Фрукты- фронтальное логопедическое занятие

Конспект фронтального логопедического занятия “Овощи-фрукты” (в старшей группе для детей ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_ovoshchi-frukty.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 филиал» города Алейска

фронтального логопедического занятия

по теме «Овощи-фрукты»

(в старшей группе для детей с ОНР)

Учитель-логопед: Степаненко Е. М.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе

закрепить знания об овощах и фруктах, местах их произрастания;

уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма;

закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, формы, ощущения, что из них можно приготовить) .

учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме.

развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.

закрепление умения образовывать относительные прилагательные;

развитие связной речи;

развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;

развитие фонематического слуха;

развитие мелкой моторики, координации речи с движением;

развитие тактильных ощущений;

развитие плавного речевого выдоха.

создание эмоционального комфорта.

1. Организационный момент.

Рады вас встречать!

Все, что мы умеем,

Хотим вам показать!

2. Беседа о витаминах.

Ребята, к нам в детский сад пришло какое-то письмо. Давайте его послушаем.

Есть волшебная страна,

Витаминов там гора.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо вам туда спешить!

В той стране едят продукты –

Это овощи и фрукты.

Все содержит витамины :

Груши, сливы, ананас,

В общем, ждем, ребята, вас!

И здоровье укрепляйте!

Это письмо вам прислали Витаминки из волшебной страны Овощей и Фруктов . Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми).

Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов ? Ехать нам далеко, а машин у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! Превратим наши стулья в машины!

3. Речевая зарядка.

Превращаем стулья в машины

(махи руками – «колдуют» ).

Накачаем дружно шины

Заведем мотор мы громко,

Здесь, друзья, нужна сноровка!

Подольем бензин чуть – чуть

(буль – буль – буль) .

Можно трогаться нам в путь!

4. Развитие слухового внимания, логического мышления.

Ребята, пока мы едим в страну Овощей и Фруктов , давайте вспомним, что вы о них знаете.

Где растут фрукты? (В саду на деревьях) .

Где растут овощи ? (В огороде на грядках) .

Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты , я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте!

Д/И «Доскажи словечко» .

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …

2. Весной на грядках было пусто, потом выросла …

3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную …

4. От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину …

6. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)

Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее :

Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин…) .

У каких овощей красный нос ? ( редиска, свекла) .

У какого овоща есть глазки ? (картошка).

Хорошо, вы справились со всеми моими заданиями! Ну вот мы и приехали в волшебную страну!

Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко . Но я вам открою один секрет :

В той стране нужны билеты –

(Одеваю детям береты ).

Это не простые береты, а волшебные!

Стоит детям пожелать,

Всем на свете могут стать!

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в фрукты превратитесь!

Скажите, ребята, каким фруктом вы стали?

(Дети называют фрукт, подбирают несколько признаков) .

Вы стали фруктами, теперь вам можно заходить!

Наконец-то мы в волшебной стране Овощей и Фруктов .

Сейчас мы с вами оказались в саду. Почему? (Вокруг фруктовые деревья) .

Назовите, какие вы видите деревья. (Яблоня, груша) .

Ребята, какие фрукты привозят к нам из жарких стран? (Бананы, киви, ананасы) .

5. Развитие мелкой моторики, профилактика нарушения зрения.

Поскольку у нас в городе не растут апельсины, давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычно. Сначала нарисуем пальчиками в воздухе. (Дети «рисуют» в воздухе точками круг влево, затем вправо).

А теперь нарисуем глазами.

(Дети вращают глазами, голова должна быть на месте) .

6. Развитие связной речи.

Давайте посмотрим на схему и составим рассказ.

Недавно в сад приходил Незнайка. Он услышал, что фрукты очень полезные, нарвал яблок, груш, слив и наелся. Но он почему-то заболел – отравился. Какими фруктами мог отравиться Незнайка? (Грязными, немытыми, испорченными) .

А вы всегда ли моете фрукты перед едой?

А сейчас на минутку давайте станем деревцами.

7. Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце» .

1. Потянуться вверх, ладони сомкнуты.

2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие.

3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру.

8. Дифференциация понятий « овощи » – «фрукты» .

А теперь Витаминки приглашают вас в огород. Что в огороде растет? ( Овощи ) . Поэтому вам надо скорее превращаться в овощи :

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в овощ превратитесь !

