Игровые методы развития речевого дыхания и силы голоса у детей с проблемами речи

Методы и приемы развития речевого дыхания.

Также большое значение имеет речевое дыхание, так как воздушная струя является источником образования звуков. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Известно какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но кроме своей основной физиологической функции осуществления газообмена, которое осуществляется непроизвольно, независимо от воли и сознания человека, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Дыхание физиологическое и дыхание речевое (звуковое, фонационное) имеют принципиальные отличия. Первое отличие связано с произвольным характером речевого дыхания. Человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легкого.

Речевое дыхание является – источником образования звука, голоса. Оно помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох в основном через рот. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое – автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими и постоянно меняется по своей силе. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и добирать его своевременно.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Как показывает практика дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух. Поэтому цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а так же увеличить жизненную емкость легких. Работу по воспитанию внеречевого и речевого дыхания лучше вести поэтапно. То есть прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания нужно провести работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания. Детей необходимо «ознакомить» с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, затем научить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой.

Процесс формирования речевого дыхания можно условно разделили на три этапа с учётом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников:

  • 1 этап – формирование неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей от 2-х до 4-х лет)

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом. Дети четвертого года жизни тоже имеют трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок в норме может произнести небольшую фразу или произнести цепочку из 3-4 звуков. Поэтому на первом этапе с 2-х до 4-х лет необходимо обучать длинному плавному выдоху (на четвертом году жизни, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, обучаем его вдоху через нос).

Для этого можно использовать упражнения из дыхательной гимнастики, упражнения с игровыми моментами, игровые ситуации. («Погрей ладошки», «Лети снежинка», «Войдем в цветочный магазин», «Ветер» и т.д.) Затем предложить игры с элементами соревнования («Попади в ворота», «Чья снежинка улетит дальше», «Лыжники», «Кто дольше сможет подуть на листики» и т.д.) Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

  • 2 этап – формирование неречевого дыхания (формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей с 4-х лет).

На пятом году жизни дети без речевой патологии способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации, так как речевое дыхание удлиняется. Таким образом, на втором этапе с 4-х лет необходимо начать обучение ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию , которое является основой речевого дыхания.

  • 3 этап – формирование речевого дыхания (при проработанности первых двух этапов).

Обучив ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию, можно приступать к третьему этапу формирование речевого дыхания.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.

2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.

3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)

4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.

5. Произношение 1,2,3… слов.

6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

После проведения такой подготовительной работы, целесообразно перейти к упражнениям для развития речевого дыхания. А параллельно продолжать работу над внеречевым дыханием. Сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтение стихов и т.д.

Для выработки ровного удлиненного выдоха через рот можно предложить детям в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью. («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?») Особое внимание обратить на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выходе. Добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними (а-у; з-ж;..)

Предложить протяжно произносить звукоподражания(м-я-яу, г-а-а-а. «Перекличка животных»). При выполнении упражнений постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль. Далее, усложняя задание, произносить на одном выдохе небольшие шутки -чистоговорки. Следить, чтобы при произнесении небольших фраз дети не допускали ненужных остановок между отдельными словами. Добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящие из 6-7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом здесь могут послужить загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки, короткие стихотворения, небольшие считалочки.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку; а так же в любое свободное время на усмотрение воспитателя. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Развитие речевого дыхания при помощи игр и специальных упражнений

Речевое дыхание − важная составляющая произносительной стороны речи. Именно от него зависит сила голоса, возможность менять интонации. Кроме того, оно необходимо для правильного произношения звуков. Поэтому в логопедической работе проводится работа по формированию речевого дыхания и голосоподачи.

Что это такое

Речевое дыхание несколько отличается от физиологического. Во время физиологического вдох и выдох примерно одинаковы по продолжительности. При речевом выдох намного продолжительнее, чем вдох. Во время выдоха воздух ненадолго задерживается в грудной клетке и выходит плавно и легко.

При речевом дыхании задействуется диафрагма, вдох делается через нос, а выдох через рот. У большинства людей дыхание поверхностное, а вдох они делают через рот, поэтому и происходит нарушение звукопроизношения и темпо-ритмической стороны речи.

Особенности при дефектах речи и механизм нарушения

Когда логопед проводит диагностику, он оценивает и речевое дыхание, потому что оно является основой темпо-ритмической стороны речи. В норме вдох должен быть достаточно глубоким, задействуются мышцы диафрагмы, а выдох − сильный, плавный. Но при дефектах речи возникают отклонения. Нарушение речевого дыхания бывает при дизартрии, алалии, ринолалии, заикании, дисфонии и афонии.

Вдох у детей с отклонениями в речевом развитии неглубокий, поверхностный. Выдох − слабый, часто они осуществляют вдох и выдох через рот (иногда только через нос), при этом мышцы диафрагмы не задействуются. В результате голос у ребенка тихий и невыразительный. Из-за неправильного речевого дыхания он не может произносить длинные фразы. Иногда из-за нерационального использования выдоха малыш может недоговаривать фразы или проговаривать их шепотом.

