Игра в работе логопеда

Игры и речевые упражнения в коррекционной работе логопеда ДОУ

Наряду с ранее существующей клинической классификацией речевых нарушений Левиной Р.Е. была создана психолого-педагогическая классификация . Согласно этой классификации ОНР – это не форма дефекта, а состояние речевой системы, внутри которой могут быть различные клинически формы. ОНР включает в себя алалию, ринолалию, дизартрию с ее стертыми формами, часть детей с причиной так называемого неясного генеза.

Коррекция ОНР – длительный процесс, который должен устранить нарушение всех компонентов речи. Для того, чтобы коррекционная работа осуществлялась эффективно, была интересна детям с дефицитами развития, учитель-логопед должен использовать в работе различные технологии, многофункциональный дидактический материал, вносить коррективы в наглядность при проведении образовательной деятельности.

В своей работе я хочу поделиться некоторыми упражнениями, играми, которые успешно использую в коррекции общего недоразвития речи у детей шестого года жизни. При выборе дидактического материала руководствуюсь тем, что в основу коррекционной работы положена такая единица устной речи, как предложение, с учетом закономерности его развития. Гвоздев А.Н писал, что предложение в развитии детской речи ребенка играет огромную роль, оно является основной единицей речи, как орудие мышления.

Осуществляя коррекционную работу при формировании умения выделять признаки предметов и усвоению родовой принадлежности прилагательных мужского, женского и среднего рода использую следующие упражнения: предъявляю ребенку две картинки с изображением раскрашенного и нераскрашенного петуха. Задаю вопрос: «Какой этот петух?». Ребенок подбирает определения – красивый, разноцветный, яркий, пестрый (в отличие от нераскрашенного петуха). Обращаем внимание на окончание имен прилагательных.

Далее можно предложить вид работы, развивающий мышление детей. Предлагаю отгадать загадку, ориентируясь на одно слово-признак. На двух картинках изображены волк и заяц. «Про кого скажу дикий, серый, пугливый, а про кого дикий, серый, злой? Почему ты отгадал, какое слово тебе помогло?» Такое же упражнение проводится с парой картиной белка-лиса (дикая, рыжая, пугливая; дикая, рыжая, хитрая).

Наибольшую трудность для детей представляет средний род, при его изучении целесообразно дать сразу маленький рассказ, который составляется с детьми с опорой на предметные картинки. Использую короткий текст.

«Летом мы были на море. Оно чистое и прозрачное. Небо чистое, ясное, голубое. Над морем светит яркое солнце. Набежало маленькое облачко и солнышко спряталось». Дети отвечают на вопросы, четко проговаривая окончания прилагательных ( Какое небо? Какая вода? Какое солнце? Какое облачко?).

Изучение слов-антонимов начинаю с чтения стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», каждый раз задавая вопрос: «Какой это мальчик?». Можно составить рассказ о двух мальчиках Ване и Мите. Использую предметные картинки или компьютерную презентацию.

«Жили два мальчика – Ваня и Митя. Ваня был неряшливый, а Митя чистоплотный. Ваня бросил на пол апельсиновые корки, Митя подмел их. Ваня драчливый, злой, а Митя заботливый, добрый. Ваня дернул за косичку Машу, она заплакала. Митя пожалел Машу и дал ей яблоко». Дети отвечают на вопросы, используя противительный союз «а». (Ваня злой, а Митя добрый).

В ходе образовательной деятельности с нейротипичными детьми использую следующие упражнения . Предъявляю картинки (или макет) с изображением забора, деревьев, дома, человека, ягоды, собаки, молока. Про кого и про что можно сказать высокий-низкий(дом, забор, человек, дерево), добрый-злой(человек, собака), ловкий-неуклюжий (человек), кислая-сладкая (ягода), теплое-холодное ( молоко)?

Образовательную деятельность по усвоению падежных конструкций начинаю с винительного падежа без предлога с окончаниями существительных на у-ю, а-я.

Дети любят играть в игру «Поймай рыбку». В аквариуме, который стилизован под озеро, находятся игрушки: рыбка, кукольная туфелька, бутылочка, баночка и др. Дети удочкой с магнитом вылавливают из озера предметы и оречевляют свои действия: «Я поймал рыбку, туфлю, банку, бутылку».

Игра «Доктор Айболит» может быть представлена как компьютерная презентация или организована с помощью пальчикового театра. К доктору Айболиту приходят, приплывают, приползают, прилетают разные звери, птицы, насекомые. Кого будет лечить Айболит? (Айболит будет лечить лису, волка, собаку, кита, лягушку, змею). Аналогично можно организовать игру «На прогулке». Дети идут в лес и увидят там муравья, бабочку, кузнечика. В реке они увидят карася, щуку, рака. На болоте увидят комара, лягушку, ужа.

