Грибы, составление описательного рассказа о грибах’ – конспект НОД

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию ” Грибы – грибочки”.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Использование современных образовательных технологий:

1. Здоровьесберегающая технология.

2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.

3. Информационно-коммуникативная технология.

4. Игровая технология.

5. Нетрадиционные методы (ТРИЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
griby_gribochki.docx107.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №74 присмотра и оздоровления
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект
непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию ” Грибы – грибочки”.

Использование современных образовательных технологий:

1. Здоровьесберегающая технология.

2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.

3. Информационно-коммуникативная технология.

4. Игровая технология.

5. Нетрадиционные методы (ТРИЗ).

Узюмова Юлия Германовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию
” Грибы-грибочки “.

Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.

  • учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
  • учить подбирать признаки к предмету ( действия к предмету );
  • учить составлять описательные рассказы по схеме (ТРИЗ);
  • закреплять употребление предлогов;
  • побудить детей к активному диалогу;
  • пополнить и активизировать словарь по теме.
  • Развивающие:
  • развивать зрительную и фонематическую память;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к жизни леса;
  • воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: пнята, опнята, желчный (гриб), шершавая, “воротничок”, грибница, в крапинку.

Оборудование: магнитофон, запись “Голос леса”, корзинки для детей, муляжи грибов, мягкие подушечки (пеньки), плакат “Съедобные, несъедобные грибы”, плакат “Ядовитые грибы”, разрезные картинки, карточки-схемы (ТРИЗ), карточки с изображением строения гриба, слайды “Осеннего леса”.

Предварительная работа: чтение р.н.с “Война грибов”, “Война грибов с ягодами”, В.Катаев “Грибы”, “Под грибом”. Беседа “Грибное царство”, обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и “Четвертый лишний”, “Угадай по описанию”.

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

– Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)

– Кто из вас ходил в лес за грибами? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами? А когда пустая?

– Сегодня я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Для этого нам понадобятся корзинки.

– Чтобы собирать грибы, надо о них всё знать.

– За грибами мы поедем на электричке до станции ” Лесная “.

( Чтение стихотворения, воспитанники имитируют движение электрички. )

Мчится поезд во весь дух.

( Дети ” приезжают ” в лес). Слайд осеннего леса.

– Вот мы и приехали на станцию ” Лесная “. Посмотрите, какие деревья в лесу вы видите. ( Ёлки, берёзы, сосны, дубы и т.д.)

– Как называют такой лес, где растут разные деревья? (Смешанный.)

– В нашем лесу растёт много грибов, давайте соберём полные корзинки.

( У ребят в руках корзинки, дети собирают грибы – муляжи).

– Много грибов вы собрали. А как называют тех, кто собирает, любит собирать грибы? ( Грибники)

– Давайте присядем на ” пеньки ” (мягкие подушечки в виде шляпок грибов), и внимательно рассмотрим грибы в ваших корзинках, все ли их можно есть. Вот и увидим, хорошими ли мы грибниками сегодня оказались.

3. Д/и ” Почему так названы “.

В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия ” съедобные “, ” несъедобные ” и ядовитые грибы.

– В красной шляпке словно гном,

Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)

– Кто догадался, что это за гриб, вынимайте его из своей корзины (кладут рядом).

– Как вы думаете,почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)

– У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка.

– Этот гриб весьма хорош

На опавший лист похож. (Подберёзовик)

– Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)

– Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая)

Кладут подберёзовик рядом с подосиновиком (также с остальными грибами )

– В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке. ( Белый гриб)

– Опишите его, какой он. ( Круглая, коричневая, шершавая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору)

– Какой гриб носит название дикого животного? ( Лисичка)

– Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)

Стоят на пеньке

Найдётся им место

В твоём кузовке. ( Опята)

– Почему их так называют? ( Растут на пнях ” семьями “)

– Опишите их. ( Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с ” воротничком “).Раньше в деревнях их называли пнятами, опнятыми.

– Говорят, что эти грибы можно есть сырыми. Какие это грибы? ( Сыроежки). Шляпки могут быть красного, жёлтого, зелёного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. Сырыми их есть нельзя, а назвали их так потому, что сыроежки готовятся быстрее всех остальных грибов.

