Характеристика речи воспитанника

Консультация “Характеристика речи детей 6-7 лет”

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

К шести годам звукопроизношение у детей вполне нор­мализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруд­нение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запом­нилось правильно. Очень важно именно первый раз безошибочно про­изнести новое слово, а затем закрепить его в разных предложениях.

Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного язы­ка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физи­ческого слуха.

Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность зву­ков в том или ином слове, то есть развиваются навыки звукового анализа слов. Большая роль в развитии этих навыков принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном на­правлении. Можно даже утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету.

В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем довольно много числительных, которыми дети пользу­ются уже осмысленно, соотнося слово — название числа с количе­ством предметов; пользуются шести-семилетние дети и разными гла­гольными формами, в частности, причастиями и деепричастиями; появ­ляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.

К семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в ро­довых и видовых отношениях предметов, правильно относить единич­ные предметы к той или иной группе предметов, уметь давать опре­деление предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар).

Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий, длинный — короткий), состояние предметов (горячий — холодный), чувства человека (грустный — веселый), свойства харак­тера (добрый — злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значением и к наречиям, выражающим простран­ственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, рань­ше — позже, слева — справа и другие).

Начинают шестилетние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (время ползет, потерять голову), не воспри­нимать их буквально, как было на ранних этапах развития речи.

Если с детьми начали целенаправленную подготовку к школе, в их активном словаре появляются первые научные термины: звук, буква, предложение, цифра. Взрослым надо учить детей точно употреблять данные термины, чтобы в школе ребенку было легче ими оперировать. На первых порах очень трудно развести понятия звук и буква, и, если уж вы вводите эти термины в работу, то старайтесь и сами их употреблять правильно, и следите, чтобы это делал и ребенок.

А. Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уро­вень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамма­тики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единич­ных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него дей­ствительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления».

Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте); некоторые формы па­дежей, где много вариантов окончаний (много бабочков), и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встре­чающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

На уровне предложения дети также вышли на этап использования основных типов, включая сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. В состав простых предложений включаются причастные и деепричастные обороты, вводные слова. Обогащение синтаксиса связано с овладением пересказом: дети усваи­вают фразы и обороты из тех текстов, которые воспринимают, а за­тем воспроизводят, так что здесь очень велика роль речевого образца. Это нужно учитывать при подборе текстов для чтения детям: не обя­зательно выбирать рассказы и сказки с упрощенным синтаксисом, пусть ваши дети слышат и достаточно сложные по конструкции фразы, они им пригодятся позже.

Главный фактор развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внима­тельным, сосредоточенным слушателем должны стать, конечно, вы, уважаемые родители маленького оратора. Вовремя, вставить какую-нибудь реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да так, чтобы малыш не заметил, что вы его как-то попра­вили, — вот далеко не полный перечень средств, которыми вы располагаете в процессе становления у вашего ребенка связной речи.

3.М. Истомина в своем исследовании, посвященном изучению влия­ния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказы­вает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов; вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при форми­ровании связной речи больше нужно использовать речевые образцы и не ограничиваться только рассматриванием картинок и составлением рассказов по ним. Самые доступные речевые образцы — это собствен­ные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве и раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали говорить. Расскажите им и о своем детстве, о ваших игрушках и увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных ре­чевых образцов — это художественная литература. Дети, имеющие бо­гатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребенку книги: ни передача по теле­визору, ни новейшие электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Лозунг «Любите книгу — источник знаний» в наше время опять должен быть поднят и услышан всеми, настолько существование наших детей за последние десять лет практически без детских книг сказывается на их умственном развитии и на развитии связной речи в частности.

Характеристика речи детей по возрастам

Новожилова Галина Александровна
Характеристика речи детей по возрастам

Характеристика речи детей первой младшей группы.

За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик.

Грамматический строй: На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки: -в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел? -числе и падеже «Вот лубасек» — и Вот рубашка -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.

Звукопроизношение: Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ, губно-зубные (Ф,ФЬ,В,ВЬ, переднеязычные (Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ,СЬ,ЛЬ,заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ). Свистящие (С,З,ЗЬ,Ц,шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорные (Р,РЬ,Л) он обычно или пропускает или заменяет : С на СЬ, ФЬ; З — СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ,ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Ч-ТЬ,Щ-ТЬ,Р-ЛЬ.

Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову. С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо.

Характеристика речи детей второй младшей группы.

Словарь: активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.

