Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

Занятия для развития памяти детей с ЗПР

В последнее время специалисты активно изучают особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Связано это в первую очередь с тем, что ребят с подобными задержками развития появляется все больше и больше, между тем далеко не все педагоги и родители действительно понимают, как правильно их воспитывать и на чем должна быть построена коррекционная программа по их обучению.

Дети с задержкой психического развития, несмотря на некоторые особенности памяти и мышления, так же как и здоровые ребята, способны приобрести социальный опыт, умеют чувствовать и сопереживать.

Чтобы такие ребята развивались, необходимо создать им комфортные для этого условия, обязательно учитывающие их особенности. Да, такие малыши будут неспособны вести образ жизни, привычный для большинства людей, но при должном воспитании и правильной коррекционной программе они смогут жить в обществе, радоваться каждому новому дню, получать удовольствие от собственных достижений.

На чем строится коррекционная программа?

Основная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста — игра. У ребят с диагнозом «задержка психического развития» эта деятельность может развиваться не в полном объеме, а в особенно тяжелых случаях не развиваться совсем. Задача воспитателей и педагогов — создать необходимые условия для формирования такой деятельности с обучением детей с ЗПР игровым действиям.

Правильная программа на основе игровой деятельности поможет дошкольникам и младшим школьникам преодолеть, сгладить или компенсировать дефекты психического развития.

Программа разрабатывается с учетом индивидуальности ученика и степени сложности нарушения психического развития. Очень важно, учитывая особенности малыша, подбирать наиболее подходящие формы педагогического взаимодействия.

Ступень и тип нарушения психического развития скажутся на дальнейшей деятельности ребят во взрослой жизни. Так, например, дети с легкой степенью нарушения развития смогут занимать высокооплачиваемые должности, другие же, с более яркими проявлениями отклонений, смогут зарабатывать только неквалифицированным трудом.

Память и ее процессы

Чтобы понимать особенности памяти у детей с диагнозом «задержка психического развития», нелишним будет знать ее структуру и основные процессы. Итак, память может быть:

  • образной;
  • словесно-логической;
  • эмоциональной;
  • двигательной.

Что касается процессов памяти, то их всего три. Речь идет о запоминании, сохранении информации и образов и их воспроизведении.

Запоминание представляет собой определенную деятельность, которая сосредоточена на закреплении новых данных в памяти с помощью ассоциаций и связей ее с имеющимися знаниями. Под сохранением понимают процесс, во время которого ранее усвоенная информация приобретает актуальность. И, наконец, воспроизведение — это извлечение уже усвоенной информации.

У дошкольников наиболее развитой считается зрительная память, характеризующаяся сохранением ярких зрительных образов. Произвольная память начинает проявляться у детей начиная со школьного возраста, когда они делают усилия для того, чтобы запомнить новую информацию.

В дошкольном возрасте память развивается особенно интенсивно, и это нужно учитывать, планируя работу с детьми с ЗПР. Важно постараться ускорить развитие памяти именно в этом возрасте, учитывая их особенности и используя сопутствующие позитивной динамике факторы.

Непроизвольная память у детей с задержками развития

У школьников с задержкой психического развития отмечают особенности как произвольной, так и непроизвольной памяти, причем и долговременной, и кратковременной.

Одни из основных особенностей — это недостаточный объем и слабое запоминание. Именно эти особенности отражаются на способности детей с ЗПР запоминать материал, причем как словесный, так и наглядный, что, в свою очередь, влечет за собой снижение успеваемости в школе.

Главная причина сбоев в развитии непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — это дефицит познавательной активности. Таким ребятам сложно запоминать учебный материал, для понимания и усвоения им требуется время, значительно превышающее время, необходимое для этого здоровым одноклассникам.

Дети с ЗПР чаще всего не прилагают усилий, пытаясь припомнить информацию, не прибегают к дополнительным приемам. Именно поэтому в задачу взрослых входит наладить процесс познавательной деятельности таких ребят всеми возможными способами, в том числе и с помощью усиленной мотивации.

Непроизвольная память активно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Тем не менее нужно понимать, что у младших школьников доминирующим является именно произвольный вид памяти. Дети с ЗПР, имеющие проблемы с произвольным запоминанием, не могут полноценно осваивать учебный материал, и это большая проблема.

Таким ребятам сложно освоить прием заучивания с помощью выделения главных слов, группировки информации, проведения смысловых связей или составления простого плана. Если такие дети и пробуют запоминать, то делают это исключительно механически в отличие от здоровых ребят, практикующих произвольное опосредованное запоминание.

Как наладить процесс запоминания у детей с ЗПР?

Чтобы запоминание носило продуктивный характер, оно должно быть целенаправленным. Дети с ЗПР в процессе обучения часто теряют внимание, что негативным образом отражается на качестве их запоминания. Дело также и в том, что ребята, психическое развитие которых протекает со сбоями, неспособны контролировать процесс заучивания и разделять не воспроизведенную и воспроизведенную информацию.

