Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
консультация по логопедии по теме

Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_igrovykh_tekhnologiy_v_razvitii_fonematicheskikh_protsessov_u_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии :

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор.

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из .

В проекте используется дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения*, оформленный в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек и игровых .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи&raquo.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
консультация (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
upravlenie_obrazovaniya_administratsii.docx54.53 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 А, тел.8(49624) 2-02-16

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Использование игровых технологий

старших дошкольников с нарушениями речи»

Кузнецова Анна Сергеевна

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

Понятие «фонематический процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Логопедическая работа по развитию у детей фонематических процессов условно делится на 6 этапов:

I. Этап: узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. [Текст]/ Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. [Текст]/ Е.А. Пожиленко. – М.: Владос, 1999.- 216с.

3. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. [Текст]/ В.И. Селивёрстов. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко, Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие. [Текст]/ Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – М.: Центрполиграф, 2004.- 63с.

6. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1988.-64 с.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

Вероника Хохлова
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Хохлова В. Ю., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Умка»

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти вопросы касаются образовательной деятельности, технологий и содержания.

С каждым годом увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и педагогам все сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение развития фонематических процессов, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у школьников.

Понятие фонематические процессы включает в себя:

1. фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

2. фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

3. фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

4. фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

5. фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому опора в организации коррекционно-образовательной деятельности логопеда строится с учетом применения игровых технологий. Сюжетно-ролевая организация логопедических занятий соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игровая мотивация позволяет ребенку быстрее включиться в логопедическое занятие.

Предполагаемая организация занятия сохраняет здоровье детей (психологическое и физическое, позволяет добиться качественных результатов, повышает работоспособность детей (уменьшает сроки коррекции, позволяет сохранить позитивный настрой на дальнейшую работу. Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

Исходя их выше сказанного были определены цели и задачи работы.

Цель: формировать и развивать фонематические процессы у детей (старшего) дошкольного возраста по средствам игровых технологий.

1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) по средствам игровых технологий;

2. Формировать фонематические противопоставления (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);

3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;

4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков речи.

Для решения поставленных цели и задач мною был подобрал комплекс заданий и игровых упражнений для каждого этапа коррекционной работы по формированию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

1. Игры, нацеленные на развитие слухового внимания.

«Что звучит / шумит»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (бумага, полочка, ложка, бубен, маракас и т. д., ширма, фишки.

Инструкция: Педагог за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Так же эту игру можно проводить без использования ширмы. Взрослый встает за спиной ребенка и производит шумы, а ребенок должен догадаться что звучит.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, постучать в бубен, потрясти погремушкой и т. д. Тот, кто правильно отгадал шум, получает в награду фишку.

Цель: Развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи.

Оборудование: Бубен, погремушка, ксилофон и т. п.

Инструкция: Взрослый производит ритмический рисунок на музыкальном инструменте, ребенок должен воспроизвести его при помощи отхлопывания, отстукивания и т. п.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голос»

Цель: Определить товарища по звуку голосу.

Оборудование: Игрушка (медведь, лиса, кошка, мышка и тп).

Инструкция: Дети сидят/стоят полукругом. Перед ними на небольшом расстоянии спиной к детям сидит/стоит ребенок с игрушкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать персонажа (игрушку). Водящий должен угадать, кто его позвал. Он встает напротив позвавшего и рычит (мяукает, пищит, и т. п., в зависимости от персонажа). Тот, кого узнали, получает игрушку и становится водящим.

Цель: Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений о понятиях «горячий – холодный».

Инструкция: Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек). Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Тот, кто ошибется и дотронется до мяча, должен выполнить задание (по усмотрению водящего).

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: Предметные картинки: банан, альбом, клетка, фишки.

Инструкция: Перед ребенком выкладываются картинки, ему слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленую ишку, неправильно – красную. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

«Какое слово отличается?»

Цель: Развивать умение на слух выделять нужное слово.

Оборудование: Счетные палочки, картотека слов (например: Ком-ком-кот-ком; Канава-канава-какао-канава; Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок; Будка-буква-будка-будка; Винт-винт-бинт-винт; Минута-монета-минута-минута; Буфет-букет-буфет-буфет; Билет-балет-балет-балет; Дудка-будка-будка-будка).

Инструкция: Взрослый произносит четыре слова, на каждое слово на столе выкладывается счетная палочка. Ребенок должен выбрать соответствующую палочку и назвать то слово, которое отличается от остальных.

4. Игры на дифференциацию фонем

• Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

• выделение гласных из ряда звуков.

• узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

• узнавание гласных на фоне многосложных слов.

• выделение согласных из ряда других звуков.

узнавание согласных на фоне многосложных слов.

«Место для картинки»

Цель: Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование: Предметные картинки, в названии которых, есть заданный звук.

Инструкция: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит:ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Цель: Дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: Картинки «Снежинка» и «Комарик».

Инструкция: Детям предлагается по две картинки. На одной нарисована снежинка, на другой – комарик. Картинку со снежинкой дети берут в левую руку, а с комариком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со снежинкой и говорят: с-с-с., А если звук [з], то – с комариком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

«Найди свою картинку»

Цель: Дифференциация звуков [л] – [р] в словах.

