Гласные и согласные звуки: Урок-сказка Путешествие ёжика

Урок-сказка «Путешествие ёжика» [гласные и согласные звуки]

В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.

При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).

Урок проводится на фоне демонстрации презентации, в которую включено звуковое сопровождение и анимация.

Урок – сказка «Путешествие ёжика»

Тема – Гласные и согласные звуки.

– обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;
– закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.

1. Организационный момент

Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:

– Что это? (Дети: — Это буквы)

Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)

– Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)

2. Объявление темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.

(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.

(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)

– Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.

Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)

– Здравствуй, — сказали они, — кто ты?

– Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

– Как же вас зовут?

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)

– Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

– А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.

-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?

– Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)

– Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?

– Будем очень рады!

3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как. ), пыхтел (как. ), ворчал (как. ), бурчал (как. ), хрипел (как. ) , мычал (как. ) и т.д.

(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)

Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:

– Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

– Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

– Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.

Звуки с колокольчиками хором сказали:

– Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)

Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:

– Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)

И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)

– Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:

– Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?

– Да! ДА! — закричали звуки. – Мы согласны!

И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

– СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!

– Ура. Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!

– Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.

– Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.

– Вам не нравится?

– Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!

– Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!

– А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?

– Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

– Но как? Мы же не умеем петь!

– И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!

И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.

– А вы, ребята, помните?

(Слайд 6 — с анимацией)

– Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)

(Слайд 7 — со звуком)

Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.

… Давайте выучим эту песенку.

Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.

Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.

Пядышева Эльвира Владиславовна,
учитель-логопед,
Центр образования № 1429, г. Москва

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи “Логопедический урок-сказка “Путешествие Ёжика.” ”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Предоставленный материал может служить основой для проведения открытого занятия в группах для детей с ОНР. Занятие в виде сказки повышает эффективность усвоения материала, и конечно интересно и родителям, и детям!

Скачать:

ВложениеРазмер
log.urok-skazka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию фонетической стороны речи.

Тема: Урок-сказка «Путешествие Ёжика». Гласные и согласные звуки. (Закрепление)

Проводила: логопед МБДОУ д/с №313 Перминова Ю.Е.

Цель: закрепить гласные и согласные звуки.

– обобщить представление детей о гласных и согласных звуках;

– закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой и звонкий.

– развивать фонематический слух, внимание,

– способствовать развитию навыков звукового анализа-синтеза.

– воспитывать выдержку, усидчивость;

– воспитывать умение слушать взрослого.

Оборудование: символы звуков (по Ткаченко Т.А.):

демонстрационные и индивидуальные; пеналы у детей; плоскостное изображение ёжика и леса; массажные мячи по количеству детей; несколько карточек с буквами; магнитная доска и наборное полотно; «домики звуков» (красный и синий); указка.

  1. Организационный момент:
  1. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости- ваши родители. Давайте покажем им: какие мы с вами стали внимательные, умненькие, старательные, выдержанные.
  2. Логопед раздает детям массажные мячи и проводит самомассаж кистей рук «Ёжик»:

Ёжик, ёжик, шар колючий,

(дети катают мячик между ладонями)

Д чего же ты живучий!

Я качу тебя, качу –

Все раскрыть тебя хочу.

Еж иголки завернул

(обнимают-сжимают мячик ладонью)

И, наверное, заснул.

(перекладывают мячик в другую ладонь, сжимают его)

Положу тебя – поспи,

Сил на зиму накопи!

(собирают мячики в общую коробку или корзинку)

  1. Логопед показывает детям ёжика и сообщает, что сегодня этот герой будет с ними на занятии. Из чудесного мешочка логопед достает несколько карточек с буквами (А, Б, В, Г, Д …):

– Что это? (дети: буквы)

– А это что? [а], [о], [б], [в], [г], [п] (дети: звуки!)

– Чем отличаются буквы и звуки?

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

2. Объявление темы занятия:

  1. – Сегодня я расскажу вам о том, как ёжик познакомился со звуками в своем лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать (поднимать руку, если нужно).
  2. Сказка (дети садятся за столы):

– В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шел долго-долго и увидел красный домик. В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку (логопед: а_____, о_____, у_____, ы____, и_____ …)

– Чудесные звуки! Как поют! – подумал ёжик и тихонько постучал в дверь: тук-тук …

Дверь открылась и его встретили «звуки» в красных платьях. (логопед выставляет на магнитную доску изображение домика и звуков)

– Здравствуй, сказали они, – ты кто?

– Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто.

– Как же вас зовут?

– Ребята помогите назвать звуки: А-О-У-И-Ы.

– Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

– А фамилия у нас у всех одна.

– Да? … Какая же у вас фамилия?

– Все мы … (дети: ГЛАСНЫЕ!)

– Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поете. Можно, я еще к вам приду?

– Будем очень рады.

И пошел ёжик дольше.

Вдруг видит – стоит синий дом. Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал.

