Гласные и согласные звуки: Урок-сказка Путешествие ёжика

Гласные сказки логопедические

Звуки все мои друзья, –
Маленькие гномы.
Им, конечно, знаю я,
Не сидится дома.
Не легко порой назвать
Звуки по порядку.
Хочешь все секреты знать?
Открывай тетрадку.

Послушай сказку, мой дружок.
Жил-был на свете голосок.
Он утром с солнышком вставал
И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет – «А».
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за крылечком – «О».
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой – «У».
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет – «Ы».
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне песню – «Э».

Вот прошел не день, не два,
Голосок подрос едва.
Вдруг приходит приглашенье:
У тигренка день рожденья.
– Что ему мне подарить?
Как его благодарить?
Песни-звуки я спою,
Нарисую, подарю.
Только как нарисовать,
Чтобы сразу их узнать?

Буква «А» – на доме крыша,
«О» – в стручке горох я вижу,
По ушам ты «У» узнаешь.
«Ы» – ты, что детей пугаешь?
«Э» – эй, буква, не дразнись,
Появляйся, не ленись!

Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.
Звуки-буквы все подряд,
Прочитай-ка этот ряд – «АОУЫЭ».
А теперь в корзинку, братцы,
Залезайте, не толкаться!
Стойте все в одном ряду,
Так я легче вас найду.
С голоском мы песню спели,
Оглянуться не успели,
Ночь спустилась на окно,
Спать пора давным-давно.

Вдруг раздался треск и гром,
Посветлело, словно днем.
«Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится».
Удивился голосок:
«Что за чудо-огонек?»
Смотрит, а на половице
Появилась вдруг Жар-птица.
Птица села на корзинку
И тот час ее на спинку
Клювом острым поднимает
И в окошко улетает.

Ветер вслед ее завыл…
Песни голосок забыл.
Стал он ротик открывать,
Стал он звуки вспоминать.
(артикулирует)
АОУЫЭ – молчит,
Ничего не говорит.

Что же делать, как нам быть?
Как нам звуки возвратить?
Чтобы звуки нам спасти,
Нужно их произнести.
Кто сумеет, кто споет,
Звуки верно назовет?
Ты, дружок, глаза закрой,
По порядку песни спой!
Наших звуков ровно пять.
Сможешь их нарисовать?

Голосок повеселел,
Мой подарок уцелел.
У тебя теперь в руке
Звуки прячутся в клубке.
Не порвется нитка вдруг,
Если крикнуть можно звук.
Если долго звук кричит,
То и песенка звучит.
Песня напевается –
Гласной называется.

Вот уж видно над крылечком
Дым спускается колечком,
Дом на горке расписной,
Во дворе народ лесной
Говорит о новостях,
Как положено в гостях.
У тигренка лапы в тесте –
Торт печет он с мамой вместе,
Но подарки принимает,
Никого не забывает,
Голосок благодарит:
– Где подарок? – говорит.
– Слушай песенку мою,
Звуки я тебе спою.
Звуки прячутся в клубке,
Ты держи его в руке.
Если долго звук кричит,
То и песенка звучит.
Песня напевается –
Гласной называется.
Дети звуки все назвали,
Их тебе нарисовали.
Пусть теперь лесной народ
Эти песенки поет.

Крошка Тигр сказал:«Спасибо,
Спел ты песенку красиво.
Только гласные твои
Загрустят без буквы “И”.

Гласный «Ы» тревожится,
Рассердилась рожица.
Там, где «И» встречается,
Ротик улыбается.

Тигр с Мышонком в мяч играли,
Им по полу ударяли.
Бросил Тигр, кричит: «Лови!»
Мяч подпрыгнул буквой «И»

Постарался голосок,
Песню с «И» исполнить смог.
Ну и ты не отставай,
Эти буквы прочитай.
А теперь давай играть,
«Ы» на «И» в словах менять.
Звуки удивляются:
«Как же смысл меняется!»:

Дима дерево пилил,
Миша веником пылил,
Диме нужно не забыть
Гвоздь для вешалки забить.
Размотал котенок нить,
Мишин братик начал ныть.
Во дворе стояли вилы,
Две вороны гнезда вили.
Ты дощечку отпили
Сделать ручку для пилы.
До чего тигренок мил,
Он вчера посуду мыл.

А теперь, мой друг, молчок,
Приготовь свой кулачок.
Гласный «И» лови рукой,
Если в слове есть такой.

