Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, чистая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Задача специалиста – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальной проблемой в коррекции звукопроизношения.

1. Весёлые книжки для язычка.

В каждой книжке содержится комплекс артикуляционных упражнений для определённого звука. Изображение Звуковичка, который дружит с тем или иным звуком, на обложке книжки помогает ребёнку самостоятельно выбрать необходимый комплекс.

В 1 варианте книг последовательно располагаются только картинки, отображающие артикуляционные упражнения. Ребёнок, глядя на картинку, соотносит её с упражнением для язычка (артикуляционным упражнением) и самостоятельно выполняет.

Во 2 варианте книг на верхней страничке располагается картинка, на нижней-забавные стихотворения, которые будут сопровождать ребёнка при выполнении артикуляционных упражнений. Стихотворения произносит взрослый, помогающий ребёнку при выполнении артикуляционных упражнений.

2. Волшебные странички язычка (странички-помощницы для язычка).

На каждой странице-помощнице изображены Звуковички, которые дружат с тем или иным звуком, буква, в которой «живут» данные звуки и комплекс упражнений, необходимый для того, чтобы научиться красиво произносить данные звуки. Весёлые Звуковички наблюдают за тем, как ребёнок выполняет артикуляционные упражнения

3. Сказочная полянка для язычка.

В центре листа располагается Волшебная полянка, на которой размещены сказочные герои.

Каждый сказочный герой отображает определённое артикуляционное упражнение. Например, Карлсон с банкой варенья – упражнение «Вкусное варенье», Гена Крокодил, играющий на гармошке – упражнение «Гармошка».

Название каждого упражнения, и какой сказочный герой его просит показать, оговариваются с ребёнком заранее.

На этом же листе около Волшебной полянки располагаются пустые прямоугольники.

Также отдельно прилагается комплект (набор) картинок, на которых изображены сказочные герои с Волшебной полянки.

Данное пособие можно использовать в разных вариантах:

  • выполняются упражнения с Волшебной полянки в центре листа в той последовательности, которую указывает логопед (называет или показывает указкой);
  • ребёнок подбирает картинки с упражнениями на маленьких карточках, соотнося их с картинками с Волшебной полянки, и раскладывает вокруг в пустые прямоугольники; после этого приступает к выполнению данных артикуляционных упражнений;
  • маленькие карточки с изображением сказочных героев могут располагаться вокруг основного листа или внизу в ряд (может быть использовано для отработки понятия «ряд», начало, середина, конец ряда).

4. Волшебная гусеница (гусеница-помощница).

«Гусеница поможет тебе научиться произносить нужный звук, если ты будешь выполнять упражнения для язычка, которые она приготовила». На тельце гусеницы находятся карточки-картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребёнок последовательно переворачивает каждую карточку и выполняет упражнение.

Предложенные пособия и игры прошли успешную апробацию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность их использования подтверждается детским интересом к проведению такого непростого вида деятельности, как артикуляционная гимнастика.

Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики

Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика является одним из важнейших элементов логопедического занятия. Благодаря ей укрепляются мышцы губ, щёк, языка, подъязычной связки. Органы артикуляции — это инструменты, которые делают нашу речь правильной, четкой и понятной окружающим. Если у ребенка слабо развиты органы артикуляции, то ему будет трудно произносить звуки речи, сама речь будет невнятной, с множественными заменами и пропусками звуков. Именно поэтому логопедические занятия по постановке звуков начинаются с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений. Упражнения подбираются логопедом с учетом того, над какой группой звуков ведется работа.

В начале работы с ребенком логопед показывает, как правильно выполнять каждое артикуляционное упражнение. Ребенок, глядя в зеркало, пробует повторить упражнение за логопедом. Постепенно дети начинают делать гимнастику все лучше и лучше, и со временем им становится не так интересно делать упражнения просто глядя в зеркало. Дети начинают скучать во время выполнения гимнастики, спрашивать, когда перейдем к следующему упражнению. И тут на помощь логопеду приходят игровые приемы, которые делают гимнастику более интересной и совершенно не скучной.

Первый игровой приём — это использование логопедической лягушки. Игрушка-лягушка приходит к детям на занятие и просит научить ее выполнять гимнастику для язычка. Дети показывают, как нужно правильно выполнять упражнения, а лягушка повторяет движения за ребенком. Сначала лягушкой управляет логопед, а затем можно дать поиграть с ней и ребенку. Лягушку сделать достаточно просто: можно сшить из остатков тряпочек или даже из старого носка или связать из ниток.