(Дети говорят, каким овощем они стали ) .

Одни овощи растут на земле , а другие овощи растут под землей . Давайте поиграем в игру «Вершки и корешки» .

Д/И «Вершки и корешки» .

Я буду называть овощи . Если овощ растет на земле , вы должны будите подпрыгнуть вверх , а если под землей растет овощ , вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) .

Молодцы, вы хорошо знаете и овощи и фрукты ! Ребята, Витаминки немного загрустили. Когда они пригласили вас в гости, то решили приготовить что-нибудь вкусное. Витаминки пошли собирать урожай, но неожиданно пошел дождь и пришлось спешить, и все овощи и фрукты смешались . Помогите разложить отдельно овощи и фрукты в две корзины.

П/И «Собери урожай» .

Овощи и фрукты лежат в одной корзине. Дети берут по одному овощу или фрукту и кладут в соответствующую корзину.

Молодцы! Хоть немножко и устали, урожай вы весь собрали! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Волшебный мешочек» .

9. Развитие тактильных ощущений.

Д/И «Волшебный мешочек» .

Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты . Говорят, что находится внутри.

Ребята, а зачем люди выращивают так много овощей и фруктов ? Ведь если их не съесть сразу, они могут испортиться. Как можно заготовить овощи и фрукты на зиму ? (Их консервируют , варят, замораживают, маринуют, сушат) .

А из чего варят компот – из овощей или фруктов ? (Из фруктов) .

10. Образование относительных прилагательных.

Посмотрите, какие соки заготовили Витаминки на зиму. (Дети называют соки : яблочный, сливовый, грушевый,) .

11. Подведение итогов.

Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну Овощей и Фруктов ? (Да) . Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты, овощи любить .

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

А теперь нам пора возвращаться назад, в детский сад. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный апельсин. Вот он. Нам надо его разделить на всех.

Пальчиковая игра «Апельсин» .

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Разделить мы этот апельсин не сможем. Но вы не расстраивайтесь, ведь этот апельсин волшебный. Давайте его положем в волшебный мешочек! Закроем глаза и посчитаем до 10. Ой, ребята смотрите у нас получилось разделить апельсин.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Фрукты. Сад»

Ксения Абубекирова
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Фрукты. Сад»

Тема: «Фрукты. Сад»

Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Цель: расширение и активизация словаря по теме «Фрукты».

– учить образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

– развивать связную речь, внимание, мышление, мелкую моторику.

– формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: фланелеграф, картинки фруктового сада, фруктов, схема, разрезные картинки фруктов, точечные картинки фруктов.

Речевой материал: загадки, стих.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть занятия.

– Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

– Работа со схемой

– Согласование И. С с И. П

– Развитие мелкой моторики

3. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л.: – Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы отправимся на прогулку в сад, посмотрите на картинку. Каждому я раздам картинку, а вы по очереди назовете, что на ней изображено и сядете на свое место.

(раздаю картинки фруктов: апельсин, лимон, яблоко, слива, груша, дыня, арбуз)

2. Основная часть.

Л.: – Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы получили, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на доску и назвать.

Фрукт оранжевого цвета –

Словно солнце жарким летом!

Сходим с мамой в магазин,

Купим сочный (Апельсин)

Весит на ветке колобок

Блестит его румяный бок. (Яблоко)

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша)

Он почти как апельсин,

С желтой кожей, сочный,

Недостаток лишь один-

Кислый очень, очень. (Лимон)

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это. (Слива)

Высоко они растут,

И с трудом их достают.

Любят сильно обезьяны

Эти жёлтые…. (Бананы).

Что за плод — шкатулочка с секретом!

Семена — стекляшки на вид,

Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь, а не звенит. (Гранат)

Л.: – Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (Фрукты)

– Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается,

Указательный с порога а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

– Работа со схемой

Л.: – Молодцы! Сейчас я буду выставлять на доску по одной картинке, а вы с помощью схемы расскажите об этом фрукте. Например:

*Это яблоко. Оно красное, круглое, сладкое и сочное.

Лимон – желтый, овальный, кислый, сочный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – зеленая, овальная, сочная, сладкая;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Арбуз – полосатый (зеленый, круглый, сочный, сладкий;

Дыня – желтая, овальная, сладкая, медовая.

