Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования

Галина Синютина
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.

(Л. С. Выготский)

Подготовка ребенка к школе традиционно была и остается одной из важнейших функций детского сада, однако подходы к работе по подготовке детей к школьному обучению, ее специфика, содержание и формы организации переосмысляются в соответствии с новыми условиями и нормативными документами.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Психологический аспект преемственности

– учет возрастных особенностей;

– адаптация переходных периодов;

– снятие психологических трудностей;

– совершенствование форм организации образовательного процесса и методов обучения в детском саду и школе;

– поощрение инициативности учащихся и активности дошкольника.

ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера, особенностей детей и организации, реализующей программу. Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В качестве предпосылок учебной деятельностии нормальной адаптации к школе выделяются следующие:

– наличие познавательных и социальных мотивов учения;

– умение ребенка фантазировать и воображать;

– умение ребенка работать по образцу;

– умение ребенка работать по правилу;

– умение ребенка обобщать;

– умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;

– владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе;

– умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.

Вышеперечисленные показатели психического развития ребенка являются основными параметрами готовности, на которые опирается начальное обучение в школе.

В настоящее время школьные классы в основном состоят из 20–25 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповоеобучение создает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков.

Общение детейс ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей: дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.Кроме этого наблюдается:

– двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость;

– низкой уровень запоминания;

– мышечная дистония, общая моторная неловкость;

– недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности;

– недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук;

– неготовность принять предлагаемую задачу.

Психологическая готовность к школе это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности присущей дошкольному возрасту – то есть в игре.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольника.

Приемы и методы психокоррекционной работы

В условиях логопедической группы необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно – педагогической.

Приемы психологической коррекции:

приемы игровой психокоррекции. Данные приемы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм;

приемы арттерапии и музыкотерапии, которые основаны на переживании и смене психологических состояний в процессе рисования и лепки;

– общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;

– развитие внимания, чувственного опыта.

В период подготовки детей с ОНР к школе создаются коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной сферы. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития личности ребёнка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения, гибкости. С этой целью использую цикл занятий «Мои эмоции», ребята учатся распознавать эмоциональные состояния окружающих посредством игровых заданий и изобразительной деятельности.

Для оптимизации общения ребенка в группе сверстников научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.

Развитие эмоционально – коммуникативных умений у дошкольников происходит через:

знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями; формирование навыка распознавания эмоций;

обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;

игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Ладонь к ладони», «Дотронься до …»).

Ребенку с общим недоразвитием речи необходимо привить умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определённые требования и получил заслуженную похвалу.

Для развития коммуникативной сферы на занятиях создаются специальные условия (раздаточный, демонстрационный материал, музыкальное сопровождении и т. д., где происходит включение детей в коммуникативные ситуации, вызванные потребностями вербального взаимодействия воспитанников и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения.

Для усвоения и закрепления дошкольниками норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение – диалогов детей и др.

У данной категории детей реже встречается взаимный выбор, что свидетельствует о социально – психологическом неблагополучии, неумении строить доброжелательные отношения со сверстниками. Достаточно низкие показатели дети с ОНР имеют по таким критерия как умение договариваться, взаимопомощь и отношение к результату совместной деятельности. Это говорит о том, что дети с общим недоразвитием речи в процессе деятельности не оказывают друг другу помощь, работают в основном самостоятельно и мало общаются друг с другом. Все это затрудняет адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» ребенка с ОНР к школе.

Для преодоления отчуждения между детьми, педагогам даются рекомендации по использованию игр, помогающих поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.

1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;

2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;

3 группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты.Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».

Проводя эти игры, нужно поручать «непринятым» и «изолированным» детям с речевыми недостатками роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, насколько хорошо он справился с ролью ведущего.

Необходимо проводить большую работу с семьями воспитанников.

В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

Цель психологического сопровождения родителей воспитанников – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Задачи психологического сопровождения родителей:

– Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.

– Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.

– Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.

Задачи решаются посредством родительских собраний, информационных стендов «Мы вам советуем», «Возрастные особенности детей 6-8 лет», «Игры на развитие мелкой моторики» и т. д.

В нашем учреждении функционирует клуб «Будущий первоклассник», клуб «Молодая семья», консультативный пункт по оказания помощи семьям воспитанников. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.

Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-логопеда, психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством освоения ими предметной деятельности 1. Введение Каждый человек, появившись на свет, уже готов к восприятию мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования» Дошкольный возраст является самым благоприятным.

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников Содержание: 1. Актуальность проблемы на современном этапе. 2. Теоретическое обоснование темы. 2.1 Исследования известных педагогов и психологов.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Формирование предпосылок УУД через проектную деятельность Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию моё выступление на районной педагогической конференции ” Качественное образование.

Методика исследования сформированности предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятии В последние годы в Российской Федерации идет активное осуществление процесса модернизации системы образования, согласно которому были разработаны.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной логопедической группы на тему «Игрушки» Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной логопедической группы Образовательные области: «Коммуникация».

План тематического контроля «Улучшение качества усвоения учебной программы дошкольного образования с помощью лэпбуков» ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Улучшение качества усвоения учебной программы дошкольного образования с помощью внедрения дидактического.

Презентация «Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» Презентация Тема: «Формирование графо-моторных навыков.

Формирование у детей с общим недоразвитием речи предпосылок к учебной деятельности
консультация по логопедии (старшая группа)

Большинство современных исследований в области специальной педагогики свидетельствует об увеличении количества детей с речевыми нарушениями, при этом общее недоразвитие речи (ОНР) является наиболее распространенным речевым нарушением. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья, успешной социализации детей и полноценного освоения учебной деятельности.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты языковой системы – (фонетика, лексика и грамматика). Языковая система – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается его недостаточная устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

Усугубляет ситуацию условия современного мира, при которых родители всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, а ведь обучение в школе – это новый этап в жизни ребенка и готовиться к нему нужно не только детям, но и родителям. Учеба в первом классе требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами – принимать на себя роль ученика. Поэтому, подразумевается, что ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития. Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявлеямых к понятию «готовность», однако он является основным.

К сожалению, в последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, чтобы ребенок научился читать, усвоил элементарные математические знания. Однако, как показывает практика обучения первоклассников, такая «подготовка» не только не способствует, но и препятствует полноценному обучению ребенка в школе, т.к. невозможно обучить ребенка школьным предметам без создания для этого психологической базы, это, тоже самое, что строить дом без фундамента. Как показывают исследования и наши наблюдения, несмотря на индивидуальные различия, детям с общим недоразвитием речи свойственны трудности организации внимания, нарушения речемыслительной деятельности, неумение планировать и самостоятельно выполнять учебные задания.

И если в дошкольном возрасте недостаточная сформированность психических процессов может быть недостаточно заметна, то в школе такие дети не могут успешно выполнять инструкции учителя, недослушивают задания до конца, а потому отвлекаются и сбиваются в процессе выполнения. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к школьным занятиям уже в младших классах. Ребенок в своём развитии должен пройти последовательно каждый этап, не пропуская ни один.

Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, достаточно сложный, длительный процесс, требующий постоянного контроля и внимания, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и специалистов. Следовательно, чтобы помочь детям с общим недоразвитием речи в подготовке к полноценной и продуктивной учебной деятельности необходимо начинать формирование произвольности уже в дошкольном возрасте.

Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, речемыслительной деятельности (развернутого связного высказывания типа доказательства и рассуждения) и полноценного пальцевого праксиса.

Формирование этих навыков должно осуществляться поэтапно, основываясь на положении Л.С. Выготского о том, что речевая саморегуляция проходит в своём развитии ряд ступеней. На первой из них (в раннем и младшем дошкольном возрасте) слово идет вслед за действием и лишь фиксирует его результат. На следующей ступени речь сопровождает действие и идет параллельно ему. Затем словесная формулировка задачи и начинает определять ход её выполнения. Речь «сдвигается» к началу действия, предваряя его, т.е. возникает планирующая и регулирующая функция речи. Работа над дикцией способствует закреплению навыка правильного и отчетливого произношения, параллельно формируя слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Читайте также:  Школьный логопункт, положение о логопункте

Рациональное использование разнообразных пособий, таких как набор геометрических фигур, разных по цвету и величине, демонстрационные и раздаточные материалы, при помощи которых можно осуществлять интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий (сериация, геометрические конструкторы, счетные палочки, спички, таблицы с различными изображениями для решения задач: «Найди отличия», «Что перепутал художник). Предлагаемые задания не только способствуют формированию связного высказывания, но и направлены на формирование основных умственных операций и действий. В ходе занятий с использованием подобных игр и упражнений у детей формируется пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, о их расположении в пространстве и относительно друг друга. Необходимость формирования этих навыков, обусловлена тем, что современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. Кроме того и лингвистические и математические знания базируются на фундаменте ориентации в пространстве.

