Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_igroy_veselyy_pirat.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
– учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
– развивать у детей фонематические процессы;
– закреплять понятие «гласный звук»;
– развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
– развивать умение соотносить звуки и буквы;
– развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.
– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование:
– Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);
– схемы: «Звуки – буквы», «Домик» (место звука в слове);
– картинки с изображением артикуляции гласных звуков.
Виды детской деятельности:
– разучивание артикуляционной гимнастики;
– разучивание пальчиковой гимнастики;
– разучивание физкультминуток (движение с речью);
– развитие дыхания и голоса;
– дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай»;
– продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.
– работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Методы и приемы:
– Словесный (вопросы, объяснение).
– Наглядный (картинки, показ артикуляции).
– Игровой (дидактические игры)
I. Организационный момент.
– Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия. Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.
II. Основная часть.
– Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
Как огромный бегемот!
Подразнить его охота –
Пошутим над бегемотом . («Окошко»)
Он смеется звонко, так.
Вот понравится лягушкам –
Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)
Подними скорее руки!
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! («Трубочка»)
- [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так. («Часики»)
Он высказывает мнение.
Язычок вдруг разленился,
На крылечке развалился. («Блинчик»)
- [О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
На качелях О катался:
Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)
- Работа над развитием дыхания и голоса.
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
Вот такие все они.
– Сегодня мы с вами р асскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. ( Перед детьми схема-подсказка «Звуки – буквы»).
– Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)
– Что мы читаем и пишем? (Буквы.)
– Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)
– Каким цветом они обозначаются? (Красным.)
– Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)
- Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»
– На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук . Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:
а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.
- Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»
– Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.
Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:
ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
- Фонетический анализ и синтез слов.
– На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? ( Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на до мике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. ( При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)
- Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] – во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
– Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.
III. Итог занятия.
– Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)
– Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.
Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.
– Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
Алла Авдеева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.
– учить детей различать звуки А,О,У,И,Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
2. Коррекционно-развивающие:
– закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова;
– развивать у детей фонематические процессы;
– закреплять понятие «слово», «гласный звук»;
– развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
– развивать умение соотносить звуки и буквы;
– развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.
3. Коррекционно-воспитательная:
– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование:
– столы и стулья для детей;
– зеркала для каждого ребенка;
– предметные картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов; – схемы, обозначающие место звука в слове;
– круги красного цвета на палочках- «фонарики» для каждого ребенка;
– листы бумаги со «сломанными буквами»;
– плакат с изображением артикуляции гласных звуков.
Образовательные области:
Виды детской деятельности:
Предварительная работа:
– разучивание артикуляционной гимнастики;
– разучивание пальчиковой гимнастики;
– разучивание физкультминуток (движение с речью);
– развитие дыхания и голоса;
– дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай», «Перепалка»;
– продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.
– работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Методы и приемы:
– Словесный (вопросы, объяснение).
– Наглядный (картинки, показ артикуляции).
– Игровой (дидактические игры)
Ход занятия.
Дети сидят за столами, на которых лежат зеркала. Перед ними стоит магнитная доска, на которой висит плакат с изображением артикуляции гласных звуков. Логопед показывает детям игрушку-гнома Грамотея.
1. Организационный момент.
Логопед: – Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуковии. Вместе с ним там живут Звуки и Буквы. Они друзья Грамотея. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Грамотею, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Вспомните, что мы слышим и говорим?
Дети: – Звуки.
Логопед: – Что мы читаем и пишем?
Дети: – Буквы.
Логопед: – А какие звуки мы называем гласными?
Дети: – Гласными называются звуки, которые можно петь. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.
Логопед: – Как они схематически обозначаются?
Дети: – Красным квадратиком.
II. Основная часть.
Логопед: – Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков. Грамотей спрашивает, а вы делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику?
Дети: – Да.
Логопед: – Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала и выполняйте упражнения, следите за язычками.
Дети берут в руки зеркала и выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (Улыбка, Заборчик, Качели, Часики, Оближем губки, Чашечка, Трубочка, Лошадка).
