Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Методы мотивации и стимулирования учебно- познавательной деятельности детей

Роль мотивации в обучении.

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебно-познавательной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к познавательной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о сти- мулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы педагогов и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов обучения детей дошкольного возраста, стимулируют познавательную активность. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на подгруппы:

  • — методы эмоционального стимулирования;
  • — методы развития познавательного интереса.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебно-познавательной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых ребенок добивается в деятельности хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным, чтобы дети, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следует более сложное задание, которое уже предлагается всей группе.

Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь в выполнении познавательных задач одной и той же сложности. Детям, которые нуждаются в стимулировании, можно предложить варианты способов решения, план, наглядную опору.

Поощрение и порицание в обучении. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, — это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием ребенка.

Круг поощрений весьма разнообразен. В процессе познавательной деятельности это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, которое позволило достигнуть лучшего результата, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания и др. Кроме того, в качестве основания для поощрения для дошкольников может служить продуманная и принятая вместе с детьми система призов.

Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов деятельности и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

Постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо разработан А. С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трехуровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. Применимо к дошкольному возрасту целесообразно выстраивать ближние и средние перспективы, дальняя перспектива для маленького ребенка настолько абстрактна, что не может служить мотивом к действию. Ближние перспективы для малышей всегда основываются на чувствах и личностном опыте: помочь маме, накормить рыбку, построить домик для зайчика и т.п. На среднем уровне могут существовать не только личностные, но и общественно значимые мотивы: подготовка к празднику, поездка на экскурсию, уборка и украшение прогулочной площадки, изготовление подарков для близких и друзей. Не следует выстраивать перспективы для детей дошкольного возраста, связанные с поощрением и наказанием (сделаешь — пойдешь поиграть; будешь сидеть тут, пока не сделаешь правильно), со стимулированием конкуренции детей (кто первый сделает, тот получит приз), с негативными ожиданиями (не сделаешь — расстроишь маму; попробуй сделать — может хоть сейчас у тебя получится).

Стимулирование занимательным содержанием: введение в образовательный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Занимательность основана на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, грандиозностью явления. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у дошкольников, стимулируя познавательно-исследовательскую деятельность.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

Формирование готовности восприятия нового материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий на активизацию внимания детей: сюрпризные моменты; видео- и аудиооформление начала занятия; обращение к какому-либо значимому для детей событию из жизни группы или отдельного ребенка, общественной жизни, жизни природы; использование информационно-коммуникационных технологий.

Использование игр и игровых форм организации учебнопознавательной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного занятия или всей образовательной деятельности на протяжении длительного промежутка времени (день, неделя). В рамках образовательного процесса с детьми дошкольного возраста широко используется выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета: игры-путешествия, игры-поиски (клада, пропажи и т.п.). Поскольку для дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра, то осуществление образовательного процесса в рамках сюжетно-ролевых игр является приоритетным и не нуждается в дополнительном стимулировании.

Создание ситуаций творческого поиска. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей детей является наиболее сложной и труднореализуемой. Речь идет о формировании способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно находить способы своих действий и реализовывать их, что вызывает у педагога, склонного к педантичному выполнению программного материала, страх перед кажущейся неуправляемостью процесса. Избежать этих затруднений позволит знание методов стимулирования творчества детей. Наибольший эффект дают следующие методы.

  • 1. Творческое задание представляет собой познавательную задачу, для решения которой ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в деятельности не применяемые: рисунок, придумывание заданий для других, составление ребусов, головоломок, сочинительство стихов (рифм), сказок.
  • 2. Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у детей сильную мотивацию. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей отличаются высокой любознательностью, и поэтому любое доступно представленное противоречие, лежащее в основе проблемы, сразу заинтересовывает их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, разгадать встретившуюся на их пути тайну.
  • 3. Дискуссия(организация обсуждения материала) — метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая детьми в ходе дискуссии, может как отражать его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Дискуссию целесообразно использовать, когда дети уже обладают определенной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Готовность к дискуссии определяется наличием у детей умения не обижаться на замечания и доказывать правильность своего мнения не криком и оскорбительными словами, а фактами и примерами.