Таким образом, разнонаправленное воздействие на личность ребенка с ОНР, осуществляемое в комплексе, подводит детей к овладению важными учебными навыками – планирование предстоящей работы, выбор способов, средств её осуществления, проверка результатов. Многообразие форм и методов работы позволит развить различные аспекты речи и произвольности ребенка, активизировать внимание и интерес детей к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
narushenie_rechi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей с общим недоразвитием речи

предпосылок к учебной деятельности

Большинство современных исследований в области специальной педагогики свидетельствует об увеличении количества детей с речевыми нарушениями, при этом общее недоразвитие речи (ОНР) является наиболее распространенным речевым нарушением. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья, успешной социализации детей и полноценного освоения учебной деятельности.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты языковой системы – (фонетика, лексика и грамматика). Языковая система – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается его недостаточная устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

Усугубляет ситуацию условия современного мира, при которых родители всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, а ведь обучение в школе – это новый этап в жизни ребенка и готовиться к нему нужно не только детям, но и родителям. Учеба в первом классе требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами – принимать на себя роль ученика. Поэтому, подразумевается, что ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития. Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявлеямых к понятию «готовность», однако он является основным.

К сожалению, в последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, чтобы ребенок научился читать, усвоил элементарные математические знания. Однако, как показывает практика обучения первоклассников, такая «подготовка» не только не способствует, но и препятствует полноценному обучению ребенка в школе, т.к. невозможно обучить ребенка школьным предметам без создания для этого психологической базы, это, тоже самое, что строить дом без фундамента. Как показывают исследования и наши наблюдения, несмотря на индивидуальные различия, детям с общим недоразвитием речи свойственны трудности организации внимания, нарушения речемыслительной деятельности, неумение планировать и самостоятельно выполнять учебные задания.

И если в дошкольном возрасте недостаточная сформированность психических процессов может быть недостаточно заметна, то в школе такие дети не могут успешно выполнять инструкции учителя, недослушивают задания до конца, а потому отвлекаются и сбиваются в процессе выполнения. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к школьным занятиям уже в младших классах. Ребенок в своём развитии должен пройти последовательно каждый этап, не пропуская ни один.

Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, достаточно сложный, длительный процесс, требующий постоянного контроля и внимания, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и специалистов. Следовательно, чтобы помочь детям с общим недоразвитием речи в подготовке к полноценной и продуктивной учебной деятельности необходимо начинать формирование произвольности уже в дошкольном возрасте.

Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, речемыслительной деятельности (развернутого связного высказывания типа доказательства и рассуждения) и полноценного пальцевого праксиса.

Формирование этих навыков должно осуществляться поэтапно, основываясь на положении Л.С. Выготского о том, что речевая саморегуляция проходит в своём развитии ряд ступеней. На первой из них (в раннем и младшем дошкольном возрасте) слово идет вслед за действием и лишь фиксирует его результат. На следующей ступени речь сопровождает действие и идет параллельно ему. Затем словесная формулировка задачи и начинает определять ход её выполнения. Речь «сдвигается» к началу действия, предваряя его, т.е. возникает планирующая и регулирующая функция речи. Работа над дикцией способствует закреплению навыка правильного и отчетливого произношения, параллельно формируя слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Рациональное использование разнообразных пособий, таких как набор геометрических фигур, разных по цвету и величине, демонстрационные и раздаточные материалы, при помощи которых можно осуществлять интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий (сериация, геометрические конструкторы, счетные палочки, спички, таблицы с различными изображениями для решения задач: «Найди отличия», «Что перепутал художник). Предлагаемые задания не только способствуют формированию связного высказывания, но и направлены на формирование основных умственных операций и действий. В ходе занятий с использованием подобных игр и упражнений у детей формируется пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, о их расположении в пространстве и относительно друг друга. Необходимость формирования этих навыков, обусловлена тем, что современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. Кроме того и лингвистические и математические знания базируются на фундаменте ориентации в пространстве.