Развивая образное мышление детей, рассматриваем сюжетную картинку, где девочка идет по лесу и заглядывает под елку. Кого и что она может увидеть там? ( Ежа, ягоду, шишку). Составляем вместе с детьми короткий рассказ «Воскресенье». «Сегодня воскресенье. Все заняты делом. Папа чистит рыбу. Дедушка режет мясо. Вова чистит картошку. Мама варит уху. Бабушка жарит рыбу»

При работе с существительными в дательном падеже (окончания у-ю-е) закрепляется словарь из лексических тем “Домашние птицы и животные”, “Профессии”. Дети упражняются в правильных ответах на вопросы кому? чему? Снегурочка принесла домашним птицам и животным подарки. Кому и что мы дадим? Косточку – собаке, зерно – птичке, молоко – кошке и так далее. Какие предметы нужны врачу, учителю, шоферу, парикмахеру, повару? (термометр дадим врачу, половник – повару, руль шоферу, половник – повару, ножницы парикмахеру).

С помощью интерактивной доски отправляемся с детьми на ярмарку. Там продают различные игрушки – Красную Шапочку, Незнайку, Кота в сапогах. Вдруг подул сильный ветер и унес с каждой игрушки какой-то предмет, это плащ, шляпа, шапка, корзинка. Кому и что надо вернуть? Дети составляют предложения: « Синюю шляпу отдадим Незнайке, корзинку – Красной шапочке, плащ и шапку Коту в сапогах».

Учим составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Упражнение «Подружи слова» развивают слуховую память, учат согласованию слов в предложении. Например, налей (вода, собака), принеси полотенце (брат, сестра, бабушка).

Отрабатывая родительный падеж существительных с окончаниями ы-и, а-я, предлагаю начать с родительного падежа отрицания. Выполняем упражнения: рассматриваем пары сюжетных картинок, сравниваем их и отвечаем на вопрос: «Чего не стало у Оли, Вовы?» ( У Оли нет куклы, у Вовы нет танка); работаем с настольным театром по сказке «Репка». Дети выстраивают персонажей сказки по порядку, закрывают глаза, логопед убирает одну фигурку и спрашивает: «Кого не стало?» ( Игра «День и ночь»).

Далее переходим к родительному падежу части и целого. Целесообразно использовать название мелких частей предмета, которые недостаточно актуализированы в речи детей. У чайника нет носика, у кастрюли нет крышки, у самолета нет крыла, у кресла нет подлокотника.

Играя в игру «Загадай желание», логопед предлагает отгадать загаданное желание. Перед детьми предметные картинки: колбаса, сыр, хлеб, молоко, чай, кефир, сок, сахар, соль. Надо правильно ответить на вопросы: я отрежу кусочек чего? (сыра, колбасы), я выпью стакан чего? (сока, молока)», я куплю пачку чего? (соли, сахара).

Изучая родительный падеж принадлежности, упражняемся в ответах на вопросы: чья вещь? кого вещь? чье жилище? (карандаш Вовы, сумка мамы, копыто лошади, хвост лисы, клетка попугая, дупло белки).

Для нейротипичных детей трудность представляет творительный падеж существительных с флексиями ом (ем) , ой(ей). Предлагаем вопросы: чем рубят, пилят дрова? копают землю? Усложняем упражнение и даем пары картинок хлеб-нож, руки-полотенце, платье-утюг. Надо составить предложение, назвав пропущенное слово. Творительный падеж целесообразно изучать при употреблении обозначения профессий (Кто кем работает, кто кем хочет быть?). Игра «У Мухи-цокотухи день рождения», организованная в форме театрализованной деятельности, способствует правильному построению предложений с употреблением необходимых окончаний имен существительных в творительном падеже. На столе у хозяйки самовар, чай, торт, печенье, шоколад, сок. Чем угостит Муха-цокотуха гостей? Аналогично можно провести игру «Накорми животных» (Чем угостим зайца, белочку, птичку?).

Используя в образовательной деятельности различные игры и упражнения, учитель-логопед руководствуется тем, что дети с ОНР зачастую имеют наглядное мышление, поэтому в работе необходимо чередовать наглядность и виды деятельности. Используем плоскостные картинки, муляжи, натуральные предметы, театрализованную деятельность, современные компьютерные технологии. При такой организации образовательной деятельности у детей эффективнее формируется речевая функция, и развиваются высшие психические функции.

Подвижные игры в работе учителя-логопеда

Подвижные игры в работе учителя-логопеда

По требованиям ФГОС дети на занятиях должны как можно больше двигаться.
Нормы двигательной активности дошкольников составляют 21-28 часов в неделю.

