Формирование представлений об ударении у детей

Формирование начальных представлений об ударении в слове у детей старшего дошкольного возраста

Формирование начальных представлений об ударении в слове у детей старшего дошкольного возраста

Занятия в дошкольном учреждении дают детям первые знания о ритмической структуре слова. При нормативном развитии тема «Ударение» не вызывает особых вопросов у специалистов и детей. Представление о ритме слова дошкольники получают опытным путем.

Однако не секрет, что в массовом общеобразовательном учреждении состав воспитанников неоднороден. В настоящее время из них вполне можно было бы сформировать коррекционную группу детей с недостатками речи.

Поэтому при подготовке материалов к занятию нужно учесть особенности детей с нарушением речевого развития. Преодоление этих нарушений, и в первую очередь нарушения слоговой структуры слов, требует от специалиста последовательности и четкого представления своих целей и задач на каждом этапе обучения.

Так, например, прежде прохождения данной темы у детей нужно сформировать представления о звуке, слоге, слове. При обучении по любой системе и методике дошкольники к моменту знакомства с ударением в слове уже умеют посчитать количество слов в предложении, понимают различия между самим предметом и словом, которым этот предмет называют.

Чаще всего для закрепления сформированных представлений используются вопросы загадки («Какое слово длиннее: стул или муравей?» «Что из чего?»)

Операции сравнения помогают дошкольнику овладевать слоговым и звуковым анализом речи.

Подготовительная работа к разделению представлений о предмете и слове может проходить на других занятиях с детьми. Например, на занятиях по развитию представлению об окружающем мире.

На занятиях по развитию речи слово становится объектом исследования. Не останавливаясь на семантике слов, начинается разбор составляющих слова: количества слогов в определенной последовательности. Но у детей с речевыми нарушениями с трудом формируются пространственные и временные представления, затруднен процесс планирования, определения и запоминания последовательности любых действий. Как следствие этого появляются нарушения слоговой структуры слов: пропуски и перестановки слогов, добавление и сокращение количества слогов, упрощение слогов со стечением согласных звуков и т.д.

Трудности, с которыми сталкиваются, воспитатели дошкольных учреждений на занятиях по развитию речи, типичны, и, на мой взгляд, имеют совершенно логичное объяснение. Не побоюсь сказать, что они обусловлены самой методикой и подачей нового материала дошкольникам.

Логопеды, а вместе с ними и воспитатели, используют самые распространенные приемы для того, чтобы ребенку наглядно и действенно объяснить, как посчитать части-слоги слова. Это послоговое отхлопывание, произнесение слогов на каждый шаг, отстукивание, выкладывание счетного материала, прикладывание тыльной стороны кисти к подбородку для ощущения движений при произнесении гласных звуков и т.д. Все они дают положительный эффект в разной степени. Но отрицательный эффект дают несравненно больший.

Дело в том, что привыкнув «отхлопывать» слоги, ребенок начинает их произносить абсолютно одинаково: ВСЕ СЛОГИ СТАНОВЯТСЯ УДАРНЫМИ.

Это ощущение закрепляется на всех уровнях: слуховом, зрительном, моторном и, конечно же, на речевом. (Наглядный пример тому – чтение стихов на детских утренниках с киванием головой на каждый слог.)

Сравнивая слоги в таком воспроизведении слова, ребенок не может уловить разницы между ними. Фактически, мы лишаем его критерия для определения ударного слога. И впоследствии, начиная тему «ударение», нам нужно у него формировать другие представления о слогах, как неравнозначно произносимых.

При этом возникает путаница между слогом и словом: слог с ударением воспринимается как отдельное слово, а два равноударных слога в слове (КОШ-КА) представляются как два слова.

Забегая вперед, хочу сказать, что следующей ошибкой у дошкольников станет восприятие устойчивого словосочетания как единого слова с одним ударением («ДЕНЬРОЖДЕНИЯ»). В дальнейшем сложности могут возникать и с выразительным чтением стихов (логическое ударение), с постановкой завершающего знака в предложении (вопрос, восклицание, повествование). В конечном итоге нарушается вся темпоритмическая составляющая речи.