Л.: – Выходим из-за парт и встаем в кружок. Ребята, я буду говорить названия фруктов, а вы бегать по кругу, но будьте внимательны, как только я назову не фрукт, а овощ, вы останавливаетесь и замираете на месте. Всем понятно? Начали!

(Арбуз, банан, апельсин, лимон, слива, помидор, дыня, ананас, груша, персик, капуста, абрикос, яблоко, апельсин, морковь, слива, персик, арбуз, огурец)

Л.: – Отдохнули? Садитесь на места.

– Согласование И. С с И. П

Л.: – Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить. Например:

*Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив готовят … какой компот? Сливовый.

Из груш пекут … какой пирог? Грушевый.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из ананаса делают…какой сок? Ананасовый.

– Развитие мелкой моторики

Л.: – Ребята, я раздам вам картинки, а вы обведите по точкам недостающие части и назовите фрукт, который там нарисован.

3. Итог занятия

Л.: – Наше занятие подошло к концу, вспомните, о чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Что нового узнали? Вы сегодня хорошо занимались, молодцы.

Конспект фронтального логопедического занятия Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 2 класса с ФФНР по теме «Времена года. Зима.» Учитель-логопед: Колпакова.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”. Программное содержание: 1) коррекционно-образовательные задачи: – обогащать знания детей.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте «Сказочная страна» Задачи: Научить детей читать, ввести понятие, что речь рождается из слова, а также усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение.

Конспект фронтального логопедического занятия «Путешествие в осенний лес» Конспект фронтального логопедического занятия Тема: «Путешествие в осенний лес». Цель: формирование навыка употребления относительных и.

Конспект фронтального логопедического занятия «Весна. Птицы весной» Задачи: -развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание – уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; птицы -учить знать.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты. Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду. Задачи: Познавательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Страна Знаний» Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Страна Знаний»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Физическое.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Ё» Тема: «Буква Ё». Цель: познакомить с графическим изображением буквы «ё»; Коррекционно-обучающие: – закрепить чтение буквы «ё» в прямых.

Конспект фронталного логопедического занятия по теме фрукты

фронтального занятия по формированию
лексико-грамматических категорий
«ФРУКТЫ»
(старшая группа)

Логопед МДОУ № 180 «Чародейка»
Фоминова Т. А

Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.
Задачи:
Образовательные
активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;
упражнять в образовании относительных прилагательных;
продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.;
упражнять в согласовании числительных с существительным.
Коррекционно-развивающие
развивать объем и концентрацию внимания, мышление;
развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные
формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: презентация, конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход занятия.
Организационный момент:
– Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное видеописьмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Ребята, поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.
Основная часть:
Д/ и «Посмотри и назови».
– Ребята, посмотрите на картинки и назовите их. (Дети один за другим по просьбе логопеда называют появляющиеся на слайдах картинки).
Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.
-Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, как мы назовём одним словом. (Фрукты).
-А где растут фрукты? (На деревьях)
-Как называются деревья на которых растут фрукты? (Фруктовые)
-Где растут фруктовые деревья? (В саду)
-Как называется сад, в котором растут много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)
-Молодцы с первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай про какой фрукт я говорю».
Раздаются картинки. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот у кого картинка отгадка, должен поставить её на наборное полотно.
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).
Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная аппетитная (груша) Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный (апельсин).
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон) Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный (банан).
Ребята, давайте с вами повторим, какие фрукты?
Дети по одному подходят к доске и описывают свой фрукт.
-Молодцы со вторым заданием мы тоже справились, и мы получаем ещё один конверт – 2 конверт.

