Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Виды дидактических пособий, применяемых при выполнении артикуляционной гимнастики

Возрастная специфика проведения артикуляционной гимнастики

Младшая группаСредняя группаСтаршая группаПодготовительная группаМладшие школьники
Минимальный объем артикуля­ционных упраж­ненийМалый объем ар­тикуляционных упражненийПолный объем артикуляционных упражненийМаксимальный объем артикуляци­онных упражнений
Только общераз­вивающие уп­ражненияПреобладают об­щеразвивающие упражненияПреобладают специфические упражненияПреобладают специфические упраж­нения
Динамические артикуляционные упражненияДинамические и отдельные стати­ческие артикуля­ционные упраж­ненияДинамические и статические ар­тикуляционные упражненияДинамические и статические артику­ляционные упражнения
Допускаются не­точности при вы­полненииДопускаются не­точности при вы­полненииСтремятся к точ­ному выполне­ниюТочное выполнение
Стимуляция ес­тественного по­явления звуковПодготовка арти­куляционного аппарата к есте­ственному появ­лению звуковВызывание зву­ковКоррекция нарушений звукороизно­шения

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, используют разнообразные дидактические пособия:

1. Картотека всевозможных видов артикуляционных упражнений на каждую группу звуков. Выполняется в виде карточки с подробным описанием артикуляционного упражнения и методических рекомендаций к нему, а также с графическим изображением картинки-символа артикуляционного упражнения. Возможно добавление стихотворного материала. Например, при постановки свистящих звуков карточки с артикуляционными упражнениями «Заборчик», «Горка», «Трубочка», «Лопатка» и .т.д.

2. Карточки-планшеты, на которых символами обозначены артикуляционные упражнения. Такие планшеты изготовляются для отработки артикуляционных упражнений на продвинутом этапе на каждую группу звуков.

3. Артикуляционный веер. Дидактическая цель данного пособия аналогична «карточкам-планшетам», меняется лишь форма предъявления.

4. Артикуляционный кубик. Дидактическая цель аналогична. Артикуляционные упражнения представлены символами на гранях кубика. Манипулируя с кубиком, дети выполняют артикуляционные упражнения.

5. «Сказки о веселом Язычке» – представляют историю в стихотворной форме или прозе, по ходу изложения которой, детям необходимо выполнять называемые упражнения. Для детей младшего дошкольного возраста предъявляемый текст дополнительно иллюстрируется символами артикуляционных упражнений или сюжетными картинками.

6. Дидактические куклы. Представляют собой куклу-перчатку с подвижным органом артикуляции – языком. Это могут быть лягушки, бегемотики, дети и.т.д. Подвижный орган – язык – предназначен для демонстрации артикуляционного упражнения и положения языка при постановке звука.

7. Макеты органов артикуляции позволяют моделировать положение языка при выполнении артикуляционной гимнастики либо, при постановки звуков.

8. Полочки, бусинки, ложки, шпатели, логопедические зонды помогающие придать языку нужное положение

Картотека артикуляционной гимнастики

Макеты органов артикуляции

Артикуляционный веер Артикуляционные кубики

Рекомендуемая литература:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2007.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.

3. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М., 2009.

4. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М., 2000.

5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М., 2007.

6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб., 2004.

7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М., 2005.

8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. – М., 2004.

9. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб., 2009.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 4730 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики

трошкова наталья
Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики

Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики.

Оборудование: капельки с изображением символов артикуляционной гимнастики, прозрачный туб с прорезями сверху, оформленный в виде полянки.

Перед детьми раскладываются капельки с изображениями символов артикуляционных упражнений и читается стихотворение.

Будем весело играть,

капли будем собирать.

Эти капельки помогут

нам зарядку выполнять.

Ребенок берет капельку и выполняет артикуляционное упражнение.

Можно предложить детям полить цветочки. Ребенок поочереди берет капельки с изображением артикуляционных упражнений, выполняет данное упражнение и опускает капельку. пока не образуется лужица.

Примечание. Учитель-логопед подбирает заранее необходимые для отработки упражнения.

«Весёлый клоун». Пособие для обучения упражнениям артикуляционной гимнастики. Клоун позволяет показывать правильное положение языка при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики с помощью языка-варежки, одетой.

Дидактическое игровое пособие для артикуляционной гимнастики «Веселая мартышка» Выполнила: учитель-логопед Голубева Татьяна Валерьевна МБДОУ Детский сад № 38 «Золотой петушок» г. Димитровград Возраст детей: 3+ Задачи:.

Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики На занятии,при изучении темы,Обитатели водоёмов”,использовала вот такой тренажёр для дыхательной гимнастики. Большая рыба сделана из.

Дидактическое пособие-игра «Изучаем животный мир» Для Ярмарки педагогических идей-2015, проходящей в Московком районе Санкт-Петербурга необходимо было изготовить дидактичекое пособие (илиигру).

Дидактическое пособие — игра «Ёлочка-красавица» Дидактическое пособие, игра “Ёлочка красавица” Задачи: развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, математических представлений,.

Комплекс артикуляционной гимнастики Упражнения выполнять, сидя перед зеркалом. Время занятий 5-7 минут Основной комплекс артикуляционной гимнастики №11. «Лягушка». Улыбнуться,.

Пособие для артикуляционной гимнастики «Ручной язычок» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию простое в изготовлении, но достаточно эффективное в применении пособие «Ручной язычок».

Проведение артикуляционной гимнастики с детьми 5–6 лет Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики «Волшебные упражнения для правильного произношения» подготовила учитель-логопед МКДОУ «ЦРР – детский сад №17» Цишковская Н. П. г.

Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики Упражнение №1 «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ» 1 часть. Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Вот какой интересный.

Пособия для артикуляционной гимнастики своими руками
тренажёр по логопедии

Простые пособия, которые под силу изготовить любому учителю-логопеду, разнообразят коррекционные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_konkurs.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые пособия для проведения артикуляционной гимнастики

на логопедических занятиях в ДОУ

Без чего не может обойтись ни одно логопедическое занятие по устранению неправильного звукопроизношения в детском саду? Правильно, без артикуляционной гимнастики. Я работаю учителем-логопедом в детском саду, и хорошо знаю, как быстро некоторым детям надоедает делать упражнения для языка. Малыши чаще всего просто отказываются от выполнения гимнастики, а ребята постарше начинают лениться, выполнять упражнения не так, как нужно.

На предложение сделать гимнастику для язычка мне иногда приходилось слышать: «Опять?!», «Мы уже с мамой дома делали» или вообще была ситуация проявления негативизма. Здесь не помогут ни просьбы, ни уговоры.

И вот когда простые картинки, стихи, сказки и даже презентации уже не вызывают интереса, на выручку приходит та самая старая добрая игра, необходимая всем дошкольникам без исключения. Простой игровой сюжет, понятный каждому ребёнку, поможет легко, без нажима на малыша, представить артикуляционную гимнастику не как нудную, однообразную работу, а как весёлое, интересное задание, в котором можно не только смотреть и слушать, а манипулировать предметами, брать их в руки. Дети с удовольствием выполняют упражнения, стараются. На первых порах это всё ещё совместная работа учителя-логопеда и ребёнка, далее взрослый лишь помогает воспитаннику, следит за точностью и скоростью выполнения, даёт советы.

Чтобы ребята не ленились и не упрямились при проведении артикуляционной гимнастики, использую много приёмов, в том числе игровые пособия. Вот некоторые из них:

1. «Домик с окошками»

Из картона сделан домик с прозрачными окошками. Каждое окошко закрыто, ребёнок сам должен его открыть, увидеть артикуляционное упражнение и выполнить его.

К пособию изготовлены сменные картинки – упражнения, которые можно вытаскивать из окошек и снова ставить. Логопед заранее вставляет нужные упражнения в окошки перед занятием, исходя из речевого нарушения ребёнка. Игра простая, но манипуляции с окошками создают небольшой сюрпризный момент, ребята всякий раз с интересом открывают их. Картинки на каждое занятие можно менять местами. Это неплохо тренирует память детей, и всегда заставляет их улыбнуться от небольшой неожиданности («Ведь в прошлый раз здесь было упражнение «накажем язычок», а теперь «лягушка»)

2. «Собери урожай»

Из бумаги и картона выполнена корзинка с кармашком, в которую нужно собрать фрукты. Из цветной бумаги сделаны шаблоны фруктов, на которые наклеены картинки с упражнениями. Здесь можно немного разнообразить задание, например, предложить сначала найти и «собрать» яблоки (то есть выполнить сначала упражнения, нарисованные на яблочках), после них «собрать» груши, потом – апельсины, затем- лимоны, последними – сливы. Либо собрать сначала все зелёные фрукты, потом красные и т.д. После правильного выполнения упражнения ребёнок с удовольствием отправляет «фрукт» в корзинку.

Учителю-логопеду лишь необходимо заранее подобрать фрукты с нужными упражнениями.