Общеизвестно, что речь и движение тесно связаны, дополняют друг друга, поэтому включение двигательных упражнений в практическую деятельность учителя-логопеда является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков у детей.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и что дети, особенно с ОВЗ, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ОНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции.

Использование различных средств и форм движения в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры.

В процессе выполнения определенных действий с их оречевлением, дети овладевают различными способностями словообразования и словоизменения,

а скучные упражнения на развитие фонематического слуха, навыков звукослогового анализа становятся интересными и увлекательными.

Стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, звукопроизношения, лексики, грамматики.

Итак: Включение терапии движением в практическую деятельность специалистов с детьми с нарушением речи является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков.

Методические рекомендации по использованию подвижных игр на логопедических занятиях

– подвижная игра может быть частью любого занятия;

– игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление);

– в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при двигательной активности;

– в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью, поощрять детскую инициативу;

– учитель- логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей;

– в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Подвижные игры в логопедической работе условно можно разделить на три группы:

подвижные игры, способствующие развитию фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.

подвижные игры, обогащающие словарь детей.

3) подвижные игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

Мы хотим предложить описание некоторых игр, широко применяемых в работе.

«ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ»

Задачи: развитие рече-слухового восприятия и мышления, обогащение словарного запаса

Педагог: я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то сразу начинаете топать

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи . (Дети топают).
Что неправильно?
Дети. Мухи! (А мухи – это кто? Дети: Насекомые.)
Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети топают).

Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети топают).
Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи . (Дети топают)
Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли и они летать не могут.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки . (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,

Задачи: закреплять правильное произношение звука с в словах и фразах; упражнять в определении наличия звука [с] в слове.

Дети (взявшись за руки, ходят вокруг «Сони» и тихо говорят)

Соня спит и видит сон:

Буква С со всех сторон.

Кого Соня догоняет,

Что ей снится, угадает.

После этих слов дети бегут в отведенное педагогом место, а тот, кого Соня остановит, должен придумать слово со звуком [с] и ответить полным предложением («Соне снится самолет.»)

СОБЕРЕМ СЛОВА

Задачи: упражнять в звукобуквенном синтезе трехбуквенных слов со звуком с.

Оборудование: буквы, 4 листа картона основных цветов, 4 детских ведерка.

Дети разбиваются по три человека на команды, идут по кругу друг за другом и, произнося текст, выполняют движения.

По опушке дети шли,

Ведра с буквами несли.

Оступились на пригорке,

Дети каждой команды находят лист картона своего цвета, высыпают из ведра буквы и вместе складывают из них слово: СОМ, СОН, СОК, НОС, СУП, СУК.

КОШАЧЬЯ СЕМЬЯ

Задачи: развивать фонематическое восприятие; двигательное воображение; упражнять в составлении предложений; закреплять понятиеслово-действие.

Перед детьми картинки: кот, кошка и котенок.

Вот кошачья семья:

И котенок, милый крошка.

Кто скажет, кто знает,

Какая их буква объединяет? (буква К)

Логопед троим детям раздает картинки членов кошачьей семьи и тихо сообщает, какое движение кто из них показывает. Предлагается показывать движения к фразам:

Кошка крадется (кланяется, катает клубок, красится). Кот копает (колет дрова, косит траву, катается на коньках). Котенок кусается (катается, кружится, кушает).

Теперь мы с этой буквой

Мы молча все расскажем!

Тот, кто отгадал движение и ответил полным предложением, становится членом кошачьей семьи вместо ребенка, движение которого отгадали.

Задачи: упражнять в определении места звука [Л] в слове.

Оборудование: 6 кругов («кочки на болоте»), предметные картинки, в названии которых есть звук [л] в разной позиции.

Дети делятся на команды и выстраиваются друг за другом. Перед каждой командой по три «кочки» – это болото (кочки обозначают начало, середину, конец слова).

Чтоб болото это перейти,

Надо в слове место Л найти!

Логопед встает лицом к командам и поднимает для каждой пары игроков две картинки. Дети встают на кочки в зависимости от места звука [л] в слове. Если игрок встал правильно – «перешел болото», он ждет товарищей на другом берегу. При неверном выполнении возвращается к команде и встает последним. Побеждает команда быстрее перебравшаяся через «болото».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; упражнять в четком произнесении звуков [р], [р’] в речи; закреплять употребление предлогов пространственного значения в предложениях.

Оборудование: игрушки животных, в названии которых есть звуки [р], [р’]; 6 коробок со схемами предлогов внутри; запись веселой музыки.