Зато в домике кто-то… (дети вместе с логопедом показывают жестовые символы и произносят звуки – согласные):

выл, как ветер: В

шумел, как фонтан: Ф

звонил, как колокол: Б

пыхтел, как паровоз: П

бил, как барабан: Д

стучал молоточком: Т

гоготал, как гусь: Г

стучал каблучками: К

грел замерзшие руки: Х

свистел, как насос: С

звенел, как комарик: З

и говорил: Ц____, как будто спит малыш.

Вдруг дверь открылась и выбежали звуки:

– Я ёжик…. А вы кто?

– Мы звуки (логопед выставляет на наборное полотно символы согласных)

– Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

– Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в 2 колонны. Тут Ёжик увидел, что одни прибежали в колокольчику, а другие – где колокольчика не было.

Звуки с колокольчиком хором сказали:

– Наша фамилия (дети: ЗВОНКИЕ! Еще раз произносят с рукой на горле)

Звуки без колокольчика сказали – очень тихо:

– А наша фамилия: ГЛУХИЕ!

И тут поднялся страшный шум, потому что они все вместе назвали свои имена (дети хором произносят по 1 согласному звуку).

– Все! Все! Тихо! – закричал Ёжик.

Но звуки шумели.

– Тихо! Я что-то придумал. Звуки замолчали, а потом спросили?

Вам нужна еще 1 фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы умеете шуметь!

– Стоп! Если вы согласны, значит вы СОГЛАСНЫЕ!

– Ура. Мы согласные! Мы согласные!

– Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас громкий голос, а вы ГЛУХИЕ – потому что у вас нет голоса.

– Хорошо! Какая длинная фамилия получилась!

– ой-ой! – закричал Ёжик. – Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут ГЛАСНЫЕ – они песни поют, а вы только шумите!

– А мы тоже хотим петь, но не умеем, – сказали согласные грустно. Может быть ты что-нибудь придумаешь?

– Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

– Но мы же не умеем!

– И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои песенки. Вместе получаться слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдем к гласным в гости!

И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же Звонкий, а кто Глухой.

– А вы ребята, помните? (дети называют)

(Игра на ковре с мячом: «назови не ошибись»)

3. Физкультурная минутка

По сухой лесной дорожке – топ-топ-топ-топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик…

(Имитация движений в такт стихотворению)

– Так давайте и мы с вами потренируемся и подружим согласные и гласные:

Урок по обучению грамоте Гласные и согласные звуки

Государственное учреждение образования
«Гимназия г. Каменца»
УРОК ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
в 1 классе
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Учитель:
Стельмашук Ирина Викторовна
2017 г.
Урок – сказка «Путешествие ёжика»
Тема: Гласные и согласные звуки.
Цели:
– обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;- закрепить понятия: гласный, согласный звук
-формировать навык общения в разных ситуациях,
-развивать устную речь, внимание, фонематический слух.-
Организационный момент
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Будем мы учиться!
Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. А головка ваша пускай всё запоминает.
Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять и углублять знания о гласных и согласных звуках.
Посмотрите на рисунок в вашем учебнике на стр. 16 Составьте небольшой рассказ о том, что вы видите.
С помощью чего мы можем обменяться информацией, узнать много нового и интересного? Какая бывает речь? Из чего речь состоит? Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги?
Какой звук произносит мама, когда укачивает ребенка? (А-а-а.)
Какой звук издает волк? (У-у-у.)
Изобразите, как жужжат пчелы. (Ж-ж-ж);
Как рычит собака? (Р-р-р); .Как девочка удивляется? (О-о-о);
А как фыркает ежик? (Ф-ф-ф).
Все вы сейчас дружно произносили звуки.
Какие бывают звуки?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают пыхтеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, пыхтеть, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Объявление темы занятия.
На стр. учебника 17 даны рисунки овощей и фруктов, под каждым рисунком схема слова. Давайте хором прочитаем эти слова по схеме и охарактеризуем первый звук.
Физминутка для глаз.
Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.
Сказка.

(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.
(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)
– Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.
Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)
– Здравствуй, — сказали они, — кто ты?
– Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
– А мы звуки.
– Как же вас зовут?
(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)
– Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.
– А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.
-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?
– Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)

– Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?
– Будем очень рады!
3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как. ), пыхтел (как. ), ворчал (как. ), бурчал (как. ), хрипел (как. ) , мычал (как. ) и т.д.
(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)
Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:
– Привет! Ты кто?
– Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
– Мы звуки.
– Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
– Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?
– Да! ДА! — закричали звуки. – Мы согласны!
И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…
– СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!
– Ура. Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!
– Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.
– Вам не нравится?
– Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!

– Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!
– А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?
– Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
– Но как? Мы же не умеем петь!
– И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!
(Слайд 7 — со звуком)
— Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.
… Давайте выучим эту песенку.
Физкультминутка
Друзья ёжика приготовили нам интересные задания, где мы можем показать им свои знания. Итак, первое задание . К нам прибежали кошечка и собачка. Вот какое задание они нам приготовили: помоги кошечке поймать мячи со слогами, которые начинаются на гласный звук.

