Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями

Работа с деформированными текстами на логопедических занятиях с младшими школьниками

Тексты с нарушением структуры слов

Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (3—4-й класс)

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать языковый анализ и синтез.
  • Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
  • Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Сережа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо все переписывать!» — воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?

Тексты с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки. Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.

Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно). Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы з или с.

Текст с пропущенными буквами

  • Активизировать словарный запас.
  • Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.

Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова. Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.

Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Текст без деления на предложения

  • Формировать и развивать навыки деления текста на предложения.
  • Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.

Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.

Текст без деления на слова

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.

Текст со вставками лишних букв

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите (перескажите) или напишите по памяти текст.

Текст с разбивкой на слоги вместо слов

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически правильно оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и дели предложения на слова.

Текст с неправильной разбивкой на слова

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите каждую строчку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.

Текст на восстановление порядка частей

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок событий.

Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный текст; каждую часть начинайте с красной строки.

Текст на восстановление порядка предложений

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок высказываний.

Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочтите полученный текст; запишите его

Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

  • Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.

Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.

Текст на восстановление порядка слов в предложении

  • Формировать умение устанавливать порядок слов и грамматические связи в предложении.

3адание: прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.

Текст с исключением

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать логическое мышление.
  • Учить устанавливать смысловые связи между словами.

Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочтите) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова.

Конспект логопедичекого занятия “Работа над деформированными предложениями”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Материал подготовлен для занятий с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект логопедического занятия “Работа над деформированными предложениями”315.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа над деформированными предложениями».

Форма занятия – мини-группа, 1 класс-комплект (учащиеся 2го класса с РАС).

Тема: «Работа с деформированными предложениями»

Учить конструировать предложения из слов , работать с деформированными предложениями.

Формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в предложениях.

Совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения.

Предупреждать ошибки, связанные с нарушенным порядком слов в предложении.

Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.

Развитие слухового восприятия и внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

Совершенствование грамматического строя, развитие связной речи .

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: карточки с заданиями, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова деформированного предложения, мячики «Су-Джок» , листы с заданием, слова-подсказки (картинки-подсказки), презентация, аудиозапись «рычание медведя», цветные полоски.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на наше занятие пришли гости, давайте мы со всеми поздороваемся. Теперь усаживайтесь и начнем занятие.

Возьмите листы с заданием. На верхней строке запишем число. 17 октября.

Раздается рычание зверя.

– Ребята, кто это рычит? Где он? Посмотрите на экран. Это кто такой грустный сидит? Узнаете?

– Правильно, это Медведь. Из какого мультфильма этот герой?

Что же случилось? Давайте у него спросим.

Однажды буквы с Машей поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как их место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И просят буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

У каждого ученика индивидуальный рабочий лист.

Ребята, посмотрите задание № 1.Вы видите рассыпанные буквы, помогите «собрать слова» (составить слова).

Отгадайте загадку о животном, а теперь соберите из букв слово, соединяя буквы карандашом.

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый . (волк)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)
Зимой – белый, летом – серый … (заяц)

С рыжим, огненным хвостом

Пролетает над кустом.

С веточки на ветку стрелкой…

Кто прыгун в лесу том? … (белка)

Косолапый он и бурый.

Если мёда нет – он хмурый.

Любит сызмала реветь,

Потому что он … (медведь)

Проверка. На доске напечатанные слова. Дети выходят к доске соединяют буквы и показывают, какие слова получились.

Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём нужном месте, иначе будет путаница.

Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их исправлять, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно. Давайте с вами вспомним, что такое предложение?

Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? (Нет)

Кошка села на окошко. Это предложение? (Да)

– Вывод. Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. (На мониторе правило. Читают хором)

2) Игра «Будь внимательным!» Поиграем?

Если вы услышите предложение, то поднимите карточку синего цвета, а если это просто набор слов – красного.

Желтый красный листья дерево

На ветках дерева желтые и красные листья.

Зоопарк зебра жираф звери.

Птицы собрались улетать на…

В зоопарке мы видели жирафа.

3) – Посмотрите на экран. Маша рисовала и получилась какая-то путаница. Леша прочитай первое предложение.

На столе сапоги, под столом пироги. (В качестве визуальной подсказки картинки-путаницы).

– Как нужно правильно сказать?

