Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных
методическая разработка по развитию речи
Речевое развитие ребенка одна из особо волнующих тем !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гимнастика для язычка (шипящие ) | 273.67 КБ |
Гимнастика для язычка (шипящие ) | 874.54 КБ |
Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных | 107.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных Сизова Элла Яковлевна Сизова Ольга Борисовна
План Причины формирования искажений звукопроизношения и ключевой принцип коррекции Искажения произношения свистящих, формирование правильного произношения свистящих и принципы их автоматизации в речи Искажения произношения шипящих, формирование правильного произношения шипящих и принципы их автоматизации в речи
Причины формирования искажений звукопроизношения В.И. Бельтюков 1977: при искажениях звуки-заменители акустически максимально схожи с заменяемым нормативным звуком
Механизм освоения нормативного звукопроизношения в онтогенезе Бельтюков 1977: звук в силу артикуляционной сложности недоступен на ранних этапах онтогенеза→ освоение в онтогенезе через последовательный ряд звуков-субститутов, большинство из которых относятся к системе родного языка акустически все заменители в ряду отличаются от «целевого» звука, что стимулирует дальнейший артикуляционный поиск
Механизмы возникновения искажений звукопроизношения(Бельтюков 1977) в поисках артикуляции ребенок продуцирует искаженный звук, акустически близкий «целевому» акустическая система перестает санкционировать поиск правильной артикуляции поиск адекватной артикуляции прекращается искаженная артикуляция закрепляется и связывается с акустическими характеристиками нормативного звука
Механизмы возникновения искажений звукопроизношения Сизова Э.Я. 1978; Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. 1985: искажения звукопроизношения при дизартрии Определенные артикуляционные положения физически недоступны в силу нарушений тонуса и/или удержания позы Искажения произношения стабильны и единообразны Например: невозможность поднять или удержать в поднятом положении один из краев языка →стабильное боковое произношение свистящих и/или шипящих звуков
Механизмы возникновения искажений звукопроизношения(дизартрия) дисфункция отделов нервной системы, обеспечивающих проведение нервного сигнала к мышце, реализующей артикуляцию = уровень моторной реализации высказывания движения недоступны в речевой и неречевой, произвольной и непроизвольной деятельности
Механизмы возникновения искажений звукопроизношения(дизартрия) Механизм, описанный В.И. Бельтюковым: поиск артикуляции, дающей наиболее схожий с «целевым» акустический эффект, завершается при дизартрии неизбежным закреплением искаженного звукопроизношения вследствие неврологического ограничения моторных возможностей закрепления связи между искаженной артикуляцией и общепринятым акустическим образом звука
Механизмы возникновения искажений звукопроизношения (апраксия) А.Н. Корнев 2006: любое нарушение звукопроизношения обусловлено дисфункцией артикуляционного праксиса недостаточная точность «совершения артикуляционного действия» в координатах ротовой полости(Бернштейн: пирамидно-стриальный уровень) неточно артикулируемый звук закрепляется в силу недостаточности слуховых и кинестетических коррекций искажения звукопроизношения при синдроме дисфонетической артикуляционной апраксии (Корнев 2006: 178)
И при дизартрии, и при артикуляционной апраксии искаженная артикуляция звука связана с нормативным акустическим образом звука→ слуховое восприятие нормативно произнесенного звука актуализирует искаженную артикуляцию
Ключевой принцип коррекции ЛОГОПЕД НЕ ПРОИЗНОСИТ ФОРМИРУЕМЫЙ ЗВУК Замена тактильным ощущением (температура выдыхаемой воздушной струи) Замена графическим символом или пиктограммой Контроль кинестетически и зрительно воспринимаемых элементов артикуляции
Формирование свистящих и шипящих в онтогенезе (Бельтюков 1977)
Опорные точки правильной артикуляции свистящих Губы растянуты («улыбка») Кончик языка опущен вниз за нижние зубы Спинка языка широкая Воздушная струя проходит через ротовую полость по средней линии спинки языка (центральная воздушная струя)
Искажения артикуляции свистящих Шипящий сигматизм (онтогенез!) Губно-губной и губно-зубной сигматизм Межзубный сигматизм Боковой сигматизм Носовой сигматизм
Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения для формирования широкой спинки языка Самомассаж языка губами (ПА-ПА-ПА), зубами (ТА-ТА-ТА) Самомассаж языка боковыми зубами (И! И! И!) (!внимание к пораженной стороне языка!) Расслабление, снятие повышенного тонуса
Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения на выработку центральной воздушной струи Дуем через вытянутые губы → дуем с высунутого языка «Трубочка»: высунуть язык, подуть →потянуть воздух в себя (помощь зубочисткой, безопасность. ) Дуем через язык, свернутый в «трубочку» !Всегда цель/контроль: легкий объект/палец
Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания ВДОХ ВЫДОХ ртом ртом ртом носом носом носом носом ртом
Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения для формирования артикуляционной позиции языка и губ Губы: улыбка (зрительный и кинестетический контроль: «катаем пальчики») Язык внизу: -проводим языком по нижней губе (3-5 раз) – проводим языком по нижним зубам ( 3-5 раз ) – «лесенка»: язык на нижнюю губу→на нижние зубы →ЗА нижние зубы
Формирование звука С «Сборка» артикуляционных упражнений: язык широкий, за нижними зубами, губы в улыбке → подуй (контроль выдоха) От «опорного звука»:1) губы в улыбке, произносим Т-Т-Т → подуй (контроль выдоха) 2)произносим ФФФ + оттягиваем нижнюю губу !Взрослый (логопед, родители), показывая образец, «дует» беззвучно + контроль температуры выдыхаемой воздушной струи («холодный ветер»)!
Принципы автоматизации С в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце →тексты со словами, содержащими С в абсолютном конце БЕЗ звука С и свистящих в других позициях С перед согласными К,Т (сочетания АСКА, ИСКА и т.п., АСТА, ЭСТА и т.п. ) и слова с этими сочетаниями → тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, Ы→ лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты
Формирование звука З Игра «Тихо и громко»: П→Б; Ф→В; С→… От «опорного звука»: 1)губы в улыбке, произносим Д-Д-Д → подуй (контроль выдоха ); 2)произносим ВВВ→ВВВ+язык между губами →поднимаем верхнюю губу → продвигаем язык за зубы (НЕ при межзубном сигматизме !) Обратная ассимиляция С+ДА (с паузой →без паузы →ЗДА)
Принципы автоматизации З в речи З перед согласными Д, Б, В (сочетания АЗДА, ЭЗДА и т.п., АЗБА, ИЗБА и т.п.) и слова с этими сочетаниями →тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→тексты
Формирование звука Ц Аффриката (сочетание взрывного и фрикативного звука с единым местом образования)→ Т+С с паузой →без паузы ТС (моторная опора – удар рукой ) →Ц
Принципы автоматизации Ц в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце → тексты со словами, содержащими Ц в абсолютном конце Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты
Опорные точки правильной артикуляции шипящих Ш, Ж Губы раскрыты и округлены Кончик языка поднят за верхние зубы без упора ( Хватцев 1969: при наличии искажений следует всегда ставить верхнюю артикуляцию ) Спинка языка широкая Воздушная струя проходит через ротовую полость по средней линии спинки языка (центральная воздушная струя)
Искажения артикуляции шипящих Шипящий сигматизм (онтогенез!) Губно-губной и губно-зубной сигматизм Межзубный сигматизм Боковой сигматизм Носовой сигматизм
Артикуляционные упражнения для формирования шипящих Упражнения для формирования широкой спинки языка Упражнения на выработку центральной воздушной струи Упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания
Артикуляционные упражнения для формирования шипящих Упражнения для формирования артикуляционной позиции языка и губ Губы: НЕ фиксируем внимание на вытягивании губ вперед (провокация губного сигматизма !) Язык наверху: -проводим языком по верхней губе (3-5 раз) – проводим языком по верхним зубам (3-5 раз) – «лесенка»: язык на верхнюю губу → на верхние зубы →ЗА верхние зубы (в «бугорки» – альвеолы) – цокание языком с упором в альвеолы – «гриб на тонкой ножке»: цокаем → язык присасывается к небу → удержание языка
Формирование звука Ш «Чашечка снаружи и внутри»: контроль у зеркала + «витамин в чашечке» → подуй (контроль выдоха ) «Сборка» артикуляционных упражнений: язык широкий, за верхними зубами, губы разомкнуты, округлены, но не вытянуты→ подуй (контроль выдоха)
Формирование звука Ш От «опорного звука» Произносим Т-Т-Т→ язык наверх, Т-Т-Т «в бугорках» (подобно t-t-t) → подуй Произносим ССС + язык наверх Произносим РРР → произносим РРР шепотом (игра «Громко и тихо»)+ притормаживаем вибрацию механически !Взрослый (логопед, родители), показывая образец, «дует» беззвучно + контроль температуры выдыхаемой воздушной струи («теплый ветер»)!