Грамматический строй: Дети овладевают грамматическими формами : мн. ч, В. п. и Р. п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок».

Звукопроизношение. Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц, «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка, «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа»-лампа). Имеются особенности в словопроизношении: сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Характеристика речи детей средней группы.

Словарь: К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.

Грамматический строй: Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение: У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно. Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шаша шушила шубу на шолнышке». Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет четкой дифференциации звуков в собственной речи. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают. Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко, не все дети умеют произносить звуки Л и Р. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Характеристика речи детей старшей группы.

Словарь: К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор).

Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение: На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры. Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше». Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка. Этот период считается самым своевременным для начала занятий с логопедом.

Характеристика речи детей подготовительной группы.

Словарь: К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй: К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. «У меня нет перчатков». Звукопроизношение: В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.

Читайте также:  Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Характеристика детей с ФНР Характеристика речи детей 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – расстройство речи, проявляющееся.

Характеристика трудновоспитуемых детей Детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных надо вовремя выявить и оказать необходимую помощь,.

Характеристика устной и письменной речи учащегося школы Результаты обследования устной и письменной речи. ., учащегося 5. класса МБДОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» (2016-2017 уч. г.).

Картотека изучения комнатных растений по возрастам Младший дошкольный возраст. Показать, как растут комнатные растения. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода.

Картотека изучения комнатных растений по возрастам Младшая группа: -ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ) Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи. Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут.

Картотека изучения комнатных растений по возрастам Младшая группа ФУКСИЯ Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца. Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких.

Картотека изучения комнатных растений по возрастам Младшая группа Фуксия Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца. Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких.

Оснащение речевых уголков в ДОУ по возрастам 1-я младшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики;.

Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР СРАВНТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Требования на конец года в соответствии с ФГОС по возрастам для ДОУ по программе «От рождения до школы» Первая младшая группа сохраняет устойчивое положение тела, правильную осанку. ходят и бегают, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными,.

Слово педагога

Автор: Недбайло Наталья Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №24 “Космос”
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: “Характеристика речевого развития детей в норме и при патологии”.
Дата публикации: 23.05.2017
Раздел: среднее профессиональное

Характеристика

речевого развития детей

в норме и при патологии

Характеристика речевого развития детей пя-

того года жизни ( в норме ).

Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освое-

ние связной монологической речи.

Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразо-

вания: начинается как бы взрыв словотворчества.

Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими ка-

чества предметов, действия, которые с ними производятся. Дети могут

определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это

игрушка, в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противопо-

ложным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обоб-

щающие слова ( существительные с собирательным значением).

Увеличивается речевая активность ребёнка. На пятом году начинается

возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети употребля-

ют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях,

выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложения-

ми, используют в своей речи вводные конструкции. Дошкольники осваи-

вают умение строить высказывания разных типов – описательные и по-

Речь детей становится более связной и последовательной; совершен-

ствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура

предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необхо-

димы для развития связной речи.

У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение

к рифме. Ребёнок охотно подбирает и рифмует слова, порою лишая их

при этом всякого смысла. Само же это занятие оказывается далеко не бес-

смысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует уме-

ние подбирать слова, близкие по звучанию.

В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребён-

ка начинает формироваться представление о том, что слово имеет смыс-

ловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой – то предмет, яв-

ление, качество и состоит из звуков, звучит.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов

«слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова,

находить слова, сходные и различные по звучанию, выделять в них опре-

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни ещё встречаются наруше-

ния. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у не-

которых недостаточно развита интонационная выразительность.

Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфоло-

гические средства языка ( согласование слов в роде, числе, падеже; чере-

дование согласных в основах глаголов и существительных), словообразо-

вание существительных, обозначающих детёнышей животных, с помо-

(Лисёнок, лисёночек); некоторые способы образования глаголов.

Однако ещё имеются недостатки и в освоении грамматических правил

речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе,

предложении отсутствуют слова, содержащие основной смысл, имена су-

ществительные заменяются местоимениями. Нарушения относятся и к

порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения

слов ( не вполне усвоены типы склонений и спряжений).

Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью

и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону

слова, однако объяснение значения слова вызывает у многих детей за-

Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умени-

ем строить описание и повествование: нарушают структуру, последова-

тельность, не могут связывать предложения и отдельные части высказы-

В течение года речь детей постепенно становится более связной и по-

большие повествования, в которых он может использовать свой словарь,

строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и

другие части речи. Затем дети отходят от простого подражания и учатся

рассказывать, излагать свои мысли более самостоятельно.

