Фронтальная НОД по развитию речи в старшей логопедической группе

Конспект нод по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Игрушки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Совершенствование лексико-грамматических категорий с использованием дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx22.18 КБ
Игрушки1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными;

Коррекционно – развивающие : развитие связной речи, мышления, внимания, памяти; способствовать развитию мелкой моторики; учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение; развивать элементарные математические представления; развитие общей моторики.

Воспитательные: формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание умения выполнять задание до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, мультимедийное приложение, интерактивная доска, презентация.

Ход нод.

1. Организационный момент.

( Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.)

Логопед:- Ребята, сядет тот, кто назовет ласково своих товарищей сидящих с вами по соседству. Например: Лизу можно назвать Лизонька, а Аделя – Адельчик. ( Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.)

1-й ребенок: Альбертик.

2-й ребенок: Риточка.

3-й ребенок: Амирчик.

4-й ребенок: Миланочка.

Логопед:- Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

Логопед: – Дети, отгадайте загадку: “Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.)

-Изобразите, с помощью губ и щек, какой мячик бывает?(Дети изображают)

-Каким станет мяч, попавший под колесо машины?

-Изобразите, как вы огорчитесь, увидев разорванный мячик?

-Изобразите, как вы обрадуетесь, когда родители купят вам новый, разноцветный, красивый мяч?

3. Сообщение темы.

Логопед: – Ребята! Хотите побывать в стране игрушек? Я вас туда приглашаю! Ой! ( На интерактивной доске появляется изображение Винни – пуха и Пятачка со звуковым сопровождением ) Кто это зовёт на помощь?

Дети: – Винни-пух и Пятачок!

Логопед: Почему Винни-пух невесёлый, такой грустный и печальный? Все его игрушки убежали. Ребята, поможем Винни – пуху, найти его игрушки?

Дети: ( ответы детей )

4. Пальчиковая гимнастика “Игрушки” (Работа над темпом и ритмом речи.)

– Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.

На большом диване в ряд ( Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, ( Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

5. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Ребята поищем с вами пропавшие игрушки?

Дети находят игрушки в игровом уголке, берут по игрушке и подходят к столу.

Игра «Из чего сделана игрушка?»

Логопед: Что ты нашел? (Утку.)

– Из чего она сделана? (Из пластмассы)

– Значит утка, какая? (Пластмассовая утка.)

Каждый называет свою игрушку и говорит, из чего она сделана (Матрешка, машина, пирамида, лиса, ….)

Логопед: Молодцы ребята! Винни – Пух очень рад, что вы нашли игрушки, но оказывается, в стране игрушек все игрушки поссорились друг с другом и перестали дружить. Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Выберите себе игрушку, а затем мы расскажем, чья эта игрушка.

Игра «Чья игрушка?»

Каждый ребенок выбирает себе по игрушке. Один ребенок встает и показывает, а остальные дети рассказывают, чья теперь эта игрушка.

Д: ( -У Димы самолет. Это Димин самолет. – У Алины кукла. Это Алинина кукла.)

Логопед: В стране игрушек полный порядок. Ребята у каждого из вас по игрушке. Игрушкам очень нравится, когда их называют ласково.

Игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

6 . Динамическая пауза

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий ( прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый ( шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)

7. Сенсорное развитие

Игровое упражнение «Расставь правильно». Развитие зрительно-пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда расставляют на столе игрушку.

– Поставим посередине стола (утку);

– Справа от…(утки) поставим (пирамиду);

– Слева от, (…. ) положим и т.д.

Логопед: Сегодня на занятии у каждого из вас было по одной игрушке. А в стране игрушек их много. Представьте что, у вас не один мяч, не одна кукла, а много. А как же тогда про них говорят? Попробуем это сделать?

Игра «Скажи о нескольких игрушках». Детям предлагается ответить на вопросы.

– Одна кукла, а если их несколько?

– Один мяч, а если их несколько?

Упражнение “Помоги Андрюшке”. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. ( Логопед детям предлагает опуститься на ковер и сесть по-турецки. )

Логопед: Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно, стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ним-
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Дети: ( Шесть игрушек.)

Логопед: Можете назвать их?

Дети: ( Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.)

Логопед: Верно. Молодцы! Я горжусь вами!

III. Итог занятия .

Винни – Пух очень доволен как вы сегодня работали. Ребята напомним Винни – Пуху, что мы делали на занятии.

– О чем говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы “Мой любимый город”

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

– уточнять, расширять словарь по теме;
– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
– закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже;
– закреплять навык правильного употребления в речи существительных в В.п. с предлогом “на”;
– закреплять навык составления простого распространённого предложения;
– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”;
– закреплять у детей навык диалогической речи;
– развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность;
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.

Оборудование: демонстрационные картины и фотографии с изображением вологодских зданий и памятников, две демонстрационные картинки с изображением деревянного и кирпичного домов; две маски лисы; мяч, металлическая палочка.

Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение областной детской библиотеки, драматического театра, филармонии, знакомство с творчеством вологодских поэтов Н. Рубцова, К. Батюшкова, Петуховой, самодеятельного композитора В.Андреева.

Логопед предлагает сесть на место тем детям, про которых можно сказать “вологжанка”, “вологжанин”?

Логопед: – Как можно назвать всех нас, почему?

Предполагаемый ответ детей (П.о.д.) – Нас можно назвать “вологжане”, потому что мы живём в Вологде.

Логопед читает стихотворение “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)

Мой город юный и старинный,
Уютный, светлый и родной,
Ты то серьёзный, строгий, чинный,
То неуёмный и простой.

Твои проспекты вдаль стремятся,
А переулки тихо спят.
Берёзки в реченьку глядятся,
На клумбах бархатцы горят.

Здесь рядом выглядят логично
И небоскрёб и теремок.
Зовёт так нежно и привычно
Нас колокольный голосок.

Логопед: – Все мы живём на разных улицах. Я, например, живу на улице Мира, а вы?

П.о.д. – Я живу на улице Чехова и т. д.

Логопед предлагает детям поиграть в игру “Скажи наоборот”.

(Логопед подбирает определение к слову “улица” и бросает мяч ребёнку, ребёнок, возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу.
Например: длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая улица – грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица, светлая улица – тёмная улица, городская улица – сельская улица, зимняя улица – летняя улица и т.д.)

Логопед: – В нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные, неприметные и те, которые надолго остаются в памяти. Назовите здания на фотографиях.

П.о.д. – Это Софийский собор. Это музыкальная школа. Это театр кукол “Теремок” и т. д.)

Логопед: – Давайте и мы построим свой дом.

Пальчиковая игра “ Строим дом” (Е.Чистякова)

Строим, строим, строим дом
Дом с высоким потолком
С треугольной крышей. (Дети имитируют движения из потешки.)
– Вот с такой? – Нет, выше!
Окон в доме 3 и 3,
Поскорей в них загляни,
Там увидишь печку,
на печке – человечка!

Логопед предлагает вниманию детей две демонстрационные картинки с изображением домов.

Логопед: – На какой из этих двух картинок нарисован построенный нами дом? Как вы его узнали?

П.о.д. – Наш дом слева. У него треугольная крыша, есть труба и т. д.

Логопед предлагает детям прогуляться по осеннему парку.

Физкультурная минутка (Е.Чистякова)

Капля раз, капля два, капля медленно сперва.
(Дети идут по кругу, ритмично топая на 3 долю.)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
(Дети продолжают идти по кругу, топая на каждый слог.)
На ногах сапожки – не промочим ножки.
(Дети ритмично приседают 4 раза)
Нам не страшен дождик, мы раскроем зонтик.
(Дети разводят руки в стороны через верх, затем соединяют руки над головой, изображая зонт.)

Логопед предлагает детям послушать, как барабанят капли по крышам и отхлопать этот ритмический рисунок (ХХххх, Ххх, ххХ, ххХХ).

Логопед предлагает детям закрыть глаза, прикасается металлической палочкой к различным частям тела детей.

Логопед: – Куда упала капля?

П.о.д. – Капля упала на мой нос, капля упала на мою ногу и т. д.

Логопед предлагает детям пойти в театр. Вместо билетов – правильные ответы на вопросы:

Логопед: – Чего нельзя делать в театре?

П.о.д. – В театре нельзя кричать, мусорить, спать, грустить и т. д.

Логопед: – Что можно делать в театре?

П.о.д. – В театре можно смотреть, слушать, восхищаться, радоваться и т. д.

Инсценировка рассказа – диалога “Глупая лиса” (исполняют 3-е детей).

Бежала лиса по полю. Увидели её собаки и погнались за ней. Лиса спряталась в нору, спрашивает:
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
– Лапки, лапки, что вы делали?
– Мы бежали, да бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
– Глазки, глазки, что вы делали?
– Мы глядели, да глядели, чтобы собаки лисоньку не съели.
– А ты, хвост, что делал?
– Я по пням, по кустам цеплялся.
– Ах, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Лиса высунула хвост из норы, собаки её за хвост и вытащили.

Вот какая глупая лиса!

Логопед предлагает детям вернуться в детский сад и продолжить беседу о родном городе.

Логопед: – Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Ксюша, давай встретимся у памятника Николаю Рубцову.

(Ребёнок подходит к соответствующей фотографии.)

Логопед: – Кто такой Н.Рубцов? Почему его называют нашим земляком?

П.о.д. – Н.Рубцов – поэт. Он жил в Вологде.

Логопед: -Алёша, я назначаю тебе встречу у “Вечного огня”.

(Ребёнок подходит к фото.)

Логопед: – О чём напоминает нам этот памятник?

П.о.д. – Этот памятник напоминает нам о войне, о погибших солдатах.

Логопед: – Русские люди не хотят войны, даже дети пишут стихи о мире.

Ребёнок читает стихотворение “Мы за мир”, (А.Смирнов, 9 лет)

Мы за солнце на заре,
За галчонка на дворе,
За бельчонка на сосне,
За воробушка на пне,
За собаку Тузика,
За котёнка Мурзика,
За цветочки на столе
И за мир на всей Земле!

Логопед: – Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, театры и библиотеки, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Логопед предлагает поиграть в игру “Продолжи предложение”.

(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.

Логопед заканчивает занятие строками стихотворения “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)

Когда негаданно – нежданно
Меня окликнут, я скажу:
– Я здесь живу, я – вологжанка
И очень этим дорожу.
Мой юный друг, наследник милый,
Ты эти строчки сохрани
И город свой, такой красивый,
Оберегай, лелей, храни!

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Вода»

Eлена Колпакова
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Вода»

Автор: учитель-логопед Колпакова Елена Владимировна.

Организация: МБДОУ детский сад № 24 «Золотая рыбка»

Населенный пункт: г. Ессентуки

Цель: развитие связной речи, лексико-грамматических категорий, активизация словаря.

– раскрыть значение воды в жизни человека, животных и растений.

Коррекционно-развивающие:

– обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами;

– Практическое усвоение существительных в творительном и предложном падежах;

– практическое усвоение предлога «В» ;

– Использование в речи сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».

– Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

Развивать зрительное восприятие: выкладывание по образцу.

развивать пальчиковую моторику и графические навыки.

– формировать бережное отношение к воде.

Оборудование: – мяч, картинки (где и в чём может находиться вода)

палочки счётные, образец «Лодочка»;

Листы с графическим изображением волн;

Ход образовательной деятельности.

– Ребята, я хочу вам загадать загадку. Может кто-то отгадает её?

«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шумит».

– Правильно, это вода.

(Появляется персонаж – Незнайка)

– Нет, нет, нет, это совсем не вода, это…компот, ну или дождик.

– Вот что, дорогой Незнайка, ты даже не поздоровался с ребятами!

– Незнайка, ребята сейчас объяснят, что это не компот и не дождь.

2. Д/У Упражнение «По секрету всему свету»

– Незнайка, становись с нами в круг и мы поиграем в игру «По секрету всему свету» мы расскажем

«Какая бывает вода – по кругу, передавая мяч.

3. Д/У «Где бывает вода? (дети силят на ковре)

– А ты знаешь, Незнайка, где бывает вода, где её можно увидеть?

-Конечно, знаю! Вода бывает в шкафу, в кармане.

– А вот и нет. Послушай, дети тебе сейчас расскажут.

(в туче, в луже, в банке, в стакане, в кастрюле, в бутылке, в кране, в реке, в водоёме, в колодце, в ведре….

(в помощь детям картинки на доске)

4. Пальчиковая гимнастика «Дождик вышел погулять»

А сейчас мы приглашаем Незнайку посмотреть, как дети играют с пальчиками.

«Дождик вышел погулять»

1-2-3-4-5 (удары по столу пальчиками обеих рук.

Левая начинает с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять

(беспорядочные удары пальцами обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

(шагают средним и указательным пальцами обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу)

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)

И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)

5. Д/У «Зачем нужна вода.

– Ребята, расскажите Незнайке, зачем нужна вода?

«Вода нужна, чтобы…

6. Д/У «Кому нужна вода?

7. Физминутка: «Море волнуется»

8. «Скажи ласково» и пройди сквозь ворота

– Незнайка, послушай, как наши дети могут называть ласково предметы.

(река, вода, капля, дождь, лужа, снег, лед, туча,)

9. Выкладывание из палочек лодочку по образцу

Незнайка: А я вот принёс ребятам лодочку. Сам её нарисовал.

– Незнайка, ты молодец, наши дети с удовольствием выложат из палочек такую лодочку. (Дети выкладывают, а Незнайка ходит и помогает)

10. Работа на листиках «Волны»

– Мне так понравилась игра «Море волнуется», что я нарисовал волны. Хотите тоже нарисовать волны?

Незнайка: – Ребята я сегодня попал к вам не зря. Вы мне много рассказали про воду:, Где она находится, куму нужна, зачем нужна вода. А ещё, ещё…

– Ребята, помогите вспомнить, чему мы научили Незнайку? (Мы рассказали про воду, какая она и назвали ласково слова. Ещё выкладывали лодочку, рисовали волны, играли в игры «Дождик вышел погулять» и «Море волнуется»)

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С ],[Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» (старшая.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы «Зимующие птицы» Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы. Тема: Зимующие птицы. Вид занятия: развитие лексико-грамматических.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Новый год» Тема: «Новый год» Возраст: 5 лет Цель: Уточнение и обобщение знаний об особенностях праздника Новый год. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе ДОУ «Моя семья» Коррекционно-образовательные цели: • активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия; •.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Коррекционно-образовательные цели:

– Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.

– Совершенствование грамматического строя речи (пони­мание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутст­вия).

Коррекционно-развивающие цели:

– Активизация речевой дея­тельности детей.

– Развитие диалогической речи.

– Развитие зри­тельного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

– Учить детей отвечать на вопросы с помощью картинок.

Коррекционно-воспитательные цели:

– Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки с изображениями мебели.

Скачать:

ВложениеРазмер
leksicheskaya_tema_mebel.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы

по лексической теме «Мебель»

учитель – логопед: Ескевич Светлана Григорьевна

План конспект фронтального логопедического игрового занятия в старшей логопедической группе по теме :

– Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.

– Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия).

– Активизация речевой деятельности детей.

– Развитие диалогической речи.

– Развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

– Учить детей отвечать на вопросы с помощью картинок.

– Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование : предметные картинки с изображениями мебели.

Сядет тот, кого назовут ласково.

№1.Цель: развитие психических функций:

– Ребята я подготовила вам загадки, попробуйте их отгадать:

Я на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной!

Я готов служить всегда

И стоит на мне еда!

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я – большой, красивый .

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал с (дивана)

Как мы это назовем одним словом? Что это? (Мебель)

№2. Цель: закрепить в словаре детей названия предметов мебели:

А вы знаете еще предметы мебели? Тогда давайте пройдем на ковер и построим круг. (Игра: «Мяч по кругу передавай и предмет мебели называй»).

№3. Цель: развитие внимания:

Я тоже знаю предметы мебели, послушайте, а если что-то не так хлопните в ладоши)

Диван, стул, холодильник, вешалка, парта, тарелка, тумбочка.

(дети садятся на стульчики)

№4. Цель: закреплять умение детей подбирать слова признаки к сущ –м; образовывать прилагательные от существительных; развивать связную речь:

«Подбирай, называй, запоминай»

Ребята, а вы знаете из чего делают мебель?

Из дерева, деревянная – стул…..

№5. Цель: развитие мелкой моторики:

А я предлагаю вам составить предметы мебели из счетных палочек (составить предмет мебели из 4-х палочек)

– Куда вы поставите предмет мебели? И как она будет называться?

Стол поставим на кухню –

Кровать поставим в спальню….

(молодцы, вы всю мебель расставили верно) (открыть плакат)

№6 Цель: развивать внимание; логическое мышление:

Диван, кресло, сервант, табурет

№7. Цель: развитие двигательной способности детей (общей моторики); закрепление понимания предлогов детьми; развитие внимания:

А теперь я предлагаю вам поиграть: встаньте рядом со столом, поставьте свой стул перед собой, положите руки на спинку стула, под сиденье, на сиденье, одну руку положите на стол, а другую на сиденье стула…..

№8. Цель: развитие связной речи; употребление предлога «Без»:

-Ой, ребята, посмотрите, у меня на картинке мебель, все ли с ней в порядке?(Нет она сломана) Скажите, что без чего?

Стул без спинки

№9. Цель: развитие артикуляционного аппарата; развитие моторики рук;

-Я предлагаю вам починить сломанную мебель. Хотите? А для этого нам понадобятся инструменты: молоток, пила, отвертка инструменты. Давайте изобразим их с помощью наших рук и языка как мы будем чинить мебель.(Изобразить движение пилы, молотка, отвертки) Молоток стучит (ттттт, ддддд)

№10. Цель: закреплять умение детей образовывать превосходную степень существительного; развитие связной речи:

Молодцы, ребята, а мебель бывает разной. Ее делают из разных материалов, она бывает разного цвета и размера. Давайте скажем какая мебель в доме у огромного великана и у маленького гномика.

У Гномика стульчик, а у Великана стулище.

У Гномика столик, а у Великана столище.

У гномика диваньчик, а у Великана диванище.

У Гномика креслице, а у Великана креслище

№11 Цель: развитие мелкой моторики; связного высказывания:

Для чего нужна мебель?

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)

Много мебели в квартире, (сжимают и разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики на обеих руках)

А в буфет поставим чашку,

Чтобы ноги отдохнули посидим чуть – чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали,

А потом мы с котом посидели за столом.

Час с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и кулачки)

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему “Осень”. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
• познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
• познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
• учить выделять звук в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
• развивать фонематические процессы;
• развивать дыхание и голос;
• закреплять понятия: «звук»;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
• повышать речевую активность;
• развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
• развивать психические процессы;
• повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация “Буква П”, магнитофон, доска.

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил – это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался . (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
•«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» – развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» – трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» – кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).

А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.

Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» – показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.

Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

Педагог продолжает петь сам:

Тише, тише, не шумите,
Колобочков не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Дети открывают глаза и встают.

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Портал педагога

Автор: Кочкина Алла Асхатовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 210
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: итоговая НОД в старшей логопедической группе детей с ОНР
Дата публикации: 22.08.2016
Раздел: дошкольное образование

ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ЦЕЛИ НОД:
 Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».  Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
 Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;  Совершенствование грамматического строя речи;  Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов;  Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
 Совершенствование навыков и умений работать со схемой;  Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”
 Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)  Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
:  Наглядный (пособия, картинки);  Словесный (совместная речевая деятельность);  Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);  Практический (выполнение заданий, упражнений).
Орг. момент:
– Ребята, сегодня я получила письмо от Белоснежки. Злая ведьма заколдовала ее друзей – гномов и превратила их в лесные цветы. Белоснежка просит нас помочь ей. Одна она не справится с чарами злой ведьмы. Поможем расколдовать гномов? (На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован ГНОМ. Дети выполняют задание, логопед переворачивает цветок – появляется гном.)
Задание 1.(Первый гном.)

– Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, совсем не улыбается…Чего не хватает у солнца?( Не хватает лучей.) – Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. (На каждом лучике по три п/картинки. Назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.) – Молодцы! Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) -Вот мы и расколдовали первого гнома!
Задание 2. (Второй гном.)
– Этот гном лесной чудак! Он все делает не так! – Его любимая игра «Наоборот». Давайте сыграем в эту игру и расколдуем второго гномика. Высоко – низко холодно – … ленивый – … Далеко – … весело – …. открыть – … Чистый – … много – …. прилетел – … (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 3. (Третий гном)

Этот гном немного жадный! Но, уж очень он забавный! Его любимые слова: Мой, мои, моё, моя!
Д/и
«Чей? Чья? Чьи?» (лужа, проталина, туча, ветка, ручей, жук, стрекоза..) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 4. (Четвертый гном)
Этот гном – счетовод! Он ведет веселый счет! Всё, что видит, он считает. Ничего не пропускает!
Д/и
«Сосчитай от 1 до 5». Картинки те же, что и в задании №3. (Отвечают 2 – 3 ребенка). – А еще этот гном умеет считать слоги в словах. А вы умеете?
Д/и
«Рассели птиц на полянки». (1 слог – полянка с одним одуванчиком, 2 слога – полянка с двумя одуванчиками…) грач скворец соловей
лебедь кукушка

аист журавль – А какие птицы прилетели на полянки? (Перелетные птицы.) – А какие еще бывают птицы? (Зимующие, домашние) – Молодцы! Еще одного гнома расколдовали! (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка.
«Кукушка» К нам кукушка в огород Прилетела и поет! Ты глаза не открывай, Кто позвал тебя, узнай!
Задание 5. (Пятый гном.)
У него своя игра – Ищет родственные слова! – А к какому слову будем подбирать слова-родственники, отгадайте! Зимой лежал, Весной побежал! (Снег) – А как снег смог побежать? (ответы детей) ( На столе картинки: снег – снежок, снегопад, снеговик, снегоход, снегирь, Снегурочка; вода – водопад, водолаз, водяной, подводная лодка, подводник. У доски работают два ребенка. Надо правильно подобрать слова-родственники к слову
снег
и к слову
вода.
) Самостоятельно выбирают нужные картинки из общего количества. Затем все вместе проверяем. -Какие ты подобрал слова-родственники. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 6. (Шестой гном)
-Чтобы расколдовать этого гнома, надо составить слово по первым звукам картинок и выполнить звуковой анализ .(
Д
омино –
о
бруч –
м
ак.) Д – О – М Здесь можно быстро закрепить: Дом из кирпича – кирпичный, Дом из дерева – …. Дом из глины – …
Дом из соломы – … Дом из камня – … Дом из шоколада – … Звуковой анализ слова ДОМ. (У доски по одному звуку 3 ребенка по очереди.) -Сколько всего звуков? -Сколько гласных звуков? – Сколько слогов? – Назовите гласный звук? – Назовите твердые согласные? – Назовите звонкие согласные? -Вспомните, как называется дом (жилище) медведя? – Берлога. – Берлога чья? – Медвежья берлога. – Логово чьё? – Волчье логово. – Дупло чьё? – Беличье дупло. – Нора чья? – Лисья нора. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка
«У оленя дом большой..» (музыкальная)
Задание 7. (Седьмой гном.)
– Ребята, а вы заметили, что все наши задания так или иначе связаны с одним временем года. Вы догадались, о каком времени года я говорю? ( О весне.) – Правильно! Проталины, лужи, подснежники, перелетные птицы…Это все весенние приметы. – Какие весенние приметы, вы знаете? ( Ответы детей.) – Составить рассказ о весне по схеме. (Рассказы 2 – 3 детей.) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) Итог: – Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили задания и расколдовали всех гномов. Белоснежка очень рада и приготовила для вас подарки и угощение. Спасибо!

Читайте также:  Использование логопедических пособий на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Ссылка на основную публикацию