Оборудование: Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок. Картинки с изображение девочки Лены и мальчика Ромы.

Инструкция: Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем предлагает детям помочь Лене и Роме. Найти, те картинки в названиях которых есть звук [л] для Лены, а для Ромы со звуком [р]

5. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети в кругу. Каждый ребенок по очереди ловит мяч и вниматльно слушает цепочку слогов, затем он должен правильно ее воспроизвести и вернуть мяч обратно. Примеры слоговых рядов: са-са-за, ми-ма-му-ме, ша-са, па-пя-па,.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов, состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: Изображения аквариума (3 штуки, на каждом, изображена схема слова с позицией звука (начало, середина, конец). Изображения рыб, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Логопед демонстрирует предметные картинки с заданным звуком, детям необходимо распределить рыб в аквариумы в соответствии с позицией звука в слове.

Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: Цветные шарики (синий, зеленый, красный) на липучках, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться. Им необходимо составить звуковую схему заданного слова, при помощи «Логопедической гусеницы».

Таким образом, применение игровых технологий, направленных на развитие фонематических процессов, в работе с детьми, имеющими нарушения речи, помогает сделать коррекционную работу более интересной и разнообразной. Способствует дальнейшему успешному освоению норм родного языка, положительно влияет на становление всей речевой системы детей дошкольного возраста формирует основу успешного обучения в школе, так как развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма

Список использованных источников

1. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL

2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С. 71-78.

Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Долгушева О. В. Старший воспитатель МБДОУ Д/С №29 «Золотая рыбка».

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии развития речи дошкольников» Игра- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо» Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида

Методические рекомендации
Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Учитель-логопед: Галкина Г.А.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).
Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.
Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.
Задачи работы:
1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.
2. Формировать фонематические противопоставления:
а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух; б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
3. Формировать фонематический анализ и синтез.
4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.
5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.
Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания
– «Узнай по звуку» – «Скажи что слышишь?»
– «Кто играет в барабан?» – «Тихо-громко» – «К кому пришел от кого ушел волк?»
–«Внимательные ушки»
2. Игры на развитие речевого слуха
– «Угадай, чей голосок» – «Близко – далеко» – «Кто как кричит?»
– «Три медведя» – «Запомни, повтори»
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
– «Будь внимателен» – «Найди пару» – «Цепочка» – «Самое короткое (длинное) слово» Логопед произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое короткое (длинное) слово.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
4. Игры, направленные на дифференциацию слогов
– «Назови по порядку слоги» Логопед произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
– «Эхо»
– «Гусеница» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

«Назови слово и завяжи узелок» Цель: развитие навыков звукопроизношения, фонематического слуха, мелкой моторики.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Золотые яички» Цель: развитие зрительного восприятия, обобщение предметов, автоматизация и дифференциации звуков.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
«Определи, какой звук есть в слове»
Цель: дифференциация звуков в словах, развитие мелкой моторики

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.
«Забавные паутинки»
Цель: Закреплять умение выделять звук в слове, определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа слова, тонкую моторику рук.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

«Рассели картинки в домики» Цель: выделение звуков в словах и соотнесение их со схемой (назвать картинку, определить, где «живёт» звук, «поселить» картинку).

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

«По дорожке вместе со зверятами» Цель: определение места заданного звука в слове на карточке – схеме.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
«Прятки с картинками» Цель: Закрепление четкого произнесения звуков в словах, определять место звука в слове, развитие мелкой моторики, фонематического слуха.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

«Камень – ватка» Цель: Различение твердых и мягких согласных в словах.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

«Поймай на удочку» Цель: автоматизация и дифференциация звуков в словах, определять место звука в словах.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
«Мыльные пузыри» Цель: развитие звукового, слогового анализа и синтеза слов, автоматизация звуков в словах.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

«Составь и прочитай слово» Цель: закреплять умение производить фонематический анализ и синтез слова, определять место звука в слове, составить и прочитать слово по первым звукам слов, обозначающих предметы на картинках.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.
Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Статья “Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи”

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи

МБДОУ детский сад № 411

Гущина Елена Григорьевна

Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Важность данной проблемы подталкивает к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом дидактических игр в процесс обучения. Основная их цель – обучающая. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов. Усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя:

фонематический слух, фонематическое восприятие,

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

Звуковой анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Фонематические представления-это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Фонематический слух включает:

способность слышать есть данный звук в слове или нет;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие включает:

умение определять линейную последовательность звуков в слове;

умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

умение осознавать или подсчитывать количества звуков в слове.

Фонемный анализ включает:

выяснение порядка следования фонем в слове;

установление различительной функции фонем;

выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

I .Игры на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки

На развитие слухового внимания и слуховой памяти

«Скажи, что ты слышишь»

«Кто что услышит?»

«Продавец и покупатель»

«Жмурки с колокольчиком»

«Солнце и дождик»

«Наседка и цыплята»

Что звучало?
Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.

Используется на индивидуальных занятиях. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук.