– Как называется гриб с шершавой волнистой шляпкой? ( Волнушка.) Описывают внешний вид, строение.

– А гриб с масляной шляпкой? ( Маслёнок)

– Посмотрите, как много грибов мы собрали. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( “Съедобные”)

– Давайте положим ” съедобные ” грибы в корзинки.

4. Работа по плакатам ” Съедобные “, ” несъедобные ” и ядовитые грибы.

– Подскажите мне, пожалуйста, как называются эти два гриба? ( Мухомор, бледная поганка). Почему они выделены на плакате красными треугольниками? ( Их нельзя есть)

– Как называются такие грибы? Почему их нельзя есть? ( Ядовитые, отравимся, можно умереть)

– Мухомор – самый распространённый ядовитый гриб. Внимательно рассмотрите и запомните его. У мухомора ножка какая? ( Длинная, тоненькая, есть белый ” воротничок “)

– Шляпка какая? ( Красная, круглая, в белую крапинку)

– Почему мухомор так назвали? (ответы детей)

– В деревнях до сих пор летом собирают мухоморы красные и дома складывают их на блюдечки с послащённой водой. Мухи летят на сладкое, пьют ядовитую воду и улететь уже не могут.

– Теперь запомните бледную поганку – смертельно ядовитый гриб. Ножка какая? ( Длинная, тонкая). У корня находится мешочек, из которого растёт гриб. Есть воротничок, шляпка какая? ( Круглая, неровная, бледная по цвету. )

– Как вы думаете, почему бледную поганку так назвали? ( Она бледного цвета и не годится в пищу – поганая, нехорошая. )

– Я очень рада, что никто из вас не положил в свои корзинки ядовитые грибы. Мухомор и бледную поганку нам есть нельзя, а надо ли их уничтожать? Почему? ( Нет, не надо. Мухомор едят лоси, с его помощью избавляются от мух. Из бледной поганки изготавливают лекарства)

– Очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. Например, у опят – ложные опята, у белого гриба- желчный гриб, у лисичек- ложные лисички ( показываю на плакате ) и многие другие.

Существует важное правило сбора грибов :

  • Если гриб вам не знаком, что делать? ( Спрошу у того, кто знает или не буду брать и даже трогать руками) Это первое правило.

– Если внимательно посмотрите на плакаты, то увидите, что у всех грибов есть что-то общее. Из каких частей состоит гриб? ( Шляпка, ножка, грибница. )

– Грибы вырастают из грибницы – это корень гриба, который живёт несколько лет ( показываю картинку с изображением строения гриба. ) На этом же месте через некоторое время могут появиться новые грибы. Если мы вырвем гриб из земли, то повредим грибницу, гриб в этом месте уже расти не будет.

  • Поэтому второе правило сбора грибов:

– Грибы надо срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить корешки (грибницу ) или выкручивать. Этим мы бережом лес, природу.

5. Д/и “Найди шляпку к ножке”.

– Ребята, кто-то разрезал все картинки на кусочки, давайте соберём их. (Работа по группам, детям предлагается несколько вариантов грибов, разрезанных на несколько частей)

– Что можно сделать с грибами? ( Срезать, выкрутить, сварить, пожарить, заморозить, засушить, засолить, замариновать)

– Какие блюда можно приготовить? ( Ответы детей)

– Молодцы, вы все справились с этим заданием. Грибники из вас получились хорошие, все грибы знаете, ядовитые в корзинки не положили, как собирать рассказали. Давайте немного отдохнём.

Все зверушки на опушке ( идут в хороводе )

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали ( скачут вприсядку )

Лисичка бежала ( бегут )

Скакали зайчатки ( скачут стоя )

Искали опятки.
Медведь ходил ( идут, изображая медведя )

7. Составление описательного рассказа о грибах с использованием ТРИЗ.

– Отдохнули, а сейчас давайте составим рассказ о грибах ( дети присаживаются на полянку на ” пеньки “). Работа по схеме, воспитатель показывает.