Поэтому чтобы договорить длинную фразу малышу приходится делать еще вдох и при этом продолжать говорить. В результате речь получается прерывистой и неплавной. Из-за короткого вдоха ребенок говорит в быстром темпе и логические паузы в его речи отсутствуют. Это приводит к нарушениям в грамматическом строе из-за нечеткого произнесения окончаний, у малыша не получается согласовать слова в предложении.

При сложных речевых нарушениях логопед обязательно включает в занятиях упражнения для формирования речевого дыхания и правильной голосоподачи. Заниматься по этому направлению можно с раннего возраста − это хорошая профилактическая мера по предупреждению нарушения речевого дыхания.

Диагностика

В логопедическом обследовании специалист смотрит на состояние просодической стороны речи. Он отмечает высоту и силу голоса, умение ребенка пользоваться интонацией. Для этого логопед просит произнести фразы громко, обычным голосом, шепотом.

Для оценки силы вдоха и выдоха взрослый просит малыша пропеть гласные звуки как можно дольше, предлагает сыграть на дудочке или сдуть перышко. Во время разговора логопед смотрит на то, как ребенок делает вдох и выдох, на плавность его речи. И на основе полученных результатов и в соответствии с возрастом предлагает упражнения для развития речевого дыхания.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

Упражнения на дыхание нужно проводить на каждом занятии, чтобы у ребенка автоматизировался данный навык. По методике для формирования диафрагмального дыхания ребенок и взрослый должны находиться лежа на спине. Чтобы наглядно показать работу диафрагмы можно положить на эту область предмет или поместить руку.

Очень важно во время проведения дыхательных упражнений делать акцент на работе мышц.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста все это нужно проводить в форме игры, а вот на занятиях с детьми постарше такая работа должна выполняться более осознанно. Чтобы человек полностью расслабился, можно включить успокаивающую приятную музыку (особенно это важно при работе с людьми, имеющими заикание).

Читайте также:  Конспект логопедического занятия для воспитанников коррекционной школы

При пропевании гласных начинайте с одного звука. Затем постепенно увеличивайте их количество и сокращайте паузы между ними. Так вы будете формировать не только сильный выдох, но и плавную речь. Когда выдох станет достаточно сильным, усложните речевой материал и попросите произносить слова, фразы.

Часто дыхательную гимнастику сочетают с коррекцией моторной сферы. Особенно такой подход эффективен при работе с маленькими детьми. На основе подражания им легче усвоить новый навык, и он быстрее у них автоматизируется. Все упражнения показывает взрослый, а потом их выполняют вместе с ребенком, постепенно он начнет делать их самостоятельно, опираясь на инструкции.

Упражнения для детей раннего возраста

Заниматься дыхательной гимнастикой можно с малышами начиная с 1-2 лет. Упражнения лучше всего делать вместе с движениями − так вы еще будете развивать и моторную сферу.

  • Предложите малышу изобразить насос и накачать сдувшееся колесо. Сожмите руки перед грудью в кулаки, как будто вы держите насос. Наклонитесь вперед и опустите руки, при этом озвучивая действия звуком «С-С-С».
  • Произносите звук сначала громко, а потом тихо.
  • Изобразите вместе с малышом дровосека. Сложите руки вместе, словно держите топор. Резко опустите руки в наклоне и на выдохе произнесите «Ух».
  • Предложите малышу представить, что он − волшебник. Сделайте взмах руками и задержите их вверху. Плавно опустите их, произнося слоги «Мммаааа, ммммоооо, ммммууу».

Также дыхательные упражнения можно соединить с артикуляционной гимнастикой при отработке движений губ: «Колечко», «Трубочка», «Широко открытый рот», «Улыбка». Можно сопровождать эти упражнения следующей инструкцией: сделать вдох носом и на выдохе произносить гласный звук.

Упражнения для детей 2-3 лет

В этом возрасте проводят работу по обогащению и уточнению словарного запаса у ребенка. Поэтому дыхательные упражнения можно сочетать с лексической темой вашего занятия. Так оно получится целостным и у малыша будет интерес к обучению. Обязательно перед выполнением дыхательных упражнений скажите малышу, что нужно делать вдох носом, а выдох − ртом.

  • Для этого задания вам нужно подготовить специальное приспособление. На занятиях с детьми дошкольного возраста использовать наглядный материал. На пластиковую трубочку прикрепите несколько ниточек разной длины. На них поместите цветы, бабочки или другие предметы. Между упражнениями сделайте перерыв и предложите ребенку подуть на бабочек.
  • Это задание направлено на формирование ощущений от работы диафрагмы. Малыш лежит на спине на коврике. Взрослый кладет ему на живот уточку и предлагает отправить ее в плавание по волнам. На вдохе живот надувается, на выдохе плавно опускается.
  • Предложите малышу стать футболистом и задуть мяч из ваты в ворота.

При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки. Можно с детьми 2-3 лет надувать мыльные пузыри, играть на дудочке − все это прекрасные способы формирования плавного и сильного выдоха.

Упражнения для детей 3-4 лет

Вы можете использовать все перечисленные выше упражнения. Но в этот период родители чаще всего обращаются за помощью к логопеду для исправления речевых недостатков. И для постановки определенных звуков нужны специальные упражнения, которые формируют не только сильный выдох, но и нужное положение органов артикуляции.