Вопросы и задания по теме

Методические приемы мотивации и стимулирования деятельности детей

Младшего дошкольного возраста

Старшего дошкольного возраста

Литература по теме

  • 1. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. — М., 1989.
  • 2. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. — М., 1981.
  • 3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб., 2000
  • 4. Сагайдак, С. С. Мотивация деятельности / С. С. Сагайдак. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2001.
  • 5. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — М. : Педагогика, 1986.
  • 6. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск, 1993.

“Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста”
статья по развитию речи (младшая группа)

Проблема задержки речевого развития. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста50 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей №192»

Тема: «Методы и приёмы стимулирования

речевой деятельности у детей

младшего дошкольного возраста»

Из опыта работы

(выступление на педагогическом совете)

Группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет «Солнечные лучики»

Филатова Ольга Александровна – воспитатель

первой квалификационной категории

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком , что является предпосылкой речевых форм коммуникации . Интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте от одного года до трёх лет. В этот период нужно стимулировать его речевую активность, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться словами.

К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной.

Наблюдая за детьми нашей группы по развитию речи в июне месяце, мы выявили, что

– 50 % а то и больше не разговаривают;

– речь детей отстаёт от уровня развития речи сверстников, т. е. ребёнок не может перейти от лепета к словам;

– всё понимают, но не разговаривают;

– не умеют играть в игрушки;

– не рассматривают книжки;

– не умеют слушать сказки, воспитателя;

– отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчит;

– многим детям всё равно понимают его или нет.

– слабое здоровье детей;

– дети с нарушением речи;

– мало «живого» общения родителей с детьми и другие.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, мы постоянно взаимодействуем с ним:

– по развитию речевой активности;

– по предупреждению речевых нарушений;

– замечаем и корректируем отставание в формировании речевой функции;

– оказываем реальную и полноценную помощь;

Стимулируем речевую активность специальными методами и приёмами.

– показ предметов и игрушек;

– наблюдение явлений природы, труда взрослых;

– рассматривание живых объектов;

– использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.

Приёмы к наглядным методам:

– показ с называнием;

-пояснение к тому, что видят дети;

– активное действие детей;

– приближение объекта к детям;

– включение предметов в деятельность детей;

– выполнение игровых действий.

2. Словесные методы:

– чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;

– рассматривание картинки, инсценировки.

Приёмы к словесным методам:

– показ с названием игрушек и предметов;

– подсказывание нужного слова;

– объяснение нужного слова;

– объяснение назначение предмета;

– многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым;

– доскажи слова в конце фразы;

– повторение слова за воспитателем;

– использование художественного слова.

3 . Практические методы:

– совместные действия воспитателя и ребёнка;

– развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

4. Игровые методы:

Приёмы к игровым методам:

– создание игровых ситуаций;

– обыгрывание игрушек, предметов;

– внезапность появления, исчезновения игрушки;

– изменение местонахождения игрушки;

– показ предметов в разных действиях.

Разнообразные методы и приёмы мы используем в комплексе, тем самым стимулируем ребёнка к активной речевой деятельности

Форма организации детей :

– специальные организованные занятия;

– совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;

– самостоятельная деятельность детей.

С момента поступления детей в нашу группу мы стимулируем их речевую деятельность с использованием малых форм фольклора, народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникают в их смысл. Например: «Сорока – сорока…», «Петушок – петушок», «Ладушки – ладушки», «Идёт коза рогатая», «Чики-чики-чикалочки». Дети, играя, легко их запоминают, приучаются пользоваться ими в своей речи. Фольклорные произведения удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми. Дети очень любят, когда их гладят, любят, прижимают к себе, держат за руку.