  1. “?” ( что это за гриб – название)
  2. лес (где растёт, под каким деревом )
  3. два гриба (съедобный, несъедобный, один из них в красном треугольнике)
  4. шляпка, ножка, грибница (из чего состоит, внешний вид, цвет)
  5. корзинка ( зачем грибы нужны человеку, что с ними делать – приготовить )
  6. рука (как нужно собирать грибы)
    Привожу примерный рассказ о грибах.

– Послушайте мой рассказ (выставляю гриб на поднос). Гриб подосиновик. Он растёт в лесу, чаще всего под осиною. Подосиновик съедобный гриб. У него красного цвета выпуклая шляпка, высокая белая ножка, грибница, которая находится в земле. Его жарят, варят, сушат, солят, маринуют. Собирать подосиновик ( и другие грибы ) нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы.

– А теперь вы расскажите, выбрав любой понравившийся вам гриб из вашей корзины. (2-3 воспитанника)

8. Подведение итогов.

-Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу. Что вам понравилось в нашей прогулке? Что больше запомнилось? Что нового вы узнали?

– Мне понравились ваши рассказы о грибах, очень интересный рассказ. (отмечаю каждого ребёнка).

– Всем спасибо! Пора возвращаться, берите свои корзинки с грибами. Сейчас выйдем из леса, дойдём до станции ” Лесная “, сядем в электричку, скоро будем в детском саду.

Воспитанники имитируют движение электрички.

Источники: Т.И.Подрезова “Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы”. Изд.: АЙРИК-пресс, 2006

Т.А.Шорыгина “Грибы. Какие они?” Изд.: Гном и Д, 2013

И.В.Дурова “Развитие речи. Мир растений и грибов: фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья. Тематический словарь в картинках. Для занятий с детьми 5-7 лет”. Изд.: Школьная книга, 2012.

Конспект НОД “Познавательное развитие” “Грибы”

Конспект НОД
по познавательному развитию
на тему «Грибы. Съедобные и несъедобные»

Цель: систематизировать знания и преставления детей о грибах.

Образовательные задачи:

ОО «Познавательное развитие»: научить называть и различать съедобные и несъедобные грибы: подосиновик, подберёзовик, лисички, маслята, сыроежка, белый гриб, мухомор, бледная поганка.

ОО «Развитие речи»: расширение словарного запаса детей новыми словами – спора, грибница, подберезовик, груздь, подосиновик и т.д.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: воспитываем интерес к красоте грибов; развивать эмоциональные качества детей по восприятию прекрасного.

ОО «Физическое развитие»: развивать координацию речи с движением.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами; формируем навыки безопасного поведения в лесу.

Предварительная работа: рассматривание информационного плаката «Грибы. Съедобные и ядовитые»; беседа о лесе, его обитателях и растениях; чтение сказки И.Ревю «Боровик, лисички и опята», «Жил был Мухомор».

Материалы: игрушка Ёжик; картотека «Грибы»; информационный плакат «Грибы. Съедобные и ядовитые»; фотографии грибов, муляж гриба.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от ёжика. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что он любит больше всего собирать в лесу?

Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы?

Дети: гриб

Воспитатель: А какие бывают грибы?

Дети: съедобные и несъедобные, ядовитые

Воспитатель: Какие грибы называют съедобными?

Дети: те, которые можно кушать: варить, жарить, солить

Воспитатель: Какие грибы называют несъедобными?

Дети: ядовитые, поганки, те, которые кушать нельзя

Воспитатель: я сейчас вам расскажу о грибах. Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? (дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом. А сейчас давайте покажем Ёжику грибы, расскажем ему о них и назовем съедобные и несъедобные (показ картинок и чтение стихов о грибах)

Средь грибов я богатырь

Белый все меня зовут (белый гриб)

На опавший лист похож.

Я в красной шапочке расту

Среди грибов осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я подосиновик

Как будто погнались

За солнечным зайкой (лисички)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята).

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд.

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится. (бледная поганка)

Воспитатель: Молодцы! Все грибы знаете! Ёжик нас внимательно слушал и запомнил. Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко поиграем.

(дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)

Игра «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. (дети идут по кругу)

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел – (встряхивают кистями)

Это очень хорошо. (хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать (приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать. (приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята (показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (грозят пальчиком).