Второй вариант — это использование печатных пособий. Например, просим ребенка помочь нарядить ёлочку к Новому году. У ребенка — заламинированный лист с изображением ёлочки. А у логопеда — шарики, на которых изображены артикуляционные упражнения. Логопед дает ребенку шарик, ребенок выполняет упражнение, изображенное на шаре и затем прикрепляет шарик на ёлочку. В этом случае детям очень нравится, если шарики еще и на липучках.


Можно придумать и другие истории: например, просим ребенка украсить дерево листочками или помочь лошадке собрать яблочки в корзину.

Третий вариант игры — морской бой. Понадобится поле для игры и карточки с изображением артикуляционных упражнений. Карточки раскрадываем по игровому полю «рубашкой» вверх. Ребенок называет «адрес» любой карточки (например, А3), затем эту карточку переворачивает и выполняет попавшееся упражнение.

Еще один вариант — это игры с прищепками. Даем ребенку круг, разделенный на секторы. В каждом секторе изображение артикуляционного упражнения. Ребенок выполняет упражнения и на выполненные секторы прикрепляет прищепку. Можно подбирать прищепки еще и по цвету сектора.

​​​​​​​

Следующий вариант проведения артикуляционной гимнастики — использование презентаций на компьютере, ноутбуке или планшете. В презентации можно включить анимацию, тогда детям будет еще интереснее выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика может быть одним из самых увлекательных моментов логопедического занятия. Достаточно лишь немного фантазии и желания — тогда дети будут с удовольствием выполнять даже уже хорошо знакомые упражнения и не будут скучать и лениться.

Пособия для проведения артикуляционной гимнастики

Марина Федорова
Пособия для проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это не скучно!

учитель-дефектолог ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви», учитель-логопед МБДОУ “Детский сад “Аленка”

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Что же важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять в медленном темпе сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

• Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

Разнообразить занятия помогут различные картинки, игры, связанные с выполнением артикуляционных упражнений. Я предлагаю свою серию пособий, которые помогут превратить артикуляционную гимнастику в игру. А если упражнения подаются в форме игры, ребенок будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков, так как игра – самое интересное, что есть в жизни малышей.

Использование данных игровых пособий позволяет не только развивать артикуляционную моторику, но и расширять словарный запас (ребенок вспоминает названия животных, фигур, цветов, сказочных героев, а также тренировать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, навык счета.

Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Красочность, занимательность данных игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, ведь ребенок не просто выполняет артикуляционные упражнения, а помогает животным сделать запасы на зиму, кормит смешной мячик пирожками, мастерит бусы, собирает пирамидку, делает ромашку, собирает капельки в ведерко, раскладывает фигуры и сказочных героев по домикам.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики Федеральные государственные требования побуждают нас специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим.

Методика проведения артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая.

Правила проведения артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Конспект проведения артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе Старшая логопедическая группа Цель: Вырабатывать полноценные движения губ, языка. Добиваться гибкости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать.

Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков [Ш] и [Ж] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики Очень важные упражнения артикуляционной гимнастики, которые позволяют: 1. Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно.

Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики» Памятка для воспитателя Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики Все упражнения выполняются под счет,.

Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Для правильного произношения всех звуков родного языка нужен комплекс движений. В материале представлена подборка упражнений артикуляционной гимнастики с картинками, упражнения можно использовать выборочно и в комплексе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику.
• На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.
• Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут.
• Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3.
• При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
• Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и своё лицо.
• Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
• Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: “Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем”. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
• Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
• Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определённой последовательности:
-рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
-показ взрослым упражнения;
-выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
-контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
-выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Читайте также:  Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению "Звук (И)"

Следует проводить артикуляционную гимнастику в форме игры.
Например: “Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх – где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) – и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо
(вытянуть к правой щеке)” и т.д.

Картотека упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата.

1.«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» – «Улыбка» –
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у – и «и – у – а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» –
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская, ее обратно. Упражнение выполнять 10 раз.

8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
– Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» – «Бульдог»
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки – худышки»

Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
• пошлёпать губами кончик языка;
• пошлёпать губами середину языка;
• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.

21. «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
22. « Рыбки разговаривают»

Открывает рыбка рот,
И не слышно , что поет.