Для развития артикуляционного аппарата используем специально подобранные упражнения как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Эффективным методом активизации речи детей является звукоподражание: петушок поёт ку-ка-ре-ку; поезд едет чух – чух – чух!

Знакомим детей со стихами известных детских поэтов: А.Барто «Игрушки; Е.Чарушин «Курочка»; З. Александровой («Раз, два, три, четыре, пять»). Знакомим детей со сказками «Колобок», «Теремок», «Репка». Постепенно приучаем детей к художественной литературе.

В работе с детьми мы используем упражнения на развитие речевого дыхания: «Задуй свечу», «Вертолёт», «Грибок», «Корова». Такие упражнения способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Практические методы организации детей являются самыми эффективными. К ним относится и игровой метод. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребёнка в самостоятельности : речевой и поведенческой. Игры детей с предметами. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детёныши животных» и другие позволяют усваивать лексика

– грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Дети нашей группы овладевают двигательными умениями и навыками, тем самым у них лучше развивается координация движений. А формируются движения при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Очень эффективным методом развития речи наших детей является развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей рук стимулируют процесс речевого развития ребёнка. Способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как приём работы с детьми по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза», «Кто живёт у нас в квартире?» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

Дети с удовольствием играют с разноцветными кирпичиками ЛЕГО. В работе по активизации речи детей проводим продуктивную деятельность (лепка, рисование, аппликация), где дети получают знания о форме, цвете. размере: развивается мелкая моторика, формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь.

Песочная терапия – это игра с песком как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка малышам, первые слова, первые межличностные связи и общение происходит именно там. Игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищёнными, развивают мелкую моторику рук, создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

В нашей группе мы создали очень хорошие условия для речевого развития детей младшего возраста. В игровой комнате очень насыщенная предметно-развивающая среда. Все игрушки расположены по соответствующим центрам, легко, доступны детям для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир с помощью органов чувств, поэтому мы создали центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:

– наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);

– наборы парных картинок (предметные) для сравнения;

– разрезные картинки из двух частей по прямой;

– серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

– сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой), крупного формата;

– разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;

– звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

– уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используем разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности; поощряем двигательную и познавательную активность детей, постоянно разговариваем с детьми в процессе игры. Результат нашей работы в конце года очень хороший: все дети разговаривают правильно, эмоционально, понятно, вежливо общаются со сверстниками, со взрослыми.

Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Аннотация: В материале рассказывается об использовании инновационных форм, методов и приемов, позволяющих улучшить образовательный процесс в детском саду.

Статья:

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. Как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводилось к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Процесс обучения дошкольников строился по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, считался тот ребенок, который мог воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае он задействовал свою память, а не свое мышление и ум. Он овладел определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, но при столкновении с новой, оказывается беспомощным, не знает, как поступить. Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир, необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками. Современный подход к реализации задач, поставленных ФГОС ДО требует от педагогов активной жизненной позиции, умения разрабатывать и внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством использования современных образовательных технологий:
– ИКТ технологии
– экспериментирование
– проектная деятельность
– метод ТРИЗ
– метод моделирования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии вошли в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Данный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Однако, какими бы преимуществами не обладали информационно-коммуникационные технологии заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, является коллекционирование. Оно имеет огромные возможности для развития детей. Коллекционирование расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле, способствует развитию социального партнёрства.

Эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие дошкольника. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. Применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.
Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и самим
педагогам, т. к. она дает возможность не только обобщить материал по определённой теме, но и повысить уровень собственной компетентности по проблеме, выйти на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.

Таким образом, эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

В нашей группе были реализованы следующие проекты: «Правила дорожного движения должны знать все без исключения», «Наша дружная семья», «Деревья осенью», и др.

Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, совместным развлечением, оформлением фотоальбома, показом презентации).

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В настоящее время педагогу не обойтись без применения ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач).

Эта технология хоть и не нова, но очень актуальна, так как полностью реализует задачу развития творческой личности. Она соответствует принципам развивающего обучения, а также основным положениям ФГОС ДО.

