Гласные звуки и буквы – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия «ЗВУКИ И БУКВЫ»

Задачи работы:

  1. Закрепить знание гласных звуков.
  2. Формировать понятие гласный звук.
  3. Закрепить зрительные образы гласных букв.
  4. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».
  5. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Демонстрационный материал : Карточки с гласными звуками и буквами, полоски липучки.

Ход занятия:

– Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый серьезный.

(Логопед сопровождает свой рассказ выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).

– Кто мне покажет звук «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». (Показ детей).

– Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко:

– Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поет вместе с детьми, поднимая руку вверх).

– Молодцы, а теперь споем низко. (Дети поют низко, а логопед поет вместе с детьми, опуская руку вниз).

– Умели они петь не только по одному, но и парами:

– По трое: АУО, ИЭЫ.

– Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

– Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки.

– Как стали называть звуки? (гласными).

– Какого цвета стали все звуки? (красного цвета).

Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали да и начали дома мастерить.

А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался очень доволен (логопед выкладывает из липучек на панно букву «И»).

Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

О увидело колесо, оно ему и подошло(логопед выкладывает из липучек на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.

– Света, найди домики звуков [О, Э]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает из липучек на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед выкладывает из липучек на панно букву «Ы»).

– Катя, найди домики звуков У, Ы.

– Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.

– Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).

– Верно, у звука А – домик-буква А.

– Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).

– У звука У – домик-буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).

– У звука О – буква О.

– Кто ещё хотел бы показать нам букву?

– У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).

– У звука Э – буква Э (ребёнок показывает букву).

– У звука Ы – буква Ы (показ буквы).

– С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.

– Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву [А]. Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы!

(Поочерёдно логопед вместе с детьми прописывает все буквы).

– О чем вы услышали сегодня сказку? (О звуках и буквах).

– О каких звуках? (Ответы детей).

– Все ли звуки нашли себе дом? (Ответы детей).

– Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)

– Как называются дома звуков? (буквы)

– Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Логопед подводит итог занятия.

Васильева Наталья

Подпишись на получение логопедических занятий по электронной почте или RSS.

Есть желание поделиться опытом? Присылайте материалы по адресу: admin[@]logolife.ru

Мы их опубликуем на сайте!

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

III. Повторить ритмический рисунок

1-2 2-1 2-2-1 1-1-2 2-2 2-1-2 1-2-1

IV. Угадать звук по артикуляции, обозначить буквой ( ПШЕНО)

А теперь Маша покажет вам звуки, а вы их должны отгадать по губам. А на пшённых досках напишите букву, которая обозначает этот звук.

Что за звуки загадала Маша? ГЛАСНЫЕ

Догадались, о каких звуках мы будем сегодня говорить на занятии?

А какие ещё звуки бывают? СОГЛАСНЫЕ

Чем отличаются гласные от согласных? МОЖНО ПЕТЬ, НЕТ ПРЕГРАДЫ

Запишите букву, с которой начинается ваше имя.

Какой звук она обозначает гласный или согласный? Доказать.

V. Работа со слогами ( 7 СЛАЙД)

Помогите Маше подняться по ступенькам к Медведю.

Какая буква не меняется? М – гласный или согласный?

Спустимся со ступенек. Какая буква не меняется? У – гласный или согласный? Почему?

Прочитайте нижние слоги. Какой слог не подходит к другим? Почему?

(УР- начинается с гласного; МО- нет буквы Р)

Найдите слово, которое спряталось в ступеньках. ( Маша)

Если бы мы стали записывать это слова, то с какой буквы записали? ( с заглавной) Почему?

Выделите гласные в этом слове.

VI. Выделение гласных из середины слова ( 8 СЛАЙД)

  1. Помогите Маше выделить гласные из названия картинок.
  2. Помогите найти Машинам картинкам свой домик (9-12СЛАЙДЫ)

VII. Физминутка (13 СЛАЙД)

VIII. Работа в тетради (14 СЛАЙД)

1. Маша решила загадать вам слово.

В слове 4 буквы

слово начинается с буквы К (ка)

Какое это слово? (крот) (15 СЛАЙД)

Кто такой крот? (Небольшой зверёк, живёт под землёй. Питается насекомыми и личинками. Приносит пользу – разрыхляет почву. Если много – вред – уничтожает червей, засыхают растения, нарушается внешний дизайна.)

Подчеркните гласные красным карандашом. Проверка.

2. Маша загадала ещё слово

Последняя буква А

Перед ней- буква К (ка)

Какое слово загадала Маша?