Дети делятся на две команды: «зверята» и «смотрители». Выходит первая группа. Каждый получает игрушку. Дети хором повторяют за логопедом:

В зоопарке зверятки

Дружно играют в прятки.

Под веселую музыку дети, держа игрушки, движутся подскоками по периметру комнаты. Музыка смолкает. Каждый выбирает себе коробку, читает схему предлога на дне коробки и прячет свою игрушку в соответствии с прочитанным.

Дети из второй группы («смотрители зоопарка») проверяют правильность выполнения задания и отвечают полным предложением, где спрятались животные. Затем команды меняются ролями.

ГРИБЫ-ШАЛУНЫ

Задачи: активизировать словарь детей по теме: «Грибы», отрабатывать навык употребления существительных в винительном падеже, зрительное восприятие : узнавать гриб по картинке.

На площадке очерчивается круг – «корзина грибника». В корзине находятся дети-«грибы» ( в шапочках-масках с изображением грибов). Педагог выбирает кого-либо из детей «грибником», который присаживается на корточки в двух-трех метрах от круга – он долго ходил по лесу, устал, заснул. «Грибнику» на голову надевается соломенная шляпа.

На пеньке сидит грибник,

Отдыхает, крепко спит.

Тише, тише, не шумите,

Грибника не разбудите.

Дети – «грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лужайке. После слов педагога «Грибник проснулся!» «грибник » просыпается , видит, что грибы рассыпались –разбежались, начинает догонять детей – собирать грибы в корзинку. Дети- «грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется «грибник». «Грибник» старается поймать – дотронуться рукой до кого-либо из детей – «грибов» и назвать какой гриб поймал.

«ХОРОВОД ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА»

Задачи: упражнять в образовании и употреблении имен с уменьшительно-ласкательным значением

Читайте также:  Тематическое планирование логопедической работы в старшей группе (ОНР)

Дети с педагогом встают в хоровод и произносят следующие слова:

В кружок вызывали,

– Выйди , Леночка, в кружок,

Возьми , Леночка, флажок.

Задачи: закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей, развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу), совершенствовать партнерские отношения.

Каждый из играющих детей называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т.п., и становятся в круг. Один из участников игры – Огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

После этих слов водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подает голос, стараясь его изменить:

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадывает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Задачи: совершенствовать дыхательную функцию, умение перевоплощаться в заданный образ, развивать чувство ритма, произвольную регуляцию, автоматизация звука Ш.

Оборудование: рули, флажки

У героев-ведущих по флажку разного цвета, у детей рули аналогичных цветов. По взмаху флажка в центр выбегают дети, в руках которого руль того же цвета. Дети медленно вращают руль, приговаривая:

Дети начинают движение по кругу, постепенно увеличивая темп, издавая звук ш. Темп движения задается музыкой.

Список литературы

1.Журнал «Дошкольная педагогика», №7, 2007, стр 64

2.Журнал «Дошкольная педагогика», №5 (54), июль 2009

Применение творческих игр в работе логопеда

Содержимое публикации

Волкова Елена Владимировна

МКДОУ Д/с №1 г. Лиски

Учитель – логопед

«Применение творческих игр в работе логопеда»

Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность наиболее активно протекает и развивается (память, мышление, внимание, воображение). Игра – основной вид деятельности у дошкольников, именно в ней формируются все компоненты речи (звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй, развитая связная речь). Все они развиваются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведёт к недоразвитию другого. Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка. Ряд исследований подтверждает, что формирование любых качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее. Д.Б. Эльконин – ведущий психолог – делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных. Каким же требованиям должна отвечать игра? Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Во-вторых, её структура и содержание должны постепенно усложняться. В – третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес.

В современной педагогической теории существует следующая классификация игр для дошкольников, которые являются и догмой для учителей-логопедов, работающих в ДОУ. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С.Л. Новоселовой).

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, соответственно игры бывают:

на бытовые сюжеты, на общественные темы, на производственные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, транспорт и т.д.).

Длительность сюжетной игры:

в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Структура ролевой игры:

роли, которые исполняют дети в процессе игры;

игровое использование предметов;

отношения между детьми.

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Театрализованные игры – это игры – драматизации. Игры на темы литературных произведений.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственной активности.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и т.д.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, используются разновидности строительных материалов.

Речевые игры и игровые упражнения для развития речи. Речевые игры предназначены для формирования у детей правильного звукопроизношения, развития словаря, фразовой речи. Речевые игры, считалки, пословицы, поговорки, чистоговорки подобраны на автоматизацию, дифференциацию и введение в связную речь таких звуков, которые обычно нарушаются в детской речи.