Буквы звуками запели.
Вот обрадовались звери!
Стали песни напевать
И Тигренка поздравлять.

А теперь без промедленья
Будем ставить ударенье.
А найти его, мой друг,
Помогает гласный звук.
Нам с тобой услышать важно,
Где же он поет протяжно:
В первом слоге, во втором,
Если слово позовем.

Плакса «А» грустит бедняжка:
Заблудился в слове чашка.
Не печалься, гласный наш,
Ударенье в слоге “чаш”.

«О» разохался немножко:
Он ударный в слове кошка.
«Скучно утром одному», –
Проворчал ударный «У».
В слове тыква, мыло, мышь
«Ы» ударным ты услышь.

И еще запомни ясно:
Звук ударный – только
гласный.
В слове лыжи, например,
Не ударна буква «ЭЛ».

Невозможно отгадать,
Как согласный прочитать.
Кто расскажет нам с тобой,
Добрый братик или злой?
Всем ответить поспешу,
Букву рядом напишу.
Только гласный даст ответ,
Как читается сосед.

В гости «Я» зовет соседа,
«Т» согласный – непоседа,
Ходит в гости вечерком,
Угощается чайком.
Буква «Я» его встречает,
Пирогами угощает,
Разговор ведет шутя.
Этот слог читаем «ТЯ».

Буква «А» к гостям сурова,
Прогоняет их из дома:
«Уходи-ка в домик свой!»
В слоге «ТА» согласный злой.

А теперь скорей ответь,
Как согласный должен петь?
Доставай карандаши,
Букву нужную пиши

Вот однажды не от скуки
Стали спорить наши звуки.
Кто из них в словах важней,
Разберемся поскорей.
Если гласные убрать,
Слово трудно прочитать,
А согласных тронешь, вмиг,
Превратится слово в крик.
Смысл теряется всегда –
Это главная беда.

Так что звуки по порядку
Будем мы ловить в тетрадку.
Чтобы легче было нам,
Их поселим по слогам.

Гласный в лодочке с согласным,
Обозначим синий с красным.
Гласный в слове находи
И к согласному веди.
Друг за другом точно в ряд
Слоги в слове состоят.
Поменяй-ка их местами,
Что случится со словами?

В мышеловку я ловлюсь,
Если в слове появлюсь.
Слоги в слове переставь,
На пруду меня оставь. (Мышка – камыш.)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду. (Сосна – насос.)

В лесной глуши люблю
я жить,
Похож на поросенка тенью,
Изменишь слово, сохранить
Смогу компоты и варенье. (Кабан – банка.)

Если буквы поменять,
Смысл меняется опять.
Ну-ка, кто из вас прочтет
Слово задом наперед?

Я к мышке подкрадусь.
Я по проволоке мчусь. (кот-ток)
Сопеть умею я.
Спишь и видишь ты меня. (сон-нос)

Можно буквы переставить,
Слово новое составить.

Могу поднять тяжелый груз,
Могу врагов отважно встретить.
Изменишь слово – притаюсь,
Чтобы охотник не заметил. (Сила – лиса.)

Составляем предложенье
Из предмета и движенья.
Пусть подружатся сперва
В предложении слова.
Будут правильно звучать,
Что случилось сообщать.
Слово кот в тетради злится,
Но мышонок не боится.

– Кот и кот, а что потом?
Я давно знаком с котом.
Что же делает предмет?
Сообщите свой ответ.
Сообщаем: лает кот,
Роет он подземный ход,
Строит хатки у пруда,
Ест малину иногда,
Молоко из блюдца пьет,
Крошки хлебные клюет.

Наш мышонок рассмеялся:
Кот чудной в тетрадь
забрался.
Предложенья огорчились:
«Мы старались, мы учились,
Помоги скорее нам
Все расставить по местам».

Материал опубликован в журнале «Логопед» 2007 г. № 6)
Опубликовала в Стихи.ру, потому, что надоело читать свой текст под фамилиями разных авторов, хотя, конечно, надеюсь, что многие взяли этот материал для работы.

Гласные и согласные звуки: Урок-сказка Путешествие ёжика

  • Лента комментариев

Интернет — урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

На значке кружок, как рот, который поёт.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию интонационной стороны речи

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

Задание 2.

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?

Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

Гласные звуки без ударения называются…. безударными.

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок.