Д/ и «Приготовим сок».
Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.
А если сок приготовить груши? (Грушевый).
Сок из персика? (Персиковый)
Сок из апельсина? (Апельсиновый)
Сок из лимона? (Лимонный)
Сок из банана? (Банановый)
Молодцы с этим заданием мы тоже справились, получаем – 3 конверт.
Физминутка. Ребята, что – то мы устали, давайте сходим в чудесный сад за фруктами. Давайте представим, что мы с вами пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни – перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки – наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё одно наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили. Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние. Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса), присели (досчитали до 3х), встали.
Мы чудесно сходили с вами в сад за фруктами. И за это получаем ещё один конверт-4
Д/и «Один – много»
(Дети с опорой на демонстрационный материал слайда образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п. Р. п.)
– Посмотрите, что это? (яблоко) А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)
груша– груши – груш
персик – персики – персиков
апельсин – апельсины – апельсинов
лимон – лимоны – лимонов
банан – бананы – бананов.
Молодцы мы получаем с вами ещё один конверт (5)

Д/и «Сосчитай – ка» (Дети с опорой на демонстрационный материал слайда соотносят имена существительные с числительным)
– Ребята, а давайте мы с вами посчитаем фрукты?
Посмотрите как я посчитаю яблоки.
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
А теперь вы посчитайте .
Одна груша, две груши, , пять груш
Один персик, два персика, , пять персиков
Один апельсин, два апельсина, , пять апельсинов
Один лимон, два лимона, , пять лимонов
Один банан, два банана, , пять бананов.
Молодцы с заданием мы справились, получаем ещё один конверт – 6 конверт.
-Ребята теперь у нас есть все конверты с подсказками давайте сложим все части и посмотрим что получится. Дети складывают – получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на экране.
Ребята за то что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Логопед демонстрирует корзину с настоящими фруктами).
Итог занятия:
– Ребята, вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

  • konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_frukty
    Размер файла: 46 kB Загрузок: 1

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему «Фрукты»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.

Составила: учитель-логопед Лапина Е.С.

Цель : Создать условия для активизации, расширения и закрепления знаний воспитанников о фруктах , о труде взрослых, сезонных работах в саду.

активизация и расширение словаря путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов;

закрепление приобретенных произносительных навыков;

развитие темпо-ритмической характеристики речи;

установление хронологии событий, связанныхс сезонными изменениями в саду;

• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже;

• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.

• совершенствование зрительного и слухового внимания и памяти;

• развитие речевого дыхания;

• совершенствование координации речи с движением;

• развитие артикуляционной и мелкой моторики;

• развитие речемыслительной деятельности (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления;

• воспитание уважительного отношения к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни;

• совершенствование умения работать в коллективе;

• повышения активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям .

Материалы и оборудование

Демонстрационные : проектор, экран, презентация « Фрукты » , предметные картинки, муляжи фруктов, карточки

• диалог с детьми;

Форма проведения : фронтальная

• беседа о фруктах , о сезонных работах в саду, о здоровом образе жизни;

• пальчиковой гимнастики «Будем мы варить компот» ;

• использование графических моделей «Семейка слов» и алгоритмов описания предмета в рамках всех лексических тем;

• отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме « Фрукты » ;

I. Организационный момент.

Логопед Давайте ребята приготовим наш артикуляционный аппарат к работе.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики

• Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно очень устала.

• Сгребаем граблями землю ( «причесать» язык зубами)

• Коси, коса, пока не высохла роса ( «часики» )

• Песенка водички из лейки.

• Глубокое ведро ( «чашечка» )

• Молоток стучал, стучал ( «т-т-т» по альвеолам)

Стук в дверь : «Вам письмо» .

Логопед читает письмо : «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов . Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».

Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?

Дети : Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду .

– Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?

– Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?

Дети : Потому что если вовремя не собрать фрукты , то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.

Логопед : Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.

II. Основная часть.

1. Активизация и обогащение словаря (Игры «Подбери признаки, действия к предмету» , «Скажи наоборот» , «Скажи по-другому» )

Логопед : Вот мы и в саду (картинка сада)

– Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)

– Вы узнали садовода? (Да) (кукла садовода)

– Что он делает в огороде весной, а что осенью?

Разложи картинки «Что в начале, что в конце»

Дети : Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев .

Дети : Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.

– Чем занимается садовод осенью?

Дети : Собирает урожай, делает заготовки на зиму.

Логопед : Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)

– Следит за садом, а по-другому? (Наблюдает)

– Он все время работает, ему даже некогда (отдохнуть)

– Что нужно садоводу для работы?

Дети : Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.

– Назовите эти предметы одним словом?

Дети : Это садовые инструменты. (картинка)

Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому (богатый) .