Педагоги могут помочь таким ребятам научиться запоминать важную информацию, используя правильную форму представления материала. Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более эффективными являются наглядные пособия.

Когда речь идет о детях с ЗПР, то по мере их взросления словесно-логический тип памяти будет продолжать оставаться менее развитым, чем наглядный. Понимая это, родители и некоторые педагоги стараются акцентировать внимание на запоминании именно таким способом. Это неправильно, так как таким образом взрослые не помогают детям с ЗПР, а тормозят развитие у них других видов памяти, которые будут играть важное значение в их будущей жизни.

Произвольная память во многом зависит от желания ребенка быть активным во время воспроизведения информации. Школьники с задержкой психического развития, как правило, имеют свои особенности поведения. Некоторые из них импульсивные и очень активные, тогда как другие проявляют себя медлительными и вялыми.

В первом случае ребятам будет проще добиться продуктивности памяти, чем во втором, так как эти особенности повлияют на тип воспроизведения усвоенного материала.

Педагоги должны способствовать тому, чтобы ребенок хотел и мог воспроизводить как можно больше информации, поощряя его начинания, даже если не все у него получается успешно.

Нужно помнить о том, что дети с ЗПР плохо запоминают связный текст, цифры и даже картинки. Педагоги должны ответственно относиться к подбору материала для тренировки памяти детей, останавливая выбор на тех вариантах, которые будут действительно интересны и доступны школьникам с задержкой психического развития. Тем не менее даже такой материал дети будут усваивать недостаточно точно и не в полном объеме, по крайней мере на начальном этапе обучения.

Педагогические условия для учителя

Чтобы добиться высоких результатов, педагогу необходимо:

  1. Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР.
  2. Делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят.
  3. Подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.

Кроме того, преподавателю нужно быть готовым, что дети, у которых диагностирована задержка психического развития, имеют определенные особенности поведения. Как уже было отмечено выше, такие ребята могут вести себя слишком активно со вспышками раздражения и даже агрессии, провоцировать конфликты с одноклассниками.

Также дети с ЗПР могут следовать прямо противоположной лини поведения, показывая себя скованными, заторможенными, несмелыми. В обоих случаях ребятам потребуется помощь взрослых для адаптации в коллективе и последующей нормальной работы в процессе обучения.
Очень важно, чтобы учитель, который работает с детьми с ЗПР, понимал их возможности и оказывал помощь и поддержку в индивидуальном порядке каждому ребенку. Такие ребята способны адекватно оценивать помощь, двигаясь в нужном направлении.

В целом можно отметить, что ребята с ЗПР при условии правильно выстроенной коррекционной работы имеют высокие шансы наладить развитие памяти всех типов, таким образом максимально сократив отставание от сверстников.

Ниже рассмотрим упражнения и игры, с помощью которых можно стимулировать развитие всех видов памяти у детей с ЗПР как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Упражнение «Лесенка слов»

Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов за учителем с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:

«Кошка.

Кошка. Молоко. Мышка.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»

Таким образом можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку.

Упражнение «Что в корзинке?»

Это упражнение позволяет развивать у детей с задержкой психического развития произвольную память. Эта игра является вариацией первого варианта и отличается формулировкой. Так же как и в предыдущем случае, принимать участие могут несколько человек.

Суть сводится к следующему. Воспитатель говорит о том, что «лежит в корзине», и предлагает ребятам «дополнить» ее содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.

Например:

«У меня в корзинке персики…»

«У меня в корзинке персики и абрикосы…»

«У меня в корзинке персики, абрикосы и груши…» и так далее.

Во время этой игры дети не только развивают память, но и учатся фантазировать, представляя себе, что уже лежит в корзинке и что бы они хотели туда положить.

Игра «Фотообъектив»

А эта игра, в процессе которой ребенку будет предложено вообразить себя фотообъективом, будет особенно активно развивать кратковременную память. Суть игры достаточно проста. Ребенку предлагают несколько секунд посмотреть на что-либо (предмет, объект, человека), мысленно сфотографировав это, после чего описать все детали, которые удалось запомнить. Разнообразить игру можно, предлагая ребенку запоминать расположение игрушек или предметов, меняя их местами или удаляя один из предметов.

Игра «Отыщи картинку»

Эта игра позволяет стимулировать развитие произвольной образной памяти. Для занятий педагог должен будет подготовить картинки разного содержания, предлагая детям находить картинки с изображением чего-то определенного, например машины, леса или дома.

Упражнение «Учимся запоминать рассказ»

В процессе выполнения этого упражнения можно будет наладить развитие словесно-логической памяти. Педагог должен объяснить детям с задержкой психического развития, что их память нуждается в тренировках. Чем больше времени они будут уделять тренировкам, тем лучше будет становиться их память.

Тренировать ее можно с помощью целенаправленного запоминания стихов, сказок, песен и даже рассказов. Начинать запоминать можно всем вместе, заучивая короткий рассказ, зачитанный воспитателем.

Со временем рассказ можно дополнять деталями, таким образом стимулируя развитие памяти.

