Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

«Невозможно – это лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно – это не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО.» (Марк Виктор Нансен)

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть – дети с особыми потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
• Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
• Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• Дети с нарушением речи (логопаты);
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• Дети с умственной отсталостью;
• Дети с задержкой психического развития;
• Дети с нарушением поведения и общения;
• Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:
• Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
• Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
• Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
• Принцип психологической безопасности.

В настоящее время в системе образования России ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии занимает интеграция. В настоящее время мир внимательно относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН (2006 г.), и в первых Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).

В настоящее время реализуется концепция, в соответствии с которой человек с ОВЗ не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе, а большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится. Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка. Таким образом, существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Список использованных источников
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
3. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
4. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.

Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дисла- лия). На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематически процессов. Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния, поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Коррекционная работа с детьми в детском саду должна быть направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

На индивидуатьных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверей; таким образом развиваются воображение, творческая фантазия, отрабатывается выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который по ходу занятия сочиняют дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы. В используемой нами системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям: развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций: (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности: дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки).

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом; практикуем мы и разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра, в другом — занятие-спектакль, где дети — и участники спектакля, и зрители; в третьем случае они — учителя, а не ученики.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями Г. А. Каше (1985 г.). Схема построения занятий может отличаться от общепринятой: а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика; б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные, физические упражнения; в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занетия; д) даются задания на словотворчество детей; е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Изложенная система проведения фронтальных занятий учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. По мере того как разворачивается действие по сюжету, дети, играя, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют

правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Как показала практика, занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют: развитию всех компонентов речи; формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза; развитию познавательных процессов; развитию творческих способностей детей; воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.

Специфика социализации детей с дефектами речи

Специфика социализации детей с дефектами речи

Записывая ребенка в детский сад и школьное учреждение, он проходит зачастую тяжелый процесс социализации и индивидуализации. Дети с речевыми дефектами могут страдать от издевок сверстников, именно поэтому родители должны предпринять меры и своевременно записать малыша на занятия с квалифицированным педагогом-логопедом.

Часто дети при наличии потенциальных возможностей развития имеют некоторые нарушения и дефекты звукопроизношения, что влияет на процесс коммуникации в целом. Вследствие дефектов различной степени сложности возникают различные ограничения в коммуникации. Также отмечается низкое стремление к познанию окружающего мира, эмоциональная нестабильность, неспособность грамотно выражать свои мысли и ощущения, неразвитая речь. При правильно подобранной коррекционной методике нарушения можно полностью излечить.

Какие методики используются для социализации детей с дефектами речи?

Чтобы избежать замкнутости ребенка, логопед после выявления причин речевого нарушения подбирает подходящий метод с учетом индивидуальных особенностей малыша. Начинать коррекционный процесс рекомендуется с самого раннего возраста и использовать комплексный подход.

Родителям необходимо своевременно заметить отставание в речевом развитии и незамедлительно обратиться к логопеду. Ведь нарушения сами по себе не пройдут, что повлечет за собой проблемы с социализацией и коммуникацией. Квалифицированный педагог использует следующие приемы:

  • культурное воспитание и обучение ребенка правильному обращению к сверстникам и взрослым. Рекомендуется использование игр, спектаклей с импровизацией или по прописанному сценарию, диалогов с развернутыми ответами;
  • использование творчества и исследований, сказкотерапии, сочинения историй из связанных осознанных предложений. Ребенку предлагается придумать собственное окончание известной сказки, благодаря чему ребенок моделирует поведение, учится искать решение и формулировать мысли;
  • ребенку рассказываются правила поведения в учреждениях, транспорте, прививается отношение к вещам и предметам;
  • игровые методики строятся на базе возраста, особенностей развития ребенка, устраиваются экскурсии по городу, чтобы ребенок не боялся разговаривать с незнакомцами и выражать эмоции.
Читайте также:  Формирование точных движений органов артикуляции

Данные приемы являются немаловажными для развития личности малыша с речевыми нарушениями. Дети-логопаты при своевременном лечении и грамотно выбранной коррекционной методике могут социализироваться и в дальнейшем не испытывать проблем с речью. Для максимальной эффективности родители должны принимать участие в процессе коррекции.

4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи

Восприятие и ощущения

Всех детей с нарушениями речи отличает отсутствие фонематического слуха. Ребенок не различает фонем, особенно близких по звучанию, не может их дифференцировать, не замечает собственных ошибок звукопроизношения (например, слово мяч произносится как [тять]). Чтобы преодолеть эту особенность слухового восприятия, требуются специальные коррекционные занятия с логопедом.

Зрительное восприятие детей-логопатов отстает от нормы. Отмечается недостаточность сформированности целостного образа предметов. Например, при выполнении пробы «Узнавание в шуме» для детей-логопатов требуется больше времени на распознавание предметов, плюс более вероятны ошибки при выполнении задания.

Выполняя задачи на перцептивные действия (приравнивание к эталону), дети с нарушениями речи чаще используют элементарные формы ориентировки, практическое соотнесение, а не зрительное сравнение.

Дети-алалики отличаются ошибками при выполнении гештальт-теста Бендер, что характеризует свойственный им низкий уровень развития оптико-пространственного гнозиса; также дети затрудняются в различении букв (т.н. буквенный гнозис).

Вообще для детей с нарушениями речи характерна задержка формирования пространственных представлений. Они затрудняются в определении правой и левой стороны пространства, ориентации в схеме тела, у них нарушена целостность образа восприятия.

