Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
Развивающие занятия
Автор: Сафронова Кристина Владимировна
01.05.2020 18:00

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?

МБДОУ детский сад №5 «Жар Птица»

В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к увеличению количества детей, испытывающих проблемы в психическом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества трудностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обучения, так и в процессе обучения в школе.

Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического развития (сокр. ЗПР).

Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются от здоровых детей, поэтому родители порой даже не догадываются о проблеме, переоценивая возможности малыша и не понимая, каким должно быть воспитание в семье.

Первые же «ласточки» тревоги прилетают в семью, как правило, когда малыша отправляют в детский сад или в школу, где педагоги обращают внимание на его неспособность усваивать материал.

В это время нужно начинать работу с малышом по особой программе. Догнать сверстников ему будет тем сложнее, чем позже будет диагностирована ЗПР. Именно поэтому так важно своевременно обратить внимание на проблему и предпринять меры, корректируя процесс воспитания и развития малыша в семье.

Когда у ребенка диагностировали ЗПР, то в дошкольном учреждении для него должна быть составлена индивидуальная программа развития, учитывающая его возраст, индивидуальные особенности, психическое состояние и уровень развития. Основная задача такой программы — помочь каждому отдельному малышу с задержками развития в социальной адаптации и повысить его уровень успеваемости в будущем.

Правильно составленный маршрут работы для не совсем обычного ребенка поможет ему справиться с освоением самых важных навыков, позволит стать более организованным и приспособленным к повседневной жизни.

Индивидуальный маршрут развития детей с ЗПР включает в себя сопровождение трех видов.

Психологическое сопровождение направлено на корректировку поведенческой, эмоциональной и познавательной сфер дошкольника. Логопедическое сопровождение позволяет на ранних стадиях скорректировать или устранить дефекты речи ребенка. Педагогическое сопровождение позволяет обучить детей с ЗПР выполнению заданий и самостоятельному высказыванию.

Теперь, собственно, давайте перейдем к практике дошкольного учреждения и в частности, к работе воспитателя коррекционной группы. Основная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста — игра. У ребят с диагнозом «задержка психического развития» эта деятельность может развиваться не в полном объеме, а в особенно тяжелых случаях не развиваться совсем. Задача воспитателей и педагогов — создать необходимые условия для формирования такой деятельности с обучением детей с ЗПР игровым действиям. Но здесь появляются много препятствий, которые мешают такому ребенку полностью отдаться игре (занятию), которые он не может подчинить себе: невнимание, неспособность к запоминанию, неусидчивость, плохо развивающаяся моторики, дисфункции речи и многое другое. Все это комплексная работа педагогов и конечно де родителей. Сейчас мне бы хотелось остановиться на одном из «препятствий» — это память ребенка с ЗПР.

Чтобы понимать особенности памяти у детей с диагнозом «задержка психического развития», нелишним будет знать ее структуру и основные процессы. Итак, память может быть:

  • образной;
  • словесно-логической;
  • эмоциональной;
  • двигательной.

Что касается процессов памяти, то их всего три. Речь идет о запоминании, сохранении информации и образов и их воспроизведении.

Запоминание представляет собой определенную деятельность, которая сосредоточена на закреплении новых данных в памяти с помощью ассоциаций и связей ее с имеющимися знаниями. Под сохранением понимают процесс, во время которого ранее усвоенная информация приобретает актуальность. И, наконец, воспроизведение — это извлечение уже усвоенной информации.

У дошкольников наиболее развитой считается зрительная память, характеризующаяся сохранением ярких зрительных образов. Произвольная память начинает проявляться у детей начиная со школьного возраста, когда они делают усилия для того, чтобы запомнить новую информацию.

В дошкольном возрасте память развивается особенно интенсивно, и это нужно учитывать, планируя работу с детьми с ЗПР. Важно постараться ускорить развитие памяти именно в этом возрасте, учитывая их особенности и используя сопутствующие позитивной динамике факторы.

Чтобы запоминание носило продуктивный характер, оно должно быть целенаправленным. Дети с ЗПР в процессе обучения часто теряют внимание, что негативным образом отражается на качестве их запоминания. Дело также и в том, что ребята, психическое развитие которых протекает со сбоями, неспособны контролировать процесс заучивания и разделять не воспроизведенную и воспроизведенную информацию.

Педагоги могут помочь таким ребятам научиться запоминать важную информацию, используя правильную форму представления материала. Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более эффективными являются наглядные пособия.

Когда речь идет о детях с ЗПР, то по мере их взросления словесно-логический тип памяти будет продолжать оставаться менее развитым, чем наглядный. Понимая это, родители и некоторые педагоги стараются акцентировать внимание на запоминании именно таким способом. Это неправильно, так как таким образом взрослые не помогают детям с ЗПР, а тормозят развитие у них других видов памяти, которые будут играть важное значение в их будущей жизни.

Произвольная память во многом зависит от желания ребенка быть активным во время воспроизведения информации. Школьники с задержкой психического развития, как правило, имеют свои особенности поведения. Некоторые из них импульсивные и очень активные, тогда как другие проявляют себя медлительными и вялыми.

