Фронтальная НОД по развитию речи в старшей логопедической группе

НОД по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме “Звук [д]”

Разделы: Логопедия

Цели урока:

  • Закрепление правильного произношения звука [д].
  • Выделение звука в [д] словах.
  • Определение наличия или отсутствия звука [д] в слове.
  • Формирование слоговой структуры слова. Упражнение в делении слов на слоги (понятия “слог”, “часть слова” не даются).
  • Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие общей моторики, координации речи с движением.
  • Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.

Оборудование: предметные картинки на звук [д], “волшебная” палочка, бумажные цветы, конверт, магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент. Игры с пальчиками.

Лошадка

У лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Птичка

Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.

2. Самомассаж лицевых мышц.

Логопед. Тёплый ветерок ласкает ваши лица (поглаживание). Налетела туча, пошёл дождик (постукивание подушечками пальцев). Опять выглянуло солнышко и ласкает ваши лица (поглаживание, расслабление).

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам в этом Маленькая Фея. В этом конверте письмо от неё и волшебная палочка. Фея пишет: “Для того чтобы попасть в сказочный лес, нужно произнести формулу правильной речи и повторить волшебное заклинание”.

Формула правильной речи

Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.

Логопед. А теперь повторяйте за мной: ДА-ДО-ДА, ДО-ДО-ДА, ДО-ДА-ДА. Мы с вами оказались в стране гласных звуков.

Логопед. Какие гласные звуки здесь живут?

Дети. Звуки А, У, Ы, О, И.

Логопед. Почему их называют гласными?

Дети. Их можно петь, тянуть.

Логопед. А вот и царство согласных звуков. Какие согласные звуки вы знаете? Сегодня мы познакомимся с ещё одним звуком, который живёт в царстве согласных звуков. Чтобы узнать, какой это звук, нужно отгадать загадки.

Белый столб стоит на крыше,
И растёт всё выше, выше,
Вот он вырос до небес
И исчез. (Дым)

Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Определение первого звука в словах-отгадках. Произнесение звука [д].

Логопед. Поднесите руку ко рту, и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Попробуем спеть звук [д].

Дети. Он не поётся.

Логопед. “Потяните” ниточку.

Дети. Ниточка рвётся.

Логопед. Значит звук [д] какой?

Логопед. Положите ладошку на горло и произнесите звук [д] . Голосок поёт или спит?

Логопед. Какой это звук?

Логопед. Загибаем пальчики и повторяем, какой звук [д]. Согласный – не поётся, звонкий – произносится с голосом.

4. Игра “Поймай звук”.

Логопед. Я буду называть слоги, а вы, как услышите слог со звуком [д], хлопните в ладоши.

Да, та, па, да, та, да…

Логопед. А теперь я назову слова, а вы определите, в каких словах есть звук [д].

Дом, танец, дымок.

Дуб, дыня, тишина.

5. Физкультурная пауза.

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (Показывают пальчиком)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. (Покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

Логопед. А сейчас 1, 2, 3 – вокруг себя повернитесь, в лягушек превратитесь! (Взмах “волшебной” палочкой).

На болоте две лягушки, две зелёные квакушки.
Утром рано умывались, полотенцем вытирались.
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
1, 2, 3 – вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь!

6. Упражнение “Отхлопай слово”.

Идём дальше по лесу. (Звучит музыка).

Дети подходят к “волшебным” цветам, берут лежащие под ними картинки и называют те, в названии которых есть звук [д], отхлопывая слоговую структуру слова.

7. Игра “Чего не стало?”

Выставляется ряд картинок, дети закрывают глаза, одна картинка убирается, а затем она угадывается и называется.

8. Игра “Назови ласково”.

Логопед. Тот, до кого я дотронусь “волшебной” палочкой и назову слово, называет его ласково.

Дом – домик
Дорога – дорожка
Дуб – дубок
Дым – дымок
Дудка – дудочка
Дочь – доченька
Дождь – дождичек
Даша – Дашенька

9. Подбор слов со звуком Д.

Логопед. Пора возвращаться обратно в детский сад. Для этого нужно назвать слова со звуком [д]. (Дети называют слова, которые начинаются со звука [д]).

10. Итог.

