Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

Изменения социально-экономических, политических и других условий жизни развития российского общества способствовали падению уровня жизни населения, разрушению нравственных устоев, ухудшению положения детей и возможности государства по гарантии их обеспечения и развития, к увеличению количества детей, которые потеряли возможность получить необходимое образование и воспитание. Неограниченный и широкий доступ к информации, приобщение к технике, к новым информационным технологиям делает поведение и образ жизни подростков более свободным и раскованным, независимым, что способствует их раннему взрослению.

В то же время многие из них имеют особенности или отклонения в развитии, не соблюдают социальные нормы, проявляют неадекватные формы поведения, страдают разными соматическими заболеваниями, в том числе из-за приобщения к стимулирующим средствам – курению табака, алкоголю, употреблению наркотических и токсических веществ, не желают учиться.

Комплекс проблем, существующих в подростковой среде, оказывает влияние на их развитие, на ухудшение физического и психического здоровья, в целом на снижение потенциала развития российского общества. Большинство из учащихся не могут после школы успешно социализироваться в современной экономической ситуации. Согласно исследованиям института социологии РАН более 80 % подростков употребляют алкоголь; в 18 раз стало больше подростков, употребляющих наркотические вещества; 66 % молодых людей пробовали или продолжают курить. Обычным явлением среди молодежи становится употребление матерной брани. Данные исследований независимого института социальной политики, проведенные совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), показывают, что за последнее десятилетие наблюдаются устойчивые негативные тенденции по увеличению факторов риска, ухудшающих здоровье российских детей. Федеральная служба государственной статистики отмечает рост числа заболеваний детей в возрасте до 14 лет за 1990–2011 гг. до 68,4 %. Около 30 % юношей призывного возраста по состоянию здоровья не годны к военной службе. Таким образом, у молодежи в период обучения в образовательном учреждении выявляется низкая развитость ответственного отношения к жизни, к ценностям, к ведению здорового образа жизни [6, 7].

Изменения нормативно-правовых документов в связи с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», принятием государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и других программ стимулирует к видоизменению подходов в обучении в условиях вечерней (сменной) школы. Педагогические акценты смещаются на индивидуализацию обучения, на выявление достижений и интересов, проблем ученика, на признание значимости личностных ценностей, необходимости создания условий для саморазвития и формирования у молодого человека новых взаимоотношений с окружающим миром, воспитания в человеке инициативности, умения творчески мыслить, находить нестереотипные решения.

В современном образовании появляется новый термин – «ребенок с особыми образовательными потребностями». Дети с особыми образовательными потребностями имеют затруднения в обучении, отклонения в здоровье, низкий уровень адаптации и социализации.

Это дети, которые нуждаются в получении психолого-педагогической помощи и организации особых условий сопровождения при их воспитании и обучении (из доклада UNICEF «Анализ положения детей в Российской Федерации»).

В вечерней (сменной) школе дети с особыми образовательными потребностями – это дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов, инвалиды, подростки, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, имеющие негативный опыт получения образования, молодые матери и другие категории. Отсутствие осознания необходимости учиться и развивать себя, прогрессирующие вредные привычки (систематическое употребление алкоголя или наркотических веществ, игровая зависимость, Internet-аддикции) повышают необходимость в индивидуальном сопровождении и педагогической поддержке таких детей и подростков.

Организация и осуществление индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях вечерней (сменной) школы являются первостепенной задачей, которая во многом определит дальнейшее обеспечение сознательного развития человека в современном социуме, его развитие в течение всей жизни.

Вступление детей во взрослую жизнь совпадает с периодом их социализации, с периодом становления личности в индивидуальном и общественном плане.

Основные процессы социализации, ее трудности описаны в исследованиях Е.В. Алексеевой, Е.И. Ганеевой, Ю.А. Кобазевой и др. Социализация раскрывается как развитие и следствие включения личности в социальные отношения. Она осуществляется через усвоение отдельным индивидуумом социальных компетенций и воспроизведения их в своей деятельности (Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан и др.). В результате осуществления социализации получается трансформирование социальных умений в собственную личностную устремленность, осознание ценностей, познание социальных норм, обязанностей и умений, индивид демонстрирует свою самостоятельность, развивает свой личный опыт, самореализацию.

Период социализации охватывает и социальный запас знаний, и овладение культурой, и совершенствование навыков практической деятельности в ситуациях образовательной среды, выстраивает определенные системы взаимосвязей и направлений, где индивид может проявить себя в качестве личности, в качестве субъекта деятельности, как индивидуальность.

Индивидуальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями помогает подросткам по-другому взглянуть на себя, поверить в свои способности, пересмотреть отношение к обучению и повысить самооценку, формирует необходимость осознания личностного развития, ведения здорового образа жизни, необходимости учиться на протяжении всей жизни.

Принципы индивидуального подхода, индивидуализации для достижения результатов современного образования являются ведущими в условиях обсуждения различных вопросов, направленных на осознание понятия качества образования в условиях российского общества.

Исторически принцип индивидуального подхода направлен на осознание необходимости передачи любому человеку универсальных элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. В свое время еще Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» подчеркивал необходимость индивидуального подхода, сформулировав цель всеобщего обучения как «научить всех – всему». Уже тогда Ян Амос Коменский осознавал, что для этой цели необходимы специальные формы и методы обучения, которые нужно подбирать к каждому ученику.

Сегодня принцип индивидуального подхода в обучении реализуется с опорой на современные исследования психологии, которые дают обоснование различным типам восприятия информации, особенностям обучения разных психических типов (холерика, сангвиника, меланхолика, флегматика) и другие.

Принцип индивидуализации отличается от принципа индивидуального подхода тем, что дает возможность педагогам в работе опираться на индивидуальные образовательные цели и интересы самого ученика. Принцип индивидуализации заключается в прохождении собственного пути по освоению знания, которое именно сегодня оказывается самым главным. В этой ситуации целью педагога по реализации данного принципа является оказание помощи каждому учащемуся при продвижении по образовательному пути и сопровождение его индивидуального образовательного маршрута.

Сопровождение ученика выдвигает иные требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагогу важно представление и понимание того, кто такие дети с особыми образовательными потребностями, в чем отличие работы с ними от традиционных форм образования. Необходимо знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития подростка, навыки анализа взаимодействия в социальном окружении, умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (учениками, педагогами, родителями и другими специалистами).

Слово «сопровождение» возникает в работах Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой как словосочетание «сопровождение развития». В дальнейшем вопросы и трудности психолого-педагогического сопровождения раскрыты в трудах М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, А.И. Красило, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрик, К. Роджерс, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.

Определение «педагогическое сопровождение» близко по взаимодействию с определением «педагогическая поддержка», которую многие авторы исследователи сегодня считают одной из важнейших задач стратегии и тактики современного образования.

Понятия педагогической поддержки и педагогического сопровождения отличаются различными видами педагогической деятельности, общим для них является их ориентация на изменение индивидуальности ученика. Однако часто эти понятия используют как синонимы и в теории, и на практике.

Терминология педагогического сопровождения вмещается в концепцию понятия «педагогика поддержки» и является сегодня важнейшей современной педагогической парадигмой.

В.А. Сластенин считает, что педагогическая поддержка проявляется при создании объединенных с ребенком ситуаций, направленных на выработку сознательных и самостоятельных решений при отсутствии возможности найти самому выход из проблемы.

Сопровождение педагога является процедурой в ходе наблюдения, при консультировании, личном участии, при поощрении независимости ученика в трудной для него ситуации при наименьшем участии педагога, помощью подростку в его личностном развитии [5].

Период сопровождения педагогом подразумевает мастерство взрослого наставника находиться близко, помогать в учении и в личностном развитии при продвижении по индивидуальному образовательному маршруту.

По мнению А.В. Мудрик, сопровождение является для педагога особым видом деятельности. Оно направляет подростка к осмыслению нравственных и культурных ценностей, необходимых для его саморазвития (вопросы развития нравственного сознания личности находят отражение в работах зарубежных и российских психологов А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Торндайк, В. Франкл, К.Г. Юнг, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Гумницкий, Е.В. Субботский и др.).

Идея и научное определение педагогического сопровождения в отечественной педагогике в первой половине 90-х годов представлены в работах О.С. Газмана, затем в работах его последователей Н.В. Касициной, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др. [3, 4].

О.С. Газман определяет индивидуализацию как особый педагогический процесс, который обеспечивает педагогическую помощь и поддержку в индивидуальном развитии, в познании себя, своей самобытности [1].

