Гласные звуки и буквы – конспект занятия в старшей логопедической группе

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_s_igroy_veselyy_pirat.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

– учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

– развивать у детей фонематические процессы;

– закреплять понятие «гласный звук»;

– развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

– развивать умение соотносить звуки и буквы;

– развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

– Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);

– схемы: «Звуки – буквы», «Домик» (место звука в слове);

– картинки с изображением артикуляции гласных звуков.

Виды детской деятельности:

– разучивание артикуляционной гимнастики;

– разучивание пальчиковой гимнастики;

– разучивание физкультминуток (движение с речью);

– развитие дыхания и голоса;

– дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай»;

– продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

– работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

– Словесный (вопросы, объяснение).

– Наглядный (картинки, показ артикуляции).

– Игровой (дидактические игры)

I. Организационный момент.

– Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия. Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

II. Основная часть.

– Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

Как огромный бегемот!

Подразнить его охота –

Пошутим над бегемотом . («Окошко»)

Он смеется звонко, так.

Вот понравится лягушкам –

Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)

Подними скорее руки!

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! («Трубочка»)

  • [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так. («Часики»)

Он высказывает мнение.

Язычок вдруг разленился,

На крылечке развалился. («Блинчик»)

  • [О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

На качелях О катался:

Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

Вот такие все они.

– Сегодня мы с вами р асскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. ( Перед детьми схема-подсказка «Звуки – буквы»).

– Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)

– Что мы читаем и пишем? (Буквы.)

– Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)

– Каким цветом они обозначаются? (Красным.)

– Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)

  1. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»

– На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук . Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:

а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.

  1. Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»

– Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.

Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

  1. Фонетический анализ и синтез слов.

– На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? ( Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на до мике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. ( При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)

  1. Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] – во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

– Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.

III. Итог занятия.

– Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)

– Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.

– Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

Алла Авдеева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.

– учить детей различать звуки А,О,У,И,Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

2. Коррекционно-развивающие:

– закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова;

– развивать у детей фонематические процессы;

– закреплять понятие «слово», «гласный звук»;

– развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

– развивать умение соотносить звуки и буквы;

– развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

3. Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

– столы и стулья для детей;

– зеркала для каждого ребенка;

– предметные картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов; – схемы, обозначающие место звука в слове;

– круги красного цвета на палочках- «фонарики» для каждого ребенка;

– листы бумаги со «сломанными буквами»;

– плакат с изображением артикуляции гласных звуков.

Образовательные области:

Виды детской деятельности:

Предварительная работа:

– разучивание артикуляционной гимнастики;

– разучивание пальчиковой гимнастики;

– разучивание физкультминуток (движение с речью);

– развитие дыхания и голоса;

– дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай», «Перепалка»;

– продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

– работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

– Словесный (вопросы, объяснение).

– Наглядный (картинки, показ артикуляции).

– Игровой (дидактические игры)

Ход занятия.

Дети сидят за столами, на которых лежат зеркала. Перед ними стоит магнитная доска, на которой висит плакат с изображением артикуляции гласных звуков. Логопед показывает детям игрушку-гнома Грамотея.

1. Организационный момент.

Логопед: – Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуковии. Вместе с ним там живут Звуки и Буквы. Они друзья Грамотея. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Грамотею, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Вспомните, что мы слышим и говорим?

Дети: – Звуки.

Логопед: – Что мы читаем и пишем?

Дети: – Буквы.

Логопед: – А какие звуки мы называем гласными?

Дети: – Гласными называются звуки, которые можно петь. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.

Логопед: – Как они схематически обозначаются?

Дети: – Красным квадратиком.

II. Основная часть.

Логопед: – Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков. Грамотей спрашивает, а вы делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику?

Дети: – Да.

Логопед: – Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала и выполняйте упражнения, следите за язычками.

Дети берут в руки зеркала и выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (Улыбка, Заборчик, Качели, Часики, Оближем губки, Чашечка, Трубочка, Лошадка).

