Формирование пространственных представлений – игры и упражнения

Игры и игровые упражнения упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
консультация

Развитие пространственных представлений в двигательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_i_igr._upr._dlya_razvitiya_prostranstvennyh_predstavleniy_dlya_detey_s_onr.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, а так же в повседневной жизни.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой наиболее естественной, генетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой “бабушкин клубок”. Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Воспитатель предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Воспитатель просит ребенка помочь ему навести порядок в группе, разложив вещи на места (руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т.п.).

Воспитатель прячет в группе какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут.

В качестве варианта игру можно провести иначе, на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Далеко и близко, высоко и низко.

В эту игру можно играть в группе и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади.

Цель: развитие пространства тела.

Методика проведения : Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.

Игра «Стань по заданию».

Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Упражнение «У ребят порядок строгий…»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.

Методика проведения : Дети маршируют по залу и произносят слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

Ну-ка, быстро повторите так,

Как покажу вам я!

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:

руки перед собой округлые – в круг,

руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу,

две вытянутые перед собой руки – в колонну.

Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».

Цель : развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

Методика проведения : Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

Цель : развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

Игровой материал : свисток.

Методика проведе ния: Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.

Упражнение «Маршрутный лист».

Цель : развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах.

Игровой материал : схемы движения.

Методика проведения : Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы.

Игра «Поиск клада».

Нарисуйте приблизительный план группы (с мебелью). На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п.

Игра «Левее – правее».

Это вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

Игра в «солдатики».

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки.

По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Цель : Развитие произвольности. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

Материал : Карты – образцы (20 х 30 см) со схематическим изображением человека, в какой либо позе: руки подняты вверх, правая нога в сторону и т.д.

Проведение : Детям демонстрируется картинка, и они принимают ту позу, которая нарисована.

Упражнение «Справа – Слева».

Цель : Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.

Проведение : С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади.

Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева).

Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

Упражнение «План местности».

Цель : Развитие навыков совместной деятельности.

Материал : картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение : Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

Игра «Через речку»

Цель: закрепить понятия «справа» и «слева», их речевые обозначения. Активизировать эти понятия в речи детей.

Материал : длинная доска или канат, или положенные в одну линию скакалки.

Правила игры: дети встают около «речки» в ряд по одному, лицом к речке. Перейти речку сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос ведущего: «Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?» Дается возможность перейти речку тому, кто справится с заданием: «Поднимет руку тот, у кого справа (или слева) стоит …(имя ребенка)»

Условие игры: задания детям даются с учетом их знаний пространственной терминологии и уровнем речевого развития.

Цель: формировать умение правильно определять направление движения от себя и определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

Правила игры: дети встают в колонну по одному друг за другом. Логопед дает команды, а дети их выполняют. Логопед командует: «Дима делает два шага вправо. Саша делает три шага вправо. Катя делает один шаг влево и один шаг назад. Валя делает один шаг вправо и два шага вперед». Дальше детям предлагают определить, кто, где находится по отношению к нему.

Условие игры : каждый ребенок должен выполнить не менее двух заданий в движении и должен определить своих соседей.

Цель: учить определять направление движения схематически изображенного человека и использовать их в речи.

Материал : набор картинок с изображениями схематичного человека, который делает различные движения.

Правила игры: дети делятся по парам. Каждой паре выдается набор картинок, которые нужно разложить в той последовательности, в которой захотят. Затем один ребенок из пары выходит к доске делать зарядку, а второй, используя схемы, дает ему команды (пример: «Поднять руки вверх, опустить их вниз, наклониться влево, вперед»).

Игра «Сигнальные флажки»

Цель: продолжать учить детей выделять правую и левую руку, закрепить их обозначение в речи.

Материал : флажки. Разных цветов: красный, синий, желтый и белый (цвета флажков можно менять)

Правила игры: каждый ребенок берет себе по желанию 2 флажка разного цвета: один флажок в левую руку, а второй в правую. Ведущий командует: «Открыть путь синим катерам». Дети, у кого в руке синий флажок (он может быть в любой руке) поднимают её вверх. Чтобы путь был открыт полностью, каждый ребенок должен правильно назвать, в какой руке он держит флажок.

Условие игры: называть цвета надо так, чтобы поучаствовал каждый ребенок хотя бы один раз.

Игра «Найди себе место»

Цель: формировать умение правильно определять стороны у другого человека и употреблять их обозначения в речи.

Материал : детские стулья или скамейка.

