Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Понятие «фонематический процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Логопедическая работа по развитию у детей фонематических процессов условно делится на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Список литературы

1. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. [Текст] / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. [Текст] / Е.А. Пожиленко. – М.: Владос, 1999.- 216с.

3. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. [Текст] / В.И. Селивёрстов. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко, Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие. [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. [Текст] / В.В. Цвынтарный. – М.: Центрполиграф, 2004.- 63с.

6. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. [Текст] / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1988.-64 с.

«Формирование фонематических представлений через дидактические игры у дошкольников»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Формирование фонематических представлений

через дидактические игры у дошкольников»

подготовила учитель-логопед

ГДОУ ЛНР «Ясли- сад

комбинированного вида №40

»Алые паруса»

Сомова Ольга Владимировна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

. Фонематические нарушения могут носить первичный или вторичный производный характер, а также вести к нарушению грамматической, лексической стороны речи, то есть и связной речи в целом. Поэтому развитие этих функций имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе.

Разработка эффективных методов преодоления нарушения фонематических функций, является одной из актуальнейших задач современной логопедии.

Перспективным в этом отношении представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «игра – основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Игра значима для развития речи дошкольников. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются дидактические игры. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при использовании дидактических компьютерных игр.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования дидактических игр в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование дидактических игр оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников с нарушениями речи, используя дидактические игры.

Задачи работы:

1. Посредством дидактических игр обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии :

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

Читайте также:  Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

« Игра как средство коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников»

Опубликовано: 08:10:14 02-02-2016

« Игра как средство коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников»

Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.

Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической и лексико-грамматической недостаточности ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности). Если вовремя не уделить должного внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться в дальнейшем на обучении в школе, на выборе профессии. Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельности на логопункте. Основная цель при этом – сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка

Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников, является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия .

Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда работе с дошкольниками через игру очевидна Логопедическая работа

нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на первом этапе работы. Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной активности. Реализации поставленных задач максимально способствует применение дидактической игры как формы обучения и коррекции. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, логопед может управлять игрой, процессами познавательной и коррекционной деятельности, поведением детей. Применение игровой технологии в логопедической практике необходимо основывать на учете: ведущего вида деятельности дошкольников, этиологии, механизме и структуре нарушения звукопроизношения, состоянии фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, связной речи, поэтапного использования наглядных средств обучения. Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка. Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем. Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку. В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность. В начале занятия акцентируется внимание на отрабатываемом звуке и дается установка на самоконтроль. По ходу занятия фишками и достижением цели отмечается успешность ребенка. В конце занятия при подведении итога ребенок награждается сезонной наклейкой за старание и успех. Усложнение дидактической задачи в игре зависит от увеличения количества или введения нового речевого материала, усложнения речевого материала, изменения речевого сопровождения действий (речь сопряженная, отраженная, самостоятельная), изменения контроля (со зрительной опорой, без зрительной опоры, переход от контроля логопеда на взаимоконтроль детей или самоконтроль). Общие правила для всех игр заключаются в четком проговаривании ребенком звуков, слогов, слов с интонационным выделением автоматизируемого звука и строгим контролем произношения этого звука со стороны логопеда. Кроме того, если ребенок берет на себя ведущую роль или логопед выступает как партнер, весь речевой материал проговаривает за всех участников (если это не другие дети) тот же ребенок. Практически во всех играх можно использовать вариант «намеренных ошибок», когда логопед как бы «ошибается» в проговаривании слогов, слов, предложений или выполнении игровых действий, создавая ситуацию, когда ребенок с удовольствием исправляет ошибку Какое же коррекционное значение имеют эти игры для детей:

1) происходит тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения у детей в разных видах деятельности;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в привычные и повседневные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе, формируются способности адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых.

Таким образом, разные виды детских игр приобретают в логопедических занятиях с детьми свое основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. Это выражается, с одной стороны, в коррекционном обучении навыкам правильной речи и поведения ребенка одновременно с его умственным и физическим развитием (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование у него социально-личностных качеств, определяющих его правильное отношение и взаимодействие с окружающими людьми (психокоррекционные основы).