Посредством ТРИЗ дети не только воспринимают и запоминают информацию, но и сами активно участвуют в процессе познания и решают нестандартные задачи в различных областях деятельности.

Технология насыщена разнообразными проблемными и поисковыми ситуациями, которые побуждают дошкольников к творческому выбору, к самостоятельности и активности. Каждый ребенок может получить возможность для самовыражения и порадоваться своим творческим достижениям.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы детей. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у детей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах. В играх и упражнениях с маленькими человечками развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

Придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение ребенка или взрослого.

Одним из методов, интенсивно развивающим детское познание, является моделирование.

В основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

– использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

– облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

– применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей , в конструировании . Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Мнемотехника – (искусство запоминания) – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов. закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Использование инновационных форм, методов и приемов позволит улучшить образовательный процесс в детском саду, научит детей добывать знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. подготовит дошкольников к успешному обучению в школе.

4 вида мотивации: как правильно поддерживать ребёнка

Вместе с психологом домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Еленой Петрусенко разбираемся, как устроена детская мотивация. В статье мы рассматриваем внутреннюю и внешнюю, положительную и отрицательную мотивацию. А также приводим практические советы на каждый случай.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста.

Работа над внутренней мотивацией

Внутренняя мотивация — это искреннее желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности. Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала, достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам. С подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно, даже знают, чем хотят заниматься в жизни.

Совет психолога: Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты, интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться.

Работа над внешней мотивацией

Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей.

Совет психолога: хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны.

Как поддерживать положительную мотивацию

Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения. Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.

Совет психолога: похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение.

Как использовать отрицательную мотивацию

Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика.

Совет психолога: критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».

Резюме

Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.

Если чувствуете, что корни проблем с мотивацией у ребёнка лежат слишком глубоко и нет сил распутывать их самостоятельно, тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» придут на помощь. Задача тьютора — исследовать интересы ребёнка и создать индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тьютором дети формулируют цели, расставляют приоритеты и получают внутренний стимул к развитию.

Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности на уроках

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 1168 раз

Библиографическое описание:

Токарева, И. Н. Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности на уроках / И. Н. Токарева, Н. Г. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41733/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье особое место уделяется проблеме формирования мотивации речевой деятельности младших школьников на уроках. Создание мотивации является основным условием усвоения связной речи.

Ключевые слова: мотивация социальная, мотивация познавательная, коммуникация, речевая деятельность

Первым условием, характеризующим весь процесс порождения речевого высказывания, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия считают наличие мотива высказывания. Мотив определяется как «совокупность условий (речевых и неречевых), необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевые действия» [1].

В качестве мотива речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная потребность в общении с другими людьми, что-то узнать, сообщить, выразить свои чувства, эмоции.

Сложность организации работы по формированию связной речи состоит в том, что организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естественную речевую деятельность школьников. При этом реальная ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. Следовательно, «…надо, чтобы у учащихся возникла потребность в коммуникации» [2]. Вместе с тем такая традиционная форма, как урок, со сложившимся типом общения в системе «ученик-учитель», не позволяет уделять достаточное внимания созданию условий для живого общения в процессе обучения.

В реальной практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Ученик создаёт высказывание потому, что таково задание учителя, собственного мотива у него нет. «Мотив речевой деятельности возникает у ребёнка под воздействием задания, поэтому речевая деятельность, степень её активности и самостоятельности определяются характером задания» [3]. Следовательно, необходимо включить школьную деятельность в речевую ситуацию с конкретным адресатом, обстоятельствами, ситуацией, стимулирующей возникновение определенного намерения.