Чтобы формировать какие-либо представления у детей, специалисту и воспитателю необходимо и самому иметь достаточно четкие представления о предмете.

Давайте попробуем сформулировать то, что должны усвоить дошкольники.

  • в слове всегда есть ударение.
  • в слове только одно ударение.
  • ударение падает на один из слогов.
  • ударный слог мы выделяем в слове.

Навыки, которые должны сформироваться у дошкольника:

  1. разделить слова на слоги
  2. определить количество слогов
  3. произнести слово, выделяя ударный слог

Ключевое слово — ВЫДЕЛИТЬ. Вопрос: как?

Обычно дошкольникам предлагается сказать слово, выделяя ударный слог голосом. Это, пожалуй, самое распространенное и самое «путающее» детей объяснение.

Во-первых, ударение присутствует и в шепотной речи. Более того, именно в шепотной речи становится наиболее очевидным способ, которым мы выделяем один из слогов в слове. Мы произносим его с большей силой, чем остальные слоги. Но это не сила голоса, а сила выдоха. Попробуйте с детьми произнести шепотом слово «Тихо!». Вы почувствуете, что гласные «звуки потеряли» голос, а ударение осталось.

На мой взгляд, работа над ударением с применением шепотной речи — один из самых удачных приемов для формирования представлений об ударении в слове.

Во-вторых, дети с речевыми нарушениями с трудом воспринимают речевые инструкции. Алгоритм действий, алгоритм решения задачи складывается с трудом. В этом случае для усвоения детьми новой информации важно опереться на другие, сохранные, функции и уже сформированные навыки.

Удачным решением может стать обучение дошкольников теппингу:проговариванию каждого слога или слова с отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность.На занятиях по этой теме можно использовать барабан типа джумбо.При этом ударный слог отбивается с большей силой.

В-третьих, мы может акцентировать внимание детей на том, что на один из слогов мы ударяем сильнее. Таким образом, связываются по семантике «сила удара» и термин «ударение».Занятия с обычным барабаном можно провести с одной барабанной палочкой. Она может послужить и символичным образом знака, которым мы обозначает ударение в слове. Графические схемы слов со знаками ударения становятся понятными, а, значит, по-настоящему опорными для детей.

Используя все эти приемы, мы задействуем слух, зрение, моторику, положительные эмоции детей, что позволяет нам сформировать и закрепить правильные начальные представления по заданной теме.

Топоркова Е.М.,
учитель-логопед
высшей квалификации

Работа над ударением в начальных классах

Понятие “словесное ударение” относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.

В работе над ударением можно выделить три направления:

  1. формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке,
  2. ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью,
  3. формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.

Характеристика каждого направления.

1) Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.

При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.

Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.

Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.

В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.

Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:

Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:

В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:

Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например формы единственного и множественного числа, имен, существительных:

В процессе работы хорошо использовать на уроке игровые приёмы. Можно использовать миниатюру “Ударение” Подгорецкой И.М.
Работу над ударением, наблюдения над ударением позволяют проводить и уроки чтения.
Большие возможности для такой работы даёт материал раздела “Устное народное творчество”:

Сопоставление пар слов:

помогает детям понять особую стилистическую окраску народнопоэтических вариантов, в отличие от литературных.

При чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. Можно осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов. Например, чтение басен И.А. Крылова.

Целесообразно остановить внимание школьников на несовременном произношении отдельных слов:

Таким образом, в поисках ответа на вопрос: “Какую роль играет ударение?” – младшие школьники получают представление о многофункциональности словесного ударения в русском языке.

2) В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).

Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.

Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.

Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.

3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:

а) ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.
б) выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.

  • Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).
  • Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.

Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.

Методика ознакомления детей со слогом и слоговым ударением.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

методика ознакомления детей со слогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_oznakomleniya_doshkolnikov_so_slogom.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методика ознакомления дошкольников со слогом

и слоговым ударением.