Украшай осенний бор.

Воспитатель: А знаете ли вы, дети, что в лесу можно заблудиться, и чтобы этого не произошло, грибники друг другу в лесу кричат «Ау!». Давайте и мы потренируемся так кричать. Садитесь на стульчики.

Проводится игра «Ау!» – один ребенок водит, поворачивается ко всем спиной, дети по очереди его кричат «Ау! Сережа!», ребенок должен узнать кто его звал. вызываются 2-3 ребенка

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите и Ёжик все узнал про грибы и может смело идти в лес за грибами. Но давайте мы расскажем Ёжику о правилах сбора грибов

Правила сбора грибов

ВО-ПЕРВЫХ, научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.

ВО-ВТОРЫХ, собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте незнакомые грибы!

В-ТРЕТЬИХ, не кладите в корзину червивые, старые, перезрелые грибы. В таких грибах образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться!

В-ЧЕТВЕРТЫХ, никогда не собирайте грибы в городских скверах, парках, палисадниках, на бульварах, а также грибы, выросшие вблизи шоссейных дорог. Потому, что грибы, словно губки, впитывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе.

Стихотворение.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай —

Никогда не забывай. Мусор с травки убирай!

Из рогатки не стреляй!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

Мы природе не враги!

Воспитатель: Ну вот, ребята пришла пора расставаться с Ёжиком. А что интересного узнали сегодня вы, ребята? (воспитатель слушает ответы детей)

Портал образования

Автор: Захарова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 “Белочка”
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД Составление повествовательного рассказа по картине «В лес по грибы» художника Л. Новоселовой (старший дошкольный возраст)
Дата публикации: 26.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД Составление повествовательного рассказа

по картине «В лес по грибы» художника Л. Новоселовой

(старший дошкольный возраст)

ознакомления детей с картиной.

рассказа. Обеспечивать целостное восприятие картины.

речи, умение импровизировать, называть признаки предмета, использовать в

речи глаголы, активизировать словарь.

активность, сотрудничество, взаимодействие со сверстниками.

Материалы и оборудование: картина «В лес по грибы» художника Л.

Новоселовой, указка, альбомные листы, простые карандаши (по количеству

Предварительная работа: чтение и пересказ Л.Н. Толстой «Девочка и

грибы», Э. Шим «Брат и младшая сестра», рассматривание картины С.В.

разучивание пальчиковой гимнастики «По грибы», рисование леса, грибов,

дидактические игры «Один-много», «Веселый счет».

дидактическая игра «Назови часть целого», «Передай слово».

Словарная работа: по грибы, корзина, гриб, лес, шляпка, ножка,

грибница, полянка, кустарники, деревья, цветы, трава, грибы, насекомые,

звери, веселый, добрый, солнечная, маленький, темный, зеленая, дремучий,

растет, свети, дует, летит.

1. Организационный момент.

Ребята поиграем с вами. Я буду называть предмет, а вы назовете его

части. Береза – почки, сережки, листья, кора, ветки, ствол. Заяц – лапы, уши,

хвост, мех, голова, туловище. Цветок – лепестки, стебель, корень, листья.

Стрекоза – крылья, хвост, голова. Ель – шишка, иглы, кора, ветки, ствол.

Гриб – шляпка, ножка, грибница. Лес – полянка, кустарники, деревья, цветы,

выделить части. Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Куда можно

пойти погулять в такой день, подышать свежим воздухом, увидеть красивую

природу? (На улицу. В парк. В лес). Верно, мы отправляемся в лес.

2. Основная часть.

Мы пойдем гулять не одни. Воспитатель закрепляет картину на доску,

дает время рассмотреть ее, и обращается к детям с вопросами.

девочка). Где они находятся и что они делают? (Они в лесу собирают грибы.

девочке большой гриб, а в другой руке держит корзинку с грибами). Какое

название можно дать этой картине? Почему это название? («Дети собирают

Новоселовой. Составьте рассказ по этой картине. Какое настроение передал

художник нам, своей картиной? (Нам радостно, красивая природа и хочется

побывать в этом лесу, который на картине). Почему девочка сидит на

пеньке? (Девочка долго ходила по лесу, насобирала полную корзину грибов,

села отдохнуть и подождать мальчика). Расскажите сначала, как дети попали

в лес и, что с ними произошло, чем все закончилось. Дети составляют рассказ

благодарит за рассказ.