Принципы автоматизации Ш в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце →тексты со словами, содержащими Ш в абсолютном конце БЕЗ звука Ш и шипящих в других позициях Ш перед согласным К (сочетания АШКА, ИШКА и т.п.) и слова с этими сочетаниями → тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты
Формирование звука Ж От «опорного звука» Произносим Д-Д-Д→ язык наверх, Д-Д-Д «в бугорках» (подобно d-d-d) →подуй Произносим ЗЗЗ + язык наверх Игра «Тихо и громко»: П→Б; Ф→В; Ш → … Обратная ассимиляция Ш+БА (с паузой →без паузы →ЖБА )
Принципы автоматизации Ж в речи Ж перед согласными Д, Б (сочетания АЖДА, ЭЖДА, АЖБА и т.п.) и слова с этими сочетаниями →тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами →тексты
Что сначала – Ч или Щ? Если нет ни Ч, ни Щ – сначала Щ Если есть Ч → произносим Ч протяжно → Щ Если есть Щ →Т̕+Щ с паузой →без паузы (моторная опора – удар рукой)→Ч
Формирование звука Щ От «опорного звука» Произносим С̕ + логопед пальцами сближает уголки губ ребенка в горизонтальной плоскости Произносим С ̕ + продвигаем язык в глубину ротовой полости; позже добавляем утрированный выдох (внешний контроль силы выдоха: «прокати», «сдуй», «забей гол»)
Формирование звука Ч От «опорного звука»: произносим Т̕ + логопед пальцами сближает уголки губ ребенка в горизонтальной плоскости Т̕ +Ш с паузой →без паузы (моторная опора – удар рукой) → Ч
Принципы автоматизации Ч и Щ в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце → тексты со словами, содержащими Ч/Щ в абсолютном конце Ч перед согласными К,Т (сочетания АЧКА , ИЧКА и т.п., АЧТА,ОЧТА и т.п.), слова с этими сочетаниями → тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты
Формирование навыка правильного произношения свистящих звуков
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе «Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детского сада комбинированного вида № 5 “Радуга” г. Михайловки, Волгоградской области».
Целью нашего исследования являлось выявление недостатков произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста.
При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков ( искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:
– при изолированном произношении;
– в слогах – прямых, обратных, со стечением согласных;
– в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);
– в спонтанной речи.
При подборке лексического материала соблюдаются следующие требования:
– насыщенность лексического материала заданным звуком;
– разнообразие лексического материала;
– включение слов с оппозиционными звуками;
– включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
При обследовании звукопроизношения применяются методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.
Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
Предлагаем следующую схему обследования:
1) изолированное произнесение;
2) в слогах разной структуры (8 модулей);
3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
4) в словах разной слоговой структуры (13 классов) (отраженно и самостоятельно по картинке);
5) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).
1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).
Инструкция: «Повтори за мной звуки».
Мы даем обследование свистящих звуков: [с, с’, з, з’, ц].
4 балла – правильно произносятся все звуки;
3 балла – нарушается произношение одного звука;
2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.
2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции
Инструкция: «Повтори за мной».
Примечания: условные обозначения
С – согласный, Г – гласный, СN – звук правильно произносимый, С$ – обследуемый звук. В нашем примере на месте С$ будут [с, с’, з, ‘з, ц].
1. С$ Г – С$А, С$0, С$У, С$Ы
2. Г С$ – АС$, ОС$, УС$, ЫС$
3. С$ CN Г – С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
4. CN С$ Г – БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
5. Г CN С – АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
6. Г С$ CN – АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
7. С$ Г С$ – С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
8. Г С$ Г – АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы
4 балла – во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
3 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$
2 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN C$, C$ CN Г;
1 балл – искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);
0 баллов – искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова
Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).
