Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Использование игровых технологий в развитии основных психических процессов у детей-логопатов

Автор: Бренз Нора Гивиевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №30 Калининского района Санкт-Петербурга

С каждым годом, жизнь предъявляет все более высокие требования, не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно сформировать здорового человека с твердой волей, сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого, умеющим управлять процессами творчества; фантазировать, понимать закономерности, решать сложные проблемные ситуации. Для этого необходимо раскрывать врожденные способности, сдерживать вредные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему миру, стремление к личностному совершенствованию, к расширению кругозора, к деятельности на благо ближнего, и себя.

Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес. Внимания дошкольника вызывают внешне привлекательные предметы. Сосредоточенность внимания сохраняется до тех пор, пока жив интерес к предметам, событиям. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, только к шести-семи годам дети начинают сознательно управлять своим вниманием.

У детей-логопатов (общее недоразвитие речи 1,2,3 уровня, стертая форма, дизартрии, ринолалия) наблюдаются отклонения в развитии неречевых и речевых функциональных систем. В работе с детьми-логопатами используются методики развивающего воспитания и обучения. Они носит комплексный и дифференцированный характер и направлены на формирование неречевых и речевых функций. Неречевой аспект методик направлен на развитие познавательной деятельности, формирование психических процессов (восприятия, память, внимание, воображение). Наблюдательность лежит в основе многих психических процессов, для начала, информацию ребенку нужно «заметить», а затем обработать. Чем ярче, красочнее информация, тем легче он ее запоминает. Способность слышать, обонять, осязать, определять на вкус является основой восприятия детей. У детей логопатов внимание неустойчиво, они не умеют вовремя включаться или переключаться с одного объекта на другой. Такие дети рассеяны, часто отвлекаются. Нарушение речи травмирует психику ребенка, мешает общению, затрудняет взаимоотношению с окружающими. Чтобы познавать мир, нужна хорошая память, иначе многое увиденное пройдет мимо ребенка.

К шести-семи годам начинает формироваться произвольное внимание, память. Развитие памяти у детей тесно связано с развитием мышления. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями, у них к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Перечисленные выше психические процессы входят в понятие интеллектуальное развитие, которое, в свою очередь, является значительной частью “психологической готовности” детей к школьному обучению. Важно не только какими знаниями обладает ребенок, поступивший в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, сочинять, конструировать.

У детей логопатов способность к запоминанию снижена, запоминание происходит неточное, неполное, кратковременное. Для формирования психических процессов у детей логопатов важно использовать в работе развивающие игры. Ценность игры не только в развлечении, но и в развитии, эмоциональном и интеллектуальном. Через игру ребенок постигает мир, познает себя, развивает фантазию, ум, память, в игре сосредоточено все богатства духовной жизни ребенка. Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи даются в различной форме: в виде модели плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят ребенка с разными способами передачи информации. Задачи расположены, как, правило, в порядке возрастания сложности, то есть в них использован принцип “от простого к сложному”. Постепенное возрастание трудностей позволяет ребенку идти в перед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свои творческие способности, в то время как в традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы. Игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственному представлению и воображению, способность предвидеть результаты своих действий. В развивающие игры играют дети разного возраста, и не только дети, но и взрослые. Разнообразные развивающие игры побуждают детей-логопатов свободно общаться, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии и для формирования познавательных способностей. Развивающие игры позволяют успешно решить затронутую выше проблему. Хочу поделиться своим конспектом совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.

Список используемой литературы

1. Степанова О.А. «Игровая школа мышления», Творческий центр:, М-2003г

2. Богушавская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста » Просвещение:, М -1991г

3. Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников» Академия развития:, Ярославль- 2004г.

4. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» Академия развития:, Ярославль- 1996г.

5. Тихомирова Л.Ф. «Развитие внимания и воображения дошкольников» Академия развития:, Ярославль- 2002г.