Правила игры: дети сидят на стульчиках, перед ними стоит свободный стул. Ведущий дает словесную инструкцию каждому ребенку. Например: «Дима встань впереди стула спиной к детям. Ваня встань справа Димы. Катя встань на стул. Костя встань сзади Вани». Когда все дети нашли себе место, они должны рассказать, как они стоят относительно других ребят (пример: «Я стою справа Димы и впереди Кости»).

Условие игры: должны участвовать все дети. Если словесное обозначение своего пространственного расположения относительно других детей, ребенок затрудняется дать, то предложить ему рассказать о том, как расположены дети относительно его самого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений.

Буклет “Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста” содержит информацию об актуальности проблемы нарушений письма и чтения, как следствия недостаточного уровня разви.

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з.

Консультация для родителей.

развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Елена Стародубова
Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

1. Представления о собственном теле.

К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает поиграть. По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.

Взрослый проговаривает слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Дети должны поднять левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».

3. «С кочки на кочку»

На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки – кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого. Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, правую руку на желтый, переставь левую ногу на синий и т. п.

На полу расчерчены линии, все дети стоят на первой линии. Детям предлагается выполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п. Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.

5. Игры-имитации

Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).

Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.

Ребенок придумывает и показывает любое движение, оречевляя свое действие. Например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»

2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.

У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.

На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции. Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.

4. «Назови по памяти»

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.

Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.

Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.

Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.

3. Вербализация пространственных представлений.

Ребенку предлагается найти клад (новая игрушка, конфеты, книжка или другое). «Пираты спрятали по всей группе записки с указанием направления, в котором мы должны двигаться. У нас есть одна из этих записок». Взрослый читает содержимое записки (содержание записки может быть следующим: подойдите к шкафу, встаньте перед цветком, пройдите за дверь и т. п.) , а ребенок идет к указанному объекту, там находит следующую записку и так пока не найдет клад.

Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в группе и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.

4. «Собери кружочки»

На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д., затем говорит: «Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал кружочки, нужно их собрать». И просит ребенка собрать кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок из-за коробки и т. д.

5. «Что изменилось?»

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

6. «Закончи фразу»

На столе стоит коробка. Взрослый на глазах у детей раскладывает картонные кружочки, произнося начало фразы, а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … (в коробку, за коробку, на коробку и т. д.). Я беру кружок … (из коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

Один ребенок ведущий, взрослый называет ему какой-нибудь предмет, находящийся в группе, так, чтобы другие дети не услышали. Ведущий должен описать его расположение, используя слова, отражающие пространственные характеристики, а другим детям нужно назвать этот предмет. Тот, кто первым найдет загаданный предмет, становится ведущим.

Перед ребенком картинка с изображением дорожки, ведущей от домика к школе, дереву, магазину, лавочке. Взрослый говорит «Маленький мальчик пошел в магазин и заблудился. Помоги ему вернуться домой». Ребенку предлагают описать путь до дома. Например: Иди прямо, возле дерева сверни направо, пройди между клумбами и т. п.

4. Ориентировка на листе бумаги.

1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

3. «Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.

4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на клетки. По словесной инструкции ребенок двигает фишку по клеткам, затем говорит, где остановилась фишка. Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз. Начало пути определяет взрослый.

6. «Узоры» (рисование по клеточкам)

Детям предлагается лист бумаги в клеточку. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Слушайте внимательно, я буду говорить, сколько клеточек, и в какую сторону проводить». Затем дети рисуют.

7. Ребенку предлагают картинку и просят назвать, в какой части листа находится какой-либо объект. Затем лист переворачивают на 180° и ребенок должен сказать, где же они находятся теперь.

8. Ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.

Групповая работа с детьми старшего возраста. Развитие пространственного восприятия Цель: 1. Закрепление умения ориентироваться на собственном теле (правый глаз, левое ухо и пр.); 2. Развитие умения ориентироваться на теле.

Пособие для сенсорного развития младших дошкольников Игра “Одень котика” Предназначена как для самостоятельной игры дошкольников младшего возраста, так и для группы детей совместно. Цель: развивать.

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

«ДОМ ДЛЯ ИГРУШЕК»

Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Педагог подводит детей к шкафу с игрушками: «Посмотрите внимательно, сколько полок в этом шкафу? Правильно, три: верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Дети рассматривают и называют игрушки.

«У каждой игрушки свое место в шкафу». – говорит педагог и дает образец словесного описания расположения двух-трех игрушек. Например: «Зайчик стоит на верхней полки с лева», «Матрешка стоит на нижней полке справа», Мяч лежит на верхней полке, посередине между зайчиком и грибком». Свои слова взрослый сопровождает жестами в сторону игрушки.