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.
Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.
В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.
Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».
Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:
«Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» – медведь учит мишку произносить слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога (эти и другие интересные игры даются в указанной выше книге Г. А. Тумаковой).
В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например, имени ребенка – Mа-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).
На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.
Ударение демонстрируют также на слоговых линейках путем более длительного показа соответствующих ударным слогам окошечек, а также на схемах слов при помощи указки (ее движение замедляется при произнесении ударного слога).
Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых.

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью.

Данный материал позволяет более подробно познакомить родителей с методикой ознакомления дошкольников с пейзажной живописью, развитию эстетического восприятия, творческого воображения.

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от ко.

СЛАЙД 1Нет ничего более упорядоченного, чем природа.Цицерон Знания о сезонных изменениях в природе. Новые личностно-ориентированные задачи во.

СЛАЙД 1Нет ничего более упорядоченного, чем природа.Цицерон Знания о сезонных изменениях в природе. Новые личностно-ориентированные задачи во.

экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе.

Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

учреждение города Новосибирска

“Детский сад № 391

комбинированного вида “Елочка”


НазадВпередПечать Версия для слабовидящих

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

«Обучение пересказу детей с нарушением речи»

Пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

Логопеды работают с детьми, имеющими те или иные речевые проблемы. Как правило, это дети с общим недоразвитием речи. Под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Для детей с ОНР третьего уровня речевого развития, которые уже способны к обучению составлению рассказов, характерным в этом плане является нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, нарушение логико – временных и причинно – следственных связей в тексте. При составлении рассказа дети проявляют низкую степень самостоятельной активности, у них отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей данной категории носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно – коррекционных задач.

Для успешного осуществления работы по обучению детей пересказу необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над текстом:

1 этап – это рассказывание текста детям.

2 этап – обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого вида театра.

3 этап – ответы на вопросы взрослого. После проигрывания детям задаются вопросы, ответы на которые помогают раскрыть смысл действий персонажей, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит детей тому, как надо поступать и правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.

4 этап – изображение прочитанного текста (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.). Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Это позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить про себя, отобразить в рисунке свои личностные представления об услышанном.

5 этап – пересказ текста детьми с опорой на наглядность.

Такой алгоритм действий развивает у детей умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием сюжета, формировать эмоционального восприятия услышанного, учить отвечать на вопросы по его содержанию, выполнять игровые действия, стимулирует детей повторять отдельные слова и выражения из текста, учит передавать содержание в изобразительной деятельности, пересказывать содержание текста с опорой на игровые действия и рисунок, развивает память, внимание, мышление.

Игры для обучения пересказу

Игра «Из какой я сказки?»

Цели: Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи.

Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Любимые сказки».

Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовивший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой. («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Игра «Кто лишний?»

Цели: Развитие зрительного внимания.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?». («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Игра «Четвертый лишний»

Цели: Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он не человек, а животное. Аналогично можно провести игру так, чтобы дети могли находить лишнего героя из сказки, дифференцировать людей, животных и т.д.

Игра «Расскажи по цепочке»

Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.

Игра «Будь внимательным»

Цели: Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней – яблоки, закрепляет речку, а в ней – камень, печку, а перед ней — дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится. Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять местами фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п.

Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке.

Игра «Не зевай — по порядку называй»

Цели: Развитие зрительного внимания, обучение порядковому счету, актуализация атрибутивного словаря (порядковые числительные), совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог помещает на наборное полотно фигурки зайца, лисы, волка, медведя, медведицы, медвежонка, Машеньки, Ванюшки, петуха и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем дети должны продолжить порядковый счет, начатый логопедом:
-Заяц первый, лиса вторая, волк третий и т. п.
Можно предложить детям следующие вопросы: «Который по счету волк?», «А медвежонок который по счету?», «Между какими героями стоит медведица?», «Перед кем стоит Машенька?», «За кем стоит петух?» и т.п.