Таким образом, разнонаправленное воздействие на личность ребенка с ОНР, осуществляемое в комплексе, подводит детей к овладению важными учебными навыками – планирование предстоящей работы, выбор способов, средств её осуществления, проверка результатов. Многообразие форм и методов работы позволит развить различные аспекты речи и произвольности ребенка, активизировать внимание и интерес детей к учебной деятельности.

Аннотация к статье Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация к статье

В статье отражены новые подходы к построению курса подготовки детей к обучению грамоте. Основными ценностными ориентирами курса является его направленность на формирование у детей предпосылок учебных деятельности, на дальнейшее языковое развития ребенка.

МБДОУ детского сада комбинированного вида № 000

Формирование предпосылок учебной деятельности

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Иными словами, достижение предметных результатов не является сегодня «суперзадачей»

В ФГОС сформулированы «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программе начального образования»:

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Хотя эти требования относятся к выпускникам начальной школы, мы отчетливо понимали, что формирование предпосылок учебной деятельности нужно начинать в старшем дошкольном возрасте.

Несмотря на разнообразие подходов в исследованиях, основными предпосылками учебной деятельности называются: определенный уровень произвольного поведения, способность действовать по речевой инструкции; возможность планировать собственную деятельность; осуществлять действие контроля и самоконтроля.

Значение этих составляющих в общем контексте качеств, включаемых в понятие «готовность к школе» особенно ярко выступает в случаях их несформированности, что имеет место у детей с общим недоразвитием речи.

Навыки планирования, словесной регуляции деятельности в нужном объеме и качестве, как правило, у этих детей не образуются и они приступают к обучению в школе, будучи недостаточно к этому подготовленными.

Как только на уроках возникает необходимость проявить самостоятельность, решить более или менее сложную задачу, сделать выводы, дети пасуют, ждут помощи взрослого. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к занятиям.

Несмотря на интерес исследователей к проблеме подготовки старших дошкольников с общим нарушением речи к обучению грамоте, динамика их речевого развития в процессе специально организованного формирования у них предпосылок учебной деятельности изучается недостаточно, что и определило актуальность темы данной работы. Из всех необходимых предпосылок учебной деятельности наиболее показательной в плане овладения речевой функцией является словесная регуляция, поэтому именно ей уделяли особое внимание.

На наш взгляд, наиболее полно решает задачи формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников программа «Подготовка дошкольников к обучению грамоте».

На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте старшие дошкольники, прежде всего, учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, т. е. дошкольники учатся учиться, и при этом овладевает всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка. При этом происходит взаимовлияние двух процессов: процесс выработки навыков звукового анализа обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности, а они, в свою очередь, положительно влияют на формирование навыков звукового анализа.

Все языковые отношения усваиваются дошкольниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей звукового состава слова. Построение моделей дает возможность сформировать у дошкольников важнейшую предпосылку учебной деятельности – развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать выполненное действие.

Необходимо особо отметить, что в соответствии с возрастными особенностями дошкольников все знания, которые получали дети при подготовке к обучению грамоте, закрепляли в специально разработанных играх, являющихся обязательным и очень важным компонентом каждого занятия. («Живые слова», «Волшебная палочка» и др.). Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для дошкольников.

Одной из важных предпосылок учебной деятельности является умение решать учебную задачу. При решении учебной задачи ребенок впервые попадает в ситуацию, когда перед ним встает задача не что делать, а как делать. Главным результатом решения учебной задачи является усвоение способа ее решения. То, что предметом усвоения становится способ действия, представляет собой значительную трудность для определенной части детей. Были дети, которые очень долго не могли перестроиться с привычного решения практических задач на учебные. Они нуждались в пошаговой помощи педагога и постоянном контроле.

В ходе обучения детей грамоте первостепенное значение уделяли умению словесно описывать свои действия: объяснять, рассуждать, делать выводы.

Методика обладает очень большими возможностями для дифференцированного обучения, его индивидуализации. В основу дифференциации обучения положен учет сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольника, знание педагогом того, какие ее предпосылки у ребенка не развиты и на этой основе устранение возможных трудностей. В «Азбуке» имеются задания разного уровня сложности, направленные на решение одних и тех же программных задач. При этом каждый ребенок имеет возможность выполнить любое задание.

Остановимся на важнейших качествах – активности и самостоятельности. В формировании активности и самостоятельности ведущую роль играет стиль отношений педагога с детьми. Для того чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, мы положительно оцениваем любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения; хвалим ребенка за саму попытку найти решение, а затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ребенку, вместе пытаемся найти правильные ответы.

Результаты работы по программе позволяют утверждать, что приобретаемые детьми умения можно рассматривать как предпосылки формируемых универсальных учебных действий:

    регулятивные УУД: умение действовать по образцу и заданному правилу; умение оценивать правильность выполнения задания, видеть ошибки и исправлять их; познавательные УУД: умение выделять единицы звучащей речи (предложения, слова, слоги, звуки); владение звуковым анализом и синтезом; умение использовать разные средства графической фиксации речи (схемы-модели, рисуночное письмо, буквенное письмо); умение рассуждать, делать выводы, классифицировать; коммуникативные УУД: готовность и способность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками; личностные УУД: положительное отношение к самостоятельности и совместной образовательной деятельности; стремление использовать полученное умение (чтение и письмо) в игре, в повседневной жизни.

Следует также отметить, что обучение детей навыкам звукового анализа, чтению мы рассматриваем не только с точки зрения непосредственного практического результата, но и, что особенно важно, в перспективе всего последующего языкового развития ребенка.

Основные концептуальные положения программы «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» имеют непосредственное продолжение в курсе начальной школы, а именно в учебном пособии «Букварь» (авторы , , программа «Начальная школа XIX века»).

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

Горбань Светлана Ивановна

Воспитатель, МБДОУ №1 ЗАТО Видяево, п. Видяево Мурманской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Горбань С.И. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 07.01.2021).

I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1. Условия возникновения и становления опыта.

Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированности предпосылок учебной деятельности.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте» Одним из условий ФГОС является:

– формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;

– преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный).

Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:

-овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

– обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

-может контролировать свои движения и управлять ими;

– способен к волевым усилиям;

-проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

-в игровой деятельности;

-в процессе специально организованного обучения (кружок).

1.2. Актуальность опыта.

У нас в детском саду «Солнышко» в этом 2015-2016 учебном году начал свою работу кружок «Будущий первоклассник», потому что в мою старшую группу были переведены 6 детей из подготовительной группы. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. Появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается:

  • в выявлении проблемы, возникновении идеи опыта, определение целей, постановке задач, выборе методов и средств их решения;
  • в разработке рабочей программы кружка, составления учебно-тематического планирования, корректировке задач, методов, средств достижения цели;
  • кратким описанием методики работы;
  • в оформлении опыта, оценке результатов.

1.4. Длительность работы:

Работа длилась с сентября 2015 по май 2017 года. Включает в себя:

  • разработку рабочей программы кружка «Будущий первоклассник»
  • ежегодное составление тематического планирования;
  • проведение занятий кружка;
  • включением в занятия заданий, дидактических игр и упражнений, направленных на расширение и уточнение словаря, развитие связной речи;
  • в ежегодном подведении итогов работы кружка.

1.5. Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает предшкольную подготовку детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

1.6. Теоретическая база опыта.

Проблема развития предпосылок учебной деятельности – одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как «соотношение обучения и развития». Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

«Учебная деятельность» – достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность – это – один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Дошкольный возраст – этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Он характерен тем, что ведущей деятельностью является игра и весьма важен для формирования личности ребенка.

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1. Основная цель работы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

2.2. Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач:

Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;

Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;

Развивать внимание, память;

Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

Формировать общеинтеллектуальные умения: операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;

Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.

Развивать графо – моторные навыки;

Формировать навыки учебно – практической деятельности;

Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;

Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

2.3. Педагогические технологии, применяемые для формирования предпосылок учебной деятельности:

1. Личностно – ориентированное обучение;

2. Коррекционно-развивающее обучение;

3. Игровые технологии.

4. ИКТ – технологии

2.4. Планирование работы

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

  1. Развитие внимания и памяти.
  2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
  3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
  4. Развитие умственных способностей.
  5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
  6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • системность и плановость;
  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
  • контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.

2.5. Формы организации работы:

Занятия организуются в период с октября по май. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей – 6 – 7 лет.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

2.6. Оценка результатов.

По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:

1. Составлять предложения из 3-4 слов;

· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

· уметь отвечать на вопросы;

· составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

· соотносить цифру с числом предметов;

· ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

· перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

· называть основные признаки времен года.

Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в октябре использовались методика: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна -Йерасека. Тест Керна- Йерасека используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:

Графическое копирование фразы из письменных букв.

Срисовывание точек в определённом пространственном положении.

Рисование фигуры человека.

Общая оценка результатов тестирования.

– Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам по 3 балла.

– Группа детей, получивших 4—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.

– Дети, получившие 9—11 баллов, низкий уровень.

2015-2016 учебный год

Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна- Йерасека.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Содержимое публикации

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Балбашова Е.И.

МДОУ «Детский сад №16» (Саранск)

В настоящее время очень большое внимание уделяется формированию предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Доказано, что у детей, которые не готовы к систематическому обучению, период адаптации к школе проходит труднее и дольше. Значительно чаще возникают различные трудности обучения, среди них намного больше неуспевающих.

Наиболее широко понятие «элементы учебной деятельности» представлено в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и их последователей. Учебная деятельность определяется в них как главный основной тип деятельности у младших дошкольников, как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью действий предметного и познавательного характера. В ходе этих действий ребята овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них способов решения конкретно-практических задач.

Целью учебной деятельности является познание детьми окружающего. Они овладевают системой знаний, навыков и умений, компетенций. В этом процессе также формируются способности и черты характера ребенка. Научный смысл формирования учебной деятельности будет ограниченным, если под этим понимать, либо процесс развития способности, либо становление научно-теоретического мышления, либо обучение творчеству. Формирование учебной деятельности – прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, проблема развития личности как ее субъекта.

Учебная деятельность это не только усвоение знаний, умений, навыков. Ребенок может получать их и вне этой деятельности, например в игре, труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта. Исследования педагогов доказывают, что развитие учебной деятельности возможно в первую очередь на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Вот почему важной предпосылкой к учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий. Такие способы позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи отношения.

К одним из важнейших элементов учебной деятельности относятся обобщенные умения, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Среди предпосылок к учебной деятельности выделяются противоположные по сути умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

При решении практических задач сознание детей в старшем дошкольном возрасте переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, они осознают путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание помогает им повысить успешность формирования у них новых познавательных действий и вместе с этим новых, более сложных знаний.

В дальнейшем необходимо учить детей использовать усвоенный способ в новых условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Этого можно достигнуть в ходе решения ряда похожих, но не однотипных задач, приводящих ребенка к определенному обобщению, возникновению случаев для переноса найденных способов действий в новые, измененные условия, становлению соответствующих навыков.

Важная предпосылка развития учебной деятельности – умение контролировать способ выполнения своих действий и оценивать их. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается основного компонента. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовка к учебной деятельности лучше всего начинать именно с формирования названных умений.

К предпосылкам к учебной деятельности относятся также сформированность личностного (мотивационного) компонента. Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него следующих мотивов:

– отношение к учению как к важному общественно значимому делу;

-стремление к приобретению знаний;

– интереса к определенным учебным предметам.

Условиями возникновения этих мотивов служат, во-первых, формирующиеся к концу дошкольного детства общие желания детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника, а во-вторых – развитие любознательности, умственной активности, которая проявляется в живом интересе к окружающему, стремление узнать новое.

Проводившиеся много раз опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя это желание они обосновывают по-разному. Одна часть дошкольников в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, а другая ссылается на внешний аксессуар – обладание портфелем, звонки, перемены, общение с учителем и другое.

Но это не означает, что такие дети мотивационно к школе не готовы. Решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего развития более глубокой, собственно учебной мотивации.

Учебная мотивация – система, включающая:

– познавательные потребности, цели, интересы, стремление, идеалы;

– мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае – учебную. Она позволяет развивающейся личности определить и направление и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Мотивация может выступать и в качестве значимой многофакторной основы, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждом временном интервале.

Следующее условие успешности учения заключается в развитии произвольности, управляемости поведения. Произвольность внешнего, двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, например, организованно вести себя на уроках. Произвольное управление внутренними, психическими действиями очень нужно для целенаправленного наблюдения за явлениями, сохранение сосредоточенного внимания особенно тогда, когда материал не интересен для ребенка, для запоминания предлагаемых учителем или содержавшихся в учебнике сведений с применением соответствующих приемов, для последовательного обдумывания хода решения задач и тому подобное.

Таким образом, успешность обучения в школе зависит от целого ряда факторов. Важнейшая составляющая успешной учебной деятельности – умение понимать суть учебной задачи и решать ее. Отличительной чертой учебных задач от практических является то, что основная цель деятельности детей заключается в усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений, решение конкретных практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам можно выделить как основную характеристику полноценной учебной деятельности.