– Какие замечательные фрукты выросли ! Похвалите их. ( Фрукты большие )

– Как сказать по-другому? (крупные, огромные)

– Все фрукты крупные и даже совсем нет каких? (маленьких, мелких,

– Какие еще фрукты ? (красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные)

– Все фрукты полезные , и совсем нет, каких? (вредных)

Фрукты поспели , значит, они (спелые, зрелые) .

Фрукты приятно пахнут , значит, они какие? (ароматные)

– Как сказать по-другому? (душистые)

2. Работа по карточкам по выбору.

Логопед : Ребята выберите любую карточку и выполните задание

-найди тень и обведи только фрукты

3. Динамическая пауза.

Речь с движением «Садовник»

Логопед : Ребята, нам надо спешить с уборкой урожая! Возьмем корзины, они пока еще (пустые) и поэтому какие? (легкие) (имитация ходьбы с легкой корзиной)

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор : Стоят лицом в круг. В центр выходит один

– Ты скажи, садовник наш, ребенок. Ведут диалог

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых, На каждое название фруктов загибают

Груш медовых, самых крупных, по одному пальцу на обеих руках

Спелых яблок, вишен целый килограмм. начиная с больших.

Вот что вам в награду дам!

(Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения) .

Логопед : Теперь наши корзины доверху нагружены фруктами , поэтому они какие? (Корзины полные и тяжелые) . Покажите, как вы их понесете.

4. Игра с мячом «Скажи одним словом про фрукты »

Логопед : Яблоко жёлтое и розовое – жёлто-розовое яблоко,

– апельсин яркий и оранжевый, значит, он…. (ярко-оранжевый)

– слива темная и синяя,

– виноград светлый и зеленый,

– гранат кислый и сладкий

5. Игра «Веселый счет» (картинки с корзинами)

Логопед : Мы собрали целую корзину фруктов . Назовите, чего сколько лежит в корзине?

Дети : В корзине лежит три больших зелёных яблока, один жёлтый лимон и т. д.

6. Игра «Что где стоит?» (Слайд )

Логопед : Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном ? (Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после» , «за» , «между» , «слева» , «справа» .

Дети : Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.

7. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед : Уберите лишнее:

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, груша, кабачок ,тыква.

Апельсин, мандарин, огурец, слива.

Яблоко, груша, баклажан, слива.

8. Игра « Фруктовые блюда » .

Логопед : Садовод благодарен за помощь и приготовил нам в подарок целую корзину фруктов . Садовница спрашивает : «Нужно ли есть фрукты ? В каком виде они полезнее : в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда ? Что готовят ваши мамы из фруктов ?

Дети : Фрукты нужно кушать , в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты . Моя мама варит фруктовый компот , делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.

Логопед : Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят , когда она готовит :

– варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)

– кисель из сливы;

– пирог из лимона;

– сок из апельсина.

-Давайте понюхаем лимон (наращивание фразы) : Вдох – Ах! (на выдохе) . Вдох – Ах, как! (на выдохе) . Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе) . Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе) . Вдох – Ах, как приятно пахнет лимоном ! (на выдохе) .

IV. Итоги. Окончание занятия .

Логопед : Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились и помогли сельским жителям. Что нового и полезного вы сегодня узнали?

Конспект логопедического занятия по теме [Фрукты]

Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Фрукты. Сад»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.


Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

I. Организационный момент

1. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

Логопед: – Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: – Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

II. Игра «Найди быстро ошибку» (с мячом)

2. Логопед: – Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

3. Логопед: – Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: – Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

Теперь поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается,

Указательный с порога а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

Что из него можно приготовить?

1. Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

7. Игра «Какие ты видишь фрукты?»

Логопед: – Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

8. Игра «Посчитаем фрукты»

Логопед: – я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: – Все фрукты сосчитали, молодцы.

9. Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

груша – грушевый сок, компот персик
ананас – ананасовый сок виноград

10. Игра «Доскажи словечко»

Спорим мы с братом доныне, Ох, обманщики вы, вруши,

Что же вкусней: арбуз или … не растут на елках…

Если мы в гостях у Наты- Спеет на ветке она горделиво,

Безопасные гранаты, Синяя с косточкой …

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны гранаты.