сказали Диме и Ксюше, что поедем в лес, собирать грибы.

Дети обрадовались. Каждому мама дала по маленькой корзинке. Папа

знал лучшие грибные места. Но когда дети оказались в лесу, скрыть своего

удивления не смогли. И тут, и там были грибы. Их было так много, что даже

травы видно не было. Дети наперегонки наполняли свои корзинки. Лето было

теплым, вокруг щебетали птицы, а ветер шуршал листьями деревьев, словно

шепотом подсказывал, где искать грибы. Ксюша ходила с палочкой, но все

равно устала. Она присела на пенек подождать Диму. Корзинки у детей были

полны маслят, подосиновиков, подберезовиков, лисичек. И в них точно не

было мухоморов. Родители похвалили Ксюшу и Диму.

На ужин мама сварила вкусный грибной суп. Ребята решили, что завтра

в детском саду расскажут всем детям и воспитательнице как они ходили в лес

Физкультминутка «За грибами» (1- 2 раза)

Все зверушки на опушке Дети идут в хороводе.

Конспект занятия по теме [Грибы]

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Лес. Грибы»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.

– Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.

II. Основная часть. 2. Чтение стихотворения:

Мчится поезд во весь дух.

3. Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

— Какое сейчас время года?

– Какой сегодня день?

– Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.

Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина)

4. Рассказ логопеда о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Далее логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке с изображением гриба и рассказывает о нем.

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка тол­стая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеле­ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

5. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

6. Упражнение «Что за гриб?»

– Как называется этот гриб?

– Под каким деревом?

7. Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка

8. Игра «Сколько грибов собрали?»

– Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

– В корзинку не положили…?

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

10. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)

12. «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек

Украшая темный бор, Много белых ножек.

Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,

Ядовитый… Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка, ребятки: Это…

Тут лисички, там – опятки.

Ну, а это на полянке,

III. Окончание занятия

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект НОД в старшей группе по теме Грибы

Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы – съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Умная Ворона нам дорогу к норке Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону и лукошко.)
3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной. Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается аудиозапись «Шум дождя).
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взглядом.)

Мы на небо посмотрели:
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками.)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.
4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Умная Ворона: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят и подносят воспитателю и Умной Вороне муляж гриба и листочек из цветного картона с загадкой.)
Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (боровик).
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают, рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко. Так же с остальными грибами.)
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель читает загадку.)
Загадка 3.
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.
Умная Ворона.: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Ворона, ты тоже сомневаешься? Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.
Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. (Дети садятся на стульчики возле столов, соединённых по двое. На столах перед каждым ребёнком лист А4 с зашумованной картинкой и фломастеры.) А здесь у нас на картинках тоже грибы спрятались. Прежде чем грибы искать, покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками.
5. Пальчиковая игра «За грибами».
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
6. Дидактическая игра «Найди и обведи гриб».
Дети находят на зашумованных картинках контур гриба и обводят его чёрным фломастером. Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.
7. Офтальмотренажёр (для снятия зрительного напряжения).
Воспитатель: Ребята, найдите глазами белочку с лукошком грибов. (Дети находят картинку на стене группы.) Видите, сколько грибов она набрала! И у нас в лукошке тоже не мало, посмотрите. (Дети переводят взгляд на лукошко с муляжами грибов, которое стоит перед ними на столе.) А теперь вставайте, пойдем дальше Ёжика искать.
Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)

Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
8. Дидактическая игра « Что в лукошко мы берём?».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.
9. Сюрпризный момент.
Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!
(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Умной Вороной, съедают по 1 грибу.)
III. Итог.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.

Вывод. Смена занимательных заданий, игрушки-персонажи, яркий наглядный материал, муляжи, оформление группы, шумовое сопровождение и сюрприз-угощение помогли сделать НОД интересным и запоминающимся для детей. Эта разработка может использоваться воспитателями как коррекционных групп, так и групп общеразвивающей направленности.