Отмечено, что не любая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая, которая содержит в себе учебную проблему. По этой причине формирование элементов учебной деятельности, обеспечение готовности детей к школьному обучению требуют от педагога владения технологиями проблемного обучения.

1.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе.- М.: Наука,2005 – 128с.

2. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 112 c.

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.

4.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.- М.: Педагогика, 1988. – 135 с.

Психолого – педагогический аспект формирования учебной деятельности дошкольников

Актуальность проблемы формирования предпосылок учебной деятельности.

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В настоящее время актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному обучению – принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова И ДР.) На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью.

Учебная деятельность и её структура.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

– умение определять цель, способы её достижения (целеполагание);

– планирование предстоящей деятельности;

– выполнение действий по разработанному алгоритму;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Предпосылки учебной деятельности и их формирование.

Как известно элементы деятельности могут формироваться только в процессе самой деятельности. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей, поэтому речь может идти только о формировании предпосылок учебной деятельности. Под «предпосылками учебной деятельности» ряд авторов понимают базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированость системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Содержание обучения по формированию предпосылок учебной деятельности включают следующие направления:

– активизация и развитие познавательных процессов;

– усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи;

– овладение планированием (общий способ построения собственной деятельности);

– выполнение действий по алгоритму;

– формирование операций контроля за способом выполнения своих действий;

– формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять

Психолого-педагогические условия для эффективного формирования предпосылок УД.

Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.

Для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы следующие психолого-педагогические условия:

– интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

– основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

– сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребѐнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

1. Рассмотрим первое условие – интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Интеграция игровой и учебной деятельности обусловливается не только фактом их преемственности, но и влиянием каждой из них на протекание психического развития ребенка.

В сущности, ребенок обучается с самого первого дня своей жизни. Этот процесс непрерывен, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для более высокого уровня создаются на предшествующих его этапах развития. Таким образом, предпосылки к определенному виду обучения закладываются на предыдущем этапе развития, в частности предпосылки к учебной деятельности «вырастают» из игровой деятельности, дошкольника (Л.С. Выготский). Соотношение игровой и учебной деятельности тесно связано с соотношением образного и логического мышления. В дошкольном периоде преобладают образные формы мышления, на этапе школьного обучения, в частности, при решении учебных задач – логические. Мышление с опорой на понятия обеспечивает ребенку систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах -возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы своих действий при решении учебных задач. Специально организованная деятельность старшего дошкольника, цель которой – формирование психолого-педагогической готовности к овладению учебной деятельностью, должна опираться на ведущую деятельность данного возраста – игру, последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности.

2. Второе условие – основными компонентами психолого-педагогической готовности к учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Основной единицей учебной деятельности (учебы) является учебная задача. Принятие учебной задачи рассматривается как целостное структурное образование, на которое оказывают влияние характер отношения ребенка к взрослому, мотивация, признание необходимости обучения, стремление к школьному образу жизни, уровень развития познавательных интересов, готовность к выполнению учебной задачи в соответствии с заданными условиями. Специфика учебной задачи проявляется в том, что она направляет активность ученика на овладение способами действий. Способ решения задач определенного типа считается усвоенным ребенком в том случае, если им приняты и опробованы на практике все его составляющие. Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Т.С. Комаровой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, О.М. Анищенко и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась готовность к школьному обучению. Ещѐ одной стороной готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Исследованию этого новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Исследователи Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская мерой и показателем готовности к школьному обучению называют умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывается ими со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Когда ребенок стремится к получению не только того или другого непосредственного или отдаленного результата, но и к обнаружению обобщенного способа решения всех задач данного типа, то это свидетельствует о его желании выявить и понять существенные связи и отношения изучаемого предмета. В процессе решения учебных задач действию контроля придается большое значение. По мнению Д.Б. Эльконина, именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как руководимый ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько желания учиться или намерением что-то сделать, сколько (главным образом) контролем выполнения действий в соответствии с образцом. Контроль тесно связан с оценкой, фиксирующей соответствие либо несоответствие достигнутого результата требованиям учебной ситуации. Вначале оценку дает педагог, он же и организует контроль. С формированием у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним. Осуществление контроля предполагает обращение внимания ученика на содержание своих собственных действий.