Одним из способов создания такой ситуации является побуждение школьника говорить (писать) на тему, которая являлась бы для него важной, волнующей, так как существует общеметодический принцип обучения связной речи, основанный на психологических особенностях сознательной деятельности человека, согласно которому «усваивается в первую очередь то, что вызывает у ребёнка определённое отношение» [4]. «В методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяли бы мотивацию речи, ставили школьника перед необходимостью речевых высказываний, побуждали бы интерес и желание поделиться чем-то» [5]. Таким образом, по мнению М. Р. Львова, создание мотивации является основным условием усвоения связной речи.

Представителями традиционного направления в методике признаётся, что «у учеников отсутствуют побудительные мотивы речевой деятельности. Тематическая направленность текстов обычно определяется учителем, работа принимает формальный характер» [6]. Процесс мотивации речевого высказывания в качестве отдельного объекта анализа не выделяется, рассматриваются только некоторые условия, создающие в классе ситуацию живого общения. «Интерес к подготовке текстов усиливается под воздействием высказываний, тематика которых соотносится с усложняющимися общественными и познавательными интересами школьников» [7]. К такой тематике В. Е. Мамушин относит рассуждения на общественные и морально-этические темы, рассуждения на темы, отражающие жизнь школьного коллектива, родного города.

Представители системы развивающего обучения мотивацию процесса формирования речи связывают прежде всего с эмоциональностью восприятия художественного произведения. Чем ярче и полнее восприятие, тем больше чувств вызывает оно, тем сильнее желание поделиться своими впечатлениями». Таким образом, устанавливается прямая зависимость между эмоциональностью восприятия и мотивом речевой деятельности.

Теоретическое обоснование фактору эмоциональности находим у психологов: «Эмоции обладает способностью собирать впечатления, мысли и образы, которые соответствуют данному восприятию, стремясь воплотиться образы в зависимости от воображения индивида» [8].

Влияние эмоционального фактора на воображение психологи называют «законом общего эмоционального знака». Сущность его состоит в том, что впечатление или образ, имеющие общий эмоциональный знак, то есть производящие на ребёнка сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, составляя единое представление. В представлении отражаются реальные связи и отношения знаков языка. Представление определяет процесс овладения знаками языка, на его основе формируется воображение. «В процессе общения естественно возникает потребность в выражении адекватными средствами полученных представлений» [9].

Однако существует и обратная связь: не только чувства могут влиять на воображение, но и воображение влияет на чувства, то что ученик видит и слышит, является толчком для развития речевой деятельности.

Приёмы и способы стимулирования речевой деятельности, использованные мною, определяли мотивы действий обучающихся в освоении категорий текста.

Эти приёмы и способы обусловили социальную мотивацию, которая обеспечивает воспитание уверенности. В формировании языковой личности школьника и в самом процессе личностно ориентированного учения играет ведущую роль мотивация познавательная, которая направляет и организует учение, обусловливает осознанность и оптимальную заинтересованность ученика в теоретическом и практическом освоении предмета.

Психологический закон гласит, — писал Л. С. Выготский, — прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-нибудь деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» [10].

Использование мною в обучении приёмы формирования мотивации имели основную опору на личностные возможности ученика и его познания из ряда учебных предметов: русский язык, окружающий мир, чтение и др.;

Таким образом, комплекс познаний и умений вызывает мотивированные действия обучающегося и вместе с тем обеспечивает мотивацию всей учебной деятельности.

  1. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. — М.: Просвещение, 1974. — С. 14.
  2. Жинкин Н. И. Развитие речи в школе. — М.: Наука, 1969. — С. 105.
  3. Липина О. И., Оморокова М. И. Работа над развитием речи учащихся. — М.: Просвещение, 1967. — 1967. — С. 146.
  4. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. — М.: Просвещение, 1974. — С. 234.
  5. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. — М.: Просвещение, 1975. — С. 4.
  6. Мамушин В. Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследование по развитию связной речи учащихся / Под. ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1983. — С. 245.
  7. Там же, — С. 247.
  8. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М.: Междунар. пед. академия, 1994. — С. 74.
  9. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. — М.: наука, 1990. — С. 21.
  10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — С. 264.

Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н.