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому учитель-логопед планирует использовать игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

В настоящее время представляется особенно важным создать систему игровых приемов развития фонематического восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий.

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр отличается от игр вообще своей четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии, используемые учителем – логопедом в педагогическом процессе, являются одной из уникальных форм обучения, средством развития сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря, развития психических функций. Главным правилом при использовании игровой технологии на занятии должно быть следующее – на основе игрового сюжета занятия продумываются сюжетные связки между его частями, так как занятие с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу. Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. В результате возникшего интереса к играм поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки (С-С’), Буква С

Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации. Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе. В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет

Таким образом, предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Цель: совершенствование навыка пересказа литературного текста, близко к его содержанию.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

– обучать детей составлять пересказ сказки близко к тексту и по ролям;

– совершенствовать умение детей составлять синквейн.

коррекционно – развивающие:

– развивать у детей умение подбирать слова – признаки, слова – действия, строить распространённые предложения;

– активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы».

коррекционно – воспитательная:

– воспитывать у детей правила хорошего тона и поведения.

Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и журавль», маски журавля и лисы, посуда, алгоритм составления синквейна.

Ход занятия:

1.Оргмомент: «Кто лишний?» – скворец, лиса, грач, журавль;

лиса, заяц, журавль, белка.

2.Объявление темы.

Логопед: Если вы ждёте гостей, как готовитесь к их приходу? (Ответы детей)

2.Чтение сказки с последующим обсуждением.

– Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в русской народной сказке.

Чтение сказки, вопросы по его содержанию:

– Как встретила Лиса Журавля?

– Почему Журавль не смог съесть угощение?

– Как поступила Лиса?

– Как Журавль встретил гостью?

– Смогла ли она поесть вдоволь?

– Что значат слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?

– Почему перестали дружить Лиса и Журавль?

3.Физминутка.

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

4.Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

5.Пересказ сказки детьми

6. Составление синквейна по прослушанному художественному произведению о героях сказки.

Лиса. Хитрая, дружелюбная. Лижет, вертится, обманывает. Хитрая лиса обманула журавля. Животное.Журавль. Добрый, доверчивый. Клюёт, вертит, стоит. Наивный журавль проучил лису. Птица.

– О ком эта сказка?

– Правильно встретила Лиса Журавля?

– Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

(интеграция областей «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»)

Участники занятия: учитель – логопед, воспитатель, дети

Тема занятия: «В некотором царстве, в морском государстве…»

Цель: Совершенствование связной речи и художественных способностей детей в процессе рисования и составления синквейна о предмете (морских обитателях) по собственному рисунку.

· Уточнить знания детей об обитателях моря;

· Продолжать учить составлять синквейн с опорой на схему – алгоритм, используя свой рисунок;

· Упражнять в подборе существительных, определений, глаголов по теме;

· Закрепить умения изображать предметы (обитателей моря), передавая характерные их особенности и детали;

· Закрепить технические навыки работы с восковыми мелками;

· Развивать монологическую речь, зрительное восприятие, интерес к процессу и результату рисования;

· Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Материалы и оборудование:

Бутылка с запиской; восковые мелки; альбомные листы бумаги с готовым фоном; игрушка – крабик; морская ракушка; аудио записи с шумом моря, плеском волн, гудком парохода.

Оформление пространства группы: имеется фон с изображением морского дна; из строителя – построен пароход.

Дети находят в группе бутылку, в ней – письмо:

«Дорогие ребята! Мы – жители подводного царства, просим вас о помощи. Нас заколдовали, и теперь мы стали невидимыми. Но волшебные чары можно расколдовать. Для этого нужно выполнить два задания:

1. Оживите нас, морских животных, с помощью волшебных карандашей. Их вы найдете под большой раковиной.

2. Сочините о каждом из нас историю

Помогите нам! Мы вас ждем!