3. Третье условие строится при активном сотрудничестве ребѐнка и взрослого, направленном на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования предпосылок учебной деятельности составляют принципы воспитания личности, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход, поэтому личностно ориентированное взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей.

Результатом формирования предпосылок учебной деятельности, является достижение ребенком такого уровня развития, который в будущем позволит ему овладеть сложным типом учебной деятельности.

Конспект занятия “Детский сад. Игрушки

Автор: Грызина Екатерина Ивановна

    Окружающий мирКонспекты 13-12-2018 828

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (III) ур. 5-6 лет на тему: «Детский сад. Игрушки»

Цель : создать условия для совершенствования лексико-грамматических категорий.

Коррекционно-образовательные задачи : создавать условия для уточнения, расширения и обобщения представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными;

Коррекционно – развивающие задачи : создавать условия для р азвития связной речи, мышления, внимания, памяти; развития мелкой моторики, общей моторики.

Воспитательные задачи: создавать условия для формирования положительной установки детей; воспитания умения выполнять задания до конца; умения слушать своих товарищей.

Оборудование : разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, мультимедийное приложение, интерактивная доска, презентация.

Ход нод.

1. Организационный момент.

Дыхательная гимнастика:
Вдох носом – выдох через рот (5 – 6 раз)
Артикуляционная гимнастика:
Качели
Маляр
Грибок
Гармошка

Логопед: – Ребята! Хотите побывать в стране игрушек? Я вас туда приглашаю! Ой! (На интерактивной доске появляется изображение Винни – пуха и Пятачка со звуковым сопровождением) Кто это зовёт на помощь?

Дети: – Винни-пух и Пятачок!

Логопед: Почему Винни-пух невесёлый, такой грустный и печальный? Все его игрушки убежали. Ребята, поможем Винни – пуху, найти его игрушки?

Дети: (ответы детей)

4. Пальчиковая гимнастика “Игрушки” (Работа над темпом и ритмом речи.)

– Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

5. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Ребята поищем с вами пропавшие игрушки?

Дети находят игрушки в игровом уголке, берут по игрушке и подходят к столу.

Игра «Из чего сделана игрушка?»

Логопед: Что ты нашел? (Утку.)

– Из чего она сделана? (Из пластмассы)

– Значит утка, какая? (Пластмассовая утка.)

Каждый называет свою игрушку и говорит, из чего она сделана (Матрешка, машина, пирамида, лиса, ….)

Логопед: Молодцы ребята! Винни – Пух очень рад, что вы нашли игрушки, но оказывается, в стране игрушек все игрушки поссорились друг с другом и перестали дружить. Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Выберите себе игрушку, а затем мы расскажем, чья эта игрушка.

Игра «Чья игрушка?»

Каждый ребенок выбирает себе по игрушке. Один ребенок встает и показывает, а остальные дети рассказывают, чья теперь эта игрушка.

Д: ( -У Димы самолет. Это Димин самолет. – У Алины кукла. Это Алинина кукла.)

Логопед: В стране игрушек полный порядок. Ребята у каждого из вас по игрушке. Игрушкам очень нравится, когда их называют ласково.

Игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

6. Динамическая пауза

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)

7. Сенсорное развитие

Игровое упражнение «Расставь правильно». Развитие зрительно-пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда расставляют на столе игрушку.

– Поставим посередине стола (утку);

– Справа от…(утки) поставим (пирамиду);

– Слева от, (…. ) положим и т.д.

Логопед: Сегодня на занятии у каждого из вас было по одной игрушке. А в стране игрушек их много. Представьте что, у вас не один мяч, не одна кукла, а много. А как же тогда про них говорят? Попробуем это сделать?

Игра «Скажи о нескольких игрушках». Детям предлагается ответить на вопросы.

– Одна кукла, а если их несколько?

– Один мяч, а если их несколько?

Упражнение “Помоги Андрюшке”. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. (Логопед детям предлагает опуститься на ковер и сесть по-турецки.)

Логопед: Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно, стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ним-
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Дети: (Шесть игрушек.)

Логопед: Можете назвать их?

Дети: (Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.)

Логопед: Верно. Молодцы! Я горжусь вами!

III. Итог занятия.

Винни – Пух очень доволен как вы сегодня работали. Ребята напомним Винни – Пуху, что мы делали на занятии.

– О чем говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Ссылка на основную публикацию