Игры должны усложняться в последовательности от слова к развёрнутой фразовой речи, иметь многоцелевое назначение: для забавы, для речевого и умственного развития, для развития ориентации в окружающем мире и в соединении, социальных отношениях между людьми, умении группировать и классифицировать предметы по признакам. Игры позволяют проводить занятия более живо и интересно, помогая детям изучать новый материал. На отдельной ступени стоят игры для развития моторики рук (мелкой и общей) с использованием нестандартного и стандартного оборудования, пальчиковая гимнастика.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, их можно использовать педагогом в течение дня несколько раз, но играть понемногу. Игры сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

У ребёнка – дошкольного возраста – наглядно-действенное мышление. Они очень любят манипулировать, играть с предметами-заменителями, придумывать для них новое применение.

Эти игры решают следующие задачи:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие психических процессов.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие речемыслительной деятельности.

Развитие мимической мускулатуры.

Развитие просодической стороны речи.

В инновационных приоритетах сейчас используются развивающие игры с ИКТ. В заключении хочется отметить, что игра. Как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже своим процессом. Игра способствует созданию положительного эмоционального фона, ведущего к сто процентному коррекционному эффекту от образовательной деятельности учителя-логопеда. Игра способствует выполнению таких дидактических принципов, как переход от простого к сложному, системность при изучении дидактического материала, а так же учитывает ведущую деятельность дошкольника – игру.

Цель: обогащать словарный запас прилагательными.

Правила игры: перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельси ны моют в горячей воде для возникновения аромата). По ложив апельсин, ребенок на зывает одно прилагательное — признак этого предмета. Игра проводится в виде эстафеты. После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий или кис лый, сочный, ароматный и др.). Задействованы все ана лизаторы.

Игра для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Игра с массажными мячиками: «Ёжик».

Цель: 1. Создание положительного эмоционального фона.

2. Развитие артикуляционной и общей моторики.

3. Развитие речемыслительной деятельности.

Оборудование: 4 массажных мячика.

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

И иголками своими,

Кладут мячик на правую ладошку.

Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажи мают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).

Ту дорожку по кажу.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).

Где катают мышки,

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

Речевая игра: «Разноцветные круги».

Цель: 1. Закрепление знаний признаков осени.

2. Различением признаков осени и признаков других времён года.

3. Составление предложений по картинкам.

4. Развитие памяти, мышления.

Оборудование: разноцветные круги, картинки по теме «Времена года».

Логопед достает разноцветные круги из плотного картона им кладёт их на стол.

Логопед: Сейчас мы поиграем в новую игру. Она называется: «Разноцветные круги». Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.

Примерные ответы детей: Белый круг – зима. Зимой всё белое. Жёлтый круг – осень. Осенью жёлтые трава и листья. Красный круг – лето. Лето называют красным. Зелёный круг – весна. Весной появляются зелёные травка и листочки.

Логопед: Мне очень понравились ваши объяснения. Перед вами лежат сюжетные картинки, подберите по признакам времён года по две сюжетные картинки. Игра на скорость. Один, два, три. Выбираем.

Логопед: Посмотрите на свои картинки и составьте описательные рассказы. Подведение итогов игры.

Цель: обогащать словарный запас прилагательными.

Правила игры: перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельси ны моют в горячей воде для возникновения аромата). По ложив апельсин, ребенок на зывает одно прилагательное — признак этого предмета. Игра проводится в виде эстафеты. После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий или кис лый, сочный, ароматный и др.). Задействованы все ана лизаторы.

Игра для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Игра с массажными мячиками: «Ёжик».

Цель: 1. Создание положительного эмоционального фона.

2. Развитие артикуляционной и общей моторики.

3. Развитие речемыслительной деятельности.

Оборудование: 4 массажных мячика.

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

И иголками своими,

Кладут мячик на правую ладошку.

Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажи мают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).

Ту дорожку по кажу.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).

Где катают мышки,

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

Речевая игра: «Разноцветные круги».

Цель: 1. Закрепление знаний признаков осени.

2. Различением признаков осени и признаков других времён года.

3. Составление предложений по картинкам.

4. Развитие памяти, мышления.

Оборудование: разноцветные круги, картинки по теме «Времена года».

Логопед достает разноцветные круги из плотного картона им кладёт их на стол.

Логопед: Сейчас мы поиграем в новую игру. Она называется: «Разноцветные круги». Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.

Примерные ответы детей: Белый круг – зима. Зимой всё белое. Жёлтый круг – осень. Осенью жёлтые трава и листья. Красный круг – лето. Лето называют красным. Зелёный круг – весна. Весной появляются зелёные травка и листочки.