Следующее задание от лягушат. Нужно помочь лягушатам поймать яблоки с гласными и согласными звуками.

Ещё одно задание приготовила яблонька. Нужно разложить яблочки по корзинкам.

Физкультминутка для глаз.
Мишутка хочет принести ёжику в подарок грибочки, но никак не может их собрать. Давайте ему поможем. Нужно собрать только те грибочки, на которых рисунки начинаются на согласный звук.

Наши лесные друзья ждут гостей. Им нужно помочь накрыть стол. На стол с красным кружком поставить те чашки, рисунки на которых начинаются на гласный. На стол с синим кружком поставить те чашки, рисунки на которых начинаются на согласный.
Вот и выполнили все задания. Молодцы говорит белочка. Все лесные друзья остались довольны.
Физкультминутка для глаз

Пока мы отдыхали, ёжика встретил волк. Дед Мороз всем принес подарки, а волк свой не нашёл. Он только нашел письмо Деда Мороза. Давайте поможем волку прочитать письмо и узнаем, где подарок для волка.

Молодцы! Помогли волку найти подарок! А сейчас ещё немного поиграем.
Рефлексия:
Если урок понравился и всё было понятно подарим ёжику красное яблочко. Если урок понравился, но что-то было не понятно подарим желтое яблочко. Если урок не понравился – зеленое.

  • WebUrokCom_3162999d23301c
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 2

Чтение слов, предложений с буквами Ё, ё. Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

Содержимое публикации

Тема урока: Чтение слов, предложений с буквами Ё, ё. Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

Цели: Раскрыть функцию буквы ё в качестве показателя мягкости согласных звуков; упражнять в чтении слов с буквой ё; учить читать слова по слогам и орфоэпически; развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения; внимание, память.

Предметные: знать способы обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ё; объяснять функцию буквы Ё обозначать два звука; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

1. Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок-

Звуки с буквами пришли,

чтоб порядок навести.

2. Актуализация знаний.

Учитель с классом проводит игру «Дополни предложение»:

Для разминки, поиграем, заодно проверю, все ли внимательны.

1)Звуки бывают….(гласные и согласные,

согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие,

гласные: ударные и безударные)

2)Звуки слышим, буквы….(пишем и читаем)

3) В слове столько слогов, сколько …..(гласных)

4) После твёрдых согласных пишутся гласные ….(а,о,у,ы)

5) После мягких согласных пишутся гласные … (е, и, ё, я)

6) Всегда твердые согласные……., всегда мягкие….

3. Работа по теме урока.

– У кого мы вчера были в гостях на уроке? ( у ёжика)

– С какой буквой он нас познакомил?

– Сегодня ёжик сам пришёл к вам. Он мне сказал по секрету, что ему очень понравились ваши творческие работы про него и букву Ё. И он благодарит вас за старание. А ещё ему хочется послушать, хорошо ли вы поняли, какую роль выполняет его любимая буква.

Дидактическая игра «Поймай слово с буквой Ё»

Поднять руки услышав слово, в котором пишется буква Ё.Если буквы нет, лежим на парте.

Чтение слогов с буквой Ё

– Сколько букв написано в первом столбике?

-Сколько звуков произносили? Почему?

-Сколько букв во втором столбике? Сколько звуков?

-Какой звук слышим после согласного? (О)

– Вот слоги с гласным о? Разве нельзя ими пользоваться? И тут и там слышим О! (перед Ё согласный мягкий)

– Молодцы! Значит, можно сделать вывод: если после согласного стоит буква Ё, то согласный произносится……..(мягко)

Работа с учебником

– Стр. 32 чтение стихотворения Е. Благининой.

– Чтение стихотворения учителем

– Чтение стихотворения эхом

– Чтение стихотворения цепочкой

– Выразительно чтение стихотворения

– Ребята, а что подразумевает автор под «блестками ледяными»?

– Вы видели «теплые смоляные слезы» на стволе сосны или ели? Как они выглядят?

– А вы пробовали трогать их? Что вы ощущали? (они липкие)

– Как вы понимаете слова «свежая, зеленая»?

– Что изображено на рисунке под стихотворением?

– Какое время суток изображено?

– Сколько птиц у сосен? Зачем они прилетели к сосне? (в сосновых шишках есть семена)

– Как вы помогаете птицам зимовать?

Работа с доской

Чтение с доски отрывка из произведения К. Чуковского

И на них от радости

И на них от радости

– О чем говорится в этом стихотворении?

– Что растет на березе?

– Вы согласны с автором?

– Как мы называем такие произведения? (сказочные или фантастические)

– Я знаю, что вы все любите играть. Игра «Да», «Нет».

Если ответ на мой вопрос да- хлопаете, если нет – сидите спокойно. Будьте очень внимательны.