Восприятие обращенной речиимпрессивная сторона речи – у детей-логопатов сохранно. При этом отмечаются трудности экспрессивной речи – дети с ТНР затрудняются найти адекватные выражения. Возможно, это связано с тем, что у детей нарушены процессы перекодировки сохранной семантической программы в речевую форму.

Внимание детей-логопатов характеризуется:

неустойчивостью;

низкой произвольностью;

трудностью регуляции.

Как правило, устойчивость внимания зависит от модальности репрезентируемой информации. В случае если инструкция передана с опорой на зрительный анализатор, внимание более устойчиво, если инструкция передана как речевое высказывание, возникает ситуация, при которой внимание должно быть распределено между двумя раздражителями, следовательно, задание будет выполнено с большим количеством ошибок.

Распределение внимания между речью и практическим заданием для детей с нарушениями речи – очень сложная задача, поэтому дети постоянно требуют уточняющих инструкций, подсказок, отвлекаются на посторонние действия.

У детей с ОНР недостаток внимания выражается и в несформированности действий контроля, особенно – упреждающего контроля, т.е. анализа условий задачи. Не сформирован и текущий контроль. Итоговый контроль, представляющий сравнение полученного результата с задуманным, дети могут проводить при организующей помощи педагога.

В целом, развитие памяти детей с нарушениями речи не сильно отличается от развития памяти в норме. Однако есть несколько специфических черт:

характерны трудности в узнавании сложных образов (например, дети-дизартрики плохо узнают геометрические фигуры). Данная особенность памяти связана с особенностями восприятия;

уровень развития словесной памяти всегда хуже нормы и тем ниже, чем более выражен речевой дефект;

ребенок не замечает ошибок воспроизведения и не исправляет их (эта особенность памяти связана с характеристиками внимания и контроля);

очень характерная проблема детей с речевым дефектом — они забывают речевую инструкцию. Поэтому лучше, если для занятий будут использоваться наглядные схемы, на которые ребенок может опираться в ходе своей работы.

Тем не менее, потенциально все виды памяти и, что особенно важно для обучения, логическая память способны у детей-логопатов к высокому уровню развития при условии, что в ходе коррекции у них формируются приемы смыслового, опосредствованного запоминания.

Мышление и воображение

Долгое время существовало мнение, что у детей-логопатов компенсаторно развит невербальный интеллект – как ответ слабому развитию вербального мышления. В 1982 г. О.Н. Усанова организовала эксперимент с целью проверить это предположение. Результаты эксперимента оказались довольно неожиданными.

Обнаружилось, что дети первой группы (приблизительно 9 % от числа детей ОНР) обладают невербальным интеллектом, развитие которого не связано с недоразвитием речи. Как правило, высокий уровень невербального интеллекта помогает таким детям лучше адаптироваться в социуме, достигать успехов в деятельности.

Дети второй группы (приблизительно 27 % детей с ОНР) продемонстрировали показатели невербального интеллекта на среднем, общепопуляционном уровне. При этом уровень вербального интеллекта у них ниже, и в итоге у этой группы детей, в целом, больше психологических трудностей, чем у обычных школьников.

Дети третьей группы (63 % детей с ОНР по выполнению теста Равенна) продемонстрировали более низкий, чем у обычных детей, уровень развития невербального интеллекта.

Таким образом, развитие невербального интеллекта детей с нарушениями речи заметно отличается от нормы.

На развитие мышления у детей с ОНР влияют недостатки знаний, неподвижность и необратимость мыслительных операций (что связано с неразвитием функции слова), а также недостатки самоорганизации мыслительной деятельности.

Недостаток знаний о свойствах и функциях предметов, явлений приводит к тому, что детям с ОНР свойственны трудности в установлении причинно-следственных связей; а недостатки самоорганизации мыслительной деятельности выражаются в расторможенности или заторможенности ребенка, недопонимании инструкций, поверхностном ознакомлении с условиями выполнения задания.

Недостатки развития речи затрудняют переход от наглядно-практического к образному мышлению в раннем возрасте – нет обобщения опыта ребенка, а значит, ребенок не способен выйти в решении мыслительной задачи за пределы непосредственного практического опыта.

Без соответствующего обучения дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть сложными мыслительными операциями анализа, синтеза, классификации, исключения, строить умозаключения по аналогии – для выполнения всех этих мыслительных действий нужно использование слова, причем не только как средства коммуникации, но и как средства мыслительной деятельности.

В исследовании И.Т. Власенко отмечается, что основой всех проблем развития мышления детей с ОНР является недостаточное развитие внутренней речи.

Внутренняя речь, формирующаяся в дошкольном возрасте для решения задач, превосходящих по сложности опыт ребенка, к 6–7 годам (в норме) становится «переходным звеном» между речью и мышлением, позволяет «думать, рассуждая», и решать задачу во внутреннем плане. У детей с нарушениями речи запаздывает и формирование внутренней речи, следовательно, отсутствует механизм, переводящий размышление из внешней практической операции во внутреннюю, мыслительную задачу и обратно. Возможно, именно недоразвитие внутренней речи является причиной отсутствия самоорганизации мыслительной деятельности и несформированности произвольного внимания.

Исследования воображения детей с нарушениями речи показали, что в целом уровень развития этой психической функции ниже, чем у здоровых сверстников. Возможно, недоcтаточный уровень развития воображения тоже является следствием недоразвития внутренней речи.

