Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Никита Белосельский 3 лет назад Просмотров:

1 Пенклиди Дарья Владимировна магистрант Горбунова Олеся Федоровна канд. пед. наук, доцент Институт непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ Аннотация: в данной статье отражены результаты эмпирического исследования, раскрывающего особенности логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, представлен краткий анализ программы формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР 3 уровня. Ключевые слова: семья, коррекционно-логопедической компетентности родителей, логопедическое сопровождение семьи, коррекционно-педагогическая работа, дети с ОНЗ, третий уровень, формы работы, работа с родителями. Логопедическое сопровождение семьи необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты коррекционно-педагогической работы отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Коррекционная работа должна рассматриваться как постоянно действующая система, как социум, в котором живёт ребёнок. Первым по своей значимости неповторимым социумом является семья, в которой ребёнок родился и живёт, а самыми значимыми людьми для него являются не педагоги, а родители. Поэтому

2 необходимость логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, важна не только для педагогов, но, прежде всего, для самих родителей. Многие семьи, в которых воспитывается ребенок с ОНР 3 уровня, часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь своему ребенку в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции помощника логопеда и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР 3 уровня на современном этапе очень актуальна. Опираясь на научные данные и учитывая специфику логопедической работы по преодолению ОНР, под коррекционно-логопедической компетентностью родителей мы будем понимать определённую мотивационно-ценностностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ребёнка, подкреплённую совокупностью основных общепедагогических и логопедических знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия со специалистом [1]. Теоретическое изучение проблемы логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня поставило нас перед необходимостью проведения эмпирического исследования, целью которого являлось выявление особенностей речевого развития детей с ОНР 3 уровня. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста логопедической группы дошкольного образовательного учреждения 19 «Хрусталик» г. Минусинска, а также их родители. Для проведения диагностики детей мы использовали комплексную методику Н.М Трубниковой; анкетирование родителей с целью выявления проблем в воспитании и развитии ребенка с нарушениями речи и готовности к сотрудничеству с логопедом и другими специалистами в педагогическом процессе ДОУ. Основой для логопедического обследования детей явилась адаптированная для дошкольного возраста методика Н.М. Трубниковой. При обследовании речи было изучено строение и подвижность органов артикуляционного аппарата,

3 состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, уровень сформированности словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а также слоговой структуры слова [2]. Результаты обследования представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста Нарушения % 1 отягощённый анамнез 100% 2 раннее психоречевое развитие идёт с отставанием от нормы 100% 3 Скованность и напряжённость движений при анализе мелкой моторики 70% 4 анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями 70% 5 артикуляционная моторика нарушены 100% 6 фонематические процессы нарушены 100% 7 грамматический строй и связная речь 90% 8 мономорфные нарушения звукопроизношения 20% 9 полиморфные нарушения звукопроизношения 80% Таким образом, комплексное логопедическое обследование детей позволило сформировать представление о структуре речевого дефекта и на этой основе разработать механизмы оказания коррекционно-педагогической помощи, а также спланировать работу по логопедическому сопровождению семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Анализ анкетирования позволил определить и оценить тактику воспитательного воздействия родителей на детей. Оценка социально-психологического статуса семей и уровня готовности родителей к участию в логопедической коррекции и взаимодействии с логопедом показала, что потребность в мотивацию к сотрудничеству проявили 60% родителей. 70% родителей показали, что трудности, с которыми они ежедневно сталкиваются в образовании и воспитании своего ребенка, вызваны у них недостатком педагогических знаний.