6. Симонова Л.Ф. «Ваш ребенок: изучаем, познаем, развиваем» Академия развития:, Ярославль- 2001г

7. Бубботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Академия развития:, Ярославль- 1996г

8. Ершова Е.А. «Развивающие занятия для дошкольников» СПб- 1993г.

9. Ткаченко Т.А. «Логические упражнения для развития речи» Москва 2002г

“Значение фонематического слуха и его формирование у детей-логопатов”

Разделы: Логопедия

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу (Филичёва Т.Б., Туманова Т.В., 1998).

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Мозг этих детей не справляется с необходимостью воспринять многомерную матрицу языка. Все эти нарушения, если их не исправить вовремя в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот (Визель Т.Г.,2005)

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, – например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2003), а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата, при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике не утратили своей актуальности.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание не речевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа (Фомичёва М.Ф., 1998).

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Затем детям даётся задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее (Филичёва Т.Б., Соболева А.В., 1996; Фомичёва М.Ф., 1998).

На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: “Где гудит пароход – далеко или близко”, “Угадай, кто тебя зовёт” и так далее.

Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).

На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: логопед произносит несколько слогов, например на – на – на – па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: “Поезд гудит у – у – у – у; девочка плачет а – а – а – а; птичка поёт и – и – и – и”. Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки (Хватцев М.Е., 1995).

Задачей последнего шестого этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова. Логопед должен объяснить и показать ребёнку, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем приступают к анализу согласных звуков, при этом должно соблюдаться определённое условие: сначала ребёнка учат выделять последний согласный звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.

При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий (Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д., 2000; Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2003).

Читайте также:  Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

Работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить как на занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), так и в повседневной жизни (на прогулках, в часы игр, во время наблюдений и т.д.).

В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.

Ребенок начинает чувствовать выразительные(интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с “работой” звука в лексике, морфологии, словообразовании (Тумакова Г. А., 1991). При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

Конспект занятия (Подготовительная к школе группа. Дети с ОНР)

  • Закреплять навык дифференцировать на слух и правильно произносить звуки К-Х.
  • Повторить гласные – А, О, У, И, Ы, Э. Согласные – К, Х
  • Продолжать учить звуковому анализу и синтезу
  • Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в соотнесении их с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ
  • Развивать внимание и память
  • Продолжать развивать слуховое внимание и фонематический слух

1. Организационный момент

Игра “Угадай, на чем играю” Развитие слухового внимания.

Логопед играет на музыкальных инструментах сначала перед детьми, а потом за ширмой. Дети угадывают инструмент по звуку.

2. Введение в тему

Игры “ Четвертый лишний”, “Запомни – повтори”

Сапоги, тапочки, халат, туфли – ХАЛАТ

Апельсин, яблоко, груша, капуста – КАПУСТА

Медведь, корова, волк, заяц – КОРОВА

Хризантема, дуб, тополь, берёза – ХРИЗАНТЕМА

ХАЛАТ – КАПУСТА – КОРОВА – ХРИЗАНТЕМА.

Кто догадался, какие два звука придут к нам сегодня на занятие? К – Х

3. Характеристика звуков К, Х по артикуляционным и акустическим признакам

Сегодня мы поиграем со знакомыми вам звуками К, Х.Послушайте внимательно как я их произнесу. Обращаю внимание детей на краткое произношение звука К, и длительное звука Х.

Произношение звуков К, Х детьми (дети выставляют ладошки-экранчики перед губами, чтобы уловить воздушную струю, потом кладут на горлышко, для того, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок, или е отсутствие)

Сравнение: Чем похожи звуки? – Оба согласные, глухие, твёрдые.

В чем отличие? – Звук К произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком.

А звук Х – длительно, воздух выходит плавно.

4. Развитие фонематического слуха

Игра “Доскажи словечко”

Роет, строит ловко
Спальню и кладовку.
За щеками склад зерна
У кого? У…(Хомяка)

Он лакает молоко,
Мышек ловит так легко.
Он у бабушки живет.
Кто же это?
Рыжий…(Кот)

Дети делятся на две команды “Котов” и “Хомяков”

Игра “Поймай звук” (“коты” хлопают в ладоши, когда услышат звук К, “Хомяки” хлопают на звук Х.