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.

23. «Птенцы»
Кашу птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай по шире рот.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
24. Заборчик
Из зубов заборчик строй,
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

25. «Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво.
Словно маятник часов –
Покачаться он готов.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

На лошадке по дорожке скачет язычок,
И копытами лошадка – цок, цок, цок
В горку медленно идет цок, цок, цок,
А с горы стрелой несется цок, цок, цок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

27. «Котенок лакает молоко»
Молоко лакает кошка,
Молока уже немножко.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
28. «Расчестка»
Наши зубки – гребешок,
Причесали язычок
Мы причешем много раз,
Чтобы гладким был у нас.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 01.02.2016

Статья просмотрена: 2021 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9631/ (дата обращения: 07.01.2021).

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи, т.е. проведение работы над дикцией.

Дикция — степень отчетливости произношения слов, слогов и звуков в разговоре, чтении и т. д. [1, с. 30]. Дикция имеет большую эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей культуры устной речи каждого человека.

Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.

Весь дошкольный возраст-время энергичного развития речи, в частности овладения правильным звукопроизношением. В настоящее время показатели речевого развития детей ухудшаются. Одним из распространенных нарушений являются нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения выражаются в отсутствии звуков, искажениях звуков, заменах одного звука другим. При этом могут страдать отдельные звуки, группа звуков или несколько групп звуков. Взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение звуков или не придают этому особого значения, надеясь, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. К сожалению, практика показывает, что дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом. [4, с 3]. Таким образом, очевидно, что недостатки звукопроизношения могут стать причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, в дальнейшем привести к дисграфии и дислексии. Нарушения звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, возможно формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы и личности ребенка в целом.

Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. [4, с 52].

Задачи артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

 развитие слухового и зрительного восприятия;

Метод воспитания звукопроизношения путем проведения артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева и др.) [4, с 52]. К решению проблемы развития артикуляционной моторики подходили такие авторы, как В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т.Гризик, Л.Тимощук и др. Работы перечисленных авторов содержат цели проведения, описание комплексов и отдельных артикуляционных упражнений.

Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей, снижает интерес к гимнастике, а значит, эффективность упражнений уменьшается. [2, с 2].

Вот почему логопеду важно обеспечить на занятиях положительный эмоциональный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям. Для этого необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме, т.к как игра- основной вид деятельности дошкольников. К сожалению, этот факт не всегда учитывается взрослыми при проведении работы с детьми. На сегодняшний день игровые формы проведения артикуляционной гимнастики активно разрабатываются. Такие авторы, как Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук опираются на индивидуальные особенности детей (ориентация на слуховое восприятие или зрительный образ) и предлагают артикуляционные упражнения сопровождать рисунками и стихотворениями. В работах М. А. Поваляевой, Т. А. Куликовской, В. Н. Костыгиной раскрывается методика проведения артикуляционной гимнастики, объединенной единым сюжетом и изложенной в виде «Сказок о веселом язычке».

В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится с применением различных игровых приемов.

К каждому упражнению подобраны картинки-образы. Например, изображение часов при выполнении упражнения «Часики», рисунок чашки для упражнения «Чашечка» и т. д. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям. Картинки могут быть размещены на грибе (игра «Гусеница-обжорка»), часах, гранях кубика, в вагончиках паровозика. Можно предложить пройти лабиринт или выполнить упражнения, предложенные клоуном Федей. Используя мелкие игрушки, как символы артикуляционных упражнений, разыгрываем сказки-приключения для главного героя — сшитой игрушки язычка. С помощью дидактической куклы лягушки можно показать некоторые артикуляционные упражнения- «Качели», «Чашечка», «Маляр» и др.

Одной из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики является использование биоэнергопластики.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 2]. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы. Педагог подбирает комплекс артикуляционных упражнений и объединяет их сказочным сюжетом. Ребенок, слушая сказку, выполняет синхронно движения кистями рук и органами артикуляции.

Читайте также:  Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Для проведения артикуляционной гимнастики создана развивающая среда: картинки-символы артикуляционных упражнений; картотека артикуляционных упражнений; картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции (биоэнергопластика); картотека артикуляционных стихотворений и сказок; картотека биосказок; перчаточные куклы; дидактическая кукла «Лягушка»; дидактическая игрушка- «Язычок»; игры «Волшебный куб», «Веселый паровоз», «Лабиринт», «Клоун Федя» оснащены прозрачными окошками для размещения карточек-символов артикуляционных упражнений.

