Гласные звуки и буквы – конспект

Урок русского языка в 1-м классе по теме “Гласные звуки и буквы”

  1. Образовательные:
    закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
    – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
    – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
  2. Развивающие:
    – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
    – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  3. Воспитательные:
    воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
    – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив :

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й , а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
(Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

– Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

– Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

е у

– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.

Конспект логопедического занятия по теме “Гласные звуки и буквы”

Конспект логопедического занятия в 1 классе
в группе с «Общим недоразвитием речи»

логопед: Зорина Таисья Владимировна
ГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования акимата города Костаная»

Тема занятия: “Гласные звуки и буквы”
Цели занятия:

1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

Ход занятия

I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).
– А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

II. Повторение пройденного.
– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
– Почему они называются гласными?
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
– Сколько гласных звуков в русском языке?
– Каким цветом они обозначаются?
III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
– Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.
(Презентация)
– А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?
(Мыльные пузыри)
IV. Работа на уровне звука.
Игра “Эхо”.
– Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ
Песенка гласных
– Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.
1. Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.
Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.
Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.
Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.
– Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)
2. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»
Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.
– Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:
ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.
V. Пальчиковая гимнастика.
«Медвежата» – веселые пуговички.
– К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.
(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)
VI. Работа на уровне слога и слова.
1. Сколько слогов в слове?

Читайте также:  Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.
(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)
2. Работа на уровне слова.
На столе разложены перевернутые карточки со словами:
СОСНА
КАМЫШ
РАНО.
ВЕСНА
БАНКА
– Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.
Дети выполняют задание: соc|на – на|сос – а|`о .
VII. Физминутка
Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.
Карточки – противоположности
Составь предложение с 2-мя словами.
VIII. Работа на уровне текста, развитие связной речи.
Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

Вопросы и задания:

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?
– Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.
Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.
IХ. Итог занятия.
– Над какой темой мы сегодня с вами работали?
– Что вам понравилось на занятии?
– С чем вам было трудно справиться?
– Спасибо всем за отличную работу на занятии!

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме “Гласные звуки и буквы” »

Конспект логопедического занятия в 1 классе

в группе с «Общим недоразвитием речи»

логопед: Зорина Таисья Владимировна

ГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования акимата города Костаная»

Тема занятия: “Гласные звуки и буквы”

Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.

Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.

Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).

– А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

– Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

– Сколько гласных звуков в русском языке?

– Каким цветом они обозначаются?

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

– Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

– А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?

IV. Работа на уровне звука.

– Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ

– Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребенка баюкать,

Но не желают скрипеть и ворчать.

– А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.

Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.

– Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)

Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

– Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

«Медвежата» – веселые пуговички.

– К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.

(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)

VII. Работа на уровне слога и слова.

Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.

(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)

Работа на уровне слова.

На столе разложены перевернутые карточки со словами:

– Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.

Дети выполняют задание: соc|на – на|сос – а|`о .

Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.

Составь предложение с 2-мя словами.

IХ. Работа на уровне текста.

Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

(В. Сутеев)
Вопросы и задания

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?

– Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.

Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.

– Над какой темой мы сегодня с вами работали?

“Гласные звуки и буквы”
план-конспект на тему

Цели занятия:

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
  3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx578.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: “Гласные звуки и буквы”

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания . Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
  3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).

– А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

– Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

– Сколько гласных звуков в русском языке?

– Каким цветом они обозначаются?

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

– Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

– А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?

IV. Работа на уровне звука.

– Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ

– Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребенка баюкать,

Но не желают скрипеть и ворчать.

– А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

  1. Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.

Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.

– Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)

  1. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

– Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

VI. Пальчиковая гимнастика.

«Медвежата» – веселые пуговички.

– К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.

(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)

VII. Работа на уровне слога и слова.

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.

(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)

На столе разложены перевернутые карточки со словами:

– Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.

Дети выполняют задание: соc|на – на|сос – а|`о .

VI I I. Физминутка

Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.

Составь предложение с 2-мя словами.

IХ. Работа на уровне текста.

Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

(В. Сутеев)
Вопросы и задания

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?

– Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.

Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.

ХI. Итог занятия.

– Над какой темой мы сегодня с вами работали?

– Что вам понравилось на занятии?

– С чем вам было трудно справиться?

– Спасибо всем за урок.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

– закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

– совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

– закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

– учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

– закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.

– развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

– развитие ориентировки в пространстве;

– развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

– развитие чувства ритма

– воспитывать умение работать в течение всего занятия;

– воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

I. Организационный момент.

II Постановка цели и и задач урока.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.

… Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Ганя в дом, слёзы катятся ручьём:

– О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Гане молока. – Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:

– В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!

Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?

Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название – гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.

III Актуализация знаний.

  • Уточнение артикуляции гласных звуков.

Давайте с вами произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.

Обратите внимание, что гласных звуков только 6.

  • Определить какой звук произносится по беззвучной артикуляции.

А-О-У-И-Ы-Э (дети показывают нужную схему)

Как вы догадались?

  • Дидактическое упражнение «Перед — между — после»

(уточнение пространственных представлений).

Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УЫОА, ОАЭИ и т. д.;

IV Обобщение и систематизация знаний

  • Определение начального и конечного гласного звука.

с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

  • Выделение гласного звука из середины слова (с опорой на наглядность)

Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

  • Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек, шнурков, пуговиц.
  • Предложите посчитать, сколько букв А (О, У, И, ……) находятся в рисунке. Обвести буквы красным карандашом.
  • – Откройте тетради, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).

а , м, п, у , с, т, ы , р, л, э , о , к, т, у , л, э , п, о .

  • Подпишите цифру, соответствующую месту звука а, о, у, ы, э , и.

Например, в слове шар -а- 2 , значит записываем цифру 2,

в слове август – у- 4, значит, записываем цифру 4.

но 2 ж, у 1 зел, э 1 тот, утка 4 , гу 2 сь, шка 3 ф, вну 3 к и т.д.

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.

Э – руки чуть округлить

О- руки округлить

Ы – руки в стороны

V Применение знаний и умений в новой ситуации

  • Смыслоразличительная роль гласных

Звуки в слове исчезают,

Звуки слово изменяют,

Перед вами слово, из которого убежала гласная буква. Помогите вернуть её на место.

Какая буква убежала? Какое слово получилось? Что оно означает?

Придумать предложения с некоторыми словами .

Вывод: Одна буква может изменить значение слова .

  • Я загадала слово. Оно состоит из 4 букв. (дети в тетради ставят 4 точки).

Первый звук К (пишут букву К) , третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком буква Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н) Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) Посмотрите на картинки.

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Составьте предложение со словом КРАН.

Сделайте звуковую схему слова кран.

Разбор слова «кран»

Сколько слогов в слове «кран»?

Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные.

Это знает каждый из учеников:

Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько в слове звуков?

Начертить схему слова, выделить гласный звук красным цветом.

  • Определить место гласного звука в слове, записать букву в нужную клеточку.

VI Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закончить фразы:
у меня получилось .
было интересно…

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.

– закреплять понятие «гласный звук»;

– закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

– учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

– формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных;

– развивать фонематическое восприятие, внимание, общую моторику;

– работать над формированием положительной мотивации к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
glasnye_zvuki_konspekt.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Гласные звук и буквы А, У, О, И.

Цель: закрепить знания детей о гласных звуках и буква А, У, О, И.

– закреплять понятие «гласный звук»;

– закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

– учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

– формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных;

– развивать фонематическое восприятие, внимание, общую моторику;

– работать над формированием положительной мотивации к занятиям.

Демонстрационный материал : буквы А, У, О, И; магниты, предметные картинки.

Раздаточный материал : буквы А, У, О, И, красные фишки.

I. Вводная часть (Организационный момент).

– Сядут на места те, кто повторит сочетания из трех слогов: ка-та-па, ма-на-па, са-за-са, ор-ол-он, ух-им-мо, он-она-они, ис-ту-ол, мо-са-ку, ун-ро-ла, ну-ому-ас.