* В звуковом ряде: п, т, к, х, г, т, п, х, г, к;

* В слоговом ряде: ок, оп, ох, ат, ак, ад, ах, гу, ку, ду, ху, ит, ип, ик, иг, их;

* В словах: хлопушка, картина, компот, холодец, пол, кухня, конь, хомут, мох, стол, хлеб, мак;

Игра “Найди и назови”, с последующим определением позиции звука в слове.

На демонстрационном столе разложены предметные картинки (КАРТИНА, ХЛЕБ, ХОБОТ, КУХНЯ, КОНЬ, МАК, ПЕТУХ, ЯБЛОКО, БОТИНОК, ПАУК, МУХА, ХАЛВА, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, ХОБОТ, КАПУСТА) на панно из трех полочек логопед ставит три сигнальные карточки, определяющие место звука в слове, например: изображение грибочек, ёлочка, ёлочка – обозначает, что заданный звук находится в начале слова.

Ребенок выходит к столику, находит “свою” карточку (“хомяк” – со звуком Х, “кот” – со звуком К), называет её, определяет место звука в слове и ставит на панно, на соответствующую полочку.

5. Развитие внимания и памяти, упражнение в употреблении существительных в родительном падеже.

Предварительно убрав с панно сигнальные карточки, логопед даёт установку на запоминание, потом дети закрывают глаза. После слов логопеда “Раз, два, три, смотри!”, открывают глаза, узнают и называют пропавшую картинку в родительном падеже. Например, “нет картины”, или “нет хлеба”.

6. Физкультурная пауза Танцоры

Было больно каблукам –
Так мы громко топали Дети топают.
Мы хотели, чтобы нам
Посильней похлопали. Дети хлопают.

7. Звуковой анализ и синтез слогов со звуками К-Х

Игра “Живые слоги”

Какие звуки мы говорим и различаем сегодня? Ответившие дети получают карточки с буквами К, Х. Остальные дети вспоминают изученные гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э) и находят соответствующие буквы на панно.

Что получится, если буква А придет в гости к букве К? – АК, КА

А если к букве Х? –АХ, ХА

(Ребенок с гласной буквой подходит к ребенку с согласной, образуя в начале обратный, а потом, поменявшись местами прямой слог. Остальные дети зачитывают полученную комбинацию.)

АК, КА – АХ, ХА ОК, КО – ОХ, ХО УК, КУ – УХ, ХУ

ИК, КИ – ИХ, ХИ ЫК, КЫ – ЫХ, ХЫ ЭК, КЭ – ЭХ, ХЭ

Анализ слова ПУХ звуковыми кружочками (индивидуальная работа детей с звуковыми пеналами).

8.Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков К-Х

Ха-ха-ха – вкусная уха
Ох-ох-ох – на болоте мох
Ух-ух-ух – наш платок сух

Ка-ка-ка – белая мука
Ок-ок-ок – Под дождем я мок
Ук-ук-ук – кот залез на сук

9. Упражнение в соотнесении существитвительных с притяжательными местоимениями

Подбор слов с заданными звуками к местоимениям МОЙ, МОЯ, МОЁ

МОЙ – хлеб, хобот, паук, конь, мак, мох, петух, ботинок

МОЯ – картина, кухня, муха, халва, капуста

МОЁ – яблоко, покрывало, зеркало, молоко

Какие звуки приходил к нам на занятие? К-Х

Игра “Потерялся звук”

Логопед объясняет детям. Что когда Буратино бежал в школу, то так торопился, что споткнулся и упал. Портфель его раскрылся. Слова рассыпались, и последний звук из каждого слова потерялся. Надо помочь Буратино починить слова, но добавлять надо только звук К или Х. (Ребенок добавляет нужный звук, называет слово целиком, и если ответ верный, выходит из классной комнаты.

ЛУК…(К), ВОЗДУ…(Х), НОСО…(К), ВЕНИ…(К), ЛОПУ. (Х), МА…(К), МЕ… (Х), ПЕТУ…(Х), ПУ…(Х), ТО. (К), ПЛАТО…(К), СТИ. (Х).

Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью

Лилия Артемьева
Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью

Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на углубленную тему: Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью (слайд 1).

Задачи и цели углублённой работы по развитию речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью: (слайд 2)

Цель: использование продуктивной деятельности как одного из условий активизации речи и развитие полноценной личности детей-логопатов

> Создание эмоционально-положительного настроения.

> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.

> Знакомство с сенсорными эталонами.

> Развитие мелкой моторики рук.

> Развитие умений по продуктивной деятельности.

Преимущества и важность применение в работе с детьми-логопатами продуктивной деятельности с позиции развития речи: (слайд 3):

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность.

Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему.

Способы и приемы, применяемые для активизации детей в продуктивной деятельности (слайд 4):

Проектная деятельность

Наблюдение детьми за процессом создания объекта

Органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.)

Целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес

Экспериментирование и опыт и т. д.

В своей работе с детьми-логопатами придерживаюсь индивидуального подхода в процессе продуктивной деятельности (слайд 5)

Разрешение рисованных проблемных ситуаций (слайд 6)

Я рассказываю детям короткую историю с простым сюжетом. Герои рассказов сталкиваются с различными несложными трудностями. Детям нужно их разрешить, найти выход.

Коммутирование и разбор путаниц (слайд 7)

Путаницы, так же как и рисованные загадки, являются уникальным средством для развития речи. В весёлой, занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов (объектов, явлений); их взаимосвязь с окружающей действительностью.

Начинала я с наиболее простых путаниц, типа: картинка, на которой на фоне летнего пейзажа стоит снеговик; мальчик надевает на ноги перчатки; в зимнем лесу дети собирают грибы и т. д. Обычно я сама принимала вид человека, который чего-то недопонимает. Дети с готовностью спешат мне помочь разобраться с хитростями художника.

КЛЯКСОГРАФИЯ (слайд 8)

Этот вид задания очень хорошо развивает фантазию детей, их речь. Причём это упражнение выполняют дети не только с кляксой на бумаге, но и повсюду, что их окружает: облака, пни, лужи. Многие сравнения для меня были совсем необычны, неожиданны.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ РИСУНОК И ОБЪЯСНИ» (слайд 9)

Раздаю детям картинки-рисунки, например, с лесным пейзажем или фруктами.

Дети дорисовывают зверей, грибы, цветы, птиц, солнце и т. д. и объясняют, почему они это нарисовали.

Целенаправленные экскурсии и прогулки на свежем воздухе (слайд 10)

ПРИДУМЫВАНИЕ НОВОЙ СКАЗКИ И РИСОВАНИЕ ОБЩЕЙ КНИЖКИ-РАСКЛАДУШКИ (слайд 11)

Каждый ребенок придумывает свой сюжет с общими героями, а потом рисует это на листе бумаги. Всё это сшиваем и получаются сказки, которые каждый ребенок рассказывает по-своему.

Геометрическая мозаика (аппликация) (слайд 12)

Геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги.

наподобие мозаики, на бумаге изображаются схемы предметов, данная методика способствует развитию воображения, мелкой моторики, внимания.

Аппликация увлекает и очень нравится детям (слайд 13)

Применение техники оригами (слайд 14) – складывание листа бумаги в различных направлениях.

Конструирование из бумажных полос – скручивание, выгибание

Объемная аппликация (слайд 16)

Использование предметно-развивающей среды для продуктивной деятельности (слайд 17)

Упражнение НАУЧИ МЕНЯ ТОМУ ЧТО УМЕЕШЬ (слайд 18)

Это упражнение я использовала для закрепления навыков и умений детей. Это придаёт детям уверенность в своих силах. Дети изображали то, что считали нужным, затем было совместное обсуждение

Использование мнемотехники в сочетании с продуктивной деятельностью (слайд 19)

Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении.