Характеризуя речь детей с ОНР, еще раз подчеркнем, что всех детей-логопатов отличает снижение речевой интенции, снижение потребности в вербальном общении. Также детей отличает низкое развитие средств коммуникации, они не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в социальной ситуации общения (не могут угадать чувств, намерений собеседника), часто проявляют негативизм, т.е. пассивную форму выражения агрессии в адрес собеседника.

У небольшого числа детей-логопатов явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения (являющаяся условием формирования познавательных интересов и познавательной мотивации к учению), однако дети задают мало вопросов, как правило, они внимательно слушают объяснения, неплохо запоминают полученную информацию.

Положение в группе сверстников для детей-логопатов зависит от тяжести речевого нарушения – чем хуже говорит ребенок, тем обычно ниже его социальный статус. Поэтому для некоторых детей свойственно связывать свои успехи в деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками с успехами в речи.

В целом, сравнивания общение детей нормы и детей с нарушениями речи, следует отметить замкнутость, стеснительность детей-логопатов.

Логопедическое занятие по обучению грамоте «В гостях у Гномов»

Тема: «В гостях у Гномов» (занятие НОД по обучению грамоте).

Цели: Закрепить умение детей выделять предложение из текста. Совершенствовать навык слогового анализа слов. Различать звуки С-З. Различать согласные звуки по твердости, мягкости. Совершенствовать умение выделять звук Л в начале, середине, конце слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

Оборудование: 4 гномика (красный, синий, желтый, зеленый), фигура снеговика, комплект игры «Необычные цветы» (для звука Л), фигурки животных, карточки со схемами слов, предметные картинки (рысь, лиса, волк), комплект игры «В гостях у Дона и Дина», мяч.

1. Оргмомент. Игра «Запоминайка» (Придумать слова со звуками Л, ЛЬ. Передавая мяч, назвать предыдущее слово и свое слово).

2. Пальчиковая гимнастика.

Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики
Раз, два, три, четыре, пять.
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.

Помогать сегодня мне будут Гномы. Они много знают и умеют. Каждый Гном живет в своем времени года. А вы знаете времена года?
– Зима, весна, лето, осень.

3. Выполняем задания зимнего Гнома.

– Послушайте рассказ (первое чтение рассказа).
– Послушайте еще раз и посчитайте, сколько предложений в рассказе (повторное чтение).
Была зима. Было много снегу. Дети взяли снегу. Они клали куклу. Кукла вышла славная. Глаза куклы были угли. (По Л.Толстому).

4. Совершенствование навыка слогового анализа.

На доске снеговик, составленный на фланелеграфе по типу аппликации.
– Найдите на снеговике предметы, названия которых состоят из одного слога, (2-х, 3-х слогов).
– Дети: нос, рот, ком, глаз;
метла, бантик, глаза, руки, брови, шляпа;
Лопата, морковка, пуговки, снеговик, (пуговицы, туловище).

5. Выделение звука на фоне слова.

– Пригрело солнышко, потекли ручейки, появилась трава, зацвели деревья и цветы. Следующее задание от весеннего Гнома. Очень любит Гном яблоки. В его саду сейчас цветущие яблони. Одна яблоня цветет необычными цветами-картинками. Назовите картинку и определите место звука Л в слове (начало, середина, конец).

6. Дифференциация звуков С-З.

– Летний Гном давно ждет нас в гости. Послушайте, что он мне рассказал. На зеленой лужайке собрались разные животные. Кто мирно щипал травку, кто резвился, а кто и полеживал под деревьями. Выбежал огромный зверь с рогом на носу (Носорог бодает рогом не шутите с носорогом). Он распугал всех. Помогите развести животных на разные поляны. Гном очень просит вас на одной поляне поселить тех, у кого в названии есть звук С, на другой – звук З.

7. Упражнение «Составь предложение».

Совершенствование навыка чтения.
– А вот у осеннего Гнома накопилось много неотложных дел. Перво-наперво для каждого зверя отыщите жилище. Для этого нужно прочитать предложения.

У белкинора.
У лисылогово.
У волкадупло.

– Прочитайте предложения. Правильно составил их Гном? Поменяйте карточки местами так, чтобы исправить ошибки.

8. Упражнение «По дбери схемы».

Совершенствование навыка звукового анализа.
– Вы хорошо справились с моими заданиями. Теперь задание сложнее.
– Какая звуковая схема подойдет к этим картинкам? (На доске схемы слов и картинки с изображением волка, лисы, рыси).

9. Дифференциация твердых и мягких звуков.

– Все Гномы собрались вместе и решили отправиться в гости к своим давним знакомым Дону и Дину. Взяли они с собой подарки, но никак не могут решить, кому что подарить. Давайте, разрешим их спор.
(Группировка картинок по твердому или мягкому первому звуку).

10. Игра «Отгадай картинку».

– Я загадала картинку, в названии которой первый звук Ц, последний Ы. (Цветы).

11. Итог занятия.

Очень понравилось Гномам заниматься с вами. Они оценки не ставят, а приготовили для вас подарки.

Занятие по развитию речи с использованием компьютерной презентации в подготовительной к школе группе. Тема: «В гости к гномам»

Занятие по развитию речи с использованием компьютерной презентации в подготовительной к школе группе.