В первом случае ребятам будет проще добиться продуктивности памяти, чем во втором, так как эти особенности повлияют на тип воспроизведения усвоенного материала.

Педагогические условия для учителя

Чтобы добиться высоких результатов, педагогу необходимо:

  1. Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР.
  2. Делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят.
  3. Подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.

Кроме того, преподавателю нужно быть готовым, что дети, у которых диагностирована задержка психического развития, имеют определенные особенности поведения. Как уже было отмечено выше, такие ребята могут вести себя слишком активно со вспышками раздражения и даже агрессии, провоцировать конфликты с одноклассниками.

Также дети с ЗПР могут следовать прямо противоположной лини поведения, показывая себя скованными, заторможенными, несмелыми. В обоих случаях ребятам потребуется помощь взрослых для адаптации в коллективе и последующей нормальной работы в процессе обучения.

Очень важно, чтобы учитель, который работает с детьми с ЗПР, понимал их возможности и оказывал помощь и поддержку в индивидуальном порядке каждому ребенку. Такие ребята способны адекватно оценивать помощь, двигаясь в нужном направлении.

В целом можно отметить, что ребята с ЗПР при условии правильно выстроенной коррекционной работы имеют высокие шансы наладить развитие памяти всех типов, таким образом максимально сократив отставание от сверстников.

Ниже рассмотрим упражнения и игры, с помощью которых можно стимулировать развитие всех видов памяти у детей с ЗПР как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Упражнение «Лесенка слов»

Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов за учителем с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:

Кошка. Молоко. Мышка.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»

Таким образом можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку.

Упражнение «Что в корзинке?»

Это упражнение позволяет развивать у детей с задержкой психического развития произвольную память. Эта игра является вариацией первого варианта и отличается формулировкой. Так же как и в предыдущем случае, принимать участие могут несколько человек.

Суть сводится к следующему. Воспитатель говорит о том, что «лежит в корзине», и предлагает ребятам «дополнить» ее содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.

Например:

«У меня в корзинке персики…»

«У меня в корзинке персики и абрикосы…»

«У меня в корзинке персики, абрикосы и груши…» и так далее.

Во время этой игры дети не только развивают память, но и учатся фантазировать, представляя себе, что уже лежит в корзинке и что бы они хотели туда положить.

Игра «Фотообъектив»

А эта игра, в процессе которой ребенку будет предложено вообразить себя фотообъективом, будет особенно активно развивать кратковременную память. Суть игры достаточно проста. Ребенку предлагают несколько секунд посмотреть на что-либо (предмет, объект, человека), мысленно сфотографировав это, после чего описать все детали, которые удалось запомнить. Разнообразить игру можно, предлагая ребенку запоминать расположение игрушек или предметов, меняя их местами или удаляя один из предметов.

Игра «Отыщи картинку»

Эта игра позволяет стимулировать развитие произвольной образной памяти. Для занятий педагог должен будет подготовить картинки разного содержания, предлагая детям находить картинки с изображением чего-то определенного, например машины, леса или дома.

Упражнение «Учимся запоминать рассказ»

В процессе выполнения этого упражнения можно будет наладить развитие словесно-логической памяти. Педагог должен объяснить детям с задержкой психического развития, что их память нуждается в тренировках. Чем больше времени они будут уделять тренировкам, тем лучше будет становиться их память.

Тренировать ее можно с помощью целенаправленного запоминания стихов, сказок, песен и даже рассказов. Начинать запоминать можно всем вместе, заучивая короткий рассказ, зачитанный воспитателем.

Со временем рассказ можно дополнять деталями, таким образом стимулируя развитие памяти.

Игра для развития зрительной памяти

Отличное упражнение в игровой форме, стимулирующее развитие зрительной памяти, а также моторики рук, внимания и усидчивости. Суть игры сводится к следующему. Учитель рисует что-то на бумаге, после чего дает детям время запомнить рисунок. Спустя отведенное время рисунок прячется, и дети должны зарисовать его так, как смогли запомнить.

Также способствует развитию зрительной памяти игра с помощью карточек, на которых изображены геометрические фигуры. Каждую карточку показывают ребенку в течение 10 секунд, после чего просят его нарисовать на бумаге изображенные на карточке фигуры в правильной последовательности.

Игра «Кто найдет больше ошибок?»

Упражнение помогает развивать долговременную память, а также стимулирует развитие внимания и концентрации. Детям предлагают прослушать текст, акцентируя их внимание на деталях. После этого раздают листы бумаги и ручки, читают текст повторно, намеренно изменяя детали и предлагают отметить неточности. Кто найдет больше неточностей, тот выходит из игры победителем.

Все перечисленные выше игры и упражнения должны быть понятны детям и усложняться постепенно. Если у ребят с ЗПР возникнут сложности с их выполнением, необходимо будет терпеливо объяснить задание и помочь в выполнении. Очень важна похвала взрослого. Адекватная оценка выполненного помогает воспитывать в детях чувство уверенности в собственных силах и мотивирует их для дальнейших занятий.