Характеристика речевого развития детей

шестого года жизни ( в норме ).

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень раз-

Звукопроизношение. Большинство детей правильно произносят все зву-

ки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использо-

вать интонацию вопроса, радости, удивления. Речь в целом чистая и от-

чётливая. Возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску

Понимание речи. Дети осознают смысловое содержание обращенной к

ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они

способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых,

понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически от-

носится к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки

и неточности в речи товарищей и своей, уже нет затруднений в понима-

нии изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов, в

понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, осо-

следственные, временные, пространственные и другие связи и отноше-

Словарный запас. К этому времени у ребёнка накапливается значитель-

ный запас слов. Объём активного словаря в речи детей возрастает до 3000

слов. В речи детей появляются синонимы, сравнения и антонимы; появ-

ляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, элек-

троприборы, и.т.д). Чаще используются прилагательные для обозначе-

ния признаков и качеств предметов, для отражения временных и про-

странственных отношений, начинают появляться притяжательные прила-

гательные (лисий хвост, заячья избушка, и т.д.), шире используются на-

речия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и

др.). Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют су-

ществительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (звёздочка,

медвежонок, и т. д.), однокоренные слова различных категорий (плавать,

пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существи-

тельных (дерево – деревянный, снег – снежный, глина – глиняный, и т.д.)

В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

Грамматический строй речи. В старшем дошкольном возрасте заверша-

ется важнейший этап речевого развития ребёнка – этап усвоения грамма-

тической системы языка. Возрастает количество простых распространён-

ных предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложе-

ний. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим

ошибкам, умение контролировать свою речь. К пяти годам дети усваива-

ют основные формы согласования слов: прилагательных с существитель-

ными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; пости-

гают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладева-

ют функцией словоизменения: имён существительных по числам и родам,

глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют

предлоги в речи.

Фонематическое восприятие. У детей пятилетнего возраста достаточно

хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отли-

чающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса;

твёрдым – мягким: поток – потёк); могут установить наличие заданного

звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать

слова на заданный звук; дети могут точно воспроизводить различные ин-

тонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громко-

сти голоса, ускорение и замедление темпа речи.

Связная речь. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от

контекста краткой или развёрнутой формой высказывания. Они уже не

ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как пра-

вило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно раз-

вёрнутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное со-

держание и находить целесообразную форму его выражения в связном

повествовании. Дети более активно участвуют в беседе или разговоре:

спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают своё мнение,

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является ак-

тивное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассу-

ждение). К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, вырази-

тельно читать стихотворение, пересказывают только что прочитанные

дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или

услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить

причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от

Характеристика речевого развития детей

седьмого года жизни ( в норме ).

Фразовая речь. Активная речь детей достаточно развита: высказывания

точны, логически последовательны, завершены; фразы развёрнуты; объём

предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

Звукопроизношение. Дети седьмого года жизни правильно произносят

все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при раз-

личной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом

количестве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать

голос до шёпота; умеют изменять темп речи с учётом содержания выска-

зывания; пользуются интонационными средствами.

Понимание речи. Дети различают изменения значений слов, вносимых

морфемами – окончаниями, приставками, суффиксами. Адекватно пони-

мают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фра-

зеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суф-

фиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.

Готовы действовать по словесной инструкции: правильно её понима-

ют, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является

важнейшим условием успешного школьного обучения.

Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысли-

вают условия и средства её достижения. Более обострённо реагируют на

эмоциональный тон речи, чем на смысловое содержание.

Словарный запас. В количественном и качественном отношении словарь

детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со

взрослыми и сверстниками, могут поддерживать разговор на любую тему,

доступную их возрасту.

Объём активного словаря достигает 4000-4200слов. Он обогащается

за счёт названий качеств, свойств предметов и названий отдельных ча-

стей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные

существительные, активно пользуются существительными, прилагатель-

ными, глаголами и деепричастиями; умеют подбирать антонимы, синони-

мы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пы-

таются объяснять значения слов.

Слоговая структура слов. Дети чётко и ясно произносят слова с 1,2,3,4,5

слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, се-

редине и конце слова. Чётко и внятно произносят фразы и предложения,

соблюдая нормы литературного произношения.