Тема: «В гости к гномам»

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний детей о родственных словах, упражнение в выделении из текста родственных слов, закрепление навыков звукового анализа; активизация объяснительной речи детей.

Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, цветовосприятия; активизация поисковой деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать взаимопомощь, умение правильно оценивать конечный результат работы.

Пособия и материалы: 2 картины с гномами для выделения отличий, по 4 карандаша красного, синего, желтого и зеленого цветов на каждого ребёнка, индивидуальные карточки, корзинка с подарками.

Словарная работа: домосед, домочадцы, домовитый, домовой, громоотвод.

Предварительная работа: знакомство с родственными словами.

О.О.: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, чтение (восприятие художественной литературы), оздоровительная.

Ход НОД

I. Организационный момент.

– Сегодня на занятии у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.

– Незаметно в каждый дом
По ночам приходит … (гном).

– А кто такой гном?

II. Основная часть НОД.

1. Игра «Запомните и назовите отличия».

– Один из гномов прислал нам свои фотографии. Рассмотрите внимательно и запомните первую фотографию.

(Одна картинка убирается, выставляется другая.)

– Фотографии похожи, но есть и отличия. Назовите их.

(Для проверки предъявляются обе картинки.)

– Гномы пригласили нас в гости. Пойдем?

2. Выделение из текста стихотворения родственных слов.

– Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил … домишко.
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой … домище.

– А чем отличаются дом, домик, домишко, домище? (Размером)

/Слова появляются на экране/

– Что общее у этих слов? (Общая часть «дом», относятся к одному слову)

Читайте также:  Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Б-П

– Как мы называем такие слова? (Слова-родственники)

– Сейчас я продолжу читать стихотворение, и вместе мы будем подбирать родственные слова к слову дом.

/Читается стихотворение, называются родственные слова, объясняется лексическое значение этих слов, на экране высвечивается названное слово/

– Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой … ДОМИЩЕ,
Был он стар и был он сед
И большой был … ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома … ДОМОВОЙ.
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный, … ДОМОВИТЫЙ,
Мох, калину, зверобой –
Всё из леса нёс … ДОМОЙ.
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас … ДОМАШНИЙ.
Вечером привык встречаться
Гном с любимым … ДОМОЧАДЦЕМ:
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в домино.
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда … ДОМА,
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот … ДОМ.

– Вот какая длинная цепочка родственных слов у нас получилась. Давайте прочитаем эти слова.

– Какая общая часть у всех этих слов? (Дом)

– Мы объяснили значение этих слов и убедились, что все они связаны с домом.

– А теперь давайте мы отдохнём вместе с гномами.

3. Физкультминутка.

Гном проснулся, потянулся,
Вправо, влево повернулся,
Наклонился, распрямился,
На пенек хотел присесть,
Нет пенька, но ничего –
Мы придумаем его.

4. Расставь гномов по порядку.

– А какая ещё цепочка родственных слов есть в стихотворении? (Гном, гномик, гномишко, гномище)

– Давайте назовем их по размеру от самого большого до самого маленького. (Гномище, гном, гномик, гномишко)

/На слайде появляются гномы от самого большого до самого маленького/.

5. Работа по карточке «Раскрась колпачки».

– Посмотрите, у всех гномов колпачки разного цвета. Запомните, какого цвета колпачок носит каждый гном.

/Гномы убираются, дети по памяти закрашивают их колпачки./

– Раскрасьте колпачки гномов нужным цветом.

– Какого цвета колпачок у самого большого гнома? и т.д.

6. «Цветовое кодирование».

– Гномы приготовили нам испытание. Они закодировали слово, которое нужно отгадать.

– Что же это за слово?

/Дети печатают слово ГРОМ./

7. «Звуковой анализ».

– Сколько звуков в слове «гром»? (4)

– Сколько согласных звуков? (3)

– Сколько гласных звуков? (1)

– Какой первый звук? (Г)

– Дайте характеристику звука [Г]? (Согласный, звонкий, твёрдый)

/Характеристика всех звуков/

– Сколько в слове «гром» слогов? (1)

– Почему? (Один гласный звук)

8. Заучивание стихотворения с опорой на схему.

– Дети, а знаете, почему гномы закодировали слово «Гром»?

– Потому что они очень боятся грома. Про это даже стихотворение есть — «Гном и гром»

/По ходу чтения стихотворения, выставляются опорные картинки/

– И в лесу, и возле дома
Умный Гном боится Грома!
Загрохочет в тучах Гром
Умный Гном сейчас же в дом.
Ведь всегда у Гнома дома
Есть громоотвод от Грома!

9. Задание «Строим башню» (дополнительно).

– Гномы очень любят строить. Однажды они решили построить башенки из 4 — х кирпичиков, самый верхний и самый нижний кирпичики должны быть одинакового цвета. Вот что у них получилось. Какие башенки построены не правильно? Почему?

10. Зрительная гимнастика.

III. Итог занятия.

– Ребята, нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось играть с гномами?

– Вы им тоже понравились, и они оставили для вас подарок.

Занятие по развитию связной речи “В ГОСТЯХ У ГНОМОВ”
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тема: Составление рассказа «В гостях у гномов»

по плану в виде собственного рисунка.

Цель:

1. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде собственного рисунка.

2. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопросы строя фразу из 4- 6 слов.

3. закрепить навык согласования и употребления существительных в творительном падеже с предлогом «С».

4. Совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги.

5. Воспитывать желание помогать ближнему.