Игра для развития зрительной памяти

Отличное упражнение в игровой форме, стимулирующее развитие зрительной памяти, а также моторики рук, внимания и усидчивости. Суть игры сводится к следующему. Учитель рисует что-то на бумаге, после чего дает детям время запомнить рисунок. Спустя отведенное время рисунок прячется, и дети должны зарисовать его так, как смогли запомнить.

Также способствует развитию зрительной памяти игра с помощью карточек, на которых изображены геометрические фигуры. Каждую карточку показывают ребенку в течение 10 секунд, после чего просят его нарисовать на бумаге изображенные на карточке фигуры в правильной последовательности.

Игра «Азбука»

Играя в эту «Азбуку» с детьми, отстающими в психическом развитии, можно ускорить развитие словесно-логической памяти, а также научить детей концентрировать и правильно распределять внимание.

Проводить занятие нужно с несколькими детьми, которые рассаживаются по кругу. Между ребятами выкладывают карточки с буквами алфавита. Играть нужно со школьниками, которые уже знают буквы и умеют читать и писать. В процессе игры педагог называет слово. Задача детей – «прохлопать» его, используя буквы, расположенные возле них. Кто допускает ошибку, тот становится ведущим.

Игра «Пишущая машинка»

В процессе этой игры можно наладить развитие словесно-логической памяти у детей с ЗПР, а также повысить уровень их внимания и концентрации. Ребятам предлагают «напечатать» на воображаемой машинке куплет любого известного им стихотворения. Каждый ребенок называет по букве из слова. В конце слова все дети должны подняться, а желая «изобразить» запятую – хлопнуть в ладоши. Каждый, кто ошибается, покидает игру.

Игра «Кто найдет больше ошибок?»

Упражнение помогает развивать долговременную память, а также стимулирует развитие внимания и концентрации. Детям предлагают прослушать текст, акцентируя их внимание на деталях. После этого раздают листы бумаги и ручки, читают текст повторно, намеренно изменяя детали и предлагают отметить неточности. Кто найдет больше неточностей, тот выходит из игры победителем.

Все перечисленные выше игры и упражнения должны быть понятны детям и усложняться постепенно. Если у ребят с ЗПР возникнут сложности с их выполнением, необходимо будет терпеливо объяснить задание и помочь в выполнении. Очень важна похвала взрослого. Адекватная оценка выполненного помогает воспитывать в детях чувство уверенности в собственных силах и мотивирует их для дальнейших занятий.

Каждое задание должно быть разработано для достижения одной цели. Начинать работать над следующим можно только после того, как ребята справятся с предыдущим. Кроме того, перед тем как приступать к выполнению задания, ученик должен проговорить вслух, что он будет делать и для чего.

Полезные советы учителям

Как уже было отмечено выше, для того чтобы добиться позитивного эффекта, необходимо правильно спланировать работу с детьми с ЗПР. Ниже выделены основные моменты.

  1. Начинать работать с детьми нужно с самого раннего возраста.
  2. Ребенок должен получать удовольствие от занятия, не раздражаясь при выполнении задач.
  3. Планируя коррекционную работу с детьми, нужно учитывать их личностные особенности и основные навыки.
  4. Начинать стоит с использования наглядного материала, который детьми с ЗПР воспринимается легче.
  5. Каждая новая информация должна быть основана на ранее известном материале: это поможет ее закреплению.
  6. Запоминание во многом зависит от активности умственной работы, поэтому важно поспособствовать тому, чтобы ученик содержательно поработал над выполнением задачи.
  7. Дети с ЗПР лучше усваивают и запоминают материал, который вызывает у них положительные эмоции, поэтому нужно делать акцент именно на позитиве.
  8. Лучше всего запоминается информация, которая была подана в начале и в конце занятия. Именно поэтому начинать и заканчивать урок с детьми нужно, акцентируя их внимание на важных моментах.
  9. Заниматься лучше в первой половине дня, когда детская память наиболее готова к работе.
  10. Чтобы повысить уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР, необходимо сконцентрировать их на выполнении задания, не допуская отвлекания, поясняя инструкции.

Отличный результат дают задания, которые дети с ЗПР выполняют вместе со взрослыми. В этом случае ребята стараются не отставать от старших, используют их действия в качестве наглядного примера.

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся школ 8 вида

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

На протяжении длительного времени ученых привлекали процессы памяти и её свойства. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие. Мы столкнулись с тем, что у учёных, занимающихся изучением проблемы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти.

По В. В. Захарову слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течении возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание.

В психологической науке накоплено огромное количество материалов по влиянию различных индивидуальных особенностей, окружающего мира на формирование слухоречевой памяти. Проблемой изучения особенностей слухоречевой памяти школьников с задержкой психического развития занимались ученые Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, Т. А. Власова, В. Л. Подобед , М. С. Певзнер.

Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на специфические особенности памяти детей с ЗПР: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, нарушение механической памяти.

Необходимо отметить, что слухоречевая память детей с задержкой психического развития формируется в процессе деятельности так же, как и у нормальных школьников. Но процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности.