Исправь путаницу. Найди правильное по смыслу слово. Впиши правильно слова в предложении в нужном месте. На мониторе проверка: дети показывают правильное слово, на экране меняется слово и картинка.

Юля, читает и исправляет второе предложение.

Под столом портрет, над столом табурет.

– Как нужно правильно сказать?

– Ребята, что мы сделали, чтобы исправить ошибки? ( Поменяли местами слова ).

Обратите внимание на то, что все слова в предложении должны стоять в определенном порядке, иначе потеряем смысл.

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

4) Игра с мячиком «Су-Джок» – «Ёжик»

Мяч колючий будто ёжик!

Нет ни ручек, нет ни ножек.

Покатаем мяч немножко,

А потом сожмём его в ладошках.

5) Маша пока не умеет читать и просит помочь ей вставить пропущенные слова в предложения. Эти слова находятся рядом с текстом, давайте прочитаем их, а сейчас прочитайте внимательно начало предложения и найдите недостающее слово.

– Прочитайте про себя каждое предложнение. Подберите подходящее по смыслу слово.

Ответы детей учитель сопровождает показом предложения на мониторе.

6) Учитель роняет книгу.

– Ребята, что я наделала?! Все слова в моей книге перепутались, поможете мне найти их место в предложениях?

– Прочтите слова в задании № 4.

живёт, Волк, лесу, в

волка, острые, У, зубы

– Измените их порядок так, чтобы получилось предложение.

– Юля, какое у тебя получилось первое предложение?

– Леша, какое у тебя получилось первое предложение?

– Запишите эти предложения. Обращаем внимание на то, что все слова в предложении должны стоять в определенном порядке, иначе предложение потеряет смысл.

– Обратите внимание на то, Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?

– Как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов.

– Что ставим в конце предложения?

– С какой буквы начинаем писать первое слово?

Теперь поменяйтесь работами и проверьте друг друга.

7) Взаимопроверка. (Исправляют простым карандашом)

8) – Ребята, озорница Маша баловалась и испортила рассказ. Поможем Маше прочитать его. Юля будет читать предложения, выделенные красным цветом. Леша – зеленым. Учитель раздает полоски определенного цвета.

– Прочитайте рассказ вслух, делая паузы между предложениями.

Чтение деформированного текста «Открытые ворота».

– Ребята, теперь ответьте на вопросы.

– Куда отправилась мама?

– О чём мама попросила Егорку?

– Почему Егор забыл про просьбу?

– Почему урожай был испорчен?

III. Заключительная часть

— Молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Давайте скажем Маше и Мише спасибо за это интересное занятие.

Теперь посмотрите на доску и вспомните, чем занимались сегодня. (На доске схематичное изображение заданий).

Давайте сделаем вывод: слова в предложении стоят в определенном порядке, связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

Посмотрите на свои смайлики. Поднимите веселых смайликов, если вам было легко выполнять задания, грустных – если было трудно. На этом наше занятие закончилось. Скажем всем «До свидания!», теперь можете идти отдыхать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале дается подборка рассказов про птиц. Данный материал возможно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках в начальной школе по русскму языку и окружающему миру.М.

Составление связного текста из деформированных предложений.

Презентация с алгоритмом работы над деформированными предложениями.

Составление связанного текста из деформированных предложений помогает: • Активизировать словарный запас.• Развивать языковый анализ и синтез.• Развивать навык установления грамматических связей м.

Презентация к уроку русского языка 3 класс “Составление связанного текста из деформированных предложений “Белка” по рассказам В.Бианки.

Материал подготовлен для учащихся третьих классов. Программа “Школа – 2100”. Цели работы: развитие устной и письменной речи школьников, закрепление изученных орфограмм.

повторить теоретические знания о предложениях и их членах;упражняться в самостоятельном составлении предложений, выборе словосочетаний, восстановлении деформированного текста;проверить умение использо.

Логопедическое занятие. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами

наталья литовкина
Логопедическое занятие. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами

Тема: Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Цель: Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять.

Развивать умение восстанавливать неполноценное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.

Развивать чувство ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера.

Развивать умение выбирать синоним из синонимического ряда, находить и устанавливать связь между отдельными элементами материала, и опираться на них при его воспроизведении. Развивать слоговой синтез.