Воспитатель: Ребята, от кого это письмо?

Что случилось с морскими обитателями?

Как мы можем им помочь?

Что мы сделаем сначала?

Что у нас должно получиться? (Мы расколдуем морских обитателей)

Ребята, давайте попробуем расколдовать жителей моря. Но для этого нам нужэно отправиться к морю.

Согласны ли вы отправиться в необычное путешествие к морю?

На чем можно отправиться к морю?
Учитель – логопед: А на чем мы отправимся, вы узнаете, если составите и прочтете слово, сложив буквы по цвету радуги. (Дети выкладывают слово «пароход»).

Какой это вид транспорта?

Воспитатель: Наш транспорт готов! Пора рассаживаться!

(Дети рассаживаются в «пароход»).

Учитель – логопед: Прежде чем мы нажмем кнопку пуска, назовите морских обитателей.

Воспитатель: Итак, нажимаем на пульт! Пуск! (Слышится «гудок парохода», далее – «плеск волн»).

Приехали! Вот мы уже и у моря! («Шум моря»)

(Дети подошли к доске, где изображено «Море»)

Учитель – логопед: какое перед нами море? (спокойное, красивое и т. д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно подобрали определения. Но море пустое, не видно морских жителей. Что должны сделать сейчас? (Нарисовать).

(Дети находят восковые мелки под «Раковиной»)

Итак, приступаем к выполнению первого задания. Подумайте, кого из морских обитателей вы нарисуете? Какой цвет выберете для этого?

(Дети рассаживаются на места).

(Воспитатель проводит пальчикову гимнастику)

Жил осьминог со своей осьминожкой,

Было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый – зеленый, второй – фиолетовый,

Третий – как зебра, весь полосатый,

Белые оба – четвертый и пятый,

Шестой – темно – синий от носа до ножек,

Желто – прежелтый седьмой осьминожек,

Восьмой – словно спелая ягода красный…

Словом не дети, а тюбики с краской.

(Дети русуют под музыкальное сопровождение).

Анализдетских работ проводится сидя за столами.

(Перед началом анализа можно провести игру малой подвижности).

«Летучая рыба»:

Я прыгчая, я летучая (поскоки по кругу)

Улетела бы за тучу я (поскоки со взмахом рук)

Да соскучилась бы вскоре – (идут по кругу, изображая плавающую рыбу)

До того люблю я море.

Какого цвета у тебя дельфин?

Что есть у твоей морской звезды….

Дети, как вы думаете, справились мы с заданием?

Чтобы наши морские обитатели попали в свое волшебное царство нам надо выполнить следующее задание (составить рассказ о них).

· Что есть у него?

· Для чего нужны ему эти части тела?

А начну историю я:

Жили – были в подводном царстве морские обитатели…

(Далее продолжают дети. Они выходят по очереди со своим рисунком, прикрепляют его к «морю», составляют рассказы по синквейн – технологии).

Про кого из морских обитателей мы составили синквейн?

Услышав эти рассказы, другие морские обитатели тоже ожили.

Кто ожил? (остальные дети вывешивают свои рисунки, называя того, кого они нарисовали).

Молодцы, ребята! Как вы думаете, помогли мы жителям морского царства избавиться от злых чар морской колдуньи?

Что мы для этого сделали?

Что нам помогло расколдовать морских обитателей?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

(Идут к «пароходу»).

Ой, меня кто – то за ногу ухватил. Да это же морской крабик. Он благодарит вас за помощь и дарит в подарок морскую раковину. Она не простая, а чудесная, потому что поет песни моря, послушайте. (Дети слушают «Песню моря»).

Спасибо, крабик, а теперь нам пора. Плыви к себе домой.

Ребята, прежде чем мы сядем на наш волшебный пароход, что мы ещё сделаем при «возвращении» в детский сад?

(Предложения детей, педагоги направляют детей на дальнейшую деятельность).

(Дети «возвращаются в детский сад»).