II. Основная часть.

– Ребята, что такое звук? ( Звук это то, что мы слышим и произносим )

– Что такое гласный звук? ( Звук, который поется )

– Что такое слог? ( Слоги – кирпичики, из которых состоит слово)

– Что такое слово?

2. Сообщение темы занятия.

– Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о гласных звуках [а], [о], [у], [и].

3. Упражнение «Хитрый звук».

– Сейчас вы должны прослушать звуки русского языка, которые я буду произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук: а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

4. Упражнение «Четвертый лишний».

– Следующее задание такое: вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука): Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

5. Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Оле, Уле, Ире»

– К нам на занятие пришли 4 девочки: Аня, Оля, Уля и Ира. Давайте определим первый звук в их именах (Аня – первый звук [а], Оля – первый звук [о], Уля – первый звук [у], Ира – первый звук [и]). А теперь давайте подарим девочкам подарки. Вам нужно вспомнить слова, которые начинаются на звук [а], [о], [у] или [и] и подарить Ане подарок со звуком [а], Оле – со звуком [о], Уле – со звуком [у], Ире – со звуком [и].

6. Дидактическое упражнение «Выбери картинки».

– Вам нужно из ряда предметов, которые изображены на доске, выбрать только те, которые начинаются на звук [а].

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

( Дети водят хоровод, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем.

( Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды )

( Встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка.

( Наклоняются и пытаются достать пол )

(Идут по кругу, взявшись за руки)

8. Определение места звука в слове.

– Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове: в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть красный кружок в соответствующую клеточку. Август, рука, мак; Оля, кот, пальто; уши, пишу, суп; Ира, рис, сапоги.

9. Закрепление знания букв А, У, О, И.

– Давайте с вами вспомним, какими же буквами обозначаются наши звуки [а], [у], [о], [и]. Посмотрите на доску и назовите эти буквы.

– А теперь давайте сделаем букву А из наших пальчиков. Теперь букву У. И букву О.

10. Анализ звуко-буквенного ряда.

– Я буду произносить ряд звуков, вы должны назвать, какие гласные я произнесла и выложить схемы из красных кружков: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ.

– А теперь составим буквенные ряды, я буду произносить ряды звуков, а вы должны выложить буквенные ряды. АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ

11. Подведение итогов занятия.

– Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?

Конспект занятия «Гласные буквы и звуки»

Ольга Лазарева
Конспект занятия «Гласные буквы и звуки»

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

2. Артикуляционная гимнастика.

А сейчас мы с вами проведем артикуляционную гимнастику.

Утром мальчики проснулся,

Потянулся (язык тянуть вверх, улыбнулся (улыбка)

Про зарядку не забыл, «качели»

Окна широко открыл. Открыть рот

Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт языком по губам водить

Ёлкам песенки поёт. На выдохе У-У-У

Чашечку достал «Чашечка»

Чай с вареньем выпивал. «вкусное варенье»

И во двор собрались быстро

Всё лопаткой чистили чисто. «Лопаточка»

А потом пошли гулять,

Всех животных навещать.

Там в берлоге много храпу,

Мишка спит, сосёт он лапу. Втягивать и отпускать щёки

Дятел по стволу стучит, «Дятел»

А в дупле бельчонок спит. «лопаточка»

Навестил своих друзей

И мы в класс бежит скорей.

3. Рапорт дежурного.

Логопед. Молодцы! Ребята, а вы любите сказки?

Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

Остров на море лежит

Град на острове стоит

Каждый день идет там диво

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой

Расплеснется в скором беге

И окажутся на бреге

Тридцать три богатыря

Мальчики слово богатыри для вас новое слово.

Богатыри —герой русских сказок, люди сильные, смелые, отважные, совершающий воинские подвиги.