Каждое задание должно быть разработано для достижения одной цели. Начинать работать над следующим можно только после того, как ребята справятся с предыдущим. Кроме того, перед тем как приступать к выполнению задания, ученик должен проговорить вслух, что он будет делать и для чего.

Полезные советы учителям

Как уже было отмечено выше, для того чтобы добиться позитивного эффекта, необходимо правильно спланировать работу с детьми с ЗПР. Ниже выделены основные моменты.

  1. Начинать работать с детьми нужно с самого раннего возраста.
  2. Ребенок должен получать удовольствие от занятия, не раздражаясь при выполнении задач.
  3. Планируя коррекционную работу с детьми, нужно учитывать их личностные особенности и основные навыки.
  4. Начинать стоит с использования наглядного материала, который детьми с ЗПР воспринимается легче.
  5. Каждая новая информация должна быть основана на ранее известном материале: это поможет ее закреплению.
  6. Запоминание во многом зависит от активности умственной работы, поэтому важно поспособствовать тому, чтобы ученик содержательно поработал над выполнением задачи.
  7. Дети с ЗПР лучше усваивают и запоминают материал, который вызывает у них положительные эмоции, поэтому нужно делать акцент именно на позитиве.
  8. Лучше всего запоминается информация, которая была подана в начале и в конце занятия. Именно поэтому начинать и заканчивать урок с детьми нужно, акцентируя их внимание на важных моментах.
  9. Заниматься лучше в первой половине дня, когда детская память наиболее готова к работе.
  10. Чтобы повысить уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР, необходимо сконцентрировать их на выполнении задания, не допуская отвлекания, поясняя инструкции.

Немаловажно при коррекционной работе создать «ситуацию успеха» для ребенка, т.е. учитывать возраст, актуальный уровень развития, условия проведения занятий, а также умение специалиста в каждом конкретном случае подбирать задания, адекватные возможностям ребёнка.

Практически любая методика может быть «упрощена» или «усложнена», если ребёнок не справляется, либо наоборот, легко справляется с предложенным вариантом. Понижать либо повышать степень сложности задания нужно до «уровня успешности» конкретного ребенка.

Подводя итог вышеизложенному хочется добавить изречение Л.Н. Толстого: «Если воспитатель имеет только любовь к делу, он будет хороший воспитатель. Если воспитатель имеет только любовь к детям, как отец, мать, — он будет лучше того воспитателя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к детям. Если воспитатель соединяет в себе любовь к делу и к детям он – совершенный воспитатель», на мой взгляд оно как никакое другое подходит к нашей работе.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

На протяжении длительного времени ученых привлекали процессы памяти и её свойства. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие. Мы столкнулись с тем, что у учёных, занимающихся изучением проблемы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти.

По В. В. Захарову слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течении возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание.

В психологической науке накоплено огромное количество материалов по влиянию различных индивидуальных особенностей, окружающего мира на формирование слухоречевой памяти. Проблемой изучения особенностей слухоречевой памяти школьников с задержкой психического развития занимались ученые Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, Т. А. Власова, В. Л. Подобед , М. С. Певзнер.

Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на специфические особенности памяти детей с ЗПР: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, нарушение механической памяти.

Необходимо отметить, что слухоречевая память детей с задержкой психического развития формируется в процессе деятельности так же, как и у нормальных школьников. Но процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности.

На современном этапе развития младшего школьного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов школьных учреждений.

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.

Итак, развитая слуховая память – сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать при любых жизненных обстоятельствах.

В связи с этим нами было проведено исследование слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития.

В результате теоретического исследование мы рассмотрели понятие «слуховая память», «слухоречевую память» под которой понимаем образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленную на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. рассмотрели её особенности в младшем школьном возрасте развивающихся в норме и детей с задержкой психического развития.

Для этого мы изучили и проанализировали литературу по теме исследования, подобрали методики диагностики слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития, отобрали детей с ЗПР и нормально развивающихся детей для экспериментального исследования, провели их обследование. С целью изучения слухоречевой памяти у младших школьников нами были подобраны следующие методики: «10 слов» А. Р. Лурия, «Долговременная память» А. Р. Лурия, «Парные ассоциации «Запомни пару» Н. А. Киселевой.

На этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти младших школьников по методике «10 слов» А. Р. Лурия было выявлено, что разные категории детей справляются с запоминанием по разному. Почти все дети из коррекционного класса справились с инструкцией, только у двух девочек возникли трудности с пониманием инструкции и воспроизведением услышанного материала. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность дети с задержкой психического развития и детьми развивающихся в норме почти не отличаются друг от друга.

При анализе второй методики по исследованию долговременной памяти я пришла к следующим результатам: детям намного сложнее воспроизводить слова через несколько дней, уровень их запоминания ниже чем детям в норме.

Анализируя методику парные ассоциации «Запомни пару» с первого раза не все дети поняли инструкцию, но после повторного объяснения младшие школьники контрольной и экспериментальной групп показали хорошие результаты, почти не допуская ошибки.