Логопед: – А теперь потренируем наши пальчики.

Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «В гости».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

А мизинчик – малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики друзья.

Друг без друга им нельзя.

Логопед: – Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним сколько в русском языке гласных звуков.

Дети: – Шесть.

Логопед: – Давайте вспомним «Песенку гласных звуков».

Логопед просит одного ребенка выйти к доске и спеть вместе с детьми. Дети стоя около стульчиков выполняют упражнение.

«Песенка гласных звуков».

Гласных звуков шесть всего

Я смогу пропеть их все до одного:

Логопед: – Грамотей хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке).

Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».

Логопед: – У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?

Дети: – Буква.

Логопед: – Посмотрите на плакат, где написаны буквы, и скажите для каких звуков эти «домики».

Логопед показывает буквы на плакате, висящем на доске, а дети называют их и говорят для какого звука этот «домик».

Логопед: – Ребята, гном Грамотей спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?

Дети: – В начале, в середине, в конце слов.

Логопед прикрепляет к доске схемы, обозначающие место звука в слове.

Логопед: – Какой звук не бывает в начале слов?

Дети: – Звук Ы.

Логопед: – Грамотей приготовил для вас задание. У меня на столе лежат конверты, откроем их. В первом и втором конвертах лежат гласные буквы. Их надо прикрепить на доску слева. В других лежат картинки, в названиях которых есть гласные звуки в начале, в середине, в конце слова. Тот кого я назову будет подходить к доске, показывать всем картинки, называть слова и определять место гласного звука в словах. Затем вы должны прикрепить картинку под схемой.

Дети выполняют задание.

Логопед: – Давайте немного отдохнем, выходите на ковер, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка вовсе.

Очень маленьким он был.

С погремушкою ходил

Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь.

Логопед: – Грамотею очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с него.

Дети выполняют задание.

Логопед: – Молодцы. Садитесь за столы. Грамотей приготовил еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам.

Логопед проверяет правильность выполнения ими задания.

III. Итог занятия.

Логопед: – Гному Грамотею пора возвращаться в Звукобуковию. Давайте с ним попрощаемся и вспомним чем мы сегодня занимались.

Дети: – Мы вспоминали гласные звуки и буквы.

Логопед: – Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.

Логопед: – Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: – Игры гнома Грамотея.

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». МГЗПИ. 1991г. -188с.

2. В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 г. – 95с.

3. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». ГНОМ и Д. 2009г. – 128с.

4. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». ГНОМ и Д. 2002г. – 112с.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Звуки «Ш», «Ж»; буквы Ш, Ж. Тема занятия: Звуки «Ш», «Ж»; буквы Ш, Ж. Задачи: -Учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости на слух; -Закрепить навыки чёткого.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о]; правила о гласных звуках.

Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.

Мягкая игрушка «Колобок», мягкий браслет красного цвета на каждого ребёнка; дидактическое пособие «Волшебный коврик» (2 вариант); предметные и сюжетные картинки; символы для заучивания стихотворений, сопровождающих самомассаж лица; «Сказочный сундучок»; демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; буквы разрезной азбуки; дидактическое пособие «Гусеничка-умничка»; фишки для звукового анализа; «письма»: осенние листочки из цветного картона; «капельки дождя» из цветного картона; «слоговые дорожки» из 1; 2; 3; 4 осенних листочков; магнитная доска.

Логопед: – Сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну гласных звуков.

Чтобы туда попасть, мы наденем на левую руку красный браслет. Почему?

Дети: -Потому, что гласные звуки обозначаются красной фишкой.

Логопед:- А как мы узнаем гласные звуки?

Дети: -Гласные звуки легко поются и воздух изо рта выходит свободно (правило о гласных звуках).

Логопед: – Ребята, давайте посмотрим в окно. На улице холодно и пасмурно,мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках браслеты и удивились. Нам понравилось, как мы необычно выглядим – мы улыбнулись.