Грамматический строй речи. У детей наблюдается в основном грамма-

тически правильная речь: они правильно строя различные по конструк-

ции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно

спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются

различными грамматическими формами и категориями, редкими оборота-

ми речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родитель-

ного и творительного падежей в единственном и множественном числе,

чередовании ударения, использовании числительных.

Фонематическое восприятие. Дети имеют достаточно развитое фонема-

тическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют

выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой

дифференциации (звонкие – глухие, твёрдые – мягкие пары звуков, сви-

стящие – шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в

словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Связная речь. На седьмом году жизни связная речь детей становится всё

более развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описа-

ниях предметов отмечаются чёткость изложения, завершённость выска-

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игру-

шек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содер-

жание небольших художественных произведений, просмотренных филь-

мов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и

Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать

не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы

произойти до и после увиденного.

Что такое общее недоразвитие речи ?

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при

котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом

отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмма-

тизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в со-

вокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой

Читайте также:  Итоговое занятие по проекту ‘Звонкая весна’ для детей подготовительной группы с ФФНР

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных

зартрии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются

типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой дея-

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от пол-

ного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элемента-

три уровня речевого развития.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным от-

сутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их раз-

витием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказы-

вается уже полностью сформированной.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный

словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиход-

ных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители

употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий,

причём они используются в самых разных значениях. Дети широко пользу-

ются жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы

для передачи грамматических отношений. Речь ребёнка понятна лишь в

Второй уровень речевого развития. Возрастает речевая активность де-

тей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся ис-

кажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более

разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лек-

сико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилага-

тельные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут

ответить на вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми явления-

ми окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих жи-

вотных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д. Ха-

рактерным остаётся резко выраженный аграмматизм. Понимание обращён-

ной речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы раз-

личаются детьми недостаточно.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением раз-

вёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетиче-

ских отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребле-

ние многих слов и недостаточная полная сформированность ряда грамма-

тических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают суще-

ствительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, при-

знаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруд-

нён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны

ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и

т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не

различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую

структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости,

последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явле-

ний и не учитываются их существенные признаки, причинно- следствен-

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально раз-

вивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них

характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и про-

дуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического

мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя вклю-

читься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объек-

та на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,

ошибок при выполнении заданий.

Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики

артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой му-

ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:

недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движе-

ний, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми

аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально

организованной работы по их коррекции.

Логопедическая характеристика на ребенка с задержкой речевого развития

Логопедическая характеристика

Дата рождения: 2016г

Возраст на момент обследования: 3 года 1 месяц

Группа: II младшая группа общеразвивающей направленности

Группа здоровья: II

Личностные и психологические особенности ребёнка. Девочка спокойная, ласковая, охотно идет на контакт, проявляет любознательность к предлагаемому материалу, игрушкам. Задания ребенок выполняет после уточняющих вопросов и по образцу взрослого.

Состояние словаря. Объем пассивного словаря ниже возрастной нормы. Эля правильно показывает называемые взрослым предметы (пирамидка, кукла, мяч, мишка, лиса, зайка, уточка, курочка), подает предмет взрослому по его просьбе. Понимает и показывает действия, изображенные на картинках (мишка сидит, стоит, идет, прыгает, бежит, лежит, кушает), слова обозначающие признаки: большой /маленький.

Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые вербальные инструкции в рамках конкретной ситуации и повседневного бытового общения. Эля соотносит предметы (полотенце, ложка, мыло, стул) с их функциональным значением. Понимает простые обобщающие понятия, после уточняющих вопросов: одежда (платье, носки, кофта), обувь (ботинки, сапоги, сандалии).

Активный словарь девочки на низком уровне. Ребенок произносит отдельные звуковые сочетания, употребляет некоторые нечеткие звукоподражательные слова «мяу». Произносит слово «мама», вместо целого слова «папа», произносит первый ударный слог «па», «деда» – звучит как «деа». Девочка не повторяет вслед за взрослым, отдельные звукосочетания, например: машина – «би-би», мышка – «пи-пи», курочка – «ко-ко», гусь – «га-га» и т.д. Свои просьбы ребенок выражает преимущественно с помощью указательных жестов, голосовых реакций и отдельных звуковых сочетаний.

Связная речь. Речь, как средство общения не сформирована.