В результате анализа полученных результатов исследования нам удалось выявить, что низкий объем кратковременной и оперативной слуховой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала. Значит, необходимо обучать детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить объем и время нахождения воспринятой информации в кратковременной и оперативной памяти и способствующих успешному переводу её в долговременную память.

Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с задержкой психического развития могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками), но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.

Подобранный пакет психодиагностических методик, направленный на изучение слухоречевой памяти детей с задержкой психического развития может быть использован в практической деятельности учителя-логопеда, социальных педагогов, психологов, учителей. Студенты могут использовать материал освещающий процессы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития при прохождении педагогической практики, на практических и лабораторных занятиях.

Итак, на этапе эксперимента нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с задержкой психического развития. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов младшие школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Таким образом, коррекцию развития слухоречевой памяти возможно осуществлять посредством игр и упражнений направленных на развитие слухоречевой памяти у детей с ЗПР.

При обучении детей с ЗПР особую роль играют педагогические приемы, повышающие заинтересованность и познавательную активность учащихся. Использование набора из трех психологических методик с учетом данных клинического обследования позволяет не только диагностировать задержку психического развития, но и объективно оценить ведущий фактор в структуре интеллектуального дефекта, что имеет практическое значение для выбора адекватных коррекционных мероприятий.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Когда речь идет о детях с проблемами в развитии особую важность приобретает проблема развития памяти. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. У таких детей преобладает игровая деятельность. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.

Проблемой изучения особенностей памяти дошкольников с задержкой психического развития занимались ученые Т. А. Власова, Л.С. Выготский, М. С. Певзнер, В.И. Лубовский и другие психологи и педагоги.

Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

У детей с задержкой психического развития происходят те же новообразования памяти, что и у нормально развивающихся дошкольников, но с отставанием на два, три года. Так если у нормально развивающихся детей саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения к пяти, шести годам уже сформирована, то у детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процессов запоминания и в младшем школьном возрасте [1].

Так, в исследованиях Л.С. Выготского отмечено, что у детей с задержкой психического развития замедляется темп запоминания предложенной им новой информации, непрочное сохранение и неточное воспроизведение материала [2].

В своих работах Т.В. Егорова говорит о том, что у детей непроизвольная, механическая и непосредственная память преобладает над опосредованной, произвольной, логической [3].

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Но не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Не понимая поставленной перед ними задачи, дети с ЗПР не могут применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала), продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию [4].

На основе теоретического анализа научной теоретической литературы по проблеме нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 56 «Гусельки» города Тамбова. В исследование принимали участие 5 детей. Согласно протоколу городской психолого-медико-педагогической комиссии у всех детей стоял диагноз: задержка психического развития. Дети обучаются в старшей группе. Для изучения памяти у дошкольников с ЗПР был адаптирован комплекс методик. Целью исследования являлось изучение особенностей развития памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Методика «Пять картинок», направлена на исследование формирования образной памяти – узнавание предметных изображений, а также изучение словесной памяти – запоминание слов написанных на карточках.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что память у детей с ЗПР имеет свои особенности.

Рисунок 1. Результаты изучения особенностей развития образной памяти детей с ЗПР по методике «Пять картинок»

17% детей получили 1 балл по методике «Пять картинок».

33%детей получили 2 балла по методике «Пять картинок»;

50% детей получили 3 балла по методике «Пять картинок».

Таким образом, по методике «Пять картинок», мы выявили, что дети с ЗПР имеют особенности. Замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии не даёт детям с ЗПР менее точно и длительно хранить наглядный материал. У них возникают трудности словесного опосредования, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов. Кроме того, у таких детей происходит замедление процесса формирования понятий, резко искаженно произношение, ограничен запас слов.

Рисунок 2. Результаты изучения особенностей развития слуховой памяти детей с ЗПР по методике «10 слов»

14%получили 2 балла по методике «10 слов»;
43% получили 3 балла по методике «10 слов»;

43%% получили 4 балла по методике «10 слов».

Таким образом, по методике «10 слов», мы выяснили, что дети с ЗПР не очень хорошо запоминают слова на слух. Они часто называют слова синонимы, не замечая ошибок. Воспроизведение слов по порядку для них так же затруднительна.

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей. Обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти. Но зрительная память нарушена в меньшей степени.

Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что умение детей зрительно и на слух запоминать различного рода информацию, является одной из сторон успешного развития дошкольника.

Особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия развития других психических процессов. Своеобразие развития внимания, восприятия детей заметно влияет на деятельность их памяти. Их восприятие окружающего определяет и способы запоминания и воспроизведения ранее ими воспринятого.

Следовательно, еще с дошкольного, а лучше с раннего возраста необходимо начинать работу с детьми, которая обеспечивала бы развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, слухового восприятия, речи в деятельности. Все это будет способствовать развитию всех видов памяти.

Анализ структуры мнемической деятельности ребенка позволяет выделить ряд различных по сложности, назначению и уровню развития видов и форм памяти.