В статье раскрывается психологический аспект проблемы, приведены примеры возможной мотивации дошкольников, способствующие речевой активности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н.

Текст научной работы на тему «Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников»

Градусова Л.В. , Левшина Н.И. , Санникова Л.Н.

Доцент, к.п.н.; доцент, к.п.н.; доцент, к.п.н., кафедра дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»

МОТИВАЦИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

В статье раскрывается психологический аспект проблемы, приведены примеры возможной мотивации дошкольников, способствующие речевой активности.

Ключевые слова: мотив, речь, речевая деятельность, методы и приёмы. Keywords: motive, speech, speech activity, methods and receptions.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области)» [6].

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. »[6]. Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сформулированный О. К. Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразования, постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Многие четырехлетние дети, например, уже до рисования говорят, что собираются нарисовать, т. е. обозначают цель-объект. В пятилетнем возрасте уже 80% детей составляют предварительный план рисунка, в шестилетнем — все дети при рисовании обозначают цель, т е. то, что должно получиться [1].

Такое постепенное формирование целенаправленности характерно и для других видов деятельности ребенка-дошкольника. Однако даже для 6-7-летних детей еще характерно окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала (формы, цвета кубиков при постройке дома). Все же важно отметить, что уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как ребенок начинает планировать смысл своей деятельности. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка.

В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.

© Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н., 2016 г.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других.

В последующем начинается усвоение этических норм, которые тоже учитываются ребенком при планировании своих поступков. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предметов, а не только выбор одного предмета из многих, как у младших дошкольников. Этот переход хорошо обрисовал Д. Б. Эльконин (1960). Он пишет, что у младшего дошкольника желания носят характер аффекта: не ребенок владеет желаниями, а они владеют им. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть и свои желания.

Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок.

С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность, компонентами которой являются: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива – важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный В.И. Лубовским, показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей – объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей – она становится внеситуативно-личностной. Ее отличительные признаки:

– внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности, но зачастую имеет вид отдельных, самостоятельных эпизодов;

– содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;

– среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекты, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность;

– основными средствами общения служат речевые операции.

Важным условием успешного обучения является речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей. Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала. Важно умелое

использование и правильное чередование этих приемов. Однако моторные проявления тормозят речевую деятельность. Именно поэтому использование сюрпризного момента является наиболее эффективным приемом мотивации детей к речевой активности.

Для эмоционального стимулирования и активизации речевой активности целесообразно использовать ситуации сравнения и элементы соревнования. Данные ситуации влияют на самооценку ребенка и его эмоциональную включенность в деятельность, что побуждает ребенка быть более активным и повышать собственную значимость, мотивирует ребенка в большей степени на результат.

Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности имеет чтение художественной литературы (чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение в сочетании с музыкой и др.)[5].

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование становятся частью занятия с детьми по развитию речи, ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.). Экспериментальная деятельность способствует проживанию детьми речевых ситуаций, вхождению в них, пропусканию через себя, что обеспечивает не просто усвоение норм речевого общения, а осознанное их понимание.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. После проведения экспериментальной деятельности рекомендуется побуждать детей к комментированию и обсуждению хода и результата опыта.

Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил кто- то из детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Весь процесс решения проблемной ситуации сопровождается речью: педагог представляет ситуацию, дети выслушивают, а затем предлагают свои варианты, то есть развивается устная речь [2].

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Чтобы мотивировать ребенка дошкольного возраста к активной речи необходимо создать такие условия, которые эмоционально привлекают детей. Для успешного формирования коммуникативных, речевых навыков дошкольника в первую очередь необходимо сформировать у него положительную мотивацию на активную речевую деятельность. Так как сформированная мотивация – это залог успеха.

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000.

2. Н.И.Левшина, Л.В.Градусова – Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. -2015.- № 2-9. -С. 1988-1992.

3. Н.Г.Постолова, Л.Н. Санникова – Условия планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении с группами компенсирующей направленности // Международный журнал экспериментального образования. -2014. – № 7-2. – С. 37-39.04

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения – М.: Просве-щение, 1990.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984.