Скажи, что ты слышишь?

Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением.

Логопед отстукивает карандашом различные ритмы, а ребёнок повторяет за ним.

Дети стоят полукругом. Водящий ребенок уходит из комнаты, в это время логопед прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти.

II . Игры на развитие способности различать
одинаковые слова, звукокомплексы и звуки
по высоте, силе и тембру голоса

Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: “ку-ка-ре-ку”, “ав-ав-ав” или “мяу-мяу” и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнал, будет водящим.

Далеко или близко

Логопед предлагает определить ребенку, далеко или близко находится звучащий объект, затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо).

Собака лает: АВ-АВ (громко, тихо).

Кошка мяукает… . Корова мычит… .

Петух поет… . Лягушка квакает … .

Ворона каркает… . И т. п.

Игры на изменение тембра, силы, высоты и эмоциональной окраски

Логопед предлагает определить ребенку, далеко или близко находится звучащий объект, затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо).

Собака лает: АВ-АВ (громко, тихо).

Кошка мяукает… . Корова мычит… .

Петух поет… . Лягушка квакает … .

Ворона каркает… . И т. п.

II . Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Хлопни в ладоши

Логопед показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:

«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен хлопнуть в ладошки.

Логопед выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Колено, миска, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: полено, ложка, маска. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем – по три)

МОТОК – КАТОК – ПОТОК

БАТОН – БУТОН – БЕТОН

БАНКА – МАНКА – РАНКА

МАЙКА – САЙКА – БАЙКА

НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА

Логопед предлагает ребенку выбрать из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных:

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

УТЁНОК – УТЁНОК – УТЁНОК – КОТЁНОК

Логопед произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово.

И назад и вперед

«Грузы, я возить привык!»-

IV. Дифференциация слов

Назови по порядку слоги

Логопед произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: МУХА – 1-й слог МУ, 2-й слог ХА. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ЗИМА, КАША, ЛУНА, НОТЫ, КОСЫ, МАШИНА…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

Логопед рассказывает детям, что с другой планеты прилетел лунатик, он не умеет говорить на русском языке и предлагает повторить за ним:

Логопед называет слоговой ряд

Дети выделяют лишний слог.

Затем задание усложняется: слоги

подбираются отличными только по

с близкими согласными

V .Дифференциация фонем

– Выделение гласных из ряда звуков;

– Узнавание гласных на фоне слога и слов;

– Выделение согласных из ряда других звуков;

Узнавание согласных на фоне слов;

Игры на дифференциацию звонких и глухих звуков;

Игры на дифференциацию твердых и мягких звуков ;

Детям предлагается разложить картинки по коробкам.

В синюю коробку положить картинки, которые начинаются на согласные звуки, в красную- на гласные.

Хлопнуть в ладоши , если в слове слышится данный звук (А)

арбуз, конь, ангел, стол, апельсин, автобус, рот, аквариум

Логопед произносит различные слоги и слова. Ребенок должен на заданный звук поймать мяч, если звука не услышит отбить мяч.

Нахождение звука в названиях предметов.

Положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А.

Подбери символ звука

Ребенку предлагаются картинки, названия которых начинаются на гласные звуки. Необходимо соотнести картинку с символом звука.

Детям предлагается пара карточек. Необходимо соединить картинки одной карточки с картинками другой, которые начинаются с одинакового гласного звука.

VI. Развитие навыков элементарного звукового анализа

Логопед показывает картинку и протяжно произносит, выделяя гласные звуки. Ребенок должен соотнести картинку с нужной парой звуков.

Найди место звука в слове

Упражнять детей в нахождении места звука в слове. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, то картинку надо поставить в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, картинку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, ставят в третью клеточку.

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета.

Назови слово по первым звукам

Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом слове и составить из этих звуков слово.

Упражнять детей в подборе слов на заданный звук. Выбирается водящий «светофор», он становится в центре площадки и называет любой звук.

Остальные дети называют слова на заданный звук. Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

Упражнять детей в выделении первого звука в слове. Логопед предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трех картинках первый звук совпадает, а в четвертой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.

Упражнять детей в выделении первого звука в слове. Логопед заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на звук ( например, (К). Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук, спрашивая у логопеда:

Этот предмет кукла?

Где спрятались домашние птицы

Упражнять детей в выделении первого звука в слове. Логопед говорит, что домашние птицы решили пошутить: они спрятались за картинками, которые стоят на наборном полотне. Догадайтесь, куда спрятались птицы? Вот подсказка: первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с птицей, которая за ней прячется.

Составь схему слова

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

Подбери слово к схеме

Влияние развития фонематического восприятия на формирование речи

Развитие фонематического слуха влияет на правильное звукопроизношение, на развитие слоговой структуры слова, на грамотное чтение и письмо, на обогащение словаря, на развитие лексико-грамматической стороны речи, на развитие эмоциональной выразительности речи, на развитие речевой активности.

Проведение предложенных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

3. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи [Текст] / Л.Ф.Спирова Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М.: Просвещение, 1966.- 165с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

Читайте также:  Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи
Ссылка на основную публикацию