Логопед: Мне очень понравились ваши объяснения. Перед вами лежат сюжетные картинки, подберите по признакам времён года по две сюжетные картинки. Игра на скорость. Один, два, три. Выбираем.

Логопед: Посмотрите на свои картинки и составьте описательные рассказы. Подведение итогов игры.

Применение компьютерных игр в логопедии

Компьютерные логопедические игры все чаще используют на своих занятиях специалисты. Их можно найти в свободном доступе, некоторые занимаются их разработкой самостоятельно. Они не только повышают интерес детей к занятию, но и их эффективность. Конечно, урок не должен полностью состоять из одних компьютерных игр – достаточно одной, соответствующей цели и теме занятия.

  • Задачи ИКТ в логопедии
  • Рекомендации по их применению
  • Разновидности

Задачи ИКТ в логопедии

Компьютерные игры в логопедии – это не только детское развлечение. Они помогают решить ряд важных задач:

  • улучшение координации движений и состояние мелкой моторики;
  • тренировка ориентирования в пространстве;
  • коррекция речи;
  • увеличение словарного запаса;
  • тренировка ВПФ (высших психических функций);
  • обучение ребенка пользованию компьютером.

Все перечисленные задачи можно реализовать как используя одну игру, так и выбирая несколько и чередуя их. Именно благодаря многофункциональности, речевые тренажеры становятся все популярнее.

Рекомендации по их применению

Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

  • Достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин.
  • Выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия.
  • Их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.
  • Расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см.
  • Во время игры у ребенка должна быть прямая спина.
  • После ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера. Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр.

Разновидности

Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:

  • «Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и ЗПР (задержку психического развития). С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.
  • «Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.
  • «Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.
  • «Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.
  • «Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.
  • «Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопеды и воспитатели в детских садах.
  • «Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.
  • «Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.
Читайте также:  К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с ЗПР

Интерактивные технологии упрощают процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям. В играх главными героями могут выступать знакомые ребенку персонажи, что только еще больше заинтересует его. Они могут быть построены как в виде квеста (нужно решить одно задание, чтобы получить доступ к другому), так и малышу нужно просто «поймать» нужный звук.

Использование ИКТ в работе с дошколятами формирует у них навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ

Никитина Елена Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 389 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

интеллектуального развития воспитанников» города Новосибирска

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ

Еще Максим Горький говорил: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально остаются его слова «В карете никуда не уедешь».

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты от телевизора, мобильные телефоны, а потом уже куклы, машинки и дидактические игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться специальные «гаджеты» для новорожденных.

Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с сенсорным экраном…

Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Если же ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.

В связи с изменениями в системе образования (введение Федерального государственного образовательного стандарта) меняется и модель образовательной деятельности, установлены нормы и положения, обязательные при реализации основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде, к оснащению средствами обучения и воспитания, в том числе техническими.

Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютеры (ноутбуки), планшеты, видеопроектор, фотоаппаратура, компьютерные игры и т.д.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы наблюдаем что у детей:

– практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению,

– трудности удержания внимания,

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

– лексико-грамматическое недоразвитие речи,

– гипо- или гиперактивность.

Сегодня решать эти проблемы помогают именно информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

В моей логопедической работе особое место занимает интерактивный стол.

Но из-за ограниченной площади кабинета логопеда, мы используем стол большую часть времени как интерактивный экран.

Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися. Интерактивный стол/экран (ИС) – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИС, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д.

Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать мне многие коррекционные-образовательные задачи в обучении детей с особыми потребностями:

задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним;

– знакомство детей с компьютерными программами;

задачи коррекционно-образовательного цикла:

– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

– формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

– развитие знаковой функции сознания;

– развитие психических функций;

задачи творческого цикла:

– развитие познавательной активности.

Интерактивный стол/экран – еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию и мелкой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Конечно, следует отметить, что время на предварительную подготовку к занятиям при использовании интерактивного стола на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается создаваемая мною медиа-методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

В своей работе я использую готовые программы («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логоша» «Игры для тигры», «Помоги Мише»). Игры подбираю как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Но иногда нам недостаточно готовых игровых упражнений из специальных программ по определенной лексической теме. Тогда, используя программу SMART NOTEBOOK, мы можем создать свою игру для решения коррекционно-развивающих задач. Использование ярких картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей и разнообразить коррекционный процесс.

Игровые упражнения в SMART NOTEBOOK

1) Развитие фонематического слуха «Дифференциация звуков (Р-Л)

Предлагаю детям представить, что они садовники и им нужно посадить цветы со звуком (Р) на коричневую клумбу, а со звуком (Л) на зеленую клумбу.