Логопед:- Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.

Самомассаж лица с опорой на символы.

Логопед:- Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица по моим подсказкам.

Карточка 1. Рисунок: солнышко.

Карточка 2. Рисунок: дождик.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Карточка 3. Рисунок: зигзаг.

Ходит пальчик по дорожке:

Будут розовыми щёчки:

Карточка 4. Рисунок: яблоко.

Вышли пальчики гулять,

Стали яблоки срывать.

Что за чудная картинка:

Стала полною корзинка.

Карточка 1. Рисунок: солнышко.

Логопед:- Дорога в Страну гласных звуков лежит через осенний лес.

А теперь- в путь!

Дети под музыку идут по группе «змейкой».

Логопед: – Ребята, кто это сидит на пеньке?

Логопед:- Здравствуй, Колобок! Мы идём в Страну гласных звуков. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём Колобка с собой!

Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на дереве?

Дети: -Это красные кружки- символы гласных звуков.

Логопед прикрепляет символы на доску.

Логопед: – Колобок увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

Здесь картинка: мальчик заблудился в лесу, он зовёт друзей. Что он кричит?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [а] Какой ІІ звук? [у].

Какие это звуки? (Гласные)

Какими фишками мы их обозначим? (Красными кружками).

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои коврики так, чтобы красная полоска находилась слева.

Логопед выкладывает фишки и буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Как кричит ослик?

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети на индивидуальных ковриках самостоятельно.

Логопед:- Каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Если всё верно – положите на свой коврик капельку осеннего дождя.

-Вот сколько капель! После такого дождя можно и за грибами пойти!

Физминутка «Мы в лесок пойдём».

Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. Дети маршируют.

В шапочке нарядной, светло-шоколадной. Изображают шапочку.

Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.

От ребят свой бок! Руки на поясе.

Логопед:- Колобок говорит, что под этим грибком кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Гусеничка-Умничка и её подружки.

Игра с Гусеничкой.

Гусеничка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а]. В Сказочном сундучке есть ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук в начале слова- положите фишку гусеничке на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.

Логопед:- Гусеничке понравилась игра, но ей и её подружкам пора возвращаться домой. На прощание она принесла каждому из вас письмо на осенних листочках. Прочитайте своё письмо и прошагайте пальчиками каждую букву.

Работа с предложением.

Логопед:- Нам тоже пора. Но как же мы вернёмся в детский сад?

Колобок:- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Сегодня я хотел написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка. –Листочек упал с дерева.

Ёлка висит на шишке. –Шишка висит на ёлке.

Берёза дует на ветер. – Ветер дует на берёзу.

Колобок: – Спасибо, ребята! Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Колобок:- Вот мы и вернулись! Спасибо за интересное путешествие, я возвращаюсь в свою сказку.

Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков»

Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков»

Форма проведения: Занятие-путешествие.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], соотносить гласные звуки с конкретными символами. Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике и речи. Формировать направленный длительный выдох.

Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное, слуховое восприятие. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии, умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь.

Оборудование: Бейджики с красными флажками по числу детей; кукла; демонстрационный материал «Дорожка для колобка»; музыкальный фрагмент «Вой волка»; картинки заклеенные полосками цветной бумаги; символы гласных звуков [А], [О], [У], [И]; картинки с изображением трёх одинаковых мальчиков с разным эмоциональным состоянием; «звуковая дорожка» для развития мелкой моторики; предметные картинки: кот, собака, мышь, конверт с письмом, буквы А, О, У, И по числу детей.

1. Организационный момент:

– Дети, давайте прикрепим красные флажки, посмотрим друг на друга.

– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и прикрепили красные флажки. А почему мы выбрали именно красные флажки? (Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом)

– Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

2. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом.