Логопед. Вот мы и в детском саду. Ребята, где мы с вами побывали? Что нового узнали? (Логопед дарит детям наклейки).

Использованная литература

  1. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 77 с.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., издательство “Лань”, 1999. – 32 с.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Вода»

Eлена Колпакова
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Вода»

Автор: учитель-логопед Колпакова Елена Владимировна.

Организация: МБДОУ детский сад № 24 «Золотая рыбка»

Населенный пункт: г. Ессентуки

Цель: развитие связной речи, лексико-грамматических категорий, активизация словаря.

– раскрыть значение воды в жизни человека, животных и растений.

Коррекционно-развивающие:

– обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами;

– Практическое усвоение существительных в творительном и предложном падежах;

– практическое усвоение предлога «В» ;

– Использование в речи сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».

– Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

Развиватьзрительное восприятие: выкладывание по образцу.

развивать пальчиковую моторику и графические навыки.

– формировать бережное отношение к воде.

Оборудование: – мяч, картинки (где и в чём может находиться вода)

палочки счётные, образец «Лодочка»;

Листы с графическим изображением волн;

Ход образовательной деятельности.

– Ребята, я хочу вам загадать загадку. Может кто-то отгадает её?

«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шумит».

– Правильно, это вода.

(Появляется персонаж – Незнайка)

– Нет, нет, нет, это совсем не вода, это…компот, ну или дождик.

– Вот что, дорогой Незнайка, ты даже не поздоровался с ребятами!

– Незнайка, ребята сейчас объяснят, что это не компот и не дождь.

(дети объясняют).

2. Д/У Упражнение «По секрету всему свету»

– Незнайка, становись с нами в круг и мы поиграем в игру «По секрету всему свету» мы расскажем

«Какая бывает вода – по кругу, передавая мяч.

3. Д/У «Где бывает вода? (дети силят на ковре)

– А ты знаешь, Незнайка, где бывает вода, где её можно увидеть?

-Конечно, знаю! Вода бывает в шкафу, в кармане.

– А вот и нет. Послушай, дети тебе сейчас расскажут.

(в туче, в луже, в банке, в стакане, в кастрюле, в бутылке, в кране, в реке, в водоёме, в колодце, в ведре….

(в помощь детям картинки на доске)

4. Пальчиковая гимнастика «Дождик вышел погулять»

А сейчас мы приглашаем Незнайку посмотреть, как дети играют с пальчиками.

«Дождик вышел погулять»

1-2-3-4-5 (удары по столу пальчиками обеих рук.

Левая начинает с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять

(беспорядочные удары пальцами обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

(шагают средним и указательным пальцами обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу)

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)

– Ох! (Один хлопок)

И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)

5. Д/У «Зачем нужна вода.

– Ребята, расскажите Незнайке, зачем нужна вода?

«Вода нужна, чтобы…

6. Д/У «Кому нужна вода?

7.Физминутка: «Море волнуется»

8. «Скажи ласково» и пройди сквозь ворота

– Незнайка, послушай, как наши дети могут называть ласково предметы.

(река, вода, капля, дождь, лужа, снег, лед, туча,)

9. Выкладывание из палочек лодочку по образцу

Незнайка: А я вот принёс ребятам лодочку. Сам её нарисовал.

– Незнайка, ты молодец, наши дети с удовольствием выложат из палочек такую лодочку. (Дети выкладывают, а Незнайка ходит и помогает)

10. Работа на листиках «Волны»

– Мне так понравилась игра «Море волнуется», что я нарисовал волны. Хотите тоже нарисовать волны?

Незнайка: – Ребята я сегодня попал к вам не зря.Вы мне много рассказали про воду:, Где она находится, куму нужна, зачем нужна вода. А ещё, ещё…

– Ребята, помогите вспомнить, чему мы научили Незнайку? (Мы рассказали про воду, какая она и назвали ласково слова. Ещё выкладывали лодочку, рисовали волны, играли в игры «Дождик вышел погулять» и «Море волнуется»)

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С ],[Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» (старшая.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы «Зимующие птицы» Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы. Тема: Зимующие птицы. Вид занятия: развитие лексико-грамматических.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Новый год» Тема: «Новый год» Возраст: 5 лет Цель: Уточнение и обобщение знаний об особенностях праздника Новый год. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе ДОУ «Моя семья» Коррекционно-образовательные цели: • активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия; •.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Осенью в саду и огороде» Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Тема: «Осенью в саду и в огороде». Используемые современные образовательные технологии:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи «Осень в парке» Тема: Осень в парке. Цели: Коррекционно-образовательные: Расширять представления ребенка об осенних изменениях в природе. Уточнять, обогащать,.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Перелетные птицы» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Перелетные птицы». Логопед: – Ребята, я приглашаю вас в интересное и увлекательное.