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 177 ;

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

автор: Мезенцева Елена Леонидовна

воспитатель МКОУ Канашская СОШ структурное подразделение «Детский сад»

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

Открытое занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе

в соответствии с ФГОС

«Путешествие в страну Красивой Речи»

Воспитатель: Мезенцева Елена Леонидовна

МКОУ «Канашская СОШ»

структурное подразделение Детский сад

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель : Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

  1. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
  2. Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.
  3. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
  4. Создавать положительный эмоциональный фон.

Словарная работа: фантазия, терем, цвет лиловый, золотой, багряный.

Материалы и оборудование: Видео полет воздушного шара, аудиозапись отрывка стих.И.Бунина «Листопад», муз.воспроизведение песни «От улыбки», плакат города Красивой Речи.

  • Организационный момент.

Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

Молодцы! Вы дружные ребята?

Воспитатель: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.
Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Любим!

Воспитатель: — А куда бы вам хотелось отправиться? Ответы детей

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, голодные-сытыми, драчливые-дружными, неряшливые-аккуратными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят антонимы)

Воспитатель: Вы хотите измениться?

Дети: Да, хотим

Воспитатель: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи.

Ребята, поможем городу и его жителям?

Воспитатель: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Все вместе: 1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

  1. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

  1. Основная часть -Итак, отправляемся в город Красивой речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре (видео). Вот он какой, посмотрите на экран.

— Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха

Открываем глазки и повторяем за мной:

— Ши-Ши-Ши – выше крыши

Воспитатель: — Вот мы и прибыли ( дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок). Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Читайте также:  Обозначение мягкости согласного звука на письме гласными буквами - карточки

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

— Замок, мы открыли, молодцы!

-Ой, ребята, а здесь столб! Что же написано на нем? Сейчас прочитаем.

«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках».

Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город? – Да!

Присаживайтесь.

Открываем замочек №1 (один ребенок) и слышим аудиозапись с голосом

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Воспитатель: — Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: — В этом стихотворении говорится про лес (полный ответ).

Воспитатель: — Лес какой? Какие слова говорят об этом?

Дети: — Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

— Березы желтою резьбой (Листья на березах желтые)

Воспитатель: Что такое терем?

Дети: Отдельная комната вверху здания или отдельно построенный дом в виде башни.

Воспитатель: желтый цвет все знаем. Золотой цвет- это какой цвет?

Ответы детей: золотой, т.е. ярко-желтый цвет, листья как золото.

Воспитатель: Багряный цвет- это ярко красный (показывает этот цвет). А вот лиловый цвет сейчас посмотрим.

Воспитатель показывает лиловый цвет: смешивает в банке с водой розовый и голубой цвета.

Воспитатель: Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: — Хорошо, первый замочек мы открыли, замочек №2

замочек №2 (отрывает другой ребенок)

2.Замочек: Помогает нам пройти через этот лес, нужно дополнить предложения.

Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб). Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. Птицы живут? Какие? – Дятел, сорока, сова, кукушка. Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).

Воспитатель: (встают). Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).

— Молодцы! Мы открыли это замочек!

В городе Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок. Ж

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели……………………(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Садятся на ковер.
4.Замочек:

«Назови признаки» — В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

— Матрешка из дерева… деревянная

-Сумка из кожи… кожаная

— Если ручка сделана из пластмассы, то… пластмассовая

-мальчик с широкими плечами-… широкоплечий

-Дом из кирпича… кирпичный

-Блюдце из фарфора… фарфоровое

5.Замочек: Ну вот вы и в городе Красивой речи, чтобы город окончательно расколдовать, поделитесь своей улыбкой (наклеиваем улыбки на картинку с городом) – музыка от улыбки станет всем светлей

Итог: Город Красивой речи расколдован. Молодцы ребята!

Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет (корзинка с конфетами).

-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

-Вот и прибыли мы в детский сад.

Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?

Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.

Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?

А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?

— Что было особенно трудно? Дети: ( ответы ).