Персональный сайт
Каталог статей
В норме становление правильного произношения свистящих звуков происходит к четырём годам (М.Ф. Фомичева) . Именно в средней группе детского сада ( 4 – 5 лет) исчезает замена шипящих и свистящих звуками Т и Д, произношение свистящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения, артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения свистящих звуков.
– С – губы улыбаются, широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются в верхним зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель, по середине языка идёт сильная, холодная воздушная струя, голосовые связки не вибрируют. Звук « С» – согласный, твёрдый, глухой, свистящий.
– СЬ – губу растягиваются больше, чем при произношении С, передняя часть спинки языка выше поднимается к верхним бугорочкам и чуть – чуть перемещается ближе к бугорочкам. Звук «СЬ» – согласный, мягкий, глухой, свистящий.
– З – как С, голосовые связки вибрируют Звук «З»- согласный, твёрдый, звонкий., свистящий.
– ЗЬ – как СЬ, голосовые связки вибрируют. Звук «ЗЬ» – согласный, мягкий, звонкий, свистящий.
– Ц – сложный звук ( от ТС), губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть спинки языка выгибается и образует смычку с бугорками (альвеолами) . Под давлением воздушной струи смычка разрывается, голосок спит, выдыхаемая струя воздуха сильная, отрывистая, холодная. Звук «Ц» – согласный, твёрдый, глухой, свистящий.
Основные виды сигматизма: межзубный ( язык находится между зубов), губно – зубной ( участие в образовании звука нижней губы, поэтому акустический эффект при искажении С близок к звуку Ф), боковой (боковые края языка не прилегают к коренным зубам, поэтому выдыхаемая струя воздуха проходи не по средней линии, а через боковую щель), призубный (язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышатся звуки Т или Д),шипящий ( язык принимает артикуляцию, характерную для Ш).
Постановка свистящих.
При постановке использовать зрительный /зеркало/, слуховой, тактильный /рукой – воздушная струя/ контроль
1. От протяжного произношения И ИИИИСССС
2. Язык в положении “Горка” и лёгкий выдох ССССС
1. При межзубном сигматизме /язык выставляется между зубками/
1.1. Предложить сжать зубы и не разжимая их протяжно произнести фонему С – зрительный контроль перед зеркалом, держать между зубками уголок твёрдой бумаги /спичку, палочку/
1.2. Механический способ: зондом нажать на кончик языка несколько опустив его за нижние зубы. Придерживать язык в таком положении пока не появится и закрепится изолированый / один звук/ звук (можно произносить и слоги)
2. При губно – зубном / нижняя губка поднимается вверх, звук С похож на звук Ф)
2.1. Прежде всего показать ребёнку, что в момент произношения произнесения звука С нижняя губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.
2.2. Использовать механический способ в виде лёгкого отжимания нижней губы шпателем книзу.
2.3. Следует проделывать упражнение в протяжном произношении фонемы С, а также простейших слогов и слов, которые с неё начинаются.
3. При призубном сигматизме / звук С похож как Т или Д/ .
3.1 . В простейших случаях устраняется на основе разъяснения и показа правильной артикуляции фонемы с последующим протяжным её произношением.
3.2.Использовать межзубное произношение (не забывайте, что межзубное произношение затем надо будет тоже исправить). Хорошую помощь может оказать ощущение ребёнком на тыльной поверхности кисти сильной и холодной струи воздуха (косо направленной вниз).
3.3.В более трудных случаях используется механическая помощь, с помощью зонда (или шпателя) удерживать кончик языка у нижних зубов, сохраняя при этом минимальное расстояние между зубами.
4. При боковом сигматизме /слышится неприятный “хлюпающий ” звук/
Необходимо добиться замыкания языком ротовой полости с боков и образовании по его середине продольного желобка.
4.1.В качестве базы использовать звук Т если он правильный:
а) произносить т с придыханием. После взрыва должен быть слышен английский звук Q. Наличие придыхания контролировать при помощи струи воздуха на кисть руки;
б) предложить ребёнка проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в дёсны нижних резцов;
в) если произвольное удержание кончика языка за нижними зубами окажется непосильным, можно использовать зонд.
4.2.В более трудных случаях 4 этапа:
-дутьё в трубочку,
– межзубное произношение (широкий язык между зубами, края примыкают к уголкам рта) ФФФ;
4.3. Опора на фонему Ф. Протяжно произнести Ф. а затем проделать то же самое, но выдвинув при этом язык как можно больше вперёди уперев его кончиком в нижние зубы. К шуму, свойственному фонеме Ф должен присоединиться свистящий шум.