Лексический материал: этаж, лифт, лестница, ступеньки, крыша, стена, труба, пол, потолок, дверь, окна, балкон, гном, гномище, гномик, гномишко, дом, домишко, домик, домище

Большой, маленький, высокий, низкий, грустный, весёлый, печальный, сердитый

Оборудование: Мольберты, альбомные листы, карандаши, мяч, плоскостные силуэты гномов, мяч, туча, снежинки. Пиктограммы , волшебный мешочек, карточки с именами детей, ТСО. (ТВ, магнитофон).

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Мне хочется с вами познакомиться. Меня зовут Людмила Михайловна. А как зовут вас я сейчас узнаю, мне поможет узнать волшебный мешочек. Мешочек этот не простой в нём спрятались разные имена детей. Я буду доставать карточки и называть имена, а вы мне говорите, если услышите своё имя..(очень рада, мне приятно, какое красивое имя, рада и т. п. ) Вот и познакомились..

Ребята, а вы любите сказки или волшебные истории? Я знаю одну историю про гномов, которая произошла в волшебном лесу. А вы хотите узнать, что там произошло?

– Мы отправляемся в гости к гномам.

– Чтобы нам не было скучно в пути, мы с вами немного поиграем. Повторяйте за мной движения.

1. Общая моторика: «Гном и дом»

Жил да был Весёлый гном

Он в лесу построил дом,

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом сложил он домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил домишку.

Старый мудрый гном – гномище,

Выстроил большой домище.

Был он стар и был сед,

И большой был домосед.

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот дом.

(дети выполняя движения, показывают величину домов).

2. Мелкая моторика: «Дом и ворота».

Мы отправились в лес, а в лесу всегда есть эхо. Что такое эхо? Вот сейчас мы и поиграем в игру «ЭХО» Я говорю, вы молчите, а потом повторяете все мои слова .Вы будете «ЭХО»

На поляне дом стоит. (показывают «дом»)

Ну а путь к нему закрыт (показать «ворота»)

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем. (движение по тексту»

3. Массаж: «Домик»

Вот мы и в домике, теперь узнаем, что есть у нашего дома.

Домику нужна крыша ( от середины лба к вискам)

Домику нужны стены (по крыльям носа)

Домику нужны окна ( по щекам круговые движения)

Домику нужны двери (пощипывание губ)

Балконы нужны, нужны этажи. (растираем уши)

Лестницы, лифты тоже нужны. (поглаживание лица сверху вниз)

4. Мимическая гимнастика:

В моей истории гномы были разные по характеру.

– Один гном был, какой?

Подбор прилагательных к существительным.

Испуганный, сердитый, удивлённый, весёлый.

5. Артикуляторная сказка. «СКАЗКА ПРО ГНОМА»

1.Жил-был веселый гном с белой бородой и в красной шапке. УЛЫБКА

2.Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. Тик-так вставать пора, тик-так гулять пора. ЧАСИКИ.

3.Гномик вскочил сделал зарядку, вверх, вниз, вверх, вниз. ДОМИК ОТКР.

4.Поел вкусного варенья и побежал гулять. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

5.Перелез через забор. ЗАБОР.

6.Скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку.ГОРКА.

7.Бабочка села ему на нос. Гном поморщился , но бабочка и не думала улетать. НОС ПОМОРЩИТЬ.

8.Гном попытался сдуть ее с носа. Так с бабочкой он игра целый день. ДУЮТ НА НОС.

6. Развитие речевого дыхания и голоса:

Вот мы и пришли к нашим гномам. Они были не только разные по характеру, но и песни пели разными голосами.

Гномишко пел тонким голоском – О – О – О – О.

Гномище толстым, грубым голосом – А – А –А –А

Гном пел нормальным голосом – И – И –И – И.

(Произносить высоким и низким голосом на выдохе) ( ТУЧА)

I . Что делают гномы? Вы слышите шум? Что же это происходит? Вдруг подул ветер, налетела туча, пошёл снег. Стало холодно. И все гномы разбежались по своим домам. Ребята как вы думаете, в какой дом побежал гномище? ( домище) А в какой дом побежал гномишко? (домишко)

А один гном остался. А почему ребята? Правильно у него нет дома. Ветер подул и его дом сломал.

– Что же делать гному, как вы думаете? (можно убрать снежинку и тогда будет хорошая погода)

(Дети предлагают – пойти к своим друзьям, построить новый дом)

– Ребята ему стало очень грустно, он так расстроился. Забыл как нужно правильно строить дом. Что должно быть у дома, с чем строят дома.

2. Дидактическая игра с мячом: «С чем бывает дом».

(закрепление употребления сущ. в творительном падеже).

Отвечать нужно полным предложением. А поможет вспомнить волшебный мяч. К кому он попадает в руки, тот сразу говорит полным предложением.

С чем бывает дом?

Дом бывает с крышей.

Дом бывает с балконом.

Дом бывает с окнами и т. д.

3. Изучение нового материала.

– Я тоже хочу помочь гному. Послушайте, я расскажу гномику как буду строить дом. ВИДЕО .ТВ.

ВОПРОСЫ по видео ролику.

—Ребята, вы запомнили, как правильно строить дом?

– Что я нарисовала по середине листа?

– Что я нарисовала в большом квадрате?

– Где я нарисовала треугольную крышу?

– Что я нарисовала вокруг дома?

(Дети должны давать полный развёрнутый ответ)

Физминутка Давайте покажем гному, как мы умеем играть.