2) В конце года в подготовительной группе детям можно предложить более сложные задания, в которых они сами могут составлять слова по заданным ребусам. Ребенку предлагаются картинки, по первым звукам в названии этих картинок ребенок составляет слово. Если ребенок верно составил слово, педагог предлагает нажать на знак вопроса, и вместо этого знака появится картинка-ответ.

3) Автоматизация звука [Ш]. На экране появляется несколько картинок. Ребенку предлагается среди этих картинок выбрать и нажать на те, в которых слышится звук [Ш]. В случае правильного выбора и в случае ошибки звучат разные виды сигналов.

Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием интерактивных игр. Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития. Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.

аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

1. Пояснительная записка:

1.1. Общие сведения о ребенке:

Фамилия, имя: А.
Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.
Дата поступления в группу: сентябрь 2015
Срок реализации программы: 1 год

Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

(составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

– Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

– По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

– Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

– узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

– машет рукой на прощание (11 мес.)

– Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

Характеристика ребенка по итогам обследования:

Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.
Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

(отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

  • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
  • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
  • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
  • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
  • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.

Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.
Формы проведения организованной образовательной деятельности:

  1. Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
  2. Индивидуальные занятия
  3. Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов

Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

– социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).
– физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)
– познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)
– развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

2.1. Направление I. Социальное развитие

Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

Основное содержание работы:

  1. Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
  2. Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
  3. Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
  4. Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
  5. Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
  6. Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.

7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.
8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)
9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)
10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

2.2. Направление 2. Физическое развитие

Основное содержание работы:

  1. Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
  2. Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
  3. Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
  4. Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)

2.3. Направление 3. Познавательное развитие

Основное содержание работы

1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);
2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»
3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.
4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)
6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.
7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);
8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;
9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

Читайте также:  Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

2.4. Направление 4. Речевое развитие

Основное содержание работы:

1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).
2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»
3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •
4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;
5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.
9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

Основное содержание работы

1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)
2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)
3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

3. Работа с родителями

(Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

  • Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.

Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

  • Ежедневные консультации родителями.

Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

  • Совместные индивидуальные игры-занятия.

4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

(по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

5. Программно – методическое обеспечение:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.
3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.
4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.
5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.
6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.
8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.
9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

Познание

Автор: Герасименко Татьяна Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 55 комбинированного вида”
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в образовательной области “Физическое развитие”
Дата публикации: 21.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна)

в образовательной области «Физическое развитие»

«Наши дети — это не следствие

генетического дефекта, мутации или

ошибки. Моя дочь — человек

и подарок от Бога».

/Слова матери, родившей ребёнка с синдромом Дауна/

Синдром Дуана — не приговор, не обуза, не крест — вот что хотят сказать нам

родители этих необычных деток.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был

разработан в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации» и на основе Конституции Российской Федерации с учетом

Конвенции ООН о правах ребенка.

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка,

связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые

условия получения им образования, в том числе индивидуальные потребности детей с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Для коррекционной

работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами должны создаваться условия в

соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся в полной мере реализовать

доступ к образованию для детей с особыми потребностями. И я хочу поделиться

опытом работы с детьми с синдромом Дауна.

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает

появление ряда характерных признаков и особенностей развития. На общий ход

двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения,

обусловленные наличием этого генетического состояния.

Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским учёным Джоном

Лэнгдоном Дауном, а его хромосомное происхождение было обосновано в 1959 году.

По статистике, один ребёнок из 700-800 новорожденных появляется на свет с

синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических

зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья,

возраста, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи и

национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при

этом имеют нормальный набор хромосом. В настоящее время вылечить синдром Дауна

Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, суставы

слишком подвижны из-за чрезмерно эластичных связок, поэтому возможны такие

ортопедические проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, вывихи или

подвывихи бедер, неустойчивость коленной чашечки, сколиоз, плоскостопие. У них

чаше, чем у обычных детей, встречаются врождённые пороки сердца или

пищеварительной системы, порой требующие оперативного вмешательства, а также

снижение слуха, зрения и нарушения функции щитовидной железы. Раньше

существовало мнение, что наличие синдрома Дауна обязательно сопряжено с

серьёзной умственной отсталостью, но в наши дни хорошо известно, что это не так. И

для того, чтобы ребёнок с синдромом Дауна успешно рос и развивался, с ним с самого

раннего возраста необходимо проводить определённый комплекс мероприятий,

направленных на поддержку общего состояния здоровья и стимуляцию развития.