4.4.Опора на фонему Х (если она правильная). Ребёнку предлагают шёпотом произнести сочетание ИХИ, а затем повторить то же самое со сжатыми зубами. часто при этом отчётливо слышится звук, близкий к СЬ (когда укрепится, следует обратиться к различению С=СЬ)
5.При шипящем сигматизме (вместо С, слышится Ш): необходимо отучить ребёнка от привычки напрягать язык и оттягивать его вглубь рта. С помощью артикуляционной гимнастики добиваться правильного положения языка. В тудных случаях нужно установить мезубное произношение, азатем перевести к зазубному.
6. Носовое произношение звука С.
Выполнять артикуляционные упражнения, направлять струю воздуха в рот, закрывая проход в носовую полость поднятием мягкого нёба и усвоением правильной артикуляции языка:
– формирование выдоха воздушной струи через середину ротой полости;
– правильное зазубное произношение.
Постановка звука З.
Звук “З” по положению органов артикуляции очень похож на звук “С”. Разница заключается в том, что звук “З” является звонким, поэтому при его произнесении появляется голос. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука “З” он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.
– произношение звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.), одновременно используем зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные осязательные) ощущения;
– от артикуляционного уклада:
– воспроизвести артикуляционный уклад, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса, в результате должен получиться нормированный звук;
– от опорного звука:
– произнести звук “С” и добавить голос.
Постановка звука Ц.
– поднести палец ко рту – ТС -Ц -Ц (Тихо!);
– останавливается паровоз – ТС – Ц – Ц.
– с механической помощью:
– кончик языка упирается в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажаты зубами и остаются зажатыми в момент вдоха и выдоха. Вдохнуть, выдохнуть воздух коротким сильным толчком, с помощью шпателя “отрываем” кончик языка от нижних передних зубов. Слышится короткий звук Ц,
– удерживать шпателем широкий кончик языка за нижними зубами или поместить зонд между передней частью спинки языка и зубами, произношение слога ТА. В момент произнесения взрывного элемента слога взрослый слегка нажимает на язык, отодвигая его назад.
– от опорных звуков:
– быстро произносит звуки Т и С. Взрослому можно поднести руки ребёнка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произношении звука Ц, он ощутил один “удар” воздушной струи,
– широкий кончик языка между зубами, из данного положения произносить слог АТ и подуть (АТ-Т-Т-Т).
Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков:
– “Построим забор”Улыбнуться, показав сближенные верхние и нижние зубы и удерживать в данном положении под счёт от 5 до 10 сек.
-“Накажем непослушный язычок2 приоткрыть рот, свободно положить язык на нижнюю губу и сказать “пя – пя – пя”. Удерживать спокойный широкий язык от5 до 10 сек.
-“Змейка” Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.
-“Лопаточка” Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
-“Почистим зубки” Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
-“Горка” Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек (если подуть, получится звук С).
“Катушка” Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык ” выкатывать” вперед и убирать вглубь рта.
Упражнения, вырабатывающие плавную, длительную непрерывную струю, идущую посередине языка:
-“Загнать мяч в ворота” Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).
-“Кто дальше загонит мяч?” Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.
-То же но положить на середину языка шпатель (тонкую палочку, спичку без головки) и надавить до образования канаки, губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, вдохнуть, с силой выдувать воздух. Контроль ладонью руки или бумажной полоской.
– Дутьё в положении “Горка”:
б) удерживая кончиком языка бумажный листочек за нижними зубами подуть . ССС
Нарушения произношения свистящих звуков и их коррекция
Нарушения произношения свистящих звуков и их коррекция
МАДОУ №45 г. Томска
Недостатки произношения свистящих звуков называются свистящим сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.
Нормальная артикуляция свистящих звуков
Губы растянуты как бы в улыбке, в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1—1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных с’, з’ передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка больше приподнимается вверх, чем при произношении с и з.
Нормальная артикуляция звука ц. Губы, зубы, нёбная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, как и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа. 1 этап: кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью образует смычку у шеек верхних резцов. II этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка — желобок.
Виды нарушений произношения свистящих звуков
В логопедической литературе выделяются следующие основные виды сигматизмов:
Губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произносится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия.
Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма предрасполагают следующие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизартрии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом и др.
Призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кончик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист.
Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение.
Боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вялость мышц правой или левой сторон языка.
Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стеной глотки, парезом мышц мягкого нёба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.
Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц—с, ц—т, с—т, с—ф, с—с’, з—д, з—в, з—з’, з— с.
Коррекция сигматизма свистящих звуков
На этапе постановки звука проводится работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и развитию речевой моторики.
Для выработки правильного артикуляционного уклада, можно предложить следующий артикуляционный комплекс:
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Улыбнуться, открыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
«Почистим нижние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Посчитай нижние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Для развития фонематического анализа предлагаются такие задания:
1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится данный звук.
2. Отобрать картинки, название которых содержит данный звук.
3. Определить место данного звука в слове (начало, сер дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук).
4. Отметить место звука на графической схеме слова – звуковой линейке.
Постановка звуков с, з
1. По слуховому подражанию. Звук с сравнивается со свистом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук з сравнивается со звоном комара.
2. Используется и подражание, и показ нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука.
3. По подражанию с использованием тактильных ощущений. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони.
4. От других звуков. Звук с можно поставить: от звука ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и про сунуть язык между зубами — получится межзубное произношение звука с, или во время произношения звука ф оттягивать нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони, расположенной горизонтально чуть выше подбородка, ощущалась холодная струя воздуха).
Постановка звука ц
1. Возможна постановка по подражанию.
2. Быстрое произнесение звуков т и с.
3. Предлагается произносить звук т с опущенным кончиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.
Специфические приемы коррекции различных видов сигматизма
При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрированно. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.
При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используются специальные зонды, с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса рекомендуется ортодонтическое вмешательство.
Аналогичная работа проводится при коррекции призубного сигматизма.
При межзубном с — з вследствие переднего открытого прикуса для образования узкой щели рекомендуется круто поднять вверх переднюю часть спинки языка.
При шипящем сигматизме предлагаются упражнения в поднятии и опускании средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опущенной средней части спинки языка, а также упражнения на образование глубокого желобка.
При боковом сигматизме постановка воздуха занимает длительное время из-за сложности этого речевого дефекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуляторной гимнастике Необходимо добиваться, чтобы ребенок умел сделать язык широким, чтобы боковые края языка касались верхних коренных зубов. Обращается внимание на то, чтобы язык не отклонялся вправо или влево, а желобок образовывался по средней линии. Предлагается задувание на широкий язык, боковые края которого касаются коренных зубов, задувание на кончик языка, который находится сначала вне ротовой полости, между зубами, а затем внутри ротовой полости, задувание в пузырек, в отверстие ключа. При этом в качестве контроля используется тактильное ощущение узкой струи воздуха при дутье на тыльную сторону ладони.
При коррекции носового сигматизма обращается внимание на плотность нёбно-глоточного затвора.
На этапе автоматизации звуки с, з, с’, з’ автоматизируются сначала в прямых открытых слогах (са, сы, сэ, со, су и др.), затем в обратных слогах (ас, ос, ус и др.), закрытых (лос, сот и т. д.), в последнюю очередь в слогах со стечением согласных. Звук ц закрепляется сначала в обратных слогах (ац, оц, уц), затем в прямых открытых слогах (ца, цы, цо, цу и др.). После закрепления звука в слоге переходят к автоматизации звука в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи.
Примерный речевой материал для автоматизации звука С на стадии введения в речь
- Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный… (суп) Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый… (сок) Мчатся с горки сами
Новенькие… (сани) Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим… (соли) Отнесли домой мы лейки
И уселись на… (скамейки)
Стихотворения для заучивания:
- Ананасы на сосне Света видела во сне
- Колбасу салями съедим мы с Соней сами;
А свиной сосиской угостим мы киску.
- Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
- Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка, Сонюшка,
На дворе-то солнышко.
- Идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака. Сани, сани,
Едут сами!
Через горы и леса
Едут сани-чудеса!
- Стало тихо, тихо, тихо.
Спит в углу моя слониха.