На современном этапе развития младшего школьного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов школьных учреждений.

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.

Итак, развитая слуховая память – сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать при любых жизненных обстоятельствах.

В связи с этим нами было проведено исследование слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития.

В результате теоретического исследование мы рассмотрели понятие «слуховая память», «слухоречевую память» под которой понимаем образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленную на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. рассмотрели её особенности в младшем школьном возрасте развивающихся в норме и детей с задержкой психического развития.

Для этого мы изучили и проанализировали литературу по теме исследования, подобрали методики диагностики слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития, отобрали детей с ЗПР и нормально развивающихся детей для экспериментального исследования, провели их обследование. С целью изучения слухоречевой памяти у младших школьников нами были подобраны следующие методики: «10 слов» А. Р. Лурия, «Долговременная память» А. Р. Лурия, «Парные ассоциации «Запомни пару» Н. А. Киселевой.

На этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти младших школьников по методике «10 слов» А. Р. Лурия было выявлено, что разные категории детей справляются с запоминанием по разному. Почти все дети из коррекционного класса справились с инструкцией, только у двух девочек возникли трудности с пониманием инструкции и воспроизведением услышанного материала. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность дети с задержкой психического развития и детьми развивающихся в норме почти не отличаются друг от друга.

При анализе второй методики по исследованию долговременной памяти я пришла к следующим результатам: детям намного сложнее воспроизводить слова через несколько дней, уровень их запоминания ниже чем детям в норме.

Анализируя методику парные ассоциации «Запомни пару» с первого раза не все дети поняли инструкцию, но после повторного объяснения младшие школьники контрольной и экспериментальной групп показали хорошие результаты, почти не допуская ошибки.

В результате анализа полученных результатов исследования нам удалось выявить, что низкий объем кратковременной и оперативной слуховой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала. Значит, необходимо обучать детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить объем и время нахождения воспринятой информации в кратковременной и оперативной памяти и способствующих успешному переводу её в долговременную память.

Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с задержкой психического развития могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками), но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.

Подобранный пакет психодиагностических методик, направленный на изучение слухоречевой памяти детей с задержкой психического развития может быть использован в практической деятельности учителя-логопеда, социальных педагогов, психологов, учителей. Студенты могут использовать материал освещающий процессы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития при прохождении педагогической практики, на практических и лабораторных занятиях.

Итак, на этапе эксперимента нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с задержкой психического развития. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов младшие школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Таким образом, коррекцию развития слухоречевой памяти возможно осуществлять посредством игр и упражнений направленных на развитие слухоречевой памяти у детей с ЗПР.

При обучении детей с ЗПР особую роль играют педагогические приемы, повышающие заинтересованность и познавательную активность учащихся. Использование набора из трех психологических методик с учетом данных клинического обследования позволяет не только диагностировать задержку психического развития, но и объективно оценить ведущий фактор в структуре интеллектуального дефекта, что имеет практическое значение для выбора адекватных коррекционных мероприятий.

Особенности памяти у детей с ЗПР: диагностика и развитие

Одной из разновидностей нарушений познавательной деятельности является задержка психического развития, которую характеризует снижение восприятия, внимания и памяти. При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.

Особенности памяти ЗПР

У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.

Восприятие графической информации

Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.

Развитие памяти у детей с ЗПР

Различают 4 разновидности памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:

В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы.

Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.

В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР.

Зрительная память у детей с ЗПР

В большинстве случаев при диагнозе ЗПР дети очень сложно воспринимают звуковую информацию, они ее не запоминают и не могут воспользоваться. В таких случаях детей учат сопоставлять звуки и изображения. Вся информация, которую ребенку необходимо запомнить, и проговаривается, и демонстрируется в виде изображения.

Хорошо работают игры с пазлами, конструктором, пластилином, красками, палочками для счетов, магнитные азбуки. При этом многие задания должны развивать мелкую моторику рук.

Произвольная память у детей с ЗПР

Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.

Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.

Зрительная память у дошкольников с ЗПР

У дошкольников с ЗПР память занимает доминирующую роль в развитии, так как именно в возрасте 4-6 лет ребенок активно познает окружающий мир. Рекомендуется подключать в данный период изучение загадок, песенок, считалок, небольших стихотворений. Намного проще ребенку будет запоминать информацию в виде ярких и необычных изображений и схем.

У дошкольников память непроизвольная, так как происходит запоминание без конкретной цели.

Совет: помогают развивать зрительную память периодические изменения в интерьере детской комнаты.

Диагностика памяти детей с ЗПР

В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.

Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.

Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов — от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.

Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.

Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР

Цель: развивать кратковременную память.

Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.

«Пара»

Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.

Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 — 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое — нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе

«Ряд — 1»

Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.

«Ряд — 2»

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.

«Срок»

Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.

«Кто больше»?

Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.

Тесты для тренировки памяти

«Купи в магазине»

Для игры понадобится 10 — 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 — 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».