  • Для свистящих: взрослый просит ребенка положить язык на нижнюю губу, и, произнося «Ф», сдуть ватку или другой легкий предмет.
  • Для постановки шипящих язык должен занимать верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусочек ваты. Ребенок делает язык в форме «чашечки» и дует на него, пытаясь сдуть ватку.

Для разнообразия вы можете предложить ребенку порисовать при помощи дутья на краски. Для этого на листке бумаги поставьте несколько капель краски, предложите подуть на них через трубочку, чтобы получились красивые узоры. Хорошее упражнение для развития плавного длинного выдоха − различные пропевки, которые используют на музыкальных занятиях. Также пропевки способствуют формированию навыков диафрагмального дыхания, которое лежит в основе речевого.

Упражнения для детей 6-7 лет и взрослых

Как правило, к этому возрасту, если родители вовремя обратились за помощью к логопеду, речевое дыхание уже сформировано. Если же нет, то детям 6-7 лет нужно показывать на примере других людей, как красиво звучит плавная речь. Это можно делать на примере дикторов − попросите ребенка сказать текст в такой же манере, в какой это делают ведущие.

Используйте на занятиях пропевки, предлагайте играть на духовых инструментах. В этом возрасте ребятам уже не так интересно сдувать ватки или дуть на бабочек. Предлагайте им читать отрывки из произведений с разной интонацией. Устраивайте представления и включайте действия, связанные с дыханием (воет ветер, волк и т. д.). Также развивайте с ребенком навык самоконтроля за своим дыханием. Для начала вы можете предложить, чтобы он следил за тем, как вы дышите. И так, постепенно, он научится контролировать и свое речевое дыхание.

Взрослым людям для формирования речевого дыхания можно предложить заняться пением (особенно оно полезно при заикании). Там научат не только диафрагмальному дыханию, но и поработают над голосоподачей и плавностью речи. Можно предложить прочитать отрывки из стихотворений, меняя высоту голоса.

В работе над речевым дыханием важно не просто научить человека правильно делать вдох-выдох, но и рационально им управлять, пользоваться интонацией. Конечно, для большего эффекта людям нужно наглядно показывать, как красиво звучит плавная речь − это добавит стимула для дальнейших занятий.

Упражнения для развития речевого дыхания

Выработка дифференцированного дыхания

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Формирование направленной воздушной струи.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

(картинка-образ — самолет с пропеллером). Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Упражнения для развития физиологического дыхания

12. «Цветочный магазин»

Цель: развитие физиологического дыхания

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

13. «Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

14. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

15. «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Упражнения для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

Цель: развитее речевого дыхания

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

18. «На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Читайте также:  Дифференциация звуков и букв Б-П - конспект логопедического занятия

Цель: развитее речевого дыхания

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш. подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести «ка-а-ар!»

22. «Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Упражнения на развитие фонационного выдоха

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка “жук”.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук “ж”).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук “ж”. Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук “р”).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка “комар”.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук “з”). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук “з”. Взрослый произносит рифмовку: З-з-з – комар летит, З-з-з – комар звенит.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше “промычит” на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук “М-М-М”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.На слова:

(“Продукты” поочередно входят в круг – “горшочек”).Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот – выдох и произносят: “Ш-Ш-Ш”).

(Дети произносят: “Ш-Ш-Ш” в убыстренном темпе).

Горшочек, не вари!

28. “Лесная азбука”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает “уроки лесной азбуки”. Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, “осваивают” лесную азбуку:

“У-У-У” – идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

“А-У-У” – путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

“Ы-Ы-Ы” – пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: “снежки” из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики – “снежинки”, положить ребенку на ладонь и предложить “устроить снегопад” – сдувать снежинки с ладони.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

1. Е. Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие”

2. Анищенкова Е. С. “Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников”

3. “Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет”, 2003

4. Костыгина В. “Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)” 2007

5. Пожиленко Е. А. “Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. ” 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

8.Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх “Хлоп-топ” и “Хлоп-топ-2″.Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В.”

Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Если вам интересно, в чем особенности речевого дыхания, чем оно отличается от физиологического и как ему научиться, читайте нашу статью.

Особенности речевого дыхания

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат.

Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым

Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:

  • произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
  • говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
  • тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
  • плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
  • задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
  • читайте скороговорки на одном выдохе;
  • произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
  • освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
  • во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.

Правильное речевое дыхание и качество жизни

Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.

Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.

Развитие речевого дыхания у детей дошкольников

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Пересказ фрагментов сказки Три поросёнка

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Тренируем дыхание, используя речевой материал

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова.

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Упражнения и игры по развитию речевого дыхания:

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дата публикации: 11.03.2017 2017-03-11

Статья просмотрена: 4925 раз

Библиографическое описание:

Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424. — URL https://moluch.ru/archive/144/40316/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, просветительская работа с родителями. Своевременное проведение коррекционной работы с детьми-логопатами, тесное сотрудничество с родителями позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.

Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.

Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее:

‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:

‒ верхнее дыхание (ключичное);

‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);

‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе внорме

Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания

Ссылка на основную публикацию