4 Большинство родителей (70%), продемонстрировали готовность к сотрудничеству, были настроены позитивно к повышению педагогической компетентности. Многим родителям хотелось бы принять участие в детских праздниках, открытых занятиях, помогать ребёнку в выполнении домашних заданий, рекомендуемых логопедом. Некоторым родителям требуется индивидуальная помощь в создании предпосылок для участия в образовательном процессе ДОУ. Анализ полученных результатов поставил нас перед необходимостью разработки программы логопедического сопровождения, адресованной родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Цель программы: логопедическое сопровождение семьи, имеющей ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. В програме были поставлены следующие задачи: повышение родительской компетентности в плане особенностей развития и воспитания детей с ОНР 3 уровня; оказание коррекционно-педагогической помощи родителям в воспитании детей с нарушениями речи; создание атмосферы общности интересов у логопеда, педагогов и родителей; активизация родителей в плане взаимодействия ДОУ и семьи; оптимизация детско-родительских отношений в семье; осознание (переосмысление) ценности семьи и родительства. Программа была построена на основе следующих принципов: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения (непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы); комплексный подход сопровождения [3]. Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено тематическое планирование с указанием формы, темы и цели работы на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной тематике. Прежде чем планировать работу с семьями, мы изучли

5 круг проблемных вопросов, волнующих родителей, которые позволили спланировать работу с учётом их интересов и желаний. Достоинством данной программы является разнообразие форм работы с родителями, которые позволяют сделать данную работу привлекательной и интересной. Например, кроме традиционных родительских собраний, индивидуальных консультаций и открытых занятий мы использовали такие формы: бюллетень «Полезная книга для родителей»; выпускали ежемесячную фотогазета «В мире детей»; информационную корзину «Шкатулка вопросов»; оформили и постоянно обновляли стенд «Ступеньки к школе». В ежемесячной газете «Шпаргалки для семьи» мы постоянно предлагали родителям разнообразные артикуляционные упражнения. Большое место в логопедическом сопровождении семьи занимают практикумы на тему: «Наш веселый язычок», в которых мы познакомили родителей с разнообразными артикуляционными упражнениями и методикой их использования в работе с детьми, просили придумать вместе с ребенком свою веселую историю про язычок. Таким образом, разнообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволили установить партнерские отношения с родителями, а также создать атмосферу общности интересов, повышая, таким образом, педагогическую компетентность родителей и обучая родителей конкретным приемам логопедической работы. Список литературы 1. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М.: Сфера с. 2. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. Екатеринбург: УрГПУ, с. 3. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Издательство ГНОМ и Д, с.

Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Одно из основных условий развития ребёнка, его социализация, адаптивность и в дальнейшем успешное обучение в школе, зависит от того насколько своевременно и полноценно может быть сформирована речь в дошкольном детстве. Даже незначительные проблемы с речью, а тем более задержка или нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведение, и в различных формах деятельности. Поэтому на этапе развития ребенка в детском возрасте необходимо обратить внимание на все стороны речи. Речь нельзя назвать врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза, и вместе с физическим и умственным развитием ребенка служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком речевых навыков происходит с определенной закономерностью и отличается рядом черт, общих для всех детей.

Как отмечают С. Л. Рубинштейн, Л.П. Федоренко и др. – речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д. Поскольку звукопроизношение ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от постоянной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни, то следует обратить внимание на необходимость грамотного включения родителей в данный процесс.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточной сформированность фонематического слуха и др.

В том случае, если на перечисленные причины вовремя не обратить внимание в детском возрасте, то это приведет к затруднению общения с окружающими людьми, а в дальнейшем, возможно, повлияют на определенные изменения личности в цепи развития ребёнок-подросток-взрослый. Такие изменения могут привести к возникновению у детей закомплексованности, нарушению успеваемости в школе, создадут барьеры в общении, невозможности полностью раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

Проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми раскрывается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довня, Л.А. Зигле, Т.Ю. Морозовой, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стреблевой и др.

Авторы указывают на то, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу [4].

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), большое внимание уделяется работе с родителями, где указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования. Родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей.

Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Для этого должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с воспитателями, логопедом, психологом.

Анализ психолого-педагогической литературы (Т.Н. Доронова, 2002; О.И. Давыдова, 2003 и др.) позволяет выделить неэффективность данного взаимодействия, которое иногда проявляется в относительной стихийности, которую условно можно разделить на три направления:

– обращение родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;

-обращение воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения;

-общение по другим поводам, не связанным с ребенком.