Появляется плачущая кукла

– Дети, посмотрите здесь, плачет чья-то куколка. Вспомните, какой гласный звук надо произнести, чтобы ее успокоить? (Гласный звук [а])

Дети успокаивают куклу, пропев ей звук [а]. На доске появляется картинка.

– Посмотрите, кто это катится по дорожке? (По дорожке катится Колобок)

– Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой гласный звук поет Колобок? (Гласный звук [и])

(Один из детей двигает Колобка по дорожке, остальные дети длительно произносят звук [и])

Звучит музыкальный фрагмент «Вой волка»

– Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок. (Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит волку)

– Какой гласный звук ему подходит? (Гласный звук [у])

– Давайте покажем, как волк идет и воет. (Дети изображают волка и произносят звук [у])

– Ой, от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь. (Дети изображают медведя и длительно произносят звук [о].)

– Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили. (Гласные звуки [а], [у], [и], [о])

– Как называются эти звуки? Чем они отличаются от согласных? (Их можно петь)

3. Формирование направленного длительного выдоха.

– Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Милый мой дружок!

(Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками)

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

Это задание проводится в виде игры с мячом. Один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово.

4. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.

– Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске рядом с нужным символом.

– А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды?

5. Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)

– Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

– Сначала натянем «умную шапку» (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитирует завязывание узелка под подбородком)

– Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек)

– Покажем «умную сову». (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы).

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

6. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.

Дети, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь живут три братца. Похожи ли они?

(На доске выставляются три картинки с изображением одинаковых мальчиков с различным эмоциональным состоянием – радость, грусть, злость. Дети определяют, чем они похожи и чем отличаются.)

– Давайте повторим следующие чистоговорки:

У-У-У – Я домой пойду!

О-О-О – Вот мое пальто!

А-А-А – Спать уже пора!

– Угадайте, кто из изображенных мальчиков мог так сказать. (Дети повторяют чистоговорки с разной интонацией)

7. Развитие мелкой моторики.

– Мы уже совсем близко подошли к Стране гласных звуков. Наши приключения еще не закончились. Посмотрите здесь какая-то заколдованная тропинка, нам нужно по ней пройти.

Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков.

– Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. (Один ребёнок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом аналогично левой рукой)

8. Определение гласного звука в середине слова

Звукоежка. А, не ждали?! Наконец-то я дошел до вашей Страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте.

– Дети послушайте, что в нем написано.

Это добрая собачка

Нам отправила письмо.

Пишет нам, что Звукоежка

Лишил голоса её.

Кошка Мурка замолчала,

Слышно только «мр» да «мр».

А мышонок пискнул только,

А потом совсем притих.

– Что же это ты натворил, Звукоежка?

Звукоежка А я взял да и съел все гласные!

– Дети давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака? (Собака лает: гав-гав-гав.)

– Какой гласный звук слышится в ее лае? (Дети ставят символ звука [А] под картинкой в середине слова)

– Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени? (Звук [И])

– А почему кошка перестала мурлыкать? (Потому что Звукоежка съел звук [У] )

– Молодцы ребята, спасибо вам за то, что вернули голоса мышонку, кошке и собаке. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Это очень важные звуки.

-Молодцы, ребята, за ваши познания подарю-ка я вам буквы которыми обозначают гласные звуки, а вы их потом в группе раскрасите.

– Ребята, нам пора возвращаться в детский сад после нашего путешествия. Скажите, что вам понравилось больше всего?