Сегодня на уроке мы говорили о букве Ё? (да)

Буква Ё гласная? (да)

Буква Ё всегда дает два звука? (нет)

Буква Ё смягчает предшествующие согласные?(да)

Буква Ё дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной? (да)

Сегодня на уроке узнали много нового про слона?(нет)

Главный герой нашего урока еж? (да)

-Наш урок подходит к концу. Вчера вы на уроке для ёжика лепили яблоки. Красные – те, кто все понял, зелёные – те, кому пока было трудно. Оказалось, что только два зеленых яблочка. Но мы с ежиком надеемся, эти ребята справятся с трудностями.

Вы знаете, что ежи зимой- (спят). А наш ежик задержался, чтобы прийти к вам на урок. Надо ему помочь собрать сухих листьев. У вас на партах по два листочка. Подумайте, все ли вам было понятно, интересно было работать? Тогда желтый листик, если вы еще не до конца разобрались, вам было трудно, тогда коричневый. Сначала девочки, потом мальчики.

– Ах, да, чуть не забыла! Ёжик вам на прощанье придумал загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)

Грамматические сказки о звуках и буквах

Методическое обеспечение программы

«Путешествие в мир русского языка»

Грамматические сказки о звуках и буквах

В стране звуков

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [й’а], Ё [й’о], Ю [й’у], Е [й’е].

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б В Г Д Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узна­вать все звуки и правильно их произносить.

Как звуки научились превращаться в буквы

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной вол­шебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королев­ства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познако­миться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебно­му платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превра­щался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

— Конечно, мы важнее! — закричали гласные. — Без нас никто и рта не раскроет!

— Ну, это мы еще посмотрим, — дружно возразили согласные. — Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

— А вот и получится! Например, М.

— Разве только одно М, больше ничего!

— И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

— Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

— . О. Е. И. А, — пропели гласные и смущенно умолкли.

— Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.

— Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по­

пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.

Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.

А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в раз­ные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить —, и никак.

Зачем-то позвали кошку:

— Кс, кс, кс! И заскучали. Вдруг:

Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались.

— А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как малые дети:

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

И услышали радостное, но тоже невнятное:

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

— БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся.

Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.

— Я самая главная, — сказала буква Я. — Потому что Я — это я.

— И ничего ты не главная, — закричала буква А. — Ты стоишь

в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа. я самая главная!

— И мы тоже поем, — выскочили буквы У, О, И, Ы.

— Какие же вы главные, если из вас можно построить всего од­но слово — АУ, — сказала буква М. — А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ.

А вот вышел твердый знак:

— Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: со­ставляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? — спросил Ъ.

— Мы, — хором ответили буквы А, О, У, Э, И, Ы, — обознача­ем гласные звуки.

— А что вы еще делаете? — спросил строго Ъ.

— Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.

— А я, — пропищала И, — показываю мягкие!

— Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастуниш­ка, что умеешь делать? — спросил Ъ у буквы Я.

— Я показываю, что Я — это я, — ответила буква Я.

— А какую работу ты умеешь делать?

— Я. работу. Н-н-н-е знаю, — ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы — Ю, Е, Ё.

— Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.

— А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ.

— Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю.

— Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], — сказала буква Ю.

— Вторая работа, — сказала буква Е, — мы обозначаем, что пе­ред нами мягкий согласный звук.

— А третья работа, — перебила буква Ё, — мы можем обозна­чать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо].

— Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ. Не успел Ъ это сказать, как начали выскакивать все остальные

буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф. Они становились в ряд и громко кричали:

— А что мы умеем делать?

— Давайте разберемся, — сказал Ъ. — Начнем с тебя, — обра­тился он к букве М. — Что ты умеешь делать?

Буква М задумалась:

—Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть со­седка.

—А без соседки? — спросил Ъ.

—Без соседки не могу. Соседки мне помогают.

—А как? — спросил Ъ.

—Если после меня стоят буквы О, А, У, Ы, то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я, Е, Ё, Ю, Я или Ь, то я обозначаю мягкий согласный звук.

—И мы все так, — хором закричали буквы, обозначающие со­гласные звуки.

—Все ясно, — сказал Ъ.

—Совсем и не все так, — заявили буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й.

—Мы всегда обозначаем только твердые согласные, — сказали Ж, Ц, Ш.

—А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, — сказали буквы Й, Ч, Щ.

—Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, —- ска­зал Ъ. — Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе.

Буквы всякие важны,

Буквы всякие нужны.

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в бук­вы и отправились на главную площадь.

Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля — АЛФА­ВИТ или королевы — АЗБУКА.

Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

О больших и маленьких

Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Че­ловек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захо­тел познакомиться поближе со своими спасителями — буквами, но

не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь си­нюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать ма­леньким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благо­дарность ученый, и буквы охотно ими пользуются до сего времени. Но только если в этом есть необходимость. А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята?

А вот какую песенку придумали большие буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают:

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг,

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело —

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая — совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!