Воспитатель: Занятие закончено, Молодцы!

Конспект занятия по развитию связной речи.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ЗПР.

Цель – развитие умения составлять описательный рассказ-сравнение по графическому плану.

Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний о посуде.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Посуда».

Закрепление классификации предметов посуды.

Закрепление умения составлять описательный рассказ-сравнение.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного восприятия

Развитие грамматического строя речи: образование относительных прилагательных.

Развитие общей моторики, умение согласовывать речь с движениями.

Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

Развитие фонематического восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание интереса к занятию.

Воспитание у детей бережного отношения к предметам посуды.

Воспитание умения внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме.

Воспитание умения работать в паре.

Воспитание навыка сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки предметов посуды, разрезные картинки блюдец, план рассказа-описания, мяч.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Логопед спрашивает у детей, к ак называется посуда, из которой мы пьем чай? (чайная).

– Как называется та посуда, из которой мы едим? (столовая).

– Как называется посуда, в которой готовят? (кухонная)

Дети отвечают и садятся на свои места. На парте для каждого ребенка лежат картинки предметов посуды.

Логопед: «Переверните карточки, назовите, что изображено».

Дети: «У меня кастрюля» и так далее. Отвечает каждый ребенок.

Логопед: «Скажите, для чего нужен этот предмет посуды?».

Дети: «Кастрюля нужна для того, чтобы в ней варить». И так отвечает каждый ребенок по своей картинке.

2.Упражнение «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Логопед: «Давайте вспомним, из каких материалов изготавливают посуду». Логопед бросает мяч и задаёт вопрос. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.

Стакан из стекла- стеклянный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Кастрюля из металла – металлическая

Сковорода из чугуна – чугунная

Кувшин из глины – глиняный

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Бокал из хрусталя – хрустальный

Ложка из дерева – деревянная

3.Объявление темы занятия.

Логопед: «Молодцы. И сегодня мы будем сравнивать разные предметы посуды. А поможет нам в этом схема. Давайте разберем её».

4.Разбор плана рассказа.

Логопед вместе с детьми рассматривают схему, обсуждают, о чём говорить в каждом пункте.

5.Образец описательного рассказа-сравнения учителя-логопеда.

Логопед: «Схему разобрали, молодцы. Теперь я выберу одного человека, с кем я буду составлять рассказ. Я буду начинать, он продолжает. Послушайте рассказ».

Логопед выбирает одного ребенка и вместе с ним сравнивает предметы посуды по плану. Логопед начинает, ребенок продолжает. Остальные дети следят по схеме.

6.Составление описательных рассказов-сравнение детьми.

Образец рассказа: «Я хочу рассказать о чайнике. А я хочу рассказать о чашке Чайник красного цвета. А чашка зелёного цвета. Чайник большой. А чашка маленькая. Чайник сделан из металла. Чашка сделана из керамики. Чайник нужен для того, чтобы кипятить в нем воду. Чашка нужна для того, чтобы из неё пить.»

7.Физкультминутка.

Логопед: «Молодцы. А теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда». Повторяйте за мной.

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

очень важный, как начальник,

вот фарфоровые чашки

очень хрупкие бедняжки

(приседать, одна рука на поясе)

вот фарфоровые блюдца,

только стукни разобьются

(кружиться, рисуя руками круг)

вот серебряные ложки,

голова на тонкой ножке.

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

вот пластмассовый поднос –

он посуду нам принес.

(сделать большой круг)

Логопед: «Вспомните, о чём говорится в физкультминутке, что может разбиться?».

Дети: «Это блюдца».

8.Складывание разрезных картинок.

Логопед: «Правильно. И я вам принесла части блюдец. Вам нужно их собрать».

Логопед раздаёт разрезные картинки. Дети собирают.

Логопед: «Молодцы. Вот какие красивые блюдца у вас получились. Вспомните, к какому виду посуды относится блюдце?».

Дети: «Блюдце- это чайная посуда».

Логопед: «Верно. Как вы думаете, почему блюдца разбились?».