Среди них относится непроизвольная память. Она преобладает у дошкольников и в начале младшего школьного возраста и продолжает занимать важное место в более поздний период. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с задержкой психического развития, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти [4].

Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности.

В дошкольном и младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, как утверждает Калмыкова З.И., она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах онтогенеза. Тем не менее, по мере взросления ребенка на передний план все более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности [6].

Целенаправленность информации привносит в поведение ребенка новые черты. Он получает дополнительные возможности для регуляции своего поведения, в частности для смысловой организации мнемической деятельности. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение, т.к. учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти и детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного [4].

Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой психического развития в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.

Кратковременная память детей с задержкой психического развития характеризуется рядом своеобразных черт. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.

Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального. Оказалось, что форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.

Клинические и психолого-педагогические данные [6] свидетельствуют о том, что отклонения в развитии памяти является характерным признаком задержки психического развития. Причины нарушения памяти у детей с задержкой психического развития обусловлены как различными клиническими факторами (последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики), так и психолого-педагогическими факторами. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.

Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с задержкой развития обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающиеся у них недоразвитие процессов памяти. Сердцевиной коррекционных мероприятий, несомненно, является формирование у детей специальных приемов запоминания, т.е. развитие у них логической памяти. К другому важному направлению работы можно отнести обучение детей правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолеть свойственные им импульсивность и неумение сосредотачивать свое внимание.

Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Кустова Ирина Николаевна, Бажина Светлана Анатольевна, Коготкова Лариса Михайловна, учителя-логопеды, МАДОУ «Детский сад №175» г. Перми.
Проект предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В проекте описана коррекционная работа с дошкольниками с тяжелым нарушением речи по развитию связной речи.

Дата публикации: 11.08.2018

Проект: «Эффективные способы обучения связной речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС».

Паспорт проекта.

По типу: педагогический, творческий, групповой.

По характеру участия: учитель-логопед, дети с ОНР подготовительной группы, педагоги, родители.

По срокам реализации: долгосрочный, 2017-2018 учебный год.

По форме представления: информационный, практико-ориентированный.

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной и красивой речи, что является важным условием для дальнейшего успешного развития ребёнка, как личности.

Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада.

Кольцова М.М. отмечает: «Связная речь у детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи».

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реак­ций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторон­ний характер высказывания, произвольность, обусловленность со­держания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, раз­вернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, за­ранее задано и предварительно планируется.

В дошкольном детстве ребёнок,прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, которые используются в разговорной речи. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста, отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна и обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развития связной речи.

Исходя из результатов диагностики, проведённой в сентябре 2016г. Перед нами, как учителями-логопедами встала важная задача: полноценное овладение связной речью у детей с ОНР. Таким образом, необходимость проекта определяется ролью родного языка к подготовке к школьному обучению в становлении личности ребёнка. Каждый ребёнок в саду должен овладеть умением выразительно и последовательно излагать свои мысли. Из этого следует, что актуальность обусловлена в необходимости повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Сочетать средства и способы развития психических, речевых и творческих способностей у детей в процессе общения не только со сверстниками, но и с взрослыми в повседневной жизни.

Цель проекта: использование инновационных технологий, способствующих формированию и развитию связной речи у детей с ОНР через разные виды деятельности.

Гипотеза: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

1.Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной теме.

Изучить программные требования и рекомендации по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста («Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.)

2.Методически грамотно проводить занятия по развитию связной монологической речи.

3.Вызывать у детей чувство удовлетворения от процесса обучения.

4.Привлечь родителей к участию в образовательном процессе.

5.Расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте развития связной речи.

Основные принципы:

  • принцип гуманизма (умение педагога встать на позицию ребенка);
  • принцип дифференциации (заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);
  • принцип интеграции (реализуется в совокупности со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ)

Все принципы ориентированы на личность ребенка, создание условий для развития его индивидуальности, его внутреннего духовного мира, сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Содержание проекта.

1 этап. Поисково-подготовительный. (сентябрь)

Цель : Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей и педагогов к помощи логопедам в реализации проекта.

Мероприятия:

2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».

3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.

4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).

5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.

7.Круглый стол учителей-логопедов «Научим детей говорить красиво».

2 этап. Основной, формирующий. (октябрь-апрель).

Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.

Мероприятия :

1.Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.

2.Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

3.Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).

4.Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».

5.Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».

6.Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.

7.Консультации для родителей:

  • «Что дает ребенку чтение на ночь»
  • «Сказка в развитии речи детей»
  • «Развитие связной речи детей подготовительной группы»

8.Консультации для педагогов:

  • «Роль диалогического общения в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР»
  • «Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе и при ОНР»
  • «Методика обследования состояния связной речи у детей с ОНР»
  • «Общие основы формирования монологической речи у детей с ОНР»
  • «Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения»
  • «Как пальчиковые игры помогают развивать связную речь ребенка»
  • «Учите детей говорить правильно»
  • «Развитие связной речи ребёнка».
  • «Учим детей пересказывать».
  • «Словесно-дидактические игры и упражнения, как средства развития речи у дошкольников»

11.День открытых дверей для родителей «Ярмарка краткосрочных образовательных практик для речевого развития детей»

12.Конкурс совместных работ родителей и детей на тему:

«Моя любимая сказка». (Творческие рассказы о любимых сказках).