Что такое сумка? (ёмкость для переноса небольших предметов)

Назовите гласные. Подчеркните красным карандашом.

Руки ввех, в кулачок, разожмём, на бочок.

3. Маша просит составить слово по первым звукам названий картинок ( 16 СЛАЙД)

Что это? (кукла) Выделите гласные (У-А). Первый звук.(К)

(ножницы)- О –И – Ы – Н

Запишите слово, которое просит составить Маша. Проверка.

Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) (17 СЛАЙД)

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Маша просит составить предложение со словом КРАН.

( Папа починил водопроводный кран. Подъёмный кран работает на стройке. )

Сделайте звуковую схему слова кран. Проверка. (18 СЛАЙД)

4. Маша утверждает, что все эти слова подходят к данной схеме. Она права?

(18 СЛАЙД) нажать

Какие слова лишние? Сделайте звуковой анализ слов УТРО, МАМА

Какое бывает утро? (летнее, раннее, холодное)

Какая может быть мама? (любимая, добрая, ласковая)

5. Зашифруем предложение (запись гласных)

Утром мама разбудила Машу.

Какие приятные, хорошие слова мы подобрали.

Маше очень понравилось на занятии, вы справились со всеми заданиями .

(СЛАЙД 19) нажать

Вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили.

Чем гласные отличаются от согласных?

Назовите гласные, которые вы запомнили. Оценка.

А что же в коробке? Маша дарит вам осенний букет из конфет (каждый берёт по конфете)

А как Маша пошла в школу мы увидим в м/ф « Первый раз в первый класс»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука – А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог.

Данное занятие включено в раздел рабочей программы “Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам” с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и.

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв.

В работе предлагается логопедическое занятие по теме «Звук и буква С» для детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Занятие содержит подробное изложение хода логопедического занятия сопрвождающая презен.

Презентация в соответствии с конспектом логопедического занятия “Звуки и буквы Т – Д”.

Коррекционная работа направлена на умение выделять (узнавать) заданный звук в начале слова.

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук и буква Ц» 2 класс.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

Алла Авдеева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.

– учить детей различать звуки А,О,У,И,Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

2. Коррекционно-развивающие:

– закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова;

– развивать у детей фонематические процессы;

– закреплять понятие «слово», «гласный звук»;

– развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

– развивать умение соотносить звуки и буквы;

– развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

3. Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

– столы и стулья для детей;

– зеркала для каждого ребенка;

– предметные картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов; – схемы, обозначающие место звука в слове;

– круги красного цвета на палочках- «фонарики» для каждого ребенка;

– листы бумаги со «сломанными буквами»;

– плакат с изображением артикуляции гласных звуков.

Образовательные области:

Виды детской деятельности:

Предварительная работа:

– разучивание артикуляционной гимнастики;

– разучивание пальчиковой гимнастики;

– разучивание физкультминуток (движение с речью);

– развитие дыхания и голоса;

– дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай», «Перепалка»;

– продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

– работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

– Словесный (вопросы, объяснение).

– Наглядный (картинки, показ артикуляции).

– Игровой (дидактические игры)

Ход занятия.

Дети сидят за столами, на которых лежат зеркала. Перед ними стоит магнитная доска, на которой висит плакат с изображением артикуляции гласных звуков. Логопед показывает детям игрушку-гнома Грамотея.

1. Организационный момент.

Логопед: – Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуковии. Вместе с ним там живут Звуки и Буквы. Они друзья Грамотея. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Грамотею, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Вспомните, что мы слышим и говорим?

Дети: – Звуки.

Логопед: – Что мы читаем и пишем?

Дети: – Буквы.

Логопед: – А какие звуки мы называем гласными?

Дети: – Гласными называются звуки, которые можно петь. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.

Логопед: – Как они схематически обозначаются?

Дети: – Красным квадратиком.

II. Основная часть.

Логопед: – Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков. Грамотей спрашивает, а вы делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику?

Дети: – Да.

Логопед: – Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала и выполняйте упражнения, следите за язычками.

Дети берут в руки зеркала и выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (Улыбка, Заборчик, Качели, Часики, Оближем губки, Чашечка, Трубочка, Лошадка).

Логопед: – А теперь потренируем наши пальчики.

Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «В гости».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

А мизинчик – малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики друзья.

Друг без друга им нельзя.

Логопед: – Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним сколько в русском языке гласных звуков.

Дети: – Шесть.

Логопед: – Давайте вспомним «Песенку гласных звуков».

Логопед просит одного ребенка выйти к доске и спеть вместе с детьми. Дети стоя около стульчиков выполняют упражнение.

«Песенка гласных звуков».

Гласных звуков шесть всего

Я смогу пропеть их все до одного:

Логопед: – Грамотей хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке).

Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».

Логопед: – У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?

Дети: – Буква.

Логопед: – Посмотрите на плакат, где написаны буквы, и скажите для каких звуков эти «домики».

Логопед показывает буквы на плакате, висящем на доске, а дети называют их и говорят для какого звука этот «домик».

Логопед: – Ребята, гном Грамотей спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?

Дети: – В начале, в середине, в конце слов.

Логопед прикрепляет к доске схемы, обозначающие место звука в слове.

Логопед: – Какой звук не бывает в начале слов?

Дети: – Звук Ы.

Логопед: – Грамотей приготовил для вас задание. У меня на столе лежат конверты, откроем их. В первом и втором конвертах лежат гласные буквы. Их надо прикрепить на доску слева. В других лежат картинки, в названиях которых есть гласные звуки в начале, в середине, в конце слова. Тот кого я назову будет подходить к доске, показывать всем картинки, называть слова и определять место гласного звука в словах. Затем вы должны прикрепить картинку под схемой.

Дети выполняют задание.

Логопед: – Давайте немного отдохнем, выходите на ковер, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка вовсе.

Очень маленьким он был.

С погремушкою ходил

Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь.

Логопед: – Грамотею очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с него.

Дети выполняют задание.

Логопед: – Молодцы. Садитесь за столы. Грамотей приготовил еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам.

Логопед проверяет правильность выполнения ими задания.

III. Итог занятия.

Логопед: – Гному Грамотею пора возвращаться в Звукобуковию. Давайте с ним попрощаемся и вспомним чем мы сегодня занимались.

Дети: – Мы вспоминали гласные звуки и буквы.

Логопед: – Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.

Логопед: – Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: – Игры гнома Грамотея.

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». МГЗПИ. 1991г. -188с.

2. В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 г. – 95с.

3. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». ГНОМ и Д. 2009г. – 128с.

4. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». ГНОМ и Д. 2002г. – 112с.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Звуки «Ш», «Ж»; буквы Ш, Ж. Тема занятия: Звуки «Ш», «Ж»; буквы Ш, Ж. Задачи: -Учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости на слух; -Закрепить навыки чёткого.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Гласные звуки и буквы – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать гласные I и II ряда

– учить детей дифференцировать гласные первого и второго ряда;

– развивать фонематический слух;

– учить соотносить гласные звуки с буквами;

– учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;

– расширять словарный запас;

– развивать внимание, память, мышление.

Оборудование и материалы: картинки с контурным изображением предмета, конверты с различными геометрическими фигурами.

Учащиеся готовятся к уроку.

Логопед задает вопросы: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т.д.

2. Сообщение темы и целей занятия:

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о парных гласных. Для начала назовите все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я. Теперь давайте вспомним, какие из них относятся к гласным I ряда (а, о, у, э, ы)? А какие ко II ряду?

– На этом занятии мы будем учиться различать гласные I и II ряда, чтобы не путать их на письме.

3. Сказка об образовании йотированных гласных: «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки – А, О. У, Э. Был у них друг – согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели.

Однажды звук Й тоже захотел спеть вместе с ними. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я – Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».

При пропевании логопед обращает внимание детей на артикуляцию звуков.

– Кто ответит мне, какие звуки называют парными и почему?

– Можно ли назвать У и Э парными? Я и О?

– Теперь я буду называть звук, а вы быстро назовите ему пару:

О – Ё, У – Ю, Я – А, Ы – И, Е – Э.

(На доске написаны гласные буквы)

– Ребята, а вы не забыли, какими буквами звуки обозначаются на письме?

– Давайте-ка проверим. Вы будете выходить по одному к доске, я буду называть гласный звук, а вы указкой показывайте соответствующую ему букву. Всем понятно? Кто первый идет?

– Сейчас давайте наоборот: я показываю букву, а вы называете, какой звук она обозначает.

– Мы с вами вспомнили, как пишутся буквы, а теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и слушаем внимательно задание: я буду называть вам слог, а вы запишите его, меняя гласную на парную ей. Например, я говорю МА, а вы пишете – МЯ. Все поняли? Тогда начинаем:

НА – , ПО – , НУ – , РА – , ДЮ – , ВИ – , ЛЕ – , КУ – , ТЯ – , ГЁ – , ДО -.

7. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка:

– Ребята, посмотрите на картинки и узнайте, что это такое (логопед показывает детям картинки, на которых предметы изображены контурно или разделены на детали).

8. Составление узоров из геометрических фигур:

– У вас на столах конверты, в которых лежат разные геометрические фигурки. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы назовите отгадку и покажите, о какой геометрической фигуре я говорила:

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник!

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!

– Молодцы! Все правильно отгадали. Теперь я вас попрошу составить узор из фигур. Он может быть какой угодно, только чтобы в нем обязательно было 3 квадрата. (Дети составляют узор).

– Все справились? А теперь сделайте так, чтобы в вашем узоре было 2 красных фигуры и 3 зеленых.

– Последний узор сделайте так, как подскажет ваша фантазия.

– Снова открываем тетради, пропускаем одну строчку после предыдущего задания и пишем с красной строки слова под диктовку. С какой буквы мы должны начать писать? – С заглавной. – Верно. Итак, слушайте внимательно и будьте осторожны – не путайте парные гласные!

Утюг , Аня, сливы, вилы, поле, маяк , поёт , заяц, липы , руки, салют, космос, полёт , лапы, крыша, поэт, овёс , мухи.

– Теперь возьмите карандаш и подчеркните те слова, в которых есть парные гласные. Сосчитайте, сколько слов вы подчеркнули. У всех 10 слов?

– Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь немного потанцуем.

Руку правую в перед,

А потом ее назад,

И опять ее в перед ,

И немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги.

и в ладоши хлопаем вот так.

(Тоже самое только с левой рукой).

– Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.

11. Работа с паронимами:

– Ребята, я назову слово, вы запишите его, поставьте черточку, измените в слове гласную букву на парную ей и запишите новое слово:

– Сравните пары слов по смыслу. Выберете одно слово, придумайте с ним предложение и запишите. Прочитайте, что у вас получилось.

– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

– Какие гласные относятся к I ряду, а какие ко II ?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

Конспекты логопедических занятий.

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Звуки речи и буквы.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

уточнить понятие звуков речи и букв;

учить различать гласные и согласные звуки.

развивать фонематический слух;

совершенствовать навыки фонематического анализа;

развивать умение отвечать полным предложением;

развивать зрительный гнозис, внимание;

развивать мелкую моторику.

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала; цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.

Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала.

Ну-ка вот проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, зеркало, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети приветствуют логопеда.

Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения для губ:

“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

Упражнения для язычка:

“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

Основная часть (16 мин).

А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.

– А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

– Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

– Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

– Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

– Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

– Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

– Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

– Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

– Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.

– А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.

Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

– Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.

– Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.

– Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.

– А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.

– Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

– Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

– А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

– Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.

– Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.

– С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.

– Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.

В) Фонематический анализ.

– Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.

Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

Г) Сказка про звуки и буквы.

– А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

– Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

– Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.

Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.

Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.

– Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.

Дети называют буквы.

– Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.

Логопед спрашивает каждого ребенка.

– Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.

– А искали что? /Искали буквы/.

– Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

Физминутка (2 мин).

– А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Дети встают в кружок.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Основная часть (продолжение) (16 мин).

Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек.

– Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.

– А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.

– А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.

– А что? /Мешают губы, зубы и язык/.

– Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

– А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

– Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

З) Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

– Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.

– Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

– А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.

Логопед показывает образец на доске.

Далее – коллективная проверка.

– Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.

– Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.

– А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

– Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.

К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.

– Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.

– Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.

– А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.

Дети выкладывают фишки под буквами.

Далее – индивидуальная проверка.

Итог занятия (2 мин).

– О чем мы сегодня говорили?

– Что мы делали на занятии?

– Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

Читайте также:  Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: Звуки (Л), (Л’), буква Л
Ссылка на основную публикацию

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики –
Конспекты логопедических занятий:

Здравствуйте , мне очень понравился Ваш конспект занятий про гласные звуки, а про согласные есть такой же? Заранее благодарю.

@Анна: Добрый день, Анна! Спасибо за отзыв. Про согласные буквы пока нет, но планирую к публикации.

очень эмоционально яркое и динамичное занятие. так держать. отлично.

Спасибо, Яна! Мы стараемся и ваши отзывы для нас важны!

Как здорово, что я работаю с замечательным человечком, который написал эту книжку про звуки. Всегда можно быстро получить грамотные рекомендации.

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.

– закреплять понятие «гласный звук»;

– закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

– учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

– формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных;

– развивать фонематическое восприятие, внимание, общую моторику;

– работать над формированием положительной мотивации к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
glasnye_zvuki_konspekt.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Гласные звук и буквы А, У, О, И.

Цель: закрепить знания детей о гласных звуках и буква А, У, О, И.

– закреплять понятие «гласный звук»;

– закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

– учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

– формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных;

– развивать фонематическое восприятие, внимание, общую моторику;

– работать над формированием положительной мотивации к занятиям.

Демонстрационный материал : буквы А, У, О, И; магниты, предметные картинки.

Раздаточный материал : буквы А, У, О, И, красные фишки.

I. Вводная часть (Организационный момент).

– Сядут на места те, кто повторит сочетания из трех слогов: ка-та-па, ма-на-па, са-за-са, ор-ол-он, ух-им-мо, он-она-они, ис-ту-ол, мо-са-ку, ун-ро-ла, ну-ому-ас.

II. Основная часть.

– Ребята, что такое звук? ( Звук это то, что мы слышим и произносим )

– Что такое гласный звук? ( Звук, который поется )

– Что такое слог? ( Слоги – кирпичики, из которых состоит слово)

– Что такое слово?

2. Сообщение темы занятия.

– Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о гласных звуках [а], [о], [у], [и].

3. Упражнение «Хитрый звук».

– Сейчас вы должны прослушать звуки русского языка, которые я буду произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук: а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

4. Упражнение «Четвертый лишний».

– Следующее задание такое: вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука): Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

5. Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Оле, Уле, Ире»

– К нам на занятие пришли 4 девочки: Аня, Оля, Уля и Ира. Давайте определим первый звук в их именах (Аня – первый звук [а], Оля – первый звук [о], Уля – первый звук [у], Ира – первый звук [и]). А теперь давайте подарим девочкам подарки. Вам нужно вспомнить слова, которые начинаются на звук [а], [о], [у] или [и] и подарить Ане подарок со звуком [а], Оле – со звуком [о], Уле – со звуком [у], Ире – со звуком [и].

6. Дидактическое упражнение «Выбери картинки».

– Вам нужно из ряда предметов, которые изображены на доске, выбрать только те, которые начинаются на звук [а].

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

( Дети водят хоровод, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем.

( Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды )

( Встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка.

( Наклоняются и пытаются достать пол )

(Идут по кругу, взявшись за руки)

8. Определение места звука в слове.

– Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове: в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть красный кружок в соответствующую клеточку. Август, рука, мак; Оля, кот, пальто; уши, пишу, суп; Ира, рис, сапоги.

9. Закрепление знания букв А, У, О, И.

– Давайте с вами вспомним, какими же буквами обозначаются наши звуки [а], [у], [о], [и]. Посмотрите на доску и назовите эти буквы.

– А теперь давайте сделаем букву А из наших пальчиков. Теперь букву У. И букву О.

10. Анализ звуко-буквенного ряда.

– Я буду произносить ряд звуков, вы должны назвать, какие гласные я произнесла и выложить схемы из красных кружков: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ.

– А теперь составим буквенные ряды, я буду произносить ряды звуков, а вы должны выложить буквенные ряды. АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ

11. Подведение итогов занятия.

– Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?

Конспект логопедического занятия “Гласные звуки и буквы”
план-конспект урока логопедии (1 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
glasnye.ppt1.86 МБ
konspekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные звуки и буквы

  1. закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
  2. совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  3. учить выделять гласный звук в слове;
  4. учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
  5. закрепить графические образы букв А, У, И, ы, О.
  1. развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];
  2. развитие ориентировки в пространстве;
  3. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  1. воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  2. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

1. Психогимнастика (ЗЕРКАЛА)

Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. ( Дети изображают удивление и радость). Молодцы!

2. Но у нас есть ещё одна гостья. (1 СЛАЙД) Это Маша. Она, как и вы пошла в школу. И решила посмотреть, как вы справитесь с её заданиями. Давайте покажем Маше чему мы научились. Ещё Маша принесла с собой коробку, но открыть мы сможем её только в конце занятия, если справимся со всеми её заданиями

II. Артикуляционная гимнастика. (ЗЕРКАЛА)

Прежде чем начать занятие повторим правила

Наши ушки внимательно слушают.

Ротик- на замочке

Рука- ключик к замочку. Наши глазки всё замечают и запоминают.

Говорим чётко, громко, красиво

Для этого потренируем органы речи

  1. Язык- блинчик
  2. Накажем непослушный язык
  3. Язык- иголочка
  4. Укололи правую щеку, левую
  5. Губы хоботком
  6. Улыбка
  7. Хоботок- улыбка(чередовать)