Прививать любовь к родному языку.

Оборудование: предметные картинки, карточки с текстом, карточки предлоги, карточки со стихотворением, мультимедийная система, презентация.

Используемые технологии: технология развития связной речи. Методика Н. Г. Андреевой. Нетрадиционные логопедические технологии (аромотерапия). Здоровьесберегающие технологии.

Ход урока.

Перед уроком зажечь аромолампу с маслом лимона (возбуждает нервную систему и повышает работоспособность).

1. Организационный момент.

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет тебя успех!

-Сядет тот, кто из слогов составит слово.

-Назови лишнее слово. Объясни свой ответ.

2. Запись числа, темы занятия «предложения с пропущенными словами».

3. Работа с деформированным стихотворением. Развитие опосредованного запоминания.

У ___ высокий рост,

У ___ пушистый хвост,

У ___ крепки рожки,

У ___ тонки ножки.

У ___ толсты губы,

А у ___ острые зубы.

Сам придумай про ежа,

Про ужа и про чижа! (А. Бродский)

-Назови предметы на картинках. Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение, прочитайте стихотворение выразительно. (логопед закрывает текст стихотворения, а предметные картинки располагает в ряд.)

– Послушайте, как я расскажу стихотворение по картинкам (коллективная работа восстановление стихотворного текста).

4. Развитие чувства ритма. Найди рифму.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Что бы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

– Послушайте. Добавьте в рифму недостающие слово. Из какой сказки эта стихотворная строка?

Вместо шапки на ходу он надел ___ сковороду. (С. Маршак. «Вот какой рассеянный»

У тебя на шее вакса, у тебя под носом ___ клякса. (К. Чуковский «Мойдодыр»)

И пришел к Айболиту Барбос:

«Меня курица клюнула в ___ нос» (К. Чуковский «Айболит»)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого ___ петушка. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Пошла Муха на базар и купила ___ самовар. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха»)

Трусы и рубашка лежат на песке.

Никто не плывет по опасной ___ реке. (С. Михалков «Фома»)

Ехали медведи на ___ велосипеде. (К. Чуковский «Тараканище»)

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят он плохой, ___ неряха. (В. Маяковский «Что такое хорошо? Что такой плохо?»

Ищет вещи Маша, Маша- растеряша

И под стулом нет…

На кровати нет, под кроватью нет…

Вот такая Маша, Маша- растеряша.

Сядет тот, кто назовет из стихотворения физкультминутки предлоги (на, под).

6. Работа с деформированными предложениями. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами.

Выставляю карточки с предлогами на, с, в, за, у, из, около.

– Прочитайте, что написано на карточках? (предлоги) Что необходимо помнить о правописании предлогов?

Раздаю учащимся карточки с текстом «Лесные малыши»

Лето- время лесных малышей. ___ гнезд вылетают птицы. ___ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют___ мамой. Лисята играют ___ норы. Бельчонок совершает ___ сосны быстрый прыжок. ___ сумерках выходят ___ охоту ежата.

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждет:

«Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?»

Коллективная работа (последовательно по каждому предложению):

– Прочитайте предложение. Какие слова пропущены (предлоги).

– Вставьте подходящий по смыслу предлог.

– Повторите предложение целиком.

– Посчитайте количество слов в предложении. Назовите какое место по порядку занимает предлог?

– Прочитайте рассказ, вставляя предлоги.

– Что мы прочитали? (текст)

– О чем говорится в тексте?

– Запишите текст в тетрадь, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

– Составьте и запишите схему второго, четвертого, пятого предложения.

7. Составление связного текста из неполных предложений. Выбор слова из ряда слов – синонимов.

Выбор слова в рифму.

Прочитайте, вставьте нужные по смыслу слова, которые рифмуются.

Очень – очень вкусный пирог.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе ___(пригласил, позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ___ (торт, пирог, кекс)

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости (не приходят, не идут).

Я ждал, пока хватило сил

Потом кусочек ___(съел, отрезал, откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту___ (проглотил, съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек ___ (не увидели, не нашли).

Выразительно прочитайте стихотворение.

8. Выбор слова в тексте сказки.

Выберите слово, которое в большей степени подходит к отрывку из сказки.