Гномы утром рано встали, (потянулись)

И уборку делать стали.

Моют окна, (стоят прямо имитируют движения)

Моют пол, (наклонились, имитируют движение)

Чистят коврик, (имитируют движение – подметают пол)

Приглашают в дом друзей,

Чтобы было веселей. (прыжки на двух ногах).

Ребята сейчас мы будем рисовать дом для гнома. Но, сначала разомнем наши пальчики. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДОМ»

ВКЛ .МУЗЫКУ.(КАССЕТА)

Садитесь за столы. Сели все ровно, правильно, спинки выпрямили. Дом нужно рисовать очень быстро, скажите почему? ……. Пока звучит музыка. Можете приступать к рисованию.

Берите свои рисунки и разместите на мольберте. А сами присаживайтесь на полянке.

Повторный рассказ воспитателя.

Уточнить вместе с детьми: Посередине листа я нарисовала большой ….квадрат.

В большом квадрате, я нарисовала маленький квадратик – (что это будет?) окно.

Наверху я нарисовала крышу – (какая она?) она треугольная.

На крыше я нарисовала трубу – (она какой формы) она прямоугольная.

.Рассказы детей.

Рассказывать нужно быстро, а то гном замерзнет.

III Итог занятия:

Чтобы у гнома было хорошее настроение, и в его доме было тепло и светло, я добавлю солнышко, а вам за правильные ответы дам по лучику.

К кому мы с вами ходили в гости?

Какая беда случилась у гнома?

Как мы помогли ему?

Как называется дом у гномика? Гнома? Гномище?

Чей рассказ понравился больше всего и почему? (опросить двух детей)

Давайте подарим солнышку солнечные лучики. Солнышко своими лучами коснулось гнома и у него стало хорошее настроение. Посмотрите он улыбается.

Как вы думаете закончится наша история? (запасной вопрос)

Мне хочется вас поблагодарить. Большое, вам спасибо. Давайте попрощаемся с гномами.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к гномам» в старшей группе

Алла Шевчук
Конспект НОД по развитию речи «В гости к гномам» в старшей группе

Цель: совершенствовать речь детей; формировать грамматический строй речи, умение мыслить логически; развивать мелкую моторику рук с помощью массажных шариков и колец Су-Джок; воспитывать эстетические чувства, желание речевого общения, чувство взаимопомощи, активность.

– совершенствовать фонематический слух

– закреплять произношение звуков с и з

– упражнять в умении подбирать рифму к словам

– расширять словарь по теме «Зима»

– совершенствовать умение отгадывать загадки

2. Развивающие:

развивать речь, внимание, воображение

развивать зрительное восприятие, фонематический слух

развивать мышление

развивать мелкую моторику рук с помощью шаров и колец Су-Джок

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

– формировать навыки сотрудничества и самостоятельность

– создать атмосферу психологического комфорта и мотивацию на успешную деятельность

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Словесный (вопросы, объяснения).

2. Наглядный (иллюстрации, демонстрационный материал, видеозапись).

3. Игровой (массажные шарики и колечки Су-Джок).

Материал: гномы, Белоснежка, сундучок, конверты с заданиями, иллюстрации к загадкам, шары и кольца Су-Джок, геометрические фигуры, незаконченные рисунки и карандаши.

Ход НОД

2. – Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

«Ах, какой сегодня день!

Улыбнёмся всем скорей!

«Здравствуй» – скажем мы друзьям,

Вам здоровья и всем нам!»

3. – Ребята, я решила обратиться к вам за помощью. Вчера мне на почту пришло письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого это письмо? Правильно, от Гномов. Они пишут, что злая колдунья заколдовала Белоснежку и просят нас помочь расколдовать её. Я знаю, что в нашем детском саду очень дружные и смелые детки. Поэтому я решила попросить вашей помощи. Ну, что, вы готовы отправиться в лес на выручку Белоснежки? Тогда в путь!

4. – Но, прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, какое сейчас время года? Правильно, зима. А почему вы решили, что зима? Какая бывает погода зимой? Конечно, зимой очень холодно и люди часто болеют. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы не болеть? Вот и мы с вами сейчас сделаем небольшую разминку для того, чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

Читайте также:  ИКТ в работе логопеда для коррекции ОНР

Чтоб не кашлять, не чихать нужно носик растирать.

Лоб мы тоже разотрём – ладошку держим козырьком.

Знаем, знаем, да-да-да – нам простуда не страшна (растираем ладошки).

5. Теперь мы готовы к путешествию. Нам нужно одеться (имитация одевания) и в путь!

6. Включаю видео. Любуемся зимней природой.

7. Появляются гномы. Здороваемся. Рядом сугроб.

– Всё кругом белым-бело!

Сколько снега намело!

Вот сугроб, а что же в нём?

Здесь сундук оставил Гном!

– Ребята, давайте посмотрим, что в сундучке.

Достаю открытки с заданиями от гномов, коробка с шариками Су-Джок.

– Чтобы расколдовать Белоснежку, нам придётся выполнить все задания Гномов. Вы готовы?

Перед каждым заданием уточняю цвет Гномика.

Первое задание. Загадки от Красного Гнома.

– Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы. (Заяц)

-Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались? Это (Солнце).

– Я увидел свой портрет,

Отошёл – портрета нет. (Зеркало).

– Странная звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла – и пропала. (Снежинка).