Логопед. Есть и другие богатыри. Они не носят тяжелых доспехов и не скачут на могучих конях. Они обладают другой силой. Силой – знаний. Мальчики отгадайте загадку.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей.

4. Объявление темы занятия. И сегодня на заняти мы повторим гласные буквы и закрепим их произношение.

Логопд. Скажите, чем буква отличается от звука?

Дети. Звуки мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем.

Логопед. Сегодня утром гонцы из славного Буквограда доставили послание. Беда приключилась. Напал на их град Кощей Бессмертный, схватил и унес с собой гласных дЕвиц.

Логопед. Жители Буквограда просят вас помочь освободать гласных девиц из плена Кощея Бесмертного.

Логопед. В послании есть карта, как добраться до замка Кощея волшебные мешочки которые помогут вам в пути, и картинки на которых изображены гласные девицы.

Логопед. РЕБЯТА! Посмотрите НА НАШИХ ПЛЕННИЦ И РАССКАЖИТЕ О НИХ. (А, О, У, Ы)

1- й ребенок Широко откроет рот,

Песню первую споет – АААА

А. Когда мы праизносим звук А наш рот широко открывается, воздух выходит свободно, поем голосом, значит, звук [А] – гласный звук.

О. Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

Когда мы произносим звук О. Наши губки как кружок, воздух выходит

У. Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой – УУУУ

Когда мы произносим звук У. Наши губки как трубочка, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [У] – гласный звук.

Ы. Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

Когда мы произносим звук Ы наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Ы] – гласный звук.

Логопед. Какие звуки мы сейчас произнесли?

Дети. Гласные. Логопед. Почему мы их называем гласными?

Дети. Потому что когда мы их произносим, во рту нет ни какой преграды, воздух выходит легко, свободно.

Ребята, по губам определим, какие звуки я сейчас произнесу.

Логопед. Давайте вместе обсудим маршрут по которому нам предстоит отправиться.

Дети. Сначала мы пройти через зимний лес. Затем мы окажемся у Озера Зеркального во владениях Кикиморы. Пойдем прямо, на пути, дом Змея Горыныча. Дальше на пути – избушка Бабы Яги. Затем перед нами ров глубокий. Тяжело будет через него перебраться! А за рвов стоит замок Кощея.

Дети. Вы готовы помочь жителям Буквограда и спасти гласных дЕвиц?

Логопед. От лица жителей великого Буквограда нарекаю вас отныне богатырями!

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Повернемся в лево в право

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри-

И так мы отправляемся в путь.

Логопед. Чтобы войти в зимний лес нам нужно усмирить морозы, для этого вы должны сделает комплимент Зиме. Скажите, зима какая?

Дети. Холодная, снежная, белая, сказочная, суровая, морозная, ветренная.

Логопед. Отлично! Вот мы и в лесу. Идем дальше,

По смотрите на карту и скажите, где же мы теперь оказались? Правильно, мы на берегу Зеркального озера. Здесь начинаются владения Кикиморы. Но чтобы пройти нам нужно выполнить все задания Кикиморы.

И так, первое задание – надо повторить звуковую цепочку. Я произнесу гласные звуки, а вы должны их повторить.

2 задание Кикиморы, Нужно соберить буквы из разрезных карточек и назовать их.

3 задание. Вы должны узнать буквы, наложенные друг на друга.

Логопед. Назовите свои букву. (Дети называют)

Логопед. Молодцы! Отлично справились с заданием!

Идем дальше и вас встречают Змей горыныч. Он нас не пропустит пока вы не поможите построим ему новый дам. Возьмите волшебные мешочки, высопите содержимое на тарелки и с помощью круп выложите дом для Змея Горыныча.

Устали? Давайте устроим привал на полянке у избушки Бабы Яги.

Физминутка. Игра «В темном лесу есть избушка».

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх, дети убегают на стульчики).

Ребята! Мы добрались до владений Бабы Яги. Она тоже приготовила для вас задания.

И так первое задание Бабы Яги. “Найдите каждой букве пару и соедините их линией”. Возьмите в руки простые карандаши и приступайте к работе.