Прежде чем записать текст в тетрадь, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под березку, сапоги свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зеленой (траве, травке) ползет жук…

9. Итог занятия.

-Какие задания Вы выполняли на занятии?

– Чему вы научились?

Разработал занятие учитель- логопед Литовкина Н. А.

Логопедическое занятие “Предлоги”

Конспект фронтального логопедического занятия “Предлоги “в”, “на”.

Цель: на практическом уровне познакомить детей с предлогами (маленькими словами);

развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное

выражение посредством данной категории служебных слов;

преодоление аграмматизма как в импрессивной, так экспрессивной

формирование представления о смысловом (семантическом) значении

предлога, о предлоге, как об отдельном слове;

уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;

знакомство с графическими схемами предлогов;

уточнение и закрепление временных представлений;

научить детей выделять предлоги, составлять с ними предложения;

развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику, речедвигательный анализатор;

развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

картинки с изображением овощей, сада, огорода, деда в печи;

карточки с предлогами, с деформированными предложениями;

мешочек с буквами; карточки с улыбающейся рожицей.

План и ход урока.

1 Организационный момент Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их!

Психологический настрой Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2 Повторение пройденного материала О чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

Что нам помогают понять эти маленькие слова?

Проверим, на самом ли деле? Возьмите ручку, положите её в пенал. Какое маленькое слово помогло?

Положите ручку под пенал. Какое маленькое слово помогло?

Смогли без маленького слова понять, куда надо положить ручку?—- Нет

Вспомните, как пишутся маленькие слова с другими словами?—- Отдельно

Ориентировка в пространстве

Скажите, какое сейчас время года?

Какое время года будет после зимы?

Какое время года было перед зимой?

Осень обычно собирают урожай. И я тоже собрала. Посмотрите на доску (картинки с изображением овощей). Каким одним словом мы можем назвать: помидор, огурец, свеклу, лук?

Какой овощ находится между помидором и свеклой?

Какой овощ находится перед огурцом?

Какой после свеклы?

Какой перед луком?

Ребята, скажите, где растут овощи? —В огороде

А фрукты? В саду

(Иллюстрации с изображением сада и огорода.) Посмотрите, кто работает в саду и огороде? —-Дети

3 Сообщение темы занятия

Разгадав ребусы, вы сможете узнать имена мальчика и девочки, которые собирают урожай вывешиваются ребусы). Как зовут мальчика и девочку? Ваня, Надя

4 Изучение нового материала Какие маленькие слова помогли вам отгадать ребусы? в, на

Правильно. Сегодня на занятии мы будем работать с этими маленькими словами: в, на (на доске схемы предлогов, где предлог маленький человечек).

Где находится маленький человечек (В кубике)

Где находится маленький человечек?( На кубике)

А теперь с помощью этих маленьких слов расскажите и покажите, где растут овощи, на земле или в земле (на доске изображение грядки, дети прикрепляют овощи.)

Свекла растет в земле, помидор на земле

Поиграем с пальчиками (карточка“Зайчик”). Какое упражнение

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

Работа с карточками

Теперь с помощью карточек

выберите подходящее маленькое слово (в, на).

Щи варят . кастрюле.

Морковь натерли . тёрке.

Картошку собрали . ведро.

Огурцы закрыли . банку.

Помидоры лежат . тарелке.

Капусту нарезали . доске.

Овощи продают . магазине.

Игра “Путаница”. Откройте тетради, запишите число.

На карточках все слова в предложениях перепутались. Поставьте слова на место. Запишите предложение в тетрадь. Начертите его схему. Проверяем схемы предложений на доске. Сколько слов в предложении?

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Вправо. Влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Повернись скорее к другу.

Правую дай другу руку.

Влево. Вправо головою!

Руки вверх! Перед собою!

Повернись скорее к другу.

Левую дай другу руку

Игра “Чудесный мешочек”

В мешочке буквы, которые вы должны угадать на ощупь. Из этих букв составьте название овоща. —-Картошка

А теперь скажите, это правда или шутка? (На доске картинка).

“Дед в печи, картошка на печи”. —Это шутка

С какими маленькими словами мы сегодня работали —– в, на

Как они пишутся с другими словами?—–Отдельно

Вы сегодня хорошо занимались ,и поэтому я вам вручаю улыбающиеся наклейки!