На просьбу собрать «гусеничку» дети всегда охотно откликаются. Каждый кружок выполнен из плотного картона. На лицевой стороне – картинка с артикуляционным упражнением, на обратной стороне – кусочек липучки. Все кружки нужно прицепить к липучке, не забывая при этом выполнять упражнение правильно (иначе гусеница обидится и не придёт больше в гости). Здесь большую роль играет стимул – прицепить кружок на липучку.

Эта игра также развивает мелкую моторику, глазомер («войдут ли все кружки на ленту?»), предоставляет воспитаннику свободу выбора упражнения, тренирует цветовое восприятие. После гимнастики остаётся лишь полюбоваться на весёлую и довольную гусеничку.

4. «Прикрути крышку»

Из горлышек от бутылок сделана площадка для прикручивания крышек. На крышках приклеены картинки с изображением артикуляционных упражнений. Ребятам очень нравится прикручивать крышечки и выполнять гимнастику для языка. Пособие отлично тренирует мелкую моторику рук. Причём ребёнка можно попросить менять руки при прикручивании крышек.

Учитель – логопед заранее подбирает только те крышки, на которых нужные упражнения.

5. «Морковки для зайца»

Угостить зайца морковкой никто не прочь. Но заяц не так прост! Он примет морковь только от старательных ребятишек. Дети с удовольствием выполняют упражнения и отправляют морковки в ведёрко к зайчику. Чем больше – тем лучше.

Учитель – логопед заранее подбирает только те морковки, на которых нужные упражнения

Таким образом, чередуя эти игры и некоторые другие приёмы проведения артикуляционной гимнастики, я привношу необходимое разнообразие в логопедические занятия. Правильно организованная логопедическая гимнастика помогает настроиться малышу на следующие задания учителя-логопеда. Эти игры легко можно встроить в общий сюжет логопедического занятия. Кроме того, с помощью этих простых игр у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, цветовое восприятие, умение слушать логопеда и действовать по инструкции.

Артикуляционная гимнастика в игровой форме

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у младших дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.

В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

«Язычок в зоопарке»

Однажды наш Язычок отправился в зоопарк, где в клетках жили разные звери.

Язычку понравилось повторять движения обитателей зоопарка.

Широким языком дети очень быстро бьют по верхней губе, издавая характерные для индюка звуки «бл-бл». Язычок «угощает» индюка зерном и показывает, как он его склевывает: язык высовывают как можно дальше изо рта и быстро убирают его. Такие же действия, напоминающие процесс клевания, совершают много раз.

«Обезьяна корчит рожицы»

Высунуть язык и пытаться дотянуться им до носа. Надуваем щеки, делаем на них «шишки» языком, затем словно полощем рот.

«Тигр выгибает спину и шипит»

Кончиком языка дети упираются в нижние передние зубы, широкий язык круто выгибают. При шипении кончик языка поднимаем, но не касаемся им нёба, зубы разжаты.

Получив «мясо», «тигр» тщательно его пережевывает (совершают движения, имитирующие процесс пережевывания пищи).

«Лошадка катает детей»

Цокаем копытами (кончиком языка издаем щелкающие звуки), помахиваем хвостиком (язычок перемещается влево-вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верхней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р-р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растягиваем в улыбке, зубы покусывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).

«Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»

Бегемота угостили конфетой, но она в его пасти прилипла к нёбу (кончик языка «присасываем» к нему за верхними зубами; растягиваем уздечку, много раз широко открывая рот, но не убирая язык с нёба).

«Безобидный уж показывает язык»

Высовываем язык и совершаем им ломательные движения. Покажем, как уж лакает из блюдечка молочко.

Вспомни и назови зверей, которых Язычок видел в зоопарке.

«Наши домашние животные»

Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.

  1. Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
  2. Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
  3. Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).
  4. Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
  5. Свинья чавкает во время еды — имитация пережевы­вания пищи с открытым ртом.
  6. Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).

Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?

Вспомни и назови животных, которых Язычок видел у своей бабушки.

« Зима»

Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребя­тишек и сейчас попытается их повторить.

  1. Подуй на снежок — дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
  2. Язычок боится мороза — острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
  3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
  4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
  5. Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
  6. Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе под счет до 5.
  7. Похлопай язычком-лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
  8. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6 раз).
  9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс- с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.

Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни, почему?

«Язычок ждет гостей»

Язычок пригласил в гости друзей и решил приготовить для них что-нибудь вкусненькое. Но какой же праздник без выпечки?

  1. Язычок месит тесто — прижать кончик языка губами и произнести: «Пя-пя-пя». Потом прижать его зубами: «Та-та-та» Выполнять упражнение, чередуя движения (6 раз).
  2. Язычок жарит блин на сковороде — рот открыть, под счет до 5 удерживать язык на нижней губе распластанным (нижняя губа при этом видна), потом подуть на кончик языка, не надувая щек (осту­жаем горячий блин) — 3— 4 раза.
  3. Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы — движения широкого язычка, загнутого кверху, вперед-на­зад по верхней губе (6 раз).
  4. Язычок наливает молоко в чашки — открыть рот, положить широкий язык на губу, загнуть кончик и боковые края языка кверху, удерживать в таком положении под счет до 5, далее завести язык- «чашку» в глубь рта и сделать глотательное движение (гостям надо подать 4—6 чашек).
  5. Ириски для гостей прилипают во рту — широко открыть рот, после прищелкивания «присосать» всю массу языка к нёбу и удерживать язык в таком положении под счет до 5 таким образом, чтобы была видна уздечка (6 раз).
  6. Язычок приготовил трубочки для коктейля — закручиваем язык трубочкой, приподнимая его боковые края уголками губ и совершая вса­сывательные движения (6 раз).
  7. Язычок поет для гостей — поднятый к бугоркам за верхними резцами язык стучит по ним, словно напевая слоги: да- да-да, ды-ды-ды, до-до-до под любую знакомую мелодию, рот при этом широко открыт (6 раз).

Как ты думаешь, какое лакомство понравится гостям больше всего?

«Медведь»

Как-то раз, гуляя в лесу, Язычок увидел, как завтракал голодный медведь.

Язычок все хорошо запомнил и теперь часто показывает друзьям эту сценку.

  1. Медведь проголодался и стучит зубами по язычку — высунем кончик язычка и слегка прикусим его зубками (6 раз).
  2. Медведь грызет корешки — кончиком язычка с силой толкаем то левую, то правую щеку, по 5 раз каждую.
  3. Медведь сосет конфетку — совершаем сосательные движения и при этом громко чмокаем губами.
  1. Конфетка прилипла — широко открываем рот и всю массу языка «присасываем» к нёбу, удерживаем язык в таком положении под счет до 5.
  2. Медведь слизывает мед:

а)с лапы (имитация);

б)с верхней губы (движения широкого языка вперед — вверх и назад — вниз);

д)с подбородка — учиться удерживать кончик широкого языка в заданном положении, развивать его гибкость и подвижность.

  1. Медведь облизывает сладкие губы — при открытом рте совершать круговые движения кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней губе (6 раз).
  2. Медведь объелся — погладить живот, с силой сделать длительный выдох: ф-фу- у-у! Кончик языка при этом чуть виден между губами.
  3. Медведь чистит зубы языком после еды — совершать «чистящие» движения широким языком по верхним и нижним зубам снаружи, затем изнутри.
  4. Медведь полощет рот после еды — движения надувания и втягивания щек (6 раз). «Вспомни, чем лакомится за завтраком медведь, которого встретил в лесу Язычок?»

«Язычок убирает свой домик»

Домик Язычка — это наш рот, там всегда влажно и при­ходится спать в мокрой постельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает с проветривания.

  1. Язычок проветривает домик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком), затем закрываем поочередно зубы, губы (5—6 раз).
  2. Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщательно и крепко прижимая к нему кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из стороны в сторону (5—10 раз).
  3. Язычок моет стены. Стены-щеки в домике нашего Язычка странные — они могут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать надуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает их во время уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.
  4. Язычок моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от оснований нижних резцов вглубь рта и обратно (5—6 раз).
  5. Язычок плотник. На потолке-нёбе есть маленькие бугорки, которые называются альвеолы, это люстры в домике Язычка. Наш хозяин прибивает там гвоздики и проверяет, прочно ли висят люстры. Кончиком языка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.
  6. Язычок проверяет, крепкие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.
  7. Язычок, закончив уборку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.

Вспомни, как мама убирает квартиру? Помогаешь ли ты ей в уборке? Как?

«Новый друг Язычка»

Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.

  1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
  2. Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.
  3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.
  4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье — громко мяукаем, наклонился посмотреть — опустить язык вниз, увидел котенка и ласково его погладил — имитируем кистью руки по­глаживание.
  5. Котенок испугался и выгнул спинку — Язычок сделал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.
  6. «Киску надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны.
  7. Котенок стал жадно лакать молоко — совершать соответствующие движения, об­лизываться — широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круговые движения язычком по губам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.
  8. Довольный котенок потерся о ноги — верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык — и замурлыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.
  9. Потом они вместе катались на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.

Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?

«Язычок в цирке»

Больше всего на свете наш Язычок любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и участником представления.

  1. Представление открывают барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит по нёбу за верхними зубами: «Ды-ды! ды-ды-ды!»
  2. «Качалочка» — это выступление воздушных гимна­стов на трапеции. Язычок тоже качается вперед-назад, то выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась в глубине рта (5—6 раз).
  3. Дрессированные тигры:

а)расселись на цирковых тумбах, и широкий язык так­же занял место на нижней губе;

б) потом они стали прыгать в кольцо туда-сюда, и Язычок прыгал из одного уголка рта в другой — рот открыт;

в)еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваем­ся сначала до верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз).

  1. Цирковые лошадки звонко цокали копытами — кончиком языка издаем щелкающие звуки, помахивали хвостиками — водим языком влево-вправо. Наездники сидели в красивых седлах, похожих на чашечки, — открываем рот, широкий язык в форме чашки поднимаем к верхней губе, при этом губы остаются неподвижными. Они натягивали поводья и смешно останавливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у» (издаем кучерское межгубное).

5. Фокусник удивил Язычка больше всех. Показываем его фокус вместе с Язычком: кладем ватку на кончик носа и сдуваем ее, направляя воз­душную струю посередине широкого, в форме чашки, языка вверх. Язык при этом чуть высунут, щеки не раздуваются, зубы не прикусываются. Ватка летит строго вверх. У кого выше?

Что вам понравилось больше всего? Кто из вас был в цирке, ребята?

«Язычок музыкант»

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.

  1. Язычок играет на барабане — кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.
  2. Язычок играет на гармошке — улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздечку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.
  3. Язычок бренчит на балалаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.
  4. Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вытянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5—6 раз).

Вспомни, на каких музыкальных инструментах на­учился играть наш Язычок? А на каких музыкальных инструментах умеешь играть ты?

«Язычок собирает грибы»

1. Осенью Язычок отправился в Лес, прихватив с собой большую корзину.

1. «Корзина»-рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5.

  1. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подста­вив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.
  2. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).
  3. На поляне Язычок нашел красивый грибок (широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — его ножку).
  4. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор. ». Повторяем предыдущее упражнение 6—10 раз.
  5. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзину грибов — повторяем упражнение «Корзина».
  6. «Ням-ням!» — так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперед-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?

Игровое пособие «Артикуляционная гимнастика со Звукознайкой»

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики – формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика со Звукознайкой».

Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

  • статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;
  • динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимыедля произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживатьсяследующих рекомендаций: перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов.

Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей. Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнееовладеть артикуляционной гимнастикой.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционныхгимнастик. Это и «Сказки о Веселом Язычке» Е. Карельской, и «Артикуляционнаягимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.Нищевой, и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой, и много других.

Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику всопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работупо формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки иобыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика соЗвукознайкой».

Пособие изготовлено на основе содержания книги З.А. Репиной иВ.И. Буйко «Уроки логопедии». Оно состоит из стенда размером 120*40 см икартинок символов для всех артикуляционных упражнений. Имеется картотека сописанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.

Приложение № 2: Презентация.

Автор: Шушкова Галина Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №24 «Золушка», с. Ряженое, Ростовская область, I квалификационная категория, стаж педагогической работы – 19 лет.

    Галина Николаевна 3 июля 2013 10635 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 1 )

Авторизуйтесь на сайте , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Татьяна Александровна 09.09.2013 в 19:54

Галина Николаевна, мне очень понравилось Ваше пособие. Артикуляционная гимнастика с героем Звукознайкой разнообразит и позволяет сделать занятие более интересным. Действия с картинками увлекает воспитанников и облегчает процесс коррекционной работы. Возьму себе на заметку. Спасибо! +5!

Мастер-класс “Нескучная артикуляционная гимнастика”

(игровые формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста)

Цель – повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы.

Представить педагогический опыт по использованию нетрадиционных форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.

Популяризация нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.

Целевая группа, в работе с которой специалисты могут использовать демонстрируемые техники и приемы: учителя-логопеды, работающие в условиях логопедического пункта и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также воспитателями ДОУ.