Педагогика индивидуального сопровождения отличается от авторитарного способа постановки целей образования. На первом месте стоит задача по налаживанию взаимодействия с ребенком на уровне уважения и доверия. Следующая задача – понять ребенка. Педагогу важно уметь разобраться во внутреннем мире ребенка, выявить его способности, узнать его интересы. Только после этого стоит задача оказания помощи подростку в понимании самого себя, осознании своего потенциала, определении цели собственного саморазвития. Итак, мы считаем, цель развития при реализации индивидуального сопровождения достигается как результат совместных действий педагога и обучающегося.

В этот период педагог и ученик становятся равноправными субъектами, участниками образовательного процесса, их отношения носят субъект-субъектный характер.

Субъектные качества личности – это проявление способностей человека в общении, взаимодействии, установлении личных контактов, во взаимопонимании, умении вступить в диалог и его поддерживать и, главное, в развитых способностях производить важные преобразования не только в себе, но и в других. Стать субъектом – значит уметь открыть себя другим людям, уметь отразиться в них, принять уникальность каждого человека как его ценность. Возможность открытого взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества является самой главной в условиях обучения в школе. В.И. Слободчиков утверждает, что ученик и педагог являются равноправными субъектами образовательного процесса, т.е. «встречаются два живых человека – педагог и обучающийся, они ведут взаимоосмысленную совместную деятельность».

Сопровождение – это способ, в котором взаимосвязаны между собой все виды деятельности: выявление проблемы, поиск путей решения, выстраивание маршрута развития и помощь при продвижении по этому маршруту.

Педагогическое сопровождение ориентировано на успешную социализацию, поиски выбора решения различных ситуаций, относящихся к личностному, жизненному и профессиональному самоопределению личности. Главная цель в ходе сопровождения направлена на организацию совместной деятельности педагога с учащимся, на вовлечение воспитательных ресурсов образовательной среды.

Среда образовательного процесса в школе определяет и способствует трансляции и воплощению базовых ценностей современного российского общества, целей его развития. Поэтому главная задача системы образования в целом заключается в необходимости создавать условия для процесса формирования у учащихся осознания личностного роста, формирования мотивации на ведение здорового образа жизни, необходимости учиться на протяжении всей жизни. Важную роль в развитии личности учащихся играют здоровьесберегающие технологии в образовании, которые помогают обеспечивать достижение результата, готовить здоровых, творческих, социально активных людей, направленных на изменения окружающего мира сообразно тем ценностным ориентациям, которые они приобрели в образовательной среде.

Смысл индивидуального сопровождения не должен сводиться только к реализации охранительной стратегии в период обучения детей в школе. Ценность индивидуального сопровождения заключается в формировании опыта деятельности к саморазвитию, мотивации к активному поиску оптимальных решений, нацеленных на актуализацию своего личностного потенциала и организацию собственного здорового образа жизни. Достижение поставленных задач предусматривает обоснование и необходимость разработки основных составных частей индивидуального сопровождения, решение вопросов при организации и управлении данной деятельностью, которые обеспечат ее результат и качество.

Таким образом, индивидуальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в вечерней (сменной) школе концептуально помогает развитию педагогической системы, восприимчивой к запросам учащихся, развивающей субъектность, поддерживающей профессиональное самоопределение личности, нацеливающей на непрерывный образовательный маршрут.

Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с особыми образовательными потребностями

Анализ компонентов коррекционной направленности: учета структуры дефекта ребенка с особыми образовательными потребностями, организации психолого-медико-педагогического сопровождения, индивидуальных программ сопровождения учащихся с особыми потребностями.

РубрикаПедагогика
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления28.09.2018
Размер файла13,0 K
Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: Звук (У)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с особыми образовательными потребностями

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

В современной отечественной педагогике весьма актуальной стала проблема реализации коррекционной направленности образовательного процесса. В данном случае речь идет не только о системе специальных (коррекционных) учреждений, но и об общеобразовательных учреждениях. В традиционном понимании процесс коррекционной направленности включает следующие компоненты: коррекционный образовательный дефект

1. Учет структуры дефекта ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Организация и реализация психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

3. Индивидуальные программы сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

4. Использование вариативных образовательных программ в процессе обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями.

5. Учет потенциальных возможностей ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

Коррекционная направленность образовательного процесса в современной образовательной системе, с нашей точки зрения, реализуется посредством организации поэтапной системы работы с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности.

Ребёнок с особыми образовательными потребностями

Диагностика (ранняя, комплексная)

Коррекция медицинская, психологическая, педагогическая, социальная, профессиональная и т.д.

Индивидуальные программы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

Индивидуальные программы обучения детей с особыми образовательными потребностями

Социализация (интеграция, адаптация)

Таким образом, реализация принципа коррекционной направленности, позволит сделать образовательный процесс в различных видах учреждений (специальные (коррекционные) учреждения, детские дома, общеобразовательные школы) более эффективным не только с точки зрения обучения и воспитания, но и с позиции социализации личности учащихся с особыми образовательными потребностями.

Проблемы социализации личности таких школьников являются ярким показателем тех недостатков, которые сегодня очевидны в деятельности учреждений: иждивенческая позиция; непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики; трудности в обучении; замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха.

В этой связи, считаем, что коррекционную направленность образовательного процесса в современной педагогической науке, следует понимать достаточно широко.

С точки зрения социализации личности школьника, имеющего особые образовательные потребности, коррекционная направленность образовательного процесса учитывает следующие уровни: уровень социальной готовности; уровень трудовой готовности; уровень психологической готовности и уровень физической готовности.

В соответствии с выделяемыми уровнями, в условиях модернизации современного российского образования, процесс коррекционной направленности реализуется через следующие направления:

* создание развивающей среды и адаптивной системы образования учащихся;

* коррекционно-развивающая работа, включающая раннюю социальную адаптацию, развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных процессов, формирования навыков обучения;

* комплексная диагностика и реабилитация детей с особыми образовательными потребностями, включающая индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению;

* поэтапное формирование личностно-ориентированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности;

* профориентационная и профессиональная подготовка;

* организация взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, начального профессионального, профессионального и высшего образования.

Таким образом, реализация всех направлений в комплексе позволит учащимся, имеющим особые образовательные потребности, не только получить необходимые знания, но и сформировать способы применения полученных знаний в дальнейшей жизнедеятельности, что, несомненно, способствует более успешной социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Дети с особенностями психофизического развития. Учащиеся с речевыми нарушениями. Методы и приемы индивидуального подхода, применяемые в воспитании личностных качеств у детей с особыми образовательными потребностями. Формирование самооценки ребенка.

курсовая работа [31,3 K], добавлен 10.11.2016

Исследование понятия агрессивности в психолого-педагогической литературе. Изучение видов агрессивности у детей дошкольного возраста. Анализ результатов эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

дипломная работа [5,3 M], добавлен 03.11.2017

Обзор зарубежных и отечественных исследований в сфере инклюзивного образования. Принципы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями. Рекомендации по совершенствованию обучения детей на уроках фортепиано.

дипломная работа [124,3 K], добавлен 14.06.2014

Исследование развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями. Разработка системы кружковых занятий для детей коррекционной школы на основе природного материала, учитывающей психолого-педагогические особенности учащихся.

дипломная работа [257,1 K], добавлен 08.10.2010

Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Методы выявления индивидуальных особенностей детей и оказание психолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного процесса.

контрольная работа [45,8 K], добавлен 22.02.2010

Роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Формы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников. Совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.

дипломная работа [81,0 K], добавлен 17.07.2013

Понятие инклюзивного образования как процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Основные формы осуществления, проблемы организации. Характеристика преимуществ и принципов инклюзии.

презентация [359,1 K], добавлен 13.10.2015

Характеристика особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, причины их возникновения. Особенности организации учебной деятельности детей с ООП, педагогические условия формирования универсальных учебных действий.

курсовая работа [703,7 K], добавлен 04.01.2015

Необходимость немедленного повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального образования в области интегрированного обучения детей. Преодоление трудностей усвоения программ по русскому языку. Коррекция устной и письменной речи.

доклад [17,3 K], добавлен 08.12.2010

Содержательные и методические основы обучения детей, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, нарушения интеллекта. Разработка индивидуальной образовательной программы обучения таких детей.

презентация [100,8 K], добавлен 09.02.2017

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

12. Понятие особых образовательных потребностей.

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

Выделяют несколько составляющих особых образовательных потребностей:

1) Когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;

2) Энергетические: умственная активность и работоспособность;

3) Эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.

Надо помнить, что особые образовательные потребности – не являются едиными и постоянными, – проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, – разной степени его выраженности;

И во многом особые образовательные потребности определяют возможные условия обучения: в условиях инклюзивного обучения, в группах компенсирующей или комбинированной направленности, в классах для детей с ОВЗ; дистанционно и т.д.

Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» – это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

ООП, общие для различных категорий детей.

Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

1) Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

2) Использование специфических средств для осуществления обучения.

3) В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.

4) Дифференциация и индивидуализация обучения.

5) Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения. Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.

6) Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах.

Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

Необходимость индивидуального обучения ребенка с ООП

Для детей с ООП могут применяться две формы организации обучения: коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

1) Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения.

2) Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии.

3) Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат.

4) При обучении ребенка в домашних условиях.

Однако фактически индивидуальное обучение для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

Организация обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 179

Борисова Любовь Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирска

Языкова Ирина Леонидовна,

заместитель директора по УВР
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирска

Организация обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 179

Если мы не можем покончить с нашими отличиями,

мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом,

безопасным для многообразия.

Джон Фицджеральд Кеннеди

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Опыт совместного обучения детей со специальными образовательными потребностями и здоровых детей показывает, что оно отвечает как нуждам детей со специальными образовательными потребностями, так и общества в целом.

Читайте также:  учителя-логопеда общеобразовательной школы"

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена потребностями современного общества. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей. В нашей школе – 1157 учащихся, из них инклюзивно обучается 1% детей.

Мы поставили перед собой цель – создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы. Данной проблемой мы занимаемся давно и опыт совместного обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов и здоровых сверстников показывает, что оно отвечает как нуждам детей со специальными образовательными потребностями, так и общества в целом.

В процессе работы мы поставили и реализуем следующие задачи:

– разработка нормативно-правовой, программно-методической базы организации инклюзивного образования;

– определение оптимальных психолого-педагогических условий, создаваемых в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка;

– совершенствование профессиональной компетентности педагогов – участников инклюзивного образования;

– внедрение в образовательную практику технологии психолого-педагогического и логопедического сопровождения обучающихся;

– формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями.

Положительные итоги инклюзивного образования

Дети со специальными

образовательными потребностями

Общество

Жизнь и развитие детей с ограниченными возможностями в том же обществе, где здоровые дети, социализация личности

Меняется мышление людей, исчезают стереотипы отношения к детям с особыми образовательными потребностями, основной из которых – что это дети необучаемые.

Наиболее гармоничное развитие ребенок получает в коллективе. Развитие способностей ребенка

Совместное обучение здоровых детей и инвалидов способствует формированию практического гуманизма, толерантности, навыков помощи ближнему

Повышается уверенность в своих силах учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Видя стремление к жизни детей-инвалидов, их здоровые сверстники начинают больше ценить свои собственные возможности.

Чем раньше начата работа с детьми со специальными образовательными потребностями, тем лучших результатов можно добиться.

Среди умственно отсталых встречаются очень способные; более того, если серьезно заниматься с таким ребенком, сглаживаются внешние признаки заболевания; происходит компенсация особых потребностей

Родители сейчас реже отказываются от детей с врожденной генетической патологией, потому что узнали: эти дети не безнадежные.

Участие в общественной деятельности

Признание того, что не только нормальное развитие является “нормой”

Образовательный процесс в школе № 179 построен по принципу полного вовлечения всех детей в образовательный процесс. Исключение составляют только дети, обучающиеся на дому (не посещают в данный момент школу). Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

Мы считаем, что ошибочными являются следующие представления об инклюзии:

– присутствие ребенка в школе само по себе достаточно;

– нормально бросать в воду «не умеющего плавать»;

– основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка;

– молчаливое присутствие на уроке, мероприятиях – это нормальная альтернатива участию.

В практической деятельности нами достигнуто следующее:

– выработана философия, поддерживающая инклюзивную практику;

– инклюзия всесторонне планируется;

– в процесс создания инклюзивной школы включены учителя, администрация школы, узкие специалисты и родители;

– сформировано понимание инвалидности у всех работников школы и учащихся;

– обучен персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.).

Педагоги школы строят урок с учетом наличия в классах детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Создается психологически комфортная образовательная среда. Учитель не допускает возникновения стрессовых ситуаций, умело избегает их, разряжает обстановку, переключая внимание учащихся на другой вид деятельности. На уроке создается спокойная рабочая обстановка на уроке.

Каждый учитель знает, что на уроке необходимо:

– учитывать медицинские рекомендации (максимально распределить рабочие места в кабинете, учитывая диагноз детей);

– проведение физкультминуток на уроках (видеоролики с веселыми зарядками, при этом дети сами проводят эти физкультпаузы, проговаривая выполнение упражнений вместе с ведущими);

– выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;

– смена разных видов деятельности во избежание переутомления;

– предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы (разрешается дописать после уроков; лучше, чтобы это было после учебных занятий, на перемене ребёнок должен отдыхать);

– учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.);

– сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;

– работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка, предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;

– работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся);

– предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации учителя.

Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания урока, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды принимают участие в олимпиадах, проектной деятельности, научно-практических конференциях, классных и общешкольных мероприятиях (например, «Смотр строя и песни»), акциях. Они являются не только зрителями, но и самыми активными участниками. Учителя проводят различные мероприятия со школьниками, которые воспитывают в них толерантность и уважении друг к другу.

Учащиеся со специальными образовательными потребностями занимаются спортом (футбол, греко-римская борьба). Обучающиеся с различными нарушениями речи принимают активное участие в работе фольклорного ансамбля «Россыпь». Ансамбль занимает призовые места на международных, областных и городских фестивалях, конкрсах.

Мы систематически проводим мониторинг включенности учащихся в жизнь класса и школы.

Критерии

Показатели

Активность участия в классных мероприятиях

Не участвовал – 0%

Активность участия в школьных мероприятиях

Активный зритель – 50% Участник – 75%

Уровень самостоятельности посещения школы, театров, выставок

При помощи взрослых – 50%

Редко при помощи взрослых – 75%

Степень занятости любимым делом в кружках, секциях, клубах

Количество посещаемых кружков, секций, клубов

Уровень самостоятельности в оказании помощи своей семье

Справляется самостоятельно -100%

Иногда при помощи взрослых- 75%

Всегда при помощи взрослых – 50%

Не справляется самостоятельно – 0%

Активность участия в конкурсах

От 1 до 5 конкурсов – 25%

От 5 до 7 конкурсов – 50%

От 7 до 10 конкурсов – 75%

Более 10 конкурсов – 100%

Активность участия в благотворительных акциях

Количество акций, в которых принимает участие ученик

Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Но не все так гладко в создании системы инклюзивного образования. Проблемами инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения задачи работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ. Основная трудность даже не столько в профессиональной некомпетентности педагогов, сколько в психологической. В реальной практике мы сталкиваемся с нежеланием педагогов (особенно с большим педагогическим стажем работы) перестроить, изменить подходы к детям в условиях инклюзивного образования, мешают психологические барьеры и профессиональные стереотипы.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Очень важно создать специальные условия в школе для детей с ОВЗ — оснастить помещения техническими средствами, которые нужны таким ученикам. Необходимо изменить территориальное пространство, сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей ребят. Например, ввести в штат дефектологов, специальных психологов, оборудовать сенсорную комнату, соляную пещеру, комнаты отдыха, переоборудовать места общего пользования: класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты; оборудовать въезд детей с ОВЗ в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку для доставки ребенка в школу.

Необходима комплексная целенаправленная деятельность всех субъектов образовательного процесса, включающая психолого-логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, своевременное выявление индивидуально-типологических особенностей обучающихся, выбор оптимальных форм и методов коррекционной работы, создание специальных пособий. Все это требует дополнительного финансирования.

Мы уверены, что у инклюзивного образования в России – большое будущее. Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям. Несомненным плюсом для общества, а в частности для родителей, является интеграция и социализация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам. Кроме того, инклюзивное образование способствует нравственному оздоровлению общества.

«Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным» – У. Джеймс.

Портал педагога

Авторы: Сайфутдинова Лариса Юрьевна, Ивановская Наталья Григорьевна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ “Альметьевская школа–интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”
Населённый пункт: Татарстан,г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: “ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ”
Дата публикации: 28.09.2018
Раздел: начальное образование

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества

— оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь

то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую

Российская общеобразовательная школа, обычные детские сады уже приняли в

свои стены первых детей с различными отклонениями в развитии, имеющих

особые образовательные потребности.

возможности здоровья, получают образование в специальных (коррекционных)

образования. Такой подход к обучению детей с ограниченными возможностями

здоровья называется инклюзивным образованием.

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с

образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет

образовательных программ для него.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с

конкретизирующие их понятия (слепой, глухой, дебил и т.д.), отражающие

«нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без

развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с

знающий русского языка.