Конспект логопедического занятия по теме: “Работа с деформированными предложениями”.

Усвоение порядка слов простом предложении

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме: “Работа с деформированными предложениями”.»

Конспект логопедического занятия по теме:

Работа с деформированными предложениями

1. Усвоении порядка слов в простом предложении, предложений в тексте.
2. Активизировать словарный запас.
3. Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Образовательные:
учить замечать смысловые и логические ошибки в тексте, восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста.

развивать слоговой анализ и синтез слов, логическое мышление, память.

Воспитательные:
воспитывать чувство доброты и взаимовыручки; самоконтроль за речью.

Оборудование: записи на доске, деформированный текст на каждого ученика, рабочие тетради, ручки.

Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем желанный урок.

Ребята, скажите, а какой сегодня день недели, месяц, время года?

Сегодня мы на уроке изучим новую тему: Работа с деформированными предложениями, а также выполним ряд интересных заданий.

Ребята, а сейчас поиграем в игру «Придумай окончание» я вам называю предложение, а Вы придумываете последнее слово, подходящее по смыслу:

На уроке будь старательным
Будь спокойным и …внимательным.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … понятно.

Если хочешь отвечать –
Надо руку … поднимать.

Запомни, что поют на пении,
Читают на уроке… чтения.

На математике считают,

На перемене… отдыхают.

6.Если друг стал отвечать,
Не спеши его… перебивать.

7. А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … руку.

8. Знай: закончился урок,
Коль услышал ты . звонок

Игра «Одно целое»

– Из слогов соберите слово, получившееся слово положите под соответствующую картинку.

Шап- ка, коф-та, шу – ба, но-сок, паль – то, са-пог, брю-ки.

– Запишите получившиеся слова. С одним из них составьте предложение.

Игра « Разьедини слова»

Задание: прочитайте про себя каждую строку; разбейте ее на слова; разделить слова вертикальной чертой, прочитайте предложение вслух; спишите текст, деля предложения на слова.

Текст: Весной в лесу.

2.2. Работа по группам

у, рос, дома, клен

на, клена, ветку, птичка, села

это, синичка, маленькая

Юра, у, живет, деда

дедушка, книгу, внуку, купил

Юра, стихи, громко, читает

2.4. Работа с текстом

– Название текста узнаете, разгадав кроссворд.

1.Не загадка это даже,

Если только кто-то скажет –

2.Никогда он не грустит,

А хрустит, хрустит, хрустит.

Хочешь, так подай на стол,

Хочешь, брось его в рассол.

3.Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)

4. Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)

5. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.

6. Не огонь, А жжется.
(Крапива)

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой.

Послушайте предложение. Исправьте ошибки в предло­жениях. Повторите правильное предложение.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли. Солнышко прячется, потому что ночью темно. Петя испачкался, потому что его поругала мама. Солнце пригревает, потому что стал таять снег. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА»

Разделы: Логопедия

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цели и задачи:

  • Обучающая: Сформировать у обучающихся понимание значений предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА».
  • Коррекционно-развивающая: Развивать навык языкового анализа, уточнять, активизировать словарный запас обучающихся, закреплять навык употребления предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА» в предложениях (устно и письменно).
  • Воспитательная: Формировать самоконтроль.

Оборудование:

  • объёмное пособие – макет «Лесная поляна».
  • объёмные фигурки животных: лисы, волка, зайца, медведя.
  • графические схемы предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА».
  • картинный материал с изображениями: «девочка заходит за угол дома», «собака спряталась за кустом», «продавец встал за прилавок», «девочка выглянула из-за угла дома», «собака выглянула из-за куста», «солнце выглянуло из-за облаков», «из-за дома видна сосна», «за речкой раскинулись нивы».
  • карточки со слогами «ЗА», «ИЗ-ЗА».
  • карточки со слогами «ПРЕД», «ЛО», «ГИ».
  • доска, магниты.
  • листы бумаги, ручки, простые карандаши, линейки.
  • мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, учителя. Давайте покажем, как мы умеем работать на уроке.

– Садитесь за парты. Спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

– Проверьте: «Всё ли необходимое к уроку у вас лежит на парте: лист бумаги, ручка, простой карандаш, линейка».

2. Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала

Сообщение темы занятия.