Грамматический строй речи. Понимание значений грамматических изменений слова в зачаточном состоянии. Эля дифференцирует по картинкам единственное и множественное число существительных с ударными окончаниями, после уточняющих вопросов (мяч-мячи, шар-шары). Понимает значение «большой» – «маленький», с направляющей помощью дифференцирует по картинкам существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мяч – мячик, кукла – куколка, дом – домик). Фразовая речь не сформирована.Со слов мамы, ребенком однократно было произнесено простое предложение «дай мако» – дай молоко.

Звукопроизношение. Задержанное формирование звукопроизношения.Девочка произносит гласные звуки [а], [и], [о], [э] и некоторые простые согласные звуки раннего онтогенеза [м], [п], [б], [д’], [н’], произношение звуков не всегда достаточно отчетливое.

Состояние слуховой функции. Слуховая функция сохранна. Ребенок показывает и берет в руки музыкальный инструмент, который только что звучал за ширмой (бубен, колокольчик, погремушка).

Артикуляционная моторика. Выполняет несколько движений по подражанию в игровой форме: улыбается, открывает широко рот, высовывает язык из ротовой полости, надувает щеки. Отмечается слабость кончика языка (язык находится между верхними и нижними резцами) и выступание верхней челюсти кпереди.

Состояние дыхательной и голосовой функции.Дыхание свободное. Голос тихий.В момент эмоционального оживления голос в крике – громче, звонче.

Зрительно-пространственный гнозис и праксис. Девочка ориентируется в схеме собственного тела, показывает части туловища игрушечных животных (лапы, голова, хвост). Эля собирает самостоятельно пирамидку, не располагая кольца по величине. Старается выложить фигуру «домик» из счетных палочек по образцу, палочки выкладывает неровно, «крышу» из палочек неправильно располагает на плоскости.

Зрительное восприятие. Сенсорныеэталоны у ребенка в стадии формирования. Девочка неуверенно соотносит основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.

Ручная моторика. Ребенок выполняет по подражанию некоторые движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные.

Состояние общедвигательной сферы. Во время ходьбы Эльвира не всегда полностью наступает на всю стопу, иногда передвигается на носочках.

Отмечается недостаточная координация движений, и ловкость их выполнения. По просьбе взрослого ребенок выполняет прыжки на двух ногах, отрываясь носочками от пола. Эля ловит мяч, бросок выполняет двумя руками снизу. Выполняет движения: «полетай как птичка», «покажи, как ходит медведь» по образцу взрослого, движения нечеткие, смазанные.

Логопедическое заключение: Выраженная задержка темпов речевого развития.

Заведующая МКДОУ детский сад «Петушок» ___________ /ФИО/

Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Петушок» ________ /ФИО/

Характеристика речи воспитанника

СЛОВАРЬ. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор). Педагог вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. У детей пяти – шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется ль. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед педагогом стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?

У детей старшей группы словарь и фразовая речь уже достаточно развиты. Нарушения в словаре (перестановки, пропуск звуков, слогов) или во фразовой речи (несогласование членов предложения) бывают редко и сразу обращают на себя внимание при проведении занятий и бесед. В таком случае ребенка необходимо направить к логопеду и психоневрологу для оказания специальной помощи.
Обследование звукопроизношения детей проводится по картинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, сь, з, зь, ц), шипящие (ш, ж, щ, ч), сонорные (л, ль, р, рь). Добавляются картинки для обследования произношения йотированных гласных: (я, е, ё, ю).
Проверяя произношение звуков каждым ребенком, педагог подробно записывает неправильно произнесенные слова в тетрадь, а по окончании индивидуального обследования составляет таблицу состояния речи детей, где отмечает основные группы звуков:, шипящие, сонорные, йотированные гласные, а в графе «свистящие другие звуки» — произношения различных звуков (к, г, х, и др.). Все остальные недостатки и особенности речи, встречающиеся у детей, а также недостатки улучшения во фразовой речи в течение года отмечаются в графе «Примечание».