Но были среди букв осторожные братья — Мягкий и Твердый знаки. Они наотрез отказались есть волшебные таблетки, а потому никогда не становились большими. А вот буква Й — иногда, от слу­чая к случаю. Они и держались как-то обособленно. Однажды букве И пришлось даже утешать свою сестру:

Сказала Й сестре родной:

— Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я ужасно редко.

— Ну, редко — это не беда. Иные буквы никогда!

— Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так.

— Не говори. Скажите вы, ребята!

(Правильно, Ъ, Ъ и Ы.)

Вот какие интересные истории происходят в волшебной стране Азбуковедения.

Веселые рифмы

Гласные — согласные

Мы — не буквы, мы — звуки речи.

Мы — не буквы, мы — звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке боюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные. согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс. — змеиный слышен свист.

Шшш. — шуршит опавший лист

. Жжж. — шмели в саду жужжат.

Ррр. — моторы тарахтят.

Алгоритм определения архаизмов и историзмов

1. Найдите устаревшее слово в тексте.

2. Определите его лексическое значение. Если определение значения не вызвало затруднений, смотрите пункт 4; если вызвало, смотри пункт 3.

3. Обратитесь к словарю устаревших слов или к толковому словарю:

4. определите, как в словаре располагаются словарные статьи;

5. найдите нужную словарную статью;

6. обратите внимание на правильное произношение слова;

7. прочтите его толкование;

8. посмотрите примеры употребления;

9. если слово многозначное, выберите то значение, которое подходит по контексту;

10. далее смотрите пункт 4.

11. Подумайте, если предмет (явление), обозначенный этим словом, в современной действительности. Если есть, смотрите пункт 5, если нет, смотрите пункт 6.

13. Это историзм.

Схема 1. Языковая модель

Модели составления загадок по

Какой?

Что бывает таким же?

Что делает?

Что (кто) делает так же?

На что похоже?

Чем отличается?

Схема 2. Родословное древо русского языка

Гласные, согласные звуки и буквы

Описание разработки

Цель: формировать умение различать гласные и согласные звуки по их акустико – артикуляционным признакам, производить звуко- буквенный разбор слов

Образовательные:; формирование навыка каллиграфически правильного письма; способствовать обогащению словарного запаса детей;

Развивающие: развивать устную речь учащихся и фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю.

Воспитательные: воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; воспитывать любовь к животным, прививать навыки ЗОЖ.

Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации животных, карточки с заданиями, раздаточный материал( ягоды).

-Начинаем урок русского языка. К нам на урок, ребята, пришли гости. Посмотрите на них сейчас, чтобы потом не отвлекаться. Я думаю, что вы меня не подведёте и надеюсь на вашу помощь и поддержку. Итак, настроились на работу! Я желаю вам успехов.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?( Слайд 2)

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в один сказочный город. И познакомимся с его жителями : гласными и согласными звуками и буквами. Узнаем чем же они отличаются друг от друга. Научимся делать звуко- буквенный разбор слов.

Сколько букв в русском алфавите

2.Какой буквы нет в русском алфавите

3. У какой буквы нет звука

4. Какая буква стоит за буквой о

5.Что такое алфавит

А) все звуки и буквы Б)буквы . которые стоят по своим местам

Но что бы добраться до сказочного города нужно пройти через лес. Но вот незадача, на нашем пути стоит лесной зверь .

-Попробуйте догадаться, какое животное я сейчас опишу.

Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. ( слайд 3)

– А с какой буквы начинается это слово?

-Открываем тетради. («Я тетрадочку открою…») Записываем сегодняшнее число.9октября.Классная работа.

-На минуте чистописания мы сегодня пишем букву м. А также соединение этой буквы с другими.(мк, ма, ме, му, мн). И слово Медведь.

Слово медведь означает «едящий мёд, медоед», мёд ведает, знает, где мёд в лесу спрятан.( Слайд 4)

– Назовите ошибкоопасные места в этом слове.

Придумайте родственные слова и запишите их.( Медведюшка, медведица, медведище, медведиха, медведица, медвежонок, медвежий, медвежатник )( Слайд 5)

6.Работа по развитию речи. Письмо по памяти.

– -Медведь очень часто встречается в сказках. А какой он в сказках? (Косолапый, топтыгин).

-Есть и переносное значение слова. Крупного, сильного, но грузного, неуклюжего, неловкого человека называют в народе медведем.

-Придумайте словосочетание со словом медведь. (Большой, крупный, огромный, могучий, лохматый, косолапый, голодный, бурый, белый…) -Составьте предложение со словом медведь. (Голодный медведь бродит по лесу.) (ревёт, рычит, погружается в спячку…)

-Есть такое небольшое стихотворение:

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха,

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

-Вы, наверняка, слышали такое выражение: Медведь на ухо наступил. Как вы его понимаете? (Отсутствие музыкального слуха.)

-Напишем это выражение по памяти. (разбор, письмо)

-Есть ещё такой фразеологизм : Медвежья услуга. Кто сможет объяснить? (Неумелая услуга, приносящая только неприятность, вред.)