13.Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».

  • «Речевое общение детей»
  • «Природа развивает речь».

15.Семинар-практикум «Роль дидактических игр и упражнений по расширению словаря у детей»

16.Информационные листы для родителей:

  • «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
  • «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
  • «Учимся рассказывать»
  • «Памятка для грамотных родителей»
  • «Нас сказка учит говорить»
  • «Общаясь, развиваем речь»

17.Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Семья»

18. Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.

19. Внедрение «Программы по робототехнике в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» и КОП.

  • По формированию и развитию связной речи.

21.Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений: «День знаний», «Веселый светофорик», «Путешествие в осенний лес», «Мамин день», «Новый год», праздники, посвященные 23 Февраля и 8 Марта, «Масленица», «День защиты детей».

22. Презентация проекта «Развитие связной речи у детей с ОНР» на педагогическом совете.

3 этап. Заключительный, аналитический. (май)

Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы учителей-логопедов в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.

Мероприятия :

1.Диагностика и анализ результатов работы.

2.Показ итоговых логопедических занятий.

3.Отчёт о результативности проекта:

  • на родительских собраниях
  • на итоговом педагогическом совете.

4.Подготовка и проведение выпускного бала.

5.Индивидуальные консультации для родителей. «Итоговая диагностика. Перспективы на будущее».

В коррекционной работе мы используем опорные схемы для составления описательных и повествовательных рассказов. Изготовлен картотечный материал с опорными схемами по разным лексическим темам.

На занятиях мы используем опорные схемы для пересказов. Как правило, если ребенку сложно запомнить рассказ, то благодаря вот таким зарисованным картинкам – схемам, эффективность запоминания увеличивается в несколько раз, так как дети самостоятельно зарисовывают схему для пересказа.

Для занятий мы подбираем картинный материал для составления рассказов по сюжетным картинкам.

Существует несколько видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
  • Составление небольших рассказов- описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

Большой интерес у детей вызываетсоставление рассказов и сказок по сюжетным картинкам. Применяя данный материал, у детей развиваются навыки построения предложений, составления связного текста. Дети могут давать более выразительное описание событий, явлений.

Использование опорных картинок помогает ребёнку удержать в памяти основную мысль рассказа. Опорные картинки и схемы помогают в развитии навыка пересказа. На занятии по пересказу уточняется словарь детей, развивается внимание, память, мышление.

Составление рассказов по цепному принципу (по цепочке из схем). На занятиях мы обучаем детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети, воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте-изображение предмета, на втором другой предмет. С этими предметами необходимо составить предложение. Следующее предложение начинается с предмета, которым заканчивалось предыдущее предложение. И таким методом составляется весь рассказ. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за выстраиванием сюжетной линии.

Нами используется разнообразный материал для составления предложений и рассказов. Этот материал дает возможность детям зрительно запомнить схему и составить по ней предложение. Схемы по составлению предложений помогают детям правильно выдерживать структуру предложения. Дети учатся подбирать признаки и действия к предметам. Широко используем мнемосхемы по лексическим темам, которые позволяют детям составлять описательные рассказы.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи:

  • Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • Развитие обобщенных представлений о построении рассказа – описания предмета;
  • Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.

Мнемосхемы облегчают процесс запоминания информации. Они служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используем для обогащения словарного запаса, при наблюдении за окружающим миром, составлению небольших рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

В работе используем дидактические игры, которые помогают развивать связную речь детей.

Для развития диалога большую роль играет театральная деятельность. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития: для совершенствования диалогов и монологов , для освоения выразительности речи . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

В процессе работы используем картотеки по развитию связной речи.

Литературный материал для развития речи помогает нам использовать на логопедических занятиях инновационные методы и приемы. Использование современной литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию связной речи у детей.

Ожидаемые результаты работы по проекту.

— Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

— Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.

— Сохранение здоровья детей.

— Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.

— Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.

Инновационный проект «Формирование связной речи у детей с ОНР»

Ольга Кулакова
Инновационный проект «Формирование связной речи у детей с ОНР»

Актуальность проекта:

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается,

и тогда, чтобы справиться с этой проблемой,

необходима помощь специалистов.

Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать

и более глубокими речевыми нарушениями

Сложность различных речевых нарушений заключается в том,

что они ведут за собой и другие нарушения, в частности,

нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Некоторые дети с возрастом начинают осознавать

свой речевой дефект и стесняться его.

Страдающий нарушением речи ребенок может быть

повышено агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

В общении со сверстниками такие дети могут бояться

Они либо вообще стараются избегать общения,

либо вступают в конфликты.

В отношениях со взрослыми очень часто

проявляется сильная привязанность к кому-либо.

Обычно у таких детей неустойчивая самооценка,

они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы,

поэтому стараются избегать ситуаций,

в которых могут проявиться их реальные способности.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.