Затем предлагает каждому ребенку выбрать какую-то игрушку и самостоятельно описать ее местоположение в шкафу. Когда дети выполнят задание педагог продолжает:» Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними». Раздает детям игрушки.

Через 3-5 минут педагог говорит: «Игрушкам пора возвращаться в шкаф. Помогите им найти свое место. Я буду вам подсказывать».

С этим же материалом можно провести игры «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?»

Учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя». Развивать логическое мышление. Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.

Изображение дерева, в стволе дупло (вверху, посередине), слева на ветке скворечник. Снизу, под деревом, норка; игрушки: белочка, птичка, мышка.

Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть изображения дерева. Затем спрашивает: «Где живет мышка, птичка, белочка?».

Игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, поросенок, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображен какой-то предмет (кусочек сыра, конфета, баночка меда, морковка, косточка).

Дети сначала рассматривают игрушки, называют их, отвечают на вопросы педагога. Затем педагог предлагает им внимательно рассмотреть изображение дома. Говорит: «В доме живут игрушки, которые пришли к нам в гости. Посмотрите внимательно и скажите, где чье окошко?». Дети должны не только правильно назвать хозяина окна, но и объяснить свое предположение.

Учить детей определять разницу в пространственном расположении игрушек и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Два детских стула, две одинаковые, крупные игрушки.

Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает: «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот? (Указательные жесты в сторону каждого стула)» На сиденье одного стула педагог кладет мяч, второй мяч- под сидение другого стула. Обращается к ребенку: «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи» Затем предлагает малышу закрыть глаза и меняет игрушки местами « Что изменилось?»

Педагог ставит слева и справа от ребенка по две одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их. Затем обращает внимание малыша на то, как расположены игрушки: машина стоит ближе к нему (и справа и слева), а пирамидка- дальше от него. Просит ребенка закрыть глаза и меняет игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машинку дальше – и слева и справа.) Говорит ребенку «Открой глаза, посмотри внимательно направо, теперь налево, что изменилось в расположении игрушек?»

Эта же игра проводится с расположением игрушек впереди и сзади ребенка, повторяется неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны.

Закреплять умение детей ориентироваться и обозначать в речи направления микропространства.

Лист картона, разделенный на 9 квадратов разного цвета и по-разному расположенных. Некоторые цвета повторяются, например: 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых.

Дети рассматривают лист с изображением цветных квадратов, называют их отвечая на вопрос педагога: «Какого цвета квадрат в правом верхнем углу (в левом нижним)?», «Где расположен красный (зеленый, синий, желтый) квадрат?», «Какие квадраты одинакового цвета? Покажи их.»

Вместо цветных квадратов в каждую клетку помещают предметные изображения. Педагог говорит: «В этом доме живу игрушки. Посмотрите и скажите, где чье окошко?» дети должны объяснить местоположение предмета.

«НАЙДИ ГДЕ СПРЯТАНО»

Учить детей ориентироваться в пространстве; передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направление своего движения в соответствии с инструкциями педагога; обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.

Крупные игрушки (3-5 и больше).

Педагог говорит ребенку: «Сегодня ты научишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. Закрой глаза, я спрячу их. Открой. Чтобы найти игрушки надо внимательно слушать, куда, в каком направлении тебе надо идти. Иди вперед, дойди до шкафа, поверни направо, иди к столу». Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (в шкафу, под столом).

Игра проводится неоднократно. С изменением положения в пространстве (с различными поворотами на 90, 180 и 360 градусов), с увеличением числа игрушек, направлений пространства, В которых дошкольник действует.

Учить детей осмысливать слова «далеко – близко, дальше – ближе» и использовать их в речи.

ХОД ИГРЫ
1 вариант

Педагог просит подойти друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Сережа – дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится.

Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек.

«УГАДАЙ, ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

Разнообразные крупные игрушки (от5 до 10 шт.), скамейка.

На ковре стоят несколько игрушек. Дети рассматривают их и расставляют на скамейке. Педагог просит рассказать, где стоит каждая игрушка. Если ребенок затрудняется определить и обозначить в речи расположение игрушек на скамейке, педагог помогает соотнести местоположение игрушки с направлениями тела отвечающего: «Скажи: какая это рука? Верно, правая. Покажи игрушку, которая стоит на скамейке справа». Дает образец словестного описания: «Пирамидка стоит на скамейке справа», «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком». Затем предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. Просит детей открыть глаза: «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?», «Где она стояла?» В случае если ребенок не может вспомнить игрушку, педагог помогает ему, например: «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала». Следует словестное описание игрушки. Когда малыш сумеет назвать спрятанную игрушку, надо будет и указать где она стояла.