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – . ту – …, ры – …, ни – …, ме – . ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы» для 2 класса для закрепления знаний

Сказки про гласные и согласные звуки

Елена Евдокимова
Сказки про гласные и согласные звуки

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия “Гласные и согласные звуки” использую в своей работе сказки и “домик звуков“.

Начинаю работу по знакомству детей с гласными, затем с согласными звуками. По мере знакомства с новым звуком, одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению – не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Для этого рассказываем детям вот такие сказки.

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки» можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений: – спеть по очереди гласные звуки, при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; – взрослый показывает артикуляцию гласного звука, а ребёнок называет гласный звук, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.

Сказка о согласных звуках

«Послушайте «Сказку о согласных звуках»».

“Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — “гласныезвуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. “П-П-П” — запыхтел согласный звук “П”. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: “Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь”.

“Т-Т-Т” — застучал звук “Т”, Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; “Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит”.

“К-К-К” — закряхтел звук “К” и тоже не смог спеть песенку.

“Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук “А”, — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?” “Согласны! Согласны!” — закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

Дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы» Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: • Развивать фонематический.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки» Мастер – класс РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на.

Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н» Тема: Согласные звуки (н, н, буквы Н,н. Цель: • познакомить со звуками (н,н) и буквами Н,н; дать представление о том, что одна буква может.

Стихотворения на гласные звуки. Стихотворение, посвященное юбилею ДОУ Утром утка улетела, Улыбнулась и запела. Удивилась улица: Наша утка – умница! Осенью облако сделалось серым, Ослик смотрел на печальное.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.

Гласные и согласные буквы и звуки

Тема звуков и букв занимает центральное место в подготовке к школе. Детям важно научиться дифференцировать гласные и согласные звуки. Это основа для формирования навыка чтения и грамотного письма в будущем. Фонетический анализ слов, которым дети начинают заниматься, позволит воспринимать слово не как изолированную единицу, а как набор определённых звуков.

Образование гласных и согласных звуков

В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 – гласные, 21 – согласные, которые передаются соответствующими звуками. Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают.

Гласные и согласные отличаются по артикуляции.

Знание гласных и согласных звуков является обязательным требованием для подготовки к школе. Дети изучают их в старшей группе детского сада. Обучение проходит в игровой форме. О буквах рассказывают стихотворения и сказки. Отдельного внимания заслуживают мягкий и твёрдый знак. Они не обозначают никаких звуков. Эти буквы нужны для обозначения мягкости звуков на письме.

Читайте также:  Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта

Знание гласных звуков позволит детям понять принцип деления слов на слоги.

Гласные звуки

Гласные звуки нужны для образования слогов. Они произносятся с помощью голоса и определённого положения языка и губ. Выделяют передние, средние и задние гласные по положению языка. По участию в произношении губ выделяют губные (О, У) и неогубленные (Ы, И, Э). Буквы Я, Ё, Ю, Е состоят из двух звуков – согласного и гласного (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ).

Графически гласные выделяют красным цветом. Именно с них начинается обучение грамоте.

Гласные – это звуки, которые получаются с помощью голоса. Из можно прокричать или пропеть.

Согласные звуки

При произношении в ротовом аппарате образуется преграда из языка, губ, нёба. Преграда может быть полной, такие согласные называются взрывными, или смычными. Это П, Б, Т, Д, К, Г и мягкие пары. Если при произношении образуется не смычка, а щель, такие звуки называют щелевыми. Это Ф, В, С, З, Ш, Щ, Ж, Х и мягкие пары (кроме Ш, Щ, Ж). Звук Р (РЬ) относят к дрожащим, так как при артикуляции возникает вибрация языка. Аффрикаты, или смычно-щелевые, – это звуки, которые начинаются как смычные, а заканчиваются образованием щели. Это согласные Ц и Ч. Звуки М и Н с мягкими парами называют носовыми, или назальными.

Артикуляция согласных сложнее. Проблемы, связанные со звукопроизношением, могут быть вызваны неправильной артикуляцией. Специалист-логопед занимается коррекцией звукопроизношения.

Что должны знать дошкольники о гласных и согласных звуках

1. Различать гласные и согласные звуки, понимать, чем они отличаются.

2. Знать образование мягких и твёрдых согласных.

3. Понимать разницу между шипящими, глухими и звонкими.

4. Правильно произносить звуки.

Звонкие и глухие согласные

Согласные, которые произносятся с участием голоса, называют звонкими.