Формулировка целей и задач занятия.

Показ практической значимости изучения нового материала.

– Ребята, посмотрите на доску. (Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки со слогами «ЛО», «ГИ», «ПРЕД»). Что на доске? (Слоги).

– Прочитайте их, переставьте слоги местами и вы узнаете тему нашего занятия.

– Как называется тема нашего занятия (Предлоги).

– Сегодня мы будем изучать с вами предлоги «ЗА», «ИЗ-ЗА».

Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки с названием темы занятия «ПРЕДЛОГИ ЗА, ИЗ-ЗА»

– Мы узнаем значение этих предлогов, правила их написания, будем выделять их из предложений, сами придумывать предложения с этими предлогами, для того чтобы правильно писать предлоги в предложениях.

– Будьте внимательны на уроке, слушайте учителя и товарищей, выполняйте задания.

3. Усвоение нового материала

Выделение предлога «ЗА» из речи и уточнение его значения.

Учитель-логопед вывешивает на доску картинки, на которых нарисованы: «девочка заходит за угол дома», «собака спряталась за кустом», «продавец встал за прилавок», «за речкой раскинулись нивы».

Учитель-логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог «ЗА»

– Какое слово повторяется при назывании картинок («ЗА»)

– Что обозначает слово «ЗА»: (оно обозначает, что один предмет находится позади другого предмета, по ту сторону, вне, позади кого- чего-нибудь): «девочка позади дома», «собака позади куста», «продавец по ту сторону прилавка», «нивы по ту сторону реки».

Дети повторяют: «слово «ЗА» означает позади, по ту сторону».

– А теперь, я буду называть картинки и в предложениях буду употреблять слово «позади». А вы вместо слова «позади», будете говорить «ЗА». Например: я скажу: «девочка позади дома», а вы скажете: «девочка за домом» (работа выполняется с перекидыванием мяча).

  • «Собака спряталась позади куста» (Собака спряталась за кустом)
  • «Продавец встал позади прилавка» (Продавец встал за прилавок).
  • «Позади речки раскинулись нивы» (За речкой раскинулись нивы).
  • «А знаете ли вы, что такое нивы?» (учитель-логопед показывает картинку и объясняет значение слова «Нивы». Нива- это засеянное поле).

На доску вывешивается графическая схема предлога «ЗА»

Выделение предлога «ИЗ-ЗА» из речи и уточнение его значения.

Логопед вывешивает на доску картинки, на которых нарисованы: «девочка выглянула из-за угла дома», «собака выглянула из-за куста», «солнце выглянуло из-за облаков», «из-за дома видна сосна».

Логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог «ИЗ-ЗА».

– Какое слово повторяется при назывании картинок («ИЗ-ЗА»).

– Что обозначает слово «ИЗ-ЗА»?: «Оно обозначает направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь».

На доску вывешивается графическая схема предлога «ИЗ-ЗА».

Дети повторяют: «Слово «ИЗ-ЗА» обозначает направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь».

Ребята, слово «ИЗ-ЗА» имеет ещё одно значение: «по причине чего-нибудь, по вине кого- чего-нибудь. Например: Из-за дождя мы не пошли гулять».

Дети повторите предложение: «Из-за дождя мы не пошли гулять».

– Ребята, скажите, что обозначает слово «ЗА» (один предмет находится позади другого, по ту сторону, вне, позади кого – чего-нибудь).

– Ребята, скажите, что обозначает слово «ИЗ-ЗА» (направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь).

– Какое ещё есть значение у слова «ИЗ-ЗА» (по причине чего-нибудь, по вине кого, чего-нибудь).

Выполнение действий с предметами

Работа с пособием «Лесная поляна»:

Логопед обращает внимание учащихся на пособие: «Ребята, сегодня на занятии мы с вами оказались в волшебном сказочном лесу на заснеженной поляне, где живут удивительные, сказочные звери. «Почему удивительные», – спросите вы. А потому, что любят эти звери играть в прятки. Как-то раз в один январский зимний денёк решили жители леса сыграть в свою любимую игру. Вышли они на поляну и давай в прятки играть. Ребята, посмотрите на поляну и скажите, кто куда спрятался.