Конспект занятия по развитию связной речи «В гостях у дедушки и бабушки» в старшей группе для детей с ОНР Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о поле и огороде, о растениях, которые там выращивают. Уточнение, расширение.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему “Осень”. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
• познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
• познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
• учить выделять звук в слогах и словах.

Читайте также:  Логопедическая викторина 'Вопрос на засыпку'

Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
• развивать фонематические процессы;
• развивать дыхание и голос;
• закреплять понятия: «звук»;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
• повышать речевую активность;
• развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
• развивать психические процессы;
• повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация “Буква П”, магнитофон, доска.

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил – это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался . (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
•«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» – развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» – трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» – кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).

А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.

Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» – показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.

Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

Педагог продолжает петь сам:

Тише, тише, не шумите,
Колобочков не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Дети открывают глаза и встают.

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Транспорт»

Тамахина Елена Николаевна

Цели: обобщить и систематизировать представление о транспорте, активизировать словарь по данной теме, подбор родственных слов, развитие тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия, употребление в речи антонимов, наречий.
Дети, стоят на ковре в кругу.
Послушайте загадки.
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка)
Очень длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи
Громко в облаках ревет,
Пассажиров он везёт. (самолёт)
Молодцы, все загадки отгадали, а как одним словом можно назвать автобус, электричку и самолет? (транспорт)
Давайте полетим с вами на самолётах.
Координация речи с движениями «Самолеты».
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .
На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям) .
Да и снова полетели (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .
Мы летаем высоко, (потянулись вверх)
Мы летаем низко, (присели)
Мы летаем далеко, (повернулись лицом в круг, вытянули прямые руки вперед)
Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи) .
Молодцы, а сейчас отгадайте из какой сказки и кто автор этих слов?
«Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед». (Тараканище, Чуковский)
– Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Фу-у-у-у» (повторить 3 раза).
– «А за ним комарики
На воздушном шарике»
– Комарикам понравилось летать на шарике, они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, на выдохе произнести: «З-з-з» с постепенным увеличением силы голоса, одновременно имитируя движения «крыльев комариков».
– «Волки на кобыле»
Поцокать на выдохе с подскоками.
– «Львы в автомобиле»
Упражнение «Мотор». Произнести на выдохе «тр-р-р», одновременно двигая кистями рук перед грудью, изображая работу мотора.
-Шину в автомобиле прокололи
Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
– Давайте насосом накачаем колесо, сначала медленно, тихо, потом сильнее, громче с-с-с-с-с.
Молодцы, автомобиль отремонтировали, можно двигаться дальше. Проходите за столы. (на столах зеркала)
Давайте разомнем наши язычки, губы, щеки, чтобы хорошо говорить. Возьмите зеркала, проведём артикуляционную гимнастику.

5 упражнений («Окошко», «Чистим зубки», «Часики», «Орешки»)

Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слова нужно повторить
И на части разделить.
В каком слове больше слогов. Прохлопываем. АВ-ТО-БУС, ПО-ЕЗД, Э-ЛЕК-ТРИЧ-КА, КА-ТЕР, РА-КЕ-ТА, ЭК-СКА-ВА-ТОР.

Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики сгибать
(показывают ладошки с широко расставленными
пальцами)
Будем транспорт собирать:
(сгибают пальцы, начиная с мизинца)
Автомобиль и вертолет
Трамвай, метро и самолет
Пять пальцев мы в кулак зажали
(поднимают сжатые кулаки вверх)
Пять видов транспорта назвали
(разжимают ладошки обеих рук)

На доске выставлены картинки автомобиля, вертолёта, трамвая, метро и самолёта.
Ребята, что находится справа от вертолёта, слева от самолёта, сверху трамвая, снизу метро?
Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»
Что здесь лишнее и почему?
Автобус, грузовик, самолет, машина.
Лодка, пароход, ледоход, автобус.
Катер, самолет, дирижабль, вертолет.
Физ. минутка.
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники считают капли
Вправо, влево, чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шофёры – хоть куда!

Ребята, давайте соберем семейку слов к слову машина.
-Как можно назвать маленькую машину?(машинка)
А очень большую машину? (Машинища).
А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист)
А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло)

(пальчиковая гимнастика)
Папа мне купил машину, (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)
Значит, я теперь шофер. (Развернуть ладонь вверх, соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)
Открываю я кабину, (Раскрыть ладони.)
Завожу мотор. (Сжать руки в кулаки.)
На педали нажимаю, (Соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)
По площадке разъезжаю (Вытянуть сомкнутые руки вперед.)

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

А теперь, вы будете говорить наоборот:
Машина из гаража выезжает, а в гараж…. (въезжает)
Машина на мост заезжает, а с моста…. (съезжает)
Грузовик к дому подъезжает, а потом….(отъезжает)
Грузовик укатил, а потом ….(прикатил)
Самолёт улетел, а потом (прилетел)
Самолёт взлетел, а потом (приземлился)

А как вы думаете, если:
Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Посчитай
один самолет, два …, три…, четыре …, пять …
одно колесо, два…, три…, четыре …, пять…
одна машина, две…, три…, четыре…, пять…
Закончи предложение:
Машинист – это тот, кто …
Регулировщик – это…
Шофер – это…
Летчик – это…
Пешеход – это…
Пассажир – это…
Кондуктор – это…
Капитан – это

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Вода»

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Вода»»

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Вода»

Автор: учитель-логопед Колпакова Елена Владимировна.

Организация: МБДОУ детский сад № 24 «Золотая рыбка»

Населенный пункт: г. Ессентуки

Цель: развитие связной речи, лексико-грамматических категорий, активизация словаря.

– раскрыть значение воды в жизни человека, животных и растений.

– обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами;

– Практическое усвоение существительных в творительном и предложном падежах;

– практическое усвоение предлога «В» ;

– Использование в речи сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».

– Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

– Развивать зрительное восприятие: выкладывание по образцу.

– развивать пальчиковую моторику и графические навыки.

– формировать бережное отношение к воде.

Оборудование: – мяч, картинки (где и в чём может находиться вода)

палочки счётные, образец «Лодочка»;

Листы с графическим изображением волн;

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. момент.

– Ребята, я хочу вам загадать загадку. Может кто-то отгадает её?

«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шумит».

– Правильно, это вода.

(Появляется персонаж – Незнайка)

– Нет, нет, нет, это совсем не вода, это…компот, ну или дождик.

– Вот что, дорогой Незнайка, ты даже не поздоровался с ребятами!

– Незнайка, ребята сейчас объяснят, что это не компот и не дождь.

2. Д/У Упражнение «По секрету всему свету»

– Незнайка, становись с нами в круг и мы поиграем в игру «По секрету всему свету» мы расскажем

«Какая бывает вода?» – по кругу, передавая мяч.

3. Д/У «Где бывает вода? (дети силят на ковре)

– А ты знаешь, Незнайка, где бывает вода, где её можно увидеть?

-Конечно, знаю! Вода бывает в шкафу, в кармане.

– А вот и нет. Послушай, дети тебе сейчас расскажут.

( в туче, в луже, в банке, в стакане, в кастрюле, в бутылке, в кране, в реке, в водоёме, в колодце, в ведре…….

( в помощь детям картинки на доске)

4. Пальчиковая гимнастика «Дождик вышел погулять»

А сейчас мы приглашаем Незнайку посмотреть, как дети играют с пальчиками.

«Дождик вышел погулять»

1-2-3-4-5 (удары по столу пальчиками обеих рук.

Левая начинает с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять

(беспорядочные удары пальцами обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

(шагают средним и указательным пальцами обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу)

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)

– Ох! (Один хлопок)

И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)

5. Д/У «Зачем нужна вода.

