Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

    Михаил Тимирязев 4 лет назад Просмотров:

1 Бородина Ирина Петровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 17», г. Ливны, Орловская обл., Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Использование разнообразных игровых методов и приемов на разных этапах логопедического воздействия позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей и сделать этот процесс более интересным как для ребенка, так и для педагога. Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, автоматизация звуков, произносительные умения и навыки. В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. При формировании правильного звукопроизношения соблюдают ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы: подготовительный этап, этап постановки звука, этап автоматизации звука, этап дифференциации звуков. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков [1]. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах, связной речи. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде по развитию навыков звукового анализа, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

2 Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются расторможенность, гиперактивность или, наоборот, замкнутость, низкая работоспособность. Работа с такими детьми заставляет искать новые интересные игровые методы и приемы. На этапе автоматизации изолированного звука (для разных групп звуков) и закрепления правильного произношения этого звука в слогах мы используем следующие игровые методы и приемы. «Упражнение с волчком». Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук. «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук. «Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, разные по фактуре тесемки) по нарисованной линии, тянем звук. Можно наматывать ленточку на палец, произнося заданный звук. «Шарик». Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик. «Ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек.

3 «Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.) проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожнокинестетический анализатор). «Разноцветные прищепки». Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на картинке и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога. «Собирайка». Маленькие штампики с разными картинками: называем звуки или слоги, если получилось правильно, то ребенок ставит штамп себе в листик. Задача для ребенка собрать как можно больше штампиков. «Лесенка». «Шагаем» ладошками вверх и коротко произносим звук/слог, потом ладошки плавно скатываются вниз и звук тянется. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей мы практикуем такие упражнения. «Пройди по веревочке». Ходим по веревочке, приставляем носок ноги к пятке и проговариваем слоги. «Игра на пианино». Ребёнок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА. Игра-ходилка «Проведи слог по звуковой дорожке». Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы очень громко. «Ромашка». В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного

4 лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы. «Добавляй слог». Дети стоят перед педагогом, логопед, бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом. «Пирамидка». Нанизывая кольца на стержень, ребенок повторяет слоги. «Говорящий карандашик». С помощью маркера обводить дорожки, произнося нужный звук. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся следующие игры. «У меня нет. » Ребенок называет картинку, потом прячет за спину, говорит: «У меня нет машины (слово в родительном падеже)». «Найди все» (универсальная игра на автоматизацию в словах) найти в кабинете все предметы с заданным звуком. Игры с ориентировкой в пространстве. Ребенок встает, за ним, перед ним, справа и слева кладем по картинке и спрашиваем что находится позади, что впереди, что справа, а что слева. Либо с движением ребенок проговаривает: «Я отошел от рррыбы и подошел к самоваррру». «Сухой бассейн». В крупу зарыты игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, проговаривая в названии определённый звук. «Опасное слово». Ребенок повторяет слова за логопедом, одно заданное слово повторять нельзя. Кто повторил, тот проиграл. «Тени». Наощупь определить предметы, четко проговаривая автоматизируемый звук. Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы используем эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра часто используется логопедами, так как позволяет детям усвоить понятие, что предложения состоят из слов, слова в предложении стоят по порядку. «Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из-под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая предложение или чистоговорку.

5 «Расколдуй предметы». Нужно соединить по точкам предметы (расколдовать) и составить предложения. На этапе автоматизации в связной и самостоятельной речи большое внимание уделяется составлению рассказов по картине и по серии картин, пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации. С целью коррекции дефектов речи у детей нами широко используются готовые пособия таких авторов, как С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко И.В. Баскакиной, М.И. Лынской, Е.А. Азовой, О.Е. Громовой, Л.А. Комаровой. Н.В. Гальской, Ю.В. Гурина и др. В своей работе по автоматизации звуков неоспоримую помощь оказывают информационно-коммуникационные технологии. В играх с интерактивными героями дети с удовольствием отрабатывают новые навыки. «Таинственная картина». Игра на автоматизацию «трудных» звуков и отгадывание слов по описанию. У детей есть возможность повторить много слов на выбранный звук, а потом составить рассказ по картине, которая появится после отгаданных слов. «На все голоса». Игра многофункциональная, ребенок не только повторяет фразы со звуком Р, но и учится различать, кто произнес фразу: мама или папа, дедушка или бабушка. «Болтушки-хохотушки». Набор скороговорок поможет детям улучшить качество речи. Параллельно развивается слуховое внимание, ведь некоторые героини игры произносят скороговорки с ошибками. Ребенок слушает и повторяет только правильный вариант. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