-Вот мы с вами познакомились с новым словарным словом, которое нужно обязательно запомнить, и очень много нового и интересного узнали об этом животном. Более подробно о медведях мы будем говорить на уроках окружающего мира. А сейчас продолжим наше путешествие.

7.Физминутка.( Слайд 6)

-Вот мы говорили о медведе, как о косолапом , неуклюжем животном. Давайте покажем. как медведи ходят.

-А вот хомячки у нас не такие неуклюжие, они любят делать зарядку. («Хомка, хомка, хомячок…»)

– А сейчас продолжим наше путешествие.

8.Работа по теме урока.

Мы свами попали в сказочный город. А вот кто здесь живет вы узнаете отгадав загадки.

В руки не взять,

От рождения немые.

Правильно , в этом городе живут звуки и буквы. А давайте вспомним чем же отличается звук от буквы.( Слайд 8.)

– Правильно, звуки мы произносим и слышим , а буквы видим и пишем.

Наши буквы поселились в разные домики. Как вы думаете почему.?

Знакомство с гласными и согласными. звуками и буквами.

– Правильно! Одни звуки образовывались при помощи голоса. И они очень любили петь.Их стали называть – гласные

А вторые на своём пути встречали препятствие. И совершено не любили музыку и песни. Их стали называть согласными.(Слайд 9)

Игра « Засели жильцов в домики»

Расставить буквы по своим домикам: гласные и согласные.( п, с, а, и, в, ы, к, Э,Х.)

9. Закрепление изученого.

Работа по учебнику

Давайте прочитаем правило от Граммотея ( с. 57)

Практическая работа по определению гласных и согласных. ( упр.90)

Звуко буквеный анализ слова медведь

Физминутка для глаз.

Работа по карточкам

Игра «Буквы убежали».

Однажды буквы очень сильно поругались и убежали из слов. Вам нужно их вернуть на свои места.

Игра « Составь слово»

Наши буквы помирились, но всё равно дулись друг на друга. И в словах становились не на свои места. Давайте поставим буквы на свои места и запишем новые слова. Подчеркните в словах гласные звуки.

– Назовите одним словам написанные слова.( Овощи)

– Чем полезны овощи?

– Как правильно употреблять овощи?

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Тема : гласные и согласные звуки и буквы.

Цель: формировать умение различать гласные и согласные звуки по их акустико – артикуляционным признакам, производить звуко- буквенный разбор слов

Задачи урока:

Образовательные:; формирование навыка каллиграфически правильного письма; способствовать обогащению словарного запаса детей;

Развивающие: развивать устную речь учащихся и фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю.

Воспитательные: воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; воспитывать любовь к животным, прививать навыки ЗОЖ.

Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации животных, карточки с заданиями, раздаточный материал( ягоды).

1.Организационный момент.

-Начинаем урок русского языка. К нам на урок, ребята, пришли гости. Посмотрите на них сейчас, чтобы потом не отвлекаться. Я думаю, что вы меня не подведёте и надеюсь на вашу помощь и поддержку. Итак, настроились на работу! Я желаю вам успехов.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?( Слайд 2)

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в один сказочный город. И познакомимся с его жителями : гласными и согласными звуками и буквами. Узнаем чем же они отличаются друг от друга. Научимся делать звуко- буквенный разбор слов.

3.Актуализация знаний

Сколько букв в русском алфавите

2.Какой буквы нет в русском алфавите

3. У какой буквы нет звука

4. Какая буква стоит за буквой о

5.Что такое алфавит

А) все звуки и буквы Б)буквы . которые стоят по своим местам

4.Чистописание.

Но что бы добраться до сказочного города нужно пройти через лес. Но вот незадача, на нашем пути стоит лесной зверь .

-Попробуйте догадаться, какое животное я сейчас опишу.

Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. ( слайд 3)

– А с какой буквы начинается это слово?

-Открываем тетради. («Я тетрадочку открою…») Записываем сегодняшнее число.9октября.Классная работа.

-На минуте чистописания мы сегодня пишем букву м. А также соединение этой буквы с другими.(мк, ма, ме, му, мн). И слово Медведь.

5.Словарная работа.

Слово медведь означает «едящий мёд, медоед», мёд ведает, знает, где мёд в лесу спрятан.( Слайд 4)

– Назовите ошибкоопасные места в этом слове.

Придумайте родственные слова и запишите их.( Медведюшка, медведица, медведище, медведиха, медведица, медвежонок, медвежий, медвежатник )( Слайд 5)

6.Работа по развитию речи. Письмо по памяти.

– -Медведь очень часто встречается в сказках. А какой он в сказках? (Косолапый, топтыгин).

-Есть и переносное значение слова. Крупного, сильного, но грузного, неуклюжего, неловкого человека называют в народе медведем.