Второе задание Бабы Яги Вам нужно вписать нужные буквы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв.

Третье задание “Жук-буквоед(жук съел часть букв, допишите их).

Молодцы! Все задания Бабы Яги выполнили. И нам надо идти дальше. До замка Кощеева! Осталось перебраться на другую сторону рва. Как же нам перебраться? (создание проблемной ситуации, поиск ее решения)

Дети. Нужно построить мост. Правильно. Мы будем строить мост с помощью прищепок. Возьмите прищепки и мы построим мост.

Молодцы! Мост готов. Мы добрались до замка Кощея Бесмертного.

Логопед. Посмотрите, кажется, Кощей испугался отважных богатырей и улетел. Вы спасли гласных дЕвиц из плена Кощея. И вернули их в славный Буквоград.

Логопед. Жители Буквограда благодарят вас за помощь.

Посмотрите Кащей Бессмертный оставил сундук. А на сундуке – замок. Чтобы его открыть и узнать, чта там лежит нужно отгадать загадку.

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

Мальчики! А чтобы Кащей Бессмертный опять не похител Гласных девиц, давайте мы вместе свами превратим Кощея из злого в доброго, а в этом нам поможе «Игла Кощея». Ведь когда игла целая, Кощей злой, а стоит ее сломать он превратится в доброго.

Логопед. Молодцы! Наше занятие подошло к концу.

Итог занятия. Оценка работы детей.

Скажите, где мы с вами побывали? Кого встретили?

Логопед. Что мы делали? (Мы спасали гласных дЕвиц)

Логопед. Ребята, а что же там в сундуке?

Логопед. На этом, наше сказочное путешествие окончено, до свидания!

Конспект занятия «Согласные звуки [р], [ р’], буквы Р, р» «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р» Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’]. Задачи: Познакомить детей с новой буквой.

Гласные звуки и буквы. Работа с текстом в подготовительной к школе группе по теме «Лес» Задачи: 1. Закрепить знание гласных звуков и букв. 2. Развивать умение отвечать на вопросы связными предложениями. 3. Учить пересказывать.

Конспект занятия «Изучаем гласные буквы» Подготовка к школе детей 6 – 7лет Изучение гласных букв по БУКВАРЮ Н. С. Жуковой Читаем букву А. 1. Знакомство с буквой (Букварь – Н. С.

Конспект логопедического занятия «Звуки [c], [c’]-[ш]. Буквы Ш, С» Тема: Звуки [c], [c,]- [ш]. Буквы Ш, С Цель: совершенствовать навык дифференцировки [c], [c,]- [ш] на слух, в собственной речи и на письме.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуки гласные и согласные» Цель: закрепление знаний по теме звуки, умение выделять нужный звук, выделять количество звуков в слове, делить звуки на гласные и согласные,.

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Звуки [А], [И] и буквы А, И» Конспект занятия в логопедической подготовительной группе на тему: «Звук и Буква [А] [И]» Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте и письму «Звуки [ш]-[ж]. Буквы Ш Ж» Технологиялы картасы/ Технологическая карта/ Дата: Блім /Раздел/: Основы грамоты и письма Таырып /Тема/:.

НОД по обучению грамоте «Гласные звуки «А, У, О, И, Э» и буквы «А, У, О, И, Э» НОД по обучению грамоте. Гласные звуки “А, У, О, Э” и буквы “А, У, О, И, Э”. Цели: коррекционно- образовательные: – формировать у детей.

Конспект занятия «Звуки и буквы» Задачи: • познакомить детей с гласными и согласными звуками; учить распознавать их на слух, правильно произносить; • дать представление.

Гласные звуки и буквы – конспект

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать гласные I и II ряда

– учить детей дифференцировать гласные первого и второго ряда;

– развивать фонематический слух;

– учить соотносить гласные звуки с буквами;

– учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;

– расширять словарный запас;

– развивать внимание, память, мышление.