6 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 2. Солойденко, О.А. Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука // Дошкольная педагогика С

Работа над речевым дыханием
консультация по логопедии на тему

Нормализация речевого дыхания должна проводиться в определенной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_nad_rechevym_dyhaniem.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над правильным дыханием

Специалистам известно о тесной взаимосвязи процесса артикуляции с голосообразованием и дыханием. Коррекция речи предполагает одновременную работу по всем этим трем направлениям. Нормализация речевого дыхания должна проводиться в определенной последовательности. Сначала необходимо воспитать у ребенка правильное диафрагмально-реберное дыхание. Эта работа проводится по подражанию, а в качестве контроля выступает собственная ладонь ребенка.

Чтобы закрепить навык правильного диафрагмально-реберного дыхания и развить умение осуществлять легкий, короткий речевой вдох и длительный, плавный речевой выдох, логопед проводит с ребенком упражнения по дифференциации (различению) носового и ротового вдоха и выдоха. Эти упражнения тренируют также ритм речевого дыхания, с кратковременной обязательной паузой после выдоха.

Например: – вдох и выдох через рот;

– вдох через рот, выдох через нос;

– вдох через нос, выдох через рот.

Выполняя специальные упражнения, логопед работает над формированием длительного и плавного речевого выдоха. Задания постепенно усложняются: сначала мы тренируем речевой выдох на материале отдельных звуков, потом — слов, словосочетаний, коротких фраз, стихотворений, текстов. Вначале ребенок выполняет упражнения с опорой на контроль ладонью, потом — без такой опоры. Все задания обязательно предлагаются ребенку в игровой форме, выполняются упражнения по подражанию или по словесной инструкции логопеда.

Примерные упражнения для формирования

правильного речевого выдоха

«Топор». Ребенок ставит ноги на ширину плеч, руки опущены вниз, а пальцы рук сцеплены в «замок». Задание: быстро поднять руки и быстро вдохнуть, затем наклоняться вперед и, медленно выдыхая, произнести: «Ух!» «Гуси». Предлагаем ребенку быстро поднять руки через стороны вверх и сделать быстрый вдох. Медленно опуская руки, плавно выдыхаем и произносим «Га-га-га». Можно использовать любые звукоподражания: «Кар» — ворона, «Мяу» — кошка и пр.

«Зоопарк». Каждый ребенок выбирает, каким животным он будет. Логопед ходит по зоопарку, называет животное, а ребенок произносит соответствующее звукоподражание на плавном и длительном выдохе. «Немое кино» . Логопед беззвучно произносит какой-нибудь гласный звук. Ребенок должен угадать, что это за звук и произнести его вслух на длительном и плавном выдохе.

Далее проводится работа по формированию направленной воздушной струи. Так как при произношении значительного количества звуков требуется правильный выход воздушной струи через середину ротовой полости и в её образовании принимают участие щеки, язык и губы, то обязательно при проведении работы по развитию артикуляционной моторики параллельно проводим работу по формированию направленной воздушной струи.

Для каждого упражнения по формированию направленной воздушной струи подбирается картика-образ. Упражнения выполняются по подражанию и по словесной инструкции.

Упражнения для формирования

направленной воздушной струи

«Худышка». Картинка-образ: худенький мальчик со впалыми щеками. Выполнение: приоткрыть рот, губы сомкнуть, на счет втягивать щеки внутрь. 5-7 раз.

«Толстяк» . Картинка-образ: полный мальчик с толстыми щеками. Выполнение: Предлагаем надуть щеки и, плотно сомкнув губы, удерживать воздух в течение 15-20 секунд. Повторять 3-5 раз.

«Дудочка» . Картинка-образ: дудочка. Выполнение: Узкий язык высунуть вперед, слегка касаясь краев стеклянного пузырька. Стараться дуть на кончик языка так, чтобы раздался свист — играет дудочка.

«Пропеллер» . Картинка-образ: вертолет с пропеллером. Ребенок растягивает губы в улыбке, длительно выдыхает. Указательным пальцем ребенка двигать быстро-быстро из стороны в сторону перед губами, рассекая воздух, чтобы слышался звук пропеллера.

«Снежинка». Картинка-образ: снежинка. Ватный (или бумажный) шарик кладется на ладонь ребенка. Ребенок делает длительный плавный выдох, стараясь сдуть «снежинку» с ладони. Следить, чтобы щеки при этом не раздувались.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений.

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи.

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра.

Перспективный план работы.

Использование различных игровых приемов в работе над речевым дыханием на логопедических занятиях.

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п.

Консультация для логопедов «Работа над речевым дыханием»

Консультация для логопедов «Работа над речевым дыханием»

Дышим правильно — говорим легко

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох и четкая артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. Между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается. Нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покос, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение в речи имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении логически завершенного отрезка высказывания.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  1. подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  2. слишком большой вдох;
  3. учащенность дыхания;
  4. укороченность выдоха;
  5. неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.

Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Обратите внимание!

При занятиях гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

  • Не заниматься в пыльной, не проветренной или сырой комнате.
  • Не заниматься после еды.
  • 3анятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движения.
  • Не переутомляться.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. Затем продолжить сидя или стоя. Тренироваться надо до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
  2. Вдыхать воздух через нос и рот, выдыхать — через рот.
  3. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, чтобы можно было еще добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох естественный, экономный , без усилий.
  4. Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки. На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов.
  5. В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха

1) Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота.

Сделав предварительно глубокий выдох, плавно вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна остаться в покое.

Выдох производить плавно, через рот. Живот опускается и втягивается.

Проделать 3-5 таких плавных упражнений. После отработки упражнение делать сидя или стоя.

2) Сделать плавный вдох носом, поднять руки вперед и развести их вверх и в стороны. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха.

3) Упражнение следует делать лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком. Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении.

Упражнение для воспитания навыков правильного выдоха

«Фиксированный выдох»

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ. Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом, распределить длину выдоха на 10-15 секунд.

«Форсированный выдох»

Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»)

«Теплый выдох»

Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

«Свисток»

Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный свист. Свистеть легко, свободно.

Упражнения для формирования навыков носового дыхания

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

  1. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами — вдох, похлопать средними пальцами по ноздрям — выдох.
  2. Широко открыть рот и подышать носом.
  3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох, выдох.
  4. Закрыть одну ноздрю средним пальцем- вдох, Выдох через другую ноздрю.
  5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, (ноздри чередовать).
  6. Вдох широко открытым ртом, Выдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую- закрывать средним пальцем(ноздри чередовать).
  7. Вдох между сомкнутыми губами, выдох как в 6 упражнении.
  8. Вдох носом, удлиненный выдох носом с усилением в конце.
  9. Вдох — носом, через 2 ноздри, через 1, выдох через плотно сомкнутые губы: плавно; толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! ); с усилением в конце.
  10. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как собака ).
  11. Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый, через левый: плавно, прерывисто.
  12. Вдохнуть через нос и рот одновременно, постепенно толчкообразно выдохнуть через рот.

Работа над речевым дыханием и слитностью речи

Наталья Подставкина
Работа над речевым дыханием и слитностью речи

Из опыта работы.Тема: «Работа над речевым дыханием и слитностью речи». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Разсогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией

Обучение правильному дыханию провожу в игровой форме.

Предлагая детям подуть на какой-нибудь лёгкий предмет, учу детей складывать губы трубочкой. Если ребёнок надувает щёки, осторожно нажимаю на них большим и средним пальцем, чтобы в момент выдоха воздух проходил через вытянутые губы. Струя воздуха должна быть направлена прямо на предмет, чтобы усилия ребёнка не пропадали напрасно и не угас интерес к работе – игрушка должна быть обязательно сдвинута с места. Я не добиваюсь сильного напора воздушной струи – дети должны дуть на предмет правильно, без рывков и частых вдохов.

На начальном этапе, особенно с детьми младшего дошкольного возраста не учу детей делать глубокий вдох перед тем, как дуть на предмет. Дети надувают игрушки свободно и естественно, без напряжения.

После того как у детей получается «дутьё» провожу упражнения, направленные на развитие речевого выдоха.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному плавному удлинённому выдоху также провожу в игровой форме.

Благодаря постоянному применению дыхательных упражнений, у детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания

И. п. – стоя на коленях.

1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».

(упражнение на дыхание)

1Ветер дул, задувал (дуют)

Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)

Ветер дул, задувал (дуют)

Листья все перемешал.

Мы подуем высоко. Дети поднимают руки вверх, тянутся за ними на носочках, дуют вверх.

Мы подуем низко. Делают наклон вниз, опуская руки к полу, дуют вниз.

Мы подуем далеко. Тянут руки вперед дуют вдоль перед собой.

Мы подуем близко, ставят ладошки перед собой, дуют на них.

3. Игра направленная на развитие длительного, плавного выдоха. И вызывание лепетных слов.

Перед детьми стоит самовар, у детей в руках чашечки.

П- запыхтел самовар.

П- закипел самовар.

Д-(низко)У-У-У.

П-полилась водичка из самовара.

Так дети должны уметь: брать дыхание перед началом речи, удерживать его до конца фразы, говорить спокойно, выбирая правильный темп речи, правильно произносить все звуки и слова, изменять голос по силе, высоте, правильно ставить ударение, использовать в речи интонационную выразительность.

Работу по нормализации речевого дыхания рекомендуется проводить в такой последовательности. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки.

а) это отдельные гласные звуки;

Игра: «Кто спрятался в коробке»

Цель: обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков, развитие мелкой моторики).

Материал: глубокая коробка с лёгкой крышкой, длинная верёвка, игрушки.

Ход игры.

На длинную верёвку привязываю игрушку и прячу в коробку, чтобы дети не видели. Дети по очереди наматывают верёвку на палку, при этом, на одном выдохе нужно произнести заданное упражнение. Задание меняется от возможности детей-это отдельные гласные звуки, чередование гласных звуков.

б) чередование гласных звуков;

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

в) слоговые цепочки;

1. Раннее утро, все спят (дети сидят и изображают спящих, вдруг просыпается петух (дети встают, ставят ноги врозь, а руки опускают вниз). На счет «раз» петух поднимает крылья (руки в стороны, делает глубокий вдох и, постукивая по бокам,на выдохе громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!».

2. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко,а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-моо, му-муу».

Пастушок: «Туру-ру-ру!».

А коровы вслед ему

Замычали: «Му-мууу».

Делают руки рупором

Г. Слова без стечения согласных.

Назовите частитела. Нос. Рот. Голова. Туловище.

Д. Фразы без стечения согласных.

Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».

Мама там. Папатут. Вотон. Вон она.

Е. Слова со стечением согласных.

Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Ж. Фразы со стечением согласных.

. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Повтори-ка»

Педагог: «Пока мы играли, наступила ночь. Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».

Дети (вслед за педагогом): «Наступила ночь. Наступила звездная ночь. Наступила тихая, звездная ночь.

Преодолеть стойкие нарушения моторики мышц артикуляционного аппарата возможно с помощью комплексной логопедической работы, которая включает логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Игра с речевым кубом «Кто как передвигается?» Программные задачи: -Учить различать способы передвижения животных. -Активизировать словарь детей новыми словами-действиями: прыгает,.

Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Задание 1 – «Большой и маленький».

Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук» Аннотация Данная работа – попытка рассмотреть особенности засеянного сленгом речевого поля героев сериала «Физрук». Введение Молодое поколение.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию ППК детьми с нарушениями речи Ребёнок к 5 годам должен овладеть системой родного языка: полно излагать свои мысли, связно говорить, строя развёрнутые предложения; правильно.

Подвижные игры с речевым сопровождением. Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи.

Консультация «Работа воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи» Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохраненным интеллектом оказываются.

Развитие речи посредством пальчиковых игр. Кружковая работа в детском саду Введение Первые семь лет жизни ребенка, очень важных период, именно тогда идет очень стремительно и бурно развитие. В большей мере совершенствуется.

Развиваем дыханием и мастерим кораблики) Дети всегда любят интересную и познавательную деятельность, но иногда их очень сложно занять. Особенно если у вас речевые дети. Они иногда.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Вопрос №48. Работа над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса

НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Лучшим средством развития речевого дыхания служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз. Достаточно того, чтобы перед ребёнком ставились определённые задачи, связанные с различного рода дыхательными играми, длительным произнесением гласных, произнесением ряда слогов, целых слов и фраз на одном выдохе. При этом сами собой определяются тип и способы дыхания, которые более всего соответствуют телесной конституции ребёнка.

В первые недели обучения обычно практикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы.

Для развития силы и длительности выдоха следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувания со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струёй выдыхаемого воздуха, катание по столу карандашей, катушек и т.п.

Для развития способности давать плавный выдох и регулировать его силу, что является уже более сложной задачей и требует тонкого управления дыхательными движениями. Можно рекомендовать такие упражнения, как поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок, при котором они не перевёртываются и не падают со стола, пускание мыльных пузырей.

Уже в первые недели полезно проводить дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных и многократным повторение элементарных слогов на одном выдохе, например: папапа, татата.

Хорошим материалом для работы над длительностью выдоха служат прямой и обратный счёт, перечислением дней недели, месяцев; наращивание предложений «Мы были в кино – Вчера мы были в кино – Вчера вечером мы были в кино…»

Требуя от детей произнесения на одном выдохе ряда слогов, длинных слов или фраз, нужно, с одной стороны, следить за тем, чтобы они не делали чрезмерно глубокого вдоха, не переполняли свои лёгкие воздухом, а с другой стороны, не «выжимали» его из себя до последней степени. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения.

Неправильно также требовать, чтобы дети вдыхали только через нос, так как это противоречит требованиям, предъявляемым к дыханию при речи.

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ.

Подготовительные голосовые упражнения должны носить игровой характер, связываться с выразительной мимикой лица, с различного рода движениями. Это способствует вызыванию у детей наиболее естественного, звучного голоса.

В качестве примерных можно рекомендовать следующие подготовительные голосовые упражнения:

Произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек.Упражнения полезно связывать с движениями, инсценировкой, игрой.

(Баюканье куклы. Ауканье. Поезд. Самолёты.)

2. Произнесение ряда простейших слогов, сопровождаемое движениями. Полезно проводить под аккомпанемент музыкального инструмента.

Некоторые примеры голосовых упражнений на материале отдельных звуков и слогов: (условные знаки: крупный шрифт – громкость, черта после буквы – протяжное произнесение, точка над буквой – краткое произнесение, интервалы между буквами (слогами) – раздельность).

1. Выработка звучности голоса:

Папапапа _______а _________

2. Изменение длительности гласных:

Па___ па___ па___ папапа

а___ а____ а____ аа___ а

3. Изменение силы голоса:

ПапаПАПАПА… папапа… папаПА____папаПА______

4. Слитное и раздельное произнесение гласных и слогов:

аоаоаоао … а о а о а о а о

5. Выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных:

папопапо … папупапу…. папипапи…. папупи

аоаоао …. ауауау …аиаиаи…. ауиауи….

6. Выдерживание тона голоса при сочетании согласных с гласными:

ам___ а__ м__ а____ м____ а____

ум___ у___ м ___ у ____м ____ у ___

РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ.

В обычной разговорной речи произносится 5-6 слогов в секунду. Работу следует начинать, конечно, с более медленного темпа. Медленный на первых порах темп служит необходимым условием успешного формирования всяких двигательных навыков. Несколько замедленный темп, полный стиль произношения необходим вначале для того, чтобы обеспечить достаточную чёткость артикуляции и тем способствовать прочному закреплению в кинестетической памяти отчётливых артикуляционных и слуховых образов слов.

Ранний переход к быстрому темпу речи часто является причиной небрежной, неточной артикуляции, «смазанной» речи. Но чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает к монотонному, послоговому, иногда и по звуковому произнесению слов. Огромную роль в формировании правильного темпа играет характер речи логопеда.

Специальные упражнения, направленные на выработку надлежащего темпа речи, сводятся, в основном, к повторному произнесению слов сначала в замедленном, потом в умеренном, затем в быстром темпе.

Из числа видов работ, направленных на формирование более быстрого темпа, можно указать следующие:

Сопряжённое с логопедом проговаривание слов.

Повторение за логопедом (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия).

Чередование медленного и быстрого произнесения слов.

Разучивание скороговорок и произнесение их в быстром темпе.