В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:

– частота обращений к воспитателям и их содержание (одни родители могут общаться ежедневно, а другие практически не общаются);

– большинство интересов родителей связано с беспокойством об аппетите детей и их самочувствии и гораздо реже обращения связаны с содержанием занятий и успехами на них;

– воспитатели чаще обращают внимание родителей на негативные проявления в поведении ребенка, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогом;

– воспитатели включаются в процесс взаимодействия с родителями, при этом зачастую не могут или не знают что посоветовать, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата;

– родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;

– отсутствие навыков психологически грамотно построить беседу, избежать некорректных замечаний в адрес ребенка или родителей, а также оценочных суждений о ребенке, приводит к нежеланию родителей включаться в процесс взаимодействия;

– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями.

Однако нельзя перекладывать всю ответственность на плечи педагогов. Очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо дефекта у ребенка. Данная тенденция связана с тем, что:

– родители не слышат недостатков речи своих детей;

– взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения;

– низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;

– надеются на тот факт, что с возрастом все «пройдет само по себе»;

– опираются на житейский опыт своих знакомых.

Таким образом, проблема коррекции и включение в этот процесс семьи зависит как от сотрудников детского сада, так и от самой семьи.

Прежде чем планировать совместную деятельность семьи и детского сада, связанную с коррекцией, необходимо проанализировать ряд показателей, таких как сложившиеся детско-родительские отношения и возможно имеющиеся в них нарушения (гиперопека, гипоопека, попустительский стиль и т.д.), определить какова компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также направленность и интересы родителей, связанные с коррекцией. Все это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.

Кроме того, для проведения эффективной коррекционной психологической и логопедической работы по формированию связной речи детей необходимо правильно провести диагностику речи ребенка.

Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследованием связной речи детей занимались Л.Е Ефименко, Е.Б. Струнина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, В.П. Глухов, О.Б. Иншакова и многие другие.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

Большинство родителей жалуются на недостаток времени для общения с детьми, при этом не понимая, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обыденных моментах. Например, во утренних в можно о настроении закрепить о семье, адресе, работе о любимой потренировать ласковых форм И все это сделать диалоге ребенком

Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки дают закрепить связанную предметные понятия и обуви, вежливо за к детям При этом следует уделять должное внимание упражнениям, заданиям на мелкой и координации руки. В данных ситуациях одноаременно несколько задач: во-первых, развиваются познавательные психические процессы, во-вторых, задача по мелкой пальцев рук, в-третьих, происходит закрепление навыков общения.

Читайте также:  Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

образом, эффективным для речи все моменты.

Повышение уровня компетентности родителей и включение их в образовательный процесс на фоне правильной работы воспитателя, психолога позволит закрепить те знания, которые были получены ребенком в разных деятельности. Такое и создает вокруг ребенка коррекционно-развивающую

Таким образом, включение семьи в образовательный процесс объясняется гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании и развитии детей. Необходимость развития компетентности родителей в формировании личности детей с нарушениями связана с их индивидуальными затруднениями в процессе преодоления задержки речевого развития.

Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться в системе высококвалифицированными специалистами разного профиля.

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 48 с.

2. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Л.И. Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г. Шишкова; – М.: Академия, 2004. – 56 с.

3. Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольников. Учимся говорить – М: Владос, 2000. – 104 с.

4. Петухова А.В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога // Научные труды SWORLD – №3. 2012. – С. 3-5.

5. Помазкова Н. А., Иванченко О. В. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 101-104.

6. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Г. А. Волкова — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2006 г.- 144 с.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Под ред. Л.П. Федоренко и др. М., 1984. 240 с.

8. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопр. языкознания. 1957. № 2.

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников, способствующие преодолению речевых недостатков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
organizatsiya_vzaimodeystviya_uchitelya-logopeda_i_roditeley_detey_s_onr_iii_urovnya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют неоднородный состав, в него входят дети с нарушениями речи. Дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент дошкольных учреждений.

Организации работы учителя- логопеда с семьей, является одной из сложных сторон деятельности педагога. Часто родители, после зачисления ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей.