В старшей группе продолжается работа по совершенствованию произносительной стороне речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения.
Специальные игры для развития речевого дыхания и речевого слуха с детьми пяти – шести лет уже не проводят. Все большее внимание произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на всех занятиях по родному языку. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, педагог обращает внимание на слитную, плавную речь ребенка, которая невозможна без хорошо развитого речевого дыхания; на выразительность речи, которая достигается с помощью интонационных средств: повышения и понижения голоса во фразе, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения звуковой окраски голоса, вследствие чего речь приобретает различные эмоционально – экспрессивные оттенки (грустный, веселый и др.). все эти требования к речи детей можно предъявлять в том случае, если в результате работы, которая проводилась в предыдущих группах, у ребенка достаточно развиты речевой слух, речевое дыхание, умение пользоваться голосом. На данном этапе продолжается работа и по развитию фонематического слуха. Обычно уже к пяти годам многие правильно произносят все звуки родного языка.
Работа над всеми звуками в старшей группе начинается с уточнения правильного произнесения данного звука.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

В старшей группе продолжается работа по воспитанию правильного произношения звуков, по развитию речевого дыхания и речевого слуха. Если в предыдущих группах проводились игры на развитие слухового внимания детей, т.е. их умения услышать определенный звук, издаваемый каким – либо предметом и правильно соотнести его с этим предметом и местом подачи звука, то в этой группе обращается особое внимание на развитие речевого слуха.
Для развития речевого дыхания в предыдущих группах я давала игры на сдувание различных предметов, вырабатывая целенаправленную длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков, в старшей группе уже даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу, состоящую из 3 – 6 слов (включая предлоги и союзы).
При проведении всех игр и занятий необходимо обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

Чтобы помочь ребенку ввести звук в активный словарь, предлагаются стихотворения, загадки, скороговорки.

Игры для развития речевого дыхания (сентябрь, октябрь, февраль), слухового внимания (ноябрь), силы голоса (январь), речевого слуха (апрель) проводятся как дидактические игры.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

ИГРА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Педагог вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные явления того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т.д.). Раздаточный материал можно подобрать самим из различных книг и журналов. Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает свою картинку всем детям и отвечает на вопрос, поставленный педагогом: «Когда купаются дети в реке?» (« Дети купаются в реке летом»). Ребенок, дав полный ответ, кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено нужное ему время года.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. До начала проведения игры педагог объясняет детям, что мы говорим не отрывисто, не делаем после каждого слова остановки. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос педагога или речь его отрывиста, педагог дает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

Читайте также:  Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

ИГРА «ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ИГРУШКИ»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.), вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: « пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов педагог меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. При повторении игры педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «НАЙДИ ИГРУШКУ»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Один ребенок уходит из комнаты или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче; если удаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Педагог должен регулировать правильность усиления или ослабления хлопков. Если водящий долго не может отыскать игрушку, ему следует помочь.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РЕГУЛИРОВАТЬ СИЛУ ГОЛОСА

ИГРА «ГУДОК»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Дети становятся в один ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Сначала игру показывает сам педагог, а затем вызывает двух детей, которые делают только движения руками. Потом играет вся группа.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Дети сидят в три ряда напротив стола педагога. Первый ряд на расстоянии 3 – 4м. На столе лежат различные игрушки. Педагог говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. «Катя, возьми мишку и посади в машину». Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий – второго, первый – третьего.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания следует давать короткие и простые. Постепенно расстояние от первого ряда до стола педагога увеличивается до 5 – 6 м.

Характеристика речи ребенка

От правильности речи ребенка, богатства его словарного запаса зависит качество обучения и воспитания. Чем легче малышу высказывать свои мысли, тем больше у него возможностей познания окружающего мира, общения с ровесниками и взрослыми. Любые нарушения речи отражаются на поведении и деятельности ребенка. У таких деток возникают проблемы с общением, и, как следствие, уменьшаются коммуникативные способности и обедняются знания. Рассмотрим характеристику речи ребенка в раннем периоде и дошкольном возрасте.

Характеристика состояния речи ребенка раннего возраста

Речь не относится к врожденным способностям человека, она формируется постепенно, по мере его роста и развития.

Уже в три месяца младенец начинает активно гулить, лепетать. В это время происходит интенсивная подготовка речедвигательного анализатора ребенка к произношению слов. Одновременно наблюдается процесс развития понимания речи. Сначала малыш различает интонацию, затем, к 7-9 месяцам, слова и действия.

Согласно основным нормам характеристики речи ребенка раннего возраста, к 9-10 месяцам малыш должен произносить отдельные слова, которые состоят из парных слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. К первому году жизни его словарный запас уже составляет 10-12 простых слов. Важно, чтобы в этот период речь взрослых, которые обращаются к ребенку, была правильной. Не нужно сюсюкать, коверкать слова, подделываться под язык своего чада.