– Всё кругом бело и нежно, и узор на окнах снежный.

Иней на ветвях, как в сказке, и мороз лишь для острастки.

Никого он не пугает, дети весело играют.

А когда это бывает? Зимой)

После каждой отгадки выставляю иллюстрацию на доске.

– Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

Второе задание. Разминка от Оранжевого Гнома (с шариками)

-Ребята, а у следующего гнома не открытка, а коробочка. Что же в ней? (Достаю шарики Су-Джок и предлагаю детям их потрогать, подержать).

– Ребята, это шарики не простые, с их помощью мы можем заботиться о своём здоровье, делать массаж, зарядку и разминать наши ручки. Давайте попробуем.

– Мяч по кругу я катаю, взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

Каждым пальчиком прижму, и другой рукой начну.

Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

А теперь последний трюк – мяч летает между рук.

Ну вот немного отдохнули, а теперь – следующее задание.

Третье задание. Д/игра «Подбери рифму» от Жёлтого Гнома.

Ребята, рифмы – это слова, которые одинаково заканчиваются. Например, шишка-малышка, птичка-невеличка, но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха.

Послушайте строчки,которые написал писатель Николай Красильников:

• «Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку)».

• «Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)»

Предлагаю вам поиграть в такую игру. Вы будете подбирать рифму.

Над лугами, над водой хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует цветная (радуга).

Утром дед спросил у внучки: «Почему не моешь?» (ручки)

Михаил играл в футбол и забил в ворота (гол)

Солнце светит очень ярко, бегемоту очень (жарко)

Где обедал воробей? В зоопарке у (зверей)

У себя в саду Андрейка поливал цветы из (лейки)

Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему (поможет)

Четвёртое задание от Зелёного Гнома. Д/игра «Назови одним словом»

– груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

– тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

– помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

– укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Молодцы, вы очень хорошо справились и с этим заданием. А теперь посмотрим, какое задание у пятого Гнома. Какого он цвета? (Голубой).

Пятое задание от Голубого Гнома. Игра «Расскажи про героя сказки»

Я хочу проверить, как вы знаете сказочных героев.

(На столе лежит коробка с карточками, на которых изображены сказочные герои. Дети подходят по одному, вынимают картинку и рассказывают про того героя, который им достался.)

• Буратино – веселый, озорной мальчик, его сделал Папа Карло из полена, его друзья пес Артемон, Пьеро и Мальвина.

• Снегурочка – маленькая ледяная девочка, её из снега вылепили дедушка и бабушка, если она будет прыгать через костер, то может растаять.

• Карлсон – маленький, толстенький человечек, с пропеллером на спине, живёт на крыше, любит гулять по крышам и есть варенье.

• Дюймовочка – очень маленькая девочка, появилась из цветка, её украла злая жаба и хотела выдать замуж за своего сына.

• Лиса – хитрая, рыжая плутовка, обманула и съела колобка.

• Царевна Лягушка – маленькая и зеленая, к ней в болото попала стрела Ивана Царевича и он забрал её с собой во дворец.

• Незнайка – маленький человечек из Цветочной страны, очень веселый и озорной, с ним всегда происходят разные веселые истории.

• Красная Шапочка – очень хорошенькая, добрая девочка, ей бабушка подарила красную шапочку, она отнесла ей пирожки и горшочек с маслом.

• Чебурашка – маленький зверек, с добрыми глазами и большими мягкими ушками, его нашли в коробке с апельсинами. У него есть настоящий друг крокодил Гена.

• Винни-пух – это медвежонок, очень любит полакомиться медом, но очень боится пчел, может сочинять веселые стишки и песенки. И т. д.

Шестое задание от Синего Гнома. «Заколдованные сказки»

-Ребята, Колдунья заколдовала наши любимые сказки. Давайте попробуем угадать, что это за сказки. (Показываю схемы из геометрических фигур, одновременно спрашиваю, какие это фигуры. Дети отгадывают сказки).

«Три медведя»

«Три поросёнка»

«Волк и семеро козлят»

-Очень хорошо, ребята. Это было очень трудное задание, но вы справились. Осталось нам выполнить ещё одно задание Гномов. Какого цвета последний Гном? Правильно, фиолетовый.

Седьмое задание от Фиолетового Гнома. «Дорисуй».

-Ребята, чтобы выполнить это задание, нужно сначала помассажировать наши пальчики. Внутри каждого шарика есть колечко. Достаньте его. Давайте по очереди оденем колечко на каждый пальчик. (Разминка).

– Мальчик-пальчик, где ты был? (Большой пальчик)

– С этим братцем в лес ходил. (Указательный пальчик)

– С этим братцем щи варил. (Средний пальчик)

– С этим братцем кашу ел. (Безымянный пальчик)

– С этим братцем песни пел. (Мизинчик)

-А теперь то же самое выполним на другой руке.

-Ребята, следующее задание не такое, как все остальные. Послушайте. Чтобы расколдовать Белоснежку, нужно сделать что-нибудь волшебное, прекрасное. Как вы думаете, что это может быть? (Предположения детей).

– А я хочу вам предложить совершить такое чудо: чтобы среди зимы расцвели прекрасные цветы. Это поможет нам расколдовать Белоснежку. Для этого сейчас вы должны закончить рисунок гномов. (На столах незаконченные рисунки и карандаши. Дети садятся и рисуют, а в это время на доске появляется Белоснежка).