Оборудование и материалы: картинки с контурным изображением предмета, конверты с различными геометрическими фигурами.

Учащиеся готовятся к уроку.

Логопед задает вопросы: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т.д.

2. Сообщение темы и целей занятия:

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о парных гласных. Для начала назовите все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я. Теперь давайте вспомним, какие из них относятся к гласным I ряда (а, о, у, э, ы)? А какие ко II ряду?

– На этом занятии мы будем учиться различать гласные I и II ряда, чтобы не путать их на письме.

3. Сказка об образовании йотированных гласных: «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки – А, О. У, Э. Был у них друг – согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели.

Однажды звук Й тоже захотел спеть вместе с ними. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я – Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».

При пропевании логопед обращает внимание детей на артикуляцию звуков.

– Кто ответит мне, какие звуки называют парными и почему?

– Можно ли назвать У и Э парными? Я и О?

– Теперь я буду называть звук, а вы быстро назовите ему пару:

О – Ё, У – Ю, Я – А, Ы – И, Е – Э.

(На доске написаны гласные буквы)

– Ребята, а вы не забыли, какими буквами звуки обозначаются на письме?

– Давайте-ка проверим. Вы будете выходить по одному к доске, я буду называть гласный звук, а вы указкой показывайте соответствующую ему букву. Всем понятно? Кто первый идет?

– Сейчас давайте наоборот: я показываю букву, а вы называете, какой звук она обозначает.

– Мы с вами вспомнили, как пишутся буквы, а теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и слушаем внимательно задание: я буду называть вам слог, а вы запишите его, меняя гласную на парную ей. Например, я говорю МА, а вы пишете – МЯ. Все поняли? Тогда начинаем:

НА – , ПО – , НУ – , РА – , ДЮ – , ВИ – , ЛЕ – , КУ – , ТЯ – , ГЁ – , ДО -.

7. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка:

– Ребята, посмотрите на картинки и узнайте, что это такое (логопед показывает детям картинки, на которых предметы изображены контурно или разделены на детали).

8. Составление узоров из геометрических фигур:

– У вас на столах конверты, в которых лежат разные геометрические фигурки. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы назовите отгадку и покажите, о какой геометрической фигуре я говорила:

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник!

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!

– Молодцы! Все правильно отгадали. Теперь я вас попрошу составить узор из фигур. Он может быть какой угодно, только чтобы в нем обязательно было 3 квадрата. (Дети составляют узор).

– Все справились? А теперь сделайте так, чтобы в вашем узоре было 2 красных фигуры и 3 зеленых.

– Последний узор сделайте так, как подскажет ваша фантазия.

– Снова открываем тетради, пропускаем одну строчку после предыдущего задания и пишем с красной строки слова под диктовку. С какой буквы мы должны начать писать? – С заглавной. – Верно. Итак, слушайте внимательно и будьте осторожны – не путайте парные гласные!

Утюг , Аня, сливы, вилы, поле, маяк , поёт , заяц, липы , руки, салют, космос, полёт , лапы, крыша, поэт, овёс , мухи.

– Теперь возьмите карандаш и подчеркните те слова, в которых есть парные гласные. Сосчитайте, сколько слов вы подчеркнули. У всех 10 слов?

– Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь немного потанцуем.

Руку правую в перед,

А потом ее назад,

И опять ее в перед ,

И немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги.

и в ладоши хлопаем вот так.

(Тоже самое только с левой рукой).

– Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.

11. Работа с паронимами:

– Ребята, я назову слово, вы запишите его, поставьте черточку, измените в слове гласную букву на парную ей и запишите новое слово:

– Сравните пары слов по смыслу. Выберете одно слово, придумайте с ним предложение и запишите. Прочитайте, что у вас получилось.

– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

– Какие гласные относятся к I ряду, а какие ко II ?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

Читайте также:  Конспект занятия Дифференциация звуков Л-Ль + Презентация
Ссылка на основную публикацию