Конспект логопедического занятия по теме “Гласные звуки и буквы”

Конспект логопедического занятия в 1 классе
в группе с «Общим недоразвитием речи»

логопед: Зорина Таисья Владимировна
ГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования акимата города Костаная»

Тема занятия: “Гласные звуки и буквы”
Цели занятия:

1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

Ход занятия

I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).
– А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

II. Повторение пройденного.
– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
– Почему они называются гласными?
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
– Сколько гласных звуков в русском языке?
– Каким цветом они обозначаются?
III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
– Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.
(Презентация)
– А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?
(Мыльные пузыри)
IV. Работа на уровне звука.
Игра “Эхо”.
– Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ
Песенка гласных
– Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.
1. Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.
Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.
Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.
Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.
– Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)
2. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»
Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.
– Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:
ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.
V. Пальчиковая гимнастика.
«Медвежата» – веселые пуговички.
– К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.
(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)
VI. Работа на уровне слога и слова.
1. Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.
(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)
2. Работа на уровне слова.
На столе разложены перевернутые карточки со словами:
СОСНА
КАМЫШ
РАНО.
ВЕСНА
БАНКА
– Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.
Дети выполняют задание: соc|на – на|сос – а|`о .
VII. Физминутка
Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.
Карточки – противоположности
Составь предложение с 2-мя словами.
VIII. Работа на уровне текста, развитие связной речи.
Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

Вопросы и задания:

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?
– Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.
Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.
IХ. Итог занятия.
– Над какой темой мы сегодня с вами работали?
– Что вам понравилось на занятии?
– С чем вам было трудно справиться?
– Спасибо всем за отличную работу на занятии!

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме “Гласные звуки и буквы” »

Конспект логопедического занятия в 1 классе

в группе с «Общим недоразвитием речи»

логопед: Зорина Таисья Владимировна

ГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования акимата города Костаная»

Тема занятия: “Гласные звуки и буквы”

Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.

Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.

Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).

– А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

– Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

– Сколько гласных звуков в русском языке?

– Каким цветом они обозначаются?

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

– Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

– А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?

IV. Работа на уровне звука.

– Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ

– Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребенка баюкать,

Но не желают скрипеть и ворчать.

– А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.

Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.

– Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)

Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

– Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

«Медвежата» – веселые пуговички.

– К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.

(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)

VII. Работа на уровне слога и слова.

Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.

(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)

Работа на уровне слова.

На столе разложены перевернутые карточки со словами:

– Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.

Дети выполняют задание: соc|на – на|сос – а|`о .

Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.

Составь предложение с 2-мя словами.

IХ. Работа на уровне текста.

Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

(В. Сутеев)
Вопросы и задания

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?

– Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.

Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.

– Над какой темой мы сегодня с вами работали?

Фронтальное занятие в старшей логопедической группе “Рябинка” на тему “Праздник дружбы” Гласные и согласные звуки и буквы

Фронтальное логопедическое занятие для дошкольников с ФФН

Содержимое разработки

в старшей логопедической

на тему “Праздник дружбы”

Гласные и согласные звуки и буквы

Цель: закрепить знания детей о гласных звуках, дифференцировать гласные – согласные звуки.

Образовательные задачи: способствовать целенаправленному практическому усвоению единиц речи (звука, слова, предложения), дифференциации гласных и согласных звуков; учить определять позицию звука в слове; упражнять в делении слов на слоги; формировать навыки звукового анализа и синтеза; соотносить звук с графемой и дифференцировать понятия “звук” – “буква”.

Развивающие задачи: развивать фонетический и речевой слух, слуховое внимание, общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию дружеских отношений со сверстниками в совместной деятельности, воспитывать интерес к речевой деятельности на занятиях.

Оборудование: пособие “Дом для звуков”, схема характеристики звуков, пеналы со звуками, “портреты” гласных звуков, предметные картинки, пособие “домики и подъезды”, буквы, пазлы с буквами, схема предложений, пособие “запутанные буквы”.

Оргмомент: психогимнастика, пальчиковая гимнастика “Дружба

Дружат пчелка и цветок

Дружат лист и мотылек

Дружат солнце и луна

Дружат рыбка и волна

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли

Друг другом нужно дорожить

Без дружбы нам нельзя прожить.

– Наши друзья – звуки, с которыми подружились на занятиях, сегодня приглашают всех на праздник Дружбы. Расскажите, какие звуки бывают.

1 реб. Гласный – красный

Голос плавно, ровно льется

2 реб. Согласные –

Так непоющие звуки называются

Потому что с гласными дружить соглашаются.