После года у ребенка быстрыми темпами формируется пассивный и активный словарь. Пассивный словарь состоит из слов, которые ребенок еще не может произнести, но соотносит с определенными предметами и действиями. Активный словарь развивается из пассивного и представляет собой слова, которые используются малышом. К возрасту двух лет в активном словаре ребенка должно насчитываться около 250-300 слов. В этом же возрасте ребенок начинает говорить фразами, сначала маленькими (по 2-3 слова), затем все больше их удлиняя.

Характеристика речи ребенка 3-4 лет

В данный период продолжает увеличиваться словарный запас малыша. В речевой характеристике ребенка данного возраста отмечается, что его активный словарь содержит 1900-2000 слов. При этом он все реже употребляет короткие, сокращенные слова, учится правильно применять названия окружающих предметов и действий. После четырех лет ребенок продолжает усложнять и удлинять фразы. В это время его нужно учить давать полные ответы на вопросы, пересказывать сказки.

Благодаря более четкой работе речеслухового и речедвигательного анализаторов, характеристика речи ребенка 3-4 лет отмечается улучшенным звукопроизношением. Постепенно исчезает смягченное произношение согласных звуков, все больше слов произносятся грамматически правильно. К четырем годам ребенок овладевает навыками словообразования. Например, он может из слов образовывать их уменьшительные формы: нос-носик, палец – пальчик, рыба – рыбка.

Речевая характеристика ребенка 5-6 лет

К возрасту пяти лет запас слов ребенка составляет 2500-3000. Малыш правильно называет многие предметы домашней обстановки и быта, в его активном словаре уже есть обобщающие слова. В характеристике речи ребенка в данный период отмечается улучшение произношения слов, уменьшение количества перестановок звуков и слогов. Конечно, некоторые труднопроизносимые слова ребенок еще выговаривает неправильно или с заминками, но, в общем, его речь становится более грамотной.

Фразы малыша 5-6 лет уже длинные, он активно использует местоимения, употребляет слова в разных грамматических формах и сочетаниях. Обычно к этому возрасту речедвигательный и речеслуховой аппараты ребенка готовы к правильному произношению всех звуков родного языка. В то же время еще нередко встречаются некоторые недостатки произношения звуков. Чаще всего это бывает не совсем четкое произношение шипящих, смягчение звука «л», замена звука «р» на «л» или «в».

В этом возрасте особенностью характеристики речи ребенка является неустойчивость произношения звуков. Так, хотя малыш уже может четко произносить шипящие, свистящие, глухие и звонкие звуки, часто он их путает, заменяя одни другими. Важная задача взрослых – научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка.

Характеристика речи ребенка 6-7 лет

Для детей старшего дошкольного возраста характерен уже довольно большой запас слов – до 3500. Их большую часть составляют общеупотребительные слова, с помощью которых можно выразить простую мысль, а также общаться с окружающими.

Однако многим детям этого возраста присущ бедный словарный запас. Нередко они употребляют слова и фразы неточно, некстати, часто заменяют простыми словами более сложные словосочетания и словоформы. У многих детей в 6-7 лет активный словарь засорен просторечными словами и выражениями.

Ближе к шести годам ребенок понимает основные закономерности и правила изменения слов, их соединения в предложениях. Однако в его речи часто могут проскальзывать ошибки, среди которых обычно бывают неправильные изменения слов по падежам и числам. Например, он может сказать: «У меня нет перчатков».

В возрасте шести лет ребенок без труда может образовывать однокорневые слова. Например, красный – краснота, краснеть, стекло – стеклянный, стеклышки.

Если у ребенка состоялось полноценное речевое воспитание и отсутствуют органические недостатки речи, к этому возрасту он уже правильно произносит все звуки родной речи. При этом у него может присутствовать некоторая нечеткость и неряшливость речи. Так, он еще может путать звуки, смешивать их. Особо присуще это тем детям, для которых характерен быстрый темп речи.

Речевая характеристика ребенка должна соответствовать нормам его возрастной группы. Конечно, небольшие отклонения не представляют опасности для развития малыша. Если же родители замечают значительное отклонение в развитии речи своего ребенка, следует немедленно показать его специалисту.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗРР

Задержка речи (ЗРР) — серьезный диагноз. Он сильно сказывается на психическом здоровье, способности к обучению, а также отражается на эмоционально-волевой стороне личности. Педагогам и родителям необходимо знать психолого-педагогическую характеристику ребенка с задержкой речевого развития. Это поможет оптимально организовать процесс обучения, исходя из его возможностей, а также найти правильный подход к дошкольнику.