Развитие памяти у детей с ЗПР: отзывы

Отзывы взяты с сайтов: http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/460056965/,https://deti.mail.ru/forum/klubnyj_blok/klub_roditelej_osobyh_detej/detki_s_zpr_zprr_zpmr/

ПоложительныеОтрицательные
Чем больше будете проявлять заботы, любви, внимания своему ребенку, тем результаты занятий будут эффективнее – это проверено уже не раз. Все занятия проводятся на полном позитиве, никакого раздражения со стороны родителей не должно быть, и если уж что-то и не получается, поддержите своего кроху, не убивайте мотивацию. (Алина)Плохо, что основная часть работы все-таки перекладывается на родителей, точнее на мам. В нашем городе, например, нет ни единого центра, где бы могли оказать профессиональную помощь в коррекции поведенческих особенностей детей. (Лиля)
Мы свой первый стих выучили во втором классе, до этого было очень трудно даже с просьбами, доченька просто забывала, что ее просили буквально через минуту. Да, иногда просто руки опускались и хотелось все оставить как есть, но смотря на ее старания понимаешь, нет, все обязательно получится. Родители берите себя в руки и тренируйте своим деткам память, все реально, даже если случай очень тяжелый. (Ира)Сколько бы не тренировали память, наверное, не каждый случай подлежит коррекции, так как сколько бы мы не старались, даже счет до 10 освоить не можем, зато, как зовут всех родственников мы знаем (странный парадокс). И что главное, курсы коррекции проходим у специалистов.
Нам никак не поддавались падежи (обо всех в третьем лице), сказку помнила, что нравится, а вот героев назвать не могла, запоминались только небольшие фрагменты: как делают животные, цвета, цифры не более.

Мы начинали с тренировки кратковременной образной памяти, потом переходили на долговременную, слуховую и т.д. На каждый вид памяти мы тратили как минимум 3 месяца, прорабатывали каждое занятие и все в игровой форме, так как сидеть на одном месте и рисовать или рассматривать рисунки – это не для нас.

Даже на кухне со мной готовила и проговаривала ингредиенты отдельных блюд. Вот в этом году идем в школу и верю, что образовательный процесс нам будет теперь даваться легче. (Виталина)

Хорошо память развивается, если правильно организовать пространство в детской. Я часто развешивала плакаты, каждый день читала стихотворные сказки Корнея Чуковского (через год сын сам мне их рассказывал), пока был в садике, меняла в комнате что-то местами или убирала, а потом спрашивала, что изменилось – это вошло в привычку и внимание тренировалось активнее, так как он реально старался запомнить. У каждого свои методы. Ищите идеальный для вас, удачи. (Мира)
Нам уже 20 лет, с памятью все сложно, он помнит хорошо только ту информацию, которую освоил до 6 лет, все остальное просто вылетает из головы. Вот не знаю как, но нам получилось в дошкольный период заложить информацию в долговременную память. Так что девочки, тренируйте память своих деток до 6 лет активнее. (Мария Ивановна)

Вывод

Развитие памяти у дошкольников при ЗПР – это комплекс упражнений, направленных на развитие способностей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке и направлены на развитие зрительной, слуховой, произвольной/непроизвольной, кратковременной и долговременной памяти. Развитие памяти – это одно из основных направлений коррекционных работ у детей с ЗПР.

Видео — развитие зрительной памяти ребенка

Особенности памяти у детей с ЗПР

Информационное сообщение. Нажмите кнопку редактирования чтобы изменить этот текст.

Память – важнейшая часть личности человека, ведь это своеобразный банк опыта, позволяющий лучше адаптироваться в мире, быстрее развиваться.

Недостаток памяти заметно тормозит развитие человека, не позволяет быстро ориентироваться в ситуации, снижает положительный результат познавательной деятельности. При ЗПР у детей проявляются особенности развития, обусловленные слабой памятью. У них ограничен объем запоминаемого материала, продолжительность хранения информации.

Особенности

Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали.

Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации. Так как освоить весь объём они не могут, то и понять, проанализировать и воспроизвести какие-либо действия на основе полученных знаний, так же для них невозможно. Эта особенность памяти особенно ярко проявляется у дошкольников с ЗПР, когда им приходится развивать базовые необходимые для жизни навыки.

У подростков с ЗПР часто выявляется еще одна особенность памяти.

Дети могут заучить материал, но сделать это механически, абсолютно не понимая, что именно они зазубрили.

В таком случае они способны воспроизвести заученное.

Но понять его, встроить в свою картину мира, проанализировать, и на основе этой информации сделать вывод или выполнить действие – не способны.

Особенно сложно запомнить словесный поток. Ребята даже не прилагают никаких осознанных усилий для этого. А графически выраженная информация, усваивается лучше.

Развитие памяти у детей с ЗПР

Заниматься развитием памяти у детей с ЗПР необходимо с уровня дошкольников, когда уже проявились ее особенности. При правильно подобранных техниках есть достаточно большой шанс компенсировать диагноз. Ребенок к подростковому возрасту если не избавится от проблемы совсем, то значительно ее уменьшит.