Логопед выслушивает ответы детей.

Логопед: «Правильно, потому что за блюдцами неправильно ухаживали.

Скажите, как нужно относится к посуде, как ухаживать за ней?».

Логопед выслушивает ответы детей.

9.Итог занятия.

Логопед: «Чем мы сегодня занимались на занятии?»

Логопед: «Скажите, какой последний звук в названии вашего предмета посуды». Дети называют, что изображено у них на карточке, и определяют последний звук.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Зимушка, зима!»

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-Детский сад № 2»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Зимушка, зима!»

Подготовила воспитатель: Медведева А.А.

Саранск 2020г.

Цель: учить детей составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о признаках зимы, учить составлять небольшие рассказы.

Развивающие: развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.

Воспитательные: в оспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: чтение рассказов и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки о зиме, картинный план рассказа, магнитная доска, бутафорский снежок, разрезные картинки с признаками зимы по количеству детей, мультимедийный проектор, презентация «Зима».

Организационный момент:

Восп: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года, а о каком – отгадайте сами: Снег выпадает,

Новый год встречают,

Когда это бывает?

Дети: Это бывает зимой.

Восп: Правильно, это бывает зимой. И я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Зима»

Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово «зима», но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок .

Ну вот и наступила….. (зима)
Много снега выпало этой….(зимой)

Мы очень долго ждали эту…..(зиму)
Все дети рады приходу….(зимы)
Мы рассказали бабушке о нашей.…(зиме)
Нам было весело играть….(зимой)

Восп: Хорошо, ребята, а какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Мы знаем декабрь, январь и февраль.

Восп: Назовите первый месяц.

Дети: Первый зимний месяц – это декабрь.

Восп: Какой праздник в декабре?

Дети: Новый год!

Восп: Правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.

Дети: Второй месяц зимы – это январь.

Восп: Какой же праздник мы празднуем в январе?

Дети: В январе мы празднуем Рождество.

Восп: Хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?

Дети: Третий месяц зимы – это февраль.

Восп: Какой праздник мы отмечаем в этом месяце?

Дети: 23 февраля мы отмечаем праздник всех мужчин.

Восп: Ребята, вы такие молодцы, правильно назвали и зимние месяцы, и праздники, которые в этих месяцах бывают, а сейчас я приглашаю вас разучить новогодний танец, который нам скоро пригодится, ведь впереди – Новый год!

Физкультминутка

Дети смотрят на экран и выполняют танцевальные движения.

Восп: Очень хорошо, а теперь усаживайтесь по – удобнее, будем смотреть
небольшой фильм о зимушке – зиме.

Просмотр мультимедийной презентации «Зима»

Восп: Скажите, ребята, про какое время года вы смотрели фильм?

Дети: Мы смотрели про зиму.

Восп: А почему вы так решили?

Дети: (перечисляют признаки зимы: на землю падает снег; воют вьюги и метели; солнышко не греет; реки и озёра скованы льдом; дети катаются на коньках и лыжах, играют в снежки; дни стали короче, а ночи длиннее; все люди одеты тепло).

Соотнести ответы детей с картинным планом рассказа.

Восп: Молодцы! Вы всё правильно назвали. А теперь представьте, что вы играли на улице и ваши пальчики совсем замёрзли. Хотите их отогреть?

Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошат хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катились, (ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли. (движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)

Восп: Ребята, у вас на столах лежат картинки – льдинки. Вам нужно сложить свою картинку и сказать, что же на ней изображено.

Дети: (собирают каждый свою картинку из картинного плана и называют признак зимы)

Восп : Молодцы, а кто попробует составить рассказ о зиме?

Дети: (рассказывают о зиме, опираясь на картинный план)

Пришла зима. Солнце не греет. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели тёплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи легли спать на всю зиму.

Заключительная часть:

Воспитатель задаёт обобщающие вопросы:

– С каким времени года мы сегодня познакомились?

Ссылка на основную публикацию