Им требуется помощь логопеда,

который работает над звуковой стороной

и общим развитием речи.

Работая в коллективе,

в тесной взаимосвязи с другими специалистами,

я поняла, что можно и нужно развивать

не только речь ребенка, а личность в целом.

Нужно готовить ребенка

к следующему звену в его жизни –

обучению в школе.

Поэтому я разработала и предлагаю проект по формированию связной речи у детей с ОНР.

Цель: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой я поставила следующие задачи: 1. Использовать инновационные технологии в коррекционно – логопедической работе по формирование связной речи у детей с ОНР. 2. Разработать основные направления по развитию связной речи дошкольников с ОНР в процессе занятий. 3. Создать предметно – развивающую среду по формированию и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 4. Разработать систему работы с родителями по развитию связной речи. 5. В ходе эксперимента проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение взаимопонимание людей.

Развитие связной речи у детей с ОНР

в логопедических группах – одна из главных задач коррекционного воздействия.

Е. И.Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию сознания детей, богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детейпроисходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит совершенствуется речь. Однако мыслительные языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает

Развитие связной речи у детейс ОНР встречает на пути ряд преград:

-действия окружающей среды не благоприятствует развитию речи;

-недостаточное общение со взрослыми также влияет на развитие связной речи; – дизонтогенетические факторы.

Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

В ходе прохождения лексической темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь.

В рамках проектая планирую свою работу по следующим пунктам:

-накопление словарного запаса;

-обучение детей с ОНР правильному построению предложения и его

интонационному оформлению;

-обучение самостоятельному рассказыванию

Работа по формированию связной речивключает в себя следующие этапы:

-составление рассказа по серии сюжетных картинок;

-составление рассказа по отдельной сюжетной картине;

-описание пейзажной картин-обучение описанию предметов;

На занятиях используются такие приемы :

– демонстрация наглядного материала,

– оценка речевой деятельности.

Проводя то или иное занятие, нахожу наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Методика применения различных приемов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности

Основное внимание уделяется определению уровня понимания обращенной речи детьми, их способность дифференцировать различные категории слов (существительные, глаголы, прилагательные,отработке простейших речевых операций: называние слов по вопросу, изменение начальной формы слова, согласование различных категорий слов и т. д

Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

формировать и развивать все компоненты речи;

•побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

•приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления,

•обогащать и расширять представления об окружающем мире;

Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из образовательной программы в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы.

Включая разные виды деятельности в занятия,

достигается высокая эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи

и стабильность полученных результатов.

Работа с родителями

Какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Моя задача помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в развитии связной речи.

Я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения родителей.

•мастер –класс: «Этому должны мы научиться»,

•семинар –практикум: «Роль сказки в развитии связной речи детей с ОНР»,

консультации: «Роль артикуляционной гимнастики для детей с общим недоразвитие речи», «Давайте будем играть, и развивать речь», «Роль родителей в системе коррекционно-развивающей работе», «Учите детей рассказывать»;

родительские собрания на тему: «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников», «На пороге школы».

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Умение общаться с взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка.

Я пришла к выводу, что разработанный мной проект в обучении дошкольников, имеющих нарушения речи, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО является эффективным и дал хорошие результаты в формировании и развитии всех компонентов речи у детей логопедической группы.

Формирование связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине Актуальность: Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только.

Формирование связной речи у детей игровыми методами … Чтобы научиться говорить, надо говорить. ” М. Р. Львов. Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого,.

Формирование правильной связной речи у детей старшего дошкольного возраста В последнее время многие родители обеспокоены, тем как в дальнейшем будет учится их дети. Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то.

Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием различных.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Инновационный проект «Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 Подготовила: старший воспитатель.

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников» Цель педсовета: • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства.

Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ Проект на тему «Дом и его части» с использованием игры-драматизации Пояснительная записка Проблема Слабый познавательный интерес детей.

Педагогический проект: Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами проектной деятельности

Аннотация:

Работа представляет разработанный мною педагогический проект.

В проекте определена цель, задачи, вид проекта, тип проекта, ожидаемые результаты, продукт проекта и основное содержание проекта.

Перед проведением проекта были привлечены партнёры педагогического проекта, которые помогли приобрести и самостоятельно изготовить пальчиковый театр.

Применение пальчикового театра в коррекционной логопедической работе усиливает наглядность и повышает осознанность воспринимаемого материала.

Красочность, динамичность и яркость кукол пальчикового театра вызывает эмоциональные переживания, что благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Логопедические занятия с включением кукол пальчикового театра направлены на развитие всех компонентов речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Тема проекта: «Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами проектной деятельности».

С увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь у детей с ОНР является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется.

Монологическая речь — логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Мимика и жесты играют меньшую роль. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Большинство исследователей строят свою работу, начиная с формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца. Только затем переходят к более сложному виду – составлению самостоятельного рассказа.

В методиках многих авторов используются различные вспомогательные средства (сюжетные и предметные картины, фотографии, графические схемы, иллюстрации к произведению). При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. Наглядно-образное мышление возникает у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет.