Гость тропический у нас Нужен сахара вагон,

Длиннохвостый … Чтоб с улыбкой съесть …

А в подарке у Марины Детвора и обезьяны

Вкусно пахнут… Любят сладкие…

11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе компенсирующей направленности

Учитель-логопед МБДОУ №40 «Дружба»: Котова С.Ю г.Пятигорска
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе

Конспект фронтального логопедического занятия на тему : « Овощи-фрукты » в старшей группе .

закрепить знания об овощах и фруктах , местах их произрастания;

уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма;

закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, вкусовые ощущения) .

развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.

закрепление умения образовывать относительные прилагательные;

развитие связной речи;

развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;

развитие фонематического слуха;

развитие мелкой моторики, координации речи с движением;

развитие тактильных ощущений;

развитие плавного речевого выдоха.

профилактика нарушений зрения;

создание эмоционального комфорта.

1. Организационный момент.

Рады вас встречать!

Все, что мы умеем,

Хотим вам показать!

2. Беседа о витаминах.

Ребята, к нам в детский сад пришло какое-то музыкальное письмо. Давайте его послушаем.

Есть волшебная страна,

Витаминов там гора.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо вам туда спешить!

В той стране едят продукты –

Это овощи и фрукты .

Все содержит витамины :

Груши, сливы, ананас,

В общем, ждем, ребята, вас!

И здоровье укрепляйте!

Это письмо вам прислали Витаминки из волшебной страны Овощей и Фруктов . Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми).

Какие вы знаете витамины? (А, В, С, Е, К,.) .

Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов ? Ехать нам далеко, а машин у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! Превратим наши стулья в машины!

3. Речевая зарядка.

Превращаем стул в машины

(махи руками – «колдуют» ).

Накачаем дружно шины

Заведем мотор мы громко,

Здесь, друзья, нужна сноровка!

Подольем бензин чуть – чуть

Можно трогаться нам в путь!

4. Развитие слухового внимания, логического мышления.

Ребята, пока мы едим в страну Овощей и Фруктов , давайте вспомним, что вы о них знаете.

Где растут фрукты? (В саду на деревьях) .

Где растут овощи ? (В огороде на грядках) .

Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты , я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте!

Д/И «Доскажи словечко» .

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …

2. Весной на грядках было пусто, потом выросла …

3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную …

4. Очень сочны и красивы выросли на ветках …

5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину …

Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее :

Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин,) .

У каких овощей красный нос ? (Морковь, редиска, свекла) .

У какого овоща есть глазки ?

Хорошо, вы справились со всеми моими заданиями! Ну вот мы и приехали в волшебную страну!

Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко . Но я вам открою один секрет :

В той стране нужны билеты –

(Одеваю детям береты разных цветов : синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый).

Это не простые береты, а волшебные!

Стоит детям пожелать,

Всем на свете могут стать!

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в фрукты превратитесь!

Скажите, ребята, каким фруктом вы стали?

(Дети называют фрукт, подбирают несколько признаков) .

Вы стали фруктами, теперь вам можно заходить!

(Звучит музыка, открывается ширма) .

Наконец-то мы в волшебной стране Овощей и Фруктов . Нас встречают веселые Витаминки. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются) .

Сейчас мы с вами оказались в саду. Почему? (Вокруг фруктовые деревья) .

Назовите, какие вы видите деревья. (Яблоня, груша, слива,) .

Ребята, какие фрукты привозят к нам из жарких стран? (Бананы, киви, ананасы) .

5. Развитие мелкой моторики, профилактика нарушения зрения.

Поскольку у нас в городе не растут апельсины, давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычно. Сначала нарисуем пальчиками в воздухе. (Дети «рисуют» в воздухе точками круг влево, затем вправо).

А теперь нарисуем глазами.

(Дети вращают глазами, голова должна быть на месте) .

6. Развитие связной речи.

Однажды ночью, когда все уснули, Фрукты затеяли спор : кто из них самый важный и главный. Вы сейчас тоже фрукты, скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас самый лучший? (Дети высказывают свои мнения) .

Вывод : все фрукты главные, каждый фрукт полезен и вкусен.

Недавно в сад приходил Незнайка. Он услышал, что фрукты очень полезные, нарвал яблок, груш, слив и наелся. Но он почему-то заболел – отравился. Какими фруктами мог отравиться Незнайка? (Грязными, немытыми, испорченными) .

А вы всегда ли моете фрукты перед едой?

А сейчас на минутку давайте станем деревцами.

7. Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце» .

1. Потянуться вверх, ладони сомкнуты.

2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие.

3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру.

8. Упражнение на развитие логического мышления.

Ребята, скажите, пожалуйста :

Сколько на березе может вырасти яблок? (Нисколько) .

Что больше : 5 кг яблок или 5 кг груш? (Одинаково) .

9. Дифференциация понятий « овощи »«фрукты» .

А теперь Витаминки приглашают вас в огород. Что в огороде растет? ( Овощи ) . Поэтому вам надо скорее превращаться в овощи :

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в овощ превратитесь !

(Дети говорят, каким овощем они стали ) .

Одни овощи растут на земле , а другие овощи растут под землей . Давайте поиграем в игру «Вершки и корешки» .

Д/И «Вершки и корешки» .

Я буду называть овощи . Если овощ растет на земле , вы должны будите подпрыгнуть вверх и хлопнуть в ладоши, а если под землей растет овощ , вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) .

Молодцы, вы хорошо знаете и овощи и фрукты ! Ребята, Витаминки немного загрустили. Когда они пригласили вас в гости, то решили приготовить что-нибудь вкусное. Витаминки пошли собирать урожай, но неожиданно пошел дождь и пришлось спешить, и все овощи и фрукты смешались . Помогите разложить отдельно овощи и фрукты в две корзины.

Овощи и фрукты лежат в одной корзине. Дети берут по одному овощу или фрукту и кладут в соответствующую корзину.

Ребята, чем быстрее заполнить корзину : сливами или яблоками? Картошкой или капустой? Почему?

Молодцы! Хоть немножко и устали, урожай вы весь собрали! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Волшебный мешочек» .

10. Развитие тактильных ощущений.

Д/И «Волшебный мешочек» .

Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты . Говорят, что находится внутри. (Семечки, косточки, мякоть…) .

А сейчас Витаминки хотят вас угостить.

11. Развитие вкусовых ощущений.

Д/И «Угадай по вкусу» .

Дети с закрытыми глазами пробуют овощ или фрукт и отгадывают.

Ребята, а зачем люди выращивают так много овощей и фруктов ? Ведь если их не съесть сразу, они могут испортиться. Как можно заготовить овощи и фрукты на зиму ? (Их консервируют , варят, замораживают, маринуют, сушат) .

А из чего варят компот – из овощей или фруктов ? (Из фруктов) . Давайте сейчас сварим компот.

12. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Компот» .

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много! Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

13. Образование относительных прилагательных.

Посмотрите, какие соки заготовили Витаминки на зиму. (Дети называют соки : яблочный, сливовый, грушевый,) .

Витаминки написали целую книгу своих лучших рецептов приготовления различных блюд. Я сейчас вам назову несколько из них :

салат из капусты – … (капустный салат) ;

пирог с яблоками – … (яблочный пирог) ;

икра из кабачков – … (кабачковая икра) ;

картофельное пюре – … (пюре из картофеля) ;

абрикосовый джем – … (джем из абрикосов) .

14. Подвижная игра.

Ребята, вы обратили вниман6ие, какие разноцветные и красивые все овощи и фрукты ? (Да) . Давайте поиграем в игру «Раскрась картинки» .

Д/И «Раскрась картинки» .

(У каждого ребенка корзинка с бантом того же цвета, что и берет. На полу лежат черно-белые картинки овощей и фруктов . Дети должны собрать в свои корзинки картинки соответствующих цветов. Например : в корзинку с красным бантом – картинки с изображением перца, помидора, яблока).

15. Подведение итогов.

Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну Овощей и Фруктов ? (Да) . Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты, овощи любить .

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

А теперь нам пора возвращаться назад, в детский сад. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный апельсин. Вот он. Нам надо его разделить на всех.

Пальчиковая игра «Апельсин» .

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Разделить мы этот апельсин не сможем. Но вы не расстраивайтесь, ведь этот апельсин волшебный. Давайте его во что-нибудь превратим!

(Кладут апельсин в «волшебную» коробочку с двумя крышками. Переворачивают коробку, оттуда высыпаются апельсиновые конфеты).

Читайте также:  Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля
Ссылка на основную публикацию