Поэтому, важным направлением в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка с ОНР III уровня. Только родители ежедневно могут закреплять речевые навыки в непосредственном общении и изученный материал в домашних условиях. Практический опыт работы в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя–логопеда для решения проблем речевого развития детей. Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной форм работы. [1]

Учитель–логопед в своей работе с родителями детей с ОНР III уровня использует как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

В течение учебного года проводятся несколько родительских собраний. Первое собрание проводится в начале сентября. На нем учитель-логопед знакомит с целью и задачами адаптированной основной образовательной программы и кратким содержанием работы на учебный год. Педагог обрисовывает общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представив несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных; подчеркивает о необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.

В первые две недели учебного года учитель-логопед проводит обследование состояния речи воспитанников. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой учитель-логопед дает подробную характеристику речевого развития каждого ребенка. Учитель-логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта.

Второе родительское собрание проводится в декабре. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.

Третье родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала.

Важным видом взаимосвязи в работе учителя-логопеда и родителей являются консультации.

Фронтальные консультации проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультаций: «Артикуляционная гимнастика с мамой», « Пальчиковая гимнастика в развитии и коррекции речи детей с ОНР», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях», « Рекомендации по выполнению домашних заданий», «Обучение детей с ОНР рассказыванию», «Речевые игры дома».

Индивидуальные консультации проводятся, обычно, после вызывания учителем-логопедом нарушенного звука у ребенка. Цель таких индивидуальных консультаций – показать родителю правильное произношение ребенком ранее нарушенного звука и дать рекомендации по автоматизации звука. Так как родители часто привыкают к речи своего ребенка и не замечают в ней недочетов.

Посещение открытых индивидуальных, фронтальных занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях родители могут увидеть , как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет оказать помощь своим детям дома.

Одна из нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ организация семейного клуба «Говорун» .

Заседание семейного клуба проходит 1 раз в два месяца.

В рамках клуба учителем-логопедом проводится:

1) Анкетирование, которое позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей;

2) Консультации по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого развития ребёнка с ОНР III уровня;

3) Дни открытых дверей, проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

4) Семинары-практикумы «Игры на развитие фонематического слуха», «Тренируем пальчики – развиваем речь» мастер-классы «Изготовление шумовых инструментов», тренинги, проводятся с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитания;

5) Круглые столы, где происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;

6) Конкурсы «Лучший чтец», «Эти веселые стихи», развлечения «Праздник букв», праздники «Страна красивой речи», «Говорун – шоу» создают дружеские отношения между взрослыми и детьми, воспитывают интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность, способствуют развитию речевой деятельности детей с ОНР III уровня;

7) Выставки творческих работ «Буквы – самоделки» «Наш город», дидактических игр, методической литературы, которые способствуют распространению педагогических знаний среди родителей, а так же активизации педагогического самообразования родителей.

Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу коррекционно-образовательного процесса проблем. Предварительно с родителями проводится анкетирование или индивидуальные беседы, которые также выявляют их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных, совместно со специалистами ДОУ, составляется тематический план работы клуба. В плане представляются темы заседаний семейного клуба на учебный год. Каждая тема раскрывается в нескольких формах работы с родителями. В плане указываются организаторы и участники, а также сроки проведения мероприятия.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Задания строятся на материале лексической темы, звука или буквы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-логопедом. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. [2]

Наглядно – информационная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

Специально для родителей детей с ОНР III уровня оформлен родительский уголок «Мы изучаем » в групповой раздевалке. Информация, помещенная в уголке, знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь дома. Материалы родительского уголка содержат лексико-грамматических и дидактических игр, художественные произведения для чтения и заучивания. [3]

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

Эффективно и наглядно использование медалей для детей «Я дружу со звуком» (ребенок получает медаль, если научился правильно произносить звук). Дети их с гордостью носят. И родители довольны, частичка медали – это и их вклад в общую победу над трудным звуком.