Конспект ООД по обучению грамоте с детьми с задержкой психического здоровья в старшей подгруппе

Конспект ООД по обучению грамоте с детьми с задержкой психического здоровья в старшей подгруппе

Тема: Звуковой анализ слова. Составление предложений с заданными словами

  • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый);
  • место звука в слове;
  • делить слова на слоги, определяя количество слогов;
  • обогащать словарный запас детей.
  • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
  • развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
  • создать хорошее настроение; воспитывать чувство товарищества, умение слушать взрослого и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
  • поощрять активность и самостоятельность.
  • звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Демонстрационный материал: домик одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный и герои мультфильма «Смешарики».

Раздаточный: полоски с пятью клеточками, фишки красного, синего и зеленого цвета.

Ход занятия:

1. О.М. Я буду называть слова, а вы в нем гласную найдите и назовите. (кот, кит, лук, лак, дым).

2. Загадывание загадки:

Вот стоит одноэтажный
Двухэтажный, трехэтажный,
Дальше там многоэтажный,
Упираясь в вышину,
Сотни человек отважных
Их построили однажды,
Чтобы жили в них с тобою
Мы всей дружною семьею.
(дом)

3. Мы сегодня с вами будем поводить звуковой анализ слова «домик».

Как вы думаете, сколько звуков в слове «домик» (5 зв.)

Назовите первый звук в слове («д»), какой он?

Назови второй звук, и какой он?

Третий звук («м»), четвертый звук ( «и» ), пятый («к»)?

Сколько гласных звуков в слове («о», «и»)?

Какие согласные звуки («д», «м», «к») чем они отличаются?

4.Ребята, Совунья хочет узнать какой ударный звук в слове «домик» — «о».

А Нюша предлагает слово «домик» разделить на слоги.

Давайте сейчас разделим слово «домик» на слоги.

Какой первый (хлопками) слог («до»), какой второй слог(«мик»)?

5. Крош прислал задание в конверте нам. Надо составить предложение из заданных слов.

Дом, построит, новая. (Построили новый дом).

Дом, строители, строить. (Строители строят дом).

Скамейка, дом, около. (Около дома скамейка).

6. Физминутка: По дороге мы идем

Путь далек,
Далек наш дом,
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем.
А потом домой пойдем.

7. А Лосяш сочинил стихотворение вам. Я его вам прочту, а вы догадайтесь.

Какими словами, похожими на слово «дом» надо закончить каждую вторую строчку.

Жил да был веселый гном
Он в лесу построил…(дом).

Рядом жил поменьше гном
Под кустом он сделал…(домик).

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил…(домишко).

Старый мудрый гном-гномище
Выстроил большой …(домище).

Был он стар и был он сед
И большой был …(домосед)

А за печкой, за трубой
Жил у гнома…..(домовой)

Очень строгий деловитый,
Аккуратный….(домовитый).

Мох, калину, зверобой
Все из леса нес…(домой).

Есть любил он суп вчерашний.
Пил он только квас…(домашний).

Каждый день соседи-гномы
Навешали деда…(дома).

Всех встречал радушно гном,
Все любили этот …(дом).

8. А Капатыч любил придумывать разные слова. Давайте и мы придумаем слова с заданным звуком.

Молодцы. Хорошо отвечали и занимались. А кто скажет, что мы делали на занятии. (Ответы детей).

9. А вот у меня к вам небольшая просьба осталась. Нам надо наших Смешариков поселить в домики.

Но прежде чем поселить Смешариков, послушайте условие:

У кого имя состоит из 1- слога, надо поселить в одноэтажном домике

А у кого имя из 2-слогов, надо поселить в двухэтажном домике

(Бараш, Нюша, Лосяш).

А у кого имя из 3-слогов в трехэтажный домик.

Читайте также:  Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра
Ссылка на основную публикацию