Лепка как основной вид продуктивной деятельности (слайд 20)

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

В процессе всей своей деятельности я работала по развитию у детей способностей, которые я разделила на 4 основные группы (слайд 21)

1 группа: способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций.

Сюда же относится и восприятие картин, иллюстраций, живописи. При этом, восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие образы и чувства.

2 группу составляют двигательные способности, “умелость руки”, включающая в себя и координацию движений руки под контролем зрения.

В 3 группу включены способности, которые можно определить как образное мышление (способность детей самостоятельно анализировать, сравнивать, оценивать).

Читайте также:  Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР

4 группа: способности воображения, творчества.

В работе использую театрализованную деятельность в интеграции с продуктивной (слайд 22)

Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Результаты работы по углубленной теме: Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью: (слайд 23)

Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи. Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования продуктивной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей-логопатов

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Степанова Ирина Геннадьевна
логопед ГДОУ№93 г.Санкт-Петербурга
(статью в формате MS_Word скачать 57KB)

Представленная статья посвящена развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников 5-6 лет с ОНР на логопедических занятиях. Данная проблема является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.

Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис — один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и другие). Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей рассматривалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, и другими. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.

Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных представлений дошкольников возникают при различных речевых нарушениях, в том числе и при такой их форме, как стертая дизартрия.

Именно поэтому возникает необходимость своевременной логопедической диагностики и коррекции трудностей в пространственной ориентировке, позволяющие в той или иной мере приблизить развитие ребенка со стертой дизартрией к возрастной норме.

Современные исследования пространственных представлений нейропсихологами, позволяют нам уточнить механизм и возможные трудности сучетом взаимодействия полушарий коры головного мозга (Ахутина). Т.к. ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.

Согласно проведенным исследованиям, нами было выявлено, что у детей со стертой дизартрией развитие оптико-пространственных представлений отстает от нормы. Это отставание проявляется в отношении всех изученных нами функций: способность к выполнению перцептивных действий, пространственный гнозис и праксис, ориентировка в собственном теле, в окружающем пространстве. Поэтому коррекция должна охватывать все перечисленные функции, развитие каждой из них должно стать отдельной задачей проводимой с дошкольниками работы.

1.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» – простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» – приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе»,и т.п. Вначале ребенок выполняет движение вместе с взрослым, который и поясняет каждое направление. Таким образом, для ребенка создается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Далее происходит постепенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план.

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

2. Упражнение: «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.

Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Оборудование: настенное зеркало

Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
4.Упражнение: «Путаница»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно.

2.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.

1.Упражнение «Что наверху, что внизу».

Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.

Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.

2.Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»

Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,

Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?

3. Упражнение: «Робот»

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»

4.Упражнение: «Звери фотографируются».

Цель: определение положение предметов относительно других предметов.

Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.

Ход игры: Логопед-фоторгаф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку – справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.

5.Упражнение: Веселые картинки.

Цель: определение положение предметов относительно других предметовнакартинке.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: ребенок определяет на картинках, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, какой рукой он действует и т.п.

3.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учат определять стороны и углы листа, верхние – нижние, правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.

1 Упражнение: «Проведи линию»

Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры: по инструкции логопеда, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.

2 Упражнение: «Графический диктант».

Цель: формирование пространственных представлений посредством

Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ход игры: из заданной точки, по инструкции логопеда, ребенок проводит линии в заданном направлении.

3. Упражнение: «Раскрась, как я скажу».

Цель: Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа».

Ход игры: Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

4.Упражнение «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)

Цель: Моделирование сказочных историй

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу . Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу . Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу , рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

5.Упражнение «Птичка и кошка»

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

4. Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

Эти упражнения являются необходимым этапом развития оптико- пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, конструируя цифры и буквы из мозаики, пластилина, проволоки и т.д. в игровой форме будет осуществляться подготовка к обучению в школе.