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц в картинках
Свистящие звуки [С], [З], [Ц] ребенок в норме начинает произносить четко к 3-4 годам. На практике у 40-50% дошкольников этот навык самостоятельно не формируется. Детям необходимы занятия с логопедом, тренировка мышц речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Проблемы
Дефектное звукопроизношение свистящих имеет несколько форм:
- Ребенок заменяет [С], [З], [Ц] на более легкие [Д], [Т]. Собака – табака.
- Фыркает. Произношение получается губно-зубное: зубы – фубы.
- Заменяет [С] на шипящие. Звук получается мягкий: сон-щён.
- Хлюпает. У ребенка получается сложный звук [ЛЬХЬ].
- Носовое произношение. Слова со свистящими произносятся гнусаво.
Эти проблемы считаются нормальными и типичными для детсадовцев до 4 лет. Исправить недостаток возможно на логопедических занятиях или самостоятельно дома, пользуясь приемами артикуляционной гимнастики для постановки звуков [С], [З], [Ц].
Общие рекомендации
Избавляться от сигматизма через применение артикуляционной гимнастики для звуков [З], [С], [Ц] нужно, соблюдая простые правила:
- Зарядку начинайте с разминки. Шлепайте языком, растягивайте губы, щеки.
- Начинайте с простых упражнений, заканчивайте трудными.
- Используйте забавные стихотворения, заучивайте тексты с детьми наизусть.
- Помогайте языку принять нужное положение пальцами, карандашом, лопаткой.
- Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Правильная артикуляция звуков
Для правильной артикуляции и автоматизации произношения свистящих фонем речевые органы должны занять следующие позиции:
Звук | Правильное положение |
[С] | Губы улыбаются, кончик язычка находится на нижнем небе, упирается в зубы. Спинка языка при произношении звука приподнимается, образу горку. Между зубами образуется просвет, воздушная струя идет по спинке языка свободно и сильно. Звук образуется без голоса. |
[Сь] | Улыбка будет немного больше, язык с прямой спинкой фиксируется над нижним небом, посередине, напряженный кончик упирается в нижнюю челюсть. Воздух идет резкой струей. |
[З] | Образуется как [С], но с голосом. |
[Зь] | Производится по принципу артикуляции [Сь], но есть вибрация связок. |
[Ц] | Губы улыбаются, язычок упирается кончиком в нижнюю челюсть, спинка изогнута, поэтому между альвеолами и телом языка есть смычка. Подается отрывистая воздушная струя, замкнутое звено разрывается, голос в образование фонемы почти не участвует. |
Комплекс упражнений на свистящие звуки
Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким послушным.
Заборчик
Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.
Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.
Месим тесто
Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.
Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.
Блинчики
Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.
Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.
Трубочка
Цель: расслабить мышцы лица, губ.
Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.
Почистим зубы
Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.
Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.
Маляр
Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.
Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.
Качели
Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.
Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.
Маятник
Цель: развиваем умение контролировать язычок.
Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.
Хомяк
Цель: расслабление мышц щек.
Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.
Вкусное варенье
Цель: отработка движений язычком по кругу.
Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.
Горка
Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.
Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.
Ветерок дует с горки
Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.
Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук [с] в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.
Этапы постановки свистящих звуков
Таисия Сергеевна Сидорова
Этапы постановки свистящих звуков
Постановка обычно начинается с глухого твердого с.
При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд 2 между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.
При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.
При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.
Для получения чистого произношения применяют двухэтапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в за зубное положение.
Звук ц ставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук т и с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят т и с. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом 2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.
В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук ц у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук с от звука ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести ц, слышится протяженное с: тссс. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция ц в начале открытого слога, например ца.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Заборчик» «Заборчик» – растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя.
Артикуляционные гимнастики для свистящих звуков Покусаем язык. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать.
Картотека заданий для автоматизации и дифференциации свистящих звуков «Звуки [С], [С’]» Звук С № 1 Звук С 1. Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно). 2. Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай,.
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик» Задачи:.
Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков Постановка, автоматизация и дифференциация свистящих звуков. Конспекты логопедических занятий. Занятие 1. Конспект занятия по постановке.
Проект по формированию у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков «Активизация звуков в песнях-попевках» Паспорт проекта Название: «Активизация звуков в песнях–попевках у детей дошкольного возраста» Автор: Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с.
Этапы сенсорного развития детей раннего возраста Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения,.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации.
Презентация «Этапы производства хлеба» Этапы производства хлеба Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол — престол, а.
Этапы становления этнической идентичности Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась.