Формы работы над лексической темой ‘Зима’ с детьми с ОНР в средней группе

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппарата
Лексическая тема: «Зима»

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу – попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. Игра «Верно или нет?» (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Один – много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая. (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице.
Мы ждали .
Белый цвет у .
Мы рады .
Мы любуемся .
Мы думаем о .

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексико-грамматической категории «Зима»

Татьяна Шехурдина
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексико-грамматической категории «Зима»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, снеговик, мороз, сугроб, горка, лыжи, санки, коньки, кататься, мерзнуть, греться, лепить, холодно, морозно). Совершенствование грамматического строя речи (упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже, закреплять в речи использование простого предлога НА, учить согласовывать прилагательные с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Формирование речевого дыхания без участия речи, направленной воздушной струи, развитие координации речи с движениями, общей моторики, внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование: карточки с разным количеством снежинок (по количеству детей, картина с изображением зимы, раздаточный материал «варежка со снежинкой», фонограмма, шкатулка, «шарфики» из цветной бумаги (по количеству детей, мягкая игрушка Снеговик, поднос, картинка с изображением зимнего леса с сугробами.

Ход:

1. Оргмомент.

(логопед встречает детей на ковре).

Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня мы снова с вами будем играть. Посмотрите, что я для вас приготовила. Это карточки. Возьмите по одной карточке. Что на них нарисовано?

Дети. Снежинки.

Логопед. А сейчас будьте внимательны. Сядут на стульчики те дети, у кого на карточке нарисована одна снежинка.

1-й ребенок. У меня одна снежинка.

2-й ребенок. У меня одна снежинка.

Логопед. Молодцы! А теперь сядут те дети, у кого на карточке нарисовано много снежинок.

3-й ребенок. У меня много снежинок.

4-й ребенок. У меня много снежинок.

5-й ребенок. У меня много снежинок.

Логопед. Я не просто так приготовила карточки со снежинками. Как вы думаете, почему?

Дети. Наступила зима.

Логопед. А почему вы решили, что наступила зима?

Дети. Стало холодно. Выпало много снега. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят горку, снеговика.

Логопед. Правильно. Зимой часто идет снег. Он ложится на землю. И если снега много, то на земле появляются сугробы. Посмотрите на картинку, под елочкой вырос большой СУГРОБ из снега! Ребятки, кто запомнил, что это? (логопед показывает на сугроб).

Дети. Сугроб.

Логопед. Повтори, Катя (-). Повтори, Матвей (-). Давайте вместе повторим: сугроб (-).

2. Упражнение «Снежинка» (на выработку направленной воздушной струи).

Логопед. А сейчас я предлагаю поиграть со снежинками. Подойдите к столу и возьмите себе по «варежке». Садитесь на стульчики и послушайте, как мы будем дуть на снежинку. Сделайте вдох носиком, не поднимая плечи, и подуйте на снежинку, не раздувая щек и вытянув губы трубочкой.

Надо варежку нам взять.

Носиком легко вдохни:

«Эй, снежиночка, лети!»

3. Упражнение «Снеговик» (массаж биологически активных зон).

Логопед. Ребята, а что можно слепить из снега?

Дети. Снеговика.

Логопед. Давайте покажем, как мы лепим снеговика.

Снеговик.

Раз – рука, два – рука, (вытянуть перед собой по очереди обе руки).

Лепим мы снеговика (изображаем лепку снежка).

Три – четыре, три – четыре,

Нарисуем рот пошире (погладить ладонями шею).

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз (растереть указательными пальцами крылья носа).

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас (растереть ладонями лоб от центра к вискам).

Вот из снега и возник

Симпатичный снеговик (логопед показывает детям игрушку – снеговика).

4. Физминутка (психогимнастика на снятие напряжения).

К снегу, к холоду привык.

Он не хочет здесь стоять,

Хочет с нами поиграть.

Логопед.Нам не страшен мороз! Покажем Снеговику, как мы умеем греться? Вставайте в кружок.

Логопед. Ну что, носики согрелись? А ручки согрелись? Ножки тоже согрелись? Тогда садитесь на стульчики.

5. Предлог НА.

Снеговика мы тоже посадим.

Посмотрите, куда я посадила Снеговика?

Дети. На стул.

Логопед. Правильно. Катя, куда я посадила Снеговика? (-) Данил, куда я посадила Снеговика? (-) Давайте все вместе скажем, куда я посадила Снеговика? (-)

6. Игра «Зимние» слова» (закрепление словаря по лексической теме «Зима»).

Логопед. Ребята, Снеговик хочет мне что-то сказать. Он мне сказал, что у него к вам просьба. Посмотрите, что есть у Снеговика?

Дети. Шкатулка.

Логопед. Правильно. Снеговик хочет, чтобы вы помогли ему, наполнили эту шкатулку «зимними» словами (каждый ребенок называет по одному слову). Как много «зимних» слов вы знаете! Посмотрите, Снеговик улыбается. Ему понравились ваши слова. Он говорит вам «спасибо».

7. Упражнение «Разноцветные шарфики» (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Логопед. Ребята, скажите, что завязано на шее у Снеговика?

Дети. Шарфик.

Логопед. Да, это шарфик. Давайте расскажем, какой он?

Дети. Теплый, желтый, длинный, мягкий…

Логопед. Снеговик хочет подарить вам тоже цветные шарфики. Вот они. Скажите, сколько у меня шарфиков?

Дети. Много шарфиков.

Логопед. Возьмите себе тот шарфик, который больше всего понравился. И мне снеговик подарил шарфик. У меня синий шарфик, а у тебя, Катя?

Катя. У меня синий шарфик.

(Дети по очереди называют, каких цветов у них шарфики).

Логопед. Хорошо. Ребята, настала пора прощаться со Снеговиком. Ему пора отправляться в путь, или он может растаять в нашем теплом детском саду. Давайте скажем ему «до свидания!»

8. Итог занятия (оценка деятельности детей).

Логопед: Молодцы! А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что делали?

Дети: Вспоминали признаки зимы. Играли со снежинками, вспоминали признаки зимы, лепили снеговика, танцевали, вспоминали «зимние» слова и за помощь получили в подарок разноцветные шарфики.

Логопед: Все вспомнили! Ничего не забыли. Вот какие вы внимательные! Молодцы! Ну а теперь нам с вами пора идти в группу.

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Транспорт» “Назови одним словом предметы” Автомобиль, корабль, пароход, теплоход, велосипед, ракета, поезд, лодка, катер, мотоцикл, метро, электричка.

Занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию речи в подготовительной группе «Комнатные растения» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в подготовительной группе на примере.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Посуда» в старшей группе 1. Организационный момент. Логопед: Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта (на экране.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема: «Рыбы» Задачи: 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным.

Конспект ОД для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи «Мебель. Части мебели» Конспект ОД для детей с ОНР 6-7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Мебель. Части мебели» Цели: Образовательная:.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Фогрмы работы над лексической темой “Зима”
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Лексико-грамматические занятия в средней и старш ей группе по теме « Зима ». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. О бращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_logoportal_2.odt62.36 КБ
zima_konspekt.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы над лексической темой “Зима» с детьми с ОНР в средней группе»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»:

1.Обогащать и активизировать предметный словарь и словарь признаков по лексической теме «Зима».

2 . Учить называть характерные особенности изменений живой и неживой природы.

3.Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

1.Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.

2.Развивать внимание, память, мышление, речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

Оборудование: презентация по теме «Зима», снежинки, снежки, силуэты зайчиков, клей, шерсть.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.

Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя в кругу, сидя на стульях за столами.

Ход организованной образовательной деятельности

1.Открытый вход в деятельность

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А через ротик выдохните все огорчения.

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.

(Дети садятся на стульчики).

2.Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

(На экране телевизора картинка с изображением зимы. Слайд №1 ).

– Мы с вами дышали теплым воздухом, почему вдруг повеяло холодом? (Потому что наступила зима).

– Правильно, сейчас зима. Белая, волшебная, необычная. Почему необычная, вы сможете сказать сами, прослушав стихотворение:

От весны и лета.

Очень снежная она,

Вся в снега одета.

Реки скованы все льдом. (Слайд №2)

И в узорах стекла, (Слайд №3)

Иней на ветвях висит, (Слайд №4)

Вьюга дует в окна.

Небо серое с утра,

Падают снежинки. (Слайд №5)

Спят деревья и кусты,

Кормят птиц рябинки. (Слайд №6)

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи. (Слайд №7)

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен. (Слайд №8)

Слепят вмиг снеговика –

И кататься с горки. (Слайд №9)

Шуба, шапка и штаны –

Все в ледовой корке!

Лишь зимою Новый год (Слайд №10)

С елкою приходит.

3Д/и «Признаки зимы»

– Назовите, что бывает зимой?

– На улице холодно.

– На землю падает снег.

– Речка покрылась льдом.

– Зайчик стал белым.

– Дети лепят снеговика и катаются с горки.

– Люди встречают Новый год.

– Молодцы, много признаков зимы назвали.

– Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть?

– Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

5.Д/и «Зимние слова»

– На улице нападало много снега. Ребята, посмотрите, какие снежки я сегодня нашла на улице. (Раздает каждому ребенку по снежку). Эти снежки можно слепить в большой снежный ком, если вы назовете зимние слова. Берите снежки, называйте слово и лепите комок. (Снежинка, снеговик, санки, елка, горка, Снегурочка).

– Много слов вы назвали, большой комок получился.

– А для того, чтобы нам не замерзнуть зимой, нужно сделать упражнения:

Не боимся мы метели, (грозят пальчиком)

Рукавички мы надели. (вращают кистями рук).

Ногами мы потопаем.

Руками мы похлопаем.

И сядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики).

7.Задание «Утеплим зайчику шубку»

– Зимой очень холодно не только людям, но и животным в лесу.

– Кого вы видите на картинках?

– Летом зайчик был серым, а зимой стал белым. Давайте поможем зайчикам и утеплим им шубки, чтобы они не боялись никакого мороза. Шерсть у зайчиков будет теплая и густая.

8.Открытый выход из деятельности

– Молодцы, ребята, мы сегодня замечательно поговорили о зиме, выполнили все задания. А сейчас подойдите к воспитателю, она хочет прочитать вам интересную зимнюю сказку.

Предварительный просмотр:

НОД по образовательной области

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Возрастная группа: старшая группа.

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Цель: Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима» .

– Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Зима»;

– Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.

– Продолжать учить подбирать определения к заданному слову.

– Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

– Закреплять умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

– Закреплять навыки классификации предметов.

– Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.

– Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление.

– Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.

– Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

– Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Оборудование : презентация к занятию (картина «Зима», картинки к игре «Доскажи словечко», «Четвертый лишний»), елка, игрушки для украшения елки, фонограмма.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», рассматривание иллюстраций и беседы о зиме.

Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя у елки, стоя в кругу.

1. Открытый вход в деятельность

(дети стоят в кругу)

Логопед предлагает улыбнуться друг другу и поздороваться.

2. Вводно – организационный

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, –

Значит, к нам пришла … (Зима)

3. Мотивация на деятельность

– Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме. (Логопед приглашает детей сесть на стульчики).

– На чем можно к ней добраться?

На санях к тебе летели

Мы сквозь вьюги и метели

Через речку перебрались

У Зимы мы оказались!

– Вот мы и в гостях у Зимушки. (На экране изображение зимних пейзажей).

– Сегодня я предлагаю вам рассказать о том, что вы уже знаете о зиме, выполнить задания и узнать много нового и интересного.

4. Расширение имеющихся знаний

Беседа с детьми:

– После, какого времени года наступает зима?

– Назовите зимние месяцы.

– Как мы узнаем, что наступила зима?

– Какая зимой погода?

– Как меняется продолжительность дня и ночи?

– Что появилось на реках и прудах с наступлением зимы?

– Как изменилась жизнь животных с приходом зимы?

– Зимой птиц стало больше или меньше? Почему?

– Как зимой одеваются люди?

– Вы уже многое знаете о зиме. Скажите, а вам нравится зима?

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки, да не простые, а с заданиями.

Игра «Какая зима»

Вот вам первая снежинка,

И на ней задание.

Вы скажите мне, друзья,

А какая я – зима?

(предполагаемы ответы детей: зима холодная, зима снежная, зима морозная, зима суровая, зима долгожданная и т.д.)

– Молодцы, вы назвали много «зимних» слов.

Игра «Доскажи словечко»

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

(По ходу чтения стихотворения дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие картинки)

Тихо, тихо, как во сне падает на землю . ( снег ) (щелчок).

С неба все скользят пушинки – серебристые. ( снежинки ) (щелчок).

На поселки, на лужок все снижается. ( снежок ) (щелчок).

Вот веселье для ребят – все сильнее. ( снегопад ) (щелчок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в . ( снежки ) (щелчок).

Словно в белый пуховик нарядился. ( снеговик ) (щелчок).

Рядом снежная фигурка – это девочка – . ( снегурка ) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. ( снегири ) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. ( снег ) (щелчок).

– Какие слова вы добавляли?

(Дети отвечают, на экране появляются картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

– На какое слово похожи все эти слова?

– Да, все эти слова объединяет слово « снег ». (картинка на экране).

– Что – то холодно мне стало. Пора нам подвигаться и погреться.

5. Динамическая пауза

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки (хлопки)

Рукавички мы наденем (имитация движений)

Не боимся мы метели (повороты головы в стороны)

Ножки тоже мы погреем (растирание ног)

Мы потопаем скорее (топают ногами)

И еще погреем ножки,

Мы попрыгаем немножко . (прыжки )

Мы с морозом подружились (обнять себя руками)

Как снежинки закружились. (повороты на месте)

6 Знакомство с новым материалом

Игра «Четвертый лишний»

Вот еще одна снежинка –

Посмотрите на картинки.

Вы скажите мне, друзья,

Что здесь лишнее убрать?

– На экране появились картинки, подумайте, какая из них лишняя и расскажите почему.

1) санки, коньки, велосипед, лыжи

2) валенки, сапоги, ботинки, босоножки

3) синица, ласточка, снегирь, сорока.

– Каких еще зимующих птиц вы знаете?

– Как живется птицам зимой?

– Как люди могут помочь птицам?

А теперь я предлагаю вам поиграть со снежинкой в игру «Что можно делать зимой»

(дети встают в кругу)

– Зимой мы очень любим гулять. Расскажите, что можно делать зимой.

(дети передают снежинку по кругу и составляют предложения по образцу логопеда. Зимой можно любоваться природой. Зимой можно играть в снежки. Зимой можно лепить снеговика. Зимой можно строить крепость. Зимой можно кататься на санках. Зимой можно кататься на коньках. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой можно кататься с горки на ледянке. Зимой можно играть в хоккей. Зимой можно рассматривать узоры на стекле. Зимой можно наряжать елку.)

7. Практическая деятельность

– Почему зимой люди наряжают елки?

– Совсем скоро наступит Новый год. Сегодня мы с вами тоже будем наряжать елку.

– Мы много говорили о снеге. Скажите, какой первый звук вы слышите в слове «снег»?

– Елку мы нарядим шариками с картинками, в названии, которых есть звук «С».

(дети подходят к столу, где находится елка и елочные украшения. Каждый выбирает игрушку со звуком «С», называет слово и вешает игрушку на елку).

8. Открытый выход из деятельности

– Какая красота. Вам нравится?

– Расскажите, что вам сегодня понравилось на занятии?

– Вы все сегодня очень постарались. Молодцы!

– Я думаю, мы поставим нашу нарядную елочку в группе, и она будет создавать нам праздничное настроение.

Самоанализ НОД по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Занятие проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением ОНР 3 уровень. В процессе НОД решались следующие задачи:

Дети сидели на стульчиках полукругом, перемещались по кабинету, выполняли коллективную работу стоя у елки. Использовались словесные, игровые приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания; вопросы поискового характера, на сообразительность и логическое мышление (игры «Четвертый лишний», «Что можно делать зимой»). Игры «Какая зима» и «Доскажи словечко» закрепили знания по лексико-грамматическому строю речи. Игра «Нарядим елочку» способствовала развитию фонематического слуха.

Динамическая пауза внесла разрядку, смену действий, что активизировало детей на дальнейшую работу.

Дети были заинтересованы в работе и старались правильно отвечать на вопросы, делали выводы, дополняли ответ товарища, проявляли дружеское, доброжелательное отношение к сверстникам.

В заключительной части НОД был подведен итог и дана положительная оценка деятельности, что имело психо-эмоциональную направленность.

Поставленные задачи в ходе НОД были решены, но с учетом тяжелых речевых нарушений у детей, необходимо продолжать совершенствовать грамматический строй, связную речь и пополнять словарный запас.

В ходе НОД использовались игровые, информационно-коммуникационная технологии, технология по развитию лексико-грамматической стороны речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал поможет логопедом в работе над указанной лексической темой.

Планирование для учителей-логопедов по лексической теме “Осень” в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных дей.

В данной картотеке для каждой лексической темы представлены: лексические единицы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и мимическая гимнастика.

Это помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей группы,что способствует целенаправленному системному.

Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему«Дикие животные”Содержание1.Мимические упражнения2.Дыхательные упражнения3. Артикуляционные упражнения4.

Карточки – набор заданий по лексическим темам. В помощь воспитателю при индивидуальной или подгрупповой работе с детьми.

Тематический материал для средней группы. Лексическая тема: «Зима»

Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86», город Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.
Дидактические игры:
«Какое время года?».
Задачи: Закрепить. Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.
Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.
Описание:1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.
2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.

«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме».
Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие: поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

«Оденем куклу Катю на прогулку».
Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды (пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.)
Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.

«Почему спит медведь?».
Задачи: Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни (чем питаются, анатомическое строение и т.д.).

«Собери картинку».
Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.
Описание: 1.Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.
2. «Составь целое из частей без образца».

«Подбери картинки»
Задачи: Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки только с приметами зимы.
Дидактический материал:дидактические картинки “Зима”.
Описание: Вопросы воспитателя: «Ребята, какое у нас сейчас время года? Найдите карточки, которые нам расскажут, что такое зима».
Дети подбирают картинки соответствующие времени года «Зиме».

«Какой ветер дует?»
Задачи: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Кто правильно ответил на вопрос, первый имитирует силу ветра.
Игровые действия: Воспитатель выкладывает на магнитной доске картинки. Задаёт вопросы.
Дидактический материал: магнитная доска, картинки «Времена года», султанчики.
Описание: На магнитной доске выкладываются картинки (туча, дождь, деревья с жёлтыми листьями и т.д.)
-Какое время года? (осень)
Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра.
– Какой ветер (сильный, колючий и т.д.)
– Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер? (тихий)
Аналогично выкладывать картинки с другими временами года, уточнять какой ветер.
Детям раздаются султанчики, они имитируют силу ветра и ветерка.

«Кто что оденет?»
Задачи: Развивать речевую активность детей. Упражнять в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. Закрепить названия зимней одежды.
Игровые правила: Правильно называть последовательность надевания предметов одежды.
Игровые действия: Имитация процесса одевания на прогулку.
Дидактический материал: кукла.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми, но она на умеет одеваться.
– Давайте покажем Кате, как надо одеваться? Что надеваем сначала, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют сои действия словами.

Пальчиковые игры:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним, (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (топают)

«Снежинки»
Стою и снежинки (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
В ладошки ловлю.
Я зиму, и снег, (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
И снежинки люблю.
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (сжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.

Физкультминутки:
«Будут на зиму дрова»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим – пилим, пилим – пилим,
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова.
(Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки – подав правую руку один другому. С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова).

«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся. (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды. (снова бегут по кругу)

«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух. (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой. (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу. (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)

Упражнение на развитие чувства ритма:
«Падают снежинки»: Дети показывая, руками, как снежинки падают сверху вниз, произносят «П…п…» медленно или быстро, в зависимости от показа педагогом снежинок по ритмо – схеме.

Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка):
«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают, выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки

Имитационное упражнение:
«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.

Динамические паузы:
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.

«Игра со снеговиком»
Раз – рука, два – рука, (показывают сначала одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика: (имитируют «лепку» снежных комочков)
Нос морковкой у него, (показывают «большой нос»)
Вместо шляпы – ведро,(поднимают руки вверх, сомкнув над собой)
И метёлка в раках у снеговика.(имитируют чистку ног руками)
Вот готов, снеговичок – (повороты туловища вправо – влево)
Симпатичный толстячок.
С нами ты поиграй – (хлопают в ладоши)
Нас попробуй поймай!(убегают)

Игровой массаж:
«Снеговик»
Раз – рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)
Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)
Снег, ведёрко и морковка,
Да уменье и сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)

«Зима»
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололёд. (ладони потирают колени)
Все на улицу – вперёд!
Тёплые штаны наденем, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Шубку, шапку, валенки.
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями друг по другу)
И опять гулять пойдём.

Гимнастика для глаз «Снежинки»:
Задачи: способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения глазного яблока.
Описание: воспитатель двигает в разные стороны снежинку – дети прослеживают глазами её движение.

Подвижные игры:
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок.
Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны.
Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки. ».
По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки. »
По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

«Ветер дует нам в лицо»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Описание: Воспитатель и дети произносят слова игры, имитируя соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Художественная литература для чтения и заучивания наизусть:
«Снег идет» (Л. Воронкова).
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у. »
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.

«Вьюга – завируха» (В.Шипунова)
Вьюга – завируха,
Злая, белая старуха!
Вьюга космами трясёт,
То рыдает, то поёт,
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
За околицей пройдёт –
Все тропинки заметёт,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.

«Снежинки – сестрички» (В.Шипунова)
Две снежинки – две сестрички
Над ладошкой кружатся.
Сели мне на рукавичку
Серебристым кружевцем.
Отнесу их бабушке –
Пусть мне вышьет варежку…
У меня на рукавичке
Две снежинки – две сестрички!

«Первый снег пушистый…» ( И.Суриков)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы – и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен – все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.

«Снег» (И.Никитин)
«На дворах и домах.
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит.
Разноцветным огнём».

«Зимняя песенка» (М. Эличин)
«Где ты солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла.
Без тебя земля промёрзла.
Выйди солнышко скорей.
Приласкай и обогрей!»

«Снег идёт» (М.Познанская)
«Тихо – тихо снег идёт.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лёд.
На дворе лопатой».

«Как на горке — снег, снег» (И. Токмакова)
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

«Холодно» (О.Высотская)
Кто мяукнул у дверей? —
Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

«На санках» ( О.Высотская)
Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади, —
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!

«В рукавичках» (З.Александровой)
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…
Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу –
Гулять хочу.

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР 3-го уровня на тему “Зима”

Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Зима».

Задачи:

  • Расширять словарный запас детей и подбирать прилагательные по теме «Зима», называть родственные слова и антонимы.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
  • Развивать силу и плавность выдоха.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать чувство ритма.
  • Формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями.
  • Воспитывать любовь к прекрасному: музыке, поэзии.
  • Развивать творческое воображение и побуждать детей импровизировать под музыку.
  • Учить детей различать характер музыки, передавать её настроение в движениях, ориентироваться в пространстве.
  • Передать образ сказочного леса в коллективной работе над аппликацией.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: зал оформлен в виде сказочного леса, бумажные снежинки на каждого ребёнка, снежки из ваты, магнитная доска, бумажные птицы, пейзаж сказочного леса на ватмане, ширма-домик, бумажные смайлики, передающие настроение на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание зимних пейзажев и репродукций картин художников, составление предложений по схемам, аппликация «зимний лес».

I. Оргмомент (вход детей в музыкальный зал)

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.
Всем, кого бы ты не встретил
Это знают все-все дети.

Логопед: Поздоровайтесь с нашими гостями.

II. Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

III. Основная часть

Логопед: Дети, скажите, а какая бывает зима?
Ответы детей: снежная, морозная, вьюжная, холодная, суровая, блестящая, искрящаяся и т.д.
Логопед: Чтобы не замёрзнуть в такую морозную погоду, надо согреть наши ладошки и лицо (Дети присаживаются на стульчики и выполняют самомассаж под медленную музыку; все движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон).

Самомассаж:

1. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся лёгкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе (4 раза).
2. Движения начинаются от спинки носа к ушным раковинам (4 раза).
3. Движения начинаются от крыльев носа к подбородку (4 раза).
4. Производятся волнообразные движения от подбородка к вискам (4 раза).
5. Движения от основания носа вокруг глаза и обратно (4 раза).

Логопед: А теперь мы с вами потеплее оденемся (дети встают со стульчиков):

Валенки, валенки, («надевают» на 1 ногу, на 2)
Не велики – (развели руками)
Не маленьки.
А как раз по ноженькам
Для нашего Серёженьки. (массаж сверху вниз)

Логопед: Оделись? Пошли по тропинке:

Двигательное упражнение «Мы идём» с музыкальным сопровождением:

1. Мы идём, мы идём, дети маршируют
По дорожке мы идём.
Мы идём, мы идём,
Звонко песенку поём:
«Ля-ля-ля…»
2. По сугробам мы шагаем, шагают, высоко поднимая колени
Ноги выше поднимаем,
Всё равно вперёд идём,
Смело песенку поём:
«Тра-та-та…»
3. А теперь на лыжи встали, двигаются скользящим шагом
Очень быстро побежали,
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим:
«Ух!»

Логопед: Вот мы и пришли на полянку. Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Снегу-то намело! Скажите, что делает снег?
Ответы детей: Падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.
Логопед: Посмотрите на деревья. Как выглядят деревья зимой? Какие они?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Без снега – заснеженные
Без инея – заиндевевшие
Весёлые – грустные
Бодрые – сонные
Обыкновенные – сказочные
Тёплые – продрогшие

Логопед: На что похожи деревья зимой? Вспомните, с чем мы сравнивали деревья зимой?

Ответы детей: Укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; как сказочные цветы; похожи на невесту в белом платье; необычные, как шарик мороженого и т.д…)

Логопед: Замечательные слова! Давайте назовём народные приметы. Если иней на деревьях, то … (к морозу),

– Сильно блестят звёзды – к морозу
– Зима морозная – лето жаркое
– Дым столбом – к морозу
– Зима снежная – лето дождливое
– Воробьи дружно чирикают — к теплу
– Лед сильно трещит – будет мороз
– Если зимой вьюги – летом ненастье

Логопед:

Лёгкий зимний ветерок,
Кружит в воздухе снежок,
Долго этот снег вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом и на ладошку
Мне снежинку положил.

Снежинки – это письма зимы. Хотите их получить? Подставляйте ладошки, ловите письма – снежинки. Кто поймает больше, я или вы? Поймали? Держите её бережно, она такая нежная, воздушная, хрупкая.

Дыхательная гимнастика

Сдуем снежинку с одной ладошки, затем с другой ладошки. А снежинки легли на плечико, сдуем с одного плеча, с другого (вдох носом, длительный выдох через вытянутые трубочкой губы), (дети парами поворачиваются друг к другу и сдувают воображаемую снежинку)

Вокруг себя обернись
И в снежинку превратись.

Логопед: Представьте себя снежинками.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик». (Дети импровизируют под музыку).

Логопед: Снежинки летят влево, вправо, вперёд, назад, тихо опускаются на землю. Музыка плавная, нежная. Это звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс снежинок».
Логопед: У слова «снежинка» есть много «родственников». Давайте поиграем в игру «Добавь словечко». (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют родственное слово в рифму.)

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Словно в сказке, как во сне
Землю всю укутал . снег.
С неба все скользят пушинки
Серебристые . снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается . снежок.
Вот веселье для ребят
Все сильнее . снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в . снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился . снеговик.
Рядом снежная фигурка.
Это девочка . Снегурка.
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой . снегири.

Логопед: Посмотрите, какие красивые снегири сидят на ветках. Присмотритесь внимательно, какая птица лишняя? И почему?

Снегири, синицы, дятел, сороки, ласточка.

Дети: Ласточка. Синицы, снегири и дятел – зимующие птицы.
Логопед: Рассмотрим птиц и расскажем о них, какие они:
– у сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая
– у синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … желтогрудая
– у снегиря короткий хвост, поэтому его называют … короткохвостым
– у дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый
– у снегиря красная грудка, поэтому его называют … красногрудый
– у сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая

Логопед: Молодцы! Нелегко птицам в зимнюю стужу. Споём про снегирька.

Попевка:

Сел на ветку снегирёк (взмахи кистями рук)
Ф-ф-ф-ф
(коротко, активно выдыхают)
Снег посыпал, он промок
Ф-ф-ф-ф
(коротко, мягко выдыхают)
Ветерок, подуй слегка
Обсуши нам снегирька (качают руками над головой)
Ф——–ф
(продолжительный выдох)

Логопед: Чтобы не заблудиться в лесу, предлагаю разделиться на две команды – в одной девочки, в другой – мальчики. (Дети встают в 2 шеренги напротив друг друга).

Дидактическое игра «Составьте словосочетание»

Мальчики составляют словосочетание со словом зимняя, а девочки составляют словосочетание со словом зимнее:

Зимняя … (зимняя ночь, зимняя стужа, погода, одежда, сказка, песня)
Зимнее… (зимнее утро, солнце, настроение, предложение, небо, пальто)

Логопед: Отлично! Все молодцы! Ребята, за что вы любите зиму? Чем она вам нравится?
Дети: Строим крепости, лепим снежную бабу, играем в хоккей, в снежки.
Логопед: Вот и я вам предлагаю поиграть в снежки.

Песня «Игра в снежки»:

1. Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело.
Любим мы морозный день
Нам в снежки играть не лень.

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

2. Пусть зима морозит нас
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

(Высыпаем снежки, пока звучит музыка – дети играют).

Логопед: Предлагаю вам собрать все снежки.
– Пока снежки собирали, наверно руки замёрзли? Согреем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять ………………загибать пальчики на 1 руке,
начиная с большого
Будем пальцы согревать …………………загибать пальчики на 2 руке,
начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили……………. изображать как лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий………..показать руками круг
И совсем– совсем не сладкий……………..погрозить пальчиком.
Раз–подбросим,…………………………….подбросить воображаемый снежок
Два– поймаем,……………………………. поймать воображаемый снежок
Три– уроним………………………………..уронить воображаемый снежок
И…сломаем………………………………..хлопнуть в ладоши!

Логопед: Вот и согрели пальчики. Посмотрите, какая заснеженная избушка в лесу стоит. Кто в ней живёт? (Стучит). Нет ответа. Неужели нет никого!? Загляну в избушку.

Загадка про снеговика:

Он всегда стоит с метлой,
Но не хочет чистить снег.
Не могу понять я толком,
Кто же этот человек?
Почему ему морозы
И метели нипочём?
Почему весною слёзы
По нему бегут ручьём?

(Логопед выносит картину–фотографию 2 снеговиков: большого и маленького)

Упражнение «Большой и маленький»

Логопед: Какие чудесные снеговики тут живут, но такие разные! Чем отличаются снеговики?

Образец ответа: У большого снеговика три пуговицы, а у маленького две пуговички.
– У большого снеговика на голове красное ведро, а у маленького – зеленое ведерко.
– Чёрные глаза – коричневые глазки
– Длинный синий шарф – короткий красный шарфик
– Большая оранжевая морковка – маленькая красная морковочка
– Розовые рукавицы – красные рукавички и т.д.

Логопед: Оставим снеговикам на память рассказ о зимнем лесе (на плакате – предложения с пропущенными словами, вместо них – снежинки)

«Зимний лес»

Наступила * * * зима. Днём светит зим* * . На солнце снег блестит, * , * . Снежинки * * кружатся в воздухе. Деревья похожи * . На ветках сидят * снегири, * синицы и * дятел.

Логопед: Вы все сегодня были очень внимательные! Что- то загулялись мы в зимнем лесу, пора и домой возвращаться. Ребята, мы с вами на лыжах приехали в лес. А ещё на чём вы любите кататься зимой?

Дети: На санках.

Песня А.Филиппенко «Саночки»:

1. Сами саночки бегут
Стелется позёмка
И бубенчики поют
На морозе звонко.
Припев: Динь-динь, динь-ди-линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди-линь
Сани с бубенцами

2. Ветер весело гудит
Подгоняет санки
Остаются позади
Снежные полянки.
Припев: Динь-динь, динь -ди -линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди -линь
Сани с бубенцами.

(Дети встают парами и передвигаются по кругу легким бегом «на саночках»).

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!
Много было здесь чудес. Наступает вечер.
Нам пора идти домой в этот поздний час.
Детский сад родной ждёт давно уж нас.

Логопед: Ну вот, наконец-то мы приехали в детский сад. Устали? (ответы детей). Посмотрите, ребята, какие я снежинки в лесу нашла!

(Показ ажурных бумажных снежинок).

Логопед: Все они разные и непохожи друг на друга, но удивительно красивы. Подберите слова-признаки, какие снежинки?
Ответы детей: Резные, ажурные, нежные, воздушные, лёгкие, красивые, узорчатые, необычные и т.д.
Логопед: На этом листе бумаги – наша аппликация (показ ватмана, на котором наклеено несколько изображений ёлочек). Давайте, дети, вокруг ёлочек наклеем ваши снежинки, и у нас получится великолепный зимний ковёр!

Коллективная аппликация

(Дети наклеивают снежинки на ватман с помощью двухстороннего скотча)

IV. Итог занятия

Логопед: Замечательный получился ковёр! (показ гостям). Вот и закончилось наше сказочное путешествие в зимний лес. Какое настроение у вас после нашего путешествия? Выберите картинку, соответствующую вашему настроению

(Выбор детей. Дети встают полукругом, лицом к гостям и демонстрируют бумажные смайлики).

Логопед: Я очень рада, что у вас после нашего путешествия такое отличное настроение! Спасибо за занятие! А сейчас пора прощаться с гостями.

Формы работы над лексической темой ‘Зима’ с детьми с ОНР в средней группе

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР.

Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:

Скачать конспект
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе
Предварительная работа: прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения « Снеговик» и пальчиковой гимнастики. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди « Времена года. Зима».
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, конверты со схемами предложений.
1. Организационный момент
Звучит музыка Вивальди « Времена года», прослушивание отрывка из произведения.
Логопед: Ребята вы прослушали музыкальное произведение, на какое время года оно похоже?
Дети: Оно похоже на зиму.
Логопед: Правильно это зима к нам пришла.

2. Беседа о времени года
– Как мы узнаем, что к нам пришла зима?
Дети:
• На улице сильный мороз.
• На улице выпал белый пушистый снег.
• С крыш домов свисают сосульки
• На улице метет сильная метель.
• Ночь длиннее, а день короче.
• Солнышко светит, но не греет.
• На дороге гололед.
• На дороге поземка.
3. Основная часть
Логопед: Снеговик принес письмо, а что там мы сейчас узнаем.
. Загадки
*Художник невидимка
По городу идет
Всем щеки нарумянит
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал
Сверкающие листья
(мороз)
* Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала
(снежинка)
* Что за нелепый человек
Пробрался в 21век
Морковка – нос в руке метла
Боится солнца и тепла.
(снеговик)
* Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
На солнце её припечет
Заплачет она и умрет
(сосулька)
* Мчусь как пуля я в перед,
Лишь потрескивает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня?
(коньки) .
*Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закрутила замела –
Стала улица бела
(метель)
*Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы
(санки)
4. Упражнение “Снежинки”
– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
5. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений.
– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.
Дети:
• Дети катаются с горки на санках.
• Дети катаются на коньках.
• Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.
• Дети играют в снежки.
• Дети лепят снеговика и снежную бабу.
• Дети строят снежную крепость.
• Дети убирают снег.
• Дети подкармливают птиц зимой.
• Дети играют в хоккей.
6. Дидактическая игра “Подбери слова”
– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
7. Игра “Назови ласково” с мячом
– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки
8. Упражнение “Что изменилось?”
Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.
– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
9. Физкультминутка «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка
Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика.
Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

10. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.
9. Упражнение “Где это бывает?”
– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на.
– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где стоят санки?
– Где слепили снеговика?
11. Упражнение “Закончи предложение”
– Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
12. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)
Логопед убирает картинки.
– Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
– А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
– Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
13. Итог занятия
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что понравилось?
Оценка детей.

Читайте также:  Перспективное планирование при ОНР (3-4 года)
Ссылка на основную публикацию