1. Упражнение: «Конструирование предметов из заданных частей».

Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

Оборудование: кубики, пазлы, мозаики, разрезные картинки и т.п.

Ход игры: ребенку дается образец целого изображения, а затем предлагается собрать такой же из частей.

Цель: развитие пространственных представлений по перцептивному действию

Ход игры: сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;

Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:

А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;

Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;

В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.

3.Упражнение: «Найди форму в предмете и сложи предмет».
Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.

Читайте также:  Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Постановка сонорного звука Р

4. Упражнение: «Картинка сломалась».

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

5.Упражнение: «Почтовый ящик».

Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.

6. Упражнение: «Я – конструктор».

Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

Оборудование: спички, счетные палочки.

Ход игры: ребенку предлагается из спичек, счетных палочек, сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства – М., 1964. – 305с.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.— СПб.: Питер, 2008.—320с.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психология. – М.: Издательство ЭКСМО – пресс,2000. –С.511 – 745.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательство МГУ, 1973, – 212 с.
  5. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М: Просвещение, 1971. – 318с.
  6. Семаго. Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология, №1., 2000.
  7. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998г.

Как формируются языки, когда их два

В современных условиях жизни, в период мощной глобализации, все чаще в массовые школы поступают дети с билингвизмом. Это дети либо мигрантов из сопредельных государств, либо дети от смешанных браков. И часто логопеды сталкиваются с проблемами в усвоении знаний на русском, не родном, языке у детей из таких семей. Родители не всегда понимают, чем занимается логопед в школе. Поэтому приходится разъяснять, в чем проблема, предлагать совместные пути поиска помощи детям. Хорошо, если родители образованы, они достойно принимают советы, прислушиваются к рекомендациям педагога и направляют все силы внутри семьи на помощь ребенку.

Но часто видим и другое: в семье никто не говорит по-русски, ребенок посещает школу русскую, не понимая языка, пытается чему-то учиться. Если ребенок контактный, активный, позитивный, он легко вступает в контакт с учениками и педагогом, впитывает, как губка, новые слова, непроизвольно обучается новому языку. Но. учебный процесс идет без учета трудностей конкретного ребенка. Пока он выучит язык, основные базовые понятия из школьной программы остаются неусвоенными.

Как же формируются языки у детей? Второй язык вырастает на базе первого. И уровень развития первого языка задает планку для изучения второго.

Знать много языков, понимать много культур, иметь представление о нескольких национальных стилях жизни – прекрасно, если все это разумно сочетается.

Каков порядок усвоения второго языка? Начинается с усвоения названий предметов и понятий. Если языков два, то значения слов перераспределяются, картина мира меняется, мысль строится по-разному. Те взрослые, кто владеет знанием иностранных языков, отмечают, что часто думают на неродном для себя языке, если этот второй (третий) язык занимает большое место в жизни человека. А в нашем случае – это ребенок, которому надо учиться, получать знания, оценки, и как, следствие, удовольствие или неудовольствие от познания нового.

Рассмотрим сам процесс овладения языком. Даже первым языком ребенок овладевает не сразу. Много раз и долго по времени родители повторяют ребенку одни и те же слова, заимствованные из лепета самого ребенка. Взрослый может за десять минут овладеть словарным запасом в 20 слов, а у ребенка на это уходит год и больше. Два языка могут формироваться независимо друг от друга, каждый в общении с разными людьми (например, с папой один язык, с мамой – другой). Такой пример мы наблюдаем в настоящее время: папа говорит на русском, он же переводит ребенку на английский, ребенок маме переводит на китайский и обратно. Добавлю, что этот ребенок обладает идеальным слухом, открыт к общению, к концу второго класса не имеет акцента и усвоил правила русского языка лучше, чем дети, для которых русский язык является родным. Да, проблемы у этого ребенка будут, когда подойдет тема “Проверяемые безударные гласные в корне слова”, но я уверена, что именно этот ребенок справится. К сожалению, такие дети – исключение.

Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что ребенок не получил первоначального, дошкольного или школьного образования на родном языке. В этом случае говорить на языке окружения (русском) ребенок не умеет даже на бытовом уровне, а о том, чему он учится, не может рассказать на родном языке. Это связано с тем, что словарный запас и способы описания жизненных событий различаются, и ребенок не может найти соответствия. К тому же овладеть письменной нормой при отсутствии полноценного речевого окружения крайне трудно.

Двуязычные дети отличаются от сверстников: один из языков развит не так сильно, как другой; семейный уклад отличается от уклада семей сверстников; родители не понимают той сферы жизни ребенка, где действует другой язык.

Ну и совсем нежелательная ситуация: два языка смешиваются, каждый развит неполноценно, устойчивая картина мира отсутствует. Родителям безразлично, правильно ли говорит их ребенок. Они сами смешивают слова и конструкции двух языков в собственной речи. Если в такой ситуации растет маленький ребенок, в этом случае теряется не только родной язык, но и не формируется база для второго языка.

Как помочь таким детям? Как разъяснять родителям сложности, которые испытывает их ребенок? Как готовить детей к обучению на неродном языке? Как учить двуязычных детей? Все эти вопросы требуют проработки, скорее всего на более высоком уровне, чем школа.

В психокоррекционной работе по развитию мнестиче­ской деятельности у детей можно выделить ряд направле­ний [8].

Переход от конкретных мнемотехнических средств (запо­минания одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.), формирование приемов логического запоминания.

• Переход от механических способов запоминания и вос­произведения материала к логическим.

• Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

• Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

• Формирование основ логического мышления, в том числе логических операций (классификации, обобщения, дифферен­циации и т.д.).

• Формирование произвольного внимания и памяти.

Существует ряд основных этапов развития мнестиче­ской деятельности.

Первый этап.Для развития памяти ребенка необходи­мо, прежде всего, формировать и поддерживать его интерес к окружающему миру; постоянно обогащать его чувственный опыт; учить связывать непосредственно воспринимаемое с прошлым опытом.

Второй этап.Создание условий для развития образной памяти и обогащение наглядных представлений; формирова­ние способности к точному, детальному, конкретному и ярко­му запечатлению.

Третий этап. На этом этапе происходит формирование высших форм запоминания — опосредованного и осмыслен­ного. Важной задачей является формирование приемов произвольного, опосредованного и логического запоминания. Показателем

успешности коррекционной работы может служить переход от непроизвольных форм запоминания к произволь­ным, усвоение приемов самоконтроля и осмысленного запо­минания, формирование способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.

Используются следующие приемыразвития мнестических процессов у детей с нарушениями речи: доведение объема зрительной и слуховой памяти до нормы, обучение запоми­нанию в определенном линейном порядке. В ходе психокор­рекционной работы по развитию мнестической деятельности широко используются дидактические игры, игровые приемы и упражнения.

В процессе развития наглядно-образного мышлениядети учатся осуществлять мысленное преобразование предмета; проводится работа по развитию способности ориентироваться в пространстве с помощью простого плана-схемы, а также са­мостоятельно его создавать; способности «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов; планировать свои действия в уме.

В ходе развития словесно-логического мышленияу детей-логопатов решаются такие задачи, как формирование ряда логических операций сравнения, обобщения, классификации,

Для формирования операции сравненияразвивают следу­ющие умения: выделять признаки на основе сопоставления предмета с другим предметом; определять общие и отличитель­ные признаки (свойства) сравниваемых объектов; отличать су­щественные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные заданы или находимы.

Формирование обобщенияпредполагает: овладение опе­рацией классификации, т.е. умением относить конкретный объект к заданному классу и наоборот «конкретизировать» за­данное общее понятие через единичные (действия отнесения); группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения); распределять объекты по классам (действие классификации).