Игровые приемы делают занятия интересными, увлекательными, эмоциональными.

Результаты применения игровых методов проведения артикуляционной гимнастики:

 повышение мотивации, работоспособности и интереса ребенка;

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики,

 обеспечение успешности ребенка;

Таким образом, применение игровых приемов проведения артикуляционной гимнастики способствует более успешной работе по подготовке органов речи к постановке звуков.

  1. Бондаренко А. А. работа над дикцией в начальных классах.//Начальная школа.-1987.- № 1.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство- Пресс, 2011.
  3. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  4. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Похожие статьи

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

Практика проведения артикуляционной гимнастики. артикуляционная гимнастика, упражнение, тонкая тканая салфетка, ребенок

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для

Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе.

Использование биоэнергопластики в коррекции.

Цель артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата;  развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции

Особенности формирования звукопроизношения у детей.

Практика проведения артикуляционной гимнастики. Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями.

нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди

4. Нарушение осанки. Важным условием нормального развития зубочелюстной системы

2.Коррекционная работа логопеда по формированию правильного звукопроизношения у.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни.

упражнение, ребенок, родитель, артикуляционная гимнастика, описание упражнения, слово, нижняя челюсть, мелкая моторика, артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Артикуляционная гимнастика в игровой форме

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у младших дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.

В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

«Язычок в зоопарке»

Однажды наш Язычок отправился в зоопарк, где в клетках жили разные звери.

Язычку понравилось повторять движения обитателей зоопарка.

Широким языком дети очень быстро бьют по верхней губе, издавая характерные для индюка звуки «бл-бл». Язычок «угощает» индюка зерном и показывает, как он его склевывает: язык высовывают как можно дальше изо рта и быстро убирают его. Такие же действия, напоминающие процесс клевания, совершают много раз.

«Обезьяна корчит рожицы»

Высунуть язык и пытаться дотянуться им до носа. Надуваем щеки, делаем на них «шишки» языком, затем словно полощем рот.

«Тигр выгибает спину и шипит»

Кончиком языка дети упираются в нижние передние зубы, широкий язык круто выгибают. При шипении кончик языка поднимаем, но не касаемся им нёба, зубы разжаты.

Получив «мясо», «тигр» тщательно его пережевывает (совершают движения, имитирующие процесс пережевывания пищи).

«Лошадка катает детей»

Цокаем копытами (кончиком языка издаем щелкающие звуки), помахиваем хвостиком (язычок перемещается влево-вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верхней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р-р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растягиваем в улыбке, зубы покусывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).

«Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»

Бегемота угостили конфетой, но она в его пасти прилипла к нёбу (кончик языка «присасываем» к нему за верхними зубами; растягиваем уздечку, много раз широко открывая рот, но не убирая язык с нёба).

«Безобидный уж показывает язык»

Высовываем язык и совершаем им ломательные движения. Покажем, как уж лакает из блюдечка молочко.

Вспомни и назови зверей, которых Язычок видел в зоопарке.

«Наши домашние животные»

Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.

  1. Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
  2. Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
  3. Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).
  4. Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
  5. Свинья чавкает во время еды — имитация пережевы­вания пищи с открытым ртом.
  6. Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).

Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?

Вспомни и назови животных, которых Язычок видел у своей бабушки.

« Зима»

Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребя­тишек и сейчас попытается их повторить.

  1. Подуй на снежок — дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
  2. Язычок боится мороза — острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
  3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
  4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
  5. Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
  6. Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе под счет до 5.
  7. Похлопай язычком-лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
  8. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6 раз).
  9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс- с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.

Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни, почему?

«Язычок ждет гостей»

Язычок пригласил в гости друзей и решил приготовить для них что-нибудь вкусненькое. Но какой же праздник без выпечки?