На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду

психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы,

но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»; и далее:

«. глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства,

подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы

идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что

гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного

относятся ко всем детям с нарушениями развития.

Читайте также:  Преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности у больных с различными нарушениями речи

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние

специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,

прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта,

с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с

задержкой и комплексными нарушениями развития.

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются физические

и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в

общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления

коррегироваться, а некоторые – компенсироваться.

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание

возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и

длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут

средствами или уменьшаться в своем проявлении.

Время начала образования

Нередко при обнаружении психологического или физического отклонения

у ребенка все усилия взрослых направляются на медицинскую реабилитацию, а

обучение откладывается на потом, однако это может негативно сказаться на

формировании ребенка как социально полноценной личности.

Основная задача, стоящая перед педагогами, состоит в том, чтобы на основе

использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы

с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учетом их

— профориентационный рассказ или беседа;

— занятия в кружках по интересам;

— освоение общетрудовых навыков, проба себя в различных видах труда в

Ребенок с особыми образовательными потребностями: что делать педагогу?

Данная статья представляет собой практико-ориентированное пособие для учителей-предметников и классных руководителей, к которым попал ребенок с особыми образовательными потребностями. В ней рассматриваются вопросы правового регулирования инклюзивного образования, практической организации работы с ребенком, а также сложные вопросы взаимодействия учителя с другими работниками образовательного учреждения и его администрацией..

Вопросы организации инклюзивного образования в рамках существующего правового регулирования представляют собой одни из самых сложных и запутанных. Здесь сливаются воедино образовательное, административное, бюджетное, трудовое право, порождая множество противоречий друг относительно друга. В данной статье мы попытаемся разъяснить простым языком наиболее сложные вопросы, с которыми может столкнуться учитель в процессе организации в образовательном учреждении инклюзивной среды.

  1. Кто такие дети с ООП, дети с ОВЗ и дети-инвалиды?

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Понятия «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется в современных научных исследованиях и некоторых законодательствах иностранных государств как более современный и точный аналог ребенку с ОВЗ.

Инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.

Соответственно, для целей инклюзивного образования в современной России значение имеет термин ребенок или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ).

  1. Что является основанием для создания ребенку с ОВЗ специальной образовательной среды?

Основным документом, которым должны руководствоваться образовательные учреждения при работе в рамках инклюзии, является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Именно этот документ определяет то, какие условия должны быть созданы в школе для того, чтобы обучение ребенка соответствовало федеральным стандартам. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является обязательным для принятия любыми образовательными учреждениями. Создание необходимых условий труда – обязанность любой школы.

  1. Кто участвует в создании и организации инклюзивной среды?

Вопреки расхожему среди педагогов мнению, инклюзивное образование не подразумевает под собой просто включение ребенка с ОВЗ в состав класса с нагрузкой педагога огромной дополнительной ответственностью. Это целый комплекс мер, связанный с созданием инклюзивной среды, в котором участвует большое количество специалистов.

Первой группой работников образовательных учреждений, участвующих в создании инклюзивной среды, являются собственно педагогические работники. К ним относятся учителя-предметники, учителя начальных классов и тьюторы. Основной их задачей является организация собственно учебных занятий, разработка материалов и рабочих программ.

Второй группой являются вспомогательные работники. К ним относятся прежде всего ассистенты. Их задачей является физическая помощь ребенку с ОВЗ в преодолении сложностей среды, где он обучается.

Третьей группой – специализированные работники. Это различные учителя и врачи, которые работают со специфическими навыками, необходимыми в образовательном процессе, и особенностями здоровья: психологи, логопеды, дефектологи.

Таким образом, создание в образовательном учреждении инклюзивной среды не предполагает переваливание всей работы на одного конкретного педагога. Необходимо также включение в работу иных специалистов, которые должны совместно участвовать в таком сложном процессе, разделяя обязанности и ответственности между собой.

  1. Каковы пределы ответственности учителя?

Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:

  • Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
  • Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
  • Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
  • Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
  • При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)

Таким образом, в зону ответственности учителя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей. Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.

  1. Чем должен заниматься тьютор?

Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах. К его непосредственным обязанностям относятся:

  • Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Адаптация образовательного процесса
  • Проектирование открытой образовательной среды
  • Разработка и подбор методических средств
  • Рефлексия образовательного процесса его участниками

Хорошо видно, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов, помощь учителям в подготовке занятий, участие в разработке специализированных методик является залогом успеха инклюзии, особенно при учете того, что нагрузка тьютора может быть не более 6 детей на ставку заработной платы. Он лучше понимает сложности и проблемы тех детей с ОВЗ, за образовательный процесс которых отвечает.

  1. В чем заключается задача ассистента?

Ассистенты относятся к вспомогательным работникам, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Среди прочего к их обязанностям относятся:

  • Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т.п.)
  • Создание комфортных условий
  • Обслуживание средств реабилитации
  • Обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры
  • Оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях
  • При необходимости передача ученику актуальной информации об окружающей действительности в доступной форме

Как видно из перечня обязанностей ассистента, не на учителе лежит обязанность физически обеспечивать комфортное пребывание ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Он лишь должен контролировать и вести сам образовательный процесс. В свою очередь ассистент поможет ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в обычной школе.

  1. Какова роль дефектологов?

При организации инклюзивной среды не нужно забывать и о профессиональной специализированной работе с детьми. Ее ведут специалисты различных профилей: психологи, логопеды и дефектологи. К числе последних относятся, например, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренологи и т.д. К их обязанностям относится:

  • Своевременное выявление детей с нарушениями
  • Разработка рекомендаций к коррекционному сопровождению
  • Определение типа образовательной программы и варианта оказания коррекционной помощи
  • Планирование уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий
  • Организация образовательной среды для лиц с нарушениями
  • Организация контроля освоения образовательных программ

Деятельность этих специалистов способствует адаптации детей в обществе, развивает их социальные навыки, которые могут обладать определенной спецификой в силу особенностей здоровья. Без этих специалистов прогрессивный эффект инклюзивного образования будет гораздо менее заметен, а количество дополнительных усилий, которые затрачиваются различными работниками на сопровождение образовательного процесса ребенка, останется на прежнем уровне в течение всех лет обучения.

  1. Какие изменения условий труда следуют за введением инклюзивного образования?

Инклюзивное образование предполагает ряд изменений, связанных с условиями труда тех работников, которые участвуют в создании среды для детей с ОВЗ. К ним относится сокращенная продолжительность рабочего времени: 36 часов – педагог-психолог, тьютор; 20 часов – учитель-дефектолог, учитель-логопед; 25 часов – воспитатели, осуществляющие уход за детьми с ОВЗ; 18 часов – логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания.

Организация инклюзивного образования требует изменений в составе учебных групп. В дошкольном образовании численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) определяется на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Учитель-логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ. Тьютор, ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.

Не секрет, что инклюзивное образование требует значительных дополнительных затрат, особенно в момент своего создания. Это связано и с прохождением работниками переподготовки и повышения квалификации, закупкой дополнительного специального оборудования, созданием комфортной среды. В связи с этим в п. 1.8 Методических рекомендаций по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ установлено, что при определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать предоставление образования детям с ОВЗ.

Разумеется, и заработная плата самого работника, который работает с ребенком с ОВЗ, должна быть выше, чем у его коллеги, который работает с обычным классом. Учитывая современную систему оплаты труда педагогического коллектива, данный вопросы относятся к ведению самой образовательной организации, а не вышестоящих органов государственной власти. Через коллективные переговоры с работодателем, педагоги могут воздействовать на внесение изменений в коллективный договор или положение об оплате труда, положение о стимулирующих. Учитывая тот факт, что на детей с ОВЗ в большинстве регионов выделяется повышенный подушевой коэффициент, для работодателя не должен стоять финансовый вопрос, и он, скорее всего, согласится на увеличение стоимости оплаты часа, либо на выделение дополнительных стимулирующих педагогам, задействованным в организации инклюзивной среды.

  1. Каков алгоритм действий учителя, в класс к которому попал ребенок с ОВЗ?

Шаг 1. Если Вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то Вы, как педагог, можете требовать соблюдения Ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда.

Шаг 2. Потребуйте от администрации образовательного учреждения, где Вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются.

Шаг 3. Выясните, соблюдаются ли в Вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.

Шаг 4. Выясните, какие специалисты будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме. Указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.

Шаг 5. Выясните, содержатся ли в Вашем коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов.

Шаг 6. Вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами, продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций, адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.

Варламов Ю.Е. – юрист МПРО «Учитель».

Ссылка на основную публикацию