Логопед: – А теперь потренируем наши пальчики.
Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
А мизинчик – малышок
Сам забрался на порог.
Вместе пальчики друзья.
Друг без друга им нельзя.
Логопед: – Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним сколько в русском языке гласных звуков.
Дети: – Шесть.
Логопед: – Давайте вспомним «Песенку гласных звуков».
Логопед просит одного ребенка выйти к доске и спеть вместе с детьми. Дети стоя около стульчиков выполняют упражнение.
«Песенка гласных звуков».
Гласных звуков шесть всего
Я смогу пропеть их все до одного:
Логопед: – Грамотей хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке).
Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».
Логопед: – У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?
Дети: – Буква.
Логопед: – Посмотрите на плакат, где написаны буквы, и скажите для каких звуков эти «домики».
Логопед показывает буквы на плакате, висящем на доске, а дети называют их и говорят для какого звука этот «домик».
Логопед: – Ребята, гном Грамотей спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?
Дети: – В начале, в середине, в конце слов.
Логопед прикрепляет к доске схемы, обозначающие место звука в слове.
Логопед: – Какой звук не бывает в начале слов?
Дети: – Звук Ы.
Логопед: – Грамотей приготовил для вас задание. У меня на столе лежат конверты, откроем их. В первом и втором конвертах лежат гласные буквы. Их надо прикрепить на доску слева. В других лежат картинки, в названиях которых есть гласные звуки в начале, в середине, в конце слова. Тот кого я назову будет подходить к доске, показывать всем картинки, называть слова и определять место гласного звука в словах. Затем вы должны прикрепить картинку под схемой.
Дети выполняют задание.
Логопед: – Давайте немного отдохнем, выходите на ковер, проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка вовсе.
Очень маленьким он был.
С погремушкою ходил
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь.
Логопед: – Грамотею очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с него.
Дети выполняют задание.
Логопед: – Молодцы. Садитесь за столы. Грамотей приготовил еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.
Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам.
Логопед проверяет правильность выполнения ими задания.
III. Итог занятия.
Логопед: – Гному Грамотею пора возвращаться в Звукобуковию. Давайте с ним попрощаемся и вспомним чем мы сегодня занимались.
Дети: – Мы вспоминали гласные звуки и буквы.
Логопед: – Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.
Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.
Логопед: – Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: – Игры гнома Грамотея.
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». МГЗПИ. 1991г. -188с.
2. В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 г. – 95с.
3. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». ГНОМ и Д. 2009г. – 128с.
4. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». ГНОМ и Д. 2002г. – 112с.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Звуки «Ш», «Ж»; буквы Ш, Ж. Тема занятия: Звуки «Ш», «Ж»; буквы Ш, Ж. Задачи: -Учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости на слух; -Закрепить навыки чёткого.
Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».
Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о]; правила о гласных звуках.
Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.
Мягкая игрушка «Колобок», мягкий браслет красного цвета на каждого ребёнка; дидактическое пособие «Волшебный коврик» (2 вариант); предметные и сюжетные картинки; символы для заучивания стихотворений, сопровождающих самомассаж лица; «Сказочный сундучок»; демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; буквы разрезной азбуки; дидактическое пособие «Гусеничка-умничка»; фишки для звукового анализа; «письма»: осенние листочки из цветного картона; «капельки дождя» из цветного картона; «слоговые дорожки» из 1; 2; 3; 4 осенних листочков; магнитная доска.
Логопед: – Сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну гласных звуков.
Чтобы туда попасть, мы наденем на левую руку красный браслет. Почему?
Дети: -Потому, что гласные звуки обозначаются красной фишкой.
Логопед:- А как мы узнаем гласные звуки?
Дети: -Гласные звуки легко поются и воздух изо рта выходит свободно (правило о гласных звуках).
Логопед: – Ребята, давайте посмотрим в окно. На улице холодно и пасмурно,мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках браслеты и удивились. Нам понравилось, как мы необычно выглядим – мы улыбнулись.