Необходимое оборудование: карточки в названии которой есть звук Р, Ш, С;

игровые пособия «Речевой кубик», «Ходилка-бродилка», «Разрезные картинки», «Волчок», артикуляционная раскраска Матыкиной И. А, http://www.berezkasam.ru/metodicheskij-material-2/neskuchnaya-rtikulyatsionnaya-gimnastika-2/ , картон А4, цветные карандаши, фломастеры, карточки – символы артикуляционных упражнений, клей

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс ,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или да)

Ну что же, Вы готовы?

Я очень рада видеть всех вас здесь.

Вашему вниманию предлагается м астер-класс «Не с ку ч ная артикуляционная гимн а стика» или игровые формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми формами проведения, которые быть может вы тоже используете в своей практике, а некоторые из них для вас новы. Попробуем не просто узнать о них, а постараемся знания применить на практике.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

I Актуализация темы

Не секрет, что хорошая речь – важное условие всестороннего развития детей. Известно, внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Артикуляционный аппарат- совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи.

Разминка. Давайте вспомним, какой главный артикуляционный орган. (язык)

Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края).

Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).

Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Это неотъемлемая составляющая каждого логопедического занятия.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений. К сожалению, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают интерес детей к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности проводимой работы. З адача взрослого – вызвать у ребенка интерес к упражнениям, стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться правильности и точности артикуляционных движений. Возникает необходимость разработки и внедрения вариативных форм логопедической работы.

Мне бы хотелось поделиться с вами своими опытом. В практике работы я использую игровые формы проведения артикуляционной гимнастики. Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры для детей. А я хочу рассказать вам о том, как самим, совместно с детьми изготовить интересные развивающие пособия для детей.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною были изготовлены следующие игровые пособия , с помощью которых можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков . Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

II .Формирование 3 подгрупп по 4-5 участника. Представление пособий Организация проведения игр.

1 С помощью пособия «Речевые кубики» можно обыграть комплекс на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона или берется готовый пластмассовый или деревянный кубик. На каждую сторону приклеены карточки с изображением символов-картинок артикуляционных упражнений.

Основные достоинства пособия:
– Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании.

– Развивают умственные и творческие способности детей

– Являются ярким элементом предметно – пространственной среды

– Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно приклеить картинку. Поверьте, в такие кубики дети будут играть с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью. Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.

– Можно использовать в разных возрастных группах

2 Возможно проводить артикуляционную гимнастику, используя разрезные картинки. Они формируют у детей умение воссоздать целостный образ предмета из его частей. Сначала детям предлагаются для складывания карточки с изображением артикуляционного упражнения, разрезанные на две-три части. Взрослый кладёт перед ребёнком сложенную картинку и раздвигает её на части. Задание усложняется, если поменять местами две части. Прежде чем ребёнок начнёт собирать картинку, можно спросить, что на ней нарисовано. Когда картинка будет сложена, взрослый предлагает ребёнку выполнить артикуляционное упражнение.

3 Игра «Волчок».Игрушка представляет собой диск, сделанный из картона со стрелкой, проткнутый спичкой или палочкой. Логопед раскладывает схематичное изображение артикуляционных упражнений. Ребёнок вертит волчок и называет ту картинку, на которую указывает стрелка и выполняет конкретное артикуляционное упражнение.

4 В работе использую артикуляционную раскраску, разработанную Матыкиной И. А., логопедом д/с из Владимира – «Нескучные артикуляционные упражнения» (http://www.berezkasam.ru/metodicheskij-material-2/neskuchnaya-artikulyatsionnaya-gimnastika-2/), где вместе с отрабатыванием необходимых движений дети развивают психические процессы и мелкую моторику.

5Логопедические ходилки – бродилки». Артикуляционный комплекс представлен как дорожка из кружочков с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения. Данные игры можно изготовить для постановки каждой группы звуков.

III Самостоятельная работа по изготовлениюлогопедической ходилки – бродилки.

IV Подведение итогов.

Вышеназванные формы работы могут быть использованы учителем-логопедом на занятиях с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта и группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также воспитателями групп для индивидуально работы с ребенком и при организации самостоятельной деятельности детей как один из вариантов взаимодействия с логопедом.

Игра – это всегда эмоции, а там, где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых приемов в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе, пригодятся Вам в работе.

Спасибо за внимание.

Я готова выслушать ваши вопросы и предложения.

Уважаемые коллеги, напишите, пожалуйста, отзыв на проведенный мною мастер класс.

(игровые формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста)

Читайте также:  Круглый стол для воспитателей
Ссылка на основную публикацию