У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению в силу речевого дефекта, замедлен. Уникальным средством, позволяющим включить в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является пальчиковый театр. Он позволит перейти от умений оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Вид проекта : долгосрочный (1 год).

Тип проекта : творческий.

Цель проекта : повышение уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с помощью использования в драматизации пальчикового театра.

Задачи проекта для педагога:

  1. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи;
  2. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами пальчикового театра;
  3. Разработать перспективный план мероприятий;
  4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;
  5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  6. Воспитывать интерес к прослушиванию художественных произведений;
  7. Формировать у детей умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом;
  8. Совершенствовать монологическую форму речи.

Задачи проекта для детей:

  1. Научиться создавать совместно с родителями и воспитателями кукол пальчикового театра;
  2. Научиться слушать с интересом художественное произведение;
  3. Научиться понимать тему прочитанного взрослыми произведения;
  4. Научиться подбирать слова к высказыванию;
  5. Научиться фантазировать;
  6. Научиться правильно и аккуратно использовать кукол пальчикового театра.
  1. Умеют при помощи взрослых создавать кукол пальчикового театра.
  2. Умеют самостоятельно воспроизводить содержание небольших литературных произведений.
  3. Умеют пользоваться некоторыми видами пальчикового театра.
  4. Умеют взаимодействовать с детьми и со взрослыми.
  5. Умеют с небольшой помощью педагогов ставить небольшие сценки по знакомым сказкам, рассказам, стихотворениям.
  • Детский спектакль в конце учебного года.
  • Открытые мероприятия для родителей.

Основное содержание проекта

Реализация проекта предполагает совместную деятельность родителей и детей:

Работа в детском саду

Широкое использование в коррекционной логопедической работе кукольного пальчикового театра способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи;
  • обогащение мотивации речевой деятельности.

Один из принципов основы коррекционной системы обучения детей с ОНР, как считает Р.Е.Левина – это связь речи с другими сторонами психического развития. Коррекционно — развивающие возможности пальчикового театра состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную, эмоционально — насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.

Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Партнёры педагогического проекта

ПартнёрыФормы взаимодействия
БиблиотекаЭкскурсия с целью консультации для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка».
Театр в ДОУПосещение театра для детей с целью знакомства с актёрским мастерством.
РодителиЧтение, обсуждение и обыгрывание с детьми прочитанных произведений с целью закрепления пройденного материала.
ВоспитателиЧтение, обсуждение, обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие творческого воображения детей.
ЛогопедОбсуждение и обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие творческого воображения детей.

Этапы проекта

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1 Подготовительный этап

1.1 Знакомятся с содержанием произведения.1.2 Отвечают на вопросы педагога по содержанию текста, описывают героев произведения.1.3 Выполняют пальчиковую гимнастику и рассказывают правила использования пальчикового театра.

2 Основной этап

3 Заключительный этап

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1 Подготовительный этап

2 Основной этап

3 Заключительный этап

Сформирована связная монологическая речь — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Средства диагностики результатов (начало и конец года)

Цель — выявление уровня развития монологической речи детей.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке использовать сюжетную картинку с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

– Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать ребёнку наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует дать ответ. Следует записать рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать.

– Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал ребенок.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Использовать любую серию сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть в наличии.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребёнок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Однако необходимо выслушать сначала его рассказ, может быть, его логика покажется нам вполне убедительной.

В норме:

  1. Ребенок составил рассказ по каждому заданию самостоятельно. Вы ему не помогали.
  2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
  3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
  4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
  5. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Задание 3. Чтение педагогом небольшого текста любых авторов. Затем попросить ребёнка выполнить его пересказ.

В норме: ребёнок без затруднений выполнит пересказ текста;

На основе полученных результатов обследования в зависимости от степени сформированности монологической речи можно определить, насколько повысился уровень сформированности связной монологической речи у детей.

Перспективы развития проекта

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами: Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей. Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль, какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь. Участвует в открытых занятиях для родителей и педагогов.

Структура НОД

Построение НОД в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа.

На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного (рассказ о том, что произошло, случилось).

В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

Подбор речевого материала:

Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий.

Например, такие сказки как «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь.

Использовать для пересказа и рассказа небольшие рассказы авторов О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева, Н. Е. Арбекова.

Требования к применению пальчикового театра

Для занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром. Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, и был узнаваем детьми.

Исключение составляет новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу.

Перед обыгрыванием сюжета с детьми проводить беседу по закреплению правил пользования куклой:

Кукла полностью надевается на палец. Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку. Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу. Положение куклы – вертикальное.

Основные виды действий с куклой: надевание на палец, имитация шагов куклы с передвижением руки, повороты, покачивания, поклоны.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  3. Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  4. Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
  5. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния./ Е.Смирнова. – СПб.: Питер, 2013.-128с.: ил.
  6. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с.
  7. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1. Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния. /К.А. Шинковская.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-176с.: ил.
Читайте также:  Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа
Ссылка на основную публикацию