«ИГРУШКИ ПРИШЛИ К НАМ В ГОСТИ»

Учить детей приемам зрительно – осязательного обследования игрушек, расположение их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади), обозначению направлений соответствующими пространственными терминами. Воспитывать дружелюбие.

Крупные, новые, незнакомые детям игрушки: матрешка, кукла, собачка, мишка.

Педагог: «К нам в гости пришли игрушки: матрешка, кукла, собачка и мишка. Познакомьтесь с ними» Вместе с ребенком педагог выполняет с каждой игрушкой определенные игровые действия. Например, собирает и разбирает матрешку. Затем взрослый предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо: «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь позади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя.» После выполнения ребенком этих действий педагог задает ему вопросы: «С какой стороны у тебя мишка?», «С какой стороны у тебя кукла?» Получив ответы просит ребенка прочитать гостям игрушкам какое – нибудь стихотворение.

Игра повторяется неоднократно с увеличением числа игрушек (от2 до 5), располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить посчитать игрушки: «Сколько всего игрушек пришло к нам в гости?» , «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?» , «С какой стороны от тебя игрушек поровну?».

Учить детей определять пространственное отношение между предметами и изменения в их расположении; обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Крупная кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

Педагог заранее выкладывает на ковре кукольной комнаты с обозначением окна и двери. Рядом в коробке набор кукольной мебели. Говорит детям: «Кукла купила новую мебель, она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната. Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы».

Просит детей показать и назвать стены комнаты («Эта стена левая», «Эта стена передняя», и т.д.), показать и сказать, где расположена окно и дверь («Окно посередине правой стены», «дверь слева, в передней стене».)

Один ребенок расставляет в комнате мебель проговаривая, где и что он ставил. Например: «Стол я поставлю посередине комнаты», «Диван я поставлю у левой стены».

Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время меняют местами два предмета в кукольной комнате. Затем просит детей подойти. Говорит: «Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте? Где теперь стоит стол? А шкаф?» (Ответы детей)

Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением количества предметов и их изменении в их расположении, с условием заданий. (Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т.д.)

Формирование пространственных представлений – игры и упражнения

Формирование пространственных представлений имеет особую роль для всех видов деятельности человека, охватывая всевозможные стороны их взаимодействия с действительностью.

Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов [2, с. 263].

Формирование у детей пространственных представлений идет не только в реальном мире, но и на занятиях по математическому развитию, изобразительному искусству, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных.

Во многих философских, психолого-педагогических исследованиях показано огромное значение освоения предметного и социального пространства в моделировании ребенком полной картины мира, осознании своего места в нем. Проникая во все области взаимодействия ребенка с действительностью, пространственные представления оказывают воздействие на развитие его самосознания, личности и, таким образом, являются неотъемлемой частью процесса социализации. Полноценное развитие детей дошкольного возраста не может проходить без развития у него пространственных представлений.

Вопросами формирования пространственных представлений занимались А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, М. Фидлер, Е.И. Щербакова и др. Многие из них отмечают, что пространственная ориентировка идет на основе непосредственного восприятия пространства и вербального обозначения пространственных отношений (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

А.М. Леушиной были разработаны методы и содержание формирования у детей пространственных представлений, которые применялись на практике. Предложенная ею концепция формирования элементарных математических представлений послужила источником для большинства современных исследований. Большое значение А.М. Леушина отводит способам организации занятий [4, с. 27].

С.Д. Луцковская, изучая процесс формирования у ребёнка дошкольника пространственных представлений, писала, что в дошкольном возрасте ребенок помещен в неоднородное пространство, так как его социальные связи не имеют еще четко обособленной и заданной ориентации в пространстве, обозначаемой социально значимым взрослым. Его ориентировка в пространстве осуществляется в большей мере неоднородно, разделенно, дискретно, потому что на этот процесс влияет множество факторов, которые имеют различные источники, часто в меньшей степени связанные между собой. Представления о пространственных характеристиках существуют в сознании ребенка фрагментами и с разной степенью осознанности [5, с. 18].

Формирование пространственных представлений происходит поэтапно. Так, Т.А. Мусейибова выделила четыре этапа в формировании пространственных представлений детей дошкольного возраста: ориентировка «на себе», от «любых предметов», вербальная система отсчета по основным направлениям, воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости.

Первоначальные представления о пространственных направлениях связаны с восприятием ребенком собственного тела. В старшей группе у детей пяти-шести лет происходит последующее овладение пространственными характеристиками, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Так же предполагается последующее совершенствование знаний о расположении предметов в пространстве, назывании помещений дошкольного учреждения, о более близких объектах на улице. Формируются пространственные ориентировки не только на чувственной, но и вербальной основе.