Ребята показывают свои рисунки.

Белоснежка благодарит детей за то, что они её расколдовали и дарит угощение.

– Ребята, давайте поблагодарим Белоснежку, попрощаемся с Гномами и отправимся домой.

-Закройте глазки и представьте, что мы с вами очутились в детском саду.

-Ну вот мы и дома. Сколько добрых дел мы с вами сегодня совершили. Вспомните, где мы побывали, кому помогали? Вы обязательно расскажете своим друзьям о том, что вы делали и научите играть с шариками Су-Джок.

– А я хочу вам сказать спасибо за помощь.

Итоговое открытое занятие по математике для детей подготовительной к школе группе «В гости к гномам» Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествие. Задачи: Закрепить умение конструировать из простых геометрических.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие» в младшей группе «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие». Цель: обогащение и активизация словаря детей. Задачи: Уточнять и закреплять знания о предметах.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе “В гости к бабушке в деревню” с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке «Репка» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке Репка» Цель: • Закрепить умения подбирать слова, противоположные.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к Солнышку» ОО «Речевое развитие» Цель: – совершенствование форм и методов работы по развитию у дошкольников художественно-речевой активности в процессе.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к гномам. Число 7, цифра 7» Цели занятия: формировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи ; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Занятие по развитию речи ‘В гости к гномам’

Автор: учитель – логопед Букина Елена Юрьевна

МБДОУИЛ детский сад “Улыбка”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить правильно, произносить звук Л в прямых слогах;
  • развивать фонематический слух.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво.

Оборудование: ноутбук, презентация “В гостях у гномов”.

1. Приветствие.

Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

– (Имя ребёнка), ты хотели бы отправиться в путешествие?

2. Артикуляционная гимнастика.

– Хорошо, но сначала мы сделаем гимнастику для язычка.

Язык – язычок, не ленись, покажись,

(рот открыт, язык лежит на нижней губе, выполняем на счёт от 1 до 5)

Расслабляйся спинка: кя, кя,кя,

Серединка – пя. пя, пя,

Кончик – тя, тя, тя.

А теперь спокойно вниз за зубами удержись

(выполняют под счёт от 1 до 5)

Язык чашечкой сложи, так немного подержи

(выполняют под счёт от 1 до 5)

Теперь в барабан язык играет: т-т-т, д-д-д.

Индюков не забывает: бл-бл-бл.

Никогда он не скучает.

Звук Л всё повторяет

(Ребёнок произносит длительно звук [Л])

3. Основная часть.

Сегодня мы отправляемся в сказочный лес к гномам. Закрой глазки, я скажу волшебные слова, и мы очутимся в лесу:

Говорят, что лес
Полон сказочных чудес.
А давай-ка поспешим,
Да на чудо поглядим.
Ель стоит,

Берёзка рядом белым – бела,
Руки – ветки развела:
«Проходите, – говорит,
Добрым людям вход открыт».

Слайд 3.
– Вот нас гномики встречают, давайте познакомимся, Гномик Ла, гномик Ло, гномик Лу, гномик Лы, гномик Лэ. (Ребёнок повторяет)

У каждого гномика есть свое любимое место в сказочном лесу.

Слайд 4.

Идём с гномиком Ла, он хочет показать нам свою полянку, где он выращивает волшебные цветы. Самые его любимые это голубые колокольчики. Я показываю их, а ты произносишь слог «ЛА» и тогда ты увидишь что – то волшебное! (Ребёнок выполняет, в конце задания появляются бабочки)

Слайд 5.

Гномик Ло приглашает посмотреть, какой красивый он построил себе домик.

Слайд 6.

Только вот у него случилась беда, потерял он свои любимые платочки. Давайте поможем ему их найти.

Слайд 7.

Гномик Лу – строитель. Помоги ему построить мост через реку. Построй из разноцветных блоков мостик.

Пальчиковая гимнастика.

Слайд 15.

Гномик Лы очень любит весёлые игры, танцы, стихи и песенки, давай расскажем, и покажем ему пальчиковая гимнастику «Веселый гном».

Жил да был веселый гном (Дети поднимают руки над головой, изображая колпак.)

С круглыми ушами. (Описывают вокруг ушей большие круги.)

Он на сахарной горе (Локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник.)

Спал под воротами. (Пальцы изображают ворота.)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился. (Руки высоко подняты над головой.)

Скушать гору он хотел, (Движения, будто едим руками.)

Только подавился! (Хватаем воздух ртом и надуваем щеки.)

Ну а что веселый гном?

Так и спит глубоким сном! (Дети изображают спящего гнома.)

Слайд 16.

Все в лесу любят гнома Лы, потому что он весельчак. Он просит тебя спеть его любимую песенку вместе с его помощниками – зайчиками.

Слайд 17.

Гномик Лэ очень любит рыбалку и рыбок.

Слайд 18.

У гнома Лэ большой аквариум дома. Всех рыбок гномик называет одним и тем же именем – Лэ, назови каждую рыбку по имени.

Слайд 19.

Гномы интересуются, хорошо ли ты запомнил их имена? Назови гномиков по имени. Теперь скажи имена гномиков наоборот.

4. Итог занятия.

Слайд 20.

Гномы прощаются я тобой, они очень рады, что ты научился правильно произносить их имена. На прощание дарят тебе свои фотографии, которые ты дома сможешь красиво разукрасить и вспомнить их имена.

Ссылка на основную публикацию