Примерный план занятия по пересказу русской народной сказки «Лиса и рак»

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Показать рака на картинке, пояснить, что у него слабые тонкие ноги, но цепкие клешни. Предложить детям показать, какой величины рак.
2. Чтение сказки (1-2 раза)
3. Разбор сказки (содержание, язык, выразительность). Воспитатель спрашивает: «Почему лиса предложила раку перегоняться? Ласково или насмешливо сказала она: «Давай с тобой перегоняться?» (Предлагает повторить хором и индивидуально эту фразу, выделяя слово перегоняться). Что придумал рак, чтобы перехитрить лису? (Обратить внимание на слова уцепился за хвост). Предлагает послушать ещё раз, как медленно и насмешливо сказал рак лисе, когда отцепился от её хвоста: «А я тебя давно тут жду!» (выделить слов давно).
4. Повторное чтение сказки с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей (3-4 ответа).
6. Пересказ по ролям (2-3 ответа).

Официальный сайт Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска “Детский сад № 391 комбинированного вида “Елочка”.

Все права защищены.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация на официальном сайте размещается на русском языке.

© Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска “Детский сад № 391 комбинированного вида “Елочка”, 2020-2021годы

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов проектов

Содержание:

1. Речь в развитии старших дошкольников.

2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.

3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.

4. Значение метода проекта в развитии связной речи у детей с тяжелым нарушением речи.

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается основа для чтения и письма. Роль развития речи трудно переоценить, т.к. в этот процесс, включается развитие всех психических процессов и совершенствование детской деятельности. В работах таких ученых, как Выготский Л.С, Запорожец А.В, Филичева Т.Б, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Конечная цель речевого развития в ДОУ – это овладение речью, как средством общения.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родного языка. Сразу хочется объяснить почему? Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью, это основа формирования личности ребенка дошкольника. В формировании связной речи, так же прослеживается связь развития речи и интеллектуального развития.

Связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем- либо, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Формирование связности речи включает в себя развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Решение таких задач, как: развитие предметного и глагольного словаря, словаря признаков, развитие монологической и диалогической речи, умение пересказывать тексты, разучивать стихи (выразительность речевых оборотов), развитие фантазии, умения обращать свои мысли в слова. Педагог при этом должен определить: тему и цель задания, словарь, который должен усвоить ребенок на данном этапе, отработать лексический и грамматический материал с учетом этапа коррекционного обучения, обозначить основные этапы, показать их взаимосвязь, сформировать цель каждого этапа, подчеркивать наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала, обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий, включать в работу разнообразные игровые и дидактические упражнения, учитывать зону ближайшего развития дошкольника, предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность.

Дети с ТНР не могут проходить обучение в массовых детских садах, т.к. им нужны конкретные специалисты, поэтому и существуют специальные сады и группы для детей с соответствующими диагнозами.

Основными признаками ТНР являются: резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами лишены возможности в словарной форме полноценно общаться с окружающими. Характерно для детей с ТНР общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности, как звуковой, так и лексической, грамматического строя речи. Вследствие этого, у большинства детей с ТНР, наблюдается ограниченность мышления, речевого общения, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основных наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Основными задачами педагогов именно речевых групп являются: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении высказываний, контроль за поставленными логопедом звуками, развитие моторики. Как показывают многолетние наблюдения (результаты диагностик и мониторингов), развитие именно связной речи, вызывает у детей с ТНР особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексы и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов на начальном этапе невозможно. С недавнего времени в дошкольную педагогику ввели метод проектной деятельности. Федеральные государственные требования к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования определяется основными требованиями: кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективного средства обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, поиск новых путей решения поставленных задач. Метод проекта отлично подходит к данным требованиям. Его использование в ДОУ связано с: гуманизацией образования, проблемами развития обучения, педагогике сотрудничества, личностно- ориентированными и деятельными подходами. Проектная деятельность в ДОУ рассматривается, как инновация, т.к в основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольника, на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов и обучающихся, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой, по этапному практическому достижения поставленной цели.

Следовательно, метод проекта, так же подходит для развития связной речи у детей с ТНР.

Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявлять эмоции, активизировать словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать грамматический строй.

Метод проекта – это пять “П”:
– Проблема
– Проектирование (планирование)
– Поиск информации
– Продукт
– Презентация

Используя метод проекта в работе, необходимо помнить, что проект- это сотрудничество педагогов, детей и родителей. На этапе разработки педагоги планируют: содержание непосредственно – образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, продумывают предметную среду. Последним этапом проекта является – презентация. Это всегда самый интересный момент. Необходимо усиливать социальную значимость проекта. Следует объяснять, для кого и для чего он создавался и зачем нужен. Форма защиты должна быть яркой, интересной, продуманной, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка (стимулировать его речевые успехи), родителя, педагога.

Решая поставленные задачи по формированию связной речи у детей с ТНР, следует строить работу так, чтобы у ребенка был постоянный интерес к проекту. Все задания должны быть динамичными, увлекательными, мобилизующими детей, вызывающими желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Окружающий мир- неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающим. Впечатления, полученные от этого в детстве, запоминаются на все жизнь и часто влияют на отношение к миру, к Родине. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но не все, иногда даже не замечая главного. А если рядом педагог, родитель, который удивляется вместе с ним, побуждает не только смотреть, но и видеть, помогает мысли обратить в речь, дети хотят узнать еще больше. Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка – важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в развитие связной речи. Метод проекта помогает, стимулирует взаимодействие ребенка и взрослого.

Самое важное в работе с дошкольниками – это, то, что метод проекта помогает решить самую главную задачу, к решению которой должны стремиться все педагоги речевых групп – овладение детьми речью, как средством общения, что способствует развитию гармоничной личности ребенка.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

1 проект: “Развитие речи у детей с ТНР, через обучение составлению описательных рассказов и загадок”

Это вид речевой деятельности является на начальном этапе обучения самым тяжелым для детей с ТНР. Основными видами описательных рассказов являются: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимодействий, описание картины как раскрытия заданной темы, словесно – выразительное описание изображенного, с использование аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и др.). На основе сформировавшихся навыков использования различных типов предложений, у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержания предметных картинок, картин или их серий, составление рассказов – описаний. Зная специфику занятий по составлению описательных рассказов и загадок, любой педагог скажет – это сложно! Взрослым нужно побуждать ребенка к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию, использованием более эффективных, занимательных для детей методов и приемов, средств, которые могут способствовать появлению у детей стойкого интереса к данному виду речевой деятельности.

2 проект: “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов”

Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Главная ценность старшего дошкольного возраста – это высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

3 проект: “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с целостностью картины окружающего мира”

Так или иначе, но для дошкольника почти каждое занятие, будь то лепка, рисование, развитие речи несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить, но не стоит перегружать их внимание. Для проведения полноценной работы рекомендуется комбинировать лексические темы, проводить интегрированную работу по всем направлениям, нацеленную на определенные объекты изучения и разные виды речевого развития. Учить детей самостоятельности высказывания.

Т.е. в работе в этом проекте мы объединяем знакомство с целостностью картины окружающего мира и развитие связной речи у детей с ТНР.

4 проект: “Использование художественной литературы, как средство развития связной речи у детей с ТНР”

Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяет жизненный путь поколений, воздействует на развитие и состояние цивилизации. Современные дети все больше проводят время за компьютером, телевизором. Заметно снизился интерес к чтению. Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с разными видами детской деятельности, способствует постижению человеческой личности.

Совместное чтение книг способствует сближению матери и ребенка, что играет важную роль в формирование того, какими станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество. Давно определено, что через чтение художественной литературы возможно решение всех речевых задач.

Очень важно, понять, что для успешного обучения в школе, у выпускников детского сада не всегда достаточно сформировано умение связно высказываться на определенную тему. Чтобы этому научиться, необходимо развивать все стороны речи.

К 5 годам завершается формирование ребенка, как личности, проходит кризисный период 3-х лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости. В этот период у детей появляется потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием развития личности ребенка.

Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушениями речи с использованием технологии «Стихотворчество на логопедических занятиях по обучению пересказу»

Хочу поделиться своим опытом по обучению пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи, система работы дала высокие результаты. Буду рада если эта тема кого-то заинтересует.

Пособие для логопедов и педагогов

Пояснительная записка.

Пособие предназначено для логопедов, работающих с детьми с ОНР, Адаптированные конспекты Нападовской В.Л. и Ефименкофой Л.Н. и авторские конспекты занятий для детей дошкольного возраста, а также для детей с нарушениями речи, позволят научить ребенка пересказывать рассказы, а также расширить словарный запас, сформировать лексико-грамматические компоненты речи, совершенствовать фонематический слух, развить коммуникативные навыки общения при помощи овладения метода стихотворчества.

«Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему.Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.»

Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы.
Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения.

Психологи подчёркивают, что далеко не все дети, а тем более с нарушениями речи, овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.

Поэтому дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами их запоминания. Этот процесс обучения вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Здесь очень важно пробудить у детей интерес к подобной учебной деятельности.

Решая задачу поиска эффективных методов и приемов в решении коррекционных задач и становления личности детей с проблемами в развитии, в частности с ОНР, я обратилась к детскому стихотворчеству.

Это один из самых результативных приемов, применяемых на занятиях по коррекционной логопедии, который помогает задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, вызывает живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению, избавляет детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением.

Используемый метод Стихотворчества на занятиях по обучению пересказыванию вызывает живой интерес у детей, стимулирует работу головного мозга, являясь своеобразным тренингом внимания, способствует эстетическому воспитанию ребенка, является одним из приемов коррекции других речевых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать: фонематический слух, звуковой анализ, грамматический строй речи, лексико-семантическую сторону речи, развить связную речь, помогает раскрыться способностям ребенка: ребенок успешно начинает справляться с тем, что было недоступно ему ранее.

Обучать ребенка пересказу приемами стихотворчества можно при составлении описательных рассказов с элементами стихотворчества, коротких рассказов с опорой на предметные картинки, по серии картин по сюжетным картинам, и в заключении обучать пересказу с элементами творчества (придумай начало, конец рассказа).

У детей возникает больший интерес к рассказу, когда его можно зарисовать. Поэтому можно использовать мнемотаблицы, опорные схемы, предметные и сюжетные картинки и просто рисунок ребенка.

Работа с рисунками помогает логопеду в решении как образовательных, так и специальных задач коррекционной работы:

1. Развитие психических функций:

  • формирование устойчивости и переключаемости внимания,
  • развитие познавательной активности.

2. Развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия при обыгрывании с игрушками, муляжами, театром.

3. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.

4. Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов)

5. Развитие зрительно-двигательной координации (соединение линий в рисунке).

6. Стимуляция зрительно-познавательной активности.

7. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и отбор речевых средств.

8. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

9. Совершенствование эмоционально-волевой сферы.

10. Воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.

2. В системе работы по данной теме я выделила 3 условных этапа:

1 этап. Побуждение к стихотворчеству. На первых занятиях происходит первичное знакомство со стихотворными строчками( знакомые стихи, потешки), а затем в игре с Петрушкой дети учатся подбирать слова рифмы: Петрушка – ватрушка, мошка-кошка, печка-свечка-речка-печка….,играют в игру «Подбери пару»,

2 этап. На данном этапе используется игра с использованием наглядности «Договори словечко». Логопед читает готовый образец и анализирует его вместе с детьми, выделяя «слова-рифмовки».

3 этап. Ребята выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко», и заучивают получившееся стихотворение.

Дети творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вместе с логопедом и заучивают получившееся чистоговорки, двустишие, стихотворение.

На каждом этапе происходит формирование и совершенствование фонематического слуха, которое включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами. Этот вид работы доступен и интересен детям. Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы.

Но необходимо помнить, что стихотворные тексты необходимы не только для эстетического воспитания, развития связной речи и памяти, но и для формирования и совершенствования речевого слуха. И не надо ставить задачу научить детей писать стихи. Этому нельзя научить. Стихи рождаются сами. Это одно из средств самовыражения ребенка. Самое главное, чтобы процесс обучения стал для ребенка интересным и увлекательным.

Ян Амос Коменский призывал сделать труд ребенка источником умственного удовлетворения и душевной радости. Ребенок должен почувствовать: учение- это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности

Опыт работы по данной теме доказывает особую и существенную роль стихотворной речи в отношении развития обыденной речи детей с ОНР 6-7 лет. Освоение даже начальных моментов стихотворной речи способно приводить к качественному изменению всего спектра различных речевых параметров в развитии фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов звуковой культуре речи. Развивая устную связную речь и творческие способности учащихся, логопед попутно работает над нравственным воспитанием.

Выделенная система условий позволяет обеспечивать порождение стихотворной речи, в числе которых: ориентировка в ритмической структуре стихотворной речи, система специальных заданий и творческая активность ребенка.

  1. В.П.Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением»
  2. Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»
  3. Интернет ресурсы, собственный опыт работы.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе с детьми с нарушением речи.

  • Обучение детей пересказу с использованием метода стихотворчества.
  • Пересказ рассказа Л.Толстого «Белка и волк».
  • Обучение пересказу с опорой на сюжетную картинку.
  1. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
  2. Совершенствовать грамматический строй и лексико-семантическую сторону речи, умение строить сложно — подчиненные предложения.
  3. Развивать активный зрительный и слуховой контроль над последовательностью и полнотой передачи содержания рассказа.
  4. Активизировать зрительную и слуховую память, внимание и мышление, общую и речевую моторику.
  5. Воспитывать нравственные качества.
  6. Активизировать и развивать творческие способности детей.
  • Чтение рассказа, инсценировка.
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Комплексное занятие аппликация и лепка по содержанию рассказа.
  • сюжетная картина Волк и белка.
  • Маски белки и волка.
  • Оформленная лесная полянка.
  • Извилистая тропинка с «холмиками» (под 1 елкой- коробка с Су-Джоками, под 2 – карандаши, наклейки, альбомные листы )
  • Подготовленные конверты для составления схем предложений, музыкальный диск: «Голоса леса», планшет звуковое письмо с текстом рассказа.

1. Организационный момент:

Логопед: — Сегодня мы с вами снова отправимся на лесную полянку по узкой тропинке и соберем то, что оставил нам Еж Ежович

2. Ориентировка в пространстве.

Логопед: По тропинке мы пройдем и налево завернем-разбираем су-джоки — (проводится массаж ладоней и пальцев).

По тропинке мы пойдем и направо завернем — находим сюжетную картинку к рассказу.

Логопед: Рассмотрите, ребята, картинки. Вам знаком этот рассказ? Проходите на нашу полянку и рассаживайтесь поудобнее. А Что это на пенечке? Планшет. Это, наверное, Еж Ежович нам оставил. Давайте включим .

Звуковое письмо. Рассказ «Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк подскочил и быстро ее схватил. Белка испугалась и стала просить:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

– Отпусти меня прежде на елку, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

3.Обучение детей пересказыванию.

2. Беседа по рассказу:

– Вам понравился рассказ Ежа Ежовича?

– А как называется рассказ?

– О чем рассказал нам ежик?

– Что делала белка и что с ней случилось?

– Как просила белка волка ее отпустить?

– Что сказал волк?

Инсценировка рассказа. Работа над мимикой ,жестами, интонацией.

Логопед играет роль рассказчика, используя рифмы.

Прыгала белка с ветки на ветку и упала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Белка: «Отпусти меня волк» (Жалобно со срахом).
Логопед: Волк подумал и строго спросил:
– Хорошо, я тебя отпущу, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?

Логопед: Отвечала белочка волку:

– Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу. А то я тебя боюсь.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.

– Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет.
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.

– Как хорошо ребята сыграли свои роли!

А вы, ребята, что вы можете сказать о настроении волка и белки? Какой вывод можно сделать?

Я знаю, что вы очень любите рисовать. Попробуем этот рассказ зарисовать.

(На столе отдельные листы бумаги, карандаши, наклейки белки и волка Дети подходят и схематично зарисовывают рассказ -создают мнемотаблицы, дети общаются между собой и стараются последовательно воспроизвести сюжет – помощь логопеда по необходимости)

4. Игра: «Подбери словечко».