– Ребята, расскажите Незнайке, зачем нужна вода?

«Вода нужна, чтобы…

6. Д/У «Кому нужна вода?

7. Физминутка: « Море волнуется»

8. «Скажи ласково» и пройди сквозь ворота

– Незнайка, послушай, как наши дети могут называть ласково предметы.

( река, вода, капля, дождь, лужа, снег, лед, туча, )

9. Выкладывание из палочек лодочку по образцу

Незнайка: А я вот принёс ребятам лодочку. Сам её нарисовал.

– Незнайка, ты молодец, наши дети с удовольствием выложат из палочек такую лодочку. (Дети выкладывают, а Незнайка ходит и помогает)

10. Работа на листиках «Волны»

Мне так понравилась игра «Море волнуется», что я нарисовал волны . Хотите тоже нарисовать волны?

Незнайка: – Ребята я сегодня попал к вам не зря. Вы мне много рассказали про воду:, Где она находится, куму нужна, зачем нужна вода. А ещё, ещё…

– Ребята, помогите вспомнить, чему мы научили Незнайку? (Мы рассказали про воду, какая она и назвали ласково слова. Ещё выкладывали лодочку, рисовали волны, играли в игры «Дождик вышел погулять» и «Море волнуется»)

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Срок реализации программы – 1 года

Количество часов в год – 68 ч.

Педагог, реализующий программу:
Игнатова Инна Анатольевна

Планируемые результаты освоения учащимися адаптированных образовательных программ начального общего образования……….

Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство для дальнейшего получения знаний учащихся. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с ОВЗ – это принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Программа носит практическую направленность и представляет комплексную помощь в развитии познавательной деятельности учащихся, имеющих трудности в обучении:

– обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала и коррекцию недостатков в развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

– способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Цель программы : повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, формирование личности школьника, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности .

Задачи программы:

своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными как с ограниченными возможностями здоровья, так и иными причинами;

создание положительной атмосферы в процессе совместной деятельности учителя и ребенка;

осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и неуспевающим с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), ориентация на «зону ближайшего развития»;

опора на жизненный опыт учащихся;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, неуспевающим, по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы «Преодоление трудностей в обучении» определяют следующие принципы:

соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

– принцип научности полагает наличие понятий о методах и приемах изучения ребенка дифференциальной диагностики нарушений его развития, определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы;

– принцип доступности, последовательности и систематичности предполагает плавное и доступное для ученика наращивании сложности упражнений, руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому;

– принцип индивидуального подхода полагает наличие понятий: о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого учащего в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе, о побуждении и развитии природных способностей и дарований.

-принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в развивающих занятиях и побуждении к самостоятельным действиям. Формирует у учащихся навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.

-принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на преодоление трудностей в усвоении основной ООП.

-принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.

– принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Направления работы

Программа включает в себя направления , которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся;

консультативная работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Диагностика

На данном этапе разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Учитель устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач .

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Читайте также:  Перспективный план работы логопеда с детьми, имеющими недостаточное развитие средств языка

3 . Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ

Программа коррекционной работы. создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕвгений Скавронский

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Программа коррекционной работы. создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.” — Транскрипт:

1 Программа коррекционной работы

2 создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ, их социальная адаптация.

3 Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии

4 Категории детей с ОВЗ (из проекта стандарта для детей с ОВЗ): Нарушения слуха (тугоухость, глухота) Нарушения речи Нарушения зрения (слепые дети, слабовидящие дети, дети с пониженным зрением) Нарушения опорно-двигательного аппарата Задержка психического развития (ЗПР) Умственная отсталость Множественные нарушения Детский аутизм

5 Категории детей с ОВЗ (по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова) 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

6 Категории детей с ОВЗ (из программы МОУ сош 87): слабослышащие; слабовидящие и с пониженным зрением; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; соматически ослабленные

7 Задачи программы своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ; определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей и создание соответствующих условий; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ; обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ОВЗ

8 Направления работы диагностическая работа коррекционно-развивающая работа консультативная работа информационно-просветительская работа

9 Диагностическая работа включает: своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации:комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