  1. Язычок месит тесто — прижать кончик языка губами и произнести: «Пя-пя-пя». Потом прижать его зубами: «Та-та-та» Выполнять упражнение, чередуя движения (6 раз).
  2. Язычок жарит блин на сковороде — рот открыть, под счет до 5 удерживать язык на нижней губе распластанным (нижняя губа при этом видна), потом подуть на кончик языка, не надувая щек (осту­жаем горячий блин) — 3— 4 раза.
  3. Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы — движения широкого язычка, загнутого кверху, вперед-на­зад по верхней губе (6 раз).
  4. Язычок наливает молоко в чашки — открыть рот, положить широкий язык на губу, загнуть кончик и боковые края языка кверху, удерживать в таком положении под счет до 5, далее завести язык- «чашку» в глубь рта и сделать глотательное движение (гостям надо подать 4—6 чашек).
  5. Ириски для гостей прилипают во рту — широко открыть рот, после прищелкивания «присосать» всю массу языка к нёбу и удерживать язык в таком положении под счет до 5 таким образом, чтобы была видна уздечка (6 раз).
  6. Язычок приготовил трубочки для коктейля — закручиваем язык трубочкой, приподнимая его боковые края уголками губ и совершая вса­сывательные движения (6 раз).
  7. Язычок поет для гостей — поднятый к бугоркам за верхними резцами язык стучит по ним, словно напевая слоги: да- да-да, ды-ды-ды, до-до-до под любую знакомую мелодию, рот при этом широко открыт (6 раз).

Как ты думаешь, какое лакомство понравится гостям больше всего?

«Медведь»

Как-то раз, гуляя в лесу, Язычок увидел, как завтракал голодный медведь.

Язычок все хорошо запомнил и теперь часто показывает друзьям эту сценку.

  1. Медведь проголодался и стучит зубами по язычку — высунем кончик язычка и слегка прикусим его зубками (6 раз).
  2. Медведь грызет корешки — кончиком язычка с силой толкаем то левую, то правую щеку, по 5 раз каждую.
  3. Медведь сосет конфетку — совершаем сосательные движения и при этом громко чмокаем губами.
  1. Конфетка прилипла — широко открываем рот и всю массу языка «присасываем» к нёбу, удерживаем язык в таком положении под счет до 5.
  2. Медведь слизывает мед:

а)с лапы (имитация);

б)с верхней губы (движения широкого языка вперед — вверх и назад — вниз);

д)с подбородка — учиться удерживать кончик широкого языка в заданном положении, развивать его гибкость и подвижность.

  1. Медведь облизывает сладкие губы — при открытом рте совершать круговые движения кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней губе (6 раз).
  2. Медведь объелся — погладить живот, с силой сделать длительный выдох: ф-фу- у-у! Кончик языка при этом чуть виден между губами.
  3. Медведь чистит зубы языком после еды — совершать «чистящие» движения широким языком по верхним и нижним зубам снаружи, затем изнутри.
  4. Медведь полощет рот после еды — движения надувания и втягивания щек (6 раз). «Вспомни, чем лакомится за завтраком медведь, которого встретил в лесу Язычок?»

«Язычок убирает свой домик»

Домик Язычка — это наш рот, там всегда влажно и при­ходится спать в мокрой постельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает с проветривания.

  1. Язычок проветривает домик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком), затем закрываем поочередно зубы, губы (5—6 раз).
  2. Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщательно и крепко прижимая к нему кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из стороны в сторону (5—10 раз).
  3. Язычок моет стены. Стены-щеки в домике нашего Язычка странные — они могут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать надуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает их во время уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.
  4. Язычок моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от оснований нижних резцов вглубь рта и обратно (5—6 раз).
  5. Язычок плотник. На потолке-нёбе есть маленькие бугорки, которые называются альвеолы, это люстры в домике Язычка. Наш хозяин прибивает там гвоздики и проверяет, прочно ли висят люстры. Кончиком языка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.
  6. Язычок проверяет, крепкие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.
  7. Язычок, закончив уборку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.

Вспомни, как мама убирает квартиру? Помогаешь ли ты ей в уборке? Как?

«Новый друг Язычка»

Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.

  1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
  2. Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.
  3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.
  4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье — громко мяукаем, наклонился посмотреть — опустить язык вниз, увидел котенка и ласково его погладил — имитируем кистью руки по­глаживание.
  5. Котенок испугался и выгнул спинку — Язычок сделал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.
  6. «Киску надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны.
  7. Котенок стал жадно лакать молоко — совершать соответствующие движения, об­лизываться — широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круговые движения язычком по губам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.
  8. Довольный котенок потерся о ноги — верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык — и замурлыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.
  9. Потом они вместе катались на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.

Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?

«Язычок в цирке»

Больше всего на свете наш Язычок любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и участником представления.