Логопед: Расставьте картинки свои по порядку и составлять стихотворную сказку. Хотите? Чтение стихотворения (дети договаривают рифмы).

Прыгала белка с ветки на ветку и у пала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Волк подумал и строго спросил: Почему вы,белки, всегда веселы?
Я вот целыми днями брожу и все время грущу и грущу.
Отвечала белочка волку:
– Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.
– Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.

– Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. У нас получилось замечательное стихотворение.

5. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

– А теперь попробуем рассказать:

– С чего начинался рассказ ?

– Чем закончилась эта история?

Логопед: — Я предлагаю выбрать рассказчиков по желанию, или детей, у которых уже хорошо идет пересказ. Детям, у которых еще слабые навыки пересказа, предлагается пересказать диалог героев. Предложить при пересказе передать все эмоции и чувства героев.

6. Итог занятия:

– Какой вывод можно сделать из этой истории? Что больше всего запомнилось вам?

Особенности развития навыка пересказывания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Гениятова Ольга Габдулловна , учитель-логопед
Республика Башкортостан г. Уфа

– закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; – формирование навыков построения связных монологических высказываний; – развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; – целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения; – формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает: – усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.); – формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; – обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Особенности развития навыка пересказывания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

У детей с с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности в овладении навыками связной речи, в частности пересказом, характерны нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски и ошибки, незавершенность фрагментов и т.д., на что указывают такие авторы, как Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Филичева и др.

В психолого-педагогической литературе разработаны наборы текстов для обучения ребенка пересказу. Требованиям отвечают народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, рассказы Е. Пермяка, К.К. Калининой и др.

Особый интерес представляет оригинальная педагогическая система К.Д. Ушинского. Учебные книги Ушинского насыщены произведениями народного творчества – пословицами, загадками, сказками.

Последовательница К.Д. Ушинского Е.Н. Водовозова в пересказах рассматривает проблему развития речи как основную. С этой целью она рекомендовала разговоры, беседы, чтение книг и пересказ, заучивание стихов, чтение и разбор басен. Она, прежде всего, рекомендовала знакомить детей с баснями Крылова и др.

Крупный педагог-методист и общественный деятель в области дошкольного образования С.И. Тинеева отводит большое место в развитии речи детей живому слову. Наиболее полно С.И. Тинеева раскрывает в своей методике рассказы по заглавиям, развитие рассказа по предложенному началу.

Итак, как известно, пересказ – самая первая ступень в формировании навыков монологической речи, и разнообразные приемы должны облегчить овладение ею каждым ребенком.

С детьми следует иногда пользоваться отраженным пересказом. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.

Воспитатели в дошкольных учреждениях прибегают к пересказам частями, по ролям (лицам), в лицах, игра-драматизация.

К основным требованиям к пересказам и специфике обучения пересказу в различных группах детского сада можно отнести: осмысленность, полнота передачи произведения, последовательность, использование словаря и оборотов авторского текста, замена отдельных слов синонимами, ритмичность, отсутствие длительных пауз, культура устного рассказа.

Начиная с раннего возраста, детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Детей младшего дошкольного возраста педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые педагогом вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании педагогом сказки).

Начиная со средней группы, программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу.

Большую роль в развитии речи играют пересказы. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.

На данный момент проблема коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста является острой, так как количество таких детей возросло за последнее время.

Поэтому существует острая необходимость поиска наиболее эффективных средств и способов обучения пересказу дошкольников. Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи затрудняются в овладении связной речью вообще и пересказом в частности. Применение логопедических технологий позволяют выявить, какие стороны страдают при пересказе и наметить наиболее эффективные пути обучения пересказу, восполнить пробелы и повысить уровень речевого развития детей.

Целью является – научить планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в речевой ситуации и самостоятельно определять содержание высказывания.

При проведении занятий по обучению пересказу перед педагогом стоят следующие задачи:

– закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

– формирование навыков построения связных монологических высказываний;

– развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

– целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;

– формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

– усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);

– формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

– обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Читайте также:  Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами
Ссылка на основную публикацию