Создание и использование персонального сайта свидетельствует о том, что учитель-логопед работает в современном информационном пространстве, использует информационно-коммуникационные технологии , которые помогают осуществлять работу с родителями и воспитанниками на современном уровне. На сайте учителя-логопеда много интересного и полезного материала для родителей: консультации, рекомендации, презентации, проекты, сценарии праздников, мастер-классы, материал по автоматизации и дифференциации звуков. А так же продемонстрированы мероприятия, проведенные с воспитанниками и их родителями. Вот наиболее интересные темы раздела «Взаимодействие с родителями»: полезная информация – для родителей по коррекционно-образовательной работе; скоро в школу – информация, которая поможет успешно подготовить ребенка к школе; это интересно – организация для воспитанников и их родителей доступа к дополнительным учебным материалам, необходимым для успешной коррекционной работы, выполнения заданий учителя-логопеда, самостоятельного обучения.

Использование электронной почты при общении с родителями может стать источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию. Обязательным является наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей. Сбор данных можно включить в анкету для родителей, где они указывают адрес электронной почты. Особенно важно такое общение с родителями детей с ОНР III уровня, находящихся дома по причине болезней. Родитель вместе с ребенком в доступной форме может повторить материал, пройденный в его отсутствие в дошкольном учреждении.

Участие ребенка в конкурсах : очных, дистанционных способствует сплочению семьи, взаимодействию с учителем-логопедом. Родители помогают ребенку всей семьей, стремятся к победе. Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ОВЗ. У таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Участвуя в конкурсах, дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Участие в конкурсах хорошая среда для сближения родителей детей с ОВЗ и родителей сверстников. Это общение способствует развитию толерантности.

Описанные формы взаимодействия с родителями детей с ОНР III уровня эффективно применяются мною, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях региональным экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга] / Н.В.Нищева. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 352 .

2. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005. – 160 с. + цв. вкл.48 с.

3. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003. – 128 с.

4. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. / под ред. В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

5. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – с.25-26.

Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Статья:

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Конспект занятия – Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

  • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с
сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..»
Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
– Почему так сказала Маша?
Маша все съела и спасибо сказала.
Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки – муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха – летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Конспект НОД «Звуки «м», «мь». Буква М»

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема : Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

— Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». — Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. — Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. — Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. — Познакомить с буквой М. — Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. — Развивать умения детей делить слова на слоги. — Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки — мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки — маму мышку и мышат.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

— Малыши улыбались и напевали свои песенки: у — а — и; и — а — о;

— Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

— Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

— Какие это звуки? (Ответы детей)

— Почему они называются гласные? (Ответы детей)

— В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

— Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

— Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» — мычит корова Марта, — «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

— Как мычала корова? (Ответ детей хором)

— С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

— Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь — через нос. «М» — звук носовой.

— Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

— Песенка получилась? (Ответы)

— Значит «м» какой звук? (Ответы)

— Почему «м» согласный звук? (Ответы)

— Приложите руку к горлышку — голосок проснулся, значит звук «м» — (звонкий).

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

— Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

— Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» — согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» — согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка — символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма — ма — ма — на дворе зима,

Ма — ма — ма — холодная зима,

Мы — мы — мы — не боимся мы зимы,

Ме — ме — ме — рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 — 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

— Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

— А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

— Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

— Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

— Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты — молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

— Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

— Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма — па му -му -ну

Ми — ми — пи мо -мо — но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

— Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. ( По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два — все вставайте,

Три, четыре — приседайте,

Пять, шесть — повернитесь,

Семь, восемь — наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут — мммое любимммое лакомммство, аммм — аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

— сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

— какой слышим 1-й звук — («а» — гласный),

— какой 2-й — («м» — согласный, звонкий, твердый),

— произнесите. Что получилось ( аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам — ум — им — ом.

— Что мы делали? (Ответы детей)

— Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. — Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

— Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

— А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

— Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.

Автор: Дубовик Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 41
Месторасположение: городское поселение Большие Вяземы, Одинцовский район, Московская область

Конспект индивидуального занятия в средней логогруппе по теме «Звук М»

Данный конспект предназначен для проведения индивидуального занятия с ребёнком в средней логопедической группе (ОНР).

  • познакомить с легко произносимым согласным звуком, способом его образования,
  • в развитии фонематического восприятия, внимания, памяти,
  • в формировании навыка простого анализа,
  • в формировании навыка синтеза двух звуков.