Конспект занятия по развитию связной речи «В лес за грибами»

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная

Тема : развитие связной речи

Название : «В лес за грибами»

Методы и приемы: практические, наглядные, словесные, интерактивные, игровые

Интеграция образовательных областей: речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Возраст : старшая группа

Цель : формировать умение составлять рассказ на тему по плану.

Образовательная: обогащать представления детей о грибах, способах их заготовки; дать первоначальные представления о профессии «писатель».

– упражнять в составлении предложений;

– формировать планирующую функцию речи;

– упражнять в употреблении предлогов;

-активизировать логическое мышление, зрительное восприятие, слуховое внимание;

-развивать моторику и умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные: учить уважать друг друга, внимательно слушать собеседника.

Планируемые результаты: дети соблюдают три этапа при составлении рассказа, правильно используют простые и сложные прилагательные. У детей развито слуховое и зрительное восприятие.

Организация среды : карточки-символы (осень, гриб, корзина, нож, пень, трава, ель, береза); картинки с зашумленным содержанием (лес, озеро, пляж, горы), подобранные по цвету грибов наборы из конструктора лего (кирпичик 1х1, круглый кирпичик); карточки с изображением грибов; презентация «Как составляют рассказ»; кресло для писателя.

Предварительная работа: созданные макеты из конструктора лего на пластинах (ель, береза, поляна, пень)

Ход образовательного мероприятия :

Игра «Сядет тот, кто закончит предложение» (ребенок получает карточку-символ и прикрепляет ее на доску)

Осенью хорошо ходить в лес за …

Грибы складывают в …

Чтобы не испортить грибницу, грибы аккуратно срезают …

Дружных опят можно найти на …

Рыжие лисички спрятались под …

Из грибов можно приготовить …

– Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? Правильно, в лес. Выполните мое задание и вы узнаете, что мы будем делать в лесу.

Дети садятся за столы (работа с конструктором лего).

– Возьмите кирпичик 1х1. Сверху прикрепите круглый кирпичик. На что похожа ваша модель? Конечно на гриб. Кирпичик 1 на 1 это ножка, круглый кирпичик – это шляпка. Посмотрите на картинки, какой гриб у вас получился? Почему вы так думаете? Например: «Мой гриб похож на лисичку, у него оранжевая ножка и шляпка». «Мой гриб похож на красноголовик, у него белая ножка и красная шляпка». Давайте вспомним, где в лесу растут грибы, и расставим наши грибочки на макете. Дети по очереди расставляют лего-грибы на макете и проговаривают предложения: «Опята растут на пне», «Красноголовик вырос рядом с березой», «Лисички растут под елью», «Маслята прячутся в траве» и т.д.

– Посмотрите, у нас получилась целая история. Как можно назвать эту историю? Кто сочиняет истории, рассказы? Конечно, писатель. Давайте и мы побудем сегодня писателями и придумаем рассказ о том, как мы ходили в лес за грибами.

– Писатель знает, что любой рассказ состоит из трех частей. Интерактивная лекция «Как пишется рассказ» (презентация с этапами составления рассказа: начало, середина, конец).

– О чем можно рассказать в начале? Правильно, когда, с кем вы пошли в лес. Что с собой взяли. На чем вы отправились. Воспользуйтесь в своем рассказе картинками с доски.

– О чем расскажем в середине? Правильно, где нашли грибы. Когда будете рассказывать, смотрите на наш макет из лего.

– Что будет в конце? Понравилось или нет собирать грибы. Что приготовили из грибов дома.

– Сегодня мы будем выбирать писателя, у которого будет самое интересное начало рассказа. Он будет напечатан на самой первой странице нашей книги. Слушайте друг друга внимательно.

Далее дети самостоятельно составляют рассказы, а педагог записывает, чтобы потом издать сборник рассказов начинающих писателей. Ребенок-писатель садится с кресло и начинает повествование.

– Чье начало рассказа был самым интересным и почему? Что вам понравилось, а что было трудным?

Вечером сборник рассказов выставляется в групповой раздевалке для родителей детей. Затем сборник вносится в группу в книжный уголок.

Читайте также:  Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии
Ссылка на основную публикацию