Двигательное развитие малышей с синдромом идет несколько медленнее и с

более долгими сроками возникновения тех или иных навыков, им труднее осваивать

координационные движения тела. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы

ребёнок приобретал двигательный опыт. К тому же при синдроме Дауна особенности

строения нервной системы несколько замедляют прохождение сигналов по нервным

волокнам, поэтому детям требуется дольше времени на переработку информации и

отклик. Это следует иметь в виду и, занимаясь с ребёнком, обязательно выдерживать

необходимые паузы, давая время на переработку информации. Процесс обучения

должен идти постепенно, его необходимо разбивать на маленькие шаги. Для усвоения

того или иного навыка необходимо большее количество повторений.

Несмотря на всё вышеперечисленное, дети с синдромом Дауна вполне способны

ходить в детский сад, а затем в школу, хоть темпы их двигательного развития

Огромную роль в стимуляции развития ребёнка с синдромом Дауна играют

родители, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие

усвоению новых навыков и их отработке.

Начиная работу с ребёнком инвалидом, узкие специалисты нашего ДОУ в числе

дефектолога, психолога, логопеда, инструктора физкультуры и музыкального

руководителя разработали «Адаптированную образовательную программу

дошкольного образования для детей с синдромом Дауна».

В условиях инклюзивного образования, учитывая особые потребности ребенка с

синдромом Дауна и индивидуальную программу реабилитации ребёнка инвалида, был

так же составлен Индивидуальный коррекционно – развивающий (образовательный)

маршрут, для реализации которого поставлены следующие задачи:

Формировать знания и представления об окружающей действительности;

Развивать познавательную активность;

Развивать эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки;

Развивать психические функции;

Развивать слуховое восприятие;

Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

Развивать необходимые двигательные умения и навыки.

Чтобы успешно решить проблему социализации ребёнка с особыми потребностями

каждый специалист подготовил Индивидуальный план сопровождения ребенка с

Подходя к решению задач по развитию двигательных умений и навыков у

ребёнка с синдромом Дауна для того чтобы с уверенностью говорить о том, что он

усвоил определённый навык в образовательной области «Физическое развитие»,

необходимо выполнение следующих условий:

Ребёнок должен совершать соответствующие действия самостоятельно, без

какой бы то ни было помощи;

Ребёнка можно побуждать и мотивировать, но помогать нельзя;

Ребёнок должен демонстрировать владение этим навыком не случайно, а

Ребёнок должен продемонстрировать владение этим навыком повторно.

Основные навыки крупной моторики, которыми способен овладеть ребёнок

с синдромом Дауна:

Ползает на животе любым способом (S=1,5 м);

Передвигается на четвереньках не менее 3 м;

Перемещается на ступнях и ладонях (по-медвежьи, высокие четвереньки)

Самостоятельно встаёт из положения сидя на полу;

Самостоятельно встаёт из положения стоя на четвереньках;

Переходит из положения стоя в положение сидя на полу, сгибая ноги в

Ходит, держась за обе руки взрослого, гимнастическую палку;

Ходит самостоятельно, толкая перед собой фитбол;

Ходит с поддержкой за одну руку;

Ходит самостоятельно не менее 4,5 м;

Бегает с поддержкой за руку;

Бегает без поддержки в любом направлении;

Двигается в сторону приставным шагом, держась за руки взрослого, делая

подряд не менее 8 шагов;

Двигается в сторону приставным шагом, сохраняя равновесие правым

левым боком, делая подряд не менее 8 шагов;

Переходит из положения стоя на высоких четвереньках в положение стоя;

Проходит быстрым шагом расстояние 30 м менее чем за 25 сек.;

Пробегает расстояние 30 м менее чем за 15 сек.;

Ходит по скамейке с поддержкой за руку, затем без;

Ходит по широкой доске без поддержки за руку;

Ходит по узкой доске без поддержки за руку;

Прыгает без поддержки за руку на месте, отрывая ступни от пола;

Огромное значение при обучении двигательным умениям и навыкам играет

речевое сопровождение упражнений и основных видов движений.

Индивидуальный план сопровождения ребенка инструктором по физической

– формировать умение сохранять устойчивое положение тела;

– формировать умение ходить, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять

движение по словесной команде и под музыку;

– учить ползать, лазать, действовать с мячом (брать, бросать, катать,

– учить прыжкам на двух ногах;

– учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия

некоторых персонажей (попрыгать, как зайчик; поклевать зернышки и водичку, как

– развивать координацию движений рук и ног;

– развивать координацию движений частей тела; (рук и ног, рук, ног, рук и головы и

– закреплять умение выполнять серию движений под музыку;

– закреплять пространственные представления и ориентировки;

– развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений,

пространственных отношений и характеристик объектов и т.п.);

– повысить общий тонус организма, улучшить функцию органов дыхания и

– способствовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Ссылка на основную публикацию