  1. Представление открывают барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит по нёбу за верхними зубами: «Ды-ды! ды-ды-ды!»
  2. «Качалочка» — это выступление воздушных гимна­стов на трапеции. Язычок тоже качается вперед-назад, то выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась в глубине рта (5—6 раз).
  3. Дрессированные тигры:
Читайте также:  Картотека логопеда ‘Учимся говорить’

а)расселись на цирковых тумбах, и широкий язык так­же занял место на нижней губе;

б) потом они стали прыгать в кольцо туда-сюда, и Язычок прыгал из одного уголка рта в другой — рот открыт;

в)еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваем­ся сначала до верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз).

  1. Цирковые лошадки звонко цокали копытами — кончиком языка издаем щелкающие звуки, помахивали хвостиками — водим языком влево-вправо. Наездники сидели в красивых седлах, похожих на чашечки, — открываем рот, широкий язык в форме чашки поднимаем к верхней губе, при этом губы остаются неподвижными. Они натягивали поводья и смешно останавливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у» (издаем кучерское межгубное).

5. Фокусник удивил Язычка больше всех. Показываем его фокус вместе с Язычком: кладем ватку на кончик носа и сдуваем ее, направляя воз­душную струю посередине широкого, в форме чашки, языка вверх. Язык при этом чуть высунут, щеки не раздуваются, зубы не прикусываются. Ватка летит строго вверх. У кого выше?

Что вам понравилось больше всего? Кто из вас был в цирке, ребята?

«Язычок музыкант»

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.

  1. Язычок играет на барабане — кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.
  2. Язычок играет на гармошке — улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздечку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.
  3. Язычок бренчит на балалаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.
  4. Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вытянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5—6 раз).

Вспомни, на каких музыкальных инструментах на­учился играть наш Язычок? А на каких музыкальных инструментах умеешь играть ты?

«Язычок собирает грибы»

1. Осенью Язычок отправился в Лес, прихватив с собой большую корзину.

1. «Корзина»-рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5.

  1. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подста­вив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.
  2. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).
  3. На поляне Язычок нашел красивый грибок (широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — его ножку).
  4. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор. ». Повторяем предыдущее упражнение 6—10 раз.
  5. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзину грибов — повторяем упражнение «Корзина».
  6. «Ням-ням!» — так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперед-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?

Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Речь является важнейшей психической функцией ребенка и одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделяется в качестве одной из основных образовательных областей. Именно речь – основание для развития всех остальных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, познавательно-исследовательской и др. В этой связи, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем.

Для стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста необходима мотивация, ведь речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами.

Мотив – это повод к какому–либо поступку, к активности. Присутствие речевой мотивации у детей означает, что существует внутреннее побуждение к выражению собственных мыслей, переживаний. Поэтому перед педагогом стоит задача не просто дать ребенку знания, а сформировать интерес, научить действовать самостоятельно: находить себе интересное занятие, уметь определять задачи, цели деятельности и уметь находить решение проблемных ситуаций. И здесь первостепенное значение имеет сформированность познавательной мотивации. В дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения ус­пеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи. Равнодушие младших до­школьников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживани­ем успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех — умень­шение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех.

Л.В. Градусова, Н.И.Левшина, Л.Н.Санникова отмечают, что «все же важно отметить, что уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как ребенок на­чинает планировать смысл своей деятельности. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка» [5].

А.А. Леонтьев, И.А.Зимняя выделяют несколько условий, без которых затруднена речевая деятельность. Среди таких условий – потребность в высказываниях, ведь без необходимости высказать свои стремления, чувства и мысли человек не смог бы заговорить. Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение данной нужды, стремление вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса, т.е. мотивации [1;3].

Л.С. Выготский отмечал: «Каждой фразе, каждому разговору предшествует возникновение мотива речи — ради чего я говорю, из какого источника аффективных побуждений и потребностей питается эта деятельность» [2].

В повседневном речевом взаимодействии и в деятельности детей мотивы являются элементарными потребностями ребенка в позитивных эмоциях, в признании и поддержке. Во время занятий по речевому развитию часто исчезает эта естественность общения, уменьшается желание выражать мысли, т.к. педагог просит ребенка дать ответ на вопрос, пересказать что-то или повторить. Не всегда учитывается, есть ли желание у ребенка это делать.