Вопрос №49. Воспитание интонационно-звуковой выразительности детской речи. Понятие «выразительность». Задачи и содержание этой работы

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности.

По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи.

На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.

Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.

Без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».

Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.. Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.

Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Но об этом подробнее — несколько позже. К тому же не забудем, что своими выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста.

По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Техника речи, упражнения. Речевое дыхание – ДИКТОРЫ.com

Фонационное дыхание – это дыхание во в р емя речи. Главные мышцы вдоха это д и афрагма, т.е. мышца, которая разделяет грудную полость с брюшной и гр уп па мышц, которые управляют рёбрами гру дн ой клетки. Наиболее естественно для лю бо го человека – дыхание в положении л ёж а на спине при расслаблении мышц. Лягте на с пи ну, положите руку на живот, а другую на грудь. Вдо хн ите так, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на ж ив оте, поднялась. Затем выдохните. Нужно доб ит ься, чтоб движения при брюшном дыхании сове рш ались легко, без нап ря жения. Теперь встаньте и сд ел айте тоже самое. Чтоб сделать нижнее дыхание пр ив ычкой, надо систематически делать упражнения. Зани м аться лучше по утрам.

Техника речи. Положение тела

Попробуем ощ ут ить – как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём ну ж ное положение тела. В положении стоя начните сут ул ится, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, г ру дь и, откиньте его назад, т.е. “наденьте” на поз вон очник. Спина прямая укрепилась, шея, р ук и, плечи – свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский – “те л о на колок” – должно стать естественным, пр и вычным, не только в период работы н а д речью, фонационным дыханием, но и во о бще в жизни.

Упражнение – “свеча”. Ровный интенсивный выдох

Берём полоску бу ма ги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко р ту на 5 – 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на п ол оску бумаги. Следим, чтоб угол нак л она полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Диктору нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый – бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ро вн ом выдохе – бумажка будет наход ит ься в одном положении – отклонившись. Как бы поло ж или пламя свечи и держим его в таком положении. Сл ед ует обратить внимание на лёгкое напряжение в об ла сти межрёберных мышц и диафрагмы. “Дых ате льный поясок” сохраняет ровность выды ха емой струи.

Упражнение – “проколотый мяч”. Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Имити руй те мяч, который прокололи шилом, звукопод ра жанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно в ыш е. Нажимайте на “мяч” ладонями легко, бе з усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упра жне ние выполняйте легко, без напряжения в звуке. М ед ленно сходятся руки, ощущая небольшое сопр оти вление “мяча”. И также долго, медленно вы хо дит воздух на звуке “с”. Чем меньше воздуха ост ал ось в мяче, тем ближе руки. И в конце лад о ни сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке “с” ост авш ийся воздух. Это упражнение для постановки д ых ания проделайте несколько раз. Выполнять его сл еду ет легко, без напряжение в зв уке, в руках.

Упражнение “звукоподражание” (различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

Вспомните зв у ки природы и воспроизведите их:

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией.

Свист ветра: ССССССС.

Шум леса: ШШШШШШШ.

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР. КАРР! КАРР! КАРР.

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР.

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу – при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз – к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки – в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать – не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.


Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) – оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре – (мысленно, не вслух) – вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть – вслух, семь, восемь – мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом – не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться – как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы. Согласный звук “м” поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.


Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день – на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 – 3 – 3
Второй день 3 – 4 – 3
Трет и й день 3 – 5 – 3
Четвертый день 3 – 5 – 4
Пят ы й день 3 – 5 – 5
Шестой день 4 – 5 – 5
Сед ь мой день 5 – 5 – 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:

5 – 5 – 6
5 – 5 – 7
5 – 5 – 8
5 – 5 – 9
5 – 5 – 10
6 – 5 – 10
7 – 5 – 10
8 – 5 – 10
9 – 5 – 10
10 – 5 – 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение “гекзаметр”

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. “Илиаду”, либо “Оди сс ею”. Например:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф и на сказала,
Где божест ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он. В не бытность хозяина двор тот
Огородил дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб о р тот высокий из камня ” .

Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива

Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки – эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г ор ы, туда, как Афина сказала,

Потом три ст ро чки:

Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на “х э”! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох – короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить – красиво и свободно!

Читайте также:  Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ
Ссылка на основную публикацию