пианино». Ребёнок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА. Игра-ходилка «Проведи слог по звуковой дорожке». Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы очень громко. «Ромашка». В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного

4 лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы. «Добавляй слог». Дети стоят перед педагогом, логопед, бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом. «Пирамидка». Нанизывая кольца на стержень, ребенок повторяет слоги. «Говорящий карандашик». С помощью маркера обводить дорожки, произнося нужный звук. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся следующие игры. «У меня нет. » Ребенок называет картинку, потом прячет за спину, говорит: «У меня нет машины (слово в родительном падеже)». «Найди все» (универсальная игра на автоматизацию в словах) найти в кабинете все предметы с заданным звуком. Игры с ориентировкой в пространстве. Ребенок встает, за ним, перед ним, справа и слева кладем по картинке и спрашиваем что находится позади, что впереди, что справа, а что слева. Либо с движением ребенок проговаривает: «Я отошел от рррыбы и подошел к самоваррру». «Сухой бассейн». В крупу зарыты игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, проговаривая в названии определённый звук. «Опасное слово». Ребенок повторяет слова за логопедом, одно заданное слово повторять нельзя. Кто повторил, тот проиграл. «Тени». Наощупь определить предметы, четко проговаривая автоматизируемый звук. Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы используем эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра часто используется логопедами, так как позволяет детям усвоить понятие, что предложения состоят из слов, слова в предложении стоят по порядку. «Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из-под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая предложение или чистоговорку.

5 «Расколдуй предметы». Нужно соединить по точкам предметы (расколдовать) и составить предложения. На этапе автоматизации в связной и самостоятельной речи большое внимание уделяется составлению рассказов по картине и по серии картин, пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации. С целью коррекции дефектов речи у детей нами широко используются готовые пособия таких авторов, как С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко И.В. Баскакиной, М.И. Лынской, Е.А. Азовой, О.Е. Громовой, Л.А. Комаровой. Н.В. Гальской, Ю.В. Гурина и др. В своей работе по автоматизации звуков неоспоримую помощь оказывают информационно-коммуникационные технологии. В играх с интерактивными героями дети с удовольствием отрабатывают новые навыки. «Таинственная картина». Игра на автоматизацию «трудных» звуков и отгадывание слов по описанию. У детей есть возможность повторить много слов на выбранный звук, а потом составить рассказ по картине, которая появится после отгаданных слов. «На все голоса». Игра многофункциональная, ребенок не только повторяет фразы со звуком Р, но и учится различать, кто произнес фразу: мама или папа, дедушка или бабушка. «Болтушки-хохотушки». Набор скороговорок поможет детям улучшить качество речи. Параллельно развивается слуховое внимание, ведь некоторые героини игры произносят скороговорки с ошибками. Ребенок слушает и повторяет только правильный вариант. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

6 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 2. Солойденко, О.А. Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука // Дошкольная педагогика С

Читайте также:  Конспект НОД в подготовительной группе на развитие связной речи по теме 'Фрукты'
Ссылка на основную публикацию