Психолого-педагогическая характеристика: основные требования

Психолого-педагогическая характеристика — это официальный документ, в котором воспитатели, педагоги, которые работали с ребенком, отражают результаты своих наблюдений. Характеристика должна содержать только объективную информацию и раскрывать все индивидуальные особенности ребенка.

Родители, дети которых имеют диагноз ЗРР, чаще других вынуждены ее запрашивать. Как правило, характеристика требуется:

  • перед консультацией врача (психоневролога, логопеда, дефектолога и других);
  • при постановке на учет в стационаре;
  • при оформлении инвалидности;
  • при переводе в другое образовательное учреждение.

Сведения, которые она обязательно должна содержать:

  • общие данные, включая группу здоровья;
  • информацию о семье;
  • личностные качества;
  • уровень взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • уровень физической активности, степень развития координации, моторики;
  • оценка бытовых навыков;
  • оценка игровой деятельности (какие игры предпочитает, как использует игрушки, уровень потребности в игре и другое);
  • способность усваивать информацию, уровень внимания, концентрации;
  • оценка уровня речи;
  • способность анализировать информацию, соотносить свойства, цвета, размеры.

Итогом должны стать объективные выводы об уровне развития. Подробная характеристика, основанная на объективном анализе, значительно упростит дальнейшую работу с дошкольником.

Характеристика детей с ЗРР до года

ЗРР — заболевание, которое диагностируют детям до 5 лет. До этого возраста есть серьезные шансы, что дошкольник сможет нагнать своих сверстников.

Справка: согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам.

Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение.

Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):

  • плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;
  • со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность;
  • при манипуляциях с игрушками нет определенной цели;
  • рот постоянно приоткрыт;
  • отсутствует лепет, первые слова;
  • отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери);
  • наблюдаются проблемы с глотанием, сосанием.

В первый год жизни ЗРР еще не сильно влияет на психическое развитие. За исключением ряда признаков, общая психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗРР ничем не отличается от нормы.

Характеристика детей с ЗРР от года до 3-х лет

После года начинается этап активного исследования окружающего мира. Малыш начинает ползать, ходить, усваивая в день колоссальный объем информации. В полтора года при нормальном развитии он активно использует простейшие слова, может донести свои потребности, проявляет эмоциональную реакцию.

Характеристика двухлетних детей с ЗРР:

К двум годам влияние ЗРР уже заметно на других сферах развития. Характеристика детей с ЗРР в этом возрасте уже существенно отличается от характеристики при нормальном развитии. Задержка речевого развития, характеристика детей 2-3 лет:

  • физическая активность низкая. Есть проблемы с координацией и чувством равновесия;
  • при нормальном развитии к трем годам дошкольник уже имеет собственное представление об окружающих предметах, делает умозаключения, использует речь для самовыражения. С каждым днем растет интерес к миру, людям. Это замечательная пора «почему». При ЗРР такого интереса нет, малыш не стремится к общению с другими людьми, даже близкими.
  • предпочитает индивидуальные игры;
  • не запоминает новые слова, пассивный словарь не соответствует норме;
  • в активном словаре не более двух десятков слов. Не может назвать части тела или окружающие предметы;
  • не использует простые фразы;
  • по-прежнему использует лепетные слова;
  • в речи отсутствуют неологизмы (выдуманные слова, образованные по аналогии с известными);
  • речь невнятная, непонятная для окружающих;
  • не развит «щипковый» захват. Проявляется в том, что небольшой предмет дошкольник берет всей кистью, а не пальцами.

В этом возрасте отставание в речи уже заметно сказывается на вербальной памяти и запоминании.

Характеристика детей с ЗРР после 3-х лет

Особенности детей с задержкой речевого развития после трех лет связаны с началом периода активной социализации. Дошкольник идет в детский садик и в группе своих ровесников испытывает сложности в общении, начинает беспокоиться, что его не понимают. Постепенно данная ситуация приводит к тому, что малыш замыкается в себе и уже не ищет контактов с окружающими людьми.

Характеристика при ЗРР после 3-х лет:

С возрастом задержка в умственном развитии становится все ощутимее, поэтому характеристика со временем будет все сильнее меняться. Несмотря на то, что информация нужна, в первую очередь, специалистам, родителям также будет полезно с ней ознакомиться. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, пересмотреть свои методы воспитания.

Видео

Ссылка на основную публикацию