-Придумайте словосочетание со словом медведь. (Большой, крупный, огромный, могучий, лохматый, косолапый, голодный, бурый, белый…) -Составьте предложение со словом медведь. (Голодный медведь бродит по лесу.) (ревёт, рычит, погружается в спячку…)

-Есть такое небольшое стихотворение:

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха,

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

-Вы, наверняка, слышали такое выражение: Медведь на ухо наступил. Как вы его понимаете? (Отсутствие музыкального слуха.)

-Напишем это выражение по памяти. (разбор, письмо)

-Есть ещё такой фразеологизм : Медвежья услуга. Кто сможет объяснить? (Неумелая услуга, приносящая только неприятность, вред.)

-Вот мы с вами познакомились с новым словарным словом, которое нужно обязательно запомнить, и очень много нового и интересного узнали об этом животном. Более подробно о медведях мы будем говорить на уроках окружающего мира. А сейчас продолжим наше путешествие.

7.Физминутка.( Слайд 6)

-Вот мы говорили о медведе, как о косолапом , неуклюжем животном. Давайте покажем. как медведи ходят.

-А вот хомячки у нас не такие неуклюжие, они любят делать зарядку. («Хомка, хомка, хомячок…»)

– А сейчас продолжим наше путешествие.

8.Работа по теме урока.

Мы свами попали в сказочный город. А вот кто здесь живет вы узнаете отгадав загадки.

В руки не взять,

От рождения немые.

Правильно , в этом городе живут звуки и буквы. А давайте вспомним чем же отличается звук от буквы.( Слайд 8.)

– Правильно, звуки мы произносим и слышим , а буквы видим и пишем.

Проблемный вопрос.

Наши буквы поселились в разные домики. Как вы думаете почему.?

Знакомство с гласными и согласными. звуками и буквами.

– Правильно! Одни звуки образовывались при помощи голоса. И они очень любили петь.Их стали называть – гласные

А вторые на своём пути встречали препятствие. И совершено не любили музыку и песни. Их стали называть согласными.(Слайд 9)

Игра « Засели жильцов в домики»

Расставить буквы по своим домикам: гласные и согласные.( п, с, а, и, в, ы, к, Э,Х.)

9. Закрепление изученого.

Работа по учебнику

Давайте прочитаем правило от Граммотея ( с. 57)

Практическая работа по определению гласных и согласных. ( упр.90)

Звуко буквеный анализ слова медведь

Физминутка для глаз.

Работа по карточкам

Игра «Буквы убежали».

Однажды буквы очень сильно поругались и убежали из слов. Вам нужно их вернуть на свои места.

Игра « Составь слово»

Наши буквы помирились, но всё равно дулись друг на друга. И в словах становились не на свои места. Давайте поставим буквы на свои места и запишем новые слова. Подчеркните в словах гласные звуки.

в) Элементы ЗОЖ

– Назовите одним словам написанные слова.( Овощи)

– Чем полезны овощи?

– Как правильно употреблять овощи?

Найдите слова, отличающеся одним звуком друг от друга( Слайд 10-11)

10. Подведение итогов ( Слад 13)

– О чём вы узнали на уроке?

– Какие бывают звуки и буквы?

– Чем они отличаются?

– С каким новым словам мы познакомились.

Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Хотелось бы особо отметить …. (фамилии, имена детей, хорошо работавших на уроке)

11. Домашнее задание ( Слад 14)

12. Рефлексия

Давайте на прощание подарим нашему Мишке ягоды.

У кого сегодня всё получалось на уроке тот подарит 3 ягоды. У кого встречались ошибки – 2 ягоды и у кого совсем ничего не получалось то 1.

Тест «Алфавит»

1.Сколько букв в русском алфавите

2.Какой буквы нет в русском алфавите

3. У какой буквы нет звука

4. Какая буква стоит за буквой о

5.Что такое алфавит

А) все звуки и буквы

Б)буквы . которые стоят по своим местам

Тест «Алфавит»

1.Сколько букв в русском алфавите

2.Какой буквы нет в русском алфавите

3. У какой буквы нет звука

4. Какая буква стоит за буквой о

5.Что такое алфавит

А) все звуки и буквы

Б)буквы . которые стоят по своим местам

Тест «Алфавит»

1.Сколько букв в русском алфавите

2.Какой буквы нет в русском алфавите

3. У какой буквы нет звука

4. Какая буква стоит за буквой о

Гласные и согласные буквы и звуки

Тема звуков и букв занимает центральное место в подготовке к школе. Детям важно научиться дифференцировать гласные и согласные звуки. Это основа для формирования навыка чтения и грамотного письма в будущем. Фонетический анализ слов, которым дети начинают заниматься, позволит воспринимать слово не как изолированную единицу, а как набор определённых звуков.

Образование гласных и согласных звуков

В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 – гласные, 21 – согласные, которые передаются соответствующими звуками. Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают.

Гласные и согласные отличаются по артикуляции.

Знание гласных и согласных звуков является обязательным требованием для подготовки к школе. Дети изучают их в старшей группе детского сада. Обучение проходит в игровой форме. О буквах рассказывают стихотворения и сказки. Отдельного внимания заслуживают мягкий и твёрдый знак. Они не обозначают никаких звуков. Эти буквы нужны для обозначения мягкости звуков на письме.