Выделяют 3 последовательных процесса работы памяти в мозге:

  • Запоминание, дающееся наиболее сложно особым детям.
  • Сохранение, доступное ребятам с диагнозом едва ли на 25% по сравнению с здоровыми.
  • Воспроизведение, полностью зависящее от активной работы с предыдущими двумя процессами.

При этом способов запоминать существует больше. Так как мозг человека устроен достаточно сложно и на протяжении многих поколений подстраивался под различные типы получаемой информации, то на данный момент выделяют 4 типа памяти:

  1. Эмоциональая.
  2. Словесно-логическая.
  3. Двигательная.
  4. Образная.

У людей, каждый из типов наиболее активно работает в разном возрасте.

В раннем детстве наиболее важную роль играет зрительная, так как малыш большее внимание обращает на яркие образы и картинки.

Позже, к началу обучения в школе, верх берет произвольный (словесно-логический) тип. Потому что возникает необходимость быстро изучать большое количество материала.

Начинать выполнять упражнения на развитие памяти детишкам с диагнозом ЗПР необходимо с максимального раннего возраста. Идеальным для реабилитации временем считается с 3 лет.

Работа должна проводиться систематически и правильно, с учетом особенностей конкретного больного.

Зрительный тип

Запоминание картинок и образов у детей с диагнозом ЗПР происходит лучше, чем звуковое. Поэтому для развития этой способности проводятся занятия, на которых учат воспринимать одновременно звук и образ. Проговаривают какое-либо понятие и одновременно показывают его на картинке.

Хорошо развивается эта функция при играх и занятиях с мелкими предметами, иллюстрирующими получаемую информацию:

  • пазлами;
  • красками;
  • счетными палочками;
  • карточками с картинками;
  • пластилином;
  • конструктором.

При этом так же развивается мелкая моторика рук.

Произвольный тип

Произвольная память развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у детей с ЗПР этот процесс может идти медленнее сверстников. Временные рамки обусловлены тем, что ребенку впервые становится необходимо запоминать сразу большой объем разнообразной информации, получаемых через слух и зрение. Наиболее важную роль при развитии этого типа играет умение концентрироваться на задаче, сохранять внимание.

Большинство специалистов сходятся во мнении: для того, чтобы у ребенка с диагнозом возникло меньше проблем в этом возрасте, необходимо как можно раньше начинать развивать речь и умение концентрироваться на какой-либо задаче, доводить дело до конца.

Диагностика памяти у детей с ЗПР

При проведении диагностики работоспособности памяти у детей с ЗПР и определения необходимых упражнении для развития, проводят специально разработанные тесты. Они призваны показать, на какой стадии развития находится функция мозга.

Тест «10 слов» помогает проверить активность слуховой памяти. Малышу чутко называется последовательность из 10 случайных, не связанных между собой слов. Затем пациента просят их повторить, желательно в правильно последовательности. Если после того, как ребенок услышит цепочку впервые, он сможет повторить половину, его признают нормальным. Это среднестатистический результат для людей без отклонений.

Определить состояние образной памяти сложнее. Для этого испытуемому на 30 секунд показывают карточку с 12 окошками, в которых схематично изображены простые образы. А затем просят на такой же, но пустой карточке, схематично повторить рисунки и их расположение. Если с первого раза испытуемый правильно вспоминает и располагает 8 и более картинок, то считается, что способность запоминать образы у него на нормальном уровне.

Тест по методике Векслера помогает определиться с уровнем зрительной памяти. Для этого ребенку в течение 10 секунд поочередно показывается 4 картинки с различными геометрическими фигурами. Затем предлагается их зарисовать на чистом листе бумаги. Получившийся результат оценивается по 14 балльной шкале. Средние и выше средних показатели говорят о том, что оцениваемая функция находится в пределах нормы. И в коррекции не нуждается.

Коррекционно-развивающая программа по развитию памяти младших школьников с ЗПР

В настоящее время все активнее идет поиск обновления содержание образования вообще и в частности с целью повышения, как обучения, так и развития младших школьников с задержкой психического развития.

Поэтому большую роль во всестороннем развитии школьников играет развитие памяти.

Это связанно с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания.

У всех школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания.

Исследования показали, что отклонения от норм у детей данной категории имеют различные формы и индивидуальные проявления.

Данная программа позволит улучшить работоспособность и повысить уровень познавательной активности, мотивацию к учебной деятельности. Учащиеся смогут быстрее принимать и перерабатывать нужную им информацию.

Проводя диагностику, мониторинги и тесты, выяснила, что у учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а так же неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Что значит хорошая память учащегося ?

Это такая память, которая обеспечивает “ скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала”.

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.

По своей природе память разнообразна – произвольная и непроизвольная, образная, словесно – логическая, кратковременная, долговременная, оперативная и смысловая.

Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.

У учащихся с задержкой психического развития наблюдаются нарушения всех видов памяти, поэтому коррекционная работа в этом направлении очень актуальна.

Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.

У детей с задержкой психического развития в основном память непроизвольная, наглядно – образная, кратковременная. Поэтому учащиеся овладевают учебным материалом с гораздо меньшим успехом.