У детей развивают и закрепляют навыки ориентировки в пространстве при помощи условных обозначений (стрелок-указателей), планов, маршрутов и схем; учат находить направление движения различных объектов и отражать в речи их расположение между собой. Особое место в формировании пространственных представлений занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей развивают умения:

– находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, верхний и нижний, правый и левый край листа, левый верхний (левый нижний), правый нижний (правый верхний) угол;

– располагать предметы в определенном направлении: слева (направо), справа (налево), снизу (вверх), сверху (вниз), соблюдая одинаковые расстояния.

Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на плоскости, давать задания на составление композиций с последующим речевым обозначением их расположения между собой [1, с. 91].

Важное место в жизни ребёнка занимают дидактические игры. Дидактические игры – это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей и задач обучения, воспитания и развития детей.

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [8, с. 34].

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя дидактической игрой, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Задачи, правила, действия игры и ее результат взаимосвязаны. Если отсутствует хотя бы одна из этих составных частей, то нарушается целостность игры, что снижает ее воспитательное значение. Совокупность составных частей будет эффективнее развивать интегративные качества дошкольников.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Педагогами-теоретиками воспитателями разработано большое количество дидактических игр, в том числе и для формирования пространственных представлений дошкольников. Опыт работы со студентами факультета дошкольного и начального образования показывает, что при подготовке студентов к практике и при написании ими выпускной квалификационной работы нужно обращать их внимание на то, чтобы не просто использовали отдельные игры, а умели составлять комплекс дидактических игр с учетом содержания и методики работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп.

Заметим, что «этапы пространственной ориентации «на себе», от себя» и «от объектов», «от другого человека» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» – не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов» [6, с. 137].

Учитывая это, на формирующем этапе эксперимента был составлен комплекс дидактических игр и упражнений по формированию пространственных представлений у старших дошкольников, который состоит из 4 групп:

– 1 группа. Игры и упражнения на различение основных пространственных направлений в процессе изменения положения в пространстве и ориентировке «на себе»; Игры и упражнения на ориентировку в пространстве (усложнение – с закрытыми глазами);

– 2 группа. Игры и упражнения на нахождение местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними;

– 3 группа. Игры и упражнения, направленные на вербальное обозначение положения предметов в пространстве;

– 4 группа. Игры и упражнения для ориентировки на плоскости листа.

Представленные группы дидактических игр и упражнений, направленные на ориентировку в пространстве, различны по своим целевым установкам и конкретным дидактическим задачам. Также их содержание, характер, игровые действия и правила различаются по степени трудности.

Приведем примеры дидактических игр и упражнений из данного комплекса.

Перед данными играми проводятся упражнения (Покажи рукой, направление вперед, назад, влево, вправо; Где у тебя находятся брови, выше глаз или ниже? Где у тебя находится рот, выше носа или ниже?).

Игра № 1. «Куда пойдешь, что найдешь».

– упражнять детей в правильном различении и обозначении словами основных пространственных направлений (вперед – назад, направо – налево);

– упражнять детей в применении различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве (в, на, над, за, под и др.).

Организация и ход игры: Пока детей нет в группе, педагог прячет игрушки в разных местах групповой комнаты. Например: слева от предполагаемого месторасположения по ходу игры – зайчика; справа за столом – куклу; сзади за тумбочкой – флажок; впереди под ковром – карандаш.

Игрушки и вариативность их расположения могут быть самыми различными. В начале игры педагог говорит детям, что нужно найти спрятанные в групповой комнате игрушки. Педагог приглашает одного из детей, и говорит ему: «Налево пойдешь – зайчика найдешь; Направо пойдешь – куклу найдешь; Вперед пойдешь – карандаш найдешь; Назад пойдешь – флажок найдешь; Куда ты пойдешь?».

Ребенок выбирает направление и называет его. Далее педагог предлагает идти искать спрятанную там игрушку. Когда ребенок нашел игрушку, он громко сообщает, где он ее нашел. («Я пошел направо и нашел куклу за столом») и т.п.

Игровое действие в игре – поиск спрятанной игрушки.

Обучающее правило в данной игре, включает ряд последовательных действий: выбрать и назвать направление поиска игрушки; правильно пойти в выбранном направлении; обозначить месторасположение найденной игрушки.