Знание гласных звуков позволит детям понять принцип деления слов на слоги.

Гласные звуки

Гласные звуки нужны для образования слогов. Они произносятся с помощью голоса и определённого положения языка и губ. Выделяют передние, средние и задние гласные по положению языка. По участию в произношении губ выделяют губные (О, У) и неогубленные (Ы, И, Э). Буквы Я, Ё, Ю, Е состоят из двух звуков – согласного и гласного (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ).

Графически гласные выделяют красным цветом. Именно с них начинается обучение грамоте.

Гласные – это звуки, которые получаются с помощью голоса. Из можно прокричать или пропеть.

Согласные звуки

При произношении в ротовом аппарате образуется преграда из языка, губ, нёба. Преграда может быть полной, такие согласные называются взрывными, или смычными. Это П, Б, Т, Д, К, Г и мягкие пары. Если при произношении образуется не смычка, а щель, такие звуки называют щелевыми. Это Ф, В, С, З, Ш, Щ, Ж, Х и мягкие пары (кроме Ш, Щ, Ж). Звук Р (РЬ) относят к дрожащим, так как при артикуляции возникает вибрация языка. Аффрикаты, или смычно-щелевые, – это звуки, которые начинаются как смычные, а заканчиваются образованием щели. Это согласные Ц и Ч. Звуки М и Н с мягкими парами называют носовыми, или назальными.

Артикуляция согласных сложнее. Проблемы, связанные со звукопроизношением, могут быть вызваны неправильной артикуляцией. Специалист-логопед занимается коррекцией звукопроизношения.

Что должны знать дошкольники о гласных и согласных звуках

1. Различать гласные и согласные звуки, понимать, чем они отличаются.

2. Знать образование мягких и твёрдых согласных.

3. Понимать разницу между шипящими, глухими и звонкими.

4. Правильно произносить звуки.

Звонкие и глухие согласные

Согласные, которые произносятся с участием голоса, называют звонкими.

1. Нужно закрыть уши руками и произнести звук. Лучше брать парные звуки, чтобы была слышна разница. Звонкие отчётливо слышно. Глухие звучат приглушённо.

2. Положить руку на горло. При произношении звонких ощущается лёгкая вибрация. Глухие вибрации не дают.

3. Глухие звуки шепчут. Можно предлагать ребенку шептать звуки. Звонкие звуки при шёпоте превращаются в глухие. Слово ДОМ превращается в ТОМ.

Для начала этих методов будет достаточно. Потом ребёнку предлагается табличка с глухими и звонкими звуками. Непарные звуки выделяются отдельно.

Игры для изучения гласных и согласных звуков

Домик с гласными и согласными

Нужно подготовить два домика, в которых будут «жить» звуки. Буквы нужно прикреплять в соответствующий домик. Параллельно можно рассказывать сказку о гласных и согласных.

Гости

Игра тренирует навык слогослияния.

Игра-ходилка

Нужно подготовить лабиринт с буквами, фишки и игральный кубик. Один игрок двигает свою фишку на столько шагов, сколько выпадет на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца. Лабиринт можно сделать как с алфавитом, так и отдельно с гласными и согласными. Когда ребёнок делает ход, он должен назвать букву и слово на неё.

Угадай слово

Задание формирует умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Игра с мячом

Взрослый называет слово и кидает мячик малышу. Ребёнок ловит только слова, начинающиеся с гласного или согласного, по договорённости. Ещё вариант – взрослый бросает мяч дошкольнику, говоря «гласный» или «согласный». Малыш должен назвать слово, начинающееся с гласного или согласного.

Сказка про гласные и согласные звуки

Однажды дружной компанией звуки пошли гулять. Была отличная погода, каждый пел свою любимую песню. Шли они, шли – и дошли до неведомого города. «Город Согласных» – было написано на воротах. Звуки зашли – и удивились, какая тишина стояла в городе. Тут из домиков высыпали незнакомые синие звуки.

– Вы кто? – спросили гласные.

– Мы – согласные! Давайте дружить!

– Верно! Давайте в честь этого споём!

– Это как? – удивились согласные.

Оказывается, согласные петь не умели. Он были молчаливые ребята.

Но гласные решили их научить. Звук А схватил за руку М и закружился с ним в танце.

– Смотрите, что получилось! – закричали звуки. – Получился слог АМ!

Тут звуки начали радоваться, собираться в пары и компании – и составлять целые слова! И с тех пор звуки стали жить вместе. Каждый день они брались за руки и составляли всё новые и новые слова. Столько слов получилось много, что сложилась целая сказка. Её ты сейчас и послушал!

Сочетая разнообразные методы и пособия, родители могут помочь ребёнку овладеть понятиями гласных и согласных букв и звуков.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

Читайте также:  Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева
Ссылка на основную публикацию