С помощью тестов выяснила, как развита память у учащихся:

  1. Объем смысловой памяти (пересказ текста по объему, по качеству и на время).
  2. Объем непосредственной памяти (ряды случайных цифр) Методика Джекобсона.
  3. Зрительная память (воспроизвести слова, записанные в столбик)
  4. Слуховая память (методика 10 слов)
  5. Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия.

Работа в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и плохого запоминания.

  1. Ослабленное здоровье учащихся.
  2. Низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого развития (ОНР 3 уровень, ограничение коммуникативных отношений и познавательных возможностей).
  3. Недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.

Основные направления в работе

  1. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
    Цель: коррекционно-развивающая работа по представлению о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.
  2. Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
    Цель: обучение плавному чтению, ускоренному письму.
  3. Оказание систематической индивидуальной помощи учащимся по предметам.
    Цель: индивидуальные коррекционные занятия, тренинги, игры.
  4. Работа с воспитателями.
    Цель: преемственность в работе.

  • Теоретический (изучение памяти, как психического процесса, особенностей различных видов памяти у учащихся с задержкой психического развития, теоретического вопроса о развитии памяти, методической литературы, медицинских заключений, личных дел).
  • Диагностический (диагностика видов памяти, влияние характера и причин нарушения памяти).
  • Коррекционный (разработка коррекционных игр, упражнений, тренингов и корректурных проб по различным видам памяти).
  • Аналитический (сравнительный анализ результатов диагностик, выявление причин невнимательности на уроках, реализация программы в содействии с психологом, логопедом и воспитателями).

Развитие приемов и видов памяти:

  1. Образная память
  2. Оперативная память
  3. Кратковременная память
  4. Долговременная память
  5. Словесно – логическая память
  1. Прием “схематизация”
  2. Прием “ составление плана”
  3. Прием “ повторение”
  4. Прием “ группировка”
  5. Прием “ смысловое соотнесение”
  1. Повышение познавательного интереса.
  2. Развитие навыков быстрого чтения.
  3. Обучение самоконтролю и планированию.
  1. Учет возрастных и индивидуальных возможностей.
  2. Учет объема и содержания материала.
  3. Систематичность знаний.
  4. Единство диагностик по приемам и видам памяти.

Приемы и виды памяти у учащихся с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития с нарушением видов памяти.

Программа действий по проблемной теме.

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Разработка тематического плана коррекции познавательной деятельности.
  3. Оказание индивидуальной помощи по предмету.
  4. Разработка занятий, тренингов и игр по коррекции памяти.
  5. Изучение мотивации учебной деятельности.
  6. Обучение учащихся приемам быстрого чтения.
  7. Включение регионального компонента в соответствие с предлагаемой программой.

Прогнозируемый педагогический результат

  1. Повысить уровень мыслительных операций.
  2. Снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках.
  3. Повысить технику чтения, ее осознанность, беглость, выразительность, правильность.
  4. Улучшить качество психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.
  5. Поднять на более высокий уровень словесно – логическую и произвольную память.

В своем классе все больше стала обращать внимание на то, что одному учебный материал дается легко, а другие справляются с ним частично или вообще не справляются.

Решила выяснить, как развита память у учащихся.

По проведенному мониторингу получила неутешительные результаты.

Считаю, что обратить внимание нужно больше на написание зрительных диктантов по методике Федоренко, ввести работу с деформированным текстом, письмо по памяти. Проводить индивидуальные и групповые занятия по развитию всех видов психических процессов.

На уроках математики память развивать через математические диктанты, числовые ряды с пропущенными цифрами, коррекционные игры.

Также неотъемлемой частью работы создавать вместе с ребятами консультативные группы взаимопомощи в учении, где более способные дети помогают не только друзьям, но и любому, кто не ленится.

В целом внедрение данной программы в учебной деятельности будет способствовать формированию и развитию детей потребности и мотивов к учебной деятельности, будет вести к созданию соответствующих образцов мышления, содействовать развитию творческой личности, повысит уровень самостоятельности, самоконтроля и самооценки.

Список литературы для учащихся с задержкой психического развития.

  1. Тихомирова Л. Ф. “Познавательные способности детей”.
  2. Степанова О. А. “Дидактические игры на уроке в начальной школе”.
  3. Андреев А. Н. “Учись быстро читать”.
  4. Рахновская И. В. “Вместе играем, учимся, переживаем”.
  5. Разумовская О. К. “Игры со словами в школе и дома”.

Список используемой литературы.