1. Нужно закрыть уши руками и произнести звук. Лучше брать парные звуки, чтобы была слышна разница. Звонкие отчётливо слышно. Глухие звучат приглушённо.

2. Положить руку на горло. При произношении звонких ощущается лёгкая вибрация. Глухие вибрации не дают.

3. Глухие звуки шепчут. Можно предлагать ребенку шептать звуки. Звонкие звуки при шёпоте превращаются в глухие. Слово ДОМ превращается в ТОМ.

Для начала этих методов будет достаточно. Потом ребёнку предлагается табличка с глухими и звонкими звуками. Непарные звуки выделяются отдельно.

Игры для изучения гласных и согласных звуков

Домик с гласными и согласными

Нужно подготовить два домика, в которых будут «жить» звуки. Буквы нужно прикреплять в соответствующий домик. Параллельно можно рассказывать сказку о гласных и согласных.

Гости

Игра тренирует навык слогослияния.

Игра-ходилка

Нужно подготовить лабиринт с буквами, фишки и игральный кубик. Один игрок двигает свою фишку на столько шагов, сколько выпадет на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца. Лабиринт можно сделать как с алфавитом, так и отдельно с гласными и согласными. Когда ребёнок делает ход, он должен назвать букву и слово на неё.

Угадай слово

Задание формирует умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Игра с мячом

Взрослый называет слово и кидает мячик малышу. Ребёнок ловит только слова, начинающиеся с гласного или согласного, по договорённости. Ещё вариант – взрослый бросает мяч дошкольнику, говоря «гласный» или «согласный». Малыш должен назвать слово, начинающееся с гласного или согласного.

Сказка про гласные и согласные звуки

Однажды дружной компанией звуки пошли гулять. Была отличная погода, каждый пел свою любимую песню. Шли они, шли – и дошли до неведомого города. «Город Согласных» – было написано на воротах. Звуки зашли – и удивились, какая тишина стояла в городе. Тут из домиков высыпали незнакомые синие звуки.

– Вы кто? – спросили гласные.

– Мы – согласные! Давайте дружить!

– Верно! Давайте в честь этого споём!

– Это как? – удивились согласные.

Оказывается, согласные петь не умели. Он были молчаливые ребята.

Но гласные решили их научить. Звук А схватил за руку М и закружился с ним в танце.

– Смотрите, что получилось! – закричали звуки. – Получился слог АМ!

Тут звуки начали радоваться, собираться в пары и компании – и составлять целые слова! И с тех пор звуки стали жить вместе. Каждый день они брались за руки и составляли всё новые и новые слова. Столько слов получилось много, что сложилась целая сказка. Её ты сейчас и послушал!

Сочетая разнообразные методы и пособия, родители могут помочь ребёнку овладеть понятиями гласных и согласных букв и звуков.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

“Звуки гласные и согласные” (конспект и презентация)

Цель урока:

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично – поисковой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями гласных и согласных звуков;
  • учить выполнять звуковой анализ слов;
  • учить различать звуки: гласные и согласные;

характеризовать заданный звук, называть его признаки

Просмотр содержимого документа
«Звуки гласные и согласные. Протасова О.А.»

Технологическая карта урока обучение чтению по теме:

«Звуки гласные и согласные»

Урок составлен по теме: «Звуки гласные и согласные».

Образовательная система «Школа России»

Предмет: обучение грамоте

Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично – поисковой деятельности.

образовательные:

познакомить с особенностями гласных и согласных звуков;

учить выполнять звуковой анализ слов;

учить различать звуки: гласные и согласные;

характеризовать заданный звук, называть его признаки.

развивающая:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы.

воспитательная:

воспитывать интерес к чтению;

прививать навыки культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

знать и стремиться выполнять правила работы в группы.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная презентация, кружки для оценивания работы.

различает звуки гласные и согласные

проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

понимает причины успеха в учебной деятельности

метапредметные универсальные учебные действия:

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

использует знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

слушает и понимает речь других;

учится работать в паре.

Методы обучения:

 Словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый.

Формы обучения:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Первичное закрепление

6. Включение в систему знаний и повторение.

Технологическая карта урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

Личностные: мотивация, самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

– На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд2.

– Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

______ _____ _____ .

Слайд 3. Проверяем.

– Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

-Какие бывают звуки?

Дети называют героев мульфильма.

Письменная и устная речь.