Конспект индивидуального занятия в средней логогруппе по теме «Звук М»

  • Познакомить ребёнка со звуком [М], способом его образования с опорой на артикуляцию;
  • Учить выделять звук [М] в начале слов;
  • Учить подбирать слова со звуком [М] с наглядной опорой и без таковой (по памяти).
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематическое восприятие, внимание, память;
  • Формировать навык синтеза двух звуков (гласного и согласного);
  • Формировать навык простого анализа (умение выделять звук [М] в начале слов).
  • Воспитывать у ребёнка умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
  • Звуковые символы гласных [У], [А] и согласного [М] (по Ткаченко Т.А.), матрёшка, картинки (предметы), в названии которых есть звук [М].

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: «Будь внимателен, тогда увидишь, кто придёт к нам в гости».

Артикуляционная гимнастика (Приключения язычка в зоопарке).

  • «Бегемот», «Лягушка», «Слон» — удерживать под счёт до 5;
  • «Лягушка – Слон» — чередовать движения, повторить 3-4 раза.
  • «Бегемот» — «Лягушка» — «Слон» — чередовать движения, повторить 3-4 раза.
  • «Блинчик» — удерживать под счёт до 5.

Знакомство с новым звуком [М].

Логопед отгадай загадку: «Кто с рогами и хвостом пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки возле дома у канавки? Кто под вечер нам парного молочка даёт?»

Ответ ребёнка: «Корова».

Далее логопед выставляет картинку с изображением коровы и говорит: «Вышла корова гулять и замычала «М-м-м-м-м». Вот с этим звуком мы сегодня и познакомимся».

Логопед: «Обрати внимание! Что делают губы, когда мы произносим этот звук? Смыкаются, а потом размыкаются».

Повторное произнесение звука [М], соотнесение его с символом (показ зрительного и жестового символов по Ткаченко Т.А.).

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлопай, не зевай»

Логопед: «Я буду произносить разные звуки, а ты, как только услышишь звук-мычалку [М], хлопни в ладоши».

Синтез слов, состоящих из двух звуков.

Логопед: «Давай подружим звук [М] со звуком [У]».

Ребёнок выкладывает символы звука [М] и [У] вместе.

Логопед: «Что получилось?»

Ребёнок ведёт пальчиком от символа звука [М] к символу звука [У] и читает: «Му».

Логопед: «Что обозначает это звукосочетание?»

Ребёнок объясняет: «Это мычит корова».

Логопед уточняет: «Верно. Это звукоподражание. Так подаёт голос корова».

Логопед: «А теперь поменяй символы местами и посмотри, что получится».

Ребёнок меняет символы местами и читает: «Ум».

Логопед: «Тебе понятно, что такое ум?»

Если ребёнок затрудняется в ответе, то логопед объясняет сам: «Ум – это то, благодаря чему мы думаем».

Аналогично синтезируется слово «Ам» и даётся разъяснение его значения:

«АМ – так говорит малыш, когда просит есть; такие звуки издаёт Бармалей, когда пугает детей».

Динамическая пауза.

Муха целый день летает, всем она надоедает (махать руками).

Ночь в квартире настаёт, она летать перестаёт (присесть, опустить руки вниз).

Формирование навыка простого анализа.

Логопед: «Отгадай загадку и тогда увидишь, кто придёт к нам в гости».

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрёшка)

После ответа ребёнка, логопед выставляет матрёшку.

Логопед спрашивает: «С какого звука начинается слово матрёшка?»

Ответ ребёнка: «Слово матрёшка начинается со звука [М]».

Игра «Подарки для матрёшки».

Логопед: «Давай будем дарить матрёшке только те картинки (предметы), в названии которых первый звук [М]».

Ребенок выбирает картинки (мак, майка, маска, мыло и т.д.).

Развитие внимания и тренировка памяти.

Логопед просит ребёнка внимательно посмотреть на отобранные картинки, а затем отвернуться (закрыть глаза), после чего прячет одну картинку (предмет).

Далее логопед спрашивает: «Что спрятала матрёшка? Какой картинки (какого предмета) не стало?»

Игра проводится до тех пор, пока не будут использованы все картинки (предметы).

Итог занятия.

Логопед: «С каким новым звуком познакомились? Какие слова начинаются с этого звука?»

Ссылка на основную публикацию