  1. Лайло В. В. “Развитие памяти и повышение грамотности”.
  2. Шамарина Е. В. “Обучение детей с З.П.Р.: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционноз-развивающего обучения”.
  3. Ефименкова Л. Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.
  4. Мамайчук И. И. “Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии”.
  5. Барташников А. А. “ Учись мыслить”.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


курсовая работа Изучение особенности зрительной памяти у детей с задержкой психического развития 5-6 лет
Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.01.2014. Год: 2013. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru:


ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра коррекционной педагогики

Изучение особенности зрительной памяти у детей с задержкой психического развития 5-6 лет

Курсовая работа
студентки заочного отделения
2 курса, группы С
Егоровой Наталии

Петровны

Научный руководитель:
Романова Татьяна
Владиславовна

Содержание:
Введение………………………………………………………… ………….. 3
Глава I Теоретические основы проблемы развития памяти.
1.1 Понятие «Память»: основные виды, характеристики…….. 5
1.2 Развитие памяти в онтогенезе………………………………. 20
1.3 Особенности развития памяти у детей с задержкой
психического развития……………………… ………………. 24
Глава II Изучение особенностей зрительной памяти детей с задержкой
психического развития 5-6 лет.
2.1 Цели, задачи, методики эксперимента……………. . 30
2.2 Анализ результатов исследовани я зрительной памяти детей с нормальным развитием и детей с задержкой психического развития 5-6 лет……………………………………………………………………… …… 32
Заключение…………………………………………………… ………. 36
Список литературы ………………………………………………. .. 37

Введение.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Эта тема наиболее актуальна, т. к. благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось [7].
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Проблемами памяти занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. Из отечественных психологов можно выделить следующих: Е.И. Лурия, Л. С. Выготский, Л.В. Занков, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, А.В. Петровский и др.
За рубежом исследованием внимания занимались следующие психологи: Э. Геринг, Т. Рибо, Э. Мейман, Д. Н. Узнадзе, К. Бюлер, Ж. Пиаже, Р. Семон и др.
Особенностями памяти у детей с нарушениями речи занимались следующие исследователи: А.Г.Литвак, В.П. Ермаков, Г.А.Якунин, Р.С. Немов и др.
Цель данной работы – изучение особенностей зрительной памяти у детей 5-6 лет с ЗПР.
Нами была выдвинута гипотеза: развитие зрительной памяти у детей с ЗПР 5-6 лет имеет некоторые отличия в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Задачи:
– изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования;
– выявит особенности зрительной памяти у детей 5-6 лет с ЗПР
Методы:
– анализ психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме;
– констатирующий эксперимент;
– качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования:
МДОУ «Речецветик» компенсирующего вида для детей с нарушениями речи №2 Г.Чебоксары, ДОУ «Радуга» посёлка Ибреси ЧР. В эксперименте участвовало 15 детей: 11 – с нормальным развитием, 4 – дети с ЗПР.

Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти.
1.1 Понятие «Память». Основные виды, характеристики.
Теории памяти.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, и, соответственно, свои теории памяти.
По данным из истории развития специальной психологии одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до сегодняшнего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в 17 веке, активно разрабатывалась в 18 и 19 веках, преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза.
Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории памяти, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из свей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определённую информацию. Тем не менее, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания его законов [16].
В конце 19 века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для неё исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле данной теории особенно подчёркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организация в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.
Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперёд заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.
Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации [10].
Примерно в это же время, т.е в начале20 века, возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. По этой теории смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определённых смысловых связей [16].
С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования начались оптимальные поиски путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для совершенствования языка программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привёл к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической теорией. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг – это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологическо й теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей в систему теоретических и практических действий, подчинённых решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средство запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др).
Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских учёных, в частности, П.Жане. он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, её прямая зависимость от практической деятельности человека [16]
З. М. Истомина отмечает, что у нас в стране эта концепция получила своё дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия[9].
Процессом, обеспечивающим повторение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлечённого умственного образа окружающего мира. Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую полную жизненную картину.
Психология, имея свой предмет и объект, наделённый памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. её механизмы, формы и виды, которыми обладает человек. Изучение памяти животных служит, как и любая другая информация о них, для углубления понимания памяти человека. В связи со сказанным, в психологии определение памяти приобретает следующую формулировку:
«Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания». Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. [Психология. Словарь, 1990].
Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней и внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении [8].

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.
А.Н.Леонтьев определяет воспроизведение как процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов – стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание) [16].
Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти [15].

Индивидуальные особенности памяти
Память у людей различается по многим параметрам: скорости, точности, длительности, прочности и объёму запоминания. Всё это, как утверждает В.Д. Шадриков [32], – количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти, так и функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, Выделяются следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике сталкиваются с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей всё же доминирующей выступает зрительная память.
А. Р. Лурия [19] описывает уникальный случай такой памяти. Он обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в большом объёме. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, костюм экспериментатора и другие мельчайшие подробности. Как выяснилось, механизм памяти Шершевского был основан на эйдетическом зрении, которое у него было хорошо развито. Эйдетическая память не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Она является упражняемой и бывает хорошо развита у художников.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность.
С.Л. Рубинштейн [22] утверждает, что процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит, припоминает. Запоминание также зависит т отношения личности к запоминаемому материалу. Так эмоционально насыщенное будет запоминаться лучше, чем эмоци
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию связной речи Домашние птицы
Ссылка на основную публикацию