Мотив речи «ради чего я говорю» (Л.С.Выготский) появляется у детей при наличии эмоций, которые связанны с яркими впечатления­ми, интересом к различным заданиям, предлагаемым педагогом, а также при наличии собеседников, так как говорить в пространство, «в ни­куда» дошкольники не хотят.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

«Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью» [3].

Чтобы повысить интерес детей на занятиях по речевому развитию возможно использование следующих приемов:

– игровой (любые игры);

– сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.);

– использование схем, моделей;

– поощрение разными предметами (ленточками, флажками, фишками);
– чтение художественных произведений [4].

«Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы. Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие: чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой и др.»[3].

Художественная литература – одним из важных компонентов в формировании речи детей. Литература является важным источником развития всех сторон речи детей, дает образец русского литературного языка, помогает почувствовать красоту родного языка и его разнообразность. Именно при помощи художественной литературы у детей формируется грамотная, связанная диалогическая и монологическая речь, развивается фонематический слух, звуковая и интонационная культура речи [4].

Приобщение детей к художественной литературе начинается с самого раннего детства со стихотворений А. Барто, рассказов Н. Носова, сказок С.А. Пушкина и многих других. Развитие речи у детей дошкольного возраста так же происходит при рассматривании картинок сюжетно-ролевого характера с известными для детей сказочными персонажами. Очень важно использовать в развитии речи разные формы включения детей в речевую практику, например, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрация и пересказ их содержания, чтение стихотворений и разучивание их, загадывание загадок и др.

Важность приобщения детей к художественной литературе отмечали педагоги, лингвисты, психологи такие, как Л.С. Выготский, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и другие [6;7].

Е.А. Флерина говорила, что обогащение структуры речи, расширение лексикона, развитие детского словотворчества, все это происходит благодаря детской художественной литературы. Именно она выделила критерии отбора детской литературы и особенности восприятия текста детьми, определила ее значение в воспитании дошкольников, предложила методику чтения литературы с учетом возрастных групп.

Во всех вариативных программах дошкольных учреждений прописывается содержание работы по речевому развитию дошкольников, определяются требования к объему умений и навыков, требования к речи детей в разных возрастных группах [9].

Для развития речи детям в дошкольном возрасте можно предложить книги с яркими, красочными картинками, например, такие, как С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Барто «Игрушки», Д. Мамин-Сибиряк «Сказки про храброго зайца…», Ю. Васнецов «Дон-дон», «Водичка-водичка», А. Елесеева «Заинька походи», А. С. Пушкин «У лукоморья», А. А. Блок «Снег за снег», П.Ершов «Конек-Горбунок», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Н.Носов «Приключения Незнайки», рассказы А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Дж. Родарри «Приключения Чиполино», а так же и русские народные сказки. После прочтения сказки (рассказа), детям можно задать вопросы по сюжету либо попросить пересказать текст. Беседа с детьми может состоять из таких вопросов: С каких слов начиналась сказка? Какие персонажи были в сказке? Кто главный герой? Чем закончилась сказка? С помощью этих литературных произведений дети познакомятся с книжной культурой, научатся понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, начнут активно закладываться предпосылки к обучению грамоте [5].

Первоначально ребенок оценивает только свои поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк – обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п.

Не маловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы.

Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  • Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  • Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
  • Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
  • Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

  • Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала) [8].

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончания чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

В экспериментальной части нами использовался комплекс методик: «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка» (Н.И. Гуткина) – применяется с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере; методика «Назови слова» (А.Н. Бернштейн) – определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка; методика «Составление рассказа по сюжетной картинке» (Р.И. Лалаева). Целью данной методики является исследование связной речи детей.

В результате качественного анализа были выявлены прямые взаимосвязи между развитием речи у детей младшего дошкольного возраста и преобладанием познавательного мотива в общении у детей. Исходя из таких результатов исследования, можно сделать вывод, что усиление мотивации детей на развитие речи будет способствовать более эффективному освоению детьми речевых навыков. В связи с этим мы планируем разработать технологию развития речи детей младшего дошкольного возраста, основанную на усилении мотивации к речевой активности с использованием художественной литературы.

Таким образом, мотивация речевой активности играет огромную роль в развитии речи дошкольников. Художественная литература, наряду с другими средствами и методами, является одним из актуальных средств мотивации дошкольника к речевым высказываниям, формирования коммуникативных навыков детей.

Ссылка на основную публикацию