10 Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

11 Категория детей с ОВЗВиды коррекционных занятий Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в классах СКК Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя- логопеда, учителей Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в общеобразовательном классе Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя- логопеда, учителей Дети с неглубокими нарушениями эмоционально- волевой сферы и поведения Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и произвольности, в т.ч. с детьми- дезадаптантами Дети со сниженными интеллектуальными способностями Занятия по коррекции познавательных процессов Дети с дефицитом внимания и низким уровнем самоконтроля Занятия с детьми с СДВГ Дети с нарушениями в письменной и устной речи Логопедические занятия Дети-инвалиды Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы назад

12 Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

13 Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

14 Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ вариативные формы получения образования;вариативные формы получения образования; специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

15 Вариативные формы обучения детей с ОВЗ (из программы МОУ сош 87): обучение в общеобразовательном классе; обучение в специальном (коррекционном) классе; обучение с использованием надомной (индивидуальной) формы обучения; организация дистанционного обучения посредством сотрудничества со Школой дистанционного обучения. назад

16 Механизм реализации программы взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ; социальное партнёрство назад

17 Основные разделы (из программы МОУ сош 2 ) I. Цель, задачи и принципы реализации коррекционной программы II. Характеристика содержания III. Этапы и механизм реализации программы IV.Основные направления коррекционной работы V.Организация работы психолого-педагогического консилиума как основного механизма сопровождения детей с ОВЗ VI. Выявление и мониторинг развития детей с ограниченными возможностями здоровья VIа. Программа психолого-педагогического обследования учащихся 1-х классов с целью выявления их особых образовательных потребностей VIII. Тематика проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий

18 Условия реализации программы Психолого-педагогическое обеспечение; Программно методическое обеспечение; Кадровое обеспечение; Материально техническое обеспечение; Информационное обеспечение

19 Психолого-педагогическое обеспечение обеспечение дифференцированных условий ; обеспечение психолого-педагогических условий; обеспечение специализированных условий; обеспечение здоровьесберегающих условий; обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития

20 Направления работы Формы реализации Ответствен ный обеспечение дифференцированных условий: Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок детей с ОВЗ Обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК и врача Обеспечение вариативных форм получения образования и специализированной помощи Зам. дир-ра по УВР обеспечение психолого-педагогических условий: Коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса Разработка и реализация коррекционно-развивающих курсов в зависимости от контингента детей с ОВЗ Внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам в классах, где обучаются дети с ОВЗ Организация и проведение воспитательных мероприятий с учетом возможности участия детей с ОВЗ Зам. дир-ра по УВР, психолог Зам. дир-ра по УВР Зам. дир-ра по ВР Учёт индивидуальных особенностей ребёнка Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии Организация регулярной работы ПМПКа Зам. дир-ра по УВР, психолог Зам. дир-ра по УВР Соблюдение комфортного психоэмоционального режима Мониторинг психоэмоционального режима школьников Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим Использование педагогами современных педагогических технологий Психолог Зам. дир-ра по УВР, Зам. дир-ра по УВР

21 обеспечение специализированных условий: Введение в содержание обучения разделов, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы по предметам для учащихся, имеющих диагноз ЗПР (как в классах СК, так и для обучающихся в общеобразовательных классах) Зам. дир-ра по УВР, педагоги, психолог Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Обучение педагогов специальным методам, приёмам, средствам обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Зам. дир-ра по УВР Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ. Обучение детей с ОВЗ индивидуально или в малых группах при наличии необходимости Организация работы логопункта для детей с проблемами в письменной и устной речи Рук-ль МО Зам. дир-ра по УВР Зам. дир-ра по УВР, логопед Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения Зам. дир-ра по УВР

22 Программно методическое обеспечение специальные (коррекционные) образовательные программы, коррекционно развивающие программы, Диагностический инструментарий,

23 Кадровое обеспечение Обязательное наличие у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, специализированного образования, и (или) прохождение обязательной курсовой профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Наличие в штатном расписании ставок педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды, педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения.

24 Материально техническое обеспечение создание надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения,

25 Информационное обеспечение создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении; создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам

26 Ожидаемые результаты внедрения Программы: (из программы МОУ сош 2 ) уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ; включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями; повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

Ссылка на основную публикацию