Дети приводят примеры.

Ученик у доски составляет схему.

Дети выполняют работу.

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе.

логические: анализ объектов

3. Постановка учебной задачи

– Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

– Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей

– Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

– Что вы узнали про аиста?

– Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: (схема)

-Какие звуки мы слышим?

Один человек на доске, остальные в тетради для печатания

Не знаем. Разные.

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

планировать, определять последовательность действий

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Познавательные: постановка учебной проблемы

4. «Открытие» нового знания

Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний.

– Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

– Давайте понаблюдаем – еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

– Что происходит со ртом?

– Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

– Нам помогает произносить звуки воздух.

Когда мы говорим звук [ a ], воздух проходит свободно, не встречая преград.

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

– Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

– Как ходит курица? А как она кричит?

– Как ходит петух? А как он кричит?

– Как ходит утка? А как она кричит?

– Как прыгает лягушка? А как она кричит?

– Какая картинка лишняя? Почему?

Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали?

– Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

– Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

– Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

Дети выполняют движения

Лягушка не птица

Гласные и согласные звуки

Коммуникативные: умение работать в группе.

Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме Транспорт

планировать, определять последовательность действий

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

5. Первичное закрепление

1.Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… – змеиный слышен свист.

Шшш… – шуршит опавший лист.

Жжж… – шмели в саду жужжат.

Ррр… – моторы тарахтят.

-Как отличить гласный звук от согласного?

2. Работа по учебнику с.14-15.

а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9.

– Кто умет читать, прочитайте.

в) – Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

– Почему у разных слов одинаковые схемы?

– Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

– Соотнесите рисунки и схемы.

Они не встречают во рту преград.

По количеству звуков

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование).

Выбор оснований и критериев для сравнения.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук»

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка)

Миша вас проверяет.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

– Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

Дети ловят гласные звуки

Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

– Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

– Какой была тема урока?

– Какие цели вы ставили?

– Удалось ли достичь этих целей?

– Возникали у вас затруднения?

– Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

– Если вам было интересно, все понятно, все получалось

– Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки

– Если не разобрались в теме, было не очень интересно

– Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

– Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

– На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.

– Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

______ _____ _____ .

. Проверяем Слайд 3

– Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.

– А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

-Какие бывают звуки?

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

– Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

– Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

– Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Гласные и согласные звуки: Урок-сказка Путешествие ёжика

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» – радостный и веселый,
«у» – угрюмый, задумчивый,
«о» – очень любил всему удивляться,
«и» – игривый, улыбчивый,
«э» – медлительный, рассудительный,
«ы» – самый серьезный и хмурый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».

Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».

А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:
– Как же так, – говорит «а» , – у всех есть дома, а у нас нет.
– У зверей – у кого дупло, у кого берлога, – поддержал «у» .
– О, и у каждой птички есть гнездо, – подхватил «о» .
– И люди в домах живут, – тихонько заметил «и» .
– Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, – возмутились «э» и «ы» .

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» – домик-буква «а», у звука «у» – домик-буква «у», у звука «о» – домик-буква «о», у звука «и» – домик-буква «и», у звука «э» – домик-буква «э», у звука «ы» – домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й. » . Смотрят – какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й. й. й. » . Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли – это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может.

Для начала домик ему построили – такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой».

Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й. ». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й. ».

Слушал-слушал «а» , да и говорит:
– А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
– «йа, йа, йа».
– У вас здорово получается, – задумчиво протянул «у», – ну а со мной петь будешь? – обратился он к «и-краткому».
– Буду, – ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
– «йу, йу, йу».
– О, как хорошо! Спой теперь со мной, – попросил «О».
– Пожалуйста.
– «йо, йо, йо», – полилась новая песня.
– Э, я не хочу оставаться в стороне, – рассудил «Э», – споем вместе, – предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
– «йэ, йэ, йэ».

Радуется «и-краткий» : поет с «а» – получается «йа, йа, йа», поет с «у» – получается «йу, йу, йу», поет с «о» – получается «йо, йо, йо», поет с «э» – получается «йэ, йэ, йэ».

Опечалены были только «и» да «ы».
– Мило, очень мило, – вздыхал «и», слушая пение друзей, – хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
– Мы с «и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, – горевал «ы».

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а», , со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я», «ю», «ё», «е».

А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много – и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» – в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки – согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные – синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил – молодец!

Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие – зеленый, согласные твердые – синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил – молодец!

Ссылка на основную публикацию