Дети выходят по одному, находят сказочного персонажа и отвечают на вопрос. (Лиса спряталась за ёлкой, медведь спрятался за ель, волк спрятался за кустарник, заяц спрятался за берёзу).

Ребята, какое слово помогло нам понять куда спрятались звери (за).

Логопед выдвигает фигуры сказочных персонажей из-за деревьев и спрашивает детей:

  • Откуда выглянула лиса (Лиса выглянула из-за ёлки).
  • Откуда выглянул медведь (Медведь выглянул из-за ели).
  • Откуда выглянул волк (Волк выглянул из-за кустарника).
  • Откуда выглянул заяц (Заяц выглянул из-за берёзы).
  • Откуда выглянуло солнышко (Солнышко выглянуло из-за облаков).
  • Ребята, какое слово помогло нам понять, откуда выглядывают сказочные жители леса (ИЗ-ЗА).
  • Ребята, а можно так сказать: «Лиса выглянула из ёлки» (нет), а «Заяц выглянул из берёзы» (нет).
  • Почему (потому, что слово «из» имеет другое значение). Оно обозначает направление действия откуда-нибудь, место, откуда исходит что-нибудь. Например «Белка выглянула из дупла», «Тигр вышел из клетки».
  • Ребята, понравилось вам в сказочном лесу (Да). На следующих занятиях мы обязательно вернёмся в этот сказочный лес.

5. Физкультминутка

– Ребята, встаньте из-за парт.

– Встаньте друг за другом.

– Саша, за кем ты стоишь (Я стою за Серёжей).

– Серёжа, за кем ты стоишь (Я стою за Вовой). И т.д.

– Вова встань за Сашей, Саша встань за Серёжей и т.д.

– Тая выйди из-за Серёжи.

– Серёжа выйди из-за Вовы.

Встаньте в ряд, послушайте задания, запомните их и в точности повторите: сначала выполните 5 приседаний, потом 4 прыжка на двух ногах, потом 3 прыжка на правой ноге, потом 2 прыжка на левой ноге. Выполняйте.

Молодцы, ребята! Садитесь за парты.

6. Закрепление новых знаний

Графический диктант.

– Ребята, маленькие слова, изучаемые сегодня на уроке называются предлогами. Ребята, кто знает, как пишутся предлоги в предложении (слитно или раздельно) (раздельно).

Предлог «ИЗ-ЗА» сложный предлог. Он состоит из двух предлогов «ИЗ» и «ЗА». Писать мы будем его в предложениях через дефис.

Сейчас мы будем писать графический диктант.

Я называю предложение, а вы определяете какой предлог в этом предложении. На листочках мы будем записывать предлоги, а остальные слова в предложении заменять чёрточками. Одному слову одна чёрточка.

  • Из-за поворота выехала машина (Из-за ——– ——- —–.)
  • Из-за холодного ветра нельзя было продолжить путешествие (Из-за —- —- — —- —- —.)
  • Солнце скрылось за горизонтом ( —- —— за —- .)
  • За деревьями прятался зайчонок (За —– —— —- .)

Работа с деформированными предложениями.

(задание на карточках).

Прочитайте предложения. Все ли предложения написаны правильно? Исправьте ошибки. Спишите предложения правильно. Выделите предлоги.

От ветра дети спрятались за дерево. Когда ветер стих, они вышли из дерева. Из проливных дождей реки вышли из-за берегов. Луна выглянула из-за туч. Из-за сильного снегопада в аэропорту отменили рейс самолёта. Гости сели за стол. Гости встали из стола. Мальчик выглянул из дерева.

7. Подведение итогов занятия

Вот и подошло к концу наше занятие.

Давайте подведём итог занятия:

  • Какие предлоги мы сегодня изучали.
  • Вспомните предложения с предлогом «за».
  • Вспомните предложения с предлогом «из-за».
  • Придумайте предложение с предлогом «за».
  • Придумайте предложение с предлогом «из-за».
  • Чему ещё мы сегодня учились на занятии?
  • Зачем мы изучаем предлоги «за», «из-за» (Чтобы правильно употреблять их в устной речи, грамотно писать).
  • На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?
  • Понравилось вам занятие?
  • Как вы работали на занятии? Оцените свою работу по таблице. Посчитайте баллы.
  • Что увидели? Молодцы!

Читайте также:  Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему
Ссылка на основную публикацию