Логопед:- Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.
Самомассаж лица с опорой на символы.
Логопед:- Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица по моим подсказкам.
Карточка 1. Рисунок: солнышко.
Карточка 2. Рисунок: дождик.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Карточка 3. Рисунок: зигзаг.
Ходит пальчик по дорожке:
Будут розовыми щёчки:
Карточка 4. Рисунок: яблоко.
Вышли пальчики гулять,
Стали яблоки срывать.
Что за чудная картинка:
Стала полною корзинка.
Карточка 1. Рисунок: солнышко.
Логопед:- Дорога в Страну гласных звуков лежит через осенний лес.
А теперь- в путь!
Дети под музыку идут по группе «змейкой».
Логопед: – Ребята, кто это сидит на пеньке?
Логопед:- Здравствуй, Колобок! Мы идём в Страну гласных звуков. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём Колобка с собой!
Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на дереве?
Дети: -Это красные кружки- символы гласных звуков.
Логопед прикрепляет символы на доску.
Логопед: – Колобок увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.
Здесь картинка: мальчик заблудился в лесу, он зовёт друзей. Что он кричит?
Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [а] Какой ІІ звук? [у].
Какие это звуки? (Гласные)
Какими фишками мы их обозначим? (Красными кружками).
Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).
Положите свои коврики так, чтобы красная полоска находилась слева.
Логопед выкладывает фишки и буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.
Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?
Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.
Логопед выставляет картинку «ослик».
Логопед:- Как кричит ослик?
Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети на индивидуальных ковриках самостоятельно.
Логопед:- Каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Если всё верно – положите на свой коврик капельку осеннего дождя.
-Вот сколько капель! После такого дождя можно и за грибами пойти!
Физминутка «Мы в лесок пойдём».
Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. Дети маршируют.
В шапочке нарядной, светло-шоколадной. Изображают шапочку.
Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.
От ребят свой бок! Руки на поясе.
Логопед:- Колобок говорит, что под этим грибком кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Гусеничка-Умничка и её подружки.
Игра с Гусеничкой.
Гусеничка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а]. В Сказочном сундучке есть ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук в начале слова- положите фишку гусеничке на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.
Логопед:- Гусеничке понравилась игра, но ей и её подружкам пора возвращаться домой. На прощание она принесла каждому из вас письмо на осенних листочках. Прочитайте своё письмо и прошагайте пальчиками каждую букву.
Работа с предложением.
Логопед:- Нам тоже пора. Но как же мы вернёмся в детский сад?
Колобок:- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Сегодня я хотел написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?
Дерево упало с листочка. –Листочек упал с дерева.
Ёлка висит на шишке. –Шишка висит на ёлке.
Берёза дует на ветер. – Ветер дует на берёзу.
Колобок: – Спасибо, ребята! Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.
У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.
Колобок:- Вот мы и вернулись! Спасибо за интересное путешествие, я возвращаюсь в свою сказку.
Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков»
![]() Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков» Форма проведения: Занятие-путешествие. Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], соотносить гласные звуки с конкретными символами. Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике и речи. Формировать направленный длительный выдох. Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное, слуховое восприятие. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику. Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии, умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь. Оборудование: Бейджики с красными флажками по числу детей; кукла; демонстрационный материал «Дорожка для колобка»; музыкальный фрагмент «Вой волка»; картинки заклеенные полосками цветной бумаги; символы гласных звуков [А], [О], [У], [И]; картинки с изображением трёх одинаковых мальчиков с разным эмоциональным состоянием; «звуковая дорожка» для развития мелкой моторики; предметные картинки: кот, собака, мышь, конверт с письмом, буквы А, О, У, И по числу детей. 1. Организационный момент: – Дети, давайте прикрепим красные флажки, посмотрим друг на друга. – Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и прикрепили красные флажки. А почему мы выбрали именно красные флажки? (Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом) – Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь! 2. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом. Появляется плачущая кукла – Дети, посмотрите здесь, плачет чья-то куколка. Вспомните, какой гласный звук надо произнести, чтобы ее успокоить? (Гласный звук [а]) Дети успокаивают куклу, пропев ей звук [а]. На доске появляется картинка. – Посмотрите, кто это катится по дорожке? (По дорожке катится Колобок) – Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой гласный звук поет Колобок? (Гласный звук [и]) (Один из детей двигает Колобка по дорожке, остальные дети длительно произносят звук [и]) Звучит музыкальный фрагмент «Вой волка» – Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок. (Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит волку) – Какой гласный звук ему подходит? (Гласный звук [у]) – Давайте покажем, как волк идет и воет. (Дети изображают волка и произносят звук [у]) – Ой, от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь. (Дети изображают медведя и длительно произносят звук [о].) – Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили. (Гласные звуки [а], [у], [и], [о]) – Как называются эти звуки? Чем они отличаются от согласных? (Их можно петь) 3. Формирование направленного длительного выдоха. – Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать». Вышли на полянку, Сели все в кружок. Милый мой дружок! (Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками) – Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука. Это задание проводится в виде игры с мячом. Один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово. 4. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук. – Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске рядом с нужным символом. – А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? 5. Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие) – Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы. – Сначала натянем «умную шапку» (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитирует завязывание узелка под подбородком) – Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек) – Покажем «умную сову». (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы). Каждое упражнение повторяется 3-4 раза. 6. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок. – Дети, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь живут три братца. Похожи ли они? (На доске выставляются три картинки с изображением одинаковых мальчиков с различным эмоциональным состоянием – радость, грусть, злость. Дети определяют, чем они похожи и чем отличаются.) – Давайте повторим следующие чистоговорки: У-У-У – Я домой пойду! О-О-О – Вот мое пальто! А-А-А – Спать уже пора! – Угадайте, кто из изображенных мальчиков мог так сказать. (Дети повторяют чистоговорки с разной интонацией) 7. Развитие мелкой моторики. – Мы уже совсем близко подошли к Стране гласных звуков. Наши приключения еще не закончились. Посмотрите здесь какая-то заколдованная тропинка, нам нужно по ней пройти. Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков. – Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. (Один ребёнок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом аналогично левой рукой) 8. Определение гласного звука в середине слова Звукоежка. А, не ждали?! Наконец-то я дошел до вашей Страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте. – Дети послушайте, что в нем написано. Это добрая собачка Нам отправила письмо. Пишет нам, что Звукоежка Лишил голоса её. Кошка Мурка замолчала, Слышно только «мр» да «мр». А мышонок пискнул только, А потом совсем притих. – Что же это ты натворил, Звукоежка? Звукоежка А я взял да и съел все гласные! – Дети давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака? (Собака лает: гав-гав-гав.) – Какой гласный звук слышится в ее лае? (Дети ставят символ звука [А] под картинкой в середине слова) – Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени? (Звук [И]) – А почему кошка перестала мурлыкать? (Потому что Звукоежка съел звук [У] ) – Молодцы ребята, спасибо вам за то, что вернули голоса мышонку, кошке и собаке. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Это очень важные звуки. -Молодцы, ребята, за ваши познания подарю-ка я вам буквы которыми обозначают гласные звуки, а вы их потом в группе раскрасите. – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад после нашего путешествия. Скажите, что вам понравилось больше всего? Конспект логопедического занятия по теме “Гласные звуки и буквы” Конспект логопедического занятия в 1 классе логопед: Зорина Таисья Владимировна Тема занятия: “Гласные звуки и буквы” Ход занятия I. Организационный момент. II. Повторение пройденного. Этот звук всегда поётся, Гласные тянутся в песенке звонкой, – А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть. Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил. Вопросы и задания: 1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева? 2. Что это были за котята? 3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями? 4. Как бы ты озаглавил этот рассказ? 5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи. 6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка? Просмотр содержимого документа |