Постепенно можно усложнять условия игры. Добавлять другие направления движения, увеличивать количество игрушек и участников игры, что придаст ей соревновательный характер. Это позволяет педагогу проводить данную игру с детьми 5-го года жизни, так и более старшего возраста. При этом можно применять эффект выигрыша («Кто быстрее найдет»).

Последующее усложнение выражается в том, что ребенку в процессе быстрого передвижения в пространстве педагог предложит определить сразу несколько пространственных направлений. На это направлен следующий вид игры.

Игра № 2. «Найди игрушку».

Игровое действие данной игры – также поиск спрятанной игрушки.

Игра строится по типу выполнения ребенком индивидуальных заданий. Воспитатель последовательно называет направления поиска, а ребенок должен двигаться к месту, где педагог спрятал игрушку. Приглашенному ребенку предлагается, например, дойти до стола, повернуть налево, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться направо и там искать игрушку, которую спрятали.

Перед данными играми проводятся упражнения (Встань слева от Димы, впереди Наташи, справа от Лены; Поставь лошадку за домик, поставь вазу на окно (под окно), поставь коробку слева от стола и т.д.; Поставь кубик в центр комнаты, поставь игрушку около двери).

Игра № 1. «Что изменилось?»

Программное содержание: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга.

Ход игры: На полу лежит 4 предмета. Дети запоминают, как были расположены предметы. Далее закрывают глаза, а в это время педагог меняет местами пару предметов. Дети открывают глаза и рассказывают о том где предметы стояли раньше и где сейчас.

Игра № 2. « Художники».

Программное содержание: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга.

Ход игры: Педагог предлагает детям нарисовать картину. Вместе с детьми он продумывает ее сюжет: цирк, город или театр и т.д. Далее каждый начинает рассказывать о задуманных элементах картины, делает пояснения, где он должен находиться относительно других предметов. Педагог заполняет картину элементами, которые предлагают дети, и рисует ее мелом на доске, фломастером на листе бумаги или на интерактивной доске. В данной игре могут быть применены слова: вверху, внизу, справа, слева, от, за, рядом, между, около, перед.

Игра № 1. «Что изменилось?»

Программное содержание: развивать умение словом обозначать расположение предмета в пространстве и расположение предметов между собой.

Ход игры: Педагог показывает комнату со всей обстановкой и предлагает детям сделать в ней перестановку. Один из участников игры не должен смотреть, как осуществляется перестановка предметов. Затем ему предлагается отгадать, какие предметы, откуда и куда были перестановлены.

Отгадывающий должен сказать, как стоял тот или иной предмет и что с ним сделали. Например: «Тумбочка стояла слева от кровати, а теперь стоит справа от кровати» и т.д. Когда дети поняли правила и игровые действия, можно сделать несколько перестановок. Педагогу следует обращать большое внимание на речь детей.

Игра № 2 «Что справа?»

Программное содержание: учить детей определять словом расположение предметов от себя (впереди – сзади, справа – слева, вверху – внизу).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку встать в центре комнаты и назвать, что находится сзади него, впереди и т.п. Ребенок должен говорить полным предложением: – «Сзади от меня находится стол».

После данных игр проводятся упражнения (Где стояло кресло? – Справа от дивана!; Книга лежала на столе, куда ее переложили? – На полку!; Что находится сзади от тебя? – Стол!; Где стоит стул? – Слева от меня!).

Перед данными играми проводятся упражнения (Расскажи, где на картинке находится бабочка, в левом верхнем углу или в правом?; Где находится квадрат на картинке? – В нижнем левом углу!; Поставь точку в центре листа, отсчитай две клетки вверх, поставь точку, три клетки влево и т.д.).

Игра № 1. «Расскажи про свой узор».

Программное содержание: учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, картинка).

Ход игры: Всем детям раздали листы бумаги с изображенными на них узорами. Они должны рассказать, где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т.д.

Игра № 2. «У кого что получилось».

Программное содержание: учить детей ориентации на плоскости (лист бумаги, картинка).

Ход игры: Воспитатель заранее задумывает какую-нибудь фигуру и рисует ее на листке согласно клеточкам. На листах в клеточку, дети под диктовку воспитателя ведут линию (три клетки направо, одна вниз, 2 клетки влево и т.п.). Если ребенок выполнял все указания правильно, то у него получится та фигура, которую задумал воспитатель.

Формирование пространственных представлений имеет огромное значение: благодаря этому активизируется речь, пополняется словарный запас; формируются навыки ориентировки на улице и проезжей части; ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как отдельные анатомические единицы; ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе; развивается логическое мышление, воображение, кругозор.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

У детей с ТНР наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, а также трудности их языкового оформления. И без специальной помощи эти представления не будут дифференцироваться и обогащаться. Все это отразится на личностном и социальном развитии детей. Очевидно, что работа по формированию пространственных представлений у детей с ТНР должна вестись планомерно и целенаправленно.

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений – традиционные направления в системе работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Однако в специальной литературе недостаточно освещаются вопросы формирования пространственных представлений у дошкольников с ТНР, а также использования дидактических игр для коррекции нарушения представлений и формирования словаря. Не существует специальной системы работы по ее решению, а эпизодическая деятельность не может быть эффективной.

Педагоги-практики ищут пути решения данной проблемы, активно делятся своими наработками, в том числе и на страницах Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” [4,5].

Целью моего исследования является изучение особенностей формирования пространственных представлений и отражения их в речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, разработка системы работы по развитию пространственных ориентировок посредством дидактических игр и упражнений у данной категории детей.

Я начала работать по данной проблеме в прошлом году, так как дети, поступившие в группу, показали крайне низкий уровень восприятия пространства и ориентировки в нем. Для выявления уровня сформированности пространственных представлений мною были использованы методики Гаркуши Ю.Ф. [1] и Семаго М.М., Семаго Н.Я. [3].

Была определена цель работы, поставлены задачи, определены основные направления работы:

  • ориентирование в схеме собственного тела;
  • в окружающем пространстве;
  • на плоскости;
  • восприятие пространственных отношений между предметами.

Цель – формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

    развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела;
  • учить определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта;
  • учить ориентироваться по основным пространственным направлениям;
  • учить ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • учить пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).

В коррекционно-педагогической работе учитываются следующие принципы:

1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности. Общепризнано, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность, внести занимательность.

2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития.

3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

4) Системность, последовательность в усложнения материала.

5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.

По каждому из направлений работы мною были подобраны дидактические игры и упражнения, составлено перспективное планирование по использованию дидактических игр в работе с детьми старшей и подготовительной логопедической группы (см. Приложение).

Некоторые примеры дидактических игр и упражнений:

1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”

Как правило, дети с ТНР неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий “левая сторона”, “правая сторона” применительно к собственному телу ребенка. Сначала закрепляется “правая сторона”, при этом название “левой” дается позже.

Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т.д. Постепенно задания усложняются.

Игра “Обезьянки”. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра “Путаница”. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки и т.д.

Удобно использовать игровые задания, предложенные Н.Я.Семаго в комплекте демонстрационных материалов “Элементарные пространственные представления” [2]. Например: “Назови, что находится выше носа”, “Угадай, какую часть тела я загадала” и др.

Следует отметить, что для дошкольников с ТНР эти задания при кажущейся простоте вызывают трудности, особенно выделение правой и левой сторон. Некоторым детям требуется многократное повторение, возможно, в течение всего учебного года. Использование заданий типа “Покажи, где…” не требует много времени и специальной организации. Использование соревновательного момента “Кто больше назовет…” позволяет активизировать детей.

2. Ориентирование в окружающем пространстве

1) Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от себя”:

В игре “Что где находится?” ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”. Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”, “под”, “рядом”.

Игра “Колокольчик”. Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра “Заводная кукла”. Воспитатель предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Воспитатель подает команды: “Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.”

Игра “Скажи наоборот”. Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

Игра “Магазин”. Ребенок получает “покупку”, точно назвав местоположение предмета.

2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от другого” и “от объекта”

Игра “Что изменилось?” Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.

Игра “Контролер”: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади “контролера” с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. “Пассажиры” с красными билетами направляются “контролером” в левый автобус, а с зелеными в правый.

Игра “Где я сяду”. Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

Игра “Угадай, где спрятано”.

3) Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)

Игра “Назови соседей”. Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: – что изображено справа от него, – что нарисовано под ним, – что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: – в правом верхнем углу, – вдоль нижней стороны листа, – в центре листа, и т.п.

Игра “Лабиринт”. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

“Геометрический диктант”. Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Игра “Я еду на машине”. Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.

Игра “Укрась ёлку”. Цель – найти местоположение игрушки по инструкции педагога.

4) Игры на восприятие пространственных отношений между предметами

Игра “Что где стоит?” Цель – установление пространственных отношений между предметами. (“Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка”).

Игра “Давай меняться”. Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Воспитатель даёт инструкции: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Игра “Да-нет”. Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: “Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение”. Дети задают вопросы: “Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?” и т.д.

Игра “Волшебное дерево”. Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

Игра “Найди магнит”. Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти “свой” магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игра “Новоселье”. Каждый из детей по очереди должен “заселить” дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

На некоторые моменты хочется обратить внимание.

Планирование игр осуществляется с учетом закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Несомненно, ориентировка в схеме собственного тела является исходной, а на основе этого у детей у детей формируются пространственные представления и ориентировки в пространстве, на плоскости, происходит овладение пространственными наречиями и предлогами.

Важно отметить, что работа по всем направления ведется не изолированно друг от друга, не в линейной последовательности.

Дидактические игры я старалась подбирать с учетом изучаемых лексических тем. Тем самым активизировала предметный словарь по теме, формировала грамматический строй речи на материале темы. Так, при изучении темы “Посуда” использовалась игра “Накрой чайный стол”, где не только формировала умение ориентироваться на плоскости, но и закрепляла названия предметов чайной посуды и цветов.

Одни и те же игры могут быть использованы при изучении разных лексических тем. Так, игру “Я еду на машине”, изменив лишь предмет, с которым действует ребенок, можно превратить в игры “Я играю в футбол”, “Хоккеисты”, “Муха летает” и т.д. Также в играх “Да-нет” (линейная), “Магазин” материалом служат предметные картинки по разным лексическим темам (игрушки, овощи, фрукты, животные…).

Важно учитывать индивидуальный уровень развития детей, и в соответствии с возможностями ребенка подбирать дидактические игры разной сложности. Так, например, при изучении темы “Осень” ребенку с низким уровнем пространственных представлений можно предложить игру “Куда упал листок?” (на отражение в речи пространственных предлогов на, под, в или, сложнее – за, перед, между). В игре “Нарисуй” картину на фланелеграфе” (удобно использовать пособие З.Агранович “Времена года”) усложнение просматривается в заданиях: “нарисуй” так, как я скажу” – линейно или используя всю площадь; “что изменилось?”; “нарисуй и расскажи”, “расскажи другу, а он проверит” и т.д. В дальнейшем, при рисовании пейзажа, составлении рассказа по картине, ребенок будет понимать дальний и ближний план, расположение фигур и их взаимоотношения. Здесь я вижу соблюдение принципов интеграции в образовательном процессе и комплексного тематического планирования, заложенных в ФГТ.

Необходимо отметить, что работа по формированию пространственных представлений тесно переплетается с работой логопеда по совершенствованию ГСР, а также профилактике нарушений звуко-буквенного анализа. Задачи развития ориентировки в пространстве также решают физкультурный и музыкальный руководители.

Полученные результаты сравнительной диагностики подтверждают эффективность систематического использования дидактических игр и упражнений для формирования пространственных представлений у дошкольников с ТНР. Так, все дети практически безошибочно ориентируются в схеме собственного тела. Дети начали активнее употреблять пространственные термины, правильно пользоваться предлогами. Дети стали увереннее ориентироваться на плоскости и в пространстве “от себя”. Некоторые трудности вызывает определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга, ориентировка “от другого”.

Данная система работы, направленная на формирование пространственных представлений, еще недостаточно разработана. В перспективе она имеет потенциальные возможности для дальнейшего развития и применения в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР.

Журнал Педагог

Автор: Бойцова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ “Детский сад № 125”
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: “Игры и упражнения по формированию пространственной ориентировки дошкольников в практике работы воспитатателя ДОУ”
Дата публикации: 17.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игры и упражнения по формированию пространственной ориентировки

дошкольников в практике работы воспитатателя ДОУ

Бойцова Елена Петровна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк

Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений

пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о

правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема.

Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон

собственного тела примерно к шести годам.

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием

мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника

наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и

дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства

поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются

Поэтому, чтобы в школе у малыша не было проблем, стоит уже сейчас уделить

В понятие пространственная ориентация входит оценка

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на

занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных

и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время

режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема

пищи, в дидактических и подвижных играх.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать

пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать,

ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых

о п е р а ц и й ,

о п и р а ю щ и х с я

п р о с т р а н с т в е н н ы е

п р е д с т а в л е н и я .

Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и

лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и

игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют

математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную

развитие и уточнение пространственных представлений:

Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога

правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных

Например локоть, плечо колено, лопатка и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

Подними правую руку, левую руку;

Покажи, где у меня правая, левая рука;

Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;

а) Наглядный вариант

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив

коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза

и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для

преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только

при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

б) Речевой вариант

Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз,

направлениях (сзади — спереди,

страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).

Наиболее отличительной особенностью детей является неспособность овладеть

понятиями слева — справа,

лево — прав.о В старшей группе можно

предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик

слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева,

где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа.

Читайте также:  Развитие диалогической речи
Ссылка на основную публикацию