Овладение систематизациейпредполагает, что ребенок должен уметь выполнять элементарные действия сравнения, а также владеть навыком сериации. Для этого необходимо развивать

умение находить закономерность расположения объ­ектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду; развивать умение упорядочивать объекты ряда, расположенные случайным образом; находить закономер­ность расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков в матрице.

Формирование смыслового соотнесенияпредполагает смысловое соотнесение двух наглядно представленных пред­метов; соотнесение наглядно представленного предмета с пред­метом, обозначенным словом; смысловое соотнесение предме­тов и явлений, «представленных в виде слов».

Итак, для развития мыслительной деятельности у де­тей с нарушениями речи используются следующие приемы (Е.А. Стребелева, 2001):

• для развития операции обобщения — группировка пред­метов по внешним единичным признакам, по совокупности признаков, по лексическим группам, формирование логиче­ского уровня обобщения;

• для развития операции сериации — расположение пред­метов в ряд на основе убывания или возрастания ведущего признака, соотнесение двух рядов предметов по ведущему признаку;

• для развития операции сравнения — определение разли­чия и сходства.

Формирование воображения направлено на решение сле­дующих задач(Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева, 1994; 1999):

• развивать способность использовать заместители пред­метов;

• развивать способность осуществлять «опредмечивание» неопределенного предмета;

• развивать способность создавать образы на основе словес­ного описания или неполного графического изображения;

• развивать способность оперировать в уме образами про­стых многомерных объектов, пространственное воображение;

• развивать способность подчинять свое воображение опре­деленному замыслу, создавать и последовательно реализовы-иать план этого замысла.

Коррекционная работа по развитию воображения прово­дится в три этапа.

Цель первогоэтапа — сплочение коллектива, ориентиров­ка на работу в группе, установление доверительных отноше­ний между детьми, создание положительных эмоций, разви­тие невербального творческого воображения. Игры и игровые приемы направлены на формирование образного воображе­ния, умения соотнести геометрическую фигуру с каким-либо предметом, на развитие навыков действия в воображаемой си­туации, активизацию репродуктивного воображения.

• Цель второгоэтапа — формирование невербального творческого воображения в условиях изобразительной дея­тельности (умение включать изображаемые объекты в сюжет, преодоление стереотипности изображений, повышение про­дуктивности деятельности). Игры направлены на развитие во­ображения, совершенствование межличностных отношений.

• Цель третьегоэтапа — развитие умения действовать в воображаемой проблемной ситуации; развитие выразительно­сти движений, а также мимики, пантомимики; активизация репродуктивного воображения; снятие психоэмоционального напряжения. Этот этап включает в себя психогимнастические упражнения.

В коррекционной работе широко применяются следую­щие методические приемы: использование пантомимических средств формирования творческого воображения; использова­ние игровых приемов (принятие на себя роли, использование предметов-заместителей, драматизации, инсценировки); ис­пользование изобразительной деятельности; беседы, элемен­ты сказкотерапии.

Задачи развития внимания у детей с речевой патологией:

• развитие способности длительно удерживать интенсив­ное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче;

• способность быстро переключать внимание с одного объ­екта на другой, переходить с одного вида деятельности на другой;

• способность подчинять свое внимание сознательно по­ставленной цели и требованиям деятельности;

• способность подмечать в предметах и явлениях малоза­метные, но существенные особенности [1. С. 3—18].

Для развития внимания используется ряд приемов: форми­рование контроля деятельности (пошаговый предваряющий,

текущий и результирующий контроль), формирование моти­вов деятельности, смена различных видов деятельности.

Таким образом, организация психокоррекционной работы в области развития познавательной сферы детей с речевой пато­логией предполагает прохождение определенных этапов и ре­шения конкретных задач. В целом последовательность данной работы соответствует нормальному онтогенезу. Специфика за­ключается в более длительном прохождении каждого этапа, в учете психологических особенностей, во взаимодействии спе­циалистов, осуществляющих корекционно-развивающую ра­боту с ребенком.

Ссылка на основную публикацию