– Что же получается, когда гласные и согласные звуки подружились?

3 реб. Если гласные и согласные рядом стоят “Друзья-слоги” про них говорят.

4 реб. Звуки эти подружились

В слоги крепкие сложились

Чтобы песни новые

Пели вместе хором мы.

– Наш праздник начинается!

Будем мы со звуками весело играть

Будем звуки разные быстро различать.

– Наши друзья – гласные звуки хотят с вами поиграть.

Игра “на портрет посмотри – звук узнай и назови”.

Игра “Угадай, что я сказала” – узнать гласный звук по артикуляции: а, у, и, о;

“Сломанный телевизор”: я буду называть слова с пропавшими первыми звуками, а вы “почините” телевизор – произнесете слово полностью: …звука, …тка, …бувь, …ва, …хо.

Игра “Эхо” – назвать последний звук в слове: окно, айва, книги, Эму, губы, молоко, машина, пальто, бусы.

“Назови гласный звук” – выделить и назвать гласный звук в словах: дом, мак, пир, пух, дым.

– Услыхали согласные звуки как весело мы играли с гласными и тоже пришли поиграть.

Д/и “Слово ты назови, первый звук определи и о нем все расскажи” (по картинкам). Характеристика согласных звуков по схеме.

Игра “Поймай и покажи звук” – дифференциация мягких – твердых согласных звуков с использованием символов звуков: мак, нитки, полка, белка, туман, диван.

Игра “Назови последний звук”: дом, конь, стоп, кот, слон.

– А теперь давайте подружим гласные и согласные звуки.

Я – звук, ты – звук

У меня нос и у тебя нос

У меня гладкие, и у тебя гладкие,

У меня сладкие, и у тебя сладкие,

Я – друг и ты – друг

Игра с мячом “Подружи звуки“: о+п, у+м, д+а, т+ы, м’+и

– Молодцы, звуки вы подружили, а теперь “поселите звуки в домик”: звуковой анализ слогов УМ, ДА, МИ (один ребенок у доски выполняет).

– Наш праздник в разгаре. Подошло время для угощенья. Назовите “вкусные” слова со звуками п, п’, б, б’ (пряники, пастила, пирог, пирожки, банан, бублик, баранки, бисквит, булка, печенье).

Игра “Домики и подъезды” – деление слов на слоги: банан, помадка, блин.

– Вы называли много слов, а что можно составить из слов? (Предложения). А что такое предложение? Как вы думаете?

– Да. Это когда слова стоят на своем месте, дружат между собой и нам о чем-то рассказывают.

– труба, дым, идти, из

– диван, на, сидеть, кот

– дорога, по ехать, автобус.

Анализ 1 предложения у доски: выложить схему.

– А теперь давайте выйдем и встретим еще гостей. Что это? Да, это наши друзья-буквы. А чем отличаются буквы от звуков?

Реб. – Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять

Звук мы можем только слышать

А еще его сказать.

Реб. – А буквы мы видим

– Да, звуки на письме обозначаются буквой.

– Буквы тоже хотят поиграть.

Д/и “Смотри, не зевай, быстро буквы называй”.

– Хотите потанцевать с буквами?

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Буквы стали веселиться

И смеяться и кружиться

То попрыгают немножко

То похлопают в ладошки

То присядут, отдохнут

То опять плясать начнут.

– Буквы так плясали, что запутались. Помогите: распутайте и найдите их; подружите и прочтите буквы.

9. – Праздник наш заканчивается, но звуки и буквы с вами не прощаются, а говорят: “До свидания, до новых встреч”.

– Вы, ребята, молодцы, много знаете о звуках и буквах, вы действительно подружились с ними. А дружба помогает делать настоящие чудеса.

Читайте также:  Конспект занятия: Путешествие в Страну Пальчиковых Игр
Ссылка на основную публикацию